Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ограничение предпринимательской деятельности иностранных лиц по Российскому законодательству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность иностранных лиц не лишено недостатков. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не только придаст обратную силу нормам права, ухудшающим правовой режим инвестиционной деятельности иностранных лиц, но и допускает возможность ее ограничения подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 9). Технико-юридическое закрепление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 1. Социальная сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 2. Юридическая сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
  • Глава II. Объекты и субъекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 1. Объекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 2. Субъекты ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
  • Глава III. Виды ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 1. Косвенные ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц
    • 2. Прямые ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц

Ограничение предпринимательской деятельности иностранных лиц по Российскому законодательству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц обусловливается прежде всего необходимостью оптимального сочетания привлечения иностранного капитала в развивающуюся экономику России и обеспечения ее государственной безопасности. Эта проблема существует с тех пор, как стали образовываться суверенные государства, и разрешается путем как почти полной нетерпимости к присутствию иностранцев в национальной экономике, так и посредством наделения их комплексом прав, обязанностей и правовой защитой в этой сфере общественных отношений1.

Исследование ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц значительно актуализируется в условиях глобализации экономики, состоящей в международной интеграции капитала, несущей в себе позитивные и негативные воздействия на национальные экономики и оказывающей прямое влияние на государственную политику в сфере законодательного регулирования предпринимательской деятельности иностранных лиц". Необходимость адекватного реагирования на вызовы глобализации экономики вполне осознается политическим руководством современной России. В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году Президент Российской Федерации прямо поставил задачу четко определить те сферы национальной экономики, где интересы независимости и о безопасности России требуют защиты и контроля. В этом же ключе высказывается и нынешний Президент Российской Федерации Д. А. Медведев. Он,.

См.: Рассказов О. Л. Юридические лица в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности в Российском государстве: Теоретический и историко-правовой анализ. Саратов, 2008. С. 219−244- Гусева Э. В. Гражданско-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России: (Историко-правовой аспект)// Конституционные основы гражданского законодательства: Мат. Межд. конф. М., 2004. С. 64−73.

2 См.: Вознесенская H.H. Россия в мировом движении капиталов// Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 108−113- Да-маскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М., 2007. С. 11−17.

3 Рос. газ. 2005. 26 апр. в частности, отмечает, что глобализация будет сопровождаться повышением роли государства как гаранта благополучного национального развития. Нужна агрессивная поддержка отечественной экономики, особенно в тех случаях, где происходит глобальная конкуренция1.

Результатом правового обеспечения решения этих задач стало принятие и усовершенствование ряда законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность иностранных лиц и предусматривающих ее косвенные и прямые ограничения2. Формирующаяся нормативно-правовая база регулирования предпринимательской деятельности иностранных лиц нуждается в критическом системном анализе в контексте эффективности привлечения иностранного капитала в российскую экономику и обеспечения государственной безопасности посредством законодательных ограничений. Необходимость проведения подобных исследований актуализируется существованием в современномроссийском обществе двух концептуально различных подходов к политике в области нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности иностранных лиц, в основе которых лежит исторически давно сложившееся противостояние между сторонниками либерального пути развития экономики и так называемыми государственниками. Сторонники либеральной концепции полагают, что существующие законодательные ограничения препятствуют максимально широкому привле.

1 См.: Медведев Д. А. Выступление на Конференции по мировой политике 8 октября 2008 года// Право и безопасность. 2008. № 4. С. 6- Сидибе П. Южный экспресс для российского бизнеса// Рос. газ. 2008. 1 февр.

2 См.: Законы Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (в ред. 2002;2008 гг.) «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28. Ст. 3493) — от 2 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». (Рос. газ. 2008. 7 мая) — от 22 декабря 2006 г. «О специальных экономических мерах». (Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1. Ст. 44) — от 21 ноября 2003 г. (в ред. 2004 -2006 гг.). «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». (Рос. газ. 2006. 8 февр.) и др. чению иностранного капитала в российскую экономику1. Представители концепции усиления государственного контроля за процессами международной интеграции национальных экономик считают, что экономическое развитие может быть обеспечено прежде всего за счет модернизирования национальных отраслей экономики и протекционистской политики государства2.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты законодательных ограничений прав и свобод издавна привлекают внимание представителей юридической науки. С середины XIX до начала XX в. к этой проблеме обращались, например, К. П. Победоносцев, В. И. Синайский, В. И. Курдиновский, Д. И. Мейер, Г. Ф. Шершеневич и другие мастера отечественного правоведения.

В советский период какие-либо серьезные попытки исследования этой проблемы не предпринимались. Данное обстоятельство связано, вероятно, с тем, что в тех условиях публичное обсуждение ограничения прав и свобод могло в лучшем случае проводиться только в русле критики буржуазной демократии, а в худшем — получить весьма негативную политико-идеологическую оценку и даже уголовно-правовую квалификацию.

Принципиальные преобразования экономической, политико-идеологической и юридической сфер общественных отношений, которые произошли в начале 90-х годов в суверенной России, реанимировали проблему ограничений прав и свобод и активизировали ее исследование. В 1998 году журналом «Государство и право» было проведено обсуждение принци.

1 См.: Доронина Н. Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций (постановка проблемы и варианты решения): Дис. .д-ра. юрид. наук. М., 1996; Мипасян С. Д. Правовое регулирование интеграционных процессов в предпринимательской деятельности: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2006; Шкелъ Т., Сиднбе П. Границы для заграницы // Рос. газ. 2008. 1 апр.

2 См.: Вознесенская КН. Новый закон России в сфере регулирования иностранных инвестиций и государственная безопасность // Закон. 2009. № 2. С. 184−193- Бутылин С. Международные сделки // Новое законодательство и юридическая практика. 2009. № 1. С. 57- Лужков Ю. М. Российские особенности мирового кризиса // Рос. газ. 2009. 11 февр.- Леонтьев М. «Выживут» дегенераты и недоумки", которые занимаются производством// Аргументы и факты. 2009, 14 янв. пов, пределов, оснований ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву1. Появилось значительное количество работ представителей общей теории права и отраслевых юридических наук, посвященных этим и другим аспектам ограничений прав и свобод. При этом, пожалуй, наибольшую активность проявляют представители циви-листической науки, сосредоточивая основное внимание на исследовании ограничения права собственности как одного из основных институтов гражданского права. Анализ этих работ позволяет говорить о том, что в последние годы отечественным правоведением сделан значительный шаг на пути разработки проблемы законодательных ограничений прав и свобод.

Вместе с тем приходится констатировать, что единой методологически обоснованной конструкции ограничения прав, пригодной для практического применения в различных отраслях нормативно-правового регулирования, до настоящего времени не создано2.

Цивилисты значительные усилия направляют на исследование ограничений гражданских прав в контексте так называемого «права участия"3. Классическим примером такого подхода является, в частности, положение Д. И. Мейера о том, что ограничения права собственности предполагают стеснения собственника, выражающееся в лишении возможности совершать то или иное действие относительно вещи, которое он мог бы совершать по.

1 Государство и право.1998. № 7,8.

2 См.: Малько A.B. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994; Морозова Л. Я. Ограничения политических прав и свобод работников правоохранительных органов в Российской Федерации. Дис.. канд. юрид. наук. М., 1996; Дунаев P.A. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001; Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. науч. тр./ Под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 1998; Камышанский В. П. Пределы и ограничения права собственности. Волгоград, 2000; Его же. Актуальные проблемы права собственности. Краснодар, 2008. С. 54−73 и др.- Микрюков В. А. Ограничения и обременения гражданских прав. М., 2007.

3 Мочульский В. Д. Юридическая природа исков о нарушении права участия частного. Историко-критическое исследование происхождения п. З ст. 29 Устава гражданского судопроизводства. Пг, 1916. С. 9, 314−315. содержанию права собственности, или налагающие обязанности терпеть что-либо со стороны других лиц, допускать их определенные действия относительно вещи, хотя по содержанию права собственности он мог бы их и не допускать'.

Конечно, большинство представителей современной цивилистической науки признают, что ограничения гражданских прав могут быть обусловлены не только интересами третьих лиц, но и интересами общества. Обращаясь к данному аспекту исследования, их авторы предпринимают попытку разграничения «частных» и «общих» ограничений, «ограничений» и «обремене-ний» гражданских прав. Однако заметно, что при этом возникают определенные трудности, связанные, в частности, как с отсутствием надежной теоретико-методологической концепцией законодательных ограничений, так и с традиционной привычкой «погружения в повседневную догматическую работу». Это нередко порождает большое число различных, в том числе и противоречивых подходов к исследованию ограничений гражданских прав. Об этом свидетельствуют дискуссии о соотношении понятий «ограничение права», «правовые ограничения», «пределы», «границы» гражданских прав в контексте поиска объективных критериев их разграничения, о предмете законодательных ограничений, к которому относятся содержание гражданского права, действия правообладателя по реализации своих правомочий, объекты и субъекты гражданских прав, а также особенности их возникновения и порядка реализации4. Значительное внимание уделяется выявлению соотно.

1 Мейер Д. И. Русское гражданское право. Часть 2. М., 1997. С. 22.

2 Камышанский В. П. Указ. раб. 2008. С. 64- Микрюков В. А. Указ. раб. С. 36−37. л.

Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 2000. С. 34−35.

4 См.: Крашенинников П. В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М., 2001. С. 129- Камышанский В. П. Актуальные проблемы права собственности. Краснодар, 2008. С. 61- Его же. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000. С. 125−129- Камышанский В. П., Коновалов Е. А., Джанбатов A.A. Право собственности и объекты культурного наследия. Краснодар, 2008. С. 96-МикрюковВ.А. Указ раб. С. 31, 36−37 и др.- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/ Под ред. О. Н. Садикова. М., 1998. С. 417- Артеменков C.B. Ограничения права собстшения и критериев разделения запретов и ограничений в качестве самостоятельных средств гражданско-правового регулирования, обладающих специфическими чертами и особым функциональным назначением1.

В исследованиях посвященных предпринимательской деятельности иностранных лиц в Российской Федерации, главный акцент делается на необходимость создания благоприятного правового климата для максимально широкого привлечения иностранного капитала в национальную экономику России, а вопросы ограничения этой деятельности рассматриваются в лучшем случае лишь фрагментарно2. В результате на сегодняшний день нет ни одной монографии, которая была бы посвящена ограничениям предпринимательской деятельности иностранных лиц.

Очевидная актуальность и недостаточная исследованность проблемы ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц по российскому законодательству и предопределили выбор темы диссертации.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является предпринимательская деятельность иностранных лиц, а предметом выступают ее законодательные ограничения. венности, связанные с правосубъектностью юридического лица// Закон. 2003. № 11. С. 5153- Долинская В. В. Ограничения права собственности: понятие и виды// Закон. 2003. № 11. С. 6−7- Дунаев P.A. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 2001. С. 7.

1 См.: Российское предпринимательское право/ Под ред. КВ. Ершовой, Г. Д. Отню-ковой. М., 2000. С. 100- Иванов A.C. Правовые основы свободы перемещения товаров в Европейском союзе: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004, с. 182- Камышанский В. П., Коновалов Е. А., Джанбатов A.A. Указ. раб. С. 99- Принципы пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву: «Круглый стол» журнала «Государство и право» // Государство и право. 1998. № 7. С. 2427, 36- Фарукишн A.M. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. М., 1997. С. 10, 18−20.

2 См.: Доронина И. Г. Указ. раб.- Ким Сан Кук. Правовое регулирование иностранных инвестиций (опыт Российской Федерации и Республики Корея):Дис. .канд. юрид. наук. М., 1998; Бровкина С. С. Правовое обеспечение гарантий иностранных инвесторов в национальном законодательстве Российской Федерации и международном частном праве: Дис. .канд. юрид. наук. М., 2004; Минасян СД. Указ. раб. и др.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии основных социально-юридических свойств ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц по российскому законодательству. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

— охарактеризовать социальную и юридическую сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц;

— рассмотреть особенности объектов и субъектов ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц;

— проанализировать содержание основных видов ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц;

— выявить недостатки законодательного закрепления ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и обосновать необходимость их преодоления.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе диссертационного исследования использовались апробированные и оправдавшие свою эффективность на практике методы научного познания гражданско-правовых явлений и процессов, в том числе историко-правовой, сравнительно-правовой, социологический, логический, а также юридико-технический. Использована общенаучная, теоретико-правовая, специально-юридическая и, прежде всего, гражданско-правовая литература, имеющая как прямое, так и косвенное отношение к избранной теме диссертационного исследования. В частности, были использованы научные работы С. С. Алексеева, С. С. Бровкиной, H.H. Вознесенской, С. Ю. Глазьева, И. В. Дойникова, Н. Г. Дорониной, P.A. Дунаева, И. В. Ершовой, В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, В. П. Камышанского, Н. М. Коршунова, В. И. Курдиновского, В. В. Лаптева, A.B. Малько, Д. И. Мейера, И. М. Микрюкова, Т. Н. Ненашевой, O.JI. Рассказова и многих других ученых.

В процессе диссертационного исследования проанализирован значительный массив законодательства, закрепляющего ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц. Использованы документы Конституционного суда Российской Федерации, подтверждающие теоретическую и практическую значимость исследования данной проблематики.

Научная новизна работы. Диссертация является первым комплексным исследованием, посвященным ограничениям предпринимательской деятельности иностранных лиц по российскому законодательству, раскрывающим их социальную и юридическую сущность, особенности объектов и субъектов, а также содержание их наиболее важных видов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальная сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц состоит в объективной социально-экономической и политико-идеологической обусловленности причин и целей их законодательного установления, состоящих в защите национальной экономики и государственного суверенитета от внешних воздействий и угроз.

В силу политико-идеологического плюрализма и традиционного противостояния позиций так называемых либералов и государственников в современной России еще не выработана единая национальная концепция ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц в условиях экономической глобализации. Такая концепция должна основываться на международном и отечественном опыте ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и обеспечивать как привлечение иностранного капитала в российскую экономику, так и ее защиту от внешних воздействий, угроз и вызовов экономической глобализации.

Действующее законодательство не во всех случаях адекватно отражает социальную сущность устанавливаемых им ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц. В одних законодательных актах социальные цели ограничений смешиваются с юридическими способами их закрепления, а в других эти цели отсутствуют вовсе.

2. Юридическая сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц состоит в частичном изъятии из ее национального правового режима определенных правовых возможностей этих субъектов посредством законодательного установления соответствующих запретов и обя-зываний. В этом качестве ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц выступают юридической целью, а не средством ее нормативно-правового регулирования.

Допускаемое правотворческими органами и цивилистами отождествление (смешение) правовых ограничений и способов их нормативного закрепления, законодательства и всей совокупности нормативно-правовых актов искажает юридическую сущность, снижает эффективность реализации ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и поэтому нуждается в преодолении.

3. Объектами ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц являются сферы экономического оборота, в рамках которых законодательно устанавливаются изъятия из национального правового режима деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, а также на создание необходимых для этого условий имущественного и личного неимущественного характера.

Основными видами объектов ограничений предпринимательской деятельности выступают отношения, возникающие по поводу свободы передвижения, места пребывания или жительства на территории Российской Федерации, приобретения собственности, осуществления инвестиционной, внешнеторговой и банковской деятельности.

4. Субъектами ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц являются иностранные лица, осуществляющие этот вид экономической деятельности на территории Российской Федерации, и органы государственной власти Российской Федерации, уполномоченные на установление и обеспечение реализации таких ограничений.

К иностранным лицам относятся: иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные государства. В зависимости от сферы осуществления предпринимательской деятельности иностранные лица могут выступать в качестве иностранных инвесторов или групп лиц, в которую входит иностранный инвестор, иностранных заказчиков и иностранных исполнителей, нерезидентов, кредитных организаций с иностранными инвестициями, филиалов и представительств иностранных банков, стороной соглашения о разделе продукции и др.

Как субъекты ограничений предпринимательской деятельности иностранные лица обладают комплексной правосубъектностью, обеспечивающей их участие и в гражданско-правовых, и в публично-правовых отношениях. Правосубъектность иностранных лиц отражает правосубъектность российских субъектов предпринимательской деятельности в части, не ограниченной законодательством. Содержание правосубъектности иностранных лиц в значительной степени определяется личным законом, то есть правом государства, гражданство которого имеет физическое лицо или в котором учреждено юридическое лицо.

В качестве субъектов, уполномоченных на установление и обеспечение реализации ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц, выступают: органы законодательной власти Российской Федерациисубъекты права законодательной инициативыорганы исполнительной власти Российской Федерации (президент и правительство, министерства и ведомства, в том числе Банк России, Внешэкономбанк, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба безопасности и др.).

В законодательстве и научной литературе не получило признания и распространения единое легальное определение понятия «иностранные лица». Допускается смешение (отождествление) понятий «иностранное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность» и «иностранное лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность». Не всегда правильно разграничиваются понятия «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». Не во всех случаях указываются конкретные названия исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на обеспечение реализации предусмотренных законом ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц. В процессе проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации совершенствования Гражданского кодекса Российской Федерации целесообразно предусмотреть в его части 4 пункта 1 статьи 2 легальное закрепление понятия иностранных лиц.

5. Ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц могут быть классифицированы на различные виды, в том числе на общие и специальные, постоянные и временные, законные и договорные, экономические и технические, эквивалентные и неэквивалентные, замаскированные и открытые, пропорциональные и непропорциональные, дискриминационные и недискриминационные, косвенные и прямые.

6. Косвенные ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц состоят в законодательном установлении запретов и обязыва-ний, сужающих правовые возможности создания необходимых условий имущественного и личного неимущественного характера для осуществления этого вида экономической деятельности. Основными видами косвенных ограничений являются: ограничение права на въезд в Российскую Федерацию и выезд за ее пределы, ограничение свободы передвижения, выбора места пребывания или жительства на ее территорииограничение права приобретения права собственностиприменение специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в связи с демпинговым или субсидируемым импортомприменение в ответ на недружественные действия иностранных государств экономических мер в виде приостановления программ и договоров сотрудничества, изменения таможенных пошлин и др.

7. Прямые ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц состоят в законодательном установлении запретов и обязываний, сужающих правовые возможности пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях систематического получения прибыли. Основными видами прямых ограничений являются: запретительно-разрешительный порядок заключения сделок, в результате которых иностранный инвестор приобретает возможность осуществления контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значениелишение правовой защиты, гарантий и льгот дочерних и зависимых обществ коммерческой организации с иностранными инвестициямилишение иностранных инвесторов, не выполняющих своих обязательств, отдельных льгот, предоставляемых им закономпредельный срок стабильности для иностранного инвестора условий и режима осуществления инвестиционного проекта, возможность запрета участия иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах на право пользования участками недр федерального значенияобязанность иностранных инвесторов при проведении работ, предусмотренных соглашением о разделе продукции, использовать преимущественно российское технологическое оборудование и российских подрядчиков, поставщиков, перевозчиковколичественные ограничения импорта отдельных видов товаров, услуг и интеллектуальной собственности, в том числе в качестве ответных меринспекционный контроль качества, количества, цены отдельных видов товаровразрешительный порядок внешнеэкономических операций по передаче контролируемых товаровобязанность предоставления дополнительных документов для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями, филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операцийквотирование участия иностранного капитала в российской банковской системеналожение запрета на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и др.

8. Законодательство, устанавливающее прямые ограничения предпринимательской деятельности, не лишено недостатков, требующих устранения. В частности, Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» фактически не только придает обратную силу нормам права, ухудшающим правовой режим инвестиционной деятельности иностранных лиц, но и допускает возможность ее ограничения подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 9). Технико-юридическое исполнение положений Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» допускает различное толкование устанавливаемых ограничений как в качестве факторов, сдерживающих привлечение иностранных инвестиций, так и оставляющих возможность установления иностранного контроля в сферах национальной экономики, имеющих стратегическое значение (п. 2 ст. 2, ст. 4 и др.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации восполняют пробел в цивилистических исследованиях ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и создают необходимую базу для дальнейшей разработки проблемы, имеющей существенное значение для привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации и обеспечения ее государственной безопасности. Кроме того, положения и выводы диссертации могут оказаться полезными для оптимизации российского законодательства, регулирующего данную сферу экономического оборота.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации нашли отражение в пяти опубликованных статьях, были одобрены в процессе ее обсуждения и рецензирования на заседаниях кафедры гражданско-правовых дисциплин МАЭП. Материалы диссертации использованы в учебно-методических документах дисциплин гражданско-правового цикла и в процессе их преподавания в МАЭП и МГУУ Правительства Москвы.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд положений и выводов, которые наиболее наглядно отражают его научную новизну, теоретическую и практическую значимость.

Социальная сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц состоит в объективной социально-экономической и политико-идеологической обусловленности причин и целей их законодательного установления, состоящих в защите национальной экономики и государственного суверенитета от внешних угроз и воздействий. Процессы, составляющие содержание глобализации экономики в современном мире, оказывают свое влияние на приоритеты перечисленных ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и требуют адекватного осмысления, оптимизации законодательного установления основных сфер, пределов и средств таких ограничений.

В современной России еще не выработана единая национальная концепция ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц. Одной из причин отсутствия такой концепции является дуализм подходов к ее разработке, отражающих позиции «либералов» и «государственников», и формирование в российском обществе конституционно закрепленного принципа политико-идеологического плюрализма. Выработка национальной концепции ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц должна быть нацелена как на эффективное привлечение иностранного капитала в российскую экономику, так и на ее защиту от внешних угроз, воздействий и вызовов, сопутствующих экономической глобализации. В качестве социальной основы концепции необходимо использовать международный и отечественный опыт ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц, накопленный в процессе сотрудничества суверенных государств на различных этапах их становления и развития. Юридической основой концепции может стать конструкция правовых стимулов и ограничений, позволяющая обеспечивать сочетание национальных интересов, связанных как с привлечением иностранного капитала, так и с экономической безопасностью государства.

Действующее законодательство не во всех случаях адекватно отражает социальную сущность устанавливаемых им ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц. Например, в Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» допускается смешение социальных целей и юридических мер обеспечения ограничений (ст. 32, 35, 40) В Законе «О соглашениях о разделе продукции» социальные цели ограничений иностранных инвестиций вообще не нашли своего закрепления.

Юридическая сущность ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц состоит в частичном изъятии из ее национального правового режима определенных правовых возможностей этих субъектов посредством законодательного установления соответствующих запретов и обя-зываний. Ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц являются юридической целью ее нормативно-правового регулирования, достигаемой путем законодательного установления запретов и обязываний, связанных с возникновением, содержанием и осуществлением этого вида экономической деятельности.

В законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность иностранных лиц, допускается отождествление правовых ограничений и способов их законодательного установления. В Гражданском кодексе Российской федерации понятие «законодательство» используется в так называемом «широком» смысле, что является фактором, провоцирующим установление ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц не только на основе федеральных законов, но и подзаконных актов.

Объектами ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц являются такие сферы экономического оборота, в рамках которых законодательно устанавливаются изъятия из национального правового режима деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также на создание для этого необходимых условий имущественного и личного неимущественного характера. Основными объектами ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц являются сферы отношений инвестиционной, внешнеторговой и банковской деятельности, отношений, возникающих по поводу собственности, свободы передвижения, места пребывания или жительства на территории Российской Федерации.

Субъектами ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц выступают иностранные лица, осуществляющие этот вид экономической деятельности на территории российской Федерации, а также органы государственной власти Российской Федерации, уполномоченные на установление и обеспечение реализации таких ограничений.

К иностранным лицам относятся: иностранные граждане, лица без гражданстваиностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранное государство. В зависимости от сферы осуществления предпринимательской деятельности иностранные лица могут выступать в качестве: иностранных инвесторов, группы лиц, в которую входит иностранный инвесториностранных заказчиков и иностранных исполнителейнерезидентовкредитных организаций с иностранными инвестициями, филиалов и представительств иностранных банковстороной соглашения о разделе продукции и др.

В качестве субъектов ограничений предпринимательской деятельности иностранные лица обладают правосубъектностью, которая носит комплексный характер, обеспечивающий их участие как в гражданско-правовых, так и в публично-правовых отношениях. Правосубъектность иностранных лиц представляет собой модель юридической формы общей превращенной правосубъектности, отражающей правосубъектность российских субъектов предпринимательской деятельности в части, не ограниченной законодательством. Содержание правосубъектности иностранных лиц в значительной мере определяется личным законом, то есть правом государства, гражданство которого имеет физическое лицо, или в котором учреждено юридическое лицо.

В качестве субъектов, уполномоченных на установление и обеспечение реализации ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц выступают: органы законодательной власти Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания) а также субъекты права законодательной инициативы (Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения) — органы исполнительной власти Российской Федерации (Президент и Правительство Российской Федерации, министерства и ведомства, в том числе Банк России, Внешэкономбанк, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба безопасности и др.).

В законодательстве и научной литературе не получило признание и распространение единое легальное определение понятия «иностранные лица». Допускается смешение и отождествление понятий «иностранное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность» и «иностранное лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность», правосубъектности, правоспособности и дееспособности иностранных лиц.

Вопреки действующему законодательству, в целом ряде случаев ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц прямо или косвенно устанавливаются не федеральным законом, а подзаконными, в том числе ведомственными нормативно-правовыми актами. Некоторые законодательные акты не указывают конкретные органы государственной власти, уполномоченные на обеспечение реализации установленных законом ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц, подчеркивая вместо этого лишь сферу деятельности предполагаемых органов.

Существуют различные виды ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц, в том числе общие и специальные, постоянные и временные, законные и договорные, экономические и технические, эквивалентные и неэквивалентные, замаскированные и открытые, пропорциональные и непропорциональные, дискриминационные и недискриминационные, прямые и косвенные и др. Для настоящего исследования наибольший интерес представляет классификация ограничений предпринимательской деятельности на косвенные и прямые.

Косвенные ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц состоят в законодательном закреплении запретов и обязываний, служащих правовые возможности создания необходимых условий имущественного и личного неимущественного характера для осуществления этого вида экономической деятельности. Прямые ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц состоят в установлении запретов и обязываний, сужающих их правовые возможности осуществления самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Основными видами косвенных ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц являются: ограничения права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, права собственностиустановление специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в связи с возросшим импортом, демпинговым или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации, а также специальных экономических мер, применяемых в качестве ответной реализации на недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц (приостановление программ и договоров сотрудничества, изменение таможенных пошлин и др.).

Прямые ограничения устанавливаются практически во всех сферах предпринимательской деятельности иностранных лиц, хотя наибольший их сегмент составляют ограничения предпринимательской деятельности, связанной с систематическим получением прибыли от пользования имуществом в форме инвестирования и продажи товаров.

Инвестиционная деятельность иностранных лиц в Российской Федерации, как и в большинстве развивающихся стран, регулируется специальными нормативно-правовыми актами, в том числе законами от 9 июля 1999 года (в ред. 2002;2008 гг.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и от 2 апреля 2008 года «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и др.

Предусматриваются, в частности, следующие ограничения инвестиционной деятельности иностранных лиц: нераспространение правовой защиты, гарантий и льгот на дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициямипридание обратной силы законодательным актам, сужающим сферу некоторых гарантий от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерациилишение иностранных инвесторов, не выполняющих своих обязательств, отдельных льгот, предоставляемых им закономустановление предельного срока стабильности для иностранного инвестора условий и режима осуществления инвестиционного проектаустановление запретительно-разрешительного порядка заключения сделок, в результате которых иностранный инвестор приобретает возможность осуществления контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государствасужение возможности участия иностранных инвесторов в конкурсах и аукционах на право пользования участками недр федерального значенияобязывание иностранных инвесторов предусматривать в соглашении о разделе продукции преимущественное использование технологического оборудования российского происхождения, предоставлять российским юридическим лицам преимущественное право на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков поставщиков, перевозчиков или в ином качестве.

Ограничения иностранных инвестиций в Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством о некоммерческих организациях.

Законодательство, регулирующее инвестиционную деятельность иностранных лиц не лишено недостатков. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не только придаст обратную силу нормам права, ухудшающим правовой режим инвестиционной деятельности иностранных лиц, но и допускает возможность ее ограничения подзаконными нормативно-правовыми актами (ст. 9). Технико-юридическое закрепление ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц, используемое в Законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства», допускает различное и даже диаметрально противоположное толкование устанавливаемых ограничений в качестве факторов, как сдерживающих привлечение иностранных инвестиций, так и оставляющих возможность установления иностранного контроля в сферах национальной экономии, имеющих стратегическое значение (п. 2 ст. 2, ст. 4 и др.). Спорным выглядит ограничение возможности иностранных инвесторов использовать для добычи полезных ископаемых импортное технологическое оборудование, установленное законом «О соглашениях о разделе продукции» (п. 2 ст. 7).

В сфере законодательного регулирования внешней торговли предпринимательская деятельность иностранных лиц ограничивается посредством: установления в исключительных случаях количественных ограничений импорта сельскохозяйственных товаров или биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерациюпринятия ответных мер ограничения торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностьювведения на определенный срок предотгрузочной инспекции отдельных видов импортных товаров, состоящей в проверке их качества, количества, ценынепредоставления национального режима товарам государств, не имеющих международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении такого режимаустановления специального (разрешительного) порядка осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих передачу иностранному лицу контролируемых товаровприменение в качестве специальных (ответных) экономических мер запрещения или ограничения внешнеэкономических операций, осуществляемых иностранными лицами. В Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» понятие «менее благоприятный режим» используемое в отношении внешней торговли услугами, отсутствует в разделе, посвященном внешней торговле товарами (ст. 34, 22 и др.).

В сфере банковской деятельности иностранных лиц в качестве ее ограничений предусматривается: предоставление дополнительных документов для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операцийустановление размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе Российской федерацииналожение запрета на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентовограничение банковских операций для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в качестве ответных мерустановление дополнительных требований к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков к порядку предоставления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществления банковских операций.

Действующее законодательство устанавливает и другие прямые ограничения предпринимательской деятельности иностранных лиц, в том числе связанной с оказанием услуг, выполнением работ и др.

Положения и выводы диссертации восполняют пробел в цивилистиче-ских исследованиях ограничений предпринимательской деятельности иностранных лиц и создают необходимую базу для дальнейшей разработки проблемы, имеющей существенное значение для привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации и обеспечения ее государственной безопасности. Кроме того, положения и выводы диссертации могут оказаться полезными для оптимизации российского законодательства, регулирующего данную сферу экономического оборота, преподавания дисциплин гражданско-правового цикла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Воздушный кодекс Российской Федерации.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации.
  5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
  7. Закон РСФР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 29, ст. 1005.
  8. Закон Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. (в ред. 20 062 008гг.) «О валютном регулировании и валютном контроле». -Российская газета, № 253, 2003, 17 декабря.
  9. Закон Российской Федерации от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле». Российская газета, № 146, 1999, 29 июля.
  10. Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках, истории и культуры) народов Российской Федерации». — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2519- 2003, № 9, ст. 805.
  11. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности». — Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 769- 1993, № 2, ст. 77.
  12. Закон Российской Федерации ль 2 декабря 1990 г.(в ред. 20 062 008гг.) «О банках и банковской деятельности». — Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492- Российская газета, 2008, 31 декабря.
  13. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1995 г. (в ред. 19 992 008гг) «О соглашениях о разделе продукции». — Собрание законодательства
  14. Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 18- Российская газета, 2008, 31 декабря.
  15. Закон Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. (в ред. 20 042 006гг.). «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4850- Российская газета, 2006, 8 февраля.
  16. Закон Российской Федерации от 19 января 2007 г. «О транспортной безопасности». Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 7, ст. 837.
  17. Закон Российской Федерации от 8 июля 2006 г. «О защите конкуренции». -Российская газета, № 162, 2006, 27 июля.
  18. Закон Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. «О специальных экономических мерах». — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 44.
  19. Закон Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. «О передаче прав на единые технологии» Российская газета, 2008, 30 декабря.
  20. Закон Российской Федерации от 20 апреля 2007 г. «О банке развития». Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 22, ст. 2562.
  21. Закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Российская газета, 2006, 20 июля.
  22. Закон Российской Федерации от 9 июля 1999 г. (в ред. 2002−2008гг.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3493.
  23. Закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Российская газета, 2002, 27 июля.
  24. Закон Российской Федерации от 2 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». — Российская газета, 2008, 7 мая.
  25. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. (в ред. 19 952 008гг.) «О недрах». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823- Российская газета, 2008, 31 декабря.
  26. Закон Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. (в ред. 2006 г.) «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Российская газета, № 253, 2003, 17 декабря.
  27. Закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3594.
  28. Закон Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251.
  29. Закон Российской Федерации от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». — Российская газета, 2002, 31 июня.
  30. Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Российская газета, № 137, 1998, 22 июля.
  31. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международная защита прав и свобод человека. Сб. док. М., Юрид. лит., 1990, с. 20−32.
  32. Между народный пакт о гражданских и политических правах. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юрид. лит. 1990, с.32−53.
  33. Международное частное право. Сб. док. Сост. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М., 1997.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2002 г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации». Российская газета, 2002, 18 января.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. «О перечне территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение». — Российская газета, № 196, 2002, 16 октября.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности». — Российская газета, 2000, 13 сентября.
  37. С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989.
  38. B.K. Предпринимательское законодательство России. Научные очерки. М.: Статут, 2008. 368 с.
  39. Э. История европейского права. М., 1996.
  40. С.Ю. О стратегии развития российской экономики. М., 2001.
  41. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. Под ред. В. Г. Хорос. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
  42. О.В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Наука, 2007. — 429 с.
  43. Защита иностранных инвестиций в Российской Федерации (документы и комментарии). Библиотека журнала «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ». Специальное приложение к № 7, июль 2001 г. М., 2001, с. 92 122.
  44. И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенденции развития. М.: Юрист, 1999.
  45. В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М., 2000.
  46. В.П., Коновалов А. И., Джамбатов A.A. Право собственности и объекты культурного наследия. Краснодар: ИЭПГС, 2008. —416 с.
  47. В.П. Пределы ограничения права собственности. Волгоград, 2000.
  48. П.В. Право собственности и иные вещные права на жилые помещения. М., 2001.
  49. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.: Прогресс Академия, 1995. — 192 с.
  50. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. Под ред. О. Н. Садикова. М., 1998.
  51. В.И. К учению и легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. Одесса, 1899.
  52. В. Предпринимательское право. Понятие и субъекты. М., 1997.
  53. A.B. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
  54. Д.И. Русское гражданское право. Часть 2. М., 1997.
  55. В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007. 255 с.
  56. И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М.: Волтерс Клувер, 2005. 272 с.
  57. Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М.: Дело, 1998. 216 с.
  58. Общая теория прав человека. Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: Норма, 1996.-520 с.
  59. Д.Е. Отрасль права. Под ред. М. И. Байтина. Саратов: СГАП, 2004.- 192 с.
  60. Постатейный научно-практический комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Книга 2. Под ред. Ю. А. Дмитриева, A.A. Молчанова. М.: Буквовед, 2008. 964 с.
  61. О.Л. Юридические лица в сфере предпринимательской (хозяйственной) деятельности в Российском государстве: Теоретический и историко-правовой анализ. Саратов: Атри, 2008. 452 с.
  62. Философский словарь. Под. ред. М. М. Розенталя. М.: Полит, лит. 1975.-496 с.
  63. И.Я. Миграционное право России: теория и практика. М.2008.
  64. I. Учебники, учебные пособия
  65. И.И., Елисеев B.C. Теория экономического права. Тексты лекций. Гродно: ГрГУ, 2004. 417 с.
  66. Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Учебник. М.: ПБОЮЛ, 2000. 632 с.
  67. И.В. Предпринимательское право. Учебное пособие. М.: Приор, 2000.-448 с.
  68. И.В. Предпринимательское право. Учебник. М., 2003.
  69. Интеллектуальная собственность: (исключительные права) Под ред. Н. М. Коршунова. М.: Эксмо, 2006. 576 с.
  70. М.В., Туманова JI.B. Правовые и организационные аспекты деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. Пособие. Тверь, 2002. 320 с.
  71. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. Учебник.М.: Юрист, 1995. 297 с.
  72. В.П. Актуальные проблемы права собственности. Учебное пособие. Краснодар: НОУ ВПО ИНЭП, 2008. 464 с.
  73. В.И. Международное право. Учебник. М.: Высшая школа, 1970.-438 с.
  74. В.В. Субъекты предпринимательского права. Учебное пособие. М.: Юрист, 2003. 236 с.
  75. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права. Курс лекций. М., 2001.-740 с.
  76. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. М. Н. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Зерцало, 1998. 640 с.
  77. Предпринимательское право. Учебник. Том 2. Под ред. О.М. Олей-ника. М., 2002.
  78. Российское предпринимательское право. Под ред. И. В. Ершовой, Г. Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2008. 1064 с. 1. Статьи
  79. Д.Б. Иностранные участники земельных отношений в Российской Федерации. Право и государство: теория и практика. 2008. № 3, с. 111 — 114.
  80. В. К разработке новой редакции части первой ГК РФ. -Хозяйство и право, 2008, № 10, с. 50−55.
  81. C.B. Ограничения права собственности, связанные с правосубъектностью юридического лица. -Закон, 2003, № 11, с. 51−53.
  82. М.Р. О системе субъектов гражданского права и ее уровнях. Актуальные проблемы правоведения, 2008, № 2, с. 72−76.
  83. С.Н. Отрасль советского права: понятие, предмет, метод. — Советское государство и право, 1979, № 11.
  84. А. Не должно быть соревнования между национальным режимом и СРП. Известия. 2003, 11 февраля.
  85. Н.Е. Ограничение как средство гражданско-правового регулирования. Актуальные проблемы гражданского права. Сб. ст. Вып. 7. Под ред. О. Ю. Шилохвоста. М., 2003, с. 1−27.
  86. С. Международные сделки. Новое законодательство и юридическая практика, 2009, № 1, с. 56−57.
  87. H.H. Новый закон России в сфере регулирования иностранных инвестиций и государственная безопасность. Закон, 2009, № 2, с. 184- 193.
  88. H.H. Россия в мировом движении капиталов. Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002, с. 108 -134.
  89. С.Д., Бухвальд Е. М. Реформирование недропользования: как избежать крайности. Законодательство и экономика, 2003, № 5, с. 3949.
  90. И. Стратегический процент. — Российская газета, 2008, 7 мая.
  91. Э.В. Гражданско-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России: (историко-правовой аспект). Конституционные основы гражданского законодательства. Мат. межд. конф. М., 2004, с. 64−73.
  92. О. Ценробанк кризиса боится. Российская газета, 2008, 3 августа.
  93. В.В. Ограничения права собственности: понятие и виды. Закон. 2003, № 11, с. 5−8.
  94. В.М. Экономическая преступность и проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Науч. тр. Московской академии экономики и права, № 9. М., 2002, с. 160−171.
  95. С. Оттока не будет. Российская газета, 2008, 22 августа.
  96. С. Идеи проданы. — Российская газета, 2008, 1 декабря.
  97. В.Д. Право — для человека. — Российская газета, 2008, 25 ноября.
  98. В. По поводу дискуссии о системе права. — Советское государство и право, 1957, № 5, с. 113 120.
  99. А., Никитин М. Новый закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Законодательство и экономика, 2000, № 1.
  100. С. К понятию «инвестиции». — Хозяйство и право, 2008, № 12, с. 21 -26.
  101. Е.И. Экономическая безопасность — главная макроэкономическая функция государства. Вестник Московского университета МВД России. 2005, № 4. с. 33- 39.
  102. В. Правила новой игры. — Российская газета 2008, 9 июня.
  103. Е. Торопитесь, не прогадаете. — Российская газета, 2008, 11июля.
  104. В., Бондарев А. Невыездной по списку. — Российская газета, 2008, 5 августа.
  105. И.В. В своей тарелке. — Российская газета, 2008, 1 августа.
  106. Е. Порт приказано сменить. — Российская газета, 2008, 28 августа.
  107. Е. 25 миллиардов за полчаса. — Российская газета, 2008, 3июня.
  108. В.Н. О гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам согласно Сеульской конвенции. — Законы Росси: опыт, анализ, практика, 2008, № 1, с. 95−98.
  109. Ю.М. Российские особенности мирового кризиса. Российская газета, 2009, 11 февраля.
  110. Ю.М. Монетаристский курс не выход из кризиса. — Российская газета, 2009, 14 января.
  111. Михаил Леонтьев: «Выживут» «дегенераты и недоумки», которые занимаются производством. Аргументы и факты, 2009, № 3.
  112. Д.А. Выступление на Конференции по мировой политике 8 октября 2008 года. Право и безопасность, 2008, № 4, с. 4−8.
  113. A.B. Стимулы и ограничения в праве. — Правоведение, 1998, № 3.
  114. Ю. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов в российском законодательстве. Право и политика, 2001, № 2, с. 51−68.
  115. Н. М. Региональные проблемы современного инвестиционного роста России. — Аналитический вестник Совета Федерации, 2007, № 1, с. 37−52.
  116. Г. К. Роль института предпринимательства в системе отношений гражадснкого общества. Актуальные проблемы правоведения, 2008, № 2, с. 128−129.
  117. А.Г. Разработка региональной инвестиционной стратегии. -ЭПОС. Международный журнал, 2008, с. 35 -38.
  118. Обременение прав. Что это такое? — Карелия, 2000, 13 сентября.
  119. В. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспекты. — Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8, с. 5−18.128. «Примерное поведение» в конкуренции. — Российская газета, 2009, 14 января.
  120. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву. «Круглый стол» журнала «Государство и право». Государство и право, 1998, № 7.
  121. И.А. О построении системы отраслей советского права.: Советское государство и право, 1958, № 1, с. 98 — 106.
  122. К.И. О возможности ограничения права собственности договором. Хозяйство и право, 1999, № 5.
  123. Е.А. Право собственности и иные вещные права. Способы их защиты (комментарий к новому ГК). Правовые нормы в предпринимательстве: Периодическое издание — бюллетень. Вып. 3. М., 1996, с. 8 -14.
  124. Л.Ю. Актуальные вопросы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве. — Юрист, 2000, № 11, с. 26 -30.
  125. С.А. Об условиях соглашения о разделе продукции. — Актуальные проблемы правоведения, 2008, № 2, с. 119 -124.
  126. А. Ведение переговоров при заключении соглашений о разделе продукции. Правовые основы. Нефть, газ и право, 1998, № 2, с. 9 -12.
  127. В.В., Ефремова Л. П. Система средств миграционно-правовой политики России. Новая правовая мысль, 2008, № 5, с. 10 — 14.
  128. П. Южный экспресс для российского бизнеса. — Российская газета, 2008, 1 февраля.
  129. Г. Ю. Взгляд на проблему международного усыновления с точки зрения международного частного права. Науч. тр. МГЮА. 2006, № 2.
  130. А.Г. Миграция и миграционная политика: механизмы взаимодействия. Миграционное право, 2006, № 4.
  131. Н.С. Оносвы правового регулирования инвестиционной деятельности. Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004, с. 453 -470.
  132. В.В. Инородцы в Российской империи. Особенности правового положения во второй половине XIX в. Закон и право, 2007, № 7, с. 115−117.
  133. М. Жевать не строить. — Российская газета, 2003, 25 августа.
  134. Т. Сидибе П. Границы для заграницы. Российская газета, 2008, 1 апреля.
  135. V. Диссертации, авторефераты.
  136. В.П. Правовой статус граждан, и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М., 2006. 47 с.
  137. В.А. Публично-и частноправовые начала в гражаднско-правовой регулировании внешнеэкономической деятельности. Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 53 с.
  138. С.С. Правовое обеспечение гарантий иностранных инвесторов в национальном законодательстве Российской Федерации и международном частном праве. Дисс. .кан. юрид. наук. М., 2004. — 187 с.
  139. Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций (постановка проблемы и варианты решения). Автореф. дисс. .докт. юрид. наук. М. 1996.-49 с.
  140. P.A. Ограничения экономических прав граждан в Российской Федерации. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001. — 185 с.
  141. A.C. Правовые основы свободы перемещения товаров в Европейском Союзе. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2004, 182 с.
  142. СЛ. Право на землю как фактор привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2001. 24 с.
  143. Ким Сан Кук. Правовое регулирование иностранных инвестиций (опыт Российской Федерации и Республики Корея). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1998. 27 с.
  144. И.А. Нормативные основы гражданско-правового обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Дисс. .канд.юрид.наук. М., 2006. 187 с.
  145. Мамедли Бахрам Мамед оглы. Иностранцы и лица без гражданства в гражданском процессе. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Баку, 2004 — 26 с.
  146. Моссо Алэн Правовое регулирование иностранных инвестиций по законодательству Российской федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1996.- 13 с.
  147. А.И. Концессионные соглашения (гражданско-правовой аспект) Автореф. дисс.. .канд. юрид. наук. М., 2007. — 23 с.
  148. И.М. Ограничения в российском праве. Дисс. .канд. юрид. наук. Саратов 2002.
  149. A.M. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 1997. -25 с. «
  150. П.В. Ограничение конституционного права на свободупередвижения в Российской федерации (основания и механизм реализации). Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. М., 2007. 28 с.
  151. Е.В. Особенности правового регулирования налогообложения прибыли иностранных организаций в Российской Федерации. Автореф. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2005. -23 с.
  152. В.И. Публично-правовые начала гражданского законодательства современной России. Дисс. .канд. юрид. наук. М., 2007. 181 с.
Заполнить форму текущей работой