Мониторинг земель приаэродромных и сопредельных территорий Воронежской области
Достонсрность результатов работы подтверждается: качеством исходных материалов государственной сети Росгидрометапроведением экспериментальных исследований в соответствии со стандартными ^ требованиямикорректным применением методов исследования при решении поставленных задачиспользование апробированных методик обработки исходных материаловстатистической обработкой полученных результатов… Читать ещё >
Содержание
- Щ 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
- 1. 1. Изученность загрязнения атмосферы воздушным транспортом и анализ современных методов оценки негативного воздействия средств наземного обеспечения полетов на окружающую среду
- 1. 2. Основные характеристики аэродромов
- 1. 3. Оценка степени загрязнения приземного слоя атмосферы приаэродромных территорий
- Выводы.-.,
- 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2. 1. Природные условия Воронежской области
- 2. 2. Мониторинг окружающей среды приаэродромных территорий
- Выводы
- 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПО СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ЗЕМЛИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
- 3. 1. Методика прогнозирования формирования уровня загрязнения воздушной среды от летательных аппаратов
- 3. 2. Методика моделирования формирования полей концентраций загрязняющих веществ на выходе из газотурбинной двигательной установки
- 3. 3. Диффузионная модель рассеивания легких загрязняющих веществ
- V. " 3.4 Модель рассеивания тяжелых частиц, содержащихся в отработавших газах двигателей летательных аппаратов
- Выводы
- 4. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ф 4.1 Образование вредных газообразных веществ в двигателях
- 4. 1. 1. Образование вредных газообразных веществ в двигателях с искровым зажиганием
- 4. 1. 2. Образование вредных газообразных веществ и сажи в дизельных двигателях
- 4. 2. Воздействие средств аэродромно-технического обеспечения полетов на окружающую среду
- 4. 3. Результаты опытов по определению загрязнения природной среды на технической позиции подготовки к вылету воздушных судов
- 4. 4. Оценка геоэкологических ситуаций приаэродромных и сопредельных территорий
- 4. 4. 1. Дистанционная экодпагностика состояния земель и результаты оценки состояния природной среды приаэродромных и сопредельных территорий
- 4. 4. 2. Методика картографирования земель приаэродромных территорий
- 4. 5. Мероприятия по регулированию газовых выбросов в цикле «взлет-посадка» при неблагоприятных метеорологических условиях
Мониторинг земель приаэродромных и сопредельных территорий Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Увеличение общей антропогенной нагрузки па 0 природную среду привело в последнее десятилетие к значительному ухудшению состояния земельных ресурсов. В результате низкой культуры земледелия, использования мощной техники с большим удельным давлением на грунт, недостаточного внесения минеральных и органических удобрений к пашню происходят процессы деградации сельскохозяйственных земель, выражающиеся в низкой биологической активности почв, обеднении их ф плодородного слоя, проявлении процессов эрозии, переувлажнении и заболачивании земель [25, 30].
В последние десятилетия одновременно в связи с быстрым развитием авиации существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от подвижных источников, что в значительной степени повлияло па состояние земель, подвергающихся воздействию аэродромных комплексов. Поэтому разработка системы мониторинга ириаэродромных и сопредельных ** территорий является весьма актуальной [40].
Цслыо работы является разработка системы мониторинга земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.
Объект исследовании: земли, прилегающие к аэродромным комплексам.
Предмет исследования: негативные процессы, создаваемые авиатранспортом и системами наземного обслуживания аэродромных комплексов.
Задами исследования:
1. Оценка изученности проблемы влияния аэродромных комплексов на окружающую природную среду.
2. Разработка методики картографирования земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.
3. Разработка структуры мониторинга ириаэродромных земель.
4. Экодиагностика земель, находящихся в зоне влияния аэродромных комплексов.
5. Разработка рекомендаций по минимизации воздействия аэродромных комплексов на прилегающие территории.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Методика выделения земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.
2. Структура мониторинга приаэродромных земель.
3. Комплекс мероприятий по оптимизации земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. В разработке структуры и содержания мониторинга приаэродромных земель.
2. В проведении экодиагностики земель, подвергающихся негативному воздействию аэродромных комплексов.
3. В создании методики картографирования земель приаэродромных территорий.
4. В разработке рекомендаций по охране приаэродромных земель.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании и разработке методики по рациональному использованию и защите земель приаэродромных и сопредельных территорий в региональном масштабе и проведении оценки факторов антропогенного воздействия на эти земли.
Практическая ценность работы. Результаты исследований и выводы могут быть использованы в комитетах экологии и природных ресурсов по оценке загрязненности природной среды от эксплуатации аэродромных комплексов и разработке природоохранных мероприятий для Воронежской области.
Информационная обеспеченность и характеристика исходных материалов наблюдений. В диссертации использованы материалы наблюдений по метеорологическим станциям, расположенным в.
Воронежской области, за период наблюдений с 1928;2003 годы, данные состояния окружающей среды Воронежской областисправочники и Ь ежегодники по земельным ресурсам, климату и стоку для исследуемой территории, режимные наблюдения, экспедиционные специальные наблюдения нриаэродромных территорий.
Достонсрность результатов работы подтверждается: качеством исходных материалов государственной сети Росгидрометапроведением экспериментальных исследований в соответствии со стандартными ^ требованиямикорректным применением методов исследования при решении поставленных задачиспользование апробированных методик обработки исходных материаловстатистической обработкой полученных результатов.
Реализации и апробации работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались: на Всероссийских научно-практических конференциях «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2003) — «Совершенствование наземного обеспечения авиации» (Воронеж, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон па зональных и нарушенных землях» (Воронеж, 2004), на Межрегиональной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного ученого-землеустроителя В. Я. Заплетина «Современные проблемы мониторинга землепользования Центрального Черноземья России» (Землеустройство, кадастр и мониторинг земель) (Воронеж, 2004).
Материалы диссертации используются на лекционных и семинарских занятиях с курсантами Воронежского военного авиационного инженерного института, но дисциплинам «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы выживаемости». Материалы исследования отражены в научно-исследовательской работе Воронежского военного авиационного Ф инженерного института «Комплексный геоэкологический мониторинг воздействия частей авиации на окружающую природную среду (на примере г. Воронежа)».
Публикации. По теме диссертации опубликовано девять печатных работ.
Личное участие автора заключается в разработке структуры экологического мониторинга земель приаэродромных территорий и проведении экологической оценки состояния природной среды этих территорий по степени их загрязнения авиатранспортом, проведение тематического дешифрирования и анализа АФС и КФС.
Структура п объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов, общим объемом 141 страница машинописного текста, списка использованных источников, состоящего из 118 наименований, а также 10 приложений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
1. Необходимость осуществления контроля за состоянием земель и воздушной среды создает необходимость организации специальных мониторинговых наблюдений в ириаэродромных территориях.
2. Составляющими мониторинга являются качественная и количественная оценка состояния атмосферного воздуха, акустического состояния окружающей среды, поверхностных вод, почвенного покрова, растительности и животного мира.
3. Основные задачи экологического мониторинга следующие:
— наблюдения за состоянием окружающей среды с использованием аттестованных или утвержденных специально уполномоченными природоохранными службами методов и оборудования;
— аналитическая обработка полученной информации по специальным программам, входящим в состав информационно-аналитических подсистем территориальных органов Госкомэкологии РФ;
— составление краткосрочных и долговременных прогнозов изменений состояния окружающей среды;
— осуществление контроля за выполнением деятельности по регулированию качества окружающей среды.
Основными элементами мониторинга земель ириаэродромных территорий являются: контроль атмосферного воздуха, геологической среды (экзогенные изменения), подземных и поверхностных вод, почвенного и растительного покрова, объектов животного мира, акустический контроль.
4. Для мониторинга земель ириаэродромных территорий можно сформулировать следующие его основные функции:
— оптимизация работы взлетной полосы и всех вспомогательных служб аэродрома;
— поддержание в оптимальном состоянии окружающей среды в зоне влияния аэродромов, проведение природоохранных мероприятий на основании данных мониторинга.
5. Мониторинг земель приаэродромных территрий включает в себя не только натурные измерения, но и расчетные характеристики.
В работе получены аналитические зависимости для определения категории «источник — загрязняющее вещество» по параметрам Ф и Q: при Ф>0,01 и Q>0,5 — I категория, Ф>0,001 и Q<0,5 — II категория (при данных категориях для рассматриваемого источника необходимо разработать мероприятия по сокращению выбросов данного вещества в атмосферу) — Ф>0,001 и Q <0,5 — III категория, Ф<0,001 и Q< 0,5 — IV категория (при данных категориях нет необходимости разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов).
6. Предложен аналитический метод определения степени воздействия двигателей воздушных судов на загрязнение атмосферного воздуха по величине параметра Кэол, представленного в виде безразмерного коэффициента: m n ~ ~.
Кэоа=? ? KjL-Cijmx-Cij< 1. j = n = i.
7. Предложены аналитические зависимости, позволяющие прогнозировать ноля концентраций легких загрязняющих веществ над нриаэродромными территориями в циклах «взлет-посадка» и расчеты рассеивания тяжелых частиц, осаждение которых происходит, в основном, иод действием гравитационных сил и вертикальной составляющей диффузии.
8. Разработана методика экспериментальных исследований уровня загрязнения окружающей среды. Погрешность проводимых опытов не превысила 5%. Усовершенствована схема расстановки постов наблюдений на взлетной полосе и приаэродромных территориях.
9. Рекогносцировочная оценка, проведенная для растений, насекомых и млекопитающих, свидетельствует о наличии незначительного негативного воздействия приаэродромных территорий, расположенных в пределах Воронежской области при современной их нагрузке по модельным фоновым видам.
Непосредственный анализ состояния природных вод в районах, прилегающих к приаэродромным территориям, не показал сколько-нибудь значительного увеличения в них содержания вредных веществ.
В районах приаэродромных территорий отмечается определенное загрязнение почв токсичными соединениями (до 1 ПДК и несколько более).
Список литературы
- Абрамович Г. Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1969. 339 с.
- Авдюшин С.И. Мониторинг околоземной космической среды/В кн. Достижения в области гидрометеорологии и контроля природной среды. -Л.: Гидрометеоиздат, 1987. -285 с.
- Авиационная акустика. Шум на местности дозвуковых пассажирских самолетов (ч. 1) / Ред. Мунин А. Г. М.: Машиностроение, 1988 — 248 с.
- Антипова А.В., Граве Л. М., Коронкевич Н. И. Методические подходы к разработке географического прогноза природоохранных проблем па территории СССР // География управлению природопользованием. — М.: ИГАМ, 1986. с. 26−42.
- Антипова А.В., Жеребцова Н. А. Изучение и картографирование современного использования территории в целях прогноза природоохранных проблем // Географическое прогнозирование природоохранных проблем. М.: ИГАН, 1988. с. 159−177.
- Атмосферная диффузия и загрязнение воздуха. / Под ред. А. С. Монина. -М., 1962.-512с.
- Атмосферная турбулентность и моделирование распространения примесей (под ред. Ф. Т. М. Ньистандта и X. Ван Дона). Л.: Гидрометеоиздат, 1985.-351с.
- Баранов A.M., Солонин С. В. Авиационная метеорология. Л.: Гидрометеоиздат, 1975.-390с.
- Безуглая В.Н. Организация мониторинга состояния загрязнения городов. М.: Высшая школа, 1986. — 195 с.
- Беккер А. А., Агаев Т. Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды. -Л: Гидрометеоиздат, 1989. 225 с.
- Берлянд М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнение атмосферы. Л., 1975.
- Берлянд A.M. Обзор пространства. Карта и информация/А.М. Бсрлянд. М.: Мысль, 1986.-240 с.
- Бсснамятнов Г. П., Кротов Ю. А. предельно допустимые концентрации химических элементов в окружающей среде. Справочник. JI., 1985.
- Биоиндикация загрязнения наземных экосистем. М., 1958.
- Блануца В.И. Интегральное экологическое районирование: концепция и методы. Новосибирск: Наука, 1993. — 160 с.
- Борисов Н.И. Авиационная экология (в 5 частях). Воронеж: ВВАИИ, 1998.
- Буйков М.В. О граничном условии для уравнения турбулентной диффузии на подстилающей поверхности. Метеорология и гидрология, 1990, № 9.
- Букс И. некоторые методические подходы к оценке устойчивости природных компонентов для целей прогноза состояния окружающей природной среды // Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды. -JI.: Гидрометеоиздат, 1987, выи.5, с.200−212.
- Бызова Н.Л., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. — 191с.
- Васильев В.П., Дмитриев Е. С. Формирование источника загрязнения окружающей среды при выбросе примеси в атмосферу сверхзвуковой струей//В сб. «Физика атмосферы и магнитосферы».- М.: Труды ИПГ, вып. 29, 1974. -88с.
- Возженников О. И. О характеристиках превышения заданного уровня концентраций в стационарной струе. Метеорология и гидрология, 1979, № 12.-92 с.
- ГОСТ 17.2.3.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен 01.01.87. М.: Изд-во стандартов, 1986.-5с.
- ГОСТ 17.2.1.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу. М.: Изд-во стандартов, 1986. -4с.
- ГОСТ 17.2.3.02−78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления до пусти м ы х выбросов вредных веществ промышленных предприятий. -М.: Издательство стандартов. 1979. 14с.
- Государственная программа охраны ок-ружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991−1996 гг. и на перспективу до 2005 г. // Правительственный вестник, № 40, 1990. с.5−12.
- Дёч Г. Руководство к практическому применению преобразования Лапласа и Z преобразования. — М.: Наука, 1971.- 276 с.
- Езекиел М., Фокс К. Методы анализов корреляций и регрессий.-М.'.Статистика, 1966.- 557с.
- Ершова B.C.,. Солонин С. В. О наивыгоднейшей скорости полета самолета с учетом ветра. Тр. ЛГМИ, 1968, вып. 34. — С. 102 — 109.
- Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды от декабря 1991 г.- М., 1992. 64 с.
- Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах/Ред. Ененков В. Г., 2-е изд. М.: Транспорт, 1986. — 198 с.
- Израэль Ю. Л. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984.
- Израэль Ю. Л., Назаров И. М., Прессман Л. Я. Кислотные дожди. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
- Израэль Ю. Л. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Воениздат, 1984. — 297с.
- Ильин В.Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. Новосибирск.: Наука, 1991.-151 с.
- Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" ОНД 1−84 (Госкомгидромет), приложение 6, п. 2., 1985. — 167 с.
- Инструкция о порядке составления, согласования и контроля выполнения годовых планов по охране природы предприятиями гражданской авиации. М.: Министерство гражданской авиации СССР, 1981. — 89с.
- Исаченко Л.Г. Экологические проблемы и эколого-картографическое картографирование СССР// Изв. ВГО. 1990., т. 122, вын.4. -289 с.
- Квитка В.Е. и др. Гражданская авиация и охрана окружающей среды. -Киев: Вита школа, 1984.-136с.
- Кимстон В.Л. и др. Концепция системы экологического мониторинга России. Метеорология и гидрология, № 10, 1992. 134с.
- Комедников Н.Н. Экология в картах: Аннотированный библиографический указатель карт и атласов / Н. Н. Комедников, А. А. Лютый и др. // Геодезия и картография. 1993. — с. 120 с.
- Комедников Н.Н. Экологическое картографирование в России / Н. Н. Комедников, А. А. Лютый и др.// Геодезия и картография. 1993. — № 9. — с. 12−18.
- Кочуров Б.И. Экоднагностика и сбалансированное развитие/ Б. И. Кочуров. Москва-Смоленск: Маджента. — 2003. — 384 с.
- Кузнецов Д.С. Специальные функции. М.: Высшая школа, 1965. — 424 с.
- Марчук Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Паука, 1982. — 320с.
- Маслов В.Л., и др. Размещение приборов контроля окружающей среды в районе аэродрома./Межвуз. сб. научно-методич. трудов «Совершенствование наземного обеспечения авиации». Ч. IV. Воронеж: ВВЛИИ, 2000.-221 с.
- Маслов В.Л. /В кн. Сазонов Э. В., Турбин B.C., Ус П. Л. и др."Очистка газовых и пылевых выбросов". Воронеж: ВВЛИИ, 2001.-221с.
- Маслов В.Л. Экологический мониторинг воздушной и акустической сред приаэродромных территорий/ Сб. материалов 59-ой научно-технической конференции СамГЛСЛ. Самара: СамГЛСЛ, 2002. — 217 с.
- Международная организация гражданской авиации. Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации. Доклад 1-го совещания (Монреаль, июнь, 1986): Документ ИКАО 9499, САЕР/1. Монреаль, 1986. -235 с.
- Международная организация гражданской авиации. Комитет, но охране окружающей среды от воздействия авиации. Доклад 2-го совещания (Монреаль, декабрь, 1991): Документ ИКАО 9592, СЛЕР/2. -Монреаль, 1992. 205 с.
- Международная организация гражданской авиации. Рекомендации, касающиеся деятельности ИКАО в области окружающей среды: Раб. док. 134 сессии Совета ИКАО. C-WP/9375,1991.-е. 1−17.
- Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика: «Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т. 1, «Авиационный шум», Монреаль, 2-е изд., 1988.- 200 с.
- Международная организация гражданской авиации. Прогноз развития воздушного транспорта до 2001 года- Циркуляр ИКАО 237-АТ/98. Монреаль, 1992. — 51 с.
- Мельников Б. Н. Анализ основных результатов и новых направлений деятельности ИКАО в области экологической безопасности воздушного трапспорта.//В сб. научн. трудов «Проблемы безопасности полетов». М.: ВИНИТИ, 1994, № 3.-80 с.
- Мельников Б.Н. Экологические и экономические последствия введения международных ограничений, но шуму для реактивных самолетов//Сб. обзорной информации ВИНИТИ. Сер. Транспорт: наука, техника, управление. 1992, № 6, с. 32 -41.
- Методы и средства контроля промышленных выбросов и загрязнения атмосферы и их применение. -М.: Воениздат, 1988.
- Метод определения склонности авиационных тонлив к выбросу загрязняющих веществ при сжигании в камерах сгорания газотурбинных двигателей", утв. ГлавНТУ МГА от 28.12.84 г. М.:ГОСНИИГА, 1984.
- Методика расчета выброса загрязняющих веществ двигателей основных типов самолетов гражданской авиации. М.: ГОСНИИГА, 1991. — 22с.
- Методические рекомендации по обеспечению природоохранных требований при проектировании автомобильных дорог в центральной полосе Европейской части России.//ВНИИприроды.-М., 1999.-222с.
- Мильков Ф.Н. Сельскохозяйственные ландшафты, их специфика и классификация // Вопросы географии. М.: Мысль, 1984, № 124.
- Мильков Ф.Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: изд-во ВГУ, 1986. -326 с.
- Молоканов Г. Ф. О законе управления самолетом, перелетающим из одного пункта в другой в кратчайшее время.— «Изв. ЛИ СССР. Техническая кибернетика», 1966, № 1,с. 161—169.
- Нормативные данные по предельно допустимым уровням загрязнения вредными веществами объектов окружающей среды. Справочный материал. Санкт-Петербург: АМЕКОС, 1994. 233 с.
- Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)./ Постановление Правительства Российской Федерации № 177 от 31.03.2003 г. -М.: Российская газета, 2003.
- Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель. / Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002 г. М.: Российская газета, 2002.
- Общесоюзные санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве. N506229 91 от 19.11.91.
- ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. JI.: Госгидрометеоиздат, 1987.
- ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1,2. С. Петербург, 1992 г.
- Оре О. Теория графов. М.: Гл. ред.физ.-мат.лит., 1968. — 352 с.
- Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. вузов/С.В. Белов, А. Ф. Козьяков и др. 2-е изд., испр. и дои. М.: Высш. шк., 1991. — 319 с.
- Подольский В.П. Дорожная экология. М.: Союз, 1997. 196с.
- Подольский В.П., Артюхов В. Г., Турбин B.C., Канищев А. Н. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий. Воронеж: ВГУ, 1999−276 с.
- Подольский В.П. Методика определения коэффициента экологической безопасности//Автомобильные дороги, 1995, № 1−2. С. 31−33.
- Преображенский B.C., Мухина Л. И. Современные ландшафты как природно-антроиогенные системы // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. — 1984, № 1. с. 19−27.
- Рабочая методика составления шумовой карты аэропорта. Рига: РКИМГА, 1979.
- РД 50−210−80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02−78.
- Реймерс. Н.Ф. Словарь-справочник. Природопользование. М.- Мысль. 1990−637 с.
- Рекомендации, но оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятия/ Госком. СССР по охране природы, М., 1989 г.
- Руководство по обеспечению безопасности работников гражданской авиации, подвергающихся в процессе труда воздействию электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (РЭМБРЧ-89). -М.: Министерство гражданской авиации СССР, 1989.
- Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52. 04. 186−89, -М.: Госкомгидромет, 1991.
- Руководящий документ. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90, часть 1. С. Петербург, 1992. — 99 с.
- Сборник методических, инструктивно-методических и справочно-ииформационных материалов, но проведению оценки воздействия на окружающую среду. Часть 1, 2. М.: 1993.
- Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий// иод ред.В. П. Антонова. JI.: Гидрометеоиздат, 1986.- 319с.
- Смирнов В.И., Кожевников B.C., Гаврилов Г. М. Охрана окружающей среды при проектировании городов. Л.: Стройиздат, 1981. — 168 с.
- Снижение шума самолетов с реактивными двигателями. /Под ред. A.M. Мхитаряна. М.: Машиностроение, 1975.
- Соколов С.Д. Зеленые насаждения и их размещение на территории жилого микрорайона в связи с формированием оптимального ветрового режима. -Гигиена и санитария, 1970, № 1.
- Солонин С.В., Ершова B.C., Киселев В. Н., Мазовер С. И. Вариациоиная задача о минимальном загрязнении окружающей среды воздушным трапспортом//Сб. «Авиационная и космическая метеорология», ЛГМИ, 1979.- 166с.
- Солонин С. В., Ершова В. С., Мазовер С. И. Определение траектории минимального времени полета самолета методом динамического программирования с учетом сферичности Земли.— «Тр. ЛГМИ», 1971, вып. 42, с. 43−50.
- Шевелько П.С., Акиндеев А. Е., Брага В. Г. и др. Справочник авиационного техника. М.: Воениздат, 1974. 592с.
- Статистическое исследование траекторий минимального времени полетов самолетов по воздушной трассе Москва—Хабаровск. — «Тр. ЛГМИ», 1974. вып. 51, с. 174—180//. Авт.: С. В. Солонин, В. С. Ершова, С. И. Мазовср, Р. И. Шамяс.
- Таблицы планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей./Справочное пособие.//В.З.Бродский, Л. И. Бродский, Т. И. Голикова и др. М.: Металлургия, 1982. — 752с.
- Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, СИ 369−74, М., 1975.
- Уорк К., Уорпср С. Загрязнение воздуха: источники контроля. М.: Мир, 1980.-539 с,
- Федеральная целевая комплексная научно-техническая программа «Экологическая безопасность России» (1993−1998 гг.): / Спец. выпуск-экологической газеты «За зеленый мир», 1993. — С. 3- 14.
- Цунко И.И. Аэродромы и экология. Авиация и космонавтика, № 7, 1993.
- Шевырев В.Е. Транспорт и его влияние на окружающую среду / А. Б. Власов, A.M. Колесов, Е. Г. Спиридонов // Совершенствование наземного обеспечения авиации: межвузовский сборник научно-методических трудов. Ч. II. — Воронеж: ВВАИИ, 2002. — С. 165−169.
- Шевырев В.Е. Мониторинг приаэродромных территорий с использованием методов биоиндикации / В. Е. Шевырев // Совершенствование наземного обеспечения авиации: Сб. тез. докл. Всеросс. науч.-практич. конференции. Воронеж, 2003. — С. 56−58.
- Шевырев В.Е. Экологический мониторинг земель специального назначения / В. Е. Шевырев // Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон на зональных и нарушенных землях: Межвузовский сборник. -Воронеж: ВГЛТЛ, 2004. С. 123−125.
- Шнайдман В.Л., Фоскарипе О. В. Моделирование пограничного слоя и макротурбулентного обмена в атмосфере. J1.: Гидрометеоиздат, 1990.
- Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. ГОСТ 22 283–76. М.: Госстандарт СССР, 1977.
- Barrett М Aircraft, and the global environment. «World Aerosp. TechnoP 92: Int. Rev. Aerosp. Des. And Dev."-London, 1992.- P.32−33, 36−37.
- Barrett M Aircraft pollution. Environmental impacts and future solutions. WWF Research Paper, 1991. -Юр.
- Crayston J. ICAO group identiflest environmentaJ problems associated with civil aviation // ICAO Journal., 1992, 17, № 8. pp. 4−5.
- International Air Transport Association. Air Traneport Action Group (ATAG). Environmental Taskek Force (ETAF). Air transport and the environment. Geneva, 1992. —24 p.
- International Civil Aviation Organization. Committee on Aviation Environmental Protection (CAEP). Environmental activity within ICAO. Information paper CAEP/2-WP/73, 1991. 16 p.
- Mortimer L.E. Ambitious programme of future work to be undertaken by CAEP//ICAO Journal., 1992, 47,№ 8. p.6.
- Smith M.J.T. Evolving noise issue could persist into next century// ICAO Journal., 1992, 47,№ 8.- pp.11−13.
- Thame C. European environmental studies focus on impact of engine emissions//ICAO Journal, 1992, 47, № 8. pp.7−10.
- Transportation Noiee Reference Book. Ed by P. M. Nelson. Buttervvorths and and Co. Ltd., 1987.-518 p.
- Рис. 1. Поле концентраций вредных веществ на технической позиции обслуживания ВС: ir рулящее воздушное судно, V0 скорость и направление ветра, ij. is — месторасположение CHOI 1zz
- Масляные Смоченные пористые Тип
- То же Непрерывная промывка фильтрующих элементов в масле с периодической заменой масла То же Промывка фильтрующих элементов в содовом растворе с последующим замасливанием to Способ регенерацииXej -a1. CJ CO•aосо fclcr1. Ю3 -a5