Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Текстовые функции иносказания в аспекте смыслопорождения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя воспринимающее сознание и играет в процессе смыслопорождения активную роль, нельзя все же отождествлять понятия «смысл текста» и «интерпретация». Диалогичность смысла, предполагающая сотворчество автора и адресата, означает открытость смысла, обращенность к новым и новым вопросам, его принципиальную незавершенность, что требует признать правомерность существования множества интерпретаций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формально-смысловая организация текста в диалогическом рассмотрении
    • 1. 1. Участие автора и адресата в процессе смыслопорождения
      • 1. 1. 1. Проблема разграничения понятий «замысел автора» -«смысл текста» — «интерпретация»
      • 1. 1. 2. Диалогический подход к проблеме текстового смысла
      • 1. 1. 3. Вопрос об адекватной интерпретации
    • 1. 2. Текст как способ осмысления мира
      • 1. 2. 1. Понятие текстовой картины мира
      • 1. 2. 2. Смысловая целостность текста и основания для выделения смысловых уровней
      • 1. 2. 3. Лингвистический механизм диалогического смыслопорождения
  • Выводы
  • Глава 2. Иносказание как способ т формально-смысловой организации текста
    • 2. 1. Интенциональная маркированность форм иносказания
      • 2. 1. 1. Обоснование термина
      • 2. 1. 2. Семиотический механизм и контекстные отношения единиц иносказания
      • 2. 1. 3. Иносказание как средство пробуждения рефлексии
    • 2. 2. Специфика иносказательного смысла
      • 2. 2. 1. Гносеологические потенции иносказательных единиц
      • 2. 2. 2. Понятие о сокровенном смысле текста
  • Выводы
  • Глава 3. Выражение сокровенного смысла в «Житии» протопопа Аввакума
    • 3. 1. Виды иносказательности в «Житии» и челобитных протопопа Аввакума
      • 3. 1. 1. Обоснование выбора текстов для анализа
      • 3. 1. 2. Иносказательность рамочных компонентов текста «Жития»
      • 3. 1. 3. Внутритекстовые формы иносказательности в «Житии» и челобитных протопопа Аввакума
    • 3. 2. Земные страдания протопопа Аввакума и их сокровенный смысл
      • 3. 2. 1. Тематические группы форм иносказательности в «Житии» протопопа Аввакума
      • 3. 2. 2. Осмысление земного пути в «Житии» протопопа Аввакума
  • Выводы

Текстовые функции иносказания в аспекте смыслопорождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению роли иносказания в создании особой формально-смысловой организации текста.

Рассмотрение любого языкового явления в аспекте его текстового функционирования не только дает возможность более глубокого осмысления функциональной сущности языковых единиц, но и позволяет прояснить некоторые важные вопросы лингвистики текста. Такой подход наиболее значим, когда в центре исследовательского интереса оказывается языковое явление, неразрывно связанное с порождением и восприятием конкретного текста. Изначальная, генетическая взаимообусловленность иносказания и текста указывает на необходимость изучения именно текстовых функций иносказательных единиц: иносказание, реализуя речемыслительный прием нетривиального переноса значений, содержит в себе акт индивидуального творчества, преодоление стереотипа, выход за пределы общепринятого в сферу непознанного и неназванного в связи с порождением определенного текстового смысла. На созидание этого особого смысла и направлено текстовое функционирование иносказания.

Показателен тот факт, что изучение иносказания, начавшееся еще в античный период, исконно проходило в рамках тех отраслей филологического знания, которые были ориентированы на осмысление целостных речевых произведений — текстов. Уже со времен Аристотеля и Теофраста в риторике ясно выделяется целый ряд особых речевых явлений, обозначенных терминами «фигуры» и «тропы», гиперонимом которых выступает слово «уклонение», выражая противопоставленность фигурированной речи некой нейтральной. Так, например, александрийский грамматист I века до н. э. Трифон определяет троп как один из видов речи, противопоставленный «кириологии» -использованию слов в прямом значении.

Хотя основное внимание в античных теориях уделялось описанию внешней формы явлений, которые мыслились преимущественно как «украшения речи», то есть как нечто необязательное и искусственное, тем не менее уже в этот период были намечены задачи, связанные с функционированием фигур и тропов в произведениях речи (связь фигур с качествами речи, воздействие на слушателя, участие в порождении новых смыслов). Однако решение этих задач оставалось непосильным для античной мысли.

Новый взгляд на иносказание начал складываться в связи с идеями Вильгельма фон Гумбольдта о языке как энергейе и впервые широкомасштабно был заявлен в трудах основателя психологического направления в отечественном языкознании А. А. Потебни и его последователей, которые рассматривали иносказание в связи с проблемами мышления и понимания.

Именно эти аспекты изучения иносказания переместились в центр научного интереса с развитием антропоцентрических идей в языкознании в середине XX века. Новая научная парадигма, акцентируя внимание на всем многообразии форм проявления человеческого бытия, позволила перейти от моделирования абстрактной языковой системы к исследованию языка в его функционировании. Этим был обусловлен взрыв исследовательского интереса к иносказанию как «вездесущему принципу языка» (по выражению А. Ричардса), «законному» способу преодоления заданных языком семантических границ и переосмысления мира. Феномен иносказания стал осознаваться как точка пересечения разных наук: философии, логики, герменевтики, психологии, когнитивной науки, разных школ языкознания. Такой взгляд на проблему иносказания был во многом подготовлен подробным изучением языкового механизма переноса значений в рамках системно-структурной лингвистики, исследованием стилистических функций тропов и фигур, рассмотрением тропа с позиций семиотики. Таким образом, явление переноса значений изучается в ряде направлений современного языковедения: в лексикологии и стилистике (И.В. Арнольд, И. Р. Гальперин, М. Н. Кожина, Д. Н. Шмелев и др.), прагматике (А.Г. Баранов, Дж. Серль, Дж. Остин и др.), когнитивной лингвистике (Н.Д. Арутюнова, М. Блэк, А. Вежбицкая, Е. С. Кубрякова, Дж. Лакофф,.

A. Ричарде, P.O. Якобсон и др.), лингвокультурологии (В.А. Маслова,.

B.И. Постовалова, В. Н. Телия и др.), лингвосемиотике (В.П. Григорьев, Ю. М. Лотман, П. Шофер и Д. Райе и др.), в философии языка и филологической герменевтике (Г.И. Богин, Д. Дэвидсон, Э. Кассирер, А. Ф. Лосев, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикер и др.).

Несмотря на то, что в сферу изучения иносказания на протяжении почти всей истории так или иначе вовлекались вопросы, связанные с речемыслительной деятельностью и целостным текстом, разработанность проблемы текстового функционирования иносказания нельзя признать исчерпывающей. Такое положение дел обусловлено прежде всего сравнительно недавним признанием текста самостоятельным объектом лингвистического исследования: лишь во второй половине прошлого века началось его осмысление как целостного явления, обладающего специфическими категориями. При этом сложность и многогранность текста, обилие и значительность функций, выполняемых им в разных сферах человеческого бытия, обусловили возникновение множества путей познания природы и сущности этого феномена. Развитие лингвистики текста можно представить в виде перехода от линейного моделирования текста как последовательности предложений, объединенных коммуникативной задачей и связанных между собой лингвистическими отношениями, к нелинейному его описанию как пространства высказывания, в пределах которого формируется стратегия речи. В зависимости от выбранного подхода один и тот же вопрос, в частности вопрос о текстовых функциях лингвистического явления, получает разное решение, поэтому в целях более полного и адекватного его изучения требует рассмотрения в свете разных научных концепций текстовой деятельности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, потребностями современной науки в глубоком осмыслении функциональной сущности языка, а с другой, необходимостью заполнения лакун в представлениях о закономерностях текстового функционирования иносказания в аспекте смыслопорождения. Решение этих проблем имеет существенную социальную значимость, поскольку нацелено на более полное понимание принципов речевой коммуникации и поиски возможностей гармонизации человеческого общения.

Разнообразие аспектов исследования текста делает необходимым обозначить реализуемый в данной работе научный подход к описанию текста и текстовых функций иносказания. Текст по своей природе коммуникативен: его порождение обусловлено необходимостью создать и выразить некоторый смысл, то есть сделать этот смысл открытым для сознания Другого. Изучение формально-смысловой организации текста в коммуникативном аспекте направлено на прояснение закономерностей и принципов согласованного взаимодействия двух сознаний, которое называется человеческим общением и опосредовано текстами, а исследование функций языковых средств и приемов предполагает выявление их способности устанавливать диалогическое взаимодействие автора и адресата, направленное на порождение общих смыслов. При этом взаимодействие понимается нами не как простой обмен сообщениями, а как процесс, создающий единство взаимозависимых и дополняющих друг друга субъектов, как возможность совместного осмысления мира.

Сложность проблематики формально-смысловой организации текста отражает многогранность самого феномена «текстовый смысл», который, с одной стороны, неразрывно связан с процессами мышления и понимания, а с другой, с функционированием языковых знаков. Осознание фундаментальности понятия «смысл текста», его онтологического статуса и значимости в системе всего гуманитарного знания обусловило не только анализ и обобщение результатов исследований целого ряда лингвистических школ и направлений по проблемам текстовой деятельности (стилистики, семиотики, психолингвистики, прагматики), но и сделало необходимым обращение для описания основных закономерностей формально-смысловой организации текста к произведениям философской мысли (М.М. Бахтина, М. Бубера, JI. Витгенштейна, Х.-Г. Гадамера, В. фон Гумбольдта, Э. Гуссерля, А. Ф. Лосева, М. К. Мамардашвили, М. Хайдеггера и др.). Теоретической базой исследования послужили также труды по семиотике, теории тропа и теории метафоры (Н.Д. Арутюновой, М. Блэка, Т. Добжинской, Д. Дэвидсона, Ж. Дюбуа, П. Рикера, П. Шофера и Д. Райса, P.O. Якобсона и др.), анализ которых потребовался при рассмотрении семиотического механизма, семантики и функционирования иносказательных единиц.

Объектом исследования является формально-смысловая организация текста, предметом — функционирование иносказания в тексте.

Материалом для анализа послужили тексты «Жития» и челобитных протопопа Аввакума, которые представляют собой яркий пример использования иносказания. Челобитные рассматриваются в работе в связи с выявлением иносказательного смысла «Жития»: эти тексты находятся в едином смысловом пространстве, на что указывают содержащиеся в «Житии» авторские отсылки к челобитным.

Цель исследования заключается в выявлении коммуникативной сущности иносказания и описании характера его участия в создании и выражении целостного смысла текста.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить содержание и границы понятия «смысл текста» с позиций диалогического подхода через соотношение «авторский замысел» — «смысл текста» — «интерпретация».

2. Рассмотреть связь смысловой организации текста с закономерностями осмысления актуальной ситуации.

3. Выявить основные принципы лингвистического механизма диалогического взаимодействия автора и адресата текста.

4. Обосновать использование термина «иносказание» для обозначения приема нетривиального переноса значений.

5. Дать характеристику основным признакам единиц иносказания и описать их участие в создании диалогического текстового смысла.

6. Показать оправданность и целесообразность использования понятия «сокровенный смысл текста» для обозначения особого уровня текстового смысла, формирующегося посредством иносказания.

7. Проанализировать использование приема иносказания в тексте «Жития» протопопа Аввакума: дать характеристику используемым в «Житии» формам текстовой иносказательности и на основе их анализа интерпретировать сокровенный смысл произведения.

Помимо общенаучных методов исследования (наблюдение, описание, анализ, синтез) и общефилологического метода интерпретации текста в процессе работы использовались специальные лингвистические методы и приемы: контекстуальный семантический анализ, интент-анализ, дискурс-анализ.

Новизна работы состоит в том, что в ней впервые выявлены и обоснованы текстовые функции иносказания как способа создания смысла в процессе диалогического взаимодействия автора и адресата и предложено новое понятие «сокровенный смысл текста», отражающее особый характер иносказательного осмысления мира.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие «смысл текста» не совпадает по объему и содержанию с понятиями «авторский замысел» и «восприятие (интерпретация) текста», но определенным образом соотносится с ними, имея собственное наполнение и границы.

2. Смысл текста (текстовая картина мира) является результатом диалогического взаимодействия сознаний автора и адресата, которое направлено на о-смысление (наделение смыслом) бытия посредством языковой организации текста. Смысловая целостность текста имеет коммуникативную природу и реализуется в виде вопросно-ответного единстваоснованием для выделения уровней и типов смысла являются текстовые способы осмысления ключевого вопроса.

3. В тексте присутствует определенный языковой механизм указания на направление созидающего смысл диалога (на те области бытия, которые требуют осмысления) и способ осмысления мира. Этот механизм представлен в виде системы интенционально маркированных единиц и формирует текстовый прием смыслопорождения.

4. Правомерным является выделение особого уровня текстовой картины мира — сокровенного смысла, являющегося результатом поиска (точнее — текстового созидания) скрытой сути представленного в тексте фрагмента бытия.

5. Текстовое функционирование иносказания заключается в установлении контакта автора и адресата, в ходе которого происходит созидание сокровенного смысла текста.

6. Выявление иносказательного сокровенного смысла способствует целостному и адекватному восприятию текста, под которым понимается осознание того вопроса, ответом на который и явился текст, и его осмысление посредством языковой организации текста и заложенных в ней текстовых приемов смыслопорождения.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в формирующуюся с 70-х гг. XX века научную область — теорию текста: разработкой нового понятия «сокровенный смысл текста» и описанием формально-смысловой организации текста в коммуникативном (диалогическом) аспекте.

Практическая ценность исследования связана с возможностью использования его результатов в процессе университетского преподавания при чтении историко-лингвистических и историко-литературных курсов, дисциплин «Общее языкознание», «Риторика», «Основы стилистики и культуры речи», «Теория текста».

Работа прошла апробацию на международных научных конференциях: «Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе» (Магнитогорск, 2003), «Социальные варианты языка» (Нижний Новгород, 2004), «Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты» (Магнитогорск, 2004), «Языки профессиональной коммуникации» (Челябинск, 2005) — на всероссийской научной конференции «Русский язык как государственный. Динамика и перспективы» (Челябинск, 2002), на заседаниях кафедры теории языка Челябинского государственного университета и Вузовской академической лаборатории межкультурных коммуникаций.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Выводы.

В данной главе были рассмотрены формы иносказания и их смыслопорождающие потенции на примере «Жития» и челобитных протопопа Аввакума.

Иносказание в «Житии» является доминирующим принципом формально-смысловой организации текста, проявляясь на уровне жанровой характеристики, организации рамочных компонентов текста и в виде разнообразных внутритекстовых единиц.

Жанр «Жития», преодолевая устойчивый житийный канон, представляет собой семантическую транспозицию и открывает возможности для созидания сокровенного смысла, связанного с переосмыслением понятия праведной земной жизни — центральной темы житийной литературы.

В «Житии» и челобитных наблюдается обилие иносказательных единиц, представленных в виде разнообразных форм: метафоры, интертекстуальных вкраплений, риторического вопроса, умолчания, оксюморона, иронии. Анализ внутритекстовых иносказательных единиц показывает, что все они группируются вокруг нескольких взаимосвязанных тем: о божественной предопределенности земного пути и избранности героя, о праведности староверов, о греховности их гонителей.

Таким образом, интенционально маркированные формы иносказательности указывают на ключевой вопрос текста. В центре иносказательного осмысления оказываются вопросы о праведности/греховности как определяющем условии вечной жизни или вечного тления. В результате иносказательного осмысления происходит преодоление их общепринятого содержания. Переосмысление этих понятий происходит в связи с осознанием высшей сокровенной сущности страданий, наполнявших земной путь Аввакума и образующих основу явного смысла. О своих страданиях протопоп Аввакум рассказывает открыто и прямо. Весь жизненный путь героя ^ состоит из гонений, борьбы, физической и душевной боли. Страдания в.

Житии" осознаны как основное содержание понятия «праведность».

В понятие праведности у Аввакума не входит всепрощение и смирение: он признает только божью волю и покоряется ейдействия же земных властей (и царской, и церковной) в «Житии» не рассматриваются как изъявление бога. Земные напасти осмысливаются ^ как ухищрения дьявола, которые необходимо преодолевать. В представления о греховности входит: жестокость, вероломство, коварство, предательство, отступничество, сытость, властолюбие.

Таким образом, выявление иносказательного сокровенного смысла открывает новые возможности для более полного и адекватного истолкования смысла конкретного произведения. Анализ форм иносказания в «Житии» и челобитных протопопа Аввакума показал правомерность осознания текстовых функций иносказания как его потенциальной способности быть средством установления I диалогического взаимодействия автора и адресата, направленного на созидание смыслов о скрытой и значимой сущности бытия. V.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что проблема текстового функционирования иносказания может быть продуктивно рассмотрена с позиций диалогической концепции в контексте изучения закономерностей и принципов человеческого взаимодействия. Диалогический подход к тексту позволил интегрировать в работе идеи разных направлений современной лингвистики и философии, связанные с разработкой проблем понимания и общения, что представляется важным для наиболее полного и глубокого осмысления центральных понятий теории текста.

Поставленная в диссертации цель — исследовать текстовые функции иносказания — обусловила необходимость прояснить основные вопросы формально-смысловой организации текста. Прежде всего в описании нуждалось базовое для всех гуманитарных наук понятие текстового смысла, из которого конституируется и понятие текста.

Анализ философских, литературоведческих и лингвистических работ, посвященных теоретическому осмыслению текста, позволил определить, что истолкование понятия «текстовый смысл» напрямую связано с представлениями о целях речевого общения и о сущности понимания. Диалогический взгляд на сущность общения заключается в признании определяющей роли диалога в познании и самопознании: в диалоге происходит не обмен готовыми, ранее сложившимися внутренними смыслами, а вовлечение в процесс совместного созидания нового общего смысла, который позволяет придать связность и целостность собственному опыту. В таком понимании текст предстает как формально-смысловое пространство, в котором открывается возможность для совместного осмысления бытия.

Диалогическая концепция в решении вопроса позволила уйти от трактовки текстового смысла как некой абстрактной сущности, отвлеченной от автора и адресата, и в то же время определить границы смысла текста, отделив его и от недоступного для исследования намерения автора, и от произвола многочисленных читательских интерпретаций. Автор присутствует в тексте, ставя вопрос, осмыслением которого явился текст, и предлагая свой способ осмысления этого вопроса — в виде языковой организации текста. Смысл текста включает в себя и читательский взгляд на мир, поскольку рождается в результате восприятия текста Другим сознанием, в результате обращения читателя к тексту как способу осмысления мира, затекстовой ситуации, которая обусловила порождение текста.

В работе разграничены понятия «текстовый смысл», «авторский замысел» и «интерпретация» на основе сопоставления герменевтической и психолингвистической концепций. И в герменевтике, и в психолингвистике осознано несовпадение авторского замысла и текстового смысла. Во-первых, замысел относится к той сфере, которую принято называть сферой души, внутренним миром, человеческим сознанием и которая является недоступной для непосредственного восприятия. Во-вторых, авторский замысел представляет собой начальный этап порождения текста, в то время как смысл текста, будучи реализованным замыслом, отнюдь не тождествен дотекстовому информационному образованию. Наконец, смысл текста рождается в процессе его восприятия, следовательно, всегда включает в себя деятельность воспринимающего сознания, в процессе которой происходит трансформация речевого сообщения, связанная с переводом субъектом воспринимаемого текста на свой внутренний язык.

Хотя воспринимающее сознание и играет в процессе смыслопорождения активную роль, нельзя все же отождествлять понятия «смысл текста» и «интерпретация». Диалогичность смысла, предполагающая сотворчество автора и адресата, означает открытость смысла, обращенность к новым и новым вопросам, его принципиальную незавершенность, что требует признать правомерность существования множества интерпретаций (особенно в отношении художественного текста). Рассмотрение проблемы текстового смысла в коммуникативном аспекте обусловило постановку и решение вопроса об адекватной интерпретации, в результате которой появляется возможность согласованности действий участников коммуникации. Поскольку согласованный диалог возможен только в силу общности языка говорящих, то среди множества интерпретаций можно выделить наиболее адекватную текстовому смыслу — ту, которая оказывается максимально восприимчивой к языковой составляющей текста. При этом интерпретатор должен отдавать себе отчет, что текст создан Другим, и стремиться понять язык Другого посредством освоения его текстовой среды. Следует признать, что адекватная интерпретация представляет собой коммуникативный идеал, однако именно стремление к этому идеалу позволяет людям договариваться, приходить к взаимопониманию.

Таким образом, процесс диалогического смыслопорождения представляет собой процесс совместного осмысления бытия участниками коммуникации в связи с ключевым вопросом текста. Результатом рассмотрения закономерностей текстового осмысления бытия стало определение специфики текстовой картины мира. Текстовая картина мира понимается в работе как преображенная и упорядоченная специфическими текстовыми средствами действительность, освоенный автором/читателем, организованный и приспособленный для человеческого бытия мириндивидуальное и субъективное мировидение.

Коммуникативная направленность текста обусловливает такую структуру текстовой картины мира, которая ориентирована на сознание адресата и предполагает его участие в созидании образа мира. В диалогическом рассмотрении именно взаимодействие участников коммуникации обусловливает и формирует смысловую целостность текста — его основной конститутивный признак. Признание активной роли в созидании текстовой картины мира двух сознаний: авторского и читательского — означает, что объединяющим моментом в тексте является тот ключевой вопрос, осмысление которого определяет деятельность и автора, и адресата. Отнесенность к этому вопросу всех элементов текста обеспечивает целостность диалогического смысла текста. В диалогическом понимании смысловая целостность текста представляет собой вопросно-ответное единство, воплощенное в целостности создаваемой автором и адресатом текстовой картины мира, все элементы которой объединены отнесенностью к ключевому вопросу. Целостность и упорядоченность текстового мира обусловлена стремлением участников диалога посредством текста осмыслить мир как взаимосвязанное единство, обнаружить/создать в нем закономерности, необходимые для человеческого бытия.

Поскольку понятие «целостность» предполагает сосуществование в пределах текста объединяемых частей, определенным образом организованных и связанных какими-то отношениями, проблема смысловой целостности оказывается напрямую связанной с проблемой типологии, классификации смыслов, возможностью выделения уровней, видов, ноэм смысла.

Если рассматривать целостность смысла как результат совместного осмысления актуальной ситуации, ключевого вопроса, то основанием для выделения смысловых уровней должен являться характер осмысления этого вопроса. Обобщение и систематизация работ многих ученых приводит к выделению смысловой оппозиции «фактуальный/концептуальный смысл». Эта дихотомия, соотносясь с философскими понятиями сущности и явления, отражает устойчивую специфику человеческого мировосприятия, которая связана с процессом осмысления эмпирически воспринимаемого мира. В целом соглашаясь с этой концепцией, мы считаем, что выделение фактуального и концептуального смысловых уровней текстовой картины мира не в полной мере выражает возможности текстового осмысления бытия, поскольку языковая организация текста позволяет совершать не только эмпирические и рациональные акты познания, но и содержит в себе потенции для интуитивного постижения истины, когда сущность вещей открывается без посредства логического обоснования.

В связи с выявленными закономерностями формально-смысловой организации текста текстовое функционирование языковых единиц осознано в работе как основное условие, позволяющее автору и адресату участвовать в совместном осмыслении ключевого вопроса текста. В тексте присутствует определенный языковой механизм указания на направление созидающего смысл диалога (на те области бытия, которые требуют осмысления) и способ осмысления мира. Основу этого механизма составляют интенционально маркированные единицы, создающие коммуникативную напряженность, разрешение которой направляет рефлексию на тот ключевой вопрос, который должен быть осмыслен посредством текста. В нашем исследовании описание интенциональной маркированности иносказания дополняется рассмотрением его гносеологических потенций, которые позволяют иносказанию быть способом созидания особого текстового смысла.

Под иносказанием в работе понимается прием речемыслительной деятельности, состоящий в нетривиальном (индивидуально-авторском) переносе значений семантических единиц разного объема и реализующийся на текстовом уровне в виде ряда форм: метафоры (включая олицетворение, метафору-символ и метафорический эпитет), метонимии, оксюморона, иронии, аллегории, риторического вопроса, умолчания, определенных формы интертекстуальных вкраплений и др.

Иносказание создает необходимые для процесса понимания рецептивные трудности («помехи» понимания) в связи с окказиональностью своей формы и вариативностью истолкования. В то же время иносказательная организация текста содержит «подсказки», направляющие процесс смыслопорождения, к которым относятся образность, возникающая в результате переноса значений, экспрессивность и контекстуальность форм иносказания.

Поскольку иносказание представляет собой особую организацию языковой ткани целого текста, то следует признать, что посредством иносказания формируется специфический текстовый смысл — результат иносказательного осмысления актуальной ситуации. Иносказание указывает на определенный способ взаимодействия человека и мира и позволяет создать такой смысл, который не может быть выражен иными способами. Иносказание, являясь актом индивидуального творчества и тем самым преодолевая границы языковой картины мира, дает возможность по-новому взглянуть на действительность. При этом иносказание не просто дает новое обозначение предметам, а посредством переноса значений обнаруживает и выражает смысл о явленном нам единении, устанавливает универсальные, единые законы мироустройстваэто не сравнение, а установление единства, связанного всеобщим законом. Смысл, рождающийся посредством иносказания, представляет собой высокую степень обобщения — установление некой непознанной до сих пор общности явлений, их внутренней сущности.

Таким образом, в диссертации иносказание рассмотрено как прием смыслопорождения, включающий систему интенционально маркированных единиц и выражающий особый тип текстового смысла, для обозначения которого мы ввели новое понятие «сокровенный смысл текста». Сокровенный смысл текста, созидаемый посредством иносказания, относится к сфере представлений о скрытой, но непременной и значимой сущности бытия, постижение которой требует преодоления общепринятых категорий и происходит в акте индивидуального творчества, интуитивного озарения. Оппозиция явный/сокровенный смысл конкретизирует противопоставление факту альный/концептуальный, отражающее двойственность мировосприятия.

Выявление иносказательного сокровенного смысла открывает новые возможности для более полного и адекватного истолкования смысла конкретного произведения. В то же самое время пристальное внимание к языковой ткани того или иного произведения позволяет уточнить и скорректировать теоретические представления о закономерностях организации текста. В связи с этим в своем диссертационном исследовании мы прибегли к интерпретации иносказательного сокровенного смысла текстов «Жития» и челобитных протопопа Аввакума.

Обращение к «Житию» протопопа Аввакума обусловлено осознанием необходимости более глубокого понимания данного произведения, что возможно посредством рассмотрения формально-смысловой целостности текста в аспекте диалога и изучения смыслопорождающих потенций форм иносказательности. Весьма существенным фактором, обусловившим выбор текста для анализа, явился тот богатый материал, который дает текст «Жития» для исследования текстовых функций иносказания: Аввакум преодолевает привычные для его времени речевые формы на разных уровнях текста: жанровом, стилистическом, семантическом. Он не создает абсолютно новых форм, а по-иному использует существующие, нарушая правила стереотипного употребления, тем самым создавая иносказание и выражая осмысленное сокровенное.

В диссертации описано иносказание на уровне рамочных компонентов текста (заглавие-приступ) и на уровне внутритекстовых семантических единиц разного объема. Внутритекстовые формы иносказательности в «Житии» Аввакума представлены разнообразными формами метафоры, иронией, интертекстуальными вкраплениями, умолчаниями.

Формы иносказательности в «Житии» находятся в едином тематическом пространстве, вступая в парадигматические отношения синонимии и антонимии. На протяжении всего текста актуализируются вопросы о праведности и греховности, причем читателю предлагается выйти за пределы общепринятого их содержания и осознать их сокровенный смысл.

Иносказательно переосмысливаются представления о грехе и праведности — центральные концепты православной картины мира. В тексте благодаря иносказательной организации сохраняется напряженность между «прямым», общепринятым значением греха/праведности и вновь создаваемыми смыслами. Общепринятое представление о праведности укладывается в рамки христианских заповедей (любовь к богу, любовь к ближнему, всепрощение, смирение, аскетизм, кротость). О своей греховности с позиций общепринятой христианской морали Аввакум говорит открыто и прямо. Однако иносказательное осмысление ключевого вопроса о праведности и вечной жизни привносит в текст иные смыслы. Иносказательно в тексте утверждается праведность Аввакума и его единомышленников, которые не покорились земным властям и, принимая лишения и муки, остались верны своим убеждениям, своей вере. Таким образом, в понятие праведности у Аввакума не входит всепрощение и смирение: он признает только божью волю и покоряется ейдействия же земных властей (и царской, и церковной) в «Житии» не рассматриваются как изъявление бога. Земные напасти осмысливаются как ухищрения дьявола, которые необходимо преодолевать, а в представления о греховности входят смыслы «жестокость», «вероломство», «коварство», «предательство», «отступничество», «сытость», «властолюбие».

Таким образом, иносказание является приемом текстового смыслопорождения, функции форм иносказательности заключаются в установлении согласованного взаимодействия автора и адресата, в результате которого возможно созидание «разделенного» смысла о скрытых и значимых сущностях. Рассмотрение иносказания в аспекте его текстового функционирования позволило расширить представления о формально-смысловой организации текста, в частности, за счет понятия о сокровенном смысле текста.

Дальнейшее развитие темы может проходить в разных направлениях: психолингвистическом, лингвокультурологическом, прагмалингвистическом, когнитивном. Наиболее перспективным нам представляется полипарадигмальный подход к разработке понятия «сокровенный смысл текста».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения Текст. / Подгот. текста и коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. — Иркутск: Вост.-Сиб. книжн. изд-во, 1979. 368 с.
  2. , В.Г. Грамматика и текст Текст. / В. Г. Адмони // Вопросы языкознания. 1985. — № 1. — С. 63 — 69
  3. , Н.Ф. Смысловая структура текста Текст. / Н. Ф. Алефиренко // Текст как объект многоаспектного исследования: Сб. ст. Науч.-метод. семинара «Textus». Вып. 3. Ч. I — СПб — Ставрополь: Изд-во Ставроп. гос. ун.-та, 1998. — С. 35−39
  4. , Н.Н. Слово и контекст Текст. / Н. Н. Амосова // Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике. Ученые записки ЛГУ им. Жданова. Л., 1958. — № 243. — вып. 42. — С. 3 -233
  5. , Н.Н. О синтаксическом контексте Текст. / Н. Н. Амосова // Лексикографический сборник. М.: Госиздат иностр. и нац. словарей, 1962. — Вып. 5. — С. 35 — 45
  6. , Г. А. Текст как явление культуры Текст. / Г. А. Антипов. М.: Высш. шк., 1989 — 196 с.
  7. Античные риторики Текст. / Ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 352с.
  8. , Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка Текст. / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. — 436 с.
  9. , Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря Текст. / Ю. Д. Апресян // Прагматика и проблемы интенсиональности / Под ред Н. Д. Арутюновой. М., 1988. — 320с.
  10. Аристотель. Риторика Текст. // Античные риторики / Ред.
  11. А.А. Тахо-Годи. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 21 — 148 И. Арнольд, И. В. Стилистика декодирования Текст. / И. В. Арнольд. — JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1974. — 76 с.
  12. , И.В. Коммуникативно-прагматическая функция авторских комментариев Текст. / И. В. Арнольд // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». -М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984. С. 16 — 19.
  13. , И.Д. Фактор адресата Текст. / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. 1981. — Т. 40, № 4. — С. 356 — 367.
  14. , Н.Д. От редактора Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов: Сб. ст. / Под ред. Н. Д. Арутюновой. -М.: Наука, 1989.-С. 3−6.
  15. , Н.Д. Метафора и дискурс Текст. / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры: Сб. / Вступ. ст. и сост. Н.Д.Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.- С. 5−32.
  16. , Н.Д. Молчание: контексты и употребления Текст. / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Язык речевых действий.-М.: Наука, 1994.-С. 106- 113
  17. , Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник- Практикум Текст. / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М.: Флинта: Наука, 2004. — 496с.
  18. , А. Философия искусства Текст. / А. Банфи. М.: «Искусство», 1989. — 384 с.
  19. , А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста Текст. / А. Г. Баранов. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского унта, 1993.-182 с.
  20. , Р. От произведения к тексту Текст. / Р. Барт // Барт Р. Избр. раб.: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. — С. 413 -423.
  21. Барт, P. S/Z. Текст. / Р. Барт. М.: РЖ «Культура" — Ad Marginem, 1994.-303 с.
  22. , О. В. Выражение сокровенного протопопом Аввакумом Текст. / О. В. Барыгина // Русская речь / Росс. Акад. наук.-2003.-№ 5.-С. 89- 91
  23. , О.В. «Мы» и «они» в прецедентном тексте (на материале «Жития протопопа Аввакума») Текст. / О. В. Барыгина // Социальные варианты языка III: Материалы междунар. науч. конф. — Н. Новгород: Изд-во НГЛУ, 2004. — С. 80 — 84
  24. , М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа Текст. / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. С. 281 — 307.
  25. , М.М. К философии поступка Текст. / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. — С. 80- 160.
  26. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979а. -423с.
  27. , М.М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979 б. — 363 с.
  28. , М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Том 5. М.: Русские словари, 1997. — 465 с.
  29. , М. Введение в лингвистическую теорию метафоры Текст. / М. Бинкертон // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 284 -306
  30. , М. Метафорическое сплетение Текст. / М. Бирдсли // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990.-С. 201−218
  31. , М. Метафора Текст. / М. Блэк // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-С. 153 -172
  32. , В.В. Текст и текстовое общение Текст. / В. В. Богданов. СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та, 1993. — 68 с.
  33. , Г. И. Филологическая герменевтика Текст. / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во КГУ, 1982.
  34. , Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста: Учебное пособие Текст. / Г. И. Богин. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1993.- 138 с.
  35. , Г. И. Интенциональность как средство выведения к смысловым мирам Текст. / Г. И. Богин // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. трудов. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1994.-С.8- 18.
  36. , А.В. К интерпретации понятия «смысл» Текст. / А. В. Бондарко // Словарь. Грамматика. Текст: Сб. статей. М.: Наука, 1996.-С.316−321
  37. , А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени Текст. / А. В. Бондарко. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 260 с.
  38. , А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики Текст. / А. В. Бондарко. — М.: Языки славянской культуры, 2002. 736 с.
  39. , М.П. Стилистика текста. Теоретический курс: Учебник Текст. / М. П. Брандес. М.: Прогресс-Традиция, 2004. -416 с.
  40. , А.А. Психологическая герменевтика: Учебное пособие Текст. / А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
  41. , Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня Текст. / Н. С. Болотнова. Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1992. -312 с.
  42. , Н.С. Гармонизация общения и лексическая структура художественного текста Текст. / Н. С. Болотнова. -СПб., 1992а.-55с.
  43. Болотнова и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль Текст. / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева 2001- Под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001.-331 с.
  44. , М. Я и Ты Текст. / М. Бубер. М.: Высш. шк., 1993. -175 с.
  45. , JI.O. Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект Текст.: дисс.. д-ра филол. наук 10.02.19 / Л. О. Бутакова. Омск, 2001. — 459 с.
  46. , Л. Родной язык и формирование духа Текст. / Л. Вайсгербер. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 232 с.
  47. , А. Метатекст в тексте Текст. / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. Лингвистика текста. -М.: Прогресс, 1978. С. 402 — 421.
  48. , А. Язык. Культура. Познание Текст. / А. Вежбицка. М.: Русские словари, 1996. — 416 с.
  49. , В.В. О задачах стилистики. Наблюдения над стилем «Жития протопопа Аввакума» Текст. /В.В. Виноградов // Русская речь / Под ред. Л. В. Щербы. Пг., 1923. — с. 195 — 293
  50. , В.В. К изучению стиля протопопа Аввакума, принципов его словоупотребления Текст. / В. В. Виноградов. -ТОДРЛ.- 1958.-т.XIV.-С. 371 -379
  51. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика Текст. / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.-255с.
  52. , В.В. О теории художественной речи Текст. / В. В. Виноградов. М.: Высш. шк., 1971. — 240 с.
  53. , В.В. Проблемы русской стилистики Текст. /
  54. B.В. Виноградов. -М.: Высш. шк., 1981.-324 с.
  55. , Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения Текст. / Т. Г. Винокур. М.: Наука, 1993. — 172 с.
  56. JI. Философские исследования Текст. / JI. Витгенштейн // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 220 — 546
  57. , О.П. Текстовые категории и фактор адресата Текст. / О. П. Воробьева. Киев: Вища Школа, 1993. — 189 с.
  58. , О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста Текст.: автореферат дисс. докт. филол. наук / О. П. Воробьева. М., 1994. — 38 с.
  59. , Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции Текст. / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1997 — 416 с.
  60. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский // Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2003.1. C.664- 1019
  61. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.
  62. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  63. Гак, В. Г. Высказывание и ситуация Текст. / В. Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики 1972: Сб. науч. трудов. М.: Наука, 1973-С. 349−372
  64. Гак, В.Г. О семантической организации повествовательного текста Текст. / В. Г. Гак // Лингвистика текста: М-лы науч. конф. / Тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 103. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1976
  65. Гак, В. Г. Повторная номинация на уровне предложения Текст. / В. Г. Гак // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 91 — 102
  66. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 140 с. 73. Гаспаров 1995
  67. Гегель. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1968. Т. 1.
  68. , Н.М. Символ и метафора в Житии протопопа Аввакума Текст. / Н. М. Герасимова // Древнерусская книжность: Резюме докл.. ИРЛИ АН СССР. Л.: Наука, 1975. — С. 9 — 12
  69. , Г. Принципы теоретической лингвистики Текст. / Г. Гийом. -М.: Эдиториал, 2004. 224 с.
  70. , С.И. Внутренняя организация текста. Элементы теории и семантический анализ Текст.: Автореферат дисс.канд. филол. наук / С. И. Гиндин. -М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1972.-21 с.
  71. , М.В. Искусственная номинация в русской ономастике Текст.: Дисс. .д-ра филол. наук / М. В. Голомидова. Екатеринбург, 1998. — 467 с.
  72. , В.В., Шингарева, Е.А. Фреймы для распознавания смысла текста Текст. / В. В. Гончаренко, Е. А. Шингарева. Кишинев, 1984
  73. , Е.А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор персонаж в художественном тексте Текст. / Е. А. Гончарова. — Томск, 1984
  74. , В.Н. Экспрессивность Текст. / В. Н. Гридин // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 591
  75. , А.А. Сущность и явление Текст. / А. А. Грицанов // Новейший философский словарь / Сост. и главн. науч. ред. А. А. Грицанов. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — С.1008 -1009
  76. , Н.К. Протопоп Аввакум как писатель и как культурно-историческое явление Текст. / Н. К. Гудзий // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М.: Academia, 1994. — С. 7 — 59
  77. Н. Метафора работа по совместительству // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990.-С. 194−200
  78. , В.Е. Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума Текст. / В. Е. Гусев. ТОДРЛ. — 1957. — т. XIII — С. 273 -271
  79. , В.Е. К вопросу о жанре Жития протопопа Аввакума Текст. / В. Е. Гусев. ТОДРЛ. — 1958. — т. XIV — С. 192 — 202
  80. , В.Е. Протопоп Аввакум Петров выдающийся русский писатель XVII века Текст. / В. Е. Гусев // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Под общ. ред. Н. К. Гудзия. — М.: ГИХЛ, 1960. — С. 5ч
  81. , В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1984. — 398 с. 92. Гуссерль, Э.
  82. Т.А., ван. Язык. Познание, Коммуникация / Пер. с англ.: Сб. работ/ Сост. В.В.Петров- Под ред. В.И.Герасимова- Вступ ст. Ю. Н. Караулова и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  83. , Т. Метафорическое высказывание в прямой и косвенной речи Текст. / Т. Добжинская// Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. -С. 456−475
  84. , Т. Метафора в сказке Текст. / Т. Добжинская // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 456 — 475
  85. , Т.М. Организация и методы лингвопсихосоциологического исследования массовой коммуникации Текст. / Т. М. Дридзе. М.: Высш. шк., 1979. -281с.
  86. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. / Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984.-268 с.
  87. , Е. Мировоззрение Аввакума, идеолога и вождя старообрядчества Текст. / Е. Душечкина // Русская филология. Т.2.: Сб. студенческих науч. работ / Ред. З. Г. Минц. -Тарту, 1967.-С. 5−20
  88. , Е. К вопросу о специфике построения текста Жития протопопа Аввакума Текст. / Е. Душечкина //
  89. Материалы XXVII научной студенческой конференции. Тарту, 1972.-С. 21−23
  90. , М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX XX вв.) Текст. / М. Я. Дымарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.-328 с.
  91. , Д. Что означают метафоры Текст. / Д. Дэвидсон // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 173 — 193
  92. , Ж. и др. Общая риторика: Пер. с фр. Текст. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.- Общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М.: Прогресс, 1986. — 392 с.
  93. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982. — 160 с.
  94. , Н.И. Вопрос и вопросительное предложение Текст. / Н. И. Жинкин // Жинкин Н. И. Язык речь — творчество. (Избранные труды). — М.: Лабиринт, 1998. — С. 87 — 103
  95. , А.А. Текст и его понимание Текст. / А. А. Залевская. Тверь, 2001
  96. , П.И. Непроизвольное запоминание Текст. / П. И. Зинченко. М.: Мысль, 1961. — 187 с.
  97. , С.Т. Семантические аспекты поэтики адресата Текст. / С. Т. Золян // Res Philological Сб. ст. / Под ред. Д. С. Лихачева. -М.- Л.: Наука, 1990. С. 351 — 356.
  98. , С.Т. Семантика и структура поэтического текста Текст. / С. Т. Золян. Ереван, 1991
  99. Иванов, Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики Текст. / Вяч. Вс. Иванов // Тр. по знаковым системам. Тарту, 1973. — Вып. 6. -С. 5−44.114. Илек Б.
  100. Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.116. Иорданская, Мельчук 1980
  101. В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 5 — 19.
  102. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1989.
  103. , В.Б. Язык и знание Текст. / В. Б. Касевич // Язык и структура знания. М.: АН СССР, 1990. — С. 8 — 25
  104. , Э. Избранное: Опыт о человеке Текст. / Э. Кассирер. М.: Фирма Тардарика», 1998. — 784 с.
  105. , М.Н. О диалогичности письменной научной речи. -Пермь, 1986.
  106. , М.Н. Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка Текст. / М. Н. Кожина // Стилистика текста в коммуникативном аспекте: Сб. статей. -Пермь, 1987.-С. 4−23
  107. , В.В. Происхождение романа Текст. / В. Кожинов. М.: Советский писатель, 1963. — 440 с.
  108. , Г. В. Контекстная семантика Текст. / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1980. — 150 с.
  109. , В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность Текст. / В. В. Красных. -М., 1998
  110. , Н.Ф. Функции метафоризаций как актов пробуждения рефлексии Текст. / Н. Ф. Крюкова // Общая стилистика и филологическая герменевтика: Сб. науч. трудов / Под ред. Г. И. Богина. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1991. — С.47 -54.
  111. , Н.Ф. Природа метафоры в семантическом и рефлективном планах Текст. / Н. Ф. Крюкова // Психолингвистические исследования слова и текста: Сб. науч. трудов / Отв. ред. Григорьева С. В. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 1997.-С. 32−36.
  112. , Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа Текст. / Н. А. Купина. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1983. — 160 с.
  113. , Е.С. Введение Текст. / Е. С. Кубрякова // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / Отв. ред. Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. — С. 4 — 20.
  114. , Е.С. Текст и его понимание Текст. / // Русский текст: Российско-американский журнал по русской филологии. -СПб. Lawrence (KS, USA). — С. 18 — 26
  115. , Е.С. Когнитивная семантика Текст. / Е. С. Кубрякова // Материалы второй международной школы-семинарапо когнитивной лингвистике 11−14 сентября 2000 года: В 2ч. Тамбов, 2000. Ч. 1. С. 6 — 7.
  116. , В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание Текст. / В. Г. Кузнецов. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  117. , В.А. Интерпретация текста Текст. / В. А. Кухаренко. -М.: Просвещение, 1988. 292 с.
  118. , Ю.А. Автороцентрический подход к анализу прозаического художественного текста Текст. / Ю. А. Ладыгин. -Иркутск.: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. 135 с.
  119. Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем Текст. / // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 387 — 415
  120. , Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика Текст. / Ю. И. Левин. М.: Языки русской культуры, 1998. — 824с.
  121. , А.А. Понятие текста в современной лингвистике и психолингвистике Текст. / // Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. -Киев: Вища школа, 1979.
  122. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев // Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. — М.: Педагогика, 1983
  123. , Д.С. Великое наследие. Сочинения протопопа Аввакума, 1999 Сетевой электронный ресурс. -http://www.}nfolio/likhachov/html
  124. А.Ф. О коммуникативном значении грамматических категорий Текст. / // Имя. Сочинения и переводы. СПб.: Алетейя, 1997.
  125. , А.Ф. Проблема художественного стиля Текст. / А. Ф. Лосев. Киев: Collegium. — 1994.
  126. , Ю.М. Лекции по структуральной поэтике Текст. / Ю. М. Лотман. Уч. Записки Тартуского гос. у-та. — Тарту, 1964.
  127. , Ю.М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. — 284 с.
  128. , Ю.М. К проблеме типологии текстов // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. — С. 17 — 23
  129. , Ю.М. Текст и функция Текст. / // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002а. — С.24 — 37
  130. , Ю.М. Динамическая модель семиотической системы Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 20 026.-С. 38−57
  131. , Ю.М. Текст в тексте Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. — С. 58 — 78
  132. , Ю.М. К современному понятию текста Текст. / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002 В. — С. 79 — 83
  133. , Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста Текст. / // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. -СПб.: Академический проект, 2002 г. С. 84 — 90
  134. , А.Р. Основные проблемы нейролингвистики Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 253 с.
  135. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1998.-336 с.
  136. , М. Л. Основы теории дискурса Текст. / М. Л. Макаров. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 280 с.
  137. , М.Н. Риторическая программа художественного текста как условие использование рациональных герменевтических техник в диалоге «текст читатель» Текст. / М. Н. Макеева. — Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. ун-та, 1999. — 134 с.
  138. , В. А. Феномен молчания: коммуникативные аспекты Текст. / В. А. Маслова // Форма, значение и функции единиц языка и речи. Тезисы докладов международной научной конференции. Минск, 16−17 мая 2002 г. Мн., 2002. Часть 1. — С. 47−48.
  139. , М.К. Стрела познания Текст. / М. К. Мамардашвили. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1996. — 630 с.
  140. , М.К. Введение в философию Текст. / М. К. Мамардашвили // Мамардашвили М. К. Философские чтения. -СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 5 — 170
  141. , М.К., Пятигорский, A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке Электронный ресурс. / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997 http://extertext.bv.ru/html
  142. , И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл Текст» Текст. / И. А. Мельчук. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 346 с.
  143. , М.В. Речевая структура образа автора в Житии протопопа Аввакума Текст. / М. В. Меркулова. ТОДРЛ, 1977. — т XXXII.-С.319−331
  144. , Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи Текст. / Н. Б. Мечковская // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996. — С.7 — 29.
  145. , Дж. А. Образы и модели, уподобления и метафоры Текст. / Дж. А. Миллер // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 236 -284.
  146. , Г. Г. Семантика художественного текста Текст. / Г. Г. Молчанова. Ташкент: Изд-во ФАН УзССР, 1988. — 198 с.
  147. , Л.Н., Штерн, А.С. Текст и его восприятие Текст. / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -172 с.
  148. , Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы Текст. / Т. М. Николаева // Новое в зарубеж. лингвистике.-1978.- Вып. 8. С.5−39.
  149. , Т.М. От звука к тексту Текст. / Т. М. Николаева. -М.: Наука, 2000.-679
  150. , А.И. Семантическое пространство текста и способы его членения Текст. / А. И. Новиков // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997.
  151. , А.И. Семантика текста и ее формализация Текст. / А. И. Новиков. М., 1983. — 245 с.
  152. , А.И. Смысл: семь дихотомических признаков, 2000 Сетевой электронный ресурс. -http://teneta.rinet/ru/rus/ne/novikov smvsl-sem.html
  153. , Н.С. Типология интертекстуальных отношений Текст. / Н. С. Олизько // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе: Сб. докл. междунар. науч. конф. (Магнитогорск, 12−14 нояб. 2003 г.). Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.-С. 59−63
  154. Ортега-и-Гассет, X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Издательство «Весь мир», 2000. — С.480 -698
  155. Ортега-и-Гассет, X. Две главные метафоры Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — С. 463 — 481
  156. , Е.В. К семантике слова время: метафора, метонимия, метафизика Текст. / Е. В. Падучева // Поэтика.
  157. , Е.В. Прагматический аспект связности диалога Текст. / Е. В. Падучева // Изв. АН СССР, сер. Лит. и яз. 1982. -№ 4.-С. 305−313.
  158. , Р.Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении) Текст. / Р. Г. Пиотровский. СПб., 1999. — 241 с.
  159. , В.В. Идеи современной феноменологии и герменевтики в лингвистическом представлении знаний // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 102 — 109.
  160. , Н.Г. Лексические средства регулятивности в поэтических текстах К.Д. Бальмонота Текст.: Дисс.. канд. филол. наук: 10.02. 01. / Н. Г. Петрова. Томск, 2000. — 215 с.
  161. , Т.Ф. Текст как диалог Текст.: монография / Т. Ф. Плеханова. Мн.: МГЛУ, 2002. — 253 с.
  162. , С.В. «Всякого добра добрейша суть книжное поучение» (об усвоении Аввакумом метафоры съедания слова) Текст. / С. В. Полякова // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М.: Наука, 1976. — С. 188−190
  163. , В.И. Язык как деятельность: Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта Текст. / В. И. Постовалова. -М.: Наука, 1982.
  164. , В.И. Мировоззренческое значение понятия «языковая картина мира» Текст. / В. И. Постовалова // Анализ знаковых систем: История логики и методология науки. Тез. докл. -Киев: Наук, думка, 1986. С. 31 — 32.
  165. , В.И. Начало и конец в православном миросозерцании Текст. / В. И. Постовалова // Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М., 1988.-С. 34−63
  166. , А.А. Теоретическая поэтика Текст. / А. А. Потебня. М.: Высшая школа, 1990. — 344 с.
  167. , А.А. Слово и миф Текст. / А. А. Потебня. М.: Правда, 1989. — 624 с.
  168. , Н.В. Прогностическая функция слова и ее реализация в тексте Текст. / Н. В. Рафикова. М., 1996. — 178 с.
  169. , Е.А. Лингвистические исследования структуры текста Текст. / Е. А. Реферовская. Л.: «Наука», 1983.-216 с.
  170. , П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение Текст. / П. Рикер // Теория метафоры: Сб. Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 416 — 434.
  171. , П. Что меня занимает последние 30 лет Сетевой электронный ресурс. / П. Рикер 2003http://vvww.philosophi.ru/librarY/ricoeur/last.html
  172. А. 1990 // Теория метафоры: Сб. Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990
  173. , А.Н. Социология и фразеология символа «тесный путь» у Аввакума Текст. / А. Н. Робинсон // Проблемы современной филологии (сб. статей к 70-летию акад. В.В. Виноградова). М.: Наука, 1965. — С. 438 — 443
  174. , А. Н. Исповедь-проповедь (о художественности «Жития» Аввакума) Текст. / А. Н. Робинсон // Историко-филологические исследования: Сб. статей к 70-летию акад. Н. И. Конрада. М.: Наука, 1967. — С. 358 — 370
  175. , А.Н. Аввакум (личность и творчество) Текст. / А. Н. Робинсон // Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Робинсона. — М.: Сов. Россия, 1991. С. 5−26
  176. , В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста Текст. / В. П. Руднев. М.: «Аграф», 2000. -432 с.
  177. , Н.С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума Текст. / Н. С. Сарафанова. -ТОДРЛ, 1962. т. XVIII. — С. 329 — 340
  178. , К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты Текст. / К.Ф. Седов- Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 180 с.
  179. , Э. Статус лингвистики как науки Текст. / Э. Сепир // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 127 — 137
  180. , Дж. Метафора Текст. / Дж. Серль // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. — С. 307 — 341
  181. , Ю.М. Очерк теории стилистики Текст. / Ю. М. Скребнев. Горький, 1975. — 368 с.
  182. , А.А. Проблемы психологии памяти Текст. / А. А. Смирнов. М.: Мысль, 1966. — 219 с.
  183. , А.Н. Теория стиля Текст. / А. Н. Соколов. М.: Искусство, 1968. — 222 с.
  184. Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура Текст.: Сб. статей в честь Н. Д. Арутюновой / Отв. ред. Ю. Д. Апресян. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 879 с.
  185. , Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. / Ю. А. Сорокин. М.: Наука, 1986. — 168 с.
  186. , Ю.С. Семантика Текст. / Ю. С. Степанов // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. — С. 438 -440
  187. , В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция Текст. / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В. Н. Телия. М., 1988
  188. , В.Н. Пространство и текст Текст. / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. — С. 227 — 284
  189. , В.Н. Вещь в антропоценрической перспективе Текст. / В. Н. Топоров // Aequinox, М.: Кн. сад, 1993. С. 70−167
  190. , В.Н. Тропы Текст. / В. Н. Топоров // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 520 — 521
  191. , И.Г. Контекст Текст. / И. Г. Торсуева // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 238 -239
  192. , З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) Текст. / З. Я. Тураева. М.: Просвещение, 1986. -127с.
  193. , И.С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 18 т.-М., 1988.-Т. 5
  194. Тэн, И. Философия искусства Текст. / И. Тэн. М.: «Республика», 1996. — 489 с.
  195. , Ф. Метафора и реальность Текст. / Ф. Уилрайт // Теория метафоры / Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 82 — 109
  196. , Б. Отношение норм поведения и мышления к языку Текст. / Б. Уорф // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — С. 157−201
  197. , Б. Наука и языкознание Текст. / Б. Уорф // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003а. — С. 202 — 219
  198. , Н.А. Контрапункт интертекстуальности или интертекст в мире текстов Текст. / Н. А. Фатеева. М.: Агар, 2000. -250 с.
  199. , А.В. Ноумен Текст. / А. В. Филиппович // Новейший философский словарь / Сост. и главн. науч. ред. А. А. Грицанов. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — С. 703
  200. , Г. Г. Фигура: метаязыковой аспект Текст.: Дисс.. д-ра филол. наук 10.02.19, 10.02.01 / Г. Г. Хазагеров. Ростов-н/Д, 1995.-304 с.
  201. , М. Искусство и пространство Текст. / М. Хайдеггер- Перевод В. В. Бибихина- Примечания В. В. Бибихина и Р. А. Гальцевой // Самосознание европейской культуры XX века:
  202. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. / составитель Р. А. Гальцева. -М.: Политиздат, 1991. с. 95 — 102
  203. , М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер- Перевод В. В. Бибихина. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 443с.
  204. , П. Самооправдание протопопа Аввакума Текст. / П. Хант. ТОДРЛ, 1977. — т. XXXII. — С. 70 — 83
  205. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности Текст. / Ин-т языкознания- В. Н. Телия, Т. А. Графова, A.M. Шахнарович, И. И. Сандомирская, О. В. Латина, Н. А. Лукьянова, В.А. Маслова- Отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1991.-214 с.
  206. , П.Я. Очерки по истории и диалектологии северно-великорусского наречия. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» как памятник северно-великорусской речи XVII столетия. I И. Иркутск, 1927
  207. , Л.Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования Текст.: Монография / Л. Н. Чурилина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 283 с.
  208. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 289 с.
  209. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» Текст. / У. Эко // Эко, У. Имя розы. М.: Кн. Палата, 1989. — С. 427 — 467.
  210. , P.O. Речевая коммуникация: Язык в отношении к другим системам коммуникации Текст. / P.O. Якобсон // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. — С. 306 — 330.
  211. , Р. Работы по поэтике: Переводы Текст. / Р. Якобсон- Сост. и общ. ред. M.JI. Гаспарова. -М.: Прогресс, 1987. -461с.
  212. , Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений Текст. / Р. Якобсон // Теория метафоры: Сб./ Вступ. Ст. и сост. Н.Д. Арутюновой- Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. С. 110 — 132.
  213. Bohm, D. Wholeness and implicate Order. London: Routledge and Kedan Paul (New edition 1995), Routledge, 1980. — 219 p.
  214. Epstein, M. Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication (Chapter 7). New York: St. Martin’s Press (Scholarly and Reference Division), 1999. — P. l 13- 120.
  215. Fowler, R. Linguistics and the Novel. L.: Methuen, 1977. -127p.
  216. Iser, W. Interaction between Text and Reader // The Reader in the Text (Essays on Audience and Interpretation) / Ed. by S.R.Suleiman and I.Crosman. Princeton, N.J.: Princeton Univ. Press, 1980. — P. 106 -119.
  217. Riffaterre, M. Semiotics of Poetry. Bloomington, Indiana University Press, 1973. — 336 p.
  218. Schofer, P, Rice, D. Metaphor, metonymy, synecdoche revis (it)ed// Semiotica, 1977. Vol. 21. -p. 121 — 149
Заполнить форму текущей работой