Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика обучения студентов педагогических колледжей методике развития русской устной речи в условиях билингвизма: На материале национальных школ Республики Татарстан и Удмуртии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальное обучение предполагает совместную деятельность преподавателя и студента, опирается на исследовательский и эвристический методы, ориентируется на творческую активность и самостоятельность студентов. Наиболее эффективными являются следующие приемы обучения: стилистический анализ текста, составление на основе образца разных этапов урока чтения, связанных с развитием устной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития речевой деятельности учащихся младших классов в условиях билингвизма
    • 1. 1. Психолингвистический аспект порождения связной речи детей младшего школьного возраста
    • 1. 2. Проблема развития связной речи учащихся в педагогике и методике начального обучения
    • 1. 3. Развитие русской устной связной речи учащихся-билингвов на уроках чтения
  • ГЛАВА 2. Развитие речевых умений и навыков студентов педагогических колледжей на уроках детской литературы. i 2.1. Формирование речевых умений студентов в системе подготовки учителя начальных классов
    • 2. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Совершенствование устной русской речи студентов педагогических колледжей на уроках детской литературы (I этап экс
    • I. перимемтального обучения)
  • ГЛАВА 3. Обучение студентов методике развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения
    • 3. 1. Анализ и оценка методического материала
    • 3. 2. Организация и проведение И этапа опытноэкспериментального обучения
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения

Теория и практика обучения студентов педагогических колледжей методике развития русской устной речи в условиях билингвизма: На материале национальных школ Республики Татарстан и Удмуртии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речь — неотъемлемая часть существования общества. Она является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи человек приобретает, усваивает и передает знания. Кроме того, речь представляет собой средство воздействия на сознание, мировоззрение, выработки норм поведения и формирования вкусов. В целом, речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.

В процессе педагогической деятельности учитель начальных классов пользуется устной речью в ее планирующей, познавательной, воздействующей функции. Современная система профессиональной подготовки учителя начальной школы призвана формировать у будущих педагогов знания и умения, направленные на совершенствование речевой деятельности учащихся младших классов. Новый уровень, на который поднялась методика развития речи, требует от будущего учителя больших знаний, чем это было несколько лет назад. На современную методику обучения речи большое влияние оказало развитие отдельных теорий в науках, смежных с методикой. Это теория речевой деятельности в лингвистике, теория речевого общения в психологии, теория развивающего и опережающего обучения в педагогике. Продолжаются активные поиски в области начального литературного образования: разрабатываются новые учебные программы, появляются новые учебные книги для литературного чтения. Возрастают требования к содержанию и качеству речи школьников.

Двуязычие — явление социально закономерное и необходимое в многонациональном государстве — без языка-посредника невозможна нормальная жизнь людей в отдельно взятой республике и в целом в Российской Федерации, и во всех ее субъектах. Русским языком в той или иной мере владеет все русское население, поэтому национально-русское двуязычие (татарско-русское, удмуртско-русское, башкирско-русское и др.) образует основной тип билингвизма в нашей стране. Сегодня встает задача его дальнейшего развития и совершенствования, — которая во многом зависит от национальной школы, от учителей русского языка и литературы, от обновления содержания и методик обучения русскому языку и литературе нерусских школьников.

Сейчас разрабатываются общие проблемы лингводидактики и литературо-• ведения, концепция и стандарты лингвистического и литературного образования, теоретические основы учебников по русскому языку и литературе для нерусских школ, гимназий и вузов. Внедряется лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и литературе нерусских учащихся, новые подходы к преподаванию в начальных, средних и старших классах национальных школ, к обучению речевой деятельности на русском языке, совершенствуется технология проведения уроков. Однако ряд ключевых проблем современного образовательного процесса остаются нерешенными. Требует, например, пересмотра содержание развития устной речи учащихся начальных классов на уроках чтения в ситуации активного билингвизма и его методическая реализация.

Применительно к национальной школе характер и объем речеведческих знаний, а также речеведческих умений и навыков зависят не только от целей и задач, но и во многом от условий обучения. Под условиями обучения имеются ввиду национальный состав, социальное окружение, географическое расположение (городская или сельская школа), особенности влияния родного языка на русскую речь. Данное исследование рассматривает содержание обучения русской устной связной речи учащихся начальной школы в условиях координативного и смешанного билингвизма. Для продуктивного функционирования этих типов билингвизма необходимо усиление внимания к их семантическим базам. В практическом плане это означает необходимость внимания к таким речеведческим понятиям, как текст, тема, основная мысль, логическая последовательность в тексте.

Тема нашего исследования — теория и практика обучения студентов педагогических колледжей методике развития русской устной речи учащихся-билингвов — разрабатывается в рамках традиционной методики преподавания русского языка в начальной школе.

Развитие устной речи в начальной школе — трудная проблема и для студента, и для учителя-практика. Наибольшей сложности достигает этот вопрос в условиях двуязычия, что объясняется специфическими особенностями порождения связного устно-речевого высказывания на неродном языке. Если «развитие родного языка начинается со свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием форм и овладением ими» (Л.С.Выготский), то развитие неродной речи тормозят устоявшиеся «языковые штампы», страх сказать «неправильно, некрасиво» .

Естественно научную основу системы обучения детей связной речи представляют исследования физиологов о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющие механизм формирования устной связной речи (в частности, работы Н. И. Красногорского и М.М.Кольцовой). Методологическое значение имеют исследования по психологии речи и психолингвистике, которые раскрывают закономерности становления и развития речи и отдельных ее сторон и позволяют определить характер обучающего воздействия на детей. Проблемы развития речи и речевого общения в младшем школьном возрасте рассматривались в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, М. Н. Лисиной и др. Методика чтения в начальных классах базируется на трудах ученых-методистов Е. А. Адамовича, Н. С. Рождественского, М. Р. Львова, Н. Н. Светловской, О. В. Джежелей, Т. Г. Рамзаевойв разработке методики классного чтения принимали участие методисты В. Г. Горецкий, Л. А. Горбушина, М. И. Оморокова, О. В. Кубасова, З. Н. Романовская, М. С. Соловейчик. Методика обучения развитию русской речи в татарской начальной школе рассматривается в исследованиях А. Ш. Асадуллина, Н. М. Хасанова, М. Х. Хасановой, Н. З. Бакеевой. Учеными-методистами разработаны основные методические положения, определяющие подход к работе по развитию русской устной связной речи учащихся начальной национальной школы. Практическое решение данной проблемы связано с работами психологов и педагогов. Различные аспекты восприятия художественного текста младшими школьниками исследуются в трудах Л. С. Выготского, О. И. Никифоровой, А. В. Запорожца, Е. А. Флериной.

В современной научно-педагогической и методической литературе проблема обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма является мало разработанной. В исследованиях ученых-дидактов разрабатывается проблема профессиональной подготовки учителя, представлены различные классификации общеметодических умений, необходимых для проведения любого урока, но специальным умениям, формируемым в курсе методики чтения, в данных работах не уделяется должное внимание. Практически не разработана методика чтения и обучения приемам развития русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма.

Для нашего исследования принципиальное значение имеют работы, исследующие проблемы формирования профессиональных умений учителя таких дидактов, как Ю. К. Бабанский, Л. П. Краевский, ИЛ. Лернер, Н. И. Скаткин, Р. П. Скульский, И. Н. Таланчук и другие.

Наблюдения за процессом обучения и педагогической практикой студентов показали, что наибольшие затруднения у студентов вызывает обучение учащихся начальных классов русской устной связной речи на уроках чтения. Сложность работы по развитию устной речи у нерусских учащихся обусловлена ее спецификой: устная речь рассчитана на слуховое восприятие, кроме того, это речь говоримая, что предполагает наличие словесной импровизации (В.Г.Костомаров).

Текст как понятие в одном из своих значений представляет «выраженную и закрепленную посредством языковых знаков, чувственно воспринимаемую сторону речевого, в том числе литературного произведения» [220]. Понятие «текст» является основным, вокруг которого группируются другие понятия. В типовых учебниках чтения для начальной школы представлены различные тексты. Для нашего исследования наиболее интересными являются прозаические тексты, так как именно’они являются основным материалом для обучения конструированию устных речевых высказываний. Развитие речи традиционно относится к курсу методики русского языка, хотя значение работы по развитию речи значительно шире, поскольку формирование умения красиво, грамотно и выразительно говорить вырабатывается, в первую очередь, на уроках чтения.

Задачи формирования полноценного навыка чтения и говорения могут быть решены в том случае, если студенты приобретут профессиональные умения в работе по развитию русской устной речи, смогут осознанно и самостоятельно подойти к выбору наиболее целесообразных приемов работы в процессе чтения текста. Овладение методикой развития русской устной речи опирается на осознание художественного слова, его многозначности, особой эмоциональности. Кроме того, необходимо формировать собственно методические умения с работе по развитию речи: умение отбирать методические приемы с учетом типа и стиля текстаумение работать над структурой произведенияумения проводить стилистический и языковой анализы и ряд других умений.

Отсутствие методической литературы, методических рекомендаций к работе по новым учебникам чтения для русской школы применительно к национальной школе затрудняют и работу учителя, и студента-практиканта. Недостаточная научно-практическая разработанность проблемы формирования профессиональных умений развития русской устной речи в условиях билингвизма у будущих учителей младших классов определяет выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность. i.

На основе наблюдений мы пришли к выводу о необходимости исследования проблемы специального обучения студентов педагогических колледжей приемам работы по развитию русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения. Данная проблема может быть решена через системное обучение студентов педагогических колледжей методике работы по развитию речи в форме спецкурса «Развитие русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения» и в ходе практических занятий по методике преподавания русского языка.

Изучение состояния подготовки будущего учителя начальных классов к проведению уроков чтения в условиях активного билингвизма определило выбор проблемы исследования.

Постановка проблемы исследования. В практике обучения студентов педагогических колледжей сложились определенные противоречия между новыми задачами речевого развития учащихся-билингвов на уроках чтения и старыми подходами к методике работы по развитию русской устной речи в условиях национальной школы. Причинами противоречий стали:

1) отсутствие методических исследований, раскрывающих процесс обучения студентов педагогических колледжей развитию русской устной речи учащихся-билингвов по учебным пособиям для русской школы;

2) недостаточная филологическая и методическая подготовка студентов педагогических колледжей, не позволяющая им обеспечить совершенствование русской устной речи учащихся-билингвов.

Довольно часто встречаются затруднения студентов и начинающих учителей в работе по развитию именно устной русской речи, особую сложность представляет работа над связными речевыми высказываниями, их структурой и изобразительно-выразительными средствами устной речи, что требует от учителя умений лингвистического и литературоведческого характера.

Для достижения должного уровня обученности студента данным умениям необходимо, на наш взгляд, определить, каковы эти основные умения. К литературоведческим умениям относятся: умение видеть развитие темы произведения, определять его идейную направленностьумение характеризовать главных героев произведенияумение обнаруживать авторское отношение к изображаемомуумение видеть изобразительно-выразительные средства, использованные в художественном произведении. К речевым умениям относятся следующие: умение определять тему и главную мысль предложенного текстаумение определять стиль текстаумение собирать и систематизировать материал к высказываниюумение составлять план текстаумение сжато и подробно излагать текстумение определять виды тропов умение составлять текст определенного типа. Необходимо определить минимальное содержание знаний о речи, ее типах и стилях, о тексте и процессе его создания, затем решить, как этот уровень умений создания устного речевого высказывания может быть достигнут.

Объект исследования — процесс обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной связной речи на уроках чтения в условиях билингвизма.

Предмет исследования — методика обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной речи учащихся начальных классов в условиях билингвизма.

Цель исследования — выявить и устранить недочеты в традиционной методической подготовке учителя в области речевой работы на уроках чтения в начальной национальной школе, теоретически обосновать и практически разработать систему занятий для студентов педагогических колледжей, обеспечивающую овладение русской устной речью как средством обучения и воспитания учащихся младших классов в условиях активного двуязычия.

Процесс овладения студентами содержанием, методами, приемами, средствами совершенствования русской устной речи учащихся предполагает два условия:

— приобретение филологических знаний (о специфике устного речевого высказывания, стиле и языке художественного произведения) и методических знаний (о методах и приемах совершенствования русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения);

— возможность практически апробировать полученные знания в условиях обучения.

Методическая модель обучения приемам развития русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма основывается на системном подходе, сочетающем теоретические знания с практическими умениями и навыками обучающихся. Она позволяет процесс обучения совершенствованию русской устной речи строить с опорой на филологические знания и умения, углубляя их и совершенствуя приобретенные умения, дополняя, изменяя и контролируя их. Она реализуется в два этапа: через систему занятий по детской литературе, направленную на активизацию речевой деятельности студентов, и через спецкурс «Развитие русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения», программа которого представлена в исследовании.

На основе изучения трудов современных ученых и наблюдений за процессом подготовки учителей начальной школы к проведению уроков чтения в условиях билингвизма была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: обучение совершенствованию русской устной речи учащихся в условиях равного владения двумя языками требует системного подхода в организации учебной деятельности студентов педагогических колледжей и возможности практической реализации полученных знаний в процессе обучения.

На основе представленной концепции формулируется гипотеза исследования: эффективность обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной речи учащихся-билингвов возрастет, если: а) в содержание курса по детской литературе будут внесены изменения, позволяющие корректировать и активизировать речевую деятельность студентовб) в учебный процесс будет включен спецкурс, позволяющий систематизировать лингвистические, литературоведческие и методические знания студентов и практически отрабатывать соответствующие уменияв) спецкурс будет проводиться параллельно курсу методики чтения и в период пробной педагогической практикиг) спецкурс будет опираться на современные педагогические технологии и наиболее эффективные приемы, активизирующие творческую деятельность студентов.

Исходя из постановки цели, объекта, предмета, гипотезы исследования были определены его основные задачи:

1. Теоретически обосновать возможность обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной связной речи учащихся-билингвов на качественно новом уровне.

2. Выявить устно-речевые умения студентов, формируемые при изучении филологических дисциплин и определить уровень овладения данными умениями.

3. Разработать методическую модель обучения студентов приемам развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения.

4. Экспериментально проверить эффективность обучения по предложенной модели.

5. Обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации по формированию у студентов педагогических колледжей умений совершенствования русской устной речи учащихся начальных классов в условиях билингвизма.

Методологической основой исследования послужили теоретические труды по лингвистике, психологии, литературоведению, педагогике и методике преподавания русского языка в начальной школе, в которых рассматриваются вопросы восприятия художественной литературы младшими школьниками, излагаются теоретические основы речевой деятельности и речевого общения, освещаются специфические особенности порождения речевого высказывания ребенка, для которого русский язык не является родным.

В ходе исследования применялись следующие теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической, учебной и специальной литературы по проблеме исследованияизучение учебных программ и методических пособий для школ, педагогических училищ и колледжейанализ и обобщение материала, полученного в ходе практики студентов, показательных уроков учителей-практиков, открытых занятий преподавателей-методистов педагогических колледжей Удмуртии и Республики Татарстананализ отчетной документации студентов и методистов, составленной в ходе педагогических практик и по их завершениюанализ устных высказываний студентов и образцов учебных диалогов, представленных в методических пособиях для учителей.

Эмпирические методы: наблюдение и анализ уроков учителей-практиков и преподавателей-методистов с целью определения уровня профессиональной готовности к проведению уроков чтенияфиксирование методических приемов, используемых учителями в работе по развитию речи учащихся-билингвованкетирование студентов-первокурсников и студентов, вышедших на преддипломную практику, методистов педагогических колледжей и школьных учителейразработка, проведение и анализ занятий по детской литературе и спецкурса по теме исследования.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап: (1995;1996). Изучалось состояние методической подготовки студентов к проведению уроков чтения в начальной школе в условиях двуязычия. Проводилось анкетирование студентов и учителей школ с целью выявления трудностей в работе над совершенствованием русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма. Разрабатывалась теоретическая часть исследования, изучались работы психологов, лингвистов, педагогов, литературоведов и методистов.

Второй этап: (1997;1998). Проводилось опытно-экспериментальное обучение студентов школьного отделения Ижевского педагогического колледжа, проверялись результаты обучения на пробной и преддипломной практиках, анализировались результаты методом анкетирования выпускников педагогического колледжа, корректирование предлагаемой методики и проведение обучения по уточненным программам и материалам.

Третий этап: (1999;2000). Проводился анализ результатов опытно-экспериментального обучения, разработка методических рекомендаций для студентов и учителей начальных классов, оформление результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что в ней дан обзор теоретических работ по изучаемой проблемевыделены основные приемы, способствующие формированию у студентов педагогических колледжей профессиональных умений совершенствования устно-речевой деятельности учащихся-билингвов на уроках чтения. Предложена методическая модель обучения студентов методике развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения. Данная модель способствует активизации и корректированию устно-речевых навыков у самих студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дали возможность сформулировать научно обоснованные предложения по внесению изменений в содержание речевой работы на уроках чтения в национальной школебыл исследован и описан методический материал, представленный в пособиях для учителя начальных классовпроанализированы учебные материалы по чтению с точки зрения целесообразности их применения в условиях билингвизма учащихся. Материалы предложенного спецкурса используются для изучения методики преподавания русского языка в начальной национальной школе, для совершенствования устно-речевых умений при работе с художественными текстами в условиях билингвизма.

Достоверность результатов подтверждается их теоретическим обоснованием, данными эксперимента, анализом результатов на каждом этапе работы.

Методика обучения студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения опирается на психолого-лингвистические, педагогические и методические исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение студентов национальных педагогических колледжей приемам развития русской устной связной речи учащихся-билингвов на уроках чтения предполагает поэтапное формирование следующих филологических и методических знаний и умений: умение видеть развитие темы произведенияумение характеризовать главных героев произведенияумение определять стиль текстаумение составлять текст определенного типаумение составлять план текстаумение видеть изобразительно-выразительные средства, использованные в художественном произведении и анализировать ихумение обучать детей выделять основную мысль текстаумение обучать детей составлять план высказыванияумение обучать детей полно и сжато пересказывать текстумение обучать детей совершенствовать созданный текстумение находить в речи детей ошибки, связанных с нарушением литературных норм и выбором языковых средств. Обучение совершенствованию устно-речевой деятельности учащихся-билингвов на уроках чтения предполагает изучение устной речи как одной из форм языка, ее специфических черт (спонтанность, импровизированность, выразительность, последовательность), а также изучение методики создания устно-речевых высказываний на материале художественной литературы, представленной в учебных книгах по чтению для учащихся русских школ.

2. Формирование у студентов умений совершенствования русской устной речи младших школьников в условиях билингвизма требует обучения на основе методической модели, включающей теоретическую подготовку и практические упражнения. Методическая модель должна обеспечивать возможность применения полученных знаний в процессе обучения.

3. Обучение студентов педагогических колледжей приемам развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения формирует специальные профессиональные умения, позволяющие приобщать младших школьников к культуре речи, воспитывать у них эмоциональную сферу на основе восприятия произведений русской литературы.

Выводы по третьей главе.

Обобщение результатов второго этапа обучающего эксперимента, представляющего систему занятий спецкурса по развитию русской устной связной речи у нерусских учащихся на уроках чтения, позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ и оценка программных материалов курса «Методика преподавания русского языка в начальных классах», ряда типовых и нетиповых методических пособий для учителей начальных классов убедили нас в том, что развитие русской речи учащихся-билингвов на уроках чтения осуществляется при помощи приемов, не затрудняющих студентов, тогда как наиболее сложные приемы представлены в этих пособиях крайне редко. Кроме того, данные методические пособия и программы рассчитаны на преподавание в русской школе, что вызывает определенные сложности при работе с ними в условиях ментали-тетных классов даже при наличии активного билингвизма у учащихся. Это позволило сделать вывод о необходимости разработки системы практических занятий, позволяющих отработать ряд методических приемов для развития русской речи учащихся на уроках чтения в условиях активного билингвизма.

2. Разработанный нами спецкурс по развитию русской речи учащихся младших классов в условиях билингвизма явился логическим продолжением работы над речевой деятельностью будущих учителей в ходе занятий по детской литературе. В программу спецкурса вошли уроки лекционного типа, практические и лабораторные занятия, пробные уроки. Были проведены две контрольные работы, позволившие определить уровень сформированности умений развивать речь младших школьников мснталитетных классов и гимназий. Тщательно анализировались уроки студентов в ходе пробной и преддипломной практики.

Результаты основного (формирующего) этапа опытно-экспериментального обучения подтвердили гипотезу исследования о возможности более эффективного формирования умений работать над речью учащихся начальных классов в условиях билингвизма при опоре на лингвистические и литературоведческие знания и умения студентов. Разработанная нами модель обучения приемам работы по развитию русской речи учащихся-билингвов на уроках чтения оправдала себя. Студенты научились критически оценивать содержание методически* рекомендаций и разработок, глубокому самоанализу уроков чтения, научились грамотно и своевременно реагировать на собственные речевые недочеты и ошибки в речевых высказываниях учащихся.

Контрольный эксперимент показал, насколько сформированы у студентов специальные умения работы с русским художественным текстом в условиях билингвизма. У всех студентов экспериментальной группы прослеживалось умение отбирать методические приемы с учетом специфики жанра произведения, умение работать над структурой и содержанием текста, умение проводить языковой анализ произведения, работу над стилистическим особенностями произведения. Были сформированы умения грамотно трактовать базовые понятия (речь, стили и типы речи, текст) и делать на их основе методические выводы о содержании и организации работы над речевой деятельностью учащихся-билингвов на уроках чтенияпланировать организацию общения детей на уроках с учителем и друг с другом, выбирать для этого приемы адекватные задачам и условиям общения, учить правилам речевого поведения.

Эксперимент показал, что система занятий по обучению приемам работы по развитию русской речи способствовала повышению уровня речевой активности студентов, подготовила к работе в условиях активного билингвизма, качественно изменила отношение к урокам литературного чтения в нерусской школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Коммуникативному воспитанию школьников в современных условиях придается особое значение. На современную методику обучения речи оказало большое влияние стремительное развитие наук, смежных с методикой: лингвистики, литературоведения, психологии и педагогики.

Современная система профессиональной подготовки учителя начальной школы в условиях билингвизма формирует у будущих педагогов знания и умения в области русского и родного языков, понимание роли литературы в усвоении русского языка, методические умения и навыки в работе с художественным текстом, способствующие развитию русской речи у нерусских учащихся.

Проблема обучения студентов педагогических колледжей методике работы по развитию русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения рассматривается в исследовании в теоретическом и экспериментальном плане.

В процессе опытно-экспериментального обучения подтвердилась правомерность гипотезы, решены поставленные задачи: теоретически обоснованы возможности формирования у студентов педагогических колледжей методических умений, направленных на развитие русской устной речи учащихся-билингвов на качественно новом уровневыявлены устно-речевые умения студентов, формируемые при изучении филологических дисциплин, и определен уровень овладения данными умениямиразработана методическая модель обучения студентов приемам развития русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения, включающая систему занятий по детской литературе и спецкурс, которые способствуют совершенствованию речевой деятельности учащихся-билингвов и самих студентов. Экспериментально проверена эффективность обучения на основе модели.

Теоретический анализ работ по психологии, лингвистике, педагогике и методике начального обучения, связанных с темой исследования, а также результаты опытно-экспериментальной работы позволили прийти к следующим выводам:

1. Обучение умениям формирования русской устной связной речи предполагает изучение художественного текста, его структуры и типологии на подготовительном этапе (уроках детской литературы) — изучение приемов работы с текстом на уроках чтения в условиях билингвизма и их апробирование в условиях близких к реальным на формирующем этапе и применение полученных знаний и умений в условиях учебной деятельности на контрольном этапе.

2. Методика развития русской устной речи у учащихся-билингвов на уроках чтения опирается на системный подход в организации учебной деятельности студентов. Данный подход предполагает овладение методикой развития устно-речевых умений через приобретение филологических и методических знаний и закрепление их в практических действиях в условиях обучения.

Наиболее эффективной формой обучения является сочетание лекционного и практического материала. На практических занятиях осуществляется отработка приемов, направленных на формирование устно-речевых навыков учащихся начальных классов. Включение в систему обучения лабораторных занятий позволяет осуществлять контроль и корректирование знаний и умений студентов. Системный подход реализуется через установление связей между дисциплинами филологического профиля и содержанием курса методики русского языка в национальной школе, определяющего общие закономерности и направления развития русской устной речи у нерусских учащихся.

3. Опытно-экспериментальное обучение предполагает совместную деятельность преподавателя и студента, опирается на исследовательский и эвристический методы, ориентируется на творческую активность и самостоятельность студентов. Наиболее эффективными являются следующие приемы обучения: стилистический анализ текста, составление на основе образца разных этапов урока чтения, связанных с развитием устной речианализ упражнений по развитию речи в типовых методических пособиях, разработанных для русской школы и адаптация их к условиям билингвизмаразвитие методических навыков в деловой игреобсуждение вариантов работы по развитию речи в условиях русской и национальной школпросмотр и анализ показательных уроков чтения. Использование данных методов и приемов обучения эффективно при профессионально ориентированном преподавании детской литературы и русского языка. Эффективность предложенной методики обеспечивается реализацией принципов педагогики сотрудничества, разнообразными формами коллективной и групповой работы.

Опытно-экспериментальное обучение позволяет формировать следующие специальные устно-речевые умения: умение отбирать приемы работы с учетом ситуации активного билингвизма, умение работать над структурой и содержанием произведения, умение проводить языковой и стилистический анализ произведения, умение проводить работу над изобразительно-выразительными средствами произведения, умение сочетать различные методические приемы в процессе работы по развитию русской устной речи учащихся начальных классов. Классификация данных умений является результатом анализа и обобщения программных требований к знаниям и умениям студентов по русскому языку, методике его преподавания и детской литературе.

Поставленные в данной работе проблемы обучения студентов педагогических колледжей приемам работы по развитию русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма нуждаются в дальнейшем исследовании. В специальном исследовании может быть рассмотрена методика обучения письменной речи учащихся-билингвов на уроках чтения.

Решение названных проблем будет способствовать совершенствованию профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению. / Под.ред.: М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, И. И. Светловой. — М., 1977.
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная оценка учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. -М.: Педагогика, 1984.-296 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Университетское, 1990. — 560 с.
  4. С.П. Я читаю рассказ. (Из бесед с молодыми писателями). М.: Молодая гвардия, 1973. ~ 256 с.
  5. В.А. Очерк психологии речи. М., 1954. — с.86.
  6. Е.В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко. // Начальная школа. 1997. — № 6. — С.6−10.
  7. Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.
  8. А.Ш. Основы методики русского языка в татарской начальной школе. Дис. д-ра пед.наук. Казань, 1991. — 320 с.
  9. А.Ш. Основы методики русского языка в начальных классах татарской школы. Казань: Тат.книж.изд-во, 1978.
  10. А.Ш. Обучение связной русской речи в 1−8 классах татарской школы: Пособие для учителей. Казань, 1985. — 142 с.
  11. А.Ш. Сборник упражнений по развитию речи учащихся 1−8 классов татарской школы. Казань, 1987. — 270 с.
  12. Е.И. Роль тропов в развитии речи учащихся начальных классов. Дис. канд.пед.наук. М., 1998. — 193 с.
  13. Н.З. и др. Очерки по методике преподавания русского и родного языка в татарской школе. М., 1952.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М. Ю. Бабанский. М: Педагогика, 1989. — 558 с.
  15. И.В. и др. Совершенствовать методы обучения. //Русский язык в национальной школе. 1982. — № 2. — С.21 -27.
  16. Е.А. Основы методики развития связной речи: Дис.. д-ра пед.наук. JL, 1971.
  17. В.В. Язык философии. М.:Прогресс, 1993. — 416 с.
  18. И.А. Развитие устной контекстной речи младших школьников на уроках чтения. /1−2 юг: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1968.
  19. Ф.И. О преподавании отечественного языка. Учпедгиз, 1941. -С. 54,117.
  20. В защиту живого слова: Сборник статей. / Сост. В. Я. Коровина. М., 1966.-385 с.
  21. А.Д., Якубовская М. Д. Поэтика: комплексный анализ художественного произведения. М.: АО «Аспект — пресс», 1994. — 240 с.
  22. М.С. Задачи и содержание классного чтения.// Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М.:"Педагогика", 1977. -С.6−46.
  23. М.В., Волошина О. И. Чтение: справочник для начальной школы. М.: Дрофа, 1997. — 128 с.
  24. Е.Н. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. -М.: Высш. школа, 1973. 135 с.
  25. Т.М. Развитие устной монологической речи. // Начальная школа, 1991. -№ 2. С.35−38.
  26. Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. -М.: Наука, 1993.- 171 с.
  27. Л.И. Работа над словом художественного произведения как средство понимания прочитанного: Дис. канд.пед.наук. М., 1973. — 199 с.
  28. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. 3-е Издание. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  29. JI.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. — 519 с.
  30. В.Ф. Лингводидактические основы развития связной русской речи учащихся V-IX классов в условиях татарско-русского двуязычия: Дис. д-рапед.наук.-М., 1991.-299 с.
  31. В.Ф. Развитие связной русской речи учащихся в татарской школе: Пособие для учителей. Казань, 1989. — 144 с.
  32. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.-139 с.
  33. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. — М., 1959. — 410 с.
  34. И.Л. Вопросы и задания для уроков чтения в 1−3 классах. М.: Просвещение, 1979.-С.З-10.
  35. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1956.
  36. В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
  37. Н.А. Художественный текст в обучении русскому языку учащихся начальных классов национальной школы: (На мат-ле тадж. школ). Дисс.. канд.пед.наук. М., 1990. — 206 с.
  38. Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.-М., 1981.- 160 с.
  39. В., Карпюк Г. «Азбука» Л.Н.Толстого. // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 9. С. 73.
  40. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.- 112 с.
  41. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. / Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 390 с.
  42. Л.Н. Выразительное чтение художественных произведений в начальной школе. М., 1950. — 32 с.
  43. А.К. 2 X 2 = X ? -М.: Инфолайн, 1995.- 176 с.
  44. А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  45. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. // Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. Вып. 1. — М., 1969.
  46. Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
  47. Н.И. Психологические основы развития речи. //Русский язык в школе. 1985. — № 1. — С.25−29.
  48. Г. А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Дис.-. канд.пед.наук. СПб., 1994. — 206 с.
  49. К. В условиях активного билингвизма. // Народное образование. 1998. — № 5. — С.74−76.
  50. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.- 424 с.
  51. А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
  52. Н.Д. Текст: лингвистические и методические основы. М., 1981.- 113 с.
  53. Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения. // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988.
  54. В.В. Психология детства. М.: Академия, 1995. — 265 с.
  55. И.А. Психология обучения неродному языку (на мат-ле русского как иностранного). М., 1989. — 219 с.
  56. О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Флинта, 1998. 496 с.
  57. В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 кл. -М.: Просвещение, 1991. 324 с.
  58. И. Детские рассказы Л.Н.Толстого. // Народное образование. -1963. № 9. — с.93−95.
  59. КлумбитеД.А. О предварительном лингвистическом комментировании при изучении художественного текста. // Анализ художественного текста. Сб. статей. М.: Педагогика, 1975. — С.39−52.
  60. О.С. Педагогические условия взаимосвязи развития мышления и речи у младших школьников (на материале курса «Речь и культура общения»): Дис. канд.пед.наук. Саратов, 1998. — 239 с.
  61. Корниленко Е.Р." Смысловое восприятие и понимание иноязычного текста при чтении. -М.: Ископ, 1996. 419 с.
  62. З.Д. Краткий пересказ в начальных классах. // Начальная школа. 1981. -№ 5.
  63. З.Д., Оморокова М. И. Формирование у учащихся умений самостоятельно работать с текстом и контролировать себя. // Начальная школа. 1980. -№ 1.
  64. И.Н. В зеркале рассказа. М.: Советский писатель, 1986. — 272 с.
  65. Л.И. Портрет героя: пособие для учителей-словесников и студентов гуманитарных вузов. М.: АО «Аспект-пресс», 1994. — 185 с.
  66. О.В. Выразительное чтение. Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1998. — 144 с.
  67. О.В. Прием драматизации на уроках чтения. // Начальная школа.- 1985. № 12.
  68. О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа. 1991. -№ 9. — С.26−31.
  69. Г. Н., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьника. М.: Знание, 1988. — 79 с.
  70. Г. Н., Новлянская З. Н. Тексты к урокам и страницы учебника. 3 класс.-М.: ИНТОР, 1997.-315 с.
  71. Т.С. Формирование национально-русского билингвизма. Некоторые теоретические проблемы. //Русский язык в эстонской школе. -1989. -№ 6.-С.7−11.
  72. Ладыженская Т, А. Детская риторика: Пособия для учащихся 1−4 классов: Пособия для учителей. М., 1992−1997.
  73. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: учебное пособие для студентов. 2-е изд., перераб. — М.: Флинта: Наука, 1998 — 136 с.
  74. В.В. Изучение эпитета как средство совершенствования речи учащихся: Дисканд.пед.наук. М., 1991. — 179 с.
  75. Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Сред-неур-ое. книжн. изд-во, 1982.-255 с.
  76. В.А. Художественный пересказ как средство развития монологической речи учащихся при изучении произведений различных жанров: Дис.. канд.пед.наук.-М., 1997.- 168с.
  77. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психологические очерки). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. -88 с.
  78. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., — Г969.
  79. А.А. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному. // Зарубежному преподавателю русского языка. Методика. -М., 1977.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.-575 с.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  82. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.:3нание, 1988. — 80 с.
  83. А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. — 223 с.
  84. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и РПК. ~ М.: Юрайт, 1999. 464 с.
  85. Л.М. Как строится текст. М.:Просвещение, 1980. — 90 с.
  86. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Эксперимент исследования. М.:Изд-во Акад.нед.наук РСФСР, 1956.-94 с.
  87. С.Н. Методом опережающего обучения: Книга для учителя. -М. Просвещение, 1988.-192 с.
  88. М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 464 с.
  89. М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  90. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975.- 176 с.
  91. М.Р. Содержание языковой подготовки учителя начальных классов. // Начальная школа. 1987. — № 5. — С. 50−54.
  92. JI.Д. Методика обучения младших школьников основным видам творческих работ на уроках чтения: Автореф.дис.. канд.пед.наук-М., 1985″.- 16 с.
  93. Л.Д. Формирование представлений об основных видах творческих работ на уроках чтения: Проблемы развития речи учащихся начальных клас-сов.-М., 1985.-С. 14−20.
  94. Н.П. Методика формирования профессиональных качеств устной речи учителя начальных классов: Дис.. канд.пед.наук. М., 1986.- 194 с.
  95. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  96. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1980.-240 с.
  97. М.М. Задача национальной школы обучить двуязычию. //Методика обучения языкам межнационального и национального общения. /Сб. под ред. Л. Р. Векиловой. — Вып.65. — М.:Изд-во МПИ, 1991. — С. 148−154.
  98. М.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. // Основы методики начального обучения русскому языку.-М., 1965.
  99. О.И. Грамматика текста. М., 1981. — 312 с.
  100. Ни Л. Ф. Обучение учащихся младших классов продуктивному пересказу: Дис. канд.пед.наук. М., 1993. — 328 с.
  101. В.В. Лев Толстой детям. // Русская речь. — 1978. — № 3. -С. 100−107.
  102. Обучение в 1-м классе: Книга для учителя. / Сост. В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1973.-463 с.
  103. Обучение в 3-м классе: Книга для учителя. / Сост. В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 1971.-480 с.
  104. Обучение в 3-м классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы: В 2 книгах. / Под ред. Б. И. Фоминых. -М.'Просвещение, 1988.
  105. Обучение в 4-м классе. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы: В 2 книгах. / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1989.
  106. Обучение во 2-ом классе. Пособий для учителя четырехлетней начальной школы: В 2 книгах. / Под ред. Б. И. Фоминых. М.: Просвещение, 1989.
  107. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей. / Сост. И. Л. Гаркунова. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
  108. М.И. и др. Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Книга для учителя. / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З. Постоловский. -М.: Просвещение, 1990. 128 с.
  109. М.И. Содержание работы над словом художественного произведения. // Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. -М.: «Педагогика», 1977. С.114−123.
  110. Павлова J1.A. Выразительное чтение как средство нравственно-эстетического воспитания младших школьников на уроках чтения: Дис.. канд.пед.наук. М., 1988. — 168 с.
  111. Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях. // Начальная школа. 1997. -№ 3. — С.33−36.
  112. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. СЛ.Смирнова. М.: Академия, 1998. — 512 с.
  113. Н.А. Обучение правилам построения текста. //Русский язык в школе. 1977. — № 4. — С.11−15.
  114. Н.А. Уроки рассказывания. //Русский язык в школе. 1978. -№ 3. — С.13−17.
  115. О.Д. Проблемы совершенствования речевого развития учащихся на основе понятийного чтения: Дис. канд.пед.наук. М., 1997. -155 с.
  116. Н.И. Развитие речи учащихся 1−4 классов на уроках русского языка.-М., 1984.-112 с.
  117. Проблемы развития речи учащихся начальных классов. М., 1985. — 154 с.
  118. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3).- М.: Просвещение, 1998. 346 с.
  119. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3): По системе Л. В. Занкова. -М.: Просвещение, 1998. 150 с.
  120. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3): По системе Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова. -М.: Просвещение, 1998.
  121. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4).- М.: Просвещение, 1998. 397 с.
  122. Программы педагогических училищ. Русский язык. Для специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательных школ» / Под общ. ред. Н. Н. Светловской. М.: Просвещение, 1989. — 61 с.
  123. О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца»: Методические рекомендации. М.: Баллас: С-Инфо, 1995. — 112 с.
  124. Психологическая и методическая характеристика двуязычия. -М.:Высш.школа, 1973. 135 с.
  125. П. Взаимоотношение слова и образа. // Анализ художественного текста. Сб. статей. М.: Педагогика, 1979. — С.5−13.
  126. Речевое развитие младших школьников. Сборник статей. / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — 222 с.
  127. Речевые секреты: Кн. для учителя нач. классов. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992. — 144 с.
  128. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя начальных классов по развитию речи учащихся. / Под. ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  129. Родная речь. Учебник по чтению для учащихся начальной школы: В 3 книгах. Книга 1. / Сост. М. В. Голованова, В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. М.: Просвещение, 1992.-351 с.
  130. Родная речь. Учббник по чтению для учащихся начальной школы: В 3 книгах. Книга 2. / Сост. М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
  131. З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В.Занкова. // Начальная школа. 1994. — № 8. — С.50−55.
  132. З.И. Чтение в 1 классе: Методические указания к книге «Живое слово». -М.: Просвещение, 1970. 158 с.
  133. З.И. Чтение и развитие младших школьников О двух воображениях. // Искусство звучащего слова. М., 1974. — Вып. 13. — С.76−85.
  134. З.И. Чтение. 2 класс: Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1992.
  135. З.И. Изучение развития школьников на уроках чтения. //Изучения развития учащихся с учителем. Методические рекомендации. -Самара, 1992.-С.80−105.
  136. С.Л. К психологии речи. //Проблемы общей психологии. -М.:Педагогика, 1976. С.115−130.
  137. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач. /М.С.Соловейчик, О. В. Кубасова, Н. С. Кузменко и др. -М.: Академия, 1997. -256 с.
  138. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения». /Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Академия, 1997.-383 с.
  139. Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования правильной читательской деятельности. М.: Магистр, 1993. — 180 с.
  140. Н.Н. Позиция. //Начальная школа. 1999. — № 2. — С.99−104.
  141. Н.Н. Право на выбор. //Начальная школа. 1994. — № 4. -С.14−19.
  142. Н.Н. Методика внеклассного чтения. Книга для учителя. 2 изд., перераб. М.:Просвещение, 1991. — 206 с.
  143. Н.Н. Методика чтения в начальных классах и наши задачи. //Начальная школа. 1983. — № 11. — С.22−25.
  144. Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учеб. пособие для студентов пед.вузов. М.:Издат.центр «Академия», 1999.-248 с.
  145. В.В. Путь к слову: Из записок учителя: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка и учителей начальных классов. -М.:АО «Столетие», 1997.-416 с.
  146. T.JI. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб.:Тускарора, 1996. — С.48−58.
  147. Ф. Курс общей лингвистики. М., Соцэкгиз «Образцовая типография», 1933.-272 с.
  148. М.С. Совершенствование методической подготовки учителя начальных классов.//Начальная школа. 1987. — № 5. — С.58−61.
  149. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб., 1899. — С. 163.
  150. Н.М. Введение в неопедагогику. М.: Академия пед. наук СССР, 1991.-183 с.
  151. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.:Педагогика, 1989. — 316 с.
  152. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Советская педагогика. 1946. — № 6. — С.96−102.
  153. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Просвещение, 1935.
  154. Урок русского языка в национальной школе. /Под ред. М. Б. Успенского. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  155. М.Б. Пути реализации методов и приемов обучения русскому языку в различных условиях билингвизма. //Автореф. дисс.. д-ра фи-лол.наук. -М., 1980.-37 с.
  156. К.Д. Собрание сочинений. М.-Л., 1982. — Т.2.
  157. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961.-334 с.
  158. А. Умная мораль (Рассказы Л. Н. Толстого для детей). //Дошкольное воспитание. 1973. — № 3. — С.51−56.
  159. Н.М. Вопросы обучения русскому языку в начальной татарской школе. Казань, 1974. — 125 с.
  160. Шакирова JI.3. Основы методики преподавания русского языка в IV-X классах татарской школы. Казань, 1981. — С. 4−12.
  161. Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста. //Анализ художественного текста. Сборник статей. -М.: Педагогика, 1975. -С.21−38.
  162. С.В. О двух воображениях. //Искусство звучащего слова. -М., 1974.-Вып.13.-С.76−85.
  163. В.П. Слово в защиту «живого слова» в связи с вопросом об объясиительном чтении. М., 1886. — 115 с.
  164. . «Азбука»: шедевры и другое. Семья и школа.: Педагогика, 1989.-560 с.
  165. Щерба J1.B. Языковая система и речевая деятельность. Л.:Наука, 1974.-428 с.
  166. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.:Педагогика, 1988. — 203 с.
  167. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  168. Л.Г. Как работает учитель по развитию речи (младших школьников): Опыт 75-й школы г. Омска. // Начальная школа. 1990. -№ 6. — С. 10−12.
  169. Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. -Л. :Учпедгиз, 1963. 399 с.
  170. П.М. ПЬихология художественного восприятия. М., 1964. — 86 с.
  171. В.И. Обучение пересказу прочитанного. // Начальная школа. -1985.-№ 1−2.1. СЛОВАРИ
  172. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 752 с.
  173. Д.Э., Теленкова М. А. Словарь справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. — Изд. 2, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976,-543 с.
  174. Дайте понятие «темы» и «идеи» произведения.
  175. Может ли тема или идея произведения быть отраженной в названии? Если да, то приведите примеры.
  176. Назовите известные вам средства изображения героев.
  177. Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете?
  178. В чем сходство и в чем различие между рассказом, повестью, романом?
  179. Чем отличается прозаическое произведение от стихотворного?
  180. Что такое сюжет произведения?
  181. Какие элементы сюжета произведения вам известны?
  182. Определите, к какому жанру относится следующее произведение: «Муха-Цокотуха», «Мороз Красный нос», «Дудочка и кувшинчик», «Кладовая солнца», «Резиновая лодка».
  183. Определите тему и идею произведений М. Пришвина «Ребята и утята», М. Горького «Воробьишко», Л. Толстого «Прыжок».
  184. Определите изобразительно-выразительные средства языка в произведениях М. Пришвина «Золотой луг», Л. Толстого «Акула».1. АНКЕТАна выявление уровня сформированное^ лингвистических знаний иумений студентов1. Что такое текст?
  185. Какие основные признаки текста вы знаете?
  186. Какие виды речи по форме ее выражения вы знаете?
  187. Назовите виды речи по характеру взаимодействия участников общения.5. Какие типы вы знаете?
  188. Назовите известные вам стили речи.
  189. В чем отличие художественной речи от разговорной, публицистической, деловой?
  190. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спецкурса «Развитие русской устной связной речи учащихся-билингвов на уроках чтения» для студентов педагогического колледжа специальности № 2001 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы"1. Курс III Лекций 6
  191. Практических занятий 18 Лабораторных занятий — 12 Всего часов — 36 г. Ижевск 1998 г. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  192. Овладение методикой развития устно-речевых навыков опирается на осознание понятия «текст», его структуры, изобразительно-выразительных средств художественной речи.
  193. Спецкурс «Развитие русской устной речи учащихся-билингвов на уроках чтения» решает следующие задачи:
  194. Изучить особенности восприятия художественного текста, учащимися-билингвами, обучить стилистическому анализу художественного текста.
  195. Обучить методике анализа художественного текста в начальной школе в условиях билингвизма.
  196. Обучить созданию речевых ситуаций в работе над художественным текстом на уроках чтения.
  197. Сформировать профессиональные навыки развития устно-речевых умений в начальной школе у учащихся-билингвов.
  198. Содержание курса знакомит студентов с основными возможностями и методическими приемами развития русской устной связной речи на уроках чтения, значительно расширяя знания студентов о теории речи и методики чтения.
  199. Первый блок включает 18 часов, из них: 3 лекции, 6 лабораторных работ, 8 практических занятий и 1 контрольная работа.
  200. Второй блок предполагает проведение 10 часов, из них: 1 лекция, 4 лабораторных занятия, 5 практических занятий.
  201. Третий блок состоит из 8 занятий, среди которых 2 лекционных часа, 2 лабораторных работы, 3 практических занятия, 1 контрольная работа.
  202. Основные темы настоящего курса соответствуют требованиям, предъявляемым к подготовке учителя начальных классов.
  203. Тема № 1. Восприятие художественных произведений учащимисябилингвами (1 час)
  204. Основные речеведческие понятия. Задачи работы по развитию русскойустной связной речи у учащихся-билингвов на уроках чтения. Методика развития устной связной речи в национальной школе.1. Тема № 2. Речь (1 час)
  205. Основные функции речи. Основные виды речи по форме выражения, по характеру взаимодействия участников общения. Устная речь. Ее особенности. Текст. Структура текста. Основная тема и идея.
  206. Тема № 3. Работа иллюстративного характера в процессе развития устноречевых умений (1 час)
  207. Тема № 5. Составление устного рассказа на основе прочитанноготекста (1 час)
  208. Задачи обучения составлению устного рассказа. Содержание обучения составлению устного рассказа. Особенности данного вида работы в условиях двуязычия.
  209. Тема № 6. Речевые высказывания учителя в связи с видами работы приобучении чтению (1 час)
  210. ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие № 1. Особенности языка и речи (1 час) Основные качества речи. Определение условий успешного общения. Анализ речевых высказываний детей.
  211. Занятие № 2. Семинар по проблеме развития русской устной связной речив национальной школе (2 часа) Анализ работ методистов национальной школы по проблеме развитиярусской речи (А.Ш.Асадуллин, Н. З. Бакеева, М. Х. Хасанова и др.).
  212. Занятие № 8. Составление диафильма на уроке чтения (2 часа)
  213. Урок деловая игра: развитие практических навыков при составлении диафильма на уроке чтения. Анализ предложенного урока.
  214. Занятие № 11. Виды пересказов. Методика работы над выразительностьюречи (2 часа)
  215. Занятие № 12. Создание устно-речевого высказывания (2 часа) Урок деловая игра, посвященный миниатюрам М. Пришвина: развитие практических навыков. конструирования устного речевого высказывания.
  216. Практических занятий -18 ч
  217. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ Лабораторная работа № 1 (2 часа). Просмотр и анализ показательного урока чтения. Цель наблюдения знакомство с приемами развития русской устной речи на уроках чтения в условиях билингвизма, со структурой урока чтения.
  218. Лабораторная работа № 2 (2часа). Просмотр и анализ показательного урока чтения: обучение приему составления диафильма на уроке чтения. Цель -показать этапы работы с текстом художественного произведения.
  219. Лабораторных работ 12 часов1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ1. Контрольная работа № 1.
  220. Задание № 2"Какие речевые умения и навыки формируют у учащихся вопросы и задания учебника?
  221. Материалы к заданию № 2: вопросы из книг для чтения: «Родная речь. 2 класс», «Живое слово. 2 класс» и «Книга для чтения. 3 класс».1. Контрольная работа № 2.
  222. Задание № 1. Составить фрагмент урока, включающего различные приемы развития речи на материале художественного текста. Решалась задача определения уровня готовности студента к работе по развитию русской устной речи на уроках чтения.
  223. Задание № 2. Провести анализ урока. Выявить речевые недочеты в учебном диалоге, откорректировать его.
Заполнить форму текущей работой