Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности в западносибирском регионе: На прим. 
Омс. обл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность отмеченных обстоятельств предопределила выбор темы настоящего диссертационного исследования, которое посвящено анализу проблем основных направлений внешнеэкономической деятельности на уровне региона — субъекта Федерации — (как административно — территориального образования, обладающего частью полномочий государства), возможностей его участия в мирохозяйственных связях и степени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Регулирование и координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. //
    • 1. 1. Компетенция субъектов Российской Федерации в сфере международной и внешнеторговой деятельности (в соответствии с международным, российским и региональным законодательством)
    • 1. 2. Методы и способы государственного регулирования, координации и содействия внешнеэкономической деятельности на уровне субъекта Федерации
    • 1. 3. Нормативно-правовое регулирование привлечения иностранных инвестиций на государственном уровне и правовые возможности субъекта Федерации
  • Глава II. Анализ динамики внешней торговли региона (на примере Омской области)
    • II. 1. Методология анализа динамики внешней торговли региона
    • 11. 2. Общая характеристика динамики внешней торговли Омской области. .5*
    • 11. 3. Исследование динамики и структуры экспортных и импортных потоков
      • 11. 3. 1. Географическая концентрация экспорта и импорта.? ?
      • 11. 3. 2. Географическая и товарная структура экспорта и импорта. Я А
      • 11. 3. 3. Динамики эффективности внешней торговли. g %
  • Глава III. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике региона
    • III. 1. Основные тенденции инвестирования иностранного капитала в Омской области
    • III. 1.1. Объемы и структура иностранных инвестиций в Омской области в 1993 — 1997гг
  • Ш. 1.2. Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) — основная форма деятельности иностранного капитала в Омской области
    • III. 2. Проблемы использования и развития инвестиционного потенциала Омской области. Щ
    • III. 2.1. Оценка текущего состояния отраслей экономики Омской области с точки зрения инвестиционной привлекательности. ^'
  • Ш. 2.2. Формирование и анализ портфеля инвестиционного предложения Омской области. ^
    • III. 2.3. Субфедеральные облигационные займы как способ привлечения иностранных инвестиций в экономику региона

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности в западносибирском регионе: На прим. Омс. обл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Интеграция экономики России в систему мирового хозяйства представляет собой сложный и противоречивый процесс, обладающий рядом специфических особенностей. Хотя страна обладает мощным ресурсным потенциалом, но одновременно имеет деструктурированную экономику, для которой характерен спад общеэкономической и инвестиционной активности, и резко обострившиеся социальные проблемы. Тяжелейшими для страны являются последствия финансового кризиса 1998 г. Противоречивыми оказались для России последствия либерализации внешнеэкономической деятельности, которая помимо всего прочего усилила региональные диспропорции. Стартовые условия вхождения во внешний рынок субъектов Российской Федерации были далеко не равнозначными, что связано с довольно существенными различиями регионов по природно-сырьевым и технологическим ресурсам, различной зависимостью территориальных экономических комплексов от экспорта и импорта, расположением по отношению к внешним границам, наличию (или отсутствию) опыта развития внешнеэкономических связей на предыдущих этапах. Наиболее устойчивая социально-экономическая ситуация сложилась в регионах-экспортерах, имевших возможность переориентировать большую часть своей основной продукции на внешний рынок. Эти же регионы оказались наиболее привлекательными для иностранных инвесторов. Основным инструментом региональной политики Федерального центра стало развитие федеративных отношений, расширение экономических функций субъектов РФ. Но на сегодняшний день межрегиональные противоречия — в том числе в вопросах распределения доходов от внешнеэкономической деятельности — далеки от разрешения. В условиях понижения общей доходности экономики, сокращения поступлений в бюджеты всех уровней особое значение приобретает экономически грамотное и эффективное использование субъектами Федерации возможностей внешнеэкономической деятельностиодного из немногих секторов экономики, имевшего до настоящего времени положительную динамику.

В последнее время внешнеэкономическое сотрудничество на уровне регионов становится все более весомым фактором межгосударственных отношений, в связи с чем повышается актуальность задачи упорядочения процесса развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, создание единообразных правовых условий на всей территории страны с целью сохранения территориальной целостности России.

Необходимость единообразия правил и норм осуществления внешнеэкономической деятельности российских регионов не исчерпывает комплекса проблем, с которыми сталкиваются региональные администрации, пытаясь содействовать эффективной внешнеэкономической деятельности предприятий, хозяйствующих на данной территории. К таковым можно отнести: получение своевременной и точной информации о состоянии и динамике процессов внешней торговли и инвестиционного сотрудничества предприятий регионанеобходимость объективной оценки экспортного потенциала и инвестиционного предложения регионаформирование привлекательного инвестиционного климата в регионеоценка возможностей осуществления активных методов внешнеэкономической деятельности региональной администрации и некоторые другие. Решение вышеуказанных задач будет способствовать улучшению общей социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.

Актуальность отмеченных обстоятельств предопределила выбор темы настоящего диссертационного исследования, которое посвящено анализу проблем основных направлений внешнеэкономической деятельности на уровне региона — субъекта Федерации — (как административно — территориального образования, обладающего частью полномочий государства), возможностей его участия в мирохозяйственных связях и степени реализации этих возможностей на примере субъекта Федерации — Омской области. Особенности внешнеэкономической деятельности российских регионов во многом определяются географическим расположением их территорий, что подразумевает природный ландшафт, насыщенность полезными ископаемыми, удаленность от границ и др. Рассматриваемый в качестве примера регион — Омская область — относится к числу «западносибирских», т. е. расположенных в Западной Сибири, что предопределяет сходство тенденций во внешнеэкономической деятельности прежде всего с другими административнотерриториальными образованиями, находящимися на указанной географической территории.

К основным направлениям внешнеэкономической деятельности в работе отнесены внешняя торговля (товарами) и инвестиционное сотрудничество, как имеющие наибольшее влияние на экономическое развитие региона. Иные формы международного сотрудничества региона, как, например, международный туризм, научное и культурное сотрудничество, оказание консалтинговых услуг, равно как и иные формы торговли услугами, в настоящем исследовании не рассматривались ввиду недостаточной развитости этих форм сотрудничества в исследуемом регионе. Диссертант учитывает их анализируя внешнеэкономические связи региона в комплексе.

Следует также уточнить содержание термина «внешнеэкономическая деятельность региона». В данном исследовании под этим понимается процесс (и соответствующие результаты) внешнеэкономической деятельности (торговли товарами и услугами, экспорта и импорта капитала и его эффективного использования), осуществляемый на уровне самостоятельных производственных и коммерческих структур (предприятий, фирм, организаций и т. д.) разных форм собственности, расположенных в границах соответствующего Административно — территориального образования. В этом контексте термин «управление и координация внешнеэкономической деятельности региона» подразумевает действия региональной власти (на международном, федеральном и субфедеральном уровнях) по обеспечению наиболее благоприятных условий для осуществления внешней торговли и инвестиционного сотрудничества вышеуказанных предприятий. Непосредственная предпринимательская деятельность уполномоченных органов региональных администраций по осуществлению экспортно-импортных операций за счет бюджетных или внебюджетных средств в диссертации отдельно не рассматривается.

Степень разработанности проблемы.

Либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России продолжает тенденции либерализации, проявившиеся в экономике СССР начиная с 1986 г. Вместе с тем, осуществляясь в 90-е годы более динамично, чем это было в экономике СССР (что отражало общую динамичность рыночных преобразований в стране), либерализация ВЭД протекает достаточно сложно и противоречиво. Это проявляется как на уровне России в целом, так и на уровне отдельных субъектов Федерации. Указанная сложность и противоречивость развития ВЭД России получила свое отражение в работах таких отечественных экономистов, как М. Афанасьев, А. Белоруссов, О. Богомолов, А. Булатов, Л. Вардомский, В. Васильев, Г. Войтоловский, Л. Глухарев, Р. Гринберг, О. Давыдов, С. Долгов, Р. Евстигнеев, В. Загашвили, Г. Зотеев, И. Иванов, Э. Кочетов, С. Манежев, А. Некипелов, М. Осьмова, В. Пресняков, Б. Смитиенко, Б. Супрунович, Г. Тучкин, И. Фаминский, М. Эскиндаров и других.

Менее изученным остается региональный аспект развития ВЭД России. Здесь хотелось бы отметить работы М. Афанасьева, А. Бобкова, Р. Бурганова, В. Васильева, Е. Ворониной, Н. Давличаровой, М. Жуковой, А. Караванского, Л. Клопотовой, А. Мальцева, Т. Махмудовой, И. Рябовой, А. Смирнова, Т. Смирновой, О. Титовой, М. Фейсала и других.

Разработке проблем внешнеэкономического сотрудничества на уровне региона уделяется внимание учеными других государств СНГ. В этой связи следует выделить работу белорусской исследовательницы В. Ковальчук, в которой анализируется внешнеэкономическая деятельность Гомельской области.

Существенную роль в изучение проблематики Сибирских регионов внесли ученые Института экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) Сибирского отделения РАН. Разработки этих ученых содержат сравнительный анализ региональной специфики процессов вхождения сибирских территорий в систему мирохозяйственных связей. Наиболее подробно проблемы развития внешнеэкономических связей краев и областей Западной Сибири освещены в исследованиях А. Аганбегяна, А. Гранберга, Г. Ковалевой.

Внимание отечественных исследователей к проблемам экспортного потенциала России и отдельных регионов во многом связано с необходимостью выработки экономически обоснованной стратегии выхода на внешний рынок и обобщения первого опьгга включения в мировое рыночное хозяйство. Авторы анализируют состояние экспортного потенциала в отраслевом и территориальном разрезе, зависимость между динамикой экспортных поставок и ростом промышленного производства, формулируют рекомендации по развитию ВЭД регионов. Отечественные экономисты также проводят сопоставление процессов развития ВЭД на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации — отдельных регионов. Ряд работ посвящен анализу проблем государственного регулирования и координации в сфере ВЭД, а также полномочий и компетенции субъектов Федерации в этой области, однако до сих пор не было проведено комплексного исследования процесса регламентации ВЭД регионов России в соответствии с международным, российским и региональным законодательством. В настоящем исследовании предпринята попытка восполнить этот пробел.

Исследования, посвященные проблемам привлечения и использования иностранных инвестиций в Россию и ее регионы, содержат в основном общую оценку роли иностранных инвестиций в мировой экономике, анализ распространенных форм инвестиционного сотрудничества, деятельности российских и зарубежных инвестиционных организаций. При использовании авторами различных методик оценки инвестиционной привлекательности российских территорий выводы о географических и отраслевых приоритетах иностранных инвесторов остаются неизменными — предпочтение отдается топливно-сырьевому комплексу и финансовому рынку (последнее предпочтение отчетливо проявилось в ходя финансового кризиса 1998 г.). Попытки оценить эффективность зарубежных инвестиций для хозяйственного комплекса отдельного региона ограничиваются, как правило, анализом деятельности предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ), что, однако, объясняется особенностями источниковой базы и статистического учета. Вместе с тем не получили еще основательной проработки вопросы отраслевой структуры ПИИ на региональном уровне, степень их «финансового присутствия» в регионе, объемы их производственной деятельности, направленность внешней торговли, а также такие аспекты инвестиционного сотрудничества, как использование и развитие инвестиционного потенциала региона. Крайне мало внимания уделено возможностям участия региональных администраций непосредственно в процессе привлечения внешних инвестиционных ресурсов в экономику региона. В предлагаемом исследовании предпринята попытка комплексного анализа процесса инвестиционного сотрудничества на уровне региона.

Анализ работ отечественных экономистов позволяет сделать вывод, что исследование проблем включения российских регионов в систему мирового хозяйства еще далеко до завершения. Здесь остается еще целый ряд нерешенных проблем, актуальных для многих субъектов Российской Федерации. Кроме этого, специальных трудов, посвященных использованию и развитию такого крупного субъекта Федерации, как Омская область, пока не было. При этом органы государственного управления и непосредственные участники ВЭД области крайне нуждаются в практических рекомендациях специалистов по эффективной организации международного торгового и инвестиционного сотрудничества с учетом региональной специфики.

Цели и задачи исследования.

Цедь работы заключается в комплексном исследовании внешнеэкономического и инвестиционного потенциала Омской области и оценке возможностей, перспектив и последствий интеграции региона в систему мирохозяйственных связей, а также в выработке для административных органов, ответственных за координацию и регулирование ВЭД в регионе, практических рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности, формированию и эффективному использованию экспортного и инвестиционного потенциала.

При этом решались следующие основные задачи:

— анализ возможностей расширения компетенции субъектов Федерации (и Омской области, в частности) в самостоятельном заключении и исполнении международных торгово-экономических соглашений в соответствии с российскими, региональными, межрегиональными и международными правовыми актами;

— анализ возможностей и практики региональных администраций в регулировании и координации внешнеторговой деятельности хозяйствующих на ее территории субъектов ВЭД, а также оценка эффективности использования Администрацией Омской области имеющихся в ее распоряжении инструментов соответствующего регулирования;

— адаптация методики анализа динамики внешнеторговой деятельности, разработанной ГТК для анализа в целом по стране, к условиям регионального уровня и апробация ее на примере Омской области;

— анализ тенденций развития экспортно-импортных операций омских предприятий за последние пять лет (период активного осуществления предприятиями внешнеторговой деятельности после «открытия» Омской области) и определение товаров (и, соответственно, производств) экспортной ориентации, а также степени зависимости области от товаров зарубежного производства;

— комплексное исследование процесса внешнего (в том числе иностранного) инвестирования на уровне региона, включая общую оценку инвестиционного потенциала и актива Омской области, а также возможностей и готовности предприятий региона к приему и эффективному использованию внешних, включая иностранные, финансовых ресурсов;

— анализ портфеля инвестиционных предложений Омской области;

— исследование возможностей региональных администраций по усовершенствованию инвестиционного климата в регионе и непосредственного их участия в процессе привлечения внешних финансовых ресурсов в экономику региона.

В соответствии с вышеперечисленными целями и задачами данной работы объектом исследования выступает внешнеэкономический многоуровневый комплекс Омской области, а предметом исследования является процесс управления внешнеторговой и инвестиционной деятельностью предприятий региона и обобщенные ее результаты.

Научная новизна и практическая значимость работы заключаются в следующем:

— комплексно проанализирована правовая база самостоятельного осуществления субъектами РФ внешнеэкономической деятельностисформулированы выводы и предложения по ее совершенствованию в соответствии как с российскими, так и с международными правовыми актами;

— разработана методика анализа динамики внешней торговли региона, включающая ряд новых показателей, углубляющих результаты исследования, которая апробирована диссертантом на материалах Омской области;

— исследована динамика осуществления экспортных и импортных операций предприятиями Омской области за пятилетний период, что позволило более точно выявить тенденции развития внешней торговли региона;

— Комитету ВЭС Администрации области представлена детально проработанная информация и ряд конструктивных предложений для принятия решений по совершенствованию координации и регулирования внешнеторговой деятельности предприятий-экспортеров и импортеров области, а также инвестиционного сотрудничества, в целях улучшения социально-экономических показателей развития региона;

— подробно рассмотрено инвестиционное законодательство на уровне России и Омской области и инфраструктура привлечения иностранных инвестицийучитывая также совокупность иных составляющих инвестиционного климата, сделаны выводы о все еще недостаточной его привлекательности в Омской области для инвесторов — как российских, так и иностранных;

— исследован инвестиционный потенциал отраслей экономики Омской области и проанализированы инвестиционные предложения предприятий региона, в результате чего сделан вывод о в основном недостаточной готовности омского бизнеса к эффективному управлению дополнительными финансовыми ресурсами;

— проведен анализ практики облигационного заимствования Администрации Омской области с точки зрения перспектив погашения указанного займа, который продемонстрировал спорность эффективности такого способа привлечения внешних (включая иностранные) средств в бюджет региона, в основном с целью реструктуризации долга. Диссертант обосновывает данное положение тем, что, принимая во внимание практически отсутствие готовых к инвестированию проектов, на бюджет области в будущем падет основная тяжесть расчетов по нынешним займам;

— конкретные выводы и предложения, сформулированные в работе, могут быть положены в основу дальнейших исследований направлений и способов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Омской области.

Источниковую базу исследования составили материалы Госкомстата РФ, Комитета внешнеэкономических связей Администрации Омской области, Аппарата уполномоченного Министерства внешнеэкономических связей РФ по Омской области, материалы Консультативного Совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, Западно-Сибирского таможенного управления, Омской таможни, Омской торгово-промышленной палаты, законодательные акты разного уровня, а также публикации в периодических изданиях. В работе использовалась справочно-правовая система «Консультант^». Ввиду большей объективности данных таможенной статистики, бюллетени ГТК были выбраны основной информационной базой анализа внешней торговли региона, а ежегодные бюллетени Омского областного управления статистики Госкомстата России послужили источником информации о деятельности иностранного капитала в Омском регионе. Для расширения и углубления анализа внешнеэкономической деятельности региона также привлекались дополнительные статистические данные по социально-экономическому развитию региональной экономики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения общей экономической теории, исследования отечественных и зарубежных специалистов в области международной торговли и внешнеэкономической деятельности в целом, законодательные акты и нормативные материалы федерального и регионального уровня по основным аспектам развития внешнеэкономической деятельности.

Решение поставленных в работе задач осуществлялось в рамках системного подхода, с использованием программно-целевого метода, методов корреляционного анализа, экономической статистики, экспертных оценок и др.

Цели, задачи исследования, состояние научной разработанности проблемы, особенности источниковой базы определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблем развития внешнеэкономической деятельности на уровне региона с углубленным анализом одного субъекта Федерации — Омской области — позволило сформулировать ряд основных выводов.

Субъект Российской Федерации (регион) в исследовании рассматривается как административно-территориальное образование, представляющее собой хозяйственный комплекс, обладающее определенной юрисдикцией, бюджетом и внутренними источниками его пополнения, в силу чего, администрация региона способна оказывать организационное и экономическое воздействие на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих на данной территории предприятий.

Внешнеэкономическая деятельность на уровне субъекта Федерации предполагает два относительно самостоятельных основных направления — внешнюю торговлю и привлечение иностранных инвестиционных ресурсов в экономику региона (хотя, разумеется, ими не исчерпывается весь спектр внешнеэкономической деятельности). Оба направления следует рассматривать в сочетании правового и экономического аспектов, характеризующих степень взаимодействия экономики региона с мировой экономикой и степень участия субъекта Российской Федерации, обладающего частью полномочий государства, в мирохозяйственных связях.

Использование субъектом РФ части полномочий государства в целях обеспечения наиболее выгодных условий внешней торговли и инвестиционного сотрудничества для предприятий — участников внешнеэкономической деятельности ограничивается рядом международных и российских правовых актов, регламентирующих компетенцию региональных властей. Многоуровневая правовая база осуществления внешнеэкономических связей субъектов Федерации (международные, федеральные, и региональные правовые акты) предоставляет региональным администрациям достаточно возможностей для содействия и координации внешнеэкономической деятельности непосредственных участников ВЭД, однако возможности по управлению и регулированию ограничены в силу причин нехватки правовых полномочий и финансовых ресурсов. Существенным сдерживающим моментом также является недостаток продуманных идей и предложений по использованию международного сотрудничества для содействия внешнеторговой деятельности отечественных субъектов ВЭД и привлечения внешних финансовых ресурсов в регион.

Региональная инфраструктура ВЭД, помимо необходимых таможенной, транспортной и банковской составляющих, как правило включает еще органы государственного управления и координации внешнеэкономической деятельности (в составе региональных администраций), осуществляющие с большей или меньшей степенью эффективности в основном координационно-консультационные функции. Единственным механизмом содействия внешнеэкономической деятельности предприятий субъекта Федерации в сложившихся финансовых и правовых условиях остается разработка программ содействия и развития ВЭД региона. «Слабым местом» региональных инфраструктур ВЭД (и в Омской области в том числе) является информационное обеспечение ее участников.

В Омской области проблему финансирования поддержки внешнеэкономической деятельности администрация пытается решать путем резервирования в областном бюджете средств, именуемых «бюджетом развития», а недостаток определенных Федеральным законодательством прав по контролю за ВЭД предприятий — путем издания соответствующих правовых актов на региональном уровне.

Информационно-аналитическое обеспечение участников ВЭД и соответствующих органов администраций регионов в настоящее время осуществляется статистическими службами региональных таможенных управлений по методике, разработанной ГТК. Данная методика (равно как и программное ее обеспечение) малоприменима для анализа процессов внешней торговли региона, так как рассматривает набор чрезмерно укрупненных показателей, используемых для анализа в масштабе страны, и, в то же время, не включает ряд важных характеристик внешней торговли субъекта Федерации.

Адаптировать указанную методику к условиям региона и более эффективно использовать данные таможенной статистики для принятия решений по управлению и координации внешнеэкономических связей региона можно путем изменения предварительной компоновки статистических данныханализируя общие показатели внешней торговли с расчетом динамических характеристикисследуя структуру экспортных и импортных потоков во взаимодополняющих аспектах — гео-товарном и товарно-географическомуглубив анализ расчетом показателей географической концентрации экспорта и импорта, и динамики эффективности внешней торговли.

Применение данной методики при анализе внешней торговли Омской области, позволило сформулировать ряд основных тенденций в процессе внешней торговли региона за пятилетний период.

Внешняя торговля Омской области до 1996 г. характеризовалось положительными значениями всех динамических характеристик, но в 1997 г. наметилась тенденция резкого снижения экспорта и увеличения импорта, результатом чего стал отрицательный темп прироста сальдо внешней торговли региона.

Количество действующих участников ВТД в течение периода варьировалось незначительно, также как и количество стран-контрагентов. Количество экспортных и импортных операций к концу периода постепенно выравнивается, хотя до 1995 г. количественное преимущество импортных операций было подавляющим.

Омские экспортеры в большей степени ориентированы на поставки продукции в страны дальнего зарубежья ввиду большей платежеспособности и финансовой дисциплины покупателей в этих странах. Импорт же, наоборот, поступает в Омскую область в большей степени из ближнего зарубежья.

Бартерные внешнеторговые операции со странами дальнего зарубежья ежегодно уменьшались и к концу периода существенно сократились, в то время как бартерная торговля с контрагентами из стран СНГ демонстрировала совсем другую динамику. Превышение стоимостного объема экспорта товаров по бартеру над импортом, наблюдаемое в течение почти всего периода, можно рассматривать как «утечку капитала» из области, однако, возможно, причина кроется в заключении импортных бартерных контрактов в валюте Российской Федерации, которые не подпадают под действие таможено-банковского контроля, предусмотренного нормативными актами Центрального Банка России.

Существенной проблемой для региона остается концентрация подавляющей части валютной выручки от экспорта в центральной части России, в связи с проведением расчетов по экспортным операциям через банки других регионов (в основном — г. Москвы).

Динамика комбинированного показателя географической концентрации экспорта свидетельствует об опасном сосредоточении большого количества стоимостных объемов омского экспорта на ограниченном количестве стран, что ставит показатели сальдо внешней торговли в зависимость от торговых отношений с ними (во многом — это Испания и Великобритания), особенно принимая во внимание превалирующее значение нефтепродуктов в структуре экспорта. Самой благоприятной из рассматриваемого периода ситуацией является сложившаяся в 1996 г. при минимальной из всего периода доле стран с низкой концентрацией, максимальной доле стран оптимальной концентрации и отсутствии стран с высокой концентрацией экспорта. Динамика географической концентрации импорта демонстрирует стабильность показателей всех групп (особенно, начиная с 1994 г.), что свидетельствует о прохождении стадии формирования круга экспортеров в Омскую область в 1993;94 гг. и о стабилизации геополитической ситуации в импорте начиная с 1995 г.

Анализ динамики географической и товарной структуры экспортных потоков из Омской области показал, что основные стоимостные объемы поставок из года в год приходятся на двадцать стран дальнего и ближнего зарубежья, и более всего — на Казахстан, что вполне логично объясняется географическим положением. Практически монотоварной можно назвать структуру экспорта в Испанию, Италию, Румынию, Великобританию, ЛатвиюнефтепродуктыФинляндию, Германию — циклические углеводородыдва товара составляют структуру экспорта в Венгрию, Кипр и Кыргызстанполитоварной является структура экспорта в Казахстан, Китай, Узбекистан, на Украину.

Экспортный потенциал региона составляют четыре товарных группы «Нефтепродукты» (51.2%)-" «Циклические углеводороды (18.0%) — «Средства наземного транспорта» (7.8%- в основном танки) — «Каучук и резиновые изделия» (7.5%- шины и синтетический каучук) — на которые приходится почти 85% суммарного за период стоимостного объема экспорта из Омской области. Остальные 15% Омского экспорта распределяются среди товарных групп, удельные веса которых в суммарном стоимостном объеме экспорта из региона не превышают 1%. Т. е. традиционная структура Омского экспорта почти на 80% состоит из продукции нефтехимического производства, и на 8−9% из продукции машиностроения, 7.7% из которых приходится на военную технику, экспорт которой зависит от многих факторов, в том числе и неэкономического характера.

Нефтепродукты остаются единственным из четырех товарных групп экспортной специализации Омской области, экспортные поставки которого нарастают. Остальные товарные группы традиционного экспорта из Омской области демонстрируют тенденцию падения стоимостных объемов, за исключением военной техники, экспорт которой носит эпизодический характер.

Данные проведенного анализа омского экспорта свидетельствуют о необходимости срочных мер по, хотя бы, сохранению его товарной структуры (а лучше, конечно, развитию) и активных мероприятий по продвижению омских товаров экспортной специализации на внешние рынки во избежание критической зависимости объема валютных поступлений от одного — двух импортеров нефтепродуктов. Ситуация в омском экспорте осложняется еще и тем, что практически единственным крупным экспортером основного экспортного товаранефтепродуктов — является ФПГ «Сибнефть», владелец контрольного пакета акций Омского Нефтеперерабатывающего завода. Перерегистрация «Сибнефти» в другой регион (например, в Москву) мгновенно лишит Омскую область 50% стоимостного объема экспорта и связанных с этим налоговых и валютных поступлений.

Ситуация в импорте более уравновешенная, чем в экспорте. Здесь нет явно выраженных товаров-лидеров (занимающих столь же большую долю, как нефтепродукты), зато есть более очевидные страны-лидеры, на которые (а точнее, на которую, т.к. это одна страна — Казахстан) в разные годы периода приходилось 29 — 36% всего стоимостного объема ввезенных в Омскую область товаров.

Товарами «критического импорта» можно назвать уголь и машиностроительную продукцию. В целом, товарная структура импорта в Омскую область более диверсифицирована, чем экспорта, и в ней преобладают сравнительно малые стоимостные объемы. География импорта в Омскую область по значимости стран не совпадает с географией экспорта (за исключением Казахстана), хотя по количеству стран схожа с ней.

Условия внешней торговли для омских экспортеров в 1995 — 1996 гг. ежегодно улучшались, т. е. каждому доллару выручки от экспорта соответствовала все большая величина стоимостного объема импортных товаров — экспорт «дорожал» относительно импорта, однако в 1997 г. ситуация существенно изменилась в худшую сторону. Также о значительном снижении эффективности внешней торговли региона в 1997 г., после достаточно эффективного 1996 года, свидетельствует динамика индекса покупательной способности экспорта.

Другим важным направлением внешнеэкономической деятельности субъекта Федерации является привлечение внешних (включая иностранные) инвестиций в экономику региона. Комплексное исследование процесса инвестиционного сотрудничества в репяоне позволило сформулировать следующие основные положения.

Анализ объемов и структуры иностранных инвестиций в Омской области показал, что:

— значительная сумма иностранных финансовых ресурсов, показанная в статистической отчетности 1997 г. как привлеченных в Омскую область, не характеризует уровень инвестиционной привлекательности и инвестиционный потенциал региона, поскольку в отчетность по Омской области попала лишь благодаря месту регистрации вертикально интегрированной компании «Сибнефть» — основного получателя вышеуказанной суммы в виде кредитов;

— сумма накопленных иностранных инвестиций в Омской области незначительна;

— прямые инвестиции, в основном в виде взносов в уставные фонды омских предприятий (особенно в рублях) продолжают оставаться достаточно распространенной формой участия иностранного капитала в работе омских ПИИ;

— торговые кредиты и кредиты международных финансовых организаций также занимают существенное место в структуре иностранных инвестиций в Омской области ;

— наиболее привлекательными отраслями для иностранных партнеров является торговля и общественное питание (в которой зарегистрировано более половины предприятий), строительство и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, однако данная привлекательность не сопровождается существенными инвестициями в уставные фонды ПИИ, что свидетельствует о неготовности большинства иностранных партнеров «укореняться» на омском рынке;

— основное количество ПИИ работает в непроизводственной сфере и занимается преимущественно торгово-посредническими операциями;

— в сфере производства товаров и услуг, с которой и связываются все ожидания положительного влияния иностранного капитала на российскую экономику, работает третья часть от всех действующих в Омске ПИИ, обеспечивая устойчивый рост объема производства, правда, все еще незначительного в масштабах области;

— внешняя торговля Омских ПИИ в основном направлена на осуществление поставок в область различных товаров с целью реализации на внутреннем рынке, хотя имеются отдельные случаи поставок для производственного процессаэкспортные поставки омских ПИИ как правило незначительны и крупные стоимостные объемы экспорта являются исключением из общей тенденциидоля продукции собственного производства омских ПИИ в их экспорте не великастраны, фирмы которых поддерживают наиболее активную торговлю с омскими ПИИ, имеют неодинаковую степень влияния на сбалансированность внешней торговли этой группы предприятий;

В целом деятельность предприятий с иностранными инвестициями имеет для области положительное значение, хотя и мало ощутимое в масштабах всей области. Случаи внедрения новых технологий и управленческого опыта единичны, а влияние на занятость населения также в масштабах области невелико .

В данных экономических и правовых условиях количество реально действующих ПИИ заметно расти не будетпо мере улучшения инвестиционного климата области показатель занимающихся производственной деятельностью возможно будет увеличиваться. Говорить об эксплуатации потенциала Омской области для размещения экологически вредных и трудоемких производств с последующим вывозом продукции за рубеж пока не приходитсяединственное предприятие, которое можно было бы «заподозрить» в подобных намерениях («Матадор-Омскшина») экспортирует собственную продукцию в незначительных объемах.

Эффективное использование потенциально богатого инвестиционного потенциала области, в значительной мере осложняется рядом причин объективного (географическая удаленность от внешних рынков) и субъективного (в основном низкая предпринимательская квалификация руководящего состава омских предприятий) характера. В силу объективных причин целесообразно инвестирование в отрасли с высокой добавленной стоимостью нефтепереработка, нефтехимия и некоторые предприятия машиностроения. Субъективные причины не позволяют до сих порт сформировать привлекательный для иностранного инвестора портфель инвестиционного предложения региона.

Администрация Омской области активно участвует не только в формировании более благоприятного инвестиционного климата в регионе (путем издания ряда нормативно-правовых документов и попыток довести до потенциального инвестора интересные инвестиционные проекты), но и, по примеру многих других субъектов Федерации, непосредственно привлекая инвестиционные ресурсы на финансовых рынках страны, правда с достаточно спорной степенью эффективности.

Таким образом, проблемы привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций в экономику Омской области сводятся к следующим:

— иностранный капитал присутствует в регионе в незначительном объеме и предпочитает действовать в сфере торговли, что существенно снижает его позитивное влияние на экономику регионавнешнеторговые усилия направлены в основном на импорт товаровработающие в сфере производства товаров и услуг ПИИ не оказывают заметного влияния на социально-экономические процессы в регионе;

— инвестиционный климат, созданный нормативно-правовыми актами регионального уровня, хотя и развивается в сторону улучшения, еще не оказал своего «привлекающего» воздействия на зарубежных инвесторов;

— на региональном уровне не разработано программы реализации инвестиционного потенциала Омской облаете, а портфель инвестиционного предложения региона до сих пор не сформирован по причине недостатка у разработчиков проектов плодотворных идей и низкого уровня технического исполнения инвестиционных заявок;

— тщательного осмысления требует привлечение администрацией Омской области внешних средств на финансовых рынках страны путем размещения облигационных займов ввиду их дороговизны и слабой возможности эффективного использования;

— особого внимания заслуживает проблема развития в регионе рынка корпоративных ценных бумаг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральные законодательные акты.
  2. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4.07.1991г.
  3. Закон «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР» 1990 г.
  4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118−1 от 27.12.91.
  5. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета 1996. — 11 января.
  6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300−1// Ведомости СНД и ВС РФ", 9.04.1992, № 15, ст. 766. В настоящее время документ действует в редакции от 2.06.1993 г.
  7. Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней».
  8. Указ Президента РФ от 25.01.95 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ» // Собрание законодательства РФ. -1995. № 5. — С.684.
  9. Постановление Правительства РСФСР «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» 28.11.91.
  10. Постановление Совмина СССР от 13.01.87 № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
  11. Письмо ГТК «О сертификации товаров» от 29 ноября 1994 г. № 01−13/13 495
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 74 «О территориальных органах по валютному и экспортному контролю» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 14.02.1994 г., № 7, ст. 563.
  13. Вопросы деятельности межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение: Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР № 1503/1−1 от1.07.91 г.// Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР № 27.-91 .-4 июля. -С.936 937.
  14. О федеральной программе развития экспорта: Постановление правительства Российской Федерации № 123 от 8 февраля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 8.-19февраля. — Ст.770.
  15. Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Феде-рации: Указ Президента РФ № 271 от 14.03.95 г.//Российская газета. -1995.-31 марта. С. 5.
  16. Федеральный закон от 13.10.95 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // «Российская газета» № 207, 24.10.95 г. 21. «Федеративный договор: Документы. Комментарий.» М., «Республика», 1994.
  17. Региональные законодательные акты.
  18. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области. // «Вести», № 64,15 июня 1995 г.
  19. Закон Омской области «Об областном бюджете развития» от 12.01.98 № 132−03 / Омскийвестник, № 11, 20.01.98.
  20. Закон Омской области «О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области» от 23.12.97 № 128−03 / Омский вестник, № 5−6, 13.01.98.
  21. Закон Омской области «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение прав инвесторов на территории Омской области» от 23.12.97 № 127−03 / Омский вестник, N° 5−6, 13.01.98.
  22. Закон Омской области «Об областных целевых программах» от 13.05.96 № 56−03 / Омский вестник, № 95, 22.05.96.
  23. Закон Омской области «О договорах органов государственной власти Омской области. // Ведомости законодательного собрания Омской области. .№ 1(11) март 1997 г. стр. 1203 -1207, г. Омск, 1997 г.
  24. Закон Омской области «Об областном бюджете развития» № 132−03 от 12 января 1998 г.// Ведомости Законодательного Собрания Омской области». 1998. — № 1.
  25. Устав Омской области // Ведомости законодательного собрания Омской области. № 6, 1996 г., г. Омск
  26. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области «О координации и контроле за внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов Омской области» № 151-п от 7 мая 1998 г. // Омский вестник. № 95. — 19.05.1998 г.
  27. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 13.01.98 № 8/1-П «О состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата и повышению эффективности госкапвложений в Омской области» /Омский вестник, № 31, 17.02.98.
  28. Постановление Главы Администрации Омской области (Губернатора) «О региональной программе поддержки предпринимательства» № 64-п от 8.02.94.
  29. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 мая 1998 г. № 194-п «О создании межведомственной комиссии по координации валютного и экспортного контроля».
  30. Постановление Главы Администрации Омской области «О вопросах Омской торгово-промышленной палаты» № 556-п от 25 ноября 1994 г.
  31. Решение Омского областного Совета народных депутатов от 6 апреля 1993 г. № 79 «О Положении о Комитете внешнеэкономических связей Администрации Омской области».
  32. Монографии, сборники статей, брошюры.
  33. М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Издательство «БЕК», 1996.-462 с.
  34. JI.B. Предприятия с иностранным капиталом. Представительства и филиалы инофирм. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 176 с.
  35. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. И.ПФоминского. М.: Республика, 1997. — 591с.
  36. Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство: Сб. нормат. документов / Сост. Ерпылова Н. Ю. М.: Манускрипт, 1997. — 888 с.
  37. П.Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И. и др. Риски в современном бизнесе. М.: Издательство «Алане». 1994. 200 с.
  38. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы./ Под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1995. — 448 с.
  39. Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. Сборник нормативных актов и документов. М.: Юрид. л 1995. — 288 с.
  40. Н.М., Кураков Л. П., Сергеенков В. Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М.: «Республика», 1996.
  41. В.В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М.: ИНФРА-М, 1996. — 326 с.
  42. Правовой режим иностранных инвестиций (законодательное регулирование и практика отношений государства и инвесторов в Российской Федерации). М.: АО «Центр деловой информации» еженедельника «Экономика и жизнь», 1996. — 240 с.
  43. Региональные проблемы экономики России / Вестник научной информации. ИМЭПИ РАН. М., 1995. — № 1. — С. 3−109.
  44. Регионы России: финансовые аспекты развития / Под ред. В. Кашина. М.: Агентство Инфомарт, 1997. — 222 с.
  45. В.П., Степанов В. П., Халевинская Е. Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции / Междунар. Акад. Информатизации, отд. «Информатизация и инвестиции». -2-е изд., доп. и перераб. М.: «Марин инжиниринг сервис», 1995 г.
  46. .М. Иностранные инвестиции в России и восточноевропейских странах: проблемы и перспективы. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  47. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное особие / Под ред. Э. Э. Батизи, М.: ИНФРА-М- 1998. — 284 с.
  48. Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России. М.: Финстатинформ, 1995 .
  49. Экономика внешних связей России./ Под. Ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1995. — 704 с.
  50. Экономическая реформа в регионе: Проблемы сочетания федерального и территориального / Отв. Ред. А.И.Татаркин- РАН, Ин-т экономики. Екатеринбург: Наука, 1994.1. Статьи.
  51. И. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в Ярославской области. //Бюллетень Консультативного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России. 1998. № 8. (апрель).
  52. Р., Семенов Г., Сафиулин М. Принципы федерализма в регулировании ВЭД // Российский Экономический Журнал. М., 1996. — № 1. — С. 33−39.
  53. В.Д. Внешнеэкономический потенциал Дальнего Востока России // БИКИ. -М., 1995.-№ 98.-С. 2.
  54. Т.О. Регулирование внешнеэкономической сферы: некоторые проблемы совершенствования // Проблемы прогнозирования, 1995, № 2. С. 90−102.
  55. Ю. Внешнеэкономическая деятельность региона // Внешняя торговля. М., 1995. -№ 7−8. — С.39−48.
  56. А. Реформа на Дальнем Востоке и развитие международного сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. М., 1996. — № 1. — С. 42−46.
  57. Бюджетная политика регионов. //Индикатор. 1998. № 2. с.2−3.
  58. JI. Региональные приоритеты зарубежных стран в России // Внешняя торговля. М., 1996. — № 4. — С. 32−35.
  59. Л. Экономические интересы зарубежных стран в России // Власть. М., 1996. -№ 4. -С. 31−47.
  60. Л., Ершов А. Международное региональное сотрудничество: шансы и перспективы Калининградской области // Внешняя торговля. М., 1996. — № ½ — С.37−40.
  61. Л. Внешнеэкономические факторы и состояние экономики регионов России // Внешняя торговля. М., 1995. — № 12. — С. 2−4.
  62. . Л. Региональные проблемы российского экспорта // Внешняя торговля. М., 1995.-№ 1.С. 6−9.
  63. Л.Б. Проблемы приграничных территорий России в контексте европейского опыта // Внешняя торговля. М., 1997. — № 7−9 — С. 59−62.
  64. Н.В. Инвестиционный климат в России // БИКИ. 1995. — № 97. — С. 1,4.
  65. Выступления на Третьем заседании Консультативного Совета субъектов Федера-ции (КССФ) по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России.// Бюллетень КССФ по международным и внешнеэкономическим связям № 3,апрель 1996 г., стр. 15−26.
  66. Голушко А. IV облигационный заем администрации Омской области // Рынок ценных бумаг. 1998. № 3.
  67. А. Бюджетная и кредитная история Омской области // Рынок ценных бумаг. 1998.№ 3.
  68. М. Содействие развитию внешнеэкономических связей наша основная задача // Внешняя торговля. 1997. № 10.
  69. А. Внешнеэкономические связи регионов // Экономика и жизнь. М., 1995. -№ 18.-С. 25.
  70. А., Максимов В., Шишков А. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации // Внешняя торговля, 1995 г., № 1, с.2−5.
  71. К. Инвестиционная деятельность в регионах России // Вопросы экономики, 1995, № 3.-С. 129- 134.
  72. К. Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики, 1996, № 6.
  73. К., Маркова Н. Возможности активизации инвестиционной деятельноста // Экономист, 1995, № 7.
  74. Г., Доничев О. Иностранные инвестиции в экономике области // Экономист, 1995, № 8. С. 38 — 44.
  75. М. Портфельные инвестиции в России: региональные и отраслевые предпочтения // Рынок ценных бумаг. М., 1996. — № 8. — С. 40−43.
  76. А. Российские эмитенты на еврорынке долговых обязательств // Мировая экономика и международные экономические отношения, 1998, № 6, С. 123 130.
  77. В. Иностранный инвестор на рынке ценных бумаг // Экономика и жизнь. 1995. № 44.
  78. Г. Н. Внешнеэкономические связи России // Экономист. М., 1996. — № 5.-С. 39−42.
  79. К., Вороненков Ю. Регионы берут взаймы. //Экономика и жизнь. 1998. № 13.
  80. Инвестиции в содружестве // Международная жизнь. 1997, № 4.
  81. Иностранные инвестиции в России // БИКИ, 1998,13 января, № 3−4.
  82. В. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт // Вопросы экономики, 1995, № 3.
  83. Г. Инвестиционный климат в России: лучше не стало // Рынок ценных бумаг, 1995, № 12.
  84. Г. На пути к более благоприятному инвестиционному климату //Внешняя торговля. 1997. № 10.
  85. Г. Д., Шпак О. А. Состояние и направления развития торговли Сибири со странами АТР // Регион: экономика и социология. Новосибирск, 1995, № 2, С.69−87.
  86. Л., Столярова С. Внешняя торговля Иркутской области // Внешняя торговля, 1998, № 4−6, С. 22- 25.
  87. Л., Павловская Т. Сотрудничество Иркутской области со странами Азиатско-Тихоокеанского региона// Внешняя торговля, 1998, № 4−6, С. 29−31.
  88. С., Николаев О. Основные направления внешней торговли России // Мировая экономика и международные отношения. М., 1995. № 8. — С.47−55.
  89. В. Инвестиционное пространство в СНГ // Мировая экономика и международные экономические отношения, 1998, № 2. С. 109 -114.
  90. В. Мировой инвестиционный процесс и региональные тенденции // Финансист, 1997, № 12, С. 14−19.
  91. В. Мировой инвестиционный процесс: региональные тенденции // Инвестиции в России, 1998, № 1, с. 13−20.
  92. В.В. Инвестиции локомотив рыночных преобразований // Деньги и кредит., 1997, № 3.
  93. В. В. Предприятия с иностранными инвестициями в Омской области в 1993−96 гг. // Вестник научной информации ИМЭПИ РАН. 1997. № 10.
  94. Э. Организационно-управленческая система ВЭС России базовые критерии // Мировая экономика и международные отношения. — М., 1996. — № 4. — С. 39 — 52.
  95. Н.А. Инвестиционная привлекательность территории // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1995, № 6. — С. 13−25.
  96. Н.П. Современное состояние координации и стимулирования ВЭД регионов РФ // Внешнеэкономические связи России. М., 1993. — Вып. 10. — С. 5−10.
  97. В. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российский экономический журнал, 1998, № 3, С. 29−38.
  98. В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы // Российский экономический журнал, 1998, № 6, С. 11−25.
  99. В. «Республика Татарстан международное измерение» // Независимая газета, -1993. — 5 июня — С.З.
  100. В. Межрегиональное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными партнерами. // Внешняя торговля. № 7−9,1997 г., стр. 2−4.
  101. А., Линецкий А. Развитие торгово-экономического сотрудничества Свердловской области с государствами участниками СНГ // Внешняя торговля. — М, 1997. — № 1/3 — С. 35 — 39.
  102. Л.В. Инвестиционные процессы в регионах Сибири // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1995. — № 12. — С.3−14.
  103. Ю. Внешнеэкономическое сотрудничество Амурской области со странами северо-восточной Азии // Проблемы дальнего востока. М., 1996. — № 1. — С. 47−53.
  104. О федеральной программе развития экспорта // БИКИ. М., 1996. — № 36/37. — С.9−20.
  105. В.А. Комментарий к Федеральному Закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // БИКИ. М., 1995. — № 122. — С. 1−2.
  106. С. Омская экономика сможет подняться только за счет выхода местных предприятий на транссибирский, трансроссийский уровень //Омские банки и бизнес. 1998. № 3. с.6−7.
  107. А. Анализ законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность // Рынок ценных бумаг, 1995, № 7.
  108. В., Смитиенко Б. Хронология формирования законодательной базы инвестиционной деятельности // Инвестиции в России, 1993, № 1.
  109. В., Смитиенко Б. Что полезно знать иностранным инвесторам // Инвестиции в России, 1993, № 1.
  110. В., Смитиенко Б. Ориентиры для иностранных инвесторов. // Реформа, 1993, № 1.
  111. В., Смитиенко Б. Ориентиры для партнерства: кто в Российской Федерации принимает решения в области иностранных инвестиций. // Московские новости, 1994, № 4, 23−30 января.
  112. Пресс-служба администрации Омской области. Результаты первого аукциона превзошли ожидания// Омская правда. 24 марта 1998.
  113. Принят новый закон в международной сфере // БИКИ. № 150,18 декабря 1997 г., стр. 2.
  114. Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов. //Экономика и жизнь. 1998. № 3.
  115. Регионы России. Экономический анализ //Эксперт. 1997. № 47.
  116. Регионы хотят гарантий для инвестиций // Финансовые известия, 1997, 30 октября, с. 2.
  117. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России // Эксперт, 1996, № 47.
  118. Рекомендации по подготовке соглашений субъектами Федерации с зарубежными партнерами // Бюллетень КССФ по международным и внешнеэкономическим связям, № 1, 1995 г., Москва, стр. 13−14.
  119. Российские муниципальные займы на международных кредитных рынках // Экономика и жизнь, 1997, апрель, № 12.
  120. А. Развитие инфраструктуры основа успешной внешнеэкономической деятельности //Внешняя торговля. 1997. № 10.
  121. В. В ожидании иностранных капиталовложений. //Экономика и жизнь. 1998. № 13.
  122. О., Горчаков В. и др. Внешняя торговля Дальнего Востока России // Внешняя торговля, 1998, № 1−3, С. 19−22.
  123. С.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности в регионе // Экономика и коммерция. Сер. 9, электр., тех-ка. М., 1995. Вып. 3. — С.87−94.
  124. .М. Иностранные инвестиции: реальность и перспективы // Бизнес: Восток -Запад, 1993, № 1.
  125. В. Внешнеторговое регулирование и инвестиционная деятельность в России // Бизнес и банки., 12.03.1997.
  126. В.Б. Внешняя торговля и регулирование ВЭД России // США: Экономика, политика, идеология. М., 1995. — № 9. — С. 13−25.
  127. А. Государственная поддержка экспорта в России // Внешняя торговля. М., 1996.-№ 4.-С. 8−12.
  128. А. Внешнеэкономические приоритеты Свердловской области //Внешняя торговля. 1997. № 10.
  129. Н. В Российской Федерации все больше суверенных государств // Мегаполис-экспресс. 1993. — № 2. — С.5.
  130. Ю. Международно-правовые аспекты и вопросы внешних связей в уставах субъектов Российской Федерации // Бюллетень КССФ по международным и внешнеэкономическим связям. № 2, декабрь 1995 г. стр. 29−32, г. .Москва, 1995 г.
  131. А.Н., Воробьев Н. В., Зыкова Е. А. Внешнеэкономические связи прибайкалья // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. Новосибирск, 1995. — № 11.-С. 112−117.
  132. С. Учет региональных особенностей и выбор партнера при создании совместного предприятия в России // Экономика России и мировой опыт. М., 1995. — вып. 1.-С. 33−39.
  133. Экспортный потенциал Сибири // Экономика и жизнь. М., 1996. — № 7.1. Статистические сборники.
  134. Внешнеэкономическая деятельность Омской области в 1997 г. / Госкомстат России, Омский областной комитет государственной статистики. Г. Омск, исх. № 14−3-65, июнь 1998 г.
  135. Российская Федерация и регионы Западно-Сибирского экономического района: Стат. сб. / Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат России). М., Респ. инф. изд. центр., 1994.
  136. Таможенная статистика внешней торговли в 1993 г. / ГТК РФ, Западно-Сибирское Таможенное управление, Омская таможня, г. Новосибирск, март 1994.
  137. Таможенная статистика внешней торговли в 1994 г. / ГТК РФ, Западно-Сибирское Таможенное управление, Омская таможня, г. Омск, февраль 1995.
  138. Таможенная статистика внешней торговли в 1995 г. / ГТК РФ, Западно-Сибирское Таможенное управление, Омская таможня, г. Омск, февраль 1996.
  139. Таможенная статистика внешней торговли в 1996 г. / ГТК РФ, Западно-Сибирское Таможенное управление, Омская таможня, г. Омск, январь 1997.
  140. М.Ю. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Западную Сибирь / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., М. 1996.
  141. А.Г. Хозяйственный комплекс республики Бурятия и развитие его экспортоориентированных производств / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., М., 1996.
  142. Р.А. Внешнеэкономические связи регионов в условиях становления рыночной экономики / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., М., 1993.
  143. JI.M. Экспортный потенциал России / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., Томск- 1996.
  144. В.В. Экономические отношения отдельного региона с зарубежными странами (на примере Гомельской области)./ Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., Минск, 1996 г.
  145. А. А. Теории методология и практика формирования хозяйственного механизма внешнеэкономической деятельности региона / Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Свердловск. -1991.
  146. Л.В. Проблемы и перспективы участия Дальнего Востока России в формировании экономического региона Северо-Восточной Азии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., М., 1996.
  147. О.В. Внешнеэкономический фактор развития экономики Москвы: (на примере совместных предприятий). / Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н., -М., 1992.
Заполнить форму текущей работой