Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие системы стратегического управления в многоотраслевых организациях сферы услуг: На примере Республики Башкортостан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение и развитие многоотраслевых организаций в сфере услуг (которые также можно именовать — многоотраслевые сервисные компании) связано с объективными процессами организационно-экономического укрупнения, концентрации, интеграции общественного производства. Часть сервисных компаний приобрела многоотраслевой характер деятельности путем постепенного, последовательного освоения новых видов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Научные основы конкурентоспособной деятельности многоотраслевых организаций в сфере услуг
    • 1. 1. Предпосылки и особенности создания многоотраслевых организаций в сфере услуг
    • 1. 2. Формирование системы стратегического управления многоотраслевой сервисной организацией
    • 1. 3. Концептуальные основы обеспечения устойчивой конкурентоспособности многоотраслевой компании в сфере услуг
  • Глава вторая. Особенности стратегического управления ресурсами в многоотраслевых организациях сферы услуг
    • 2. 1. Интеграция внутрифирменного взаимодействия организационных, интеллектуальных и информационных ресурсов
    • 2. 2. Управление процессами повышения качества кадровых ресурсов в многоотраслевой организации сферы услуг
    • 2. 3. Структурирование логистического управления в многоотраслевой сервисной компании
  • Глава третья. Развитие системы стратегического управления в многоотраслевых организациях сферы услуг
    • 3. 1. Становление механизма стратегического управления устойчивым развитием фирмы
    • 3. 2. Современные инструменты стратегического управления многоотраслевой сервисной компанией
    • 3. 3. Направления совершенствования стратегического управления бизнесом в сфере сервиса

Формирование и развитие системы стратегического управления в многоотраслевых организациях сферы услуг: На примере Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Диверсификация российской экономики, происходящая в последние годы, неизбежно и интенсивно способствует все более широкому распространению и проникновение разнообразных рыночных услуг во все сферы народного хозяйства. В свою очередь предприятия сферы услуг, наряду с выполнением традиционно сложившихся функций по обслуживанию потребителей (населения, фирм, учреждений), стали усиленно расширять рамки своего хозяйствования путем создания многопрофильных компаний, причем включающих не только структурные подразделения разных отраслевых групп услуг, но и производства и виды деятельности различных отраслей экономики (промышленности, строительства, агропромышленного комплекса). Число таких многоотраслевых (комплексных, комбинированных) в различных сочетаниях компаний стало быстро увеличиваться, а их роль и значение в развитии сферы сервиса — значительно возрастать.

Возникновение и развитие многоотраслевых организаций в сфере услуг (которые также можно именовать — многоотраслевые сервисные компании) связано с объективными процессами организационно-экономического укрупнения, концентрации, интеграции общественного производства. Часть сервисных компаний приобрела многоотраслевой характер деятельности путем постепенного, последовательного освоения новых видов услуг, работ, товаров, диверсификации и расширения масштабов деятельности. Другая часть такого рода организаций изначально создавалась как многоотраслевые. И то, и другое чаще всего диктуется соображениями обеспечения рыночной устойчивости и укрепления конкурентоспособности. Важное социально-экономическое значение имеет то, что многоотраслевые организации в сфере услуг создают лучшие условия для потребителей (клиентов, покупателей, заказчиков) посредством предоставления определенного комплексного обслуживания.

Последнее связано со спецификой состава и построения многоотраслевых сервисных организаций.

В настоящее время сформировались разнообразные комбинации многоотраслевых компаний в сфере услуг, обладающих значительным, но недостаточно используемым потенциалом, что требует научного изучения условий и особенностей их функционирования. Проблемы выживания и развития многоотраслевых организаций в современных условиях настоятельно требуют создания эффективной системы управления, ориентированной на перспективу. Однако ещё многие теоретические положения и вопросы прикладного характера по внедрению и полноценному использованию системы стратегического управления в многоотраслевых компаниях сферы услуг до сих пор остаются малоизученными. В связи с этим тема диссертационного исследования несомненно является актуальной.

Степень изученности научной проблемы. Вопросы обеспечения эффективной рыночной деятельности и определения перспектив развития компаний постоянно находятся в поле пристального внимания ученых и специалистов во всем современном мире.

Различные аспекты стратегического управления, в том числе организационного, маркетингового, инновационного, сбытового характера отразили в своих трудах зарубежные исследователи М. Альберт, Т. Амблер, И. Ансофф, Г. Ассель, Г. Дж.Болт, Ф. Букерель, В. Бурр, А. Дейян, П. Дойль, П. Друкер, Б. Карлоф, Ф. Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, Р. Ланкар, М. Макдональд, Э. Мате, М. Мескон, Дж. О' Шонесси, М. Портер, М. Старр, К. Хаттен, Ф. Хедоури, Й. Шумпетер и др.

Достаточно глубоко, обстоятельно и содержательно разнообразные вопросы стратегического управления на предприятиях, в том числе и сферы услуг, раскрыли в своих исследованиях отечественные ученые Г. Азоев, Г. Багиев, А. Богатко, Н. Бондарь, В. Винокуров, О. Виханский, Е. Голубков,.

А.Градов, У. Зиннуров, Р. Качалов, Г. Клейнер, В. Лазарев, Д. Львов, Ш. Магомедов, Р. Маннапов, Б. Мильнер, А. Наумов, А. Новицкий, Н. Платонова, Л. Сульповар, В. Тамбовцев, В. Тарасевич, Р. Фатхутдинов, В. Хруцкий, Я. Ядгаров и др. Их труды внесли значительный вклад в развитие теории и практики внутрифирменного стратегического управления в нашей стране.

Вместе с тем, научная проблема организации и развития системы стратегического управления в многоотраслевых компаниях сферы услуг отдельно и специально не исследовалась. Тогда как управление функционированием многоотраслевых сервисных компаний имеет существенную специфику, которую следует изучать, учитывать и соответствующим образом применять для повышения уровня конкурентоспособности и успешного развития. Пока не нашли научного освещения теоретические и методические основы формирования и совершенствования механизма современного управления стратегическим развитием многоотраслевых сервисных компаний. Поэтому поставленная научная проблема нуждается в основательном, целостном исследовании.

Цель исследования состоит в обосновании теоретических положений и разработке научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы стратегического управления многоотраслевой организацией в сфере услуг.

В соответствии с этой целью поставлены и реализованы следующие исследовательские задачи:

• выявление предпосылок и особенностей создания многоотраслевых организаций в сфере услуг;

• выявление особенностей формирования системы стратегического управления многоотраслевой сервисной организацией;

• разработка концептуальных основ обеспечения устойчивой конкурентоспособности многоотраслевых компаний в сфере сервиса;

• выявление особенностей использования и управления различными видами ресурсов в многоотраслевых организациях сферы услуг;

• обоснование модели системы стратегического управления устойчивым развитием сервисной фирмы;

• разработка рекомендаций и предложений по устойчивому стратегическому развитию многоотраслевых организаций в сфере услуг.

Объектом исследования являются различные типы многоотраслевых организаций в сфере рыночных услуг.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, связи и процессы, проявляющиеся в условиях формирования и развития системы стратегического управления в многоотраслевых сервисных компаниях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, содержащих современные научные подходы, теоретические положения и концептуальные позиции по актуальным проблемам развития сферы услуг, стратегического планирования, внутрифирменного менеджмента, маркетинга, логистики, управления персоналом в условиях рыночной системы хозяйствования.

Основные инструменты исследования: системно-структурный и системно-функциональный методы анализаэкспертный методметод аналогийметод табличных группировок признаков, факторов и показателейметод организационно-управленческого моделирования.

Информационно-статистическая база исследования включает данные территориальных органов государственной статистики, а также фактологическую информацию, сведения, отчетные показатели деятельности ряда компаний сферы услуг отдельных регионов Урала и Поволжья.

Научная новизна диссертации состоит в разработке теоретико-методических основ формирования и развития системы стратегического управления в многоотраслевых организациях сферы услуг на основе впервые выявленной специфики их функционирования в современных условиях.

Наиболее существенные составляющие научной новизны, выносимые на защиту, следующие:

1) установлены ключевые предпосылки образования многоотраслевых компаний в сфере услуг, заключающиеся в диверсификации, комбинировании, интеграции, кооперировании, комплексности товаров, работ, услуг, видов деятельности и привлекательности новых направлений бизнесасформулировано определение понятия «многоотраслевая организация в сфере услуг" — разработана классификация такого рода компаний по ряду отличительных признаков (типы, размеры, масштабы деятельности, формы собственности, организационно-правовые формы);

2) доказано, что особенности формирования системы стратегического управления в многоотраслевых сервисных организациях обусловлены спецификой их состава и рыночной жизнедеятельности, в связи с чем принципиальными задачами стратегического управления должны стать: повышение ценности предоставляемой потребителям продукции за счет максимального учета особых свойств каждой отрасли (отраслевой группы) услуграциональное построение территориально-отраслевой структурыпредоставление клиентам комплексно-комбинированного обслуживанияпреумножение и укрепление конкурентных преимуществ по видам деятельности, отраслям и организации в целомформирование инновационной динамичностиоптимизация использования стратегических ресурсовэффективное сочетание централизации и децентрализации реализации стратегических решенийобеспечение общей устойчивости функционирования компании;

3) систематизирована совокупность внутрифирменных факторов конкурентоспособности многоотраслевой сервисной организации с распределением их по пяти иерархическим уровням (первый — специфический состав и структура стратегических ресурсоввторой — потенциал устойчивости за счет многоотраслевого характера деятельноститретий — ключевые компетенциичетвертый — динамические способностипятый — стратегическая ориентация), что создает базу для применения инструментов стратегического управлениясформулированы принципы формирования устойчивой конкурентоспособности многоотраслевых компаний в сфере услуг;

4) предложена матричная схема оценки значимости стратегических ресурсов для различных типов многоотраслевых сервисных компаний по ряду критериев конкурентоспособности, на основе которой определены наиболее приоритетные виды ресурсов и раскрыты особенности их использования, в том числе:

• взаимосвязи организационных, интеллектуальных, информационных ресурсов, на основе чего разработана принципиальная модель интеграции информационных ресурсов в системе внутрифирменного стратегического управления;

• процессы управления кадровыми ресурсами, в связи с чем предложены критерии оценки их качества;

• условия движения материальных ресурсов, в результате чего составлена модель интегрированного маркетингово-логистического обеспечения деятельности и обоснована новая категория — «сервисная логистика», дана ее трактовка;

5) разработана и формализована концептуальная модель функционирования системы стратегического управления многоотраслевой организацией в сфере услуг, в которой выделены и обоснованы: механизм управленияподсистема инновационного менеджментамодель формирования инновационного процесса продуктовой ориентациисовременные технологии управленияспецифические инструменты стратегического управления межотраслевой маркетингпродуктово-сервисные нововведениясервисная логистикауправление стоимостьюуправление рискаминалоговая оптимизациявнутренний аудитнефинансовые вознагражденияконтроллинг);

6) разработан комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы стратегического управления в многоотраслевых компаниях сферы услуг, определены критерии оценки и прогнозные показатели их устойчивого функционирования и развития (на примере двух предприятий Республики Башкортостан).

Практическая значимость диссертации состоит в следующих аспектах:

1) научные результаты создают организационно-методическую основу для реального внедрения стратегического управления в практическую деятельность различных многоотраслевых предприятий в сфере услуг, что способно обеспечить повышение эффективности их функционирования и развития;

2) научные разработки и практические предложения могут быть использованы региональными и муниципальными органами управления при регулировании деятельности организаций сферы услуг;

3) теоретические положения и методические разработки могут найти применение в научных исследованиях и образовательной деятельности ВУЗов, учреждений повышения квалификации, бизнес — школ.

Разработки, рекомендации, предложения и выводы диссертации используются в практической деятельности Уфимского государственного института сервиса и Международного Фонда образования «Волжская академия бизнеса и менеджмента», о чем имеются соответствующие справки.

Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на 4-й Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика» в г. Самаре (2004г.), 2-й Всероссийской научно-методической конференции «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития» в г. Пенза (2004г.), 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» в г. Пенза (2004г.), трех научных конференциях аспирантов, соискателей и молодых ученых Республики Башкортостан в г. Уфе (2002;2004гг.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ (в том числе одна в соавторстве) из них 2 брошюры — общим объемом 4,8 п.л. (лично авторских — 4,7 п.л.).

Структура и объем диссертации

Диссертация включает введение, три главы, заключение и библиографический список, изложена на 181 страницах, содержит 11 таблиц и 17 рисунков. Библиографический список состоит из 128 источников.

Основные выводы диссертации заключаются в следующем:

1. Образование и развитие многоотраслевых организаций в сфере услуг связано с происходящими в экономике страны процессами диверсификации, концентрации, кооперирования, комбинирования, интеграции, комплексности видов деятельности, продукции (товаров, работ, услуг), капитала. При этом диверсификация в компаниях происходит в трех направлениях: а) в русле основной специализацииб) с переходом в другие сферы (отрасли) деятельностив) смешанно-комбинированное.

Этому предшествуют следующие основные предпосылки: рыночная привлекательность новых видов бизнесастремление к повышению устойчивости функционирования, укреплению (сохранению) конкурентоспособностивозможности вложить имеющиеся финансовые средства. Во всех случаях объективным условием научно обоснованной диверсификации является рыночный спрос, нужды и предпочтения потребителей. Именно ценность товаров и услуг для потребителей становится двигателем развития многоотраслевой сервисной компании.

2. Многоотраслевые организации в сфере услуг пока не стали объектом повышенного внимания со стороны научных работников и потому до сих пор оставались малоизученными. В диссертации обосновано и сформулировано определение этой сравнительно новой научной категории: многоотраслевая организация в сфере услуг (компания, фирма, предприятие) представляет собой обладающее обособленным имуществом юридическое лицо, включающее совокупность разнородных и однородных структурных единиц, связанных организационно-экономическими и финансовыми отношениями, выпускающих продукцию и оказывающих услуги разного профиля, предназначения, характера и функциональной направленности, ориентированных на комплексное, комбинированное удовлетворение разнообразного спроса потребителей (покупателей, клиентов, заказчиков).

Разработанная в диссертации классификация многоотраслевых сервисных организаций позволяет выделять основные типы компаний и группировать их по соответствующим признакам. Тем самым, данные положения вносят определенный вклад в развитие теории о современной сфере услуг.

3. В работе определено, что стратегическое управление в многоотраслевых сервисных компаниях не получило полноценного применения в связи со слабой его методической проработанностью и адаптацией к специфическим свойствам и чертам их функционирования. Обоснованная в диссертации структурная модель системы стратегического управления, применительно к многоотраслевой организации в сфере услуг, а также научное освещение всех ее элементов позволяют расширить теоретические представления о системе стратегического управления, учитывающей конкретные особенности деятельности компаний.

4. Автором подчеркивается, что основу устойчивых конкурентных преимуществ многоотраслевой организации в сфере услуг составляют: а) особенности отраслевой структуры, организационного построения и экономических взаимосвязей (внутреннего комбинирования, интеграции, диверсиификации, кооперирования) — б) специфические состав, структура и комбинации ресурсовв) возможности оптимизации ресурсов, сокращения издержекг) наличие и развитие динамических способностей.

Исходя из этого в диссертации сформирована пятиуровневая система взаимообусловленности внутренних факторов обеспечения конкурентоспособности, позволяющая разграничивать и оценивать влияния каждой группы факторов и их совокупности. Сформулированные автором научные принципы формирования устойчивой конкурентоспособности многоотраслевых сервисных компаний можно рассматривать как одну из теоретико-методических основ развивающейся науки о сервисе.

5. Представленная в диссертации и предлагаемая к использованию матричная схема оценки значимости видов стратегических ресурсов дает возможность определения наиболее приоритетных из них с точки зрения обеспечения конкурентоспособности многоотраслевых сервисных компаний. Экспертная оценка выявила особую значимость таких видов ресурсов, как: организационные, кадровые, интеллектуальные, информационные, материальные, что обусловило более детальное их исследование в диссертации.

6. Анализ использования организационных и интеллектуальных ресурсов выявил необходимость применения в рассматриваемых компаниях организационных структур адаптивного типа (проектных, проблемно-целевых, матричных) и формирования инновационной активности.

7. Разработанная автором принципиальная модель интеграции информационных ресурсов в систему стратегического управления дает возможность повышения результативности использования этого вида ресурсов в многоотраслевой сервисной организации.

8. Выявленные в работе особенности использования кадровых ресурсов в многоотраслевых компаниях сферы услуг позволили сформулировать авторское определение понятия «качество кадровых ресурсов» и разработать комплекс критериев его оценки на трех уровнях внутри фирмы, а также обосновать предложения по расширению форм и методов нефинансового стимулирования персонала.

9. Структурирование и анализ логистического управления в многоотраслевой организации сферы услуг привели к вычленению и обоснованию новой категории «сервисная логистика», под которой автор понимает интегрированную систему управления процессами продвижения, распределения, продаж товаров и предоставления услуг, регулирования и контроля материального, информационного и денежного потоков, обеспечивающих снижение издержек и повышение конкурентоспособности сервисной деятельности для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей.

10. Разработанная в диссертации концептуальная модель функционирования системы стратегического управления многоотраслевой организацией в сфере услуг позволяет наглядно представить все составляющие этой системы и взаимосвязи между ними, определить важнейшие элементы механизма управления и выделить наиболее актуальные процессы. В частности, обоснование подсистемы инновационного менеджмента и разработка модели формирования инновационного процесса продуктовой ориентации создают организационно-методическую основу для динамизации инновационной деятельности.

11. Предлагаемая в диссертации матрица выбора целесообразного варианта использования аутсорсинга способна обеспечить обоснованный подход к повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности многоотраслевой сервисной фирмы.

12. Использование в практической деятельности совокупности современных инструментов стратегического управления, включающей: межотраслевой маркетингпродуктовосервисные нововведениясервисную логистикууправление стоимостьюуправление рискаминалоговую оптимизациювнутренний аудитнефинансовые вознагражденияконтроллинг- — позволяет обеспечить системное повышение устойчивости функционирования и социально-экономического развития многоотраслевых сервисных компаний.

13. Разработанный в диссертации комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию системы внутрифирменного стратегического управления в многоотраслевых сервисных предприятиях и предлагаемых мероприятий по отдельным направлениям развития бизнеса направлены на неуклонное динамичное развитие различных организаций в сфере услуг и будут полезны в других секторах экономики.

В итоге научные результаты диссертации будут служить росту эффективности функционирования сферы сервиса и экономики в целом, что неизбежно положительно скажется на повышении качества жизни населения нашей страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. Издание Верховного Совета РФ. М.: Известия, 1993 — 127 с.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Полный текст (часть первая и вторая). М.: Изд-во «Акалис», 1996 — 448 с.
  3. О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 г., № 2300−1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996, № 2-ФЗ, от 17.12.1999 г. № 212 ФЗ, от 30.12.2001 г. № 196 — ФЗ).
  4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон, 20.06.1995 г., № 88-ФЗ // Экономика и жизнь. 1995. — №№ 25, 26.
  5. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ. Федеральный Закон от 20 июля 1995 № 115-ФЗ // Российская газета, 1995 г. 26 июля.
  6. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный Закон от 26 октября 2002 г., № 127-ФЗ // Российская газета, 2002, 2 ноября, с. 9−16.
  7. О техническом регулировании. Федеральный Закон от 27.12.2002 г. № 184 ФЗ // Российская газета, 2002, 31 декабря, с. 4−5.
  8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный Закон от 6 октября 2003 г., № 132-Ф3 // Российская газета, 2003, 13 октября.
  9. О коммерческой тайне. Федеральный Закон от 29 июля 2004. № 98-ФЗ. // Российская газета, 2004, 5 августа, с. 7.
  10. Л.И. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. — 2003. № 7. С.3−9.
  11. А. Прикладной маркетинг. М.:Дом и Торзе, 2000.-236с.
  12. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М.: Новости, 2000. 256 с.
  13. Академия рынка: маркетинг. Пер. с франц. / А. Дейян, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  14. Актуальные проблемы развития экономики и управления. Сб. научных статей. М.: Изд-во МГУ сервиса, 2004 — 59 с.
  15. Актуальные проблемы трансформационной экономики. Сб. научных статей аспирантов, соискателей и докторантов. М.: Изд-во МГУ сервиса, 2003 — 86 с.
  16. М.М. Планирование деятельности фирм / Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 248 с.
  17. Т. Практический маркетинг. — СПб., 1999. 217 с.
  18. Г. И. и др. Оценка экономической устойчивости предприятий. / Учебное пособие. М.: Финансы и статистика. 2003. 160 с.
  19. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989−488 с.
  20. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. СПБ.: Питер, 1999.-416 с.
  21. Г. Маркетинг: принципы и стратегия / Пер. с англ. — М.: Инфра-М, 1999−216 с.
  22. С.И., Татарских Б. Я. Методология формирования и использования информационных ресурсов на промышленных предприятиях: Монография. Самара: Изд-во Самар.гос.экон.акад., 2004. — 368 с.
  23. Э. Организация внутреннего аудита бизнеса // Деловое обозрение. Ульяновск, 2004, № 5, с.34−37.
  24. Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учебник. М.: ОАО «Издво Экономика», 1999. 703 с.
  25. С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. / Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. -2003.-240 с.
  26. И. Балансоведение: Пер. с нем. / Научный ред. В. Д. Новодворский. -М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2000. 454 с.
  27. А.О., Санин И. И. Менеджмент предпринимательских структур. Подольск, «Сатурн С», 1999 — 432 с.
  28. А. Н. Система управления развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001 240 с.
  29. Н.П. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПБ.: Бизнес-Пресс, 1999.-416 с.
  30. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. Пер. с. англ. -М.: Экономика, 1991.-271 с.
  31. В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества. // Проблемы теории и практики управления. 2004, № 4, с. 107−113.
  32. В. Анализ рисков в деятельности предприятия // Вопросы экономики, 2004, № 8, с. 128−134.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. Учебник — М.: «Фирма Гардарика», 1996 -416 с.
  34. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1996 — 160 с.
  35. Е.А. Маркетинг и логистика. М.: Изд. дом «Дашков и К0», 1999.-314 с.
  36. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. — М.: Изд. «Финпресс». 1998 416 с.
  37. В.А. Маркетинговое консультирование. — М.: «Дело», 1998−248 с.
  38. А.Н. Актуальные проблемы развития сферы сервиса в новом столетии // Экономика и управление. — 2002. № 4.
  39. А., Троадек А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. Пер. с. франц. -М.: Прогресс, 1994. 190 с.
  40. Диверсификация российской экономики: современные проблемы и задачи // Вопросы экономики, 2003, № 12, с.4−22.
  41. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в 2003 году. Уфа, 2004. — 256 с.
  42. Э. Дж. Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — СПб, 1992.-496 с.
  43. П. Менеджмент. Стратегия и тактика. — СПб.: Питер, 1 999 417с.
  44. П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембэр Интернешнл», 1992. 350 с.
  45. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. -М.: Технологическая школа бизнеса. 1994. 200 с.
  46. Е.Н. Актуальные проблемы развития сферы услуг. Известия Санкт-Петербург.ун-та экономики и финансов. 2003, № 4, с. 108 121.
  47. З.Г. Основы обеспечения конкурентоспособности системы сервиса: монография М.: ИКЦ «Маркетинг», 2003, — 302 с.
  48. З.Г. Организационно-экономический механизм развития сферы услуг в условиях формирования инновационной экономики. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «ТЭИС», 2004 327 с.
  49. З.Г., Шкабарня Г. В. Новые организационные формы хозяйствования и развития сферы услуг. — Уфа: Изд-во Уфимский государственный институт сервиса, 2004. 190 с.
  50. У. Г. Стратегическое маркетинговое планирование иуправление на предприятии: Учебное пособие. Уфа: УГАТУ, 1999. — 253 с.
  51. Злобина J1.A., Стажкова М. М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2003.-240 с.
  52. Е. Ресурсов четкое движение // Экономика и жизнь, 2004, № 19, с. 36.
  53. С. Логистический бизнес занятие не для слабых // Экономика и жизнь. — 2004, № 19, с. 13.
  54. . Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика. 1991.239 с.
  55. И.М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2001. — 239 с.
  56. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики, 2002, № 10, с. 47−69.
  57. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Эконоика, 1997−284 с.
  58. В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: Норма Инфра, 1999. — 237 с.
  59. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. — М.: Логос, 1999. — 368 с.
  60. Д.Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика. -М., Ростов на — Дону: «Экспертное бюро», 1997. — 127 с.
  61. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс. 1 990 736 с.
  62. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер ком., 1999 — 896 с.
  63. О. Логистика — диспетчер рынка // Экономика и жизнь.2004, № 19, с. 1.
  64. В.А. Товарно-материальные запасы предприятий: Учеб. пособие Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2003. — 122 с.
  65. В.А. и др. Маркетингово-логистическая концепция устойчивости предприятия. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.- 161 с.
  66. .Ж. Стратегический маркетинг. С-Пб.: «Вильяме», 1996 -284 с.
  67. Логистика: учеб. / Гос. ун-т упр- Ин-т мировой экономики и междун. отношений РАН, Моск.гос.автом.-дорожн.ин-т и др. Под ред.Б. А. Аникина, 2-е изд., перераб и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. 352 с.
  68. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие / Под ред.И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000−587с.
  69. МакДональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. — 278 с.
  70. Р.Г. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие. Самара: Самар.гос.экон.академия, 1995 183 с.
  71. Р.Г. Сфера услуг в стратегии муниципального развития // Тез. докл. междунар. научно-практ. конф. «Сервис большого города». Уфа, 1999.- с. 51−56.
  72. Р. Г. Тенденции и перспективы развития сферы сервиса в условиях глобализации // Наука сервису: VIII Междунар. научно-практ. конф. — М.: МГУС, 2003. — ч. 1, с. 98−104.
  73. Р.Г. Присоединение России к ВТО: на выгоды можно рассчитывать при качественной подготовке // Экономика и управление. Научно-практ. журнал. Уфа: БАГСУ, 2003, № 5, с.3−9.
  74. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В. А. Алексунина. М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2001. — 364 с.
  75. Маркетинг и логистика фирмы / Д. Д. Костоглодов, И. И. Саввиди,
  76. В.И.Стаханов. М.: ПРИОР, 2000. 127 с.
  77. Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение предприятия / Пер. с франц.: Общая ред. В. С. Загашвили. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 160 с.
  78. May В. Догоняющая модернизация в современной России // Проблемы теории и практики управления. 2004, № 4, с. 13−16.
  79. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 701 с.
  80. Ю.М. Логистика: Учебдля вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 389 с.
  81. О ситуации на рынке услуг. Аналитическая записка / Комитет государственной статистики Республики Башкортостан, 2004. — 13 с.
  82. О стратегических установках и экономической политике федеральный властей. Интервью с А. Д. Некипеловым // Рос.эконом.журнал, 2004, № 5−6, с.3−11.
  83. О Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. С-Пб.: Питер, 2001 — 317 с.
  84. . Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления. М., 2002, № 2.
  85. Н.А. Маркетинговые исследования на предприятиях сферы услуг / Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. Том II Экономика предприятий сферы услуг. М., «Кандид», 2001.
  86. Е.В., Попова Л. Н. Маркетинговый аудит // Маркетинг 1997, № 2, с.43−57.
  87. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  88. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы). Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г., № 1163-р.
  89. В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности -М.: Высшая школа, 1995 202 с.
  90. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. / Под ред.В. Л. Иноземцева. М., 1999−417 с.
  91. Н.З. Методология ценностно-трудового исследования сферы услуг. Уфа: УГИС, 1997. Вып. 10 — 208 с.
  92. Т.Е. Феномен экономики, основанной на знаниях // Известия Самарс.научн. центра РАН. Спецвыпуск «Актуальные проблемы экономики и права». Самара декабрь 2003. с.13−17.
  93. И. Ваш бизнес «на стороне» // Директор, 2004,№ 6,с.70−71.
  94. Л.Б. Управление инвестиционной деятельностью: Курс лекций, ГОУВПО «МГУС». М., 2004. — 139 с.
  95. Л.Б., Маннапов Р. Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. Учебно-практическое пособие. — Тольятти, Изд. «Современник», 1992. 146 с.
  96. Л.Б., Тралков А. А. Управление процессами товародвижения в системе маркетинговой деятельности. Научное издание. -М.: МГУС, 2003.-154 с.
  97. Л.Б., Мазаева Н. П. Человеческий фактор в системе управления организациями: Монография. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004 — 271 с.
  98. О. Современные концепции хозяйственного развития // Экономист, 2003, № 7, с.33−42.
  99. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Ю. П. Свириденко. М., в четырех томах: т.1 — 2000 г. — 448с., т. Н — 2001 г. -410 е., т. Ш — 2001 г. — 632 е., t. IV — 2001 г. — 360с.
  100. В. Маркетинг: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001 -416 с.
  101. Н. По имени логистика // Экономика и жизнь. 2004, № 19, с.2−3.
  102. Д. Сколько стоит ваш бизнес // Экономика и жизнь, 2004, № 39, с.2−3.
  103. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. АЛ. Кибанова М.: ИНФРА-М, 1997. — 512 с.
  104. Управление современной компанией. Учебник. Под ред. проф. Б. Мильнера (Россия) и проф. Ф. Лииса (США). М.: ИНФРА-М., 2001. XVIII, 586 с.
  105. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». 2002. — 892 с.
  106. А. Издержки сократить реально / Экономика и жизнь, 2004, № 19, с. 4.
  107. В. Е., Корнева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. Учебное пособие. М.: Финансы и кредит, 2001.
  108. . Менеджмент в сервисной экономике // Проблемы теории и практики управления. — М., 2004, № 1, с. 107−113.
  109. В.Д. Маркетинговый аудит как составная часть маркетинговой деятельности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002, № 4.
  110. В. Цепь поставок: упростить и упрочить // Экономика и жизнь. 2004, № 19, с. 5.
  111. И. Теория экономического развития М.: Прогресс. 1982−534 с.
  112. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса: Учебное пособие для вузов / Под рук. и ред. д.э.н., проф. А. Г. Новицкого. М., Про-Пресс, 2001 — 592 с.
  113. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие / Рук. авт. коллектива В. А. Лазарев. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.экон. ун-та, 2002. — 226 с.
  114. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»: Ин-т экон. РАН- Гл.ред. Л. И. Абалкин. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999- 1055 с.
  115. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практ. пособие. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998 — 317 с.
  116. Ю. Стратегия научно-инновационного прорыва // Экономист, 2002, № 5, с. 3−11.
  117. Ю. Управление знаниями // Экономика и жизнь, 2004, № 5,1. С. 31.
  118. Ю. В. Избранные труды в трёх книгах. Кн. 3. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. М.: Наука, 1999 — 363 с.
  119. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики, 2004, № 7, с.4−34.
  120. De Geus. Planning as learning // Harvard Business Review. 1988, March / April. — p. 70−74.
  121. Eisenhardt K., Martin I. Dinamic Capabilities: What Are They? // Strategic Management Journal. -2000, 18-p. 1007.
  122. Porter M. F. Competitive Strategy Techniques for Analyzing industries and Competitors. N. Y.: Free Press, 1980. — XX. — 396 p.
  123. Porter M. F. Competitive Advantage: Creating Sustaining Suprior Performance. N. Y.: Free Press, 1985. — 557 p.
  124. Schumpeter J. Capitalism, Socialism, and Democracy. N. Y.: Harper and Row, 1962.
  125. Teece D., Pisano G., Shuen A. Dinamic Capabilities and Strategic
  126. Management // Strategic Management Journal. 1997, 18, № 7 — p. 516.1. Интернет-материалы
  127. Организационные структуры управления компаниями / http: // webserv 2 / intra / econom/ 43 htm. 08.12.2003.
  128. Организация аутсорсинга в корпоративном управлении -http://webserv 2/intra/econom/3l5.htm 04.12.2002.
Заполнить форму текущей работой