Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап — (1993;95 гт.) поисково-творческий. На данном этапе была проанализирована философская, психолого-педагогическая, методическая литература по исследуемой проблемепроводился констатирующий экспериментразрабатывались теоретические подходы к совершенствованию начального образованияраскрывались методологические основы развития познавательного интереса учащихся начальных классов на основе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. И
    • 1. 1. Философские вопросы развития личности в процессе школьного образования
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты личностного развития в процессе обучения
    • 1. 3. Проблема познавательного интереса как основа личностно-ориентированного обучения в начальной школе
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИТОГИ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Обоснование основных концептуальных положений программы эксперимента
    • 2. 2. Моделирование развития познавательного интереса учащихся к предмету на основе личностно-ориентированного обучения как целостного технологического процесса
    • 2. 3. Содержание и результаты формирующего эксперимента

Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование и развитие познавательного интереса школьников — одна из нестареющих проблем в педагогике. Ее решение обуславливается многими педагогическими факторами и явлениями как: направление и стратегия развития образовательной системы, содержание образования и обучения, способы и приемы передачи знаний и т. д. Все эти факторы, условия постоянно меняются. В настоящее время изменились многие парадигмы образования. Так, на смену традиционной системе «обучения всех одинаково» появилась новая — личностно-ориентированная система обучения, предполагающая обеспечение учащимся равных возможностей для получения образования, стимуляцию достижения каждым из них более высокого результата, учет их индивидуальных особенностей. И в этих условиях формирование и развитие познавательного интереса учащихся требуют переосмысления многих устоявшихся в педагогике канонов.

Совершенствование работы учителя по развитию познавательного интереса учащихся особенно важно в школе 1 ступени, которая призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Младший школьный возраст является важным этапом становления личности, т.к. именно в этом возрасте формируются учебная деятельность, потребность и способность к самоизменению, мотивы учения.

С позиций личностно-ориентированного обучения учение должно приносить радость «открытия», удовлетворение собственной успешной деятельностью, а познавательный интерес с этой точки зрения является важным внутренним стимулом. Необходимо развитие познавательного интереса как устойчивой черты личности школьника, обеспечивающего систематическую, активную деятельность учащихся при овладении знаниями. Это важнейшее условие, без которого остаются тщетными усилия по интенсификации учебного процесса. Наиболее плодотворно усвоение знаний и развитие личности будут идти в том случае, если среди появляющихся мотивов учения школьников основное место займет познавательный интерес.

Проблема познавательного интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и школы (Я.А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н. А. Добролюбов, А. Д. Писарев и др.).

Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи: А. С. Айзикович, Г. И. Гак, Г. Е. Глезерман, М. И. Заозеров, А. Г. Здравомыслов, Г. П. Карамышев, В. Г. Нестеров и др.

Проблема познавательного интереса привлекала многих исследователей (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, Н. И. Гамбург, JI.A. Гордон, М. А. Данилов, Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, В. Г. Иванов, А. Г. Ковалев, Р. Г. Лемберг, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, В. Ф. Моргун, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, И. Т. Огородников, Д. И. Трайтак, М. Н. Скаткин, Л. М. Фридман, Г. И. Щукина и др.). Ими выявлены: основные источники формирования познавательного интереса учащихся при изучении предмета (содержание материалаорганизация деятельности учащихсяотношения, складывающиеся как между учителем и учащимися, так и между учащимися) — освещен психологический аспект этой проблемыисследована роль некоторых форм и средств организации деятельности учащихся с целью формирования познавательного интереса.

По отношению к математике эти вопросы рассмотрены в исследованиях Г. А. Бокаревой, О. С. Гребенюк, В. А. Крутецкого, В. Н. Кузнецова, Я. Э. Малкова, Н. С. Моровой, Ф. К. Савиной, Г. П. Тикиной и др.

Однако, среди проведенных исследований по использованию математического материала как средства развития познавательного интереса учащихся нет таких, в которых процесс формирования познавательного интереса строился на основе личностно-ориентированного обучения.

Мы в своем исследовании попытались с учетом указанных выше работ, рассмотреть различные аспекты развития познавательного интереса учащихся начальной школы на основе личностно-ориентированного обучения, используя образовательный и развивающий потенциал математического материала.

Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить возможности и наметить пути развития познавательного интереса на основе личностно-ориентированного обучения на математическом материале в начальной школе.

С учетом значимости, но недостаточной теоретической разработанности проблемы, мы выбрали в качестве диссертационного исследования тему: «Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования — развитие познавательного интереса учащихся начальных классов в процессе обучения математике на основе личностно-ориентированного обучения.

Цель исследования — выявление педагогических условий, повышающих эффективность развития познавательного интереса учащихся начальной школы на основе личностно-ориентированного обучения в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования заключается в том, что если учебный процесс будет строиться на основе личностно-ориентированного обучения, и при этом реализована система следующих педагогических условий:

— взаимодействие участников процесса учебной деятельности происходит с позиций гуманно-личностных отношений;

— процесс обучения предоставляет каждому ученику возможность максимально реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

— обеспечивается оптимальное сочетание различных путей и способов: разноуровневое обучение, введение национально-регионального материала, технология педагогической помощи и поддержки и др.;

— состояние познавательного интереса оценивается в сравнении с собственными возможностями учащихся и уровнем притязаний, то это будет способствовать наряду с усвоением математического материала повышению эффективности развития познавательного интереса к предмету.

Согласно выдвинутой гипотезе:

1. Младший школьный возраст является сензитивным этапом формирования и развития познавательного интереса ребенка, где закладываются механизмы самореализации, саморазвития, придаются новые смыслы самовоспитанию, мотивируется повышение собственного достоинства.

2. С позиций личностно-ориентированного обучения, признающего ребенка абсолютной ценностью, процесс образования обеспечивает духовные, культурные, жизненные потребности личности, становление индивидуальности и возможность ее реализации в образовательном пространстве. Познавательный интерес, с этой точки зрения, может явиться важным внутренним стимулом, создающим «внутреннюю среду развития». Она существенно меняет учебную деятельность, оказывая влияние на ее характер, функционирование и результат. Приобретая устойчивость, познавательный интерес становится одной из движущих сил умственного развития и поведения ученика, которая определяет активность в учении, инициативу в постановке познавательных целей. Познавательный интерес и его формирование — показатель общего развития ученика.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: проанализировать теоретические основы развития личности, раскрыть современное содержание личностно-ориентированного обучения и особенности его организации в начальной школеизучить развитие познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста, выявить критерии, позволяющие судить об уровне развития познавательного интереса учащихсятеоретически обосновать и разработать систему педагогических условий, повышающих эффективность развития познавательного интереса учащихся начальных классов на основе личностно-ориентированного обучения к предметупроанализировать массовый педагогический опыт, на этой основе рассмотреть типичные недостатки, затруднения учителей в развитии познавательного интереса в процессе обучения математикеразработать модель, реализующую предложенную систему и экспериментально проверить ее эффективность на практике.

Методологической основой исследования являются положения о целостности человека, о личности как субъекте деятельностиконцепция личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процессаположения о саморазвитии личности как методологической основе воспитания и образованияфилософские положения о человеке как о существе природном (биологическом), социальном (культурном) и экзистенциальном (независимом, самосущем, свободном) — положения об активности человека, которая направлена на исследование и созидание себя самогонаучные положения гуманистической педагогики о сущности воспитания ребенкаконцепция человека гуманистической психологииположения философии, психологии, педагогики о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития.

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс психолого-педагогических методов: теоретический анализ научнопедагогической, психологической, философской литературыизучение и обобщение массового педагогического опытанаблюдениебеседаопытная работа, организованная как педагогический эксперимент в школе Самоопределения, школе-гимназии № 26 г. Якутска в 1995;98 гг. В основу диссертации положен личный опыт в качестве методиста городского управления образования г. Якутска, учителя начальных классов и школьного психолога. Кроме того, автор является научным сотрудником проблемной научно-исследовательской лаборатории ЯГУ, членом авторского коллектива по разработке регионального стандарта в образовательной области «Математика» Республики Саха (Якутия).

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап — (1993;95 гт.) поисково-творческий. На данном этапе была проанализирована философская, психолого-педагогическая, методическая литература по исследуемой проблемепроводился констатирующий экспериментразрабатывались теоретические подходы к совершенствованию начального образованияраскрывались методологические основы развития познавательного интереса учащихся начальных классов на основе личностно-ориентированного обученияопределены логика исследованиякритерии и уровни развития познавательного интересаметоды и приемы дифференцированного и индивидуального подхода к ним в процессе обучения математикеразрабатывалась модель развития познавательного интереса учащихся начальной школы средствами математики на основе личностно-ориентированного обучениясформулирована гипотеза исследованияподготовлена теоретическая и практическая база проведения опытно-экспериментального обучения.

Второй этап (1995;98 гг.) был посвящен опытно-экспериментальной работе в школе Самоопределения и школе-гимназии № 26 г. Якутска по решению проблемы исследования. Это позволило уточнить и обогатить его гипотезуобосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательного интереса учащихся начальной школы на основе личностно-ориентированного обучения. На данном завершающем этапе проводился анализ, сопоставление и обобщение материалов опытной работы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыто современное содержание личностно-ориентированного обучения и особенности его организации в начальной школеопределены принципиальные положения развития познавательного интереса учащихся младшего школьного возраставыявлены критерии уровня развития познавательного интереса учащихсяразработаны подходы к решению проблемы развития познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы целесообразность и возможность организации работы по развитию познавательного интереса к предмету на основе личностно-ориентированного обучения. Выявлена и обоснована система педагогических условий, способствующая развитию познавательного интереса. Разработана и проверена модель развития познавательного интереса учащихся как целостного технологического процесса, реализующая предложенную систему.

Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования учителями начальных классов в совершенствовании педагогического процесса по развитию познавательного интереса на основе личностно-ориентированного обучения.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методической обоснованностью и исходными теоретическими позициямитщательным анализом теоретического и эмпирического материалаиспользованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету и задачамрезультатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность и реализуемость предлагаемых педагогических рекомендаций.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов и их обсуждений на творческой школе-семинаре для разработчиков новых программ и учебников (Якутск, июнь 1993 г.), на международной конференции «Региональные проблемы развития образования в условиях Севера» (Якутск, март 1994), на семинаре «Новые технологии обучения» (Красноярск, январь 1995 г.), на семинарах проблемной научно-исследовательской лаборатории (ПНИЛ) ЯГУ региональных проблем, в виде рабочих материалов, в ряде школ, путем выступлений на заседаниях кафедры педагогики начального обучения ПИ ЯГУ, методобъединениях учителей начальных классов и на педагогических чтениях.

На защиту выносятся:

1. Теоретическое обоснование возможностей развития познавательного интереса учащихся начальной школы к предмету на основе личностно-ориентированного обучения.

2. Система педагогических условий развития познавательного интереса учащихся к предмету на основе личностно-ориентированного обучения в ходе учебного процесса.

3. Модель развития познавательного интереса учащихся начальной школы средствами математики на основе личностно-ориентированного обучения, реализующая выделенную систему педагогических условий.

Выводы по результатам экспериментальной работы были сделаны на основании использования разработанных критериев эффективности формирования познавательного интереса средством задач.

Основным критерием эффективности формирования познавательного интереса к математике мы считали количество переходов учащихся с одного уровня развития познавательного интереса на другой, более высокий (см. табл.10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании рассмотрены те положения философии, а также психологии и дидактики, которые являются методологической основой исследования.

Развитие природной и социальной сущности человека выдвигает в качестве основных принципов: принцип культуросообразности, природосооб-разности, личностный подход.

Первый принцип означает, что «культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловечекие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится, исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации» (Е.В. Бондаревская).

Принцип природосообразности означает отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой, необходимость заботы об экологической, чистой природной среде развития. Данный принцип означает принятие каждого ребенка таким, какой он есть, и с этими особенностями учить и воспитывать, создавая доступные зоны развития.

Принцип личностного подхода основывается на осознании уникальности каждого ребенка, как неповторимой личности. В соответствии с этим лич-ностно-ориентированное обучение признает его активным субъектом в образовательном процессе.

Личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, т. е. потребностей бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, самостоятельности, саморазвития, самопознания (С.Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, А. Камю, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев и др.).

По самой природе в человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. С позиции гуманистической психологии ребенок может реализовать свой познавательный потенциал при удовлетворении потребностей. В младшем школьном возрасте ведущими потребностями, формирующими мотивы поведения, являются потребность в безопасности, принадлежности, любви, уважении (Р.Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франки, 3. Фромм и др.). С начальной школы необходимо поддерживать и стимулировать собственную активность личности, актуализацию потенциальных возможностей учащихся. Для оптимального развития ребенка необходимо сформировать позитивную Я-концепцию, т. е. принятие себя, ощущение собственной ценности, позитивное отношение к себе, что ведет к достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий, укрепляет веру в свои силы и возможности (Бахман, Р. Берне, И. С. Кон, Ч. Кули, К. Роджерс, Стейнс).

Теоретическая разработка проблемы познавательного интереса позволила выявить, что:

— Познавательный интерес представляет собою избирательную направленность личности, обращенную к познанию одной или нескольких научных (учебных — в школе) областей, к предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Такая направленность характеризуется тенденцией углубляться в сущность познавательного процесса, а не оставаться на поверхности явлений.

— В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, в конечном счете, способствующая ее направленности.

— Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес формируется в деятельности, причем не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами.

Гуманистический подход к учебно-воспитательному процессу предполагает опору учителя на внутренние побудительные силы школьника, определяющие его мотивацию. Из психолого-педагогических источников (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. А. Караковский, Н. Д. Левитов, C.JI. Рубинштейн и др.) известно, что полноценное развитие личности обеспечивается воспитанием и обучением с опорой на личные побудительные силы ребенка, с перспективой их совершенствования.

Психолого-педагогические исследования доказывают, что процессы саморазвития, самосознания, самотворчества осуществляются именно на основе личностных целей и ценностей, а также личностно-значимой деятельности. Мотивация, по мысли C.JI. Рубинштейна, представляет ядро личности. В этой связи гуманистический подход к педагогическому процессу позволяет учителю создать целостную мотивацию познания (учения и самообразования) инструментом развития личности.

I. Выявлено что:

— Человек формируется как личность и индивидуальность в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой, усвоения социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе, к которому он принадлежит. Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет гражданские права человека, которые являются ядром всей правовой системы. Каждому гражданину статьей 43 Конституции РФ и статьей 22 PC (Я) гарантировано право на образование. На основе Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенции ООН о правах ребенка признано право каждого ребенка с момента его рождения на сохранение своей индивидуальности (Статья 6 Закона PC «О правах ребенка»). Сегодня задача школы состоит в том, чтобы обеспечить возможность развития каждому ребенку в соответствии с его способностями и образовательными возможностями, сохраняя уникальность, неповторимую индивидуальность каждого ребенка.

— Основной подход к ученику должен строиться на принципах уважения, понимания, углубленного изучения и познания личности каждого ученикаа учитель должен искать, пробовать, творчески создавать ситуации, способствующие оптимальному использованию потенциальных возможностей развития личности каждого ученикаосознать возможность и необходимость позитивных изменений в собственном поведении, в своем отношении к ученику в процессе углубленного изучения и познания личности ученика.

С учетом изученного опыта школ, а также теоретических знаний, добытых наукой, развитие личности в своем исследовании мы рассматриваем как целостный процесс, направленный на формирование и развитие индивида, способного использовать не только полученные знания, но и умеющего учиться, постоянно пополнять свои знания. Данное определение явилось исходным в методологическом решении проблемы развития личности, прежде всего проблемы совершенствования учебного процесса, направленного на личностно-ориентированное обучение, при котором возможно не только приобретение знаний, умений и навыков (без этого немыслим никакой учебный процесс), но и воспитание учащихся, развитие их познавательных интересов. При этом развитие познавательных интересов является целью и, в то же время, необходимой предпосылкой совершенствования процесса обучения.

— Важным отрезком жизнедеятельности личности является получение образования. Именно на этом этапе наиболее полно осуществляется накопление и усвоение познавательного опыта, происходит формирование и развитие личности.

Достижения в области философских, психолого-педагогических исследований ориентируют на применение идеи личностно-ориентированного обучения с учетом достигнутого учениками уровня развития, образования, воспитания в целях дальнейшего углубления и обогащения теоретических знаний учащихся.

И. Выявлено состояние познавательного интереса учащихся начальной школы как основного мотива учения к математике для разработки модели, реализующей выделенную систему педагогических условий, повышающих эффективность развития познавательного интереса на основе личностно-ориентированного обучения. Выделены критерии, позволяющие судить об уровне сформированности познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста.

III. В работе показывается оптимальное сочетание различных путей и способов: разноуровневое обучение, введение национально-регионального материала в содержание материала и др. Раскрывается методика индивидуального и дифференцированного подхода к различным группам учащихся в зависимости от уровня их развития, выявляются условия успешного руководства лично-стно-ориентированным обучением, направленного на формирование и развитие конкретной личности с максимальным учетом ее индивидуальных особенностей, наклонностей и способностей. С учетом того, что наиболее восприимчивы к целенаправленному воздействию и влиянию общества на личность дети младшего школьного возраста, автор предполагает труднейшую, но, на его взгляд, верную форму обучения и воспитания на основе учета индивидуальных особенностей, наклонностей и способностей конкретной личности в начальной школе.

Обосновываются пути и способы использования национально-регионального материала в содержание материала, который позволял использовать разнообразные формы и методы организации деятельности, позволяющих раскрывать личный опыт учащихся, создающий условия для развития познавательного интереса, поддержания и стимуляции проявлений познавательной активности учащихся и т. д.

IV. На основе комплексного анализа основных направлений учебно-воспитательной работы по развитию личности, обобщения различных аспектов проблемы и опытной апробации выдвигается модель развития познавательного интереса средствами математики, реализующая обоснованную и разработанную в исследовании систему педагогических условий, повышающих эффективность развития познавательного интереса учащихся начальных школ на основе личностно-ориентированного обучения. Показываются пути реализации основных положений предложенной модели.

Все сказанное приводит нас к заключению, что разработана теоретически обоснованная и практически применяемая модель развития познавательного интереса учащихся начальных классов на основе личностно-ориентированного обучения.

Данное исследование не претендует на окончательное решение исследуемой проблемы. За рамками нашей работы оказались комплекс проблем, связанных с воспитательными потенциалами семьи, благоприятные возможности совместных занятий детей и родителей. В связи с этим возникает необходимость создания новой модели взаимодействия школы и семьи, направленной на развитие личности детей.

Детальная проработка этих аспектов развития личности младших школьников — перспектива дальнейшей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Юрген. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта: Пер. с англ. М.: Ай Кью, 1995. 170 с.
  2. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983. 129 с.
  3. Активность личности в обучении: (Психолого-педагогический аспект). М.: НИИВШ, 1986. 191 с.
  4. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Под ред. Л.Н. Ро-жиной. Минск, 1992. 189 с.
  5. А.Е. Некоторые проблемы развития якутской математической терминологии. Якутск: Изд-во MHO PC (Я), 1992. 63 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! МШросвещение, 1988. 207 с.
  7. Ш. А. Психолого-дидактические особенности оценки как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. 1975. № 4. С. 77.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. 490 с.
  9. Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Би-чик, 1994. 72 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука.380 с.
  11. .Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. Сер. Психология. Л., 1959. С. 23−45.
  12. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.С.21.
  13. .Г. Человек как предмет познания // Избр. психолог, труды: В 2 т. М., 1980. Т.1. 230 с.
  14. Н.П. Психологический климат в коллективе.:М. Просвещение, 1989. 233 с.
  15. Е.А. Социальная роль и активность личности. МГИздательство Моск. ун-та, 1971.152 с.
  16. Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.139 с.
  17. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.-'Мысль, 1976. 158 с.
  18. А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.28−40.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологических исследований. М.: МГУ, 1990. 367 с.
  20. Ю.К. Анализ эффективности современного урока // Народное обр. 1979. № 9.
  21. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1981. С.45−67.
  22. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  24. М.А. Система вычислительных навыков // Нач. школа. 1975. № 10.С. 36.
  25. Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применяемости категории деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М. Политиздат, 1990.
  26. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.445 с.
  27. Н.А. О назначении человека. М.:Изд-во Республика, 1993. 383 с.
  28. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
  29. Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. М.: Просвещение, 1986. 420 с.
  30. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. № 5. С.21−24.
  31. B.C. Понятие как процесс // Вопросы психологии. 1965. № 9. С.37−42.
  32. B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С.31−34.
  33. П.П. Задачи и методы новой народной школы // Избр. пед. произв. М., 1961.
  34. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.: В 2 т. / Сост. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская. М.: Педагогика, 1979. Т. 1.304 с.
  35. П.П. Трудовая школа. М., 1919.
  36. П.П. Гражданское или человеческое воспитание // Свободное воспитание. 1918. № 4−5.
  37. JI.H. Формирование у учащихся средней школы в процессе изучения истории умения правильно ориентироваться в общественно-политической жизни: Докт. дисс. М., 1981.
  38. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН, 1959. С. 178−265.
  39. Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая про-блема.Изв. АПН РСФСР, 1951. Вып. 36. С. 12−13.
  40. Л.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников // Изв. АПН РСФСР. Вып. 36. 1951.
  41. Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения подростков. М.: Педагогика, 1972. С. 73.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.'Просвещение, 1968.464 с.
  43. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междун. академия, 1995. 352 с.
  44. Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. М., 1950.С.34.
  45. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону, 1995.С.10−15.
  46. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 29−33.
  47. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4.С, 11−17.
  48. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. 144 с.
  49. А., Филиппов Е. О критериях готовности к обучению // Псих.-пед. проблемы становления личности. М., 1980. С. 129−138.
  50. Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365с.
  51. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. 96 с.
  52. К.Н. Свободное воспитание // Сб. н. тр. М., 1993. С. 96.
  53. Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. 260 с.
  54. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации // Сб. н. тр. / Под ред. Л. И. Новиковой. М., 1992. 134 с.
  55. Вопросы организации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964.
  56. Воспитательная система школы: аспект моделирования /Сост. Степанов Е. Н. и др. Псков: ПОИПКРО, 1994. 92 с.
  57. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении: Сб.н. трудов / Отв. ред. И. Т. Огородников. М., 1976.
  58. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении: Сб. н. трудов / Отв. ред. В. В. Мерцалова. М.: МГПИ, 1978.
  59. .Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Сов. педагогика. 1991. № 1. С. 124−130.
  60. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1995.С. 4578.
  61. Л.С. История развития психических функций // Сборник сочинений.: в 6 т. М., 1983. Т. 3.C.315.
  62. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
  63. Л.С. Собр. соч. Т.4. М., 1983. 432 с.
  64. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 90 с.
  65. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 2, 3, 4. 1982−1984.
  66. О.С. Общественное гражданское воспитание.: Взгляд в будущее // Сов. педагогика. 1990. № 7.С. 38−44.
  67. О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября. 1995. № 119.
  68. О.С., Вейес P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования. М., 1995.
  69. А.А. Личность и творчество. Новосибирск, 1989.
  70. В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев, 1982.
  71. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования и исследования детского мышления // Вопр. психологии. 1966. № 4. С. 128−135.
  72. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-воМГУ, 1985.45 с.
  73. П.Я. Основные типы учения // Тез. докл. на I съезде Общества психологов. Вып. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.С.21.
  74. П.Я. Управление процессом учения: Новые исследования в педагогических науках. М., 1965. Вып. 4. С. 15−20.
  75. Г. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т.З. М.: Мысль, 1977. 469 с.
  76. А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т.З. М., 1954. 383 с.
  77. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
  78. Г. Е. Интерес как социологическая категория // Вопросы философии. 1996. № 10.
  79. А.Ф. Опыт изучения некоторых интеллектуальных умений // Вопр. психологии. 1962. № 2.
  80. Е.А. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности исамостоятельности учащихся. Уч. зап. Казанского пед. ин-та. Т. 67. Сб.1. 4.1. 1969. С. 32−44.
  81. А.С. Научить думать и действовать: Адаптированная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991.175 с.
  82. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981. 43 с.
  83. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  84. В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  85. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск.: Пеленг, 1992.111 с.
  86. Д.А. Особенности организации учебно-воспитательной работы в нерусских школах. Якутск: Изд-во MHO, 1990. 80 с.
  87. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе. Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Якутск, 1991. 64 с.
  88. Демин М. В. Проблемы теории личности.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.240 с.
  89. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. 374 с.
  90. Н.А. Избранные педагогические высказывания. М., 1952.388 с.
  91. До донов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 36−45.
  92. Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике // Математика в школе. 1990. № 4. С. 15−21.
  93. А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших подростков в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 92.
  94. В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Демократическая система обучения по способностям. Красноярск: Изд-во ЮГУ, 1994. 182 с.
  95. Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 510 с.
  96. В.В. История русской философии. Л., Эго. (Философ, наследие России. Т.2. 1991. 270 с.
  97. А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л., 1964. С. 68.
  98. В.П., Мещерякова Б. Г. Человек? Это мы не проходили // Человек. 1990. № 5. С. 14.
  99. В.П., Моргунов Е. П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. С. 14−19.
  100. А.В. Формирование общественной личности в школьном возрасте. М., 1982.
  101. А.В., Иванова А. П. и др. Развитие личности в процессе математического образования // Народное образование Якутии. 1997. № 2. С.44−48.
  102. А.В. Математика. Учебник для 1 класса. На якутском и русском яз. Якутск, 1995. 138 с.
  103. А.В. Математика. Учебник для 2 класса. На якутском и русском яз. Якутск, 1996. 141 с.
  104. А.В. Математика. Учебник для 3 класса. На якутском и русском яз. Якутск, 1996. 249 с.
  105. А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Дисс.. .док. пед. наук. Якутск, 1997. 423 с.
  106. А.В., Иванова А. П. Математика. Учебник для 4 класса. На якутском и русском яз. Якутск, 1997. 136 с.
  107. В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. Л., 1959. С. 1−56.
  108. Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.
  109. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, 1973.С.56.
  110. Н.Б. О совершенствовании программы по математике для I IV классов // Нач. школа. 1988. № 1. С. 37−40.
  111. Н.Б. Общеклассная и групповая, и индивидуальная работы на уроках математики // Нач. школа. 1985. № 7. С. 32.
  112. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М. Просвещение, 1981. 96 с.
  113. И. Сочинения: В 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966. 467 с.
  114. А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. Казань, 1978. 112 с.
  115. В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  116. Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1939.-Т. 1.320 с.
  117. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. Политиздат, 1984. 383 с.
  118. Кон И. С. Открытие «Я». М-Политиздат, 1978. 367 с.
  119. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.С.34−37.
  120. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара.: Сам. ун-т, 1994. 103 с.
  121. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.431 с.
  122. Н.К. К вопросу о свободной школе // Пед. соч. М., 1957. T.LC.100−113.
  123. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Нар. обр. 1994. 194 с.
  124. Л.В., Минаева С. С. Об организации учебного процесса с учетом обязательных результатов обучения // Математика в школе. 1986. № 4. С. 9−14.
  125. И.А., Богданов А. А. Формирование нового человека // Педагогика. 1993. № 3. С. 96−99.
  126. Л.Г., Чебоксаринова Л. П. Дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся в 3 классе на уроках математики / Под ред. Н. Г. Уткиной. М., 1977. С.12−39.
  127. Л.Ш., Ибрагимов Р. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Ташкент.: Изд-во ФАН., 1991. 113 с.
  128. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.279 с.
  129. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4. М., 1981. 584 с.
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
  131. А.Н. Потребности, мотивы и сознание. XVIII Междун. конгр. псих. Симпозиум 13. М., 1966. С. 5−9.
  132. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 12−16.
  133. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения. Т.2. М.: Просвещение, 1969. 211с.
  134. Х.И. Групповая работа на уроке. М. Знание, 1975. 64 с.
  135. А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника. В кн.: Психологические проблемы неус певаемости школьников. М., 1971.
  136. Личность, семья, школа / Под ред. С. Г. Вершловского. С-П., 1996. 218 с.
  137. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.559 с
  138. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / Ред. кол.: М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. М.: Педагогика, 1983−1986. Т.2. 512 с.
  139. А.С. Сочинения в 7-ми т. Т.7. М. Педагогика, 1960. 583 с.
  140. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 139 с.
  141. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьниковЛЗопр.психологии. 1980, № 5. С. 53.
  142. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.96 с.
  143. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости. Волгоград, 1976. С. 94.
  144. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 144 с.
  145. М.В. Мотивация учения как многоуровневая система и ее формирование //Обучение и развитие младших школьников: Сб.н.тр. Волгоград, 1990. С. 4−6.
  146. А.Н. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа- пресс, 1993. 127 с.
  147. Г. М., Мельхорн Х. Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. С.23- 69.
  148. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1993. С. 23- 45.
  149. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.С.11.
  150. B.C. Очерки теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 195. 304 с.
  151. Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. М.: Просвещение. 1965. С. 185−223.
  152. Н.А. Проблемы учения и умственное развитие школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 218 с.
  153. Н.А., Моро М. И. Психолого-педагогические основы перехода на 3-х летнее начальное обучение // Н-п. итоги перехода нач. обучения. М.: НИИ СиМО АПН СССР. С. 36.
  154. .Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М.: Рос-сийск. гос. гуманит. ун-т, 1994. 320 с.
  155. Л.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопр. психологии. 1991. № 5.
  156. Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  157. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету: Автореф.. кан. псих. наук. М., 1979.19 с.
  158. М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. Изв. АПН РСФСР, 1955. № 73.
  159. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.С. 10−12.
  160. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии человека. М., 1960. Т.2.
  161. Национальная региональная программа развития образования Республики Саха (Якутия): Проект. Якутск, 1997.
  162. A.JI. Общее и индивидуальное в деятельности // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.С. 34.
  163. Н.Д. Сельская малокомплектная школа в условиях Крайнего Севера // Пути совершенстования учебно-воспитательной работы в школах Якутии: Сб. н. статей. Якутск, 1990. С 21−26.
  164. Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск, 1990. С.23−29.
  165. Об опыте работы учителя Хазанкина Р.Г.// Математика в школе. 1987. № 4. С.16−21.
  166. Образование на пороге XXI века: Сб. н. тр. / Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульсона. М.: Изд-во АПН, 1991.97 с.
  167. К. Психология влечений человека. М., 1972. С. 17−18.
  168. Основные направления развития воспитания в системе вариативного образования // Вестник образования. М., 1996. № 8
  169. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энцикл., 1964. Т. 1. 832 с.
  170. Педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энцикл., 1965. Т. 2. 912 с.
  171. И.Г. Избранные педагогические произведения. Т. 1. М., 1961.720 с.
  172. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  173. Пиаже Жан. Избранные психологические труды: пер. с англ. / Вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Междунар. пед. академия, 1994. 680 с.
  174. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  175. Н.И. Избранные пед. сочинения. М.: АПН, 1953. С.65−66.
  176. Д.И. Избранные сочинения. М., 1951. С. 269−270.
  177. Н.А. Важнейшие условия развития познавательной самостоятельности школьников в процессе обучения // Вопросы разв. позн. активности и самостоятельности. Казань, 1966.
  178. В.П. Методика организации познавательной деятельности учащихся при решении задач по математике в 4−5 классах. Автореф. дис.. кан. пед. наук. Л., 1987. 18 с.
  179. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Междунар. пед. академия, 1995. С. 34- 59.
  180. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск.: Пеленг, 1993. 61с.
  181. В.В. Сумерки просвещения // Сост. В. Н. Щербаков. М: Педагогика, 1990. 624 с.
  182. C.JT. Основы общей психологии. М. гАПН СССР, Т.1. 485 с.
  183. C.JT. Проблемы общей психологии. М.1 Педагогика, 1976.416 с.
  184. C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1989. № 4 С. 89−94.
  185. Ю.А. Воспитание способностей у детей. М.: Учпедгиз, 1954.С.56.
  186. С.Ю. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах учащихся начальных классов городской школы. Ав-тореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1996.16 с.
  187. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16−21.
  188. Свободное воспитание: Сборник научных трудов. М., 1993. 135 с.
  189. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М., 1980.С. 76,
  190. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. С.21−45.
  191. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика. 1971.206 с.
  192. Т.К. Педагогическое сотрудничество преподавателя с младшими школьниками в процессе приобщения их к народному музыкальному творчеству. Автореф. дис. .кан.пед.наук. Улан-Удэ, 1993. 21 с.
  193. Г. Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся в обучении // Нач. школа. 1987. № 1. С. 51−53.
  194. В.А. Сердце отдаю детям. М. Педагогика, 1978. 239 с.
  195. В.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.С. 45−67.
  196. И.Е. Гуманизация процесса оценивания достижений учащихся в современном общем начальном образовании. Автореф. дис.. кан. пед. наук. Хабаровск, 1996. 17 с.
  197. Г. П. Задачи как одно из средств формирования познавательного интереса к математике у учащихся 4 класса. Автореф. дис.. кан. пед. наук. Л., 1983. 18 с.
  198. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии. В кн.: Психол. механизмы целеобразования. М., 1977.
  199. Унт. И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 188 с.
  200. К.Д. Избр. пед. соч. М.:Учпедгиз, 1939. Т.2. С. 500.
  201. К.Д. Родное слово / Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1974.С.283.
  202. К.Д. Избранные пед. сочинения Т. 1 М., 1953. С. 230−250.
  203. К.Д. Избранные пед. произведения. М.: Просвещение, 1963.С.45.
  204. К.Д. Материалы к третьему тому «Пед. антропологии» // Ушинский К. Д. Собр. соч. М.: Л., 1950. Т. 10. (Сжатый учебник педагогики).
  205. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.С.354.
  206. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  207. Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). Питер Пресс, 1997. 608 с.
  208. В.Д. Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культурывоспитания народов Северного Кавказа. Автореф. дис.. кан. пед. наук. М., 1996. 18 с.
  209. С.Т. Педагогические сочинения / Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, Т. 2. С. 254.
  210. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: Издательство КГПУ, 1998. 196 с.
  211. Е.В. Воспитание достоинства личности младших школьников как условие личностного саморазвития. Автореф. дис.. кан. пед. наук. Хабаровск, 1997.20 с.
  212. В.Ф. Активизация учебной деятельности учащихся на уроках. Автореф. дис. кан. пед. наук. Киев, 1966. С.4−6.
  213. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.350 с.
  214. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  215. Н.П. Течение свободного воспитания в отечественной гуманистической педагогике начала XX века. Автореф. дис.. кан. пед. наук. Хабаровск, 1995. 19 с.
  216. Д.Б. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междун. пед. академия, 1995. 224 с.
  217. Д.Б. Психология развития в детских возрастах. Воронеж: НПО1. Модэк, 1995.416 с.
  218. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 64 с.
  219. П.М., Эрдниев Б. П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М.: Педагогика, 1988. С.36−78.
  220. Юм Д. Сочинения: В. 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1966. 847 с.
  221. Юм Д. Трактовка о человеческой природе. О познании. / Пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Канон, 1995. 400 с.
  222. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  223. П.М. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. С. 45−67.
  224. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  225. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. С. 227.
Заполнить форму текущей работой