Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений: На примере наемных работников и предпринимателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выражается в общем вкладе в развитие экономической психологии в области изучения экономических представлений разных субъектов экономических отношений и расширении понимания механизмов функционирования обыденных представлений в экономической сфере- 2) заключается в углублении теоретического анализа понятия обыденного экономического сознания, категориальной структуры обыденного экономического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы исследования экономических представлений
    • 1. 1. Определение и характеристика экономического сознания в отечественной экономической психологии
    • 1. 2. Особенности обыденного уровня экономического сознания
    • 1. 3. Имплицитные представления о субъектах экономических отношений. ЗО
    • 1. 4. Социально-психологические особенности субъектов экономических отношений
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Разработка социально-психологического исследования обыденного экономического сознания наемных работников и предпринимателей
    • 2. 1. Методологические основы исследования обыденного экономического сознания
    • 2. 2. Организация и проведение эмпирического исследования категориальной структуры обыденного экономического сознания
    • 2. 3. Особенности анализа результатов исследования обыденного экономического сознания
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Определение и обоснование социально-психологических особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания наемных работников и предпринимателей
    • 3. 1. Выявление и анализ социально-психологических типов обыденного экономического сознания
    • 3. 2. Обоснование социально-психологических особенностей имплицитных представлений о субъектах экономических отношений для выделенных типов респондентов
    • 3. 3. Особенности имплицитных представлений о субъектах экономических отношений в контексте экономической адаптации личности
  • Выводы по третьей главе

Социально-психологические особенности восприятия субъектов экономических отношений: На примере наемных работников и предпринимателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Социально-экономические изменения, начавшиеся в России в 90х годах XX века, затронули не только собственно систему экономических отношений, но и психологию людей, так или иначе вступающих в эти отношения. Трансформация интенсивности и характера хозяйственной деятельности в историческом процессе повлекла за собой появление новой психологии (нового сознания), в котором экономический аспект сознания занимает относительно самостоятельное место.

Переход от экономики командно-административного типа к рыночной экономике поставил перед людьми принципиально иные задачи, связанные с их адаптацией в новой социально-экономической среде. Экономические роли, стратегии поведения, которые были социально одобряемы в социалистической системе, в рыночной перестали работать. Вместе с тем появилось множество новых экономических ролей и стратегий. Возникли новые формы экономической деятельности (в частности, предпринимательство и многоуровневый маркетинг).

В связи с этим особую актуальность приобрело специальное изучение особенностей экономического сознания людей. Экономическое сознание интересует нас как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно, будучи опосредованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Будучи подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры (нравственные, исторические, политические, правовые и др.). И именно в сфере экономического сознания часто скрываются истоки экономического поведения населения, отдельных его групп и представителей.

Анализ работ по проблеме исследования экономического сознания показывает, что, с одной стороны, исследования проводятся в сфере изучения динамики обыденных экономических представлений под влиянием изменяющихся экономических условий [Дейнека, 1999; Журавлев, 1999, 2002; Журавлева, 2002; Позняков, 2001, 2002, Посыпанов, 2000 и др.]. С другой стороны, ведется работа по построению разного рода типологий экономического сознания в соответствии с отношением людей к экономическим реформам [Докторов, 1992; Нечаева, 1992; Митина, Петренко, 1997 и др.].

Вместе с тем, возникает необходимость исследования не только экономических представлений и установок, которые возникают и изменяются под влиянием происходящих социально-экономических реформ, но и устойчивых категорий современного экономического сознания. Важно также построение на этой основе типологии экономического сознания не только в соответствии с отношением респондентов к экономическим изменениям, но и в соответствии с их социально-экономическими характеристиками, в частности типом экономической деятельности. Решение данной проблемы позволяет выявить устойчивые характеристики обыденного экономического сознания для разных групп субъектов экономических отношений.

Еще одно направление исследований связано с решением проблемы детерминированности и взаимовлияния социально-психологических и социально-экономических факторов [Журавлев, 1999; Заславская, 1991; Нечаева, 1992 и др.]. Как показано в работах, эти два фактора взаимодействуют и влияют друг на друга по-разному, и здесь, в качестве отдельной исследовательской проблемы, возникает вопрос взаимного влияния особенностей категориальной структуры экономического сознания и типа экономической деятельности наемных работников и предпринимателей. Решение этой проблемы приобретает особую важность в контексте повышения социально-экономической адаптивности населения, поиска в психологических особенностях тех или иных субъ-1−1 ектов экономических отношений ресурсов для повышения их социально-психологической адекватности в изменяющихся экономических условиях.

Объект исследования — процесс формирования обыденного экономического сознания наемных работников, предпринимателей и занятых в сетевом маркетинге, предопределяющий особенности их экономической активности как субъектов экономических отношений.

Предмет исследования — социально-психологические особенности содержания имплицитных представлений (категориальных структур экономического сознания) о субъектах экономических отношений у наемных работников, предпринимателей и занятых в сетевом маркетинге.

Цель исследования — выявление актуальных социально-психологических особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания в интересах повышения адаптивных возможностей наемных работников, предпринимателей и занятых в сетевом маркетинге в изменяющихся экономических условиях.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ уровня разработанности проблемы исследования содержания обыденного экономического сознания разных субъектов экономических отношений в отечественной и зарубежной экономической психологии, выступающего в виде экономических представлений.

2. Разработать и обосновать программу социально-психологического исследования особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания наемных работников, предпринимателей и занятых в сетевом маркетинге.

3. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания наемных работников, предпринимателей и занятых в сетевом маркетинге и сделать сравнительный анализ имплицитных представлений о субъектах экономических отношений для этих трех групп респондентов.

Гипотеза исследования. Социально-психологические особенности содержания обыденного экономического сознания субъектов экономических отношений (наемных работников, предпринимателей, занятых в сетевом маркетинге) детерминированы типом их экономической деятельности в зависимости от содержания имплицитных представлений о субъектах экономических отношений.

Методологическую основу исследования в общепсихологическом плане составляет субъектно-деятельностный подход [А.В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.], категории отражения и образа, разработанные в отечественной психологии [Б.Ф.Ломов, А. В. Петровский, М.Г. Ярошевский], представления о сознании, образе мире, об иерархическом строении образа мира [А.Н. Леонтьев, С. Д. Смирнов, В.В. Петухов].

В исследовательском плане методологическая основа исследования представлена работами отечественных психологов, выполненных в области исследований субъективной семантики и обыденного сознания [Е.Ю. Артемьева, Е. ЛДоценко, О. В. Митина, В. Ф. Петренко, Ю. К. Стрелков, В. П. Серкин, Е. В. Улыбина, — А.Г. Шмелев], Из зарубежной социальной психологии были использованы идеи Дж. Брунера, Дж. Келли, Ч. Осгуда.

Теоретической базой исследования в области экономической психологии выступал критический анализ модели человека в экономике, сделанный в работах B.C. Автономова, О. С. Дейнеки, П. Лунта, С. В. Малахова, представления об экономическом сознании и его структуре, разработанные.

A.Л. Журавлевым, Н. А. Журавлевой, Т. Н. Заславской, С. В. Ковалевым,.

B.П. Позняковым, В. Д. Поповым, Г. Н. Соколовой, А. К. Уледовым, А. В. Филипповым, В. П. Фофановым и др. В области социальной психологии мы опирались на разработку теории социальных представлений, выполненной в работах С. Московичи и К. А. Абульхановой.

Методика исследования была основана на использовании психосемантического подхода. На первом этапе исследования в качестве основной методики для сбора эмпирических данных был разработан модифицированный вариант репертуарных решеток. На втором этапе исследования проводился сбор эмпирических данных. Процедура сбора данных предполагала заполнение бланка модифицированного варианта репертуарных решеток индивидуально с каждым испытуемым (реже в группах от 2 до 5 человек). На третьем этапе исследования для анализа и качественной интерпретации полученных данных использовались методы факторного анализа с использованием различных типов вращения факторов, многомерного шкалирования с использованием коэффициента корреляции, евклидовой метрики и city-block метрики, корреляционного анализа, графического представления полученных данных и их визуального анализа.

Ход исследования.

На первом этапе (1999 — 2000 гг.) был разработан план исследования, определены его объект, предмет, теоретическая, методологическая и методическая база, сформулированы цель и задачи работы.

На втором этапе (2000 — 2002 гг.) был проведён обзор современного состояния разработки проблемы на основе литературных источников. В результате этого анализа и теоретических выкладок были разработаны процедура и методика исследования, разработан модифицированный вариант репертуарных решеток.

На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) проведено эмпирическое исследование, заключавшееся в получении данных по выделенным группам респондентов с помощью разработанной методики.

На четвертом этапе (2002 — 2003 гг.) проводилась статистическая обработка полученных данных, использование методов многомерного шкалирования, факторного анализа и других методов психосемантики, анализ, описание результатов, построение общих выводов и оформление текста исследования, а также составление практических рекомендаций.

Фактологическая основа исследования представлена эмпирическим исследованием, в котором приняло участие в общей сложности 162 человека в возрасте от 16 до 60 лет. Из них 152 человека приняли участие в. исследовании и были опрошены индивидуально. 10 человек приняли участие в исследовании в качестве экспертов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания, носящие устойчивый характер, не имеющие прямой детерминации происходящими социально-экономическими изменениями в стране.

2. Показано, что степень детерминированности социально-психологических особенностей содержания категориальной структуры обыденного экономического сознания респондентов их социально-экономическими характеристиками выражена по-разному в зависимости от содержания имплицитных представлений о субъектах экономических отношений.

3. Эмпирически выявлены типы категориальной структуры обыденного экономического сознания — «Предпринимательский» тип, тип «Наемные работники» и «Смешанный тип». При этом выявлено, что построение устойчивой типологии возможно только для 40% испытуемых. Для большинства испытуемых (60%) особенности организации обыденного экономического сознания таковы, что не позволяют построить общую типологию.

4. Доказано, что в содержании имплицитных представлений о субъектах экономической деятельности выделяются общие устойчивые представления, которые носят оценочный характер, и характерны для всех выделенных групп испытуемых. Таким устойчивыми представлениями выступили основные измерения обыденного экономического сознания испытуемых — «Экономическая независимость — Экономическая зависимость», «Родственные отношения — Денежные отношения».

5. Доказано, что также существуют имплицитные представления о субъектах экономических отношений, содержание которых связано с типом экономической деятельности испытуемых. Это представления испытуемых о себе как субъекте экономических отношений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выделяются три основных типа категориальной структуры обыденного экономического сознания — «Предпринимательский» тип, тип «Наемные работники» и «Смешанный тип». При этом полученная тииология описывает не более 40% испытуемых, в связи с тем, категориальная структура сознания большинства испытуемых отличается диффузностью, размытостью, и не позволяет выделить какие-то определенные типы.

2. В содержании имплицитных представлений о субъектах экономической деятельности выделяются общие устойчивые представления, носящие оценочный характер, и характерные для всех выделенных групп испытуемых. Таким основными устойчивыми измерениями, характеризующими категориальную структуру обыденного экономического сознания испытуемых, выступают «Экономическая независимость — Экономическая зависимость», «Родственные отношения — Денежные отношения». Первое измерение носит оценочный характер и ориентировано на оценку экономического статуса и положения субъекта экономических отношений. Второе измерение ориентировано в большей степени на оценку характера самих экономических отношений, выраженности их «рыночного» или «семейного» полюса.

3. Существуют имплицитные представления о субъектах экономических отношений, содержание которых связано с типом экономической деятельности испытуемых. Основные различия между типами категориальной структуры обыденного экономического сознания возникают в сфере самоидентификации испытуемых по измерению «Экономическая независимость — Экономическая зависимость» на данный момент, в прошлом и в будущем. Для «Предпринимательского» типа характерна идентификация себя как более независимого и успешного, для типа «Наемные работники» скорее как зависимого и неуспешного, для «Смешанного» типа — нейтральная идентификация по этому измерению.

4. Наряду с устойчивыми паттернами, задающими основные измерения обыденного экономического сознания испытуемых существуют также имплицитные представления о субъектах экономических отношений, отличающиеся изменчивостью и динамичностью. Для позиций «Покупатель», «Кто-то из ваших знакомых, занимающийся многоуровневым маркетингом» («Дистрибьютор») и «Человек, которого вы считаете непорядочным» («Непорядочный») характерна неустойчивая идентификация относительно измерения «Родственные отношения — Денежные отношения», что говорит о продолжающемся процессе изменения и формирования актуальной категориальной структуры обыденного экономического сознания респондентов.

5. Основные различия, складывающиеся между типами экономического сознания испытуемых, заключаются в сфере экономического самосознания испытуемых. Соответственно одним из наиболее оптимальных путей повышения социально-экономической адаптивности людей выступает коррекция их экономической самооценки, собственных представлений о себе как субъекте экономических отношений (экономическом субъекте).

Теоретическая значимость исследования.

1) выражается в общем вкладе в развитие экономической психологии в области изучения экономических представлений разных субъектов экономических отношений и расширении понимания механизмов функционирования обыденных представлений в экономической сфере- 2) заключается в углублении теоретического анализа понятия обыденного экономического сознания, категориальной структуры обыденного экономического сознания- 3) состоит в разработке понятия имплицитные представления о субъектах экономических отношений и определении его места среди более широкой области теории социальных представлений- 4) существует в обосновании адекватности использования психосемантического подхода для исследования особенностей организации категориальной структуры обыденного экономического сознания.

Практическая значимость исследования определяется, во-иервых, проведенной модификацией и апробацией методики репертуарных решеток для возможности исследования содержания индивидуальной категориальной структуры обыденного экономического сознания респондентов. Во-вторых, полученные результаты и выводы исследования позволяют обозначить одно из основных направлений повышения экономической адаптивности людей.

Процесс повышения экономический адаптированности людей в той или иной степени может быть обеспечен, с одной стороны, прояснением обыденных экономических представлений, повышением адекватности картины экономической реальности людей. С другой стороны, коррекционной работой с экономическим самосознанием людей, их экономической самооценкой.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, анализом психологической литературы по проблеме, подбором методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, репрезентативностью выборки, а также использованием адекватных методов математической статистики и многомерного статистического анализа данных. Кроме того, в процессе анализа данных полученные результаты сопоставлялись с результатами исследований других авторов, что позволило повысить степень обоснованности выводов исследования.

Апробация и внедрение результатов.

Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета, на общеуниверситетских научных конференциях, на семинарах, проводимых совместно с экономистами на факультете управления и бизнеса ТюмГУ, на научных конференциях: «Психология созидания» (Казань, 2000), «Экономическая психология: актуальные прикладные и теоретические проблемы» (Иркутск,. 2001), 2-я Всероссийская научная конференция РПО «Психология и экономика» (Калуга, 2002), на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Института психологи РАН (Москва, 2003), на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ (Москва, 2003). Имеется опыт практического использования результатов исследования в консультативной практике.

Выводы по третьей главе.

Анализ результатов социально-психологического исследования имплицитных представлений об экономических субъектах, составляющих категориальную структуру обыденного экономического сознания, позволяет сделать следующие выводы:

1. Было выделено три типа категориальной структуры обыденного экономического сознания — «Предпринимательский» тип, тип «Наемные работники» и «Смешанный тип». Вместе с тем, было обнаружено, что полученные типы не имеют жесткой детерминации с типом экономической деятельности (наемные работники, предприниматели, занятые в сетевом маркетинге).

2. В ходе выявления типов категориальной структуры обыденного экономического сознания субъектов экономических отношений, было обнаружено, что полученные типы объясняют не более 40% выборки, при этом бо.

105 лее 25% испытуемых представлены в первом типе.

3. Выявлены основные измерения, характеризующие категориальную структуру обыденного экономического сознания испытуемых — первое измерение «Экономическая независимость — Экономическая зависимость», второе измерение «Родственные отношения — Денежные отношения».

4. Выявлены основные различия между типами категориальной структуры обыденного экономического сознания. Обнаружено, что основное различие, которое существует для разных типов категориальной структуры обыденного экономического сознания, заключается в расположении позиций «Вы», а также «Вы три года назад», «Вы через три года» относительно измерения «Экономическая независимость — Экономическая зависимость». Для «Предпринимательского типа» позиция «Вы» расположена ближе к полюсу «Экономической независимости», для «Наемных работников» эта позиция расположена ближе к полюсу «Экономической зависимости», для «Смешанного типа» — нейтральна по отношению к этому измерению.

5. Наряду с устойчивыми паттернами, характеризующими полученные измерения, и получаемыми вне зависимости от использованного способа счета, было выявлено три позиции, которые меняли свое положения при изменении используемой метрики и количества вращаемых факторов. Это позиции «Покупатель», «Кто-то из ваших знакомых, занимающийся многоуровневым маркетингом» («Дистрибьютор») и «Человек, которого вы считаете непорядочным» («Непорядочный»). Это возможно, во-первых, потому что специфические особенности каждого из способов счета не дают возможность точно определить место данных объектов шкалирования в пространстве выделенных измерений. Во-вторых, данные объекты шкалирования имеют нечеткое позиционирование в категориальной структуре сознания испытуемых, и разные способы счета демонстрируют это.

6. Процесс повышения экономический адаптированности людей, так или иначе, может быть обеспечен, во-первых, прояснением обыденных экономических представлений, повышением адекватности картины экономической реальности людей. Во-вторых, коррекционной работой с экономическим самосознанием людей, их представлением о себе как субъекте экономических отношений.

Практические рекомендации.

1. Результаты, полученные в исследовании, могут использоваться при чтении лекций по проблемам экономической психологии, проблемам восприятия субъектов экономических отношений в экономической сфере, особенностям формирования экономических представлений.

2. Программы, ориентированные на повышение экономической адаптации разных слоев населения должны быть направлены, в том числе, и на прояснение обыденных экономических представлений, повышение адекватности картины экономической реальности людей, коррекционную работу с их экономическим самосознанием и представлением о себе как субъекте экономических отношений.

3. Перспективным направлением исследований по заявленной проблематике выступает исследование и сравнительный анализ экономического самосознания личности для людей, различающихся по своим социально-экономическим характеристикам.

4. Апробированный в исследовании модифицированный вариант репертуарных решеток выступает в качестве инструмента, позволяющего выявить индивидуальные имплицитные представления о субъектах экономических отношений. Соответственно, перспективным направлением работы является дальнейшее развитие диагностических возможностей предложенного инструментария в целях индивидуальной работы с испытуемыми, направленной на выявление и коррекцию их экономических представлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. 191 с.
  2. В. С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. 176 с.
  3. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегемоны к психологической теории смысла. Самара: Издательский Дом «Бахрах -М». 2000. 336 с.
  4. Р.Г. Об основных видах противоречия стимуляции и мотивации работников в труде // Ежегодник РПО, т. 9, вып. 7. Психология и экономика. Москва-Калуга: 2002, С. 99−101.
  5. Актуальные проблемы экономической психологии. Сборник научных трудов. М.: АНХ при совете министров СССР, 1984. 157 с.
  6. В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика), т. 1. СПб.: «Издательство ДНК», 2000. 528 с.
  7. С.Н., Мамаева В. Ю. Экономическая психология в системе социально-трудовых отношений. Учебно-методическое пособие. Омск: Омский госуниверситет. 2002. 134 с.
  8. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. Б. И. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. 350 с.
  9. П.Артемьева Е. Ю Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 127 с.
  10. F.T. Социально-психологические черты созидающего менеджера-предпринимателя. // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А. Н Туполева, РПО. 2000
  11. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии, 1999, № 4.
  12. Баранова З. Я Креативность в деятельности служащих государственных учреждений // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, РПО. 2000.
  13. Г. С. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г. // Вестник СПбГУ, 1993. Сер. 5. Вып. 3. С. 625−628.
  14. С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М.: Николло-Медиа, 2001, 302 с.
  15. Ю.С. Имплицитные теории организационных межличностных отношений. Дисс. канд. психол. наук. Тюмень: 2003.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат. 1992.400 с.
  17. И. Образ успешного предпринимателя г. Тюмени. Дипломная работа. Тюмень: ВПШ, ТГУ, 2001.
  18. Дж. Психология познания за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
  19. С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.412 с.
  20. А. К разработке интегративного курса экономической теории // Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  21. М. К., Семенов В. А. Экономика и психология. На перекрестке наук: Учебное пособие. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998. 400 с.
  22. М. К., Семенов А. М. Экономический человек: в помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент. М.: Дело, 2000. 176 с.
  23. И.А. Ненавязчивый шарм постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 2.
  24. Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей, культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  25. Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики, 1994. № 6.
  26. Вахитова 3.3. Психологическое пространство частной собственности. // «Психология созидания». Т.7, вып. 1. Казань: 2000 г.
  27. Вахитова 3.3. К проблеме определения структуры и функций обыденного экономического сознания. // Ежегодник РПО, т. 9, вып. 7. Психология и экономика. — Москва-Калуга: 2002, С. 18−19.
  28. Вахитова 3. 3. Коммуникативные основы экономических отношений. // Психология и экономика. Труды 1-й Всероссийской конференции по экономической психологии. Москва-Калуга: 2000, с.
  29. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с.
  30. И. О. Философия богатства. Тюмень: Издательство ТюмГУ. 2000. 248 с.
  31. Е. А. Об экономических законах, формах производства и парадигме общественного развития // Экономическая психология на пороге XX века. М.: Юристъ, 1998.
  32. JI.C. Собрание сочинений. М.: 1982, т.1.
  33. В.А. Системные описания в психологии. JL: 1984.
  34. В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьева// Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1979. № 4.
  35. О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы. СПб.: Издательство СПбГУ, 1999. 240 с.
  36. О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 160 с.
  37. X. Экономические представления подростков // Иностранная психология, 1997, № 9.
  38. .З. К построению типологии экономического сознания: анализ пройденного пути // в кн. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к его типологизации. М.: Институт социологии РАН, 1992. С.6−30.
  39. С. Экономическая психология и экономическая информация // РЭЖ. 1999. № 1.
  40. Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследования методом «устной истории» // Вопросы экономики. 1994. № 6.
  41. Е. JI. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, ТОГИРРО, 1998 г. 202 с.
  42. E.JI. Место имплицитных теорий в образе мира // Вузовская наука начала XXI века: гуманитарный вектор. Материалы I Всерос. науч. заочн. конф., Екатеринбург, апрель-май 2002 г. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. С. 153−156.
  43. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. 344 с.
  44. E.JI. Семантический подход к межличностному общению. Дисс. докт. психол. наук. М.: 2000.
  45. В.И. К вопросу о внутренних психологических причинах экономической деятельности людей. Норильск: Норил. индустр. ин-т 1993. 13 с.
  46. Т.В. Изменение субъективной семантики социально-экономических понятий у детей в условиях обучения основам экономических знаний // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999
  47. Г. С. Система ценностей предпринимателей // Психология и экономика. т.9, вып. 7. Москва Калуга- 2002.
  48. Е. А. Методология М. Вебера как способ анализа русского экономического сознания // «Новые» и «вечные» проблемы философии. Новосибирск: 2000, С. 78−86.
  49. А.Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // в кн. Социальная психология экономического поведения. М.: Наука. 1999. С. 30−36.
  50. А.Л., Журавлева Н. А. Динамика экономического сознания российских предпринимателей в 90-е годы XX века // в кн. Современные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002.-С. 122−143.
  51. Л.В. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал, 1998, Т. 19, № 3.
  52. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М.: Московский философский фонд- СПб.: Университетская книга. 1999.
  53. Т.И. Экономика сквозь призму социологии // ЭКО, 1985, № 7.
  54. Т.И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск: «Наука», 1991.
  55. А.Н. Современные тенденции развития экономической психологии: Конспект лекций. Чебоксары: Чувашский ун-т, 2002. 44 с.
  56. А.Н. Экономическое поведение предпринимателей как предмет социально-психологического исследования // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, РПО. 2000
  57. JI.H. Собственность как ценность и ценность собственности: Монография. Тюмень: изд-во ТГУ, 1997. 136 с.
  58. Т.Г. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал, 2001, т. 22, № 6, С. 39−47.
  59. Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.: Издательский центр «Академия», ИП РАН, 1996. 76 с.
  60. Ю. О методе математического моделирования структуры субъективных отношений. //Психологический журнал, том 8, № 5, 1986, с. 137 140.
  61. Ч.А., Соколов Е. Н., Черноризов A.M. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 205 с.
  62. В.И. Поведение потребителей. М- Питер, 2000 (электронный вариант: http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/cb/books3.htm)
  63. B.JI. К теории постэкономической общественной формации: Научное издание. М.: Турус, Век, 1995.336 с.
  64. B.JI. Понятие творчества в современной экономической теории // Полис. 1992. № ½.
  65. B.JI. Собственность в постиндустриальном обществе в исторической ретроспективе // Вопросы философии. 2000. № 12.69. .Келли А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
  66. А.И. Экономическая психология. М.: Экономика, 1987. 303 с.
  67. А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. 304 с.
  68. А.В. Мифологизация и ремифологизация как социальный феномен. Калуга: Манускрипт, 2001. 310 с.
  69. М.О. Драматургия попрошайничества: описание повседневной практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 3.
  70. И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерстов. М.: УЦ «Перспектива», 1997. 288 с.
  71. . Функция и поле речи и языка в психоанализе. Пер. с фр. М.: Изд-во «Гнозис», 1995. 192 с.
  72. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: «Педагогика-Пресс», 1994.
  73. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
  74. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2.
  75. А.Н. Психология образа. // Вестник МГУ, сер. 14 «Психология». 1979. № 2.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
  77. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1990. № 3.
  78. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. 1999. 487 с.
  79. Р. Потребление и потребительство // Свободная мысль XXI века. 2001. № 6.
  80. А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. 688 с.
  81. А. М. Другая математика // Школьные технологии. № 6. 1998.
  82. А. М. Подсознательный Маркс или Евангелие, которое не состоялось: книга-гипотеза. Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1993. 288 с.
  83. .Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М.: Изд-во «Наука», 1984 г.
  84. Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2000. 704 с.
  85. П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра. // Иностранная психология. 1997 г. № 9.
  86. А.Р. Язык и сознание. М.: 1979
  87. Люди и деньги / Под общ. ред. В. В. Новикова, С. И. Ериной в 2х т.т. Ярославль: Ярославский ун-т им. П. Г. Демидова, 1999. 306 с.
  88. Магомед-Эминов, Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения // Вестник МГУ. сер 14 «Психология». 1984. № 1.
  89. Макконел Кэмбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. М.: Республика, 1992.
  90. С. В. Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит. 1989. № 4.
  91. С.В. Интраэкономическая модель экономического поведения и «иллюзия прибыльности» // Психологический журнал, том 12. № 4. 1991.
  92. С. В. Основы экономической психологии. Учебное пособие. М. 1992.
  93. С.В. «Экономический человек и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. 1999. № 6. том 11.
  94. К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 6. М.: Политиздат, 1985. 574 с.
  95. В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль, 1998.
  96. А.В. Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов. М.: Институт молодежи, 1999. 30 с.
  97. М.Е. Обыденное сознание и современность (философский анализ). М.: Издательский центр «Ветеран отчизны», «Мегаполис», «Рассвет», 2002. 264 с.
  98. О.В., Михайловская И. Б. Факторный анализ для психологов. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. 169 с.
  99. О.В., Петренко В. Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. М.: Изд-во МГУ, 1997. 214 с.
  100. О.В., Петренко В. Ф. Топология и метрика в психосемантических моделях сознания // 2000.
  101. С. Машина, творящая богов. М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 560 с
  102. С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1994. № 1.
  103. А. И. Заметки к теории экономической психологии. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999. 146 с.
  104. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  105. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. М.: Изд-во «ЗНАК», 1997. 312 с.
  106. Н.А. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания: априорное обоснование типологии. // в кн. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к его типологи-зации. М.: Институт социологии РАН, 1992. С. 31−46.
  107. Е.Ю. Философские основания экономических мотивов личности. Автореф. дисс. на соискание степени доктора философ, наук. М.: 1995
  108. P.M. Курс микроэкономики. Учебник для ВУЗов. М.: Издательская группа «НОРМА», ИНФРА-М, 1999. 572 с.
  109. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психологический журнал. 1993. № 1.
  110. Образ жизни и состояние массового сознания М.: Ин-т социологии РАН, 1992.
  111. В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи: Монография. Тюмень Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2001. 342 с.
  112. Ю.М. Опыт философии хозяйства. М.: Изд-во МГУ, 1990. -382 с.
  113. Основы экономической психологии. Учебное пособие / под ред. В. М. Соколинского. М.: ФА, 1999. 132 с.
  114. Первая встреча экономических психологов в Москве. // Психологический журнал. 1994. № 1.
  115. В.Т. Нелинейный типологический анализ социально-экономической информации (математические и вычислительные методы). Л.: Наука, 1983. 176 с.
  116. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.
  117. В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. 400 с.
  118. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 177 с.
  119. Т.В. Проблема моделей рационального экономического поведения человека // Вторые Иллиадиевские чтения. Курск: Изд-во КГПУ, 1999.
  120. Т.В. Экономическая культура в контексте познания // Вторые Иллиадиевские чтения. Курск: Изд-во КГПУ, 1999.
  121. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  122. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1984. № 4.
  123. В.В. О сравнительном описании качественно разных видов мышления // Вестник МГУ. сер. 14 «Психология». 1990. № 3.
  124. В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2001.240 с.
  125. В.П. Психологические отношения в условиях изменения форм собственности. М.: ИПРАН, Лаборатория социальной и экономической психологии. 2002.
  126. А. А. Неоклассический канон экономической рациональности: идея критики // Экономическая психология на пороге XX века. М.: Юристь, 1998.
  127. Н.В. Экономическое поведение. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. 236 с.
  128. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи. М.: Молодая гвардия. 1986. 288 с.
  129. В.Д. Экономическое сознание: сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1981. 239 с.
  130. О.Г. Экономическая психология субъекта // Психология и экономика. Москва Калуга, 2000.
  131. В.В. Модификации теории «полезности». М.: «Мысль». 1984. 134 с.
  132. Проблема ценности в философии. М.: Наука, 1966.
  133. В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков. Дисс. канд. психол. наук. Тюмень, 2001.
  134. П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти- Бедность как экономический принцип- Порнократия или женщины в настоящее время. М.: Республика, 1998. 367 с.
  135. Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  136. Н.С. Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 512 с.
  137. Психологический словарь. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: 1990.
  138. Психология и марксизм // Психологический журнал. 1993. № 1.
  139. Психология предпринимательской деятельности (развитие российского предпринимательства в начале 1990х годов) / Под общей ред. Бодрова A.M. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. 175 с.
  140. Психология сознания / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001.480 с.
  141. В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие. М.: АспектПресс, 1998. 368 с.
  142. С.К. Общественно-политические процессы перестройки с позиций социальной психологии // Психологический журнал. 1990. № 3.
  143. Г. И. Логика и интуиция при принятии решений // Полигнозис. 2001. № 2.
  144. Русская философия собственности (XVII XX вв.). СПб.: СП «Гаиза». 1993.512 с.
  145. В.И. Мифы для массового человека // Полигнозис, 2001, № 1.
  146. П. Экономика. В 2-х томах. М.: МГП «Алгон», ВНИИСИ, 1992.
  147. Е.Н. Удовлетворенность работников производственной обстановкой в различных организационно экономических условиях // Современные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С.275−290.
  148. А.Л. Экономическое поведение: социально-психологическое обоснование теоретической типологии: Препринт. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. 46 с.
  149. С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестник Моск. ун-та, сер. 14 «Психология». 1981. № 2.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск: Петраком, 1993.
  151. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 1. Общая психология, психология труда и инженерная психология. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28−29 января 2002 г.: М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 312 с.
  152. Г. Н. Экономическая социология. Учебник. М.: «Филинъ" — Мн.: «Беларуская навука», 2000 376 с.
  153. Г. Н., Кобяк О. В. Экономическая социология: вопросы и ответы. Мн.: «Промпечать», 1999. 96 с.
  154. В.М. Психологические основы экономики: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. 215 с.
  155. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. 295 с.
  156. М.Н. Содержание потребительских представлений в детстве // Психология и экономика. Москва Калуга, 2000.
  157. Степнова J1.A. Изучение экономического сознания методом семантического дифференциала // Социс, 1993, № 4.
  158. М.К. Особенности предпринимателей из числа армян // Психология созидания, т.7, вып. 1. Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, РПО. 2000.
  159. Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993. 380 с.
  160. А.Ю. Анализ данных методом многомерного шкалирования. М.: Наука, 1986. 168 с.
  161. А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. 268 с.
  162. К.А. Современное экономическое мышление. М.: Политиздат, 1986. 239 с.
  163. Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл. 2001. 263с.
  164. Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998 г. 209 с.
  165. Е.Б., Позняков В. П. Программа исследования удовлетворенности предпринимательской деятельностью // Современные проблемы психологии управления. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 144−165.
  166. А.В., Ковалев С. В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989 г. № I.
  167. Э. Иметь или быть? М.: «Прогресс», 1986.
  168. В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск: «Наука», 1979.
  169. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира// Вестн. Моек ун-та. Сер. 14 «Психология». 1990.
  170. П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992. 704 с
  171. X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 1988.
  172. Дж. Психологический анализ культурных установок. М.: «Добросвет», 1997. 219 с.
  173. К. Еще раз об «экономике»: не сотвори себе кумира. // РЭЖ. 2000. № 5−6. С. 12−18.
  174. А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: 1997. 201 с.
  175. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. госуниверситета, 1983. 158 с.
  176. X. Экономическая антропология. СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. 192 с.
  177. X., Тваровский А. В. Экономическая антропология: программа курса // Журнал социологии и экономической антропологии, 2000, № 1.
  178. Экономическая психология. Под ред. И. В. Андреевой СПБ.: Питер, 2000. 512 с.
  179. Экономическая психология в системе рыночных отношений. СПб.: Институт социально-экономических проблем РАН, 283 с.
  180. Экономическая психология в структуре жизненных реалий / Под. ред. М. А. Винокурова, А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 252 с.
  181. Экономическая психология: ориентация на потребности производства // Психологический журнал. 1993. № 1.
  182. Becker, Gary S. The economic approach to human behavior. Chicago-London, 1976.
  183. , A. (1982a). Explanations for unemployment in Britain. European Journal of Social Psychology, 12, 335- 352.
  184. , A. (1982b). Why are the poor always with us? Explanations for poverty in Britain. British Journal of Social Psychology, 21, 311−322.
  185. Furnham, A., and Lewis, A. (1986). The Economic Mind: The social psychology of economic behaviour. Brighton: Wheatsheaf.
  186. Livingstone, S., and Lunt, P. (1993). Savers and borrowers: Strategies of personal financial management. Human Relations, 46(8), 963−985.
  187. , P. K. (1989). The perceived causal structure of unemployment. In Grunert and Olander (Eds.) Understanding Economic Behaviour. Kluwer: Amsterdam.
  188. , P. К., and Livingstone, S. M. (1991). Psychological, social and economic determinants of saving: comparing recurrent and total savings. Journal of Economic Psychology, 30, 309−323.
  189. Leiser, D., Seven, G., and Roland-Levy, Ch. (1990). Children’s economic socialization: Summarizing the cross-cultural comparison of ten countries. Journal of Economic Psychology, 11(4), 467−468.
  190. Markova I. Towards an epistemology of social representation // J. for the theory of social behavior, 1996, V 26, № 2, p 177−196
  191. W. Fred van Raaij. Postmodern consumption // J. of economic psychology. 1993. September № 3 vol. 14.
  192. Robben, H.S.J.- Groenland, E.A.G. The future of economic psychology // J. of econ. psychology. Amsterdam, 1993. Vol. 14, N 3. P. 455−460.
  193. К) I—* р 00 CF Ul u> NJ г-1. Продавец1. Покупатель1. Должник (дебитор)
  194. Кредитор (тот, кому должны)1. Хозяин (собственникО1. Спонсор (инвестор)
  195. Человек, которого спонсируют (я или кто-то)1. Работодатель1. Наемный работник1. Партнер1 Конкурентw чо
  196. Кто-то из ваших знакомых, кого вы считаете успешным в экономической деятельности
  197. Кто-то из ваших знакомых, кого вы считаете неуспешным в экономической деятельности1. Ваша мать1. Ваш отец1. Вы1. Вы три года назад1. Вы через три года
  198. Человек, имеющий высокий уровень дохода
  199. Человек, имеющий низкий уровень дохода
  200. Человек, которого вам жалко1. Счастливый человек
  201. Кто-то из ваших знакомых, занимающийся пред п ри н и мател ьской деятел ьн остью.
  202. Кто-то из ваших знакомых, занимающийся м ногоуровневым маркетингом
  203. Человек, которого вы считаете честным
  204. Человек, которого вы считаете непорядочным
  205. Человек, живущий на иждивении
  206. Самостоятельно обеспечивающий себя человек1. Пол1. Возраст
  207. Уровень дохода (до 3-х тысяч в месяц, от 3-х до 6-ти тысяч, от 6-ти до 10-ти тысяч, до 20 тысяч, до 40 тысяч, свыше 40 тысяч)3. Способ получения дохода:
  208. A) занятие предпринимательской деятельностью1. Б) заработная плата1. B) стипендия или пособие
  209. Г) другие источники дохода (назовите)1. Инструкция:
Заполнить форму текущей работой