Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основу для распространения различных проявлений политического экстремизма составляют устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах, глубокие экономические и социальные противоречия, политическая нестабильность, отсутствие в обществе сплоченности, монолитности, которые сопровождают переходные периоды в его развитии в целом и характерны для современного этапа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политический экстремизм: теоретико-методологические проблемы
    • 1. Экстремизм как объект политологического исследования
    • 2. Проблемы определения экстремизма как исторического и социально обусловленного явления
  • Глава 2. Характер проявления политического экстремизма в современной России и государственная паниональная политика противодействия
    • 1. Причины активизации политического экстремизма в современной России, его особенности
    • 2. Государственная политика противодействия политическому
  • JH экстремизму
  • Глава 3. Политико-правовые методы противодействия политическому экстремизму
    • 1. Силовые методы подавления политического экстремизма
    • 2. Правовое противодействие и профилактика политического экстремизма

Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

При рассмотрении проблем противодействия политическому экстремизму основной акцент часто делают на несовершенстве и пробельности действующего законодательства, что представляется неверным. На наш взгляд, законодательство, направленное на противодействие политическому экстремизму, который имеет политический характер, представляет собой достаточно развитую систему нормативных актов. Иное дело — собственно политический экстремизм, специфика и различные проявления которого не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в научной рефлексии.

Обращает на себя внимание то, что вопросы противодействия экстремизму пока изучены недостаточно, в том числе ввиду относительной новизны этого явления для реформируемой России. Между тем, экстремизм, являющийся дестабилизирующим фактором в политической жизни государства и общества, относится к одному из социально негативных явлений, многосторонне связанных с преступностью.

До недавнего времени не имелось целостного представления об экстремизме, однако многие специалисты в области правоведения, криминологии, социологии и политологии предпринимали и предпринимают попытки уяснить суть этого опасного явления и сформулировать его определение.

Политический экстремизм — сложное и многоаспектное явление, имеющее множество политических, экономических, социальных, психологических, идеологических и иных причин, которые действуют в комплексе и в совокупности обусловливают его содержание, масштабы, динамику и перспективы распространения.

Основу для распространения различных проявлений политического экстремизма составляют устойчивые кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах, глубокие экономические и социальные противоречия, политическая нестабильность, отсутствие в обществе сплоченности, монолитности, которые сопровождают переходные периоды в его развитии в целом и характерны для современного этапа развития нашего общества. Активизация экстремизма характерна для периода реформ, когда рушится старое и зарождается, упрочается, порой весьма болезненно, новое. Современная Россия, переходящая из состояния плановой экономики и социалистической идеологии в качественно иное состояние демократического государства с рыночной экономикой, также не избежала всплеска политического экстремизма. К сожалению, демократизация российского общества проходит весьма противоречиво, не всегда обдуманно и порой даже форсированно, что имеет определенные издержки и прежде всего в данной связи необходимо заметить, что крайне опасно понимание свободы как вседозволенности. В нашей стране экстремизм появился с утверждением основ демократического правления и в какой-то мере является побочным результатом демократии.

В концепции национальной безопасности при характеристике угроз безопасности РФ отмечено: «Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов».1.

Исходя из значимости угрозы политического экстремизма, поставлена задача «нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению по.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указ Президента РФ от 10.02.2000 № 24). -С.4. литического экстремизма, этносепаратизма и их последствий".1 Значимость угрозы политического экстремизма актуализирует необходимость его изучения и обоснования государственного противодействия его дестабилизирующего политического явления.

Степень научной разработанности. Концептуальные положения по экстремизму изложены в трудах ученых: Г. И. Авциновой, О. Я. Антоняна, З. С. Арухова, П. П. Баранова, Л. Д. Башкатова, В. П. Бондаревского, В. В. Витюк, С. А. Воронцова, Ю. Р. Газимагомедова, Г. С. Денисовой, И. П. Добаева, А.А. Иг-натенко, И. И. Карпец, А. С. Киреева, В. И. Козлова, Е. Г. Ляхова, Д. В. Новикова, Н. А. Романова, К. А. Салимова, О. В. Старкова, М. П. Телякавова и других.

Ряд отечественных исследователей предприняли попытку рассмотрения экстремизма как системного образования. Исследованию экстремизма как поI литико-правовой категории посвятили свои работы Ю. М. Авдеев, Ю.М. Анто-нян, В. П. Бондаревский, A.M. Верховский, А. В. Дмитриев, И. Ю. Залысин, С. М. Кочои, В. Е. Петрищев, М. Ф. Полякова, В. Л. Суворов, В. В. Серебренников.

Основу государственного противодействия политическому экстремизму с рассмотрением проблем политического урегулирования исследовали российские ученые В. Амелан, В. А. Бурковская, Е. Н. Волков, П. Н. Дозорцев, Н. Д. Литвинов, А. Ф. Майдыков, В. Б. Козлов.

С контекстом этнического конфликтогенного потенциала работали Р. Г. Абдулатипов, Х. И. Абубакиров, Д. Гамбург, А. К. Дегтярев, М.С. Джуку-сов, В. Д. Дзиздоев, В. А. Шишков, В. В. Черноус, Б. Б. Жамсуев.

Степень разработанности проблемы более позднего периода посвящается вопросам политического экстремизма, лишь косвенно касаясь исследуемых проблем государственного противодействия. Среди них заслуживают внимания работы: А. С. Киреева «Политико-правовые основы профилактики этнополити.

1 Там же. — С.З. ческого экстремизма", Н. А. Романова «Политический экстремизм как угроза безопасности страны», М. П. Телякавова «Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России (политологический анализ)».

Непосредственное отношение к рассматриваемой теме имеет работа Д. В. Новикова по теме: «Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект)». Однако в названных работах вопросы организации государственного противодействия политическому экстремизму детально не исследовались.

Объектом диссертационного исследования являются политические отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением государственного противодействия политическому экстремизму.

Предмет диссертационного исследования включает процесс функционирования политического экстремизма, его сущность, содержание и специфика, а также пути совершенствования деятельности государственных институтов в нейтрализации угроз безопасности России.

Целью исследования является осуществление комплексного научного анализа общетеоретических вопросов, связанных с понятием и структурой государственного противодействия политическому экстремизму.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

— изучить и обобщить имеющиеся материалы, определить степень и уровень разработанности исследуемой темы в целом и по отдельным актуальным направлениям;

— проанализировать и внести необходимые коррективы в определение государственное противодействие политическому экстремизму с учетом не только существующих теоретических наработок, но и современных политических реалий;

— выявить субъекты государственного противодействия политическому экстремизму в современном Российском государстве;

— обосновать факторы и тенденции, оказывающие негативное влияние на практику осуществления государственного противодействия в исследуемой сфере;

— на основе анализа существующих научных подходов к решению исследуемой проблемы определить общее направление государственной политики и внести предложения по разработке мер государственного противодействия политическому экстремизму.

Гипотеза исследования. Функционирование политического экстремизма определяется наличием необходимых ресурсов. От степени их развернутости в значительной мере зависит уровень опасности экстремизма для общества и его политической системы. При формировании политики обеспечения безопасности важен фактор эффективности мер государственного противодействия политическому экстремизму.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили принципы познания национальных и политических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики современности.

В качестве основных методов исследования использованы как общенаучные методы — восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического, системный подход, так и специальные — конструирование теоретической модели и другие, содержащиеся в трудах террологов.

Научная новизна исследования заключена в комплексном анализе сущности и содержания экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В диссертации раскрыто понятие «идеология политического экстремизма», ее основные черты и функции, которые она выполняет в процессе функционирования экстремистских сил, дана классификация форм проявления политического экстремизма, обосновано их содержание с учетом современных социально-политических изменений в обществе и разработаны основные направления политико-правового ограничения экстремистской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Экстремизм — это процесс, включающий явление, заключающееся в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели радикальные (агрессивные) способы и формы деятельности политического осмысления проблемы экстремизма. Существует целесообразность оценки подходов к определению политического экстремизма, его особенностей, форм и видов. Процессная динамика политического экстремизма диктует необходимость совершенствования государственного противодействия экстремальным проявлениям в политической жизни России. —.

Политический экстремизм как социально-политическое явление общественной жизни относится к наиболее неоднозначным и многоплановым проблемам в современной политологии и политической социологии. Анализ имеющихся публикаций показывает, что специальные работы, посвященные непосредственному политическому экстремизму, весьма немногочисленны, данное явление еще не стало предметом комплексного научного осмысления.

Исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения, объясняя это, во-первых, сложностью феномена политического экстремизма, его исторической изменчивостью и многовариантностью, во-вторых, идеологической насыщенностью, в-третьих, присутствием нравственного критерия, морального компонента, что дает каждому исследователю право на собственное этическое истолкование фактов политической жизни.

2. Государственное противодействие политическому экстремизму — это разработка и применение эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения политической нестабильности в обществе. Задача политико-правового регулирования экстремизма должна заключаться в установлении таких ограничений, запретов и санкций, которые, минимально ущемляя права и свободы в целом, одновременно минимизировали бы неприемлемые радикальные проявления.

3. Атрибутивным критерием противодействия политическому экстремизму является контроль за СМИ с целью недопущения публикаций и сообщений, побуждающих и оправдывающих терроризм, насилие, жестокость, национальную и религиозную нетерпимость и вражду, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, подстрекательств к совершению преступлений и массовых беспорядков и пропаганды неповиновения.

4. Идеология экстремизма закрепляет определенные политические отношения и выполняет программно-политическую функцию. Центральным звеном идеологии экстремизма является насилие, которое ведет к разжиганию межнациональной, расовой, религиозной розни, террористическим актам, незаконному обороту наркотиков и оружия. Усиление процессов радикализма детерминирует сращивание политического экстремизма с организованной преступностью.

5. Экстремизм как идеология ведет не только к разжиганию межнациональной, расовой, религиозной розни, террористическим актам и незаконному обороту оружия и наркотиков, но весьма активно срастается с организованной преступностью. Это слияние происходит ввиду взаимной заинтересованности экстремистских структур и криминальных сообществ использовать возможности друг друга для достижения власти.

6. Институт запрета того или иного объединения — это жесткое средство конституционно-правового воздействия, имеющее адекватные правовые последствия.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы специальные федеральные законы по исследуемой проблеме, нормативно-справочные и распорядительные документы органов государственной власти федерального и регионального уровней, материалы федеральной службы государственной статистики, аналитические разработки, литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информационные системы и электронные базы данных правовой информации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит, прежде всего, в конкретных аргументированных выводах и предложениях диссертанта, направленных на повышение эффективности государственного противодействия политическому экстремизму. Анализ причин проявления политического экстремизма в современной России, дополняя теорию этнополитиче-ской конфликтологии положениями, относящими к ее предмету, позволяет, на наш взгляд, определить основные направления государственного противодействия политическому экстремизму.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании специальных курсов «Экстремизм — угроза национальной безопасности», «Национальная безопасность» и др. в вузах, ссузах и специальных учебных заведениях различных ведомств. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших научных разработках по проблемам политико-правового противодействия политическому экстремизму.

Апробация результатов диссертационного исследования. Определенная часть выводов и предложений, выдвинутых диссертантом, нашла отражение в опубликованных им работах и материалах научно-практических конференций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В представленном диссертационном исследовании нами были рассмотрены основные проблемы, связанные с понятием и структурой государственного противодействия политическому экстремизму в контексте анализа динамики этнополитической конфликтологии.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие теоретические и практические рекомендации.

Первое. Экстремизм — это процесс, включающий борьбу за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, религиозной и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения цели радикальные (агрессивные) способы и формы деятельности.

Политический экстремизм выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям. Осуществление политической программы силовыми методами, направленных на уничтожение существующих государственных структур.

Поведение экстремистов в отличие от умеренных радикалов, также выступающих за решительные политические мероприятия, не вписывается в рамки закона, нарушает конституцию данной страны, как и другие государственные и международные правовые нормы. Политический экстремизм — это всегда правовой нигилизм.

В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства.

Фундаментом политического экстремизма в Российской Федерации служит: а) затяжной социально-экономический кризис, затронувший все слои и части обществаб) обнищание и падение уровня жизни значительной части населенияв) тотальная криминализация общественной жизни, включая властные структурыг) потери единых целей «общего дела», элементы фрустрации, дезориентации и ощущение безысходности граждан РФд) терпимость политического насилия, присущая российскому обществу.

Второе. Государственное противодействие политическому экстремизму.

— это разработка и применение эффективных государственных мер и механизмов в области формирования у граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе. Политический экстремизм — это специфическая линия в политике, отвергающая компромиссы противодействующей стороной и отражающая наиболее агрессивные установки субъекта, и как разновидность существующих политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, и как метод политической борьбы, отвергающей сотрудничество с политическими оппонентами или противниками, и как негативный социальный протест, развивающийся на различных уровнях — общество, классы, отдельные общественные слои, этнонациональные и профессиональные группы.

Третье. Экстремистская деятельность — противоправные действия организаций и (или) физических лиц по насильственному захвату власти или насильственному удержанию властинасильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерацииосуществлению террористической деятельностивозбуждению национальной, расовой или религиозной враждывоспрепятствованию законной деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправлениявоспрепятствованию законной деятельности религиозных объединений или совершению религиозных обрядов, законному проведению собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетированияорганизации и осуществлению массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма в связи с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостьюсовершению действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданинапричинению вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождениемпропаганде и публичному демонстрированию нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики и символики запрещенной организации, либо атрибутики или символики, свидетельствующей о принадлежности к такой организации или об осуществляемой ею деятельности, а равно подготовка либо публичные призывы к совершению таких действий и их финансирование.

Существует широкая и узкая трактовка понятия «политический экстремизм».

Узкая трактовка политического экстремизма означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя и на разжигание национальной и социальной вражды.

Широкий смысл понятия политического экстремизма состоит в его характеристике как всеохватывающего, исторически изменяющегося социально-политического процесса, представляющего систему организаций, идеологических положений и установок, а также практических действий политически активных индивидов, общественных групп, властвующих элит и контрэлит, для которых характерным является использование насилия или угрозы его применения по отношению к органам государственной власти и управления, обществу в целом, международным и национальным организациям, отдельным гражданам, населению страны или региона в целях принуждения государственных и политических структур к совершению выгодных экстремистским силам действий.

Четвертое. На основании того, что никакая правовая и политическая система не может исключить появления радикалов и в каждом обществе есть люди, склонные к таким проявлениям, можно прийти к выводу, что задача политико-правового регулирования экстремизма должна заключаться в установлении таких ограничений, запретов и санкций, которые, минимально ущемляя права и свободы в целом, одновременно минимизировали неприемлемые радикальные проявления.

Пятое. Модель борьбы с политическим экстремизмом следующая. Необходимо вести непрерывную работу со средствами массовой информации с целью недопущения публикаций и сообщений, побуждающих и оправдывающих терроризм, насилие, жестокость, национальную и религиозную нетерпимость и вражду, призывающих к насильственному изменению конституционного строя, подстрекательств к совершению преступлений и массовых беспорядков и пропаганды неповиновения. Эта работа должна выполняться главным образом Министерством по делам печати и средств массовых коммуникаций Российской Федерации и его территориальными органами. В учебных заведениях необходимо проводить программы по патриотическому воспитанию, которые будут способствовать снижению экстремистских и радикальных настроений.

Шестое. Экстремизм как идеология ведет не только к разжиганию межнациональной, расовой, религиозной розни, террористическим актам и незаконному обороту оружия и наркотиков (о чем, в частности, говорилось в заявлении Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности в марте 2001 года). Политический экстремизм весьма активно срастается с организованной преступностью. Это слияние происходит ввиду взаимной заинтересованности экстремистских структур и криминальных сообществ использовать возможности друг друга для достижения властолюбивых, корыстных и иных целей.

И, наконец. Институт запрета того или иного объединения — это жесткое средство конституционно-правового воздействия, имеющее адекватные правовые последствия, отличающиеся от последствий применения норм гражданского права России, в части ликвидации юридического лица. Расширение этого института будет способствовать уменьшению пассивного политического поведения.

Таковы результаты проведенного нами исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская конвенция о пресечении терроризма, принята 27 января 1977 года в Страсбурге (вступила в силу 4 августа 1978 года) // Справочная правовая система Гарант.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 № 23. — Ст.2277
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2005.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2005.
  6. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004. № 25. — Ст. 2485.
  7. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30. — Ст. 3031.
  8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля2001.-№ 29.-Ст. 2950
  9. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред. от 24 июня 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997. № 39. -Ст. 4465.
  10. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 4 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995. № 21. — Ст. 1930.
  11. Концепция национальной безопасности РФ (в ред. Указа Президента РФ от 10.02.2000, № 24.
  12. Концепция противодействия политическому и религиозному экстремизму в Российской Федерации, М., 1999.
  13. Указ Президента РФ № 808 от 6 июля 1998 г. «О комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 1998. № 28. — Ст. 3337.
  14. Книги, статьи и монографии
  15. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х Т.-М. 1983. Т. 4.
  16. Вебер Макс. Избранные произведения. М.1990.
  17. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.:Славянский диалог, 2000.
  18. Р.Г. Национальное и националистическое. JL, 1989.
  19. Р.Г. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе М.: Славянский диалог, 1999
  20. Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопано-рама. 2002. — № 2.
  21. Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М.: Славянский диалог, 2001.
  22. Х.И. Нахчойская идея человеческая идея! // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию Чеченского госуниверситета. Грозный: Джохар, 1998.
  23. Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М, 1972.
  24. И. Авдеев Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  25. Г. И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник МГУ. 1995. № 3−4.
  26. И.М. «Иностранец» с погромным акцентом // Российский адвокат. — 1998. № 3.
  27. Айламазьян В. Б, Осипов А. Г., Сапожников Р. В. Правовые механизмы противодействия этнической дискриминации и разжиганию этнической вражды в России, возможности их использования и степень эффективности. М.: Правозащитный Центр «Мемориал», 2002.
  28. А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999.
  29. А.И. Преступления, связанные с политическим и религиозным экстремизмом. Проблемы борьбы с терроризмом. Материалы научно-практической конференции 21 марта 2000 г., М., 2000.
  30. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
  31. М.Ф. Народы мира, М., 1997.
  32. В. Роль СМИ в профилактике и нейтрализации экстремизма // Ассамблея народов России. Информационный бюллетень, 2002, 1 (7).
  33. Анж. Сампьеру. Жорж Сорель: Социализм и насилие // Элементы. № 9.1998.
  34. Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
  35. Ю.М., Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследованием., 1998.
  36. С.П. Система соблюдения государственных интересов -основной признак идеологии России // Государственная идеология и общенациональная идея. М., РИО клуба «Реалисты», 1997,
  37. З.С. Вооруженные конфликты на Северном Кавказе в свете теории и практики джихада //Сборник. Ислам и политика на Северном Кавказе. -Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001.
  38. З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.
  39. Н.Н. Идеология терроризма// Социально-гуманитарные знания. -2001. -№ 1.
  40. П.П. Понятие терроризма: политико-правовой дискурс // Юристъ-правоведъ. 2001. № 2 (3).
  41. А. Опасность политического экстремизма // Диалог. -1999.-№ 10.
  42. Л.Д. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М, 2001.
  43. Л.Д., Старков О. В. Религиозные преступления: видовой состав, причины и условия, профилактика. Монография. М, 2000.
  44. М.М., Социальные последствия преступности. М., 1982.
  45. В.Г., Матюнина Е. В., Семенов В. М. Межнациональные противоречия и конфликты в России. // Социально-политический журнал. 1994. № 8. С.38−45.
  46. И.Н. Социальная база крайне правых в Западной Европе. -СПб.: ЛГУ, 1990.
  47. К.Ю. Социальный контроль и предупреждение преступности. Политология в России, 13.12.2001.
  48. Ю.Д., Зирин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1986.
  49. В.П. Политический экстремизм. Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: Материалы респ. науч. конф., Кемерово, 9−11 декабря 1998 г. Кемерово. 1999.
  50. И.В. Свастика как эмблема: современный взгляд. Геральдика в прошлом, настоящем и будущем. М., 2000.
  51. К.Б. Ассортативность браков и ее значимость для генофонда этнических популяций Дагестана // Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Махачкала, 1998.
  52. В.А. Уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан. М., 2000.
  53. A.M. Государство против радикального национализма. Что делать и чего не делать? М.: Панорама, 2002.
  54. А.К., Крибыловский В. Н., Папп А. В. Политический экстремизм в России. М. 1996.
  55. А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия: радикальные группы. Представления лидеров. Роль церкви. М. 1999.
  56. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
  57. В.В. Некоторые аспекты терроризма в контексте современных конфликтных ситуаций. В кн.: социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. М., 1993.
  58. В. В. Эфиров С.А. Левый терроризм на западе: история и современность. М., 1987.
  59. С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.
  60. В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М., 2003.
  61. Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время: состояние, перспективы, ожидания // Государственное и муниципальное управление. 2000. № 3.
  62. И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности РФ. М.: РАГС, 2003.
  63. Г. Письмо русскому националисту. Независимый альманах «Лебедь» № 234 от 26.08.2001.
  64. К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект // Вопросы философии, 1998. № 12.
  65. А. Ошибка в законе о территориальной реабилитации стала причиной трагедии осетин и ингушей // Известия. 1993. 1 августа.
  66. А.А. О конъюнктурном и стратегическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998.
  67. Д. Этноцентрическое насилие // Национальная политика в Российской федерации. М.: Наука, 1993.
  68. Т. Империя «преподобного» Муна. Клин, 1995.
  69. Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами. М., 1969.
  70. М. Почему так важна борьба с исламским экстремизмом. Независимая газета, 13.10.2000.
  71. Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992.
  72. В.И., Борбат А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в Московском регионе. Состояние, особенности, тенденции, М., 1998.
  73. А.В. Конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. 1993. — № 6.
  74. Л.Я., Шестопалов Е. Б. Политическая психология. Ростов-на Дону: Феникс, 1996.
  75. Г. Р. Религия и Закон. М., 1975.
  76. А.С. Политический экстремизм. М., 1987
  77. А.И. Организованная преступность — не миф, а реальность. М., 1992.
  78. Густов B. J1. Меры по противодействию экстремизму на региональном уровне // Материалы конференции «Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним». М., 1998.
  79. Е.П. О генетической структуре нации // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов. Ростов-н/Д, 2000.
  80. А.К. Национализм как идеологический генотип. Ростов-н/Д, 1987.
  81. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. — № 4.
  82. В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М: Институт политического и военного анализа, 2002.
  83. М.С. Национализм: Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998.
  84. В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1998.
  85. А.В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998.
  86. А.В., Залысин И. Ю. Насилие: социо-политический анализ. М.: «Российская политическая Энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
  87. И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения// Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2 (14).
  88. И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Сборник Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону.: СККУ ВШ, 2001.
  89. П.Н. Генезис отношений государства и церкви — отдельное издание общ. ред., М., 1997.
  90. П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Рос. юстиция. 1999, № 2.
  91. П.Н. Может ли российский гражданин верить в «иностранного» бога?: (Проблемы правового регулирования деятельности религиозных организаций на территории Российской Федерации) //Российская юстиция. 1998.- № 6.
  92. П. Н., Дмитриев Ю. А. Свобода совести на новом этапе правового обеспечения. Рос. Федерация // Юрист. 1998. — № 8.
  93. П.Н. Методология подхода к исследованию правового статуса светских государств // Право и жизнь. 1998. — № 17.
  94. П.Н. Возможна ли объективная религиоведческая экспертиза. Славянский правовой центр, 1998, № 3 (6).
  95. А.И. Преступность и общество. М, 1992.
  96. А.И., Серебрякова В. А. и др. Основы криминологии для практических работников. М., 1988.
  97. Дробижева J1.M. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
  98. Дробижева J1.M. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994.
  99. JI.M., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002.
  100. JI.M., Паин Э. А. Социальные предпосылки распространения экстремизма и терроризма // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М.: Наука, 2002.
  101. Н.Н., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность (о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1982.
  102. А.Г. Метафизические корни политических идеологий // Консервативная революция. М., 1994.
  103. А.Г. Метафизика национал-большевизма // Элементы, 1996,8.
  104. Р. Именем Усамы Бен-Ладена. М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
  105. И.М. Политическая организованная преступность угроза национальной безопасности РФ // Преступность и законодательство. М., 1997.
  106. М.Н. Антиобщественные взгляды и средства массовой информации. // Преступность и культура М., 1999.
  107. А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России // Этнополис. 1995. — № 4.
  108. В.Н. Власть и массы: грани взаимоотношений.- М., 1993.
  109. В.Н., Ладодо И. В., Яковлев С. Д. Средства массовой информации о межнациональных отношениях в столице // Пульс. 1998. — № 3.
  110. Л.О., Ильина Л. В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.
  111. А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8).
  112. А.А. Об аналитических подходах к исламскому экстремизму в эпоху глобализации // Русский журнал, 29.03.2001.
  113. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М, 1997.
  114. Изменение преступности и проблемы охраны правопорядка. М., 1994.
  115. В. Две модели христианства и русский фашизм // Нужен ли Гитлер России? М., 1996.
  116. Информационное противодействие терроризму. М, 2001.
  117. Информационно-аналитический вестник, № 1. Издание 2-е переработанное и дополненное. Белгород, 1997.
  118. С.М. Криминология. М., 2000.
  119. Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001.
  120. Исламизм: глобальная угроза? // Научно-исследовательский институт социальных систем. Сер.: Научные доклады. 2000. № 2.
  121. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.
  122. Ислам. Краткий справочник. М., 1983.
  123. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. М. Лангоуни. Н. Новгород, 1996.
  124. Насилие. М.: Прометей, МГПИ им. В. И. Ленина. 1990.
  125. К.В. Программа «Модель демократии для России» // Национальные меньшинства в России. М., 1993.
  126. К. А. Отец террора // Независимая газета. 2000, 10 февраля.
  127. В.А. Политический экстремизм как угроза правам человека в Российской Федерации // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998.
  128. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
  129. Г. Шариат закон жизни мусульман. М: «Леном», 1999.
  130. Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и политические процессы // Этничность и власть в полиэтничных государствах. М.: Наука, 1994.
  131. Е., Матулис Ю., Нам И. Национализм, ксенофобия и нетерпимость на страницах СМИ // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, № 44, Июль-август 2002.
  132. В.А. Этнонационализм, квазиисториография и академическая наука// Реальность этнических миф. М, 2000.
  133. Н.П., Измайлова Ф. Ш. Местное самоуправление: организация профилактики преступлений. М., 2000.
  134. И. Исламский экстремизм в арабских странах. М.: Наука, 1990.
  135. С.М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М.: изд-во Проспект, 2005. С. 176.
  136. М.А. Клетка для власти: Книга-спор. М., 1997.
  137. М.А. Политический экстремизм угрожает не личности, а государству // Российская юстиция, 2000 г., № 1.
  138. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.
  139. Криминология: Учебник//под ред. Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е., М., 1999.
  140. Криминология и организация предупреждения преступлений: Учебное пособие под ред. Петрова Э. Н. М., 1995.
  141. А.В. Политический аспект современных концепций джихада/Ислам в совр. политике стран Востока.- М., Наука, 1986.
  142. В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  143. В.Н. Проблема причинности и механизм преступного поведения // Причинность и механизм преступного поведения: Материалы науч.-теорет. конф. М: Академия ФСБ РФ, 1996.
  144. В.Н., Бородин С. В., Нерсесянц B.C. Социальные отклонения, 2-е изд., М., 1989.
  145. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
  146. Г. Религия и политика террора. Махачкала.: «Народы Дагестана», 2002.
  147. Курс международного права. Том 6. М., 1992.
  148. Н.Д. Террористические организации: формирование и деятельность (политико-правовой анализ) М. 1999.
  149. Ю., Явчуновская Р. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. СПб., 1998.
  150. В.В. Роль права в борьбе с политическим экстремизмом. Законодательство и экономика. 1998, № 6.
  151. С.Я. Традиции, обычаи и преступность. М, 1995.
  152. Н.Д. Антигосударственный терроризм: понятие и виды. Организационно-правовые, тактические и процессуальные меры противодействия криминализации экономики: Материалы межведомств, науч. практ. семинара. Воронеж, 1999.
  153. Р.А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 1999.Т.2.
  154. А.Ф., Козлов В. Б. Место и роль ОВД в предупреждении и пресечении криминальных проявлений политического экстремизма. М., 1996.
  155. Д. Радикальный исламизм на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня // Конфликт-Диалог-Сотрудничество (Этнополитическая ситуация на
  156. Северном Кавказе). М., 1999. № 1.
  157. С.В., Морозов В. И. Общепредупредительное воздействие на насильственную преступность. Омск, 1990.
  158. М.В. О сущности функционирования террористических и экстремистских организаций // Терроризм: современные аспекты. М.: Академия управл. МВД России, 1999.
  159. А. Исламское возрождение в современной России. М.: Московский центр Карнеги, 1998.
  160. А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
  161. А.В. 1997. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение. НГ — религии, № 12.
  162. Материалы конференции «Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним», 31 марта -1 апреля 1998 года. М. 1998.
  163. Д. Х. Бугай Н.Ф. Народы и власть. Майкоп, 1998.
  164. С. Исламский фактор и военная политика России. М.: ВУ, 2001.
  165. А.В., Бабинов Ю. А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учеб. пособие. М., 1998.
  166. Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ.1996.
  167. Млечин.Л. М. Кто взорвал Америку? Империя террора: от «Красных бригад» до «Исламского джихада». М. 2002.
  168. К. Права человека и защита меньшинств: этничность, гражданство, национализм и государство // Этничность и власть в полиэтнич-ных государствах. М.: Наука, 1994.
  169. В.Е., Нарожный Е. И. Основы регионоведения. (Северный1. Кавказ). Краснодар, 1999.
  170. А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. -М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  171. Нистен-Хаарала С., Фурман Д. Право на отделение // Быокенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. М.: Рудомино, 2001.
  172. О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации // Материалы парламентских слушаний. Издание Государственной Думы. М., 1995.
  173. Обзор «Противодействие политическому экстремизму: теория и су-дебно-следственная практика» // Российская юстиция, 2000, № 4.
  174. Э.А. Динамика национального самосознания россиян (к эт-нополитическим итогам прошедшего десятилетия) // Этнопанорама. 2002.
  175. В.Е. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом в странах СНГ // Социальные и психологические проблемы борьбы с международным терроризмом. М: Наука, 2002.
  176. С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования. Диссертация. канд. полит, наук. М. РАГС, 2001.
  177. Политический экстремизм в России // Инф.И.Ц. «Панорама». Январь.- 1996.
  178. Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Сб. науч. тр. М., 1998.
  179. Политология на российском фоне / Под. Ред. В. В. Рябова. М., 1993.1. С. 480.
  180. М.Ф. Заключение на проект федерального закона «О противодействии политическому экстремизму». Региональная общественная организация «Независимый экспертно-правовой совет». 12 декабря 2001 г.
  181. Н.Н. Религиозные аспекты современных политических и социальных конфликтов // От нетерпимости к согласию. М.: Весь Мир, 1999.
  182. Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах. Материалы международной научно-практической конференции 7−8 апреля 1999 г., М., 1999.
  183. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты борьбы с ней. М., 1995.
  184. Противодействие политическому экстремизму: теория и судебно-следственная практика // Российская юстиция. 2000. — № 1.
  185. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1999.
  186. Т.Б. Религиозно-политический экстремизм в Чечне и Дагестане как фактор преступности. Право и политика. 2000. — № 4.
  187. Ресурсы мобилизованной этничности. М.: МГУ, 1997.
  188. Р. Государственный совет республики Дагестан. Очерки деятельности. Махачкала: ГУП «Даг.кн.изд-во», 2002.
  189. Н.А. Политизация организованной преступности // Организованная преступность -2. М., 1993.
  190. Российское Уголовное право. Под общ. ред. Журавлева М. П. и Никулина С. И. Особенная часть. М., 2000.
  191. Ю.Г. и др. Генофонд, геногеография и заболеваемость населения (по данным о Северной Осетии) // Успехи современной генетики. М, 1996. Вып. 20.
  192. О.Ф. Лики Российского радикализма. Екатеринбург. 1993.
  193. О.Ф. Радикализм в России в современном мире: вопросы типологии Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2001.
  194. А. Джихад // Наука и религия. 1986. — № 6.
  195. А. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Азия и Африка сегодня. 1994. — № 6.
  196. А.В. «Исламский фундаментализм»: жизненный факт или пропагандистская фикция? // Россия и мусульманский мир, № 10. 1993.
  197. И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления. // Политические науки. Вестник МГУ. 2000. — № 2.
  198. К.С. Современные проблемы терроризма. М., 1999.
  199. .Г. Совместимы ли защита прав человека и политический экстремизм? // Актуальные вопросы экологии, социологии, управления и права. М., 1999.
  200. Л. А. Миграционная политика в России в условиях постсоветского пространства // Вестник Межпарламентской Ассамблеи СНГ.2000. № з.
  201. В.В. Социальные угрозы и безопасность России // Социальная и социально- политическая ситуация в России: анализ и прогноз. -М., 1994.
  202. В.В. Военное насилие в политических конфликтах России. // Диалог, 1996. № 8. — С.12−15.
  203. В.В. О факторе насилия в политике, //сб. Военное насилие в политической борьбе. Институт социально-политических исследований РАН. М., 1994. -С.5−8.
  204. Н.В. Региональная безопасность и предупреждение локальных конфликтов в новой геополитической конфигурации России.
  205. В кн.: Национальная безопасность России: реальность и перспективы (Материалы конференции). М., Информационно-аналитический бюллетень Клуба «Реалисты», 1996.
  206. В.И. Нацизм в политическом экстремизме // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998.
  207. Э.И. О проекте основных направлений государственной политики Российской Федерации на Северном Кавказе. М, 1999.
  208. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1996.
  209. С.В. Этничность как память: парадигмы этнологического знания // Этнокогнитология Вып. 1. Подходы к изучению этнической идентификации. М., 1994.
  210. А.Б. Политический экстремизм в современной России: середина 1980-х— 1990-е годы Нижний Новгород. 1998.
  211. Социальные последствия неолиберального реформирования. В кн.: Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М., «Академия», 1996.
  212. О.В. Введение в криминологию. Уфа, 1997.
  213. С.В. Политический экстремизм как угроза конституционным гарантиям Российского государства и общества // Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним. М., 1998.
  214. Т. Этнопсихология. М., 1999.
  215. Суворов B. JL, Хиндристанлы А. А. Вооруженный экстремизм и терроризм как угроза безопасности России // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов. М.: Институт политического и военного анализа, 2002.
  216. В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1991.
  217. В.А. Стратегии противодействия экстремизму // Малько-ва В.К., Тишков В. А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М., 2002.
  218. В.А. Стратегии противодействия экстремизму // Независимая газета, 18.03.99.
  219. Н.С. Общеевразийский национализм // Этнополис. 1995.- № 4.
  220. Уголовное право Российской Федерации. Учебник для вузов // Под отв. ред. КашеповаВ.П. М., 1999.
  221. Уголовное право // Под ред. Гаухмана Л. Д. Особенная часть, М., 1999.
  222. Уголовное право России. Особенная часть// Под ред. Рарога А. И. М., 1998.
  223. Уголовное право. Особенная часть // Отв. ред. Козаченко И. Я., Не-знамова З.А., Новоселов Г. П. М., 1998.
  224. Уголовное право России. Учебник для вузов в 2-х томах. Т. 2 Особенная часть // Под ред. Игнатова А. Н., Красикова Ю. А. М., 1998.
  225. А.О. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке // Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1994. — № 3.
  226. В.В. Обвиняется терроризм. М., 2002.
  227. В.В. Правовое регулирование и механизмы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: действующая нормативно-правовая база и перспективы ее совершенствования // Государство и право.-2002.-7.
  228. Факторы социальной направленности. В кн.: Новый курс России: предпосылки и ориентиры. М, Изд. «Академия», 1996.
  229. В.Р., Филиппова Е. И. Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе. М., 1998.
  230. В.В. Ислам в этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-н/Д, 2001.
  231. В.В. Конфликтогенный потенциал этнополитологии и СМИ на Северном Кавказе // Северный Кавказ: власть и силовые структуры в конфликтогенном регионе. Новочеркасск, 2001.
  232. А.Д. Расследование преступлений, связанных с нарушением равноправия граждан по признаку национальности, расы или отношения к религии. М., 1999.
  233. Е.И. Концепция безопасности Российской Федерации: проблемы разработки и реализации// Безопасность. 1993. — № 8.
  234. М.Н. Теоретические проблемы современного терроризма. -М.: ИБПИТ, 2003.-280 с.
  235. С., Никонов В. Консервативный манифест: политическая философия ПРЕС. М., 1994.
  236. С.М. Горизонты российского федерализма // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М., 1995.
  237. К. Новый порядок и насилие. Размышление о метаморфозах насилия. //Вопросы философии, 1995. № 5. — С. 12−19.
  238. Ю.М. Предложения по совершенствованию законодательства об ответственности за разжигание национальной розни. М., 1993.
  239. Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. Учебное пособие. Красноярск, 1999.
  240. С.П., Кигас В. Н. Влияние миграционных процессов на состояние преступности в государствах участниках СНГ. М., 2001.
  241. В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика// Реальность этнических мифов. 2000. С. 22−23.
  242. М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1 (7).
  243. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии. М, 1994. Т. 2.
  244. Е.М. Средства массовой информации в России глазами криминолога. М., 2000.
  245. Р.А. Социальная экология этносов. М, 1995.
  246. Р.Т. Духовно-нравственная безопасность России. В кн.: Национальная безопасность России (Материалы конференции). М., Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалисты», 1996.
  247. Авторефераты и диссертации
  248. И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: Дисс. канд.полит.наук. М.: РАГС, 2003.
  249. Ю.Р. Межнациональный конфликт: причины возникновения и пути разрешения. Дисс. на соискание уч. ст. канд. философск. наук. М., 1994.
  250. Г. М. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. юридических наук. М., 2000.
  251. С.И. Проблемы криминологической профилактики в уеловиях переходного периода. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1999.
  252. С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2001.
  253. Г. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС РФ: Автореферат канд.филос.наук. М.: Академия ФПС РФ, 1999.
  254. Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. (Критический философско-социологический анализ): Автореф. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1987.
  255. А.С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в Российской Федерации. Дисс. на соиск. учен степ. канд. полит. наук. М., 2003.
  256. А.В. Проблемы правового обеспечения предупреждения преступлений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М., 2002.
  257. Н.Н. Политический терроризм: сущность, формы проявления, методы противодействия: Дисс. канд. полит, наук. СПб., 2000.
  258. .К. Теоретико-правовые вопросы политического терроризма (на примере России конца 80-х — 90-х годов XX века. Диссертация. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 1999.
  259. Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект). Дисс. на соиск. учен степ. канд. полит, наук. Ростов-на-Дону — 2002.
  260. Н.Ф. Конфликты в межэтнических и межнациональных отношениях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1995.
  261. Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Дисс. на соиск. учен степ, доктора, полит, наук. М., 1997.
  262. Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом. Дисс. на соиск. учен степ. канд. юрид. наук. М., 2003.
  263. М.П. Экстремизм в деятельности религиозных объединений на Северном Кавказе как угроза региональной безопасности России (политологический анализ). Дисс. на соиск. учен степ. канд. полит, наук. М., 2003.
  264. М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Диссертация на соискание ученой степени канд. юр. наук, Омск, 2000.1. Интернет — ресурсы
  265. А. Политика властей Российской Федерации по отношению к радикальным национал-патриотическим организациям: регистрация, юридические преследования, административные ограничения, www.averh.ru
  266. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма. wwwJuristyjTi. 1992.
  267. И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира. http://www/polistudies.ru/fulltext/2002/l/6.htm#-ftn2
  268. И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики. http://www.polistudies.rU/fulltext/1998/3/19.htm
  269. Причины роста проявления политического экстремизма
  270. Понимание свободы как вседозволенности
  271. Ослабление регулирующей роли государства
  272. Усиление правового нигилизма
  273. Ослабление социального контроля1. Другое
  274. Причины возникновения политического экстремизма
  275. Недостатки правового и политического воспитания
  276. Ухудшение материального положения населения
  277. Влияние иностранных спецслужб и организаций1. Снижение духовнонравственного уровня населенияантиконституционных мер в политической борьбе
  278. Межнациональные и межконфессиональные проблемы31%69%
  279. Вы сожалеете или не сожалеете о том, что Советский Союз распался? о%
Заполнить форму текущей работой