Особенности формирования региональных институтов власти в современной России: на примере Чеченской Республики
Классическим также стало понимание, что структурно политическая система современного общества включает государство, политические и общественно-политические организации, а также неполитические (прежде всего по сути, по целям и по средствам их реализации) элементы гражданского общества. Соотношение этих элементов между собой находится в постоянной динамике в любом современном социуме. В настоящее… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы политической системы
- 1. 1. Сущность, структура и функции политической системы
- 1. 2. Особенности политической системы современной Российской Федерации
- 1. 3. Генезис и современное состояние региональных институтов власти в России (на примере Чеченской Республики)
- Глава 2. Основные направления формирования и развития институтов власти в современной Чеченской Республике
- 2. 1. Политико-правовые механизмы формирования властных структур в Чеченской Республике
- 2. 2. Место и роль политических партий и общественно-политических организаций в системе институтов власти субъекта Федерации
- 2. 3. Перспективы развития институтов власти в Чеченской Республике
Особенности формирования региональных институтов власти в современной России: на примере Чеченской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В начале XXI века Российская Федерация вступила в новый, качественно иной этап своего политического развития. Значительно укрепилась центральная власть, созданы 7 федеральных округов, региональное законодательство приведено в соответствие с федеральным. Постепенно начат процесс легального объединения некоторых субъектов федерации. Трагические события августа-сентября 2004 года вынудили Президента России фактически отменить систему всеобщих выборов глав регионов и теперь губернаторы и главы республик выбираются региональными парламентариями по представлению Президента страны. При этом, многие инициативы руководства государства находят поддержку у большинства населения и у части политических элит.
При сохранении в российском обществе многих демократических атрибутов, постепенно происходит трансформация форм и методов деятельности государственной власти, в том числе возрождение некоторых советских атрибутов. Так, например, во время выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации 1999 и 2003 годов победу с большим преимуществом одержала одна партия («Единая Россия»), что позволило ей в дальнейшем иметь в парламенте конституционное большинство. Используя административный ресурс, эта политическая сила в настоящее время предпринимает активные усилия по завоеванию большинства и во всех региональных парламентах.
Однако, несмотря на очевидные успехи политической власти, остается не до конца разрешенной проблема стабилизации социально-политической обстановки в Чеченской Республики и в целом на Северном Кавказе. Многочисленные террористические акты, приводящие к массовым жертвам среди гражданского населения, высокий уровень безработицы и отсутствие массового производства с целью занятости населения создают на Северном Кавказе обстановку социальной неуверенности. В этих условиях политическое руководство Российского государства предпринимает значительные меры по закреплению и развитию ряда позитивных тенденций, наметившихся в последнее время в Южном федеральном округе и особенно в Чеченской Республике.
Актуальность обращения автора к исследованию современного состояния и особенностей создания институтов власти в Чеченской Республике обусловлены целым рядом объективных обстоятельств, среди которых необходимо выделить следующие.
1. От сформированности институтов власти и конкретных действий политической элиты во многом зависит эффективность общественного развития. Поскольку реформирование властных структур Российской Федерации еще полностью не завершено, то и строительство региональных систем власти также находится в стадии завершения. В конце 90-х годов прошлого столетия — начале XXI века в регионах значительно усилился административный ресурс, многократно сократилось количество политических партий и общественно-политических организаций, участвующих в политической борьбе.
2. Последствия имевшего место с 1994 года на территории Чеченской Республики вооруженного конфликта и периодически происходящих террористических актов до сих пор окончательно не преодолены. Правительство Российской Федерации принимает специальные федеральные целевые программы, рассчитанные на возрождение и активное развитие экономики республики, адресно помогает различным категориям граждан. При этом финансовые средства выделяются на восстановление разрушенного жилья, возрождение эффективных органов государственной власти и силовых структур, отдых и восстановление здоровья детей и молодежи. Принимается немало конкретных решений по повышению эффективности социальной политики в стране в целом, и в регионе — в частности (хотя пока не все выделенные средства доходят до адресата). В перспективе ожидается, что политическая система республики сможет самостоятельно организовать и обеспечить социальное развитие и социальную стабильность.
3. От ситуации в Чеченской Республике и на Северном Кавказе в целом зависит социально-политическая стабильность и безопасность граждан всей страны. Некоторые террористические группы, подпитываемые международными террористическими организациями, а также недовольными гражданами из Чечни и других регионов России, могут совершить террористические акты в любой точке страны. Фактически, произошедшие в Москве, Буйнакске, Волгодонске террористические акты создали в Российской Федерации обстановку социальной неуверенности. Общеизвестно, что на территории Чеченской Республики достаточно длительное время находились экстремистские и сепаратистские силы, стремящиеся с использованием национальных и религиозных лозунгов реализовать свои политические амбиции, узкоэгоистические и клановые интересы.
Такая деятельность разнообразных сил, иногда называемых международным терроризмом, требует консолидированных действий государственных структур всех уровней, а также средств массовой информации и широкой общественности. То есть, фактически только эффективная политическая система может стать легальным и легитимным объективным препятствием на пути сепаратистов, экстремистов и террористов.
4. Пока в Российской Федерации окончательно еще не завершен переход от унитарного государства к реальному федерализму. Несмотря на множество принятых законов и иных государственно-правовых актов, федерализм в нашей стране все еще находится в стадии формирования. На практике продолжается активное разграничение полномочий между федеральным центром, региональными политическими властями и органами местного самоуправления. Фактически в Чеченской республике, как в одном из наиболее проблемных регионов России, в настоящее время апробируется модель федеральной региональной политики. Такая модель должна предполагать, с одной стороны, достаточно высокую степень доверия федерального центра политическому руководству республики, а с другой — эффективность реально существующей политической системы Чечни.
5. Институты власти современного чеченского общества имеют немало характерных особенностей, вызванных его историческим развитием. Чеченский народ за период своего существования создал несколько этнических социальных институтов, которые оказались жизнеспособными и в условиях тоталитарного режима. В настоящее время тухтумы и тейпы, вирды и тари-каты продолжают оказывать серьезное влияние на чеченское общество, однако это влияние не должно быть институализировано в современной политической системе Чечни.
Степень научной разработанности проблемы.
Диссертантом изучены профильные работы Р. Г. Абдулатипова, А. К. Агапонова, В. Х. Акаева, Б. А. Барганджия, А. И. Бельчука, C.B. Бирюкова, Н. Ф. Бугай, A.M. Гонова, А. Х. Галазова, О.В. Гаман-Голутвиной, В.В. Дегое-ва, А. И. Еремеева, А. Н. Загородникова, Х.-М. Ибрагимбейли, М.М. Курмано-ва, A.B. Малашенко, А. Г. Механика, А. Г. Миграняна, JI.O. Оникова, Т. В. Островской, А. Н. Палчаева, М. И. Пискотина, М. В. Смирнова, В.П. Ташта-мышева, Д. В. Тренина, В. В. Храмушина, Я. Чеснова и ряда других авторов, в которых проанализирована проблематика региональной власти и региональных политических систем1. Во многих этих научных работах проблемы ре.
1 См.: Агапоное А. К. Ответственность региональной политической власти: анализ и технологии (на примере Южного федерального округа) // Власть. -2004. — № 6. — С. 28−37- Барганджия Б. А. Разграничение предметов ведения и полномочий как проблема совершенствования федеративных отношений в России: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1998; Бирюков C.B. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». — 2003. — № 1. — С. 3−24- Бугай Н. Ф., Гонов A.M. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). — М.: Новый хронограф, 2004; Гамангиональной политической власти и ее взаимоотношений с федеральной политической властью поставлены самостоятельно и рассматриваются на широком теоретическом и эмпирическом материале. Причем во многих исследованиях политические системы и политические элиты регионов рассматриваются весьма основательно.
Также были рассмотрены отдельные работы, в которых обобщен опыт федерализма и региональной политики в иностранных государствах, исследованы особенности и механизмы становления в них демократических политических систем1. Достаточно обстоятельно при написании диссертации были изучены научные работы по исламской проблематике таких авторов, как.
Голутвина О. В. Региональные элиты России в зеркале экспертного опроса //Власть. — 2004. — № 5. — С. 3−10- Еремеев А. И. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1999; Курманов М. М. Взаимоотношения законодательных органов государственной власти республик с высшими должностными лицами и исполнительными органами республик // Социально-гуманитарные знания. — 2004. — № 2. — С. 59−71- Островская Т. В. Формирование региональной политики в условиях трансформации государственного устройства России: Автореф. дис.. канд. социолог. наук. — М., 1997; Палчаев А. Н. Политическая система Республики Дагестан в контексте Конституции Российской Федерации: Дис.. канд. полит. наук. — М., 1999; Смирнова М. В. Политические отношения «центр-регионы» в переходный период: Автореф. дис.. канд. полит, наук. — М., 1995; Храмушин В. В. Взаимодействие ветвей власти на региональном уровне: Дис.. канд. полит, наук. — Саратов, 1997; Что хотят регионы России? — М.: Гендальф, 1999 и др.
1 См.: Введенский В. Г., Горохов А. Ю. Россия: испытание федерализмом (Теория и практика отечественного и зарубежного опыта). — М.: Серебряные нити, 2002; Круглое А. А. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть. — 2005. — № 7. — С. 69−73- ЛанкоД.А. Децентрализация в политическом процессе (на примере Финляндии): Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М, 2001; Тимашова Т. Н. Канадская модель федерализма. — М.: Анкил, 2002; Уткин А. И. Американская политическая система // Главная тема. — 2005. — Февраль-март. — С. 250−271- Черникова В. В. Неправительственные организации в политической системе Великобритании (1980;1990;х гг.): Дис.. канд. полит, наук. — М., 1998 и др.
JI.A. Баширов, Р. И. Гайнутдин, Ф. В. Димаева, И. П. Добаев, Н. М. Емельянова, A.A. Игнатенко, A.B. Малашенко, О. В. Резниченко, Н. Х. Ряжапов, JI.P. Сю-кияйнен1. В этих работах влияние исламской религии на ситуацию в Чеченской Республике в основном рассматривается в религиоведческом и философском ключе и в значительно меньшей степени анализируются политические, административные и правовые аспекты такого влияния.
В ходе анализа имеющихся научных работ именно по чеченской проблематике диссертант пришел к выводу, что исследование политических аспектов чеченской проблемы в основном сводилось лишь к рассмотрению особенностей и последствий чеченского вооруженного конфликта2. Зачастую в ходе научного анализа его предметом являлась ситуация в республике в контексте проводимых контртеррористических операций и действий Мини.
1 См.: Баширов U.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России. — М.: РАГС, 2000; Гайнутдин Р. И. Выборы в России и выбор мусульман. — М.: СМР, 2004; Димаева Ф. В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис.. канд. филос. наук. — М., 2003 Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. — Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2003; Емельянова Н. М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. — М.: ИВ РАН, 2003; Игнатенко A.A. Ислам и политика. — М.: Институт религии и политики, 2004; Ислам и мусульмане в России. — М.: КДТ, 1999; Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. — М.: Гендальф, 2001; Резниченко О. В. Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика: Дис.. канд. полит, наук. — М., 2004; Ряжапов Н. Х. Ислам в общественно-политической жизни современной России: Дис.. канд. филос. наук. -М, 2005 и др.
См.: Акаев В. Х. Чечня: возможен ли афганский вариант? // Центральная Азия и Кавказ. — 1999. — № 1. — С. 147−151- Максименко В. В. Война и мир в Чечне // Аналитические записки. — 2002. — Декабрь. — С. 13−36- Малашенко A.B. Чечня: выборы посреди террора. — М.: Московский Центр Карнеги, 2004; Малашенко A.B., Тренин Д. В. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. -М.: Гендальф, 2002; Куликова Н. В. Чечня, нефть и терроризм (экономические аспекты) // Аналитические записки. — 2004. — Декабрь. — С. 103−118- Рубан JI.C. Развитие конфликта-консенсуса в полиэтнических регионах (социологический анализ-прогноз). — М.: ВНИИ МВД, 1998; Шерматова С. Роль нефтястерства обороны, министерства внутренних дел и других силовых структур и спецслужб. Однако диссертант обратил внимание на тот факт, что только в последние годы институты власти регионов России становятся объектом научных диссертационных изысканий. Кроме того, пока в научном сообществе не нашли должного рассмотрения вопросы эффективности формирования и функционирования политической системы чеченского общества.
Исходя из этого, автором сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования — система органов власти региона современной России (на примере Чеченской Республики).
Предмет исследования — административно-правовые, политические и общественные механизмы формирования и развития институтов власти Чеченской Республики в начале XXI века.
Цель исследования — осуществить институциональный анализ реального состояния региональных институтов власти в Российской Федерации и описать модель их развития на примере Чеченской Республики.
Задачи исследования:
1. Уточнить теоретические проблемы сущности, структуры и функций политической системы в национальном и региональном измерении.
2. Сформулировать и раскрыть особенности политической системы современной Российской Федерации.
3. Обосновать генезис и современное состояние региональных институтов власти в Чеченской Республике.
4. Раскрыть систему и показать специфику административно-правовых, политических и общественных механизмов формирования институтов власти в Чеченской Республике.
5. Определить основные направления и перспективы развития инстиного фактора в Чеченском конфликте // Центральная Азия и Кавказ. — 2001. -№ 5. -С. 86−95 и др. тутов власти в Чеченской Республике.
Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — политологов, философов, правоведов, государственных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, многочисленные теоретические труды, авторефераты и материалы диссертаций, публицистические материалы, материалы многочисленных политологических и социологических сайтов сети Интернет. Самым тщательным образом были проанализированы и использованы материалы поисковой системы «Консультант» и «Консультант Регион».
Исследование опирается на положения и выводы, категориальный аппарат политологии, философии и социологии. Особое внимание было уделено научному анализу соответствующих положений Конституции Российской Федерации, российского законодательства, посвященных актуальным проблемам политического развития современной Российской Федерации и ее регионов, а также анализу Конституции Чеченской Республики.
Методологической основой рассмотрения проблем диссертации явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования и моделирования. Автором активно использовались текущие материалы нескольких сайтов Интернет (www.ytro.ru, www.romir.ru, www.kreml.org, www.profile.ru, www.minjust.ru, www.fom.ru, www.rosregistr.ru, www.vciom.ru, chechnya.gov.ru, www.party.scli.ru, www.apn.ru, www.vesti.ru, www.ltv.ru, www.annews.ru, www.vz.ru, www.newsru.com, www.strana.ru и другие). В диссертации также использована информация, размещенная на сайтах Министерства юстиции Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических и политологических исследований, проведенных как государственными органами и учреждениями, так и профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМ, РОМИР, Фонд «Общественное мнение», «Левада-центр»), а также средствами массовой информации (журналы «Власть», «Профиль" — «Независимая газета»). Наиболее обстоятельно были использованы материалы масштабного исследования «Самые влиятельные люди Рос-сии-2003. Политические и экономические элиты российских регионов», проведенного коллективом Института ситуационного анализа и технологий (ИСАНТ).
Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа каждая), заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации автором были рассмотрены характерные особенности российской региональной системы институтов власти (на примере Чеченской Республики), а также административно-правовые, политические и общественные механизмы ее развития в конце XX — начале XXI века. В исследовании были уточнены теоретические проблемы сущности, структуры и функций политической системы в национальном и региональном измерениисформулированы и раскрыты особенности институтов власти современной Российской Федерацииобоснован генезис и состояние органов государственной власти Чеченской Республики в начале XXI векаопределены основные направления и ближайшие перспективы развития институтов власти в Чеченской Республике. Системный, структурно-функциональный и институциональный анализ, осуществленный заявленной в диссертационном исследовании проблемы, позволил сделать несколько основных принципиальных выводов.
В результате теоретического анализа диссертант пришел к заключению о том, что сущность политической системы можно определить как совокупность политических, социально-политических и общественных институтов, при помощи которых политическая власть осуществляет управление обществом. Современное понимание сути политической системы предполагает ее приоритетное рассмотрение как довольно сложной, гибкой (обладающей высокой степенью адаптивности и высокой степенью изменчивости) совокупности политических институтов. При этом общественно-политические и общественные институты, конечно, могут играть относительно значимую роль в общей системе политического управления. При этом их реальное влияние на социально-политическую жизнь определяется степенью демократичности этой политической системы.
Классическим также стало понимание, что структурно политическая система современного общества включает государство, политические и общественно-политические организации, а также неполитические (прежде всего по сути, по целям и по средствам их реализации) элементы гражданского общества. Соотношение этих элементов между собой находится в постоянной динамике в любом современном социуме. В настоящее время многие аналитики отмечают, что на мировой арене происходит общее снижение роли национального государства (за счет понижения значимости и неприкосновенности национального суверенитета) и постепенное повышение политической роли иных субъектов, в первую очередь, сетевого характера (которые организованы в большей степени уже не по вертикали, а по горизонтали). К ним относятся современные транснациональные корпорации, террористические организации, органы местного самоуправления и иные политические и неполитические структуры гражданского общества. Включение последних в политический процесс в демократических странах может происходить, как правило, в ходе политических кризисов и в некоторых случаях даже может способствовать их разрешению. В тоталитарных странах (или в странах так называемого демократического транзита) элементы гражданского общества, как правило, играют преимущественно лишь декоративную роль, либо вообще практически не участвуют в политическом процессе.
Функции современных политических систем, как показал проведенный автором анализ, достаточно многообразны. В самом общем виде политическая система должна обеспечить управление социумом и его функционирование, формирование программы и стратегии социального развития, обеспечение в рамках системы воспроизводство политической элиты и организацию политической социализации населения. Кроме того, в рамках политической системы должно быть организовано политическое образование граждан страны. В различных социумах соотношение значимости различных функций политической системы для политической власти может существенно различаться. Эти различия, в первую очередь, обусловлены историческими традициями социумов и особенностями формирования политической власти, что, в свою очередь, детерминирует в итоге и политическую систему.
Исторически в нашей стране сложилась такая ситуация, при которой политическая система в России в течение столетий была моносистемой, с абсолютным преобладанием институтов государственной власти. При этом фактически в нашей стране государственная власть никогда не была разделена, а исполнительная власть всегда явно преобладала над другими ветвями власти. При этом именно административные методы управления социумом всегда преобладали над собственно политическими. В настоящее время, в результате осуществления ряда целенаправленных действий политической власти, на практике вновь фактически происходит огосударствление российского политического пространства, при этом значительно снижается роль и значение политических партий, общественно-политических объединений и общественных организаций (при некотором повышении социальной роли религиозных организаций, в первую очередь, Русской православной церкви).
В ходе научного анализа диссертант также пришел к выводу о том, что декларированные в Конституции Российской Федерации базовые положения о политическом устройстве пока имеют характер скорее некой возможной позитивной перспективы. Причем эта перспектива, как полагает диссертант, скорее только продекларирована для российского общества и для международного сообщества, и в меньшей степени она реализуется отечественной политической властью.
Действительно, российской политической власти к настоящему времени лишь частично удалось адаптировать некоторые демократические (по сути) институты к особенностям российского социума. Вместе с этим федеративные отношения в нашей стране весьма динамично меняются и в последние годы довольно четко обозначилась тенденция возвращения некоторых черт унитарного государства (исторически свойственного как Российской империи, так и Советскому Союзу). Данное положение относится не только к политическим и федеративным отношениям, но и к экономической, и к региональной политике. В результате фактически Российская Федерация реально пока находится относительно далеко от завершения процесса формирования правового государства. Закон в нашей стране пока не является объективным ограничителем, в первую очередь, действий самой политической власти, а довольно высокий процент граждан страны также довольно трудно назвать законопослушными. В результате этого гражданское общество в нашей стране в настоящее время не только не имеет серьезного веса и значения в общественной жизни, но и фактически находится лишь в стадии своего формирования.
Все выявленные в диссертации характерные особенности политической системы российского общества имеют свои некоторые региональные отличительные черты. Однако, как и в федеральном центре, так и в регионах России, институты власти находятся также в стадии своего формирования. В полной мере это относится и Чеченской Республике, в которой институты власти также фактически находятся в начальной стадии процесса своего формирования. Хотя в последние годы предприняты активные действия: принята новая конституция республики, региональное законодательство в целом приведено в соответствие с федеральным. Глава республики избирается большинством населения и проведены выборы чеченского парламента. В подготовке выборов депутатов республиканского парламента активное участие принимали многие федеральные политические партии. В результате этого с формально-правовой точки зрения институты власти Чеченской Республики можно назвать демократическими.
Вместе с тем, в результате проведенного анализа диссертант пришел к выводу, что фактическое состояние республиканских институтов власти в настоящее время еще довольно далеко от изложенной в основном законе запланированной идеальной модели. В настоящее время Чеченская Республика остается дотационной. Присутствие федеральных военно-силовых структур также накладывает отпечаток на состояние и характер действий институтов власти республики. Диссертант пришел к выводу о том, что процессы огосударствления политического пространства в Российской Федерации в полной мере распространяются и на ее регионы. Фактически в деятельности институтов власти современной Чечни постоянно повышается роль органов государственной власти и при этом снижается влияние политических партий, общественно-политических и общественных организаций. Такой вывод делают и большинство ученых, исследовавших конкретно некоторые региональные политические системы (например, Республики Алтай, Дагестан, Башкортостан, Кемеровскую область и др.).
Диссертант полагает, что такое положение может быть в некоторой степени оправдано лишь на исторически коротком отрезке времени, например, для наведения порядка и обеспечения безопасности граждан или в интересах подготовки к войне или вооруженному конфликту. Вместе с тем следует отметить, что в длительной перспективе эти унитарные тенденции не позволят сформировать полноценную федерацию в нашей стране (а именно федеративное устройство заявлено в статье 1 Конституции Российской федерации).
В диссертации автором выявлена совокупность административных, правовых и собственно политических механизмов развития властных структур Чеченской Республики. Проведенный анализ показал, что пока административные механизмы явно преобладают как на уровне федерального центра, так и на региональном уровне. При этом диссертант пришел к выводу, что именно административные меры государственных структур различного уровня активно использовались и будут в дальнейшем повсеместно применяться в процессе становления, развития и совершенствования системы институтов власти Чечни. Среди государственных структур инициатива в большей степени будет принадлежать Президентам России и Чеченской Республики (и, соответственно, их администрациям), а также главам правительств и руководителям различных органов исполнительной власти. При этом высшие органы законодательной и судебной власти пока не играют столь явной и самостоятельной роли в процессе реформирования российского и чеченского общества.
Вместе с тем, диссертант полагает, что потенциал политических механизмов в республике еще полностью не исчерпан. В первую очередь, в этом убеждает довольно высокая степень активности населения Чечни на всех без исключения выборах, их желание быстрее сформировать устойчивую политическую систему и навести порядок в республике. Поэтому Чеченской Республике в ближайший период времени еще предстоит сформировать свою действенную партийную систему, систему муниципальной власти и дееспособное гражданское общество.
Наряду с другими, собственно политические методы также применяются в современном политическом процессе и в стране, и в Чеченской Республике. К политическим методам, кроме выборов, также относятся переговоры между различными политическими силами, политические амнистии, деятельность различных средств массовой информации. Таким образом, диссертант пришел к выводу о том, что политический процесс по формированию институтов власти Чеченской Республики активно продолжается. В настоящее время укрепилась государственная власть, особенно в лице Председателя Правительства республики, существенно усилены собственные силовые структуры. Планомерно восстанавливается мирная жизнь граждан, налаживается деятельность высших учебных заведений, работа школ и детских садов, активно идет восстановление жилых домов и создание новых рабочих мест.
Однако при этом пока еще не сформировалась собственная республиканская партийная система, что объективно вызвано как десятилетием «жесткого» политического конфликта, имевшего место в регионе, так и отсутствием в республике полноценного гражданского общества, независимого от государственной власти. Отдельные общественные и общественно-политические организации практически не имеют экономической базы для своего независимого функционирования и как результат — пока в республике не появился дееспособный средний класс. В итоге пока ни у кого нет твердой уверенности в том, что будут созданы реальные благоприятные условия для появления дееспособного гражданского общества в республике.
Вполне возможно, что в процессе формирования гражданского общества будут использованы традиционные социальные структуры чеченского общества, такие, например, как тейпы, тукхумы, советы общественности. Можно предположить, что советы общественности различного уровня, создававшиеся ранее и создающиеся в настоящее время в населенных пунктах, в перспективе смогут работать в тесном контакте с муниципальной властью, выборы которой начались в 2005 году в более чем 60 регионах России. Диссертанту представляется, что этот процесс будет идти далеко не однозначно, но похоже, что политическая демократия в западном варианте в целом также не приемлема ни для Чеченской Республики, ни для других субъектов Южного федерального округа.
Авторский анализ, проведенный в процессе исследования темы диссертации, также показал, что в нашей стране фактически пока отсутствует четкая и понятная большинству идея политических преобразований. Реально лишь сформировалась «партия власти», но, к сожалению, не «партия реформ». Социальная же база для осуществления политических реформ в нашей стране пока также не сформирована, поэтому фактически не может быть ее и в Чеченской Республике. Можно также констатировать, что в Российской Федерации существует кризис общественных отношений, но в то же время он не принял институциональных форм. В связи с этим можно зафиксировать определенные изменения (как в России, так и в Чеченской Республике) в самой государственной власти и ее властно-распорядительном механизме (в сторону некоторого усиления правового порядка). Вместе с тем, почти в полной неприкосновенности в государстве сохранился гигантский бюрократический аппарат, который стремится взять под контроль любые несанкционированные проявления гражданской политической инициативы. А другие эффективные политические акторы (кроме бюрократического аппарата) в российском социуме так и не появились и пока нет объективных симптомов того, что они реально появятся хотя бы в ближайшем будущем.
По всей видимости, можно также утверждать, что в республике и далее будет происходить усиление статусной роли институтов государственной власти, и в первую очередь — власти исполнительной. Пока же в Чеченской Республике, как и в целом в Южном федеральном округе, не просматривается тенденция к формированию дееспособных институтов гражданского общества, которые могли бы не только полноправно конкурировать с государством, но и эффективно сотрудничать с ним в решении самых разнообразных вопросов, а также в процессе выработки приоритетных направлений развития российского социума, обеспечения безопасности личности, общества и государства в XXI веке.
Список литературы
- Конституция Российский Федерации. — М.: ACT АСТРЕЛЬ, 2004. -63 с.
- Федеральный Закон № 5-ФКЗ «О референдуме Российский Федерации» от 28 июня 2004 года // Собрание законодательства Российский Федерации. 2004. — Ст. 2710.
- Федеральный Закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года // Собрание законодательства Российский Федерации. 2004. — Ст. 2485.
- Указ Президента Российской Федерации № 337 от 24 марта 2005 года «О Советах при Полномочных Представителях Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. -Ст. 1139.
- Указ Президента Российской Федерации № 606 от 10 мая 2004 года «О присвоении звания Героя России Кадырову A.A.» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — Ст. 1940.
- Указ Президента Российской Федерации № 608 от 10 мая 2004 года «Об увековечения памяти А. Кадырова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — Ст. 1942.
- Указ Президента Российской Федерации № 607 от 10 мая 2004 года «О награждении орденом мужества Исаева Х. А. председателя Госсовета Чеченской Республики» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — Ст. 1941.
- Указ президента Российской Федерации № 910 от 16 июля 2004 года «О мерах по совершенствованию государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — Ст. 3019.
- Распоряжение Президента Российской Федерации № 619-РП от 29 декабря 2003 года «О поощрении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — Ст. 31.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 30 от 11 января 2005 года «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. — Ст. 305.
- Агапонов А.К. Ответственность региональной политической власти: анализ и технологии (на примере Южного федерального округа) /А Власть. 2004. — № 6. — С. 28−37.
- Адзиев Х.Г., Гасанов H.H. Преодоление национализма условие формирования гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. -2004.- № 6. -С. 139−150.
- Акаев В.Х. Чечня: возможен ли афганский вариант? // Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 1. — С. 147−151.
- Александров А.Е. Политические решения региональной исполнительной власти: социальная роль, пути и средства оптимизации: Автореф. дис.. канд. социол. наук. Кемерово, 2000. — 18 с.
- Артемов ГЛ. Политическая социология. М.: Логос, 2002. — 442с.
- Арутюнов Ю.И. Укрепление федеративного устройства Российского государства // Власть. 2005. — № 8. — С. 29−34.
- Ачкасова В.А., Чугунов A.B. Регионализация: политика и информационные технологии // Политические исследования. 2004. — № 4. -С. 71−77.
- Барганджия Б.А. Разграничение предметов ведения и полномочийкак проблема совершенствования федеративных отношений в России: Автореф. дис. канд. полит, наук. -М., 1998.-25 с.
- Баширов JI.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России. M.: РАГС, 2000. — 160 с.
- Беклаев С., Крутиков Е. Тейп: Подлинная история вайнахских народов // Националы 2004. — № 6. — С. 54−59.
- Белов Г. А. Факторы кризиса и эволюции государства // Вестник МГУ. Серия 12 «Политические науки». 2003. — № 6. — С. 5−23.
- Бельков O.A. Национальная политика государства: слова и смыслы // Власть. 2005. — № 7. — С. 3−12.
- Бирюков C.B. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». 2003. — № 1. — С. 3−24.
- Бирюков C.B., Мельниченко Е. В. Электоральный процесс и становление региональных политических режимов (на примере Кемеровской области) // Вестник МГУ. Серия 18 «Социология и политология». 2002. -№ 1.-С. 32−56.
- Бляхер JJ.E. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской институциональной структуры // Политические исследования. -2003.-№ 1.-С. 63−73.
- Боштария-Броссе Э. Кавказский политический узел в прошлом и настоящем // Центральная Азия и Кавказ. 2001. — № 5. — С. 80−85.
- Бугай Н.Ф., Гонов А. М. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века). М.: Новый хронограф, 2004. -408 с.
- Введенский В.Г., Горохов А. Ю. Россия: испытание федерализмом (Теория и практика отечественного и зарубежного опыта). М.: Серебряные нити, 2002. — 127 с.
- Воротников В.В. Политические решения: теория и российская теневая практика // Обозреватель. 2004. — № 1. — С. 82−97.
- Второй электоральный цикл в России 1999−2000 гг. / Под ред. В. Я. Гельмана, Г. В. Голосова, Е. Ю. Мелешкиной. М.: Весь мир, 2002. — 216 с.
- Гайнутдин Р.И. Выборы в России и выбор мусульман. М.: СМР, 2004.- 119 с.• 38. Гаман-Голутвина О. В. Региональные элиты России в зеркале экспертного опроса // Власть. 2004. — № 5. — С. 3−10.
- Герейханое ГЛ., Лукьянов А. Г., Мореное КС. Угрозы национальной безопасности Росси на Северном Кавказе (этноконфессиональный аспект). М.: Граница, 2004. — 180 с.
- Гордон J1.A., Клопов Э. В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30−40-е годы. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Граждан В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления // Власть. 2004. — № 3. — С. 22−29.
- Громыко A.JJ. Политические режимы: сущность, исторические формы и реальная практика. М: Прометей, 2003. — 253 с.
- Даргын-оол Ч. К. Региональный аспект социального процесса в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 1. — С. 338−346.
- Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Автореф. дис.. канд. фил ос. наук. М., 2003. — 23 с.
- Динес В.А., Николаев А. Н. Опыт становления регионального парламента // Власть. 2004. — № 12. — С. 57−63.
- Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2001. — 77 с.
- Добаев ЯП. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. -Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2003. 200 с.
- Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М.: ИВ РАН, 2003. — 358 с.
- Еникеев А.Г. Становление парламентской системы Республики Башкортостан как составное части российского парламентаризма: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Уфа, 1999. — 21 с.
- Еремеев А.И. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия): Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1999. — 24 с.
- Заречкин Е.Ю. Адаптация политических систем в условиях дестабилизации общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1996. -24 с.
- Зотова З. М, Власть и общество: проблемы взаимодействия. М.: ИКФ «Омега-Л», 2001. — 346 с.
- Зязиков М.М. Опыт кавказской цивилизации: толерантность, а не цивилизационные разломы // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. -С. 12−24.
- Иванов В.Н. Социология федерализма. М.: ИСПИ РАН, 2004.300 с.
- Иванов В.Н. Федерализм и безопасность государства // Социологические исследования. 2004. — № 6. — С. 3−15
- Иванов П.М. Северный Кавказ: «Партия войны» и интересы России (как после войны в Чечне обустроить Россию). Нальчик: КБНЦ РАН, 1997.-286 с.
- Игнатенко A.A. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004. — 256 с.
- Игнатов В.А., Понеделков A.B., Старостин А. И. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага. // Власть. -2005.-№ 9.-С. 3−10.
- Ильясов Л. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные ценности. М.: Пантори, 2004. — 384 с.
- Ислам и мусульмане в России / Под ред. М. Ф. Муртазина. М.:1. КДТ, 1999.-219 с.
- Казанцев В.Г. Проблемы конституционного порядка в регионах федерации // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 4. — С. 25−35.
- Калина В.Ф., Кудрявцев В. Б. Гарантии государственной целостности Российской Федерации: политические и правовые механизмы // Социально-гуманитарные знания. 2004. — № 1. — С. 49−63
- Клейменов А.Н. Становление современной российской государственности: политические проблемы, приоритеты: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1998. — 22 с.
- Коваленко И. Федерализм в России всегда был призван скрывать недостатки однопартийной системы // Националь. 2004. — № 5. — С. 78−81.
- Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: Материалы парламентских слушаний 19 марта 1996 года. М.: Издание Государственной думы, 1996. — 95 с.
- Коровина C.B. Политико-административные системы исполнительной власти: модели функционирования, тенденции развития (компаративный анализ): Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2000. — 28 с.
- Кочетков А.П. Эволюция системы государственной власти в России // Власть. 2003. — № 6. — С. 11−14.
- Круглое A.A. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть. 2005. — № 7. — С. 69−73.
- Кудинов О.П. Большая книга выборов. М.: Арт Бизнес Центр, 2003.-663 с.
- Куликова Н.В. Чечня, нефть и терроризм (экономические аспекты) // Аналитические записки. 2004. — Декабрь. — С. 103−118.
- Курманов М.М. Взаимоотношения законодательных органов государственной власти республик с высшими должностными лицами и исполнительными органами республик // Социально-гуманитарные знания.2004.-№ 2.-С. 59−71.
- Ланко ДА. Децентрализация в политическом процессе (на примере Финляндии): Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 2001.-24 с.
- Лапаева В. В. Роль права в развитии политической системы // Социология власти. М.: РАГС, 2004. — С. 104−115.
- Лебедева О.В. Проблемы развития толерантности на Юге России: некоторые пути решения // Власть. 2005. — № 6. — С. 42−44.
- Лепехин В.А. Группы интересов как основной субъект современной российской политической системы // Формирование партийно-политической системы / Под ред. В. Н. Иванова. М.: МЦК, 1998. — С. 97 136.
- Максименко В.В. Война и мир в Чечне // Аналитические записки. -2002. Декабрь. — С. 13−36.
- Малашенко A.B. Чечня: выборы посреди террора. М.: Московский Центр Карнеги, 2004. — 4 с.
- Малашенко A.B., Тренин ДВ. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Гендальф, 2002. — 267 с.
- Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. -М.: Гендальф, 1998.-218 с.
- Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001.- 180 с.
- Мусульмане изменяющейся России / Под ред. Ю. Н. Кобищанова. -М.: РОССПЭН, 2002.-334 с.
- Огарев A.B. Политические лидеры и местные органы власти: механизм их взаимодействия в разрешении региональных конфликтов: Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 1995. -22 с.
- Островская Т. В. Формирование региональной политики в условиях трансформации государственного устройства России: Автореф. дис.. канд. социолог, наук. -М., 1997. -25 с.
- О ходе исполнения Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года: Материалыпарламентских слушаний. М.: Издание Государственной думы, 1995. -111 с.
- Палчаее А.Н. Политическая система Республики Дагестан в контексте Конституции Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 1999. — 18 с.
- Петров Н.В. Демократичность регионов России. М.: МЦК, 2005. -Юс.
- Повестка дня для России / Под ред. В. Н. Никонова. М.: Единство во имя России, 2004. — 591 с.
- Политические институты на рубеже тысячелетий / Под ред. Г. И. Вайнштейн. Дубна: Феникс+, 2001. — 478 с.
- Политология в персоналиях: Учебное пособие / Под ред. А. И. Пирогова. М.: Народный учитель, 2001. — Ч. 1. — 338 с.
- Политология: Энциклопедический словарь. М.: PUBLISHERS, 1993.-431 с.
- Политология: Учебное пособие / Под ред. В. М. Долгова. -Саратов: Изд-во СГУ, 2002. 476 с.
- Россия политическая / Под ред. Л. Ф. Швецовой. М.: Московский Центр Карнеги, 1998. — 379 с.
- Рубан Л.С. Развитие конфликта-консенсуса в полиэтнических регионах (социологический анализ-прогноз). М.: ВНИИ МВД, 1998. — 248 с.
- Радугин А.А. Политология: Учебное пособие. М.: Центр, 1999.221 с.
- Разумовский В.Ю. Российское государство как субъект и объект реформирования: историко-политологический анализ основных идеологем: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 1999. -24 с.
- Резниченко О.В. Государственно-конфессиональная политика в современной России: теория и практика: Дис.. канд. полит, наук. М., 2004.- 182 с.
- Рыбаков A.B. Трансформация политических институтов // Власть. -2003.-№ 5.-С. 49−54.
- Ряжапов Н.Х. Ислам в общественно-политической жизни современной России: Дис.. канд. филос. наук. M., 2005. — 144 с.
- Санистебан Л.С. Основы политической науки. М.: Владан, 1992. — 123 с.
- Смирнова М.В. Политические отношения «центр-регионы» в переходный период: Автореф. дис.. канд. полит, наук. -М., 1995. 20 с.
- Современный терроризм: теория и практика / Под ред. В. И. Марченкова. -М.: ВУ, 2002.-216 с.
- Соловьев A.M., Туронок С. Г. Государство на старте тысячелетия: проблемы управления и власти // Власть. 2003. — № 11. — С. 46−52.
- Стабилизация межэтнических и социокультурных отношений на Кавказе. М.: Этносфера, 1999. — 143 с.
- Теория государства и права. М.: Юристъ, 1996. — 254 с.
- Тимашова Т.Н. Канадская модель федерализма. М.: Анкил, 2002.- 125 с.
- Титаренко В.А. О развитии федерализма и реалиях социально-политического процесса в субъекте Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 4. — С. 32−44.
- Трудности перехода: Демократия в России / Под ред. Д. В. Тренина. М.: Московский Центр Карнеги, 2004. — 112 с.
- Уткин A.M. Американская политическая система // Главная тема. -2005. Февраль-март. — С. 250−271.
- Федерализм: Энциклопедия. М.: МГУ, 2000. — 640 с.
- Франчук В.И. Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования // Социально-гуманитарные знания. -2005.-№ 1.-С. 120−133.
- Фурман Д.Е. Наша политическая система и ее циклы // Свободная мысль. -2003. -№ 11. -С. 9−17.
- Храмушин B.B. Взаимодействие ветвей власти на региональном уровне: Автореф. дис.. канд. полит, наук. Саратов, 1997. — 16 с.
- Цветкова Е.Г., Корольков H.A., Фролов С. Н. Политическая система России страдает синдромом политико-идеологического дефицита //Власть. 2005.-№ 3.-С. 16−22.
- Чередниченко В.А. Федерализм в общественном мнении россиян. -М: ФГНУ, 2002.- 167 с.
- Черникова В.В. Неправительственные организации в политической системе Великобритании (1980−1990-х гг.): Дис.. канд. полит, наук. М., 1998. — 23 с.
- Что хотят регионы России? / Под ред. М. Б. Олкотт. М.: Гендальф, 1999.- 104 с.
- Шаран П. Сравнительная политология. М., 1992. — Т. 1. — 226 с.
- Шерматова С. Роль нефтяного фактора в Чеченском конфликте // Центральная Азия и Кавказ. 2001. — № 5. — С. 86−95.
- XXI век: Новые вызовы национальной безопасности России / Под ред. А. Б. Макушкина. М.: ВУ, 2003. — 140 с.