Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: По материалам этносоциол. 
исслед. в г. Москве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причем идентификация может происходить на различных уровнях: прежде всего, когда речь идет об идентификации человека с кем-нибудь достаточно значимым, важным в его жизни, жизни, например, родителем или другом (значимым другим) — во-вторых, возможна идентификация с группой, с ценностями которой человек соизмеряет свою жизнь (референтной грулл-пой) — и, на последнем уровне, идентификация происходит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. i. 1 Этническая идентичность как предмет междисциплинарного исследования
    • 1. 2. Методы изучения этнической идентичности
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНО- СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ
    • 2. 1. Основные черты жизнедеятельности национально-смешанных семей
    • 2. 2. Проблемы этнической идентичности личности в национально-смешанных семьях
  • ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНО- СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ
    • 3. 1. Элементы этнической идентичности в структуре самосоанания личности
    • 3. 2. Представления респондентов о собственной этнической идентичности. ИЗ
    • 3. 3. Природа этнической идентичности
    • 3. 4. Влияние этно-культурных и этно-психологических факторов на формирование личностной этнической идентичности
    • 3. 5. Особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях и установки на этнические контакты

Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Б наше бурное время политических, социальных, национальных преобразований в центре внимания этносоциологических, этнологических исследований — наиболее злободневные проблемы: этнические конфликты, национализм, рост национального самосознания стали особенно важными проблемами в социальных науках вообще и в социологии в том числе.

Среди этого набора актуальных тем проблема этнической идентичности, этнического самосознания, как чаще говорят в исторических науках, притягивающая внимание исследователей различных дисциплин уже на протяжении нескольких десятилетий, по праву занимает одно из первых мест. Интерес к проблеме этнического самосознания вызван не только потребностями познания путей развития современного общества. Концентрируя интересы, чувства и чаяния народов, этническое самосознание является одним из главных факторов и критериев развития национальных, этно-политических движений.

Межэтнические напряжения и конфликты в различных регионах отражаются на настроениях и ориентациях людей, особенно это касается лиц, живущих в иноэтнической среде и в национально-смешанных семьях. Гуманистические задачи общества состоят в том, чтобы понять самочувствие этих людей и максимально уменьшить этническое напряжение, а для этого важно знать состояние их этнических представлений и чувств, всего того, что входит в этническую идентичность.

В то же время исследование этнической идентичности (национального самосознания) чрезвычайно затруднено ввиду системности этого феномена, которое удачно отражено в образном сравнении поисков этничности с охотой на «снежного человека»: следы его находят повсюду, хотя самого его ещё никто не встречал [Isaac Н., Glazer N., 1975, С. 303.

Системность феномена этнической идентичности обусловливает комплексность и многоплановость его изучения, что позволяет представителям различных специальностей выделять собственное поле в изучении данного социального феномена, помогая, в свою очередь, решению более общих социально-экономических, этно-политических и этно-культурных задач.

Настоящая работа опирается на разработки и достижения ряда смежных научных дисциплин: этнографии, этносоциологии и социальной психологии, каждая из которых со своим богатым методологическим аппаратом и методическим инструментарием открывает новые грани в предмете этнической идентичности. В центр исследования выдвигаются личностные аспекты этнической идентичности.

Изучение этнического самосознания идет в общественных науках в двух взаимосвязанных, но четко разграничивающихся планах в зависимости от того, на каком уровне функционирования оно рассматривается: во-первых, с точки зрения группы, общности в целом ЕБромлей Ю. В., 1972, 1973, 1983; Джарылга-синова Р. 1, 1986, 1987; Козлов В. К, 1974; Кушнер И И. 1949; Крюков К В., 1985; Лихачёв Д. С., 1946, 1991; Мавродин К В., 1945; Пименов В. В., 1977; Поршнев Б. Ф., 1966; Токарев С. А., 1964; Чистов КВ., 1972; Elliot W., 1983; Glazer N., 1975; Smith А., 1989, 1991 и др. 3, а, во-вторых, проявления его на уровне конкретных личностей ЕБромлей Ю. В., 1972,.

1983; Губогло М. Е 1975; Дробижева Л. М., 1983, 1985; Кожанов А. А. 1976; Левкович В. П., Панкова Е Г,, 1973; Снежкова И. А., 1983; Парыгин Б. Д. 1967, 1971; Поршнев R Ф., 1968, 1979; Dashefsky А., 1976; Liebkind К., 1893, 1989; Royse А., 1982 и др. 3. Эти два аспекта изучения, хотя их полностью разделить нельзя [Дробижева JL М., 1985, с. 33, порождают значительные различия в подходах и, соответственно, выделение различных сторон в содержании понятия этнического самосознания.

Основное внимание учёных в теоретическом осмыслении проблем этнического самосознания в отечественной науке, где распространение этого термина особенно широко происходило в последние десятилетия и было связано с разработкой теории этноса, проблем этногенеза и этнической истории, этнических процессов СДжарылгасинова Р. Е, 1987, С, 93, направлялось на раскрытие содержания и функционирования этнического самосознания на групповом уровне.

Впервые термин «национальное самосознание» появился в социологической литературе в начале 20-х годов, однако тогда его содержание специально теоретически не осмысливалось. Затем на некоторое время он выходит из употребления, но уже с начала 40-х годов появляется вновь в контексте разработки проблем, связанных с национальным патриотизмом.

В это время он входит в научный обиход (сначала как «национальное самосозание») в трудах сразу трёх учёных: историка R В. Мавродина [Мавродин В. В., 19 453, литературоведа Д. С. Лихачёва С Лихачёв Д. С., 19 463 и этнографа П. И. Кушнера [Кушнер Ей., 19 493. Работа этих авторов была направлена на изучение роли и значения национального самосознания в этниri.

— f ческой истории народов. Б этнографической науке безусловная заслуга рассмотрения национального самосознания как важного признака этнической общности принадлежит П. И. Кушнеру, выступившего с докладом на эту тему на заседании Группы общей этнографии ИЭ АН СССР и осветившего её в нескольких своих работах ГКушнер ЛИ, 1949, 19 513. Важным является введённый им принцип историчности в рассмотрении проблем национального самосознания, динамичности его природы.

Этот принцип был продолжен и развит в трудах других отечественных учёных СПотёхин И. И., 1965; Парыгин Б. Д., 1967; Поршнев Б. Ф., 19 683. В исторических и философских дисциплинах национальное самосознание рассматривалось как «органическая часть общественного сознания», которая подчиняется «тем же законам развития» СПотёхин И. И., 1955, С. 2, 183.

Важнейшим рубежом в теоретическом осмыслении проблем этнического самосознания являются 60-е годы. Начало этому положили две работы выдающихся советских этнографов С. А. Токарева и Е Е Чебоксарова, увидившие свет в 1964 году — в которых впервые речь шла не только о национальном самосознании, но и шире — об «этническом самосознании» [Джарылгасинова P. 1IL, 1987, С. 113. Эти публикации открыли целый ряд научных дискуссий о месте этнического самосознания в теории этноса. В докладе Е Е Чебоксарова «Проблемы происхождения древних и современных народов» на открытии одного из симпозиумов YII заседания МК АЗН (Москва, 1964), акцент делался на вторич-ность этнического самосознания по сравнению с основными признаками этнической общности. Этническое самосознание представляет собой некоторую результанту сочетания основных признаков этнической общности СЧебоксаров ЕЕ, 1970, С.

748]. Но если говорить о функционировании этнического самосознания на индивидуальном уровне, то оно как признак выступает определяющим. Этническое самосознание «является в конечном счёте решающим для определения принадлежности к той или иной этнической общности» [там же, 1964, С. 533.

В число важных этапов в теоретическом осмыслении понятия этнического самосознания входит дискуссия по теории наций, проходившая в журнале «Вопросы истории» во второй половине 60-х годов. Наиболее остро в ней ставились вопросы о роли и значении национального самосознания в определении наций. В результате участники признали необходимость включения национального самосознания в число признаков наций. С этого времени «национальное» и более широко «этническое самосознание» стало одним из понятий, наиболее часто употребляемых при рассмотрении широкого комплекса теоретических и практических проблем, связанных с изучением этнических процессов, в частности, проблемы этногенеза и этнической истории, эволюции этнического сознания, компонентов и структуры самого этнического самосознания, проблем формирования этнического самосознания и его роли в истории этноса, различных этнических движениях и многих других вопросов.

Особый раздел в историографии представляют собой вопросы, связанные с изучением структуры этнического самосознания, его компонентов. Проблемой первостепенной важности является раскрытие содержание этого понятия. Исследователи придерживаются в этом вопросе различных, хотя полностью не исключающих друг друга точек зрения. Одни определяют это понятие как осознание принадлежности к тому или другому этносу [Козлов R К, 1974, С. 84], большинство же других исследовате лей его структуру видят более сложной [Бромлей Ю. В., 1983; Дробижева JL М., 1985; Крюков М. В., 1976; Старовойтова Г. Е ,.

1985; Шелепов Г. К, 1968 и др. 3. QhT.

Одной из наиболее полных, обобщающих понятие этнического самосознание, можно считать трактовку, которая была дана в работе КЗ. Е Бромлея «Очерки теории этноса» [ Бромлей КХ Е, 1983, С. 176−1833, где были выделены следующие компоненты: представления о «типичных чертах» своей общностиеё свойствах как целогопредставления об общности исторического прошлого народа, языке, культуре, о территориальной общности («Родной земле»), связанные при определённых конкретно-исторических условиях с государственной общностью, религиозным и классовым сознаниемдополненные осознанием этнических ценностей, интересов, комплексом эмоциональных отношений к этнической действительности. При этом различается этническое самосознание личности и самосознание этнической общности.

Это позиция, включающая оба уровня рассмотрения этнического самосознания — как группового так и личностного — устраняет некоторую изолированность двух основных подходов к изучению этнического самосознания и подчёркивает их взаимодополняемость.

Самосознание этнической общности, как феномен проявляется лишь через этнические представления отдельных людей. «Одним словом, было бы недостаточно корректно не только полностью отождествлять самосознание этнической общности и этническое самосознание личности, но и абсолютизировать их различие» Е Бромлей ЕЕ, 1983, с. 1773.

Рассмотрение проблемы этнического самосознания на личностном уровне предполагает выделение в качестве объекта субъективные представления отдельного человека. Этническое самосознание означает отнесение себя к определённой этнической общности, осознание принадлежности к определённому народу С Бромлей Ю. К, 1972; Губогло MR, 1975, С. 2251 и представляет собой осознание субъектом совокупности своих национальных (этнических — авт.) связей и своего отношения к ним С Парыгин Б. Д., 1971, С. 1281.

В исследовании этнического самосознания на уровне личности можно выделить два подхода: когда национальное самосознание используется в узком значении как психические акты отождествления себя с этносом — то есть как национальная идентификация, национальное самоопределение, и, во-вторых, когда в него помимо национальной идентификации включаются представления о типичных чертах «своей» общности, осознание этнических интересов и некоторые другие элементы tБромлей Ю. В., 1983, с. 1771.

В ряде работ используется понимание этнической идентификации как процесса отождествления субъекта со своим этносом [Кожанов А. А., 19 761, в основе которого лежит принцип «мы-они» — общий механизм формирования этнического самосознания. Причем эти психические акты помимо выявления тождественности, сходства, фиксируемого в содержании понятия «Мы», включают представления, указывающие на отличие «себя», «своих» от «других» — «Они». У людей, принадлежащих к одной группе (в нашем случае такой группой выступает определенная этническая общность) формируется особое чувство общности, ощущение связи и близости членов группы — своеобразное «мы-чувство». Эта общность ощуирется каждым либо посредством той или иной персонификации, либо посредством различных обрядов, обычаев, подчеркивающих принадлежность индивидов к данной общности в отличие от «них» С Поршнев Б. Ф., 1979]. Таким образом, в этническую идентификацию включается совокупность представлений как об этнообъединительных, так и этно-разграничительных признаках, проявляющихся при определении человеком связей со своим этносом и при сопоставлении «своей» этнической общности с «другими» .

В англоязычной литературе эта совокупность самопредставлений описывается при помощи термина «этническая идентичность» (ethnic identity), которое в отличие от сходного на первый взгляд термина «этническая идентификаця» (ethnic identification) включает феномены и явления более широкого порядка. Идентификация здесь рассматривается в динамическом аспекте, а именно, как процесс. Идентичность же понимается как своего рода результат серии таких процессов CDashefsky А., 1976, с. 7], которая является «не столько простой суммой идентификаций, а представляет робой скорее новую комбинацию старых и новых идентификационных фрагментов» CErikson Е. в Dashefsky А., 1976, с. 73.

Причем идентификация может происходить на различных уровнях: прежде всего, когда речь идет об идентификации человека с кем-нибудь достаточно значимым, важным в его жизни, жизни, например, родителем или другом (значимым другим) — во-вторых, возможна идентификация с группой, с ценностями которой человек соизмеряет свою жизнь (референтной грулл-пой) — и, на последнем уровне, идентификация происходит с широким кругом социальных явлений, таких как этническая группа, профессиональная группа (с социальными категориями). Эти положения являются важными для определения позиций в настоящем исследовании, поскольку процессы этнической идентификации происходят одновременно на всех указанных уровнях. Первые два из них оказывают важное опосредованное влияние на ход формирования этнической идентичности, содержательно проявляющейся, в основном, на последнем уровне. Процесс и результат этнической идентификации во многом зависит от того, насколько человек разделяет с членами этнической группы представления об обищости происхождения, базирующиеся на принятии индивидуальных и групповых ценностей и/или на едином социокультурном опыте.

Термин идентичность в зарубежной литературе используется применительно к явлениям и индивидуального, и группового порядка, что сходно с отечественной практикой. Практически термин этническое самосознание понимается в первом случае как идентичность с этнической группой, а во-втором, как этническая идентичность самой этой группы во взаимодействии с другими этническими обидюстями. И в зависимоси от задач исследования, от того на каком из этих уровней изучается идентичность, определяется структура и содержание этнической идентичности.

Как функциональный и получивший широкое распространение в англоязычной литературе термин «этническая идентичность» потеснил собой понятие «этническое самосознание», чаще употребляемого для обозначения группового самосознания: расового, религиозного, национального — то есть на уровне группы как таковой. «Этническое самосознание» употребляется в некоторых работах для обозначения «одной из форм социальной идентичности» С Elliot W., 1983, с. 53. Использование этого термина практически всегда идет в контексте исследования оппозиции «мы» и «они», подчеркивающего дуалистическую природу происхождения этического самосознания. Принцип «мы-они», как показано в литературе, используется для объяснения общего механизма формирования этнического самосознания. На индивидуальном уровне система представлений о своих связях с различными общностями, в том числе и этническими, определяется карсамоконцепция (self-concept.). Если идентичность имеет дело с определением того, кем является индивид, то к самоконцепции относится рефлексия человеком своих.- идентичност:—ей.

Из сказанного выше следует, что процесс соотнесения или отождествления человека со своим этносом и процесс осознания взимосвязи в самих этих группах может описываться различными терминами, не исключающими, а зачастую перекрывающими друг друга.

В нашей работе мы сконцентрировались на изучении субъективных этнических представлений на индивидуальном уровне, при этом исходили из необходимости учитывать сложную систему отношений личности и этнической группы. В обобщенном виде эту систему можно представить через совокупность идентификационных механизмов — мы имеем в виду процесс отождествления личности с конкретными этническими общностями, в конечном итоге определяющим содержание этнической идентичности. •.

Учитывая особенности употребления терминов «этническая идентификация» и «этническая идентичность» и одновременно выделяя различные стороны этих явлений (собственно процесса и его непосредственного результата), в данной работе мы будем говорить об этнической идентичности. Употребление термина «этническая идентичность», а не «этническое самосознание» в настоящем исследовании обусловлен стремлением подчеркнуть его направленность на изучение этого феномена на личностном, а не на групповом уровне.

Еще одним мотивом выбора термина этническая идентичность в данной работе является стремление провести исследование в рамках системного подхода, объединяющего достижения как в области этнопсихологии и этносоциологии, так и социальной антропологии и этнологии. Наиболее принятой и распространенной концепцией во всех указанных научных дисциплинах является именно концепция идентичности.

Дополнительным аргументом в пользу выбора термина «этническая идентичность» может служить положение о том, что не вся область этнических связей является осознанной для субъекта — часть этих элементов может формироваться, существовать и проявляться на бессознательном уровне. Некоторые аспекты этнического могут являться предметом осознания в меньшей степени или же существовать на подсознательном уровне [Liebkind. К., 1983, с. 189−190].

Осознание своей этнической принадлежности происходит на нескольких уровнях: прежде всего оно осуществляется как элементарное осознание своей принадлежности к группе — эмпати-ческая идентификация (eropathetic identification) — на следующем уровне формируется идеологические образования (ideology formation), связанные с осознанием происхождения группы, её культурным и историческим наследиема на этой выстраивается иерархия приоритетности различных групповых идентификацийи, наконец, на последнем уровне формируются представления о средствах (conception of means) реализации этой идентичности, определенной на двух других уровнях — именно на этом уровне формируется база для политических действий [там же, с. 1903.

Итак, этническая идентичность в нашем понимании — не столько причисление себя конкретным лицом к определенной этj нической общности, сколько реальный эмоциональный, когнитивj ный и поведенческий механизм осознания и проявления себя представителем этой общности, определенная степень тождест-венности с ней и отделение от других общностей.

Предлагаемое исследование ставило перед собой основную цель раскрыть, опираясь на комплексный междисциплинарный подход, механизмы формирования, содержание и особенности проявления этнической идентичности на личностном уровне.

Контекст национально-смешанных семей, где проблема этнической идентичности потомков от межэтнических семей является самостоятельной темой для исследования, представляется идеальным естественным социальным полем, демонстрирующим различные аспекты личностной этнической идентичности. Если в ситуации однонациональных семей этничность для молодого поколения как бы задана априори, и механизмы её зароджения, становления и функционирования не всегда рефлексируются сознанием, то в многонациональных семьях, где постоянно контактируют этнические компоненты как минимум двух культур [Комм. 1], проблемы этнического самоопределения молодого поколения актуализируются. —.

Процесс становления этнической идентичности происходит в этом случае эксплицированно, раскрываясь в каждом из аспектов идентичности: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Таким образом, первостепенной задачей настоящего исследования мы считали выделение основных механизмов личностной этнической идентичности, её этно-психологических и эт-но-культурных компонентов на основе материалов исследования подростков из национально-смешанных семей.

Решение этой задачи осуществлялось по двум направлениям. Первое из них включало сравнительный анализ механизмов и характеристик этнической идентичности в условиях национально-смешанных и однонациональных семей, второе же ориентировалось на вычленение специфики этнической идентичности в условиях этнически-негомогенных семей. Это второе направление представляло собой самостоятельную исследовательскую задачу, целью которой было выделение и анализ специфических характеристик этнической идентичности выходцев из смешанных семей. Исследование проводилось в г. Москве, то есть в условиях столичного города с довольно активной межэтнической контактностью, с этнически размытыми границами.

В соответствии с заданной целью и выделенными задачами более широкого порядка были сформулированы следующие научно-исследовательские задачи:

— Выделить комплекс факторов, определяющих формирование и функционирование личностной этнической идентичности;

— Описать этно-культурные и социально-психологические особенности жизнедеятельности межэтнических браков как специфического контекста для этнической идентичности;

— Раскрыть особенности этнической идентичности в национально-смешанных семьях по сравнению с однонациональными;

— Раскрыть когнитивную картину представлений подростков о своей этнической идентичности;

— Рассмотреть систему установок подростков в биэтничес-ких и моноэтнических семьях на этнические контакты;

— 17.

— Определить влияние фактора культурной дистанции на содержание этнической идентичности.

Проблеме этнической идентичности (этнического самосознания) в социально-антропологической, этно-социологической и социально-психологической литературе посвящено значительное число работ, раскрываших её как на теоретическом [Бромлей Ю. В., 1973, 1981, 198.3- Буганов А. В., 1987; Губогло М. Е, 1975; Джарылгасинова Р. Ш., 1987; Дробижева Л М., 1981, 1983, 1985, 1986; Козлов В. й., 1974; Кон й. С., 1971; Кузнецов И. М., 1983, 1985; Левкович В. Е, Панкова Е Г., 1973, 1983; Поршнев Б. Ф., 1968, 1978, 1979; Чеснокова И. й., 1977; Bart. h F., 1969; Dashefsky А., 1976; Elliot W. А., 1986; Glazer N., 1981; Jacobson-Widding A., 1983; Liebkind K., 1983, 1989; Royce A., 1982; Smith A., 1989, 1991; De Vos G., 1983; Weireich P., 1983, 1989], так и на практическом уровне [ Кожанов А. А., 1976, 1980; Кцоева Г. У., 1985; Пименов В. R, 1977; Петренко К Ф., 1987, 1988, 1989; Снежкова И. А., 1983; Almirol Е., 1985; Brenton R., 1989; Rosental D., 1985, 1986; Weinreich P., 1983, 1989; Zavallony M., 19 833. В настоящей работе мы опирались на этот богатый опыт прежде всего для определения места собственного исследования, формулировании его методологических и теоретических предпосылок.

Другой пласт научных исследований, который являлся не только основой для теоретических представлений, но и служил важным практическим источником, это результаты изучения различных аспектов жизнедеятельности национально-смешанных семей. Особый интерес для настоящего исследования представляли работы отечественных авторов С Ганцкая О. А., Терентьева JL Е, 1965, 1968, 1973, 1974; Гриценко R R 1987, 1989; Его.

— IS ян E., 1977; Рихтер E., 1985, 1988; Сусоколов А. А., 1977, 1985, 1987, 1992; Толстова JL С., 19 853, а также использова-лись зарубежные исследования СЛиберзон Ст., Уотерс М., 1986; Bagley Ch., Young L., 1980; Benson S., 1981; Gist N., Wright D., 1973; Kannan C., 1972; Tizard B., Phoenix A., 1989; Wilson A., 19 733.

Работа основана на результатах комплексного этносоциоло-гического исследования с этнопсихологической направленностью, проходившего в 1991 году в г. Москве. На этапе пилотажного исследования осуществлялась работа с материалами архивов загсов, адресных столов, различными статистическими справочниками. На втором этапе основным инструментом эмпирического исследования являлось программированное этносоциоло-гическое интервьюирование. Сочетание взаимодополняющих методов и методик обеспечило комплексный характер исследования и позволило получить данные как в содержательной, так и количественной форме.

Объектом исследования были подростки-старшеклассники (9−11 классов) четырёх средних школ Фрунзенского и Севастопольского районов города Москвы: 80 из них являлись потомками от национально-смешанных браков (экспериментальная группа) — 130 респондентов были выходцами из однонациональных семей (контрольная группа). В качестве основы многоступенчатой выборки, формировавшейся в конечном счёте по принципу случайного отбора, на первых ступенях был использован территориальный принцип. При выборе районов г. Москвы учитывалось их географическое размещение, а также социально-культурные показатели населения.

Необходимо отметить некоторую ограниченность выбранного объекта исследования, который представлял собой подростков из семей различного национального состава. Но это в определенной степени обусловлено общей направленностью работы, где не стояло задачи исследования этнической идентичности в условиях одного конкретного типа национально-смешанных семей. Принимая во внимание специфику различного культурного типа этих семей, включенную на этапе анализа дашных как специфический параметр (признак дистантности культур, составляющих основу брака), акцент настоящего исследования сделан на эт-1 но-социальные и социально-психологичесие механизмы формиро- ! вания этнической идентичности. Национально-смешанные семьи рассматривались как определённый контекст, условия, помогающие наиболее отчётливо продемонстрировать её содержание и механизмы.

Поскольку одним из брачных партнёров в этих семьях были представители восточнославянских народов, а по данным статистики лишь 2−3 семьи из 100 межнациональных не включают представителей восточнославянских народов [ Сусоколов А. А., 1992, в кн.: «Русские:.» с. 193], то можно говорить о высокой репрезентативности представленной выборки и о возможности экстраполяции результатов исследования на более широкий круг национально-смешанных семей.

При создании комбинированной методики исследования учитывался комплекс вопросов, связанных с проблемами формирования и функционарования этнической идентичности. Среди них ^ I важным являлось определение того, когда впервые появляется, развивается и в каком возрасте окончательно формируется лич ностная этническая идентичность. Здесь мы придерживаемся: дискутируемой в большинстве работ по пороблемам этнической идентичности (национального самосознания) точки зрения, что формировние этнической идентичности относительно длительный процесс, который берёт начало в раннем возрасте [Снежкова И. А., 1982; Левкович В. П., Панкова R Г., 1973; Brenton R., 90] и продолжает своё оформление в более поздней рефлексии этнического своеобразия в сознании и поведении [Терентьева Л, а, 1959; Ганцкая 0. JL, 19 733. Поскольку исследование направлено на изучение механизмов и содержания уже сформировавшейся этнической идентичности, опрос проводился среди старшеклассников (возраст 15−18 лет). Сами же вопросы были ориентированы на временной континуум от первого осознания себя представителем определённой этнической общности до системы представлений о собственной этнической идентичности. Дополнительно рассматривалась система установок на этнические контакты, допускающая в определенной степени проецирование этнического поведение.

Условием опроса было только добровольное согласие участвовать в исследовании и гарантия анонимности ответов.

Содержательно анкету формализованного интервью можно разделить на два блока: первый представляет собой комплекс эт-нодемографических показателей (пол, возраст респондентов, миграционные показатели, социально-профессиональный статус родителей), совокупность вопросов, отражающих этносоциальные и этнокультурные факторы, детерминирующих этническую идентичностьвторой же включает ряд вопросов, выделяющих влияние социально-психологических факторов. В эту вторую группу следует отнести несколько психологических методик, направленных на выявление когнитивной картины представлений об этнической идентичности и её эмоциональной оценки (модифициро.

— - Л .

I (у ппгтттт n1* mi" *.nrn Т/г ГТТ т. Ufrr/iTrnnm патттгп «Umn Q*?» «пттттттттлтзпуит tft пппт*:ооопш! IcLi ii, v па Да Гии л:, сццсш х л^иваплид оа^/п акт шкалы культурной дистанции Богардусаадаптированная шкала этнической идентичности Розенталя-Гриневичаоригинальную биографическу методикуметод исследования этнических стереотиповпроективные вопросы и другие).

Кроме этого в анкете представлены так называемые «индикаторы этнической идентичности» — ключевые ситуации и параметры проявления идентичности — среди которых выделяются языковая сфера (родной язык, язык внутрисемейного общения и другие языковые показатели), друзья, родственники, представления об этнообъединявщих признаках, установки на межэтническое общение и другие.

Б анкету также включены вопросы, затрагивающие значимость этнической проблематики для респондентов, мотивы выбора той или иной этнической идентичности. Варьирование закрытых и открытых вопросов и техник помогало повысить заинтересованность респондентов в ходе опроса, снизить их утомляемость и получить максимально полные данные. Сочетание взаимодополняющих методов и методик обеспечило комплексный характер исследования и позволило получить данные как в содержательной, так и количественной форме.

Информация, собранная путем стандартизованного интервью (анкеты) и методом прямого наблюдения, была подготовлена и статистически обработана на ЭВМ (программа STATPAC). фи обработке данных вычислялись простые (одномерные) распределения переменных, соответствующих отдельным вопросам анкеты, делался расчёт двумерных таблиц сопряженности. Обработка информации, полученной в биографическом тесте осуществлялась методом Контент-анализа.

Частично результаты обработки представлены в табличных распределениях, в другом же случае, для большей наглядности — в виде диаграмм.

Надежность, результатов настоящего исследования подтверждена тем, что данные в большинстве своем проявили устойчивость по сравнению с пилотажным исследованием.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Это первая работа на стыке этносоциологии и этнопсихологии, в котором личностные аспекты этнической идентичности стали предметом специального рассмотрения и изучения на материале подростков из смешанных семей. Это позволило актуализировать проблему этнической идентичности и рассмотреть в комплексе вопросов, связанных с механизмами ее формирования и функционирования.

2. Впервые к рассмотрению круга проблем, связанных с вопросами этнической идентичности (этнического самосознания) на личностном уровне был применён комплексный подход.

3. На основе рассмотрения теорий и методик изучения этнической идентичности, разработанных в социальной антропологии (этнологии), этносоциологии и этнопсихологии сформирован собственный исследовательский подход к изучению этнической идентичности. Он состоял главным образом в том, что были чётко разграничены понятия этнического самосознания, этнической идентификации и этнической идентичности. В этом состоит теоретическая значимость исследования. Автором сформулировано рабочее определение этнической идентичности, учиты-вющее её комплексную социально-культурную природу.

4. В работе впервые в отечественной науке дискутируется употребление термина «этническая идентичность» при изучении проблем этнического самосоанания на личностном уровне.

5. Б исследовании применены оригинальные социально-психологических методики (модифицированные или созданные самим автором) наряду с методами, характерными для этносоциологии, что позволило помимо традиционно изучавшихся преимущественно поведенческих, регулятивных компонентов этнической идентичности, более тщательно подойти к рассмотрению когнитивных, эмоциональных и неосознаваемых аспектов этнической идентичности.

6. Б результате анализа различных факторов показано, что решающее воздействие на формирование личностной этнической идентичности оказывает совокупность социально-культурных и социально-психологических факторов.

7. Впервые получены выводы, позволяющие судить как о месте и роли этнической идентичности в структуре индивидуального самосознания, так и о характерных особенностях содержания, проявлений и функционирования этнической идентичности в условиях национально-смешанных семей.

8. На основании полученных данных выделены реальные типы этнического самоопределния в смешанных семьях в условиях поли-этничного столичного города в зависимости от содержания и направленности этнической идентичности.

Теоретическая значимость данной диссертационной работы заключается в том, что в ней предлагается один из возможных путей рассмотрения системного феномена этнической идентичос-ти — выделение её личностных аспектов, определения роли в системе индивидуального сознания, когнитивных и аффективных компонентов, а также общих механизмов формирования этнической идентичности.

Разработанная для целей настоящего исследования методике! может служить основой для сравнительного изучения личностной этнической идентичности в других регионах страны, ценность её определяется в достаточной универсальности: возможности исследовать не только потомков от национально-смешанных браков различного этнического состава, но также потомков из однонациональных семей.

Практическая значимость настоящего исследования видится прежде всего в возможности использования полученных выводов в прогнозировании последствий, которые могут оказывать потомки из этнически-смешанных семей на процессы межэтнического общения и межэтнического взаимодействия. Положения диссертации могут быть учтены при регулировании межэтнических отношений в группах подросткового возраста.

Помимо этого, результаты могут представлять определённый интерес для консультационной работы в различных дошкольных и школьных учреждениях, семейно-психологических центрах и службах, занимающихся педагогической и коррекционной деятельностью. В работе с выходцами из этнически-смешанных семей и их окружением необходимо учитывать гибкую и вариативную картину их этнических представлений, которая бывает зачастую шире и богаче ригидных устремлений внешнего мира «вместить» их в рамки одной культуры, одной этнической группы.

Выводы диссертации могут быть также использованы в педагогической и научно-просветительской деятельности.

R twU.

Результаты работы подтверждают предположение, что присутствие постянного непосредственного контакта с этническими общностями родителей выступает своеобразным катализатором в отношении к этническому: не обязательно на осознаваемом уровне, но потомки от бизтнических браков «острее» восприни-, мают всё национальное.

Результаты эмпирического исследования привели автора к следующим выводам:

1. Место этнической идентичности в структуре индивидуального сознания варьируется в зависимости от принадлежности к однонациональным или национально-смешанным семьям.

2. Сравнительный анализ этнической идентичности у выходцев из национально-смешанных или однонациональных семей показал, что у выходцев из национально-смешанных семей этническая идентичность характеризуется большей степенью эмоциональное.

— 174 ти, чем у выходцев из однонациональных семей.

3. Среди важнейших признаков этнической идентичности у потомков из смешанных семей выделены её вариативность (существование нескольких типов этнической идентичности) и изменчивость (возможность манипулировать своей идентичностью в зависимости от ситуаций). Характерной особенностью является также различия между номинальной (фиксированной в официальных документах), внутренней идентичностью (самоидентичностью) и также тем, как в этническом плане их воспринимает ближайшее окружение.

4. Хотя в ряде случаев этническая идентичность может выступать источником внутреннего дискомфорта или даже конфликта в тех случаях, когда окружающая среда отказывается принимать более сложную структуру и содержание их этнического самоопределения, в целом проблема этнической идентичности разрешается выходцами из смешанных семей как на поведенческом, так и на внутриличностном (когнитивном и эмоциональном) уровне.

5. Можно с некоторой определённостью сказать, что в индивидуальном этническом самосознании материальная сфера этнической жизни уступает ведущее место субъективным признаком этнической принадлежности, что в большей степени проявляется у подростков из смешанных семей, оказывающихся более чувствительными к этнокультурным изменениям.

1. Эти интервью были в передаче R Познера в канале «Останкино» 23 сентября 1992 г., посвященной дискуссии молодежи на актуальные проблемы в области национальных отношений.

— 175.

2. Этот тип реально можно разбить на два подтипа, но мы их объединили на том основании, что в них выражено активное отношение к своей этнической идентичности и создании по сути дела категориального аппарата нового порядка.

3. Относительно культурной дистанции русско-еврейских семей экспертами были высказаны различные точки зрения. Эти семьи с некоторой условностью можно было бы включить во вторую группу, но объективные характеристики их материальной культуры и некоторые элементы духовной культуры позволяют идентифицировать их как семьи с достаточно близкой культурной дистанцией.

4. Здесь еше нельзя снимать со щитов, что во всех исследуемых семьях один из родителей был представителем русской национальности, что, казалось бы, ещё больше должно усилить доминанту русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мир этнической идентичности в конечном счете всегда богаче, чем любые глубоко научные попытки его описания. И все же проделанная работа позволяет сделать ряд выводов об относительном содержании и механизмах этнической идентичности потомков из национально-смешанных семей.

В противовес точке зрения, рассматривающей этническую идентичность как «фатальный» (зд. — врождённый) фактор, который появляется одновременно с рождением человека и определяется его принадлежностью к этнической группе [Isaac Н. в кн. Glazer N., 1981, с. 30], анализ этнической идентичности в смешанных семьях показывает, что она представляет своего рода «конструируемый», динамичный феномен. Она формируется у человека в ходе непосредственного взаимодействия с этническим окружением и изменяется под воздействием факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Комплексный характер исследования, сочетающий взаимодополняющие подходы и методы, позволил как на теоретичесокм, так и на эмпирическом уровнях рассмотреть систему этнокультурных и этнопсихологических факторов, определяющих структуру и характеристики личностной этнической идентичности. Он позволил изучить её не только количественно, но и качествено с учётом объективных и субъективных, этносоциальных и этнопсихологических элементов.

Проведённый по результатам эмпирического исследования анализ данных позволяет сделать следующие выводы о содержа.

— 177 нии и механизмах этнической идентичности в национально-смешанных семьях:

1. Говоря об определяющем влиянии на формирование этнической идентичности в национально-смешанных семьях в условиях современного столичного города, в первую очередь в масштабах локальности необходимо выделить группу этнокультурных и социально-психологических факторов, которые в целом можно включить в комплекс непосредственных этнических контактов (сферу непосредственного этнического общения потомков).

2. Наметившаяся в несколько последних десятилетий тенденция трансформации этнических особенностей, перемещающихся из материальной сферы в духовную, наиболее очевидно проявляется у потомков из национально-смешанных браков. Эти изменения затрагивают и собственно этническое самосознание, где наибольшая значимость для этнического самоопределения придается субъективным компонентам, а не их объективной материальной основе.

3. Для потомков из национальньно-смешанных семей социальные требования этнокультурной среды определения себя в терминах лишь одной этнической группы (особенно жестко проявляющиеся в официальных документах, таких как паспорт, всевозможные анкеты и другие) нередко являются источником внут-ридичностного конфликта.

Эти положения могут рассматриваться дополнительным аргументом в пользу отмены паспортной фиксации национальности, которая помимо проявления такой негативной функции как орудия социальной дискриминации, в ситуации национально-смешанных браков может провоцировать развитие внутриличностного дискомфорта и конфликтности.

4. При всех наделенных особенностях этнической идентичности в смешанных семьях, она ке только не может рассматриваться «отклонением» от нормы, которой традиционно считается этническая идентичность в однонациональных семьях, но и выступать определённой моделью этнического развития, экстраполируя и катализируя эти процессы на личностном уровне.

При всём разнообразии затрагиваемых вопросов работа отнюдь не претендует на всеобъемлющее рассмотрение проблем этнической идентичности на личностном уровне. Более детального изучения требуют вопросы воздействия этносоциальных и зтно-политических факторов, формирования и трансформации этнической идентичности под влиянием средств массовой информации, изменений в этнической политике, во времена социальных катаклизмов и этнических конфликтов.

Поскольку эмпирическое исследование было проведено в группе одной возрастной категории, то эти результаты не позволяют проследить межвозрастную динамику и специфику этнической идентичности от поколения к поколению. Важно и интересно было бы рассмотреть функционирование и проявление этнической идентичности потомков от смешанных браков уже в зрелом возрасте. Высказывалось даже опасение, что некоторые из них могут стать даже большими националистами, чем потомки из однонациональных браков. Если говорить о роли потомков в межэтническом взаимодействии, то ешэ не вполне раскрытыми остаются вопросы о том, в какие браки вступают сами выходцы из смешанных семей, и какое самосознание формируется впоследствии у молодого поколения в этих семьях.

Идеальным типом исследования, позволяющим глубоко раскрыть многие из этих вопросов, является лонгитюдное иеследс.

— 179 вание. Оно является эффективным методом, допускающим комбинацию различных методик, и, в силу возможности применения повторных исследований, позволяющим преодолевать ситуатив-ность высказываний респондентов и выделять устойчивые отношения к собственной этнической идентичности и зтничееим проявлениям и взаимодействиям. Кроме, того, для выделения более объективной картины этнической идентичности в него можно включить исследование того, как воспринимает, оценивает этническую идентичность потомков из' национально-смешанных браков непосредственное этническое окружение: родители, родственники, друзья, сверстники.

Подобное исследование можно рассматривать как возможную перспективу в изучении этнического самосознания на личностном уровне.

Несмотря на то, что проблемы этнической идентичности находятся в центре пристального научного внимания уже более 40 лет, многие стороны этого комплексного и многопланового феномена остаются ещё далеко от своего разрешения. К тому же жизнь ставит новые вопросы, лишь небольшое число из которых получило своё действительное разрешение. Хотелось бы йадеят-ся, что итоги этой работы станут скромным вкладом в результаты общего дела определения роли личностной идентичности и этнического самосознания в нашем полиэтническом мире.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. fl. (1975) Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологического познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.
  2. С. А. (1Q78) Билингвизм и бикультурализм // Советская этнография. 1978, N 2, С. 3−14.
  3. Ю. В., Бромжей Ю. В. (19 860 Социально- культурный облик советских наций. М., 1986.
  4. Ю. Е, Дробихева Л. М. {1983) Этносоциологичес-кое исследование культуры // Советская культура- История и современность. М., 1983, С. 288−301
  5. Ю. В., Дробихева Л. М., Кондратьев В. С., Сусо-нодов А. А. (1984) Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984, 255 с.
  6. Ю. В., Дробимева Л М. (19Е&-) Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987, 304 с.
  7. В. С. (1985) Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, N 3, С. 135−140
  8. В. С. (1986) Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986, N 1, С. 95−101
  9. В. С., Теныюв, А А (1986) Содержание, структура и динамика межгруппоЕых представлений // Вестник МГУ, Серия 14: Психология, 1986, N 1, С. 10−19- 181
  10. В. С., Сыродеева, А А (1987) Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник МРУ, Серия 14: Психология. 1987, N 2, С. 11−19
  11. Г. В. (1980) Социальная психология. М.: МГУ, 1980, 416 с.
  12. Я. С. (1979) Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии // Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. 1979, С. 11−40
  13. Бирж В: Р. (1992) Этнические аспеткы брака и семьи сельского населения Карельской АССР в 1950—1970-е годы. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к. и. н. Е, 1992, 22 с.
  14. Ю. В. (1973) Этнос и этнография. М.: Наука, 1973, 283 с.
  15. Ю.В. (1983а) К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1983, N 3, С. 71
  16. Ю. В. (19 836) Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983, 412 с.
  17. Ю. В. (1986) Этнография и взаимопонимание народов // Советская этнография. 1986, N 1, С. 3−12
  18. Ю. В. (1987) Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М., 1987, 334.
  19. Л. П. (1968) Социальная среда и сознание личности. М., 1968, 226 с.
  20. А. В. (1987) Исторические представления русских крестьян XIX в. и развитите национального самосознания: Ав- 182 тореферат дисс. канд. ист. наук. М, 1987, 25 с.
  21. Е. П., Столярова Г. Р. (1988) Культурно-бытовые процессы в национально-смешанных семьях: по материалам исследований в сельских районах Тат. АССР /7 Советская этнография. 1988, N 3, С. 27−35.
  22. Е.М. (1989а) Проблемы этнической идентификации выходцев из национально-смешанных семей // Актуальные проблемы социального развития и задачи социологии. Рига, 1989, С. 71−75
  23. Е.М. (19 896) Этническая идентификация у выходцев из национально-смешанных семей: этносоциологический и этнопсихологический аспекты // Этнография, антропология и смешанные дисциплины: соотношение предмета и методов. М., 1989, С. 11−19
  24. Е. М. {1990) Методический аспект изучения проблемы этнической идентификации: опыт зарубежных исследований // Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990, С. 57−82
  25. О. А., Терентьева Л Н. (1965) Этнографические исследования национальных процессов в Прибалтике /7 Советская этнография. 1965, N 5, С. 3−9
  26. Ганцкая 0. А., Терентьева Л. Н. (1973} Этнос и семья в СССР /7 IY Международный конгресс антропологических и этнографических наук (Чикаго, 1973, сентябрь). М.: Наука, 1973, •16 с.
  27. А. И., Макаров М. Г. (1979) Общественная психология. JL, 1979, 216 с.
  28. ГолодС. И. (1984) Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. JL, 1984.- 183
  29. Грице нню Б. В., С ус о колов, А А (1987) Факторы устойчивости однонациональных и национально-смешанных браков /У Полевые исследования Института этнографии 1984−85. М., 1987.
  30. . В. (1989) Факторы устойчивости национально-смешанных и однонациональных браков (по материалам этно-социологических исследований в г. Аркалыке Каз. СОР): Автореферат диссертации канд. истор. наук. М., 1989, 21 с.
  31. М. Н. (1975) Интегрирующая функция языка: социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975, С. 223−239.
  32. Л.М. (1989) Этногенез и биосфера земли. Л.: ЛГУ, 1989, 496 с.
  33. А. Ф. (1983) К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. 1983, N 2, С. 62−74.
  34. Р. Ш. (1986) Этническое самосознание корейцев в раннефеодальную эпоху. Автореферат диссертации на соискание учёной степени д. и. н. М., 1986.
  35. Р. Ш. (1987) Теория этнического самосознания в советской этнографической науке: основные аспекты проблемы /7 Советская этнография. 1987, N 4, С. 9−22
  36. Г. Г. (1975) Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп /'/ Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, С. 196−205
  37. Дробижева JL М. (1971) Социально-культурные особенности личности и национальные установки по материалам Та-тАССР // Советская этнография. 1971, N 3, С. 3−15.
  38. Дробижева JL М. (1974) Об изучении социально-психоло- 184 гических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы методологии // Советская этнография. 1974, N 4, С. 15−25.
  39. Дробит ва Л М. (1981а) Духовная общность народов СССР: йсторико-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Наука, 1981, 263 с.
  40. Дробитва Л М., Сусонолов, А А (19 816) Межэтническое отношение и этнокультурные процессы: по материалам этносоци-ологических исследований в СССР // Советская этнография. 1981, N 3, С. 11−19
  41. ЛМ. (1985а) Епияние этноконтактной среды на межнациональные отношения // Социальная психология и общественная практика. К, Наука, 1985, С. 153−162
  42. Дробит ва Л.М. (19 856) Национальное самосознание и динамика культуры // Нация и культура. Таллин, 1985, С. 48−63
  43. Дробит ва Л М. (1986) Методологические и методические проблемы исследования этнического самсознания // Тез. Всесоюзного симпозиума «Актуальные проблемы социальной психологии». Кострома, 1986, С. 12−13.
  44. Дробит ва Л. М. (1989) О проблемах межнациональных отношений и задачах этносоциологж в современных условиях // Советская этнография. 1989, N 1, С. 41−47
  45. . А. (1981) Актуальные роблемы этнической психологии // Психологический журнал. 1981, Т. 2, N 5.
  46. М. Э. (1990) Роль межэтнических коммуникаций и национальных ориентаций при передаче этнической культуры // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980, 224 с.
  47. М. 3. (1985) Поведенческие индикаторы этнокуль- 185 турных ориентаций у горожан // Этнические стереотипы поведения. JL, 1985, С. 34−47.
  48. Кожанов, А А (1976а) Элементы этнической идентификации и признаки этнической общности в оценках карел и вепсов // Этнография Карелии. Петрозаводск, 1976, 206 с.
  49. А. А. (19 766) Этническая принадлежность в самооценках карел и вепсов /7 Некорые проблемы этногенеза и этнической истории народов мира. М., 1976.
  50. А. А. (1980) Методика исследования национального самосознания: опыт разработки по материалам Карельской АССР (диссертационная работа).
  51. В. И. (1974) Проблемы этнического самосознания и её место в теории этноса // Советская этнография. 1974, N 2, С. 79−92.
  52. В. И. (1982) Национальности СССР: этнодемогра-фический обзор. М., 1982.
  53. Кон Я. О. (1966) Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966, N 9, С. 187−205
  54. Кон КС. (1967) Социология личности. М., 1967, 383
  55. Кон И. С. (1971а) К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971, С. 122−158.
  56. Кон КС. (1984) В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984, 336 с.
  57. Кон И. С. (1988) Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988, 271 с.
  58. М. В. (1976) Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза /У Расы и народы. Вып. 6, М., 1976, С. 42−53.
  59. И. М. (1983) Об обыднных этнокультурных психологических представлениях // Советская этнография. 1983, N 2, С. 84−87
  60. И. К (1985) Методологические проблемы этнопсихологических исследований // Вопросы философии. 1985, N 2, С. 157−162.
  61. Г. У. (1985) Методы изучения этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М., Наука, 1985, С. 225−231
  62. Г. У. (1986а) О некотрых аспектах формирования этнического самосознания // Тезисы Всесоюзного симпозиума «Актуальные проблемы социальной психологии». Кострома, 1986.
  63. Г. У. (1986/6) Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов /7 Психологический журнал. 1986, Т. 7, N 2, С. 41−50.
  64. П. И. (1949) Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии. М., 1949, Т. YIII, С. 3−35
  65. П. И. (1959) Этнические территории и этнические границы. М., 1959, 280 с.
  66. Левмовт Я П., Панкова И. Г. (1973) Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных учёных // Советская этнография. 1973, N 5, С. 123−131.
  67. . П., Панкова И. Г. (1983) Социально-психологический подход к структуре этнического самсознания // Психологический журнал. 1983, Т. 4, N 4, С. 64−74.
  68. В. П., Панкова В. Г. (1985) Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., Наука, 1985, С. 138.152.
  69. Ст., Уотерс М. (1986) Этническое смешение в Соединённых Штатах // Этнические процессы. М., 1986. С. 89−105.
  70. Д. С. (1991) Русская культура в современном мире /'./ Новый мир. 1991, N 1, С. 3−9.
  71. В.Ф. (1981) Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981, N 1.
  72. Мавре?дин Б. Б. (1947) -Формирование русской нации. Л: ЛГУ, 1947, 205 с.
  73. А. А. (1984) Формирование межнациональных семей как фактор дальнйшего сближения народов СССР .// Вопросы теории и практики национально-этнических отншений. Ставрополь, 1984.
  74. М.С. (1989) Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989, 113 с.
  75. Ф. Т. (1990) Общественное сознание и самосознание индивида // М: Наука, 1990, 222 с.
  76. А. 0. (1981) Народная культура и генезис самосознания // Советская этнография. 1981, N 6, С. 3−13
  77. В. А. (1974) Имя и общество. М., 1974, 278 с.
  78. А. П., Рыкун Р. О. (1981) Вопросы социальной психологии. Томск, 1981.
  79. . Д. (1971) Основы социально-психологической теории. М., 1971, 351 с.
  80. Пет рент В. Ф., Алиева Л А. (1987) Исследование этнических стереотипов с использованием методики «множественных идентификаций» // Психологический журнал. 1987, Т. 8, N 6, С. 21−35.- 188
  81. В. Ф. (1988) Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988, 209 с.
  82. В. В. (1977) Удмурты.- опыт компонентного анализа этноса. JL: Наука, 1977, 262 с.
  83. М.В. (1988) Методы изучения процессов идентификации /У Вопросы психологии. 1988, N 1, С. 163−168.
  84. Поршне в Б. Ф. (1973) Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973, 15 с.
  85. Поршне в Б.Ф. (1979) Социальная психология и история. М., 1979.
  86. Поте хин И. И. (1965) Становление новой Ганы. М., 1965, С. 314−331.
  87. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979, 335 с.
  88. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  89. Е. В: (1985) О двуязычии детей из биэтнических семей Таллина и выборе ими национальности // Нация и культура. Таллин, 1985, С. 121−127.
  90. Е. В. (1988) Межнациональные семьи Таллина в прошлом и настоящем (рукопись).
  91. С. К. (1979) Личность в понимании культурной психологии или психологической антропологии .// Этнография за рубежом. М., 1979, С. 23−47.
  92. Русские: зтносоциологические очерки. М.: Наука, 1992, 464 с.
  93. Салбиева Л X. (1979) Межнациональный брак и семья как отражение национальных отношений нового типа (Автореферат диссертации). МГУ, 1979, 26 с.- 189
  94. В. Ф., Ников Г. П. (1984) Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984, N4, С. 65−73.
  95. Снежкова К, А (198S) К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества: по материалам Киевской и Закарпатской областей // Советская этнография. 1982, N 1, С. 80−88
  96. Соболе нт Э. Р. (1986) Роль семьи в этнических процессах // Этнические процессы и образ жизни. Минск, 1986, С. 256−277.
  97. Современная зарубежная этнопсихология. М., 1979, 254с.
  98. Совремнные этнические процессы в СССР. М., 1977, 562 с.
  99. Социальная среда, межгрупповое взаимодействие и социальная идентичность личности: критический очерк теорий социальной идентичности // Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения (сборник обзоров). М., 1987, С. 9−59
  100. Г. В. (1978а) Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 197&, С. 127−138
  101. Старовойтова Г. R (19 786) Этническая группа в современном советском городе. Л.: Наука, 19Я8.
  102. Г. В. (1985а) Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М., Наука, 1985, С. 127−137
  103. Г. В. (19 856) Этно-психологические ас- '190 пекты изучения поведения /./ Этнические стереотипы поведения, Л, 1985, С. ?2−35.
  104. В. В. (1983) Самосознание личности. М.: МГУ, 1983, 289 с.
  105. Г. Р. (1985а) Быт национально-смешанных семей: тенденции формирования и развития. Казань, 1985, 11 с.
  106. Г. Р. (19 856) Национально-смешанные семьи в сельских районах Татарской АССР: Автореферат канд. дисс. М., 1985.
  107. Субботе кий Е. В. (1979) Детство в условиях разных культур /У Вопросы психологии. 1979, N б, С. 142−151.
  108. Сусоколов, А А (1973) Непосредственное межэтническое общение и установки на межэтнические контакты // Советская этнография. 1973, N 5, С. 73−78
  109. Сусоколов, А .4. (1977) К методике исследования влияния социальных факторов на межнациональные браки /У Сближение социально-классовой структуры советских наций. М., 1977, 167 с.
  110. Сусоколов, А А (1985а) Межнациональные браки // 100 наций и народностей. М.: Мысль, 1985, С. 81−94
  111. Сусоколов, А А (19 856) Роль этнокультурных факторов в изменении доли и численности национально-смешанных семей в союзных республиках //Нация и культура. Таллин, 1985, С. 109−120
  112. Сусоколов, А А (1987) Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987, 144 с.
  113. Сусоколов, А А (1992) Национально-смешанные браки среди русского населения в разных регионах страны /У Русс- 191 кие: этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992., С. 191−222
  114. В. А (1981) Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
  115. Т. В. (1985) Этническая проблематика в современной американской науке: критический обзор основных эт-носоциологических концепций. М.: Наука, 1985, 152 с.
  116. Терентьева Л Н. (1969) Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях /V Советская этнография. 1959, N 3, С. 20−30.
  117. Терентьева Л Н. (1974) Формирование этнического самсознания в национально-смешанных семьях в СССР. Доклад на YIII Всемирном социологическом конгрессе. М., 1974, С. 7−8.
  118. Тер-Саркисянц, А Е. (1973) 0 национальном аспекте браков в Армянской ССР (по материалам загсов) // Советская этнография. 1973, N 4, С. 89−95
  119. С. А. (1964) Проблемы типов этнических общностей: к методологическим проблемам этнографии // Вопросы философии. 1964, N 1, С. 53.
  120. Л. С. (1985) Национально-смешанные браки у сельского населения Каракалпакской АССР: к вопросу о современных этнических процессах // Советская этнография. 1983, N 3, С. 64−72.
  121. Ф. Баннистер Д. (1987) Новый метод исс-ледования личности. М.: Прогресс, 1987.
  122. Харчев, А Г., Мацковский М. С. (1978) Современная семья и её проблемы: социально-демагрофическое исследование). М., 1978.
  123. Харче в А. Г. (1979) Брак и семья в СССР. М., 1979.
  124. Хорошилова ?.4. (1984) Феномен субъективной значи- 192 мости другого человека. Автореферат кандид. диссертации. М., 1984, 25 с.
  125. й. й. (1970) Проблема происхождения древних и современных народов. Труды YII МКАЭН, т. Y. М., 1970, С. 748.
  126. й. й., Чебоксарова И. А. (1985) Народы, расы, культуры. М.: Наука, 272 с.
  127. И. И. (1977) Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  128. К. В: (1972) Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. 1972, N 3, С. 73−85.
  129. Я. В. (1986) Народные традиции и фольклор. JL, 1986.
  130. Г. В. (1968) Общность происхождения признак этнической общности /У Советская этнография. 1968, N 4, С. 71.
  131. Г. В. (1973) «Национальный характер» и проблемы его исследования // Советская этнография, 1973, N 2, С. 78−79
  132. Т. (1969) Социальная психология. М., 1969.
  133. Шихирев 13. й. (1971) Исследование стереотипов в Американской социальной науке // Вопросы философии. 1971, N 1, С. 168−175.
  134. Шихирев 13. Я. (1979) Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979. 229 с.
  135. Е. В., Левкович В. П. (1985) (ред.) Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985.
  136. Этнические стереотипы поведения. JL, 1985, 325 с.- 193
  137. Этнопсихологические проблемы развития личности. Баку: АзГУ, 1985, 140 с.
  138. Я. Г. (1970) Советская семья. М.: Мысль, 1970.
  139. Atxlerson В: (1991) Imagined communities: reflection the origin and spread of nationalism. L., NY: Verso, 1991, ??4 c.
  140. E.B. (1985) Ethnic identity and social negotiation: a study of a Fillipino community in California. NY: AMS press, 1985, ?96 c.
  141. Baj-jdura A. (1969) Social learning theory of identificatory process /7 Handbook of socilization theory & research. Chicago, 1969, C. 213−262. ^
  142. Bannister 0., Fransella F. (1971) Inquiring man: the theory of personal constructs. Harmondsworth: Penguin, 1971.
  143. A. (1989) Marriage across front.iers. Philadelphia, 1989.
  144. M. (1983) Sensless identity// Identity: Personal & socio-cultural. Uppsala, 1983, C. 337−346.147. teals R. C (1977) The rise and decline of national identity // Canadian review of studies in nationalism. Spring 1977, N 2, C. 147−166.
  145. Be 11 ah R. (1968) Identity /7 International- 194
  146. Encyclopedia of the Social Sciences. NY: Macmillan, 1968.
  147. S. (1981) Ambiguous ethnicity: interracial families in London. Cambridge UP, 1981.
  148. Berger P., Luchmann Th (1966) The social construction of reality: a treatise in the sociology of knowledge. NY, 1956.
  149. Bi 11 ig M. (1976) Social psychology and intergroup relation. NY: Academic Press, 1976.
  150. E. (1928) I migration and race atti tides. Boston, 1928.
  151. Brsnion R. at all (1990) Ethnic identity arid equality: varieties of experience in a Canadian city. Toronto: Univ. of Toronto Press, 1990, 342 o.
  152. R., Oaker G. (1986) Intergroup relations in a hospital setting: a futher test of Social identity theory // Human relations. 1986, Vol. 39, N 8, C. 767−778.
  153. R., William J. (1984) Group identification: The same thing to all people? // Human relations, 1984, Vol. 37, C. 547−564.
  154. R. (1979) The self concept: in theory, measurement, development & behaviour. Longman: L & NY, 1979.
  155. R., Perel E. (1992) Intermarriage and the Jewish World // Tikkun. 1992, Vol. 7, N 3, C. 59−64
  156. E. (1988) Dictionary of race and ethnic relations. L., 1988, 325 c.
  157. G. (1989) The social distribution of the structures and controls of contemporary Hungarian national identity // PreMorden and Morden national identity in Russia. School of Slavonic and East European Studies, Univ. of London, April 1989.
  158. Dashefsky A. fed.) (1976) Ethnic identity in American society. Chicago, 1976, ?52 c.
  159. De Levita D. (1965) The concept of identity. NY, 1965.
  160. N. (1991) A note on compound ethnicity. Conference on Language & Ethnitity, Moscow May 1990. Vienna, 1991.
  161. De Vos G., Romanucci -Ross L. (1982) Ethnic identity: Cultural continuities and change. Chicago & L., 1982.
  162. De Vos G. (1983) Ethnic identity and minority status: some psycho-cultural considerations // Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, С 135−157.
  163. Dion K., Toner S (1988) Ethnic differences in Test Anxiety // Social psychology. 1988, N 128 (2), C. 165−192.
  164. M. (1983) How identity problems disappear // Identity: Personal & Socio-cultural. Uppsala, 1983, C. 35−46.
  165. W.A. (1986) Us and Them: a study of group consciousness. Aberdeed Univ. Press, 1986, 164 c.
  166. E. (1956) The problem of ego-identity // Journal of the American Psychoanalytic Association, 1956, N 4, C. 56−121
  167. E. (1959) Identity and the life cycle: Selected papers by E. H. Erikson // Psychological issues. Vol. 1, NY: International UP.
  168. E. (1963) Childhood and society. NY: Norton, 1963.- 196
  169. E. (1968a) Identity, Psychosocial // International Encyclopedia of the Social Sciences. NY: Macmillan, 1968.
  170. E. (19 686) Identity, Youth and Crisis. NY: Norton, 1968.
  171. E. (1974) Dintentions of a new identity. NY: Norton, 1974.
  172. Th. K. (1974) Social and cultural identity: problems of persistence and change. NY, 1974, 136 o.
  173. M. (1988) The ethnic attitudes of youth in Yougoslavia. Доклад на YII Международном конгрессе антропологических и этнологически наук, Загреб 1988.
  174. Е. (1990) Theoretical approaches to ethnic identity // Transitional agendas. Canterbury, 1990.
  175. Gecas V (1982) The Self-consept. // Annual review on sociology. 1982, N 2, C. 1−33.
  176. Ge 11 rier E. (1983) Nation and nationalism. Basil Blackwell, 1983.
  177. Я. (1977) Language, Ethnicity & Intergroup relations. Acad. Press: L., NY, 1977.
  178. N., Wright D. (1973) Marginality and identity. Netherland, 1973.
  179. Glazer N., Moyniham D. feds.) (1981) Ethnicity: theory and experience. Harvard UP, England, 1981.
  180. J. (1988) The philosophy arid psychology of personal identity. Allen Lane: the Penguin Press, 1988.
  181. GoffiT&n E. (1959) The presentation of Self in everyday life. NY: Acchor Books, 1959.- 197
  182. Gold rich M., Garcia Pre to N. (1984) Ethnic intermarriage: implication for therapy // Family process: a Multidisciplinary Journal of family studies, research and treatment. September 1984, Vol. 23, N 3.
  183. L. (1989) The crisis of the aristocracy arid the emergence of Russian national identity // Pre-Мог den arid Morden National identity in Russia. School of Slavonic & East Euripean studies, Univ. of London, 30 марта 3 апреля 1989.
  184. Guitperz J. fed.) (1982) Language and social identity. Cambridge UP, 1982, 272 o.
  185. Hauser 5. (1972.) Black and white identity formation. NY: Wiley, 1972.
  186. Heise D., Thomas L (1989) Predicting impressions created by combinations of emotional and social identity // Social psuohology quaterly. 1989, Vol. 52, N 2, C. 141−148.
  187. J. (1979) Self and society: a symboliо interactionist. social psychology. Boston, 1976, 248 c>
  188. Hogg M. f Abrarns D. (1988) Social identifications: a social psychology of intergroup relations and group processes. L: Rout ledge Pbn., 1988.
  189. Ho 11 arid R. (1977) Self in social context. L: Macmillan, 1977.
  190. Jacobson-Vi dding A. (ed.) (1983) Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983.
  191. Т., Walton Ph. (1989) (ed.) Four dimentional social space. Sydney, 1989, 456 c.
  192. K., Hewstone M. (1986) The assessment of national stereotypes: a methodological study // Journal of- 198 social psychology, Vol. 126, N б, C. 745−754.
  193. Kakar S. fed.) (1979) Identity and adulthood. Oxford UP, 1979, 134 c.
  194. C. (1972.) Inter-racial marriages in London. L., 1972.
  195. Kaikl ins R. (1986) Ethnic relations in the USSR: the perspective from below. Boston, 1986, 256 c.
  196. G. (1955) The psyhology of personal constructs. NY: Norton, 1955.
  197. KhazatYW A. (1988) The current ethnic situation in the USSR // National papers. 1988, Vol. XYII, N 2, C. 147−170.
  198. Kuhn M., McPatland T. (1954) An empirical investigation of self- attitudes // American sociological reveiew. 1954, Vol. 19, C. 68−77.
  199. Laihge A, West in C. (1981) Ethnic discrimination of docial identity. Aldershot.: Gover, 1981.
  200. Liar* K. (1982) Identity in minority group relations // Ethnic and racial studies. 1982, Vol. 5, N 1, C. 44−52.
  201. K. (1983) Dimentions of identity in multiple Group allegiance // Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, C. 187−204.
  202. K. (1989) New identities in Europe, Worcestew, 1989.
  203. Г., Berger P. (1964) Social mobility and personal identity // European gournal of Sociology. 1964, N 5, C. 331−344
  204. T. (1983) Remarks on personal identity: inner, social & historical time // Identity: Personal and- 199
  205. Socio-Cultural. Uppsala, 1983, C. 67−93.
  206. Lumhert. W., Klinberg 0. (196?) Children views of foreign people: a cross-national study. NY: Appleton-Century, «1967.
  207. J. (1980) Identity in adolecence // Handbook of adolecent. psuchology. NY: Wiley, 1980.
  208. Mat.su no to G. et all (1970) Ethnic identification: Honolulu and Seatle Japanese-Americans /'/' Cross-cultural psycology. 1970, N 1, C. 63−76
  209. И. (1934) Mind, Self and Society. Chicago UP, 1934.
  210. Mc Call G., Simmons J. (1978) Identities arid interactions. NY: Free Press, 1978.
  211. Mc. Kay J. (1982) An exploratory synthesis of primordial and mobilizat. ionist approaches to ethnic phenomena // Ethnic aim ratial studies. 1982, N 5, C. 392−420.
  212. Mi 1 gate M., We lop Ch. (1989) Critical issies in social thought. Academic Press, 1989, 245 c.
  213. Th. (1977) The Self: Psychological and philosophical issues. Oxford, 1977, 360 c.
  214. Mortimer 0. (1979) The psychological determinants of Jewish identity // Psychological abstracts. June 1979, Vol. 61, N 6, part. 1, C. 1357.
  215. G., Parastamon St. (1982) The power of minorities. Acad. Press, 1982, 163 c.
  216. P. (1986) Language contact versus language conflict /7 Sociolinguist. ics and sociology of language. Berlin, 1986.- 200
  217. J. (1981) Situational ethnicity /7 Ethnic and racial studies. 1981, Vol. 4, N 4, C. 452−465.
  218. C., Taimenbaum P. (1955) The principle of congruity in the prediction of attitude change // Psychological review. 1955, N 62, C. 42−55.
  219. Par-Ding T., Yan Cheung L (1980) Modernization and ethnicity /7 National and ethnic movements. Sage Pbn., 1980.
  220. T. (1968) The position of identity in the general theory of action /7 The self in social interaction. NY, C. 11−23
  221. Patterson 0. (1983) The nature, causes arid implication of ethnic identification // Minorities: community and identity. Berlin, 1983, C. 25−50.
  222. Petti grew T. (1971) Racial separate together? NY: Mc Grow-Hi11, 1971.
  223. Pradelles de Latour M, (1983) Identity as a complex network /7 Minorities: community and identity. Berlin, 1983, C. 79−92.
  224. Rabbie J. at all (1989) Social identity theory /7 European journal of social psychology. 1989, Vol, 19, C. 171−202.
  225. Rex J. (1991) Ethnic identity arid. ethnic mobilisatoin in Btitain // Monograph in ethnic relatoins. 1991, N 5, 126 c.
  226. E. (1989) Creating ethnici tyi^l.he process of ethnogenesis. Sage Pbn., 1989.
  227. M., Kaplan Я. (1982) Social psychology of self concept. Ilinois, 1982.
  228. D., Hrynevich C. (1985) Ethnicity and- ?01 ethnic identity: a comparat, ive study of» Greek- It. al ian & Anglo-Australian adolescents // International journal of psychology. 1985, N 20, C. 727−742.
  229. Rosental D., Cichello A (1986) The meeting of two cultures // International journal of psychology. 1986, N 21, C. 487−501.
  230. Rosental D. at all (1989) Nature of ethnic identity among Greek-Australian adolescents /./ Journal of social psychology. 1989, Vol. 129, N 2, C. 249−258.
  231. Royce A (1982) Ethnic identity: strategies of diversity. Indiana Press: Bloomington, 1982.
  232. Sarbin 7., Scheibe A', (eds) (1983) Studies in social identity. NY: Paeger, 1983.
  233. M., Carver Ch. (1985) The Self-Consciousness Scale // journal of applied social psychology. 1985, Vol. 15, N 8, C. 687−700.
  234. Schlenker Я (ed.) (1985) The Self arid social life. NY: Mo Grow Hill, 1985.
  235. Sfianin 7. (1989) Ethnicity in the Soviet Union .// A comparative studies in society arid history. 1989, Vol. 31, N 3, C. 409−424.
  236. J., Gergen J. (1989) Texts on identity. L.: Sage Pbn., 1989, 244 c.
  237. Smith A (1979) Nationalism in the twentieth century. Canberra, 1979.
  238. Smith A (1989) Sacred lands and chosen peoples: cont.inu.iity arid change pre~morden and modern cultural identity // Pre-Morden & Могden National identity in Russia. School of Slavonic arid East European Studies, — 202
  239. Univ. of London. 30 марта 3 апреля 1989.
  240. Smith A (1991) National identity. Penguin books, 1991.
  241. Smith A (1992) and the idea of the inea of European unity /7 Intranational affairs. 1992, Vol. 68, C. 55−76.
  242. Soest. Van R., Verdonk A (1984) Ethnic identity: A study of the concept arid some theories of ethnicity // Institution for peventive & social psychiatry Rotterdam: Erasmus Univ., 1984.
  243. Stack J. fed.) (1981) Ethnic identities in a transnational world. L., 1981, 226 c.
  244. Stein M, Vidich A, White D. (eds.) (1960) Identity and Anxiety, Glencoe: Free Press, 1960.
  245. Studies in social identity. NY, 1983.
  246. D. (1975) Ethnic identity: some cross-cultural comparisons /7 Applied cross-cultural psychology. Amsterdam, 1975.
  247. И. (1974) Social identity and intergroup behaviour /7 Social science information. 1974, N 13, C. 65−93.
  248. И. (1981a) Human groups and social categories. Cambridge UP, 1981.
  249. H. (19 816) Social stereotypes and social group //' Intregroup behavior. Oxford, 1981, C. 144−168.
  250. Tajfel #. {ed.) (1982) Social identity and intrgroup relations. Cambridge UP, 1982.
  251. Weigert A, Teitge D. (19 860 Society and identity: towards a sociological psychology, Cambrodge, 1986.
  252. P. (1983) Psychodynami cs of personal and social identity // Identity: Personal and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, C. 159−185.
  253. P. (1989) Variations in ethnic identity: Identity Structure analisis // New identity in Europe. Gover, 1989, C. 41−75.
  254. A. (1987) Mixed Race children: a study of identity. Unwin Hyman Ltd., 1987.
  255. F. & J. (1972) Marginalit. y and identity. Louisiane UP, 1972.
  256. M. (1983) Ego-ecology: the study of interaction between social and personal identities ././ Identity: Social and Socio-Cultural. Uppsala, 1983, 0. 205−234.
Заполнить форму текущей работой