Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гигиеническая оценка влияния физического воспитания и оздоровительной работы на состояние здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нерационально применяемые физические нагрузки могут быть бесполезными для укрепления здоровья или даже, вызвать преждевременный износ органов, систем и всего организма в целом. Иначе говоря, нагрузка должна соответствовать уровню здоровья. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВАI.
  • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Экологическая ситуация в районах размещения предприятий атомной промышленности
    • 1. 2. Характеристика экологической ситуации в Томской области 21 1.3. Организация оздоровительных и профилактических мероприятий в школьных коллективах: современные методические подходы
  • ГЛАВА II.
  • ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 1. Методы обследования детей
  • ГЛАВА III.
  • ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ
    • 3. 1. Физическое развитие детей школьного возраста, проживающих в зоне воздействия Сибирского химического комбината
    • 3. 2. Состояние здоровья детей школьного возраста, проживающих в зоне воздействия радиационно-опасного производства
  • ГЛАВА IV.
  • МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В РАЙОНАХ ВОЗДЕЙСТВИЯ СХК
    • 4. 1. Методические подходы к физическому воспитанию у детей школьного возраста, проживающих в экологически неблагополучных районах
    • 4. 2. Комплекс оздоровительных упражнений для детей школьного возраста, проживающих в экологически неблагополучных районах
    • 4. 3. Гигиеническая оценка организационных форм и методов коррекционной и оздоровительной работы

Гигиеническая оценка влияния физического воспитания и оздоровительной работы на состояние здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Сибирь является одним из основных источников природных ресурсов России. Помимо крупных промышленных предприятий на её территории размещены крупные производства ядерного технологического цикла (ЯТЦ) — Томск, Красноярск, Челябинск [6, 29, 42, 65, 108, 123]. Так же как и во многих других отраслях народного хозяйства в атомном производстве существенно улучшилась технология обеспечения безопасности и охраны труда [67, 77, 84, 94, 124].

Большую озабоченность вызывают крупные центры ЯТЦ, в том числе и в Томской области. Одним из таких предприятий является Сибирский химический комбинат (СХК). Проектирование, строительство и эксплуатация СХК предполагали сохранение окружающей среды, уменьшение вредных последствий его деятельности на здоровье людей. К сожалению, даже те объекты, которые работали как «безотходные производства», в конкретных условиях эксплуатации становились, порою, источником различных вредных влияний: загрязняли атмосферный воздух селитебных (жилых) зон, способствовали опасному нарушению равновесия состава воздуха [3, 22, 50, 76].

В связи с этим повышается приоритетность исследований, направленных на охрану окружающей среды и снижение вредного действия на здоровье населения неблагоприятных факторов. В сложных взаимосвязях экологической системы «человек — среда», все более проявляется противоречивость данных об их взаимоотношениях. Человек своей техногенной деятельностью наносит ущерб окружающей среде и потом прямо или опосредованно получает ответ, в первую очередь по наиболее чувствительным системам организма и наиболее податливым контингентам — детскому населению [1, 11, 57, 75, 87, 116, 126].

В числе городов, характеризующихся значительными объемами выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, в первой «десятке» остаются города Сибири — Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Челябинск и др. Здесь же все более обостряются проблемы сохранения здоровья населения. И если Томск пока ещё не занял место в числе «лидеров», то наличие в пригороде мощного производства ЯЦТ, и перспектива строительства АСТ-500 ставят перед наукой задачи разработки профилактических и оздоровительных мероприятий по снижению вредного воздействия данных объектов [14, 54, 55, 89, 98, 128].

Понятно, что в первоочередных направлениях социальных и медицинских исследований стоят вопросы по оздоровлению детского населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах. Они чрезвычайно актуальны для Сибирских регионов страны: в связи с особенностями экологических условий, климато-географическим воздействиям на человека.

Состояние здоровья младших школьников вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом. По данным специалистов хронические заболевания имеют 30−35% учащихся первых классов. За годы обучения в школе не уменьшается, а значительно возрастает число нарушений зрения и осанки, заболеваний нервной системы и органов пищеварения, особенно у детей, проживающих в районах атомной энергетики [11, 85, 88, 126].

Такая динамика состояния здоровья — результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов. Это и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных и медицинских учреждений, включая несоответствие программ и условий обучения функциональным и возрастным особенностям обучаемых, несоблюдение психолого-гигиенических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся, резкое снижение профилактической работы среди детского населения [52, 64, 114, 127].

Для комплексного решения задач по реабилитации и сохранению здоровья населения необходимо начать реформирование в сфере образования. С этой целью в 90-е годы были приняты федеральные законы «Об образовании» (1995 г.) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1999 г.). Радикальные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны направлены, в том числе и на решение названной проблемы. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни [15, 48, 58, 95, 127].

Все изложенное свидетельствует о необходимости не просто переломить тенденцию к ухудшению показателей здоровья учащихся, но существенно продвинуться в решении следующих проблем:

— превращение охраны здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления всех уровней;

— организационное и методическое обеспечение физического воспитания у детей, проживающих в экологически неблагоприятных районах;

— проблема безопасности здоровья должна выйти на практический уровень, интегрироваться с физической культурой, которая в свою очередь должна стать образом жизни.

Исходя из изложенных выше проблем, была сформулирована цель настоящего исследования.

Цель исследования.

Изучить, научно обосновать и внедрить комплекс эффективных методов профилактики и реабилитации, направленных на укрепление здоровья детей, проживающих в зоне влияния производства ядерного технологического цикла.

Задачи исследования.

1. Изучить показатели заболеваемости и состояния здоровья детей школьного возраста, проживающих в зоне влияния Сибирского химического комбината.

2. Исследовать физического развития и функциональные показатели детей школьного возраста, проживающих в зоне влияния предприятия ядерно-технологического цикла.

3. Показать влияние физических тренировок на состояние физического развития детей школьного возраста, длительно проживающих в экологически неблагоприятном районе.

4. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию методов физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в условиях воздействия антропогенных факторов.

Научная новизна.

Впервые проведено комплексное исследование динамики физического развития, антропометрических показателей и их изменения у детей школьного возраста, постоянно проживающих в районе воздействия производства ЯТЦ, позволившее установить их взаимосвязи и взаимообусловленность.

Разработаны научно-практические мероприятия по организации оздоровительной работы со школьниками, проживающими в окружении предприятия атомной энергетики. Практическая значимость.

Разработаны и внедрены комплексы физических упражнений и оздоровительных мероприятий показана их высокая эффективность для оздоровления школьников, постоянно проживающих в условиях воздействия предприятия ЯТЦ.

Разработанные комплексы внедрены на базе общеобразовательных школ поселков Наумовка и Георгиевка (Томский район), Самусь (ЗАТО г. Северск) Томской области.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эколого-гигиенические условия проживания детей школьного возраста в районе воздействия антропогенных факторов Сибирского химического комбината влияют на состояние здоровья, уровень физического развития и функциональные показатели.

2. Эффективной формой оздоровления и профилактики школьников в экологически неблагополучных районах является организация спортивно-оздоровительных площадок.

3. Разработанный и апробированный комплекс физических упражнений для детей включает методы физкультурно-оздоровительной работы, основанные на индивидуальном подборе физических нагрузок и осуществлении текущего контроля на протяжении всего учебного года.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены на: научно-методической конференции педагогических работников (Анжеро-Судженск, 1999), научно-практической конференции «Реабилитация лиц, подвергшихся радиационному воздействию» (Рубцовск, 1999), научно-практической конференции «Актуальные вопросы подготовки специалистов физической культуры и спорта» (Новосибирск, 1999), научно-практической конференции «Валео-логическое образование: перспективы и пути совершенствования» (Омск, 1999), конференции аспирантов и молодых ученых Томского государственного педагогического университета (Томск, 1999), Международном конгрессе «Наука. Образование. Культура на рубеже тысячелетий» (Томск,.

2ООО), втором конгрессе молодых ученых и специалистов (Томск, 2001). По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, обзора литературы, характеристики объекта наблюдения, организации и методов исследования, двух глав результатов собственных исследований, заключения и выводов. Диссертация изложена на 132 страницах машинописного текста, иллюстрирована 15 таблицами, 2 диаграммами, 10 рисунками и 1 приложением.

Список литературы

содержит 124 отечественных и 20 зарубежных источников.

выводы.

У детей, проживающих в зоне воздействия антропогенных факторов ЯТЦ, отмечаются более низкие показатели физического развития. Большее число детей имеет дисгармоничное физическое развитие, обусловленное избытком массы тела 1-й степени. Достоверно чаще у детей, проживающих в районе расположения СХК, отмечаются аритмия и синусовая тахикардия. В основной группе число детей, ЭКГ которых соответствует возрастной норме вдвое ниже, чем в контрольной.

Дети, проживающие в районе воздействия антропогенных факторов ЯТЦ, подвержены целому ряду заболеваний, частота встречаемости которых в несколько раз превышает контрольные значения. Преобладают поражения органов пищеварения, органов дыхания, кровообращения, моче-половой и эндокринной систем.

Эффективной формой оздоровления и профилактики детей школьного возраста в экологически неблагополучных районах является организация спортивно-оздоровительных площадок. Регулярные спортивные тренировки, организация правильного режима дня и режима питания позволяют существенно снизить уровень заболеваемости, приводят к нормализации функционального состояния организма и показателей физического развития.

Разработанный и апробированный комплекс физических упражнений для детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, включает методы физкультурно-оздоровительной работы, основанные на индивидуальном подходе к оценке уровня здоровья и физического развития, индивидуальном подборе физических нагрузок и осуществлении текущего контроля на протяжении всего учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наши исследования позволили установить, что у детей, проживающих в зоне воздействия СХК, отмечаются в целом более низкие показатели физического развития у детей 8−10 лет. В группе детей, проживающих в районе СХК, отмечается большее число детей с отклонениями в физическом развитии. По преимуществу это низкий рост и избыток массы тела 1 -й степени.

На основании полученных данных можно предположить, что основные нарушения, вызываемые воздействием экологических факторов, в том числе радиации, формируются к возрасту в 8−10 лет. В этой возрастной группе наблюдается отставание в физическом развитии детей по всем антропометрическим показателям.

В группе детей, проживающих в зоне влияния СХК, отмечается повышение артериального давления, преимущественно систолического, а так же тахикардия. В основной группе втрое чаще, чем в контрольной, у детей отмечалось повышенное артериальное давление, в 1,5 раза чаще тахикардия.

Ещё более показательны результаты электрокардиографического обследования детей. Существенно чаще у детей, проживающих в районе расположения СХК, отмечаются аритмия и синусовая тахикардия.

Со стороны органов дыхания нарушения были выражены существенно в меньшей степени, ни в одной полово-возрастной группе не было выявлено статистически достоверных различий между детьми, проживающими в основной и контрольной зонах. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и пиковая объёмная скорость выдоха (ПОС) находилась в пределах возрастной нормы. Однако число детей с нарушением аппарата внешнего дыхания, среди проживающих в районе СХК было несколько выше, чем в контрольном районе.

Таким образом, школьники зоны непосредственного воздействия СХК, подвержены целому ряду заболеваний, частота встречаемости которых в несколько раз превышает контрольные значения. Преобладает поражение тех органов и систем, которые непосредственно контактируют с ксенобиотиками и факторами внешней среды: органов пищеварения, верхних дыхательных путей, эндокринной, почек и кожи. У 48.2% обследованных показатели состояния функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной) свидетельствовали о «напряжении адаптации» и оценивались как донозологическая стадия заболевания.

Эффективной формой оздоровления и профилактики школьников в экологически неблагополучных районах является организация спортивно-оздоровительных площадок. Регулярные спортивные тренировки, организация правильного режима дня и режима питания позволяют существенно снизить уровень заболеваемости детей, что и приводит к нормализации показателей физического развития.

Величину и интенсивность физических нагрузок для детей следует подбирать индивидуально, чтобы к её окончанию частота пульса составляла 160−170 ударов в минуту. Если после выполнения нагрузки она существенно ниже, её следует увеличить. Если же частота пульса возрастает выше — нагрузку следует снизить. Такая методика применима как для самооценки физической работоспособности, так и для контроля в организованных группах детей и подростков. Для определения ФР 170/кг необходимо выполнить 3−4 нагрузки разной величины. В зависимости от величины ФР 170 /кг составляется режим спортивных тренировок.

Рост и развитие ребенка, подростка полноценно осуществляются не только при отсутствии или при минимальном воздействии повреждающих факторов, но и с обязательным влиянием на организм факторов созидательного и стимулирующего характера [36, 37, 79]. Таким наиболее мощным и активным воздействием является двигательная активность, формирующая на самых ранних этапах индивидуального развития биологическое.

101 здоровье человека. Так, наши исследования показали, что у 12% школьников младших классов была неадекватная реакция АД и ЧСС на активную ортостатическую пробу, а ещё у 40% - реакция вялая, что как раз демонстрирует наличие нарушений в регуляции сердечно-сосудистой системы кровообращения. Это ещё не заболевание, но уже предпосылки к этому.

Физические нагрузки повышают устойчивость симпато-адреналовой системы, поэтому регулярные занятия физической культуры предупреждает развитие сосудистых дистоний, то есть резких колебаний артериального давления. Несомненно также и благотворное влияние физических нагрузок на нервную систему. Импульсы от функционирующих мышц достигают подкорковых образований, ведающих настроением человека. Двигательная активность — лучшее средство борьбы с неврозами [36, 53, 81, 96].

Нерационально применяемые физические нагрузки могут быть бесполезными для укрепления здоровья или даже, вызвать преждевременный износ органов, систем и всего организма в целом. Иначе говоря, нагрузка должна соответствовать уровню здоровья. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Известно, что для получения тренировочного эффекта необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей. Наиболее благоприятный интервал между нагрузками составляет 24−48 часов. При более длительном интервале след слабеет и эффект оказывается сниженным. Естественно, два урока физической культуры в неделю не могут обеспечить не только развивающий, но даже и поддерживающий тренирующий эффект. Поэтому необходимы внеурочные физические нагрузки. Эти занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности. Физиологическая гипоксия, возникающая при выполнении нагрузок, и является универсальным стимулятором практически всех систем организма для повышения их функций [37, 53, 79].

В понятие «двигательной активности» входят следующие составляющие: двигательные способности, двигательные возможности и двигательные потребности организма. Естественная двигательная активность с возрастом изменяется, причем довольно неравномерно. До 6 лет уровни двигательной активности мальчиков и девочек достоверно не различаются. В 8−10 лет наблюдается интенсивный прирост двигательной активности у девочек. Это можно объяснить тем, что совершенствование двигательных способностей, обусловленных генетической природой, достигает наивысшего уровня. Развитие этих способностей и поддерживалось естественной повседневной двигательной активностью. Задержка развития или регресс двигательных способностей организма обусловлены в значительной мере снижением повседневной двигательной активности в младшем школьном возрасте.

Низкий уровень двигательной активности в сочетании с негативными социальными условиями и экологическими играет важную роль в возникновении, течении и исходе многих заболеваний. Повышенная раздражительность, утомляемость, бессонница, плохое настроение, неуверенность ещё не являются болезнями, часто носят обратимый характер. Однако они часто становятся причиной развития психосоматических заболеваний — вегетативно-сосудистых дистоний, гипертонической болезни, язвенной болезни. Кроме того, невротические нарушения могут стать исходом депрессии и других состояний, порождающих безразличие, озлобленность и травмирующих личность. Поэтому нормированная двигательная активность является эффективным способом ликвидации психоэмоционального напряжения в трудовой и учебной деятельности и при возникновении отрицательных факторов внешней среды.

При общем неблагоприятном прогнозе физического развития и состояния здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах, в том числе в районе влияния Сибирского химического комбината, внедрение в школах спортивно-оздоровительных площадок с широким комплексом физических упражнений и оздоровительных мероприятий, позволяет достичь положительных результатов и обеспечить улучшение состояния здоровья и уровня физического развития детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Зараковский Г. М., Степанова Г. Б., Фаустова Э. Н. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных средах // Физиология человека. — 1994. — Т. 20. — № 6. -С. 43−52.
  2. A.M., Рихванов Л. П., Нарзулаев СБ. и др. Экология Северного промышленного узла г. Томска: Проблемы и решения. — Томск, 1994.-257 с.
  3. A.M., Рихванов Л. П. и др. Состояние окружающей среды и здоровье населения в зоне влияния СХК. — Томск, 1994. — 147 с.
  4. В.М., Коц Я.М. Пульсовая оценка относительной физиологической напряженности аэробной мышечной работы // Физиология человека. — 1981. — Т. 7. — № 4. — 728−733.
  5. Ю.В. Тяжелые металлы в почвах и растениях. Л.: Агропромиздат. Ленинградское отделение. — 1987. — 292 с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  7. М.В. и др. Физическое воспитание учащихся подготовительной медицинской группы. — М., 1970. — 263 с.
  8. М.В. Морфологические критерии школьной зрелости // Физиологические и психофизиологические критерии к обучению в школе.-М., 1977.-С. 8−9.
  9. М.В., Соколова Н. В. Особенности умственной работоспособности медлительных и подвижных детей учащихся I — IV классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Физиология человека. 1993. — Т. 19. — № 4 — 14−19.
  10. Д.М. Функциональные нагрузочные тесты // Руководство по кардиологии. — М.: Медицина, 1982. — Т. 2. — 598−599.
  11. Д.М., Николаева Л. Ф. Объективные методы оценки в кардиологии // Кардиология, 1985. — № 3. — 117−121.
  12. И.А. Факторы, определяющие рост и количественные аспекты роста организмов. — М.: Наука, 1975. — 147−159.
  13. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Наука, 1982. — 269 с.
  14. И.А. Энергетическое правило скелетных мышц и обоснование критериев оптимума двигательной активности в разные возрастные периоды // Актуальные проблемы возрастной физиологии. -Свердловск, 1973. — 82−83.
  15. И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. — М.: Медицина, 1979. — 93 с.
  16. Н. Гигиенические обоснования двигательной активности учащихся школы-интерната спортивного профиля: Автореф. дис… канд. Наук. — М., 1982. — 21 с.
  17. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979. — 364 с.
  18. P.M. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. — М.: Медицина, 1979.
  19. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического вос-питания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993.-№ 4.-С, 21−22.
  20. К. Загрязнение атмосферы и его действие на заболевания легких//Гигиена. — 1987. — Т.ЗО. — № 1. — 45−48.
  21. И.И., Фомина Е. А. Влияние индивидуальных темпов разви- таияна проявление двигательных качеств юных конькобежцев // Конькобежный спорт. — 1974. — Вып. 1. — 6−7.
  22. М.Г., Бердис Г.Н, Чувилин В. В. Физическая реабилитация как фактор повышения адаптации к социогенным воздействиям / В кн.: Антропогенные воздействия и здоровье человека — Калуга, 1995. — 13−14.
  23. О.В. Использование системного подхода при изучении влияния окружающей среды на здоровье населения. — Киев, 1989. — 62 с,
  24. Н.Г., Мирзаханова P.M., Жуков Ю. В. и др. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития // Физиология человека, 1994. — Т. 20. — № 5. — 46−50.
  25. В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания молодежи // Вопросы антропологии, 1968. — Вып. 28. — 36−59.
  26. К.А., Случанко И. С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. -М., 1979.
  27. Влияние окружающей среды на здоровье человека. — М.: Медицина, 1974. — 85с.
  28. Т.М. и др. Определение физической работоспособности // Физиология человека. 1975. — Т. 1. — № 4 — 684−691.
  29. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х томах / Ред. Л. К. Исаев. -М.: ПАИМС, 1997. -Т.1. -512 с — - Т.2. — 496 с.
  30. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теор. и практ. физич. Культуры. 1993. — № 5−6. — 41.
  31. В.Ю., Волкова Л. М., Давиденко Д. Н. и др. Организация и контроль в реалибитации здоровья студентов: Учебное пособие. — СПб. гос.техн. ун-т. Санкт-Петербург, 1996. — 89с.
  32. Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. — Новосибирск, 1996. — 174 с.
  33. И.Ю., Харченко Л. В. Коррекционная программа совершенствования координационных способностей школьников с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Омск, СибГАФК, НИИ ДЭУ, 1999. — 48 с.
  34. И.Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. — Омск: СибГАФК, 2000.-212 с.
  35. В. П. Оценка функциональных возможностей организма при выполнении физической работы Я // Физиология человека. 1984. — Т. 10.-№ 1.-С. 31−40.
  36. М. Ф., Санонян Г, Г. Труд, здоровье, физическая культура, — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 163 с.
  37. Ю. И. Очерки физиологии физических упражнений. — М.: Медицина, 1974.-254 с.
  38. Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. — М.: Медицина, 1974.-254 с.
  39. И.И. Воздушная среда и здоровье. — Львов: Вища школа, 1981.-243 с.
  40. И.И., Петракова В. А. и др. Функциональное состояние щитовидной железы у детей, проживающих в загрязненных радионуклии-дами районах России / В кн.: Антропогенные воздействия и здоровье человека — Калуга, 1995. — 29−30.
  41. А.Г. Основные принципы функциональной диагностики в спортивной медицине. Лекция. — Л.: Изд-во ГДОИФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1986.-37 с.
  42. Г. Г., Демирчоглян А. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. — М.: Советский спорт, 2000. — 160 с.
  43. Детская спортивная медицина / Под ред. СБ. Тихвинского, СВ. Хрущева. — М.: Медицина, 1989. — 464 с.
  44. СП., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2000. — 239 с.
  45. О. В. Сопряженность показателей морфофункционального состояния и здоровья студентов // Социально-психологические аспекты формирования здорового образа жизни: Тез. докл. регион, на-уч.-практ. конф. — Новосибирск, 1988. — 79−80.
  46. О. В., Кончиц Н. С К оценке некоторых данных физического развития и работоспособности детей школьного возраста. — Новосибирск, 1977. — 13 с.
  47. Жизнеспособность клеток, облученных в малых дозах / ред. Т.И. Аль- пер. — М.: Мир, 1980. — 300 с.
  48. А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура / Руководство. — М.: Медицина. 1993. — 432 с.
  49. А.И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы на основе их программирования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Омск, 2000. — 24 с.
  50. А.И. Развитие двигательных качеств девочек школьного возраста на уроках физической культуры в связи с их биологическим возрастом: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. , 1972. -22с .
  51. В.В. Совершенствование организации медико-социальной реабилитации инвалидов в промышленном регионе: Диссертация канд. мед. наук. — Новокузнецк, 1999. — 187 с.
  52. Здоровье и окружающая среда. — М.: Медицина, 1981.
  53. ЗефировА.Я., Алатарев В. И. Управление движениями у человека. — Казань, 1985.-75с.
  54. Н.Н., Адам A.M., Новицкий В. В. и др. Мутагенные последствия радиационного загрязнения Сибири. — Томск, 1995.
  55. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-192с.
  56. В. П., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. — Л.: Медицина, Ленинград, отд-ние, 1980.
  57. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. — М.: Наука, 1983.-259 с.
  58. Л.Ф., Делимов М. Ю., Миронова Г. Ф. Организация реабилитационных мероприятий при гастроэнтерологической патологии у детей. — Новосибирск, 1995. — 65 с.
  59. Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы детей и подростков. — М.: Медицина, 1973.
  60. Л.Г., Лотош Е. А., Вержицкий Г. А. и др. Стратегии сохранения здоровья школьников. — Новокузнецк: ИПК, 2000. — 134 с.
  61. В.И., Куликов В. П., Курасов В. Н. и др. Основы валеологии. — Барнаул, 1989. 76.
  62. В.В. Геохимическая среда и жизнь. — М.: Наука, 1982. — 154 с.
  63. В.В. Геохимическая экология. Очерки. — М.: Наука, 1974. — 78 с.
  64. Д. Биологические эффекты радиации. — М.: Мир, 1986. — 420 с.
  65. Д.В., Сельверова Н.Б, Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. — М., 1978. — 224 с.
  66. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. — Киев: Здоровья, 1973. — 263 с.
  67. Г. М., Граевская Н. Д. Основы спортивной медицины. — М.: Медицина, 1971.
  68. Н.Я., Вымятнин З. К., Лопухов В. В. Природные полифенолы — эффективное средство для повышения иммунного статуса организма в радиационно загрязненных районах. / В кн.: Антропогенные воздействия и здоровье человека — Калуга, 1995. — 54−55.
  69. Г. М. Особенности тренировки выносливости девочек 10−16 лет в зависимости от стадий полового созревания: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1975. — 25с.
  70. Т.Д. Методическое пособие по контролю и самоконтролю за развитием системы дыхания у школьников. — М.: РАО, 1995. — 97 с.
  71. А.И., Нарзулаев СБ., Филиппов Г. П. и др. Техногенное загрязнение и здоровье детей в дошкольных учреждениях г. Томска. -Томск, ТГУ, 1993.-92 с.
  72. Медицина окружающей среды / Ред. А. Е. Беннет. — М: Медицина, 1978.-368 с.
  73. Мерениюк Г. В, Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. — Кишинев: Штиинца, 1984. — 85 с.
  74. И. В. и др. Медико-биологические основы оздоровительного использования средств физической культуры и спорта // Медико-биологические и социальные проблемы массовой физической культуры. — Новосибирск, 1989. — 14−15.
  75. И. В. и др. Пути и механизмы адаптации функции кровообращения и мышечной деятельности на разных этапах онтогенеза // Актуальные проблемы возрастной физиологии. — Свердловск, 1973. -С. 33−34.
  76. СБ., Филиппов Г, П., Капилевич Л. В., Савченков М. Ф. Медицинская экология. — Томск, ТГУ, 1998, — 156 с.
  77. Озолина Е.В., B.C. Дмитриев, Н. О. Рубцова Адаптивная физическая активность) как новая дисциплина в семействе спортивных наук // Теория и практика физического воспитания. 1999. — № 5. — 12−19.
  78. Э.Э. Обучение учащихся правильному дыханию: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1985. — 24с.
  79. Пензулаева Л, И, Исследование физической подготовленности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. Канд. пед. наук. — М., 1973. — 22 с.
  80. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. — М: Финансы и статистика, 1995. — 528 с.
  81. Радиоактивность и радиоактивные элементы в среде обитания человека. -Томск, 1996.
  82. Л.П. Общие и региональные проблемы радиоэкологии. — Томск, 1997. — 384 с.
  83. Л.П., Нарзулаев СБ., Язиков Е. Г. и др. Геохимия почв и здоровье детей Томска. — Томск: ТГУ, 1993. — 142 с.
  84. Л.П., Язиков Е. Г., Сернаев СИ. Содержание тяжелых металлов в почвах. — Томск: Политехнический университет, 1993. — 83с.
  85. А.В. Психодиагностика спортивных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.
  86. В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры. — Новосибирск, 1997. — 165 с.
  87. Г. П., Максимова М. В., Эристави В. Г. Акселерация развития, внутригрупповое расслоение и состояние здоровья московских школьников // Педиатрия. 1974. — № 12. — 50−54.
  88. Ф.Я. Геохимия почв и охрана природы. — Л.: Недра, 1984. — 234 с.
  89. Ф.Г. Двигательная активность и симпато-адреналовая система в онтогенезе. — Казань, 1987. — 162 с.
  90. А.Д. Среда и поведение. — Л.: Наука, 1976. — 210 с.
  91. А. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. 1982. — Т. 8. — № 3. — 44550.
  92. В.П., Т.С.Грядкина, А. А. Семенов Здоровье дошкольников и нагрузки при выполнении физических упражнений // Проблемы теории и методики физического воспитания. — М., 1999, с. 15−18.
  93. А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников.: Дисс. д-ра. мед. наук. — М., 1972. — 330 с.
  94. А.Н. Восстановить здоровье: 2-е изд-е, перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1999, — 256 с.
  95. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно — сосудистой системы школьников. — М.: Педагогика, 1985. — 88 с.
  96. И.О. Дети Чернобыля (Экологический аспект), — М., 1996. — 168 с.
  97. И.О., Безобразова В. Н. и др. Индивидуальные особенности развития системы кровообраш-ения школьников. — М., 1995. -С. 12−25.
  98. Тур А.Ф. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. — М: Медзиг, 1960. — 64 с.
  99. Физиология подростка. / Под. ред. Д. А. Фарбер — М., 1988. — 208 с.
  100. Физическая реабилитация (Учебник для академий и институтов физической культуры) / Ред. Н.Попов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-608 с.
  101. Физическое воспитание / Под ред. Головина, Маслякова, Коробкова. — М.: Высшая школа, 1983.
  102. Фомин Н.А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. — М.: ФиС, 1991.-224 с.
  103. Дж. Геохимия окружающей среды. — М.: Прогресс, 1985.-356 с.
  104. Фримель X, Брок К. Основы иммунологии. — М: Мир, 1986. — 254 с.
  105. СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — М.: Медицина, 1977. — 214 с. ПО. Хрущев СВ. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. — М.: Медицина, 1980. — 221 с.
  106. Л.Н. Развитие функции равновесия у девочек-подростков и совершенствование её в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1979. — 21 с.
  107. В.И., Елагина Н. В. Развитие двигательных качеств у девочек на разных стадиях полового созревания // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М., 1990. 115−118.
  108. В.М. Лечебное питание при пищевой аллергии у детей. — Новосибирск, 1991. — 30 с.
  109. Чоговадзе А. В, Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. — М.: Медицина, 1977. — 220 с.
  110. М.Г., Звиняцковский Я. И. Окружающая среда и здоровье населения — Киев: Здоровье, 1988.-90 с.
  111. В. Б. Генетика и спортивная специализация детей и подростков // Медицина, подросток и спорт: Сб. науч. трудов. — Смоленск. 1975.-С. 54−67.
  112. В.Б., Хрущев с.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. — М.: Физическая и спорт. 1984. — 152 с.
  113. А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. — Новосибирск: Наука, 1989. -136 с.
  114. А.Г. Понятие индивидуального здоровья — центральная проблема валеологии (лекция). — Новосибирск: НМИ, 1996. — 49 с.
  115. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды — М.: Наука, 1979. — 270 с.
  116. Э. Окружающая среда и здоровье человека. — М.: Прогресс, 1980.-250с.
  117. Н. Н. Живое и среда. — Л.: Наука, 1986. — 175 с.
  118. Е.И. Физическое воспитание детей от О до 7 лет. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — 206 с.
  119. Ярилин А. А, Шарый Н. И. Р1ммунитет и радиация, — М.: Знание, 1991.-65 с.
  120. Р. ., Rodahl К. Textbook of Work Physiolog McGraw-Hall Book С — New- York, 1970.
  121. Albuque L. M., Rao K., Rao S. Stress and coping psichologically distress and non-distressed college students / Psychol. — Abstracts, 1991. V. 78. -№ 1. — P .
  122. Andersen K., ShephardR. S., DenolinH. et al. Fundamentals о exercise testing. — Geneva: WHO, 1971. — P. 135.
  123. Cumming G. R., Everatt D, Eastman L. Bruce treadmill test in children: normalvaluesinaelinicpopulaeion. — Am. J. Cardiol., 1978, V. 41. -P. 69−75.
  124. Davies D. Deaths From coronary artery disease and coalworker’s pneumoconiosis // Brit. Med. J. 1976. N 2. — P. 925−927.
  125. Donald A. et al. Prognostica assessment of patients with coronary artery by exercise testing //American Heart J .1983. Vol.5, 5. — P. 749−755.
  126. Gittin E. L., Olerud J. E., Garroli H. W. Maximal oxygen uptake based on lean body mass: a meaningful measure of physicaf fitness // J. Appl. Physiol. 1974. V. 36. — N 6. — P. 757−760.
  127. Israel S. Herzfunction bei treiningsbedingten extremen Bradikardien von 29−84 S. // Min.med.u.Sport. — 1975. — H. 7 — S. 197−202,
  128. Israel S., Kuppardt H., Gottschalk K. Et al. Die submaximale Herzirequenz als leistungsdiagnostische Kenngrobe // Med. U.Sport. 1974. — Bd 14, H. 10. — S. 297−304.
  129. Kalimo R Risk behaviours a stress-coping strategies // Health promotton in the working word. Berlin: Springer-Verlag 1989. — 385 p.
  130. Kirschuer H. A., Kozlowski S., Kaminki A., Stamowski R. Wyueber koer- perliche Leistungfaehigkeit und Kreislauf-regulati-pracownikow // Med. Pracy. 1970. — № 3. — S. 227−240.
  131. K., 1 Rutenfranz J. Investigations of the physical working capacity of obesechitolren // Acta Pcediat. Scand, 1974. — 217. P. 77−79.
  132. Morgan W. P. Phisical Activity and Mental Health// In the Academy Papers Champaign H. K. P., 1994. — P. 132−145.
  133. Malina K. M. Secular changes in growth, maturation and physicalperfor- mance // ExerciseandSport Sciences Rewiews Philadelphia, 1987. V 6. — P. 204−255.
  134. Reinberg A. Biological rhythms and human biometeorology with special referenceto mortality rhythms and chronotoxicolohy // Biometeorolohy. -1972.-Vol. 5, N2. -P. 97−112.
  135. Rieckert H., Gehler H., Hinnebers H., Schnizer W. Drei Jahre taegliche portstunde in einer Maedchenfclasse. Eine Studie ueber коефегИсЬе Leic-tungfaehigkeit und Kreislauf-regiilati-on // Med. Welt. 1972. — Bd. 33/34. -S. 1115−1117.
  136. Rim G. Styles of attribution and of coping // Psychol. Abstracts, 1991. V. 78. — № 2. — P. 442.
  137. Wever R. Bedeutung dsr circadianen Periodik fur das Alter // Naturwiss. Rasch. — 1974. — Vol. 27, — N 12. — P. 475−479.
  138. Wyndham C. H., Walt W. H., Rensburg A. L, Rogers 4. G’i Strydom N. B. The influence of body weght on energy expenditure during walkings on a road and a treackvill // Z. Angew. Physiol. 1971. — U. 28. — N 4. -P. 283−292.
Заполнить форму текущей работой