Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н.С. Лескова)
С рубежа 60−70-х гг. Лесков последовательно развивал гоголевские традициипричем особый интерес писателя вызывало все то в наследии Гоголя, что обошли вниманием литераторы натуральной школы. Подобный отбор объяснялся, в частности, тем, что Лескову была близка мировоззренческая позиция позднего Гоголя, менее всего привлекавшая «натуралистов». Лесков усваивал гоголевские принципы изображения… Читать ещё >
Содержание
- I глава. ТРАДИЦИЯ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
- 1. Социальная и литературная традиция
- 2. Традиция в ряду историко-литературных понятий
- 3. Место традиции в художественной системе
- 4. Два типа усвоения традиции писателем-реалистом 4Z
- П глава. ГОГОЛЬ И НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕСКОВА. ТРАДИЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
- 1. Гоголь и его наследники в восприятии Лескова. Литературная позиция Лескова в 60−70-е годы
- 2. Сатирические новеллы Лескова. Конструктивное развитие традиции
- 3. Рассказы о праведниках. Полемическое усвоение традиции
- 4. Роль случая в сюжете, фрагментарное усвоение традиции
- 5. «Соборяне» и поэтика зрелого Гоголя. Целостное усвоение традиции
Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н.С. Лескова) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Литературоведение широко и издавна оперирует понятием «традиция». Тем не менее и современные специалг-юты, и з'^ еные прошлых лет крайне редко, эпизодршески заншлались его теоретической разработкой. Этиг’Л" врщшло, и объясняется тот факт, что до сих пор оно не итлеет необходирлой терминологической точности. Такая ситуация вызывает тревогу исследователей. Д. Д. Благой писал: «…следует утвердить в нашем сознании изрядно расшатавшееся за последнее время поншлание самого понятия, которое содер}кится в слове «традщия» (139, с. 28). Констатируя отсутствие четштх границ в употреблении этого понятия, А. С. Бушглин оттлечал: «Этот термин, заюЕЮчающий в себе слонное, многостороннее содерг^ ание, очень часто неизменно прилагается как нечто раз навсегда данное к салштл разнородныгл явлениягл» (149, с. III). Приведенные суждения хсасаются в основном отечественного литературоведения. Как показал ученый из ГДР Роберт Вейман, в современной западной науке так>хе не существует единого поншлания тергжна «традиция» (152, с.85−86).Необходшлость теоретического осмысления соответству1ош[его понятия диктуется потребностятли всех: отраслей литератзфоведения, в том числе — литературной критшш, которая активно апеллирует к этому понятию, но — вслед за теорией и историей литературы — нередко допускает его крайне субъективные толкования. Подобное полокение не мо^ет не олутштъ серьезным препятствием для про, дз^ стиБного. изучения современной художественной практики, представляющей, по заглечаншо П. Л. Пшсолаева, «уншшльное единство классической традащхж и идейно-эстетического новаторства» (245, с.341).Изучерше понятия «традиция» — назревшая задача науки о литературе, стретлящейся «объективно определить генетичесхсие связи _ 4 ме? гду худонественнытж эпохагли» (245, с.311).Бозмогены, как представляется, два подхода к решению этой задачи. Один предполагает соотнесение масштабных литературных явленш1 — эпох, худокественных систем,^ литературных течений и направлений. Исследования подобного типа составляют, по всей видимости, одну из важных целей литературоведческой науки. Однако полученные в таких работах вьшоды оказываются подчас неприло}шмытж к анализу кошсретных литературных явлений и потал/ нередко нуедаются в уточнении. В последнее время все чаще признается остро актуальной разработка «частных вопросов литературной преемственности, идущей от писателя к писателю, от произведения к произведению» (149, с.80).В настоящей работе избран, так сказать, конкретизирующие! подход к проблеме, йлея в врщу перспективы теоретического остхшсления традиции пригленительно к явлениям большого исторического масштаба, ьш исходж! из целесообразности предварительного изучения проблеьш в пределах творческой систегяы отдельного писателя. Поставленная задача и избранный подход к ее решению обусловили структуру работы. Первая глава представляет собой опыт категориального анализа традиции как yi-шверсального литературного явления. Общефилософская дефиниция понятия, разработанная в марксистском обществоведении, кошфетизирована пригленительно к художественной литературе. Сделана попытка отделить традицию от сменшых понятий, нередко с ней отовдествляеьшх, — литературной преемственности, влияния, зашлствования, реьлинисцеяции, традиционализма. В необходимой мере затронут вопрос о связи традт-щрш и новаторства. Введено представление об истор1гческои изменчивости традиции как явления. Предло:1сена дихотомическая юсассифшсация традищш с точки зрения — 5 закономерностей их усвоешш в творчестве писателя-реажюта.Конкретное обоснование суздепий теоретико-литературного характера, предло-кепных в первой главе настоящей работы, осуществлено в двух после. дующих главах, построенных на исторшсо-жхтературном анализе произведений Н. С. Лескова, Высоко оцененная М. Горьгаш яркая самобытность Лескова-худо-ши1са (см.24) в течение ш-югих десятилетий прржовывала к себе научную ьшсль. Творчество писателя рассматрргвалось, главныгл образом, как принципиально новаторское. Однако сегодня явно назрела необходшяость рассмотрения уншсального лесковского наследия Б исторшсо-литературном контексте и выявления традиционного начала Б произведениях писателя. Эта задача прод1штована, преаде всего, своеобразием материала. И. П. Видуэцкая, один из ведущих современр-шх специалистов в области лесковского творчества, справедливо отмечает, что «литература наряду с действительностью была сильно действующигл ферментом в творческой деятельности Лескова» (267, т.2, КН.2, 227).В настоящей работе в качестве основхшх для а^шлиза избраны также известные произведения Лескова, как «Овцебык», «Соборяне», рассказы о «праБед1Ш1сах», «Очарованньш странншс», поздние легенды. По мере необходшяости в ходе исследовашш рассматриваются также редЕ^ о употжнаемые сегодня лесковскже рассказы «Краткая история одного частного унопотлешательства» (1863 г.), «Лев старца Герасима» (1888 г.) и, др. Выбор произведений обусловлен в первую очередь степенью вьфакенности в них традиционного начала. Построенная на анализа творчества Лескова исторшсо-литературная часть работн представлена в двух главах, кавдая из которых посвящена иоучешпо особого типа бытования традиции. Кахщая rjHBa состоит из нескольких разделов, посБЯ1цен1шх кошфетншл формам йушщионирования традиции в пределах одного из этих TIHIOB. В диссертации творческая система Лескова соотносится сначала с традициями Гоголя и натуральной Ш1солы, затем — с наследием древнерусской литературы. Та1сая противоречащая хронологическому порядку последовательность рассмотрения материала обусловлена двут-ш обстоятельствагж. Прекде всего, тем обоснованным imisB общетеоретичес1сшл сообра}:сением, что хронологически более поздние традиции могут слу}китБ проводшшом или средством освоения более ранних. Гоголь, в творчестве которого древнерусская дахтература зантгала ваншое место, действительно, стал для Лескова посредником Б обращении к ш и ш н ю й традиции. Методологически важно по2Т0Щ начинать рассмотрение творческой системы писателя с сатшх близких к неглу традащий'. Кроме того, избранный порядок изучения материала соответствует специфике эволюции Лескова-худояшрша и ьшслителя. Традиции Гоголя и натуральной Ш1юлы особенно наглядно просматриваются на первом этапе лесковского творчества (начало 60-х — середина 70-х гг. '- в 80-е — SO-e гг., с изменениярли в ишровоззренческой позиции писателя, более aктyaлБHьпv1[и для него стали традащии древнерусской литературы. В диссертации отсутствует специальны!'! обзор истории вопроса. Та или иная траютовка традшцш — производная от общей концепции историко-литературного процесса. Вне анализа татшх концепций, разработанных различными литературове, дческигли школаьж, изучение истории понятия «традиция» не^жслигло. Однако подобный анализ потребовал бы значительного расширения масштабов исследования. Учитывая лтлитировашшй объем диссертационной работы, автор обращается к истории вопроса лишь по ходу исследования.^ _ 7.
ЗАКЛШЕНИЕ.
Художественный мир Лескова за 30 лет творческой деятельности писателя не претерпел резких изменений. Его творчество отличалось редкой внутренней стабильностью. Неудивительно по-этоцу, что в лесковских произведениях разных лет просматривается апелляция к одним и тем же литературным традициям. Вместе с тем творческая система Лескова постоянно эволюционировала.. Встав на позиции литературного консерватизма еще в 60-е гг., писатель пережил бурное увлечение проблемами религиозной этики на рубеже 70−80-х гг., и с этого времени целенаправленно обратился к древней литературной образности, традициям фольклора и средневековья. Вместе с тем эти традиции использовались и в его раннем творчестве, хотя тогда они занимали в лесковских произведениях периферийное положение. В то же время наследие Гоголя и натуральной школы, способствовавшее формированию Лескова-художника на первом этапе его биографии, сопутствовало писателю и позднее, в 80−90-е гг.
Это сочетание инерционности с динамикой придает художественному миру Лескова целостность и делает его произведения исключительно благоприятным материалом для изучения функционирования традиций в рамках отдельной творческой системы. Исследование, осуществленное в историко-литературной части работы, позволяет вновь обратиться к тем общетеоретическим соображениям, которые были выдвинуты в первой главе диссертации.
Традиция — явление системное. В отдельном литературном произведении и даже в целостном художественном мире конкретного писателя это качество традиции проявляется прежде всего в системном характере ее функционирования. Иначе говоря, только.
— 184 тот тип связи между литературными явлениями, который носит системный характер, может отождествляться с традицией.
Только единство формальных и содержательных компонентов произведения может служить средством хранения, передачи и усвоения художественной семантики. Абстрагирование от формальной стороны традиции ведет к растворению литературной специфики в сфере идеологииабстрагирование от содержательной стороны ведет либо к выявлению подражаний, либо к фиксации случайных, чисто внешних соответствий, нередко возникающих в искусстве. В процессе бытования определенной традиции предметом усвоения и трансформации являются миросозерцательно значимые компоненты поэтики.
Традиция может усваиваться в ходе процесса литературной преемственности и вне этого процесса. Каждый из этих двух типов функционирования традиции допускает, как показано в историко-литературных главах работы, разные формы реализации.
Традиция, усвоенная в ходе литературной преемственности, может быть использована с полемическим художественным заданием: опираясь на открытые предшественниками принципы изображения, писатель их кардинально переосмысляет. Так, ориентируясь на поэтику натуральной школы, Лесков пришел к зеркальной перестановке значимых компонентов характера, открытого «натуралистами». Подобные отношения с традициями «школы» обусловлены своеобразием общественно-литературной позиции писателя, во многом полемичной завоеваниям 40-х гг.
Отказываясь от определенной художественной системы или принимая ее, писатель в то же время может усваивать восходящие к ней компоненты поэтики лишь частично — например, только на одном уровне произведения. Однако в силу системности традиции по.
— 185 следняя «отсвечивает» и на другие уровни. Так, в некоторых повестях и рассказах Лескова органично усвоены открытые натуральной школой принципы сюжетного мышления. Опираясь на эту прямую связь Лескова с поэтикой «школы», искушенный в реалистической литературе читатель способен воссоздать неразвернутую, но заложенную в произведении систему мотивировок, восходящих к опыту «натуралистов». В таком случае мы имеем дело с фрагментарным усвоением традиции.
В новеллах 70−80-х гг. Лесков обратился к поэтике маски и марионетки, разработанной «натуралистами». Однако писатель органично соединил эту поэтику с новым принципом повествованияввел образ рассказчика, отделенного от автора социальным, психологическим, речевым барьером. Тем самым Лесков углубил смысловую перспективу произведения и конструктивно развил используемую традицию.
С рубежа 60−70-х гг. Лесков последовательно развивал гоголевские традициипричем особый интерес писателя вызывало все то в наследии Гоголя, что обошли вниманием литераторы натуральной школы. Подобный отбор объяснялся, в частности, тем, что Лескову была близка мировоззренческая позиция позднего Гоголя, менее всего привлекавшая «натуралистов». Лесков усваивал гоголевские принципы изображения целостно, как нечто принципиально органичное его собственному творчеству, но вместе с тем и переосмыслял эти принципы, нагружая их художественным заданием, связанным с хронологически более древними литературными традициями — в частности, житийными.
Усвоение традиций вне процесса преемственности — т. е. усвоение архаичных (средневековых и фольклорных) традиций — также может принимать разные формы.
— 186.
Архаичная традиция может служить не только средством, но и предметом изображения. Подобная ситуация складывается в тех случаях, когда автору важно охарактеризовать внутренний мир героя-рассказчика, воспитанного на житийной и фольклорной традиции («Запечатленный ангел», «Очарованный странник»). При этом традиционные элементы нагружаются принципиально новым, неорганичным для этих традиций художественным заданием. Архаичный материал получает новое конструктивное решение и может осваиваться средствами хронологически более поздних литературных традиций.
Возможны иные варианты бытования традиций, связующих типологически чуждые художественные системы. Один из этих вариантов назван структурной парафразой. Архаичные традиции как бы переводятся на язык литературы нового времени: миросозерцательно значимая структура вновь творимого произведения создана в опоре на литературные явления древности. Вместе с тем архаичная традиция обладает автономностью и подчиняется органичному ей художественному заданию. Подобный тип связи установлен между лесковскими рассказами о праведниках и житийной литературой средневековья.
И, наконец, возможно такое усвоение древней традиции, когда последняя доминирует в системе выразительных средств произведения, тотально влияя на его поэтику. Пример тоь^у — поздние лесковские легенды. Разножанровый и хронологически разнообразный литературный материал, использованный Лесковым в «византийских» легендах, полностью теряет свою автономность и подчиняется структурному принципу, восходяще^ к проповеднической литературной традиции. В данном случае речь идет о структурном аналоге архаичного жанра.
— 187.
Связь по традиции определяется двумя факторами. В первую очередь — творческими задачами писателя, своеобразием его художественного видения, спецификой его общественной и литературной позиции. Писатель волен в выборе традиции, в степени интенсивности ее использования, в акцентировании того или иного значения, ею передаваемого. Вместе с тем характер усвоения традиции обусловлен самой по себе природой используемого материала. Так, архаичная традиция функционирует как целостная и автономная система, а хронологически близкая к писателю традиция может усваиваться дробно и при этом органично вливаться во вновь творимое произведение. Соответственно в последнем случае отдельные мотивы и образы чрезвычайно значимы при восприятии и использовании традиции, в первом случае, напротив того, подобные соответствия редко поднимаются до уровня традиции. Иначе говоря, в разных типах традиций системность выражается по-раз-ноцу, отсюда — различный характер их функционирования. Следовательно, опирающийся на определенные традиции писатель, сколь уникален ни был бы его художественный мир, в известных пределах лимитирован в своих творческих устремлениях спецификой используемых им традиций. Актуальные для художника традиции — это, образно говоря, русло его творческой деятельности.
В искусстве нового времени и в особенности в реалистической литературе усвоение традиции — процесс глубоко индивидуальный. Поэтому предложенная в настоящей работе типология функционирования традиций может и должна быть дополнена при обращении к иному историко-литературному материалу. Насущно теоретическое осмысление традиции применительно к литературным явлениям большого исторического масштаба. Вместе с тем дихотомическая классификация традиций как традиций, функционирующих в ходе литературной преемственности, с одной стороны, и традиций, функционирующих вне процесса преемственности, с другой, представляется перспективной, поскольку это разграничение вытекает из специфики традиционного материала как такового.
Список литературы
- Маркс К. «Введение» к «Критике политической экономии».- Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.17−48.
- Энгельс Письмо Конраду Шмидту. Маркс К. Энгельс ф. Соч., 2-е изд., т.37, с.414−422.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. -Полн.собр.соч. 5-е изд., т.2, с.505−550.
- Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции.- Полн.собр.соч. 5-е изд., т.17, с.206−213.
- Античные риторики. Под ред. A.A. Тахо-Годи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 352 с.
- Афанасьев А.Н. Русские народные легенды. М.: Книго-ищ-во «Современные проблемы», 1914. — 316 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т.- М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959. 13 т.- 248
- Бессонов П.А.> Калики перехожие. Сборник стихов и исследование П. Бессонова: В 2-х т. М., I86I-I863. — 2 т.
- Бобылев Н.й. Купидонов лук. В кн.: Невский альбом. СПб., 1839, с.195−267.16. ¿-Буренин В.П. > Возвратная горячка. Критические упражнения в «Русском вестнике». Вестник Европы, 1874, № II, с.352−374.
- Бутков Я.11. Петербургские вершины: В 2-х кн. СПб., 1845−1846. — 2 кн.
- Бутков Я.П. Повести и рассказы. М.: Худож.лит., 1967. — 399 с.
- Былины: Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд. -Л.: Сов. писатель, 1957. — 486 с.
- Византийские легенды. / Изд. подгот. С. В. Полякова. -Л.: Наука, 1972. 303 с.
- Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954−1965. — 30 т.
- Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14-ти т. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1937−1952. 14 т.
- Горький М. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Гослитиздат, 1949−1955. — т.24, 1953, 574 с.
- Григорьев А. Сочинения. СПб., 1876. — т.1, 1976, 643 с.- 249
- Даль В.И. Повести. Рассказы. Очерки. Сказки. М.- Л.: Гослитиздат, 1961. — 463 с. 29. ^ Даль В.И.> Повести, сказки и рассказы Казака Луганского: В 4-х т. СПб., 1846. — 4 т.
- Де-Пуле М. Повести и рассказы Д.Григоровича. Русское слово, 1860, № 3, отд. II, с. 1−36.
- Добролюбов H.A. Забитые люди. Собр.соч.: В 9-ти т. М.- JI., 1963, т.7, с.225−275.
- Достоевский ш. М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. Л.: Наука, 1972 — 1984. — 26 т.
- Древнерусские предания (Х1-ХУ1 вв.) / Сост., вступ. статья и коммент. В. В. Кускова. М.: Сов. Россия, 1982. — 368 с.
- Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е изд. доп. — М.: Наука, 1977. — 488 с.
- Елисеев Г. З.> Журналистика. Современник, 1866, № 3, отд. П, с.30−44.37. ^ Ефрем Сирин >. Творения Ефрема Сирина: В 6-ти т. -М., 1858−1861. т.2, 1858, .J559 с.
- Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четьих Миней. Изд-е 2-е. — М., 1880.
- Избранные жития святых. М., 1886. — 657 с.
- Кирилл Туровский >. Молитвенные возношения к богу св. отца нашего Кирилла Туровского. СПб., 1876. — 86 с.
- Леонов Л.М. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.: Ху-дож.лит., 1970−1972. — т.10, 1972, 374 с. 45. ^ Лесков Н.С.> Александринский театр в Петербурге (Новая пьеса А. Н. Островского «Пучина»). Отечественные записки, 1866, № 6, с.584−604.
- Лесков Н.С. Великосветский раскол. Лорд Редсток и его последователи. 3-е изд.- СПб., 1877. — 365 с.
- Лесков Н.С. Горшок каши старому учителю. Сельское чтение, 1878, № 3, с.33−37, № 6, с.73−76- № 7, с.85−87.
- Лесков Н.С. Граф Л.Н.Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи. Новости и биржевая газета, 1883, № I, I апреля.
- Лесков Н.С. Два слова о редстокистах (Письмо в редакцию). Церковно-общественный вестник, 1876, № 129, 24 января.
- Лесков Н.С. Дикие фантазии. Современные заметки. -Православное обозрение, 1877, № II, с.498−525.
- Лесков Н.С. йития как древнерусский источник. Новое время, 1882, № 2323, 17 августа.
- Лесков Н.С. Загадочное происшествие в сумасшедшем доме. (Извлечено из бумаг Е.В.Пеликана). Новь, 1884, № 3, с. 414−421.53.Лесков Н.С.> Зеркало жизни истинного ученика Христова. СПб., 1881. — 18 с.
- Лесков Н.С. Ненапечатанные рукописи умерших писателей. Новое время, 1887, № 4025, 17 января.
- Лесков Н.С. Новые типы захудалой знати. Новое время, 1880, № 1395, 12 января- № 1397, 14 января.
- Лесков Н.С. 0 героях и праведниках. Церковно-общест-венный вестник, 1881, № 129, 28 октября.
- Лесков Н.С. 0 добром грешнике. Новости и биржевая газета, 1888, № 133, 16 апреля.
- Лесков Н.С. 0 рабочем классе. Современная медицина, 1860, № 32, 28 марта.
- Лесков Н.С. 0 сводных браках в России и о других немощах. Гражданин, 1875, № 3, 19 января- № 4, 26 января.
- Лесков Н.С. 0 «Сельском вестнике». Практическая заметка. Новое время, 1881, № 2002, 24 сентября.
- Лесков Н.С. Обнищеванцы. (Религиозное движение в фабричной среде. 1861−1881). В кн.: Лесков Н. С. Русская рознь. СПб., 1881, с.294−389.64."?Лесков Н.С.> Передовая. Северная пчела, 1862, № 80, 23 марта.
- Лесков Н.С. Письмо Л.Г.Лебединцеву от 12 ноября 1882 г. Исторический вестник, 1908, № 10, с.166−167.66. -¿-Лесков Н.С. > Стебницкий М. Повести, очерки и рассказы: В 2-х т. СПб., 1867−1869. — 2 т.
- Лесков Н.С. Полное собрание сочинений: В 36-ти т. -СПб.: А. Ф. Маркс, 1902−1903. 36 т.
- Лесков Н.С. Пророчества о Месии. СПб.: Тип. М. И. Попова, 1878. 40 с. 69.<�Лесков Н.С.> Пророчества о Мессии. Рецензия. Сельское чтение, 1878, № 5, с.66−67.
- Лесков Н.С. Религиозные новаторы. Редсток и Вальден-штрем. Новое время, 1879, № 1165, 29 мая.
- Лесков Н.С. Русское общество в Париже. Библиотека для чтения, 1863, № 5, с.21−31, № 9, с.1−56.
- Лесков Н.С. Сентиментальное благочестие. Православное обозрение, 1876, № 3, с.526−551.
- Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11-ти т.- М.: Худож. лит., 1956−1958. II т.76. 4 Лесков Н. С. > М.Стебницкий. Три рассказа М. Стебниц-кого. СПб., 1863. — 53 с.
- Лесков Н.С. Ходебщики по чужим делам и карманам. -Отечественные записки, 1861, т.136, № 5, отд. Критика, с.39−44.
- Лесков Н.С. Чающие движения воды. Отечественные записки, 1867, т.171, № 3, с.181−225- № 4, с.463−513.
- Лесков Н.С. Чудеса и знамения. (Наблюдения, опыты и заметки). Церковно-общественный вестник, 1878, № 25, 5 марта-34, 19 марта.
- Лесков Н.С. Энергическая бестактность. Православное обозрение, 1876, № 5, с.128−149.
- Листок. Новое время, 1879, № 1066, 16 февраля.
- Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. -Полн.собр.соч.: В 11-ти т. М.- Л., 1950−1983. т.7, 1952, с.89−378.
- Машков П.А. Адам Адамович Адамгейм. В кн.: Машков П. А. Аористические повести и рассказы. СПб., 1866, кн.7, с. 5−69.
- Милюков А. П. Письмо Г. П. Данилевскому. Русская старина, 1904, № б, с.623−625.
- Михневич В.О. Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. СПб., 1884. — 283 с.
- Небольсин П.И. Около мужичков. Дневник (1861). СПб., 1862. — 222 с.
- Отечественные записки. СПб., 1860−1866. — т.128−169.
- Панаев И.И. Русский фельетонист (Зоологический очерк).- Отечественные записки, 1841, № 3, отд. УП, с.30−43.
- Передовая. Новое время, 1879, № 1021, I января.
- Потехин H.H. Наши безобразники. Сцены. СПб., 1864.- 425 с. 92. <Розанов В.В.> Университет в образовании писателей.- Новое время, 1900, № 8707, 25 мая.
- Русская историческая библиотека: В 39-ти т. Л.: Изд-во АН СССР, 1872−1927. — т.39, 1927, кн.1, вып.1, 960 стлб.
- Русская повесть ХУ-ХУП вв. М.- Л.: Гослитиздат, 1958. — 488 с.
- Русская эстетика и критика 40−50-х годов XIX века. / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В. К. Кантора и А. Л. Осповата. М.: Искусство, 1982. — 544 с.
- Русские повести ХУ-ХУ1 веков. М.- Л.: Гослитиздат, 1958. — 488 с.- 254
- Русские повести XIX века (40−50-х гг.).: В 2-х т. -М.: Худож.лит., 1952. 2 т.
- Русский вестник. M., 1870−1877. — т.85−132.
- Русский раскол и свобода совести. Новое время, 1876, № 137, 17 августа.
- Салтыков-Щедрин М. Е. Собрание сочинений: В 20-ти т.- М.: Худож.лит., 1965−1977. 20 т.
- Сборник русских духовных стихов. / Сост. В.Варенцов.- СПб.- Изд-е Д. Е. Кожанчикова, I860. 252 с.
- Синайский патерик. / Изд. подгот. В. С. Голышенко. -М.: Наука, 1867. 401 с.
- Собрание материалов о направлении различных отраслей русской словесности за последнее десятилетие и отечественной журналистики за 1863 и 1864 годы. СПб., 1865. — 296 с.
- Современная летопись. M., I865-I87I.
- Соллогуб В.А. Повести и рассказы. M.- Л.: Гослитиздат, 1962. — 388 с.
- Соловьев Н.И. Искусство и жизнь. Критические сочинения: В 3-х т. M., 1869. — т. Ш, 332 с.
- Фадеев A.A. За тридцать лет. Избранные статьи. 2-в изд. — М.: Сов. писатель, 1959. — 996 с.
- Фаресов А.И. Против течений. Н. С. Лесков, его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. СПб.: тип. М. Меркушева, 1904. 411 с.
- Физиология Петербурга. / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В. А. Недзвецкого. М.: Сов. Россия, 1984. — 304 с.
- Финский вестник, 1846, т. XI, № 9, отд. У, с.43−59.
- Художественная проза Киевской Руси Х-ХШ вв. /Сост., переводы и примеч. И. П. Еремина и Д.СЛихачева. М.- Л.: Гослитиздат, 1957. — 370 с.
- Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 16-ти т. М.: Худож.лит., 1939−1953. — 16 т.
- Четьи-Минеи. СПб.: Изд-е И. Л. Тузова, 1902. — 126 с.
- Ясинский И.И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.- Л.: Гос.изд., 1926. — 360 с.
- Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация в процессах развития этнической культуры. В кн.: Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978, с.91−96.
- Анкудинова О.В. Лесков и штундисты (к проблеме изучения христианских идей в творчестве писателя 90-х гг.). Научные труды Курского гос.пед.ин-та. Творчество Н. С. Лескова, Курск, 1980, т.213, с.147−159.- 256
- Афонин Л.Н. «Песнь торжествующей любви» в творчестве Н.С.Лескова. Тургеневский сборник. М.- Л., 1966, вып. П, с. 209−215.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука, 1969. 294 с.
- Бараб.аш Ю.Я. О повторяющемся и неповторимом. В кн.: Барабаш Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983, с.280−302.
- Баргесян И.А. Традиция и коммуникация. В кн.: Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980, с.124−135.
- Батюто А.И. *?ургенев-романист. Л.: Наука, 1972. -388 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. писатель, 1963. — 364 с.
- Берштейн Б.М. Выражение этнической специфики в худо- 257 жественной культуре. В кн.: Методологические проблемы наследования этнических культур. Ереван, 1978, с.53−60.
- Бицилли II. К копросу о внутренней форме романа Достоевского. Годишник на Софийския университет. Историко-филологический факультет. София, 1946, т.42, с.1−72.
- Бицилли П. Проблема человека у Гоголя. Годишник на Софийския университет. Историко-филологический факультет. София, 1948, т.44, с.1−32.
- Бицилли П. Элементы средневековой культуры. Одесса: Книгоизд-во .Тносис", 1919. 168 с.
- Благой Д.Д. 0 традициях и традиционности. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.28−36.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971. 544 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во политич.лит., 1969.- 360 с.
- Бояджиев Г. Н. Проблема традиций и новаторства. В кн.: Ленин и искусство. М., 1969, с.277−346.
- Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: В 2-х т. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1861. — 2 т.
- Буслаев Ф.И. Смоленская легенда о святом Меркурии. -СМ., 1860 >. 54 с.- 258
- Буслаев Ш. И. Этнографические вымыслы наших предков.- М., Университетск. тип., 1868. 10 с.
- В мире Лескова. М.: Советский писатель, 1983. -368 с.
- Вацуро В.Э. Последняя повесть Лермонтова. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Л., 1979, с.223−252.
- Вердеревская H.A. Русский роман 40−60-х годов XIX века. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. — 136 с.
- Веселовский А.Н. Данте и символическая поэзия католичества. Вестник Европы, 1866, т.4, с.152−209.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. — 648 с.
- Веселовский А.Н. Теория поэтических родов в их историческом развитии. Очерки истории романа, новеллы, народной книги и сказки. Курс 1883/1884 г. СПб., 1884. — 548 с.
- Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы».- Л.: Наука, 1977. 200 с.- 259
- Видуэцкая И.П. Жанр рассказа в творчестве Н.С.Лескова. Научные доклады Высшей школы. Филологические науки, 1961, № 2, с.80−92.
- Виноградов В.В. Язык Гоголя. В кн.: Гоголь. Материалы и исследования / Под ред. В. В. Гиппиуса. М.- Л., 1936, т. 2, с.286−376.
- Власова В.В. Традиция как механизм наследования и развития культуры. В кн.: Цивилизация и культура в историческом процессе. М., 1983, с.30−35.
- Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. — 264 с.
- Гебель В. Н.С.Лесков. В творческой лаборатории. М.: Сов. писатель, 1945. — 224 с.
- Гинзбург Л.Я. 0 лирике. 2-е изд., доп.- Л.: Сов. писатель, 1974. — 407 с.
- Гинзбург Л.Я. 0 психологической прозе. Л.: Худож. лит., 1977. — 443 с.
- Гинзбург Л.Я. 0 традиционном и нетрадиционном словоупотреблении в лирике. В кн.: Проблемы сравнительной филологии. Сборник статей к 70-летию В.МАрмунского. М.- Л., 1964, с. 467−483.- 260
- Гиппиус B.B. Гоголь. -Л.: Изд-во «Мысль», 1924. -237 с.
- Гиппиус В.В. Люди и куклы в сатире Салтыкова. В кн.: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. М.- Л., 1966, с.295−330.
- Головин (Орловский) К. Ф. Русский роман и русское общество. 2-е изд. — СПб., 1904. — 520 с.
- Горский И.К. Александр Веселовский и современность. М.: Наука, 1975. — 239 с.
- Грифцов Б.А. Теория романа. М.: тип. Мосполиграф, 1927. — 151 с.
- Гришунин А.Л. Грибоедов и «Горе от ума» в наследии Достоевского. В кн.: Искусство слова. Сборник статей к 80-летию Д. Д. Благого. М., 1973, с.192−199.
- Громов П. Эйхенб.аум Б. Н. С. Лесков. В кн.: Лесков Н. С. Собр.соч. в 11-ти т. М., 1956, т.1, С. У-/Д.
- Гроссман Л.П. Н.С.Лесков. Жизнь творчество — поэтика. — М.: Гослитиздат, 1945. — 320 с.
- Гроссман Л.П. Лесков и Родина. Новый мир, 1945, № 23, с.200−203.
- Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.- Л.: Гослитиздат, 1959. 532 с.
- Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. — 360 с.
- Другов Б.М. Н.С.Лесков. Очерк творчества. 2-е изд.- М.: Гослитиздат, 1961. 223 с.
- Дыханова B.C. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова. М.: Худож.лит., 1980 — 174 с.
- Егоров Б.Ш. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (I848-I86I г.). Л.: Искусство, 1982. — 269 с.
- Егоров Б.Ф. С.С.Дудышкин-критик. Ученые записки Тар-тусского гос. ун-та. Тарту, 1962, вып. 119, с. 195−231.
- Еремин И.II. «Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия Киевской Руси. В кн.: «Слово о полку Игореве». Сборник исследований и статей. М.- Л., 1950, с.93−129.- 262
- Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919. — 81 с.
- Жук A.A. Сатира натуральной школы. Саратов: Изд-во Саратовского -н-та, 1979. — 232 с.
- Журавлева А.И., Турбин В. Н. Творчество М.Ю.Лермонтова. Семинарий для студентов-заочников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 44 с.
- Каирян В.М. Преемственность в развитии культуры в условиях социализма (Философские проблемы культуры в трудах В.И. Ленина). М.: Наука, 1971. — 212 с.
- Китаев В.А. «Отечественные записки» в идейной борьбе начала 60-х годов XIX века. В кн.: Революционная ситуация в России в 1859−61 гг. М., 1978, Сб. 7, с.158−180.
- Ключевский В.0. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. — 465 с.- 263
- Куделин A.B. Мотив в традиционной арабской поэтике УШ-Х вв. В кн.: Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983, с.7−24.
- Лебедев В.А. Хроникальный жанр в творчестве Н.С.Лескова. Ученые записки Томского государственного ун-та, 1967, № 67, с.134−146.
- Левада I). Традиция. В кн.: Философская энциклопедия: Советская энциклопедия, 1970, т.5, с. 253.
- Лесков А.Н. ¿-Кизнь Николая Лескова. М.: Гослитиздат, 1954. — 684 с.
- Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30−50-е годы). Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. — 207 с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -406 с.
- Мильчина В.Л. Вступительная статья. В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, с. 7−32.
- Михайлова Н.Г. Творчество Н.С.Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса. Вестник ЬНУ, Серия X. Филология, 1966, 15 3, с.49−57.
- Мушенко Е.Г., Скобелев В. П., Кройчик Л. Е. Поэтика сказа. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1978. 288 с.
- Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании». В кн.: Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976, вып.2, с.88−95.
- Оршиин А.Д. Традиции древнерусского красноречия в ораторской прозе Ломоносова. В кн.: Искусство слова. Сборник статей к 80-летию Д. Д. Благого. М., 1973, с. 48−55.
- Осипова O.A. Буржуазная наука о проблеме традиций в развивающихся странах Востока (Историографический анализ работ американских ученых): Авторефер. дис.. канд. ист. наук. -М., 1983. 19 с. — В надзаг.: Академия Наук. Институт Востоковедения
- Пархоменко М.Н. Традиции новаторство — традиции (Диалектика проблемы в свете ленинского эстетического наследия). -В кн.: Пархоменко М. Н. Горизонты реализма. М., 1982, с.6−37.- 264
- Лосев А.Ф. 0- понятии художественного канона. В кн.: Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с.6−15.
- Майорова O.E. Публицистика Н.С.Лескова на рубеже 70-ВО-х гг. Неизвестные страницы творчества. В печати.
- Майорова O.E. Т.С.Элиот: поэт и его концепция традиции. Общественные науки за рубежом. Реферативный журнал. Серия 7, 1983, 6, с.46−49.
- Малинин В.А. К диалектике традиций в общественном, сознании. -В кн.: Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства социализма. М., 1966, с.200−211.
- Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож.лит., 1978. -398 с.
- Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. — 376 с.
- Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы. В кн.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1969, с. 241 305.
- Манн Ю.В. Человек и среда. (Заметки о «натуральной- 267
- Пшссанов Н.К. Грибоедов и Мольер (переоценка традиции). М.: Гос. изд., 1922. — 80 с.
- Померанцева Э.Б. Геологические персонажи в русском фольклоре. ~М.- Паука, IS75. 191 с.
- Потебня A.A. 0 мифическом значении некоторых обрядов и поверий. -М.: Университетская тип., 1865. 310 с.
- Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. — М.- Наука, 1969. — 168 с.
- Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.- Наука, 1976. — 326 с.
- Пульхритудова Е.М. Достоевский и Лесков (К истории творческих взаимоотношений). В кн.: Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. M., 1971, с .87 138.
- Путилов В.Н. Застава богатырская (К структуре былин- 268 ного пространства). Уч. зап. Тартуского гос. ун-та, Тарту, 1975, вып. 365, с.52−64.
- Путилов Б.Н. Песня. История. Традиция. Б кн.: Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976, с.280−285.
- Яыпин А.Н. По поводу исследований г.Буспаева о русской старине. Современник, 1861, № I, отд. П, с.1−34.
- Робинсон А.Н. Исповедь проповедь (0 художественности «Жития'' Аввакума). — В кн.: Историко-филологические исследования. М., 1967, с.358−370.
- Сидяков ЮЛ. Лесков и духовно-судебная реформа.(К постановке вопроса). В ш.:Т1п.Ц$ ¿-¡-иоЛсым сет. Сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллин, 1982, с.132−135.
- Скафтымов А.П. Белинский и драматургия Островского.- В кн.: Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972, с. 457−526.
- Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Очерки. М.- Саратов, 1924. 226 с.
- Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.5−14.
- Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. — 232 с.
- Столярова И.В. «Гамлет и Дон-Кихот». Об отклике Н. С. Лескова на речь Тургенева. В кн.: Тургеневский сборник. М.- Л., 1967, вып. Ш, с.120−122.
- Столярова И.В. Н.С.Лесков в «Биржевых ведомостях» и «Вечерней газете» (1869−1870). Уч. зап. Ленинградского гос. ун-та. Серия филол. наук. 1960, № 295, вып. 58, с.87−119.
- Столярова И.В. Н.С.Лесков и «Записки охотника» Тургенева. Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1968, № 2, с.16−28.
- Тихонравов Н.С. Отреченные книги древней Руси. В кн.: Тихонравов Н. С. Сочинения, М., 1898, т.1, с.127−255.
- Традиция в истории культуры, Л.: Наука, 1978. -280 с.
- Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974. -216 с.
- Туниманов В.А. Письма Н.С.Лескова к Л. Я. Гуревич. В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1980. Л., 1981, с.94−106.
- Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971. — 294 с.
- Художественный язык средневековья. М.: Наука, 1982. — 271 с.
- Цейтлин А.Г. Повести о бедном чиновнике Достоевского (К истории одного сюжета). М., 1923. — 62 с.
- Чередникова М.П. Об источниках легенды Н.С.Лескова «Скоморох Яам^алон». В кн.: Русский фольклор. Русская народная проза. Л., 1972, т. ХШ, с. Ш-121.
- Шабоук С. Искусство система — отражение. Пер. с чеш.- М.: Прогресс, 1976. 222 с.
- Шлет Г. Г. Внутренняя форма слова. (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). М., 1927. (Гос.-акад. худож. наук. История и теория искусств, вып.8). — 219 с.
- Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. — 732 с.
- Эльсберг Я.Е. 0 синтезе традиций в русском реализме.- В кн.: Контекст. 1974. М., 1975, с. 187−202.313. 3. Zdcjetic7/, и$кс!/ апи/ --/птеъ1сап ссп1г1 ИиНен £р //1п1// Ысна?' ср^гем /?/ ¿-¿-¡-¿-у!$ 1 Нин, !>е} /УМ, Нецг- Ж, /г А
- Данилевский Г. П. Письмо И.С.Аксакову. Рукопись. Рукописный отдел Пушкинского Дома. 11 058. ХУЛ С 17, лл. 1−2.
- Данилевский Г. П. Письмо Ф.М.Достоевскому. Рукопись. -Отдел Рукописей Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 93/П, к. 3, ед.хр. 4, л. I.
- Данилевский Г. II. Письма А.П.Милюкову. Рукопись. Рукописный отдел Пушкинского Дома. 10 278. Х1У С 95. лл. 18−23 об.
- Лесков Н.С. «В двух первых книгах журнала «Странник».» >. Заметка. Рукопись. Рукописный отдел Пушкинского Дома. ф. 268, ед.хр. 131, лл. 232−233.
- Лесков Н.С. 4 «В «Христианском чтении», издаваемомпри С.-Петербургской Духовной Академии.» >. Заметка. Рукопись. Рукописный отдел Пушкинского Дома. ф. 268, ед.хр. 131, лл. 230−231.
- Лесков Н. С. Ошибки и погрешности в суждениях о графе- ?74
- Лесков Н.С. Письма А.С.Суворину. Рукопись. Рукописный отдел Пушкинского Дома. ф. ?68, ед.хр. 131, лл. 1-??7.
- Маркевич Б.М. Письма М.Н.Каткову. Рукопись. Отдел рукописей Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 1?0, к.8, ед.хр. ?-4.