Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегии организации и планирования производственных (образовательных) процессов в высшем учебном заведении на основе инновационной деятельности и взаимодействия с региональными предприятиями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для научно-консультационных услуг. Предложено на базе Азовского технологического института (АТИ) ДГТУ создать специализированный «Отдел научно-консультационных услуг (ОНКУ)». Методика формирования ОНКС включает следующие этапы. 1) Установление условий, в которых оказываются научно-консультационные услуги. 2) Выявление сил, действующих в ближайшем, отдаленном окружении, а также внутри АТИ. 3… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Содержание производственных процессов в сфере образования в условиях новой экономики.1 →
    • 1. 2. Болонский процесс как фактор стратегического развития образовательных процессов вуза
    • 1. 3. Тенденции развития и направления модернизации деятельности российских вузов
  • Выводы по главе 1
  • 2. СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Сущность и содержание инновационной деятельности вуза
    • 2. 2. Стратегии формирования инновационных образовательных программ вуза. JJ
      • 2. 2. 1. Сущность инновационных образовательных программ
      • 2. 2. 2. Методика разработки инновационных образовательных программ вуза
    • 2. 3. Производственные процессы научно-консультационных услуг АТИ ДГТУ и системы сервисной поддержки коммерциализации
  • Выводы по главе 2
  • 3. СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
    • 3. 1. Современные тенденции и стратегии организации производственных процессов филиалов вуза
  • 3. 11 Стратегические тенденции и особенности развития филиалов вуза.''
    • 3. 1. 2. Стратегии организации образовательных процессов
    • 3. 1. 3. Опыт организации стратегического взаимодействия производственных процессов вуза и коммерческих организаций
    • 3. 2. Стратегическое развитие производственных процессов в АТИ ДГТУ на основе взаимодействий с региональными предприятиями
    • 3. 2. 1. Стратегический анализ развития производственных процессов
    • 3. 2. 2. Стратегия развития процессов, направленных на совершенствование форм взаимодействий
  • Выводы по главе 3

Стратегии организации и планирования производственных (образовательных) процессов в высшем учебном заведении на основе инновационной деятельности и взаимодействия с региональными предприятиями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из вызовов настоящего времени, определяющим дальнейший ход экономического развития, является формирование и активизация развития новой экономики — социально экономической формации, основанной на использовании знаний в качестве фактора производства, заменяющего традиционные материальные ресурсы. Важнейшие составляющие новой экономики — образование, наука, интеллектуальные услуги, информационные технологии — создают условия повышения эффективности функционирования традиционных секторов, увеличивают темпы роста всех макроэкономических показателей.

Подтверждением признания обществом роли высшего образования может служить опережающее с начала 60-х годов XX в. расширение сферы образовательных услуг в развитых странах по сравнению с другими областями экономики, в том числе относительно научных исследований и разработок. В 70-х годах расходы на образование превышали затраты на науку в США в 2,6−3 раза, в Японии, Франции и Великобритании — в 3−3,5 раза. Данное соотношение сохраняется до сих пор, несмотря на форсированные темпы развития НИОКР в этих странах [138].

Для новой экономики решающее значение приобретает труд высококвалифицированных специалистов, что требует организации деятельности высших учебных заведений, максимально обеспечивающей удовлетворение потребностей общества и индивидуума в получении адекватных современным условиям знаний, умений, навыков и компетентности.

В настоящее время вузы России сталкиваются с рядом проблем, которые тормозят темпы развития этого сегмента новой экономики. К ним следует отнести низкий уровень материально-технического обеспечения, недостаточно высокий уровень финансирования и кадрового потенциала и несоответствие качества образования возрастающим требованиям рынка труда.

Решение этих проблем во многом может быть достигнуто в рамках формирования стратегий развития учреждений высшего профессионального образования на основе рациональной организации образовательных процессов вуза. Необходимость создания научно-методической базы стратегического управления производственными (образовательными) процессами вуза предопределяет актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы.

Задачи модернизации образования России и его центрального звенавысших учебных заведений — сформулированы и документально оформлены в целом ряде важнейших документов. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [4], Национальном проекте по развитию образования, «Приоритетных направлениях развития образовательной системы» [108], в Федеральных целевых программах развития образования на 2006 — 2010 и на 2011 — 2015 годы [6, 7], в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [77].

Проблемы модернизации российского образования представлены в исследованиях Александровой Р. И., Байденко В. И., Болотова В. П., Борисовой И. П., Голота А. И., Гребнева Л. С., Герасимова Г. И., Илюхиной Л. В., Киселева А. Ф., Никитина Э. М., Усова A.B., Чепурных Е. Е. и др.

Теоретические подходы к управлению высшими учебными заведениями и к подготовке специалистов в условиях инновационного развития экономики затрагиваются в работах Барабановой C.B., Барышевой Г. А., Зарец-кой C. JL, Карелиной И. Г., Клячко Т. Л., Крыштановского А. О., Кулапова М. Н. и др.

Ряд проблем и направлений развития форм организации взаимоотношений государственных высших учебных заведений и коммерческих организаций нашли отражение в работах Афонина Ю. А., Богатовой Т. Ф., Гибсона М., Давыдова A.A., Жильцова E.H., Кельчевской Н. Р., Курдюмова СП., Коврова Г. С, Ламберта Р., Лимана И. А., Майбурова И. А., Малинецкого Г. Г.,.

Мурашовой Е.В., Нейматова Я. М., Паничкиной М. В., Соболева А. Б., Сухо-чева В.И., Чупрунова Д. И. и др.

Экономическим отношениям на рынке образовательных услуг посвящены работы Бутовой Т. Г., Немцовой С. И., Скаржинского М. И., Щербакова.

A.И. и др., качеству услуг учебных заведений — Аветисова A.A., Нуждина.

B.Н., Соколова В. М. и др., расчету экономической эффективности учреждений образования — Дятлова С. А., Белякова С. А., Воронина А. И. и др., маркетингу образовательных услуг — Зиннурова У. Г., Потеева М. Е., Панкрухина А. П. и др.

Однако в зарубежной и российской науке в неполной степени разработаны теоретические и методические вопросы стратегической организации образовательных процессов вузов и оказываемых ими услуг в рыночных условиях, недостаточно учитываются особенности функционирования вузов и специфика образовательных услуг. Это вызвано структурной сложностью и многоаспектностью данной проблемы.

Сказанное выше предопределило выбор темы и основные направления диссертационной работы.

Цели исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических рекомендаций по формированию стратегий1 организации и планирования производственных (образовательных) процессов в вузе на основе инновационной деятельности и взаимодействий с региональными предприятиями.

Задачи исследования. Достижение цели потребовало последовательного решения следующих задач:

— исследовать содержание, современные тенденции развития производственных процессов в вузе с учетом реалий Болонского процесса;

1 Стратегия рассматривается в основном, как перспектива, а также как принципы поведения и позиция по терминологии Г. Минцберга [94], см. Приложение 4.

— раскрыть сущность и содержание инновационной деятельности вуза, выявить ограничения в инновационном развитии образовательных процессов вуза;

— разработать стратегию развития производственных процессов вуза на основе формирования инновационных образовательных программ;

— осуществить анализ и разработать инструментарий производственных процессов научно-консультационных услуг и системы сервисной поддержки;

— разработать стратегию организации производственных процессов вуза на основе взаимодействия с региональными предприятиями и оценить эффективность данных взаимоотношений.

Объект исследования — высшие учебные заведения, их филиалы, производственные процессы, лежащие в основе их функционирования.

Предмет исследования — методы и средства организации производства в вузе, направленные на совершенствование инновационной деятельности и взаимодействий с региональными предприятиями.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках: п. 1 «Разработка научных, методологических и системотехнических основ проектирования организационных структур предприятий и организации производственных процессов. Стратегия развития и планирования организационных структур и производственных процессов" — п. 10 «Разработка методов и средств мониторинга производственных и сопутствующих процессов" — п. 11 «Разработка методов и средств планирования и управления производственными процессами и их результатами» Паспорта специальности 05.02.22 -Организация производства (сфера услуг).

Теоретико-методологическая база исследования. Диссертационная работа основана на фундаментальных разработках отечественных и зарубежных учёных в области исследований стратегического развития и управления образованием и высших учебных заведений, организационных процессов в деятельности вузов. В ходе исследования применялись экономические и общенаучные методы исследования — системный и функциональный подходы, анализа и синтеза, логического моделирования, экспертных оценок, расчет-но-конструктивный, экономико-математический.

Информационно-эмпирическая база исследования. В качестве информационной базы использованы статистические данные и экспертные оценки Министерства образования и науки РФ, материалы отчетных, аналитических и прогнозных документов вузов, данные Федеральной службы государственной статистики и регионального отделения статистики по Ростовской области, а также результаты исследований, проводимых под руководством и с участием автора.

Нормативно-правовую основу исследования составили законодательные и нормативные акты в области образования, включая законы «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации и его отдельных министерств, комитетов, агентств и служб.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о целесообразности разработки и реализации стратегического подхода к организации и планированию производственных (образовательных) процессов вуза, основанных, во-первых, на инновационной деятельности, включающей формирование инновационных образовательных программ, оказание научно-консультационных услуг, во-вторых, на активном взаимодействии с региональными предприятиями, ориентированном на сотрудничество в области подготовки специалистов и инновационной деятельности.

Научная новизна проведенного диссертационного исследования заключается в научном обосновании ряда теоретических, методических и практических положений, направленных на совершенствование стратегий организации производственных (образовательных) процессов на основе инновационной деятельности и взаимодействий с региональными предприятиями.

Наиболее существенные результаты исследования, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту, представлены в следующих положениях.

1 Уточнены методические подходы к содержанию производственных процессов вуза. Производственные процессы в вузе — это совокупность взаимосвязанных мероприятий, задач, направленных на создание образовательной услуги для потребителей, включающих создание организационно-экономических форм, структур, возникающих между элементами вуза (подразделениями, службами, профессорско-преподавательским составом, центрами принятия решений) на основе их связей в процессе основной и вспомогательной деятельности вуза.

2 Показано, что инновационная деятельность является стратегическим ориентиром развития образовательных процессов вуза, разработан методический инструментарий ее реализации.

2.1 Для образовательных программ. Уточнено понятие инновационной образовательной программы, которая определяется следующими условиями: 1) соответствия современному мировому уровню- 2) достижением высокого качества обучения в рамках современных систем управления качеством- 3) внедрением прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения- 4) сформированностью у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда- 5) анализом прогнозируемого потребительского спроса с описанием глубины маркетинговой проработки. Связь с потребителем и механизмы современных изменений образовательных процессов вуза в решающей мере определяют программу как инновационную. Предложено для разработки инновационных образовательных программ использовать следующую авторскую методику, ориентированную на интересы регионального бизнеса, состоящую из двух стадий. 1) Подготовительная стадия — анализа спроса на услуги вуза, которая включает четыре этапа — сканирование (первое приближение к бизнес среде) — мониторинг (поиск данных о бизнес среде более фокусировано и систематизировано) — прогнозирование (получение проекта предполагаемых изменений бизнес среды) — оценивание (формирование реакции производственных процессов вуза на возможные изменения бизнес среды). 2) Стадия разработки инновационной образовательной программы, которая включает пять этапов: сопоставление компетенцийсопоставление знаний, навыков и уменийсопоставление дисциплинформирование учебного планаформирование содержания дисциплин и практик.

2.2 Для научно-консультационных услуг. Предложено на базе Азовского технологического института (АТИ) ДГТУ создать специализированный «Отдел научно-консультационных услуг (ОНКУ)». Методика формирования ОНКС включает следующие этапы. 1) Установление условий, в которых оказываются научно-консультационные услуги. 2) Выявление сил, действующих в ближайшем, отдаленном окружении, а также внутри АТИ. 3) Идентификация и анализ ключевых стейкхолдеров. 4) Формирование сценариев развития ОНКУ. 5) Определение конечных состояний потребителей. 6) Разработка основных характеристик ОНКУ, включая штатное расписание отдела, распределение чистой прибыли, функций и др. Производственные процессы ОНКУ должны рассматриваться как сервисное обеспечение деятельности новаторов, обеспечивающее продвижение потенциально перспективной продукции на рынок. Выявлены направления сервисного сопровождения на каждом этапе жизненного цикла инновациионного продукта: поиск постоянно обновляющейся информации о потребностях рынка, производственной базы, аутсор-синговых фирм и др.

3 Расширены представления о стратегическом развитии филиалов вуза.

3.1 Доказана сложность прямого переноса технологий стратегического планирования из муниципального и менеджмента коммерческих организаций к образовательным процессам вуза. Выделены четыре стратегий организации производственных (образовательных) процессов филиала университета: роста, адаптивная, потребительская, дифференциации. Перспективно развитие филиала в соответствии с моделями стратегий роста и дифференциации.

3.2 Выявлены проблемы организации производственных процессов филиала — на основе выделения и анализа ключевых элементов: методического обеспечения, кадрового потенциала и т. д. Решение данных проблем связано с разработкой и реализацией Программы инновационного и социального развития Азовского технологического института на 2011;2015 годы, осуществляемой под руководством автора.

4 Показано, что стратегическим ориентиром развития производственных процессов вуза, филиалов является взаимодействие с региональными предприятиями. Разработана методика организации участия коммерческих организаций, предприятий в производственных процессах АТИ ДГТУ по схеме, предусматривающей выделение следующих этапов. 1) Мониторинг потребностей коммерческих организаций, предприятий. 2) Подготовка и переподготовка сотрудников коммерческих организаций по направлениям подготовки АТИ. 3) Научно-консультационная поддержка деятельности коммерческих организаций. 4) Оценка эффективности организации производственных процессов взаимодействий.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Расширены научно-методические представления об организации и планировании производственных (образовательных) процессов в вузе. Научные положения диссертации ориентированы на их практическое использование в реальных условиях деятельности вузов: в области образования, науки и потребляющих организаций, то есть в областях, ставящих перед собой задачу повышения качества производственных процессов до уровня, соответствующего современным потребностям общества и индивидуума.

Уточнено, дополнено и расширено содержание производственных процессов в вузах. Предложенные методические рекомендации к формированию производственных процессов на основе инновационной деятельности — разработке инновационных образовательных программ, оказанию научно-консультационных услуг, совершенствованию форм взаимодействий с региональными предприятиями могут служить теоретической и практической основой для разработки стратегии развития вуза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты диссертационного исследования были представлены на международной и межрегиональной научно-практических конференциях (гг. Ростов-на-Дону, Азов) в 2010;2011гг.

Разработанные рекомендации нашли отражение в актах о внедрении: при разработке Концепции развития дополнительного профессионального образования, повышения квалификации управленческого и инженерно-технического состава в г. Азове. Отдельные теоретические и методические положения диссертационного исследования были использованы в высших учебных заведениях при чтении курсов «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Экономика отрасли».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования представлены в 10 публикациях общим объёмом 5,0 п.л. (из них 3,95 п.л. -авторские), в том числе 3 публикации — в рецензируемых изданиях.

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывает обозначенные цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, пяти приложений, библиографического списка из 162 источников. Работа изложена на 155 листах, содержит 16 таблиц, 18 рисунков.

Выводы по главе 3.

1 Одной из активно развивающихся форм вузовской деятельности стало создание обособленных подразделений, среди которых можно выделить филиалы. На сегодняшний день существуют четыре основные стратегии организации образовательных процессов функционирования филиалов.

— Стратегия роста: вузовские филиалы имеют хорошее финансирование, собственный кадровый потенциал, мощную материально-техническую базу.

— Адаптивная стратегия: филиалам приходится постоянно приспосабливаться к наличной ситуации и исходить из имеющихся возможностей.

— Потребительская стратегия: филиалы оцениваются лишь как источник извлечения прибыли, не имеют необходимой базы — кадрового состава, технического оборудования, библиотечного фонда и т. д.

— Стратегия диверсификации: выход в новые, не свойственные филиалу ранее сферы деятельности, в соответствии с современными тенденциями запросов территории и развития образования в целом.

Основной приоритет в выборе стратегии филиала должен быть отдан моделям стратегий роста и диверсификации.

2 Главное содержание современного этапа управления производственными процессами вуза состоит в переходе от антикризисного управления, когда целью было сохранение вуза, к стратегическому управлению. Успешность проекта разработки стратегии вуза определяется целым рядом факторов, ключевыми из которых является организация работы с коммерческими организациями региона.

Разработка стратегии организации производственных процессов вуза рационально осуществлять по следующим этапам. 1) Формирование исходных данных. 2) Целеполагание. 3) Разработка направлений развития. 4) Формирование стратегии. 5) Распространение информации о стратегии.

Успешность проекта разработки стратегии вуза определяется целым рядом факторов, ключевыми из которых является организация работы с коммерческими организациями региона.

3 Выявлены основные проблемы развития АТИ ДГТУ по различным направлениям деятельности, прямо или косвенно связанные с взаимодействиями с предприятиями региона (методическое обеспечение, кадровый потенциал, МТБ и т. д.). Решение данных проблем связано с реализацией Программы инновационного и социального развития АТИ на 2011;2020 годы. Основные задачи реализации Программы, разработанной под руководством автора, предполагают последовательное продвижение АТИ от развития института в едином информационном пространстве, включающем учебные, научные заведения и учреждения Азова, предприятия — стратегических партнеров, участников субрегионального уровня до достижения АТИ ДГТУ лидирующих позиций в субрегиональном инновационно-образовательном пространстве и укрепление позиций в российском научно-образовательном пространстве.

4 Предложена схема организации участия коммерческих организаций, предприятий в производственных процессах АТИ ДГТУ, предполагающая выполнение следующих этапов.

1) Мониторинг потребностей коммерческих организаций, предприятий.

2) Целевая подготовка и переподготовка сотрудников коммерческих организаций по направлениям подготовки в АТИ.

3) Научно-консультационная поддержка деятельности коммерческих организаций.

4) Оценка эффективности организации производственных процессов взаимодействий, которая определяется двумя способами.

Во-первых, оценка эффекта образования, учитывающего распределение выпускников в соответствии с потребностями предприятий. Использование мониторинга повышает эффективность до 50 — 70%.

Во-вторых, экономический эффект от целевой подготовки студентов. Сравнение с реальными затратами, которые вынуждена нести коммерческая организация в связи с необходимостью адаптации молодого специалиста, показывает, что эффективность составляет не менее 15% по всем направлениям подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование и полученные теоретические и практические результаты позволяют сделать следующие выводы.

1 В настоящее время ведущую роль в общественном воспроизводстве играет человеческий потенциал, что обеспечивается, прежде всего, развитием сферы образования, науки и инноваций, интеллектуальных услуг. В постиндустриальном мире образование «производит» креативный потенциал личности и «человеческие качества», являющиеся главным средством производства информации, определяя тем самым уровень развития неоэкономики — «экономики знаний».

Основным экономическим ресурсом, детерминирующим динамичный стабильный рост выступает человеческий капитал. Человеческий капитал — это мера воплощенной в человеке способности приносить доход.

2 Образовательное учреждение рассматривается как экономический субъект: оно осуществляет процесс производства образовательных благ, использует ограниченные ресурсы, оптимизирует затраты, взаимодействует с другими субъектами рыночной экономики, применяет современные экономические механизмы в своей деятельности.

Под производственными процессами в вузе понимается совокупность взаимосвязанных мероприятий, задач, направленных на создание образовательной услуги для потребителей, включающих создание организационно-экономических форм, структур, возникающих между элементами вуза (подразделениями, службами, профессорско-преподавательским составом, центрами принятия решений) на основе их связей в процессе основной и вспомогательной деятельности вуза.

3 Образовательный процесс, определяемый законодательством как реализация образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся, воспитанников, рассматривается как процесс преобразования обучаемого в выпускника — специалиста, получившего определенное образование. Последнее означает, что сущность образовательного процесса — это процесс производства и потребления одновременно образовательных услуг, результатом которого является обучаемый — выпускник, потребивший эти образовательные услуги.

Управление стратегическим развитием производственных процессов в вузе должно отражать современные тенденции в неоэкономике. Прежде всего, процесс адаптации отдельных образовательных учреждений к изменению социально-экономических, технологических и образовательных факторов и возникновения новых форм взаимоотношений между субъектами этой системы.

Важным фактором стратегического развития образовательных процессов вуза является Болонский процесс. Общая методика и критерии оценки качества, конвертация российских и зарубежных документов, система зачетных единиц и др. направления организация образовательных процессов обеспечат в перспективе эффективное развитие вузов.

4 Модернизация производственных процессов вуза предполагает развитие следующих направлений. Организационно-экономическое направление предполагает оптимизацию, концентрацию ресурсов, автономность учебных заведений, взаимодействие с предприятиями региона. Финансово-экономическое — нормативы финансирования, бюджеты развития, образовательные субсидии, стипендии, гранты и пр. Социально-экономическое направление ориентировано на социальную поддержку обучаемых, стимулирование деятельности учебных заведений и обучаемых, общественный мониторинг деятельности вуза, контроль качества обучения. Для их реализации в работе предложено совершенствование производственных процессов вуза на основе инновационной деятельности, а также организации взаимодействий с предприятиями региона.

5 Показано наличие ограничений в инновационном развитии производственных (образовательных) процессов вузов. Они обусловлены сочетанием принципов непрерывности и универсальности образования, творческого поиска с репродуктивным, консервативным развитием, наличием социальноэкономических границ на внедрение и использование инноваций, формализацией и регламентацией образовательных процессов.

Современные подходы к инновационному развитию производственных процессов вуза направлены на преодоление данных ограничений путем формирования стратегии развития производственных процессов на основе разработки, во-первых, инновационных образовательных программ, во-вторых, оказания научно-консультационных услуг, создания системы сервисной поддержки их коммерциализации.

6 Разработка образовательных программ является одним из наиболее регламентированных процессов в системе высшего профессионального образования. Использован подход к определению понятия «инновационная образовательная программа», предполагающий модификацию технологий ее проектирования.

6.1 Под инновационной следует понимать образовательную программу, обеспечивающую интеграцию образования, науки и инновационной деятельности на основе применения учебно-методических материалов, обеспечивающих, во-первых, соответствие современному мировому уровню, во-вторых, достижение высокого качества обучения в рамках современных систем управления качеством, в-третьих, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, в-четвертых, формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке трудав-пятых, анализ прогнозируемого потребительского спроса с описанием глубины маркетинговой проработки.

6.2 Последнее обстоятельство обеспечивает обратную связь с потребителем и механизмы современных изменений образовательных процессов. Для формирования инновационных образовательных программ использована интерактивная модель, относящаяся к третьему поколению моделей инновационного процесса, адаптированная к системе высшего профессионального образования. Модель предусматривает постоянный мониторинг и прогнозирование требований потребителей, рациональность развития образовательного процесса.

6.3 Для разработки инновационных образовательных программ рационально использовать следующую авторскую методику, апробированную в АТИ ДГТУ, ориентированную на интересы регионального бизнеса, состоящую из двух стадий.

— Стадия 1: анализ спроса на услуги вуза. Данная стадия включает четыре этапа: 1) сканирование (первое приближение к бизнес среде) — мониторинг: поиск данных о бизнес среде более фокусировано и систематизировано- 3) прогнозирование: получение проекта предполагаемых изменений бизнес среды- 4) оценивание (формирование реакции производственных процессов вуза на возможные изменения бизнес среды).

— Стадия 2: разработка инновационных образовательных программ. Данная стадия включает следующие этапы: 1 Сопоставление компетенций- 2) сопоставление знаний, навыков и умений- 3) сопоставление учебных дисциплин- 4) формирование учебного плана- 5) формирование содержания дисциплин и практик.

7 Одним из основных направлений организации производственных процессов в вузе является обеспечение единства преподавания и научных исследований. Для практической реализации деятельности по оказанию научно-консультационных услуг в вузе автором предложено на базе АТИ ДГТУ создать специализированный «Отдел научно-консультационных услуг (ОНКУ)».

7.1 Методика предложенной автором организации деятельности ОНКУ включает следующие этапы: 1) Установление условий, в которых планируется предоставление научно-консультационных услуг. 2) Выявление сил, действующих в ближайшем, отдаленном окружении, а также внутри АТИ. 3) Идентификация и анализ ключевых стейкхолдеров. 4) Формирование сценариев развития ОНКУ. 5) Определение конечных состояний потребителей. 6) Разработка основных характеристик ОНКУ.

7.2 Производственные процессы ОНКУ АТИ взаимодействуют с инновационной инфраструктурой региона. Для выявления сервисной роли ОНКУ в различных звеньях инновационной инфраструктуры проведён анализ схемы трансформации инновационной идеи к реализуемому на рынке инновационному товару.

8 Новые принципы хозяйствования одновременно подводят российские вузы к поиску новых форм работы, обеспечив им определенный уровень экономической свободы. Одной из активно развивающихся форм вузовской деятельности стало создание обособленных подразделений — филиалов.

8.1 На сегодняшний день существуют четыре основные стратегии организации образовательных процессов функционирования филиалов.

— Стратегия роста. Вузовские филиалы имеют хорошее финансирование, собственный кадровый потенциал, мощную материально-техническую базу и тенденции к расширению.

— Адаптивная стратегия. Вузовским филиалам приходится приспосабливаться к наличной ситуации и исходить из имеющихся возможностей, действуя по принципу «хотелось бы большего. Но средств не хватает».

— Потребительская стратегия. Головные организации и руководители филиалов оценивают структурные подразделения вузов лишь как источник извлечения прибыли. В настоящее время деятельность филиалов, демонстрирующих потребительскую стратегию, должна быть прекращена в виду возможного снижения качества обучения.

— Стратегия диверсификации. Направлена на придание образовательным услугам филиала эксклюзивных качеств: высокого уровень качества образовательных процессов по отдельным программам, высокий имидж филиала, достойное трудоустройство выпускников и др. Это может потребовать серьезных затрат, как временных, так и финансовых и иных.

Основной приоритет в выборе стратегии филиала должен быть отдан моделям стратегии роста и диверсификации.

8.2 Главное содержание современного этапа управления производственными процессами вуза состоит в переходе от антикризисного управления, когда целью было сохранение вуза, к стратегическому управлению.

Прямой перенос и применение технологий стратегического планирования из муниципального и менеджмента организаций коммерческого сектора в образование затруднен в силу специфики развития вузов. Это обусловливает отставание вузов в применении этого управленческого инструментария.

Стратегическое планирования в вузе может осуществляться по двум сценариям. 1) Объединяются планы ведущих подразделений вуза в единый документ. 2) Планирование идет от определения общих целей и задач вуза как целого и далее ретранслируется на уровень подразделений — это приводит к созданию обширных комплексных программ развития вуза, что имеет место и в АТИ ДГТУ.

8.3 Важнейшим фактором эффективности стратегического развития производственных процессов филиала является установление и развитие устойчивых системных связей в системе «профессиональное образованиебизнес». Опыт участия коммерческих организаций в производственных процессах вузов, как зарубежных, так и отечественных, позволил разработать направления стратегического развития АТИ ДГТУ.

9 Стратегический анализ развития АТИ позволил выявить проблемы в организации производственных процессов с позиции взаимодействий с коммерческими организациями, предприятиями (в вопросах методического обеспечения, кадров, науки, МТБ, образовательных программ и др.). Решение данных проблем связано с реализацией Программы инновационного и социального развития АТИ на 2011;2020 гг. Основные задачи реализации Программы, разработанной рабочей группой под руководством автора, заключаются в следующем.

— Модернизация и совершенствование образовательной деятельности для подготовки технологической и управленческой элиты для предприятий высокотехнологичных отраслей экономики.

— Повышение эффективности фундаментальной и прикладной науки, ориентированной на взаимодействие с предприятиями.

— Совершенствование системы подготовки, повышения квалификации специалистов предприятий.

— Модернизация и развитие МТБ, включая учебно-лабораторную базу, и инфокоммуникационной среды науки, учебного процесса и управления институтом.

— Повышение эффективности управления образовательными процессами и совершенствование организационной структуры института.

— Усиление роли воспитательной компоненты в организации работы с молодежью, в том числе при участии предприятий региона.

— Интеграция в составе университета в региональное, российское и международное научно-образовательное сообщество.

10 Организация участия коммерческих организаций, предприятий в производственных процессах АТИ ДГТУ осуществляется по схеме, включающей следующие этапы. 1) Мониторинг потребностей коммерческих организаций, предприятий. 2) Целевая подготовка и переподготовка сотрудников коммерческих организаций по направлениям подготовки в АТИ. 3) Научно-консультационная поддержка деятельности коммерческих организаций. 4) Оценка эффективности организации производственных процессов взаимодействий. Оценка осуществляется двумя способами: по количеству трудоустроенных студентов в общем числе выпускников и по экономическому эффекту от разницы между традиционным обучением и при обучении на выпускном курсе по двум специализациям (одна из которых оплачивается и содержание которой определяется коммерческой организацией), учитывающим потребности предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с изменениями от 21 декабря 2009 г.)
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1 с изменениями от 21 декабря 2009 г.
  3. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998 2000 гг. — Постановление Правительства РФ от 24.07.98 № 832.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002. № 393.
  5. Национальная доктрина российского образования на период до 2025 г. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751.
  6. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 годы. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803 (ред. 20 мая 2010 г. № 359).
  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 -2015 годы. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 года № 61 Официальный сайт ФЦПРО. — www.fcpro.ru/
  8. Письмо Минобразования РФ «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов». от 19.05.2000 г. № 14−52−357ин/13.
  9. Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр». Приказ Минобрнауки России от 17 февраля 2011 г. № 201.
  10. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. http://mon.gov.ru /ргоЯ^ОзЛфо/.
  11. О. Высшее образование и структура российской экономики Текст. /О. Александрова // Высшее образование в России, 2006. -№ 5.
  12. М. Условия эффективности в экономике Текст. / М. Алле. -М., 1998.-С. 40−41.
  13. Е.Г. Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности филиалов (представительств) высших учебных заведений Текст. /Е.Г. Алферова. Дисс.канд. экон. наук. — М., 2006. — 116с.
  14. М.В. Фундаментальные научные исследования в отечественных провинциальных вузах Текст. / М. В. Арапов, А. Н. Либкинд, В. А. Маркусова, Минин В. А // Научно-техническая информация. Сер. 1. 2004. -№ 5.
  15. Н. Кто беден в России. Текст./ Н. Архангельская // Эксперт. 2004. — № 16. — С. 89−93.
  16. Э.Б., Лекции по экономической теории государственного сектора. Текст./ Э. Б. Аткинсон, Стиглиц Дж.З.// М., 1995. — С. 19.
  17. В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. Текст./ В. И. Банденко // 2004. — № 11. — С. 4−13.
  18. , Г. Г. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью в новых хозяйственньгх условиях Текст. :учеб. пособие / Г. Г. Балаян, Е. X. Калугина, И. И. Комков. М.: Финансы и статистика, 2006. — 240 с.
  19. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. Текст. / Г. А. Балыхин //- М.: Экономика, 2003.
  20. Т.В. Перспективы высшего образования в России: реформирование или ликвидация. Текст. /Т.В.Панфилова, Г. К. Ашин // Общественные науки и современность, 2006. № 6.
  21. Г. Человеческое поведение: экономический подход. //Избранные труды по экономической теории. Текст. / Г. Беккер // М: ГУ ВШЭ, 2003.-672 с.
  22. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. Текст./ Дж. Кендрик // М.: Прогресс, 1978.
  23. С. Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителейобразовательными услугами Текст./ С. Н Белова.// Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 1. — С. 23−29.
  24. О.С., Эффекты глобализации на страны с трансформационной экономикой Текст./О.С.Белокрылова, А.А.Белокрылов// www.transecon.rsu.ru. Дата обращения 03.01.2012.
  25. С.А. Финансирование системы образования в России: монография. Текст./С.А.Беляков // Серия «Управление. Финансы. Образование». М.: МАКС Пресс, 2006. — 304 с.
  26. Болонский процесс: 2007−2009 годы. Между Лондоном и Jle-веном / Лувен-ла-Невом / Под ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. -Текст./В.И. Байденко//. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.
  27. Ю.С., Шипик Л. Ю. Стратегия развития национальной системы университетского образования. Текст./Ю.С.Борцов, Л.Ю.Шипик// Рос-тов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. С. 38.
  28. Будущее высшего образования // UK Government White Paper «The Future of Higher Education», 2003. http://comparative.edu.ru. — Дата обращения 03.02.2012.
  29. A.B., Глобальный капитал. Текст./А.В.Бузгалин, А. И. Колганов // М.: УРФФ, 2004. — С.83.
  30. Выступление Д. Медведева на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологичесому развитию экономики России 31.08.2010. http://npe3HfleHT^/transcripts/8786.
  31. Т. Н. Технопарки, технополисы, наукограды Текст. / Т. Н. Васильева.//. М.: РГИИС, 2005. 147 с.
  32. Е. Ю. Системный мониторинг качества образовательной среды вуза Текст./ Е. Ю. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. 2008. — № 3. — С. 24−34.
  33. В. Фабрика нобелевских лауреатов. Образование в Японии. Текст./Вахштайн В.// Платное образование. 2005. — № 7−8. — С.44 — 49.
  34. С.Б., Проблемы соответствия образовательных услуг требованиям потребителей: общества, граждан и работодателей. Текст./ С. Б. Вениг, С. А. Винокурова // Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 25.
  35. М.В. Коммерциализация прикладной науки и образования Текст. /М.В. Войлошников//Восточный базар. 2007. № 4. — С.65−75.
  36. Л. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании Текст./ Л. Вербицкая, В. Касевич // Высшее образование в России. 2006. — № 7. — С. 16−20.
  37. А. Высшее образование: повестка 2008−2016 Текст./ А. Волков, Д. Ливанов, А. Фурсенко //Эксперт 2007. — № 4. — С.45−52.
  38. М.В. О месте инноваций в образовании. -www.igumo.ru/nauka/innovacii/stat/o-meste-innovatsijj-v-obrazovanii/. Дата обращения 03.02.2012.
  39. А.П. Адаптация систем профессионального образования к рыночным условиям. Текст./ А. П. Долгов, М. В. Сухова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005.
  40. Д.Г. Источники финансирования технопарков (на примере научных парков Великобритании). /Воронов Д.Г. М.: МГУ. — 357 с. -www.miiris.ru/ ПЪгагу^огопоу.рЬр. — Дата обращения 28.01.2012.
  41. В. Академическая успеваемость. www.rg.ru/2008/05 /15/8аскшпсЬу.Мт1. — Дата обращения 28.01.2012.
  42. Выпускник для работодателя. //Социологическое исследование отношения работодателей из бизнеса к выпускникам российских вузов. Текст. М.: Эксперт, 2004.-22 с.
  43. И.Б. Региональный творческий вуз: по пути инноваций Текст./ И.Б.Игнатова// Высшее образование в России. 2012. № 1. — С. 51−55.
  44. Р.Б. Маркетинговое исследование регионального рынка образовательных услуг: предпочтения потенциальных потребителей. Текст./ Р. Б. Галеева // Казань, 2007. С. 51.
  45. Т.Ф. Эволюция моделей инновационного процесса, Казань, 2006. www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue2/econom4.html. — Дата обращения 11.01.2012.
  46. М. Бизнес и высшее образование: опыт взаимодействия в Великобритании Текст./ М. Гибсон, А. Ю. Афонин // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 4(32). — С. 53 — 66.
  47. И.М. Взаимодействие крупных компаний с вузами: на пути к эффективному партнерству. www.istu.edu/ru/about/rector tri-bune/dokladl .html. — Дата обращения 25.11.2011.
  48. Е. А. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития Текст./Е.А.Горбашко // Стандарты и качество. 2008. -№ 11.-С. 68−72.
  49. JI.C. Рынок, услуги и образование: между экономикой и правом Текст./ Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. 2011. № 5. -С. 40−49.
  50. А.О. Концепция проектно-ориентированного университета Текст./ А. О. Грудзицкий // Университетское управление, 2003. № 3.
  51. И.В., Воспроизводство человеческого капитала: философ-ско-экономический анализ: монография Текст. /И.В.Грузков, В. Н. Грузков // Под ред. проф. Л. Л. Редько. Ставрополь: Изд-во ГПИ, 2010. — 180 с.
  52. Е.В. Инновационная модель экономики России в XXI веке. Текст./ Е. В .Гуков// Балашиха: ИСЭПиМ, 2005. С. 116.
  53. Ю. В. Обеспечение качества высшего образования: концептуальная и системная проблема Текст. /Ю.В.Гусев// Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 3. — С. 9−20.
  54. М.А. Инновационная политика высшего учебного заведения. Текст. / М. А. Девяткина, Т. А Мирошникова, Ю. И. Петрова и др. М., 2006.-С. 105−106. — 178с.
  55. З.Г. Эволюция институциональной структуры неоэкономики (на примере сферы образования) Текст. /З.Г. Дзебисова// Дисс.канд. экон. наук: 08.00.01. Владикавказ, 2009.
  56. C.B. Состояние и тенденции развития российских вузов Текст./ C.B. Жуков// Креативная экономика. 2012. — № 1. — С. 80−83.
  57. C.B. Содержание производственных процессов в сфере образования в условиях новой экономики Текст. /C.B. Жуков // Вестник ДГТУ. -Т.П. 2011. № 8(59). — С. 1484−1489.
  58. Долан Эдвин Дж. Рынок: микроэкономическая модель. Текст. / Эдвин Дж. Долан //СПб.: Печатный двор, 1992. 496 с.
  59. Донской государственный технический университет: официальный сайт /Символика. http://static.dstu.edu.ru/simvolika.shtml. -Дата обращения 2.10.2011.
  60. Е.Г. Инновации в условиях новой образовательной парадигмы. Текст. / Е. Г. Елина. Саратов, 2008. — С. 13.
  61. Ермасов C.B.Совершенствование управления инновационно-образовательной деятельностью вуза. Текст. /C.B. Ермасов, Д.С. Черчимце-ва // Саратов: СГТУ, 2007. Т.2. — С. 66.
  62. Зарецкая C. JL, Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. Текст. /С.Л. Зарецкая, А. О. Крыштановский и др. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 324 с.
  63. В.И. Коммерциализация научных разработок (теория и региональная практика). Текст./ В. И. Зинченко, Н. Н. Минакова //Томск: Изд-во НТЛ, 2005. — 484с.
  64. И.Б. Региональный творческий вуз: по пути инноваций Текст./ И.Б.Игнатова// Высшее образование в России. 2012. № 1. — С. 51−55.
  65. Д. На рубеже веков. Диалоги об образовании и воспитании. Текст./ Д. Икеда, В.Садовничий. М.: МГУ, 2004. — 272 с.
  66. C.B. Содержание производственных процессов в сфере образования в условиях новой экономики Текст./С.В. Жуков, С. М. Крымов // Вестник ДГТУ. 2012. — № 2(61). — С. 14−18.
  67. Е.О. Инноватика, качество, стандартизация, образование Текст. / Е. О Илюшина, А. Д. Шадрин //Качество. Инновации. Образование.2008.-№ 9.-С. 2−10.
  68. Инновационная деятельность малых предприятий. www. dist-cons.ru/modules/innova/sectionl.html. -Дата обращения 22.10.2011.
  69. М. Инновационная сфера: состояние и перспективы Текст. / М. Ионов // Экономист. 2005. — № 10. — С. 15−19.
  70. И.А. Основой федеральных университетов должна стать наука Текст./ И. А. Каляев. // Поиск. 2007. — № 17. — С. 7.
  71. Л.А. Инновации в образовании и их правовое обеспечение. Текст./ Л.А.Каратаева// Гражданин и право, 2008. № 12.
  72. А.Н. Университеты: противоречия развития Текст./ А. Н. Кимберг // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург, 2003.-№ 1(24).-С. 31−32.
  73. Е.А. Теория организации и современный университет / Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах. Текст./Е.А.Князев, К.Таверньи. -Казань: Унипресс, 2001.
  74. Концептуальные основы построения инновационной системы высшей школы. Текст./ Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. С. 5.
  75. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  76. С.М. Стратегический менеджмент Текст./С.М. Крымов. -М.: Академия, 2011. 208 с.
  77. Я. Вузы должны доказывать свое право на существование // Вестник образования. www.school.edu.ru/news.asp. — Дата обращения 17.01.2012.
  78. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг и модели их развития // Социс, 2001. № 9. www.kgau.ru/ сПб-1апсе/ге8оигсе8/8осю^у/8атгаЬ069.111-т1. — Дата обращения 5.02.2012.
  79. Г. Г. Методика повышения качества управления бизнес-процессами кафедры Текст. /Г.Г. Куликов, К. А. Конев, Г. В. Старцев //Качество. Инновации. Образование. 2008. — № 4. — С. 25−31 .
  80. Е.А. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения Текст. /Е.А. Курносова. Диссертация канд. экон.наук. — Тольятти, 2009. — 177с.
  81. Е.И. Некоторые особенности инвестиционного «сопровождения» инновационных процессов в России Текст./ Е. И. Кушников, Н. В. Пелихов // Вестник Томского государственного университета, 2010. № 336. С.145−146.
  82. Е.И. Формирование региональной системы сервисной поддержки коммерциализации инновационных продуктов и услуг: концепция и алгоритмизированная модель. Текст./Кушников Е. И. Диссертация канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2011. — 212с.
  83. Е.И. Инновации в вузе Текст./ Е. И. Кушников, А. В. Родионова. Ханты-Мансийск: Центр изучения рынка труда, 2009. — С. 86.
  84. Г. Болонский процесс формирует новую модель образования Текст./ Г. Лукичев // Поиск. 2004. — № 22. — С. 7−15.
  85. .А. Исследование инновационных систем: из происхождение и возможные перспективы. Текст./ Б. А. Лундвалл. Саратов: СГТУ, 2007. Т.З.-С. 38.
  86. Макет профессионального стандарта. // Российский союз промышленников и предпринимателей. Текст. М.: Изд-во РСПП, 2007. С. 5.
  87. К. Текст./ К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.46. 4.2. — С. 206- Т. 26. Ч. 3. — С. 449. Т.46. 4.2. — С. 516−517.
  88. В.А. Современные тенденции в социальной сфере и российские реалии / Материалы конференции по итогам российско-канадского проекта по публичной политике Текст./В.А.Медведев. М., 2005.
  89. В.Г. Инновационный менеджмент: учебник Текст. / В. Г. Медынский. М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с.
  90. Ю.Я. Рыночный механизм новой экономики. Автореферат диссертация к.э.н.: М., МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С.З.
  91. С. В. Методика учета и анализа затрат на качество образовательных услуг Текст./ С. В. Мищенко // Экономика образования.2008.-№ 5.-С. 53−61.
  92. Г. Стратегический процесс Текст./ Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гошал. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  93. Мониторинг рабочей силы Японии. Текст./ Japan Times. 2001 -April 19.
  94. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. www.miiris.ru. — Дата обращения 19.12.2011.
  95. О. Человеческий капитал в организациях. Текст./ О. Нордхог. М., 1993. — 178с.
  96. М.М. Человеческий капитал: монография. Текст./ М.М. Критский// JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 119 с.
  97. Обзор Ламберта по взаимодействию бизнеса и высшего образования. // Review of Business-University Collaboration. www. hm-treasury.gov.uk/consultationsandjegislation/lambert/consultlambertindex.cfm.- Дата обращения 01.02.2012.
  98. Образование для инновационных обществ в XXI веке. //Саммит Труппы восьми". СПб, 16.07.2006. — http://mon.gov.ru/press/news/2753/. -Дата обращения 19.01.2012.
  99. ЮЗ.Паничкнна М. В. Разработка информационно-аналитической модели взаимодействия системы образования и бизнес-сообщества Текст. /М.В.Паничкнна // Дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 201 с.
  100. Ю4.Панкрухнн А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию Текст. / А. П. Панкрухнн //Alma Mater. 1997. — № 1. — С. 25−30.
  101. Ю5.Панкрухин А. П. Коммуникации и продвижение образовательных услуг на рынке Текст. / А. П. Панкрухнн // PR в образовании. 2004. — № 1-С. 14−26.
  102. Юб.Пелихов Н. В. Целевые ориентиры развития университетов Текст. / Н. В. Пелихов, А. В. Родионова // Terra economicus, 2009. Т. 7. — № 3. — 4.2. -С. 298.
  103. Ю7.Плахотник О. В. Болонский процесс и инновации в образовании. Текст./ О. В. Плахотник, А. А. Безносюк. Саратов: СГТУ, 2007. Т. 1. — С. 43.
  104. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации Доклад./А. Фурсенко. Заседание Правительства 17.09.2006. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  105. М.А. Формы организации взаимоотношений вузов и коммерческих организаций в условиях инновационного развития экономики. Текст./ М. А. Пономарев. Диссертация канд. экон. наук. М., 2009. — 176 с.
  106. В. С. Методология стратегического планирования в учреждениях высшего профессионального образования Текст./В.С Побыванец // Экономика образования. 2007. — № 4. — С.114−137.
  107. A.B. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. Текст./ А. В. Полетаев, И.М. Савельева// М.: Финансы и статистика, 2001. — 453 с.
  108. Порядок и критерии конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, 2006.
  109. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Отв. ред. СВ. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М.: Сигнал, 2003. — 173 с.
  110. Программа инновационного и социального развития Азовского технологического института на 2011−2020 годы.// Программа развития АТИ -филиала ДГТУ. http://atidstu.ru/atidgtu-rf/node/147. — Дата обращения1901.2012.
  111. Проекты ФГОС высшего профессионального образования. -http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo Дата обращения 28.11.2011.
  112. А. Стратегия «социального императива». Текст./ А. Рубинштейн // Вопросы экономики. 2008. — № 3. — С.75.
  113. РИА новости. 26.05.2010. — http://ria.ru/edunews/20 100 520 /236 500 976.html — Дата обращения 18.10.2011.
  114. Россия в цифрах: Краткий стат.сб./Росстат. М., 2011. — 581 с.
  115. Т.Н. Экономический механизм поддержки инновационного развития образовательной деятельности высшего учебного заведения Текст./ Т. Н. Роденкова. М, 2001. — С. 77−79.
  116. Россия в цифрах 2008: Стат.сб./Росстат. М., 2008. — 494 с.
  117. Российская газета: статистические обследования. Федеральный выпуск № 4422. — 25 июля 2007.
  118. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2008.1. С 331.
  119. A.B. Инновационная образовательная программа как интегрированный продукт сетевого взаимодействия университета и бизнеса Текст./А.В. Родионова//. Диссертация канд. экон. наук. — Ростов-н/Д, 2011. -214с.
  120. Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным бизнес-моделям Текст./ Ю. Б. Рубин // Высшее образование в России. -2011. № 5. С. 50−64.
  121. Л. Стратегия «социального императива». Текст./ Л. Рубинштейн // Вопросы экономики. 2008. — № 3.
  122. Н. Вузы в XXI веке: вызов со стороны исследовательской работы Текст./ Н. Розанова //Вопросы экономики. 2006. — № 7. — С. 118−128.
  123. С. Образование на земле пророков Текст. /С.Симановский // Платное образование. 2005. — № 1−2. — С. 38−43.
  124. Р. Университетское предпринимательство: передача технологий и коммерциализация в высшем образовании Текст./ Р. Смайлор, Д. Мэггыоз // «Инт. Дж. Текнолоджи Трансфер энд Коммыоникейшн». 2004. № 1. — Вып. 3.
  125. С. Болонский процесс: перспективы развития в России. Текст. /С. Смирнов// Высшее образование в России. 2004. № 1. — С. 43.
  126. Современные тенденции информатизации и экономическое развитие Текст./ Под ред. В. М. Матюшка. М.: Изд-во РУДН, 2006. — С. 40.
  127. Создание качественной системы взаимодействия «Университет-производство» / / Zarko Spasic University of Belgrade, Serbia.
  128. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992—2008 гг. // Росстат. www.gks.ru — Дата обращения 14.09.2011.
  129. Стандартная практика для обследования исследований и экспериментальных разработок. Фраскати (Италия), 1963 (ред. 1993).
  130. О. В. Стратегическое планирование в вузе Текст./О.В. Сагинова // Экономика образования. 2007. — № 3. — С. 4−18.
  131. А. Будущее труда. Новая технократическая волна на Западе Текст./А. Тофлер.// -М.: Прогресс, 1996.138. «Триада», с помощью которой можно осуществить рывок Текст./ Интервью с Бапыхиным Г. А.// Наша власть: дела и лица. 2006. — № 3.
  132. Е.Г. Управление стратегическим развитием инновационного университета Текст./Е.Г Трушкина// Качество. Инновации. Образование. 2007. — № 6. — С. 42−47.
  133. А. Нашествие дилетантов. http://novostoria.ru/ show-news/5597. — Дата обращения 30.10.2011.
  134. Учеба.ру./ Вузы. www.ucheba.ru -Дата обращения 30.11.2011.
  135. Е.М. Классический университет и приоритеты региональных социально-экономических исследований Тюмень: Текст./ Е. М. Черкашов // Мандр-Ика, 2004. С. 177.
  136. Д.И. Экономика, организация и планирование высшего образования: учеб. пособие для вузов. Текст./ Д. И. Чупрунов, Е. Н. Жильцов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 175 с.
  137. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу современный университет Текст./Г.Ф. Шафранов-Куцев // Университетское управление. 2005. № 5(38).-С. 14−25.
  138. Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. http://regions.extech.ru/leftmenu/shepelev.php. — Дата обращения 30.09.2011
  139. В.П. Экономика образования: учебное пособие Текст. /В.П. Щетинин, И. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  140. Шишкин А. Г. Финансирование системы профессионального образования Текст./А.Г.Шишкин, А. Е. Шишкина //Финансы. 2007. — № 8. — С. 17.
  141. Экономический словарь для специалистов по рыночной экономике Текст. /Ю.Г.Одегов, М. Н. Кулапов и др. -М.: Рос. экон. акад., 2006. 664с.
  142. Chaplin Е. Changing relationship between universities and the business world / / Speech By British Ambassador, CMG, OBE, Delivered At Luiss University, Rome 28 November 2006. http://britishembassy.gov.uk. -Дата обращения 11.09.2011.
  143. Clark.С. Текст./ C.Clark. // Condition of Economic Progress. London, 1940.
  144. Muldur U. L’allocation des capitaux dans le processus global d’innovation est-elle optimal en Europe? — Complement A in Politiques indastrialles pour I’Europe? Rapport СAFТекст./ U. Muldur // La Documentation ftancaise 2000/ - № 26.
  145. HEFCE March 2003 Higher Education-business interaction survey 2000−01.-www.hefce.ac.uk/news Дата обращения 11.10.2011
  146. Human Development Report 2007/2008. www.unrussia.ru — Дата обращения 24.11.2011
  147. Japanese Higher Education Reform: Gearing up for Global Competition Текст./ Japan Times. 2005. — March 17.
  148. Japan STATISTICAL ABSTRACT 2006 edition. www.mext.go.jp/english/statist/index.htm
Заполнить форму текущей работой