Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторически сложилось так, что арттерапия как метод психотерапии, основанный на искусстве и стимулировании творческой деятельности субъекта, в основном используется в клинической практике. В сфере профессиональной подготовки артерапия не нашла должного практического применения. Вместе с тем, можно полагать, что арттерапия заключает в себе богатые возможности, способные стимулировать развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема развития творческого потенциала личности будущего учителя
    • 1. 1. Психологическое содержание понятия творческого потенциала личности
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы рассмотрения проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя
    • 1. 3. Арттерапия в системе средств развития творческого потенциала личности будущего учителя
  • Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии
    • 2. 1. Организация и методы исследования творческого потенциала личности будущего учителя в условиях вузовского обучения
    • 2. 2. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала личности будущего учителя

Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современный период развития общества характеризуется изменениями, происходящих во всех сферах жизнедеятельности. Общество заинтересовано в социальном заказе на личность, имеющую прочные, глубокие знания и способную к самостоятельному, творческому решению проблем, саморазвитию и преобразованию окружающего мира.

Реагируя на изменения общества, меняется и образование. Гуманизация как генеральное направление его развития предполагает акцентирование внимания на развитии творческих компонентов личности, поскольку именно субъекты образовательного процесса реализуют творческий потенциал общества.

Изменение ценностных ориентации в системе образования, потребность в личностно-ориентированном обучении, установка на общее психологическое развитие ребенка привели к широкому распространению идей развивающего обучения, реализовавшихся в создании систем развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л. В. Занков, Д.Б. Эльконин), которые ставят своей целью развитие творческих, исследовательских способностей и навыков учащихся, приобретения ими опыта творческой деятельности. При этом педагогическое творчество выступает как показатель качества учебно-воспитательного процесса.

Главными результатами педагогического труда становится развитие творческих способностей учащихся, освоение ими способов творческой деятельности. Условия достижения этих результатов настолько сложны, что успеха достигают только те учителя, которые способны творчески подойти к организации учебного процесса, решению поставленных педагогических задач, реализации инновационных образовательных программ.

Исследование творчества является приоритетным направлением психологии и педагогики высшей школы. Проблеме развития творческих способностей будущего учителя посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, JT.B. Занкова, В.А.Кан-Калика, Е. А. Максимовой, А. Маслоу, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, Дж. Гилфорда, Е. П. Торренса, Д. Б. Эльконина.

Однако современная педагогика и психология имеет гораздо меньше трудов, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности в профессиональной деятельности. Изучение проблемы развития творчества будущих учителей получает новый аспект рассмотрения через проблему развития творческого потенциала студентов педагогических вузов, основываясь на том, что последний включает в свой состав резервные возможности личности, способные получить актуализацию и развитие с помощью организованного психолого-педагогического воздействия.

В работах многих исследователей (Т.Е. Бацаев, Д. Б. Богоявленская, Т. А. Буи, P.M. Грановская, Н. В. Демидов, A.M. Матюшкин и др.) отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно внимания уделяется опыту целенаправленного развития творческого потенциала будущих педагогов как интегральной характеристики личности, что требует адекватных методических средств в решении данной проблемы.

Исторически сложилось так, что арттерапия как метод психотерапии, основанный на искусстве и стимулировании творческой деятельности субъекта, в основном используется в клинической практике. В сфере профессиональной подготовки артерапия не нашла должного практического применения. Вместе с тем, можно полагать, что арттерапия заключает в себе богатые возможности, способные стимулировать развитие творческого потенциала личности, в частности, использование арттерапевтических практик в системе профессиональной подготовки может являться одним из способов развития творческого потенциала личности будущего учителя.

В области педагогики и психологии имеются труды по проблеме внедрения арттерапии в систему профессионального образования (Н.Ф.Вишнякова, Л. А. Петровская, К. Уэлсби, А.П. Федорова), однако они носят сугубо теоретическую направленность при отсутствии рекомендаций практического характера.

Важность проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя определяется рядом значений:

Социальным, так как формируется человек с особым складом мышления, способный к радикальным изменениям и преобразованиям.

Научным, так как служит средством познания творческого потенциала личности будущего учителя.

Практическим, так как возможно применение новых приемов в рамках психолого-педагогического воздействия для развития творческого потенциала личности.

Наличие противоречия между существующим социальным заказом на новых творческих педагогов и недостаточной теоретико-методической разработкой проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя, определило актуальность настоящего исследования.

Все выше изложенное обозначило выбор темы диссертационного исследования «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии».

Цель исследования: раскрыть психологическую сущность творческого потенциала личности и изучить возможность его развития у будущих учителей с помощью арттерапевтических средств.

Объект исследования: творческий потенциал личности будущего учителя.

Предмет исследования: динамика развития творческого потенциала личности будущего учителя в процессе использования специально разработанной программы арттерапевтических занятий.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

1. Психологическую сущность творческого потенциала личности будущего учителя составляет единство креативной и ценностно-смысловой сфер личности.

2. Использование арттерапевтических средств при проведении занятий с будущими учителями стимулирует развитие их творческого потенциала.

Цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы определить и обосновать психологическую сущность развития творческого потенциала личности будущего учителя.

2.Систематизировать психолого-педагогические средства стимулирования творчества студентов педагогических ВУЗов и определить возможности арттерапии в развитии творческого потенциала личности будущего учителя.

3. Разработать программу арттерапевтических занятий по развитию творческого потенциала личности студента педагогического ВУЗа и оценить ее эффективность в ходе экспериментального исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:

— общенаучные методы (логический и аналитический), теоретическое моделирование развития творческого потенциала личности;

— формирующий эксперимент;

— диагностические методы (тестовая методика креативности Е. П. Торренса «Закончи рисунок», Дж. Гилфорда «Необычное использование» в двух вариантах: «Газета» и «Деревянная линейка», тестовая методика «Креативность» Н.ф. Вишняковой, анкетирование «Ценностно-смысловой прифил будущего учителя» «Качества идеального педагога»);

— методы непараметрической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, и-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускала-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона).

Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили:

— труды по проблеме развития творчества в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского;

— деятельностный подход к проблеме развития творчества (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

— гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу;

— исследования отечественных и зарубежных авторов по проблеме творчества как высшей формы самосовершенствования личности (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Дж. Гилфорд, С. Л. Рубинштейн, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Е. П. Торренс, ДБ. Эльконон и др.);

— исследования творческого потенциала личности в работах Н. Ф. Вишняковой, П. Ф. Кравчук, В. Н. Маркова, В. Ф. Овчинникова, Я. А. Пономарева, Е. Л. Яковлевойтеоретические положения Ю. В. Каннабих, Б. Д. Карвасарского, С. Кратохвила, Р. Крачфилда, А. А. Осиповой о возможностях арттерапии, стимулирующих развитие творческих компонентов личности.

Опытно-экспериментальная база исследования.

При проведении эксперимента было задействовано 150 человек (80 студентов 2-х курсов, 40 учителей начальных классов ср. школ г. Калуги, 10 учителей изобразительного искусства, курирующих начальную школу, 20 методистов факультета начального образования). В роли основной группы испытуемых выступили 80 студентов факультета начального образования ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (КГПУ).

Организация исследования. Исследование развития творческого потенциала личности будущего учителя проводилось поэтапно в течение 4-х лет (с 2002 по 2006 годы).

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом этапе (2002;03 гг.) уточнялись подходы и позиции, на основании анализа литературы изучалась проблема, оценивалась ее актуальность, обосновывалась и формулировалась цель, определялись задачи, выдвигалась гипотеза исследования.

На втором этапе (2003;04 гг.) разрабатывалась теоретическая модель, отражающая психологическую сущность процесса развития творческого потенциала личности будущего учителя, ее условия, механизм и средства.

На третьем этапе (2004;05 гг.) на основе предложенной модели была создана программа развития творческого потенциала личности для студентов педагогического ВУЗа, разработаны ее этапы: аналитико-диагностический (констатирующий эксперимент), содержательно-деятельностный формирующий эксперимент, включающий в себя реализацию разработанной программы спецкурса «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя»), оценочно-результирующий и определяюще-перспективный, проведена ее апробация.

На четвертом, заключительном этапе (2005;06 гг.) проводились статистическая обработка, обобщение и систематизация данных исследования.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась четкостью исходных методологических позиций, обоснованным применением метода статистической обработки данных, апробацией и оценкой внедрения полученных результатов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе: — раскрыты возможности арттерапии в стимулировании развития творческого потенциала личности будущего учителя: арттерапия предоставляет возможность самовыражения личности в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты личности, создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном плане, способствует снятию барьеров, блокирующих проявление творческих возможностей личности;

— определен пакет психодиагностических методик, предназначенный для исследования динамики развития творческого потенциала личности будущего учителя, включающий диагностики уровня развития вербального и образного мышления, креативных характеристик в образе «Я"-реальный и «Я"-идеальный, анкеты на выявление ценностно-смыслового отношения к профессии учителя;

— определены этапы активизации творческого потенциала личности будущего учителя в процессе проведения арттерапевтических занятий: этап психологического вхождения, этап внутренней конформности, этап самосозерцания в творчестве, этап рефлексии самовыражения в творчестве;

— получены новые экспериментальные данные о взаимосвязи креативного и ценностно-смыслового компонента творческого потенциала личности будущего учителя: изменение ценностного отношения к творчеству способствует перестройке характеристик «Я"-идеального в сторону положительной динамики его креативного компонента, что, в свою очередь, побуждает личность к свободному творческому самовыражению.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— конкретизировано психологическое содержание понятия «творческий потенциал личности будущего учителя», которое раскрывается через связь креативной и ценностно-смысловой сфер личности;

— определены основные показатели развития творческого потенциала личности будущего учителя, отражающие изменения в ценностно-смысловой и креативной сферах;

— показана роль изменений ценностно-смысловой сферы в динамике развития творческого потенциала личности будущего учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— разработана, опубликована и внедрена на базе факультета начального образования КГПУ им. К. Э. Циолковского авторская программа спецкурса «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя» [50];

— составленная автором программа спецкурса «Изобразительное искусство в контексте модернизации системы начального образования», одним из модулей которой является «Использование арттерапии в практике начального образования» опубликована и внедрена в практику чтения курсов повышения квалификации работников образования при КОИПКРО [49];

— авторские программы спецкурсов могут быть широко использованы в практике профессиональной подготовки педагогов и на курсах повышения квалификации работников образования;

— арттерапевтические техники и упражнения, описанные в авторской программе «Развитие творческого потенциала личности будущих учителей» могут получить применение при организации занятий по педагогике, педагогической психологии, искусству в системе профессионально-педагогической подготовки с целью развития творческого потенциала личности ее субъектов;

— разработанные автором диагностические анкеты могут использоваться для изучения особенностей отношения будущих учителей к выбранной профессии.

Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается: теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, методологической обоснованностью комплекса методик исследования, сочетанием количественного и качественного анализа теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативной выборкой испытуемых (150 человек), статистическими методами обработки полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческий потенциал личности будущего учителя представляет собой интегральное образование, отражающее меру возможностей актуализации внутренних ресурсов личности в продуктивной профессиональной деятельности и характеризуется единством креативной и ценностно-смысловой сфер личности.

2. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя будет определяться следующими показателями:

— изменение личностных характеристик в образе «Я"-идеальный в сторону положительной динамики его креативного компонента;

— развитие креативности как одного из компонентов творческого потенциала личности;

— формирование ценностно-смыслового отношения к творчеству и педагогической деятельности, требующей творческого подхода в ее организации.

3. Арттерапия как методическое средство, включенное в процесс профессиональной подготовки будущих учителей, обеспечит развитие их творческого потенциала, поскольку арттерапевтические практики заключают в себе развивающие возможности, содействующие всестороннему раскрытию творческого потенциала личности:

— терапия искусством, использующая комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, предоставляет возможность самовыражения в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты личности (воображение, интуицию, оригинальность, гибкость и беглость творческого мышления), а также способствует снятию барьеров, блокирующих проявление творческого потенциала личности;

— использование арттерапии создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном аспекте его рассмотрения;

— целенаправленное арттерапевтическое воздействие акцентирует направленность личности на творческие виды деятельности, одним из которых является профессионально-педагогическая деятельность.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международной научно-методической конференции в ТПГУ им. Л. Н. Толстого в октябре 2004 г., на Всероссийской научно-практической конференции в г. Пензе, Приволжский Дом знаний в октябре 2004 г., на IX Всероссийской научно-практической конференции в КГПУ им. К. Э. Циолковского в апреле 2005 г., на Межрегиональной научнопрактической конференции в КГПУ им. К. Э. Циолковского в декабре 2004 г., на III Областном научно-практическом семинаре преподавателей средних специальных педагогических учебных заведений Калужской обл. и КГПУ им. К. Э. Циолковского в апреле 2005 г., на Областной научно-практической конференции в КОИПКРО в марте 2005 г., на II Межвузовской научно-практической конференции в БГУ им. акад. И. Г. Петровского в октябре 2003 г., на научной конференции студентов и аспирантов по итогам научно-исследовательской работы за 2004 г. в КГПУ им. К. Э. Циолковского в мае 2005 г. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах ГОУ ВПО «Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского» (2002;2006 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения автором спецкурса «Развитие творческого потенциала личности будущего учителя» со студентами 2 курсов дневного отделения факультета начального образования КГПУ им. К. Э. Циолковскогопроведения практических занятий в рамках дисциплины «Методика изобразительного искусства» на базе факультета начального образования КГПУ им. К. Э. Циолковскогов процессе проведения творческих занятий с учащимися старших классов ср. школ г. Калуги в рамках объединения «Психология и космос» в центре дополнительного образования для детей и юношества «Созвездие» г. Калугирезультаты исследования использовались автором в процессе чтения лекций и проведения практических занятий на курсах повышения квалификации работников образования на базе КОИПКРО.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, включающего 194 источника, в том числе 4 — на иностранном языке, приложения. Диссертация изложена на 233 листах машинописного текста, содержащего 21 таблицу и 23 рисунка.

Результаты исследования по проблеме развития творческого потенциала личности будущего учителя позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение как на теоретическом, так и на практическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема развития творчества будущих учителей, являясь актуальной в свете современного образования, получила новый аспект рассмотрения через проблему развития творческого потенциала личности студентов педагогических вузов.

Установлено, что творческий потенциал личности будущего учителя как единство компонентов креативной и ценностно-смысловой сфер, в своем развитии способен изменять границы между потенциальным и актуальным.

Наиболее гибкой, открытой для развития творческого потенциала личности будущего учителя является ценностно-смысловая сфера. Ее изменение, сопровождающееся признанием творчества как ценности профессионально-педагогической деятельности, влечет за собой включение творческих характеристик в образ идеального «Я», что, в свою очередь, стимулирует процесс всестороннего самовыражения и, как следствие, развитие креативного компонента творческого потенциала личности будущего учителя.

Показано, что использование арттерапии как методического средства в проведении занятий в системе профессиональной подготовки будущих учителей содержат в себе основы для эффективного воздействия на развитие их творческого потенциала, поскольку имеют богатые возможности для воздействия на креативную и ценностно-смысловую сферу: арттерапия предоставляет возможности самовыражения личности в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты, а также способствует снятию барьеров, препятствующих раскрытию творческого потенциала личностииспользование арттерапии создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном аспектецеленаправленное арттерапевтическое воздействие акцентирует направленность личности на творческие виды деятельности, одним из которых является профессионально-педагогическая деятельность.

Поскольку выявлены, теоретически доказаны и практически подтверждены содержащиеся в арттерапии предпосылки эффективного развития творческого потенциала личности будущего учителя, данный метод и разработанная нами программа арттерапевтических занятий могут быть широко использованы в практике профессиональной будущих учителей в вузе: в качестве спецкурса, на занятиях по искусству (изобразительному, музыкальному, литературному). Отдельные же арттерапевтические техники и упражнения могут применяться педагогами в контексте организации аудиторных занятий по любой дисциплине с целью настроя на занятие, снятия напряжения.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития творческого потенциала личности будущего учителя. Можно выделить ряд направлений дальнейшей разработки указанной проблемы:

— создание модели развития творческого потенциала личности будущего учителя и соответствующих ей эффективных программ, ориентированных на различные категории испытуемых, определившиеся по результатам оказания формирующего воздействия средствами арттерапии;

— создание концепции развития творческого потенциала личности учителя и учащегося.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. — М.: Мысль, 1977. — 224с.
  2. Г. С., Верткин И. М. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев: Леда, 1990. — 584 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 283 с.
  4. А. Психологическое тестирование: Пер. с англ.— СПб- Питер, 2006. 238 с.
  5. В.И. Диалектика и самовоспитание творческой личности. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. 238 с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 240с.
  7. Т.М. Урок как творчество // Вопросы психологии. 1989. -№ 1.- С. 182−184.
  8. Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход. М: Знание, 1985. — 64 с.
  9. В.В. Воспитание творчеством. Благовещенск: Хабаровск, кн. изд-во, 1985.-95с.
  10. Ю.Берн Э. Введение в психоанализ и психотерапию для непосвященных. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002, 461 с.
  11. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -420с.
  12. E.H., Зазыкин В. Г. Прикладная психологическая диагностика. -Калуга: Изд-во КГГГУ им. К. Э. Циолковского, 2003. 88 с.
  13. Богоявленская Д Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла и др. — М.: Смысл, 2000. С.186−198.
  14. Д.Б. Интеллектуальная активность и проблемы творчества.-Ростов-на-Дону: Изд. Рост, ун-та, 1984. 173 с.
  15. A.A. Вершины в развитии взрослого человека. Характеристика и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 165 с.
  16. A.A. В мире подростка. М.: Медицина, 1990. — 89с.
  17. Боно де Э. Латеральное мышление / Пер с англ. СПб: Изд-во «Питер Паблишинт», 1997. — 315с.
  18. Боно де Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении / Пер с англ.-М: Прогресс, 1976. 143с.
  19. .С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопросы психологии. -1990.- № 6. С.46−54.
  20. Брусиловский J1. С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. Е. В. Рожнова. -М.: Просвещение, 1979.- 212с.
  21. A.B. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С.341−346.
  22. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.-96 с.
  23. A.B., Тихомиров O.K. Психология мышления // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова, Л.ИАнцыферовой. М.: Наука, 1989. — С. 11−21.
  24. Г. В. Использование изобразительного творчества в психотерапии. Л.: Веда, 1982. — 129с.
  25. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Акад. проект- Екатеринбург: Деловая кн., 1999. — 363 с.
  26. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.
  27. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие .- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2003. — 223с.
  28. М. Продуктивное мышление. / Пер. с англ., общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1987. 336с.
  29. Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография: В 2-х томах. Минск: Пресс, 1996. — 216с.
  30. Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. 41. -Минск: Пресс, 1995. — 240 с.
  31. А.Н., Галкина Т. В. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. М.: РАН, 1994. — С. 40−81.
  32. А.Н. Диагностика невербальной креативности // Методы психологической диагностики. М.: РАН, 1994. — С. 5 — 39.
  33. JI.C. Воображение и творчество подроста. Собр. соч. в 6-ти томах.- Т 4. -М.: Педагогика, 1984. 432с.
  34. JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 533с.
  35. JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1987. — 344 с.
  36. Т.В., Алексеева Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности // Методы психологической диагностики. -М.: РАН, 1994. С. 82 -108.
  37. П. Я. Введение в психологию. — М.: Университет: Моск.психол.соц.ин-т, 2005. 327 с.
  38. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Сб. Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С.236−277.
  39. Дж. Три стороны интеллекта. // Кн. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С 433 -456.
  40. C.B. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М.: Искусство, 1967. — 295с.
  41. . Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1996. -Т.1.-491 с. Т2.-370 с.
  42. А. Пути изучения творчества. // Вопросы психологии. М.: Школа- пресс. — 1986. — № 5. — С. 23−30.
  43. P.M., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект— Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-268с.
  44. Дж. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. -1993.-№ 1−2.-С.24−31.
  45. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 161 — 167.
  46. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНОТР, 1996. 477 с.
  48. Давыдов В. В, Зинченко В. П. Принцип развития психологии //Вопросы философии. — 1981. № 12. — С.24−36.
  49. И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя. Программа арттерапевтических занятий для студентов педагогических вузов факультета начального образования. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2006. — 79с.
  50. И.В. Удивительный мир творчества. Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов, учителей, воспитателей, методистов, родителей. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2006. — 44 с.
  51. Л.Я. Экзистенциальное Я и креативность // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Отв. Ред. Н. Е. Мажар, В. В. Селиванов. Смоленск: Смол. Гуманитар, ун-т, 1996. — Т2. — С.58−62.
  52. Дружинин В. Н, Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С.22−34.
  53. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С. 29−34.
  54. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.74−84.
  55. С. А. Основы психотерапии детей и подростков: Справочное пособие / Под ред. В. Т. Кондратенко. М.: Изд-во Инст-та Психотерапии, 2001. -176с.
  56. Г. Л. Методы и техники группововой психотерапии. М.: Просвещение, 1990.-263с.
  57. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440с.
  58. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 25−33.
  59. З.Н. Психологические принципы развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1979. 116с.
  60. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, — М.: Педагогика, 1990. 140с.
  61. Ю.В. История психиатрии. М.: Центр развития МГП ВОС, 1994.-528 с.
  62. .Д. Групповая психотерапия.- М.: Просвещение, 1990. -293с.
  63. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.- 192с.
  64. У., Реслер Г. Основные принципы психотерапии в детском и подростковом возрасте // Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. М.: Просвещение, 1985. — 85с.
  65. Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы). СПб.: Изд-во «Питер», 1992.-79с.
  66. В.В., Буянов М. И. Основы психотерапии детей и подростков. Психиатрия детского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 271с.
  67. Кон И. С. Открытие «Я «М.: Прогресс, 1978 — 367 с.
  68. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 -255с.
  69. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. -М.: Просвещение, 1979. 175с.
  70. В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Альфа, 1993.-389с.
  71. А.И. Основы арттерапии. СПб: Изд-во «Лань», 1999. — 255 с.
  72. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158с.
  73. П.Ф. Творческий потенциал как интегральное качество личности // Становление человека в творчестве: тематический сборник. М.: Просвещение, 1994.-С. 166−168.
  74. Краткий психологический словарь.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 505с.
  75. С. Биографическая, тематическая и интеракционная ориентация в групповой психотерапии. М.: Просвещение, 1988. — 197с.
  76. Кропли Артур Дж. Распознавание творческого потенциала: оценка полезности тестов креативности // Психологическая диагностика. 2004. -№ 1.-С.74−93.
  77. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, A.M. Матюшкина. М.: Советская Россия, 1973. — С. 10−29.
  78. Т.В. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.113−120.
  79. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1996. — № 2. — С.21−30.
  80. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  81. Л.Д. Педагогические основы арттерапии в образовании учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 24 с.
  82. В.А. Воспитание творчества.-М.: Знание, 1977. 63 с.
  83. Н.С. Возрастная одаренность, индивидуальные различия. Избранные труды. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 462 с.
  84. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т1. — 1983. — 391 е.- т 2. -1983.-318 с.
  85. И.С. Проблемное обучение. М.: Просвещение, 1974. — 319с.
  86. В.Т., Макацария Г. Т. Современный студент // Социологические проблемы обучения и воспитания в высшей школе. -Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та. 1990. -С.6−23.
  87. .Ф. О системном подход в психологии // Вопросы психологии. -1975. -№ 2.-С.31−45.
  88. А.Ф. Диалектика творческого акта. М.: Контекст, 1981. — 154с.
  89. A.A. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособиедля вузов. М.: Академический Проект «Трикста», 2004. — 176 с. -(Руководство практического психолога).
  90. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144с.
  91. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 1978. — 127 с.
  92. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1979. — 37с.
  93. Лук А. Н. Юмор. Остроумие. Творчество. М: Искусство, 1977.- 184с.
  94. В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Просвещение, 1999.-387 с.
  95. Ю5.Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 222 с.
  96. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / Под ред. A.A. Деркача. М.: Просвещение, 2001. — 184с.
  97. А. Самоактуализация личности // Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 136 с.
  98. Ю8.Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. — № 6.- С.33−39.
  99. Ю9.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  100. ПО.Матюшкин A.M. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. — 153 с.
  101. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Просвещение, 1981. -217 с.
  102. Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя.: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  103. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Кулюткина Ю. Н., Сухобской Г. С. М.: Педагогика, 1981. -120с.
  104. В.А. Психологическое изучение творческой личности Киев: Изд-во «Киершка», 1978. — 67 с.
  105. Музыка души. Введение в музыкотерапию (Составлено по лекциям Антонио Менегетти). СПб.: Изд-во «Питер», 1992. — 172 с.
  106. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества / Перевод с англ. Львов: Инициатива, 2001. — 128 с. — (Серия «Psychologia Vera»).
  107. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987.-253с.
  108. .М. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. — 188с.
  109. P.C. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: Владос, 1995.-712 с.
  110. Н.Д. Педагогика высшей школы. Учеб.пособие. Л.: ЛГПИ, 1974.- 116с.
  111. Г. В., Романенко В. Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. — 168 с.
  112. А. Л. Деятельность, поведение, творчество. М.: Наука, 1990.-362 с.
  113. Дж. Психология и психиатрия в США. М.: Просвещение, 1984.185 с.
  114. Общая психология. Словарь. / Под ред. A.B. Петровского. М.- СПб: Пресэ.-2005.-250с.
  115. В.Ф. Социальная сущность творческого потенциала человека // Вестник МГУ, сер.8. 2001. — № 1. — С. 13−18.
  116. Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого- Предисловие В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 380 с.
  117. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.
  118. Шведовой. 21 изд. перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1989. — 921 с. -с.1058.128.0сипова A.A. Психокоррекция: Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512с.
  119. JI.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Просвещение, 1982. — 168 с.
  120. A.B. Роль фантазии в развитии личности.- М.: Знание, 1961.47 с.
  121. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509 с.
  122. В.М. Творческий потенциал личности: обоснование сущности и подходов к изучению. В сб. «Становление человека в творчестве». -М.: Просвещение, 1994. 258 с. — С.45−74.
  123. Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  124. Я.А. Исследование психологического механизма творческого мышления: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1958. — 24 с.
  125. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. — № 6. — С.33−40.
  126. Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967. — 256 с.
  127. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  128. Я.А. Психология творчества и творчество в психологии. М.: Наука, 1976.- 136 с.
  129. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78с.
  130. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. Тихомиров O.K. М.: Наука, 1975. — 253 с.
  131. Психология личности / Под ред. Дж. Каправа, Д. Сервон. СПб: Изд-во «Питер», 2003. — 640 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  132. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова и др. М.: Наука, 1990.-222 с.
  133. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер-ком, 1998. 743с.
  134. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб: Изд-во «Питер», 2000.-227 с.
  135. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика,. 1991. — 155 с.
  136. Резерв успеха творчество.: Пер. с нем. / В. Калвейт, Г. Нойнер, Ф. Клике и др.- М.: Педагогика, 1989. — 116 с.
  137. Т. Опыт исследования творческого воображения / Пер с. франц. -СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1901. 318 с.
  138. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 6−15.
  139. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы я был учителем // Семья и школа. 1987. — № 10. — С. 21−24.
  140. К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. «Психология», 1989. Т. 2 — С. 58 — 65.
  141. К. О групповой психотерапии. М.: Просвещение, 1993.- 212с.
  142. К. Путь к целостности: человека центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. — 1995. — № 11. -С. 132- 139.
  143. К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — С. 165−169.
  144. В.Е. Лекции по психотерапии. М: Просвещение, 1971. — 174 с.
  145. Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. М.: Мысль.-1981.-207с.
  146. С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во Акад. наук СССР. 1958. — 147с.
  147. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., М.: Педагогика, 1989. — Т1. — 1989. — 485с.- Т2. -1989. — 322с.
  148. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.-416с.
  149. К. Групповая психотерапия. СПб: Питер, 2001. — 376 с.
  150. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ИЦ «Академия», 1997. — 118 с.
  151. В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. -М.: Международ.пед.академия, 1995. 189с.
  152. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональней подготовки.-М.: Просвещение, 1986.- 160с.
  153. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989.— 624с. — С.476.
  154. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2000. — 742с. — С.484.
  155. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632с. — С. 1058.
  156. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач//Вопросы психологии,-1982.- № 1. -С.99−103.
  157. Н.Ф. Педагогическая психология. М.: ИЦ «Академия», 1998.-288с.
  158. Е.Е. Диагностика творческого мышления // Школьный психолог. -2001.- № 5. С.2- 16.
  159. Р., Зенненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: краткое руководство. М.: Рос.психоаналит.ассоц., 1992. — 158 с.
  160. К. Часть целого: арттерапия в педагогике.-М.: Наука, 1993.- 218с.
  161. А.П. Когнитивная психотерапия. СПб.: Изд-во «Питер», 1991.-285с.
  162. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. — 455с.
  163. .А. Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество. -М.: Наука, 1969.-446с.
  164. В.Н. Педагогическая импровизация в творческой деятельности учителя: Учебное пособие для студентов педвузов, — М.: НИИ OA, 1989.-96с.
  165. М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С.38−43.
  166. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Пакуш. М.: Ин-т общегуманит. исследований, 1995. — 302 с.
  167. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Просвещение, 1988. — 268 с.
  168. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 126с.
  169. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.:1. Знание, 1990.-142 с.
  170. Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С.34−43.
  171. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. — 1991. № 1. — С.23−29.
  172. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  173. Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. 2004. — № 1. — С.3−21.
  174. А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.. докт. психол. наук. JI.: Изд-во ЛГПИ, 1968. — 35 с.
  175. Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Изд-во «Академия», 1994. 162с.
  176. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554с.
  177. Н.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144с.
  178. ЕЛ. Диагностика развития творческого потенциала в младшемшкольном возрасте//Психологическая диагностика.-2004.-№ 1. С.51−64.
  179. E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. -№ 5. — С. 44−52.
  180. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С 45−52.
  181. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.-Y.: Henry Holt & Co, 1937.-219 p.
  182. Brand C.R., Egan V. General intelligence and personality. Current topics in human intelligence. N.-Y, 1991. — 113 p.
  183. Guilford J.P. Measurement of Creativity. Exploration in Creativity, -N.-Y., 1967.-212 p.
  184. Torrance E.P. Education and creativity // Creativity progress and potential / By ed C. Taylor. N.-Y.: Mc Graw Hill, 1964. — 133 p.
Заполнить форму текущей работой