Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Продуктивность творческой деятельности артистов балета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе эмпирических исследований с применением методов наблюдения, интервьюирования, психологического тестирования (Люшер, Дукаревич, Розенцвейг, «эмоциональный слух», контрольные измерения параметров качества жизни, параметров работоспособности и др.) при стратификации на две группы «звезд» и «рядовых» были определены общие и особенные психологические характеристики артистов балетапо… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Психологические и акмеологические исследования творческой исполнительской деятельности
    • 1. 2. Проблема АКМЕ, профессионализма и продуктивности в творческой деятельности артистов балета
    • 1. 3. Методологические и методические основания психо-лого-акмеологического исследования личностных характеристик артистов балета
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТОВ БАЛЕТА
    • 2. 1. Эмпирическое исследование психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета: подход, методики, результаты
    • 2. 2. Системное описание общих и особенных психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета
    • 2. 3. Психолого-акмеологические условия и факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета
  • Выводы по второй главе

Продуктивность творческой деятельности артистов балета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена логикой развития акмеологии как науки и решением научно-практических задач, связанных с повышением продуктивности исполнительской художественно-творческой деятельности. Развитие акмеологии связано с освоением новых предметных и объектных областей, среди которых выделяется художественно-творческая исполнительская деятельность, в которой имеется немало психологических и акмеологических проблем. Их решение во многом определяется видом и спецификой художественно-творческой исполнительской деятельности, среди которых особое место принадлежит балетудревнейшему виду исполнительского искусства. Поэтому разработка акмеологических проблем балетного творчества является актуальной с научной точки зрения.

Актуальность проблемы обусловливается также наличием следующего противоречия, а именно: с одной стороны, наблюдается направленность артистов балета на успешную творческую деятельность, достижение акме в балетном творчестве, с другой стороны — наличествует недостаточное знание своих ресурсов и возможностей, неумение создать субъективные предпосылки для раскрытия творческого и акмеологического потенциалов, обеспечения их ресурсной восполняемости.

Актуальность исследования психолого-акмеологических характеристик личности артистов балета обусловлена недостаточностью специальных исследований развития творческой деятельности в данной профессии.

Состояние разработанности проблемы исследования.

Исследование сущностных характеристик исполнительского творчества артистов осуществлялось преимущественно на примерах творчества артистов драматических театров. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли выдающиеся практики театра (Станиславский К.С., Немирович-Данченко В.И., Вахтангов Е. Б., Мейерхольд В. Э., Таиров, А .Я., Завадский Ю. А., Захава Б. Е., Товстоногов Г. А. и многие другие).

Значимыми являются психологические научные исследования в этой предметной области (Абрамян Д.Н., Березанская Н. А., Вильсон Г., Дранков B. JL, Ершов П. М., В. ШСочнев, Маркус С., Натадзе Р. Г., Петров В. В., Силантьева И. И., Симонов П. В., Тарасов В. И., Теплов Б. М., Шпет Г. Г., Якобсон П. М. и др.). Среди прикладных психологических исследований следует выделить работы по творческой Я-концепции артистов (Борисов-Фишман Б.М.), артистического самоанализа (Андрейкина О.В.), психологии сценического перевоплощения (Кисин Б.В.), трансперсональной психотехники (Гройсман A. JL, Рассохин А.В.), артистических способностей и способностей к перевоплощению (Рождественская Н.В.), актерского мастерства (Найденкин С.М. и др.).

Собственно психологические исследования личностно-профессиональных качеств, психических состояний, особенностей творческой деятельности артистов балета весьма немногочисленны (Высотская Н.Е., Гройсман A. JL, Поздняков В. А., Рождественская Н. В., Сухарева А. И., Фетисова Е.В.).

Таким образом, проблема изучения продуктивности творческой деятельности артистов балета в акмеологическом контексте является недостаточно разработанной, несмотря на ее очевидную научную и практическую актуальность.

Гипотеза исследования.

Психолого-акмеологическими характеристиками личности артистов балета являются устойчивые особенности, имеющие инвариантный характер, влияющие на поведение, деятельность и отношения, обусловливающие продуктивность творческой деятельности и обеспечивающие акмеологический характер личностно-профессионального развития, движения к акме в данном виде художественного сценического творчества.

В процессе развития психолого-акмеологических свойств личности артистов балета происходит раскрытие и преумножение их акмеологического и творческого потенциалов. Наиболее продуктивное движение к акме происходит у артистов балета, обладающих большим и в значительной мере реализованным акмеологическим потенциалом (системой взаимосвязанных потенциалов личности высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости как основе продуктивного личностно-профессионального развития и поступательного движения к акме). Продуктивность в продвижении к акме возможна у артистов балета, обладающих способностью преумножения своего потенциала и осуществляющих это в процессе творческой деятельности.

Цель исследования: определить психолого-акмеологические характеристики артистов балета, а также особенности продуктивности их творческой деятельности.

Объект исследования: профессиональная творческая деятельность артистов балета.

Предмет исследования: продуктивность творческой деятельности артистов балета.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования.

2. Разработать системное описание психолого-акмеологических характеристик артистов балета.

3. Дать сущностную характеристику творческой деятельности артистов балета. Обосновать критерии, показатели и уровни творческой деятельности артистов балета.

4. Выявить психолого-акмеологические условия и факторы повышения продуктивности творческой деятельности артистов балета.

5. Выработать научно-практические рекомендации по изучаемой проблеме исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются работы в области психологии творчества (Абрамян Д.Н., Богоявленская Д. Б., Пономарев Я. А., Прангишвили.

A.С., Савранский И. Л., Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Столович Л. Н., Тихомиров O.K., Торранс Э., Шерозия А. Е. и др.) — психологии исполнительского художественного творчества (Бочкарев Л.Л., Вильсон Г., Гройсман А. Л., Ершов П. М., В. И. Кочнев, С. Маркус, Натадзе Р. Г., Рождественская Н. В. и др.) — теории акмеологии, акмеологического подхода к личностно-профессиональному развитию и формированию профессионализма личности и деятельности (Агапов.

B.C., Анисимов О. С., Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Кузьмина Н. В., Лаптев Л. Г., Маркова А. К., Огнев А. С., Реан А. А., Селезнева Е. В., Степнова Л. А. и др.) — акмеологии художественного творчества (Зазыкин В.Г., Фетисова Е.В.) — искусствоведческие и театроведческие исследования балета (Белова Е.П., Беляева-Челомбитько Г. В., Гаевский В. М., Гришина Е.М.

Вартанов А. С. Илупина А.П., Красовская В. М., Львова-Анохин Б.А., Луцкая Е. Я., Сабашникова Е. С., Суриц Е. Я., Чернова Н. М., Эльяш Н.А.).

Методы исследования: Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании применялся комплексный методический инструментарий, включающий общенаучные методы: комплексный анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение, системный подходпсихологические и акмеологические методы: психологическая экспертиза, акмеологическая диагностика (акмеологическая экспертиза, акмеологическая оценка, акмеологический анализ проблемы, прослеживание процесса развития психолого-акмеологических характеристик), экспертные оценки, психодиагностические методики — психологическое тестирование (восьмицветовой тест Люшера, проективные тесты, тест «эмоциональный слух» и др.), включенное наблюдение, интервьюирование.

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки (14 экспертов — ведущие солисты, балетмейстеры, педагоги-репетиторы, психологи-специалисты, балетные критики в области балетного творчества), результаты психологического тестирования (187 артистов балетных театров г. г. Москвы и Санкт-Петербурга), данные, полученные в процессе интервью, включенного наблюдения, бесед, дискуссий, а также результаты обобщения и анализа психологических и искусствоведческих исследований балетного творчества.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1 .Обосновано, что творческая деятельность артистов балета представляет собой сотворчество с балетмейстерами и педагогами-репетиторами. В психологическом плане содержанием сотворчества является принятие и сценическое воплощение концепции, творческих решений, характеристик образов и их обогащение собственными творческими решениями, выразительными средствами, которые соответствуют общим замыслам балетмейстера и педагога-репетитора. Диапазон сотворчества зависит от масштаба дарования артиста балета, творческой позиции балетмейстера и может принимать форму от полного принятия артистом концепции до предложения и реализации своих вариантов.

2.Установлено, что важнейшими способностями артиста балета являются: акмеологические — самоосуществление, саморазвитие, самореализация, самоактуализация, самораскрытие и самоутверждениепсихомоторные — пластическая выразительность, мышечная свобода и раскрепощенность, умение владеть телом (точность экспрессивных движений), умение наполнять мыслями и чувствами движения, жесты и позымузыкальные (ритмические) — музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритмааутопсихологические — самооотношение, самопринятие, способность к произвольной саморегуляции, самоидентичностьпознавательныеинтеллект, психология развития и свойственные только человеку сверхсознательные качествакогнитивныев акмеологическом контексте творческой деятельности отражают взаимодействие самосознания и профессиональной деятельностикреативныепоиск неординарного решения творческой задачи, перевоплощение и создание новых образовсоциально-перцептивные — в акмеологическом контексте отражают в межличностном взаимодействии самооценку (завышенную, заниженную или адекватную) — артистические — психическое отражение аффективного характера, страстность, чувственность, осознанное выражение в мимике знака и модальности эмоционального сопровождения действияэмпатийные — эмоциональная восприимчивость, лабильность и пластичность эмоциональных реакций.

3.Доказательно представлено, что продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровня личностно-профессионального развития, мастерства субъекта творческой деятельности и индивидуальности и акмеологического потенциала, включающего систему взаимосвязанных потенциалов высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости как основы продуктивного личностно-профессионального развития и поступательного движения к акме. Развитие профессионализма личности и продуктивности деятельности артистов балета во многом зависит также от уровня общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма (аутопсихологической способности к перевоплощению, саморегуляции, самоэффективности, интеллектуальной активности), музыкальности, психомотирики, продуктивности творческой Я-концепции, принятых личностно-профессиональных стандартов и эталонов.

4.Установлено, что психолого-акмеологические характеристики артистов балета во многом связаны с их профессиональным социальным статусом «звезд» и «рядовых» У «звезд» балета они качественно иные практически по всем параметрам и показателям (экспертным оценкам акмеологических инвариантов профессионализма, уровням эмоционального слуха, акцентуаций характера, уровням личностных свойств), нежели у «рядовых» артистов, причем не только по уровню развития, но и психолого-акмеологическому содержанию: масштабнее и разнообразнее сложные частные способности, больше творческий и характерологический потенциал, выше сила личности и активность, продуктивнее рефлексия, выше уровень личностно-профессиональных стандартов, потребность в творческой самореализации.

5. Определено качественное системное поуровневое строение психолого-акмеологических характеристик артистов балета. На уровне природных свойств определено влияние темперамента, нейротизма, личностных потенциалов, силы личности, активности, возраста, пола, физического развитияпсихических свойств — воли, психических процессов, эмоций, чувствхарактера — важнейших личностно-профессиональных свойствопыта — профессионального мастерства, самоэффективностинаправленности личностимировоззрения, индивидуальных предпочтений акме, творческих стандартов и эталонов, мотивов творческой самореализации. Выявлена линейно детерминированная зависимость продуктивности творческой деятельности от психолого-акмеологических характеристик. Малопродуктивным является такое творчество артистов балета, которое ориентировано на формальное соблюдение правил и канонов данного вида профдеятельностивысокопродуктивным является творчество, ориентированное на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование и движение к акме. б. Определены психолого-акмеологические условия продуктивного развития творческой деятельности артистов балета: актуализация потребности в профессионализме в балетном творчестве, оптимизация взаимодействий в процессе сотворчества, развитие психологической и акмеологической компетентности балетмейстеров и педагогов-репетиторов, развитие аутопсихологической компетентности артистов балета, дающие возможность выстраивать стратегии личностно-профессионального развития от репродуктивного уровня к локально-моделирующему.

7.Выявлены психолого-акмеологические факторы, способствующие продуктивному развитию психологических характеристик артистов балета, движению к акме в балетном творчестве: повышение самоэффективности, конкурентоспособности (в акмеологическом понимании), устранение сдерживающих факторов и психологических преград в развитии творческого и акмеологического потенциалов артистов, развитие особенных акмеологических инвариантов профессионализма и психологических профессионально важных качеств.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в практике подготовки будущих артистов балета в хореографических учебных заведениях, оптимизации творческих взаимоотношений в системе «балетмейстер-артист», «педагог-репетитор — артист», разработке индивидуальных программ психолого-акмеологического сопровождения перспективных артистов и авторских программ творческого роста артистов балета.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие», Москва, 2004; Международной конференции «Проблемы человека и общества в условиях становления новой России», Москва, 2004.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемной группы и кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в НОУ «Гуманитарно-прогностическая академия», при написании учебно-методических материалов, подготовке учебных пособий к курсам «Методика произвольной саморегуляции», «Мышление и саморегуляция как основа здоровья человека», а также при проведении консультаций и разработке индивидуальных рекомендаций для субъектов балетного творчества.

Выводы диссертационного исследования и практические рекомендации обсуждались и внедрены в творческих коллективах Московского Государственного Академического Детского Музыкального Театра им. Н. И. Сац, Российской академии театрального искусства, хореографического училища г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту.

1 .Психологическая сложность творческой деятельности артистов балета обусловлена тем, что эта деятельность является сотворчеством с балетмейстерами и педагогами-репетиторами, которое во многом обусловливается творческой индивидуальностью субъектов, «масштабом их дарования», способностью принимать творческие решения, реализовывать их сквозь призму личностных смыслов, обогащать собственными творческими решениями, выразительными средствами, которые соответствуют общим творческим замыслам балетмейстера.

2.Продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровней развития важнейших способностей артистов балета (акмеологических, психомоторных, музыкальных, аутопсихологических, познавательных, когнитивных, креативных, артистических, социально-перцептивных, эмпатийных и др.), их психолого-акмеологических свойств (как обобщающих личностных характеристик, устойчивых особенностей — совокупности личностно-профессиональных качеств, специальных частных способностей, мотивационных образований в контексте продуктивности личностно-профессионального развития и движения к акме) и акмеологического потенциала, способности к произвольному саморазвитию и преумножению потенциала, уровня общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма (основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельностипотенциалы личности, сила личности, антиципационная состоятельность, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, креативность, высокая и адекватная мотивация достижений), продуктивности творческой Я-концепции, личностнопрофессиональных стандартов (знаний, навыков и умений) и эталонов (идеальных образцов для подражания). Уровни продуктивности творческой деятельности (высокий и низкий), у «звезд» балета (высокий уровень) они качественно иные, нежели у «рядовых» артистов (низкий уровень), причем не только по уровню развития творческой деятельности, но и психолого-акмеологическому содержанию.

3.У ровни продуктивности творческой деятельности могут определяться по критериям успешности, активности в достижении акме и профессиональной зрелостиуровни как степень полноты реализации в творческой деятельности могут определяться как «высокий» — «низкий» по показателям развития важнейших способностей. Высокий уровень «звезд» определяется соответствующими показателями акме-способностей, психомоторных, аутопсихологических, познавательных, когнитивных, социально-перцептивных, креативных, эмпатийных, артистических способностей, продуктивной рефлексией, успешностью, направленностью вектора активности на достижение акме и профессиолнальное мастерство. Низкий уровень «рядовых» артистов балета, в отличие от «звезд», имеет невыраженные акме-способности, аутопсихологические, когнитивные, социально-перцептивные, креативные, эмпатийные и артистическиеуспешность низкая, активность в достижении акме и профессиональной зрелости не наблюдается, рефлексия непродуктивная.

Продуктивность творческой деятельности проходит пять этапов развития: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

4.Уровни психолого-акмеологических характеристик артистов балета могут быть описаны с системных позиций: с позиции общих и особенных психолого-акмеологических характеристик артистов балета — в основу положены модели личности по уровням К. К. Платонова и В. С. Мерлина, а также с позиции системного описания психолого-акмеологических характеристик артистов балета на основе методологического принципа комплексности (индивид, субъект деятельности и индивидуальность). В качестве критериев поуровневого описания использованы критерии акме в художественно-творческой деятельности.

Экспликация перечисленных уровней позволит определить условия и факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета. 5. Продуктивность развития творческой деятельности артистов балета зависит от их акмеологического потенциала, направленности на самореализацию в творчестве. Выявленные психологоакмеологические условия и ведущие факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета обеспечивают формирование образов-целей в их продвижении к акме.

Выводы по второй главе.

1 .В результате проведенной экспертной оценки (психологическая и акмеологическая экспертиза) была определена специфика эмпирических исследований психолого-акмеологических характеристик творческой деятельности артистов балета, были определены основания стратификации артистов по уровню акмеологического потенциала, обоснованы и описаны психологические факторы сложности артистов балета как субъектов творческой деятельности.

2.В процессе эмпирических исследований с применением методов наблюдения, интервьюирования, психологического тестирования (Люшер, Дукаревич, Розенцвейг, «эмоциональный слух», контрольные измерения параметров качества жизни, параметров работоспособности и др.) при стратификации на две группы «звезд» и «рядовых» были определены общие и особенные психологические характеристики артистов балета, уровни развития способностей артистов балета (высокий, низкий), описаны доминирующие функциональные состояния в процессе творческой деятельности и репетиций, уровни творческого потенциала, типичные акцентуации характера, особенные акмеологические инварианты профессионализма и др., влияющие на продуктивность творческой деятельности.

3.На основании обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований было разработано системное качественное поуровневое описание важнейших психолого-акмеологических характеристик артистов балета с описанием подсистемуровни продуктивности творческой деятельности определены по критериям успешности, активности в достижении акме и профессиональной зрелостиуровни продуктивности творческой деятельности артистов балета определены согласно этапам её развития (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания и системно-моделирующий творчество).

4.0пределены важнейшие психолого-акмеологические условия, способствующие продуктивности творческой деятельности артистов балета, движению к акме в балетном творчестве. Среди условий следует выделить затребованность профессионализма в балетном творчестве, оптимизация взаимодействий в процессе сотворчества, развитие психологической и акмеологической компетентности балетмейстеров и педагогов-репетиторов, развитие аутопсихологической компетентности артистов балета.

5. Определены факторы продуктивности творческой деятельности артистов балета — повышение самоэффективности, конкурентоспособности (в акмеологическом понимании), устранение сдерживающих факторов и психологических преград в развитии творческого и акмеологического потенциалов артистов, особенных акмеологических инвариантов профессионализма и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя общие итоги настоящему диссертационному исследованию, хотелось бы прежде всего отметить его актуальность и значимость. Актуальность связана как с решением сугубо научных задач, связанных с развитием акмеологии, расширением ее объектного и предметного пространства, так и применением психологических и акмеологических знаний в деле развития профессионализма артистов балета, их продуктивного движения к акме в данном виде искусства. Важным является так же и то, что акмеологическое знание оказалось востребованном в таком древнейшем виде искусства, как балет. Результаты психолого-акмеологического исследования дали результаты, имеющие очевидную научно-практическую значимость в развитии продуктивности творческой деятельности артистов балета.

Таким образом, по результатам настоящего диссертационного исследования можно сделать следующие выводы.

1.Проведенный теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследований позволил обосновать теоретическое и практическое значение изучения психолого-акмеологических характеристик артистов балета, значимость психологических и акмеологических аспектов развития их мастерства и профессионализма для развития продуктивности творческой деятельности. Выявлена недостаточная разработанность проблемы в психологии и акмеологии, несмотря на ее очевидную актуальность.

2.В результате проведенного анализа установлено, что важнейшие психолого-акмеологические характеристики артистов балета определяются уникальностью данного древнейшего вида сценического художественного творчества, в котором единственным «языком» являются выразительные движения. Показано, что выразительные движения обладают глубоким психологическим содержанием, способностью передавать все нюансы эмоциональных аспектов человеческих отношений, что обусловливает возможность их психологического и акмеологического изучения.

3.Важной психологической особенностью творческой деятельности артистов балета, которая влияет на продуктивность творческой деятельности, является их сотворчество с балетмейстером, режиссером, репетитором. Процесс сотворчества может осуществляться в широком диапазоне, определяемым многими психологическими факторами («масштабом личности» артиста и балетмейстера, творческим потенциалом, способностью к перевоплощению, установками на творческий процесс, сложившимися отношениями, профессиональным статусом артиста и балетмейстера и др.).

4.Важнейшими способностями артиста балета, влияющими на продуктивность творческой деятельности, являются: акмеологические, психомоторные, музыкальные (ритмические), аутопсихологические, познавательные, когнитивные, социально-перцептивные, креативные, эмпатийные, артистические. Уровни развития их (высокий — низкий) определяют продуктивность творческой деятельности.

5.Продуктивность творческой деятельности артистов балета во многом зависит от уровня общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма, продуктивности творческой Я-концепции, произвольно принятых личностно-профессиональных стандартов и эталонов.

6.В результате теоретического анализа проблемы обоснованы понятия «психолого-акмеологические свойства артистов балета» и «акмеологический потенциал артистов балета» .

7.В результате проведенной экспертной оценки (психологическая и акмеологическая экспертиза) была определена специфика эмпирических исследований психолого-акмеологических характеристик артистов балета, были определены основания стратификации артистов по уровню акмеологического потенциала, обоснованы и описаны психологические факторы сложности артистов балета как субъектов творческой деятельности.

8.В процессе эмпирических исследований с применением методов наблюдения, интервьюирования, психологического тестирования (Люшер, Дукаревич, Розенцвейг, «эмоциональный слух», контрольные измерения параметров качества жизни, параметров работоспособности и др.) при стратификации на две группы «звезд» и «рядовых» были определены общие и особенные психологические характеристики артистов балетапо критериям успешности, активности в достижении акме и профессиональной зрелости определены уровни продуктивности творческой деятельности (высокий — низкий) и уровни как этапы развития продуктивности творческой деятельности (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий, знания и системно-моделирующий творчествоописаны доминирующие функциональные состояния в процессе творческой деятельности и репетиций, уровни творческого потенциала, типичные акцентуации характера, особенные акмеологические инварианты профессионализма и др.

9.На основании обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований было разработано системное качественное поуровневое описание важнейших психолого-акмеологических характеристик артистов балета с описанием подсистем.

Ю.Определены важнейшие психолого-акмеологические условия и факторы, способствующие продуктивности творческой деятельности артистов балета, движению к акме в балетном творчестве. Среди условий следует выделить затребованность профессионализма в балетном творчестве, оптимизация взаимодействий в процессе сотворчества, развитие психологической и акмеологической компетентности балетмейстеров и педагогов-репетиторов, развитие аутопсихологической компетентности артистов балета. Среди факторов повышение самоэффективности, конкурентоспособности (в акмеологическом понимании), устранение сдерживающих факторов и психологических преград в развитии творческого и акмеологического потенциалов артистов, особенных акмеологических инвариантов профессионализма и пр.

В процессе исследования были выработаны научно-практические рекомендации развития продуктивности творческой деятельности артистов балета.

1. Результаты диссертационного исследования целесообразно использовать при профессиональном психологическом отборе в хореографические учебные заведения.

2. Разработанное системное описание психолого-акмеологических характеристик может применяться при разработке индивидуальных планов личностно-профессионального развития артистов балета, раскрытия их творческого потенциала.

3. На основе выявленных характеристик артистов балета целесообразно осуществление психологической саморегуляции и коррекции, что будет способствовать продуктивности творческой деятельности.

4. Обоснованное в диссертационном исследовании понятие «акмеологический потенциал» необходимо использовать в сотворчестве артистов и педагогов-балетмейстеров для формирования образа результата, к которому нужно стремиться при продвижении к акме.

Перспективами дальнейших исследований являются: углубленное исследование психологических преград и ограничений на всех уровнях структуры личности, препятствующих продуктивному раскрытию творческого и акмеологического потенциала артистов балетаисследование изменение творческой индивидуальности и творческой направленности личности артистов балета во всем диапазоне их активной творческой деятельностиразработка акмеологических моделей профессионализма личности артистов балета и условий их практического примененияразработка акмеограмм для молодых артистов, обладающих значительным творческим и акмеологическим потенциаломразработка алгоритма и технологий психолого-акмеологического сопровождения процессов творческого развития артистов балетауглубленная разработка проблем акме в балетном творчестве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Об особенностях художественного творчества. -Ереван: Минпрос Арм. ССР, 1979. 83 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
  3. Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта.-В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии.-М.:РАГС и ВАД, 1995.- С. 249.
  4. B.C. Механизмы продуктивного становления Я-концепции руководителей.- М.: Институт мол одежи, 2000.-26 с.
  5. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681 с.
  6. Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Материалы Международной научной конференции. Москва 7−8 октября 2004. 614 с.
  7. Алексей Ермолаев. Сборник статей. М.: Искусство, 1974. — 232с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах.-М.:Просвещение, 1980.
  10. С.А., Деркач А. А., Конюхов Н. И. «Эго» особо важных персон / Государственная служба. 1998. № 1−2. — С. 24−33.
  11. О.В. «Моя жизнь в искусстве» К.С.Станиславского как опыт актистического самоанализа: (К проблемам творческого подсознания режиссера):Дис. Канд. Искусствоведения.-М., 2001.- 143 с.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. Под ред. Анцыферовой Л. И. М.: Наука, 1981. — С.3−19.
  13. Л.И. О динамическом подходе к изучению личности // Психол. журн.- 1981. № 2. — С.51−62.
  14. JI.И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования. Под ред. Анцыферовой Л. И. М.: ИП РАН, 1998. С.25−38.
  15. Т.И. Психология способностей и всесторонне развитие личности // Принцип развития в психологии. Под ред. Анцыферовой Л. И. М.: Наука, 1978. — С.142−156.
  16. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С.87−106.
  17. Н.А. Продуктивность методов саморегуляции в акмеологической практике: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2004. — 26 с.
  18. Балет. Энциклопедия. Под ред. Григорович Ю. И. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  19. Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Статьи. Воспоминания. СПб.: ДБ, 2000. — 370 с.
  20. Ю.А. История русского балета. Издание 2-е. М.: Просвещение, 1973. — 273 с.
  21. М. Мгновение в жизни другого. М.: СТД СССР, 1989. -238 с.
  22. Е.П. Советский оригинальный телевизионный балет: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1986. — 23 с.
  23. Беляева-Челомбитько Г. В. Балет: Эпоха Sovietica (1917−1991 гг.). М.: Университет Натальи Нестеровой. — 2005. — 300 с.
  24. Л.Д. Классический танец. История и современность (Русская мысль о балете). М.: Искусство, 1987. — 556 с.
  25. Е.Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психология для руководителей и специалистов кадровых служб. Калуга: КГПУ, 2003. -86 с.
  26. Богданов-Березовский В. Уланова. М.: Искусство, 1961. — 191с.
  27. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-наука, 1998. — 166 с.
  28. А.А., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? М.: МПСИ, 1997. — 264 с.
  29. М.Б. Акмеологические условия и факторы становления позитивной Я-концепции актера в системе профессионального мастерства.-М. :ТИ, 2004. 109 с.
  30. JI.JI. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. -№ 1. — С.68−79.
  31. Г. Театральность и правда. M.-JL: Искусство, 1945. -123 с.
  32. Э.А. Психологические особенности формирования экстра- и интровертированных черт личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. — 23 с.
  33. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИП РАН, 2002. — 253 с.
  34. В.В. Путь к мастерству / Художественное творчество. Под ред. Мэйлах JI.M. JL: Наука, 1983. — С. 226−229.
  35. Е.Б. Воспоминания, письма, статьи.-М., 1987.-271 с.
  36. И.Э. Развитие социально-перцептивной компетентности государственного служащего и проблемы 'её оценивания. СПб.: Изд-во РГПУ им. Ф. И. Герцена., 1999.-20 с.
  37. Г. Психология артистической деятельности. М.: Когито-Центр, 2001.-384 с.
  38. Н.В. Личностная детерминация продуктивности решения творческих задач: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005. -24 с.
  39. Н.Ф. Исследование личностно-ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих специалистов // Журнал практического психолога. 1998. № 7. — С.59−66.
  40. Все о балете. Словарь справочник. Составитель Е. Я. Суриц. JL: Музыка, 1966. — 452 с.
  41. Н.Е., Сухарева A.M. Психофизиологические особенности учащихся хореографического училища / Психофизиология спортивных и трудовых особенностей человека. JL, 1974. — С. 68 — 72.
  42. Н.Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета. М., 1976.
  43. В.А. Системные описания в психологии. JL: ЛГУ, 1986.
  44. С.В. Исследовать актерский талант // Сценическая педагогика. Л., 1973. — С.234−235.
  45. А.А. Образная сфера в творческой деятельности.-М.:ГКТР, 1988.- 256 с.
  46. А.Л. Непротиворечивая концепция художественного творчества // Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред. сост. А. Л. Гройсман. М.: Магистр, 1996. — С. 195−198.
  47. А. Л. Комплексная коррекция психических состояний артистов балета / Гройсман А. Л., Анохин А. М., Поздняков В. А. // Психологический журнал. 2004. — Т. 25, № 1. — С. 83−89.
  48. А.Л., Психогигиена артиста балета. М.: ГИТИС, 1987.- 158 с.
  49. А.Л., Поздняков В. А. Динамика психических состояний у артистов балета. М., 2000. — 32 с.
  50. А., Евсеева М. Гештальт-коррекция психологических проблем в личностном и профессиональном развитии актера // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 3. — С.45−51.
  51. А.Л., Соболева О. С., Поздняков В. А. Методика определения креативных показателей в процессе художественно-творческой деятельности (на примере творческой работоспособности артиста балета). М.: Когито-Центр, 2002. — 12с.
  52. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: МПАКЦ, 1997.- 300с.
  53. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. — 148 с.
  54. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. — 227 с.
  55. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: РАГС, 1999. — 141 с.
  56. А.А., Исаев А. А. Творчество тренера. М.: «Физкультура и спорт», 1982.- 240 с.
  57. А.А., Перелыгина Е. Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействиягсодержание и пути развития,— М.: «Интеллект-Центр», 2003,-797 с.
  58. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 392 с.
  59. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2000. — 533 с.
  60. А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. — 532 с.
  61. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  62. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 2003. -252 с.
  63. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 2003. — 152.
  64. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.-Воронеж: МПСИ, 2004. — 752с.
  65. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. -191 с.
  66. Дневник Вацлава Нижинского: Воспоминания о Нижинском. -М.: Артист, Режиссер, Театр. 1995. — 267 с.
  67. Е.В. Предпринимательский потенциал личности: психолого-акмеологические характеристики и психодиагностика.-Иваново: СЗАГС, 2003.
  68. С.Н. Экспертно-психологический анализ паранойяльно акцентуированных черт личности современного руководителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук М., 1996. — 23 с.
  69. Л.И. Формирование профессионализма учителей с истероидными чертами личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1997.-21 с.
  70. П.М. Режиссура как практическая психология. Книга 1 и 2. Дубна: Феникс, 1997. — 341 с. и 572 с.
  71. Ершов П. М. Искусство толкования. Т.1 и 2.-Дубна:Феникс, 1997.
  72. JI.T. Мгновения. Касьян Голейзовский. М.: Планета, 1972.-226с.
  73. Ю.М. Психологические особенности пути совершенствования профессионализма деятельности управленцев с маниакальными чертами: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2003. -32 с.
  74. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях (психолого-акмеологические основы). Депонир. рук. № 275−94 деп. 7.12.94. НИИВО ГКНО. — 267 с.
  75. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 2000. — 129 с.
  76. В.Г., Фетисова Е. В., Федоренко Е. М. Балеты Владимира Васильева. М.: ТО «Дом Вивальди», 1990. — 62 с.
  77. В.Г. Психология творчества. Избранные лекции. М.: СГИ, 1995.- 114 с.
  78. В.И. Большой театр. М.: Элис Лак, 1998. — 432 с.
  79. .Е. Мастерство актера и режиссера. М.: Искусство, 1978.-223 с.
  80. Р. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. — 351с.
  81. Т.Э. Влияние феминизированных черт личности мужчины на профессиональную деятельность: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2002. — 26 с.
  82. Ю. Магия русского балета. Пермь: ИПК Звезда, 2004. -304с.
  83. С. Марина Семенова. М.: Искусство, 1984. — 198 с.
  84. К. Эмоции человека.-М.:МГУ, 1980.
  85. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  86. Е.Я. Об одном из способов исследования актерской индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. -М.: Наука, 1983. С.-15−17.
  87. Е.Я. О детском начале в актерской одаренности // Диагностика и развитие актерской одаренности. Л.: Искусство, 1986. -С.32−38.
  88. Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество (статьи, воспоминания, документы). М.: ВТО, 1984. — 571 с.
  89. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.- М.: МГУ, 1995.-224.
  90. М. Екатерина Максимова. М.: Искусство, 1982. -358 с.
  91. Н.И., Шаккум M.JI. Акмеология и тестология. М., 1996.-381 с.
  92. Н.И. Психология. Словарь-справочник. М., 1998. -155с.
  93. Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиица, 1977. -214 с.
  94. В.И. К проблеме изучения актерских способностей // Вопросы психологии. № 1, 1983. — С. 108−112.
  95. В.И. Исследование особенностей динамики эмоциональной реактивности в связи с проблемой актерских способностей // Вопросы психологии. -№ 3, 1988. С. 138−144.
  96. В.И. К вопросу о структуре актерских способностей // Психологический ж. Т. 10. — № 2, 1989. — С. 133−143.
  97. В.И. Понятия сценической заразительности, убедительности и обаяния в системе К.С. Станиславского // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 108−114.
  98. В.И. Психологические особенности сценического обаяния // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.74−80.
  99. В.М. Анна Павлова. JI.-M.: Искусство. — 1964. -220 с.
  100. В.М. Нижинский. Л. — 1974. — 208 с.
  101. Г. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство, 1972. — 214 с.
  102. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. школа, 1989. — 167 с.
  103. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. М.: Высшая школа, 1993. — 121 с.
  104. Кузьмина-Гаршина Н.В., Лунева Л. Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. Шуя: Весть, 2000. — 157 с.
  105. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества специалистов образования. М.: ИЦ, 2001. — 143 с.
  106. Н.В. Методы акмеологического исследования. -М.: ИЦ, 2002. 194 с.
  107. Л.М. Документы. Статьи. Воспоминания. М.: ВТО, 1983. — 422 с.
  108. Лаптев Л. Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. Дис. Доктора психол. наук -М., 1995. — 43 с.
  109. Ц. Гениальность и помешательство. Параллель между великими людьми и помешанными. — СПб.:Изд-во Тетюшиновой, 1885. — 351с.
  110. Н.Д. О психических состояниях человека.- М., 1964.-С. 18−35.
  111. К. Акцентуированные личности. Р-н-Д: Феникс, 2000. — 539с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  113. Личностно-профессиональная компетентность государственных служащих / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2005. -295 с.
  114. Ф. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925.- 187с.
  115. Ф. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1968. -289 с.
  116. Ф. Хореографические откровенности. М.: Искусство, 1971. — 275 с.
  117. Львов-Анохин Б. А. Мастера большого балета. М.: Искусство, 1976. — 256 с.
  118. Львов-Анохин Б. А. Галина Уланова. М.: Искусство, 1984.350с.
  119. Львов-Анохин Б. А. Владимир Васильев. М.: Центрполиграф, 1998. — 430 с.
  120. Л.Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта.-Шуя: Весть. 2000.
  121. Е.С. Мадам «нет». М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. — 343 с.
  122. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  123. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.-265 с.
  124. Мастерство актера. Под ред. Белова Г. П. М.: Театр, 1999. -259 с.
  125. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.:Наука, 1982.-104с.
  126. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  127. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности.- М.:МПСИ, 2000.
  128. В.П. Занимательная биоакустика. М.: Знание, 1987.-305 с.
  129. В.П. Эмоциональный слух человека // Эволюционная биохимия и физиология. № 5. — 1987. — С.568−577.
  130. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, 1998. — 161 с.
  131. В.Т. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. Учебное пособие. Часть 1 и 2. М.: ВИПК работников культуры. — 136 с.
  132. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.-Л. :Наука, 1960 386с.
  133. В.Б., Степнова Л. А. Психология внутрифирменного менеджмента. М., 1998.
  134. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие.- М., 1954.
  135. Ф. Так говорил Заратустра.-М.:Логос, 1992.
  136. А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза.-Воронеж, 1997.
  137. Основы системы Станиславского / Сост. Н. В. Киселева, В. А. Фролов. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 128 с.
  138. .Д. Научно-техническая революция и личность.-М.: Политиздат, 1978.-240 с.
  139. Т.В. Субкультура актерской среды // Профессия -психолог. 2000. — № 10 (61). — С.30−31.
  140. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Дис. Канд.психол. наук. -М., 1997.
  141. В.О. Материалы по вопросу о профессиональном подборе в искусстве.-М.'.Искусство, 1921, — С.З.
  142. О. Русская балетная критика конца 18-первой половины 19 века. М.: Искусство, 1982. — 318 с.
  143. В. Артистизм это и тренировка! // Советская музыка. — № 12 — 11 971.-С.27−31.
  144. К.К. Система психологии и теория отражения.-М.: — Наука, 1982.-321с.
  145. К.К. Проблемы способностей.-М.:Профиздат, 1972.- 164 с.
  146. М.М. Я, Майя Плисецкая. М.: Новости, 1994. -496 с.
  147. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.302с.
  148. Я.А. Тенденции развития психологии творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред Пономарева Я. А. М.: Наука, 1990. — С.3−12.
  149. Я.А. К теории психологического механизма творчества// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1990. — С.13−36.
  150. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский.- Самара: Бахрах, 1998.
  151. Проблемы творческого развития личности в системе образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ульяновск, июнь, 2002. 103 с.
  152. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  153. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Нева, 2001.-652 с.
  154. Психология. Словарь, — Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  155. И.И. Гипносуггестия как способ оптимизации творческой работоспособности артиста балета. Материалы международной конференции / Под ред. Гройсмана А. Л. Москва, 1998. — С.37−39.
  156. Д. К природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси: Мецниереба, 1976. — 126 с.
  157. А.А. Психология изучения личности.-СПб., 1999.
  158. Н.В. Психологический анализ некоторых компонентов способности к сценическому перевоплощению. Д.: ИТМиК, 1975. — 189 с.
  159. Н.В. Психология художественного творчества. СПб. 1995.- 232 с.
  160. Н.В. Творческая одаренность и свойства личности // Психология процессов художественного творчества. Под ред. Рождественской Н. В. JL: Наука, 1980. — С.57−67.
  161. C.JT. Проблемы общей психологии.-М.:Просвещение, 1973.
  162. C.JI. Основы олбщей психологии. М., 2002.
  163. Русский балет. Энциклопедия. Под ред. Белова Г. П. М.: Согласие, 1997. — 538 с.
  164. Русский балет и его звезды. Под ред. Е. Я. Суриц.-М.: Большая российская энциклопедия и Паркстоун (Борнмут), 1998. 208 с.
  165. Е.Ф. Проблемы периодизации возрастного развития человека// Основы общей и прикладной акмеологии. Под ред. Деркача А. А. -М.:РАГС и ВАД, 1995.
  166. А.И. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке актера: дисс. доктора пед. наук. М., 1997. — 380с.
  167. Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. М.: РАГС, 2004. — 260 с.
  168. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990. — 214 с.
  169. П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. — 175 с.
  170. П.В. Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского //
  171. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.2. -Тбилиси: Мецниереба, 1978. С.518−529.
  172. Ю.В. Психология внутриорганизационных отношений. М: РАГС, 1995.
  173. А.П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии.- М.:Луч, 1994.
  174. Ю. В честь танца. М.: Искусство, 1968. — 370с.
  175. Ю. Жизель. Л.: Музыка, 1969. — 157 с.
  176. Е.А. Личность руководителя. СПб.: СпбГУ, 2005.
  177. О.С. Исследования качества жизни артистов балета. Методическое пособие. М.: Когито-Центр, 2003. — 20 с.
  178. О.С. Эмпирическое исследование психолого-акмеологических характеристик артистов балета. М.: МААН, 2005. -33с.
  179. О.С. Акмеологический подход в исследовании психологических характеристик артистов балета. М.: МААН, 2005. -102с.
  180. А. Ольга Лепешинская. М.: Искусство, 1983. — 226с.
  181. К. Беседы в студии Большого театра в 1918 -1922 гг. (записаны Антаровой). -М.: Искусство, 1969. 139 с.
  182. К.С. Собр. соч. в 9 т. М.: Искусство, 19 891 990.
  183. B.C. Философская антропология и философия науки.- М.:Наука, 1992.
  184. С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (наукопрактика интенсивного развития человека и организаций). М., 1996. — 170 с.
  185. JI. А. Сущностные характеристики аутопсихологической компетентности личности. М., Эдельвейс, 2000. -99 с.
  186. Л. А. Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности. М.: Эдельвейс, 1999. — 87с.
  187. Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М.: РАГС, 2001.- 129 с.
  188. Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. -М.: Искусство, 1979. 358 с.
  189. Г. С. Проблема духовной потребности. М.: Наука, 1979. — 190 с.
  190. Н.И. Классический танец. М.: Искусство, — 1971. С. 60.
  191. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Б. Ф. Егорова. Л.: Наука, 1978. — 278 с.
  192. .М. Избранные труды. — М., 1985.
  193. Г. А. О критериях актерского и режиссерского дарования//Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.-Л.:Наука, 1983.-С.175−188.
  194. А.Р. Акмеологический аспект творчества и его механизмов / Материалы Международной научной конференции. Москва 7−8 октября 2004. С. 294−297.
  195. Е.В. Штрихи к психологическому портрету артиста балета / Психологический журнал. Т. 12. — № 3. — 1991. — С.108−116.
  196. Е.В. Владимир Васильев. Энциклопедия творческой личности. М.: Театралис, 2000. — 143 с.
  197. Е.В., Зазыкин В. Г. Акме в художественно-творческой деятельности / Акмеология № 1. — 2001. — С. 11−19.
  198. Е.В., Зазыкин В. Г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев: Акме в балетном творчестве / Акмеология № 1. -2002.-С.11−18.
  199. Е.В. Екатерина Максимова. Владимир Васильев. М.: Терра, 1999. — 264 с.
  200. С.В. От образного слова к выразительному движению. — М.: Магистр, 1993. — 112 с.
  201. Фишман-Борисов М. Б. Роль Я-концепции в профессиональной подготовке актера // Акмеология. 2003. — № 1. — С. 55−59.
  202. Фишман-Борисов М. Б. Акмеологические условия и факторы становления позитивной Я-концепции актера в системе профессионального мастерства. М.: ТИ им. Б. В. Щукина, 2004. — 189 с.
  203. Фишман-Борисов М. Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. 2005. — 27 с.
  204. М. Против течения. (Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма). JI-M.: Искусство, 1962. — 639 с.
  205. А.Ф. Психологическая сложность образовательного учреждения как объекта управления и развития акмеологической компетентности руководителя. — М.:МААН, 2000.
  206. Художественное творчество. Под ред. Белова Г. П. Д.: Наука, 1983. — 279 с.
  207. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред. сост. А. Л. Гройсман. М.: Магистр, 1996. — 198 с.
  208. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: ПИТЕР, 1977. — 608с.
  209. Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход: Учеб. Пособие.-Ярославль:Изд-во Яросл. Ун-та, 1979.-92 с.
  210. JI.M., Львова В. К. Сценические этюды. -М., 1997.-С.17.
  211. А.В. Формирование основ педагогического мастерства в учебной работе у студентов университета (на материале методики курса преподавания истории и педагогической практики): Автореф. Дисс.канд. пед. наук. Л., 1974.
  212. П.М. Об экспрессии в искусстве актера // Вопросы психологии. 1977. — № 1. — С.86−96.
  213. Argyle М. Bodily Communication. New-York: International Universities Press, 1975. — 212 p.
  214. Bakker F.C. Personality differences between young dancers and non-dancers. Personality and Individual Differences. — 1988. — n. 9. — p. 121 131.
  215. Bakker F.C. Development of personality in dancers: a longitudinal study. Personality and Individual Differences. — 1991. — n. 12. -p. 671−681.
  216. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1986, 256 p.
  217. Bolshoi’s Young Dancers. M.: Progress Publishers, — 1975. -312 p.
  218. Haskell A.L. The Russian genius in ballet. New-York, — 1963. -327p.
  219. James W.T. A study of the expression of bodily posture. -Journal of General Psychology. 1932 — n.7 — 405−437 p.
  220. Koegler H. The Concise Oxford Dictionary of Ballet. London, New-York, Toronto: Oxford University Press, — 1977.
  221. Lane R. The Psychology of the Actor. London: Seeker and Warburg, — 1959.
  222. Lazzarini R. Maximova&Vasiliev at the Bolshoi. London: Dance Books, — 1995.
  223. Levinson A. Marie Taglioni. Paris, — 1929.
  224. Lifar S. Les trois graces du XX-e siecle. Lrgendes et Verite. -Paris, 1957.
  225. MacDonald S.T.S. Emotional costs of success in dance. In G.D. Wilson (ed.) Psychology and Performing Arts. — Amsterdam: Swets and Zeitlinger, — 1991.
  226. Magriel P. Pavlova. New-York, — 1947.
  227. Maya Plisetskaya. M, — 1976. — 176 p.
  228. Montague S. Pas de Dueux. Great Partnerships in Dance. New-York: Universe Books, — 1981. — 312 p.
  229. Nijinsky Dancing (text and commentary by L. Kirstein). New-York. — 1975. — 279 p.
  230. Wills G., Cooper C.L. Pressure sensitive: popular musicians under stress. London: Sage. — 1988.
  231. Zuckerman M. Psychology of Personal ity. Cambridge: Cambridge University Press. — 1991.
Заполнить форму текущей работой