Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение износостойкости гильз цилиндров бензиновых двигателей биметаллизацией рабочей поверхности трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. Разработанный технологический процесс изготовления биметаллизированных гильз цилиндров прошел производственную проверку в условиях ОАО «Ульяновский моторный завод». Сравнительные стендовые исследования двигателей в штатной и экспериментальной комплектации проводились в лаборатории «Испытания ДВС» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», эксплуатационные исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ
  • 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Анализ факторов, влияющих на износостойкость гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 2. Анализ существующих способов восстановления гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 3. Пути повышения износостойкости гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания
    • 1. 4. Обоснование цели и задачи исследования
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ ИЗНОСА БИМЕТАЛЛИЗАЦИЕЙ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРОВ
    • 2. 1. Теория взаимодействия трущихся поверхностей при внешнем трении
    • 2. 2. Теоретическое обоснование применения различных цветных металлов для снижения износа деталей ЦПГ
    • 2. 3. Теоретическое обоснование снижения износа за счёт вставок из цветного металла
    • 2. 4. Теоретическое обоснование формы, геометрических размеров и количества кольцевых канавок на рабочей поверхности трения гильзы цилиндров
  • Выводы
  • 3. КОНСТРУКТИВНЫЙ ВАРИАНТ ИСПОЛНЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЗИРОВАННОЙ МЕДЬЮ ГИЛЬЗЫ ЦИЛИНДРОВ
    • 3. 1. Конструкция биметаллизированной гильзы цилиндров и работа пары трения «поршневое кольцо — гильза»
    • 3. 2. Технологический процесс изготовления биметаллизированной медью гильзы цилиндров
  • Выводы
  • 4. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 4. 1. Программа экспериментальных исследований
    • 4. 2. Методика лабораторных исследований
      • 4. 2. 1. Методика определения температуры поверхностей трения и смазочного материала
      • 4. 2. 2. Методика исследования износа рабочей поверхности образцов на машине трения СМТ
      • 4. 2. 3. Методика определения износа опытных образцов и гильзы цилиндра весовым методом
      • 4. 2. 4. Методика определения элементного состава поверхности трения опытных образцов
      • 4. 2. 5. Методика определения шероховатости опытных образцов
      • 4. 2. 6. Методика микрометража гильзы цилиндров
      • 4. 2. 7. Методика ускоренных лабораторных, испытаний гильз цилиндров на износостойкость
    • 4. 3. Методика стендовых исследований
      • 4. 3. 1. Оборудование и приборное обеспечение
      • 4. 3. 2. Методика измерения токсичности отработавших газов бензинового двигателя
      • 4. 3. 3. Методика стендовых исследований бензинового двигателя при работе с типовой и биметаллизированной гильзой цилиндров
      • 4. 3. 4. Обработка результатов стендовых исследований
    • 4. 4. Методика эксплуатационных исследований автомобилей, оснащённых двигателями с типовыми и биметаллизированными гильзами цилиндров
  • Выводы
  • 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ БИМЕТАЛЛИЗИРОВАННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ
    • 5. 1. Результаты лабораторных исследований биметаллизированных поверхностей трения
    • 5. 2. Результаты ускоренных лабораторных испытаний гильз цилиндров на износостойкость
    • 5. 3. Результаты сравнительных стендовых исследований двигателя УМЗ-417 в штатной комплектации и оснащённого биметаллизированными гильзами
    • 5. 4. Результаты эксплуатационных исследований автомобилей УАЗ-ЗЗОЗ, оснащённых двигателями в штатной и экспериментальной комплектации
  • Выводы
  • 6. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЯ УАЗ 3303 С ДВИГАТЕЛЕМ, ОСНАЩЁННЫМ БИМЕТАЛЛИЗИРОВАНЫМИ ГИЛЬЗАМИ ЦИЛИНДРОВ
  • Выводы

Повышение износостойкости гильз цилиндров бензиновых двигателей биметаллизацией рабочей поверхности трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Повышение надежности машин и увеличение их ресурса имеют большое значение в современных экономических условиях. Энергетической основой мобильных сельскохозяйственных процессов является двигатель внутреннего сгорания, на долю которого приходится до 36.52% от общего количества отказов [1].

Эффективные показатели работы двигателя тем выше, чем совершеннее теплоиспользование и ниже механические потери и, в частности, потери на трение. Чем меньше потери на трение, тем меньше износ основных трущихся пар, больше срок службы и меньше число неисправностей двигателей в условиях эксплуатации, наибольшие потери вызываются трением между поршнем с кольцами и зеркалом гильзы цилиндра [2]. Следовательно, одним из звеньев, наиболее лимитирующих показатели надежности работы ДВС, являются гильзы цилиндров — одна из основных частей ДВС, которая работает совместно с поршнями и кольцами, образуя объем, в котором тепловая энергия процесса сгорания топлива превращается в механическую энергию [3].

Основными дефектами гильз цилиндров являются: износ зеркала цилиндраизнос, изменение формы и взаимного расположения верхнего и нижнего установочных поясков относительно оси цилиндрасколы и трещины любого размера и расположенияотложения накипи на поверхности, омываемой водойотложения накипи на поверхностях посадочных поясковкоробления, отколы, глубокие задиры или потеря натяга вставки гильзы [4].

В настоящее время разработано несколько способов восстановления и упрочнения внутренней поверхности гильз цилиндров автотракторных двигателей, которые по своей технологии делятся на расточку под ремонтный размер и восстановление до номинального размера [5].

Расточка под ремонтный размер влечет за собой снижение твердости внутренней поверхности и необходимость организации производства поршней и поршневых колец ремонтного размера, а также приводит к сокращению ресурса двигателей на 30. .50% [6].

Для восстановления гильз цилиндров до номинального размера применяются такие способы: металлизация, гальванические способы, запрессовка износостойких пластин, наплавка на внутреннюю поверхность износостойких порошков, восстановление нагревом и т. д. Но они не нашли широкого применения из—за того, что не соответствуют требованиям стандарта по качеству и имеют высокую себестоимость, кроме того, практически все эти технологические процессы оказывают неблагоприятное влияние на экологию [5].

Поэтому разработка и совершенствование, способов восстановления и" повышения износостойкости гильз цилиндров, отвечающих требованиям стандартов, являются актуальными и практически значимыми для сельскохозяйственного производства.

Во-первых, гильза должна быть износостойкой и иметь низкий коэффициент трения. Во-вторых, сохранять в процессе работы стабильные размеры и при этом выдерживать высокие давления, механические и тепловые нагрузки, а также обладать хорошей теплопроводностью и коррозионной стойкостью в активных средах.

Для обеспечения перечисленных технических требований к качеству гильз цилиндров при формировании поверхностей трения необходимо обеспечивать получение оптимальных триботехнических характеристик сопрягаемых поверхностей, таких как низкий коэффициент трения, высокая износостойкость, оптимальные физико-механические свойства.

Эффективным способом повышения износостойкости гильз цилиндров является биметаллизация рабочей поверхности трения. Для этого' на внутренней поверхности гильзы цилиндров выполняют вставки, слои, канавки, пазы, отверстия и прочее из материала с иными физико-механическими свойствами, как правило, в плоскости, непараллельной плоскости трения и направлению движения деталей.

Преимущество данного способа заключается в том, что при возвратно-поступательном движении поршня кольца, двигаясь по поверхности гильзы, пластическим деформированием снимают слой цветного металла (медь, олово, латунь и др.) с канавок и «намазывают» его по всей поверхности гильзы между НМТ и ВМТ, что приводит к образованию на рабочей поверхности трения гильзы антифрикционной пленки, которая снижает коэффициент трения поршневых колец о стенку гильзы цилиндра.

Например, канавки, выполненные в виде отдельных замкнутых колец, способствуют точности глубины их нарезки и, следовательно, увеличению равномерности заполнения канавок цветным металлом (медью). Такое конструктивное исполнение рабочей поверхности гильзы цилиндра позволяет повысить качество работы цилиндропоршневой группы иизносостойкость гильз цилиндров [3,6−8].

Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА» по теме «Разработка средств. механизации и технического обслуживания энерго — и ресурсосберегающих технологий в различных процессах производства и переработки продукции сельского хозяйства» (номер государственной регистрации № 01.200.600 147).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ — повышение износостойкости гильз цилиндров бензиновых двигателей биметаллизацией рабочей поверхности.трения.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ — процесс изнашивания, рабочей поверхности трения биметаллизированных гильз цилиндров бензинового двигателя УМЗ-417.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ — показатели износостойкости рабочей поверхности трения биметаллизированных гильз цилиндров, мощностные, топливно-экономические и экологические показатели двигателя УМЗ-417 с биметаллизированными гильзами цилиндров.

НАУЧНОЙ НОВИЗНОЙ РАБОТЫ являются:

— теоретически и экспериментально обоснованны форма, геометрические размеры и соотношение площади кольцевых канавок, заполненных медью, к площади рабочей поверхности трения гильзы цилиндров;

— экспериментальное обоснование угла наклона вставки, заполненной медью, в опытных образцах;

— конструкция биметаллизированной гильзы цилиндров с кольцевыми замкнутыми канавками на рабочей поверхности трения;

— показатели износостойкости рабочей поверхности биметаллизирован-ных медью гильз цилиндров;

— технико-эксплуатационные показатели двигателя УМЗ-417, оснащен ного биметаллизированными медью гильзами цилиндров.

Новизна технических решений подтверждена патентом РФ на полезную модель № 93 465 «Цилиндропоршневая группа», поданы и зарегистрированы в ФИПС две заявки на изобретение № 2 010 100 006/06(26) «Цилиндропоршневая группа» и № 2 011 100 391/06(522) «Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Разработан технологический процесс изготовления биметализированных медью гильз цилиндров, позволяющий снизить их износ рабочей поверхности трения в-среднем в 3 раза по сравнению с типовой гильзой. Использование биметаллизирован-ных гильз цилиндров в двигателе УМЗ-417 позволяет повысить эффективную мощность на 4,8%, уменьшить часовой и удельный расходы топлива соответственно на 4,8% и 9,1%, а также снизить содержание в отработавших газах оксида углерода на 10% и углеводородов на 8% по сравнению с двигателем, укомплектованным штатными гильзами. В условиях рядовой эксплуатации двигателей УМЗ-417, установленных на двух автомобилях УАЗ-ЗЗОЗ, у двигателя с биметаллизированными медью гильзами цилиндров наблюдается снижение износа рабочей поверхности гильз цилиндров в 2,8 разауменьшение среднего путевого расхода топлива на 4% и увеличение давления сжатия в камере сгорания на 9% по сравнению с двигателем с типовыми гильзами цилиндров.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ подтверждается лабораторными исследованиями на машине трения опытных образцов (колодок), прослоенных медью, с различными углами наклона вставок, сравнительными стендовыми исследованиями двигателя и эксплуатационными исследованиями автомобилей с двигателями в штатной (типовые гильзы) и экспериментальной (биметаллизированные гильзы цилиндров) комплектации.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. Разработанный технологический процесс изготовления биметаллизированных гильз цилиндров прошел производственную проверку в условиях ОАО «Ульяновский моторный завод». Сравнительные стендовые исследования двигателей в штатной и экспериментальной комплектации проводились в лаборатории «Испытания ДВС» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», эксплуатационные исследования автомобилей осуществлялись в производственных условиях ООО1 «Приморье» Мелекесского района Ульяновской области.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные результаты исследований опубликованы в открытой печати и доложены на научно-практических конференциях ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА» (2009;2011гг.), ТИ-филиал ФГОУ ВПО УГСХА (г. Димитровград, 2009;20 Юг.), ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА» (2010г.), ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова» (2011г.).

ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ. По результатам исследований опубликовано 15 научных работ, в т. ч. 4 статьи в изданиях, указанных в «Перечне. ВАК», получен 1 патент на полезную модель. Одна статья опубликована без соавторов. Общий объём публикаций составляет 4,43 п.л., из них 1,51 п.л. принадлежит автору.

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертационная работа состоит из введения, шести разделов, общих выводов, списка литературы из 175 наименований и приложения на 61 с. Работа изложена на 148 е., содержит 62 рис. и 4 табл.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Из теоретического анализа процесса взаимодействия трущихся поверхностей следует, что для осуществления внешнего трения необходимо, чтобы прочность на сдвиг тонкого поверхностного слоя была бы меньше прочности основного материала.

Теоретически обоснованы форма, геометрические размеры и необходимое количество канавок на рабочей^ поверхности трения гильз цилиндров, заполненных медью. Угол наклона кольцевой канавки к диаметральной плоскости гильзы цилиндров 17,2°.' Ширина и глубина канавки равны между собой и составляют 1,5 мм. Толщина антифрикционной пленки на поверхности трения гильзы размером 2.3 мкм обеспечивается 6 кольцевыми канавками, что соответствует не менее 8,3% площади канавок, заполненных медью, к площади рабочейповерхности трения гильзы цилиндров. В соответствии с проведенными расчетами линейный износ биметаллизированной гильзы цилиндров в 3,1 раза ниже, чем у типовой гильзы.

2. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют, что опытные образцы с углами наклона вставки меди в интервале 15°.20° обеспечивают снижение износа в среднем 2,7 раза, интенсивности изнашивания на 48.83%, момента трения на 14,7% по сравнению со сплошным образцом.

Данные рентгеновского* спектрального анализа поверхностей трения биметаллизированных образцов подтверждают наличие на трущейся поверхности меди.

Наблюдается уменьшение шероховатости у биметаллизированных образцов на 12,5% по сравнению со сплошным.

3. Разработан технологический процесс изготовления биметаллизированной медью гильзы цилиндров, на рабочей поверхности которой выполняются канавки в виде трех рядов замкнутых колец отдельных друг от друга, с углами подъема 17° к диаметральной плоскости гильзы и шагом 13 мм.

Проведенные лабораторные сравнительные ускоренные испытания гильз цилиндров на износостойкость подтверждают, что биметаллизация гильзы цилиндра вставками меди позволяет снизить интенсивность изнашивания гильзы цилиндра в среднем в 3 раза.

4. Результатами сравнительных стендовых исследований двигателя УМЗ-417 установлено, что средний износ биметаллизированных медью гильз цилиндров меньше в* 3,4 раза по сравнению с типовыми. Использование биметаллизированных гильз цилиндров позволяет повысить эффективную мощность на 4,8%, уменьшить' часовой и удельный расходы топлива соответственно на 4,8% и 9,1%, а также снизить содержание в отработавших газах оксида углерода на 10% и углеводородов на 8% по сравнению с двигателем со штатными гильзами.

Сравнительные эксплуатационные исследования автомобилей УАЗ-ЗЗОЗ, укомплектованных двигателем с биметаллизированными гильзами цилиндров показывают, что снижается линейный износ рабочей поверхности трения гильз цилиндров в 2,7 разауменьшается средний путевой расход топлива на 4% и увеличивается давление газов в камере сгорания в конце такта сжатия на 6,5% по сравнению с двигателем, укомплектованным штатными гильзами цилиндров.

5. Использование на автомобиле УАЗ-ЗЗОЗ двигателя УМЗ-417, оснащенного биметаллизированными медью гильзами цилиндров, позволяет получить годовую экономию 6511 руб., за счёт снижения затрат на топливо на 4% (без учёта повышения эксплуатационной мощности и снижения вредных веществ В’отработавших газах). Срок окупаемости дополнительных затрат 0,7 года.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P.P. Повышение износостойкости гильз цилиндров двигателей путём обоснования параметров анодно-механического хонингования: Автореф. дис.канд.тех.наук. / P.P. Шайхутдинов. Казань, 2010.-18 с.
  2. , В.М. Автомобильные двигатели: / В-ML Архангельский- М-М: Вихерт, А. Н Воинов и=др. — Мл/Машиностроение--. 1967. — 496 с:.
  3. , В.И. Ремонт автомобилей и двигателей.: учеб. пособие для студ. учреждений- сред. проф. образования / В. И! Карагодин- H.H. Митрохин. 6-е изд., стер: —Mi: Академия- 2009-' - 496 с.
  4. Костюков- А. Ю Восстановление гильз цилиндров- дизельных двигателей: сельскохозяйственной техники термопластическим деформированием вшатрице: Автореф- дис:.канд.тех.наук / А. Ю: Костюков. — Ш, 2006.- 21 е.
  5. , A.A. Контактно-силовое взаимодействие деталей цилиндро-поршневой группы: Монография: Саратов.,.2003. — 144 с.
  6. Загородских, Б. П. Гильза цилиндров ДВС с неоднородными физико-механическими свойствами рабочей поверхности / Б. П: Загородских, А. А*. Симдянкин, С. В. Баринов: Информационный листок № 39−2002. 2 с.
  7. ГОСТ 27 674–88. Трение, изнашивание и смазка. Термины и определения- Текст. В вед 1989−01−01. — М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов. 1989: — 21с:
  8. , В.П. Анализ состояния ремонтного фонда и резервы повышения долговечности дизелей Д-240 в период до первого капитального ремонта: Сб. науч. тр. Горки, 1987. С. 10−12.
  9. , В.Н. Повышение долговечности сельскохозяйственной техники: Дис. д-ра. техн. наук. М., 1997. — 401 с.
  10. , В.И. Организация и технология восстановления деталей машин. М.: Агропромиздат, 1989. — 336 с.
  11. , В.Н. Организация капитального ремонта. Ml: Машиноiстроение, 1988. 112 с.
  12. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машинв сельском хозяйстве. М.: ГОСНИТИ, 1985.- 108 с."
  13. , В.Я. Справочная книга по надёжности сельскохозяйственной техники / В. Я. Сковородин, JI. B Тишкин Л.: 1985. — 204 с.
  14. , С.С. Повысить надёжность автотракторных двигателей / Техника в сельском хозяйстве. 1980. № 6. С. 56−58.
  15. , С.С. Развивать ремонтно-обслуживающую базу / Техника в сельском хозяйстве. 1987. № 7. С. 38−39.
  16. Совершенствование организации восстановления деталей в АПК: Обзор информации / АГРОНИИТЭИИТО. М., 1988. — 46 с.
  17. , В.В. Надежность и ремонт машин / Под ред. В. В. Курчаткина. М.: Колос, 2000. -776с.
  18. , И.Б. Тепловое состояние двигателей в процессе изнашивания / И. Б. Гурвич, В. И. Чумак, В. И Баранов: Двигателестроение, М.: Колос. 1989. № 9. — С.49−50.
  19. , Ф.Н. Взаимосвязь технического состояния ДВС и агрегатов установки / Двигателестроение, М.: Колос. 1988. № 2. — С.44−45.
  20. , Б.М. Влияние структуры чугуна и напряженного состояния, термически обработанных гильз цилиндров ДВС на их изнашивание / Б. М. Асташкевич, О. М. Епархин: Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1995. № 1.-С. 167−174.
  21. , В.В. Металлосодержащне смазочные композиции в мобильной сельскохозяйственной технике: технология, исследование, применение / В. В. Сафонов, В. И. Цыпцын, Э. К. Добринский, Семин А. Г. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 80 с
  22. , Ф.Н. Некоторые принципы нормирования затрат на текущий ремонт ДВС / Двигателестроение, М.: Колос. 1988. — С.45−47.
  23. , Н.С. Диагностика автотракторных дизелей / Под ред. Н. С. Ждановского. Л.: Колос, 1977.-264 с.
  24. , Г. Основьъ трения и изнашивания. / Г. Польцер, Ф. Майснер. М.: Машиностроение, 1984. — 264 с.
  25. , Д.Н. Решение проблем двигателей внутреннего сгорания: современная практика изготовителей и перспективы / Д. Н. Ведерников, Шля-хтов В. А. Трение и износ. ИММС ПАН Беларуси, Гомель, 1994. -№ 1. С.138−148.
  26. Хебды, М Справочник по триботехнике: Т.1 Теоретические основы / Под общ. ред- М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1989.-400 с.
  27. , И.В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, B.C. Комбалов. М-: Машиностроение, 1977. — 526 с.
  28. , И.В. Узлы трения машин: Справочник-. / И. В: Крагельский, Н. М- Михин М.: Машиностроение, 1984. — 280 с.
  29. , Б.М. Трибологические аспекты изнашивания деталей цилиндропоршневой группы мощных двигателей- внутреннего сгорания / Б. М. Асташкевич. Трение и износ. ИММС НАН Беларуси, Гомель, 1995.-№ 1.-С.92−105.
  30. , Б.М. Износостойкость чугунных втулок цилиндров* транспортных дизелей / Двигателестроение. М.: Колос. 1986. № 2. — С.32−36.
  31. , В.П. Корреляция между усталостными свойствами и износостойкостью поршневых колец / В. П. Булатов, Д. Н. Ведерников.
  32. Двигателестроение. М.: Колос. 1989. -№ 2. -С. 12−14.
  33. , М. Справочник по триботехнике: Т.2 Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения. / Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. -М.: Машиностроение, 1990. -416 с.
  34. , В.В. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигатели / В. В. Стрельцов, В. Н. Попов, В. Ф. Карпенков. М.: Колос, 1995- - 175 с.
  35. , Д.Н. Триботехника (износ и безызносность) М.: МСХА, 2001.-616 с. .
  36. Гаркунов-, Д. Н. Долговечность трущихся деталей. М.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
  37. , A.C. Двигатели внутреннего сгорания. Т.2'Конструкция и расчет / Под ред. А. С. Орлина. М.: Машгиз., 1962. — 380 с.
  38. ,. A.M. Конструкция тракторов и автомобилей- / A.M. Гуревич, А. К. Болтов, В. И: Судницын. М.: Агропромиздат, 19 891 — 368 с.
  39. , A.M. Тракторы и автомобили. / A.M. Гуревич, Е. М. Сорокин. М: Колос, 1978- - 479 с.
  40. , Л.А. Повышение долговечности гильз цилиндров транспортных дизелей. / Л. А- Солнцев, Л: А. Тимофеева // Двигателестроение. М.: Колос, 1989- № 6 -С.41−42:
  41. , В.Н. Эксплуатация и ремонт форсированных тракторных двигателей- -М.: Колос, 1981. 208 с.
  42. , СМ. Ремонт тракторов и автомобилей. М.: Агропромиздат, 1987. — 351с.
  43. , И.Е. Ремонт машин / Под общ. ред. И. Е. Ульмана. М.: Колос, 1976.-448 с.
  44. , И.Р. Биметализация внутренней поверхности гильзы // Аграрная наука* и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы международной’НПК Ульяновск: УГСХА, 2010.-С. 63−65. ISBN 987−5-902 532−66−8
  45. Заренбин-. В'.Г.' Расчетно-экспериментальная оценка локальных тепловых потоков в гильзе цилиндра -при неосесиммитричном стационарном температурном поле//Двигателестроение. М.: Колос, 1986. -№ 11. С.2Г-22.
  46. Луканин, B. Hi Двигатели внутреннего сгорания- / Под ред. В. Н. Луканина. М-: Высш. шк., 1985.-311 с.
  47. , A.B. Контроль состояния смазочного масла в дизелях сельскохозяйственных тракторов / A.B. Непогодьев, И. Н. Холин, И. Е. Либеров, И. В. Митин. //Двигателестроение. М.: Колос, 1987. № 3.- С.57−58.
  48. , A.M. Особенности изнашивания автотракторных двигателей в условиях пустынь и полупустынь / A.M. Эфендиев, A.B. Николаенко. // Двигателестроение. М.: Колос, 1991. -№ 10−11-С.69−72,78.
  49. , A.M. Влияние солесодержащей пыли пустынь, и* полупустынь на срабатывание присадок моторных масел / A.M. Эфендиев, A.B. Николаенко // Двигателестроение. М.: Колос, 1991. -№ 12. С.3−4.
  50. , С.Г. Изнашивание деталей ЦПГ малооборотного дизеля при конденсации паров воды в нем // Двигателестроение. М.: Колос, Москва, 1990. № 6 — С.3−4.
  51. , Н.В. Надежность отремонтированных автотракторных двигателей. -М.: Росагропромиздат, 1989. 159 с.
  52. , A.A. Кинематические возмущения, обуславливающие радиальное движение поршня- в плоскости поршневого пальца // Двигателестроение. М.: Колос, 1987. № 9. — С.8−10.
  53. , О.В. Механохимические процессы при- абразивном изнашивании // Трение и износ. 1993. № 1. — С.203−209:
  54. , B.C. Режим смазки пары трения поршневое кольцо-цилиндровая втулка двигателя внутреннего сгорания // Двигателестроение. М.: Колос, 1991.-№ 10−11. —С 9−23.
  55. , В.А. О расположении материалов, в парах трения по твердости и конструктивных способах повышения износостойкости // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1994. -№ 3. С.452−460.
  56. , М.И. Повышение качества восстановления деталей машин / М: И. Черновол, С. Е. Поединок, Н. Е. Степанов Киев, Техника, 1989. — 168 с.
  57. Технологические процессы и указания-по восстановлению деталей контактной приваркой присадочных материалов. -М.: ВНПОВД «Ремдеталь», 1987.-С.343.
  58. , А.Н. Применение газотермического напыления и сварочныхпроцессов в двигателестроении //Двигателестроение. М.: Колос, Москва, 1987. -№ 4. С.51−54.
  59. , Б.М. Разработка способа восстановления цилиндров дизелей приваркой порошков (на примере двигателя Д-37) // Автореф. дис.канд.тех.наук. / Гариков Б. М. —М., 1990.- 17 с.
  60. Технологические процессы восстановления основных деталей двигателей СМД-14.-Mi: ГОСНИТИ, 1985.-48 с.
  61. Auer St. Hanbuch* fur Reparaturen an Landmaschinen und Traktoren: Praktische Selbsthilfe fur Warning, Einsteltung / St. Auer, W. Kletzl Munchen: DLG-Verlag, BLG-Verlagsgesellschaft, 1993.-516 c.
  62. , A.M., Иванов А. Ф. Электроосаждение металлических покрытий / A.M. Беленький, А. Ф. Иванов М.: Металлургия, 1985. — 288 с.
  63. , А., Моригаки, О. / Пер. с яп. В.Н. Попова- под ред. B.C. Стёпина., Н. Г. Шестёркина. М.: Машиностроение, 1985. — 240 с.
  64. , А.Д. Влияние толщины покрытий на долговечность хромированной стали, при термосиловом воздействии / А. Д. Соколов, Б. А. Ляшенко, О. В. Цыгулев // Двигателестроение. М.: Колос, 1991. -№ 12. С.37−38.
  65. , A.C. Внутренние напряжения в осадках электролитического хрома при восстановлении деталей дизелей / A.C. Баев, И. О. Потапов // Двигателестроение. М.: Колос, 1988.-№ 9, — С.37−38.
  66. , И.О. Оптимизация процесса хромирования при восстановлении деталей дизелей// Двигателестроение. М.: Колос, 1989. -№ 1. С. 34−35.
  67. , P.C. Ускоренные испытания опытных поршневых колец на абразивную* износостойкость / P.C. Айвазян, А. Д. Соколов // Двигателестроение. М.: Колос, 1988.-№ 2.-С.З-5.
  68. , А.Д., Филиппочев А. Н. Влияние технологического процесса хромирования на упругость поршневых колеи / А. Д. Соколов, А. Н. Филиппочев // Двигателестроение, М.: Колос, 1986.-Ж7.-С.37−38,50.
  69. , Н.И. Ресурсосберегающая технология восстановления внутренних поверхностей деталей сельскохозяйственной техникискоростным железнением // Автореф. дис.канд.тех.наук. / Н. И. Веселовский М., 1999. — 26 с.
  70. Гаркунов, Д. Н- Избирательный перенос в узлах трения / Д.Н. Гаркунов- И.В. Крагельский- A.A. Поляков. -М.: Транспопрт, 1969. 104 с.83: Радин, Ю. А. Безызность деталей машин при трении / Ю.А. Радин- П. Г. Суслов. Л.: Машиностроение, 1989: — 229 с.
  71. Гаркунов, Д. Н: Триботехника / Д. Н. Гаркунов: М.: Машиностроение, 1986. — 424 с.
  72. О.Ф. Структурно-масштабная модель безызносного трения металлических конструкционных материалов в условиях структурной самоорганизации//Трение и износ. ИММС HAH Беларуси^ Гомель, 1993. -№ 1. -С.85−97.
  73. , A.C. Трибологические проявления самоорганизации в системе латунь-глицерин-медь / A.C. Кужаров, Р. Марчак, Я. Гузик, К.
  74. , Е.Г. Задошенко // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1996.-№ 1.-С. 113−121.
  75. , А.Н. Самоорганизация вторичных структур при трении меди и бронзы по стали / А. Н. Грипачевский, A.B. Верещак, В. В. Горский // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1992. № 4, — С.647−653.
  76. , A.A. Опыт исследования диссипативной структуры избирательного переноса в металлической пленке при трении (динамическая трибология) // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1992. № 2. — .388 с.
  77. Воронков1 Б. Д. Повышение долговечности химического оборудования методом избирательного переноса при трении / Б. Д. Воронков, В. Г. Шадрин //Долговечность трущихся деталей машин. Выпуск З./Под общ. ред. Гаркунова Д. Н. М.: Машиностроение, 1988. — 272 с.
  78. , В.Н. Приработочное покрытие для гильз цилиндров дизельных двигателей // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 1996. № 2. — С.246−248.
  79. Г. К. Финишная антифрикционная безабразивная обработка (ФАБО) гильз цилиндров и шеек коленчатых валов двигателей / Г. К. Потапов,
  80. B.И. Балабанов // Эффект безызносности и триботехнологии. 1994. № 3−4.1. C.48−53.
  81. , А. Л. Методы повышения износостойкости цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания / А. Л. Хохлов, И. Р. Салахутдинов, С. А. Борисов: Материалы студенческой международной НПК Димитровград: ТИ филиал УГСХА, 2009. — С. 89−92.
  82. , A.A. Поверхностно-активные вещества: Свойства и применение. -2-е изд., перераб. и доп. Л.: Химия, 1981. — 304 с.
  83. , В.И. Исследование влияния присадок к маслу и топливу на ускорение приработки и повышение износостойкости деталей тракторного дизельного двигателя: Дисс. канд. техн. наук: В. И. Цыпцын Саратов, 1976.-233с.
  84. , Г. П. Применение присадок к маслам для ускорения приработки двигателей / Г. П. Шаронов. Л.: Химия, 1965. — 223 с.
  85. , В.Н. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении / В. Н. Литвинов, Н. М. Михин, Н-К. Мышкин. М.: Наука, 1979.- 188 с.
  86. , В.И. Повышение долговечности отремонтированных дизелей мобильных сельскохозяйственных машин путем совершенствования технологии приработки и применения упрочняющих покрытий деталей: Дисс доктора техн. наук: В. И. Цыпцына. — М, 1991. 445 с.
  87. , В.В. Повышение качества стендовой приработки тракторных двигателей путем совершенствования очистки масла на ремонтных предприятиях агропрома //Автореф. дис.. канд. техн. наук: /В.В. Сафонов Саратов, 1988.-21с.
  88. , P.P. Анодно-механическая обработка гильз цилиндров ДВС / P.P. Шайхутдинов- Х.С. Фасхутдинов// Сб. науч-. трудов IV междунар. науч.-практич. конференции «Автомобиль и техносфера» (ICATS, 14−16 июня 2005). Казань, 2005 — С.265−266.
  89. , A.A. Поверхностное раскатывание улучшает износостойкость ДВС / Бочков A.A., Егоров A.A. // Двигателестроение. М.: Колос, 1986.-№ 10.- С. 40.
  90. , В.А. Поверхностное упрочнение деталей автомобильных двигателей // Двигателестроение. М.: Колос, 1986. № 9. — С.53−55.
  91. , JI.M. Расширение технологических возможностей упрочнения поверхностным пластическим деформированием деталей ДВС / JI.M. Белкин, М. Я. Белкин, СМ. Гензелев, И. Б. Волков // Двигателестроение. М.: Колос, 1987. № 2. — С.24−26.
  92. И.Х. Антифрикционно-деформационный метод формирования рабочих поверхностей гильз цилиндров ДВС / И. Х. Чеповецкий, С. А. Ющенко // Двигателестроение. М.: Колос, 1990. № 8. — С.38−40.
  93. Соколенко, И. Н- Технология поверхностного упрочнения гильз цилиндров двигателей раскатыванием* с одновременным нанесением медного покрытия при их восстановлении // Автореф. дис.канд.тех.наук. / И. Н. Соколенко. Саратов: 1990. — 15 с.
  94. , В.В. Исследование одновременного процесса растачивания и раскатывания цилиндров автомобильных двигателей при ремонте // Автореф. дис.канд.тех.наук. /В.В. Бугаевский. Краснодар, 1974. — 25 с.
  95. В.Б. Новые способы упрочнения деталей машин / В. Б. Уманский, JI.K. Маняк Донецк: Донбас, 1990. — 144 с.
  96. , Г. Ф. Высокочастотная термическая обработка / Г. Ф. Головин, М. М. Замятин JL: Машиностроение. 1990. — 239 с.
  97. , Ю.М. Термическая" обработка в машиностроении / Под ред. Ю. М. Лахтина, А. Г. Рихштадта. М.: Машиностроение, 1980. — 783 с.
  98. , Н.И. Исследование возможности повышения стабильности макрогеометрии чугунных гильз цилиндров с помощью термообработки / Н. И. Вершинина, О. М. Епархин, Б. М. Асташкевич // Двигателестроение. М.: Колос, 1990. № 8. — С.40−42.
  99. , А.Г. Лазерная техника и технология: Основы лазерного термоупрочнения сплавов / А. Г. Григорьянц, А. Н. Сафонов М.: Высш. шк., 1988. — 159 с.
  100. , Б.М. Повышение износостойкости втулок цилиндров дизелей лазерным упрочнением / Б. М. Асташкевич, Г. А. Лукаев, Ю. А. Назаров // Двигателестроение. М.: Колос, 1990. № 6. — С.42−43.
  101. , Б.М. Лазерное упрочнение деталей транспортной техники / Б. М. Асташкевич, С. С. Воинов, Е. А. Шур, B.C. Прослов // Двигателестроение. М.: Колос, 1987. № 8. — С. 38−40.
  102. , А.Г. Основы лазерной обработки материалов. М.: Машиностроение, 1989. — 168 с.
  103. , С.Н. Упрочнение машиностроительных материалов / С. Н. Полевой, В. Д. Евдокимов М.: Машиностроение, 1994. — 496 с.
  104. А. А. Исследование износостойкости деталей слоеной конструкции / А. А. Симдянкин, Ю. В. Кривопалов // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 2000. № 4. -G.433—437.
  105. Simdyankin, A.A. Combustion Engine Parts Sandwiching at Production and Repairs.//Journal of Huazhong Agricultural University Vol.19, No.3, June 2000, p.284−291.
  106. , Б.П. Пути повышения износостойкости ДВС / Б. П. Загородских, A.A. Симдянкин, C.B. Баринов // Повышение эффективности> эксплуатации транспорта: Межвуз. нуч. сб. Саратов: СГТУ, 2001. — с. 64−70.
  107. , Б.П. Повышение износостойкости деталей их слоением. / Б. П. Загородских, A.A. Симдянкин, C.B. Баринов // Трение и износ. ИММС HAH Беларуси, Гомель, 2001. № 6. — С.703−706.
  108. , C.B. Упрочняющая технология* при обработке гильз цилиндров под ремонтный размер // Информационный листок № 38−2002. 4 с.
  109. , Б.П. Цилиндро-поршневая группа / Б. П. Загородских, A.A. Симдянкин, C.B. Баринов // Патент на изобретение № 2 186 234.
  110. , Б.П. Результаты испытаний деталей- с неоднородной поверхностью трения / Б. П. Загородских, A.A. Симдянкин, C.B. Баринов // Повышение эффективности эксплуатации транспорта: Межвуз. нуч. сб. -Саратов: СГТУ, 2002. с. 102−106.
  111. , A.A. Повышение эксплуатационных показателей автотракторных дизелей учётом контактно-силового взаимодействия деталейцилиндро-поршневой группы: Дисс. доктора техн. наук: A.A. Симдянкина. -Саратов, 2003. 316 с.
  112. , И.В. Трение и износ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1968. -475 с.
  113. , Б.И. Сущность явлений трения и износа в деталях машин. Трение и износ в машинах. Труды Второй Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. Т.4, М., Изд-во АН СССР, 1951.-е. 201−208.
  114. , В.И. Влияние поверхности активной среды на процесс деформации металлов / В: И. Лихтман, П. А. Ребиндер, Г. В. Карпенко // М., Изд-во АН СССР, 1954. — 208 с.
  115. , Л.В. Взаимное внедрение поверхностных слоев металлов, как одно из причин изнашивания при несовершенной смазке. Сб. «Трение и износ в машинах», № 13. М., Изд-во АН СССР. 1959. — 267 с.
  116. , И.В. Усталостный износ и краткая методика аналитической оценки величины износа поверхностей трения при скольжении / И. В. Крагельский, Г. М. Харач, Е. Ф. Непомнящий // М., Научный Совет по трению и ИМАШ. — 1967. 18 с.
  117. , Д.В. Трение и износ металлов. М.: Машгиз, 1947. -184 с.
  118. Archard J.F. and Hirst W. The Wear of Metals under Unlubricated Conditions. «Proc. R. Sos». 1956, Nr. 1206, vol. 236, pp. 397 410.
  119. Патент на полезную модель 93 465 Россия, МПК F02 °F 1/00. Цилиндропоршневая группа / А. Л. Хохлов, И. Р. Салахутдинов, Е. С. Зыкин, К. У. Сафаров. № 2 010 100 259/22- Заяв. 11.01.2010- Опубл. 27.04.2010, Бюл. № 12.
  120. , СМ. Справочник по сварке цветных металлов. Киев: i
  121. Наукова думка. 1981. 610с.
  122. , A.A. Обработка металлов резанием: Справочник технолога / Под общ. ред. А. А. Панова. М.: Машиностроение. 1988. -736 с.
  123. , А.Д. Общемашиностроительные нормативы режимов резания: Справочник: Т 1 / А. Д. Локтев и др. М.: Машиностроение. 1991. — 640 с.
  124. Методы экспериментальной оценки фрикционной совместимости материалов трущихся сопряжений РД 50−662−88 / Государственный комитет СССР по стандартам. -М.: Издательство стандартов. 1988. 8 с.
  125. Машина для испытаний материалов на трение и износ. Заводское обозначение 2070 СМТ-1: Инструкция по эксплуатации. Союзточмашприбор — Завод испытательных приборов. Иваново. 1987. — 38 с.
  126. Весы «Zaktady Mechaniki Precyzyjnej». Заводское обозначение WAr31: Инструкция по эксплуатации. Варшава. 1995. — 16 с.
  127. Бездифракционный анализатор рентгеновский спектральный. Заводское обозначение БАРС-3: Инструкция по эксплуатации. НИИ испытательных приборов. — Л., 1995. — 12 с.
  128. Профилометр модели ПРОФИ 130'степень точности 1 ТУ 3 943 001−70 281 271: Паспорт 130.0.01-ПС. М: — ОАО «Завод ПРОТОН-МИЭТ». 2007.-38 с.
  129. Хохлова, 'Е.А. Определение износа биметаллизированных образцов весовым методом / Е. А Хохлова, А. Л. Хохлов, И. Р. Салахутдинов // Материалы внутривузовской студенческой научной конференции — Ульяновск: УГСХА, 2010. С. 85−86.
  130. , Д.М. Определение шероховатости биметаллизированныхtобразцов / Д. М. Марьин, А. Л. Хохлов, И. Р. Салахутдинов // Материалы внутривузовской студенческой научной конференции Ульяновск: УГСХА, 2010.-С. 86−87.
  131. , P.P. Определение элементного составаповерхности трения биметаллизированных образцов / P.P. Абдулмянов, А. Л. Хохлов, И.Р.
  132. Салахутдинов // Материалы виутривузовской студенческой научной конференции Ульяновск: УГСХА, 2010. — С. 87−89.
  133. , И.Р. Ускоренные испытания на износостойкость гильз цилиндров ДВС / И. Р. Салахутдинов, А. Л. Хохлов // Наука-Технология-Ресурсосбережение: Материалы международной НПК Киров: ВГСХА, 2011. — С. 107−116.
  134. , И.Р. Повышение износостойкости гильз цилиндров ДВС / И. Р. Салахутдинов, A.JI. Хохлов, A.A. Глущенко, К. У. Сафаров, E.H. Прошкин // Вестник УГСХА Ульяновск УГСХА. — 2011. -№ 1. — С. 102−105. ISSN 1816−4501
  135. Автомобили УАЗ 3741, УАЗ-З962, УАЗ-2206, УАЗ-ЗЗОЗ и их модификации. / Руководство по эксплуатации РЭ 37.212.003−86. Куйбышев, 1986.-224 с.
  136. Автомобили УАЗ: Техническое' обслуживание и ремонт. М: Транспорт, 2002. — 336 с.
  137. Внешнее устройство аналого-цифрового преобразования для ЭВМРС/АТ совместимых компьютеров LA-1,5PCI. / Руководство пользователя ВКФУ. 411 819.04. — М., 2004. — 47с.
  138. ГОСТ 12.2.091 94 (МЭК 414−73). Требования безопасности для-показывающих и регистрирующих электроизмерительных приборов и вспомогательных частей к ним. — Действ. 01.01.94. — 10с.
  139. ГОСТ 26 104 89 (МЭК 348−78). Средства измерений электронные. -Действ. 01.01.90.-70с.
  140. , В.А. Практикум по автотракторным двигателям: Учеб. пособие / В. А. Хитрюк, Е. С. Цехов. Минск.: Ураджай, 1989. — 143 с.
  141. , A.C. Лабораторный практикум по испытаниям двигателей внутреннего сгорания / A.C. Данилов, Р. К. Сафаров, П. Н. Аюгин. Ульяновск: УГСХА, 2001. — 78 с.
  142. , Д.А. Автомобили и двигатели. Испытания: лабораторный практикум / Д. А. Уханов, Х. Х. Губейдуллин, А. Л. Хохлов, Р. К. Сафаров. — Ульяновск: УГСХА, 2011. 143 с
  143. , Е.М. Приработка и испытание автомобильных двигателей / Е. М. Мухин, Н. И. Столяров. М.: Транспорт, 1981. — 265 с.
  144. , И.Р. Исследования шероховатости и элементного состава поверхности трения биметаллизированных образцов / И.Р.
  145. Салахутдинов, A. JL Хохлов, A.A. Глушенко, К. У. Сафаров // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения: Материалы международной НПК Димитровград: ТИ филиал УГСХА, 2010. — С. 60−65. ISBN 978−59 795−0232−8
  146. , И.Р. Обоснование угла наклона вставки при биметаллизации поверхности гильзы цилиндров / И. Р. Салахутдинов, A.JI. Хохлов, A.A. Глущенко // Нива Поволжья Пенза ПГСХА.- № 4. С. 52−56. ISSN 1998−6092
  147. , И.Р. Теоретическое обоснование применения-различных металлов для снижения' износа деталей ЦПГ / И. Р. Салахутдинов, A.JI. Хохлов, A.A. Глущенко, К. У. Сафаров // Вестник УГСХА Ульяновск УГСХА.- 2010. -№ 1 (11). С. 127−131'. ISSN 1816−4501
  148. Методика (основные положения) определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений. М.: ГОСНИТИ, 1981. -4с.
Заполнить форму текущей работой