Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Камал Абуков-критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование достижений дагестанской литературной критики является само по себе решением актуальной литературоведческой проблемы. Осмысление специфики творчества К. Абукова как составной части всей современной дагестанской и северокавказской литературы обусловлено необходимостью создания обобщающих литературоведческих исследований, в чем и состоит теоретическое значение работы. В качестве метода… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Камал Абуков — критик
    • 1. 1. Критик и время
    • 1. 2. Творческий путь критика
    • 1. 3. Традиции и новаторство критика в области творческого метода и стиля
    • 1. 4. Жанровое многообразие научных работ К. Абукова
      • 1. 4. 1. Критическая монография
      • 1. 4. 2. Беседа
      • 1. 4. 3. Рецензия
      • 1. 4. 4. Статья
  • Общеисследовательская статья
  • Тактико-аналитическая статья
    • 1. 4. 5. Творческий портрет в критических произведениях К. Абукова
  • Очерк творчества
  • Портрет-биография
  • Юбилейный портрет
  • Портрет-некролог
    • 1. 4. 6. Жанр предисловия
    • 1. 4. 7. Жанр открытого письма
  • Глава II. Вопросы теории литературы в исследованиях Камала Абукова
    • 2. 1. Осмысление проблем межлитературного взаимодействия и культурного взаимообогащения
    • 2. 2. Перевод как важный фактор межкультурного взаимодействия и развития
    • 2. 3. Литературная критика как важный фактор взаимодействия литератур
    • 2. 4. Осмысление проблемы социалистического реализма в
  • литературах Дагестана и Северного Кавказа
  • Глава III. Стилевые особенности литературно-критических произведений К. Абукова
    • 3. 1. Соотношение художественности и научности в литературно-критических произведениях К. Абукова
    • 3. 2. Лексико-фразеологические особенности стиля К. Абукова
    • 3. 3. Приемы стилистического синтаксиса
  • Повторение
  • Антитеза
  • Другие средства речевой выразительности
    • 3. 4. Явление конвергенции в произведениях К. Абукова

Камал Абуков-критик и теоретик литератур народов Дагестана и Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Актуальность настоящей диссертации связана с изучением наиболее важных проблем современной дагестанской литературной критики, путей ее развития, национального своеобразия, художественных особенностей через восприятие литературоведческих и критических произведений видного дагестанского критика К.Абукова. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего характером, направлением, специфическим местом, занимаемым К. Абуковым в широкой панораме развития литературы Северного Кавказа и Дагестана на стыке двух столетий, тем, что его творчество составляет одно из важных слагаемых национальных культурных традиций, которое неизменно питает российскую литературу.

Актуальность данного исследования заключается также в том, что К. Абуков верно улавливает и объективно оценивает тенденции историко-временного развития разноязычных литератур региона, в котором на родных языках функционируют около 20 литератур. Важна также авторская нацеленность на рассмотрение этнических, во многом родственных литератур как идейно-эстетическую целостность.

Следует отметить и то, что литературная деятельность, общественно-политические и эстетические взгляды К. Абукова привлекают внимание как специалистов-литературоведов, так и историков, философов, социологов и других деятелей гуманитарного профиля.

К. Абуков продолжает традиции классика российской литературной критики В. Г. Белинского, обогащая свои критические произведения новыми качествами и новыми открытиями. Именно в этом проявляется своеобразие критического метода в творчестве К. Абукова, что значительно усиливает интерес к его творчеству как к художественному феномену в современной дагестанской литературной критике.

Критика К. Абукова сочетает в себе эстетические и воспитательные особенности. В силу этого возрастает его научная и общественно-культурная значимость. Актуальность данного исследования научного творчества К. Абукова обусловливается также недостаточной изученностью критических и теоретических работ К. Абукова в дагестанском литературоведении.

Цель и задачи исследования

заключаются в необходимости показать развитие современной дагестанской литературной критики, начиная с 60-х годов — периода «оттепели» до современного состояния, и новации в творчестве К. Абукова. На основании всестороннего изучения и анализа научных работ К. Абукова дается общее представление о творчестве критика и его художественно-изобразительных особенностях.

Цель работы заключается в рассмотрении идейно-тематического, жанрового и художественного своеобразия литературоведческих и критических работ К. Абукова, осмыслении роли научного творчества дагестанского исследователя в системе общественного сознания, эстетики критического мышления.

Особый интерес представляет изучение стилистики научных работ К. Абукова, структуры его критических произведений, образности и различных средств эстетического воплощения замысла.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые вводится в научный оборот творчество К. Абукова как критика и литературоведа и в полученных выводах и положениях. Работа не претендует на полный анализ творчества К. Абукова в связи с его обширностью, в ней, основываясь на собственных наблюдениях и учитывая выводы и достижения других исследователей дагестанской литературы, делается попытка наиболее полно представить и обобщить художественное своеобразие его научного творчества.

Следует отметить, что до сих пор данная проблема не была предметом специального монографического исследования. Многожанровое и емкое творчество Камала Абукова по сей день не осмыслено глубоко и полно. Га-зетно-журнальные статьи С. Акбиева, 3. Акавова, Г. Гамзатова, А. Вагидова, М. Гасанова и других носят, по сути, юбилейный характер. В них дается лишь характеристика отдельных работ К. Абукова на уровне констатации тех или иных достижений.

Методологической основой диссертации послужили принципы и положения, содержащиеся в трудах Н. Конрада, классиков русской литературной критики М. Пархоменко, Ю. Суровцева, Р. Бикмухаметова, Р. Юсуфова, М. Борбугулова, М. Бушмина, ведущих региональных исследователей С-М. Акбиева, 3. Акавова, А. Вагидова, К. Султанова, Ш. Мазанаева и др.

Автор также опирается на 2-хтомник «Истории дагестанской советской литературы», 6-титомник «Истории советской многонациональной литературы», на коллективные труды «История советской литературы: новый взгляд» 1 и 2 части. М.: Наука, 1990, и т. д.

В качестве метода исследования использовался традиционный исторический подход к динамике литературного процесса, а при анализе текстов К. Абукова — традиционная методика, основы которой заложены русским литературоведением, в частности, В. В. Виноградовым, В. М. Жирмунским, Б. В. Томашевским, Б. М. Эйхенбаумом, а также принципы анализа художественного текста, разработанные Ю. М. Лотманом.

Теоретическое и практическое значение диссертации.

Исследование достижений дагестанской литературной критики является само по себе решением актуальной литературоведческой проблемы. Осмысление специфики творчества К. Абукова как составной части всей современной дагестанской и северокавказской литературы обусловлено необходимостью создания обобщающих литературоведческих исследований, в чем и состоит теоретическое значение работы.

Практическое значение работы прежде всего заключается в том, что основные научные результаты работы имеют большое значение для изучения критических и литературоведческих работ остальных дагестанских критиков, изучения путей развития критического метода в литературной критике Дагестана.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по особенностям научного творчества К. Абукова, а также при изучении дагестанской литературы в педагогических институтах и училищах.

Исследование может быть использовано в методических разработках и указаниях, при проведении внеклассных мероприятий, литературных вечеров, а также в повседневной культурно-воспитательной деятельности работников сферы образования.

Высказанные в работе мысли и положения и введенный в научный оборот фактический материал могут послужить материалом для дополнительного исследования творчества отдельных дагестанских критиков.

Апробация работы. Работа обсуждалась на заседании кафедры литературы ДГПУ. Основные положения диссертации изложены в статьях, опубликованных в периодической печати.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Работы последних лет убеждают в том, что критика все свободнее чув ствует себя в поле многонациональной и мировой литературы. Все яснее по нимается, что исследованию современной литературы мешает дробность, мешает отсутствие анализа ее явлений под углом зрения синтезирующих тенденций, характерных для большого исторического времени. Заново осоз нано, что традиции и новаторство надо выводить исходя из больших вели чин, как сказали бы математики. В обращение введены факты, свидетельст вующие о напряженном духовном взаимообмене между различными литера турами. Все дальше критика уходит от «ярлыкового» отношения к сложным, не всегда укладывающимся в привычные формулы явлениям. Стремление писать о действительности, глубоко погружаясь в ее сего дняшний день и в то же время возводя изображенное в высшую степень ху дожественного обобщения, — осознанная Камалом Абуковым тенденция раз вития современной литературы. Осмысление всего творчества К. Абукова, исследование его с точки зрения тематической и жанрово-видовой системы, позволяет нам утверждать, что идейно-художественное своеобразие его чрезвычайно богато и многооб разно. Трудно найти публицистический жанр, к которому бы он не обратил ся. В его научно-критическом творчестве представлены традиционные жанры критики: критическая монография, рецензия, обзор, беседа, общеис следовательская статья, тактико-аналитическая статья и др. Такая жанрово-видовая система придает творчеству Камала Абукова масштабность и значительность, свидетельствует о том, что в его творчестве гармонически сочетаются верность традициям и новаторские поиски. Все это многообразие вместе с творчеством критика вошло и в национальную худо жественную систему, обогащая её и расширяя её границы. Критик, литературовед и публицист К. Абуков на творческой практике доказал, что заинтере сованное, неравнодушное отношение к будущности национальной литерату ры является непременным условием создания талантливых научных работ. Изучение творчества К. Абукова, которое является сложным и акту альным, привело нас к следующим выводам: • Как теоретик национальных литератур К. Абуков проявил себя, вы явив формы, способы, типы и проявления взаимного сотворчества или родст ва в сфере национальных литератур, отвергнув название «младописьменные» применительно к национальным литературам, предложив именование «ново письменные», разработав теорию становления и ускоренного развития лите ратур Дагестана и Северного Кавказа и др.• Творчество К. Абукова как литературоведа включает в себя такие актуальные вопросы, как национальное и интернациональное, под кото рым ученый понимает общечеловеческое, характерное как для дагестанцев, так и других северокавказских национальностей, метод социалистического реализма в дагестанской литературе, изучению которого литературовед посвятил несколько десятилетий (60−80-е годы), результатом которого стал анализ всех позитивных и негативных черт данного метода в проекции на на циональные литературы, проблема теории и культуры перевода в Даге стане, разностороннее и глубокое исследование которой К. Абуков продол жает до сих пор в связи с неослабевающей актуальностью и важностью во проса, межлитературное взаимодействие и культурное взаимообогаще ние, где, в первую очередь, рассматривается влияние русской национальной культуры на северокавказскую литературу вообще и дагестанскую в частно сти, литературная критика в Дагестане, где К. Абуковым формулируются основные обязанности критика, и которая, по мнению ученого, является важным фактором взаимодействия литератур.• Творчество К. Абукова-критика — многожанрово и полифонично.• Научные работы К. Абукова отличает строгое следование канонам литературно-критических жанров- • Статьям ученого свойственны органичное построение и классиче ская завершенность.• К. Абуков при написании научных исследований не изменяет при званию писателя, его работы отличает высокая художественность. Когда он пишет художественные произведения, в нем продолжает жить критик, добы тое в литературоведческих и искусствоведческих изысканиях претворяется в образы, питает их, и наоборот — художественное творчество служит горни лом, в котором выплавляются, осмысливаются философские, этические и эс тетические идеи, которые затем находят более четкое и определенное выра жение в статьях о литературе.• Критика К. Абукова отличается высоким уровнем словесной изобра зительности, свободным использованием образных средств. Писатель-критик прибегает к поэтической многозначности и интерпретации, движение мысли осуществляется у него нередко по принципу ассоциаций, вытесняя строгую логику доказательств, яркая метафора, меткий афоризм нередко заменяют пространную цепь аргументированных рассуждений.• Стилевая палитра К. Абукова постоянно обогащается арсеналом приемов, испытанных и принятых в его художественном творчестве. Не слу чайно, что такое большое место в критике писателя занимают жанровые формы «пограничного» типа, требующие в равной мере как логического рас суждения, так и образного обобщения: литературный портрет, эссе, критиче ский диалог и т. д.• Сложное взаимопроникновение логического и образного, научного и поэтического в творческой системе К. Абукова приводит к тому, что стиле вые границы между критической работой и художественным текстом значи тельно размываются и возникает органический синтез тех и других начал.• Лексико-фразеологические особенности стиля К. Абукова заключа ются в использовании основного лексического фонда русского языка, яв ляющегося языком межнационального общения, в определенной терминоло гии, в использовании оригинальных эпитетов, гипербол, литот, приемов оли цетворения, метафор и прочих троп. Основной вклад К. Абукова в родное национальное литературоведение заключается в следующем: • инициирование критиком литературно-творческих дискуссий, от крытых писем, круглых столов для художественной интеллигенции с целью активного влияния на литературный процесс в республике- • продолжительное изучение процессов, влияющих на национальные литературы (арабская литература, русская культура, соцреализм, «оттепель»,.

перестройка);

• глубокое и всестороннее исследование творчества Расула Гамзатова, с акцентом на его деятельность как прозаика- • развитие жанра творческого портрета в дагестанской критике (ос мысление литературного опыта К. Кулиева, Э. Капиева, Ч. Айтматова, А. Абу Бакара, М. Атабаева и др.) • активные выступления в прессе по самым актуальным вопросам ли тературной ситуации, современном состоянии и перспективах развития даге станской литературы в системе взаимосвязей и культурного взаимодействия. Таким образом, можно с большой долей достоверности заявить, что персона К. Абукова — одного из самых активных критиков дагестанской лите ратуры прошлого и нынешнего веков, является важной составной частью ли тературно-художественного процесса России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992 — С. 50.
  2. А. В мире горской народной сказки. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. — С. 199.
  3. . М. Учитесь мыслить нестандартно. М., 1996.
  4. Д. Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.
  5. А.Г. Многообразие, единство, взаимообогащение. // Из всех родников. Взаимное обогащение возрожденных культур. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.
  6. Ф. И. Журналистское расследование активности личности." Казань, 1989.
  7. Акавов 3. Слово о Камале Абукове. //Дагестанская правда. -1998. -24 февраля.
  8. З.Н. Нравственные истоки. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
  9. С.Х. С него спрос особый // Подвижники духа. — Махачкала: Даг. книж. изд-во, 2000.
  10. В. В спорах о художественном методе. Л.: Худ. лит., 1979.
  11. Аласдер Грей. Бедные-несчастные. М.: БСГ-Пресс, 1992.
  12. В. А. Русский советский очерк. Л., 1980.
  13. Е.П. Вопросы взаимосвязей народов Северного Кавказа с русскими в X XV вв. в отечественной исторической науке. — Черкесск, 1992.
  14. С. Слово, испытанное веками. Махачкала, Дагкнигоиз-дат, 1989.
  15. Г. С. Творчество как точная наука.- М., 1973.
  16. . С. О таланте и способностях. М., 1988.
  17. В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.
  18. Г. М. Психология социального познания.- М., 1997.
  19. К. А. Функционально-семантические типы текстов. -Тюмень, 1989.
  20. В. И. Информационные жанры газетной публицистики.-Саранск, 1996.
  21. М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972-
  22. М. М. Человек в мире слова. М., 1995.
  23. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986-
  24. Д. Г. Газетные жанры. М., 1971-
  25. А. И. В мастерской художника слова. М., 1989.
  26. Т. А. Портрет современника: очерк в газете. М., 1983.
  27. В. С. Мышление как творчество. М., 1975.
  28. Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. пис., 1983.
  29. Э. Д. Муки заголовка. М., 1981.
  30. Д. Б Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  31. Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981-
  32. М. Единство национального и интернационального. -М.: Сов.пис., 1979.
  33. Р. Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976.
  34. Буш Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985.
  35. A.M. Камал Абуков: Опыт творческого портрета. — Махачкала: ИПЦДГУ, 2000.
  36. У. Языковые контакты. Киев, 1997 -127 с.
  37. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1980.
  38. С. Р. От знака к образу. Ереван, 1973.
  39. JI. Э. Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.
  40. В. В. О теории художественной речи. М., 1971.
  41. В. И. Газетные жанры. М., 1971.
  42. И. Ф. Творческие методы и художественные системы. -М., 1978.
  43. Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., 1976.
  44. Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.
  45. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
  46. Г. Национальные образы мира. М.: Сов.пис., 1988.
  47. Jl. Я. О психологической прозе. Л., 1977.
  48. И. И. Поэтическое изображение и реальная действительность. М., 1929.
  49. Горбунов А, П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983.
  50. К. Д. Современная отечественная публицистика. М., 1994.
  51. Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.
  52. А. М. Обзор печати. М., 1980.
  53. А. В. Газета: организация работы редакции. М., 1974.
  54. . В. Структура логической интерпретации. М., 1996.
  55. В. П. Поэтика слова. М., 1979.
  56. Е. С. Художественное творчество. М., 1970.
  57. А. В. Принципы эстетики. М., 1987. Гусев Ю. А. Познание и творчество. М., 1987.
  58. С. М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.
  59. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4-х т. М.: ACT, 2000 — Т.4.
  60. И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.
  61. И. М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984.
  62. Э. Искусство думать. М., 1997.
  63. К. А. Интерпретация текста. М., 1985.
  64. Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинев, 1990.
  65. В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.
  66. Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  67. В. И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989.
  68. В., Михайловская Н., Панькин В. Язык великого братства. М.: Знание, 1986. — 122 с.
  69. А. В. Аргументация публицистического текста.-Владивосток, 1989.
  70. О. Л. Текст и коммуникация. М., 1980.
  71. В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1962.
  72. А. С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М., 1969.
  73. М. С. Логика и образ в публицистике. Казань, 1973.
  74. П. Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995.
  75. B.B. Сюжет, фабула, композиция. М., 1964.
  76. Н. С. Сущность и структура публицистического образа (гносеологический анализ): Автореф. канд. лис. Свердловск, 1985.
  77. Г. В Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие. М., 1977.
  78. Г. В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.
  79. Н. Запад и Восток. М.: Наука, 1972.
  80. Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978.
  81. Ю. А. Проблемы характера в очерке. Алма-Ата, 1966.
  82. В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997.
  83. Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998.
  84. С. Д., Рубцов В. В. Креативная функция сознания. М., 1988.
  85. Л. С., Цилевиг Л. М. Сюжет и идея. Рига, 1973.
  86. Л. Т. Психоанализ и художественное творчество. Киев, 1980.
  87. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  88. Г. В поисках нового. М.: Сов.пис., 1963.
  89. Г. Интернациональное и национальное в советской культуре //Эстетика сегодня. Актуальные проблемы. М.: Искусство, 1968.
  90. Ю. M. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964.
  91. Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Наука, 1972.
  92. Г. Монография. // Энциклопедический словарь / Брокгауз и Ефрон. СПб., 1900. — Т. 30, кн. 60.
  93. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Каталаксия, 1993.
  94. И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979.
  95. М. К. Стрела познания: Набросок естествен-ноисторической гносеологии. М., 1996.
  96. Д. Проблемы теории социалистического реализма. — М.: Худ.лит., 1975.
  97. Д.С. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1994.
  98. . В. Густав Шпет: некролог как жанр письма. // Логос. № 2.
  99. А. В мире горской народной сказки. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962.
  100. П.И. Формирование и развитие социалистического реализма. —М., 1973.
  101. Рат-Вег Иштван. Комедия книги. М.: БСГ-Пресс, 1999.
  102. К. Контексты родства / Типология характера: общее и особенное //Единство. Вып.4. М., 1982.
  103. Султанов Каз. Достоинство слова. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.
  104. Султанов Каз. По законам художественности. Махачкала: Даг-книгоиздат, 1979.
  105. Султанов Каз. Преемственность и обновление. М.: Знание, 1985.
  106. Ю. Необходимость диалектики. М.: Худ. лит., 1982.
  107. A.A. Жанры периодической печати. Учебное пособие. — M.: Аспект Пресс, 2000.
  108. А. Стихи Расула Гамзатова (1953) //Слово о Расуле Гамзатове. Махачкала: Даг. книж. изд-во, 1973.
  109. .М. Горизонты художественного образа. M., 1982.
  110. .М. Художественное творчество, действительность, человек. М.:Сов.пис., 1976.
  111. . О прозе. JL: Худ.лит., 1975.
  112. К.И. 70 лет. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1993.-24 с.
  113. К.И. Любовь благодарная. Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. — 120 с.
  114. К. И. Поэзия Р. Гамзатова в контексте нравственных исканий XX столетия. (Некоторые аспекты творческого портрета). Махачкала, 1993. — 256 с.
  115. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. — 198 с.
  116. К.И. Слово о Расуле Гамзатове. — Махачкала: Даг.книж.изд-во, 1973. 80 с.
  117. К.И. Ступени роста. М: Советская Россия, 1982. — 160 с.
  118. К.И. У костра, зажженного М. Горьким. К проблеме новаторства и стилевого многообразия дагестанской прозы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. — 269 с. 1. Публикации в периодике
  119. К.И. Бывший лидер: каким он запомнился?// Дагестанская правда. 1998. — 28 октября.
  120. К.И. Своя песня. // Дон. 1972. — № 7.
  121. К.И. Словно ореховое дерево. // Еженедельная газета писателей России. 2001. — № 12 — 23 марта.
  122. К.И. Уроки Эффенди Капиева. // Дружба народов. 1970. — № 8.
  123. К.И. Представляя державу в целом. // Дон. 1976. — № 3.
  124. К.И. От песен ашугов к романам.//Дон. — 1972.-№ 11
  125. К.И. Дагестанская поэзия: утренние восторги и вечерние раздумья. // Махачкалинские известия. 2000. — № 25−26. — 23 июня.
  126. К.И. За локоть его никто не водил. // Махачкалинские известия. 2002. — № 31−26 июля.
  127. К.И. Качество и никаких оговорок! // Советский Дагестан. — 1975.- № 2.
  128. К.И. Не винить ни коня, ни дорогу. // Дагестанская правда. 1991.-1 августа.
  129. К.И. Куда несет нас рок событий. // Правда. 1990. — 27 сент.
  130. К.И. Мир Чингиза Айтматова. // Дагестанская правда. -1991.-1 августа.
  131. К.И. Время зрелой работы. // Сб. Из всех родников, Махачкала: Даг.кн.издат., 1976.
  132. I. Квалификационные работы
Заполнить форму текущей работой