Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мобилизация офицерского корпуса РККА и повышение его боевого мастерства в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вся человеческая история может быть поделена на две части — войну и мир. Это два полярных состояния, в которых находится любое общество в своем развитии и отношении с внешним окружением. Несмотря на все упования лучших умов, надежды и прогнозы гуманистов, что с прогрессом цивилизации крайние конфликтные, разрушительные формы взаимоотношений в человеческом обществе, в том числе и войны, постепенно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Укрепление и пополнение социальными ресурсами командных кадров воинские части и соединения действующей армии
    • 1. 1. Социальные ресурсы интеллигенции, мобилизованные на действительную военную службу в части и отряды народного ополчения 1941−1942 гг
    • 1. 2. Укомплектование командно-начальствующего состава РККА квалифицированными специалистами гражданских отраслей народного хозяйства
  • ГЛАВА II. Формирование офицерского корпуса и его роль в повышении морально-боевых качеств личного состава РККА в годы войны
    • 2. 1. Формирования командного, политического, инженерного и технического состава воинских частей и соединений на фронтах Великой Отечественной войны
    • 2. 2. Деятельность офицерского корпуса по повышению морально-боевых качеств личного состава воинских частей и соединений в ходе боевых действий
  • ГЛАВА III. Командно-начальствующий состав РККА в годы Великой Отечественной войны
    • 3. 1. Подготовка и переподготовка офицерских кадров в 1941 — 1945 годах
    • 3. 2. Овладение офицерскими кадрами военного искусства ведения боевых действий

Мобилизация офицерского корпуса РККА и повышение его боевого мастерства в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вся человеческая история может быть поделена на две части — войну и мир. Это два полярных состояния, в которых находится любое общество в своем развитии и отношении с внешним окружением. Несмотря на все упования лучших умов, надежды и прогнозы гуманистов, что с прогрессом цивилизации крайние конфликтные, разрушительные формы взаимоотношений в человеческом обществе, в том числе и войны, постепенно сойдут на нет, не оправдались. Более того, в последние столетия проявилась тенденция не только учащения войн, но и многократного роста масштаба охваченных ими территорий и людских масс, числа вовлекаемых в них стран и народов, степени ожесточенности, количества жертв и величины ущерба. XX век фактически стал апогеем человеческой воинственности и эволюции войны как особого общественно-политического явления.

В отношении тенденции войны и мира Россия развивалась в русле общемировых закономерностей. На протяжении всей своей истории она пережила немало войн, и вошедший век не стал в этом смысле исключением. Напротив, самыми тяжелыми и кровопролитными оказались схватки именно новейшего времени — две мировые войны (1914;1918 и 1939;1945 годов).

В условиях формирования нового мирового пространства, после окончания противостояния двух разделенных по идеологическому признаку мировых систем, на передний план выходит межцивилизационное взаимодействие, развивающееся в разных формах, — от разностороннего сотрудничества и партнерства до противостояния и вооруженных конфликтов.

В этой ситуации чрезвычайно важное значение приобретают проблемы национальной безопасности и повышения уровня обороноспособности нашей страны.

Важнейшим показателем уровня обороноспособности государства является состояние командного состава армии, его готовность к отражению нападения вероятного противника.

Изучение исторического опыта формирования офицерского корпуса с помощью вовлечения в его ряды лучших представителей отечественной интеллигенции позволяет увидеть резервы пополнения командного корпуса Российской армии, эффективнее использовать его социальный ресурс в современных условиях реформирования Вооруженных Сил.

Привлечения интеллигенции для формирования офицерского корпуса, использования специалистов гражданских отраслей народного хозяйства в формировании войсковых соединений, назначения их на командные должности позволяет расширить социальный состав и повысить интеллектуальный потенциал как армии в целом, так и офицерского корпуса.

В ходе глубоких общественных преобразований в 30−40-х годах в СССР была достигнута массовая грамотность, сформированы новые крупные отряды интеллигенции. Общая численность специалистов с высшим и средним специальным образованием составляла 2,4 млн. человек, что в 3 раза превышало их количество в предреволюционной России.

Часть этой интеллигенции и выступила резервом офицерского корпуса в 1941;1945 годах, так как из-за политических репрессий предвоенных лет, отсутствия четкого стратегического плана отражения фашистской агрессии армия потеряла до половины своего офицерского состава и вынуждена была с первых месяцев войны постоянно прибегать к его пополнению за счет гражданских социальных ресурсов, одним из которых и стала отечественная интеллигенция.

Исследования специфики ускоренной подготовки офицерских кадров из представителей интеллигенции в период Великой Отечественной войны, с их возрастающей потребностью, имеют важное значение и сегодня, когда в Вооруженных Силах идет сокращение военных училищ и академий, а боевая техника ставится на хранение и находится на консервации. В то же время проблема поддержания обороноспособности страны остается острой и актуальной.

1 Кондакова Н. И., Майн В Н. Интеллигенция России 1941;1945 гг. М.: Луч, 1985. С. 21.

Актуальность исследования. В условиях формирования новой модели международных отношений, связанной с окончанием противостояния двух разделенных по идеологическому признаку систем и выходом на первый план проблемы межцивилизационного взаимодействия, чрезвычайное значение приобретает проблема национальной безопасности и повышения уровня обороноспособности нашей страны. Таким образом, актуальность исследования состоит, во-первых, в том, что сегодня, как и в годы Великой Отечественной войны, многие высококвалифицированные гражданские специалисты, инженерно-технические работники, специалисты авиации и флота, автомобильного, железнодорожного транспорта и другие могут быть оперативно востребованы при отмобилизовании в Вооруженных Силах в случае боевых действий, в локальных войнах или международных конфликтах.

В том числе возрастает роль представителей интеллигенции, так как в стране идет сокращение военных училищ и академий, боевая техника ставится на хранение и находится на консервации, в то же время проблема обороны Страны остается острой и актуальной.

Во-вторых, офицерский корпус — основной компонент любой армии. Эта истина многократно подтверждена отечественной и мировой историей. Русский офицер был главной опорой российской государственности, живым воплощением русской совести. Специалисты едины в том, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способных «вдохнуть жизнь в новые формирования». С потерей офицеров возможность использования армии исчезает. Война дает нам убедительное подтверждение этого положения.

В-третьих, в условиях роста количества локальных войн и международных конфликтов, решение названных проблем ложится на плечи офицерского корпуса, формирующегося за счет широкого спектра социальных ресурсов, одним из которых является отечественная интеллигенция. Исторический опыт решения всех этих проблем и процессов требует своего изучения и осмысления.

Исходя из такого видения актуальности темы, объектом исследования является офицерский корпус в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования является: процессы укомплектования офицерского корпуса РККА в годы Великой Отечественной войны за счет мобилизации представителей всех слоев населениядеятельность офицерского корпуса в работе с личным составом частей и подразделенийподготовка и переподготовка офицерских кадрововладение офицерскими кадрами военным искусством ведения боевых действий.

Война вызвала острую и возрастающую потребность в многочисленных высококвалифицированных кадрах для армии и флота. Нужны были командиры и политработники, инженеры и техники, интенданты, врачи и другие военные специалисты.

Территориальные границы исследования включают районы боевых действий фронтов Северо-Западного и Западного направлений Ставки Верховного Главнокомандования.

Хронологические рамки диссертации — с июня 1941 по май 1945 годов, то есть с начала Великой Отечественной войны, когда советское руководство предприняло активные усилия для развертывания Вооруженных Сил по штатам военного времени и созданию новых военных формирований, и до окончания войны, так как потребность фронта в офицерских кадрах сохранялась до победы над гитлеровской Германией.

Историографию проблемы условно можно разделить на четыре этапа.

Первый этап исследований совпадает с периодом Великой Отечественной войны. В период с 1941 по 1942 годы публиковались в основном директивы Ставки Верховного Главнокомандования и приказы Народного Комиссариата Обороны, где обобщался и анализировался опыт проведения наступательных и оборонительных операций. В более широком масштабе этот вопрос разбирался в журнале «Военная мысль».

В брошюре известного советского теоретика Е. А. Шиловского показан рост военного мастерства офицерских кадров после прорыва блокады Ленинл града, разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Сталинградом. На основе опыта кампаний 1941;1942 и 1942;1943 годов он в обобщенном виде показал, что выявила практика ведения боевых действий.

Роль офицерского корпуса в Великой Отечественной войне стал просматриваются в группе статей, публикаций и исследований видных деятелей партии и государства.

Верховный Главнокомандующий в приказах № 130 от 1 мая 1942 года, № 195 от 1 мая 1943 года и в докладе И. В. Сталина в честь 24−26-ой годовщин Великой Октябрьской Социалистической революции и в других выступлениях неоднократно отмечал особую роль офицерских кадров в повышении боеспособности армии и в укреплении обороноспособности страны 3.

К периоду 1942;1943 годов относится появление в советской печати статей и публикаций, посвященных особенностям работы интеллигенции в составе офицерского корпуса в условиях фронта. Так, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин 24 июня 1942 года опубликовал специальную статью «Учительство и война» 4.

Редактор газеты, Правда, П. Н. Поспелов поместил в журнале «Большевик» статью «Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне». В них была показана роль интеллигенции в формировании патриотического.

1 Хшров И. Тульская операция // Военная мысль. 1942, № 2−3- Короткое И. Калужская операция // Военная мысль. 1942, № 6- Протькин И. Елецкая операция //Военная мысль. 1942, № 7.

2 Шиловский Е. А. Рост военного искусства Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. М. Воен-издат, 1943.

3 Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Политическая литература, 1953. С. 18,49.

4 Калинн М. И. Статьи и речи (1941;1946 гг.). М.: Политиздат, 1975. С. 142, 283, 347. фронта.

2 декабря 1943 года в газете «Правда» была опубликована статья партийного публициста и общественного деятеля Е. М. Ярославского «Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне», которая затем была издана отдельной брошюрой. Эта отдельная статья и брошюра и стали первой тематической публикацией по данному вопросу. В ней говорилось об усилении пропаганды в вопросах идейно-теоретической подготовки интеллигенции, направляемой на командную работу в действующие части и соедил нения. В 1944 году была опубликована брошюра А. Н. Щербакова «Под знаменами Ленина и Сталина советский народ придет к победе» 3, в которой уделяется большое место роли офицерских кадров.

Однако все эти работы носили агитационно-пропагандистский характер, не были связаны с конкретными событиями и в этом смысле не являлись строго научными публикациями, ибо решали другие задачи.

Второй этап включает в себя послевоенные годы, с 1945 по 1965 год.

В этом периоде времени появились фундаментальные работы по освещению военных событий Великой Отечественной войны 4. Происходящее на фронтах Великой Отечественной войны, рассматривается в этих работах в контексте руководящей и направляющей роли КПСС. Вопросы формирования офицерского корпуса и обучение его в годы войны практически не имели отражения. К этому же периоду относится появление первой группы специальных научных исследований и работ Т.Н. Петровой5, И. Ф. Плотникова 6, A.M. Иовлева7, посвященных роли региональных партийных организаций.

1 Поспелов П. Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик. 1942. № 5.

2 Ярославский Е. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне// Правда. 1943. 2 декабря.

3 Щербаков A.H. Под знаменами Ленина и Сталина советский народ придет к победе. М.: Госполитиздат, 1944.

4 Операции Советских Вооруженных Сил в период отражения нападения фашистской Германии на СССР, В 4 т. М: Воениздат МО СССР, 1958; Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941;1945 гг. М.: Воениздат, 1963; История Великой Отечественной войны. В 6-ти т. М: Воениздат, 1965; Великая Отечественная война Советского Союза 1941 — 1945. Краткая история. М.: Воениздат, 1965.

3 Петрова Т. Н. Партийное руководство деятельностью Томского комитета ученых в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) // Труды Томского гос. ун-та, Т. 128. Томск, 1954.

6 Плотников И. Ф. Коммунистическая партия Советского Союза — вдохновитель и организатор героического труда советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) Автореф. дис. канд. М.:1954.

7 Иовлев A.M. Борьба КПСС за создание командных кадров. М.: Мысль, 1960. в мобилизации интеллигенции на командно-политическую работу. В этих работах затрагивается вопрос участия представителей интеллигенции в создании Народного ополчения.

Третий этап историографии с 1965 по 1991 годыон характеризуется тем, что появилась целая серия публикаций, посвященная истории и роли Московского, Ленинградского, Киевского и других военных округов в Великой Отечественной войне В этих книгах имеется специальный раздел посвященный периоду Великой Отечественной войны, где приводятся примеры участия интеллигенции в формировании Народного ополчения, и укомплектования ими командно-начальствующего состава вновь формируемых воинских частей и подразделений.

Подтверждением такого подхода стали работы Г. Ф. Камкова «На идеологическом фронте Великой Отечественной.» 2, JI.B. Максаковой «В рядах воюющего народа» 3, где интеллигенция рассматривается как один из резервов пополнения офицерского корпуса в годы Великой Отечественной войны.

Несмотря на ряд негативных тенденций третьего, так называемого застойного периода отечественной историографии, в рамках его появляется не* мало работ, которые позволили рассмотреть фактор активного участия интеллигенции в вооруженном сопротивлении врагу. Это монография А. Д. Колесника «РСФСР в годы Великой Отечественной войны» 4, книга В. М. Савельева и В. П. Саввина «Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне"5, М.И. Фролова6. Их значимость в исследовании данной темы состоит в освещении вклада интеллигенции в дело перестройки жизни страны на военный лад. Показана роль учителей в комплектовании младшего на.

1 Ордена Ленина Московский военный округ. М.: Воениздат, 1971; Ордена Ленина Ленинградский военный округ. Исторический очерк. Л.: Лениздат, 1968; Киевский Краснознаменный. М.: Воениздат, 1974.

2 Камков Г. Ф. На идеологическом фронте Великой Отечественной. М.: Наука, 1983.

3 Максакова Л. В. В рядах воюющего народа. М.: Наука, 1977.

4 Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1982.

5 Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1974.

6 Фролов М. И. Артиллеристы в боях за город Ленина 1941;1945. Л.: Лениздат, 1978. чальствующего состава взамен выбывших командиров артиллерийских расчетов, командиров танков или просто рядовых бойцов-пехотинцевв решении вопросов обучения и укомплектования офицерского корпуса действующей армии.

Большое место в книге уделено творческой интеллигенции, артистам, выступавшим во фронтовых бригадах, журналистам и кинооператорам, запечатлевшим в печати и на кинопленке подвиги нашей армии в годы Великой Отечественной войны.

В работе Шкадова И. Н. «Пути решения подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны» опубликованной в сборнике «Великая победа советского народа 1941;1945 годов», раскрываются вопросы формирования офицерского корпуса через систему военных училищ. Проблеме военной карьеры представителей интеллигенции в составе офицерского корпуса в этой работе уделено недостаточное внимание. В этом периоде были опубликованы воспоминания многих офицеров, генералов и адмиралов, прошедших Великую Отечественную войну.

Первый заместитель Начальника Главного управления кадров МО СССР В. Г. Гончаров опубликовал статью «Подготовка военных кадров в годы Великой Отечественной войны» 2. В ней раскрывается процесс перехода всех учебных заведений на новые программы, увеличения курсов усовершенствования командно-начальствующего состава и привлечения к обучению на них гражданских специалистов.

В статье особое внимание уделено созданию на Западном фронте резерва офицерского состава, который включал в себя от командира батальона, заместителя командира полка и выше, от майора до генерала включительно. Резерв, создававшийся как офицерский резерв армии из батальона, как пишет.

1 Шкадов И. Н. Пути решения подготовки военных кадров в годы Великой Отечественной войны // Сборник «Великая победа советского народа 1941;1945 гт.» Всесоюзная научная конференция посвященная 50- летаю победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. М.: Наука, 1976.

2 Гончаров В. А. Подготовка военных кадров в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал, 1985. № 7.

В.Г. Гончаров, превратился в последствии в запасный резервный полк Западного фронта.

В работе И. А. Пешкова и А. С. Баринова «Ленинский Всевобуч в годы Великой Отечественной войны» 1 раскрываются основные формы и методы изучения военного дела всеми слоями населения, как одного из источников укомплектования и восполнения потерь командного, политического состава и специалистов различных родов войск. Исходя из того, что работа была написана в 1986 г., основное внимание обращено на работу партийных органов по организации военного Всеобуча всего работоспособного населения страны.

В работе подчеркивается, что подготовка офицерского состава в вузах страны проходила под постоянным контролем со стороны партийных и военных органов, однако особенности подготовки офицерских кадров из числа интеллигенции с учетом их гражданской специальности и назначение их на командные должности в книге не анализируются.

Уделяется значительное внимание проведению партийной мобилизации обкомами, райкомами, ЦК компартий союзных республик, в результате которой только за первые И месяцев было направлено в Вооруженные Силы 3000 человек на политработу и 4500 человек на командные должности. В то же время в статье совершенно отсутствует анализ того, из каких отраслей народного хозяйства, представители каких специальностей и профессий призывались в пополнение для укомплектования воинских частей и формирований.

Четвертый этап историографии — так называемый постсоветский. Он охватывает 1992;2003 годы и характерен расширением социального аспекта исследуемой проблемы. В это время впервые четко прозвучала необходимость изучения участия представителей всех специальностей и профессий в формировании офицерского корпуса, их подготовка и переподготовка в годы Великой Отечественной войны. В 1993 году была опубликована статья И. М. Горохова «И. В. Сталин: Кадры решают все» 2. В ней достаточно полно рас.

1 Пешков И. А., Баринов А. С. Ленинский Всевобуч в годы Великой Отечественной войны. М.: Высшая школа, 1986.

2 Горохов ИМ. И. В. Сталин: Кадры решают все // Военно-исторический журнал, 1993. № 8. С. 44. крыты источники восполнения офицерских кадров Сухопутных войск за счет привлечения представителей всех слоев населения на всем протяжении войны.

В работе докторов исторических наук Кондаковой Н. И. и Майна В. Н. «Интеллигенция России 1941;1945 годов» 1 показаны группы интеллигенции принявшие участие в формировании офицерского корпуса Красной Армии, раскрыт ряд направлений пропагандисткой работы в действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

Оценка вклада отечественной интеллигенции в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, как в тылу, так и на фронте нашла свое отражение в работе научных конференций, посвященных Великой Отечественной войне2.

В 2002 году был выпущен сборник документов 3, в который вошли указы Президиума Верховного Совета СССР.

Проведенный историографический анализ позволил сделать следующие выводы:

— во-первых, усилиями отечественных исследователей, партийных, государственных деятелей и военных тема участия представителей всех слоев населения в укомплектовании и пополнении офицерского корпуса в отечественной историографической науке не была поставлена как специальная научная проблема;

— во-вторых, руководители государства, гражданские и военные историки лишь обозначили, на наш взгляд, три проблемы в формировании офицерского корпуса (первая проблема — это мобилизация представителей всех специальностей и профессий в ряды действующей армиивторая — выдвиже.

1 Кондакова Н. И., Майн В. Н. Интеллигенция России 1941;1945 годов. М.: Луч, 1995.

2 Ежов В. А. Об изучении роли интеллигенции в Великой Отечественной войне // Материалы научной конференции. — Санкт-Петербург, 1995; Фролов М. И. Блокадный Лениград — фронту // «Мы победу приближали, как могли». Материалы международной научной конференции, посвященной Великой Отечественной войне. Москва, 18−19 апреля 2003 г. — Смоленск, 2003.

3 Мировая война XX века: Документы и материалы. В 4 кн. / Ин-т всеобщей истории. — М.: Наука, 2002. ние представителей интеллигенции на командную работу, как одного из компонентов офицерского корпуса;

— в третьих — дальнейшая военная судьба, карьера представителей офицерских кадров). Но, несмотря на то, что эти проблемы были поставлены, их решение носит частью фрагментарный характер. То есть проблема не рассмотрена как военно-социальная, социально-научная.

Таким образом, сегодня в отечественной науке остаются неисследованными или недостаточно изученными такие проблемы, как социальный ресурс формирования офицерского корпуса в годы Великой Отечественной войны, процессы мобилизации представителей всех специальностей и профессий в состав офицерского корпуса, овладения офицерским составом военного искусства ведения боевых действий на протяжении всего периода войны, выявление механизмов влияния командно-начальствующего состава на воспитательные и профессиональные качества своих подчиненных в период Великой Отечественной войны.

Достижения всей предшествующей историографии весьма значительны в разработке столь ответственной и сложной темы, и потому они требуют к себе максимального внимания. Но эти достижения еще далеки от обобщающего завершения — они чаще фрагментарны, односторонни, выстроены на недостаточной источниковой базе.

Исходя из этого, целью научного исследования является изучение особенностей формирования офицерского корпуса посредством мобилизации и привлечения в его состав представителей всех слоев населения в условиях военного времени.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— изучить социальные ресурсы интеллигенции мобилизованные для укомплектования частей и отрядов народного ополчения 1941;1942 годов;

— исследовать процесс укомплектования должностей командно-начальствующего состава РККА квалифицированными специалистами гражданских отраслей народного хозяйства;

— проанализировать направления формирования командно-политического и инженерно-технического состава воинских частей и соединений на фронтах Великой Отечественной войны;

— раскрыть сущность и проблемы деятельности офицерского корпуса по повышению морального духа у личного состава воинских частей и соединений в ходе боевых действий;

— показать особенности подготовки и переподготовки офицерских кадров в 1941;1945 годах;

— определить средства и способы овладения офицерскими кадрами военного искусством ведения боевых действий.

Гипотеза исследования состоит в том, что в Северо-Западном и Центральном промышленных районах офицерский корпус РККА располагал в годы Великой Отечественной войны широким спектром социальных ресурсов, которые были мобилизованы Ставкой Верховного Главнокомандования, для укомплектования и развертывания новых воинских частей и соединений.

Источниковая база диссертации состоит как из опубликованных материалов, так и комплекса архивных документов, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые.

В основу источниковедческого анализа положена видовая классификацию источников, которая позволила решить три задачи: охарактеризовать социальные ресурсы Северо-Западного и Центрального промышленных районов по формированию командных кадров в годы Великой Отечественной войныопределить основные направления подготовки и переподготовки офицерского корпуса в военное времяпоказать деятельность представителей интеллигенции в составе офицерского корпуса в зоне боевых действий фронтов Северо-Западного и Западного направлений Ставки Верховного Главнокомандования.

Исходя из этого, автор выделил следующие группы документов.

Первую группу составили документы законодательных и исполнительных органов власти — Верховного Совета СССР, Государственного Комитета.

Обороны, Советов Народных Комиссаров СССР и РСФСР, материалов съездов ВКП (б).

Обращаясь к Конституции СССР, принятой VIII Чрезвычайным съездом Советов, соискатель взял статью о всеобщей воинской обязанности, которая рассматривала службу в рядах Красной Армии как исполнение общегражданского долга всеми классами и социальными группами населения страны 1. В связи со сложностями созыва сессий, большинство законодательных актов военного времени утверждалось президиумом Верховного Совета СССР2.

В годы Великой Отечественной войны произошла концентрация всех форм власти. Программу действий по организации отпора немецко-фашистских захватчиков, по превращению страны в единый военный лагерь определила директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» 3. Высшим органом государственного управления стал Государственный Комитет Обороны, образованный 30 июня 1941 года совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР 4, который осуществлял стратегическое руководство вооруженной борьбой советского народа, руководил процессом формирования социальных ресурсов действующей армии.

В качестве основы своего проблемно-тематического анализа соискатель приводит в диссертации указы Президиума Верховного Совета СССР от 6 января, 24 июля и 10 августа о введении новых воинских званий (рядовой, сержантский, старшинский и офицерский состав) и знаков различия (установлены полевые и повседневные погоны)5.

1 Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб.док. 1917;1937г.г. T.1 — 7- М&bdquo- 1959;1965. -Т.Ш (1922 — 1936 г. г.).

2Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия/Гл. ред. М. М. Козлов. -М: Сов. энциклопедия, 1985.-С. 127.

3 Там же. С. 220, 242.

4 Решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР о создании Высшего органа государственного управления Государственного Комитета Обороны. Ведомости Верховного Совета СССР. M., 1941. № 31.

3 Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985.С. 283.

Изученные соискателем постановления ГКО от 16 июля 1941 года о подготовке резервов в системе НКО и ВМФ от 1 октября 1941 года об улучшении подготовки летчиков и качества самолетов-истребителей, от 6 декабря 1941 года о сформировании в составе артиллерийских дивизий РГК ис-трсбительно-противотанковых, гаубичных и пушечных бригад2 и др. говорят о том, что начался сложный процесс формирования новой армии.

Вторую группу источников составили выступления руководителей государства и партийных деятелей.

В выступлениях руководителей Советского государства — И. В. Сталина и М. И. Калинина, а также в речах и статьях видных партийных деятелей, таких как Е. М. Ярославский, П. Н. Поспелов, В. П. Потемкин, А. С. Щербаков, была дана оценка новой роли армии, которая училась побеждать в сражениях под Ельней, Смоленском, Москвой и Сталинградом 3.

Так, уже в своем докладе на торжественном заседании Московского Совета Депутатов трудящихся в честь 24-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции 6 ноября 1941 года Верховный Главнокомандующий в качестве важнейшей стратегической задачи называет сокрушение военной мощи немецких захватчиков, решить которую была способна современная армия.

В конце 1943 года — года коренного перелома в Великой Отечественной войне — в докладе в честь 26-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции 6 ноября 1943 года Верховный Главнокомандующий особо отметил важнейшую социально-политическую роль отечественной ин.

1 Н. Я. Комаров. Государственный Комитет Обороны постановляет / Документы. Воспоминания. Комментарии. М: Военное издательство, 1990. С. 50. 5 Там же. С. 205.

3 Калинин М. И. О воспитании советских воинов. — М.: Воеииздат, 1975; Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. — М: Воениздат. 1967; Калинин М. И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. — М.: Воениздат. 1967; Щербаков А. Н. Под знаменами Ленина и Сталина советский народ ^ придет к победе. М.: Госполитиздат, 1944; Ярославский Е. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Правда, 1943. 2 декабряПоспелов П. Н. Интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик. 1942, № 5- Щербаков А. Н. Под знаменами Ленина и Сталина советский народ придет к победе. М.: Госполитиздат, 1944. теллигенции в повышении боеспособности армии как в тылу, так и на фронте.

В выступлениях М. И. Калинина, А. С. Щербакова, Е. М. Ярославского раскрыты особенности кропотливой организаторской и воспитательной работы интеллигенции в действующей армии, охарактеризован процесс ее выдвижение на командную работу.

Третью группу источников составили документы общегражданской и военной статистики, которые взяты нами из опубликованных в специальных сборниках: «Операции Советских Вооруженных Сил в период отражения нападения фашистской Германии на СССР» «КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы, 1917;1981 г.» 2, «Управление изучения опыта войны Генерального Штаба. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны» 3, «Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917;1953."4, «Об изучении роли интеллигенции в ВОВ» 5, «Сборник боевых документов Великой Отечественной войны» 6 «Государственный Комитет Обороны постановляет» 7, «Гриф секретности снят» 8, «Мировые войны XX века» 9и др. Для документов общегражданской и военной статистики типична характеристика социальных особенностей интеллигенции, образовательного уровня, рода занятий, участия в организации Народного ополчения и партийно-советской работе.

Для военной статистики характерны документы, связанные с подготовкой и переподготовкой офицерских кадров на протяжении всего периода.

1 Операции Советских Вооруженных Сил в период отражения нападения фашистской Германии на СССР. В 4 т. М.: Воениздат МО СССР, 1958.

2 КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы, 1917 -1981 г. М.: 1981.

3 Управление изучения опыта войны Генерального Штаба. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны"5. Вып. б. -М.: Воениздат, 1948.

4 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917;1953 / Под ред. А. Н. Яковлева др. М.: МФД, 2002. s В. А. Ежов «Об изучении роли интеллигенции в ВОВ». Сборник материалов научной конференции. Санкт-Петербург. 7.04.1995.

6 Сборник боевых документов Великой Отечественной войны, вып. 18. М.: Воениздат, 1953.

7 Комаров Н. Я Государственный Комитет Обороны постановляет. М.: Воениздат, 1990.

8 Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистические исследования. Под общ. ред. Кривошеева Г. Ф. М.: Военное издательство, 1993.

9 Мировая война XX века: Документы и материалы. В 4 кн. / Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 2002. войны, прохождением ими ступеней командной работы, характеристики командного состава специальных частей и соединений (воздушных и танковых армий, специальных инженерных полков и бригад). Вся справочная литература использовалась в основном в качестве вспомогательного источника исторического исследования.

Четвертую группу источников составили материалы периодической печати, как центральной, так и местной. К ним относятся газеты и журналы. Автор подразделяет их на две подгруппы.

В первую подгруппу отнесены газеты центрального и регионального значения. Это газета «Правда», газета «Красная звезда», «Учительская газета» и др., которые не только давали характеристику роли и места представителей различных специальностей и профессий в составе офицерского корпуса, но и многократно приводили многочисленные примеры овладения ими искусства ведения боевых действий и исполнения своего воинского долга в составе офицерского корпуса действующей армии на различных должностях.

Газеты региональной периодической печати, такие как «Ленинградская правда», «Северная Правда», «Северный рабочий» и другие, в рамках действия цензуры давали различного рода информационные материалы, статьи очерки о переписке младшего и среднего командного состава с предприятиями и учреждениями, откуда они ушли на фронт, об их героических поступках на передовой.

Во вторую подгруппу периодической печати отнесены журналы: «Большевик», «Военно-исторический журнал», «Военная мысль», «Военный вестник» и др. Они отражали весь спектр вопросов повышения профессионального мастерства офицерских кадров, содержали информацию о научно-практических конференциях, командно-штабных учениях и тренировках, проводимых командующими фронтами и армиями.

Пятая группа документов состоит из материалов личного происхождения, их можно подразделить на три подгруппы.

В первую подгруппу соискателем отнесены документы личного происхождения (мемуары) представителей Ставки Верховного Главного Командования и Генерального штаба: Г. К. Жукова A.M. Василевского 2, С.М. Ште-менко 3. Для них характерна четкая оценка роли и места представителей гражданских специальностей как социального ресурса офицерского корпуса действующей армии.

Вторую подгруппу составили дневники и воспоминания командующих и начальников штабов фронтов: К.К. Рокоссовского4, К.А. Мерецкова5, И. С. Конева 6, М. С. Малинина 1. Внимание в них концентрируется на механизме оперативно-тактической подготовки и переподготовки офицерских кадров из представителей интеллигенции, осуществляемых на фронте.

Третью подгруппу составили воспоминания командующих и начальников штабов армий и корпусов: Л.П. Белобородова8, Д. А. Журавлева 9, К. С. Москаленко 10. Исследование документов личного происхождения позволяет изучить процесс адаптации представителей интеллигенции к командной работе, особенности воинской службы интеллигенции в составе офицерского корпуса и их работы с личным составом.

Важность этих трудов заключается в том, что авторы являлись не только свидетелями, но и непосредственными участниками тех событий, оценивающими сложившуюся как в армии, так и в стране обстановку.

В работе широко использовались и неопубликованные документы, извлеченные из 40 фондов 7 центральных, местных и 2 ведомственных архивов, основная часть которых носит делопроизводственный характер. Так, материалы, хранящиеся в Российском государственном архиве социально.

1 Жуков Г. К. Воспоминния и размышления. В 3-х т. М.: Изд. Агентство печати Новости, 1986.

2 Василевский A.M. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1976.

3 Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 1−2. М.: Воениздат 1981; Освободительная миссия Советской Армии. М.: Воениздат 1985.

4 Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984.

3 Мерецков К. А На службе народу. -M.: Политиздат. 1968.

6 Конев И. С. Записки командующего фронтом. 1943;1945. М.: Воениздат, 1982.

7 Малинин М. С. Статьи. Воспоминания. Кострома. 1999.

8 Белобородое Л П. Освобождение Белоруссии, 1944. М.: Наука, 1970.

9 Журавлев Д. А. Огненный щит Москвы. M.: Политиздат, 1972.

10 Москаленко К. С. На юго-западном направлении. Воспоминания командарма. Кн. 1−2. М.:1979. политической истории (РГАСПИ) (Ф. 17) представлены документами, касающимися организаторской работы ЦК КПСС. Их отличает, с одной стороны директивный характер, с другой стороны, оценка роли и места представителей интеллигенции в составе новой действующей армии.

Другой ряд документов, привлеченный соискателем, составляют материалы фондов Центрального архива Министерства Обороны (ЦАМО), которые можно подразделить на четыре подгруппы:

— первую подгруппу документов составляют фонды специальных управлений Красной Армии (Ф. 38,41) и командующих фронтами (Ф. 213, 226, 241), имеющих особую значимость для раскрытия исследуемой темы по содержанию оперативных приказов и распоряжений по укомплектованию воинских частей и соединений, документы, характеризующие востребованность представителей интеллигенции как социального ресурса Красной Армии;

— во вторую подгруппу архивных документов Министерства Обороны входят приказы и распоряжения командующих армиями и командиров дивизий (Ф. 312, 317, 340, 395, 1299, 159 сд., 184 сд., 385 сд.), освещающих процесс освоения представителями интеллигенции опыта командной и командно-штабной работы;

— третья подгруппа архивных документов представлена фондами стрелковых полков и отдельных батальонов (Ф. 25 ооб, 27 ооб, 3 омптоб), в которых просматриваются вопросы овладения офицерскими кадрами тактикой и оперативным искусством ведения боевых действий;

— четвертую подгруппу архивных документов составили материалы командных и инженерных военных учебных заведений и курсов переподготовки и усовершенствования командного состава (Ф. 60 148, 60 166, 60 167).

Их интерес состоит в характеристике процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации представителей интеллигенции, выдвинутых на командную работу.

Соискатель вводит в научный оборот большой круг архивных документов Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО: Ф. 2, 18, 23, 28, 56, 147, 202, 884, 1639, 3042), областного архива Костромской области (ГАКО: Ф. Р-130, Р-1485), Центра документации новейшей истории Ярославской области (ОДНИ ЯО: Ф. Р-2225, 2802, 2809), Государственного архива Ярославской области (ГАЯО: Ф. 272, 594) и др., в которых содержатся сведения о военно-мобилизационной работе областных и городских комитетов ВКП (б), раскрыты вопросы комплектования командными кадрами частей и соединений Народного ополчения, направления представителей интеллигенции для обучения в военные училища и на курсы подготовки и переподготовки командного состава.

Используемые источники позволили обозначить весь спектр проблем привлечения представителей всех отраслей народного хозяйства к формированию офицерского корпуса, особенности расстановки их на различных участках командно-политической и инженерно-технической работы, а также обозначить основные направления военно-организаторской, военно-патриотической работы в составе офицерского корпуса.

Методологической основой исследования явилось использование формационного и цивилизационного подходов, на основании которых автор исследовал историческую логику участия представителей различных слоев населения в формировании офицерского корпуса в период Великой Отечественной войны, а так же принципы научной объективности и историзма.

В диссертации использовались общенаучные и специальные исторические методы: логический, историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, историко-сравнительный и другие методы, которые позволили:

— изучить процесс формирования офицерского корпуса в годы Великой Отечественной войны, характеризовать исторический контекст таких понятий, как «командир Красной Армии», и «офицер Советской Армии»;

— разрешить проблему определения роли интеллигенции в социальном генезисе офицерского корпуса в годы Великой Отечественной войны, ее воздействия на социальное развитие командного состава РККА, влияния офицерского корпуса военных лет на социальную коррекцию феномена советской интеллигенции;

— исследовать основные направления комплектования, подготовки, переподготовки и расстановки офицерских кадров из представителей всех слоев населения в годы Великой Отечественной войны.

Все это способствовало объективности, научности и историзму проведенного научного анализа.

На защиту выносятся следующие положения: определение социального ресурса офицерского корпуса в условиях военного времениобоснование механизмов формирования социальных ресурсов и выявление детерминизма интеллигенции в контексте развития офицерского корпусасущность специфики влияния Российского и советского менталитета на формирование нового командного составапонимание сбалансированного комплекса военно-патриотического воспитания личного состава Советской Армии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринято всестороннее, комплексное изучение проблемы создания и подготовки новых офицерских кадров в 1941 — 1945 годах, рассмотрены социальные ресурсы офицерского корпуса в условиях военного временипоказан механизм подготовки офицерских кадров за весь период Великой Отечественной войныопределена роль российского и советского менталитета на процессы становления офицерского корпуса нового поколенияобоснован социальный детерминизм интеллигенции в контексте развития офицерского корпусарасширено представление о специфике овладения тактики и стратегии военного искусства ведения боевых действийрассмотрено понимание специфики воспитательного процесса офицерского корпуса в действующей армии.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит во введении в научный оборот большого числа новых архивных документов по подготовке и переподготовке офицеров из представителей различных социальных групп на всем периоде Великой Отечественной войны. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по различным аспектам истории Великой Отечественной войны, в воспитательной работе со студентами гражданских вузов, с курсантами и слушателями военно-учебных заведений, упоминающихся в диссертации и ведущих подготовку офицерских кадров в настоящее время.

Апробация диссертационного исследования — ее основное содержание изложено автором в сообщениях и докладах на заседании кафедры — «Историографии и источниковедения» КГУ им. Некрасова Н. А., кафедры «Отечественной истории» филиала Российского государственного гуманитарного университета, кафедры «Общественных наук» КФ ВУ РХБЗ.

В публикациях журнала Волго-Вятского отделения Академии Воепио-исторических наук «Волжский Рубеж», а также апробация основных положений диссертации была рассмотрена на научной конференции в Ростовском государственном университете и на круглом столе по теме «Офицерский корпус — его состояние и роль в современном российском обществе», проведенном в г. Костроме в октябре 2003 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отечественная война закончилась Победой советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Ее величие состояло в том, что в условиях тоталитарного политического режима, она стала всенародной войной против тех, кто посягнул на честь и независимость нашей страны. В 1941;1945 годах советские люди противопоставили агрессору всю мощь своих социальных ресурсов, трудолюбия, таланта, любви к Родине.

На ключевые посты в сражающейся армии, в тылу и на дипломатической работе были выдвинуты представители всех отраслей народного хозяйства. Газета «Правда» в дни, когда совершался коренной перелом, писала: «Успехи Красной Армии были бы невозможны, если бы в грозную годину своей истории наш народ не был способен разрешать самые сложные задачи.».

Стратегический просчет гитлеровского политического руководства, выстроившего социально-политические планы войны против нашей страны, состоял в том, что оно не смогло нанести социальный урон офицерскому корпусу в дни защиты Отечества, не смогло оценить как фактор войны его высший гражданский авторитет у тех, кто выступил против агрессоров, проигнорировало способность офицерских кадров быстро осваивать и наращивать важнейшие социальные параметры военного искусства.

Несомненной заслугой советского военного и политического руководства явилась мобилизация всего населения страны в ряды защитников Родины, формирование с его помощью широкого народно-патриотического фронта и укомплектование частей и соединений командными, политическими и инженерно-техническими кадрами Красной Армии.

Мобилизация всех представителей интеллигенции, специалистов народного хозяйства, студентов и выпускников школ на отпор врагу позволила Государ

1 Правда. 1943. 21 сентября. ственному Комитету Обороны не только укрепить боевые порядки армии, но и оперативно развернуть социальные резервы пополнения вновь формируемых воинских частей и соединений.

По существу, в 1941;1942 годах была сформирована новая армия, в которой соединились воедино патриотический долг, военно-политическая инициатива и народное искусство противостоять врагу. Инженеры, врачи, учителя, рабочие и колхозники встали в ряды защитников Родины как представители новой свободолюбивой России, как те, кто одним своим личным примером воодушевили и организовали тысячи людей на священное ратное дело.

Участие представителей социальных классов в составе офицерского корпуса необходимо рассматривать, на наш взгляд, по меньшей мере с трех позиций:

— во-первых, как организацию всенародного сопротивления немецко-фашистским захватчикам;

— во-вторых, как фактор мобилизации социальных ресурсов армии в борьбе с фашистским агрессором;

— в-третьих, через призму интеллектуального противоборства с силами реакции, террора и нацизма.

Высокие профессиональные знания, большой социальный опыт, сильные нравственные традиции — все это вместе и обеспечило особую социальную роль офицерского корпуса для формирования и укрепления действующей армии.

Тем не менее, можно с достаточным основанием говорить о том, что в период Великой Отечественной войны впервые за советское время интеллигенция рабочий класс и крестьянство оказались в равных социальных условиях 1. Из рассмотренного нами материала можно сделать следующие выводы: 1. Комплектование командно-начальствующим составом вновь формируемых частей и соединений представителями интеллигенции, специалистами.

1 Ежов B.A. Об изучении роли интеллигенции в ВОВ. Сборник материалов конференции. Санкт-Петербург. 7.04. 1995. С. 112. всех отраслей народного хозяйства привело к расширению социального ресурса офицерского корпуса.

2. Одним из компонентов офицерского корпуса стала советская интеллигенция которая расширила кадровый маневр по продвижению всех должностных ступеней.

3. Призыв гражданских лиц на командные должности усилил гражданское единство фронта и тыла.

4. Назначение гражданских лиц на командные должности был вынужденной мерой, связанной с большими потерями Вооруженных Сил. Это вызвало в первом периоде войны ряд поражений. Личный героизм не заменил профессиональное мастерство офицера.

5. В связи с массовым патриотическим порывом советской интеллигенции бить фашистских захватчиков уменьшило количество специалистов сельского хозяйства в 2 раза, что остро поставило вопрос о замене всех ушедших специалистов передовыми работниками и колхозниками.

6. Увеличение численности Вооруженных Сил в предвоенные годы и особенно в период войны (с 4207 тыс. в 1941 году до 11 556 тыс. в 1945 году) потребовало от партии и правительства огромных усилий в области подготовки командных, политических и инженерно-технических кадров для Армии и Флота.

Были открыты новые учебные заведения, создана широкая сеть различных курсов усовершенствования, трехмесячные курсы для подготовки офицерского состава из лиц с высшим образованием. Несмотря на значительные боевые потери, Красная Армия во время войны располагала достаточным количеством хорошо подготовленных офицерских кадров.

7. Нельзя забывать о резко возросшей роли военной интеллигенции, то есть об офицерском корпусе, который пополнялся не только за счет военных учебных заведений (за годы войны военные академии выпустили 71 тыс. специалистов, сухопутные училища — 807 тыс. офицеров), но и за счет призванных или мобилизованных в армию.

8. В принятом Указе Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии» говорится, что «командиры Красной Армии доказали свою преданность нашей Родине, приобрели значительный опыт современной войны, выросли и окрепли в военном и политическом отношении» Из этого можно сделать вывод, что до конца 1942 года Политбюро ЦК ВКП (б) не доверяло офицерскому корпусу в преданности своему Отечеству и комиссары являлись негласными наблюдателями за действиями командного состава.

9. Принятые меры, проведенные в конце 1942 начале 1943 годов, стали логическом завершением деятельности Советского правительства по комплектованию командного состава Красной Армии за счет представителей всех слоев населения, укреплению единоначалия, повышению боеготовности в армии и на флоте.

10. Мобилизация в ряды офицерского корпуса стала одним из тех слагаемых, которые позволили командованию РККА перевести командный состав Красной Армии в новое социальное звание — офицер. За этим стояло многое: и опыт войны, и необходимость новых кадров, и ответственность за ход войны.

11. При проведении новых наступательных операций выявились новые проблемы резерва офицерского корпуса:

— повышение профессионального мастерства, новые организационные способности, высокая социальная ответственность за судьбы порученных им людей;

— на территорию европейских государств, оккупированную ранее нацистами, вступил новый офицер Советской Армии, освободитель, гражданин;

1 КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917;1981 гг. — М.: — 1981. — С. 326.

— офицеру предстояло вступить в контакт с населением, находящимся ранее в оккупации, которое не всегда понимало советскую действительность, сравнивало офицера белой армии, советского офицера и офицера — оккупанта, поэтому требовался новый офицер, офицер — гражданин;

— появление нового социального пространства, на котором должен был побеждать советский офицер, логика формирования нового офицера — это была военно-социальная задача, которая решалась с помощью привлечения той же самой интеллигенции, интеллигентность офицерского состава строилась воочию не только значением, параметрами Великой Отечественной войны, параметрами военных действий.

Все, что было приобретено в ходе войны, позволяло сделать вывод, что к концу 1945 года офицеры получили такую самостоятельность и такое положение, какое ни до, ни после не имела никакая иная группа советского общества. Получили все это они благодаря тому, что защитили и власть, и народ от страшной угрозы и в дальнейшем были готовы обеспечивать национальную безопасность.

В годы перестройки происходили кардинальные изменения в истории государственности СССР. Они повлекли за собой военную реформу, которая должна была изменить Советскую Армию и построить новую Российскую армию, но неприлично затянулась, не давая видимых результатов на сегодняшний день.

Утрата идей защиты Отечества, любви к Родине, подмена идеалов, которые включали в себя весь исторический опыт, явились логическим продолжением попрания менталитета офицерского корпуса. Утрата легитимности власти привела к неопределенности в думах и сердцах защитников Отечества, которые не могли понять, кого защищать и зачем защищать.

Деморализация всего общества привела к таким негативным явлениям, как коррупция, злоупотребление властью, коммерциализация, взяточничество. Использование армии в политической борьбе в качестве главного средства обеспечения безопасности высших эшелонов власти привело к падению престижа офицера — защитника Отечества, в результате чего резко сократилось число молодежи, желающей поступить в военные училища и посвятить себя служению Родине. Молодые офицеры, не видя цели своего служения в Вооруженных Силах, увольнялись в запас.

В последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А. Кива, «Национальная идея — это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».

Это в полной мере касается военнослужащих, ибо армия, лишенная военного духа, не имеющая национальной идеи, заранее обречена на поражение. Перевод армии на контрактную службу без национальной идеи будет способствовать возникновению военнослужащего типа наемника, которому безразлично, в кого стрелять, главное — «хорошо делать свое дело», как заявил контрактник ВДВ у Белого дома в октябре 1993 года2. Главным вектором в выполнении своего служебного долга станет рублево-долларовый критерий.

Решение такой глобальной задачи, как привлечение интеллигенции в ходе отмобилизования Вооруженных Сил на командные должности при формировании новых войсковых соединений, должно подразделяться на три этапа.

Первый, самый длительный этап — довойсковая подготовка граждан к военной службе. Он начинается в дошкольном учреждении, вузе и заканчивается призывом гражданина на военную службу или поступлением в военно-учебные заведения. Он включает в себя ориентацию на овладение начальными военными знаниями, военно-учетной специальностью, обязательной и добровольной подготовкой к военной службе.

1 Кива А. Национальная идея — обруч нации. // Ориентир. 1996. № 12. С. 32.

2 Социс. 1995. № 6. С. 83−84.

В частности, подготовку по основам обороны государства, воинской обязанности, военной службы, гражданской обороны, подготовку по военно-учетной специальности. Значение этого этапа невозможно переоценить. Без того потенциала, который закладывается в довойсковой период, молодой человек, призванный на военную службу, может стать надежным защитником только к концу ее, да и то далеко не каждый.

Довойсковой период воспитания защитника Отечества нуждается в коренном реформировании. Он должен стать предметом заботы самой армии. Довойсковую подготовку к службе надо сделать видом боевой подготовки войск.

Срок службы по призыву надо считать не со дня прибытия в военкомат для отправки в воинскую часть, а со времени получения военнослужащим права на самостоятельное управление заведованием, на исполнение должностных обязанностей по военной службе, полного овладевания вооружением и техникой по военной специальности.

Будет такая норма в законе, юноши сами с усердием будут заниматься специальной подготовкой в части и на корабле. Да и в льготный трудовой стаж гражданина надо включать не время пребывания в воинской части, а срок исполнения им обязанностей по воинской должности.

Второй этап воспитания — войсковой. Он ограничивается рамками прохождения гражданами военной службы. Для различного состава военнослужащих этот период различный и по продолжительности, и по целям и средствам, по организации и результатам.

Главное, армия должна перестать быть подготовительным классом и откормочным пунктом. Ее назначение — быть начеку. Она должна нести службу и совершенствовать наработанное в довойсковой период, совершенствовать воинское мастерство, наращивать духовный и физический потенциал личного состава. Это положение от смены идеологических ориентиров не утрачивает своей актуальности.

Важным этапом воинского воспитания граждан является послевойсковой период, т. е. военная подготовка граждан, пребывающих в запасе, проведение сборов военкоматами на базе воинских частей.

Деятельность по каждому направлению, формирование каждого конкретного свойства, необходимого конкретному военнослужащему, на каждом этапе может быть эффективной, если она организуется на основе закономерностей и принципов воспитания и осуществляется как система и как процесс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция СССР 1936 г. // Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб.док. 1917−1937гг. Т.1 7-М., 1959- 1965. -T.III (1922−1936 гг.).
  2. Решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР о создании Высшего органа государственного управления Государственного Комитета Обороны. // Ведомости Верховного Совета СССР. — М., 1941.-№ 31.
  3. Боевой устав пехоты Красной Армии, Часть I. М.: Воениздат Народного Комиссариата Обороны, 1945.
  4. Полевой устав Красной Армии 1943 год. М.: Воениздат Народного Комиссариата Обороны, 1943.
  5. Работы государственных и партийных руководителей.
  6. М.И. О воспитании советских воинов. М.: Воениздат, 1975.
  7. М.И. Статьи и речи (1941−1946 гг.). М.: Политиздат, 1975.
  8. А.Д. Путь перемен, время действий. М.: Воениздат, 1989.
  9. П.Н. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Большевик. 1942. № 5.
  10. М.В. Избранные произведения. М.: Воениздат, 1977.
  11. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях./ Под. ред. Шкадов И. Н. -М.: Воениздат, 1976.
  12. А.Н. Под знаменами Ленина и Сталина Советский народ придет к победе. М.: Госполитиздат, 1944.
  13. Е.М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне // Правда. 1943. 2 декабря.
  14. Сборники документов и статистические материалы
  15. Заветам Ленина верны. Сборник документов. Верхне-Волжское книжное издательство, 1974.
  16. Операции Советских Вооруженных Сил в период отражения нападения фашистской Германии на СССР. В 4т-х. М.: Воениздат МО СССР, 1958.
  17. Сборник материалов по изучению опыта войны. М.: Воениздат, 1942.-№ 2.
  18. Управление изучения опыта войны Генерального Штаба. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны, вып. 6. М.: Воениздат, 1948.
  19. Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 18. М.: Воениздат, 1953.
  20. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б) -ВКП (б), ВЧК ОПТУ — НКВД о культурной политике. 1917−1953. / Под ред. А. Н. Яковлева др. — М.: МФД, 2002.
  21. Мировая война XX века: Документы и материалы. В 4 кн./ Институт всеобщей истории. М.: Наука, 2002.
  22. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Статистические исследования / Под общей редакцией Г. Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993.1. Периодическая печатьа). Журналы.
  23. Большевик орган ЦК ВКП (б), с 1952 г. орган ЦК КПСС — Коммунист- 1941 -1950 гг.
  24. Вопросы истории КПСС орган Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1970−1990 гг.
  25. Известия ЦК КПСС орган ЦК КПСС, издавался в 1919 — 1929, возобновлена 1989 г. 1989−1990 гг.
  26. Военно- исторический журнал орган Министерства обороны ВС СССР, 1946, 1965−1994 гг.
  27. Военная мысль — орган Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, 1975−1990 гг.
  28. Военно-медицинский журнал орган Министерства обороны ВС СССР, 1960−1980 гг.
  29. Военный вестник орган Министерства обороны ВС СССР, 19 461 950 гг.
  30. Дружба народов орган Союза писателей, 1980 — 1990 гг.
  31. Вопросы истории КПСС, 1970−1980.б) Газеты
  32. Правда орган ЦК ВКП (б), с 1952 г. — орган ЦК КПСС, с 1997 г. -орган Коммунистической партии РФ, 1941−1945 гг.
  33. Красная звезда орган Наркома обороны СССР, с 1946 г. Министерства обороны СССР, 1942−1945 гг.
  34. Учительская газета орган Министерства образования, 1970 -1995 гг.
  35. Северная Правда орган Костромского обкома ВКП (б) и Костромского областного Совета депутатов трудящихся, 1941−1945 гг., 19 901 995 гг.
  36. Ленинградская правда орган Ленинградского обкома ВКП (б) и Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся, 1941−1945 гг.
  37. Северный рабочий орган Ярославского обкома ВКП (б), 1941— 1945 гг.1. Мемуары
  38. В.П. Неман! Неман! Я Дунай. — М.: Воениздат, 1967.
  39. А.Н. На главном направлении. М.: Наука, 1967.
  40. А.Х. Дороги Победы. М.: Воениздат, 1981.
  41. П.И. В походах и боях. М.: Воениздат, 1966.
  42. А.К. В армейском штабе. М.: Воениздат, 1967.
  43. А.П. Освобождение Белоруссии, 1944. М.: Наука, 1970.
  44. Н.Б. Воспоминания лейтенанта 1941−1945 гг. Кострома. КВВКУХЗ, 1995.
  45. A.M. Дело всей жизни. М.: Политиздат, 1976.
  46. А.Н. Над полем боя. М.: Воениздат, 1980.
  47. Л.В. Стальные крылья. М.: Воениздат, 1972.
  48. Г. К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М.: Агентство печати Новости, 1986.
  49. Д.А. Огненый щит Москвы. М.: Воениздат, 1972.
  50. Г. В. Истребители. М.: Воениздат, 1988.
  51. Н.Б. За все в ответе. М.: Воениздат, 1969.
  52. М.И. Над картой былых сражений. М.: Воениздат, 1971.
  53. И.С. Записки командующего фронтом. 1943−1945. М.:1982.
  54. К.С. На Юго-Западном направлении. Воспоминания командарма. Кн. 1−2. -М.: Воениздат, 1979.
  55. К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1984.
  56. С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн. 1−2. М.:1981., Освободительная миссия Советской Армии. — М.: Воениздат, 1985.
  57. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ Документы и материалы архивов.
  58. Российский государственный архив социально-политическойистории (РГАСПИ)
  59. Ф. 17. Отдел ЦК ВКП (б) ЦК КПСС. Оп. 88. — Д. 401 (ч. I), 406,407.
  60. Центральный архив Министерства Обороны1. ЦАМО)
  61. Ф.ЗЗ. Наградной. Оп. 11 477.-Д. 17, 296., Оп. 682 524.-Д. 248.
  62. Ф. 38. Управление командующего БТ MB Красной Армии Сухопутных войск. Оп. 11 371.-Д. 154, 155, 158, 956, 981,1050.
  63. Ф.41. Главнокомандующего автомобильным управлением Красной Армии. Оп. 920 265. Д. 3, 119.
  64. Ф. 213. Политуправление Калининского фронта. Оп. 2 038 996.1. Д. 2.
  65. Ф. 226. Центральный фронт. Оп. 14 925. Д. 3.
  66. Ф. 241. 3-й Белорусский фронт. Оп. 2593. Д. 513.
  67. Ф. 312. 3-я Гвардейская армия. Оп. 5996. Д. 15.
  68. Ф. 317. 3-я Ударная армия. Оп. 13 497. Д. 2.
  69. Ф. 340. 5-я Армия. Оп. 5405. Д. 1., Оп. 5441. Д. 21.
  70. Ф. 395. 40-я Армия. Оп. 9153. Д. 13., Д. 16.
  71. Ф. Хим. отд. 53 А. Химический отдел 53-й армии. Оп. 10 058.1. Д. 12.
  72. Ф. 1299. 108-я Гвардейская стрелковая дивизия. On. 1.-Д. 10.
  73. Ф. 159 сд. 159 Стрелковая дивизия. On. 1. Д. 33,222.
  74. Ф. 184 сд. 184-й стрелковой дивизии. On. 1. Д. 8, 91, 94.
  75. Ф. 385 сд. 385-й стрелковой дивизии. Оп. 69 858. Д. 1., Оп. 696 840.-Д. 10., Оп. 855 859.-Д. 1.
  76. Ф. 247 сп. 247 стрелковый полк. Оп. 22 404. Д. 2, 3, 89., Оп. 22 412.-Д. 2.
  77. Ф. 491 сп. 491-й стрелковый полк. Оп. 125 061. Д. 7., Оп. 691 712.-Д. 3.
  78. Ф. 25 ооб. 25-й отдельный огнеметный батальон. Оп. 400 636.1. Д. 1.
  79. Ф. 27 ооб. 27-й отдельный огнеметный батальон. Оп.75 313. Д. 7.
  80. Ф. 3 омптоб. 3-й отдельный моторизованный противотанковый огнеметный батальон Оп. 68 790. Д. 7.
  81. Ф.60 148. Ленинградское военно-инженерное училище.Оп.35 454. -Д. 14., Оп. 6728. Д. 14, Д. 28, Оп. 6729. — Д. 28. Оп. 6731. — Д.46.
  82. Ф. 60 166. 2-е Ленинградское артиллерийское училище. Оп. 35 248.-Д.6402., Оп. 35 249.-Д. 1488,-Д. 1489.
  83. Ф. 60 167. 3-е Ленинградское артиллерийское училище. Оп. 35 250, -Д. 1601, 6403,6404, 6405, Оп 35 251-Д. 1501, 1503.
  84. Государственный архив Ивановской области1. ГАИО).
  85. Ф. 327 Обком партии Оп. 13. Д. 371.
  86. Ф. 1707. Отдел народного образования облисполкома. Оп. 14. Д.
  87. Государственный архив новейшей истории Костромской области1. ГАНИКО)
  88. Ф. 2. Костромской горком ВКП (б) Ярославской области. On. 1. -Д. 643, 661, 670, 717, 740, 750, 815, 1143, Оп. 6. Д. 75, Оп. 665.-Д. 86, Оп. 668.-Д. 86.
  89. Ф. 18. Буйский райком ВКП (б). On. 1. Д. 348.
  90. Ф. 23. Нейский райком ВКП (б) Ярославской области. On. 1. Д. 298.
  91. Ф. 28. Судиславский райком ВКП (б). Оп.1 Д. 47,210
  92. Ф. 56. Парторганизация Костромского текстильного института. Оп.1.-Д.1
  93. Ф. 147. Шарьинский райком ВКП (б). On. 1. Д. 772, 814.
  94. Ф. 202. Семеновский райком ВКП (б). On. 1. Д. 333
  95. Ф. 884. Завод рабочий металлист. Оп. 3. -Д. 32, 33, 44.
  96. Ф. 1639. Судомеханический завод. Оп. 1.-Д. 12,17.
  97. Ф. 3042. Парторганизация городского драмтеатра им. А. Н. Островского. On. 1. Д. 4.
  98. Государственный архив Костромской области1. ГАКО)
  99. Ф. Р-130. Списки коммунистов и военно-обязанных отобранных в Ярославскую коммунистическую дивизию. Оп. 9. Д. 716.
  100. Ф. Р-1485. Костромской обл. драмтеатр. On. 1. -Д. 19,20, On. 1 л/с. -Д. 5, 6.
  101. Государственный архив Ярославской области1. ГАЯО).
  102. Ф. Р-2225. Редакция газеты «Северный рабочий». Оп. 4. — Д. 60.
  103. Ф. Р-2802. Ярославский государственный завод металлоизделий. Управление машиностроения и металлообрабатывающей промышленности. СНХ. Оп.1.- Д. 1,-Д. 3
  104. Ф. Р-2809. Ярославский дегазационный отряд Осоавиахим. Оп.1. -Д.3,-Д. 4.
  105. Центр документации новейшей истории Ярославской области1. ЦДНИЯО).
  106. Ф. 272. Ярославский обком КПСС. Оп. 224. Д. 229, 302, 304, 652, Оп. 272.-Д. 153.
  107. Ф. 594. Обком ВЛКСМ. Оп. 5. Д. 60.
  108. Архив музея МГТУ им. Баумана.
  109. Отчет парткома о проделанной работе за 1941−1945 гг.
  110. Архив музея Военной академии химической защиты им. С. К. Тимошенко.
  111. Андрианов-Верхнев М. И. Из истории Костромского технологического института. Кострома, 1982.
  112. Андрианов-Верхнев М.И., Аносов В. Н., Цветков А. Г. Краснознаменный технологический. Ярославль.: Верхне-Волжское кн. изд., 1985.
  113. А.Н. Организационное совершенствование ВС СССР. Институт военной истории МО СССР. М.: Наука, 1981.
  114. В.Р. С думой о Родине. М.: Воениздат, 1982.
  115. М.А. Сталинградский арсенал. В кн. Кузница победы. Подвиг тыла в годы Великой Отечественной войны. М.: Политиздат, 1980.
  116. Н. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948.
  117. Д.А. Триумф и трагедия. Кн. 1, Ч. 2. М.: АПН, 1989.
  118. С. Подвиг продолжается: Очерки об учителях Великой Отечественной войны. -М: Просвещение, 1985 г.
  119. Е.П. Боевые звезды. Ярославль.: Верхне-Волжское кн. изд, 1964.
  120. В.А. Подготовка военных кадров в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1985. — № 7.
  121. И.М. И.В. Сталин: Кадры решают все // Военно-исторический журнал. 1993. — № 8.
  122. И.Ф. А за спиной страна. — Калуга, 1995.
  123. В.О., Авдеев В. А. На службе Отечеству. М., 1998.
  124. A.M., Выдрина И. Ф. Военная педагогика. М.: Воениздат, 1973.
  125. В., Ладанов И., Р. Португальский. Формы и методы боевой подготовки войск перед операциями. // Военно-исторический журнал. 1982.- № 2.
  126. Джеффри Хоскинг. История Советского Союза (1917−1991). Смоленск.: Русич, 2001.
  127. Ю.Л., Бушуева Т. С. Фашистский меч ковался в СССР. -М.: Советская Россия, 1992.
  128. В. Великий Октябрь и создание советских военных кадров // Военно-исторический журнал. 1967. -№ 11.
  129. В.Т. Боевые действия в Духовницко-Димидовской операции // Военно-исторический журнал. 1986. № 7.
  130. В.А. «Об изучении роли интеллигенции в ВОВ». Сборник материалов научной конференции. Санкт-Петербург. 1995.
  131. A.M. Сорок первый, незабываемый.- Учительская газета, 1971. 4 декабря.
  132. В.Е. «Изъять до последнего.» //Военно-исторический журнал. 1994. -№ 6.
  133. А. М. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М.: Воениздат, 1976.
  134. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат. 1967.
  135. Карем Раш. Армия и культура // Военно-исторический журнал. 1989.-№ 8.
  136. А. Национальная идея обруч нации. // Ориентир. 1996.12.
  137. Н.А. «По зову Родины» (добровольческие формирования Красной Армии в период Великой Отечественной войны). М.: Политиздат, 1974.
  138. А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. -М.: Наука, 1982.
  139. Г. А., Рожков A.M. Ордена и медали СССР. М.: Воениздат, 1974.
  140. Н.Я. Комаров. Государственный комитет обороны постановляет.-М.: Воениздат, 1990.
  141. Г. Ф. «На идеологическом фронте Великой Отечественной .» М.: Наука, 1983.
  142. Н.И., Майн В. Н. Интеллигенция России 19 411 945гг. -М.: Луч, 1995.
  143. А.Е. Пьесы. М.: Искусство, 1972.
  144. М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. Издательство М.: Высшая школа, 1970.
  145. М. Старейшее инженерное // Северная правда. 1991. 2 августа.
  146. Л.В. В рядах воюющего народа. -М.: Наука, 1977.
  147. В.Н. Сельская интеллигенция в годы Великой Отечественной войны. — Воронеж. Издательство Воронежского университета. 1985.
  148. М.С. Статьи. Воспоминания. Кострома, 1999.
  149. М.С. Подготовка и действие войск по опыту Варшав-ско-Лодзинской-Познаньской операции. // Военный вестник М.: Красная звезда. 1946. -№ 5−6.
  150. М.С. Берлинское сражение. // Военный вестник. 1946. -№ 10.
  151. А.К., Теплов А. В. Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР. Обеспечение армии и флота офицерскими кадрами в годы Великой Отечественной войны. // Военная мысль. 1985. — № 9.
  152. Н. Подготовка командных кадров Красной Армии в годы гражданской войны // Военно-исторический журнал. 1949. № 6.
  153. Т.Н. Партийное руководство деятельностью Томского комитета ученых в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.). В кн.: Труды Томского гос. ун-та, т. 128-Томск, 1954 .
  154. И.А., Баринов А. С. Ленинский Всеобуч в годы Великой Отечественной войны. — М.: Высшая школа, 1986.
  155. P.M. Из опыта работы командующих (командиров), штабов и политорганов по поддержанию высокой воинской дисциплины в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. 1987.-№ 9
  156. .Н. Полководец. М.: Политиздат, 1974.
  157. А.Н. Из опыта работы командиров и политработников по сплочению многонациональных военных коллективов // Военно-исторический журнал. 1986. -№ 8.
  158. В.Г. Военная академия имени М.В. Фрунзе. М.: Воениздат, 1988.
  159. Н.И. Подготовка офицерских кадров для флота в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. 1987. — № 6.
  160. О.Ф. Поклонимся мертвым и живым // Военно-исторический журнал -М.: Красная звезда, 1994 № 1.
  161. К. История второй мировой войны. М., 1956.
  162. М.И. Артиллеристы в боях за город Ленина 1941−1945. -Л.: Лениздат, 1978.
  163. М.И. Ленинград фронту // «Мы победу приближали как могли» Материалы международной научной конференции, посвященной Великой Отечественной войне. Москва, 18−19 апреля 2003 г. — Смоленск, 2003.
  164. С.С. В объективе война. М.: Воениздат, 1979.
  165. В.М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне.-М.: Мысль, 1974.
  166. Киевское танковое инженерное училище им. Маршала Советского Союза Якубовского И.И./ Исторический очерк. 1930−1980 гг. Киев, 1980.
  167. Имени Войтовича./ История Московского вагоноремонтного завода. -М.: Московский рабочий, 1987.
  168. Инженерные войска. М.: Воениздат, 1982.
  169. История России 1901−2001. Ч. 1, Министерство образования РФ, РГГУ, Историко-архивный институт, Кафедра отечественной истории. — М.: 2002.
  170. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. -М.:Воениздат, 1963.
  171. История Великой Отечественной войны. В 6-ти т. М.: Воениздат, 1965.
  172. История КПСС: В 5-ти т. М.: 1970.
  173. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы, 1917−1981 г.-М.: 1981.
  174. КПСС организатор защиты социалистического Отечества. -М., 1977.
  175. История второй мировой войны 1939 1945 г. В 12 т. — М.: Воениздат, 1980.
  176. Великая Отечественная война Советского Союза 1941−1945 гг. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1985.
  177. Великая Отечественная война Советского Союза 1941−1945 гг., новейшая история. -М.: Воениздат, 1970.
  178. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 1945. Краткая история. — М.: Воениздат, 1965.
  179. Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. -М.: Воениздат, 1963.
  180. Кострома Фронту. С. П. Шепелев, Е. И. Румянцева и др. ВерхнеВолжское книжное издательство. Ярославль. 1975.
  181. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 19 411 945 гг. Академия наук СССР. Институт истории СССР. М.: Наука, 1976.
  182. С.А., Вербило А. Н., Гракина Э. И. и др. Источники победы Советского народа в Великой Отечественной Войне 1941−1945 г. / Академия Наук СССР. М.: Наука, 1985.
  183. Д.М., Якубов В. Е. Боевой опыт химических войск и химической службы в Великой Отечественной войне (1941−1945 гг.) Сборник примеров. М.: Воениздат, 1989.1. Диссертации
  184. С.Н. Создание в СССР иностранных военных формирований и подготовка для них офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны. Автореф. дис. канд. ист. наук Ярославль, 2000.
  185. Д.А. Офицерский корпус России (февраль август 1917 г.) Автореф. дис. канд. ист. наук. — Воронеж, 2000.
  186. В.Н. Деятельность партийных организаций Верхней Волги по руководству интеллигенцией в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941-май 1945 г.). Диссертация канд. истор. Наук. Ленинград.: 1976.
  187. С.Г. Красная Армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929 г. июнь 1941 г.) Автореф. дис. док. истор. наук — Ярославль, 1999.
  188. И.Ф. Коммунистическая партия Советского Союза -вдохновитель и организатор героического труда советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны (1941−1945 гг.) Автореф. дис. канд. ист. наук.-М.: 1954.
Заполнить форму текущей работой