Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегий успеха промышленных предприятий
![Диссертация: Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегий успеха промышленных предприятий](https://niscu.ru/work/3440094/cover.png)
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненные исследования создают методологическую и методическую основу для разработки и реализации стратегии развития современного промышленного предприятия с позиции влияния мотивационных механизмов на работников и их группы, а также для обоснования мероприятий по реорганизации системы промышленного предприятия. Основные положения, составляющие… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Теоретические аспекты развития систем мотивации и их роль в построении мотивационных механизмов промышленных предприятий
- 1. 2. Оценка мотивационных механизмов управления промышленным предприятием в современных условиях хозяйствования
- 1. 3. Современные проблемы и тенденции развития мотивационных механизмов управления промышленным предприятием
- 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УСПЕХА КАК СРЕДЫ ВНЕДРЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ
- 2. 1. Методика и технология комплексной диагностики и разработки стратегии успеха промышленного предприятия
- 2. 2. Механизмы реализации стратегии развития промышленного предприятия
- 2. 3. Технология реализации стратегии успеха промышленного предприятия
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ 102 3.1 Разработка перспективной модели стратегии развития промышленного предприятия с учетом мотивационных механизмов
3.2 Управление развитием мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленного предприятия
3.3 Экономическая эффективность системы мотивационных механизмов на промышленном предприятии (на материалах промышленных предприятий Орловской области) 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162
ПРИЛОЖЕНИЯ
Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегий успеха промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Развитие промышленности в условиях становления рыночных отношений и реформирования экономики России связаны, с одной стороны, с правильной разработкой стратегий успеха и реформирования российских промышленных предприятий, а с другой стороны, — с формированием мотивационных механизмов реализации данных стратегий.
Важнейшие особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в деятельности предприятий. Основными целями промышленного предприятия в рыночных условиях является повышение эффективности производства, максимизация прибыли и т. д. Но движущей силой развития предприятия является мотивация трудового коллектива и формирование необходимых мотивационных механизмов, побуждающих членов организации вносить вклад в достижение намеченных целей.
Формирование стратегии успеха промышленного предприятия с использованием системы мотивационных механизмов определяется следующим:
— во-первых, в условиях рынка стратегия успеха является элементом экономического и коммерческого развития промышленного предприятия;
— во-вторых, мотивационные механизмы сегодня выступают важнейшим элементом систем разработки успешных стратегий и их реализации;
— в-третьих, изменилась роль мотивационных механизмов как элемента менеджмента промышленного предприятия, как инструмента и как механизма реализации стратегии успеха.
Из вышеизложенного следует вывод о том, что появилась потребность в разработке методических основ формирования и развития системы мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленного предприятия, что обуславливает актуальность данной работы.
Состояние научной разработанности рассматриваемой проблематики. На настоящий момент рядом зарубежных авторов (Terence R., Maslow A., Hofstede G., Lawler E., Vroom H., Handy C., Hall J., Schein E. и др.) сформирована научная база по анализу проблемы мотивации труда Многие аспекты мотивации труда в российских условиях нашли отражение в работах отечественных авторов (Кричевский P. JL, Пугачев В. П., Иванцевич Дж. М., Лобанов A.A., Кибанов, А .Я., Кокорев В. П., Панкрухин А. Н., Выготский Л. С., Сухарев В. А., Леонтьев А. Н., Зайцев Г. Р., Ломов Б. Ф. и др.).
Однако современные тенденции развития мотивационных механизмов, а также особенности становления промышленности России в условиях переходного периода делают накопленный опыт недостаточным для эффективного практического использования мотивационных механизмов в процессе реализации стратегии успеха промышленных предприятий и требуют логического продолжения исследований в этой области.
С учетом актуальности проблемы и необходимости ее дальнейшего разрешения определена тема и цель исследования.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических положений и рекомендаций по управлению формированием и развитием мотивационных механизмов в процессе реализации стратегии успеха промышленного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— уточнить содержание, сущность и экономическую природу мотивационного механизма промышленного предприятия, выявить специфику его трансформации в современных условиях развития экономики;
— сформулировать систему оценки эффективности мотивационного механизма на основе анализа существующих теоретических и практических наработок в исследуемой области;
— исследовать современные проблемы развития промышленных предприятий, а также существующую практику разработки и реализации стратегии успеха промышленных предприятий;
— разработать методику управления формированием и развитием мотивационных механизмов в рамках реализации стратегии успеха промышленного предприятия;
— дать обоснованные практические рекомендации по использованию системы мотивационных механизмов в рамках реализации стратегии успеха отечественного промышленного предприятия.
Объектом исследования являются промышленные предприятия различных форм собственности.
Предметом исследования является управленческий процесс разработки и реализации стратегии успеха промышленного предприятия.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются: общенаучная методология, предусматривающая комплексный и системный подходы к решению проблемы, положения современной теории управления и общей теории развивающихся систем.
В процессе выполнения работы применялись следующие методы исследования: макрои микроэкономический анализ, методы экономической и математической статистики, логического анализа, экономико-математическое моделирование на основе принципов системного подхода и экспертных методов формирования решений.
Теоретической базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты органов власти.
В процессе исследований использовались общие приемы научного познания: анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, использование аналогий, выдвижение, использование и проверка гипотез.
Эмпирическую базу исследования составили материалы официальной статистики, а также материалы деятельности ряда промышленных предприятий России. Для обработки статистических данных использовался пакет прикладных программ Microsoft Excel.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретико-методическом обосновании использования мотивационных механизмов в процессе разработки и реализации стратегии успеха промышленного предприятия и разработке методического инструментария по управлению их формированием и развитием в рамках реализации стратегии успеха. Научная новизна подтверждается следующими полученными научными результатами, выносимыми на защиту:
— уточнены категориальный и терминологический аппарат исследуемой проблемы с позиции экономического содержания, сущности и природы, основные понятия: «мотивационный механизм», «система мотивации», применяемые для исследования промышленных предприятий;
— предложены основные направления оценки эффективности мотивационных механизмов, ряд рекомендаций к проведению практической оценки эффективности мотивационных механизмов промышленного предприятия;
— разработана динамическая система мотивационного механизма, позволяющая выделить различные уровни (элементарный, структурный, общий) для оценки эффективности мотивационных механизмов;
— разработано методическое обеспечение реализации процесса управления формированием и развитием мотивационных механизмов в рамках реализации стратегии успеха промышленного предприятия, предполагающее поэтапное решение вопросов, связанных с оценкой и модернизацией сложившейся системы мотивационных механизмов на промышленном предприятии;
— предложен ряд обоснованных практических рекомендаций по использованию системы мотивационных механизмов в рамках реализации стратегии успеха отечественного промышленного предприятия.
Практическая значимость работы состоит в том, что выполненные исследования создают методологическую и методическую основу для разработки и реализации стратегии развития современного промышленного предприятия с позиции влияния мотивационных механизмов на работников и их группы, а также для обоснования мероприятий по реорганизации системы промышленного предприятия. Основные положения, составляющие новизну диссертационной работы, доведены до конкретных рекомендаций по научно-обоснованному управлению реализацией этапов программы реформирования системы промышленного предприятия. Это позволяет использовать полученные результаты непосредственно на предприятиях в целях увеличения эффективности их деятельности, а также в учебном процессе подготовки студентов экономических и технических специальностей при изучении дисциплин «Экономика предприятия», «Экономика труда», «Производственный менеджмент» .
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на международной научно-практической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды» (г. Орел, 2001 г.) — международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ» (г.Коломна, 2002 г.) — III региональной научно-практической конференции «Развитие интеграционных процессов в экономике региона» (г. Брянск, 2002) — всероссийской научно-теоретической конференции «Россия в глобальном мире» (г. Санкт-Петербург, 2003 г.).
Основные теоретические положения исследования внедрены в виде методических рекомендаций на ряде промышленных предприятий Орловской области. Их практическое использование способствует экономии затрат живого и овеществленного труда, повышает эффективность производственно-хозяйственной деятельности.
Публикации. По результатам выполненных исследований автором опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,21 п.л., отражающих основное содержание диссертации.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 196 наименований, 2 приложений. Рукопись содержит 180 страниц машинописного текста, в том числе 12 таблиц, 14 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенного исследования получены следующие выводы и предложения.
1. Большинство российских предприятий на настоящий момент находится в состоянии кризиса, несмотря на наличие внутренних резервов для его преодоления. Для оздоровления и развития промышленных предприятий автором предлагается разрабатывать и использовать стратегии успеха. Разработка и реализация стратегии успеха промышленного предприятия сводятся к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение системы, выполняющей следующие функции:
— направляющую — формирование целей, выявление проблем, выбор главных направлений развития;
— координирующую — балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса;
— стимулирующую — активизация движущих сил развития.
2. Технология и методика комплексной диагностики состояния предприятия и разработки стратегии успеха, по мнению автора, должна осуществляться в три этапа: предварительная диагностика состояния предприятияразработка стратегии развития и программы реформирования предприятиясогласование и утверждение стратегии и программы реформирования.
В результате должен быть сформирован каркас стратегии успехапрограмма реформирования, содержащая следующие ключевые разделы: долгосрочные перспективы развития предприятияосновные задачи программы реформирования, этапы их решения и ожидаемые результатыорганизация реализации программы реформированияпланы-графики и программы работбизнес-план развития предприятия.
3. Для реализации стратегии успеха промышленного предприятия необходимо определить направление реализации стратегии развития. Автором подробно рассмотрены четыре основных направления реализации стратегии успеха: механизм активного развитиякадровое обеспечение процесса реформированияобучение управленческого звена предприятияразработка инвестиционной политики предприятия.
4. Для выполнения стратегией успеха функции активизации движущих сил предприятия необходимо внедрять в технологию реализации стратегии успеха систему мотивационных механизмов.
Для преодоления естественной статичности среды разработка системы мотивационных механизмов должна основываться на принципе мотивационного расчета как основного, определяющего поведение объектов мотивации. При разработке мотивационных механизмов необходимо учитывать три множества факторов, определяющих результат мотивационного расчета объектов мотивации: потребностей, затрачиваемых усилий и ожидаемых результатов.
5. Мотивационный механизм следует рассматривать как динамично-развивающуюся систему. Для определения параметров мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленного предприятия автором рекомендуется рассмотреть внутренние связи мотивационного механизма между взаимодействующими элементами, а также внешние связи, то есть влияние элементов внешней среды на элементы внутренней. Таким образом, мотивационный механизм должен рассматриваться в двух измерениях: статики (микрои макроподход) и динамики. Автором выделяются три класса элементов мотивационного механизма: субъекты и объекты процесса мотивацииресурсы, потребляемые в процессе мотивациицели и задачи реализации мотивационного механизма.
Предлагаемая структура рассмотрения мотивационного механизма позволит сформировать ряд показателей для оценки эффективности практических мотивационных механизмов как элемента системы управления промышленным предприятием.
6. Система мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленного предприятия, по мнению автора, должна представлять собой совокупность мотивационных механизмов, реализованных на основных этапах теоретической разработки и практической реализации стратегии успеха в рамках выбранных направлений развития промышленного предприятия. Автором предлагается включение в каждый этап разработки и реализации стратегии успеха восьмиуровневого процесса реализации управленческих функций через систему мотивационного механизма. Таким образом, определяется структура перспективной модели стратегии развития промышленного предприятия с учетом мотивационных механизмов.
7. Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегии успеха, по мнению автора, должно заключаться в периодической корректировке существующей системы мотивационных механизмов промышленного предприятия на основе оценки эффективности прошлых изменений системы и предварительной оценки степени эффективности будущих нововведений. Автором предлагается шестиуровневая система управления развитием мотивационных механизмов в рамках реализации стратегии успеха, позволяющая разрабатывать программу реальных мотивационных действий на основе компромисса между базовой системой мотивационных механизмов предприятия и структурой наиболее желаемых и сильных мотивационных воздействий отдельных элементов среды внедрения.
8. Управление формированием и развитием мотивационных механизмов реализации стратегии успеха промышленного предприятия должно проводиться в рамках последовательной реализации этапов стратегии успеха, определения приоритетов развития предприятия, а также, имеющихся в его распоряжении ресурсов.
9. На основе проведенного экспертного опроса руководителей высшего и среднего управленческого звена 39 промышленных предприятий Орловской области, автором была осуществлена оценка состояния мотивационной сферы отечественного промышленного предприятия, которая определила рекомендации по расстановке акцентов воздействия мотивационных механизмов на отдельные участки управленческой структуры промышленного предприятия.
10. В ходе проведенного исследования были получены научные результаты, теоретическое значение которых заключается в разработке методических основ управления развитием промышленного предприятия на базе мотивационных механизмов, что вносит вклад в развитие теории управления экономикой на микроуровне. Практическая ценность работы заключается в том, что внедрение авторских разработок будет способствовать увеличению эффективности производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия, что обеспечит в целом укрепление российской экономики.
Список литературы
- Агеева С. Менеджмент между индивидуализмом и коллективизмом // Бизнес. 1993. N3.
- Ажлуни A.M., Самостроенко Г. М., Петрухина Е. В. Парадигма маркетинга в управлении предприятием. Орел: издательство ОРАГС, 2001. — 133 с.
- Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент уровня интеллекта. Н. Новгород, 1993.
- Айке Б., Ритерман Р. От предприятия к фирме: заметки по теории предприятия переходного периода // Вопросы экономики. 1994. № 8. С. 31.
- Акофф Р. Планирование будущего корпораций. М.: Прогресс, 1985.
- Алле Морис. Условия эффективности в экономике. М.: НИЦ «Наука для общества», 1998.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1984.
- Анкудинов Ю. Хозяйственный руководитель: Стиль и методы работы. М., 1988.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
- Ансофф М. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.
- Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 1999.-804с.
- Балабанов И. Финансовый менеджмент. М., 1994.
- Беклемышев Е. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов. М., 1990. Бизнес и менеджер. М., 1992.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. М.: АОЗТ «Интерэксперт», 1995.
- Бляхман JL, Сидоров В. Качество работы: роль человеческого фактора. М., 1990.
- Богомолов Ю. Комплексный подход к профессиональной подготовке и переподготовке кадров России // Проблемы теории и практики управления. 1993. N 2.
- Бородкин Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. М.: 1989.
- Бурков В., Полюлис Н., Трасаускас Э. Гибкие системы организационного управления. Вильнюс: Минтис, 1990.
- Вачугов Д., Веснин В. Менеджер и стиль руководства // Соц. политич. журнал. 1993. N 7.
- Вейл Питор, Искусство менеджмента / Пер. с англ. М., 1993.
- Веснин В. Менеджмент для всех. М., 1994.
- Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Учебник для вузов. М., 1994.
- Виханский О., Наумов А. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. М., 1995.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Московский университет, 1995.
- Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М., 1989.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика: Пер. с англ. М.: «Дело», 1991.
- Выготский JI.C. Учение об эмоциях. // Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1984.- Т. б-с.91 -318
- Герчикова И. Менеджмент. М., 1994.
- Глухов В. Основы менеджмента. СПб., 1995.
- Голубков Е. Какое принять решение: Практикум хозяйственника. М., 1990.
- Грачев М. и др. Капиталистическое управление: уроки 80-х. М., 1991.
- Грачев М. Управление трудом, теория и практика капиталистического хозяйствования. М., 1990.
- Грейсон Дж. младший, О Дел К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
- Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., 1994.
- Данилов-Данильян В. Современный менеджмент: принципы и правила. М.- Н. Новгород, 1992.
- Джини Грехем Скотт. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, «Внещторгиздат», 1991.
- Дизель П., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации / Пер. с англ. М., 1993.
- Дмитриев Ю. Рынок труда: предложение, спрос, управление (региональный аспект) // Проблемы теории и практики управления. 1991. N4.
- Дроздов В., Татарников Э. Американский рынок труда // Рынок. 1993. N 3.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Book chamber international. 1992.
- Друкер П. Труд и управление в современном мире. М., 1993.
- Евенко JI. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М., 1983.
- Егоршин А.П. Управление персоналом.: НИМБ, 1999.
- Жариков Е. Вопросы психологической подготовки кадров // Деньги и кредит. 1991. N 10.
- Жариков Е. Уроки психологии для руководителя. М., 1990.
- Жуплев А. Эффект горизонта: Руководитель и кадры. М., 1989.
- Журавлев П.В., Кулаков М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: изд-во Рос. Экон. Акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Зайверт JI. Ваше время в ваших руках: советы руководителя, как эффективно использовать рабочее время. М., 1991.
- Зайцев Г. Работа с персоналом в современных условиях хозяйствования: Методические рекомендации. СПб., 1991.
- Зайцев Г., Файбушевич С. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. СПб., 1991.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
- Зинченко В.П., Гордеев Н. Д. Функциональная структура действий. М: Издательство МГУ, 1982.
- Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Изменения в мотивации труда в новых условиях. М.: НИИ Труда, 1992.
- Иванцевич Дж. М, Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
- Ильдеменов C.B. Управление нововведениями в промышленности. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.
- Ильдеменов C.B., Дранко О. И. Реформа предприятия и управление финансами. М.: КОНСЭКО, 1998.
- Ирибан Ф. Управление предприятием: влияние национальных традиций // Общественные науки за рубежом. 1992. N 3.
- Ириков В.А., Поликарпов В. И., Ильдеменов C.B., Воробьев В. П., Леонтьев C.B. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994.
- Ириков В.А., Тренев В. Н. Распределенные системы принятия решений. М.: Наука, 1999.
- Исаенко А. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.
- Исаенко А. Новое в теории и практике управления персоналом. М., 1993.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
- Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика / Пер. с нидерланд. Минск, 1992.
- Кабаков В., Порховник Ю., Зубов И. Менеджмент: проблемы, программа, решение. Л., 1990.
- Кадры решают все (Беседа с ректором Российской Экономической академии им. Г. Плеханова В. Видяпиным) // Биржевые ведомости. 1993. N33.
- Казмиренко В. Социальная психология организаций. Киев, 1993.
- Как подбирать сотрудников и их учить // За рубежом. 1993. N 33.
- Капиталистическое управление: уроки 80-х // М. Грачев, А. Соболевская и др.- Под ред. А. Дынкина М., 1991.
- Карлоф Б., Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: у Экономика, 1991.
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1989. Карлов Б. Деловая стратегия. М., 1991.
- Кеворков В.В., Леонтьев C.B. Политика и практика маркетинга. М.: КОНСЭКО, 1998.
- Кессон Г. Что нужно знать каждому бизнесмену: эффективный менеджмент. М., 1992.
- Кибанов А., Захаров Д. Формирование системы управления персоналом на предприятии. М., 1993.
- Кибанов А .Я., Захаров Д. К. Организация управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1994.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
- Кокорев В. Краткий курс по менеджменту. Барнаул, 1995.
- Кокорев В. Маркетинг: организация управления. Барнаул, 1995.
- Кокорев В.П. Развитие систем мотивации в управлении инженерно-управленческим трудом в России и КНР. Барнаул- Шеньян, Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1996.-203 с.
- Комаров В. Управленческие имитационные игры. Новосибирск, 1989.
- Коноков Д.Г., Рожков М. А., Смирнов А. О., Яниковская О. Н. Организационная структура предприятия. М.: КОНСЭКО, 1998.
- Котлер Ф. Управление маркетингом. М.: Экономика, 1990.
- Красовский Ю. Мир деловой игры (Опыт обучения руководителей). М., 1989.
- Красс М.С. Математика для экономических специальностей: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 1999. 464 с.
- Критический анализ теории и практики менеджмента / Пер. с нем. М., 1976.
- Кричевский Р., Маржине А. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. Кишинев, 1991.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд. М., 1996. 210 с.
- Ксенчук Е., Клянова М. Технология успеха.- М., 1993.
- Кудряшова Л. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности. Л., 1986.
- Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1992.
- Кулапов М., Ламскова О., Маусов Н. Персонал в инновационном цикле «наука производство» : Учебное пособие. М., 1993.
- Кунц Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ. Т. 1,2. М., 1982.
- Курцевич А. Кадровая работа: баланс интересов // Экономика и организация промышленного производства. 1993. N 96.
- Ладанов А.В. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. М.: 1995.
- Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения: В 2 т. М: Педагогика, 1983.
- Либерзон В.И. Основы управления проектами. М.: Издательство и типография Всероссийского института промышленной собственности и инноватики Роспатента, 1997. 113 с.
- Лисин Б. Главное звено все-таки кадры // Деньги и кредит. 1992. N 3.
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления. / Пер. с нем., под ред. С. Николаевой. М., 1993.
- Макаревич JI.M. Эффективно используйте свое и чужое время. Менеджент в России и за рубежом, 1999, № 2.
- Марченко И. Какой руководитель Вам нужен. М., 1993.
- Медведева О.В. Анализ доходности предприятия // Бухгалтерский учет, 1995.-№ 6.-С. 151 161.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. — 704 с.
- Мессер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира М.: Прогресс, 1991.
- Михайлов Ф. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994.
- Михайлушкин А., Немчин А. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров (региональный аспект). Л., СПб., 1991.
- Монден Я. «Тойота». Методы эффективного управления / Сокр. пер. с англ. М., 1989.
- Морита А. Сделано в Японии / Пер. с англ. М., 1990.
- Наговицин А. Множественность организационных структур управления // Вопросы экономики. 1992.
- Недоступов М. Формирование и использование персонала управления на промышленном предприятии в условиях рынка. СПб, 1992.
- Никитин С.А., Чернова A.B., Ноздрин A.A., Котылева Н. Ю. Экономическая эффективность производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: оценка, моделирование и прогнозирование. Тула: Изд-во ТГПИ, 1997. — 156 с.
- Ниссинеи И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М., 1988.
- Норберт Т. Развитие персонала как инструмент управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1993. N 2.
- Об организации работы в области подготовки кадров для рыночной экономики. Постановление N 113 СМ, Правительства РФ от 4.11.93. // Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 46.
- Общий и специальный менеджмент: Учебное пособие: В двух ч. / Под общ. ред. A. JL Гапоненко, А. Н. Панкрухина. Ч. II. — М.: Изд-во РАГС, 1997.-360 с.
- Обэр-Крис Дж. Управление предприятием. М., 1973.
- Одегов Ю., Маусов Н., Кулапов М. Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект): Учебное пособие. М., 1993.
- Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Оптнер JI. Станфорд. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969.
- Основы управления персоналом / Под. ред. Б. Генкина. М., 1996.
- Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы / Сокр. пер. с англ. М., 1984.
- Павлова JI.H. Финансовый менеджмент на предприятиях и в коммерческих организациях. М., 1993.
- Панасюк А. Управленческое общение: Практические советы. М., 1990.
- Папулов П. Кадры управления производством. Деятельность. Формирование. М., 1985.
- Паркинсон С. Норткон, Рустоимджи М. Искусство управления / Пер. с англ. СПб., 1992.
- Петрашова И. К новой структуре кадрового обеспечения управления предприятием // Социс. 1993. N 3.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. — 448 с.
- Пиленцо Л. Рональд. Управление человеческими ресурсами и эффективность компании // Человек и труд. 1993. N 2.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.
- Поляков А. Технология карьеры. М., 1993.
- Попов М. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. М., 1989.
- Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. М.: Экономика 1998.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999. — 279 с.
- Реформирование и реструктуризация предприятий, М: Новости, 2002.
- Россия в цифрах. М: Издательство Госкомстат РФ, 2001.- 287 с.
- Российский статистический ежегодник. М: Издательство Госкомстат РФ, 2001.- 588 с.
- Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1997.
- Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венг. М., 1990.
- Свенцицкий А. Социально-психологический климат трудового коллектива // Соц. труд. 1989. N 10.
- Секреты умелого руководителя. М., 1991.
- Семенцов С. Как готовят профессиональных руководителей в Гарварде // Экономические науки. 1991. N 9.
- Семь нот менеджмента. Изд. 3-е, переработ, и доп. М.: ЗАО «Эксперт», 2000.
- Сизенцев С. Набор технологий управления для менеджера: Зарубежный опыт / Под ред. X. Бекова. М., 1991.
- Силин А. Кадровые службы и методы оценки работников (зарубежный опыт) // Человек и труд. 1992. N 2.
- Синк Д. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М., 1995.
- Система управления персоналом на предприятии. Ч. I-III. М., 1998.
- Современный менеджмент ключ к экономическому подъему. Часть 1,2,3, / под общ. Ред. C.B. Пирогова. М.: РАГС, 2000.
- Соколов И.А. Главное сегодня маркетинг. // Современный менеджмент в России. М.: Издательство РАГС, 1997.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: 1994. — 395 с.
- Соломахин Д., Екатеринославский Ю. Проблемы формирования менеджеров нового типа // Проблемы теории и практики управления. 1996. N2.
- Солоненко В., Кохан А. Роль управленческого персонала в повышении эффективности производства в развитых капиталистических странах. Минск, 1992.
- Стоянова Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. М.: Изд-во «Перспектива», 1998. -239с.
- Таусенд Р. Секреты управления, или как удержать компании от подавления инициативы людей и снижения прибыли. М., 1991.
- Технология и опыт вывода предприятий из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное. Библиотека технологий управления. Методика. Годовой опыт ЗАО «Чайковский текстиль» / Под ред. В. А. Ирикова. М.: УНПК МФТИ, 1996.
- Титова З.А., Либерзон В. И. Технология управления изменениями на фирме. М.: Издательство и типография Всероссийского института промышленной собственности и инноватики Роспатента, 1996. 134 с.
- Тичи Н., Деванна М. Лидеры реорганизации (Из опыта американских корпораций) / Сокр. пер. с англ. М., 1990.
- Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998.
- Тренев В.Н., Ириков В. А., Ильдеменов C.B., Леонтьев C.B., Балашов В. Г. Реформирование и реструктуризация предприятий. M.: Издательство ПРИОР, 1998.
- Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 2000.- 352 с.
- Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во «ЭКМОС», 1997.
- Файоль А. Общее и промышленное управление / Пер. с франц. М., 1992.
- Фатхутдинов P.A. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 1998.
- Федоров К. Подготовка и переподготовка кадров в условиях перехода к рынку // Экономическая и хозяйственная практика. СПб, 1992.
- Финансовый менеджмент. M.: Carana Corporation, 1998.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990.
- Форестер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.
- Хаберкон К. Подготовка к приему на работу // Экономика и организация промышленного производства. 1993. N 7.
- Хайниш С. Нестандартные ситуации: Практикум для хозяйственных руководителей. М., 1992.
- Хайниш C.B., Гитик Ю. Л., Заяшников E.H. Механизм активного развития предприятия. М.: МНИИПУ, 1990.
- Хан Дитгер. Планирование и контроль: концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Ходынский А. Разработка и управление стратегией предприятия.-Москва-Бельско-Бяла: Изд. Бескидского текстильного института. 1998.
- Холт Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993.
- Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М., 1993.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Издательство «Питер», 1999 — 60S с.
- Шаршов И., Рукавицин М. Проблемы управления трудовыми ресурсами в условиях становления рыночных отношений. Воронеж, 1996.
- Шмидт Г. Кадровое планирование на предприятиях // Человек и труд. 1993. N4.
- Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982.
- Щербина В., Садовникова JI. Социально-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.
- Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом, наук, проф. А. С. Булатова. М.: Юристь, 1999. — 896 с.
- Экспертные оценки и методология их использования: Учебн. пособие. М.: МЭСИ, 1974.- 120 с.
- Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ. 2-е изд. М., 1992.
- Юданов А.Ю. Секреты финансовой устойчивости международной монополии, М.: Финансы и статистика, 1991.
- Юксвярав Р.К., Хабарук М. Я., Лейман, А .Я. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1998.
- Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991.
- Янг С. Системное управление организацией. М., 1972.
- Abraham Maslow, «A Theory of Human Motivation», Psycological Review, no. 50 (1943) pp. 370−396.
- David C. McClelland, «The Two Faces of Power», Journal of International Affairs, vol. 24 (1970), pp. 30−41.
- Geert Hofsteede, «Motivation, Leadership and Organization: Do American Theories Apply Abroad ?», Organization Dynamics, Summer 1980, pp. 42−66.
- Hall J. Decisions, decisions, decisions. Psychology Today, 1971.
- Handy C.B. Understanding Organizations. Penguin, 1985.
- Lawler E., «Motivation in Work Organizations», Monterey, Calif.: Brooks / Cole, 1973, p. 136.
- Livingston, «Myth of the Well-Educated Manager», Harvard Business Review, vol. 49 (January February 1971), pp. 79−89.
- Shein Ed., «Career Dynamics: Matching Individual and Organizational Needs». Reading, MA: Addisson Wesley Publishing Company, (1985), p. 135.
- Terence R. Mitchell, «Motivation, New Directions for Theory, Research, and Practice», Academy of Management Review, vol. 7, no. 1 (1982), p. 85.
- Terence R. Mitchell. «People in Organizations», New York: Megraw Hill, 1978, p. 157.
- Vroom H., «Work and Motivation», New York: Wiley, 1964, p. 87.
- Wahba M.A., Bridgewell L.G., «Maslow Reconsidered: A Review of Research on the Need Hierarchy Theory», Organizationl Behavior and Human Performance, vol. 15 (1976), pp. 212−240.