Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической базой исследования выступили: положения о нравственно-духовной сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, B.C. Ильин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — этнопедагогический подход, учение о соотношении национального и общечеловеческого в воспитании личности (Ю.В. Бромлей, Г. Н. Волков, Л. М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Степень изученности проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в педагогической науке
    • 1. 2. Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе
    • 1. 3. Содержание деятельности классного руководителя с подростками
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы
    • 2. 1. Организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков
    • 2. 3. Определение эффективности программы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы
  • Выводы по второй главе

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования общественной жизни, обновление всех ее сторон, расширение гласности, развитие демократии и построение гражданского общества явились причиной актуализации проблем формирования духовно-нравственной сферы личности подрастающего поколения.

Современная ситуация в обществе характеризуется не только конструктивными изменения, но и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни, а именно — утратой духовно-нравственных ориентиров среди подростков.

Поэтому не случайно президент России Д. А. Медведев отметил, что сегодня «необходимо преодолеть широко распространённые представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то ещё, но только не каждый из нас на своём месте. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью нашей общенациональной культуры, именно частью общенациональной культуры. Для достижения этих целей начинать надо с самого начала — с воспитания новой личности уже в школе» [123, 1].

Становление новой системы образования, направленной на вхождение в мировое образовательное пространство, связано с поиском моделей образования, которые позволят формировать духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. На сохранение духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения ориентируют официальные документы: Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в России и др.

На формирование мировоззрения учащихся, духовное и нравственное становление молодых людей школа, несомненно, оказывает сильное влияние.

Воспитательный потенциал педагогического коллектива школы, в первую очередь классных руководителей, направлен на решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.).

Однако современная школа не использует в полной мере тот потенциал, которым обладают субъекты учебно-воспитательного процесса. Кроме того, социальные институты не имеют такой модели, которая бы целенаправленно формировала духовно-нравственные ценности у подростков. По мнению В. И. Андреева, в круг наиболее значимых приоритетных проблем входит и проблема разработки и внедрения новых методов, педагогических технологий обучения и воспитания [5, 10]. Переход к новой школе вызывает необходимость обогащения содержания деятельности общеобразовательного пространства школы, методов ее осуществления и поиска новых воспитательных технологий. Как отмечают отечественные исследователи, традиции татарского народа могут стать именно тем источником, с помощью которого расширяются возможности для формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Социально-философские проблемы формирования духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, как важной социальной группы общества, нашли свое отражение в исследованиях С. Н. Иконниковой, И. А. Ильина, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского и др.

Вопросы духовности, нравственности с педагогических позиций рассматривались в трудах JI.C. Выготского, С. И. Гессена, Б. Т. Лихачева, П. Е. Матвеева, А. И. Шемшуровой и др.

Особый интерес представляют научнопедагогические труды, рассматривающие ценностно-ориентированный подход в формировании личности (А.Г. Здравомыслов, А. В. Кирьякова, В. П. Тугаринов, В. А. Ядов и др.).

Этнопедагогические аспекты воспитания подрастающего поколения и социализации личности раскрыты в трудах С. Г. Исмагиловой, Р. Ш. Маликова, Я. И. Ханбикова, Р. Х. Шаймарданова.

В научной литературе проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения чаще всего рассматривают через призму духовных потребностей. Так, В. А. Сухомлинский, выделяя значимость нравственных ценностей, относил духовные потребности в разряд великого двигателя человеческой истории, личности. В качестве высшей потребности он считал потребность человека в другом человеке как носителе духовной общности, связанного со стремлением к духовным ценностям [151].

Духовно-нравственные ценности в целом выступают как общечеловеческие ценности. Возможность включения духовной культуры в содержание образования рассматривали Г. Р. Балтанова, JI.C. Васильев, JI.H. Гумилев, Д. Е. Еремеев, Р. И. Зиннурова, Л. И. Климович, Ш. Марджани, P.M. Мухаметшин, К. Насыйри, М. Б. Пиотровский, В. М. Порохова, JI.A. Харисова, Р. Фахретдин, Р. Х. Шаймарданов и др.

Вопросы применения духовно-нравственных традиций как воспитательного средства поднимались в работах В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Г. В. Виноградова, А. Ш. Гашимова, А. Э. Измайлова, З. Г. Нигматова, В. И. Суханова, Я. И. Ханбикова, А. Т. Сибгатуллиной и др.

В.И. Андреев отмечает, что «духовно-нравственное воспитание требует не изобретения новых приемов, методов, а разумное использование и системное применение старых, общепринятых» [5, 365]. Духовность человека рассматривается через призму социокультурного взаимодействия и саморазвития человека.

Б.С. Алишев рассматривает два подхода в понимании сущности ценностей, существующих в научных исследованиях. Основное различие между ними он усматривает в определении форм внесубъектного и внутрисубъект-ного бытия ценности: внесубъектный подход построен на объектно-предметном понимании мира, а внутрисубъектный подход связан с выведением ценностей из «мира» объектов [3].

С точки зрения JI.P. Халиковой, потребности определяют духовность человека, являются пусковым механизмом его жизнедеятельности, устойчивой основой избирательного поведения [163].

В педагогике выделяются исследования, направленные на изучение проблем формирования духовно-нравственных ценностей личности (Ю.В. Шаров), роли духовных потребностей в нравственном ее развитии (Н.Е. Щуркова), путей формирования духовных потребностей среди учащихся школьного возраста (Т.Г. Жарковская) и молодежи (JI.H. Разуваева, Е.В. Четошникова).

Гуманизация общества, его духовно-нравственное оздоровление рассматривается З. Г. Нигматовым как диалектическое единство и преемственная связь народной и научной педагогики. В качестве условия повышения эффективности гуманистического воспитания он предлагает рассматривать в учебно-воспитательном процессе и в педагогическом обучении и просвещении родителей идеи и опыт народной педагогики [111].

Философы рассматривают духовные ценности как побудительную силу нравственной деятельности (JI.M. Архангельский, И. М. Духовный, А. Г. Здравомыслов, JI.H. Каган).

Подростковый возраст является наиболее сензитивным к происходящим изменениям социального мира и более всего позволяет увидеть недостатки воспитания. По статистике подростки в этом возрасте в целом составляют до 5% всего населения и совершают 14% преступлений, которые сопровождаются той или иной формой насилия. При этом отмечается тенденция увеличения преступлений против личности, с причинением вреда здоровью, групповых драк, влекущих тяжкие последствия [46]. Социальные контакты, условия жизни, семья и общественные институты создают для подростков условия, в которых они адаптируются с помощью различных форм поведения, которые не всегда социально допустимы, с применением различных форм насилия и агрессии.

Д.И. Фельдштейн, рассматривая генезис развития подростка отмечал, что в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере, так как именно она определяет многие моменты поведения и общения подростков [159].

Однако сущность проблемы кроется не в том, чтобы констатировать недостаточность влияния социальных институтов на духовно-нравственные ценности подрастающего поколения, а в том, чтобы уметь своевременно и целенаправленно формировать личность подростка.

Образовательное пространство школы изучали с точки зрения влияния ценностей народной культуры на духовно-нравственное воспитание подростков такие исследователи, как Ф. Г. Газизова, В .Я. Назмутдинов, Р. Н. Нариманов, Б. О. Николаичев, Р. А. Сахипова, А. И. Титаренко, И. И. Ткач, JI.A. Хари-сова, А. Г. Хузина, Е. В. Шестун и др.

В целом, анализ актуальности проблемы и степени разработанности ее в науке позволил сделать следующие выводы:

— недостаточная разработанность педагогических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы;

— наличие формализма в воспитательном процессе школы не способствует осмыслению подростками духовно-нравственных ценностей и становится лишенным смыслового основания;

— несовершенство программ формирования духовно-нравственных ценностей подростков снижает воспитательный потенциал общеобразовательного пространства школы.

Таким образом, проведенный обзор психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что многие вопросы исследуемой темы всесторонне освещены. Однако, решая эту проблему на том или ином уровне, исследователи приходят к неоднозначным выводам, зачастую наполняя одни и те же термины различным содержанием. Это позволило нам выявить существующие противоречия между:

— создавшейся ситуацией строительства демократического гражданского общества, и появившимися возможностями использования потенциала образовательного учреждения в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

— существующими предпосылками для формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в современной общеобразовательной школе и недостаточным использованием воспитательных ресурсов образовательной системы;

— происходящими в практике школьной жизни процессами и недостаточностью научных исследований, направленных на осмысление факторов, влияющих на формирование духовно-нравственного мира подростков;

— большим потенциалом образовательного процесса и фрагментарным использованием этих ресурсов в формировании духовно-нравственных ценностей подростков.

В связи с этим была сформулирована проблема нашего исследования: каково содержание деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей у современных подростков образовательным пространством?

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, выявленные противоречия обусловили выбор темы нашего исследования — «Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования — система работы школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.

Гипотеза исследования — процесс формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в образовательном пространстве школы будет эффективным и результативным, если в деятельности общеобразовательной школы будет:

— разработана и внедрена в общеобразовательной школе научно-обоснованная программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков;

— разработана и экспериментально апробирована модель системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков;

— обеспечена продуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков;

— проведена своевременная диагностика по выявлению уровня сформированное&tradeдуховно-нравственных ценностей у подростков.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить степень изученности проблемы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы.

2. Рассмотреть проблему формирования духовно-нравственных ценностей подростков в педагогической науке.

3. Определить в условиях образовательного пространства школы содержание деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.

4. Определить критерии и показатели уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: философские положения о взаимосвязи теории и практики, о человеке как субъекте и объекте общественных отношений, его творческой активностиположения психологии развития и саморазвития личности подросткатеории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явленийтеоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков.

Теоретической базой исследования выступили: положения о нравственно-духовной сущности человека, о его духовном становлении в культурно-историческом пространстве (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, B.C. Ильин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — этнопедагогический подход, учение о соотношении национального и общечеловеческого в воспитании личности (Ю.В. Бромлей, Г. Н. Волков, Л. М. Дробижева, И. С. Кон, О. Д. Мукаева и др.) — психолого-педагогические и культурологические теории развития личности (В.И. Андреев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др.) — гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, Е. В. Бондаревская, З. Г. Нигматов, Т. И. Петракова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Н. Е. Щуркова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы педагогического исследования: теоретические (изучение, анализ и синтез, моделирование) — эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта) — экспериментколичественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической статистики.

База исследования. Экспериментальная работа по доказательству выдвинутой гипотезы проводилась на базе муниципальных образовательных учреждений среднего общего образования: в г. Набережные Челны СОШ № 3, Мелекесская средняя общеобразовательная школа и Биклянская средняя общеобразовательная школа Тукаевского района Республики Татарстан. Эксперимент проводился среди учащихся 6-х классов. Всего в эксперименте были задействованы 268 учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось по следующим основным этапам:

На первом этапе (2004;2005 гг.) определялась проблема, тема исследования. Изучалась философская, психологическая, педагогическая литература, диссертации, монографии, сборники научных трудов. В рамках поставленных целей и задач анализировалась деятельность классного руководителя в средней общеобразовательной школе.

На втором этапе (2005;2006 гг.) была выработана рабочая гипотеза исследования, опираясь на которую, моделировалась система формирования духовно-нравственных ценностей подростков в учебно-педагогической деятельности классного руководителя. Проведена экспериментальная проверка системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в деятельности классного руководителя.

На третьем этапе (2006;2009 гг.) была проведена обработка, обобщение, систематизация, интерпретация, апробация результатов экспериментального исследования. Сделаны теоретические выводы, написано заключение и оформлена диссертация.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана модель системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школ;

— разработана программа деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков;

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективной реализации содержания работников школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы;

— определены критерии, показатели уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дополняют теорию и методику обучения и воспитания учащейся молодёжи и вносят новые элементы в существующие исследования по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Внедрение в педагогический процесс образовательной школы выявленных педагогических условий и критериальных характеристик сформированное&tradeдуховно-нравственных ценностей подростков будет способствовать дальнейшей разработке содержательных и методических аспектов обеспечения разностороннего формирования личности подростков. Представленная модель является основой для дальнейшего поиска продуктивных способов формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданная программа формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном пространстве школы может применяться в практике педагогической деятельности специалистов в области образования, являться основой создания ими вариативных моделей воспитательного процесса.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке программ воспитания учащихся средних школ и других образовательных учреждений, в ходе работы инструктивных методических сборов для студентов педагогических вузов, курсов повышения квалификации специалистов в области воспитания, в научно-методическом и организационно-педагогическом обеспечении воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью его исходных методологических позиции, применением адекватных цели и задачам, объекту и предмету исследования методологических подходов, методами историко-педагогического анализа, логикой исследования, его теоретической и практической обоснованностью.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Модель системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков включает в себя следующие элементы: цель, задачи, принципы, педагогические условия, содержание, формы, методы и результат.

2. Основными направлениями деятельности школы по формированию духовно-нравственных ценностей подростков являются: духовно-образовательные, воспитательно-оздоровительные, культурно-познавательные и нравственно-трудовые виды деятельности.

3. Основными педагогическими условиями формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы являются: диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей у подростковпродуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков и предупреждению отклоняющегося поведенияпоследовательное внедрение авторской экспериментальной программы формирования духовно-нравственных ценностей подростковреализация модели системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков.

4. Основные критерии уровня сформированности духовно-нравственных ценностей подростков являются: деятельностно-смысловой, деятельностно-эмоциональный, эмоционально-оценочный.

Апробация результатов исследования происходили в ходе опытно-экспериментальной работы в трех муниципальных образовательных учреждениях среднего общего образования Республики Татарстан.

Теоретические положения, содержание работы, методика и результаты исследования систематически обсуждались на советах методических объединений школ, принявших участие в проведенном в исследовании экспериментена заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования НГПИ, на научно-практических семинарах аспирантов и соискателей ученых степеней.

Основное содержание и результаты диссертационного исследования отражены в статьях и тезисах докладов на научно-практических конференциях, в том числе, в двух публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК.

Основные положения и результаты исследования были представлены в выступлениях на всероссийских научно-практических конференциях: «Самосовершенствование, самореализация личности — психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 2006) — «Самосовершенствование, самореализация личности — психолого-педагогические аспекты (Набережные Челны, 2007) — «Актуальные проблемы профессиональной социализации молодежи в условиях реформированию российского образования» (Казань, 2008). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс школы № 3 в г. Набережные Челны, Мелекесской и Биклянской МОУ СОШ Тукаевского района Республики Татарстан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (196 единиц), 6 приложений, содержит 17 таблиц, 15 рисунков, 4 схемы.

Результаты исследования позволили сделать общий вывод о том, что формирование духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе представляет собой целенаправленный процесс выработки положительного отношения к явлениям социального мира, имеющий определяющее значение в становлении и социализации личности.

В результате проведенного исследования были:

1. Конкретизированы структуры «духовно-нравственные ценности» как процесс формирования отношения учащихся подросткого возраста. Понимание содержания и значимости структуры этих характеристик позволяет рассматривать духовно-нравственных ценностей как способность учащихся к оценке действительности в ценностных категориях, [с.13, 35].

2. Разработана, апробирована и внедрена в воспитательный процесс школы модель формирования духовно-нравственных ценностей подростков, деятельности, формы, методы и результат. Отличительной особенносьтю предложенной модели является представленной в ней комплексный подход к формированию духовно-нравственных ценностей подростков со стороны субъектов образовательного пространства школы [с. 12, 109].

3. Разработана программа, включающая следующие виды деятельности: духовно-образовательныевоспитательно-оздоровительныекультурно-познавательныенравственно-трудовые [с.76, 101].

4. Выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы: диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей у подростковпродуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков и предупреждению отклоняющегося поведенияпоследовательное внедрение авторской экспериментальной программы формирования духовно-нравственных ценностей подростковреализация модели системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков [с.8, 88, 93, 142].

5. Определены критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственных ценностей подростков [с.63].

Таким образом, поставленные в рамках нашего исследования цели и задачи решены. В итоге, мы выявили, что перспективными направлениями научно-исследовательских работ по проблемам нравственного воспитания детей и подростков являются: мониторинг состояния нравственного воспитания обучающихся в различных образовательных учреждениях (школа, лицей, колледж) — анализ существующих программ духовно-нравственного воспитания школьниковизучение влияния различных факторов на нравственное воспитание детей и подростков.

Заключение

.

Духовно-нравственные устои общества особенно наглядно проявляются в среде подрастающего поколения. Подростки — многочисленная, относительно целостная социальная общность, отличающаяся специфическими характеристиками, многоролевыми функциями и определённым статусом. Это не только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, сколько активный субъект социальной жизни.

Развитие подростка в социуме предполагает его взаимоотношения с обществом (социализация), и этот процесс рассматривается как вхождение личности в социальную среду и её приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам.

Дальнейшее развитие нашего общества во многом связано с необходимостью разработки программ, направленных на духовно-нравственное воспитание подростков. Особый акцент при этом необходимо сделать на воспитательной работе с подростками, поскольку именно этот возрастной период является сензитивным для воспитательного воздействия.

Однако, несмотря на исключительную общественную значимость данной проблемы, в педагогической науке остались еще не решенными многие вопросы преодоления кризисного состояния в сфере воспитания, предупреждения и профилактики наркомании, алкоголизма, деморализации среди учащихся, вопросы сохранения и укрепления психического здоровья детей и подростков. Возникло острое противоречие между крайней необходимостью решения проблемы формирования духовно-нравственных ценностей подростков, с одной стороны и, с другой — отсутствием необходимых для решения этой задачи педагогических рекомендаций, основанных на проведенных специальных исследованиях в данном направлении. Исходя из этого, мы избрали тему диссертационного исследования: «Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в образовательном пространстве школы».

Актуальность темы

объясняется тем, что неоднозначные результаты педагогических исследований по проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения требуют дальнейших научных изысканий в этой области.

Основной целью исследования явилась разработка и реализация системы педагогических условий, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностей подростков.

В качестве предмета исследования нами был определен комплекс социально-педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей подростков в школе.

Исходя из цели и предмета исследования, была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс формирования духовно-нравственных ценностей у подростков будет эффективным и результативным, если в деятельности классного руководителя общеобразовательной школы будут реализованы следующие педагогические условия: диагностика сформированности духовно-нравственных ценностей у подростковпродуктивная деятельность классного руководителя по формированию духовно-нравственных ценностей подростков и предупреждению отклоняющегося поведенияпоследовательное внедрение авторской экспериментальной программы формирования духовно-нравственных ценностей подростковреализация модели системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков.

Внедрение системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе предусматривает три направления: во-первых, включение в содержание образования по разным учебным дисциплинам духовно-нравственных знаний, во-вторых, духовность и гуманизация всего педагогического процесса в школе, в-третьих, связь внешнего духовного мира подростков и их деятельности.

При организации системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе необходимо, чтобы в ее работе была представлена консолидация деятельности педагогов, учащихся и родителей, направленная на формирование духовно-нравственных ценностей всех участников этой системы.

На этапе внедрения системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в общеобразовательной школе нами были определены педагогические принципы и условия, с помощью которых достигалась эффективность и результативность в процессе формировании духовно-нравственных ценностей подростков.

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе — основная цель, которая подчиняет себе функции и действия всех компонентов разрабатываемой системы.

Для экспериментального доказательства достоверности нашей гипотезы мы исследовали состояние духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе, провели формирующий эксперимент, направленный на развитие духовно-нравственных ценностей подростков.

После формирующего эксперимента был проведен итоговый диагностический эксперимент для проверки эффективности созданной нами системы формирования духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе.

У подростков экспериментальной и контрольных групп появились существенные различия в уровне развития духовно-нравственных ценностей. В основной группе после проведения формирующего эксперимента среднеарифметические показатели духовно-нравственных ценностей стали выше, чем в контрольных группах.

Положительная динамика изменения уровней духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательной школе подтверждает эффективность включенной нами в учебный процесс системы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в деятельности классного руководителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская, К. А. Диалектика человеческой жизни Текст. / К А. Абдульханова-Славская. -М.: Мысль, 1977. — 224 с.
  2. , Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших подростков Текст. / Н. Г. Аверина // Начальная школа, 2005. № 11 — С. 68−71.
  3. , Б.С. Структура ценностного мира личности: ценностные популяции Текст. / Б. С. Алишев // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал, 2000. № 2. — С. 18−25.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд-во «Дом Шалвы Амоношвили», 1995. — 496 с.
  5. , В.И. Педагогика Текст.: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  6. , В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов Текст. / В. И. Андреев / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С.76−87.
  7. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление Текст. / С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1988. 253 с.
  8. , И.С. Ценности и воспитание Текст. / И. С. Артюхова // Педагогика, 1999. № 4. — С.78−80.
  9. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  10. , А.В. О нравственности и нравственном воспитании Текст. / А. В. Бабаян // Педагогика, 2005. № 2 — С. 67−68.
  11. , С.А. Основы превентивной психологии Текст. / С. А. Беличева. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 320 с.
  12. , Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми Текст. / Л. И. Белозерова. Киров, 1994. — 243 с.
  13. , Е.П. Образование Текст.: Историко-культурный феномен / Е. П. Белозерцев. М.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. -752 с.
  14. , Д.А. Основы индивидуально-ориентированной педагогики Текст.: 4.1. / Д. А. Белухин. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 318 с.
  15. , Н.М. Человек и его потребности Текст. / Н. М. Бережной / Под ред. В. Д. Диденко. -М.: ФОРУМ, 2000. 170 с.
  16. , Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей Текст.: Монография / Т. А. Берсенева. СПб.: СПбАППО, 2004. — 188 с.
  17. , П.П. Трудные школьники Текст./ П. П. Блонский. М.: Работник просвещения, 1930. — 131 с.
  18. , О.С. О нравственном воспитании подростков Текст. / О. С. Богданова. -М.: Просвещение, 1979. 111 с.
  19. , О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками Текст.: Пособие для учителя / О. С. Богданова, О. Д. Калинина. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  20. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  21. , Л.И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. — Воронеж, 1995. — С. 157−162.
  22. , Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович // Вопросы философии, 1976. № 6. -С. 45−53.
  23. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович //Вопросы психологии, 1979. -№ 2. С. 23−26.
  24. , Н.И. Нравственное воспитание младших подростков Текст. / Н. И. Болдырев. -М.: Просвещение, 1979. -245 с.
  25. , Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст.: Учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. — 361 с.
  26. , Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 1995. — № 4. — С.29−36.
  27. , Т.Н. О понятиях: «ценности», «ценностные ориентации» Текст. / Т. Н. Бояк // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 5: Философия, социология. Вып. 12. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2006. — С.73−81.
  28. , Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций Текст.: Дис. .канд. психол. наук / Т. В. Бурминская. Ставрополь: Сев.-Кавк. техн. ун-т., 2004. — 199 с.
  29. , Б.В. Моральная ориентация и ее место в структуре социальной активности Текст. / Б. В. Бушелева // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. -М.: АПН СССР, 1998. С. 68−80.
  30. , З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности Текст. / З. Н. Васильева. М.: Педагогика, 1978. — 389 с.
  31. , Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах Текст. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с.
  32. , Б.С. Психология подростка Текст.: Уч. пособие / Б. С. Волков. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
  33. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, H.JI. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М.: Сентябрь, 1997. 112 с.
  34. Воспитательный процесс: изучение эффективности Текст. / Под ред. Е.Н. Степанова-М.: Сфера, 2003. 122 с.
  35. , JI.C. Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский. -М.: АПН РСФСР, 1956.-519 с.
  36. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский / Под. ред. В. В. Давыдова. -М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. 671 с.
  37. , А. А. Наркотики в среде учащейся мол оде жи Текст. / А. А. Га-биани // Социологические исследования, 1990. № 9. — С. 90−91.
  38. , Ф.Г. Народные традиции как средство нравственного воспитания младших учащихся сельской школы Текст. / Ф. Г. Газизова. Автореф.. дис.канд.пед.наук. — Казань, 2004. — 24 с.
  39. , О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) Текст.: Метод, рекомендации / О. С. Газман, А. В. Иванов. М.: Новая школа, 1992. — 114 с.
  40. , П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии Текст.: Материалы к курсу лекций / П. Я. Гальперин, С. Н. Карпова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.-118 с.
  41. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
  42. , Я. Ценностная ориентация личности Текст. / Я. Гудечек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С.102−110.
  43. , Э.Б. Борьба с нравственными пороками и позициями личности Текст. / Э. Б. Гудилина. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  44. , Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе Текст. / Л. Д. Гуткина. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. -160 с.
  45. , И.М. Очерки по педагогике Текст. / И. М. Духовный. М.: Учпедгиз, 1951.-431 с.
  46. , Н.Д. Проблемы социализации подростков Текст.: Социологическое исследование / Н. Д. Егорова. Набережные Челны, 1999. — 112 с.
  47. , Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях Текст. / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003 № 3 — С. 9−12.
  48. , А.Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А.Г. Здра-вомыслов. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  49. , С.Н. Философские и социально- политические проблемы воспитания Текст./ С. Н. Иконникова // Вопросы философии, 1975. № 6. -С. 119−121.
  50. , B.C. Формирование личности школьника как целостный процесс Текст. / B.C. Ильин. -М.: Педагогика, 1984. 144с.
  51. , И.А. Путь к очевидности. Собр. соч. в 10 т. Т. З. Текст. / И. А. Ильин. М.: Русская книга, 1994. — 558 с.
  52. , И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория Текст. / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  53. , С.А. Концепция воспитательной системы сельской школы Текст. / С. А. Исмагилова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, 2005. № 1. — С. 5−12.
  54. , М.С. О духовном (Опыт категориального анализа) Текст. / М. С. Каган // Вопросы философии, 1985. № 9. — С.91−102.
  55. , М.Г. Ценностные ориентации младших подростков и их формирование в коллективе Текст. / М. Г. Казакина. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  56. , Л.И. Человек в системе духовной жизни общества Текст. / М. Г. Казакина. -М.: Магистр, 1990. 160 с.
  57. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П.Ф. Кап-терев. М.: Педагогика, 1982. — С. 15.
  58. , В.А. Стать человеком (общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса) Текст. / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993.-80 с.
  59. Катаева-Венгер, А. А. Трудный возраст: подростки сегодня Текст.: Пособие для учителя и родителей / А.А. Катаева-Венгер. М.: Школьная пресса, 2002.-112 с.
  60. , Д.В. Мотивационно-иотребностная сфера подростков с психологическими проблемами Текст. / Д. В. Каширский // Вопросы психологии, 2002. № 1. — С. 26−37.
  61. , В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков Текст.: 2-е изд. / В. П. Кащенко. М.: Академия, 1994.-301 с.
  62. , А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций младших подростков Текст. // Ориентация и деятельность младших подростков / Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Педагогика, 1991. -С. 56−70.
  63. , А.В. Ориентация младших подростков на социально значимые ценности Текст.: Автореф. дис.. д-ра. пед.наук. / А. В. Кирьякова. -Санкт-Петербург: 1991. — 35с.
  64. , А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: Монография / А. В. Кирьякова. Оренбург: 1996. — 187 с.
  65. , М.П. Д.И. Тихомиров о духовно-нравственном воспитании Текст. / М. П. Киселева // Педагогика, 2009. № 1. — С. 82−88.
  66. , Ю.А. Психология девиантного (отклоняющегося) поведения Текст. / Ю. А. Клейберг // Вопросы психологии, 1998. № 5. — С. 141−145.
  67. , Н.Е. Введение в педагогику Текст. / Н. Е. Ковалев. М.: Просвещение, 1975. -176 с.
  68. , Ю.А. Социальные нормы и отклонения Текст.: 2-е изд., доп. / Ю. А. Клейберг. -М.: Вита-Пресс, 1997. 365 с.
  69. , О.Б. Девиантное поведение младших подростков: детерминирующие социальные факторы Текст.: Автореф. дис.. канд. социол. наук / О. Б. Компаниец. Казань: Каз. Фин.-экон.инст., 2001. — 22 с.
  70. Н.А. История педагогики Текст. / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаев. -М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  71. , ПА. Этика Текст.: Избранные труды / П. А. Кропоткин. М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
  72. , Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций Текст. / Б. С. Круглов // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: АПН СССР, 1987. — С.80−89.
  73. , Н.К. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / Н. К. Крупская / Под ред. A.M. Арсеньева. Т. 1. М.: Педагогика, 1978. — 367 с.
  74. , И.А. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные правонарушения Текст. / И. А. Кудрявцев, О. Ф. Семенова // Психологический журнал, 2002. Т. 23, № 3. — С. 54−62.
  75. , В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся Текст. / В. М. Кузнецов. М.: Народное образование, 1994. -144 с.
  76. , JI.H. Воспитать себя Текст.: Кн. для учащихся / JI.H. Куликова. -М.: Просвещение, 1991. 143 с.
  77. , Г. И. Сущность и механизм усвоения индивидом нравственных ценностей Текст.: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Г. И. Курган. М.: 1977.- 17 с.
  78. , Л.И. Школа и нравственное воспитание личности Текст. / Л. И. Лаврентьева, А. Е. Сатарова, Э. Г. Ерина // Завуч начальной школы. -2004,-№ 4.-С. 69−142.
  79. , Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян Текст. / Н. И. Лапин // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С. 3−23.
  80. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1992. 17 с.
  81. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. -1996,-№ 4.-С. 15−26.
  82. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И.Я. Лер-нер. -М.: Педагогика, 1981. 184 с.
  83. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с.
  84. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций Текст.: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. -М.: Прометей, Юрайт, 1998. 464 с.
  85. , А.В. О народном образовании Текст. / А. В. Луначарский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 443 с.
  86. , Л.И. Теория и методика воспитания Текст. / Л. И. Маленкова. М.: Педобщество, 2005. — 480 с.
  87. , Р.Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли Средневековья Текст.: Автореф.. д-ра пед. наук. / Р. Ш. Маликов. Казань: Казан, гос. пед. ун-т., 2000. — 4 с.
  88. , П.Е. Этика. Моральные ценности гражданского общества Текст.: курс лекций: в 5 ч. 4.4. / П. Е. Матвеев. Владимир: ВлГУ, 2005. -57 с.
  89. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст.: Книга для учителей / М. И. Махмутов. М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
  90. Методика воспитательной работы Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 33 400 Педагогика / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Ерёмкина и др.- Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Academia, 2002. — 143 с.
  91. , И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения Текст. / И. Б. Михайловская, Г. В. Вершинина. М.: Просвещение, 1990. — 143 с.
  92. Моделирование воспитательных систем: теория практике Текст. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144 с.
  93. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б.О. Нико-лаичева. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
  94. А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия Текст. // Классный руководитель, 2002. № 5. — С. 4−10.
  95. , А.В. Воспитание в России многообразие и проблемность Текст. / А. В. Мудрик // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе/ Центр «Пед. Поиск». — М.: 2006. -№ 1. — С. 4−10.
  96. , Р. Агрессивное поведение детей как психологическая проблема Текст. / Р. Муртазина // Наука и школа. 2005. — № 1. — С. 15−17.
  97. , В.Я. Управление обучением, воспитанием и развитием личности Текст. / В. Я. Назмутдинов, Д. Ф. Амиров, А.Ф. Ибрагимов- под общ.ред. А. Н. Хузиахметова. Казань: Школа, 2004. — 382 с.
  98. , Р.Н. Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков Текст. / Р. Н. Нариманов. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Казань: 2003. -25 с.
  99. , Р.С. Психология Текст.: Кн. З / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1998.-572 с.
  100. , Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика Текст.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. И. Непомнящая. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 190 с.
  101. , З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков. На материале школ Татарской АССР Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1980. — 16 с.
  102. , З.Г. Принципы гуманизма и его развитие в истории современной школы, 1916−1989 г. Текст.: Дис.. канд. пед. наук. Казань: 1990.-397 с.
  103. , Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека Текст. / Н. Д. Никандров // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 3−8.
  104. .Д. Социальная психология Текст.: Учебное пособие / Б. Д. Парыгин. СПб.: Изд-во: СПбГУП, 2008. — 616 с.
  105. Педагогика Текст.: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд. М.: Роспедагенство, 1993. — 603 с.
  106. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. /
  107. A.В. Петровский. М.: МГУ, 1982. — 255 с.
  108. , В.И. Ценностный мир человека и его судьба Текст. /
  109. B.И. Плотников //12 лекций по философии. Екатеринбург: 1996. — 225 с.
  110. , Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально философского исследования Текст / Е. А. Подольская. — Харьков: Основа, 1991, — 163 с.
  111. , Т.И. Ценность и оценка в морали Текст. / Т.И. Порохов-ская. -М.: Просвещение, 1998. 170 с.
  112. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации президента России / Материалы с сайта «Президент России» // http://news.kremlin.ru/transcripts/5979.
  113. Профилактика девиантного поведения учащихся в образовательных учреждениях Текст.: Сборник методических рекомендаций / Под ред. И. П. Башкатова. Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2006. — 160 с.
  114. , А.С. Тренинг коммуникативных умений Текст.: Метод, разработки занятий / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1993. — 49 с.
  115. , А.С. Школа жизни. Текст.: Метод, разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. М.: Новая цивилизация, 2000. — 192 с.
  116. Психология современного подростка Текст. / Под ред. JI.A. Регуш. -СПб.: Речь, 2005.-400 с.
  117. , Т.В. Духовность как необходимая доминанта развития человечества в техногенном свете Текст. / Т. В. Пугачева // Персонал. — 2000. -№ 3 (57). Приложение № 6−11. — С. 54−56.
  118. , П.П. Анализ понятия о преступлении Текст. / П.П. Пус-торослев. М.: Унив. тип., 1892. — 239 с.
  119. , З.И. Развитие образования в России. Новые ценностные ориентиры (Концепция развития) Текст. / З. И. Равкин // Педагогика. 1995. -№ 5. — С.87.
  120. , JI.H. Формирование духовных потребностей студентов педвуза Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Разуваева. -М.: 1990. -16 с.
  121. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Владос, 2001.-253 с.
  122. , Н.С. Культура, ценности и развитие образования Текст. / Н. С. Розов. М.: Исследоват. центр по проблемам управления качеством высшего образования, 1992. — 154 с.
  123. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005. — 713 с.
  124. , Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания младших подростков Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Педагогика, 1981.-128 с.
  125. , Л.Н. Нравственное воспитание личности Текст. / Л. И. Рувинский. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 184 с.
  126. , В.Н. Системный подход к классификации ценностей Текст. / В. Н. Сагатовский // Материалы к симпозиуму ЮНЕСКО «Научные исследования и человеческие потребности. -М.: ВНИИСИ, 1979. 289 с.
  127. , В.П. Воспитание на основе потребностей человека Текст. /
  128. B.П. Сазонов // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 25−28.
  129. , Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики Текст.: Монография / Р. А. Сахипова. Нижнекамск: 2001. — 201 с.
  130. , Г. К. Руководство по организации самовоспитания младших подростков Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии, 1999. № 6.1. C. 37−76.
  131. , Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. М.: Народное образование- Школьные технологии, 2002.-248 с.
  132. , Н. Уроки общения для младших подростков Текст. / Н. Слободняк //Школьный психолог, 2003. 10 марта.
  133. , Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности Текст. / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. -2002.-№ 1,-С. 17−25.
  134. Смотри по жизни вперёд Текст.: Руководство по работе с подростками. СПб.: АПК и ПРО, 2001. — 113 с.
  135. , B.C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности Текст. / B.C. Собкин // Magister. 1995. — № 2. -С.23−25.
  136. , А.В. Коммуникационные потребности Текст. / А. В. Соколов. Краснодар: 1996. — 161 с.
  137. , И.А. Духовное воспитание: система понятий Текст. / И.А. Соловцова// Педагогика. 2008. — № 4. — С.11−17.
  138. , Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания Текст. / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
  139. , В.В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 386 с.
  140. , В.А. Избранные педагогические сочинения Текст. / В. А. Сухомлинский. -М.: Просвещение, 1980. 258 с.
  141. , М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе Текст. / М. Г. Тайчинов // Педагогика. -1999.-№ 2. -С. 30−35.
  142. , И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников в национально-региональном образовании Текст. / И. И. Ткач. Казань: Школа, 2006.-199 с.
  143. , В.П. Философия сознания Текст. / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1971.- 199 с.
  144. , Я. С. Духовность как объект рассмотрения Текст. / Я. С. Турбовский // Педагогика. 2009. — № 9. — С. 3−13.
  145. , Д.Н. Теория установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: ПИТЕР, 2001 -416 с.
  146. , Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки Текст. / Э. А. Урунбасарова. Алматы: Казгосиздат, 1999. — 142 с.
  147. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии Текст. // Избр. пед. соч.: В 2 Т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1976. — т. 1. — 261 с.
  148. , Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 3−19.
  149. , Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте Текст. / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1988. -№ 6.-С. 32.
  150. , C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.JI. Франк. М.: Республика, 1992. — 512 с.
  151. , Ю.И. Психология подростка Текст.: Хрестоматия / Ю. И. Фролов. М: Рос. Педагогическое Агентство, 1997. — 526 с.
  152. , JI.P. Формирование духовных потребностей будущих учителей во внеаудиторной воспитательной работе Текст.: Дис.. канд. пед. наук /JI.P. Халикова. Оренбург, 2007. — 233 с.
  153. , JI.P. К вопросу о формировании духовных потребностей студентов педвуза во внеаудиторной воспитательной работе Текст. / JI.P. Халикова // Педагогические науки, 2006. № 2(18). — С.174−176.
  154. , Я.И. Русские педагоги Татарии Текст. / Я. И. Ханбиков. -Казань: Татгиз, 1968. 119 с
  155. , JI.A. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников Текст. / JI.A. Харисова. Казань: Школа, 2001. — 171 с.
  156. , А.Г. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами народной педагогики (на примере татарской семьи) Текст. / А. Г. Хузина. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Казань. 1996. — 26 с.
  157. , Т.В. Опасности большого города и детская агрессивность Текст. / Т. В. Черникова, С. В. Глухова // Педагогика ДОУ, 2003. № 6. -С. 101−103.
  158. , Р.Х. Татарская народная педагогика Текст. / Р.Х. Шай-марданов, Р. Г. Сибгатуллин. Казань: Дом печати, 2000. — 392 с.
  159. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив Текст. / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990.-180 с.
  160. , Ю.В. О сущности, специфике и классификации духовных потребностей Текст. / Ю. В. Шаров // Проблемы формирования социогенных потребностей: материалы I Всесоюзной конференции (4−5 ноября 1974 г.). -Тбилиси. С. 47−49.
  161. , Ю.В. Стимулирование духовных потребностей подрастающего поколения Текст. / Ю. В. Шаров // Сов. Педагогика. 1966. — № 12. — С. 89 100.
  162. , В.М. Воспитание личности Текст. / В. М. Шепель. М.: Просвещение, 1991. — 36 с.
  163. , Л.Ф. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению Текст. / Л. Ф. Шестопалова, Т. А. Перевозная // Психологический журнал. -2003. Т. 24. — № 3. — С. 66−71.
  164. , Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический анализ) Текст. / Е. В. Шестун. -Автореф. дис.. д-ра пед.наук. Казань, 2006. — 40 с.
  165. , Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся Текст. / Т. А. Шилова // Педагогика. 1996. — № 3 -С.25−30.
  166. Шипу нова, Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности Текст. / Т. В. Шипунова // Социологическое исследование. 2002. -№ 5. — С. 68−76.
  167. , И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Шманева. Магнитогорск, 1997. — 22 с.
  168. , Е.И. К вопросу о формировании ценностных ориентаций личности Текст. / Е. И. Шубенкова // Советская педагогика. 1980. — № 9. -С. 27−33.
  169. , М.П. Объять необъятное Текст.: Записки педагога / М. П. Щетинин. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  170. , Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология Текст. / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 256 с.
  171. , Д.Б. Детская психология Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2007.-384 с.
  172. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности Текст. / В. А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 89−105.
  173. , И.С. Построение модели личностно-ориентированной школы Текст. / И. С. Якиманская. М.: КСП+, 2001.-128 с.
  174. , М.С. Ценностно-смысловая сфера личности Текст. / М. С. Яницкий, А. В. Серый. Кемерово, 2006. — 112 с.
  175. , Д.В. Особенности социализации современного подростка Текст. / Д. В. Ярцев // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 54−58.
  176. Inner-Moral Upbringing of Youth in Russia: History and the Present Text./ N.V. Kotryakhov//International Higher Education Research. Sapporo, 2003. -Vol.6. -P.135−148.
  177. Inner-Moral Upbringing in the Educational System of Russian Federation Text.: Readings/Public Education Institute, Hist.-Patriot. Society «Alexander Nevsky Successors». -M.: Samshit-Publishing, 2002. 176 p.
  178. Sergeeva, O. U. Inner-Moral Upbringing of Senior Pupils in Complementary Education Text.: Abstract. Ped. Sciences Cand./O. U. Sergeeva. Cheboksary, 2007.-21 p.
  179. Методика «Шкала совестливости
  180. В.В. Мельников, JI.T. Ямпольский)1. Назначение теста
  181. Инструкция к тесту. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»). Тест
  182. Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
  183. Я всегда следую чувству долга и ответственности.
  184. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
  185. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
  186. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
  187. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  188. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
  189. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
  190. Меня раздражает, когда женщины курят.
  191. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
  192. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
  193. Я человек твердых убеждений.
  194. Я люблю лекции на серьезные темы.
  195. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
  196. Обработка и интерпретация результатов теста
  197. За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.
  198. Тест изучения ценностных установок (М. Рокич)
  199. Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
  200. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
  201. Оценочный лист эффективности деятельности классных руководителейавт. Куприянов Б. В., Седов С. В., Чистова М. В., Шевелева Н.Н.)
  202. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
  203. Обеспечение жизни и здоровья учащихся
  204. Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями
  205. Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования
  206. ЕСпассный руководитель содействует разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся. епланирована и осуществляется работа с одаренными, с неуспевающими учащимися. Осуществляется работа с одаренными, с неуспевающими.
  207. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся
  208. Определение целей и разработка плана работы с классом.
  209. Определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности
  210. К профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций. Профилактические мероприятия осуществляет классный руководитель в одиночку. Профилактические мероприятия не осуществляются.
  211. Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь. Будешь злым — повесят, будешь мягким — раздавят. Будешь сиять тихо — узнаешь много. Вернуться с полпути — тоже смелость. Голова одинока, зато душа спокойна. Даже красавице ум не помеха.
  212. Если за сдай не наелся, облизывая посуду не насытишься.
  213. Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?1. Есть душа есть и надежда.
  214. К любому замку ключ подобрать можно.
  215. Какова земля, таковы и родники.
  216. Коварная жена — плетка шайтана.
  217. Когда бой кончился, появляется много батыров.
  218. Кому не повезло утром не повезет и вечером, кому не повезло вечером — не повезет никогда.
  219. Красота нужна только на свадьбе, ум — каждый день. Красоту в миску не положишь. Не каждый раз на удочке рыбка.
  220. Не ройся не дне мешка (т.е. не вспоминай прежних обид).
  221. Не успеет споткнуться, как уже падает.
  222. Небо украшают звезды, мужчин борода, женщин — волосы.
  223. Одел бедняк — откуда взял? Одел бай — носи на здоровье!
  224. Один раз не сумеешь, во второй научишься.
  225. Одним ударом дерева не срубишь.
  226. Пока есть силы — работай, пока есть зубы кусай.
  227. Пока красавица прихорашивается, свадьба кончается.
  228. Приходит без дела мешает работе, приходит с делом — увеличивает заботу.1. Ростом вышел, а умом нет.
  229. С дураком вместе ничего не находи и не теряй.
  230. Сердце девушки — кипящий котел, ни с чем не считается.
  231. Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит.
  232. Слепой курице — все пшеница.
  233. Слово мужчины — всегда одно.
  234. Собаки не порычав не подружатся.
  235. Спотыкайся ногами, но не спотыкайся языком.
  236. Стреляет криво, а попадает прямо (о речи хитреца)
  237. У кого ничего нет, тому нечего бояться.
  238. У лгуна дом сгорел никто не поверил.
  239. Умный понимает, глупый слушает.
  240. Учить дурака — оживлять мертвеца.
  241. Хочешь яблока ухаживай за яблоней.
  242. Что в лесу крикнешь, то и в ответ услышишь.
  243. Щеголь не мерзнет, но дрожит.1. Татарская притча
  244. Три путника шли по дороге мимо кладбища. И в это время над их головами каркнула ворона. Первый путник воскликнул: Ворона каркнула в мою пользу! Второй путник возразил:
  245. Нет! В мою! Третий тоже кричит:1. В мою пользу!
  246. Спорили-спорили поссорились. Пошли к деревенскому судье. Тот выслушал их и говорит:
  247. Приходите через неделю. Я посмотрю старинные книги и решу, в чью пользу каркнула ворона.
  248. Разошлись спорщики. Но каждый из них решил подкупить судью.
  249. Вот первый путник поджарил дома двух гусей и несёт их судье. Тот гусей взял и говорит:1. Молодец! Умница!
  250. Второй путник отнёс судье двух жареных уток. Судья и у него взял подарки с удовольствием.
  251. А третий путник стоял около своего дома недалеко от конторы судьи и всё видел. Вот вечером судья идёт с работы домой с гусями и утками в руках, видит третьего спорщика и спрашивает его:
  252. А ты почему не зайдёшь ко мне? Третий спорщик отвечает:
  253. А я уже знаю, в чью пользу каркала ворона!1. В чью же?1. В вашу, судья-эфенди!1. Персидская притча1. Бабочки и огонь
  254. Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:1. Огонь светит.
  255. Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:1. Он жжётся!
  256. Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
  257. Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.1. Азербайджанская притча1. Падишах и нищий
  258. Я сегодня в хорошем настроении. Очень я сегодня добрый. Проси у меня всё, что твоей душе угодно. Всё сделаю! Любую просьбу исполню! Всё мне на этом свете подвластно! Все меня боятся!
  259. Нищий, изнемогая от назойливых мух и жары, согнулся перед падишахом до земли и простонал, умоляя:
  260. Ради Аллаха! Спаси меня от мух! Вели им скорее улететь отсюда! Погибаю! Важный падишах пожал плечами:
  261. Нет! Мухи мне не подчиняются! Мух отогнать я не смогу!
  262. Поехал важный падишах со свитой по дороге дальше. А нищий так и остался сидеть у дороги, облепленный стаями мух с ног до головы. Тут же к нищему сбежались со всех сторон люди:
  263. О счастливец! Наверное, падишах помог тебе стать богатым человеком!
  264. Нищий поморщился и махнул рукой:
  265. Я не знал, что падишах такой бессильный! Он даже от мух не смог меня избавить! А ведь слабее мух нет на свете созданий!1. Восточная притча1. Красавица
  266. По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идёт мужчина. Она обернулась и спросила:
  267. Скажи, зачем ты идёшь за мной? Мужчина ответил:
  268. Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала:
  269. Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идёт за мной, посмотри на неё.
  270. Мужчина остановился, потом обернулся, но увидел только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающим покорность:
  271. Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка? Она улыбнулась и ответила:
  272. Ты, мой друг, тоже не сказал мне правду, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твоё сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?
  273. Татарские народные праздники
  274. Однажды ранней весной (конкретный день указывали старики-аксакалы) дети отправлялись по домам собирать крупу, масло, яйца. Своими закличками они выражали хозяевам благопожелания и требовали угощения!
  275. Из собранных продуктов на улице или в помещении при помощи одной-двух пожилых женщин дети варили в большущем котле кашу. Каждый приносил с собой тарелку и ложку. Каша казалась объеденьем! А после такого пиршества дети играли.
  276. В разных местах проживания татар этот обряд назывался по-разному: грачиная каша, каша скворца, вербная каша. Этот весёлый ритуал служил знаком начала подготовки к Сабантую.
  277. Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые, ловкие.
  278. Сабантуй — праздник всех татар. В главный день этого праздника все собираются в специально отведённом, обустроенном и украшенном месте, которое называется майдан -мэйдан.
  279. Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.
  280. Тема национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях и байтах, в произведениях татарских писателей, композиторов и художников.
  281. Праздник уиен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй.1. Семейные традиции
  282. Самыми значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка.
  283. Существовало три вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству.
  284. Яркими и интересными и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные обряды — получение выкупа за невесту (калым), приданого самой невесты (бирнэ), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды.1. ПЛАН
  285. ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОУ «Биклянская средняя общеобразовательная школа» на 2006−2007 учебный год.
  286. Тема работы школы: «Духовно-нравственное воспитание личности учащихся».
  287. Цель воспитательной работы: Воспитание нравственности, культуры поведения на уроках и во внеурочное время.
  288. Задачи воспитательной работы:
  289. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
  290. Воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам (пристрастие к табаку, алкоголю и наркотикам).
  291. Познакомить с требованиями к внешнему виду в различных условиях (дома, в общественных местах, на работе, на дискотеке или вечеринке) и добиваться их выполнения.
  292. Воспитание учащихся в семье и обществе
  293. Формы и содержание работы Срок выполнения Ответственные
  294. Выборы классных и общешкольных родительских комитетов Сентябрь Классные рук-ли
  295. Утверждение плана работы родительского комитета школы Сентябрь Дирекция
  296. Уточнить списки детей и семей особых категорий. Сентябрь. Пред. род. ком. Ба-дертдинова Ф.
  297. Продолжить совместную работу родительского комитета, комитета по работе с семьей при с/совете и ПДН В течении года Классные рук-ли
  298. Поддерживать тесный контакт кл. рук-лей с семьями уч-ся, приглашать на внешкольные мероприятия. В течение года Дирекция школы
  299. Работать в тесном контакте с сельской библиотекой и СДК. В течение года Дирекция школы
  300. Проводить классные тематические родительские собрания. 1 раз в четверть Классные рук-ли9.10. 11. 12.13.
Заполнить форму текущей работой