Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические проблемы восстановления трудоспособности в структуре деятельности врача-невролога: На материалах коммуникативных составляющих врач-больной

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ представленных работ не дает понимания профессиональной деятельности врача с позиции восстановления трудоспособности пациентов, поскольку большинство исследователей рассматривает отдельные компоненты: профессиональную мотивацию (М.Н. Демина, В.М. Зайцева), профессионально важные качества (В.А. Корзунин, В. Л. Марищук, Б.А. Ясько), коммуникативную составляющую (Л.Л. Алексеева, И. А. Сомова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологический анализ трудовой деятельности врача
    • 1. Современные теоретические подходы к проблеме профессиональной деятельности
    • 2. Профессия и профессионал с позиции исследования деятельности врача
  • §-3)Психологический анализ профессиональной деятельности врача-невролога
  • Глава 2. Психология взаимодействия врача и больного в структуре деятельности врача- невролога
    • 1. Взаимодействия врача и больного в структуре профессиональной деятел ьности
  • §-2)3начение психологических особенностей больного в деятельности врача
  • Глава 3. Психологические особенности лиц потерявших трудоспособность в результате ЧМТ
    • 1. )Травма с позиции восстановления трудоспособности
  • §-2)Теоретическая модель внутренней картины болезни
  • Глава 4. Технология реабилитации и восстановления профессиональных навыков в структуре деятельности врача-невролога
    • 1. реабилитация больных
    • 2. Медико~профессиональная реабилитация и психологические проблемы врачебной деятельности
    • 3. Психолого-педагогическая технология реабилитации пациентов в структуре деятельности врача-невролога
  • Глава 5. Результаты исследования
    • 1. Исследование психологических свойств и состояния личности больных
  • §-2.Эмпирическое исследование профессиональных и личностных качеств врачей
  • §-3.Оптимальная структура коммуникативного компонента профессиональной деятельности врача- невролога
    • 4. Восстановление трудоспособности и психических функций у больных, перенесших черепно-мозговую травму

Психологические проблемы восстановления трудоспособности в структуре деятельности врача-невролога: На материалах коммуникативных составляющих врач-больной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования.

В современную эпоху, характеризуемую использованием высокоскоростных технических систем, создающих опасную для человека среду обитания и труда, изобилующую техногенными катастрофами, природными катаклизмами, с одной стороны, а с другой стороны, низкой рождаемостью, особую актуальность приобретает проблема сохранения трудового потенциала государства. Ежегодно, в соответствии со статистическими данными, 10 000 тысяч работающих людей по Республике Татарстан утрачивают частично или полностью трудоспособность. (Показатели инвалидности по Республике Татарстан за 2004 год.) Кроме важнейшей государственной проблемы — сохранения трудоспособного населения, все выше сказанное сопровождается и личной трагедией каждого человека, утратившего трудоспособность, а в отдельных случаях и здоровье. Таким образом, становится понятным особое значение в решении проблемы повышения качества профессиональной деятельности. Однако, если лечебная и профилактическая составляющие деятельности врача еще как-то изучены с позиции структуры, функции, лежащих в основе ее осуществления, то важная с позиции психологии труда функция восстановления трудоспособности у лиц, ее утративших, с позиции содержания деятельности врача почти не разработана.

За последние 15 лет появилось большое количество исследований, посвященных проблемам профессиональной деятельности врача. Изучение профессиональной деятельности врача связано с работами В. П. Андронова, Н. К. Аношкина, H.A. Борисова, Б. Б. Вознесенского, Г. И. Лернера, Л. П. Урванцева и др., анализом операционно-технологических составляющих лечебно-диагностического процесса занимались Л. М. Иванов, Н. И. Курочкин, М. С. Роговин и др. В данных исследованиях обсуждается предмет профессиональной деятельности врача, средства труда, цели, задачи, условия, система знаний, умений, навыков и определение критериев их сформированности, что соответствует основной задаче нашей работы.

Проблемой психосоциального развития врача занимались В. А. Аверин, Л. Л. Алексеева, А. Г. Васюк, И. Г1. Гурвич, М. И. Жукова, В. М. Зайцев, В. А. Корзунин, С. А. Лигер, Л. Г. Матвеева, Т. В. Миронова, Е. Б. Одерышева, Т. В. Решетова, Т. Н. Ронгинская, А. Э. Симановский, H.A. Сомова, JI.II. Урванцев, В. А. Храпик, J1.A. Цветкова, Н. В. Цветкова, Н. В. Яковлева, Б. А. Асько и др.

Анализ представленных работ не дает понимания профессиональной деятельности врача с позиции восстановления трудоспособности пациентов, поскольку большинство исследователей рассматривает отдельные компоненты: профессиональную мотивацию (М.Н. Демина, В.М. Зайцева), профессионально важные качества (В.А. Корзунин, В. Л. Марищук, Б.А. Ясько), коммуникативную составляющую (Л.Л. Алексеева, И. А. Сомова, J1.A. Цветкова), эмпатийные свойства (Н.В. Козина, Е.В. Одерышева), поведение врача (С.А. Лигер, A.A. Чазова), социально-психологические факторы успешности деятельности врача (И.Г1. Г урвич, М.И. Жукова), а не сущность и структуру явления в целом.

Для современного врача характерна концентрация внимания на патологию отдельных систем или органов, и такая узкая направленность очень часто заслоняет больного в целом, со всеми присущими ему индивидуальными особенностями, проблемами, одной из которых является и восстановление трудоспособности, как основной формы активности человека. Причем эта проблема важна как с позиции субъекта, находящегося в ситуации разрушения всех жизненных стереотипов, так и государства, теряющего работника. Первичной целью и сущностью работы врача является лечение больного человека. В случае нехронических заболеваний, которые у здоровых людей, как правило, проходят без каких-либо последствий, речь идет о кратковременной утрате работоспособности. В случаях, когда речь идет о более тяжелом долговременном заболевании, которое приковывает работника к постели, следует говорить об отрыве его от повседневной работы, деятельности, привычного образа жизни. Так что, решая проблему последствий большого количества ситуаций, приводящих к травмам, необходима соответствующая коррекция подготовки и деятельности врача. Именно поэтому представляется важным вопрос об уточнении целей и содержания деятельности врачей — неврологов, работающих с пациентами, перенесшими черепно-мозговую травму. Актуальность предпринятого исследования определяется необходимостью построения эффективного взаимодействия между врачом и больным, основанного на знании психологии больного и специальных коммуникативных технологий.

Цель исследования: анализ структуры и содержания профессиональной деятельности врача (невролога), и выявление резервов в его деятельности, влияющих на восстановление трудоспособности у пациентов.

Объект исследования: профессиональная деятельность врача.

Предмет: коммуникативная составляющая в структуре профессионально важных качеств врача, влияющая на восстановление трудоспособности у # больных.

Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе лечения лиц, перенесших черепно-мозговую травму, целенаправленно через специально созданную систему коммуникативных средств воздействовать на восстановление профессиональных навыков, то это положительно скажется на процессе выздоровления и восстановления трудоспособности.

Задачи исследования:

Осуществить теоретический обзор и анализ современной литературы, посвященной изучению профессиональной деятельности врача. Описать профессиональную деятельность врача и выделить профессионально важные качества, влияющие на восстановление трудоспособности у больных.

2.Рассмотреть задачи восстановления трудоспособности у больных в структуре деятельности врача-невролога. Определить объективные и % субъективные критерии, характеризующие динамику восстановления трудоспособности и выявить влияние врача на этот процесс. Описать психологические факторы регулятивных механизмов восстановления трудоспособности.

3.Изучить коммуникативную компетентность врача, построенную на основе специально организованного взаимодействия с больным. Разработать и экспериментально проверить эффективность восстановления трудоспособности путем влияния на регулятивные компоненты, как одну из составляющих в процессе деятельности врача.

4.Разработать рекомендации для врачей-неврологов по решению психологических проблем восстановления трудоспособности у лиц, перенесших черепно-мозговую травму.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

— синергический подход (В.П. Казначеев, Е. И. Князева, С. П. Курдюмов, К. Лийт, H.H. Моисеев, Т. Нийт, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.).

— общеметодологические идеи психологии о структуре и функции психики, о взаимодействии психических процессов, о соотношении врожденного и приобретенного, индивидуального и социального (А. Бандура, Д. Боулби, X. Вернер, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, К. Роджерс, Э. Торндайк, В. Штерн, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Анцыферова, М. Я. Басов, Б. С. Братусь, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. П. Зинченко, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Р. Лурия, Е. Б. Моргунов, А. Б. Орлов, A.B. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Е. Е. Сапогова, Е. А. Сергиенко, В. И. Слободчикоков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.).

— психологические концепции личностного развития (А. Маслоу, К Роджерс, 3. Фрейд, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни, Т. Шибутани, К. Г. Юнг, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, A.B. Запорожец, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, М. С. Кагон, Б. Ф. Ломов, Т. Д. Марцинковская, В. А. Петровский, Л. И. Спиридонова, Д. И. Фельдштейн, В .Л. Хайкин, В. Д. Шадриков и др.).

— акмеологическая концепция профессионального развития (A.B. Аверин. С. А. Анисимов, Г. С. Абрамова, B.C. Агапов, A.A. Бодалев, А. Ф. Бондаренко, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, И. Б. Гриншпун, О. В. Москаленко, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжнеков, A.A. Рейн, П. М. Якобсон и др.).

— теории профессионального становления личности (Д. Сыопер, Р. Хейвигхерст, Д Холланд, В. М. Алахвердов, Б. Г. Ананьев, Е. М. Борисова, Н. Ф. Добрынин, Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, JI.A. Кандыбович, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, K.M. Левитан, К. К. Платонов, A.A. Рейн, Н. Я. Сайгушев, Л. В. Темнова, В. Д. Шадриков и др.).

— фундаментальные работы в области психологии самосознания (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, В. П. Зинченко,.

A.Н.Иноземцева, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Т. В. Миронова, О. В. Москаленко,.

B.С.Мухина, A.B. Петровский, А. Р. Петрулите, A.A. Рейн, Л. С. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, П. Р. Чамата, Е. В. Шорохова, М. Г. Ярошевский и др.) и идентичности (G. Breakwell, E. Goffman, R.D. Fogelson, E. Marcia, H. Turner, G.A. Valde, A.S. Waterman, Э. Берне, У. Джеймс, Дж. Мид, X. Ремшмидт, Ю. Хабермас, Э. Эриксон, H.A. Антонова, И. В. Барвшникова, О. В. Беляева, Е. П. Ермолаева, Л. Г. Митина, В. Р. Орестова, С. М. Петрова, Л. Б. Шнейдер и др.).

— результаты научных и научно-практических психолого-педагогических исследований по работе профессионального развития врача (В.А. Аверин, Л. Л. Алексеева, В. П. Андронов, А. Г. Васюк, И. П. Гурвич, М. И. Жукова, В. А. Корзунин, Г. И. Лернер, С. А. Лигер, Л. Г. Матвеева, Т. В. Миронова, Е. Б. Одерышева, Т. В. Решетова, Т. И. Ронгинская, А. Э. Симановский, И. А. Сомова, Л. П. Урванцев, В. А. Храпик, Л. А. Цветкова, Н. В. Яковлева, Б. А. Ясько и др.) и теория профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Р. В. Габдреев, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков, В. А Аверин.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретический анализ и обобщение психологических исследований по проблеме, ознакомление с документацией, беседа с пациентами и врачами, психологический эксперимент, стандартные и адаптированные методики и тесты, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы математической статистики.

Научная новизна заключается в рассмотрении проблемы восстановления трудоспособности в структуре деятельности врачей и изучении процесса формирования регулятивных функций через специально созданную систему коммуникативного взаимодействия у больных и учете их в деятельности врача.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработана программа для врачей МСЭ, проведена оценка отношения пациентов к своей болезни и профессиональной деятельности врачей-неврологов.

Этапы исследования:

1 этап (2001;2002) — опытно-экспериментальный. Он предполагает анализ литературы по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования, подбор диагностических методик, организацию базы исследования, проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (2002;2003) — опытно — обобщающий. Он был посвящен составлению программы формирующего эксперимента, экспериментальной проверке эффективности данной программы, обобщению литературных данных.

3 этап (2003;2004) — заключительно обобщающий — был связан со статистической обработкой данных, их анализом, систематизацией и письменным оформлением диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Существует несоответствие между потребностью общества по отношению к восстановлению трудоспособности и существующими стереотипами профессиональной подготовки и деятельности врачей.

2. Внутренняя картина болезни больного ЧМТ, оказываясь вне рассмотрения врача, может мешать не только выздоровлению, но и восстановлению трудоспособности.

3. Использование навыков и умений, лежащих в основе профессиональной деятельности больных, позволяет осуществлять более эффективно процесс восстановления трудоспособности больных в рамках специально организованного взаимодействия между врачом и больным, в основе которого лежит коммуникативная компетентность врача.

4.

Введение

задачи восстановления трудоспособности больных в структуру деятельности врачей следует начинать на этапе профессиональной подготовки в вузе. В качестве критериев оценки успешности и продуктивности деятельности врачей следует использовать показатели, характеризующие восстановление трудоспособности у больных. Сам врач выигрывает при успешном взаимодействии с больным.

Апробация результатов исследования. Материалы и содержание исследования обсуждены на заседании кафедры инженерной психологии КГТУ им А. Н. Туполева (2002;2005), на конференциях КГТУ им А. Н. Туполева (2003), на конференциях КГМУ и КГМА (2002, 2003, 2004), на всероссийских научно-практических конференциях (г.Санкт-Петербург, НИИНХ, 2003, Нижний Новгород, 2002). По проблемам настоящего исследования опубликовано 6 работ.

Структура и объем исследования: Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и списка литературы. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

Выводы исследования:

Проведенный анализ исследований показал, что практика врача на данный момент представляет собой сочетание различных теоретических и эмпирических подходов и во многом определяется профессиональными и личностными качествами, необходимыми врачей. Данное исследование было направлено на выявление уровня жизненной активности и направленности на самоактуализацию. Гипотезы о наличии взаимосвязи между уровнями активности и направленности на самоатуализацию подтвердились. Активные врачи более эффективны в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем интеллекта, творческим воображением, чем низкоэффективные врачи. Активные врачи открыты к общению, искренни и доброжелательны. Врачи обладают экстравертивной направленностью, которая позволяет им быстро адаптироваться, легко общаться. Они конгруэнтны, экспрессивны, что позволяет говорить об аутентичности (качестве, предложенном Р. Кочюнасом). Врачи ориентированы на личностный рост. Также были выявлены наиболее эффективные и малоэффективные врачи. Кроме этого, были определены личностные и профессиональные качества, присущие врачам данной выборки. Метод соц. опроса (анкетирование) подтвердил направленность врачей на общение с людьми, интерес к ним, желание оказать психологическую помощь, применяя свои знания и опыт. Исследование профессиональных и личностных особенностей врачей необходимо продолжать. Дальнейшее исследование темы требует расширения в области эффективности. Так неэффективность работы можно связать с синдромом «эмоционального выгорания» и на этом основании включить в программу обследования соответствующую методику (например, «уровень эмпатии» Меграбяна). Следует обратить внимание на мотивационную активность, которая играет большую роль в жизни врача, его отношение к неизвестности. Так как специфика работы состоит в неопределенности планирования консультаций: пациент может прейти в любое время дня и ночи, за смену может быть 2−3 постоянных пациента, а может быть целый шквал жалоб от разных людей. Эта важная особенность «сгорания» врачей. Необходимо также изучить познавательные особенности врачей (речь, память, мышление), аутентичность и эмпатию.

Активность и личностный рост могут быть рассмотрены с позиции клинической психологии в качестве исследования акцентуаций характера врачей. Необходимо рассмотреть и модальности репрезентативной системы. Расширенная область проблемы эффективности в медицине позволит разработать специальную психологическую программу развития личности врача, созданную на основе изученных профессиональных и личностных качествах. Успешное преодоление препятствий на пути к самоактуализации личности врача, будет иметь отражение на выборе метода работы с пациентом и, соответственно, на эффективности профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Медицина является одной из традиционных областей помощи, предназначенной для людей, находящихся в кризисном состоянии. Идея создания служб Медико-социальной экспертизы распространилась по всему миру.

Анализ литературы показывает, что исследованы особенности реабилитации, разработаны техники работы с теми или иными проблемами, на их основе были составлены специальные обучающие тренинги. Исследовались и личностные особенности врачей, которые были выявлены с целью приема на работу и повышения квалификации сотрудников служб МСЭ. Многие исследователи сопоставляют личностные качества врачей. Таким образом, профессиональные и личностные качества практического врача являются базовыми и для сотрудника МСЭ. Однако требования, предъявляемые к профессионально-важным качествам врача, имеют свои отличительные черты: противоречивость, специфичность.

Зарубежные и отечественные авторы выделяют следующие профессионально-важные качества врача: аутентичность, конгруэнтность, безоценочное, безусловное отношение к чувствам, проницательность, эмоциональную стабильность, уважение к пациенту, самоконтроль, эмпатию, способность слушать и т. д.

В научных работах были изучены параметры агрессивности, враждебности, удовлетворенности трудом (интерес к работе, удовлетворение от общения с сотрудниками и т. д.), направленность личности (на себя, дело, общение), уровень эмпатии.

Проведенный анализ исследований показал, что практика врача на данный момент представляет собой сочетание различных теоретических и эмпирических подходов и во многом определяется профессиональными и личностными качествами, необходимыми врачей.

Данное исследование было направлено на выявление уровня жизненной активности и направленности на самоактуализацию. Гипотезы о наличии взаимосвязи между уровнями активности и направленности на самоатуализацию подтвердились.

Активные врачей более эффективны в своей профессиональной деятельности и обладают высоким уровнем интеллекта, творческим воображением, чем низкоэффективные врачи. Активные врачи открыты к общению, искренни и доброжелательны. Врачи обладают экстравертивной направленностью, которая позволяет им быстро адаптироваться, легко общаться. Они конгруэнтны, экспрессивны, что позволяет говорить об аутентичности (качестве, предложенном Р. Кочюнасом). Врачи ориентированы на личностный рост.

Также были выявлены наиболее эффективные и малоэффективные врачи. Кроме этого, были определены личностные и профессиональные качества, присущие врачам данной выборки.

Метод соц. опроса (анкетирование) подтвердил направленность врачей на общение с людьми, интерес к ним, желание оказать психологическую помощь, применяя свои знания и опыт.

Исследование профессиональных и личностных особенностей врачей необходимо продолжать. Дальнейшее исследование темы требует расширения в области эффективности. Так неэффективность работы можно связать с синдромом «эмоционального выгорания» и на этом основании включить в программу обследования соответствующую методику (например, «уровень эмпатии» Меграбяна).

Следует обратить внимание на мотивационную активность, которая играет большую роль в жизни врача, его отношение к неизвестности. Так как специфика работы состоит в неопределенности планирования консультаций: пациент может.

• прейти в любое время дня и ночи, за смену может быть 2−3 постоянных пациента, а может быть целый шквал жалоб от разных людей. Эта важная особенность «сгорания» врачей. Необходимо также изучить познавательные особенности врачей (речь, память, мышление), аутентичность и эмпатию.

Активность и личностный рост могут быть рассмотрены с позиции клинической психологии в качестве исследования акцентуаций характера врачей. Необходимо рассмотреть и модальности репрезентативной системы. Расширенная область проблемы эффективности в медицине позволит разработать специальную психологическую программу развития личности врача, созданную на основе изученных профессиональных и личностных качествах.

Успешное преодоление препятствий на пути к самоактуализации личности врача, будет иметь отражение на выборе метода работы с пациентом и, соответственно, на эффективности профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 261 е.: ил.
  2. Абульханова Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы стратегии исследования.// Психологический журнал5 1994. N2 4. С, 9
  3. Абулъханова Слааская К. А. деятельность и психология личности. — М.:, наука, 1980. -335 с.
  4. Абульханова Славская К. А. О субъекте психической деятельности. — М.: Наука, 1973. -288 с.
  5. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности.// Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981С.20.
  6. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -229. с.
  7. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности учебное пособие. М.: Высшая юридическая заочная школа МВД СССР. 1988, — 4
  8. М. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки.// Альманах 1994.№ 5. Риск, неопределенность, случайность. С. 217 -241.
  9. Альгин А.11. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль 1989.
  10. .Г. Очерки психологии. Лениздат, 1945. 160 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. -Л.: ЛГУ, 1963. -339 с.
  12. Андреева 1.М. Социальная психология. Программа обновления гуманитарного образования в России. М.: Просвещение. 1989. — С. 251 — 264.
  13. Андронов В 11. Условия формирования профессионального врачебного мышления. Материалы Учредительного съезда Российского Психологического общества. Том 1. вып. 2. Москва. 1995. С. 161 — 164.
  14. Абрамова 1.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.-368 с.
  15. ЛЯ. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии., 1969. -413с.
  16. Анциферова ЛЯ. U динамическом подходе в психологии изучения личности Психологический журнал, 1981. Т М 2. с. 8 -18.
  17. В.Г. Мотивация, поведение и формирование личности. М.: 1976.- 149 с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. 105 с.
  19. Ачин В. А, Основы безопасности туда в строительстве. Л., 1976. 184 с.
  20. И., Мурани М., Психология безопасности труда. М.: 1968. — 20'
  21. Основы военной психологии и педагогики./ Учебное пособие для преподавателей педагогических институтов. Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: освещение. 1988. с. 6 — 132.
  22. ИЛ. К проблеме формирования мотивов преодоления затруднений у студентов педагогического университета.!! Материалы Учредильного съезда Российского Психологического Общества. Том 1. вып.2. Москва.1995,-С. 164.
  23. С.С. Система профессионально важных качеств и индивидуальные способы деятельности. Психологическая наука и обществевнная практика. 4.1. М.: Наука, 1983.-250 с
  24. Бир СЛ. На пути к кибернетическому предприятию. !! Принципы самоорганизации. М., 1966. с. 48. 183
  25. Р. Развитие я концепции и воспитание: llep. с англ. — М.: рогресс, 1986. — 420 с.
  26. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: «Изд-во институт психотерапии», 2000. — 353 с.
  27. Jl.ll. деятельность как объект социальной психологии./ Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 45−62.
  28. Ьуева J1. П. Человек, деятельность, общение. М.: Педагогика, 1978. 166 с.
  29. Ьуева J1.11. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  30. И. Теории личности и личностного роста в современной психологии. Ижевск, 1998 г., 320 с.
  31. В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте / liep. c англ.С. М. Адамовой. Под общ.ред. В. Ь. Когана и Н. С. Креславского. СПб.: РАТЭ1111, 1998. — 41с.
  32. А. Слушая других. Как велика необходимость высказаться. Записки волонтера-консультанта. Нижний Новгород, 1994.
  33. Военная педагогика и психология. Библиотека офицера. М.: Воениздат. 1986.-С. 5 124.
  34. В.К. 11сихологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990. -284 с.
  35. Ю.Б., Тихомирова O.K. Эмоции в функции эвристик. Психологические исследования. Вып. 1. М., 1969, С. 3 — 24.
  36. И. Теории личности и личностного роста в современной психологии. Ижевск, 1998 г., 320 с.
  37. СЛ. Мышление и речь. М. — Л.: Государственное социально экономическое издательство, 1934. — 324 с.
  38. С.Л. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 48С
  39. С.Л. Проблема эмоций. Вопросы психологии. 1958. 3.- С. 125 -134−184
  40. Выготский C. J1. Собрание сочинений. Т.З. — С. 146 — 147.
  41. Выготский С Л. собрание сочинений. 1.4. — С. 250−259.
  42. Р.В. Методология, теория психологические резервы инженерной подготовки. М. Изд-во Наука 200 143. i абдреев Р. Б. Моделирование в познавательной деятельности студентов. КазаньИзд-во КГУ 1983.8.7 пл.
  43. Э.Р. Параметры установки как критерий творческой деятельности.!! Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Тбилиси, 1992.-21 с.
  44. Ь. Риски самосознания. Дипломная работа. М., 1993. 120 с.
  45. А.Д., Пирожков В. Ф. Психическое состояние человека, лишенного свободы. М., 1968. с.
  46. . Что такое психолоия. Мир. М., 1996. 1 2. С. 8 — 9.
  47. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск. Харвест. 1997. 798 с. 49. 1 рушин A.B. Спортивная стрельба из малокалиберного пистолета и револьвера. Пособие для инструкторов ДОСААФ. М.: ДОСААФ. 1985. 68 с.
  48. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойств нервной системы. М., Наука. 1970, 272 с.
  49. В.Ь. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. М.: Наука, 1989. 180 с.
  50. В.Ф. Многоцелеве тренажеры как средство повышения эффективности профессиональной подготовки в высшей школе Автореферат кандидата педагогических наук, Ижевск. 1995. 22 с.
  51. ДовбаА.С. Профессия. ЬСЭ: В ЗОт.М.: Сов. энцикл. 1975. 1.21. -С. 155.
  52. А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.208 с.
  53. М. Риск как судебный механизм. Альманах, 1994. Х2 5. Риск, неопределенность, случайность. С. 242 — 253.
  54. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000 — 560с.
  55. Заде J1.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решения. /1 Математика сегодня. М.: 1974. К 7, С. 5 — 48.
  56. И.Н., Зозулюк A.B. Феномен риска и его современные экономико психологические интерпретации. Психологический журнал, 1994. 2.-С.26−37.
  57. Г. М., Медведев Б. И. Классификация ошибок оператора. Техническая эстетика, 1971. 4 10. с. 5 — 6.
  58. Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Материалы Учредительного съезда Российского Психологического Общества. Том 1. вып 2. М. 1995. С. 183 — 186.
  59. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во. МГУ, 1981. — 343 с. 62.14льин ii.ll. Сущность и структура мотива. Психологический журнал. 1994. К 2.-С. 37−41.
  60. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного подхода, М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  61. Кандыбович J1.A., Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 232 с.
  62. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности: учебное пособие. Ярославль: Яр. ГУ, 1988. — 78 с.
  63. А.И. Психология управления: Курс лекций. Раздел 1. М.: Академия МВД СССР, 1976. 180 с.
  64. А.И. Психолого педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. — Рязань, 1977. — 242 с.
  65. Ь.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. с.
  66. u.A. «Введение в психологию труда». Учебное пособие дл ВУЗов по специальной «Психологии». М. Издательство МГУ, 1988. С. 198.
  67. H.A. Профессиональная пригодность и основные свойств нервной системы. М., Наука. 1970. 272 с.
  68. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. -288 с.
  69. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 252 с.
  70. Ю. Психологическая теория решений. М.: 1979. — с. 504.
  71. Кон И. С. Личность. БСЭ. т. 14. 1973. С. 578 — 580.
  72. Кон И. С. Социология личности. М., 1967, с. 7 — 24.
  73. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  74. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности- Наука, 1980, 256 с.
  75. Л.А. Индивидуальный стиль деятельности наладчиков Ь зависимости от силы нервной системы по возбуждению. Вопросы психологии. 1964.-С.25−33.
  76. Р. Основы психологического консультирования/ пер. с лит. М.: Академический 11роект, 2000. — 240 с.
  77. Корнилова 1.В. диагностика мотивации и готовность к риску. М., Изд-во: «Институт психологии РАН». 1997. с. 152 157.
  78. Корнилова 1.В. Диагностика личностных факторов, принятия решений. Вопросы психологии, 1994. М2 6. с: 99−109.
  79. Т.В. Риск и мышление. ИПсихологический журнал, 1994 Ю 2. -С. 20 -32.
  80. Корнилова 1.В. диагностика импульсивности и склонности к риску. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1995. Ж 3. С. 46 — 56.
  81. И.О. Психологическая диагностика после стрессовых состояния у сотрудников органов внутренних дел. Методическое пособие для практических психологов. М., Методический центр. 1997. 40 с.
  82. М.А. и Ильм У.Р. Фактор опасности в деятельности судебного работника. Тезисы докладов республиканской конференции «Психологически' вопросы безопасности деятельности». Гарту, 1981, С. 99- 101.
  83. М. А. Психология и безопасность. Изд. 2-е, и доп. Таллин: Валгус, 1987.-440 с.
  84. М.А., Мюрк Э. А. О конфликте мотивов и безопасности труда. Психика человека в единстве теории и практики. Тарту. Изд-во Тартуского университета. 1975.- С. 67- 69.
  85. Н.Б. К психологии конфликтной деятельности.!! «Искусственный интелект» и психология. М.: Наука, 1976. — С. 270−298.
  86. Н.Б. Личность в конфликте. Саратов, С1 У, 1976. — 144 с.
  87. Н.Б. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности, дисс. докт. психол. наук, Саратов, 1979. — 393 е.: ил.
  88. Н.Б. Психологическая инициатива в межличностном конфликте. Тезисы докладов У Всесоюзного съезда психологов. М.: 1977. — С. 111— 112.
  89. А.Н. Система психолого-педагогического формировавания специальных свойств личности слушателей учебных заведений Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Казань. 1998. 204 с.
  90. О.И. Наука и искусство принятия решения. М.: 1979. — 200 с. 188
  91. О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска в безопасности. //Вестник. АН СССР 1987.)42 11. — С. 38 -45.
  92. Н.д. О психических состояниях человека. М.: 1964. 344 с.
  93. Н.д., Психологическое состояние беспокойства тревоги. «Вопросы психологии», 1969. 14 1.-е.
  94. Н.д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. 340 с.
  95. А.Н. деятельность, сознание, личность. М. Политиздат 1972. 304с.
  96. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971. -40 с.
  97. А.Н. Вопросы философии, 1972. С. 95 — 108.
  98. Ь.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М.: Сов, радио, 1966. 464 с.
  99. Ь.Ф. О системном подходе в психологии // Бопр. психологии. 1975. М2.-с. 3 1−45.
  100. Ь.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т.2,. 1425. с. 3 -22, 426.
  101. Ь.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.- 344 с.
  102. Ь .Ф., Сурков Ь. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 280 с.
  103. Ь.Ф. Основы инженерной психологии. М. Высшая школа. 1977. С. 98−99.
  104. Ь.Ф. Категория деятельности и общения в психологии.// Вопросы философии., 1979. М2 8. С. 33 — 48.
  105. Ь.Ф. Проблема общения в психологии: (Вместо введения)./ Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С. 3- 17.
  106. Л.Ф. Человек и техника. М.: 1966. 465 с. 189
  107. Лоуви 1. Риск и право в истории американского государства, 1994. 171 с.
  108. Методика тактической подготовки курсантов мотострелковых отделений. М.: Воениздат, МО, 1978. 200 с.
  109. М.И. Комплекс средств психологического обеспечени5 деятельности пожарных. Автореферат кандидата психологических наук. М.: 1992. 52с.
  110. В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС). Автореферат кандидата наув педагогической и возрастной психологии. М.: 1994. 24 с.
  111. В.И. Психологические реакции человека в экстремальны ситуациях.!! Экологическая физиология человека. Адаптация человека в экстремальным условиям среды. М.: 1979. С. 87 — 102.
  112. B.C. Отличительные признаки темперамента! Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Ь. 1 иппенрейтер, В. М. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 160 — 166.
  113. B.C. Очерки теории темперамента. Пермь. Изд-во Пермского гос. пед. института. 1973. 292 с.
  114. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 233 с.
  115. B.C. Роль конфликтных ситуаций в формировании характера. Общая психология: учебник для студентов педагогических институтов. Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 190 с. 190
  116. А. И. Ребрик С.Ь. Восприятие риска. Психологический журнал.-1990. Т. мо и. -с. 87−95.
  117. В.Н. Личность и отношения человека.!! Сб. Проблемы личности.М.: 1969.-С.63−73.
  118. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии!, 3опросы психологии, 1957. М 5. С. 142 — 155.
  119. В.Н. О связи склонностей и способностей. Склонности и способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. С. 4 — 14.
  120. В.д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
  121. В.д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1990. -403 е.: ил.
  122. В.д. Основные свойства нервной системы. М.: 1966. 383 с.
  123. В.д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. !! Инженерная психология. М.: 1964. с. 358 — 367.
  124. М.с. Психология воспитания. Возрастная и педагогическая психология. 'М., «Просвещение», 1973. 232 с.
  125. р.С. Психология. Просвещение. Владос. Книга 1. изд. 2. 1995.302 с.
  126. p.c. Психология. Просвещение. Владос. Книга 2. изд. 2. 1995.496 с.
  127. P.C. Психология. Просвещение. Владос. Книга 3. изд. 2. 1995.508 с.
  128. Нерсесян J1.С., Петровский В. А., Ривина И. В. Психологическая характеристика тенденции к риску у представителей (опасных профессий. Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов, 4. 1. М.: 1977.-81 с.
  129. В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси. «Мецниеребахэ. 1975.-376 с.191
  130. С.И. Словарь русского языка. Изд. 3-е. М.: 1953. 848 с.
  131. Р.В. Технологии практического психолога образования: уч.пособ.для студентов вузов и практич.работников. М.: 1Ц «Сфера», 2000. -448 с.
  132. A.B., Платонов К. К. Психология межличностных отношений.// Общая психология. М.: Просвещение, 1976. — С. 136 — 157.
  133. A.B. Личность. Педагогическая энциклопедия, т. М 2. 1965.318 с.
  134. A.B. Личность, деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат. 982. 224 с.
  135. Петровский В. А Поведение человека в ситуации.!! Новые исследования психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1974. С. 23- 24.
  136. В. А. К психологии активности. Вопросы психологии. 1975.3.-С, 26−28.
  137. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Иод ред. Пейсахова Н. М. Казань. КГУ. 1977. С. 57−79.
  138. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.254 с.
  139. К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.-312 с.
  140. К.К. Личностный подход как принцип психологии. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1968. — с. 14- 98.
  141. К.К. Вопросы психологии труда. М.: 1970. 263 с.
  142. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
  143. И.М. Психологические аспекты профессиональной подготовки пользователя ЭВМ. Автореферат кандидата психологических наук. М.: 1995. 14
  144. И.И. Железнодорожная психология. !! Ж. д. дело. 1985. И 25 С. 48.
  145. Рогачевский J1.A. Эмоции и преступления. Л., 1984. 331 с.
  146. Рубинштейн CJ1. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — 227 с.
  147. СЛ. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1 М: Педагогика. 1989.-325 с.
  148. Рубинштейн CJ1. Бытие и сознание. М.: 1957. -328 с.
  149. Рубинштейн CJ1. Основы общей психологии. М., 1950, 564 с.
  150. В.д. Риск, конфликт и неопределенность в процесс принятия решений и их моделирование. Вопросы психологии. 1974. Х9 2. С. 84−94.
  151. Г. Стресс без дистресса. M.: llpoecc, 1982. 138 с.
  152. Н.В., Ьршов U.M. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984.- 160с.
  153. Симонов I1.B. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: 1975. 175 с.
  154. А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1973. -217 с.
  155. Jl.ll. Проблемы целостности личности. (Гносеологический подход.): Моногр. М.: Высш. шк., 1987. — 134 с.
  156. М.И. Психолого педагогическое основы физического воспитания. Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1987. — С. 5 -37.
  157. В .И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. 1981. .4Ъ 6. С. 59 — 74.
  158. В.В. Самосознание личности. М.: 1983. 300 с.
  159. A.M. Социально психологические и педагогически' проблемы совершенствования управления в МВД, УВД. — М.: Академия MB)., 1979 — 106 с.
  160. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. Изд во Ленингр. ун — та. 1976. — С. 126 — 146.
  161. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С. 168 — 204.
  162. Ь.М. Ум полководца. Проблемы индивидуальных различий.1961.-С.1 15−214.
  163. Ь.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во А1НЭ РСФСР, 1961.-536с.
  164. Ь.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальны различий. Тексты. Под ред. Ю.Ь. 1 иппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моек ун-та, 1982.-С. 129−139.
  165. Ь.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю. Ь 1 иппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1982. С. 32−3 8.
  166. В. И. Котик М.А. Влияние диспозиции к достижению успеха и избеганию неудачи на деятельность в условиях опасности. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 395. Труды по психологии. Познавательные процессы. Тарту, 1984.-С. 17−31.
  167. Т. Человек в системе труда. Эргономика, 1971, С. 106 173. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Психологические исследования. М. Наука, 1966, — С. 135−327.
  168. д.Н. Теория установки. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1997.-С. 428.
  169. Л.Ь. Интерес к собственной личности и регуляция человеческого поведения. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука., 1979. — С. 268 — 286.194
  170. Л.Ь. Взаимодействие в конфликтной ситуации Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 123 с.
  171. Дж. Основы кибернетики предприятия. М. 1971. с. 18.
  172. М.М. Информационные неврозы. Л. 1978. 143 с.
  173. Ь.И. К вопросу о длительности искусственно созданной установки. «Материалы к психологии установки». 1938. 409 с.
  174. X. Мотивация и деятельность. Под ред. В. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. 391 с.
  175. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608 с.
  176. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Изд. Института психологии ли ссср, 1977. — 144 с.
  177. Ю. В. Основы общей и юридической психологии.
  178. В.д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, Яросл. гос. ун-т, 1981. 72 с.
  179. В.д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.- 185 с.
  180. В.д. деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-320 с.
  181. Е.В. Психология личности образ жизни. Личность в системе коллективных отношений. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  182. Е.В. Психологический аспект проблемы личности. -М.: 1974.-е. 333.
  183. А.И. Волевые процессы и свойства личности. (Природа ы формирование). Лекции из курса («Основы общей философии». Л., 1963. 96 с.
  184. Е.В. Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности: Дис.к.п.н. М., 2001. — 138 с.
  185. В .А. Обучение как процесс управления: Психологически аспекты. Л.: Изд-во ЛГ У, 1983. 159 с.
  186. Н.М. Сложные жизненные ситуации и становление личности старшеклассников. Советская педагогика. 1968. Н 11. — С. 20- 30.
  187. Allen L.R., Foreman Р.Е. Norms on Edwards Personal Preference Schedule for female Australian therapy students//Perceptual and Motor Skills/1976 Vol.42.P. 12 331 234.
  188. Dubey S.N. Characteristic need patterns of scheduled caste Indians// Psychologia: An International Journal of Psychology in the Orient, 1984. Vol. 27. P. 122−124
  189. Edwards A. Edwards Personal Preference Schedule. Manual. N, Y., 1959.36.P123−45.
  190. Furtham A., Henderson M.A. content analysis of four personally inventories// Journal of Clinical Psychology, 1982. Vol.32. P.818−825.
  191. Gavurin E.I., Murgatroyd D. Personality correlates of anagram problem solving// Journal of Psychology, 1974.Vol.88.P.97-l01.
Заполнить форму текущей работой