Снижение выбросов оксидов азота с отработавшими газами бензинового двигателя 4Ч9, 2/8, 6 в условиях эксплуатации автомобилей
Существующие методы улучшения эксплуатационных и экологических показателей двигателей, направленные на совершенствование рабочего процесса и топливной аппаратуры двигателя, оснащение систем выпуска отработавших газов (ОГ) нейтрализаторами и другими антитоксичными устройствами, уменьшают выброс продуктов неполного сгорания — оксидов углерода, углеводородов, сажи, но приводят к росту содержания… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Сравнительный анализ современных методов и средств снижения вредных выбросов автомобильных двигателей
- 1. 1. Состав отработавших газов автомобильных двигателей и степень их воздействия на окружающую среду
- 1. 2. Оценка степени загрязнения окружающей среды токсичными компонентами
- 1. 3. Нормирование токсичности вредных выбросов двигателей
- 1. 4. Методы и средства направленные на улучшение экологических показателей двигателей
- 1. 5. Способы и технические решения, применяемые для восстановления оксидов азота
- 1. 6. Выводы и задачи исследования
- Глава 2. Моделирование и исследование процессов нейтрализации оксидов азота отработавших газов бензиновых двигателей в условиях эксплуатации автомобилей
- 2. 1. Исследование режимов работы автомобиля в условиях эксплуатации
- 2. 2. Моделирование процесса нейтрализации оксидов азота отработавших газов двигателя в условиях эксплуатации автомобилей
- Глава 3. Методика экспериментальных исследований и применяемое оборудование
- 3. 1. Общая методика экспериментальных исследований
- 3. 2. Объект исследований, экспериментальная установка, измерительная аппаратура
- 3. 3. Методика исследований параметров работы двигателя и нейтрализатора
- 3. 4. Методика исследований эксплуатационных показателей двигателя ЗМЗ — 4062.10 при установке нейтрализатора оксидов азота
- Глава 4. Результаты экспериментальных исследований показателей работы нейтрализатора оксидов азота в условиях эксплуатации
- 4. 1. Исследование показателей работы двигателя ЗМЗ
- 4. 2. Исследование показателей работы нейтрализатора оксидов азота при эксплуатации автомобиля
- 4. 3. Оптимизация параметров работы нейтрализатора и повышение эффективности восстановления оксидов азота
- Глава 5. Нормативно-техническая документация и экономическое обоснование внедрения нейтрализатора оксидов азота
- 5. 1. Нормативно-техническая документация по применению нейтрализатора оксидов азота
- 5. 2. Экономическое обоснование внедрения нейтрализатора оксидов азота
- ВЫВОДЫ
Снижение выбросов оксидов азота с отработавшими газами бензинового двигателя 4Ч9, 2/8, 6 в условиях эксплуатации автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На данный момент в России и в мире сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка, обусловленная тем, что деятельность человека формирует существенное превышение допустимых нагрузок на природные комплексы в частности, загрязнение воздушного бассейна отработавшими газами, а восстановление нарушенных геосистем происходит крайне медленно.
Поскольку большая часть вредного воздействия связана с эксплуатацией автомобильных двигателей, улучшение их экологических показателей является преобладающей тенденцией в развитии двигателестроения.
Существующие методы улучшения эксплуатационных и экологических показателей двигателей, направленные на совершенствование рабочего процесса и топливной аппаратуры двигателя, оснащение систем выпуска отработавших газов (ОГ) нейтрализаторами и другими антитоксичными устройствами, уменьшают выброс продуктов неполного сгорания — оксидов углерода, углеводородов, сажи, но приводят к росту содержания оксидов азота в ОГ, которые, являются не только наиболее токсичными веществами, но активными компонентами, способствующими образованию нитрозосоединенийканцерогенных веществ.
На современном этапе выполнение требований стандарта Евро — IV в эксплуатационных условиях без использования специальных мероприятий по снижению токсичности ОГ в процессе выпуска, не достигнуто еще ни одним из производителей двигателей. Актуальность решения данной экологической проблемы, в том числе снижение выбросов оксида азота путем разработки и использования нейтрализаторов ОГ, в настоящее время несомненна.
В связи с этим целью данной работы является снижение концентрации выбросов оксидов азота с отработавшими газами бензиновых двигателей в условиях эксплуатации автомобилей, путем модернизации модуля нейтрализации оксидов азота ОГ.
Научную новизну работы представляют:
• термодинамическая модель процесса нейтрализации оксидов азота ОГ, учитывающая реальные условия эксплуатации автомобиля;
• математическая модель, позволяющая оценить влияние эксплуатационных режимов работы бензинового двигателя на степень восстановления оксидов азота ОГ в модернизированном модуле — нейтрализаторе.
Практическая ценность работы:
• Модернизирован и исследован модуль нейтрализации оксидов азота ОГ бензинового двигателя, позволяющий уменьшить выброс оксидов азота до нормируемых значений Евро-1У при эксплуатации автомобилей.
• Разработана нормативно-техническая документация применения модуля нейтрализации оксидов азота ОГ бензиновых двигателей при эксплуатации автомобилей.
выводы.
1. Исследованием современных методов и способов снижения содержания наиболее токсичного компонента ОГ автомобильных двигателейоксидов азота, установлено, что наиболее эффективным и экономически целесообразным способом является применение внешней физико-химической очистки ОГ.
2. Разработан модернизированный модуль нейтрализации оксидов азота ОГ, позволяющий снизить выброс оксидов азота до 65% на неустановившихся режимах и выполнить нормы Евро — IV в условиях эксплуатации автомобилей.
3. Экспериментальными исследованиями системы нейтрализации в составе двигателя ЗМЗ — 4062.10 подтверждена целесообразность внедрения разработанного устройства нейтрализации оксидов азота ОГ энергетических установок, обеспечивающего перспективные нормы токсичности. Разработанная система нейтрализации обеспечивает эффективную очистку ОГ от оксидов азота — степень восстановления до 80−90%.
4. Исследованиями по изучению влияния режимов работы двигателя в условиях эксплуатации автомобилей на параметры модуля нейтрализации оксидов азота ОГ установлена оптимальная область изменения параметров: частота вращения двигателя 2400<п<3000 мин" 1, время цикла разгона 18<тг/<26 с и нагрузка 30<Ре<67%, обеспечивающая минимальный выход оксидов азота и выполнение стандартов Евро — IV.
5. Разработана нормативно-техническая документацию применения модуля нейтрализации оксидов азота ОГ бензиновых двигателей, реализация, которой позволит выполнение норм Евро-ГУ при эксплуатации автомобилей. Результаты исследований внедрены в учебный процесс СПб ГУСЭ, и переданы ОАО «Автомобильная корпорация „Грузомобиль“» для оценки токсичности выбросов бензиновых двигателей. Годовой экономический эффект от применения модернизированного модуля нейтрализатора оксидов азота ОГ составляет 2570 рублей на один автомобиль.
Список литературы
- Абрамович Г. Н Прикладная газовая динамика. — М. — 1969. — 824с.
- Анциферов В.Н., Макаров A.A., Ханов A.M. Экологические технологии: высокопористые ячеистые материалы в каталитических технологиях очистки газов / Инженерная экология. 2003. — № 3. — С.20−25.
- Анализ технического уровня ДВС. вып.26 / Под ред. Давтяна Р.И.- М.:Информцентр-НИИД. 1998. — 115 с.
- Балацкий О.Ф. Экономика чистого воздуха. Киев: Навукова думка, 1979.-295 с.
- Битколов Н.З. Жидкостные нейтрализаторы дизельного выхлопа двигателей / Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути ее снижения: Доклады участников симпозиума. М.: Наука. — 1966. — С. 229−266.
- Бордуков В.Т. Стандарты и нормы по эмиссии вредных веществ / Двигателестроение. 2003. -№ 1. — С. 37−40.
- Бордуков В.Т. По страницам зарубежных изданий. Нормы (стандарты) эмиссии Япония // Двигателестороение. — 2003. — № 2. — С.39 — 56.
- Бобров Л.Н., Носков A.C., Матрос Ю. Ш., Славинская Е. М. Селективное каталитическое восстановление оксидов азота аммиаком в нестационарном режиме // Химическая технология. Киев. — № 5. — 1989. — С. 8085.
- Боровиков A.B., Салова Т. Ю., Сивов A.A. Методика исследования двигателя ЗМЗ 406.2 на неустановившихся режимах работы / //Известия СПбГАУ. — 2011, № 23, С. 421−428.
- Воробьев-Обухов А. Н. Евро с большой буквы // За Рулем. 2005.- № 8. С. 200 — 205.
- Валге A.M. Обработка экспериментальных данных и моделирование динамических систем при проведении исследований по механизации сельскохозяйственного производства. СПб.: СЗНИИМЭСХ. — 2002. — 176 с.
- Вредные вещества в промышленности. Справочник для химиков, инженеров и врачей // Под ред. В. Н. Лазарева. В Зт. JL: Химия. 1976. С. 198.
- Гзовский М. Твердый курс евро // За Рулем. 2002. — № 5. — С.7677.
- Гнатюк Е.В., Жуков Г. И., Максимова A.A. Исследование жидкостного нейтрализатора НЖ-180 с двигателем ЯМЗ-238 // Двигатели внутреннего сгорания. Омск. — 1974. — С. 85−96.
- Горбунов В.В., Патрахальцев H.H. Токсичность двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие. -М.:Изд-во РУДН, 1998. 214с.
- Гриневич В.И., Иванова Н. В., Костров В. В. Экологические технологии: использование низкотемпературной плазмы для очистки отходящих газов // Инженерная экология. 2002. — № 2. — С.38−43.
- Грехов JI.H. Революция с воспламенением от сжатия. Топливная аппаратура нового поколения // За Рулем. 2002. — № 10. — С.64−66.
- Грехов JI.B., Марков В. А., Павлов В. А. Исследование возможности получения повышенных давлений впрыскивающей топливной аппаратуры разделенного типа в автотракторных дизелях / Вестник МГТУ. Машиностроение.- 1997.-№ 1.-С.92−103.
- Гетманец Г. В., Лиханов В. А. Социально экологические проблемы автомобильного транспорта. — М.: Аспол, 1993. — 340 с.
- Гнатюк Е.В., Жуков Г. И., Максимова A.A. Исследование жидкостного нейтрализатора НЖ-180 с двигателем ЯМЗ-238 // Двигатели внутреннего сгорания. Омск. — 1974. — С. 85−96.
- Гусаров А.П., Вайсблюм М. Е. Перспективы нормирования экологических показателей АТС //Автомобильная промышленность. 2000. — № 2. — С.34−40.
- ГОСТ 14 846 81. Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний. М.: Изд. стандартов. 1981. С. 53.
- ГОСТ 17.2.2.05 86. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения дымности отработавших газов тракторных и комбайновых дизелей. М.: Изд. стандартов. 1986. С. 7.
- Дьяченко Н.Х., Костин А. К., Пугачев Б. П. Теория двигателей внутреннего сгорания. JL: Машиностроение, 1974. — 552 с.
- Демочка О.И., Соколов Ю. А. Токсичность отработавших газов двигателей автотракторного типа и средства ее снижения. М.: ЦНИИТЭИт-ракторосельхозмаш, 1974. — 42 с.
- Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний: ГОСТ 14 846–81. Введен 01.01.82.-М., 1984−55 с.
- Жегалин О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120с.
- Жегалин О.И., Сайкин A.M., Френкель А. И. Методы снижения токсичности отработавших газов тракторных дизелей. М.: ЦНИИТЭИтрак-торосельхозмаш, 1976. — 30 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1973. — 199 с.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение. 1981. — 160 с.
- Зельдович Я.Б. и др. Математическая теория горения и взрыва. М.: Наука. 1980. С. 32.
- Защита окружающей среды от вредных выбросов автомобильного транспорта- Учеб. пособие / Гутаревич Ю. Ф., Говорун А. Г. К.: УМК ВО при Минвузе УССР, 1989. 128с.
- Кашкин M.B. Анализ методов снижения выбросов оксидов азота // Улучшение эксплуатационных показателей сельскохозяйственной энергетики: Сб. науч. тр. Киров.: ВГСХА, 2004. Вып. 4. С 24 — 27.
- Кирпатовский И.П. Охрана природы. М.: Химия. 1980. 376с.
- Кутенев В.Ф., Свиридов Ю. Б. Экологические проблемы автомобильного двигателя и пути оптимального их решения // Двигателестроение. -1990.-№ 10. С.55−62.
- Кулиш О.Н. Разработка и промышленное внедрение методом некаталитической очистки газовых выбросов от окислов азота аминосодержа-щими восстановителями // Диссертация на соиск. учен. степ, д.т.н., Москва. -1996.
- Колчин A.B. Обеспечение экологической безопасности тракторных и комбайновых дизелей // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -2004.-№ 2.-С. 2−5.
- Каталитические нейтрализаторы / Экология и промышленность России. 2001. -№ 1. — С.4−6.
- Каталитический нейтрализатор отработавших газов ДВС. A.c. 1 802 184 MKHF 01 N3/28.
- Лиханов В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. М.:Колос, 1994. — 224с.
- Луканин В.Н., Шатров В. А. Теплотехника / Учеб. для ВУЗов. -М.: Высш. шк. 2002. — 671 с.
- Малов Р.В. Рабочие процессы и экологические качества ДВС // Автомобильная промышленность. 1992. — № 9. — С. 10−15.
- Малов Р.В. О невозможности нейтрализации отработавших газов дизельного двигателя методом пламенного дожигания / Труды ЛАНЭ. М.: Знание, — 1969.-28 с.
- Магарил Е.Р., Резник А. Г. интегральная оценка токсичности отработавших газов // Автомобильная промышленность. 1998. — № 3. — С.9 -И.
- Марков В.А., Баширов P.M. Токсичность отработавших газов дизелей. Уфа, изд. БГАУ. 2000. — 144 с.
- Мельников C.B., Алешкин В. Р. Планирование экспермента в исследованиях сельскохозяйственных процессов. Д.: Колос. — 1980. — 168с.
- Методы снижения токсичности отработавших газов судовых малотоксичных дизелей. / Grohe Ote // Hansa. 1990−127. — № 22. — С. 1526−1530.
- Методические указания к РГР по гидрогазодинамике. С- Петербург 2001.
- Николаенко A.B., Салова Т. Ю. Способ и устройство для снижения выбросов оксидов азота с отработавшими газами дизелей // Тез. докл. научи- практ. конф. ВНИПТИМЭСХ «Экология и сельскохозяйственная техника». СП.- Павловск. 1998. — С. 214−216.
- Новоселов A.A., Мельберт A.JL, Беседин C.JI. Основы инженерной экологии. Барнаул.: Алтайский ГТИ. 1993. — 100 с.
- Новые типы каталитических нейтрализаторов / Truex T.I., Searles R.A., Sun D.C. // Platinum Metals Rew. 1992 — 36. — № 36. — С. 2−11.
- Овсянников M.K., Орлова Е. Г., Емельянов П. С. Основы гидромеханики. М. — 2003. — 145с.
- Орлова М.Н. Исследование процесса некаталитической очистки газовых выбросов от окислов азота в присутствии диоксида серы с использованием аминосодержащих восстановителей. М. Автор. 1995. — С. 16.
- Основы промышленной экологии: Автомоб. транс.: Учеб. пособие / М. М. Болбас, E. JL Савич. Под общ. ред. М. М. Болбаса. Мн.: Высш. шк., 1993.-235 с.
- ОСТ 37.001.0544 86. Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения. М.: Изд. стандартов. — 1986. -С.17.
- Погорелов С.Д., Сайкин A.M., Френкель А. И. Методы снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей // Исследование эксплуатационных качеств сельскохозяйственных тракторов: Тр. Кишинев, с.х. ин-та. Кишинев, 1977. — С.60 — 66.
- Подчинок В.М., Усин В. В. // Автомобильная промышленность. -2001. -№ 1. С. 38.
- Подчинок В.М., Усин В. В., Медведев Ю. С. Улучшение экологических характеристик автомобильных дизелей // Автомобильная промышленность. 2001. — № 11. — С.38−39.
- Петров Р.Л., Васильев М. В. Присадки к топливу // Автомобильная промышленность. 2000. — № 6. — С. 33−35.
- Патент РФ. Способ очистки газов от оксидов азота / Николаенко A.B., Салова Т. Ю. // 6 В 01 D 53/56. № 97 107 918. — 13.05.1997.
- Салова Т.Ю., Громова Н. Ю. и др. Основы экологии. Аудит и экспертиза техники и технологии: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 2004. — 336 с.
- Салова Т.Ю. Установление эксплуатационных допусков на регулировочные параметры топливной аппаратуры тракторных дизелей по составу отработавших газов. Автореф. Л.: Пушкин. 1988. — С.16.
- Салова Т.Ю., Корабельников С. К. Исследования условий образования оксидов азота в процессе сгорания топлив. //Научно-технические ведомости СПбГТУ, № 2, 2009. с. 78−90.37.
- Салова Т.Ю., Сивов A.A. Снижение токсичных выбросов автотранспортных двигателей //Известия международной академии аграрного образования. СПбГАУ. 2011, № 12, С. 57 — 59
- Салова Т.Ю., Соминич A.B. Расчет и исследование элементов аэроконтура струйного эжектора / Методические указания. СП. — 2001.
- Селиванов Н.И., Кирин B.C. Испытание и регулирование автотракторных двигателей: Учеб. пособ. Красноярск: Изд. Каснояр. гос. аграр. ун-та, 1997. 150 с.
- Сердюк Д.В., Сердюк В. В., Ашкинази Л. А., Данилов A.M. Катализаторы горения бензинов и дизельных топлив // Автомобильная промышленность. 2001. -№ 5. — С. 23−26.
- Сивов A.A., Исследования двигателя ЗМЗ 406.2 на неустановившихся режимах работы. «Технико-технологические проблемы сервиса» СПбГУСЭ. — 2011, № 4.
- Смайлис В.И. Теоретические и экспериментальные основы создания малотоксичных дизелей / Дис. на соиск.уч. степени д-ра техн. JI. -1988.
- Смайлис В.И. Проблемы снижения токсичности и дымности отработавших газов дизелей // Двигателестроение. 1979. -№ 1. — С.19 -21.
- Смайлис В.И. Малотоксичные дизели. Л.: Машиностроение, 1972.- 186 с.
- Семенов Б.Н., Смайлис В. И., Быков В. Ю. Возможности сокращения выброса окислов азота с отработавшими газами быстроходного форсированного дизеля при сохранении высокой топливной экономичности / Двигателестроение. 1986. — № 9. — С.3−6.
- Снижение выбросов окислов азота с отработавшими маолообо-ротных судовых дизелей // MER: Mar. Eng. Rew. 1991 — Febr. — С. 10−14.
- Справочное пособие по гидравлике, гидромашинам и гидроприводам / Под. общ. ред. д.т.н. Некрасова Б. Б. Изд. 2-е. Минск.: Высш. шк. 1985.-498с.
- Филипосянц Т.Р., Кратко А. П. Пути снижения дымности и токсичности отработавших газов дизельных двигателей. М.: НИИНавтопром, 1973.-72с .
- Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей: Справочник. JI.: Машиностроение. — 1990. — 352 с.
- Чертков Я.Б. Моторные топлива. Новосибирск: Наука, 1987.208с.
- Шелмаков C.B. Оценка пробеговых выбросов автотранспортных средств в эксплуатации. Москва: МАДИ-ТУ 2000 г.
- Экологический контроль и аудит состояния агроэкосистем: Учеб. пособие / Громова Н. Ю., Салова Т. Ю. Под общ. Ред. Ходырева A.A. Индикатор, 2000. — 75 с.
- Lepperhoff G., Schommers J. Einfluss des Schmierols auf die PAN -Emissiontn von Verbrennungsmotoren // MTZ. 1986. — Jg.47. — № 9. — S.367 -371.
- Linke H. Ausblick: Renaissance des Diesels in den 90 er Jahreu / Krafthand. 1990. — № 5. — P.176−179.
- Jakobs R., Westbrooke K. Aspects of Influencing Oil Consumption in Diesel Engine for Low Emissions // SAE Technical Paper Series. 1990. -№ 900 587.-P. 1−18.
- Tsujimura K., Kobayashi S. The Effect of Injection Parameters and Swirl on Diesel Combustion with High Pressure Fuel Injection // SAE Technical Paper Series. 1991. -№ 910 489. — P. 13.