Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Клинико-функциональная характеристика системы кровообращения и ее вегетативной регуляции у школьников в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В континууме проблем, стоящих перед отечественной медицинской наукой, проблема сохранения здоровья детей занимает особое место. Значимость этой проблемы напрямую связана с резким ухудшением показателей физического и психического здоровья практически всего контингента детей и подростков. С 1990 по 1997 гг. количество детей с первой группой здоровья уменьшилось с 47,3… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава 1. Современные представления об особенностях функционирования системы кровообращения, и ее вегетативной регуляции в процессе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма (обзор литературы).

Глава II. Общая характеристика собственных материалов и методов исследования.

Глава III. Клинико-функциональное изучение состояния сердечнососудистой системы и ее вегетативной регуляции у школьников в формате психосоматической адаптации к образовательному процессу.

Глава IY Влияние экстракардиальных факторов на состояние системы кровообращения и ее вегетативной регуляции

Глава Y. Коррекционно-реабилитационные мероприятия по снижению уровня напряжения адаптации у школьников в критические периоды онтогенеза.

Глава YI. Обсуждение собственных материалов обследования и коррекции.

Клинико-функциональная характеристика системы кровообращения и ее вегетативной регуляции у школьников в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В континууме проблем, стоящих перед отечественной медицинской наукой, проблема сохранения здоровья детей занимает особое место. Значимость этой проблемы напрямую связана с резким ухудшением показателей физического и психического здоровья практически всего контингента детей и подростков. С 1990 по 1997 гг. количество детей с первой группой здоровья уменьшилось с 47,3% до 15,2% [А.А. Баранов 1999 г.]. Среди факторов, негативно влияющих на состояние физического и психического здоровья детей и подростков, выделяются генеалогические, биологические и соци-ально-средовые факторы [Н.Н.Ваганов 2000 г.].

Нивелирование вышеперечисленных факторов является непреложным условием успешного решения проблемы улучшения состояния здоровья детей и подростков.

Одной из существенных причин, по мнению Л. Б. Выготского и Е. А. Ямбурга, негативно влияющих на состояние здоровья детей школьного возраста, является реализация в образовательных учреждениях учебно-воспитательного процесса, построенного без учета возрастных психофизиологических особенностей учащихся. Особенно наглядно это проявляется в первом, пятом и девятом классах, в которых проходят обучение дети 7, 10 и 14 лет. Согласно исследованиям Т. В. Карсаевской (1983) — Ю. Е. Вельтищева (1994) и М. А. Борисовой (2003), дети 7 и 14 лет относятся к контингенту детей, находящихся в критических периодах онтогенеза. По типологии возрастов Д. В. Колесова и И. Ф. Мягкова (1986) 10-летний возраст считается входящим в ранний подростковый период. Это обстоятельство позволяет рассматривать 10-летний возраст как условно относящийся к критическому периоду.

В медико-психологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов отмечается, что критические периоды онтогенеза, со стороны физического и психического здоровья, проявляют себя существенными изменениями в деятельности: системы кровообращения и ее вегетативной регуляции [Ю.М.Белозеров, 1990; М. Д. Михайлов, 1997]- экстракардиальных систем управления гомеостазом (гуморальная система, опорно-двигательный аппарат, мотивационная и психоэмоциональная сферы) [Е.А.Абальмасова, Р. Р. Ходжаев, 1993; Батворд Д. Ж. и Харрис М. 2000].

Помимо серьезной психофизиологической перестройки, носящей достаточно часто неблагоприятный характер, дети 7, 10 и 14 лет, по мнению Л. Б. Выготского (1996), сталкиваются с необходимостью решения значимых для этих возрастов социокультурных задач: изменение образа жизни, продиктованного вхождением в процесс обучения в школе (7 лет) — переход из начальной школы в основную, в которой реализуются отличные от начальной школы педагогические технологии обучения и воспитания (10 лет) — обретение личностной самоидентификации, выстраивание перспектив личностного и профессионального будущего, формирование стереотипов коммуникационного поведения (14 лет).

Решение этих важных социокультурных задач детьми 7,10 и 14 лет на фоне радикальной психофизиологической перестройки, приводит к существенному повышению уровня напряжения адаптационно — приспособительных реакций организма ребенка. Повышение уровня напряжения адаптации способствует формированию функциональных вегетативных и психосоматических изменений [Л.А.Жданова, 1999]. Психосоматическая адаптация — это процесс приспособлений функций организма и перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды (для школьника — образовательного процесса соответственно в 7, 10 и 14 лет).Устранение негативных последствий вегетативных и психосоматических дисфункций у школьников 7, 10 и 14 лет возможно лишь в случае использования в образовательном процессе выверенных медико-психологических средств, позволяющих в полной мере учитывать особенности психофизиологических изменений, происходящих с детьми и подростками [Э.Эриксон, 1999; С. Л. Рубинштейн, 2000].

Несмотря на проведенные исследования сердечно-сосудистой системы и ее вегетативной регуляции у детей школьного возраста требуется более углубленное исследование состояния системы кровообращения, ее вегетативной регуляции у школьников в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу, влияния экстракардиальных факторов на состояние изучаемой системы и вопросы совершенствования коррекционно-оздоровительных мероприятий.

Учитывая вышеизложенное, была сформулирована цель работы: «Выявить клинико-функциональные особенности системы кровообращения и ее вегетативной регуляции у детей в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу и разработать оптимальные меры коррекции состояния здоровья школьников в критические периоды онтогенеза».

Из вышеназванной цели вытекали следующие задачи:

1. Дать клинико-функциональную характеристику состояния сердечнососудистой системы и ее вегетативной регуляции в критические периоды онтогенеза у школьников.

2. Изучить влияние экстракардиальных факторов на состояние функции сердечно-сосудистой системы и ее вегетативной регуляции в условиях психосоматической адаптации.

3. Разработать эффективный комплекс мер, направленный на оптимизацию психосоматической адаптации школьников в образовательной среде.

Научная новизна исследования.

1) Установлены существенные изменения функции сердечно-сосудистой системы и ее вегетативной регуляции у школьников 7, 10 и 14 лет, обусловленные как критическими периодами онтогенеза, так и факторами, возникающими в ходе реализации современного образовательного процесса. Определены значимые экстракардиальные факторы, способствующие нарушению функции сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем у школьников в критические периоды онтогенеза.

2) Обоснована возможность эффективной коррекции нарушений адаптации школьников к образовательному процессу лишь при комплексном воздействии, включающем медико-психолого-педагогические составляющие.

Практическая значимость исследования:

Предложенный для профилактических осмотров школьников алгоритм оценки состояния функции сердечно-сосудистой системы и ее вегетативной регуляции позволяет учитывать влияние экстракардиальных факторов (состояние опорно-двигательного аппарата, щитовидной железы, психо-эмоциональной и мотивационной сфер ребенка) на возникновение дисфункциональных изменений ССС и ВНС, препятствующих оптимальному течению психосоматической адаптации детей к учебно-воспитательному процессу.

Разработанный и апробированный комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий позволяет оптимизировать процесс адаптации школьников к образовательному процессу и повысить их индивидуальный уровень здоровья.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации были представлены и обсуждены: на всероссийских конференциях «Образование и здоровье», проводимых Министерством Здравоохранения РФ и Министерством Образования РФ в 1996 году (г. Калуга), в 1997 году (г. Санкт — Петербург) — на всероссийской конференции «Гуманистические и здоровье сберегающие технологии в различных образовательных системах», проведенной Министерством Образования РФ совместно с Российской академией образования и Институтом образования взрослых г. Санкт — Петербург (1999г.) — на всероссийском конгрессе «Детская кардиология 2000», проведенном Министерством здравоохранения РФ 2000 г.- на Всероссийском съезде педиатров России, проведенном Министерством Здравоохранения РФ и Российской академией медицинских наук в 2001 г. (г. Москва) — на заседании проблемной Тверской государственной медицинской академии (2003 г.) — на межкафедральном заседании кафедр педагогики и психологии и управления развитием образовательных систем Тверского областного института усовершенствования учителей (2003 г.).

ВЫВОДЫ.

1. Психосоматическая адаптация детей и подростков к школьному обучению представляет собой процесс, характеризующийся функциональными изменениями в деятельности системы кровообращения, ее вегетативной регуляции, акцентированно проявляющимися в критические периоды постнатального онтогенеза и свидетельствующими о напряжении защитно-адаптационных механизмов и требующими адекватной коррекции.

2. Дизрегуляторные нарушения сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем у детей в критические периоды онтогенеза проявляются в виде кардиалгий, колебаний частоты пульса и уровня артериального давления, наличием номотопных дизритмий, а также вегетативными дизрегуляторными проявлениями, характеризующимися напряжением симпатического (АМо) и центрального вегетативных контуров (ИН).

3. Наличие у детей школьного возраста экстракардиальных факторов в виде изменений опорно-двигательного аппарата в сочетании с МАРС, изменений размеров и эхогенности щитовидной железы, изменений психоэмоциональной, мотивационной и коммуникативной сфер личности ребенка усиливает дисфункциональные изменения ССС и ВНС.

4. Существенное влияние на формирование дисфункциональных изменений ССС и ВНС у школьников в критические периоды онтогенеза оказывают девиантные отклонения в поведения и социализации школьников (особенно подросткового возраста).

5. У детей 10-летнего возраста ряд функциональных изменений ССС, ВНС и экстр акардиальных систем аналогичен функциональным изменениям 14-летних подростков, что позволяет условно включить данный возраст в критический подростковый период. б. Эффективным способом коррекции изменений ССС и ВНС, возникающих у детей в критические периоды онтогенеза в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу, является комплексное воздействие в виде медицинских, организационно-педагогических и психолого-педагогических мероприятий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Врачам отделений организованной помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях целесообразно при осуществлении профилактических осмотров, включать в алгоритм обследований проведение диагностических мероприятий, позволяющих оценить состояние не только ССС и ВНС, но и состояние ОДА, щитовидной железы и психологического статуса учащихся, изменения которых могут негативно отражаться на функции сердечно-сосудистой системы школьников в условиях психосоматической адаптации к образовательному процессу.

2.Врачам первичной медико-санитарной помощи рекомендовано оздоровительные мероприятия у школьников 7, 10 и 14 лет осуществлять комплексно, объединяя медицинские, организационно-педагогические и психолого-педагогические воздействия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А., Ходжаев P.P. Сколиоз Ташкент, 1995
  2. Г. С. Возрастная психология, Екатеринбург: Деловая книга, 1999 г., 624 с.
  3. С.А., Ильина О. В., Сапожников В. В. Тактика лечения и дифференцированная терапия нейроциркуляторной дистопии. Рос. мед. ж. 1998, N3, стр. 17−20
  4. А.П. Адаптация и дизадаптация. «Клиническая медицина», 1974, N5, с. 3−15
  5. А.В., Маткивский Р. А., Разживина Г. Н., Усанова Е. П. Адаптированность детского организма как эталон «величины» его здоровья. Педиатрия, N 3, с.102−103.
  6. Адо А. Д. Методологические принципы построения современной теории патологии.- В кн.: Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни.М., «Медицина», 1975, с 94−136
  7. Л.И. Значение симпатической нервной системы в регуляции щитовидной железы и гипофиза Харьков, 1972, Автореф.
  8. Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе в кн. Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков (под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М., 1983, с. 32−39)
  9. А. А. Розанов В.Б. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний с детства: подходы, успехи, трудности. Кардиология, 1995 -N7, с.4−9
  10. Ю.А.Алексеева Клинико-функциональные и метаболические критерии формирования и прогнозирования уровня здоровья детей и подростков: Автореферат дис., Д. м. н. Иваново 2002 г.
  11. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы. В кн.: Принципы системной организации функций. М., «Наука», 1973, с.5−61
  12. Е.В. Деятельность сердца при сосудистых дистониях у детей /Рос. АМН НИИ педиатрии/М., 1993, с.24
  13. Э.М. Исследование вегетативного гомеостаза сердечно — сосудистой реактивности и факторов риска атеросклероза у сельских школьников с вегетососудистой дистонией гипер- и гипотонического типа: Автореф.дис., к.м.н. Андижан 1991- 27
  14. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: «Когито -центр», 2000.-350 с.
  15. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии., М., Медицина, 1979, с. 72−73
  16. А.А. Проблемы роста и развития здорового ребенка: теоретические и научно-практические проблемы. Российский педиатрический журнал 1999, N2, с.4−6.
  17. А.А. Здоровье детей России. М. Медицина, 1999 г.
  18. М.А. Характеристика клинико-функциональных и метаболических показателей у детей в критические периоды постнатального онтогенеза в комплексной оценке здоровья: Автореферат лис., д.м.н., Иваново 2003
  19. Н.А. Реабилитация детей двух типов вегетососудистой дистонии. Сб.и.тр. Центральная научно-исследовательская лаборатория за 30 лет работы. Спб., 1994, с. 11.
  20. В.А., Марочкина Л. И., Филимонова И. И. с соавт. Дифференциальный подход к диагностике вегетативно-сосудистой дистонии у детей. Сб. н. тр. Современные методы исследования функций органов и систем. Ставрополь, 1992, с.65−67
  21. Е.А. Клинические проявления и ультразвуковая доплеровская диагностика венозной дисгемии у детей школьного возраста с диагнозом вегетососудистая дистония. Кремлевская медицина., 1999, N2, с.73−75
  22. Ю.Н., Саргин К. Е. Проблемы сердечно-сосудистой патологии у подростков. Кардиология, 1987, N9, с. 115−120
  23. Ю.М. Электрокардиография в диагностике заболеваний сердечнососудистой системы у детей. В 2-х частях Учебно-методическое пособие. 1990 г.
  24. Ю.М. Онтогенетические и наследственные основы формирования функциональных кардиопатий у детей по данным клинико-электрокардиографических и эхокардиографических исследований /Моск. НИИ педиатрии и дет. хирургии/ Автореф М., 1990.
  25. Н.А., Белозеров Ю. М. Холтеровское мониторирование у детей: обзор лит-ры МРЖ, разд. 5. Педиатрия, 1988, N5, с.20−25
  26. Н.А., Шварков С. Б., Осокина Г. Г. Подходы к диагностике синдрома вегетативно-сосудистой дистонии. Педиатрия, 1986, N1, с.37−41.
  27. Н.А., Кубергер М. В. Болезни сердца и сосудов у детей- Руководство для врачей. Т. 1,2. — М.- Медицина, 1987. — Т.2 — 480 с.
  28. Л.М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечнососудистой системы у детей. Минск «Амалфей», 2000 г.
  29. JI.M. Современное представление о генезе вегетативно-сосудистой дистонии у детей. Здравоохранение Беллоруссии, 1996, N1, с. 7−9
  30. М.М. СанПиНы административный произвол или необходимость? Школа здоровья, 1998. 5. N2, с.44−49
  31. Ф.Б., Миропшиков М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.- Медицина, 1976. — 176с.
  32. С.Н., Свечинский В. П., Суслов А. И., Кучина Е. В. Кибернетические болезни систем управления и памяти в организме. В кн.: Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., «Медицина», 1974, с. 206 — 254
  33. Н.Н. Здоровый ребенок: пособие для родителей, М., «Медицина», 2004 г.
  34. Вегетативно-сосудистая дистония: Методические рекомендации МЗ СССР (под ред. А. М. Вейна, Н. А. Белоконь. М., 1987. — 25с.)
  35. A.M., Вознесенская Т. Г., Голубев В. Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991, с.622
  36. Вейн А.М.с соавт. Вегетативные расстройства М.2000г.
  37. Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней Лекция N1 Моск.науч-иссл. инст. педиатр, и дет.хир. Минздрава РФ М., 1994
  38. Ю.Е. Онтогенетические особенности адаптации детей Сб.научных статей. М., 1985
  39. Ю.Е. Рост ребенка, закономерности, отклонения, патология и превентивная терапия / Моск. НИИ педиатрии и дет. хирургии М. Прил. к журн.: «Российский вестник перинатологии и педиатрии» Лекция N12 1994.- 80с.
  40. Ю.Е., Барапшев Ю. И., Ветров В. П. Специализированная помощь детям с наследственной патологией. М., 1981.-c.9-ll
  41. Ю.М., Мельников А. Х., Корнеева Л. Н. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации лиц молодого вохраста. Вестник аритмологии. — 2000, — № 16. — С.53−56
  42. В.Г. Нерогормонально-метаболическая регуляция и дисрегуляция внутренних органов. Горький 1980
  43. B.C., Виноградов В. Ф. Нейроциркуляторная дистония в кн.: Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М., 1980
  44. B.C., Виноградов В. Ф. Нейроциркуляторная дистония (вопросы терминологии, классификации, патогенеза, клиники, диагностики и лечения)/ в кн. Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М 1981- 39−57
  45. О.В., Тананов А. Т., Курмышкина А. А. с соавт. Генетические аспекты в генезе вегетативных кризов (панических атак). Журнал невр. и псих, им. С. С. Корсакова., 1992, N12, с.57−59
  46. Е.А., Филькина О. М., Шанина Т. Г. и соавт. Динамика физического развития подростков 15−17 лет с вегетативной реакцией и невротическими реакциями. Сб.н.тр. Иваново, 1997, с.201−204
  47. И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мирровоззрения в повседневной практике детского врача Российский педиатрический журнал 1999, N2, с.6−13
  48. В.Ф. Особенности личности у больных нейроциркуляторной дистонией по кардиальному типу. Кардиология, 1976, N12, с. 78−82
  49. JI.C. Мышление и речь. М., Лабиринт, 1996. — 416 с.
  50. О.Ф., Самсыгина Г. А. Проблемы хронической патологии в детском возрасте и демографическая ситуация. Лечащий врач, 1998, N4 с.68−70
  51. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: Изд-во ГРУ, 1990, с.224
  52. Н.М. с соавт. Факторы риска вегето-сосудистой дистонии у детей. Сб. н.тр. Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний. М., 1990, с. 54
  53. В.Е., Яррупшн А. Х., Исмагилова Г. И., Андрианов А. И. Раннее прогнозирование риска перинатального сколиоза и нарушений осанки. Казанский медицинский журнал 1992, N2 с.96−100
  54. ГромбахС.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М. Медицина, 1988, с.272
  55. В.Н., Кривощапова Н. А., Попова Н. В. Нейроциркуляторная дистония в подростковом возрасте. Педиатрия. 1995, N6, с.33−36
  56. .М., Ильина И. Л. Нервно-мышечные болезни М.- Медицина. 1982
  57. Сиентон Гланц Медико-биологическая статистика ПРАКТИКА, Москва, 1999
  58. Г. М. с соавт. Ультразвуковые методы исследования в оценке гемодинамики у детей с вегетососудистыми дистониями. Ультразвуковая диагностика в акушерстве, гинекологии и педиатрии. 1993, N3, с. 106−109
  59. В.В. Закономерности развития морфо-функциональных нарушений сердца и магистральных сосудов у детей при наследственно детерминированной соединительнотканной дисплазии в онтогенезе. Иркутск., 1994, с.26
  60. А.И. с соавт. Состояние вегетативной нервной системы у детей с перинатальной патологией в критические периоды онтогенеза. Сб. н. тр.: Вегетативная дистония у детей и подростков Пермь., 1991, с.50−53
  61. Л.А., Русова Т. В. Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников. Рос. педиатр, журн. 1999, N2, с.52−56
  62. М.А. Детская эндокринология М.Медицина, 1995
  63. Н.М., Лобзин B.C., Бадзгарадзе Ю. Д. Мануальная и рефлекторная терапия в вертеброневрологии. Спб, 1992, с.559
  64. Ю.Н., Юдина И. И. Сердечно-сосудистые проявления при вегетососудистой дистонии у детей. Клинический вестник, 1996, N3, с.55−56
  65. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — Москва, Апрель пресс, 2002
  66. Г. Ф. Нарушения ритма сердца и проводимости у детей на фоне дисплазии соединительной ткани. Автореф. дис.канд. М, 1997
  67. Н.В., Кузнецова М. П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. Журнал практического психолога, 1997, N2 с.6−13
  68. О.В. Частота выявления и клиника функциональная характеристика малых аномалий развития сердца у детей: Автореф.дисс., к.м.н. Тверь, 1996−18
  69. И.Н., Ботин С. В., Галеев Р.А.Особенности регуляции сердечного ритма у подростков с повышенным артериальным давлением, Педиатрия, N6, с. 17−21
  70. Т.Г., Степанова О. В., Марушкин Д. В. К характеристике факторов риска развития синдрома вегетососудистой дистонии у детей. Актуальные проюлемы гигиены. Казань, 1994, с.215−218
  71. JI.A. с соавт. Воспитание движений на этапах онтогенеза как основа профилактики гиподинамического синдрома. Вертеброневрология, 1995, N1−2, с.65−66
  72. А.И., Кон И.И., Беленький В. Е. Сколиоз М., 1981
  73. В.П. Современное состояние проблемы адаптации. «Вестник АМН СССР», 1975, N10 с.5−15
  74. В.П., Баевский P.M., Берсененва А. П., и др. О некоторых особенностях адаптации организма в связи с профессией и возрастом. «Гигиена труда», 1978, N2, с.21−26
  75. Р.А. Гипертоническая болезнь у детей и подростков. Л.: -Медицина. 1980
  76. Кардиология детского возраста (методическое пособие).- Под ред. А. Ф. Виноградова. Тверь 1995,226
  77. Касаткина Э. П. Современные аспекты роста и развития детей (эндокринная регуляция). Педиатрия, 1995, N4 с.33−36
  78. О.А., Савицкая О. В., Сторожаков Г. И. с соавт. Аритмический синдром при вегетативной дистонии у лиц молодого возраста. Кардиология 1993, N6, с.82−84
  79. .А. Концепция непрерывности переходных состояний от здоровья к болезни, как основа перспективного мониторинга детей группы риска по формированию хронических форм патологии. Лекция N5, М., 1994, с.31
  80. В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей), Москва, Медицина, 1979 г., с.650
  81. О.С. Роль эндокринной функции репродуктивной системы в прогнозировании гипертонической болезни у детей и подростков с вегетативно-сосудистой дистонией. Автореферат, диссер. к. м. н. Самара, 1993,17
  82. В.Е. Психогенные формы школьной диз адаптации. Вопр. психол. 1984, N4, с.89−95
  83. Д.В., Мягков И. Ф., Учителю о психологии и физиологии подростка., Москва, Просвещение, 1986 г., с.80
  84. В.А. Гемодинамические аспекты нейроциркуляторной дистонии у подростков. Педиатрия., 1988 N12 с.32−36
  85. Кон И.И., Бахтина Е. Н., Соловьева B.C. Ростовой процесс и половое созревание девочек, страдающих диспластическим сколиозом Ортопедия, травматология и протезирование, 1989, N1
  86. И.Л., Посисеева Л. В. Особенности полового созревания девочек и девушек с вегетососудистой дистонией. Сб. н. тр. Охрана здоровья семьи Иваново 1996. с.228−232
  87. И.Л. Комплексная оценка состояния репродуктивной системы у девочек 12−16 лет с вегетативно-сосудистой дистонией. Автореферат, дисс. к. м. н., Иваново, 1994,21
  88. Ю.В. Факторы неспецифической защиты организма у детей и подростков с вегетативными нарушениями и их коррекция. Автореферат. дисс., к. м. н., Казань. 1992- .22
  89. Ю.В., Исмагилов М. Ф., Пикуза О. И. Показатели неспецифической защиты у детей с вегетативными расстройствами. Казанский медицинский журнал 1991. 72. N6. с.454−456
  90. Ю.И., Селиверстова Г. А. Механизмы формирования вегетативной дизрегуляции при нейрогенных обмороках в детском возрасте. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.1989.89.Ш1, с. 37−43
  91. М.Б., Белоконь Н. А., Соболева Е. А. и др. Кардиоинтервалография в оценке реактивности и тяжести состояния больных детей (методические рекомендации). М., 1986- 19
  92. М.Ю. Характеристика личностных особенностей у детей сNсиндромом вегето-сосудистой дистонии. JI. 1989. с.9
  93. С.М. с соавт. Толерантность к физическим нагрузкам у детей, больных нейроциркуляторной дистонией гипертензивного типа. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1998,43, N5, с.29
  94. С.М. Нейроциркуляторная дистония кардиального типа у детей пубертатного периода: Автореферат, дисс., к. м. н. Тверь, 1994- 16
  95. М.Б., Белоконь Н. А., Соболева Е. А. и др. Кардиоинтервалография ы оценке реактивности и тяжести состояния больных детей (методические рекомендации). М., 1986- 19
  96. Н.Б. Вегетативно-сосудистые реакции при острых респираторных вирусных инфекциях у детей. Автореферат, дисс., к. м. н. Спб., 1995−22
  97. Курако ЮЛ, Волянский В. Е. О психовегетативной дисфункции адаптационного генеза Врачебное дело., 1990, N7, с.67−68
  98. Т.А. с соавт. Медико-социальные аспекты проблемы вегето-сосудистых нарушений у детей. СПб, 1992., с. 159
  99. М.В. Как сделать хорошую школу?! Центр «Педагогический поиск». Москва, т.1 и т.2 160с. 2000 г.
  100. В.Б. Изменения в межпозвонковых дисках при сколиозе. -Автореф. дисс. канд. Мед. наук Киев, 1980, 21 с.
  101. Н.В. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам у детей 6 и 10 лет СПб., 1993, с.24
  102. М.Я. с соавт. Психоэмоциональный статус подростков с нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу. М., 1998.с. 11
  103. И.В., Царегородцева Л. В. Кардиалгии (в кн. Кардиология детского возраста). Тверь, 1995- с.45−52
  104. Ю.П. Слово о здоровье М., 1986- 236
  105. П.И., Мельман Е. П., Денисова С. Д., Пивченко П. Г. Вегетативная нервная система. Минск., 1998
  106. В.Г., Кухта Н. М. Вегетативные дисфункции у детей (терминология, классификация). Пед1атрк, акушерство I гшекологк 1992- 4- 2021
  107. В.И., Абакумов С. А. Нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике. М.- Медицина, 1985 — 192
  108. В.И., Аббакумов С. А., Сапожникова А. А. Нейроциркуляторная дистония. Чебоксары, 1995- 250
  109. JI.C., Спивак Е. М. Морфометрические параметры щитовидной железы у детей с синдромом вегето-сосудистой дистонии. Сб. ст.: Актуальные вопросы патологии щитовидной железы. Ярославль, 1992. с.41−43
  110. А.И., Степура О. В., Остроумова О. Д., Пак Л.С.Синдром дисплазии соединительной ткани сердца (по материалам 15−18 конгрессов Европейского общества кардиологов) Клин. Медицина. 1997. — № 9. — с.74−76
  111. А.И., Степура О. В., Остроумова О. Д. и др. Пролапс митрального клапана. Часть I. Фенотипические особенности и клинические проявления. \ Кардиология.- 1998.-№ 1.-с. 72−80
  112. E.JI., Мурашко Н. К., Чабан Т. Н. Вариабельность ритма сердца в зависимости от типа течения синдрома вегетативной дистонии. Вестник аритмологии. -2000.- № 16. — С. 17−20
  113. В.П., Анисимова С. М., Куликов A.M. и др. Вопросы подростковой кардиологии. -Л.-ЛенГИДУВ.-1990.-70с.
  114. Методы изучения вегетативной нервной системы у детей и подростков- Методические рекомендации МЗ СССР /Под ред. А. М. Вейна., Н. А. Белоконь./ -М., 1987.-25 с.
  115. Ф.З., Малышев И. Ю. Феномен адаптационной стабилизации структур и защита сердца. М., «Наука», 1993
  116. Ф.З., Халфен Э. Ш., Дями Н. П. Влияние стрессорной и физических нагрузок на ритмическую деятельность сердца и состояние адренэргической регуляции у больных нейроциркуляторной дистонией. Кардиология 1990, N5, с.52−56
  117. Мирин В. Ш. Оценка качества адаптивного регулирования у детей с вегето-сосудистой дистонией методом анализа переходных процессов. Автореф.дис., к-м.н. М., 1988. с.27
  118. М.Д. Клинико-функциональная характеристика вегетативно-сосудистой дистонии у детей.- Автореф.дисс., к.м.н, Саратов, 1993- 25
  119. О.В. Клинико-функциональные варианты вегетативно-сосудистой дистонии гипотензивного типа у детей. Автореферат .дисс. к. м. н., Спб, 1996- 23
  120. JI.K. Дисплазия скелета. Вестник травматологии и ортопедии им. Приорова., 1994, N3, с.56−61
  121. А.Г. с соавт. Распространенность сосудистых дистоний среди школьников. Сб.н.тр. Уфа, 1990. с.47−53
  122. Е.А. Современные тенденции проявления сосудистой патологии в детском возрасте. Педиатрия 1990, N8- 5−8
  123. В.Н., Дьякова М. А., Богатырева А. В. с соавт. Особенности течения вегетативно-сосудистой дистонии у детей. Сб. н. тр. Заболевания внутренних органов у лиц молодого возраста.- Новосибирск, 1992- с.40−43
  124. В.А. Особенности анатомо-функционального состояния позвоночника при нарушениях осанки во фронтальной плоскости и начальных формах сколиоза. Автореферат, дисс., к. м. н., JL, 1988 с.21
  125. М.К. Функциональные методы исследования системы кровообращения у детей. М., Медицина, 1988- 272
  126. Г. Г., Бухны Д. И., Школьников, а М.А. с соавт. Компьютерная диагностика форм вегетативно-сосудистой дистонии у детей. Сб. Информатика и кибернетика в педиатрии. М., 1990- с.69−72
  127. С.С., Нагорная Н. В., Золотова Л. И. с соавт. немедикаментозные методы лечения вегетативно-сосудистой дистонии у детей и подростков. Деп. рук. Донецк, 1989- 6
  128. М.А. Диагностика и лечение нестабильности шейного отдела позвоночника у детей Автореферат, дис. К. м. н. Санкт-Петербург 1996
  129. Н.В., Кудряшова М. Ю., Акимов Т. П. Адаптация детей с синдромом вегетососудистой дистонии в специализированных санаториях. Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения детей с нетуберкулезными заболеваниями. 1988. с.71
  130. В.Н., Корина Н. Н. Возрастные, адаптационные и патологические процессы в опорно-двигательном аппарате. Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1989. т.96. в. З, с. 100−102
  131. Педиатрия: Руководство под ред. Бермана Р. Е. М., 1994
  132. В.А., Жданова Л. А., Новикова Т. Н. Течение периода адаптации и реадаптации у детей с функциональными кардиопатиями. Тез. докл респ. конф. М. 1989. с. 139−140
  133. А.Н., Кожевников B.C. Адаптация первоклассников семилеток по ряду функциональных показателей к обучению в школе по новой учебной программе. Физиология человека 1997.23.N6. с.44−48
  134. Подросткова медицина (Руководство для врачей) под ред. Л. И. Левиной 1999., с. 731
  135. Г. М., Нейроциркуляторная дистония Н.Новгород 1994- 300
  136. Н.С., Лепицкая Н. Н., Зорина Л. И. Ранняя диагностика вегетодистоний у детей с ожирением. Сб. ст. Дети группы риска, прогноз, диспансеризация. 1988. с.78−81
  137. Проблемы охраны здоровья подростков. Доклад комитета экспертов ВОЗ. 1979. М. Медицина.
  138. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: «Питер», 2000. — 624 с.
  139. А. Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. Казань, 1990
  140. И.К. Критерии диагностики вегетативной дистонии на основе процентильного распределения электрокардиографических показателей популяции детей школьного возраста. Автореферат, дисс., к. м. н., Оренбург, 1991. с.26
  141. С.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и симпато-адреналовой систем детей младшего школьного возраста в течение учебного года. Автореферат, дисс., к. м. н., Казань. 1989. с.21
  142. Г. А. Симптомокомплекс вегетативной дистонии при нейрогенных обмороках у детей. Сб. н. Тр. Вегетативная дистония у детей и подростков. Пермь, 1991- с. 31−34
  143. СавченкоО.Н. с соавт. Возрастная динамика гормона роста, половых гормонов и тироксина и влияние их на показатели физического развития детей и подростков. Вопросы охраны материнства и детства. 1977.- т.22.- N9.- с.28−33
  144. М.Х. с соавт. О частоте распространенности вегето-сосудистой дистонии среди школьников 1988. т.2. с.256−257
  145. Г. Стресс без дистресса М., 1979- 122
  146. A.M. с соавт. Синдром ранней реполяризации желудочков при патологии сердечно-сосудистой системы. Кардиология 1990. 30. N6. с. 103 105
  147. Т.А., Зуева Г. А., Яковлев Н. А. Эпидемиологическое исследование вегетативной дистонии детей и подростков г.Твери. Тез. Докладов конференции «Возрастно-половые аспекты патологических состояний». Тверь, 1998- с. 94−95
  148. Е.А., Ляликова В. Б., Осокина Г. Г. Структура синусового сердечного ритма у здоровых детей. Вопросы охраны материнства и детства. — 1984.- № 3. — С. 10−12
  149. О.В. с соавт. К вопросу психовегетативных соотношений у здоровых школьников и больных с вегетососудистой дистонией. Вестник Волгоградской медицинской академии N3 Волгоград 1997. т.52. вып.З. с.82−83
  150. В.В. с соавт. Особенности нарушений переферической гемодинамики у школьников с нейроциркуляторной дистонией. Здравоохранение Беллорусии 1996. № 11 с.41−43
  151. М.Я. Книга о здоровье детей М., 1986- 238
  152. А.В., Моисеев B.C. Болезни миокарда. М. — 1973. — С.23−26
  153. Н.Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз. Российский педиатрический журнал. 1999 г., № 2 с. 36−41
  154. О.Е. Психо-вегетативные аспекты головной боли сосудистого генеза у детей. Тез. доки на XXIII научно-практической конференции М. 1998, с. 76−77
  155. О.Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Автореферат .дисс., к. м. н., Томск, 1998, с.22
  156. О.С. Характеристика сердечного ритма здоровых школьников и детей с вегето-сосудистой дистонией по гипертоническому типу. Медицинский журнал Узбекистана. — 1991. — № 10. — С.31−34
  157. О.В., Поярков В. Б. Эндемический зоб у детей в условиях современного промышленного города. Педиатрия. 1996, N3
  158. В.В. Особенности реакции сердечно-сосудистой системы на нервно-эмоциональные и физические нагрузки у людей с различным уровнем функциональной подвижности нервных процессов. Дис. к. м. н., Киев. 1989. с. 191
  159. Р.В.Тонкова Ямпольская Р. В. (ред.) Внешняя среда и психическое развитие ребенка., Москва, 1984, 300с.
  160. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечнососудистой системы школьников. М., 1985- 164
  161. Н.А. с соавт. Клинико-иммунологические особенности детей с нарушениями сердечного ритма на фоне дисплазии соединительной ткани. Детская ревматология 1996, N2, с. 13−17
  162. Э.В. с соавт. Реабилитация детей с патологией позвоночника, осложненной вегето-сосудистым и кардиальным синдромами. Материалы конференции ортопедов травматологов. Спб., 1996, ч.2, с. 160−162
  163. .М. Стресс и система кровообращения. М., Медицина, 1990- 320
  164. Н.В., Боженов Ю. А. Некоторые патогенетические механизмы синдрома адаптационного напряжения у детей младшего школьного возраста. Биробиджан, 1997, с.204−206
  165. В.Я. Об этиологии и патогенезе сколиотической болезни Вестник хирургии им. И. И. Грекова 1982, № 11
  166. Н.И., Кадырова JI.A. с соавт. О механизмах постизометрической релаксации скелетных мышц как метод реабилитации Ортопедия травматология и протезирование, 1990, N3
  167. С.Б., Ширинская Г. й. Функциональные кардиопатии. М., Медицина, 1971.-184 с.
  168. П.И. Методические аспекты профилактики нарушений осанки у детей и подростков. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1999, N1, с. 19−23
  169. А.Г. О новом подходе к оценке двигательного возраста у детей и взрослых. Актуальные вопросы практической и теоретической медицины. Челябинск, 1995, с.73
  170. JI.B., Леонтьева И. В., Мурашко Е. В. Характеристика психовегетативного синдрома у детей с болями в сердце. Педиатрия., 1995, N6, с.30−33
  171. Я.Л., ЗайдманА.М. Морфогенез сколиоза.- Новосибирск, 1978
  172. В. Д. Абальмасова Е.А. Сколиозы и кифозы. М., 1973
  173. А.Г., Спивак Е. М., Макаров Л. М. Характеристика ночного сна у подростков с вегетативной дисфункцией по данным Холтеровского мониторирования / Тезисы 1 конгресса Ассоциации кардиологов стран СНГ. -Москва.-1997.-С. 288
  174. Т.Н., Мусатова Н. М., Савченко В. В. Нейро-ортопедические параллели у детей с родовой травмой нервной системы и ротационными нарушениями осанки. Вертебрология проблемы, поиски, решения. 1998, с.68−69
  175. Н.Ф., Денисова Г. Я., Власова JT.H. Физическая работоспособность у детей с вегето-сосудистой дистонией Пермь 1988 с.7
  176. В.Н., Сосунов А. А., Гуски Г. Морфологические основы иннервации сердца. М. -1992
  177. Д.Ч. Возрастные особенности адаптивных реакций у детей с синдромом вегетодистонии. Альманах: для врачей, педагогов, родителей и т. д. Москва, 2000, вып.4 с.190−192
  178. С.А. Функциональная диагностика в детской неврологии (методические рекомендации).- Казань, 1986,23
  179. A.M. Клинико-функциональная характеристика здоровья и адаптации школьников раннего подросткового периода, прогноз, профилактика их нарушений. Иваново, 1995, с. 19
  180. М.А. Аритмология детского возраста как важнейшее направление педиатрической кардиологии. Росс, веста, перинат. и педиатрии, 1995- N2, с.4−8, 9−11
  181. А.А. Дезадаптационные расстройства в детском возрасте. Сб. науч. тр. Пермь, 1991, с.7−11
  182. JI.A., Ильин А. Г., Звездина И. В., Ямпольская Ю. А., Филькина О. М., Миронов Н. Е. Морфофункциональные особенности подросткового возраста Российский педиатрический журнал 1999, N2, с.31−36
  183. Р.Г. Критерии диагностики и оценки степени тяжести нейроциркуляторной дистонии у подростков. Автореферат, дисс., к. м. н., М., 1989, с.21
  184. Эриксон Эрик Г., Детство и общество., ЛЕНАТО, ACT, Фонд «Университетская книга»., 1996 г., с.592
  185. Л.Г., Петрухина Л. М. О возможности применения различных физических факторов при лечении вегето-сосудистой дистонии у детей. Сб.н.тр. Актуальные вопросы клинической медицины. М., 1999, с.67−68
  186. В.М., Глотов А. В. и соавт. Аритмии сердца и иммунные нарушения при дисплазии сединительной ткани / Тезисы 3 Международного славянского конгресса по электростимуляции и клинической электрофизиологии сердца. СПб. -1998. — С.48
  187. Г. М., Новикова B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность стресс, регуляция. Л., 1990- с.7−26
  188. Е.А. «Школа для всех» Адаптивная модель (теоретические подходы и практическая реализация) Москва, Новая школа, 1997. с.350
  189. Е.Б., Янакевич Б. А. Клинические особенности и этапная реабилитация вегетативных расстройств у детей и подростков. Тез. докл. Всесоюзной научно-практической конференции. Вильнюс. 1989. с. 101−102
  190. Alvarez E$ Ferrer T- Pirez Conde C- Lypez Terradas JM- Pirez Jiminez A- Ramos MJ. Evaluation of congenital dysautonomia other than Riley-Day syndrome.
  191. Applegate KE- Sargent SK. Spontaneous colonic ischemia in a patient with Riley-Day syndrome. Pediatr Radiol 1995,25:4,312−3.
  192. Д.Ж., Заррис М. Принципы психического развития // Москва, Когига- центр, 2000 г., С. 350.
  193. Baxer G.D. Therapevtic Lasers Edinburg, London, Madrid, Melburrn, 1994- 241.201. (Bernar К.) Бернар К. Цит. По И. Клайков В кн.: Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М., «Медицина», 1975
  194. Blieden LC- Kuberger N- Goez R- Abramov N- Laron Z- Weizman A-
  195. Gil Ad I Non-traditional risk factors for atherosclerosis in high risk children. IsrJ MedSci, 1996 Dec, 32:12,1255−61.
  196. Brutsaert D.L. Nonuniformity: A physiologic modulator of contraction and relaxation ofthe normal heart/// Am. Coll. Cardiol. 1987. — Vol.9.-P.341−348.
  197. Chimelli L. Peripheral neuropathies in childhood: a neuropathological approach. Arq Neuropsiquiatr 1996 Sep, 54:3, 510−8.
  198. Cinciripini P.M. Cognitive stress and cardiovascular reactivity Amer. Heart J. 1986- 112:5:1051−1065.
  199. Di Mario — Burleson JA. Autonomic nervous system function in severe breath-holding spells. Pediatr Neurol 1993 Jul-Aug, 9:4,268−74.
  200. Evtushenko SK- Ostropolets SS. Autonomic vascular dystonia with syncopal attacks and its correlation with epilepsy in children andadolescents Zh Nevropatol Psikhiatr hn S. S Korsakova 1993,93:5,37−40.
  201. В. Реактивность сердечно — сосудистой системы у лиц молодого возраста Кардиология: 1986-№ 1. С. 1: 39 -44
  202. Geoge J. Cararasos Neurocirculatory Asthenia /in b. Stress and Heart. New York. 1981- 219−244
  203. Hastrup J.L. etal. Cardiovascular Responsivity to Stress. Family Patterns and the Effects of Instructions J.phsychosom. Res. 1986- 30:2:233−241.
  204. Ibsen K. Statistical Analysis of Factors Influencing Blood Pressure in Children and Adolescents. Acta med. Scund. 1985- 693:41−46.
  205. James J. L. et at Scoliosis. Edinburg, 1976
  206. Johns DW. Disorders of the central and autonomic nervous systems as a cause for emesis in infants. Semin Pediatr Surg 1995 Aug, 4:3,152−6.
  207. Julius S., Weder A., Hinderliter A. et al. Handbook of Stress, Reactivity and Cardiovascular Desease. New York- 1985:41−81.
  208. Delius L., Fharenberg J. Psychovegetative syndrome. Stuttgart- Georg Thieme Veriag, 1966. — 682 p.
  209. Korematsu S //Autoregressive analysis of variability in heart rate and «blood pressure in asthmatic children-difference of severity. Arerugi, 1995 Sep, 44:9, 1140−9
  210. Kushnir G. M //Tetany in autonomic vascular dystonia in children. Zh Nevropatol Psikhiatrlm S. S Korsakova, 1990,90:5,31−6 265.
  211. Lonsdale D. Hypothesis and case reports: possible thiamin deficiency //J. Am Coll Nutr, 1990 Feb, 9:1,13−7
  212. Maayan C- Kaplan E- Harrari M- Peleg O- Goldberg A. Diagnosis and Vx misdiagnosis in familial dysautonomia/ZHarefuah, 1994 May, 126:10, 565−7,628
  213. Meulemans E., Werner M. Light Sources for Photobiology and Phototherapy. //Philips Lighting, 1995 p.27.
  214. Mirowitz SA- Sartor K- Prensky AJ- Gado M et al. Neurodegenerative diseases of childhood: MR and CT evaluation //J. Comput Assist Tomogr, 1991 Mar-Apr, 15:2,210−22
  215. Mitrani RD- Klein LS- Miles WM et al. Regional cardiac sympathetic denervation in patients with ventricular tachycardia in the absence of coronary artery disease //J. Am Coll Cardiol, 1993 Nov 1,22:5,1344−53
  216. Мое J. I. a. o. Scoliosis and other spinal deformites. Philadelphia a.o. 1978
  217. Oddoux C- Reich E- Axelrod F et al. Prenatal diagnostic testing for 'familial dysautonomia using linked genetic markers //Prenat Diagn, 1995 Sep, 15:9,817−26
  218. Ogborn M. R., Grocker J. F. Investigation of pediatrie hypertension //Amer. J. Dis. child. -1987. -v. 141, N11. -P. 1205−1209.
  219. Ohshiro Т., Calderhead R.G. Low level laser therapy //Chichester, New York, John Willy a Sons, 1988. 180p.
  220. Poliakov VA- Tsverianishvili GK Psychoautonomic and neurovascular disorders in patients with autonomic vascular dystonia and the hyperventilation syndrome and methods for their correction //Zh Nevropatol Psikhiatr Im S. S Korsakova, 1995, 95:4,25−7
  221. Plotnikov VP, Ivanova GE, Poliaev BA, Chogovadze AV Cardiovascular responses to isometric muscle tension in healthy subjects and in patients with neurocirculatory dystonia. Fiziol Cheloveka 2002 Jul Aug- 28 (4): 94−7
  222. Roaf R. Scoliosis Edinburg, 1 966 233. (Selye Н.)Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., Медгиз, 1960
  223. Rocha A- Neves SA- Lopes ER- Macxdo V de О. Acute Chagas cardiopathy. A systematic study of the intracardiac excitatory-conduction and autonomic nervous systems in an autochthonous case in Acre //Rev
  224. Soc Bras MedTrop, 1996 Jul, 29:4, 367−71 286.Rowe PC-
  225. Sarwark JF- Kramer A Pediatric spinal deformity //Curr Opin Pediatr, 1998 Feb, 10:1,82−6
  226. Schatz 1.1.Orthostatic Hypotension. II. Clinical Diagnosis, Testing and Treatment//Arch, intern, med. 1984- 144:5:1037−1044.
  227. Schiavone A- Biasi MT- Buonomo С et al. Micturition syncopes //Funct Neurol, 1991 Jul-Sep, 6:3,305−8
  228. Scott JS- Ockey RR- Holmes GE et al. Autonomic dysfunction associated with locked-in syndrome in a child. //Am. J. Phys Med Rehabil, 1997 May, 76:3,200−203
  229. Severnyi AA- Osokina GG- Kireeva IP et al. Clinico-psychopathologic ¦and somato-autonomic studies of functional hyperthermia in adolescents
  230. Zh Nevropatol Psikhiatr Im S. S Korsakova, 1990,90:8,94−97
  231. Shvarkov SB- Vein AM- Kovrov GV et al. The epidemiology ofautonomic disorders in Moscow schoolchildren //Zh Nevropatol Psikhiatr Im S S Korsakova, 1993,93:6,59−61
  232. Wiedemann B. Suspected cardiac neurosis? On to heart catheterization? MMW Fortschr Med 2002 May 30- 144 (22): 4−6
  233. Yakinci C- Mtngen B- Tayfun Metal. Autonomic nervous system functions in childhood essential hypertension //Acta Paediatr Jpn, 1996 Dec, 38: 6,611−3,
  234. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
  235. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. п.).
  236. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).
  237. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.).
  238. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.6. Пишет левой рукой.7. Бесцельно двигает руками.8. Часто моргает.9. Сосет палец или ручку.10. Иногда заикается.11. Грызет ногти.
  239. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.
  240. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.
  241. Очень любит играть, играет даже на уроках.
  242. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту их ровесник.
  243. Речь инфантильная, напоминает речь 4−5-летнего ребенка.
  244. Чрезмерно беспокоен на уроках.
  245. Быстро примиряется с неудачами.
  246. Любит шумные, подвижные игры на переменах.
  247. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
  248. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.22. Долго переживает неудачи.
  249. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание может ответить хорошо.
  250. Очень долго выполняет любое задание.
  251. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).
  252. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
  253. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).
  254. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т. п.
  255. Допускает много ошибок при списывание.
  256. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. п.
  257. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.
  258. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.
  259. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
  260. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах.
  261. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т. п.
  262. Не совсем здоровый вид (бледный худенький).
  263. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
  264. Если что-то не получается, раздражается, плачет.
  265. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.
  266. Часто жалуется на усталость, головную боль.
  267. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.
  268. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т. п.).
  269. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
  270. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
  271. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
  272. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
  273. Работая с бланком ответов, учитель должен вычеркнуть номера тех высказывании, которые, по его мнению, относятся к данному ученику.
Заполнить форму текущей работой