Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональные особенности формирования направлений социального развития в условиях переходного периода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второе направление социально-трудовых отношений, где необходимо государственное регулирование, — оплата труда и поддержать доходов населения. По мнению автора, нецелесообразно осуществлять перераспределение структуры доходов населения, увеличивая оплату труда за счет сокращения бюджетных дотаций населению. Представляется необходимым реструктуризация оплаты труда посредством изменения соотношения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности становления социально-трудовых отношений в современном обществе
    • 1. 1. Сущность социально-трудовых отношений и эволюция их моделей
    • 1. 2. Социальное партнерство в трудовых отношениях
  • Глава 2. Специфика формирования социально-трудовых отношений на региональном уровне
    • 2. 1. Региональные аспекты воспроизводства трудовых ресурсов
    • 2. 2. Влияние регионального рынка труда на формирование социально-трудовых отношений
  • Глава 3. Совершенствование социально-трудовых отношений в условиях переходного периода. 85 3.1 Совершенствование государственного регулирования социально-трудовых отношений
    • 3. 2. Пути укрепления социально-трудовых отношений на региональном уровне
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Региональные особенности формирования направлений социального развития в условиях переходного периода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях государство посредством социальной политики регулирует многообразные отношения между обществом и личностью. В жизнедеятельности человека особое место занимают трудовые отношения, так как от них зависит социальный статус, уровень благосостояния личности, морально-психологический климат вокруг нее.

Переход российского общества к рыночным отношениям потребовал существенного реформирования социально-трудовой сферы. Возникла необходимость учитывать мировую эволюцию взаимоотношений наемного персонала и работодателей, а также действующие в разных странах модели социального партнерства.

Социальное поведение в новых экономических условиях приобретает качественно иные черты, формирующиеся под воздействием меняющихся интересов, потребностей и возможностей их реализации. Российский опыт развития социально-трудовой сферы связен со значительными трудностями ее реформирования.

В современной отечественной и зарубежной теории и практике рассматривались вопросы урегулирования на макроуровне заработной платы, содействия занятости населения. В условиях переходного периода особое внимание стало уделяться теоретическим аспектам социального партнерства как основе социально-трудовых отношений на федеральном и региональном уровнях при разработке целевых комплексных программ, на отраслевом и микроуровне — при решении вопросов оплаты труда, высвобождения рабочей силы и т. п.

Недостаточная разработанность проблем корпоративизма, социального партнерства в условиях переходного периода позволяет исследовать их с позиций новых для Российской Федерации подходов. Это предопределило выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — изучить особенности формирования социально-трудовых отношений в условиях переходного периода и обосновать рекомендации по их совершенствованию.

Реализация цели исследования потребовала постановки и решения следующих задач:

— теоретически рассмотреть сущность социально-трудовых отношений и основных моделей;

— охарактеризовать специфику социального партнерства в трудовых отношениях;

— показать влияние регионального рынка труда на формирование социально-трудовых отношений в условиях переходного периода;

— обосновать направления совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений;

— проанализировать состояние и динамику социально-трудовых отношений, складывающихся на уровне региона на материалах Кабардино-Балкарской Республики;

— выявить возможности укрепления социально-трудовых отношений на региональном уровне.

Предметом исследования является система социально-трудовых отношений в условиях функционирования рынка труда.

Объект исследования — взаимодействие наемных работников, работодателей и государства в сфере труда на региональном уровне.

Теоретическая основа исследования — фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов, исследователей в областях социальной политики, социально-трудовых отношений, рынка труда, государственного регулирования.

Существенный вклад в разработку этих проблем внесли отечественные ученые и специалисты: Е. Д. Катульский, К. И. Микульский, В. А. Торлопов, Е. Н. Жильцов, В. М. Зуев, Р. П. Колосова, Ю. П. Кокин, Е. Г. Антосенков, Н. И. Дряхлов, А. И. Кравченков и др.

В работе использованы правовые и нормативные документы федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.

Информационная база — законодательные акты Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики, нормативные документы по проблемам социально-трудовых отношений занятости населения, социально-экономическому развитию, данные отечественной и зарубежной статистики, специальных выборочных обследований, изучения специальной отечественной и зарубежной литературы.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: — раскрыта двоякая сущность социально-трудовых отношений, с одной стороны, как социального поведения индивида по адаптации к изменяющейся среде, с другой стороны, как организованных форм социального поведения ассоциированных индивидов по активному преобразованию этой среды в соответствие с конкретной системой ценностей и мотивациипоказана эволюция основных моделей социально-трудовых отношений (коллективно-договорной и неокорпоратистской) в современном обществеобоснована необходимость укрепления социального партнерства как формы разрешения разногласий переговорным путемисследованы особенности становления системы социального партнерства на региональном уровнепоказана необходимость проведения дискуссий и переговоров для достижения баланса интересов и у чета мнений различных общественных движений и политических партий в виде региональных конференций, вырабатывающих проекты концепции социально-экономической политики и социально-трудовых отношенийохарактеризованы новые роли наемных работников в социальном партнерстве посредством участия во владении собственностью, распределении прибыли, принятии управленческих решений;

— выявлены особенности влияния регионального рынка труда на формирование социально-трудовых отношений: сокращение числа занятых работников и их доли в общей численности экономически активного населения, наличие высокого уровня безработицы, сохранение традиционной отраслевой структуры занятости, низкая активность предпринимателей в создании новых рабочих мест, что требует усиление регулирующей и координирующей функции государства в социально-трудовых отношениях на региональном уровне;

— предложено в качестве основных направлений совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений рассмотреть возможности реструктуризации заработной платы, пенсий, пособий, форм оплаты труда и уменьшения доли фиксированного заработка, расширение участия работников в собственности предприятий, в распределяемой прибыли, а также усилить использование региональных программ содействия занятости населения с целью структурных преобразований экономики и создания новых рабочих мест в отраслях сферы услуг;

— Обоснованы на основе анализа отечественного и зарубежного опыта направления укрепления социально-трудовых отношений на региональном уровне путем повышения территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, усиления взаимодействия государственных служб занятости, работников, работодателей, учреждений профессионального образования как социальных партнеров, чьи согласованные усилия нацелены на формирование адаптационных возможностей рабочей силы к конъюнктуре рынка труда.

Практическая значимость работы: положения и результаты диссертационного исследования нашли практическую реализацию при обосновании новых подходов в организации социального партнерства на региональном уровне, в совершенствовании социально-трудовых отношений.

Методологические положения теоретической части исследования могут быть использованы при разработке целевых комплексных региональных программ занятости населения, подготовки и переподготовки незанятой рабочей силы.

Основные положения исследования внедряются в учебном процессе при изучении ряда экономических дисциплин и спецкурсов на экономическом факультете Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.

Выдвинутые и обоснованные автором предложения и рекомендации были реализованы в процессе разработки программ социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке региональных и внутрипроизводственных программ социального развития, программ социального партнерства.

Апробация работы. Различные аспекты изучаемой проблемы нашли отражение в ряде публикаций, статей и тезисов докладов на научно-практических конференциях.

Всего по тематике диссертационного исследования опубликовано научных работ.

Структура работ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

На основе исследования в диссертационной работе проблем формирования социально-трудовых отношений в условиях переходного периода автором сделаны следующие выводы:

1. Сущность социально-трудовых отношений автор определяет исходя из понимания социального поведения как процесса целенаправленной активности в соответствии с наиболее значимыми интересами и потребностями человека.

В сфере трудовой деятельности мотивы отражают внутренние потребности и стимулы, побуждающие индивидов к активной деятельности.

Ценности, мотивы, стимулы, интегрированные в сознании индивида, становятся его целью, а действия, направленные на ее достижение, обеспечивающие согласование потребностей с оценкой степени и реализации, создают удовлетворенность (наличие гарантий занятости, заработок, обеспечивающий нормальные условия жизни, состоявшаяся карьера и т. п.).

Эволюция социально-трудовых отношений, как свидетельствует мировой опыт, позволяет выделить три их основные модели: патерналистскую, коллективно-договорную и неокорпоратистскую. В диссертации дан анализ особенностей этих моделей социально-трудовых отношений, показана их специфика в российских условиях.

Так, в Российской Федерации традиционно сохраняют свое влияние профсоюзы и соответственно значительное место занимает коллективно-договорная модель социально-трудовых отношений.

Вместе с тем, входе индивидуализации процесса труда, и соответственно складывающихся взаимоотношений работодателя и наемного работника, все большее распространение получает контрактная форма трудовых отношений. Однако несовершенство юридических и организационных форм хозяйствования, налоговой политики государства сдерживают широкое применение контрактов в регулировании социально-трудовых отношений на малых и средних предприятиях.

По мнению автора, в российских условиях целесообразно для достижения более полной занятости экономически активного населения использовать различные формы временной занятости, положительно зарекомендовавшие себя в практике развитых стран.

Представляется необходимым распространение в российских условиях неокорпоратистской модели социально-трудовых отношений в силу ее высокой адапционности, согласованности с трудовой и профессиональной мотивацией. Следует полнее использовать также преимущества этой модели, как опережающая предпринимательская активность в социальной сфере, предупреждающая возможные конфликты между администрацией и наемным персоналом. Выполняемые ею функции социальной амортизации посредством фирменных социально-страховых комплексов способствует расширению возможностей делового самовыражения, участия в управлении предприятием наемного персонала, а также в приобщении к решению задач регионального, национального характера.

Усиление индивидуализации социальной политики и переход от трансфертного уравнительного подхода, присущего коллективно-договорной модели социально-трудовых отношений, ведет к формированию системы социального страхования, включающей обязательное государственное страхование и добровольного страхования предприятиями (фирмами). При этом усиление амортизирующего эффекта фирменных социально-страховых комплексов должно достигаться за счет согласования социальной политики предпринимательства и жизненных запросов наемного персонала.

В диссертации показано, что в России еще не получили широкого распространения социальные микроструктуры в виде социального страхования и социального обеспечения, действенного стимулирования труда, которое было бы способно уравновесить объективные и субъективные факторы экономических реформ. По мнению автора, поворот от конфронтации к сотрудничеству в экономической и социальной сферах возможен на основе установления современных моделей социально-трудовых отношений, где равноправным участником, выполняющим регулирующие функции, будет достойно представлено государством.

2. В диссертации раскрываются отличия традиционного корпоративизма, с присущим ему политическим представительством, и неокорпоративизма, базирующемся на плюриализме социальных интересов и широком представительстве заинтересованных групп.

Неокорпоративизм ориентирован на переговоры, консультации, соглашения, компромиссы, в ходе которых сглаживаются противоречия, возникающие между работодателями и наемными работниками, между различными слоями общества, между государством и народом.

В сфере труда неокорпоративизм призван осуществлять урегулирование разногласий в областях политики доходов, занятости, продолжительности рабочего времени, социальных гарантий, льгот и т. п.

В диссертации показано, что в практике развитых стран неокорпоративизм и трипартизм оправдали себя как современные подходы к урегулированию, предупреждению социальных конфликтов на всех уровнях социального партнерства: от федерального и республиканского правительства до местного уровня.

В России, как и в мировой практике существует трехуровневая система социального партнерства, включающая общенациональный, отраслевой и региональный, производственный уровни.

Общенациональный уровень социального партнерства в РФ представлен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, чья деятельность сконцентрирована на установление общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики с учетом наемных работников, работодателей, государства, содействие развитию социального партнерства и урегулированию на этой основе трудовых споров, конфликтов. Представляется, что на макроуровне необходимо последовательное укрепление законодательной и нормативно-правовой базы социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров.

В диссертации исследуются особенности становления системы социального партнерства на региональном уровне, осуществляемое в ходе происходящих в стране реформ. Официальная статистика свидетельствует о росте количества заключенных региональных соглашений. Формируется методический инструментарий коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Ведется подготовка и обучение силами Министерства труда и социального развития РФ специалистов территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, в т. ч. трудовых арбитров, посредников и др.

По мнению автора, дальнейшее укрепление социального партнерства как на общенациональном, так и на региональном уровнях следует связывать с повышением легитимности представительства наемных работников и их союзов, со сплочением интересов предпринимателей. Особое внимание должно быть уделено выработке и реализации с участием социальных партнеров региональной структурной политики. Для достижения баланса интересов и учета мнения различных общественных движений и политических партий было бы целесообразно провести дискуссии и переговоры в виде региональной научно-практической конференции. В процессе поиска соглашений, достижения компромиссов участники региональной конференции получают реальную возможность выработки проекта концепции социально-экономической политики и социально-трудовых отношений. Автор считает, что выработка аналогичных проектов и концепций целесообразна не только в региональном разрезе или для отдельных административно-территориальных единиц, но и в масштабе федеральных округов РФ, для сглаживания различий в уровнях экономической активности населения, динамике и структуре занятости, показателям безработицы, доходов, обеспеченности социальными услугами и т. п.

Особого внимания требуют социально-трудовые отношения и распределение ролей социальных партнеров на микроуровне. Необходимо содействие в пропаганде применения новых форм и степени участия наемных работников во владении собственностью, распределением прибыли, принятии управленческих решений, для чего требуется создать современную законодательно-правовую основу.

3. Исследование особенностей регионального рынка труда и его влияния на формирование социально-трудовых отношений привело автора к выводу о том, что на региональном уровне необходим такой тип социально-трудовых отношений, в которых усилена регулирующая функция государства.

Проведенный в диссертации анализ показал, что для Северно-Кавказского района, одного из наиболее проблематичных в отношении занятости населения региона, характерно нарастание скрытой безработицы, сопровождающейся деформацией социально-трудовых отношений. Наиболее типичная ситуация для этого региона наблюдается в Кабардино-Балкарской Республике, данные которой послужили основой для углубленного анализа.

Результаты проведенного автором анализа свидетельствуют о том, что для основной части российских региональных рынков труда свойственно: — сокращение численности экономически активного населения- -уменьшение численности и доли занятого населения в числе экономически активного населения, причем темпами, превосходящими сокращения числа экономически активного населения;

— наличие высокого уровня безработицы, в т. ч. в скрытых формах (отпуска без сохранения зарплаты, сокращенное рабочее время и т. п.) ведет к деформации социально-трудовых отношений, утрате трудовой мотивации наемных работников;

— преобразование отношений собственности и расширение многоукладное&tradeспособствовали перераспределению рабочей силы в частный сектор, где преобладает индивидуальная форма трудовых отношений, однако правовое их оформление (например, в виде контрактов) еще не получило широкого распространения;

— несовершенство трудового законодательства и практики досудебного разбирательства ограничивают возможности занятости многоконкурентоспособной рабочей силы;

— остаются не использованными для повышения занятости населения возможности гибкие формы организации труда;

— основной контингент безработных формируется по причинам фрикционного (неразвитость инфраструктуры рынка труда, недостаточность информационного обеспечения об изменении спроса на рабочую силу) и структурного характера (колебание предпринимательской активности, сохранение традиционной структуры региональной экономики);

— фактически сложившийся уровень средней заработной платы в официальном секторе экономики не стимулирует не только не рост предложения рабочей силы, но и становится причиной выезда за пределы региона трудоспособного населения в поисках более высокооплачиваемой работы;

— негативно отражается на социально-трудовых отношениях отсутствие современных условий жизнеобеспечения населения в силу неразвитости сферы услуг как государственного, так и негосударственного секторов;

— недостаточный уровень развития социально-культурной сферы не только негативно отражается на внутренней социальной атмосфере, но и порождает антисоциальные явления (незаконное производство, оборот этилового спирта и алкогольной продукции, другие правонарушения).

Полученные в диссертации выводы привели автора к мнению о необходимости более четкой координации взаимодействия между рынком труда и развитием сферы услуг. В основу такого взаимодействия, как считает автор, следует принять способность отраслей сферы услуг поглощать (абсорбировать) незанятую рабочую силу. Тем самым создается основа для активизации предпринимательской деятельности. И соответственно, созданию новых рабочих мест, росту спроса на рабочую силу. С другой стороны, современная сфера услуг создает основу жизнеобеспечения людей, а значит, усиливает трудовую мотивацию и рост предложения рабочей силы на рынке труда. Таким образом, возникают предпосылки для большей занятости населения как основы социально-трудовых отношений.

По мнению автора, решающая роль должна быть отведена государству, которое посредством инвестиционной, налоговой, кредитной, социальной политикой может придать динамизм этим процессам.

4. В диссертации направления совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений обоснованы на основе анализа отечественного и зарубежного опыта в этой области.

По мнению автора, одно из основных направлений совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений должно быть связано с содействием занятости населения. В связи с этим рассмотрены различные подходы к решению проблемы занятости: европейский, с ориентацией на создание новых рабочих мест в государственном секторе и социальной поддержке безработных, и американский, согласно которому оказывается государственная помощь по содействию в трудоустройстве незанятых лиц в частном секторе.

В России целесообразно переходить к более активной политике в сфере занятости, усиливая меры по созданию рабочих мест в тех отраслях, где государство сохраняет позиции крупного работодателя (просвещении, здравоохранении, других социально значимых отраслях).

Второе направление социально-трудовых отношений, где необходимо государственное регулирование, — оплата труда и поддержать доходов населения. По мнению автора, нецелесообразно осуществлять перераспределение структуры доходов населения, увеличивая оплату труда за счет сокращения бюджетных дотаций населению. Представляется необходимым реструктуризация оплаты труда посредством изменения соотношения между ее фиксированной, тарифной частью и надтарифным заработком. Приведение в соответствие величины заработной платы с действительной стоимостью рабочей силы должно достигаться за счет применения более гибких форм оплаты труда, увеличением вознаграждения по результатам хозяйственной деятельности, расширением участия работников в собственности предприятий, в распределении прибыли и т. п.

В качестве важнейшего инструмента государственного регулирования целесообразно использовать целевые региональные программы содействия занятости населения, программы общественных работ, программы подготовки и переподготовки кадров, которые могут входить составной частью в национальные (федеральные) программы либо иметь самостоятельное значение.

В качестве ведущей меры в обосновании национальной программы для Кабардино-Балкарской Республики автор считает целесообразным предложить структурные преобразования экономики, связанные с дальнейшим развитием сферы услуг формирования ее новых отраслей, связанных с деловыми услугами, а также предусмотреть комплекс мер по поддержке инициативы малого и среднего бизнеса в создании новых рабочих мест.

5. Пути укрепления социально-трудовых отношений на уровне региона в диссертации обоснованы с позиций повышения мобильности рабочей силы.

Автор выделяет два направления повышения мобильности рабочей силы: территориальное и профессиональное.

Для повышения территориальной мобильности целесообразно:

— установление договорных отношений между регионами с целью перемещения незанятого населения на вакантные рабочие места;

— повышение информационной обеспеченности о вакансиях в других регионах;

— государственное субсидирование расходов работника и его семьи на переезд к новому месту работы и жительства.

Повышение профессиональной мобильности рабочей силы должно достигаться посредством услуг профессионального образования, в т. ч.:

— необходим прогноз потребности региона в переподготовке и повышении квалификации как незанятого населения, так и тех категорий работников, для которых велик риск высвобождения;

— целесообразно учебным заведениям, осуществляющим подготовку кадров по направлениям служб занятости, предоставлять государственные дотации или ссуды;

— следует шире использовать зарубежный опыт по организации стажировок для наиболее уязвимых в отношении увольнения работников на тех предприятиях, где имеются вакантные рабочие места;

— для длительного безработных целесообразно создавать целевые курсы переподготовки по тем специальностям, спрос на которые имеется на региональном рынке труда, включая обучающихся в программы государственной социальной поддержки;

— требуется усиление фундаментальной подготовки кадров в системе непрерывного образования в целях создания гарантий приспособляемости работников к динамике рынка труда;

— необходимо формирование нового типа социального партнерства в системе профессионального образования как основы эффективного взаимодействия образовательных учреждений, представителей работодателей, органов по труду и занятости, профессиональных союзов и ассоциаций, региональных и местных органов власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Российская газета, 1996, 20 января
  2. Федеральный закон «О порядке размещения коллективных трудовых споров»
  3. Федеральный договор «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
  4. Постановление Правительства РФ «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» № 468 от 15.04.96 г. Российская газета, 1996, 22 мая
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 22.09.1996 г. Российская газета, 1996, 5 мая
  6. Положение о Департаменте Федеральной государственной службы занятости населения по субъекту Российской Федерации. Приказ Минтруда и социального развития РФ от 30.11. 2000 г. № 274. // Человек и труд, 2001, № 2
  7. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР». Российская газета, 1992, 28 августа.
  8. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 годы. Российская газета, 1996, 5 июня
  9. Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996−1997годы. Российская газета, 1996, 1−2 июня
  10. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» № 491 от 4.04.1996г. Российская газета, 1996, 16 апреля
  11. Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996−1997годы. Российская газета, 1996, 1 августа
  12. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «Кодекс», 1995. Часть 1
  13. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть П. Российская газета. 1986, 6−10 февраля.
  14. Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах. Программа Правительства РФ.
  15. Реформа социальной сферы: потребности и перспективы (федеральный и региональный аспекты). М.: Совет Федерации России. 1998
  16. О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указ Президента РФ от 24.01.1992, № 45. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ, 1992, № 6
  17. О службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 г. № 468. Финансовая газета, 1996, № 22
  18. Е.Г. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях. -М.: Экономика, 1974
  19. Я. Инфляция и безработица: Пер. с англ. Вопросы экономики. -М., 1991, № 1
  20. Г. А., Бабич A.M., Егоров Е. В. Хозяйственный механизм в социальной сфере. Улан-Уде: Бурятское книжное изд-во, 1995
  21. A.M., Жильцов Е. Н., Егоров Е. В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: РАУ, 1993
  22. A.M. и другие. Предпринимательство и социальная сфера: занятость, доходы. М.: РАУ, 1993
  23. A.M. и др. Социальная защита населения. М.: РАУ, 1992
  24. З.В. Занятость в социалистической экономике. М.: Экономика, 1989
  25. П. Трудовые отношения в ракурсе приватизации. Человек и труд. 1997, № 6
  26. Беккер Гэри.С. Экономический анализ и человеческое поведение: Пер. с англ. Thesis: теория и практика экономических и социальных институтов и систем. -М.: Начала-Пресс, 1993. Т.1, вып.1.
  27. Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран. Международная экономика и международные отношения. 1997, № 8
  28. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека. Международная экономики и международные отношения. 1997, № (, 10
  29. П. Государство на рынке труда изменение стратегии. Международная экономика и международные отношения. 1997, № 7
  30. Н.А. Экономика труда.-. 1994
  31. Н.А. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода.// Человек и труд. 2000 г., № 1
  32. В. и др. Движение рабочей силы. Вопросы экономики. 1997, № 2
  33. .М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1992
  34. JI.T. Буржуазное государство и рынок труда. Проблемы и противоречия. Донецк: Высшая школа, 1985
  35. Ю.Д. Территориальные проблемы современной России. СПб., Изд-во СПб ГУЭФ, 1995
  36. Е.В. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе (вопросы теории и практики): Диссертация на соискание ученой степени доктора эконом. Наук. М.: МГУ, 1994
  37. Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: МГУ, 1989
  38. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: МГУ, 1995
  39. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Изд-во МГУ, 1991
  40. Е.Н. Методологические вопросы определения плановой потребности в специалистах. Проблемы определения потребности народного хозяйства в кадрах специалистов. Тбилиси, 1980.
  41. В.М. и др. Формирование системы переподготовки работников, высвобождаемых из отраслей экономики в условиях перехода к рыночным отношениям (на примере г. Москвы). М.: НИИВО, 1992
  42. C.JI. Кадры специалистов США в условиях научно-технического прогресса. М.: Наука, 1985
  43. О. Социальный аудит как метод профилактики коллективных трудовых конфликтов. Человек и труд, 1997, № 6
  44. Р.П. Дипломированные специалисты на рынке труда. Экономика и управление высшей школой. Красноярск: НИИВО, 1992
  45. Р.П. Трудовой потенциал промышленности в условиях перестройки хозяйственных механизмов. М.: МГУ, 1990
  46. Р.П. Трудовой потенциал промышленности. М.: МГУ, 1987
  47. Р.Б. Что знают экономисты.-М.: СП «Квадрат», 1993
  48. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991
  49. Как работают японские предприятия. М.: Экономика, 1990
  50. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики. Пер. с англ. М.: Эконов, 1992. Т.2
  51. Я. Дефицит. Пер. с англ. М.: Наука, 1990
  52. Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы. Вопросы экономики. 1991, № 9
  53. В.Г., Рутгайзер В. М. Человеческий фактор: занятость, благосостояние. М.- Изд-во полит, лит-ры, 1981
  54. П.О. Трудовые ресурсы экономическая категория. — Свердловск, 1970
  55. Н. Ученые стран СНГ обсудили проблемы трипартизма. Человек и труд, 1997, № 10
  56. А.Г. Занятость в сфере обслуживания населения: социально-демографический аспект. М.: Мысль, 1987
  57. Ю.И. Основы предпринимательского дела. М.: МП «Тригон», 1992
  58. С. Отношение безработных к профессиональному обучению. Человек и труд. 1997, № 5
  59. К.Р., Брю C.JI. Экономика. Пер. с англ. М.: Республика, 1992. Т.1-Ш
  60. Мир в цифрах. Статсборник Статкомитета СНГ. Фининжинеринг, 1997
  61. И. Эффективная занятость и рынок рабочей силы. Вестник статистики. 1990, № 12
  62. А. Программы профобучения не будут выполнены. Человек и труд. 1997, № 6
  63. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. -М.: Изд-во МГУ, 1988
  64. Р., Дубинфельд Д. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Экономика, Дело, 1993
  65. Г. Г. Механизмы защиты социальной сферы. М.: Наука, 1992
  66. А.В. Временные трудовые контракты во Франции. Труд за рубежом. М.: НИИ труда РФ, 1992, вып.1
  67. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986
  68. Рохо Гунтер. Планирование трудовых ресурсов. Канадский опыт. Пер. с англ. М.: Федеральная служба занятости России, 1993
  69. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994
  70. П. Экономика: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964
  71. П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. Экономические науки, 1990, № 1−12
  72. Г. Э. Социальная экономика. М.: Дело и сервис, 2001.
  73. В.Б. Использование рабочей силы в США. М.: Наука, 1982,№ 176
  74. В.Б. Наемный труд в США на новом этапе НТР: качественная эволюция и проблемы использования. М.: Наука, 1990
  75. Система профессионального образования в России: новые механизмы финансирования. Человек и труд. 1997, № 9
  76. Современный бизнес: Учеб. в 2 т.: Пер. с англ. Д.Дж.Рехмен, М. Х. Москон, К. Л. Боуви, Дж.В.Тилл. -М.: Республика 1995
  77. Социологический опрос. Финансовая газета, 1996, № 19
  78. Социологическое исследование. Финансовая газета, 1996, № 23
  79. А.А. Территориальные общности в региональном развитии и управлении. Тверь, ТГУ, 1995
  80. . Сегментация и маркетинг рынка труда. Вестник статистики, 1991, № 12
  81. Трудовые ресурсы. Формирование и использование. Под ред Е. В. Касимовского. -М.: Экономика, 1975
  82. Трудовые ресурсы СССР. Под ред. Костина А. А. М.: Экономика, 1979
  83. Управление социальной сферой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1980
  84. Ст. и др. Экономика. М.: Дело, 1993
  85. М. Взаимосвязь между экономической и политической свободами. В кн.: Фридман и Хайек о свободе. САТО институт, 1985
  86. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. — М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1-П
  87. Ф. Конкуренция как процедура открытия. Пер. с англ. Международная экономика и международные отношения. 1989, № 12
  88. Р. К теории экономической динамики. Пер. с англ. М., 1959
  89. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс: 1992
  90. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993
  91. Д. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988
  92. П., Питере М. Предпринимательство: Пер. с англ. М.: Про-гресс-Универс, вып. 5. 1993.
  93. JI. Повышение профессиональной активности молодежи. Человек и труд. 1997, № 6
  94. В.В. Проблемы занятости в социалистическом обществе. -Кишинев, 1973
  95. М. ФНПР полномочный представитель миллионов трудящихся. Человек и труд, 1997, № 5
  96. А.Н. Социальные проблеме перестройки. М.: Экономика, 1989
  97. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. М.: Экономика, 1990
  98. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Меликь-яна Г. Г. М.: МГУ, 1996
  99. Экономика и планирование высшего образования в СССР и Республике Куба. М.: МГУ, 1989.
  100. Р.Дж. Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: МГУ, 1996
  101. Экономика стран-членов Содружества Независимых Государств в 1991 г. Экономика и жизнь. 1992, № 6
  102. Экономика сферы платных услуг. Под ред. Жильцова Е. Н. М., 1996
  103. JI. Благосостояние для всех. Пер. с англ. М.: Начала-Пресс, 1991
  104. Экономические реформы. Альманах Международного центра исследований экономических реформ. М., 1993, вып.1
  105. Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М.: Экономика, 1984
  106. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М.: Экономика, 1991
  107. . Карьера менеджера. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  108. Япония: смена модели экономического роста. Пер. с англ. М.: Наука, 1990
  109. Dienstleister optimistisch. / Informationsdienst der Instituts der deutschen Wirdschaft, 1991,
  110. Dynamih durch Dienste. / Informationsdienst des Instituts der deutschen Wirdschaft, 1987,
  111. Moderne Industrie. / Informationsdienst der Instituts der deutschen Wirdschaft, 1993, 110.
Заполнить форму текущей работой