Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в государственной национальной политике России: Проблемы решения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третья группа работ появляется с началом демократических преобразований и политической либерализации. Это труды И. С. Гурвича, В. А. Тишкова, С. А. Арутюнова, З. П. Соколовой, JIM. Дробижевой, C.B. Чешко, А. И. Пики, Н. Б. Бахтина, O.A. Мурошко, В. Ф. Клокова, A.B. Корюхиной, В. П. Казначеева, В. В. Мархинина, В. И. Задорина, В. А. Зубарева, М. Н. Губогло, О. Д. Захаровой, П. Х. Зайдфудима, И. И… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в составе России: историко-политологический анализ
  • Раздел И. Проблемы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на современном этапе
  • Раздел III. Опыт реализации политики зарубежных государств в отношении коренных народов

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в государственной национальной политике России: Проблемы решения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Выявление сущностных проблем развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в процессе демократических преобразований в стране и определение в государственной национальной политике адекватных задач по их решению является наиболее актуальным на современном этапе.

Политико-правовые аспекты государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока отражены в Конституции Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики, в программных документах Международного Десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН в 1995 году.

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими факторами: кризисным состоянием народов Севера в целом и необходимостью выявления и осмысления малоизученных внутренних причин этого кризиса среди различных групп народов Северанеэффективностью осуществляемых политических, законодательных и экономических мер, направленных на преодоление кризисаотсутствием единой государственной концепции сохранения и развития народов Севера, учитывающей общегосударственные конституционные интересы и специфические потребности этих народов, обусловленные особым историко-культурным развитиемсозданием полноценной системы местного самоуправления и представительства интересов народов Севера в органах властинеобходимостью разработки и осуществления мер медицинской и психологической реабилитации народов Севера и среды их обитаниявосстановлением продуктивной деятельности в традиционных отраслях хозяйствованияурегулированием земельных отношенийсозданием эффективного механизма административной и экологической защиты территорий традиционного природопользованиянедопущением развития национализма и сепаратизма в регионах проживания народов Северавведением терминологического единообразия в системе нормотворчества в отношении народов Северасозданием законодательства, соответствующего Конституции Российской Федерации, международным правовым актам и гарантирующего соблюдение прав и свобод народов Северасозданием федерального органа, координирующего реализацию государственной концепции в отношении народов Севера.

Актуальной задачей государственной национальной политики является отработка системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов социально-экономического развития муниципальных образований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

В рамках Десятилетия коренных народов мира активизировалась культурно-просветительная работа, направленная на развитие национального образования, художественного творчества, которая требует постоянного внимания соответствующих органов государственной власти. Реализация национальной политики будет плодотворна при учёте исторического опыта управления народами Севера России, а также опыта зарубежных государств в отношении коренных народов.

Актуальным также является комплексное научное исследование проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, создание научных программ их развития.

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени в рамках научной литературы накопился большой эмпирический и теоретический материал, посвященный проблематике коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Всю имеющуюся литературу можно разделить на три части. В первую группу можно включить литературу, вышедшую ещё в XVIIXVIII вв., в которой содержится большой фактический материал1.

Уже в работах того периода исследователи отмечали многие специфические особенности этих народов в хозяйственно-экономической и социально-культурной сферах, а некоторые исследователи описывали также мировоззренческие и биолого-психологические особенности. Интерес представляют работы М.М. Сперанского2, в дальнейшем автора «Устава об управлении инородцев».

Вторая группа исследований относится к советскому периоду. Это известные работы В. Г. Богораза, а также П. К. Смидовича, Л .Я. Штернберга, В. А. Зибарева, С. М. Патканова, В. И. Третьякова и др.

В первые годы советского строительства научные исследования посвящены перспективам развития народов Севера, стратегии и тактике их интеграции в сообщество других народов, определению места в иерархии «социалистических наций», организации органов самоуправления3. Многие исследования этого периода учитывали своеобразие народов Севера. Коллективизация, начавшаяся в стране в 30-е годы, выдвинула в центр дискуссий вопрос о возможности.

См.: Описание вех обитающих в российском государстве народов. Ч. 3−4. О народах самоядческих, маньчжурских и восточных сибирских. — СПб., 1799- Майдель Г. Путешествие Северо-Восточной части Якутской области в 18 681 870 гг. СПб., Т 1. См.: Миддендорф А. Ф. Путешествие на Север и восток Сибири. Ч. 2, — СПб., 1878., Дитмар фон К. Поездка и пребывание в Камчатке в 1881 — 1885 гг. Ч. 1. Исторический отчёт по путевым дневникам / Пер. с нем. С. Н. Герцёнштейнер. СПб., 1901; Комаров B.JI. Путешествие по Камчатке в 1908 — 1909 гг.// Камчатская экспедиция Фёдора Павловича Рябушинского. Вып. 1. М. — 1912; Шренк Л. И. Об инородцах Амурского Края. — СПб., том. 11 883. Иохельсон В. По рекам Ясачной и Коркодону // Известия РГО. — 1898. — к. Ш. и др.

2 Сперанский М. М. Проекты и записки. — М.- JL- 1961.

3 См.:Широкогоров С. М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. Владивосток, 1922. Виленский-Сибиряков В. Задача изучения Северной Азии // Северная Азия. Кн. 3, — 1925.

Мельников В. И. К вопросу о помощи бродячим и кочевым народностям // Там же. — Кн 5. Богораз В. Г. Доклад, читанный в Большой коллегии Наркомнаца 27 марта 1923 года. использования в колхозном строительстве элементов первобытности, допустимости сохранения кочевого образа жизни и другие вопросы1.

В дальнейшем всё большая часть исследований посвящалась вопросам экономики2, индустриализации, административного устройства, строительства социалистического образа жизни и в меньшей степени учитывались специфические особенности народов Севера, напротив — многие исследования были направлены на радикальное преодоление архаичных элементов и этнического своеобразия. Эта тенденция отразилась даже в работах посвященных культуре, народному образованию .

Большой вклад в изучение и объективное отображение развития народов Севера внесли учёные Института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая4. Также необходимо отметить исследования, проведенные учёными из числа народов Севера, например, В. Н. Увачан, Ч. М. Таксами, Е. А. Гаер.

В целом во второй половине советского периода преобладают работы обобщающего характера по проблемам советского строительства и обоснованию дальнейших социалистических преобразованийнаучные работы, в которых предпринимаются попытки выявления и анализа негативных факторов в состоянии народов Севера единичны (например, А.Г. Вольфсон),.

1 См.: Никулыпин Н. П. Первобытные производственные объединения и социалистическое строительство у эвенков. — JL, 1939. Кантор Е. Д. Проблема оседания малых народов Севера // Советский Север. — 1934. — № 5.;

2 СМ. например: Славин B.C. Размещение производственных сил на Севере во второй пятилетке. — Проблемы Севера. Труды Первой Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Союза СССР. Госплан СССР М. -1933.

J См. например: Севильгаев Г. Ф. О некоторых особенностях учебно-воспитательной работы в национальных школах Камчатской области. — П. Камч., 1959.

4 См. например: Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. Труды Института этнографии им Миклухо-Маклая. Новая серия, т. XL АН СССР. М. 1960; Гурвич И. С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М.-1977.

Третья группа работ появляется с началом демократических преобразований и политической либерализации. Это труды И. С. Гурвича, В. А. Тишкова, С. А. Арутюнова, З. П. Соколовой, JIM. Дробижевой, C.B. Чешко, А. И. Пики, Н. Б. Бахтина, O.A. Мурошко, В. Ф. Клокова, A.B. Корюхиной, В. П. Казначеева, В. В. Мархинина, В. И. Задорина, В. А. Зубарева, М. Н. Губогло, О. Д. Захаровой, П. Х. Зайдфудима, И. И. Крупника, В. А. Кряжкова, А. Н. Пилясова, Л. С. Богословской, В. Я. Сёмке, Н. И. Новиковой, В. И. Хаснулина, Б. А. Шишло, В. А Тураева, Л. Е. Панина, A.B. Беликович, Ю. П. Никитина, В. Г. Бабакова, Т. М. Мастюгиной, Е. П. Мартыновой, Д. П. Богоявленского, Ю. А. Самара, А. Ю. Конева, В. В. Мархинина, Д. Функа, А. Н. Ямскова, В. А. Роббека, Ф. С. Донского, Р. В. Рыбкиной, A.B. Сухарева и других учёных. В работах этих авторов под разным углом зрения, в разрезе различных дисциплин исследуются причины кризиса народов Севера и анализируются пути выхода из него.

В плане исследования этнополитических процессов, затрагивающих проблемы развития народов Севера, большое концептуальное значение имеют работы Р. Г. Абдулатипова, К. В. Калининой, Р. Г. Болтенковой, А. Х. Абашидзе, В. А. Михайлова и другие.

Представляют интерес работы по зарубежному Северу и коренным народам других стран Г. А. Аграната, А. И. Черкасова и других исследователей.

Проблемы малочисленных народов Севера находят своё отражение в кандидатских исследованиях, выполненных в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации1. см. Авторефераты диссертаций на соискание степени кандидата наук A.C. Сафронова «Этнонациональное и политическое развитие народов Севера в современных условиях», A.B. Мигалкина «Социокультурные факторы развития народов Севера в условиях перехода к рынку», И. В. Пылтеевой «Итоги и последствия советских преобразований в жизни малочисленных народов Севера» .

Однако, следует отметить, что несмотря на внимание учёных к проблематике народов Севера, комплексного анализа сущности политики Российского государства и характера её влияния на развитие коренных малочисленных народов фактически нет.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования автор поставил: на основании политологического анализа выявить и охарактеризовать особенности состояния и развития малочисленных народов Севера России в условиях демократизации общественных процессов и отражение этих процессов в государственной политикена основе изучения отечественного и зарубежного опыта определить пути совершенствования механизмов реализации государственной политики и конкретных практических мер по сохранению и развитию народов Севера России в современных условиях.

Данная цель предполагает решение следующих задач: осуществить теоретико-методологический анализ проблем коренных малочисленных народов Севера в государственной политике Россиивыявить проблемы развития коренных малочисленных народов Севера в условиях демократизации общественных отношенийпоказать причинно-следственные связи кризисных явлений среди коренных малочисленных народов Северараскрыть опыт реализации политики зарубежных государств в отношении коренных народовразработать на основе полученных данных практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера.

Объектом исследования является государственная политика России, направленная на сохранение и развитие народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в составе России и на их интеграцию в процессы демократизации общества, а также опыт развития и проблемы реализации государственной политики в отношении этих народов.

Предметом исследования являются коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России и комплекс факторов, обуславливающих их кризисное состояние и пути выхода из него.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды учёных, соответствующие положениям научной методологии, исторической науки и политической теории, основывающихся на единстве исторического и логического подходов, а также на принципах сравнительно-политического и сравнительно-исторического анализа. Основными методами исследования были следующие: экспертная оценка, теоретический анализ этнополитологической, исторической, философской, психологической литературы, архивных данных, законодательных актов, публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, сбор политико-социологических данных в полевых условиях, наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование. Сбор политико-социологического материала проводился в период с 1996 по 1999 год в основном на территориях Магаданской области и Чукотского автономного округа, а также в других субъектах Федерации, где проживают коренные малочисленные народы Севера.

Основные результаты исследования, полученные автором и их научная новизна, состоят в том, что в данном исследовании сделана попытка провести комплексный анализ сущности государственной национальной политики России в отношении коренных малочисленных народов Севера и её влияние на характер развития и положение этих народов. В ретроспективном плане показаны как негативные аспекты, так и позитивные результаты её реализации для исследуемых народов.

Проведен анализ различных концепций развития коренных малочисленных народов — традиционалистских и неотрадиционалистских, а также взаимоотношения органов государственной власти с народами Севера. Рассмотрены, в частности, возможности развития и использования партнёрских отношений.

Дан анализ причин кризисных явлений в современном положении коренных малочисленных народов Севера.

Высказаны предложения по совершенствованию государственной национальной политики Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов Севера.

Сделаны практические выводы по выработке политико-правовых мер по обеспечению дальнейшего развития народов Севера в условиях демократических преобразований и экономических реформ.

В такой постановке вопроса о развитии коренных малочисленных народов Севера в научных исследованиях разных периодов фактически не было, чем подтверждается определённая новизна данной диссертационной работы.

Принципиальным положением исследования стал вывод о том, что причинами кризиса коренных малочисленных народов Севера являются два ряда факторов.

Первый ряд включает в себя внешние факторы: разрушение среды обитания, радикальная реорганизация системы общественных отношений, хозяйствования, образа жизни, разрушение семьи, преемственности поколений, духовной жизни, верований, отсутствие рациональных механизмов самоуправления, представительства в органах управления и другие причины кризиса.

Второй ряд включает в себя внутренние факторы, возникшие и ставшие самодостаточными в результате длительного и тотального воздействия разрушительных внешних факторов, и проявляющиеся в и глубокой дизадаптации, препятствующей осуществлению этнических функций.

В диссертации сделан вывод, что исследователи проблем народов Севера и государственно-правовые органы при выработке мер по преодолению кризиса народов Севера не придают должного значения второму ряду факторов, рассматривая их лишь как проявления и результат кризиса, а не как его причину, что и является препятствием для успешной реализации государственной национальной политики в отношении этой группы населения России.

Сделан сравнительный анализ государственной политики в отношении коренных народов в зарубежных странах.

Принципиально важным является также вывод о том, что при решении проблем Севера приоритет должен принадлежать органам федеральной власти.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные диссертационной работы могут быть использованы при обосновании, выработке и практическом осуществлении мер в области деятельности федеральных и местных органов власти, законодательства, организации структур исполнительной власти, органов самоуправления на территориях традиционного природопользования различных федеральных программ в отношении народов Севера. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебных курсах РАГС при Президенте Российской Федерации и региональных отделениях и в других учебных заведениях.

Апробация работы. Положения исследования нашли свое отражение в многочисленных информационно-аналитических материалах, представленных автором в органы государственной власти, министерства и ведомства, в докладах и выступлениях на парламентских слушаниях, международных научно-практических конференциях и в публикациях.

Структура и объём диссертации определены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованной литературы, источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Национальное многообразие Российской Федерации складывалось в течение многих веков под влиянием разнообразных природных, исторических, экономических, политических и других факторов. На разных этапах развития эти факторы претерпевали изменения, иногда революционного характера, и в жизни народов России всякий раз происходил новый поворот, подчас в направлении, диаметрально противоположном предыдущему. Это отмечал ещё в 1802 году М. М. Сперанский, когда писал, что история России представляет непрерывные колебания правительства от одного плана к другому, отчего образ правления не имеет определённого вида и «многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали» 1.

Значительные преобразования произошли в России после революции 1917 года и в конце 1980;х годов после распада СССР. На этих этапах истории все народы России подверглись различным испытаниям, отразившимся на их развитии. Особо разрушительным воздействиям подверглись малочисленные народы, в первую очередь коренные малочисленные народы Севера.

В течение первого периода (до 1917 г.) народы Севера не являлись объектом активных и радикальных мер государственной политики. Вместе с тем, по отношению к ним вырабатывались и осуществлялись политико-правовые меры, учитывавшие специфику их материальной и духовной культуры. Эти продуманные меры позволяли достичь государству своих политических и экономических целей и, вместе с тем, позволяли народам Севера осуществлять общинное и родовое самоуправление, вести продуктивное хозяйствование и сохранять традиционное мировоззрение. Перемены, начавшиеся в это время в.

1 см. Сперанский М. М. Проекты и записки. — М.- Л., 1961. — С.56 — 67. аборигенных сообществах в сфере управления, экономики и культуры носили постепенный характер. При этом, государство оказывало определённые меры защиты и поддержки. Этот период можно назвать периодом естественной интеграции, проходившей в рамках сознательного невмешательства, или ограниченного и органичного регулирования.

Советский период характеризуется изменением политико-правовой стратегии в отношении народов Севера. Новое руководство страны осознало аборигенные сообщества, как важный объект гуманитарных и национально-политических акций и всей государственной политики в целом. Этот период состоял из двух этапов. Первый этап «традиционализма» или «консерватизма» характеризовался ценными научными исследованиями, принятием и реализацией законов, учитывающих специфику народов Севера и направленных на постепенные преобразования. Второй этап «радикализма» или «модернизаторства» выражался в быстрой, коренной и тотальной реконструкции всего аборигенного северного сообщества — всей его структуры и всех институтов.

Но для первого и второго этапа характерен ряд общих особенностей: ориентация на интеграцию в сообщество народов России, привитие социалистической идеологии и внедрение системы взаимоувязанных государственных мер.

Преобразования советского периода были: во-первых, тотальными — они коснулись всех представителей народов Севера и распространялись на все сферы жизнедеятельности, во-вторых, глубокими: они воздействовали на фундаментальные биологические и психические основы существования и поведения человека (изменение типа питания, отрыв детей от родителей, уничтожение институтов самоуправления, мировоззрения и т. д.).

Таким уникальным воздействиям не подвергался ни один из современных народов. В этом отношении актуальны мысли Артура Клейнмана о насилии, культуре и политической травме1.

Многие учёные уже в 20-е годы предупреждали об опасности. «Скачок в будущее», считал С. М. Широкогоров неизбежно нарушит закон соотношения культуры с сознанием и приведёт к гибели культуры2. Это вызвано особенностью аборигенных культур, которая заключается в том, что вмешательство лишь в одну из сфер жизнедеятельности неизбежно ведёт к разрушению всей общественной системы3. Собственно говоря, это и произошло — уникальные реликтовые народы оказались в состоянии глубокого стресса.

Но при этом, в годы советской власти это состояние компенсировалось и маскировалось проведением политики регламентации, организации и поддержания всех сфер жизни, что обычно обозначается, как политика государственного патернализма. Эта политика, по меньшей мере, принуждала к продуктивной деятельности и сохраняла внешнюю оболочку существования культуры. Завершение социалистического этапа вылилось в разрушение всей сложившейся системы, и народы Севера оказались перед лицом необходимости самоорганизации, самообеспечения и самостоятельного выхода из кризиса.

Ощущение неспособности (или ощущение утраченной способности) самостоятельно решить существующие проблемы и адаптироваться к новым сложным условиям привели народы Севера в состояние апатии, когда все ценности и цели, как архаичные этнические, так и социалистические и, тем более, рыночные оказались одинаково чуждыми и равнобезразличными. Наступила прострация, которая «как не.

1 См. об этом Тишков В. А., Тишков В. В. Диалог между антропологией и медициной.// Журнал прикладной психологии. — 1988. — Na 1. С. 37 — 50.

2 Широкогоров С. М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. Владивосток, 1922. Мастюгина T.M. Указ. соч. — 270 с. покажется парадоксальным, но с началом перестройки не только не ослабла, но, наоборот усилилось" 1. У аборигенов Севера не стало «внутренней потребности и силы.» жить.

Очевидно, в этих внутренних факторах и заключается главная причина кризиса, охватившего народы Севера, которые оставляют продуктивную традиционную жизнедеятельность и превращаются в люмпенизированную прослойку северных сёл и городов.

Государство не предпринимает должных и возможных мер по сохранению экономического потенциала разрушающихся традиционных отраслей хозяйствования народов Севера, приостановке процессов деградации аборигенных сообществ, не создаёт условий для их адаптации.

Этой ситуацией и этим состоянием северных аборигенов, в основном «стойбищных» т. е. ведущих традиционную жизнедеятельность, пользуются различные лица и организации для достижения своих политических и экономических целей.

Сейчас очень важным является осуществление национальной политики, закреплённой в Конституции Российской Федерации и провозглашённой в Концепции государственной национальной политики в соответствии с нормами международного права.

Осуществление этих принципов и норм ведёт, как правило, к активизации этнических процессов, росту общественных движений, стремлению к самоидентификации, возрождению самобытных культур, языков. В этом направлении намечены и ориентиры национальной политики Российской Федерации по преодолению кризиса малочисленных народов Севера, по обеспечению их политической и правовой защищённости. С этой целью в России развернулись исследования в различных отраслях знаний и законотворческая деятельность. При этом учёные и законодатели исходят из ряда.

1 Бабаков В. Г. Указ. соч. — 173 с. общепринятых положений о необходимости обеспечения каждому из малочисленных народов реальной возможности самостоятельно решать все вопросы своей жизни и на деле стать субъектом собственного развития.

Для достижения этих целей главными считаются такие средства, как выявление всех малочисленных народов, даже не учтённых предыдущими переписями, уточнение их статуса, а также разработка и осуществление различных политических и правовых мер.

В список этих мер входят такие как, например, ратификация Конвеции 169 МОТ, принятие законов Российской Федерации об особых политических, экономических, земельных, социальных и других правах народов Севера. Дискуссионность этих вопросов уже на протяжении ряда лет является предметом многочисленных научных, правительственных и общественных конференций, как в России, так и за рубежом.

Из этого следует, что предпосылкой этих дискуссий является убеждённость большинства участников в том, что удовлетворение различных этнических прав является сутью и одновременно способом преодоления кризиса малочисленных народов Севера. Такая точка зрения имеет характер общепринятой аксиомы в силу её непосредственной убедительности, подтверждающейся примером других народов, самостоятельно определяющих свою судьбу.

При этом исследователи и законодатели не придают должного значения тому, что народы Севера России, изначально являясь группой наименее защищённой и подготовленной к различным воздействиям, вместе с тем подверглась трансформациям не имеющих аналогий ни в одном из современных государств мира.

Медицинская и демографическая статистика, приводимая во многих исследованиях и правительственных документах расценивается как результат кризиса и служит не более, чем для обоснования необходимости реализации политико-правовых мер, аналогичных принятым в других странах. Не уделяется внимание тому, что негативные демографические показатели, превышающие на порядок, или в несколько раз общероссийские и зарубежные, должны расцениваться не только с количественной стороны, но и как симптом качественных внутренних изменений, произошедших с представителями народов Севера, как на индивидуальном так и на популяционном этническом уровне. Не придаётся должного значения социокультурным и рассовобиологическим компонентам кризиса, которые выражаются в расстройстве физического и психического здоровья в результате беспрецедентных внешних факторов воздействия (этнокультурный дизонтогенез), в размерах, препятствующих полноценному осуществлению этнических функций и успешности осуществления многочисленных программ возрождения и развития народов Севера.

Исследование и оценка этих особенностей состояния народов Севера проводится в некоторых научных работах, однако, они носят «узкую» академическую направленность, и не используются при выработке политико-правовых концепций, что неизбежно ставит под вопрос эффективность и осуществимость предлагаемых мер.

Идея и нацеленность данной работы обусловлены кризисным состоянием коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и необходимостью показать, что этот кризис носит ни сколько экономический и правовой характер, сколько медицинский и психологический. Таким образом, назрела необходимость политического переосмысления, которое должно заключаться в осознании того, что успешность преодоления существующих проблем зависит не только и не столько от фактологических исследований, не только от создания законодательства, соответствующего международным правовым нормам, не только от осуществления социально-экономических программ, но и от признания народов Севера России, особенно ведущих традиционную жизнедеятельность, особой группой населения — «терапевтическим сообществом», которое нуждается в выработке особой государственной концепции, координируемой из единого специального федерального органа.

В работе также ставится задача привлечь внимание к тому, что очень часто от имени коренных народов или под лозунгом их защиты в регионах к власти приходят люди, которые в силу разных причин усугубляют кризис и, в то же время, способствуют развитию национализма и сепаратизма, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России.

Представляется, что большое значение имеет мысль о том, что от нерешения проблем народов Севера напрямую зависит и нерешение вопроса рационального промышленного освоения земель, предотвращения разрушений экосистем на обширных пространствах российского Севера, что будет иметь катастрофические последствия для биосферы всей Земли.

Важным заключительным выводом работы может служить идея, высказанная Г. А. Агранатом о том, что основной причиной деградации, произошедшей на Российском Севере в последние годы является резкое сужение государственных комплексных программ, интереса и широкого понимания роли Севера в будущей судьбе России, чего в своё время не хватило Александру II в отношении Аляски1.

Агранат Г. А. Судьбы русской Америки // США: ЭПИ. — 1997. — № 11. -52 — 63 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. -М., 1996.
  3. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской федерации». М., 1999.
  4. Федеральный закон «О национально-культурной автономии». М., 1996.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 1995.
  6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». -М., 1996.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». -М., 1997.
  8. Указ Президента Российской Федерации № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера». М., 1992.
  9. Постановление ВЦИК от 10.12.1930 «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера»
  10. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 115″ от 07. 02. 1980.1. Международные документы
  11. Конвенция 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах .МОТ. 26 июня 1989 г.12.Бюллетень ВОЗ ЕВ 101/8
  12. Международное право в документах. М.: ИНФРА-М, 1997.
  13. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк: ООН, 1991
  14. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. ООН, 1948.
  15. Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. М.: Междунар. Отношения, 1989.
  16. Монографии, диссертации, статьи
  17. Р.Г. // Независимая газета. 1999. — № 83
  18. Р.Г. Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Обустройство народов и территорий России: состояние и перспективы» // Этнополитический вестник. -1995. -№ 6
  19. Р.Г. и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997.
  20. Л.И. О программе возрождения народов Севера России : Доклад на конференции «Российский Север: настоящее и будущее». -М. 1995.21 .Агранат Г. А. Судьбы русской Америки // США: ЭПИ. 1997. — № 11
  21. Акты исторические. СПб., 1842. Т. 5. № 240.
  22. К.Д. Практика договорных отношений между аборигенными народами и государством на российском Севере Сб. научн. ст. в сборнике «От патернализма к партнёрству» / СВКНИИ ДВО РАН / Отв. ред. Пилясов А. Н. Магадан.: СВКНИИ ДВО РАН, 1998.
  23. С.А. Обсуждение проекта закона Российской Федерации"Основы правового статуса коренных народов Севера"// Этнографическое обозрение. 1995. — № 3.
  24. В.Г. Кризисные этносы. М.: Институт философии РАН, 1993.
  25. A.B. Арктика: земля и люди. Анализ национальной земельной политики северных федераций. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1995.
  26. В.Г. Доклад, читанный в Большой коллегии Наркомнаца 27 марта 1923 года.
  27. Богораз-Тан В.Г. О первобытных племенах // Жизнь национальностей, 1922, № 1
  28. Богораз-Тан В. Г. Чукчи Ч. 2.31 .Богословская JI.C. Права коренных народовСевера на земли и природные ресурсы: Доклад на конференции «Права человека и коренные народы в национальной политике России». М. — 1998г
  29. С.И. Россия: формирование территории государства // Энциклпедия «Народы России». М., 1994.
  30. P.A. Руководство партийных организаций Таймырского национального округа культурным строительством (1930 1959). -Сб. «Из истории партийных организаций Восточной Сибири» / Иркутский государственный университет т. 30, вып. 3, Иркутск. -1963 .
  31. Н.Б. Коренное население Крайнего Севера Российской Фендерации. СПб. — Париж: Издательство Европейского Дома. 1993.
  32. Виленский-Сибиряков Вл. // Северная Азия, 1925, книга первая.
  33. Виленский-Сибиряков В. Задача изучения Северной Азии // Северная Азия. Кн. 3.- 1925.
  34. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  35. ГАНО, ф. 1, оп. 1, д. 413, л. 22
  36. А. Люди на болотах. // Северные просторы. 1996. — № 3−4.
  37. Т. Право на образ жизни. // Северные просторы. 1996. № 34.41 .Грибовский В. М. Государственное устройство и управление в Российской Империи. Одесса, 1912.
  38. Л.Н., Куркчи А. Н. Этносоциальные проблемы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: этносоциальные альтернативы / Новая социальная технология освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ч. 1. Свердловск. 1989.
  39. И.С. Ещё раз к вопросу о переходе малых народов Севера и Дальнего Востока к социализму // Вопросы истории КПСС. 1964.9.
  40. И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М. 1977
  41. Дитмар фон К. Поездка и пребывание в Камчатке в 1881 1885 гг. Ч. 1. Исторический отчёт по путевым дневникам / Пер. с нем. С. Н. Герценштейнер. СПб ., 1901-
  42. .О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. Труды Института этнографии им Миклухо-Маклая. Новая серия, т. ХЬ АН СССР. М. 1960-
  43. Ф. С. Проблемы обеспечения равноправия коренным малочисленным народам Севера и Арктики: Доклад на международной конференции «Права человека и коренные народы в национальной политике Российского государства». М., 1988
  44. Ф.С. Пути обеспечения расширенного воспроизводства народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока. Якутск.: 1990.
  45. В.Г. и другие. Состояние здоровья коренных народов Приамурья: сборник научных статей / Хабаровский краевой центр психического здоровья / под редакцией Сулейманова С. Ш. -Хабаровск. 1998
  46. .Н. Заключение на проект федерального закона «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». -М., 1998.
  47. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Отв. ред. и сост. Касавин И. Т. М.: Политиздат, 1990.
  48. Здоровье населения чукотского автономного округа. Статистический сборник. Анадырь. -1997
  49. Информационный бюллетень № 2 Федерация и народы России. М., 1996.
  50. Информационный бюллетень вопросы развития Севера № 3−4. М.: Госкомсевер, 1998.
  51. В. По рекам Ясачной и Коркодону // Известия РГО. -1898.-к. III. и др.
  52. К.В. Национальные меньшинства в России. М.: Луч, 1993.
  53. К.В. Национальные отношения в СССР: история и современность. М.: 1991.
  54. Е.Д. Проблема оседания малых народов Севера // Советский Север. 1934. — № 5.-
  55. B.JI. Путешествие по Камчатке в 1908 1909 гг. // Камчатская экспедиция Фёдора Павловича Рябушинского. Вып. 1.-М. — 1912.
  56. Г. Н. «Федеральная программа „Дети Севера“ требует дополнительного финансирования. // Российская Федерация. 1997. -№ 3.
  57. Г. Н. Пояснительная записка о ходе выполнения Федеральной целевой программы „Дети Севера“ в 1997 году.
  58. Конференция по проблемам коренных малочисленных народов. 13 -18 сентября 1993 г. Москва.
  59. Коренные народы России: самоуправление, земли и природные ресурсы. Обзор законов и иных нормативных актов XIX XX вв. -М.: Ред. — издат. Отд. Аппарата Госдумы, 1995.
  60. В. А. Земельная реформа и развитие аграрного законодательства//Государство и право. 1996 — № 1. С. 61−71.
  61. В.А. Права коренных малочисленных народов России: методология регулирования. // Государство и право. 1997. — № 1. С. 18
  62. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага: Авиценум, 1984.
  63. В.И. Полн собр. Соч., т. 27,
  64. Лихи Анн. Территория Нунавут: Тез. Докл. М.: Посольство Канады. 1999.
  65. В.А., Мосткова Е. В. Основы здоровья. М.: РАМН, 1994.
  66. Г. Путешествие Северо-Восточной части Якутской области в 1868—1870 гг.. СПб., Т 1.
  67. А. Самойлова А. Эксплуатация места рождения. Нефтяные компании содержат народы Севера // Коммерсант власть. 1998. — № 29(281).
  68. К., Энгельс Ф. Соч., Том 19, 21
  69. Е.П. Этнические права народов Севера: возможные пути реализации в современных условиях: доклад на XI Международном Конгрессе „Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах“. М. -1997.
  70. В.В., Удалова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. -Новосибирск: 1993.
  71. Т. М. Перепёлкин Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение. М.: ЦИНО общ „Знание“, 1997.81 .Материалы парламентских слушаний 22 января 1994 г. — М., 1995
  72. В. И. К вопросу о помощи бродячим и кочевым народностям // Северная Азия 1925. — Кн 5
  73. H.A. Чей ты сын?: Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. // Сб. ст.-М.:ИЭАРАН, 1995.
  74. A.B. „Социокультурные факторы развития народов Севера в условиях перехода к рынку“. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук. М.: РАГС,
  75. А.Ф. Путешествие на Север и восток Сибири. Ч. 2. СПб., 1878.
  76. В.А. Искусство соединения национальных интересов // этнополитический вестник. 1996. — № 1.
  77. Т.А. Опыт договорного процесса между народами Севера и государством: Сб. научн. ст. в сборнике „От патернализма к партнёрству“ / СВКНИИ ДВО РАН / Отв. ред. Пилясов А. Н. -Магадан.: СВКНИИ ДВО РАН, 1998.
  78. Л.И. Образование как фактор социального и экономического развития малочисленных народов Севера : Доклад на научной конференции „Аборигены, природа, ресурсы Российского Севера: инвестиции, проекты, программы“. М. 1997 г.
  79. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований» // сборник статей под редакцией Соколовой З. П. М. 1994.
  80. Народы России. Краткие объяснительные очерки к художественно-этнографическому альбому. М., 1895.
  81. Н.П. Первобытные производственные объединения и социалистическое строительство у эвенков. Л., 1939.-
  82. Образование СССР: Сб. документов. М., 1949.94.0грызко В. В. Звуки языка родного. Магадан: 1990.95.0К ВС РФ96, Омрыпкир ВА.А.: Стенограмма выступления на III Съезде кореннх малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М. -1997.
  83. Отчёт о работе в 1990 г. в кн. «Народы Сибири». Вып. 24. Книга 1. Сибирский этнографический сборник. М., 1993.
  84. ЮЬПатканов С. О. Статистические данные, показывающие племенной состав, язык и роды инородцев, (на основании данных, специальной разработки материалов переписи населения 1897 г.). Зап. Имп. Рус. Гегограф. Общество, Т. XI, вып. 2.
  85. А.Н. Реформирование системы государственной поддержки социально- экономического развития Севера : доклад правительству РФ. М.: Гокомсевер РФ — СВКНИИ ДВО РАН, 1997.
  86. Полное собрание законов Российской империи. ПСЗ-1. С 1649 по 1826 г. СПб., 1830. Т. 1. № 1.
  87. Проект закона «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Пояснительная записка. — 1997.
  88. Проект закона «Основы правового статуса коренных народов России»
  89. Проект Закона РФ «Основы правового статуса коренных народов Севера России», опубликован в журнале «Этнографическое обозрение». 1955. — № 1.
  90. Проект Федерального закона «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 1997, 1998.
  91. Проект Федерального Закона «О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 1998.
  92. Проект Федерального Закона «О коренных малочисленных народах России». 1997.
  93. Проект Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» 1997, 1998.
  94. Г., Тихоцкий Дж. Аляска, как федеральный штат и экономика Аляски. Анкоридж, США — Магадан, СССР: Университет штата Аляски, 1991.1. ИЗ. ПСЗ-1.Т. 15. № 11 231.114.ПСЗ-1.Т.4.№ 1800.
  95. И.В. «Итоги и последствия советских преобразований в жизни малочисленных народов Севера». Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. М.: РАГС, 1996.
  96. Ю.А. Социальное развитие малочисленных народов Дальнего Востока: опыт социально-философского анализа. М.: «Союз», 1996.
  97. A.C. «Этнонациональное и политическое развитие народов Севера в современных условиях». Диссертация на соискание учёной степени кандидата политических наук. М.: РАГС., 1994.
  98. Сборник нормативных актов РФ (выпуск 2) М., 1993.119. СЗ СССР, т.1,1980.
  99. Г. Ф. О некоторых особенностях учебно-воспитательной работы в национальных школах Камчатской области. П. Камч., 1959.
  100. K.P. Проблемы сохранения и улучшения состояния здоровья малочисленных народов Севера.// Вестник Российской АМН. 1993. -№ 8.
  101. М. А. Корякский национальный округ. JI. 1934.
  102. М. А. Народы Севера. // БСЭ. 2-е изд. — М., 1939. — Т. 41
  103. М.С. Некапиталистический путь развития малых народов Севера, М.-Л.1955.
  104. А.Е. Доклад в Полярном подотделе Наркомнаца. 1923.
  105. B.C. Размещение производственных сил на Севере во второй пятилетке. Проблемы Севера. Труды Первой Всесоюзной конференции по размещению производительных сил Союза СССР. Госплан СССР М.
  106. Советская Россия. 1990. — № 74 129. Советский Север 1932, № 6
  107. Советский Север. 1934, № 2, 5 .
  108. Историк-марксист. 1938. — кн. 1
  109. З.П. Народы Севера России в условиях экономической реформы и демократических преобразований : Сб. научн. статей./Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук./Отв. ред. Соколова З. П. М.: ВИНИТИ, 1994.
  110. З.П. Бюллетень Информ. Центра «Lauravetlan». № 5.
  111. И.В. Государственная политика Соединённых Штатов Мексики в отношении коренных народов: опыт и проблемы. -Диссртация на соискание учёной степени кандидата политических наук. М.: РАГС, 1996.
  112. А.И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998.
  113. М.М. Проекты и записки. М.- Л., 1961.
  114. Сравнительная статистика здоровья и здравоохранения в России и в США // США ЭПИ. — 1997. — № 11.
  115. И. А. Доржинкевич С.И. Борисов В. Г. Проблемы социального развития коренных малочисленных народов Севера.
  116. Информационное обеспечения програмно-целевого реформирования. М.: Институт проблем управления РАН, 1998.
  117. С.Ш. Здоровье аборигенов Чукотки. Хабаровск, 1996.
  118. П.В. Обращение ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Государственную Думу. 1998.
  119. Текущий архив Миннаца РФ., Справка «О ситуации в регионах Российской Федерации и тенденциях её развития». M., 1996
  120. В.А., Тишков В. В. Диалог между антропологией и медициной // Журнал прикладной психологии. 1988. № 1.
  121. .Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997.
  122. П.И. Туруханский край, его природа и жители. СПб. -1871.
  123. Д. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение. 1996. — № 2.
  124. B.H. Годы, равные векам. M.: Мысль, 1984.
  125. М.М. История правового положения народов Восточной Сибири в составе России. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та. 1991.
  126. Д.А. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнографическое обозрение. 1995. № 3.
  127. В. Право и образное мышление. // Человек. -1990. № 3.
  128. А.И. Нунавут (канадский опыт территориального самопределения эскимосов) // США: ЭПИ. 1993. — № 2.
  129. А.И. Промышленное освоение и коренные народы американского Севера. // США ЭПИ. — 1997. — № 10.
  130. C.B. Ответ оппонентам // Этнографическое обозрение. -1995.-№ 5.
  131. А.Н., Кокарев Е. М. Размышления о российском Севере. М.: Янус-К, 1997.
  132. С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. Владивосток, 1922.
  133. Л.И. Об инородцах Амурского Края. СПб., том. 1.- 1883.
  134. Энциклопедия «Народы России». М., 1994.
  135. Arnold R. D. Alaska Native Land Claims. Ancorage, Alaska: The Alaska Native Foundation, 1978.
  136. Bogoras W. The Chukche.- II.
  137. Abryutina L. The Rights of the indigenous peoples of Chukotka and the reality: Anxious North/ IWGIA Document 82. Copenhagen: IWGIA, 1996.
  138. Poelzer. G. Devolution, Constitutional Development, and the Russian North. Post-Soviet. 1995. — Vol. 36. — № 4.
  139. Population // This is Greenland. Trade and industry in Greenland. -Copenhagen, 1995.167. «An act to providefor the settlement of certain land claims of Alaska Natives, and for other purposes» (ANSCA). W., 1971.
Заполнить форму текущей работой