Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мониторинг земель приаэродромных и сопредельных территорий Воронежской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достонсрность результатов работы подтверждается: качеством исходных материалов государственной сети Росгидрометапроведением экспериментальных исследований в соответствии со стандартными ^ требованиямикорректным применением методов исследования при решении поставленных задачиспользование апробированных методик обработки исходных материаловстатистической обработкой полученных результатов… Читать ещё >

Содержание

  • Щ 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
    • 1. 1. Изученность загрязнения атмосферы воздушным транспортом и анализ современных методов оценки негативного воздействия средств наземного обеспечения полетов на окружающую среду
    • 1. 2. Основные характеристики аэродромов
    • 1. 3. Оценка степени загрязнения приземного слоя атмосферы приаэродромных территорий
  • Выводы.-.,
  • 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Природные условия Воронежской области
    • 2. 2. Мониторинг окружающей среды приаэродромных территорий
  • Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПО СТЕПЕНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ЗЕМЛИ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 3. 1. Методика прогнозирования формирования уровня загрязнения воздушной среды от летательных аппаратов
    • 3. 2. Методика моделирования формирования полей концентраций загрязняющих веществ на выходе из газотурбинной двигательной установки
    • 3. 3. Диффузионная модель рассеивания легких загрязняющих веществ
  • V. " 3.4 Модель рассеивания тяжелых частиц, содержащихся в отработавших газах двигателей летательных аппаратов
  • Выводы
  • 4. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ ПРИАЭРОДРОМНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ф 4.1 Образование вредных газообразных веществ в двигателях
    • 4. 1. 1. Образование вредных газообразных веществ в двигателях с искровым зажиганием
    • 4. 1. 2. Образование вредных газообразных веществ и сажи в дизельных двигателях
    • 4. 2. Воздействие средств аэродромно-технического обеспечения полетов на окружающую среду
    • 4. 3. Результаты опытов по определению загрязнения природной среды на технической позиции подготовки к вылету воздушных судов
    • 4. 4. Оценка геоэкологических ситуаций приаэродромных и сопредельных территорий
    • 4. 4. 1. Дистанционная экодпагностика состояния земель и результаты оценки состояния природной среды приаэродромных и сопредельных территорий
    • 4. 4. 2. Методика картографирования земель приаэродромных территорий
    • 4. 5. Мероприятия по регулированию газовых выбросов в цикле «взлет-посадка» при неблагоприятных метеорологических условиях

Мониторинг земель приаэродромных и сопредельных территорий Воронежской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Увеличение общей антропогенной нагрузки па 0 природную среду привело в последнее десятилетие к значительному ухудшению состояния земельных ресурсов. В результате низкой культуры земледелия, использования мощной техники с большим удельным давлением на грунт, недостаточного внесения минеральных и органических удобрений к пашню происходят процессы деградации сельскохозяйственных земель, выражающиеся в низкой биологической активности почв, обеднении их ф плодородного слоя, проявлении процессов эрозии, переувлажнении и заболачивании земель [25, 30].

В последние десятилетия одновременно в связи с быстрым развитием авиации существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от подвижных источников, что в значительной степени повлияло па состояние земель, подвергающихся воздействию аэродромных комплексов. Поэтому разработка системы мониторинга ириаэродромных и сопредельных ** территорий является весьма актуальной [40].

Цслыо работы является разработка системы мониторинга земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.

Объект исследовании: земли, прилегающие к аэродромным комплексам.

Предмет исследования: негативные процессы, создаваемые авиатранспортом и системами наземного обслуживания аэродромных комплексов.

Задами исследования:

1. Оценка изученности проблемы влияния аэродромных комплексов на окружающую природную среду.

2. Разработка методики картографирования земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.

3. Разработка структуры мониторинга ириаэродромных земель.

4. Экодиагностика земель, находящихся в зоне влияния аэродромных комплексов.

5. Разработка рекомендаций по минимизации воздействия аэродромных комплексов на прилегающие территории.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Методика выделения земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.

2. Структура мониторинга приаэродромных земель.

3. Комплекс мероприятий по оптимизации земель, подверженных негативным воздействиям аэродромных комплексов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. В разработке структуры и содержания мониторинга приаэродромных земель.

2. В проведении экодиагностики земель, подвергающихся негативному воздействию аэродромных комплексов.

3. В создании методики картографирования земель приаэродромных территорий.

4. В разработке рекомендаций по охране приаэродромных земель.

Теоретическая значимость работы состоит в обосновании и разработке методики по рациональному использованию и защите земель приаэродромных и сопредельных территорий в региональном масштабе и проведении оценки факторов антропогенного воздействия на эти земли.

Практическая ценность работы. Результаты исследований и выводы могут быть использованы в комитетах экологии и природных ресурсов по оценке загрязненности природной среды от эксплуатации аэродромных комплексов и разработке природоохранных мероприятий для Воронежской области.

Информационная обеспеченность и характеристика исходных материалов наблюдений. В диссертации использованы материалы наблюдений по метеорологическим станциям, расположенным в.

Воронежской области, за период наблюдений с 1928;2003 годы, данные состояния окружающей среды Воронежской областисправочники и Ь ежегодники по земельным ресурсам, климату и стоку для исследуемой территории, режимные наблюдения, экспедиционные специальные наблюдения нриаэродромных территорий.

Достонсрность результатов работы подтверждается: качеством исходных материалов государственной сети Росгидрометапроведением экспериментальных исследований в соответствии со стандартными ^ требованиямикорректным применением методов исследования при решении поставленных задачиспользование апробированных методик обработки исходных материаловстатистической обработкой полученных результатов.

Реализации и апробации работы. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались: на Всероссийских научно-практических конференциях «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 2003) — «Совершенствование наземного обеспечения авиации» (Воронеж, 2003), Всероссийской научно-практической конференции «Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон па зональных и нарушенных землях» (Воронеж, 2004), на Межрегиональной научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного ученого-землеустроителя В. Я. Заплетина «Современные проблемы мониторинга землепользования Центрального Черноземья России» (Землеустройство, кадастр и мониторинг земель) (Воронеж, 2004).

Материалы диссертации используются на лекционных и семинарских занятиях с курсантами Воронежского военного авиационного инженерного института, но дисциплинам «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы выживаемости». Материалы исследования отражены в научно-исследовательской работе Воронежского военного авиационного Ф инженерного института «Комплексный геоэкологический мониторинг воздействия частей авиации на окружающую природную среду (на примере г. Воронежа)».

Публикации. По теме диссертации опубликовано девять печатных работ.

Личное участие автора заключается в разработке структуры экологического мониторинга земель приаэродромных территорий и проведении экологической оценки состояния природной среды этих территорий по степени их загрязнения авиатранспортом, проведение тематического дешифрирования и анализа АФС и КФС.

Структура п объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов, общим объемом 141 страница машинописного текста, списка использованных источников, состоящего из 118 наименований, а также 10 приложений.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Необходимость осуществления контроля за состоянием земель и воздушной среды создает необходимость организации специальных мониторинговых наблюдений в ириаэродромных территориях.

2. Составляющими мониторинга являются качественная и количественная оценка состояния атмосферного воздуха, акустического состояния окружающей среды, поверхностных вод, почвенного покрова, растительности и животного мира.

3. Основные задачи экологического мониторинга следующие:

— наблюдения за состоянием окружающей среды с использованием аттестованных или утвержденных специально уполномоченными природоохранными службами методов и оборудования;

— аналитическая обработка полученной информации по специальным программам, входящим в состав информационно-аналитических подсистем территориальных органов Госкомэкологии РФ;

— составление краткосрочных и долговременных прогнозов изменений состояния окружающей среды;

— осуществление контроля за выполнением деятельности по регулированию качества окружающей среды.

Основными элементами мониторинга земель ириаэродромных территорий являются: контроль атмосферного воздуха, геологической среды (экзогенные изменения), подземных и поверхностных вод, почвенного и растительного покрова, объектов животного мира, акустический контроль.

4. Для мониторинга земель ириаэродромных территорий можно сформулировать следующие его основные функции:

— оптимизация работы взлетной полосы и всех вспомогательных служб аэродрома;

— поддержание в оптимальном состоянии окружающей среды в зоне влияния аэродромов, проведение природоохранных мероприятий на основании данных мониторинга.

5. Мониторинг земель приаэродромных территрий включает в себя не только натурные измерения, но и расчетные характеристики.

В работе получены аналитические зависимости для определения категории «источник — загрязняющее вещество» по параметрам Ф и Q: при Ф>0,01 и Q>0,5 — I категория, Ф>0,001 и Q<0,5 — II категория (при данных категориях для рассматриваемого источника необходимо разработать мероприятия по сокращению выбросов данного вещества в атмосферу) — Ф>0,001 и Q <0,5 — III категория, Ф<0,001 и Q< 0,5 — IV категория (при данных категориях нет необходимости разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов).

6. Предложен аналитический метод определения степени воздействия двигателей воздушных судов на загрязнение атмосферного воздуха по величине параметра Кэол, представленного в виде безразмерного коэффициента: m n ~ ~.

Кэоа=? ? KjL-Cijmx-Cij< 1. j = n = i.

7. Предложены аналитические зависимости, позволяющие прогнозировать ноля концентраций легких загрязняющих веществ над нриаэродромными территориями в циклах «взлет-посадка» и расчеты рассеивания тяжелых частиц, осаждение которых происходит, в основном, иод действием гравитационных сил и вертикальной составляющей диффузии.

8. Разработана методика экспериментальных исследований уровня загрязнения окружающей среды. Погрешность проводимых опытов не превысила 5%. Усовершенствована схема расстановки постов наблюдений на взлетной полосе и приаэродромных территориях.

9. Рекогносцировочная оценка, проведенная для растений, насекомых и млекопитающих, свидетельствует о наличии незначительного негативного воздействия приаэродромных территорий, расположенных в пределах Воронежской области при современной их нагрузке по модельным фоновым видам.

Непосредственный анализ состояния природных вод в районах, прилегающих к приаэродромным территориям, не показал сколько-нибудь значительного увеличения в них содержания вредных веществ.

В районах приаэродромных территорий отмечается определенное загрязнение почв токсичными соединениями (до 1 ПДК и несколько более).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Н. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1969. 339 с.
  2. С.И. Мониторинг околоземной космической среды/В кн. Достижения в области гидрометеорологии и контроля природной среды. -Л.: Гидрометеоиздат, 1987. -285 с.
  3. Авиационная акустика. Шум на местности дозвуковых пассажирских самолетов (ч. 1) / Ред. Мунин А. Г. М.: Машиностроение, 1988 — 248 с.
  4. А.В., Граве Л. М., Коронкевич Н. И. Методические подходы к разработке географического прогноза природоохранных проблем па территории СССР // География управлению природопользованием. — М.: ИГАМ, 1986. с. 26−42.
  5. А.В., Жеребцова Н. А. Изучение и картографирование современного использования территории в целях прогноза природоохранных проблем // Географическое прогнозирование природоохранных проблем. М.: ИГАН, 1988. с. 159−177.
  6. Атмосферная диффузия и загрязнение воздуха. / Под ред. А. С. Монина. -М., 1962.-512с.
  7. Атмосферная турбулентность и моделирование распространения примесей (под ред. Ф. Т. М. Ньистандта и X. Ван Дона). Л.: Гидрометеоиздат, 1985.-351с.
  8. A.M., Солонин С. В. Авиационная метеорология. Л.: Гидрометеоиздат, 1975.-390с.
  9. В.Н. Организация мониторинга состояния загрязнения городов. М.: Высшая школа, 1986. — 195 с.
  10. А. А., Агаев Т. Б. Охрана и контроль загрязнения природной среды. -Л: Гидрометеоиздат, 1989. 225 с.
  11. М.Е. Современные проблемы атмосферной диффузии и загрязнение атмосферы. Л., 1975.
  12. A.M. Обзор пространства. Карта и информация/А.М. Бсрлянд. М.: Мысль, 1986.-240 с.
  13. Г. П., Кротов Ю. А. предельно допустимые концентрации химических элементов в окружающей среде. Справочник. JI., 1985.
  14. Биоиндикация загрязнения наземных экосистем. М., 1958.
  15. В.И. Интегральное экологическое районирование: концепция и методы. Новосибирск: Наука, 1993. — 160 с.
  16. Н.И. Авиационная экология (в 5 частях). Воронеж: ВВАИИ, 1998.
  17. М.В. О граничном условии для уравнения турбулентной диффузии на подстилающей поверхности. Метеорология и гидрология, 1990, № 9.
  18. И. некоторые методические подходы к оценке устойчивости природных компонентов для целей прогноза состояния окружающей природной среды // Проблемы фонового мониторинга состояния природной среды. -JI.: Гидрометеоиздат, 1987, выи.5, с.200−212.
  19. Н.Л., Иванов В. Н., Гаргер Е. К. Турбулентность в пограничном слое атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. — 191с.
  20. В.П., Дмитриев Е. С. Формирование источника загрязнения окружающей среды при выбросе примеси в атмосферу сверхзвуковой струей//В сб. «Физика атмосферы и магнитосферы».- М.: Труды ИПГ, вып. 29, 1974. -88с.
  21. О. И. О характеристиках превышения заданного уровня концентраций в стационарной струе. Метеорология и гидрология, 1979, № 12.-92 с.
  22. ГОСТ 17.2.3.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. Введен 01.01.87. М.: Изд-во стандартов, 1986.-5с.
  23. ГОСТ 17.2.1.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу. М.: Изд-во стандартов, 1986. -4с.
  24. ГОСТ 17.2.3.02−78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления до пусти м ы х выбросов вредных веществ промышленных предприятий. -М.: Издательство стандартов. 1979. 14с.
  25. Государственная программа охраны ок-ружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991−1996 гг. и на перспективу до 2005 г. // Правительственный вестник, № 40, 1990. с.5−12.
  26. Дёч Г. Руководство к практическому применению преобразования Лапласа и Z преобразования. — М.: Наука, 1971.- 276 с.
  27. М., Фокс К. Методы анализов корреляций и регрессий.-М.'.Статистика, 1966.- 557с.
  28. Ершова B.C.,. Солонин С. В. О наивыгоднейшей скорости полета самолета с учетом ветра. Тр. ЛГМИ, 1968, вып. 34. — С. 102 — 109.
  29. Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды от декабря 1991 г.- М., 1992. 64 с.
  30. Защита окружающей среды при авиатранспортных процессах/Ред. Ененков В. Г., 2-е изд. М.: Транспорт, 1986. — 198 с.
  31. Ю. Л. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гидрометеоиздат, 1984.
  32. Ю. Л., Назаров И. М., Прессман Л. Я. Кислотные дожди. Л.: Гидрометеоиздат, 1989.
  33. Ю. Л. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Воениздат, 1984. — 297с.
  34. В.Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. Новосибирск.: Наука, 1991.-151 с.
  35. Инструкции о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям" ОНД 1−84 (Госкомгидромет), приложение 6, п. 2., 1985. — 167 с.
  36. Инструкция о порядке составления, согласования и контроля выполнения годовых планов по охране природы предприятиями гражданской авиации. М.: Министерство гражданской авиации СССР, 1981. — 89с.
  37. Л.Г. Экологические проблемы и эколого-картографическое картографирование СССР// Изв. ВГО. 1990., т. 122, вын.4. -289 с.
  38. В.Е. и др. Гражданская авиация и охрана окружающей среды. -Киев: Вита школа, 1984.-136с.
  39. В.Л. и др. Концепция системы экологического мониторинга России. Метеорология и гидрология, № 10, 1992. 134с.
  40. Н.Н. Экология в картах: Аннотированный библиографический указатель карт и атласов / Н. Н. Комедников, А. А. Лютый и др. // Геодезия и картография. 1993. — с. 120 с.
  41. Н.Н. Экологическое картографирование в России / Н. Н. Комедников, А. А. Лютый и др.// Геодезия и картография. 1993. — № 9. — с. 12−18.
  42. .И. Экоднагностика и сбалансированное развитие/ Б. И. Кочуров. Москва-Смоленск: Маджента. — 2003. — 384 с.
  43. Д.С. Специальные функции. М.: Высшая школа, 1965. — 424 с.
  44. Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. М.: Паука, 1982. — 320с.
  45. В.Л., и др. Размещение приборов контроля окружающей среды в районе аэродрома./Межвуз. сб. научно-методич. трудов «Совершенствование наземного обеспечения авиации». Ч. IV. Воронеж: ВВЛИИ, 2000.-221 с.
  46. В.Л. /В кн. Сазонов Э. В., Турбин B.C., Ус П. Л. и др."Очистка газовых и пылевых выбросов". Воронеж: ВВЛИИ, 2001.-221с.
  47. В.Л. Экологический мониторинг воздушной и акустической сред приаэродромных территорий/ Сб. материалов 59-ой научно-технической конференции СамГЛСЛ. Самара: СамГЛСЛ, 2002. — 217 с.
  48. Международная организация гражданской авиации. Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации. Доклад 1-го совещания (Монреаль, июнь, 1986): Документ ИКАО 9499, САЕР/1. Монреаль, 1986. -235 с.
  49. Международная организация гражданской авиации. Комитет, но охране окружающей среды от воздействия авиации. Доклад 2-го совещания (Монреаль, декабрь, 1991): Документ ИКАО 9592, СЛЕР/2. -Монреаль, 1992. 205 с.
  50. Международная организация гражданской авиации. Рекомендации, касающиеся деятельности ИКАО в области окружающей среды: Раб. док. 134 сессии Совета ИКАО. C-WP/9375,1991.-е. 1−17.
  51. Международная организация гражданской авиации. Международные стандарты и рекомендуемая практика: «Охрана окружающей среды». Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации, т. 1, «Авиационный шум», Монреаль, 2-е изд., 1988.- 200 с.
  52. Международная организация гражданской авиации. Прогноз развития воздушного транспорта до 2001 года- Циркуляр ИКАО 237-АТ/98. Монреаль, 1992. — 51 с.
  53. . Н. Анализ основных результатов и новых направлений деятельности ИКАО в области экологической безопасности воздушного трапспорта.//В сб. научн. трудов «Проблемы безопасности полетов». М.: ВИНИТИ, 1994, № 3.-80 с.
  54. .Н. Экологические и экономические последствия введения международных ограничений, но шуму для реактивных самолетов//Сб. обзорной информации ВИНИТИ. Сер. Транспорт: наука, техника, управление. 1992, № 6, с. 32 -41.
  55. Методы и средства контроля промышленных выбросов и загрязнения атмосферы и их применение. -М.: Воениздат, 1988.
  56. Метод определения склонности авиационных тонлив к выбросу загрязняющих веществ при сжигании в камерах сгорания газотурбинных двигателей", утв. ГлавНТУ МГА от 28.12.84 г. М.:ГОСНИИГА, 1984.
  57. Методика расчета выброса загрязняющих веществ двигателей основных типов самолетов гражданской авиации. М.: ГОСНИИГА, 1991. — 22с.
  58. Методические рекомендации по обеспечению природоохранных требований при проектировании автомобильных дорог в центральной полосе Европейской части России.//ВНИИприроды.-М., 1999.-222с.
  59. Ф.Н. Сельскохозяйственные ландшафты, их специфика и классификация // Вопросы географии. М.: Мысль, 1984, № 124.
  60. Ф.Н. Физическая география: учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: изд-во ВГУ, 1986. -326 с.
  61. Г. Ф. О законе управления самолетом, перелетающим из одного пункта в другой в кратчайшее время.— «Изв. ЛИ СССР. Техническая кибернетика», 1966, № 1,с. 161—169.
  62. Нормативные данные по предельно допустимым уровням загрязнения вредными веществами объектов окружающей среды. Справочный материал. Санкт-Петербург: АМЕКОС, 1994. 233 с.
  63. Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)./ Постановление Правительства Российской Федерации № 177 от 31.03.2003 г. -М.: Российская газета, 2003.
  64. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель. / Постановление Правительства Российской Федерации № 846 от 28.11.2002 г. М.: Российская газета, 2002.
  65. Общесоюзные санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых концентраций (ОДК) химических веществ в почве. N506229 91 от 19.11.91.
  66. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. JI.: Госгидрометеоиздат, 1987.
  67. ОНД-90. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. Часть 1,2. С. Петербург, 1992 г.
  68. Оре О. Теория графов. М.: Гл. ред.физ.-мат.лит., 1968. — 352 с.
  69. Охрана окружающей среды: Учеб. для техн. спец. вузов/С.В. Белов, А. Ф. Козьяков и др. 2-е изд., испр. и дои. М.: Высш. шк., 1991. — 319 с.
  70. В.П. Дорожная экология. М.: Союз, 1997. 196с.
  71. В.П., Артюхов В. Г., Турбин B.C., Канищев А. Н. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий. Воронеж: ВГУ, 1999−276 с.
  72. В.П. Методика определения коэффициента экологической безопасности//Автомобильные дороги, 1995, № 1−2. С. 31−33.
  73. B.C., Мухина Л. И. Современные ландшафты как природно-антроиогенные системы // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. — 1984, № 1. с. 19−27.
  74. Рабочая методика составления шумовой карты аэропорта. Рига: РКИМГА, 1979.
  75. РД 50−210−80. Методические указания по внедрению ГОСТ 17.2.3.02−78.
  76. . Н.Ф. Словарь-справочник. Природопользование. М.- Мысль. 1990−637 с.
  77. Рекомендации, но оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ для предприятия/ Госком. СССР по охране природы, М., 1989 г.
  78. Руководство по обеспечению безопасности работников гражданской авиации, подвергающихся в процессе труда воздействию электромагнитных излучений радиочастотного диапазона (РЭМБРЧ-89). -М.: Министерство гражданской авиации СССР, 1989.
  79. Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52. 04. 186−89, -М.: Госкомгидромет, 1991.
  80. Руководящий документ. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90, часть 1. С. Петербург, 1992. — 99 с.
  81. Сборник методических, инструктивно-методических и справочно-ииформационных материалов, но проведению оценки воздействия на окружающую среду. Часть 1, 2. М.: 1993.
  82. Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий// иод ред.В. П. Антонова. JI.: Гидрометеоиздат, 1986.- 319с.
  83. В.И., Кожевников B.C., Гаврилов Г. М. Охрана окружающей среды при проектировании городов. Л.: Стройиздат, 1981. — 168 с.
  84. Снижение шума самолетов с реактивными двигателями. /Под ред. A.M. Мхитаряна. М.: Машиностроение, 1975.
  85. С.Д. Зеленые насаждения и их размещение на территории жилого микрорайона в связи с формированием оптимального ветрового режима. -Гигиена и санитария, 1970, № 1.
  86. С.В., Ершова B.C., Киселев В. Н., Мазовер С. И. Вариациоиная задача о минимальном загрязнении окружающей среды воздушным трапспортом//Сб. «Авиационная и космическая метеорология», ЛГМИ, 1979.- 166с.
  87. С. В., Ершова В. С., Мазовер С. И. Определение траектории минимального времени полета самолета методом динамического программирования с учетом сферичности Земли.— «Тр. ЛГМИ», 1971, вып. 42, с. 43−50.
  88. П.С., Акиндеев А. Е., Брага В. Г. и др. Справочник авиационного техника. М.: Воениздат, 1974. 592с.
  89. Статистическое исследование траекторий минимального времени полетов самолетов по воздушной трассе Москва—Хабаровск. — «Тр. ЛГМИ», 1974. вып. 51, с. 174—180//. Авт.: С. В. Солонин, В. С. Ершова, С. И. Мазовср, Р. И. Шамяс.
  90. Таблицы планов эксперимента для факторных и полиномиальных моделей./Справочное пособие.//В.З.Бродский, Л. И. Бродский, Т. И. Голикова и др. М.: Металлургия, 1982. — 752с.
  91. Указания по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, СИ 369−74, М., 1975.
  92. К., Уорпср С. Загрязнение воздуха: источники контроля. М.: Мир, 1980.-539 с,
  93. Федеральная целевая комплексная научно-техническая программа «Экологическая безопасность России» (1993−1998 гг.): / Спец. выпуск-экологической газеты «За зеленый мир», 1993. — С. 3- 14.
  94. И.И. Аэродромы и экология. Авиация и космонавтика, № 7, 1993.
  95. В.Е. Транспорт и его влияние на окружающую среду / А. Б. Власов, A.M. Колесов, Е. Г. Спиридонов // Совершенствование наземного обеспечения авиации: межвузовский сборник научно-методических трудов. Ч. II. — Воронеж: ВВАИИ, 2002. — С. 165−169.
  96. В.Е. Мониторинг приаэродромных территорий с использованием методов биоиндикации / В. Е. Шевырев // Совершенствование наземного обеспечения авиации: Сб. тез. докл. Всеросс. науч.-практич. конференции. Воронеж, 2003. — С. 56−58.
  97. В.Е. Экологический мониторинг земель специального назначения / В. Е. Шевырев // Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон на зональных и нарушенных землях: Межвузовский сборник. -Воронеж: ВГЛТЛ, 2004. С. 123−125.
  98. В.Л., Фоскарипе О. В. Моделирование пограничного слоя и макротурбулентного обмена в атмосфере. J1.: Гидрометеоиздат, 1990.
  99. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. ГОСТ 22 283–76. М.: Госстандарт СССР, 1977.
  100. Barrett М Aircraft, and the global environment. «World Aerosp. TechnoP 92: Int. Rev. Aerosp. Des. And Dev."-London, 1992.- P.32−33, 36−37.
  101. Barrett M Aircraft pollution. Environmental impacts and future solutions. WWF Research Paper, 1991. -Юр.
  102. Crayston J. ICAO group identiflest environmentaJ problems associated with civil aviation // ICAO Journal., 1992, 17, № 8. pp. 4−5.
  103. International Air Transport Association. Air Traneport Action Group (ATAG). Environmental Taskek Force (ETAF). Air transport and the environment. Geneva, 1992. —24 p.
  104. International Civil Aviation Organization. Committee on Aviation Environmental Protection (CAEP). Environmental activity within ICAO. Information paper CAEP/2-WP/73, 1991. 16 p.
  105. Mortimer L.E. Ambitious programme of future work to be undertaken by CAEP//ICAO Journal., 1992, 47,№ 8. p.6.
  106. Smith M.J.T. Evolving noise issue could persist into next century// ICAO Journal., 1992, 47,№ 8.- pp.11−13.
  107. Thame C. European environmental studies focus on impact of engine emissions//ICAO Journal, 1992, 47, № 8. pp.7−10.
  108. Transportation Noiee Reference Book. Ed by P. M. Nelson. Buttervvorths and and Co. Ltd., 1987.-518 p.
  109. Рис. 1. Поле концентраций вредных веществ на технической позиции обслуживания ВС: ir рулящее воздушное судно, V0 скорость и направление ветра, ij. is — месторасположение CHOI 1zz
  110. Масляные Смоченные пористые Тип
  111. То же Непрерывная промывка фильтрующих элементов в масле с периодической заменой масла То же Промывка фильтрующих элементов в содовом растворе с последующим замасливанием to Способ регенерацииXej -a1. CJ CO•aосо fclcr1. Ю3 -a5
Заполнить форму текущей работой