Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе резко повысились требования к творческой активности личности. Соответственно одной из важнейших задач педагогической психологии является совершенствование учебно-воспитательного процесса, его направленность на развитие творческого мышления учащихся. Актуальность этой проблемы еще более обостряется применительно к младшему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Рефлексивность творческого мышления младших школьников как психологическая проблема
    • 1. 1. Теоретические основы исследования рефлексии в философии и психологии
    • 1. 2. Особенности рефлексивности творческого мышления
    • 1. 3. Проблема развития рефлексивности творческого мышления в младшем школьном возрасте
  • Глава 2. Организация и методы экспериментально-психологического исследования
    • 2. 1. Организация и конкретные задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методики экспериментально-психологического исследования
  • Глава 3. Экспериментально-психологическое исследование рефлексивности творческого мышления учащихся младшего школьного возраста
    • 3. 1. Динамика рефлексивности творческого мышления младших школьников
    • 3. 2. Особенности взаимосвязи рефлексивности и уровня развития творческого мышления младших школьников
    • 3. 3. Программа и результаты формирующего эксперимента
  • Заключение 140 Библиография
  • Приложения

Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что в современном обществе резко повысились требования к творческой активности личности. Соответственно одной из важнейших задач педагогической психологии является совершенствование учебно-воспитательного процесса, его направленность на развитие творческого мышления учащихся. Актуальность этой проблемы еще более обостряется применительно к младшему школьному возрасту, когда закладываются основы и, формируются механизмы творческой мыслительной деятельности. Формирование у учащихся творческого мышления предполагает учет результатов психологического исследования его особенностей и механизмов, начиная с первых дней обучения ребенка в школе. Проблеме развития творческого мышления в младшем школьном возрасте посвящены работы П. П. Блонского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. З. Зака, Я. А. Пономарева, Э. Д. Телегиной и других исследователей. Однако некоторые аспекты этой проблемы остаются недостаточно разработанными. В частности к ним относится проблема рефлексии творческого мышления и ее развития в младшем школьном возрасте.

Исследование рефлексии как отражения субъектом собственных процессов в сознании, самопознании своих внутренних психических актов и состояний проводится в рамках общей, педагогической, социальной и инженерной психологии при решении различных проблем: строения сознания и механизмов развития личности (И.С. Кон, В. В. Столин и др.), продуктивного понимания и мышления (И.Н. Семенов, С. Ю. Степанов, и др.), формирования и диагностики теоретического мышления (В.В. Давыдов, А. З. Зак, и др.), организации способов коммуникации при совместной деятельности в малых группах (B.JI. Данилова, A.B. Петровский, JI.A. Петровская и др.), оптимизации процесса взаимопонимания людей в общении (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев и др.), повышения эффективности принятия решений (В.К. Зарецкий, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, и др.).

Традиционно рефлексия рассматривалась как объяснительный принцип организации и развития психических процессов. Теоретически вопрос о роли рефлексии в психическом развитии разрабатывался Л. С. Выготским, считавшим, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании» (32,с.26), а также и С. Л. Рубинштейном, указывающим что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя.» (153, с.48).

Во многих исследованиях рефлексия рассматривается как особый психологический предмет, для изучения которого были разработаны специальные методы. Эффективность использования этих методов при решении ряда прикладных задач в области педагогической (В.В.Давыдов, А. З. Зак, Л. Н. Максимов и др.), возрастной (П.Я.Гальперин, В. Л. Данилова, П. В. Новиков и др.), социальной (Г.М.Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Петровский и др.) психологии свидетельствуют об органичной связи психологии рефлексии с уже существующими психологическими традициями и о возрастающем влиянии изучения рефлексии на развитие личности в современных условиях.

Проблема рефлексии в мышлении разрабатывалась в исследованиях.

B.В.Давыдова, А. З. Зака, В. К. Зарецкого, Л. Н. Максимова, И. Н. Семенова,.

C.Ю.Степанова и других. Однако в аспекте изучения особенностей и развития мышления младших школьников, данная проблема разработана недостаточно полно во всех аспектах, например, это относится к изучению уровней развития рефлексивных действий, расширению их видового разнообразия, динамике как перехода от использования отдельных рефлексивных приемов к их расширению, увеличению видового разнообразия, т. е. формированию рефлексивности мышления как его устойчивому качеству. Проблема рефлексивности мышления разрабатывалась в ряде исследований (И.Н.Семенов, И. В. Байер, А. В. Лосев, и др.). В этих исследованиях было показано, что при закреплении разнотиповых рефлексивных приемов и процессов при решении мыслительных задач происходит их закрепление и функционирование как психического мыслительного свойства личности, что в дальнейшем обеспечивает устойчивое применение субъектом рефлексивных приемов при решении широкого класса задач. В этом случае можно говорить о формировании рефлексивности мышления. Однако в возрастном аспекте проблема формирования рефлексивности мышления, выявления особенностей рефлексивности мышления остается недостаточно разработанной, в частности это относится к младшему школьному возрасту.

Недостаточная разработанность проблемы и её значимость для теории и практики начального обучения обусловили выбор темы исследования, проблема которого формулируется следующим образом: каковы особенности и динамика рефлексивности творческого мышления младших школьников, а также в чем заключаются психологические условия формирования рефлексивных приемов, обеспечивающих эффективность творческого мышления. Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объектом исследования является творческое мышление учащихся младшего школьного возраста, а его предметом — особенности рефлексивности творческого мышления.

Гипотезы исследования заключаются в предположениях, что: 1) Переход от нерефлексивного мышления к рефлексивному, а также динамика рефлексивности мышления, заключающаяся в расширении видов рефлексии и переходе от формальной рефлексии к содержательной, обусловливает повышение уровня и продуктивности творческого мышления младших школьников. 2) Целенаправленное формирование рефлексивности мышления в процессе учебно-познавательной деятельности младших школьников выступает как условие более интенсивного развития творческого мышления.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутых гипотез предполагают постановку и решение следующих задач:

1) провести теоретический анализ изучения проблемы рефлексивности творческого мышления у младших школьников;

2) выявить основные виды рефлексии творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста и описать их своеобразие;

3) изучить динамику рефлексивности творческого мышления у детей от 1-го к 4-му классу;

4) выявить особенности взаимосвязи рефлексивности и уровней развития творческого мышления младших школьников;

5) разработать методические рекомендации для учителей и школьных психологов по развитию у младших школьников рефлексивности творческого мышления.

Научная новизна исследования. В результате проведенного исследования выявлены новые закономерности, раскрывающие влияние рефлексии на развитие творческого мышления младших школьников, в частности впервые:

1) разработаны концептуальные представления о рефлексивности творческого мышления применительно к учащимся младшего школьного возраста;

2) определены типы соотношения рефлексивности и уровня развития творческого мышления младших школьников- 3) выявлены психологические механизмы взаимосвязи рефлексивности творческого мышления и повышения уровня его развития- 4) разработаны приемы развития рефлексивности творческого мышления и показана возможность их применения в учебно-познавательном процессе.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в углублении знаний о природе и механизмах творческого мышления, повышении его продуктивности на основе овладения субъектом рефлексивными приемами.

Практическое значение исследования. Показана возможность развития рефлексивности творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста посредством реализации в учебно-познавательном процессе специальной программы, включающей использование рефлексивных приемов мыслительной деятельности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемыизучение продуктов творческой деятельности учащихся младшего школьного возрастаконстатирующий эксперимент, предполагающий выявление особенностей рефлексивности творческого мышления младших школьников при решении ими специально подобранных заданийформирующий эксперимент, предполагающий внедрение специальной программы по развитию рефлексивности творческого мышления и сравнение полученных результатов с результатами констатирующего экспериментастатистическая обработка материалов исследования.

Достоверность результатов определялась комплексным использованием различных методик исследования, а также использованием методов математической статистики при обработке полученных данных.

Базой исследования были общеобразовательные школы № 6 и № 16 г. Орска, Оренбургской области.

Исследование проводилось в течение 1998;2001гг. и в своем развитии прошло три этапа.

На первом этапе (1998;1999гг.) был проведен анализ философской и психолого — педагогической литературы по теме исследования, определены его проблемы, гипотезы и задачи.

На втором этапе (1999;2001гг.) проведены констатирующий и формирующий эксперименты, направленные на выявление особенностей рефлексивности творческого мышления и изучение наиболее эффективных условий формирования у учащихся младшего школьного возраста.

На третьем этапе (2001г.) были подведены итоги теоретических и экспериментальных исследований.

Положения, выносимые на защиту.

Основными видами рефлексии творческого мышления младших школьников, формируемой как овладение способами контроля и оценки собственных мыслительных действий являются: вербальная и невербальнаяформальная и содержательная рефлексия. Динамика рефлексивности творческого мышления в младшем школьном возрасте отражает, во-первых, переход от нерефлексивного мышления к рефлексивномуво-вторых, увеличение от 1 к 4 классу числа учащихся, владеющих всеми видами рефлексивных действий и устойчиво применяющих их в процессе творческого мышления.

Рефлексивность мышления выступает как психологический механизм формирования творческого мышления младших школьников и повышения его продуктивности. Увеличение значений показателей всех основных психологических характеристик творческого мышления — беглости, гибкости, и оригинальности, определяющее переход от низкого к среднему и высокому уровням творческого мышления коррелирует с расширением видового разнообразия рефлексивных приемов и переходом от формальной рефлексии к содержательной.

Целенаправленное формирование в процессе учебно-познавательной деятельности рефлексивности творческого мышления младших школьников, отражающей овладение учащимися способами контроля и оценки осуществляемых на вербальном и невербальном уровнях всех основных структурных компонентов мыслительной деятельности выступает как условие более интенсивного и гармоничного развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Заключение

.

Настоящее исследование было посвящено определению особенностей рефлексивности творческого мышления младших школьников и выявлению условий ее формирования в процессе учебно-познавательной деятельности.

Теоретический анализ этой проблемы показал ее большое значение для решения таких актуальных вопросов современной начальной школы, как эффективное усвоение учебного материала, формирование знаний, умений и навыков, развитие обоснованности и последовательности мыслительной деятельности у младших школьников, а также развитие активности и самостоятельности мышления, формирование рефлексивности творческого мышления как одного из его основных свойств.

Анализ и обобщение исследований по проблемам развития творческого мышления в обучении и развития рефлексивности творческого мышления позволили выявить систему условий и факторов эффективного развития этих процессов. К ним, в первую очередь относятся тип и методы обучения, особенности формирования знаний, особенности построения учебного материала в учебниках и учебных пособиях, организация деятельности учителя по управлению умственной деятельностью учащихся, соответствие формируемых мыслительных действий основным компонентам творческой мыслительной деятельности и ряд других. На основании анализа психологической литературы было показано, что процессы усвоения учебного материала и формирования творческого мышления, с одной стороны, взаимообусловлены, с другой, противоречивы. Их взаимообусловленность определяется тем, что, творческое мышление опирается на имеющиеся у субъекта знания и, соответственно, расширяет его возможности к их дальнейшему усвоению и самостоятельному приобретению. Противоречивость же этих процессов определяется тем, что психологические условия их формирования существенно различаются. Овладение знаниями требует четкой последовательности, поэтапной и системной организации деятельности, включающей усвоение правил и алгоритмов. Формирование же творческих компонентов мышления основано на отходе от жестких правил, на индивидуализации обучения, стимулировании и поощрении оригинальных ответов и решений.

Одним из аспектов управления развитием этих процессов в обучении и оптимизации форм и типов их соотношения является учет возрастных особенностей развития рефлексии и творческого мышления. Анализ психологической литературы показал, что учет возрастных особенностей в организации процессов развития мышления в обучении далеко не всегда имеет место. При этом в недостаточной степени учитываются и особенности рефлексивности творческого мышления на разных возрастных стадиях развития детей. В значительной степени это связано с недостаточной степенью разработки данной проблемы.

В младшем школьном возрасте учет диалектической связи процессов усвоения знаний и развития рефлексивности творческого мышления становится особенно актуальным, так как в этот период жизни детей рефлексия формируется как одно из главных личностных новообразований, что в свою очередь усиливает активность развития как рефлексии так и творческих компоненты мышления, между которыми устанавливается система взаимосвязей. Рефлексивные процессы, формируемые в младшем школьном возрасте, позволяют сделать процессы усвоения знаний и мышления управляемыми и саморегулируемыми, что существенно расширяет познавательные и творческие возможности субъекта.

На основе теоретического анализа проблемы было сформулировано предположение о том, что при специальной организации учебно-познавательной деятельности в ее соответствии с основными структурными компонентами творческого мышления происходит более интенсивное и гармоничное развитие рефлексивности творческого мышления младших школьников, что повышает его эффективность в целом.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены особенности развития рефлексивности творческого мышления от первого к четвертому классу, установлена динамика этого процесса и выявлены особенности взаимосвязи и взаимовлияния рефлексии и творческих компонентов мышления. Было показано, что в младшем школьном возрасте уровень развития творческого мышления взаимосвязан с уровнем развития рефлексии.

На основании теоретического анализа проблемы формирования рефлексивности творческого мышления младших школьников и результатов констатирующего эксперимента, была разработана и реализована программа формирующего эксперимента.

Результаты формирующего эксперимента показали, что целенаправленное развитие рефлексивности мышления выступает как фактор повышения его творческого содержания и эффективности. Была доказана, таким образом, регулирующая функция рефлексии в творческом мышлении и определены пути и возможности ее формирования как одного из основных свойств. Специальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование рефлексивности творческого мышления, выступила как условие эффективного развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Теоретический анализ проблемы показал, что проблема рефлексивности творческого мышления разрабатывается как в общепсихологическом, так и в возрастном аспектах. Рефлексивность рассматривается как важный механизм развития творческого мышления. Однако вопросы относительно влияния различных видов рефлексии и рефлексивности как комплексной характеристики мышления в целом на уровень развития и продуктивность творческого мышления разработаны недостаточно. Это особенно важно применительно к младшему школьному возрасту, в связи с тем, что в этом возрасте рефлексия является центральным личностным новообразованием.

По результатам анализа основных показателей творческого мышлениябеглости, гибкости, оригинальности и гибкости от оригинальности были выявлены учащиеся с разным уровнем развития творческого мышления: низким, средним и высоким, и определены различия по количеству учащихся с разным уровнем развития творческого мышления у учащихся 1−4 классов.

Характерной особенностью динамики творческого мышления является неравномерное развитие его отдельных компонентов. Беглость, гибкость и оригинальность мышления, проявляемые учащимися при решении творческих заданий, особенно интенсивно развиваются при переходе от 1 ко 2 и 3 классу, после чего происходит замедление темпов в их развитии. Сравнение значений основных показателей творческого мышления младших школьников при выполнении вербальных и невербальных заданий показало, что невербальная форма мышления превалирует над вербальной.

Было показано, что у учащихся начальных классов творческое мышление может функционировать как нерефлексивное и как рефлексивное. При этом были выявлены различные виды рефлексии: вербальная и невербальнаяформальная и содержательная и показано, что развитие рефлексивности мышления идет в направлении расширения видового разнообразия и увеличения места вербальной и содержательной рефлексии. Динамика рефлексивности творческого мышления в младшем школьном возрасте отражает, во-первых, переход от нерефлексивного мышления к рефлексивномуво-вторых, увеличение от 1 к 4 классу числа учащихся, владеющих всеми видами рефлексивных действий.

Рефлексивность мышления выступает как психологический механизм формирования творческого мышления младших школьников и повышения его продуктивности. Увеличение значений показателей всех основных психологических характеристик творческого мышления — беглости, гибкости, и оригинальности, определяющее переход от низкого к среднему и высокому уровням творческого мышления коррелирует с расширением видового разнообразия рефлексивных приемов и переходом от формальной рефлексии к содержательной.

Анализ психологических факторов и условий развития рефлексивности творческого мышления в процессе учебно-познавательной деятельности младших школьников показал, что применяемые рефлексивные приемы не в полной степени соответствуют структуре творческого мышления, вследствие чего переход от формальной к содержательной рефлексии осуществляется не у всех школьников или осуществляется с задержкой, что негативно отражается на развитии творческого мышления. Целенаправленное формирование в процессе учебно-познавательной деятельности рефлексивности творческого мышления младших школьников, отражающей овладение учащимися способами контроля и оценки осуществляемых на вербальном и невербальном уровнях всех основных структурных компонентов мыслительной деятельности выступает как условие более интенсивного и гармоничного развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / Психологический журнал. Т.12.№ 4,1994.
  2. И.С., Щебланова Е. И., Парлетт К. Адаптация Мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся //Вопросы психологии № 5,1991,с.152−156.
  3. Т., Битянова М. Профессия школьник: курс занятий для младших школьников./Школьный психолог, 1999, № 15.
  4. Н.Г., Зарецкий В. К., Семенов И. Н., и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности и принятия решения. -Новосибирск, 1991.
  5. JI.H. Рефлексия как средство творческого понимания. //К. дисс. -М., 1988.
  6. .Г. Избранные психологические труды. -М., 1996, т.2. -287с.
  7. Г. М. Социальная психология. -М., 2000.
  8. В.П. Способность к рефлексии как условие возникновения у детей умственного действия сложения // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989, с.67−76.
  9. Г. П. О соотношении индивидуальных различий в мыслительной деятельности школьников и особенностей их высшей нервной деятельности // Вопросы психологии, 1966,№ 1, с.46−61.
  10. П.Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 3, с. 28−42.
  11. И.В. Развитие рефлексивности творческого потенциала.//к. дисс. -М., 1999.
  12. А.П. Противоречие и рациональность. -Петрозаводск, 1992.
  13. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. /Под ред.
  14. K.M. Гуревича. -Томск., 1991.
  15. И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения // Методологические проблемы психологии личности. -М., 1982, с. 134−144.
  16. B.C. Мышление как творчество. -М., 1997. -399с.
  17. П.П. Психология младшего школьника / Под ред А. И. Липкиной и др. М., 1997, -574с.
  18. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества //Вопросы психологии, 1999, N2, с.35−42.
  19. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1993.
  20. A.A. Восприятие человека человеком. М., 1982.
  21. Большая советская энциклопедия. В 30-ти томах // Глав. ред. Прохоров A.M. -т.22. -М., 1975. -с.628.
  22. Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1998. -409с.
  23. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. -96с.
  24. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -Воронеж, 1996.
  25. A.B., Поликарпов В. А. Рефлексия в условиях диалогического решения мыслительных задач.// Мышление и общение. Самара 1999, с. 78−85.
  26. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии, 1997, N5, с.28−44.
  27. Е.Е. Уровень развития познавательных потребностей и их проявление в мышлении //Вопросы психологии № 3,1998,с. 91−103.
  28. М. Продуктивное мышление. -М., 1988. -221с. /пер. с англ./
  29. Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии, 1990, № 4, с.5−14.
  30. М.В. Взаимосвязь рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач. //Канд. дисс., -М., 1989.-184с.
  31. JI.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. Книга для учителя. -М., 1991, 90с.
  32. JI.C. Мышление и речь. -М, 1999, 352с.
  33. Э.Р. Параметры установки как критерии творческой деятельности.//Канд. дисс., Тбилисси, 1992.
  34. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -М., 1988.
  35. В.В. Соотношение репродуктивных и продуктивных действий в учебной деятельности младших школьников. -М., 1985.
  36. П.Я., Данилова B.J1. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии, 1980, N1.
  37. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В сб.: Исследование мышления в советской психологии. -М., 1966.
  38. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Наука логики .-т.5. -М., 1937. -715с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х томах, -т.2. 1971.- 630с.
  40. Д. Три стороны интеллекта //Психология мышления под ред. Матюшкина A.M. -М., 1965.
  41. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.
  42. Г. А. Рефлексия как фактор развития // Проблемы рефлексии -Новосибирск, 1987. с.54−60.
  43. Дж. Что такое психология? -М., 1999.
  44. JI.B. Развитие образного мышления младших подростков // Канд. дисс. -Киев, 1990.
  45. Гурова J1. J1. Психологический анализ решения задач. -Воронеж, 1976.
  46. Гурова J1.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре одаренности //Вопросы психологии, 1991, N6, с. 14−21.
  47. Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий //Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982, -с. 100−108.
  48. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. // Канд. дисс.-М., 1983.-244с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -240с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. -444с.
  51. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. -Новосибирск: Наука, 1987. -с.43−49.
  52. B.JI. Воспитание систематического мышления в решении «задач на соображение».// Канд. дисс. М., 1978.
  53. М.Н. Рефлексия внешних действий как интегральный показатель психологической готовности детей к школе. //Канд. дисс. -М., 1994.
  54. Р. Избранные произведения. -М., 1950 -с.547.
  55. Де Боно Э. Латеральное мышление. -Спб.:Питер Паблишинг, 1997, с.310−312.
  56. C.B., Семенов И. Н., Оленев Д. В. Проблемы рефлексивно-образного моделирования предмета обучения в дидактике. //Дидактика и методика обучения. Вып.2. -Новосибирск, 1996, -с. 32−34.
  57. К. Качественное, экспериментальное и теоретическое, исследование продуктивного мышления. М.: Прогресс, 1965. -с.21−234. /пер. с англ./
  58. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М., 1996, -123с.
  59. В.Н., Хозратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность //Психологический журнал, т. 15, 1994, N4.
  60. В.Н. Метафизические модели интеллекта //Психологический журнал, 1999.
  61. С.П. Логика противоречия и противоречия логики. -М., 1989.
  62. Д. Психология и педагогика мышления. М., 1999, -188с.
  63. A.B. Генезис самооценки. Тула, 1999,-136с.
  64. Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. -М., 1984. -320с.
  65. И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности на уроке.// Канд. дисс. М., 1972.
  66. И.И., Можаровский И. Л. Рефлексия как условие формирования научно-нормативных способов познавательной деятельности. // Проблемы рефлексии: комплексные исследования. Новосибирск, 1987. -с.113−121.
  67. И.И. Системы эвристических приемов решения задач. -М., 1992.
  68. Инновации в образовании и социальные перемены. //Под ред. Кулюткина Ю. Н. -Новосибирск, 1993.
  69. Л.Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980гг./Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М., 1981.
  70. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.-288с.
  71. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. -М., 1975.
  72. И. Сочинения в шести томах. -т.З.-М., 1964.-799с.
  73. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. //Канд. дисс. -М., 1994.
  74. В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе.// Канд. дисс. -М., 1982.
  75. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  76. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий //Психологические исследования интеллектуальной деятельности.-М.: МГУ, 1979. -с.22−28.
  77. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. -J1., 1967, -38с.
  78. В.Э. Проблемное обучение. Таллин, 1976.
  79. B.C. Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. // -М., 1983. -172с.
  80. В.А. Психология математических способностей школьников. -М., 1968.
  81. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М., 1976.
  82. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. -Новосибирск, ИИФФСОАН СССР, 1990.-65с.
  83. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. -Новосибирск, 1990.
  84. В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980. -359с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975. -304с.
  86. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. -М, 1983. -Т.1.
  87. И .Я. Проблемное обучение. -М., 1974.
  88. И.Я. Методы обучения и требования жизни.-М., 1981.
  89. В.А., Дудовская В. И. «Способ решения» задачи как содержание обучения // Новые исследования в педагогических науках. -М., 1965. -Вып.4.-с. 112−119.
  90. Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах, -т. 1. -М., 1960. с. 129.
  91. .Ф. Проблемы принятия решения. -М., 1976.
  92. A.B. Изучение и формирование рефлексивности социально-профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся организаций. //Канд. дисс. -М., 1997,-244с.
  93. Лук А. Н. Психология творчества. -М. 1978.
  94. A.A. Психология младшего школьника. М., 1977
  95. Л.Н. Формирование математического мышления у младших школьников. -М., 1987.
  96. Л.Н. Развитие познавательных возможностей школьников в условиях учебной деятельности. -Волгоград, 1988.-157с.
  97. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.
  98. А.К. Психология профессионализма. -М., 1996.
  99. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208с.
  100. A.M. Основные направления и проблемы исследования мышления и творчества // Психологический журнал, т.5, 1984, N1. -с.4−13.
  101. Ю9.Махмутов М. И. Проблемное обучение. -М., 1975.
  102. Ю.Менчинская H.A. О некоторых принципиальных вопросах диагностики умственного развития // О диагностике психического развития личности. -Таллин, 197 l.c.77−82.111 .Менчинская H.A. Проблема учения и умственного развития школьников. -М., 1989.
  103. A.A. Рефлексия. В кн.: Философская энциклопедия, -М., 1989, с.555−556.
  104. П.В. Развитие рефлексии у младших школьников. //Канд. дисс. -М., 1998,-198с.
  105. М.Новиков П. В. Рефлексивные возможности младших школьников // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Вып.8/Межвуз. сборн. науч. трудов. Саранск, 1996. — 79−81.
  106. Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подроскового возраса // Весник МГУ Серия 14 «Психология», 1984, № 4, сю71−72.
  107. А., Шоу Д., Саймон Г. Процессы творческого мышления. В кн.: Психология мышления. // ред. Матюшкин A.M. -М., 1965. с.500−530.
  108. Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. -М., 1995, -360с.
  109. А.П. Рефлексия. В кн.: Философская энциклопедия, т.4. -М., 1969, с.499−502.
  110. А.П. Альтернативные модели анализа сознания : рефлексия и понимание //Проблемы рефлексии. -Новосибирск, 1987. -с.13−19.
  111. А.Н. Формирование приемов эффективного решения задач. //Канд. дисс.-М., 1985.
  112. Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах. -М., 1966.122.0сновные современные концепции творчества и одаренности. // Н. С. Аверина и др. -М., 1997.
  113. K.K. Краткий словарь системы психологических понятий. -М .: Высшая школа, 1981.
  114. Петровская J1.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. -М., 1989.124а.Петровскиий A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.-М., 1982.
  115. И.А. Проблема интеллектуального развития детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения //Проблемы психологии развития / Под ред. Е. Е. Кравцовой, М., 2000, с.228−242.
  116. . Речь и мышление ребенка. -М., 1996,-412с.
  117. . Суждения и рассуждения ребенка. -Спб., 1997,-286с.
  118. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся -М., 1972.
  119. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М., 1980.
  120. Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976,-303с.
  121. Я. А. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества : общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Наука, 1990.
  122. Я.А., Семенов И. Н., Елисеев В. А. Психология творчества: проблемы и исследования //Вопросы психологии, 1983, N1,с. 167−170.
  123. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления //Психологический журнал, т.7,1986, N6, -с.158−159.
  124. Д. Как решать задачу? М., 1961,-207с.
  125. Проблемы рефлексии. //Под ред. Ладенко И. С. -Новосибирск, 1987.
  126. Проблемы творчества: опыт и перспективы. -Уфа, 1997.
  127. П.А., Семиченко В. А. Психология творчества. -М., 1989.
  128. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990.
  129. Психологические исследования творческой деятельности. // Под ред. Тихомирова O.K. -М., 1975, -253с.
  130. Психология мышления / Под ред. Матюшкина A.M. М., 1965.
  131. Психология рефлексивных процессов //Под ред. Ладенко И. С., Семенов И.Н.-Новосибирск, 1990.
  132. Развитие творческой активности школьников. //Под ред. Матюшкина A.M. -М., 1980, -135с.
  133. Развитие основ рефлексивного мышления в процессе учебной деятельности. //Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова М., 1995.
  134. А.З. Формирование творческого мышления школьников. //Дисс. докт. психол. наук. М., 1992.
  135. Рефлексивные процессы и творчество. Тезисы. Новосибирск,!990,ч.1.
  136. Рефлексивные процессы и творчество. Тезисы. Новосибирск, 1990, ч.2.
  137. Рефлексия в науке и обучении: тезисы докладов и сообщенийк научной конференции. //Под ред. Ладенко И. С. и др. -Новосибирск, 1984.
  138. Рефлексивные процессы и творчество. Методические рекомендации. //Под ред. Ладенко И. С., Семенов И. Н. и др. -Новосибирск: НГУ, 1990.-86с.
  139. Рефлексивная регуляция мышления. //Под ред. Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. -Новосибирск: НГУ, 1990,-56с.
  140. Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии, 1990 .№ 1.
  141. В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия // Новые исследования в психологии., 1985, N1.
  142. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М., 1989.-239с.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1976.
  144. С.Л. Бытие и сознание.-М., 1957.-328с.
  145. С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.
  146. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987.
  147. В.В. Психология и современная образовательная ситуация // Детский практический психолог № 1−2,1996,с. 14−18.
  148. JI.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. // Канд. дисс.-М., 1994,-303с.
  149. Л. Продуктивные процессы в обучении и мышлении //Психология мышления /Под ред. А. М. Матюшкина. -М., 1965.
  150. И.Н. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. -Новосибирск, 1990.
  151. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности
  152. Вопросы психологии, 1983, N2, с.35−42.
  153. И.Н., Степанов С. Ю. Продуктивность личностного компонента мышления при дискурсивном решении задач // Вопросы психологии, 1979, N6, с. 109−114.163 .Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М., 1990, -215с.
  154. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса // Докт. дисс. -М., 1992.
  155. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. -Запорожье, 1992,-223с.
  156. И.Н. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнесс-образования. -Тамбов, 1996.
  157. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Санкт- Петербург, 2001.
  158. В.И. О возможных уровнях анализа проблемы рефлексии // Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986.
  159. В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе //Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. с.60−68.
  160. С. А. Развитие рефлексии при организации учебногопроцесса в форме творческой познавательной деятельности //Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. -Новосибирск, 1995, с.191−193.
  161. Е.В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности).// Социальная психология личности. -Л., 1997, с. 140−149.
  162. Советский энциклопедический словарь // Глав. ред. А. М. Прохоров. -М., 1986.-c.1122.
  163. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  164. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческих задач./ Канд. дис.психол.н. -М., 1992.
  165. С.Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления.// Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. -М., 1981, с.69−74.
  166. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982, N1, с.99−104.
  167. С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. -М., 1984, -23с.
  168. С.Ю. Роль рефлексии в развитии личности школьника при формировании творческого мышления. // Психология учебной деятельности школьников. Тула, 1982, с.73−74.
  169. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, N3, с. 31−41.
  170. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  171. Н.Ф. Управление процессом усвоения знания. -М.: МГУ, 1975.
  172. Э.Д., Терехов В. А. Исследование креативности как свойства мышления //Вопросы психологии познавательной деятельности. -М., 1979, с.20−28.
  173. O.K. Психология мышления. -М., 1984. -272с.
  174. O.K. Структура мыслительной деятельности человека.
  175. Опыт теоретического и экспериментального исследования./ -М., 1969. -304с.
  176. Толковый словарь русского языка // Под ред. Б. М. Волина, Д. Н. Ушакова т.З. -М., 1989. -с. 1350.
  177. Е.Е. Опросник креативности Д.Джонсона. Л., 1997.
  178. A.A. О путях описания психологических механизмов рефлексии. // Проблемы рефлексии., -Новосибирск: Наука, СОАН, 1987, с.68−75.
  179. Философия, методология, наука // ред. В. А. Лекторский и др. -М., 1972.
  180. Н.Е. Связь творческого познания с особенностями личности младших школьников. // Канд. дисс. -М., 1995,-146с.
  181. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. -Уфа., 1985.-164с.
  182. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. // Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухова В. В. -М., 1981 .-400с.
  183. А.Б. Нарушение рефлексивной регуляции познавательной деятельности. //Канд. дисс.-М., 1983.
  184. Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться /Дис. докт. Психол. наук. -М., 1993.
  185. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии, 1989, N2.
  186. Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
  187. В.Д. Способности человека. -М., 1997. -288с.
  188. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996
  189. М.П. Мышление школьника. -М., 1986.
  190. B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии, 1985, № 6, с. 44−56.
  191. Ю.Ю. Обучение как процесс управления познавательной деятельностью учащихся. -М., 1972.
  192. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974, с. 12−28.
  193. Д.Б. Введение в психологию развития. -М., 1994.
  194. Д.Б. Об одном из путей психологического изучения рефлексии: современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.
  195. Д.Б. Мышление младшего школьника. // Очерки психологии детей (младшего школьного возраста). -М., 1950.-с.125−161.
  196. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. т.З. М., 1987. -с.476.
  197. E.JI. Индивидуальность, эмоции, творчество: программа развития творческого потенциала личности // Проблемы психолгии развития / Под ред. Е. Е. Кравцовой, М., 2000, с.242−248.
  198. Guilford J.P. The structure of intelligence. Psychos. Bull. 53/1956.
  199. Guilford J.P. The nature of human intelligence. McGraw Hill. New York.1967.
  200. Maier N.R.F. The Behavior Mechanisms Concerned With Problem Solving. «Psychological Review», vol.47 N1.1940.
  201. Rothenberg A. Translogical secondary process cogntion in creativity. J. Of aitered states if consciousness. N.Y.I 978/79, vol.4, N2. h. 171−187.
  202. Tjrrance Е. Р/ Guiding creative talent. New York. Prentice Hall. 1962.
  203. Wertheimer M. Productive thinkinq. N. — Y. a. London, Harper, 1945.
Заполнить форму текущей работой