Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические идеалы на российском телевидении: факторы и механизмы трансформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая, с одной стороны, является пропагандистской формой вещания, а с другой — становится непосредственным каналом транслирования ценностей и' политических идеалов главы государства как личности и как высшего должностного лица, выявил важнейшие концепты формирования официального политического идеала, .определил иерархию смыслов, указывающую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1.
  • Ценностная динамика в политическом и медийном пространствах современной России
    • 1. 1. Смена политических идеалов как условие трансформации 16 российского общества
    • 1. 2. Факторы трансформации политических идеалов в современном 34 медиапространстве
    • 1. 3. Ценностные ориентации аудитории телевидения в условиях 44 политической трансформации общества
  • Глава 2.
  • Телевизионная картина мира: факторы трансформации политических идеалов
    • 2. 1. Меняющийся идеал общества в российском медиапространстве
    • 2. 2. Устойчивые ценностные политические ориентации как ожидания 66 телевизионной аудитории
    • 2. 3. Девальвация ценностей в политическом медиапространстве 78 (аксиологическая дисфункция)
  • Глава 3.
  • Механизмы формирования политических идеалов в тележурналистике
    • 3. 1. Отражение и стимуляция политических изменений в обществе 90 средствами телевидения («Первый канал» и НТВ)
    • 3. 2. Идеалы политических лидеров в медийном дискурсе
    • 3. 3. Политические идеалы журналистов и ценностная система 124 общества

Политические идеалы на российском телевидении: факторы и механизмы трансформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За истекшие два десятилетия, начиная с 90-х годов XX века, российское общество социально и политически поляризовалось: налицо разобщенность между его членамиотсутствие общих идеалов и ценностных ориентациитрансформировалось содержание тиражируемых средствами массовой информации ценностей, в том числе базовой части ценностной системы — идеалов. Под политическим идеалом здесь понимается совершенный образец политического и государственного устройства общества, механизм власти, соответствующей идеальным представлениям населения. Тогда как под политическими ценностями — высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям, средствам их достижения1.

Коренные перемены произошли в самих средствах массовой информации, которые в постиндустриальном обществе становятся универсальной формой межкультурного контакта и общения личности с историческим, духовным и материальным опытом наций, поколений, государств. Вовлекая личность в информационные отношения, они предлагают определенную иерархию потребностей, формируют готовые для усвоения ценностно-смысловые, поведенческие модели и постепенно меняют аксиологическую картину социума. Однако СМИ могут не только консолидировать общество, но и подорвать его социально-психологическую устойчивость путем создания и продвижения в массовое сознание негативных ценностных образцов, что является одной из тенденций настоящего времени.

В общественном сознании должна присутствовать доминирующая группа идеалов, которая интегрирует общество в некоторое целое. Как правило, этой интеграции предшествуют интенсивные ценностные конфликты между индивидами и социальными группами, в том числе внутриличностные конфликты.

На возникновение конфликтов также влияет наличие оппозиционных.

1 Василик М. А., Вершинин М. С. и др. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001. ценностей, дифференцирующих членов данной общности на приверженцев существенно разных, подчас несовместимых идеалов и ценностей. Нельзя игнорировать и ценности меньшинства, отличающегося стабильностью своих ориентаций. Сформировать совокупность базовых ценностей, которые бы очерчивали специфику политического сознания в трансформируемом обществе, -сложная политическая задача.

Ценностный кризис неизбежен в социуме, институты которого трансформируются. Он охватывает собой все сферы жизни, и, прежде всего, политическую. Так, ценностные изменения в политическом сознании россиян, которые начались отказом от прежних советских политических идеалов и ценностей и провозглашением новых — ценностей демократии, приобрели неоднозначный, неуправляемый характер.

Процессы трансформации, происходящие в современном российском обществе, начались в политической сфере, но, по сути, затронули все его институты: политические, экономические, правовые, культурные. Изменения также коснулись системы СМИ, в которой особое внимание обращает на себя телевидение. Политический кризис в обществе затронул телевидение во всех его проявлениях: как профессиональное сообщество, как технологическое средство массовой информации, а также в качестве канала обратной связи в политической коммуникации и формирования общественного мнения.

Таким образом, изучение факторов и механизмов трансформации политических идеалов на российском телеэкране в их взаимосвязи с политическими переменами в обществе и журналистике актуализируют аксиологический анализ массмедиа — и с точки зрения развития теоретического знания журналистики, и с точки зрения запросов практики.

Основная гипотеза исследования.

1) Современное российское общество и его журналистика, стремясь к социальной устойчивости, в частности, находящей свое выражение в стремлении утверждения в социуме общепризнанных политических идеалов, балансируют между несколькими ценностными системами. При этом 4 формирование новых политических идеалов во многом предопределяется наличием в общественном сознании аксиологического дисбаланса, вызываемого, с одной стороны, расхождением слова и дела в социально значимых сферах жизни людей, декларируемых ценностей и поступков, практикой подмены ценностейс другой, отсутствием в обществе однозначной интерпретации содержания декларируемых идеалов и ценностей и расхождением в ценностных ориентациях общества и аудитории ТВ.

2) Духовную жизнь общества, частью которой является журналистика, в особой степени характеризуют присущие данному социуму идеалы и ценности. Они отражают целевые установки развития общества, его историко-политический и культурный базис, ментальность составляющих общество этносов. В то же время процессы трансформации идеально-ценностной и социальной сфер обладают некоторой асинхронностью, обусловленной рядом объективных факторов, среди которых несовпадение динамики перемен в духовной и материальной сферах, социальная стратификация общества, особенности политической культуры социума, функционирование средств массовой информации.

3) В этих условиях особое значение приобретает ценностный анализ СМИ, в первую очередь, телевидения, которое к настоящему времени обладает максимальной аудиторией и в связи с этим наибольшим влиянием на формирование общественного сознания. Изучение картины мира на телевизионном экране может дать необходимый материал для последующего анализа системы идеалов и ценностей современного общества в целом. Таким образом, аксиологический анализ журналистики выступает как исследовательский метод.

Первичными по отношению к ценностным изменениям в политической сфере являются перемены экономические и структурно-государственные, но без выявления ценностной динамики социально-экономические и духовные трансформации не могут адекватно оцениваться обществом, поскольку 5 маркеры, очерчивающие грани перемен, лежат в плоскости аксиологической.

Телевидение, являясь влиятельным инструментом социального ориентирования и пропаганды ценностей, одновременно транслирует и генерирует политические идеалы и ценности. Вместе с тем, идеалы самих журналистов, занятых в сфере политического информирования, или героев политических телепрограмм не всегда соответствуют той картине, которая складывается в сознании аудитории после телепросмотра. Ожидания общества и телевизионное предложение в виде обсуждаемых журналистами проблем часто связаны искусственными нитями, что показывают данные социологических исследований.

Современная практика подсказывает необходимость направить журналистику по пути социальной и политической ответственности перед собой и аудиторией как частью общества, что дает право говорить о самой журналистике как ценности.

Степень научной разработанности проблемы. Политические идеалы общества в настоящее время являются важным объектом социогуманитарных исследований, актуальных в кризисные моменты политической жизни. Изучению политических идеалов и ценностей посвящены работы из области политологии, политической философии, психологии, социологии, антропологии, культурологии.

Теоретический фундамент изучения политических ценностей был заложен в трудах философов и социологов конца XIX — начала XX веков. Аксиологический подход в философской литературе представлен Г. Лотце, выдвинувшим на первый план понятие ценностей в логике и метафизике. Дальнейшие разработки связаны с именами представителей Баденской школы неокантианцев". Социологическая традиция трактовки общественно-политического сознания идет от М. Вебера и о.

Т. Парсонса. В зарубежной литературе проблема ценностей и её связь с.

2 Рикксрт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998; Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное: Пер. с нем. / РАН. ИНИОН. Лаб. теории и истории культуры. М.: ИНИОН, 1994.

3 См., напр.: Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избранные произведения. М., 1990; Пapeone Т. Система современных обществ. М., 1998; Парсонс Т. О социальными представлениями, политическим поведением разрабатывались Г. Олпортом, Г. Хофстедом и др4. Фундаментальные идеи относительно содержания, структуры, формирования социальных ценностей сформулированы в исследованиях Г. Олпорта, А. Маслоу и С. Морриса5. В отечественной литературе укажем на философские труды, посвященные разработке ценностной проблематики, как советского, так и постсоветского периода — работы В. А. Василенко, В. П. Тугаринова и др.6 В социологии понятие ценности разрабатывалось А. Г. Здравомысловым и В. А. Ддовым, а в общей и социальной психологии — И. С. Коном и др.7 Отдельно выделим группу теоретических источников, содержащих описание и результаты социологических исследований, которые проводились с целью изучения ценностей современного российского общества. К ним отнесем публикации Н. И. Лапина, Е. И. Башкировой и др.8.

Категория политической ценности, а также связанные с ней политологические понятия рассматривались А. В. Поповым, Е. Б. Шестопал и др.9 Динамика и специфика политических ценностей, их роль в общественном сознании и политической риторике изучалась Е. В. Поповой, Г. Г. Дилигенским, И. М. Клямкиным и др.10.

Анализ существующей литературы показывает, что в российской науке есть немало интересных исследований, посвященных политическому ценностному способу отображения действительности. Это работы Д. А. Леонтьева, структуре социального действия. М., 2000.

4 Allport G. Nature of prejudice. Cambridge, MA, 1954; Hofstede G. Cultures and Organizations, London: McGravv Hill Book Company, 1991, etc.

5 Оппорт Г. Личность в психологии. M., СПб., 1998; Маслоу Л. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 2005; Morris С. W. Varieties of human value. — Chicago: University of Chicago Press, 1956.

6 Василенко В. А. Ценность и оценка. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. Киев, 1964; Тугаринов В. П. Проблема ценностей в марксистской философии. М., 1965.

7 См.: Коп И. С. Социология личности. М., 1967, и др.

8 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996; Башкирова Е. И. Трансформация ценностей российского общества// Полит, исслед. 2000. № 6, и др.

9 Попов А. В., Зуева Л. А. Ценности в политике // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 1- Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990;х: Теорет. и прикл. пробл. полит, психологии. M.: РОССПЭН, 2000, и др.

10 Попов В, Д. Информациология и информационная политика. М., 2001 Днлигенскнй Г. Г. «Запад» в российском общественном сознании // Запад и западные ценности в российском общественном сознании / Отв. ред. В. И. Пантин. M., 2002; Капустин Б. Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полит, исслед. 1994. № 1−2, и др.

М.М.Назарова и др." Особое внимание уделили изучению роли политического сознания и политической культуры в политическом процессе в современной России Д. В. Ольшанский, В. Ф. Петренко и др.12. Проблемы формирования общенациональной идеологии рассматриваются в рамках теоретического осмысления потребности общества в идеологии в работах В. В. Ильина, С. Г. Кара-Мурзы и др.13. Непосредственно современных политических идеалов касается небольшая группа исследователей (П.Данилин, В. П. Макаренко и др.14). Таким образом, анализ степени разработанности проблемы политических идеалов и ценностей показывает, что создана определенная теоретическая, методологическая и практическая база для её исследования.

Природа телевидения в контексте современной культурной ситуации анализировалась М. Маклюэном, Ж. Бодрийяром и др.15 Политические, коммуникационные, социокультурные, структурно-организационные и творческо-профессиональные аспекты функционирования телевидения и специфика телевизионной журналистики рассматривались В. М. Березиным, А. Г. Качкаевой и др.16.

Вопросы, связанные со становлением информационного общества, общества знаний, были очерчены в многочисленных западных и российских.

17 публикациях. Организационные, структурные, содержательные проблемы современных отечественных аудиовизуальных СМИ представлены во многих.

11 Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. филос. № 4, 1996; Назаров М. М. Политические ценности и политический протест / [Ин-т социал.-полит. исслед. РАН]. М.: 1995, и др.

12 Ольшанский Д. А. Феномен интеллигенции // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000; Петренко В. Ф.

Введение

в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983, и др.

13 Ильин М. В. Перспективы сравнительного изучения политической модернизации // Политическая наука, 2003. № 2- Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М., 2002, и др. и Данилин П. Новая молодежная политика 2003;2005. М.: Европа, 2006; Макаренко В. П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005, и др.

15 McLuhan Н.М. Understanding media: The Extension of man. Gingko Press, 2003; Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10 и др.

16 Березин В. М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура: Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филол. наук. Москва, 2003; КачкаеваА. Г. Трансформация российского ТВ // Средства массовой информации России / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.- Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005, а также др. работы см. в библиографии.

17ЮшкявичюсГ. 3. Мифы и реальность информационного общества// Прогресс технологий телерадиовещания. Материалы Международного конгресса HAT. М., 2001. Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М., 2001, и мн. др. комплексных исследованиях18, историографических трудах19, работах по.

20 «>1 социально-политическим, экономическим, коммуникативным*» «, культурологическим23 и технологическим24 аспектам функционирования телевидения.

В конце прошлого века западными специалистами были разработаны концептуальные характеристики систем общественного телевещания (Д. А. Леонарди, Э. Мицкевич и др.)". Ряд вопросов, касающихся параметров и технологий общественного телевидения, был рассмотрен в соответствующих разделах работ отечественных исследователей А. Г. Качкаевой, Е. Л. Вартановой', в социально-правовом исследовании М. А. Федотова27, а также в коллективных монографиях28.

За последнее время в области исследований журналистики также прошли защиты диссертаций, непосредственно касающихся вопросов ценностного анализа медийной сферы29.

18 Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Брацыло С. Б. Особенности развития тележурналистики как процесс синтеза социальных потребностей и технических возможностей. М., 2000; Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001, и мн. др.

19 Кацев И. Г. История российского телевидения (1907;2000). М., 2004; Колесниченко О. Я. Телевидение: ступени роста. (Зарождение и развитие). Краснодар, 2003, и др.

20 Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2001 Егоров В. В. Телевидение и власть. М., 1997; Прайс М. Э. Масс-медиа и государственный суверенитет. М., 2004, и др.

21 Вартанова Е. Л. Медиаокономика зарубежных стран. М., 2003. Гуревич С. М. Экономика средств массовой информации. М., 1999.

22 Бакулев Г. П. Основные концепции массовой коммуникации. М., 2002; Тавокин Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2005; Дугин Е..Создание смыслов в электронную эру. М., 2005; Ильченко С. Н., Окнер О. А. Телевидение в эпоху Интернета. СПб., 2005 и др.

23 Бережная М. А. Социальная тележурналистика. СПб., 2005; Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. СПб., 2000; Сапунов Б. М. Телевидение и культура. М., 1988; Телевидение в учебном процессе. Л., 1981, и др.

24 Дмитриев А. Я., Попантонопуло В. Н. Телевидение и информатизация общества. Новосибирск, 1994; Кант А. Перспективы телевещания в обществе вездесущих сетей // Broadcasting. 2005. № 4- Косарский Ю. С. Кабельное и спутниковое телевидение. СПб., 2003; и др.

25 Леонарди Д. А. Лицензирование вещателей в 15 странах-участниках Европейского союза// Перспективы лицензирования телерадиовещания в России: правовой аспект. М., 2004; Мицкевич Э., Файрстоун Ч. Телевидение и выборы. M., 1996, и др.

26 Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М., 1997; КачкаеваА. Г. Телевидение в социальном развитии региона. М., 1990.

27 Федотов М. А. Закон об общественном телерадиовещании: Каким ему быть? Мнение ученых. М., 2005.

28 Общественное телерадиовещание. СПб., 2000; Энциклопедия общественного телевидения. М., 2005.

29 Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века: Дне. на соиск. учен, степени д-ра филол. наук. СПб., 2010; Стебловскаи С. Б. Ценностно-смысловое поле журналов для подростков: Дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. M., 2010; Ильченко С. С. Ценностно-политическое содержание «массовой культуры» в телевизионном вешании: Дис. на соиск. учен, степени канд. полит, наук. СПб., 2009.

При этом в научной базе нет единого комплексного исследования зависимости трансформации журналистики от смены политических идеалов власти, общества и журналистов.

Актуальность темы

диссертационного исследования и степень ее научной разработанности определили цель и задачи настоящей работы.

Цель исследования. Основной целью диссертации является выявление и описание факторов и механизмов трансформации политических идеалов и ценностей на российском телевидении (на примерах телевизионных информационно-аналитических программ).

В соответствии с целью исследования решались задачи:

• проанализировать сложившиеся в науке теоретические подходы к определению понятий «политический идеал» и «политическая ценность»;

• определить специфику аксиологического анализа как метода исследования журналистских текстов;

• рассмотреть специфику телевидения как средства транслирования и продуцирования политических идеалов и ценностей;

• раскрыть определяющие факторы и механизмы трансформации политических идеалов и ценностей в программах российского телевидения в контексте современной социально-политической реальности.

Объект исследования — информационно-аналитические программы российского телевидения.

Предмет исследования — факторы и механизмы трансформации репродуцируемых отечественным телевидением политических идеалов и ценностных ориентаций российского общества.

Теоретической базой исследования стали труды отечественных и зарубежных специалистов в вопросах политологии, политического функционирования СМИ (Г. П. Артемов, Э. Гидденс, С. Г. Корконосенко,.

А. С. Панарин, В. А. Сидоров, А. И. Соловьев, и др.), теории ценностей и.

10 проблем бытия ценностей в политике (М. Вебер, М. С. Каган, В. Д. Виноградов и др.), теории коммуникации и особенностей функционирования телевидения (Н. Луман, Д. Рашкофф, Н. Б. Кириллова, Г. Г. Почепцов и др.), а также произведения ведущих российских публицистов и медиакритиков.

Методы исследования. Исследование проведено на основе принципов детерминизма, объективности, историзма, системного подхода, структурно-функционального анализа. При изучении проблем трансформации политических идеалов в телевизионной журналистике, а также при раскрытии темы особенностей политических ценностей современного общества в диссертации применялись ценностно-политический, социально-психологический, социологический и культурологический подходы.

Методы хронологического анализа, классификации и периодизации имеющихся теоретических источников использовались при рассмотрении вопроса о генезисе понятий «политический идеал» и «политическая ценность» и научных представлений о них.

В исследовании применена совокупность социологических методов, основанных на наблюдении и анализе документов. Метод контент-анализа использовался при изучении передач телеканалов «Первый канал», НТВ, «Россия». Для исследования идеалов современных журналистов применялись экспертный опрос и биографический метод. В работе также использовались методы количественного и качественного исследования, а также методы сравнения и статистического анализа.

Эмпирической базой исследования послужили:

• информационные и аналитические программы телевизионных каналов «Первый», НТВ, «Россия» в период с 2003 по 2008 гг. («Времена» и «К барьеру!») — информационно-политическое вещание федеральных каналов за этот же период (отдельные выпуски новостных программ тех же годов, «Прямая линия с Владимиром Путиным» — все передачи);

• результаты социологических исследований за последние 10 лет,.

11 посвященных изучению ценностей современного социума (всероссийские опросы общественного мнения — ВЦИОМ, данные Фонда общественного мнения и др.), идеалов политических лидеров (содержание предвыборных программ), политических потребностей телевизионной аудитории, а также данные рейтингов телепередач, публикуемых на специализированных сайтах (TNS Gallup, ROMIR и др.);

• произведения российских публицистов и медиакритиков, посвященные политическому телевещанию, а также наиболее актуальным проблемам современной журналистики и политической жизни («Русский журнал», «Отечественные записки» и другие Интернет-издания);

• выступления и интервью политических деятелей, государственных лиц и ведущих российских медиадеятелей, публикуемые в периодической печати и на тематических сайтах в Интернете («Новая газета», «Известия», «Труд», Newsru.com, ltv.ru, medvedev-da.ru и др.);

• результаты экспертного анкетирования петербургских телевизионных журналистов.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые проанализированы факторы и механизмы трансформации политических идеалов на телевидении в условиях системных преобразований жизнедеятельности российского обществасформулированы отдельные.

30 теоретические предпосылки аксиологии журналистики: во-первых, при анализе произведений тележурналистики применен метод «отнесения к ценности», во-вторых, при изучении политического телеэфира предпринято составление ценностной шкалы, в-третьих, политические идеалы журналистов проанализированы в контексте ожиданий аудитории.

В диссертации предпринят ценностный анализ политического.

30 Аксиология журналистики — научная дисциплина, изучающая журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии, а также собственно журналистику как социальную ценность, исследующей принципы и способы освоения журналистами социокультурных ценностей, эффективность и методы их репрезентации аудитории СМИ. См.: Сидоров В. А., Ильченко С. С, Ниглштуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой научной дисциплины / Под общ. редакцией В. А. Сидорова. СПб., 2009. С. 10. телевещания основных федеральных каналов за период с 2000 по 2010 гг. — время важнейших трансформаций жизни российского общества, глубоко затронувших идеально-ценностную систему социума и нашедших определенное отражение в содержании политических программ телевидениявыявлены характерные особенности ценностных представлений тележурналистов.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке метода ценностного анализа содержания информационно-аналитического телевещания, который позволяет обнаружить политические идеалы, транслируемые обществу тележурналистами. Основные положения исследования и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы широким кругом специалистов, изучающих политические трансформации и социально-политическое функционирование СМИ: культурологами, социологами, психологами, исследователями в области теории журналистики. Диссертация также может быть полезной для журналистов, специализирующихся на подготовке информационно-аналитических и публицистических телепрограмм.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В периоды общественно-политических трансформаций и соответствующей им ценностной неустойчивости общественного сознания особую роль в стабилизации ценностного сознания общества выполняют СМИ, и прежде всего — телевидение, предлагая новые либо уже известные, но видоизмененные политические идеалы, которые заполняют образующийся в обществе идеологический вакуум, и новые ценности — средства для их достижений.

2. В ценностном основании отражаемого телевидением общественного сознания наряду с аксиологическими «константами» выделяются аксиологические «переменные», связанные, прежде всего, с политической конъюнктурой. В этом плане отмечается девальвация идеалов и ценностей, ведущая, в свою очередь, к аксиологической дисфункции в телевещании.

3. Динамика политических идеалов на телеэкране протекает в ускоренном, по сравнению с реальностью, времени и обладает определенной спецификой — в процесс формирования идеалов включаются журналисты и другие создатели телевизионных программ, политические акторы. Процесс является одновременно как сиюминутным, так и долгосрочным.

4. В исследуемый период на трансформацию политических идеалов в телевещании и, далее, в обществе свое воздействие оказывали следующие объективные факторы:

• формирование в России новой политической системы, соответствующей политической культуры и связанные с этим перемены в социальной структуре общества, социокультурном облике телевизионной аудитории;

• возросшая роль политических технологий, устранение из медиадискурса реальной политики, превращение политической жизни в зрелище;

• новые условия формирования «повестки дня» в телевещании в соответствии с меняющейся ролью СМИ в обществе.

Вместе с тем, на трансформацию политических идеалов в телевещании свое влияние оказал субъективный фактор: со стороны журналистов, включенных в сложившийся политический мейнстрим, оказывалось сознательное воздействие на ценностную систему общества, для чего был выработан и применен целый ряд медийных механизмов, среди которых необходимо назвать чаще всего используемые телевидением методы воздействия на аудиторию:

• идеализация вертикали власти;

• проведение «прямых линий» с президентом страны, обеспечивающих, кроме всего прочего, персонификацию политических трансформаций общества и государства, легитимирующих определенные перемены в ценностной системе;

• переоценка истории страны;

• консолидация общества перед лицом какой-либо опасности.

Апробация темы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы в докладах и выступлениях на научных конференциях и семинарах: на традиционной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» (ф-т журналистики СПбГУ, 2006 — 2008 гг.), в ходе работы секции «Журналистика в мире политики» ежегодных Дней Петербургской философии (философский ф-т СПбГУ, 2006 — 2010 гг.), на научно-практическом семинаре «Журналистика и мир» (ф-т журналистики СПбГУ, 2006, 2007 гг.), научно-практической конференции «СМИ и культура политического взаимодействия в демократическом обществе» (ф-т журналистики СПбГУ, 2008 г.).

По теме исследования опубликовано 10 работ в научных журналах (включая статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов научных исследований аспирантов и докторантов) и сборниках, издаваемых по итогам научно-практических конференциймонография (в соавторстве).

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Результаты исследования показали, что политические идеалы и ценности, функционирующие в обществе в целом, родственны, но не тождественны политическим идеалам и ценностям, которые транслирует и продуцирует телевидение. Соответственно не равнозначны присущие общественной сфере, с одной стороны, и медиасфере — с другой, факторы и механизмы трансформации политических идеалов и ценностей.

В диссертации проанализированы как факторы трансформации политических идеалов в телевизионном вещании, так и важнейшие механизмы этой трансформации.

К факторам трансформации политических идеалов и ценностей на российском телевидении мы относим, прежде всего, произошедшие в начале 1990;х годов радикальные перемены в обществе, связанные с изменением характера собственности, в том числе на средства массовой информации. В соответствии с чем произошли коренные преобразования в социальной структуре общества — возникло его резкое расслоение по всем основным социокультурным параметрам. В исследуемый в диссертации период эти процессы обрели свое логическое завершение, став основополагающим фактором трансформации политических идеалов и ценностей, воспроизводимых в телевизионном вещании, — идеалы и ценности прежнего, советского, общества либо утратили свое значение, либо приобрели новое, адекватное социальной действительности содержание.

Другой важный фактор трансформации идеалов и ценностей в телевещании — новая политическая линия руководства страны на укрепление целостности России и построения в ней сильной вертикали власти, обоснованием чему стала пропагандируемая ценность суверенной демократии. Особым фактором трансформации политических идеалов на телеэкране стала планомерно проводимая телевидением работа по формированию образа сильного современного политика и лидера страны в лице В. В. Путина.

Таким образом, в числе важнейших факторов оказываются как объективные — изменения в социально-экономической системе общества, так и субъективные, вытекающие из осознания и управленческих решений политического руководства страны и телевизионного менеджмента о необходимости трансформации общественного сознания средствами телевидения.

Также следует подчеркнуть, что, как было установлено в результате проведенного анализа, в периоды политических трансформаций общества все менее существенной становится грань между представлениями в обществе о политических идеалах и ценностях и опирающимся на культурные традиции пониманием идеалов и ценностей вообще, практически все получают свое политизированное значение. Так на телеэкране ценности потребительского общества получают отчетливо политическое звучание. Также весомыми.

155 оказываются такие факторы трансформации политических идеалов и ценностей на телевидении, которые связаны как с восприятием телевизионных передач аудиторией, так и особенностями проведения самих передач — несоответствие представлений об идеале в реальной политической жизни и в политике, отраженной телевидениемустранение из медиадискурса реальной политики, вовлекающей в себя различные силы обществаоперирование в телепередачах ярлыками вместо содержательных конструкцийстепень политической активности аудитории телеканала и качество восприятия политической информации.

Среди механизмов трансформации политических идеалов и ценностей в телевидении назовем формирование синтетических ценностей как основы политического идеала (искусственно возведенные в категорию ценности идеи, либо наполненные новым, не адекватным реальности, смыслом идеи) — сглаживание различий/конфликтов между политической действительностью и ее телевизионными образамисоздание иллюзии единообразия политических представлений телевизионной аудиторииосмысление понятия «общечеловеческие ценности» на телеэкране и национальной идеиценностное размывание политической информации и нравственных оснований на телевидениисоздание телевизионных представлений-конструкций об историческом прошлом страны.

В работе сделан акцент не столько на политической составляющей содержательной части вещания, сколько на выявлении концептов, которые являются ценностными доминантами политического дискурса. Для этого были выбраны смысловые маркеры, относящиеся к ценностным ориентациям общества, а на основе сравнений программ «Времена» и «К барьеру!» обнаружены общие тенденции, проявившиеся практически параллельно на разных каналах телевидения. Применительно к программе «Времена» автор выделил ряд основных идеологических концептов политического аналитического вещания: вертикаль власти, переоценка исторического прошлого, территориальное единство и безопасность, борьба с терроризмом,.

156 культура межэтнического взаимодействия, новая национальная идеология и ее символы, традиции российской культуры и либеральные ценности, моральная деградация общества. В передаче «К барьеру!» были выделены дополнительные концепты, указывающие на актуальные ценности морали в государственной политике и ценности религиозного сознания общества.

Анализ «Прямой линии с Владимиром Путиным», которая, с одной стороны, является пропагандистской формой вещания, а с другой — становится непосредственным каналом транслирования ценностей и' политических идеалов главы государства как личности и как высшего должностного лица, выявил важнейшие концепты формирования официального политического идеала, .определил иерархию смыслов, указывающую на основные характеристики ценностного заказа и запроса государственного лидера. В 2000;2008 гг. сложилась следующая система политических идеалов: недопущение насилия, но способность отстоять свои интересы-, следование демократическому пути развития, но допускается возможность реставрации иных режимовгосударство — семья, в которой все равноправныотечество — высшая ценность гражданина, поэтому необходима всесторонняя поддержка соотечественников даже за рубежомнеприкосновенна целостность государства — ее следует защищать, но при этом не надо стремиться расширять его границыприоритет государственной политики — высокое качество жизниу России нет врагов кроме международного терроризманедопустимы национальные и религиозные конфликты, Россия — многонациональная и многоконфессиональная странанациональные интересы превыше глобальныхкаждый гражданин ответственен за выбор власти и ее последующее функционированиев России многопартийная система, но допускается доминирование одной партииполитическая преемственность.

Пользуясь данными телерейтингов наиболее часто появляющихся на телеэкране политических лидеров, автор дал характеристику их идеологической риторики. В результате стала очевидна двойственная.

157 природа самого политического идеала. С одной стороны, это устойчивое понимание идеального политического будущего, наполненное ценностями конкретного общества, складывавшимися в течение веков и десятилетий. С другой — меняющиеся в течение нескольких лет политические смыслы и концепты, порой имеющие своей целью лишь выделить себя на фоне других политических сил, завоевать определенную аудиторию. Частично эти политические «переменные» накапливаются и оседают в общественном сознании, сливаясь с традиционными идеалами общества.

Наконец, объектом исследования стали сами журналисты как трансляторы и производители ценностного и идеологического продукта. Выбранные для анализа фигуры журналистов — это своеобразные маркеры времени, дающие ориентиры для молодых коллег и определяющие направления формирования ориентиров в обществе.

Ориентиры эти таковы: разделение профессий политика, пропагандиста и журналиста, постановка правильных и своевременных вопросов, умелое обслуживание интересов аудитории, наличие цели, определяющей характер журналистского труда, готовность к замещению реальной общественно-политической жизни, при отсутствии таковой, телевизионной версией и др.

Экспертный опрос петербургских журналистов показал, что среди проповедуемых и исповедуемых журналистами идеалов на первое место выходит уважение к закону, а главную социально-политическую проблему тележурналисты видят в отсутствии такой правовой культуры, в которой бы большая роль отводилась уважению к закону. При этом сами журналисты сознают себя где-то вне социальных групп, относя свою роль в обществе, скорее, ближе к власти, чем к своей аудитории. Главную ценность своего труда специалисты видят в осуществлении обратной связи в политическом коммуникативном пространстве.

В отдельную тему автор выделяет вопрос о партийности журналистов, а также статусные отношения журналистики и власти. Отмечается, что политические взгляды журналиста формируют его как личность, однако не.

158 позволяют в полной мере обнаружить себя в профессиональной деятельности. Идеалы журналистов как профессионалов претерпели изменения в сторону качественности работы, с одной стороны, и следованию рейтингам — с другой. Идеалы тележурналистов как граждан претерпели те же изменения, какие претерпело все общество в совокупности. С тем отличием, что благодаря изменению политической ориентации некоторые журналисты вовсе предпочли оставить профессию, и многие стали относиться к журналистике не как к призванию, а как к ремеслу. Обобщая, следует сказать, что в российской политической практике, если что и возникло новое, то это, прежде всего, отношение к телевизионному продукту как к рыночному товару. Однако ценности журналистики оказываются несовместимыми с ценностями рынка. В контексте этого противопоставления аксиология журналистики в главном утверждает ответственность журналиста перед ожиданиями аудитории, что особенно подчеркивается в диссертации. Совокупность общественных и личных ценностей журналиста — вот область исследования, которая может привлечь новых специалистов.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1) примененный в работе диалектический подход к анализу сущности политических ценностей подразумевает, с одной стороны, рассмотрение их в качестве составляющих политического идеала, ориентиров политической практики, в которых аккумулируется набор фундаментальных социально значимых принципов, а с другой — видение ценностей в качестве структурных компонентов политического сознания индивида, мотивирующих и детерминирующих его поведение в сфере политического.

Политические ценности в контексте современной российской социально-политической реальности характеризуются рядом особенностей. В частности, обнаруживается тенденция к приобретению политическими ценностями большей абстрактности, росту значимости ценностных.

159 категорий внутренней и внешней безопасности и т. д. Важнейшую роль в привитии политических ценностей массовому сознанию играют СМИ и, прежде всего, — телевидение, являющееся сегодня в политическом отношении наиболее влиятельным видом массмедиа и обладающее обширным арсеналом техник влияния на аудиторию. Используя различные приемы информационного и художественно-публицистического воздействия, телевидение не только транслирует политические ценности, но и активно участвует в их генерировании;

2) в условиях общественной трансформации индивид перестает бороться за свои естественные права (на жизнь, на свободу волеизъявления, на национальные интересы и др.), но активно включается в борьбу за мнимые идеалы — права различных меньшинств, свободу выражать абсурдные точки зрения, идеалы глобализма или, наоборот, антиглобализма и так далее. Такое общество всеядно в духовном и информационном смысле, и на этой почве активно и навязчиво ведется идеологическая борьба в информационном поле. Синтетические ценности изначально формируются в политическом пространстве, но получают развитие в коммуникативном — именно здесь они становятся специфическими синтетическими ценностями СМИ. И на фоне отчуждения общества от политики они призваны заполнить духовно-информационный вакуум населения и пустующую нишу национальных интересов. Процесс формирования идеалов средствами телевидения объективно созидателен, поскольку несет обществу новые ориентиры взамен утраченных;

3) в телевизионной практике современного политического вещания обнаруживается единообразие новых представлений о политических реалиях и идеалах российского государства, увеличивается доля государственной идеологии, расширяющей ценностный вакуум в массовом политическом сознании и удовлетворяющей потребность аудитории в упрощенной подаче политической информации на основе базовых ценностей: военная сила, безопасность границ, свободное волеизъявление и выражение гражданами.

160 политических позиций, приоритет интересов государства над частными. Трансформация в сторону единообразия политических ценностей на телевидении обусловлена как разочарованием в политических ценностях недавнего прошлого, так и в его лидерах, заимствованием новых демократических ценностей Запада в их российском понимании, возрождением ультрапатриотических и консервативных настроений, новыми политическими условиями глобального сосуществования государств на всех континентах и их единством в борьбе с новыми вызовами времени (мировой терроризм, межнациональные конфликты и сепаратистские настроения внутри сложившихся государств, распределение природных ресурсов между странами, новый виток мировой гонки вооружений и т. д.). Телевизионная трактовка порождает ценности и идеалы иного ряда, способные разъединить консолидированное общими задачами общество. Наиболее разрушительную силу имеет превосходство идеологии потребления, рыночного представления о политических механизмах, в том числе на телевидении, над идеалами сохранения национального самосознания, преумножения интеллектуальных и научных богатств, гуманизма в его классическом представлении, идеалами сильного государства, способного защитить каждого конкретного гражданина, а не такого государства, от которого вынужден защищаться сам индивид, в том числе — от целенаправленного идеологического давления;

4) телевидение — мощный инструмент стимуляции политических изменений в обществе — в настоящее время не отражает реальной политики, совершающейся по большей части непублично. При этом на характер подачи информации практически не влияют ценностные установки и политические предпочтения самих журналистов, объясняющих свое нейтральное положение в идеологическом пространстве необходимостью профессиональной этики, объективности и другими исключительно профессиональными задачами. Невозможность самостоятельно занять ту или иную позицию в нестабильной ситуации отличает профессиональную личность современного журналиста. Все меньше известных телеведущих, так.

161 называемых «лиц канала», имеют вес в пространстве политических коммуникаций. Все меньше серьезных аналитических программ рождается в эфире общенациональных телеканалов, немногие из них стремятся осветить назревшую проблему, а не предложенную искусственно сформированной повесткой дня.

В завершение необходимо отметить, что современным теоретическим представлениям о журналистике не хватает именно аксиологического подхода, способного объединить различные теории на основе принципа «отнесения к ценности». Расстановка приоритетов, выработка четких идеалов и, главное, аксиологического основания журналистской методологии и практики позволят расширить представления не только о функционировании журналистики, но и ее серьезных возможностей в деле позитивного ценностного конструирования. В этом случае на основе аксиологии журналистики научное сообщество сможет выработать новые представления о феноменах политической коммуникации, развивающихся в постоянно меняющемся мире.

Заключение

.

В настоящем диссертационном исследовании рассматривались факторы и механизмы трансформации политических идеалов в телевизионном вещании. С этой целью были изучены основные аксиологические концепции, осмыслен теоретический статус категорий «политические идеалы» и «политические ценности», раскрыты центральные проблемы аксиологии и теории политических ценностей. Для этого были проанализированы социокультурные детерминанты политических ценностей, описаны их особенности в условиях современного общества и обозначены основные характеристики трансформации ценностной системы общества. На примере различных событий новейшей политической истории страны были проанализированы возможности телевидения в транслировании и генерировании политических идеалов и ценностей, в частности, для установления взаимосвязи между сменой политических идеалов и трансформацией общества, выявления качества и динамики этой взаимосвязи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Словари, справочники, энциклопедии
  2. М. А., Вершинин М. С. и др. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001. 328 с.
  3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. М.: Изд. В. М. Скакун, 1998.-896 с.
  4. Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999. 528 с. 1. Монографии и другие издания книжного толка
  5. Д. С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991. -253 с.
  6. Д., Мальцева С. А. Принципы либерализма. Изд-во Пневма. СПб., 2006. -128 с.
  7. Г. П. Политическая социология: Учебное пособие. М: Логос, 2002. 280 с.
  8. . Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.
  9. В., Согомонов Ю. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. 448 с.
  10. В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005.- 192 с.
  11. БеликА. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учебное пособие. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 320 с.
  12. М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб.: ИД С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. 329 с.
  13. М. А. Социальная тележурналистика. СПб.: Роза мира, 2005. — 217 с.
  14. О. П. Слуги народа: имидж и идеология. М.: «Альфа-Лаб», 1998. 248 с.
  15. О. П. СМИ как средство формирования массового поведения. Учебное пособие. М.: Академия. 2009. 240 с.
  16. И. Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.- 178 с.
  17. БодрийярЖ. Логика сегрегации // Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. / Пер. с фр. Д. Кралечкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Библион Русская книга, 2004. — 299 с.
  18. . Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996.-512 с.
  19. Р. А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002. 206 с.
  20. Р. А. Телевидение на перепутье. М., 1998. 186 с.
  21. Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / Пер. с англ. М СПб.- Киев, 2004.-425 с.
  22. С. Б. Особенности развития тележурналистики как процесс синтеза социальных потребностей и технических возможностей. М.: Диалог-МГУ: МАКС Пресс, 2000. 50 с.
  23. П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой. Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. 159 с.
  24. А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках: Учеб. пос. М.: КДУ, Высшая школа, 2003. 320 с.
  25. М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайдснко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  26. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. — 288 с.
  27. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. / Под ред. В. Богданова и Я. Засурского. М.: Союз журналистов России, 1998. 323 с.
  28. Г. Г. Идеалы и идолы. Мораль и политика: история, теория, личные судьбы / Г. Г. Водолазов. М.: Культурная революция, 2006. 863 с.
  29. Выэ/слецовГ. П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 152 с.
  30. В. Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М.: МОНФ, 1999.-240 с.
  31. С. А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности. Дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. СПб., 2000. — 156 с. 31 .Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  32. И. И. Политическая культура России: образы прошлого и современность. М.: Наука, 2006.-332 с.
  33. Н. А. Анализ аудитории: Учебное пособие для менеджеров телевидения и радио. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. 2000. 40 с.
  34. А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России. Издательство
  35. Московского университета. 2003. — 192 с.
  36. А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2000. — 336 с.
  37. А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., Изд-во Российского университета дружбы народов. 1996. 344 с.
  38. П. Новая молодежная политика 2003−2005. М.: Европа, 2006. — 292 с.
  39. З&.Данова О. В. Социальная ответственность средств массовой информации всовременном российском обществе. Саратов, 2004. — 229 с.
  40. Г. Общество спектакля: Пер. с франц. М.: Логос, 2000. — 195 с.
  41. И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М.: Пульс, 2001. 48 с.
  42. Дзялошинский К М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996. -302 с.
  43. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. 352 с.
  44. Е. Я. Создание смыслов в электронную эру: методология и техника новых знаний и образов в массовой коммуникации и PR / Евгений Дугин. М., 2005.
  45. В. В. Телевидение и власть / Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. М., 1997. 209 с.
  46. В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.-416с.
  47. В.В. Телевидение: страницы истории. М.: Аспект Пресс, 2004 — 202 с.
  48. И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.): Автореф. дис. на соиск. учен, степени д-ра филолог, наук. СПб.: СПбГУ, 2010. 51 с.
  49. И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века). Забайкал. гос. гум. пед. ун-т. Чита, 2009. 297 с.
  50. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова, 2004. -448 с.
  51. И. И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999. 272 с.
  52. И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.-228 с.
  53. А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. -223 с.
  54. ЗимичевА. М. Психология политической борьбы. СПб.: Санта, 1993. 155 с.
  55. В. В. Аксиология. М.: Изд-во МГУ, 2005. 216 с.
  56. В. В., Панарин А. С., БадовскийД. В. Политическая антропология. М.: Изд-во МГУ, 1995.-268 с.
  57. С. Н. Отечественное телевидение постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. Учеб. пос. Изд-во: ИВЭСЭП Знание. СПб., 2008. — 182 с.
  58. С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. СПб, 2006. 140 с.
  59. Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. СПб., 2006.-458 с.
  60. М. С. Философская теория ценности: учебное пособие / М. С. Каган — Акад. гуманитар, наук, СПб. гос. ун-т. СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.
  61. Кара-Мурза С. Г. Антисоветский проект. М.: Алгоритм, 2002. 288 с.
  62. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.
  63. И. Г. История российского телевидения (1907−2000). М.: РГГУ, 2004. 256 с.
  64. Ю. Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Аё Ма^тет. 1995. 223 с.
  65. Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проект, 2005.-448 с.
  66. П. Н., Федотова О. В. Этика журналиста: учеб. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. 140 с.
  67. Ю.В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. 263 с.
  68. Кон И С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  69. А. П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. Монография. Ростов-на-Дону, 2002. 272 с.
  70. Н. А. Психология политической деятельности: Учеб. пос. / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, Каф. полит, теории. М.: МГИМО, 2002.-113 с.
  71. В. И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 272 с.
  72. И. И. Политика и сознание. М.: Институт философии РАН, 2004. 216 с.
  73. В. И. Психологическая культура журналиста: учеб. пос. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.-152 с.
  74. Г. В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект-Пресс, 2000. -208 с.
  75. Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 319 с.
  76. И. А. Взаимосвязь политических ценностей и политических институтов в процессе постсоветской трансформации России : Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. полит, наук / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 24 с.
  77. М. Однако, здравствуйте. М.: Яуза, Эксмо, 2005. 256 с.
  78. ЛшлекерД. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / Пер. с англ. С. И. Остнек. X.: изд-во «Гуманитарный Центр», 2010. 300 с.
  79. В. П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.: Праксис, 2002. 416 с.
  80. В. П. Политическая концептология: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005.-368 с.
  81. МакейчикА. А. Аксиология: монография / А. А. Макейчик — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 128 с.
  82. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. М., 2003.-464 с.
  83. В. Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации. Монография. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002. 236 с.
  84. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. СПб.: Изд. гр. «Евразия», 1997. -430 с.
  85. Массовая культура: учеб. пособие для вузов социал.-гуманит. профиля /
  86. К. 3. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. М.: Альфа-М, 2004. 303 с.
  87. Массовое сознание и массовые действия / Под ред. В. А. Ядова. М.: ИС РАН, 1994. 149 с.
  88. Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-159 с.
  89. МикешинаЛ. А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с.
  90. Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы / Вступ. слово Д. Картера. М.: Комис. по политике телевидения и радиовещания, 1996. — 95 с.
  91. С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.: МГУ, 2009. 280 с.
  92. М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2004. 427 с.
  93. П. И. Об общественном идеале. М.: УРСС, 1991. 640 с.
  94. Н. Ценности христианской демократии / Пер. с нем. М.: Республика, 2005. 192 с.
  95. . Азбука медиа. М.: «Европа», 2011. 136 с.
  96. Ноэлъ-Нойман Э. Общественное мнение: Открытие спирали молчания / Пер. с нем. М., 1996.-352 с.
  97. Р. П. История новейшей отечественной журналистики / Переходный период (середина 80-х 90-е годы). М., ф-т жур-ки МГУ. 1996. — 213 с.
  98. Г. Личность в психологии. М., СПб., 1998. 345 с.
  99. Д. В. Массовые настроения в политике. М., 1995. 239 с.
  100. В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. М., 2003.- 165 с.
  101. А. С. Политология. Учебник. М.: Гардарики, 2000. 480 с.
  102. А. С. Философия политики. Учебное пособие. М.: Наука, 1994. -367 с.
  103. М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -504 с.
  104. Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 880 с.
  105. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. JI.A. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
  106. В. В. Демократия участия и политическая трансформация России. М., Институт социологии РАН. 2007. 176 с.
  107. Политическая культура: теория и национальные модели / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская и др. М.: Интерпракс, 1994. 352 с.
  108. Политическая психология / А. А. Деркач., В. И. Жуков, JI. Г. Лаптев. М.: Деловая книга. 2003. 858 с.
  109. Политические коммуникации. Учеб. пос. / Под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс. 2004. 332 с.
  110. В. И. Мировая и отечественная культура. Учеб. пос. в 2 ч. Екатеринбург, 1993. 345 с.
  111. О. В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. 257 с.
  112. Г. Г. Информационно-политические технологии. М.: Центр, 2003. -381 с.
  113. М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М.: Изд-во МГУ, 2000. 336 с.
  114. Н. К. Слабое звено больших стирок. Заметки о ценностных ориентациях некоторых современных телепрограмм. М., 2002. — 38 с.
  115. Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник. М.: Аспект-Пресс, 2007. 349 с.
  116. Е. П. Журналистика и демократия. М.: Аспект-Пресс, 2001. — 268 с.
  117. Психология телевизионной коммуникации. Учеб. пос. / JI. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова. 2-е издание, исправленное. М.: РИП-холдинг, 2004.-315 с.
  118. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат / Под ред. Т. В. Васильевой, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. Ч. 1. СПб., 2002. — 156 с.
  119. Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. М., 2004. 160 с.
  120. Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003. 368 с.
  121. Д. Б. Советская идеология как фактор российской модернизации в XX веке. Опыт социально-философского анализа проблемы. М., РАН Институт философии, 2004. 231 с.
  122. Г. Науки о природе и науки о культуре / Общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова- Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева. М.: Республика, 1998. — 413 с.
  123. А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.: изд-во «ВК», 2007. 368 с.
  124. Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1998.-292 с.
  125. В. О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры исоциальные изменения. Международные сравнения. М.: Совпадение, 1998. — 368 с.
  126. СаппакВ. С. Телевидение и мы: Четыре беседы. М.: Аспект Пресс, 2007. — 168 с.
  127. Л. Г. Профессия: журналист. М.: Аспект Пресс, 2003. 255 с.
  128. В. А. Политическая культура журналиста: Учеб. пос. СПб.: ИД «Петрополис», 2010. 239 с.
  129. В. А. Политическая культура средств массовой информации. Монография. М.: Луч, 1994. 276 с.
  130. В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики. Опыт становления новой научной дисциплины: Монография. СПб.: Роза мира, 2009.-179 с.
  131. И. Социология. М.: Феникс, 1998. 688 с.
  132. О. Н. Политический процесс в современной России. Учеб. пос. М., 2004. 336 с.
  133. А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 559 с.
  134. Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект-пресс, 2004. 256 с.
  135. Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пос. / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский и др.- Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. 303 с.
  136. Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. 464 с.
  137. В. М. Культура и политические ценности. Античность. Запад. Россия. М.: Магистр, 1997.-48 с.
  138. И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: Вопр. теории и методологии / Ин-т молодежи. М.: Социум, 1999. 183 с.
  139. В. Ю. Русская политическая культура. Взгляд из утопии. М.: Изд-во Независимая Газета, 2007. 96 с.
  140. Е. Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. СПб.: Изд-во «Осипов», Центр изучения культуры, 2005. 352 с.
  141. СюриаМ. Деньги. Крушение политики. М.: Наука, 2001. 139 с.
  142. Е. П. Массовая коммуникация: сущность и состояние в современной России. М., 2000. 183 с.
  143. Телевизионная журналистика: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / редкол.:
  144. Г. В. Кузнецова, В. JL Цвик, А. Я. Юровский. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005. -368 с.
  145. Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.-239 с.
  146. В. П. Избранные философские труды. Изд-во ЛГУ, 1988. 344 с.
  147. Л. Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988. 77 с.
  148. Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 232 с.
  149. В. Л. Телевидение: системные характеристики. М., 1998. 148 с.
  150. В. Л. Телевидение переходного периода: Тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка: Дис. на соиск. учен, степени д-ра филол. Наук. Моск. гос. ун-т. М., 1997. 407 с.
  151. В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учеб. пос. М.- Аспект Пресс, 2004. 382 с.
  152. А. Политическая мифология. М.: Эксмо, 2003. 384 с.
  153. Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
  154. П. Делать мнение: новая политическая игра / Пер. с фр. М., 1997. -317 с. .
  155. А. В. Информационная устойчивость политической системы. М., 2004.-256 с.
  156. Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теорет. и прикл. пробл. полит, психологии. М.: РОССПЭН, 2000. 430 с.
  157. В. Н. Политическая аксиология: монография. Белгород, гос. ун-т. Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 116 с.
  158. В. А. Телевидение в системе социального управления. Дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. М., 2000. 215 с.
  159. Эко У. Пять эссе на темы этики: Пер. с ит. СПб.: Simposium, 2002. 158 с.
  160. А. А. Этика журналистского творчества. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003.-200 с.
  161. И. П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. СПб.:1. Авалон, 2006. 240 с.
  162. М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 203 с. 1.I. Статьи в сборниках
  163. С. Ю. Современные тенденции развития телевизионного вещания // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2007. С. 131— 132.
  164. Т. Может ли публика хотеть? / Пер. с нем. // 40 мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении). М., 1978. — 256 с.
  165. В. А. Российское информационное пространство на пороге эпохи постмодерна // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2007. С. 134- 135.
  166. Г. Н. Спектакль на экране в «обществе спектакля» // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2006. С. 14−20.
  167. В. Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 11 14.
  168. . С. Шоппинг как рудимент религиозного сознания // «Человек. Сообщество. Управление» № 1, 2006. С. 110−119.
  169. Р. В. Телевидение как инструмент сохранения и формирования исторической памяти // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2007. С. 141 142.
  170. О. С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В. Ю. Большакова. СПб., 2000. С. 442 475.
  171. И. К Средства массовой информации как инструмент деформации общественной символической среды // От краеведения к культурологии: Рос. ин-ту культурологии 70 лет / Рос. ин-т культурологии. М., 2002. С. 120−130.
  172. С. С. Ценности «массовой культуры»: перспективы научного осмысления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология, востоковедение, журналистика. 2008. Вып. 1. 4.1. С. 110−119.
  173. . В. Образ российского тележурналиста в общественном мнении // Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития. Материалы научно-практической конференции. Часть 2. М.: Ф-т жур-ки МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 232−233.
  174. Ким М. Н. Мнимые и действительные идеалы журналистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2006. С. 54 — 57.
  175. А. П. Журналистская наука перед лицом демократизации медиадискурса // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж: Ф-т жур-ки ВГУ, 2006. С. 14 23.
  176. А. П. О субъективности медийной аудитории // Профессия — журналист: вызовы XXI века. Сборник материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». М.: Ф-т жур-ки МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. С. 314−315.
  177. А. П. Регулятивная роль медиакритики // Саморегулирование журналистских сообществ. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России. Под ред. Ю. В. Казакова. ФЗГ. М., 2004. С. 209−225.
  178. В. В. Власть и мы: менталыюсть российской власти // Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций / Ред. В. Ю. Большаков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 510 с.
  179. Е. Е. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. Сост. М. В. Ахметова. Серия «Традиция текст — фольклор: Типология и семиотика». М.: РГГУ, 2005. — 285 с.
  180. Н. И. Этический кодекс журналиста в «информационную эпоху» // Средства массовой информации в современном мире: материалы научно-практической конференции. СПб., 2006. С. 89 94.
  181. Г. С. В ожидании нового журнализма // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы научнопрактической конференции / Под ред. В. И. Конькова. СПб., 2004. С. 102 -114.
  182. Ю.В. К вопросу о «метафизических» предпосылках философии ценностей // Историчность и историческая реальность. Серия «Мыслители» Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 117−131.
  183. В. В. Выступление перед доверенными лицами 12 февраля 2004 года. Москва. МГУ им. М. В. Ломоносова // Вся политика. Хрестоматия / Сост. В. Д. Нечаев, А. В. Филиппов. Москва: Европа. 2006. Проект Россия. М.: Эксмо, 2007. — 431 с.
  184. Л. Г. Ценностные ориентации тележурналистов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2006. С. 140 143.
  185. В. А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология'99. Журналистика и социальный контроль / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 49 57.
  186. В. А. Иное время — иная реальность иная культура журналиста? // Журналистика и социология'2000. Журналистика как массовая коммуникация: Мат-лы науч.-практ. семинара, 7 дек., 2000 год / Редкол: С. Г. Корконосенко,
  187. И. Н. Блохин, В. И. Кузин, В. А. Сидоров. СПб., 2001. С. 47 55.
  188. В. А. Крутая экспонента маскульта // Журналистика и социология'2004. Культура общества и достоинство журналистики: Материалы науч.-практ. семинара, 2 дек., 2004 год / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2005. С. 48−61.
  189. Сикевич 3. В. Расколотое сознание (этносоциологические очерки): сборник/ 3. В. Сикевич. СПб.: СПбГУ НИИКСИ, 1996. 120 с.
  190. Ю. В. Политическая культура и телевидение // Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. М., 2002. — 79 с.
  191. ТузоваА. Ф. «Двойные стандарты» в освещении международного терроризма // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: тезисы научно-практической конференции. СПб.: Роза мира, 2007. С. 167— 168.
  192. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Полянская Н. М., Дорофеев Е. Д., Пухова Т. И. и др.- РАН. Ин-т психологии- Под ред. Е. Д. Дорофеева, JI. А. Седова М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 95 с.
  193. М. А. Социальная ответственность в современной российской интерпретации // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения / Под ред. В. И. Конькова. СПб. 2004. С. 222 224.
  194. Е. И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000. № 6. С. 51 65.
  195. А. И. Мир политических ценностей // «Правоведение». 1997, № 4. С. 18−25.
  196. Г. Г. Российские архетипы и современность // Вестник РОПЦ. 1996 № 2. С. 32−49.
  197. В. Н, Назаров М. М. Информационное потребление и политические176ориентации // Социологические исследования. Июль 2000. № 7. С. 83 — 90.
  198. . Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полит, исслед. 1994. № 1. С. 27 38.
  199. Ю. Л. Производство политического поля в современной России // «Социологические исследования». 1997. № 11. С. 3 — 12.
  200. Г. Л. Статус партии в российской политической культуре // Политические исследования. 2007. № 1. С. 129.
  201. А. П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ. Признаки неблагополучия // Журналистика и медиарынок. 2006. № 12.1. С. 44−46.
  202. Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996. С. 3−24.
  203. Ю. А. Социальные типы переходного периода: попытки характеристики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1997 № 2. С. 9 15.
  204. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15 — 26.
  205. С. Нравственность как аппендикс // Журналист. 1998. № 1. С. 34 -36.
  206. В. Б. Власть и общество на поле выборов, или Игры с нулевой суммой // Полис. 1999. № 5. С. 5 28.
  207. Н. П. Тип общества и политическое сознание // Вестник Московского университета: серия 18. Социология и политология. М., 2002. № 2. С. З -27.
  208. Г. С. Иррациональное в политике // Вопросы философии. 1992, № 4. С. 17.
  209. А. В., Зуева Л. А. Ценности в политике // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 1. С. 3 12.
  210. Т. А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социол. исслед. 2006. № 9. С. 95 102.
  211. В. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 45 — 54.
  212. Е. Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Политические исследования. 2004. № 1. С. 25 28.
  213. Е. Б. Новые тенденции восприятия власти в России // Полис 2005,3. С. 137−152.1. V. Сборники
  214. Журналистика в мире политики: Спрос на интеллект. Матер, секционного заседания конференции «Дни Петербургской философии-2007» / Ред.-сост.
  215. В. А. Сидоров. СПб., 2008. 224 с.
  216. Политики о политической журналистике. Десять интервью / Под ред. JI. JI. Реснянской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 102 с.
  217. Портрет сторонника Путина. Накануне 2008 года. — Сб. статей / Сост.: Д. Н. Коноваленко. М.: Европа, 2005. — 17 с.
  218. Проблемы самоопределения современной культуры: глобальное, региональное, национальное в современных социокультурных процессах: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. Н. В. Тишуниной. СПб.: Янус, 2004. 255 с.
  219. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. Дом «Стратегия», 2004. 400 с.
  220. Социально-политическое функционирование журналистики: Материалы секции «Журналистика в мире политики» Дней Петербургской философии, 19−20 ноября, 2004 год / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб., 2005. 242 с.
  221. A.B. Гуманитарные технологии и формирование ценностей // Politjournal, выпуск 3 (12'01). URL: http://politjournal.spb.ru/120 107.html
  222. ДахинА. В. Рекламные стратегии и их социальные последствия. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=349
  223. К. Политическая культура общества: фантом или реальность? // Управленческое консультирование. 1999. № 2. URL: http://www.dialogvn.ru/uk/1999/n02/s99−2-02.htm (21.12.06).
  224. Л. Б. Рейтинги средств массовой информации: аудиторные и ценностно-тематические виды // СМИ и общественное мнение. Челябинск, 2004. URL: www.lib.csu.ru/vch/ll/200 501/010.pdf
  225. С.Н. Социокультурное значение PR // Ломоносовские чтения МГУ, 2003, Том 2. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library
  226. Игорь Задорин, Юлия Бурова, Анна Сюткина. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость. URL: http://www.carnegie.ru/ru/print/56 408-print.htm
  227. Коломиец Виктор. Рейтинговая доля // Отечественные записки, 2003, № 4. URL: http://magazines.mss.rU/oz/2003/4/2 003 439.html
  228. П. В. Виртуализация политического процесса как эффект функционирования медиаполитической системы в России // Ломоносовские чтения. МГУ, 2003. Том 2. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library?
  229. Д. Выбираем ценности? // «Русский Журнал». 12.07.05. URL: http://www.russ.ru/politics/docs/vybiraemcennosti
  230. Н. Что такое коммуникация? URL: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/luman3.shtml
  231. А. Ю. Политические ценности и ориентации и политические институты // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/voliime/27 629 8061s-03am.pdf
  232. А. Три системы ценностей в современном мире // «Женщина Плюс». 1998, № 1. URL: http://www.owl.ru/win/womplus/1998/mitroph.htm
  233. Ю. О. Политика в обществе потребления. URL: http://maiskoechtivo.pstu.rU/2008/4/2/2.html
  234. И. Телеменю и телепотребление. URL: http://magazines.russ.rU/oz/2003/4/2 003 441.html
  235. А. И. Электоральный дефолт и деинституционализация политического рынка// «Полис». 2004, № 1. URL: http://www.politstudies.ru/arch/authors/587.htm
  236. О. Н. Политическая идеология и мифология: конфликты на почве родства. 24.11.03. URL: http://humanities.edu.ru/db/msg/46 594
  237. Е. Б. Политическая психология. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Psihol/Shestop/12.php
  238. VII. Источники на иностранных языках:
  239. Allport G. Nature of prejudice: 25th Anniversary Edition. Perseus Books Group, 1979.-576 p.
  240. Bennett W. News: The Politics of Illusion. New York: Longman, 1988. 216 p.
  241. Brody E. W. Communication Tomorrow.: N.Y., Webster, 1990. 250 p.
  242. Buell F. National Culture and the New Global System. Baltimor. London, 1994. -365 p.
  243. David E. Morrison, Matthew Kieran, Michael Svennevig, Sarah Ventress. Media and Values: Intimate Transgressions in a Changing Moral and Cultural Landscape. Intellect, 2008. 392 p.
  244. Eccleshall R., Kenny M., Geoghegan V., WilfordR. Political Ideologies: An Introduction. Routledge, 2003. 252 p.
  245. Goldstein T. The News at Any Cost. Simon & Shuster. NY. 1985. 301 p.
  246. Graham L.R. Between science and values. N.Y., 1981. 449 p.
  247. Hall S. Encoding and Decoding in the Television Discourse // Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies, 1972−79 / Ed. S. Hall, D. Hobson, A. Lowe, and P. Willis. London, 1992. 311 p.
  248. Hofstede G. Cultures and Organizations. London, 2005. 434 p.
  249. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society, Princeton University Press, 1990.-484 p.
  250. Inglehart R. The Silent Revolution, Princeton University Press, 1977. 482 p.
  251. Kluckholm K. Mirror for man. The relation of anthropology to modern life. N.Y., 1949.-313 p.
  252. Lee M.A., Solomon N. Unreliable Sources: A Guide to Detecting Bias in News Media. Carol Publ. NY, 1991. 433 p.
  253. Lippmann W. Public opinion. Courier Dover Publications. 2004. — 234 p.
  254. Morris C. W. Varieties of human value. Chicago: University of Chicago Press, 1956.-208 p.
  255. Niebuhr R. Moral Man and Immoral Society. A study in Ethics and Politics. Westminster John Knox Press. 2002. 284 p.
  256. Paletz, D.L., Entman, R.M. Media. Power. Politics. NY-L. 1981.-278 p.
  257. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973. 43 8 p.
  258. Rosen J. What Are Journalism For? Yale Univ. Press. 1999. 455 p.
  259. Scheler M. Formalism in Ethics and Non-Formal Ethics of Values. Evanston.1973.-620 p.
  260. Schwartz S., Bilsky W. Toward A Universal Psychological Structure of Human Values // J. of Personality and Social Psychology. (Vol.53). 3, 1987. pp. 550−562.
  261. Seiter S. Television and New Media Audiences. Oxford, 1999. 154 p.
  262. Stevenson N. Understandig Media cultures: Social Theory and Mass Communication. Second Edition. Sage Publications. London, Thousand Oaks. New Delhi. 2002.-255 p. V
Заполнить форму текущей работой