Формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса
![Диссертация: Формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса](https://niscu.ru/work/3397311/cover.png)
Строительство представляет собой объединение различных видов работ и производственных процессов. Следовательно, в этой сфере потенциально может функционировать значительное количество инновационно активных предприятий. Предприятия, создающие и использующие новые и усовершенствованные средства производства (строительные машины, механизмы, строительные материалы, изделия, новые технологии… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
- 1. 1. Эволюция инновационного развития предприятий
- 1. 2. Основные принципы инвестиционно-инновационного проектирования на предприятиях
- 1. 3. Анализ инвестиционно-инновационной деятельности в строительстве
- 1. 4. Постановка задачи и методическая схема исследования
- Выводы по главе 1
- Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
- 2. 1. Развитие предприятий инвестиционно-строительного комплекса с учётом теории жизненных циклов
- 2. 2. Разработка обобщённой модели эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса
- 2. 3. Комплексная оценка инвестиционно-инновационной активности строительных предприятий
- 2. 4. Экономико-математическое прогнозирование инвестиционно-инновационного развития предприятий строительного комплекса
- Выводы по главе 2
- Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
- 3. 1. Повышение эффективности деятельности предприятий пензенского инвестиционно-строительного комплекса на основе инновационного развития
- 3. 2. Стратегия функционирования и развития предприятий пензенского инвестиционно-строительного комплекса
- 3. 3. Комплексная оценка эффективности инвестиционно-инновационной деятельности строительных предприятий Пензенской области
- 3. 4. Экономико-математическое моделирование инновационного развития предприятий пензенского инвестиционно-строительного комплекса
- Выводы по главе 3
Формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В условиях рыночной экономики одним из наиболее значимых факторов развития является устойчивый рост инвестиционной активности в строительном комплексе. Масштабный подъём строительства, как одной из базовых отраслей народного хозяйства, необходим для обеспечения положительной динамики общеэкономических показателей. Важной составляющей усиления инвестиционной активности в комплексе может стать реализация проектов и программ, направленных на экономию ресурсов и обеспечивающих высокую конкурентоспособность строительной продукции. Инвестиционная привлекательность отрасли может быть повышена за счёт эффективного использования в производстве последних достижений научно-технического прогресса.
В настоящее время многие строительные предприятия стремятся интенсивнее развивать инновационные направления своей деятельности. Под инновационным развитием предприятий понимается непрерывный поиск и использование новых способов реализации своего потенциала в постоянно изменяющихся условиях рыночной среды.
Совокупность и интенсивность инвестиционных и инновационных процессов в масштабе предприятия строительного комплекса характеризуются его инвестиционно-инновационной активностью. Её наличие предполагает способность предприятия к осуществлению нововведений, обеспечивающих наиболее прибыльное использование дефицитных инвестиционных ресурсов.
Строительство представляет собой объединение различных видов работ и производственных процессов. Следовательно, в этой сфере потенциально может функционировать значительное количество инновационно активных предприятий. Предприятия, создающие и использующие новые и усовершенствованные средства производства (строительные машины, механизмы, строительные материалы, изделия, новые технологии), способствуют эффективному развитию как регионального инвестиционно-строительного комплекса, так и народного хозяйства страны в целом.
В связи с этим, одной из общих проблем для предприятий инвестиционно-строительного комплекса является исследование и разработка методов эффективного развития с учётом интересов производителей и инвесторов.
Рассмотрению инвестиционных и инновационных аспектов данной проблемы посвящены работы ряда отечественных и зарубежных учёных: C.B. Валдайцева, П. Г. Грабового, Г. А. Денисова, С. Д. Ильенковой, A.B. Карасёва, И. К. Комарова, И. В. Липсица, B.C. Лосева, В. Г. Медынского, В. В. Остапенко, А. Н. Плотникова, Я. А. Рекитара, В. М. Серова, Б. Б. Хрусталёва, Ю. В. Шленова, В. Миллера, Б. Твисса, Ф. Янсена и других. Это явилось основой для более углубленного исследования автором процесса формирования механизма эффективного развития предприятий строительного комплекса.
Исходя из вышеизложенного, целью диссертационной работы является формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса на основе инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе последовательно решены следующие задачи:
S проанализировано современное состояние инвестиционно-инновационного развития предприятий строительного комплекса;
S исследованы особенности деятельности предприятий в условиях различных рыночных ситуаций с учётом теории жизненных циклов;
S сформирована комплексная оценка инвестиционно-инновационной активности строительных предприятий;
S разработаны экономико-математические модели инновационного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса;
S предложены методические рекомендации и практические мероприятия по формированию механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса в условиях рынка.
Объектом исследования являются предприятия пензенского инвестиционно-строительного комплекса различных форм собственности.
Предметом исследования является оценка влияния рыночных условий на формирование механизма эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса.
Теоретической и методологической основой исследования являются объективные экономические законы, современная теория инвестиционного анализа и инновационного менеджмента, а также труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённые исследованию развития предприятий с учётом инвестиционно-инновационных процессов. При обосновании и разработке основных положений диссертации применялись методы системного и логического анализа, методы экономико-математического моделирования и прогнозирования.
Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке и обосновании принципов и методик эффективного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса с учётом требований рыночной экономики.
Основные научные результаты исследований заключаются в следующем: выявлен механизм инвестиционного и инновационного развития строительных предприятий, состоящий в учёте потребительского спроса, рыночной новизны продукции, инновационного риска, интенсивности конкуренции в основных ситуациях деятельности предприятийраскрыты понятия, имеющие отношение к инвестиционному и инновационному развитию предприятий в строительстве: «предприятие-инноватор строительного комплекса», «инвестиционно-инновационная активность», «строительный инвестиционно-инновационный проект" — разработана методика агрегированных жизненных циклов рыночного спроса по формам образования, постадийных изменений инновационной строительной продукции, технологий производства и инновационных стратегийсформирована комплексная оценка инвестиционно-инновационной активности строительных предприятий, учитывающая оптимальное соотношение результативности нововведений, их рискованности и включающая: определение абсолютной эффективности строительных инвестиционно-инновационных проектов, а также анализ чувствительности и устойчивости основных экономических характеристик проектов к воздействию негативных жизнециклических измененийобоснованы экономико-математические модели прогнозирования инновационного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса, позволяющие выделять наиболее перспективные ситуации их рыночной деятельности на основе снижения затрат, прироста результатов, временной продолжительности эффектовпредложены методические рекомендации по формированию и использованию механизма эффективного развития строительных предприятий, определяющего стратегию их функционирования, результативность инвестиционной и инновационной деятельности, влияние инноваций на перспективное развитие предприятий с помощью разработанных экономико-математических моделей.
Практическая значимость работы состоит в применении разработанных методических подходов и практических рекомендаций в инвестиционно-инновационной деятельности предприятий строительного комплекса для решения задач их эффективного развития.
Отдельные положения диссертационного исследования могут быть включены в программы обучения студентов по дисциплинам: «Экономическая оценка инвестиций», «Эффективность деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса», «Экономика предприятия», «ТЭО инвестиционных проектов», «Инновационный менеджмент».
Достоверность результатов диссертационной работы основывается на репрезентативной статистической и бухгалтерской отчётности за период с J г 2001 по 2004 гг. предприятий пензенского инвестиционно-строительного комплекса.
Реализация и апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на: международной научной конференции «Проблемы эффективности саморегулирования продуктивных и экономических систем» (Пенза: ПГАСАМосква: МИКХиС, 2002) — международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы развития региональной экономики на современном этапе» (Пенза: ПГУАС, 2003) — международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого функционирования, экспортирования и развития региональных производственных систем» (Пенза: ПГУАС, 2003).
Теоретические положения и методические рекомендации прошли апробацию и реализованы в ООО «Стройдизайн-консалтинг» г. Пензы.
Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 20 печатных трудов. Общий объём публикаций составил 6,3 пл., в том числе лично автором — 2,2 п.л.
На защиту выносятся: ^ методика агрегированных жизненных циклов спроса, инновационного строительного продукта и технологий производстваобобщённая модель развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса в условиях различных рыночных ситуацийкомплексная оценка инвестиционно-инновационной активности строительных предприятийэкономико-математические модели прогнозирования инновационного развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, списка литературы и приложений.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. На основании проведённых исследований установлено, что строительный рынок Пензенской области находится в состоянии «замедленного роста», характеризующемся усилением конкуренции, насыщением продукцией, эластичностью цен, падением рентабельности.
2. В соответствии с ситуацией 2 (динамика «замедленного роста») для предприятий были определены «оборонительные» стратегические установки и оптимизировано соотношение «результаты — затраты» в инновационной деятельности.
3. Наиболее эффективным и инновационным для Пензенской области является строительство зданий и сооружений по каркасно-монолитной технологии, способствующее росту рентабельности возводимых объектов и повышению конкурентоспособности предприятий.
4. Перспективность развития новых направлений деятельности пензенскими строительными предприятиями подтверждена показателями комплексной оценки инвестиционного проекта производства конструкций (колонн, ригелей, плит перекрытия) для каркасно-монолитного домостроения.
5. Экономико-математические модели развития, обоснованные с помощью методики агрегированных жизненных циклов, свидетельствуют о приоритетности реализации инноваций и получении различных видов эффектов для строительных предприятий.
6. Практическая значимость разработанных методических рекомендаций подтверждена результатами их внедрения на предприятиях пензенского инвестиционно-строительного комплекса (ООО «Стройдизайн-консалтинг», ООО «ПНБ»). Внедрение разработанных мероприятий позволило повысить экономическую эффективность деятельности организаций, состоящую в рациональном использовании различных видов ресурсов, росте рентабельности и сокращении сроков окупаемости инвестиций.
7. Разработанные методические рекомендации могут быть применены в деятельности других строительных предприятий, реализующих инновации, как в Пензенской области, так и за её пределами, с учётом внесения необходимых корректировок и поправочных коэффициентов.
Список литературы
- Андреев Л.С., Резниченко B.C. Определение экономической эффективности инвестиционных проектов и инноваций в строительстве // Экономика строительства, 2001, № 9, с. 14−28.
- Атоян В.Р., Плотников А. Н. Инвестирование инновационной деятельности территориальной производственно-хозяйственной системы. // Инновации, 2002, № 9−10, с. 78−81.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. Н., Анн X. Маркетинг. Учебник для вузов, — М.: Экономика, 1999 703 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа М: Финансы и статистика, 1996 — 416 с.
- Балабанов И.Т., Основы финансового менеджмента. М: Финансы и статистика, 1995 — 384 с.
- Башина О.Э., Спирин A.A. Общая теория статистики. — М.: Финансы и статистика, 2001 440 с.
- Белов А.К. Как сделать бизнес инновационно-привлекательным. // Управление персоналом, 2004, № 3, с. 50−54.
- Бердашкевич А.П. Будущее российских инноваций. // ЭКО, 2000, № 2, с. 57−68.
- Бережная Е.В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. Учебное пособие — М: Финансы и статистика, 2003 -368 с.
- Ю.Бешелев С. Д., Гуревич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М: Стройиздат, 1974 159 с.
- П.Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. — М.: Банки и биржи, 1997 631 с.
- Бородин В.А. Маркетинг технологических нововведений. // ЭКО, 1997,№ 2, с. 100−103.
- З.Бородин В. А. Проектирование структуры инновационной научно-технической фирмы // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 1,98−103 с.
- Валдайцев C.B. Оценка бизнеса и инноваций М: ИИД «Филинъ», 1997 -336 с.
- Вероятностные разделы математики. Учебник для бакалавров технических направлений. Под ред. Максимова Ю. Д. — СПб: «Иван Фёдоров», 2002 -592 с.
- Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики, 1999, № 1, с. 4−12.
- Воронцовский A.B. Инвестиции и финансирование. Методы сделки и обоснования. Учебное пособие.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1998 527 с.
- Голубков Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. — М.: Экономика, 1999- 192 с.
- Грабовый П.Г., и д.р. Экономика недвижимости. Учёбник для вузов. — Смоленск: Смолин-Плюс- M: АСВ, 1999 567 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И., Хрусталёв Б. Б. и.др. Риски в современном бизнесе. М: Алане, 1994 — 200 с.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. М.: «Новая волна»,. 1997 -512 с.
- Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития. // Экономист, 1999, № 2, с. 33−38.
- Денисов Г. А., Каменецкий М. И. Экономическая наука и хозяйственная практика. Инновационная деятельность в строительном комплексе. // Экономист, 2002, № 2, с. 11−13.
- Денисов Г. А., Каменецкий М. И., Останенко В. В. Прикладная наука и инновационная деятельность (экономика и управление). — М: Диалог МГУ, 1998−330 с.
- Донцова Л.В. Экономико-математическое моделирование процессов инвестиционно-строительной деятельности. // Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 1999, с. 16 26.
- Донцова Л.В. Проблемы формирования и инновационного обновления инвестиционно-строительного сектора российской экономики. — М: Госстрой России, ЦНИИЭУС, 1999 291 с.
- Евланов Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М: Экономика, 1978 -152 с.
- Ендовицкий Д.А., Коробейников Л. С., Сысоева Е. Ф. Практикум по инвестиционному анализу. М: Финансы и статистика, 2001 240 с.
- Ефименко А.З. Содержание и эффективность инновационного проекта. // Экономика строительства, 1998, № 9, с. 16−24.
- Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара». 32.3акон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
- Замков О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике М: МГУ им. Ломоносова, Издательство ДИС, 1998 — 368 с. 34.3олотошров В. Г. Инвестиционное проектирование. Учебное пособие — Мн.: Экоперспектива, 1998 463 с.
- Иванова Н.Ю. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики. // Российский экономический журнал, 1995, № 12, с. 76−81.
- Ильяшенко С. Маркетинговый аудит факторов инновационного развития предприятий. // Маркетинг, 2002, № 1, с. 117−122.
- Инвестиции в России и зарубежных странах. Под ред. проф. Комарова И. К. — М.:РАУ — Университет, 2001 — 87 с.
- Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. Под ред. проф. Ильенковой С.Д.- М.: ЮНИТИ, 2000 327 с.
- Ипотечно-инвестиционный анализ. Учебное пособие. Под ред. проф. Еси-пова В.Е. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1998 207 с.
- Каменецкий М.И. Инвестиционная сфера и строительный комплекс: ситуация, государственное регулирование и рыночное взаимодействие // Проблемы прогнозирования, 1997, № 6, с. 91 100.
- Каменецкий М.И. Инвестиционно-строительная деятельность: проблемы,. перспективы. // Экономика строительства — 1999, № 5, с. 52−56.
- Капитальное строительство в Пензенской области. Статистический сборник. Официальное издание. Госкомстат России, Пензенский областной комитет государственной статистики Пенза, 1998.
- Карпова Т.П. Управленческий учёт. Учебник для вузов. — М: ЮНИТИ, 2000−350 с.
- Кирпичников М.П. Переход к экономике инновационного типа. // ЭКО, 1999, № 5, с. 16−19.
- Кныш М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. Учебное пособие. — Спб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1998 315 с.
- Кожевников P.A., Дедова И. С. Государственная инновационная политика и её финансовое обеспечение. // Вопросы экономики, 1998, № 12, с. 87 94.
- Колосов А.Ф. Инновационная деятельность: экономика, финансирование, стимулирование. // Экономика строительства, 1999, № 5, с. 51−57.
- Коробейников О.П. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 4, с. 25 37.
- Коссов В.В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): Официальное издание.- М.: Экономика, 2000 421 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. — М: Ростинтер, 1997 — 704 с.
- Краткий статистический сборник «Россия в цифрах». М: Официальное издание Госкомстата России, 2003 — 398 с.
- Крылов Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционно-инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001 -348 с.
- Липсиц И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект. М.: Издательство «БЕК», 1996 — 304 с.
- Лоранж П. Инновационные управленческие процессы для быстрого и прибыльного роста. // Маркетинг, 1999, № 2, с. 85−88.
- Лосев B.C. Показатели инновационной активности предприятий региона // Экономика строительства, 1999, № 2, с. 2−11.
- Лосев B.C. Эффективность инноваций. // Экономика строительства, 1998, № 5, с. 16−26.5 7. Львовский Е. И. Статистические методы построения эмпирических формул. Учебное пособие М: Высшая школа, 1982 — 224 с.
- Любимова Н.Г. Оптимизация распределения финансовых ресурсов в задаче перспективного развития производственно-технологического комплекса. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 4, с. 78−87.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. проф. Румянцевой З. П. — М.: Инфра-М, 1995 — 432 с.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. — Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1997 520 с.
- Муминов Р.", Абдираимов И., Маленова С. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития. // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4, с. 85 89.
- Мусатова Т.Е. Показатели оценки инвестиционно-инновационной деятельности предприятия., Материалы: международной научной конференции «Проблемы развития инвестиционно-отраслевых комплексов. — Пенза, ПГАСА, 2002 5 с.
- Мусатова Т.Е., Белянская Н. М. Оценка инвестиционной активности строительных фирм. Ежегодный межвузовский сборник научных статей «Экономика и управление: теория и практика», часть 2. Пенза, Ш11У, 2001 — 8 с.
- Мусатова Т.Е., Инновационные стратегии, управления и развития в экономической системе. Материалы международной научной конференции. «Проблемы эффективности саморегулирования продуктивных и экономических систем». Пенза, ПГАСА, Москва, МИКХиС, 2002 -3 с.
- Немилостивых М.Н. Основы анализа хозяйственной деятельности строительной организации. Учебно-практическое пособие. Новосибирск, 1999 -143 с.
- Никишин В.В., Гурова И. В. Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок. // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 4, с. 78−82.
- Николаев A.B. Инновационное развитие и инновационная культура. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 5, с. 57 60.
- Основы предпринимательской деятельности (экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент). Под ред. Власовой В. М. М: Финансы и статистика, 1994 — 496 с.
- Патентный закон Российской Федерации.
- Перминов Б.Г., Демьянова B.C., Варламова Н. М. Проектирование предприятий сборного железобетона. Пенза, ПГАСИ, 1994 — 343 с.
- Плотников А.Н. Организационно-экономический механизм инвестирования инновационной деятельности (теория и методология): Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук — Саратов, 2003 37 с.
- Плотников А.Н. Основные направления инновационного развития региона. // Регион. Политика, экономика, социология. СПб, 2002, № 3−4, с. 37−41.
- Попов Е.В. Разработка нового товара. // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 3, с. 11−15.
- Похабов В.В., Пономаренко И. К. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии. // Маркетинг, 2001, № 5, с. 102−111.
- Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) М: Политиздат, 1989 — 320 с.
- Резник С.Д., Удалов Ф. Е., Соколов С. Н. и др. Персональный менеджмент. Пенза, Издательство ПГАСА, 2000 546 с.
- Результаты инвестиционного рейтинга. Рейтинг регионов. // Эксперт-2003, № 43, с. 134 145.
- Рейд Г., Смит Д. Оценка риска инвесторами и инвестируемыми при создании новых предприятий. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 1, с. 84 90.
- Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. — М: Издательство Госкомстата России, 2001 679 с.
- Самочкин В.И. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование. М: Дело, 2000 — 352 с.
- Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: анализ и планирование. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2000 — 376 с.
- Самочкин В.Н. Оценка способности предприятия осваивать новые изделия. // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 3, с. 16−24.
- Сборник средних цен на основные строительные ресурсы. Выпуск 3.1 кв. 2004. Правительство Пензенской области и региональный центр ценообразования в строительстве по Пензенской области, Государственное учреждение.
- Сергеев М.В. Экономика предприятий. Учебное пособие. 2-е издание М: Финансы и статистика, 2000 — 304 с.
- Скворцова Н.К. Методические проблемы выбора эффективных инвестиционно-строительных проектов для обеспечения реструктуризации экономики региона: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук Санкт-Петербург, 2003 — 31 с.
- Ставцев В.М. Повышение конкурентоспособности предприятий мостостроения, путём инновационного обновления: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук Воронеж, 2003. -22 с.
- Старик Д.Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. — М: Финстатин-форм, 1996−92 с.
- Стребелл П. Управленческие технологии внедрения инноваций. // Маркетинг, 2000, № 1, с. 76−81.
- Строительная газета №№ 33, 49, 50, 51 2002 г.- №№ 8, 15, 18, 19, 33, 34 2003 г.- №№ 8,12 2004 г.
- Строительное производство: энциклопедия. Под ред. Шрейбера А. К. — М: Стройиздат, 1995 -464 с.
- Технико-экономические показатели производства материалов и конструкций, часть 2. Методические указания к выполнению дипломного проекта. Пенза, ПГАСА, 1996 — 36 с.
- Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. — СПб: Питер, 2001 -240 с.
- Тышкевич К.В. Формирование комплексной оценки эффективности технологических инноваций на предприятиях: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук — Нижний Новгород, 2003 24 с.
- Управление инвестициями. Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. Том 2. Под общ. ред. Шеремета B.B. М. — Высшая школа, 1998 — 509 с.
- Управление инновациями. Учебное пособие в 3 кн. Под ред. проф. Шленова Ю. В. М.: Высшая школа, 2003 — 787 с.
- Управление организацией. Учебник для вузов. Под ред. проф. Поршне-ва А.Г. -М: Инфра-М, 1999 669 с.
- Уткин Э.А., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М.: АКАЛИС, 1996 — 208 с.
- Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент. — М: ЗАО «Бизнес-школа», 1998 608 с.
- Фатхутдинов P.A. Новый подход к инновационному менеджменту. // Управление персоналом, 1998, № 9, с. 84−99.
- Фридлянов В.В., Марушкина М. И. Интеграция инновационной сферы. // Экономист, 1997, № 2, с. 18 27.
- Хаур Дж. Повышение ценности инновационного процесса в расширении его границ. // Маркетинг, 2001, № 6, с. 78 82.
- Хрусталёв Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития регионального инвестиционно-строительного комплекса. Монография Пенза, ПГАСА, 2001 — 222 с.
- Хрусталёв Б.Б., Мебадури З. А. Региональный инвестиционно-строительный комплекс: вопросы формирования рациональных параметров деятельности строительных предприятий. Пенза: ПГАСА, 2001 -186 с.
- Хрусталёв Б.Б., Мусатова Т. Е. Необходимость использования инноваций в строительстве. Межвузовский сборник научных трудов «Экономические и социальные проблемы управления предприятием». — Пенза, ПГАСА, 2000 7 с.
- Хрусталев Б.Б., Мусатова Т. Е. Основные направления инвестиционно-инновационной деятельности в строительстве. Межвузовский сборник научных статей «Экономическая политика: поиски и достижения». Выпуск 2 Пенза, ПГПУ, 2000 — 8 с.
- Черевикина М.Ю., Лобурец Ю. В. Посредники инновационного рынка. Опыт СО РАН: проблемы и решения. // ЭКО, 2002, № 12, с. 59 80.
- Чумаченко Б., Лавров К. Некоторые аспекты формирования рыночной инфраструктуры трансфера технологий. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3, с. 81 85.
- Шаборкина Л.А. Выбор инновационной стратегии предприятия // Российский экономический журнал, 1996, № 7, с. 86−89.
- Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. Пер. с англ. М: ИН-ФРА-М, 2003 — 1028 с.
- Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм. // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 2, с. 71 — 76.
- Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 3, с. 7579.
- Шемякина Т.Ю. Организационно-экономические условия и направления развития инновационного бизнеса в строительстве. // Экономика строительства, 2004, № 2, с. 24−35.
- Шепелев И.Г. Математические методы и модели управления в строительстве. Учебное пособие для вузов М: Высшая школа, 1980 — 213 с.
- Шимшилов С.А. Развитие человеческого потенциала. // Управление персоналом, 2004, № 4, с. 75−80.
- Щиборщ К. Практика инвестиционного проектирования. // Рынок ценных бумаг, 1999, № 4, с. 19−28.
- Экономика предприятия. Под ред. проф. Пелиха A.C. — Ростов-на-Дону: Высшая школа, 2002 — 217 с.
- Экономика строительства. Под ред. Степанова И. С. — М: Юрайт — М, 2001 -416 с.
- Яновский A.M. Как вывести на рынок новый товар. // ЭКО, 1999, № 11. с. 151−155.126. www.baldina.bv.ru127. www.dis.ru128. www.fma.asf.ru/librarv/StatSoft/modules129. www.mpnt.gov.ru130. www.penzanet.ru131. www.techbusiness.ru
- КОМПЛЕКСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ1. Признак классификации1. Виды инноваций1. Схема классификации11. Уровень новизны инноваций
- Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов).
- Ординарные (ноу-хау, рационализаторские)1.1
- Стадия жизненного цикла продукции (ЖЦП), на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество
- Инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга22. То же НИОКР
- Организационно-технологическая подготовка производства24. Производство,
- Сервис, осуществляемый изготовителем24 2.3
- Масштаб новизны инновации (новшества)
- Инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты)32. Новые в стране33. Новые в отрасли34. Новые для фирмы
- Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация
- Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки42. То же в сфере образования
- В социальной сфере (культура, искусство и т. д.)
- В материальном1 производстве (промышленность, строительство и т. д.)1.--4.2
- Сфера применения инновации
- Инновации для внутреннего применения
- Новшества для накопления на фирме
- Новшества, в основном, для продажиб. Частота применения инновации61. Разовые62. Повторяющиеся (диффузия)1.I «IW
- Форма новшества — основы инновации
- Открытия, изобретения, патенты
- Рационализаторские предложения73. Ноу-хау
- Товарные знаки, торговые марки, эмблемы
- Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы и т. д.
- Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации >81. Научно-технический82. Социальный83. Экологический84. Экономический85. Интегральный
- Рекомендуемый размер премии за риск по группам инвестиций
- Группа инвестиций Премия за риск, %
- Замещающие инвестиции (категория 1) новые машины и оборудование, транспортные средства, которые будут выполнять те же функции, что и заменяемое старое оборудование. 0
- Замещающие инвестиции (категория 2) новые машины и оборудование, которые заменят старые, но являющиеся технологически более совершенными, требующие более высокой квалификации работников, других производственных подходов. 3
- Замещающие инвестиции (категория 3) — новые мощности, которые заменяют старые, новые заводы на том же или другом месте. 6
- Новые инвестиции (категория 1) новые мощности или оборудование, с помощью которого будут производиться или продаваться те продукты, которые уже производились. 5
- Новые инвестиции (категория 2) — новые мощности или машины для производства или продажи производственных линий, тесно связанных с существующими производственными линиями. 8
- Новые инвестиции (категория 3) новые мощности (машины) или приобретение других форм для производства (продажи) производственных линий, которые не связанны с первоначальной деятельностью предприятия. 15
- Инвестиции в НИР (категория 1) прикладные исследования, направленные на определенные специфические цели. 10
- Инвестиции в НИР (категория 2) фундаментальные исследования, цели которых могут быть пока точно не определены и результат точно не известен. 20
- Модель принятия инвестиционных решений по инновационным проектам1. Высшее руководство1. Инженерное управление1. Управление | НИОКР1. Стратегия предприятия1. Инновационные задачи
- Инвестирование инновационных проектов1. Инновационная стратегия1. ОтборпроектовV
- С Портфель инновационных проектов
- Распределение инвестиций между инновационными) проектами
- Структура выданных в России в конце 90-х годов XX века патентов и свидетельств по разделам Международной патентной классификации
- Разделы Международной патентной классификации Выданные патенты на изобретения Выданные свидетельства на полезные модели
- Удовлетворение жизненных потребностей человека 4738 617
- Различные технологические процессы 4372 778
- Химия и металлургия 4513 1131. Текстиль и бумага 278 32
- Строительство, горное дело 1804 307
- Механика, освещение, отопление, двигатели и насосы, взрывные работы 2984 5381. Физика 2850 4381. Электричество 1776 3391. Всего 23 315 3162
- Определение надбавки за риск по «среднему классу» инновации
- Признаки разделения на группы Группы инновационных процессов Значения признаков1 2 3
- По содержанию (виду) нововведения Новая идея Новое решение Новый продукт Новая технология (метод) Новый регламент (структура) Новая услуга 8 4 7 6 4 5
- Сфера создания- новшества Научно-технические организации и отделения Производственные фирмы и отделения Маркетинговые подразделения и фирмы Потребители и их организации 6 7 4 3
- Тип новаторства (область знаний и функций) Финансы и экономика Организация и управление Производство Юриспруденция Техника и технология Консультанты Естествознание Ноу-Хау 6 4 7 3 8 1 8 2
- Тип новаторства (сфера нововведения: фирмы, службы) Социальные и общественные звенья Научно-технические звенья Промышленные звенья Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья Эксплуатационные и обслуживающие звенья 5 7 6 5 4
- Иерархический уровень новатора Подразделения фирмы Фирма Концерн, корпорация Отрасль, группа отраслей 7 8 6 5
- Территориальный масштаб нововведения Район, город Область, край Российская Федерация, Страны СНГ и Балтии Интернациональный уровень 4 5 6 5
- Масштаб распространения нововведения Единичная реализация Ограниченная реализация Широкая реализация 5 6 7
- Степень радикальности (новизны) Радикальные (пионерные, базовые) Ординарные (изобретения, новые разработки) Усовершенствующие (модернизация) 8 4 2
- Глубина преобразования Системные Комплексные Элементные, локальные 6 4 11 2 3
- Причина возникновения инновации Развитие науки и техники Потребности производства Потребности рынка 7 5 3
- Этап жизненного цикла спроса на новый продукт Зарождение Ускорение роста Замедление роста Зрелость Затухание (спад) 8 3 4 5 7
- Характер кривой жизненного цикла продукта Типовая, классическая кривая Кривая с «повторным циклом» «Гребешковая» кривая «Пиковая» кривая 1 3 5 7
- Этап жизненного Выведение на рынок Рост 7 4цикла продукта Зрелость Упадок (спад) 5 8
- Уровень «Стабильная» технология 1изменчивости технологии «Плодотворная» технология «Изменчивая» технология 5 8
- Этап жизненного цикла технологии Зарождение Ускорение роста Замедление роста Зрелость Затухание (спад) 8 2 4 6 71. Создание 8
- Этап жизненного Становление 6цикла предприятия инноватора Зрелость Перестройка Упадок 2 3 7
- Длительность инновационного проекта Оперативный (до 0,5 года) Краткосрочный (до 1 года) Среднесрочный (2−3 года) Долгосрочный (более 3 лет) 2 4 6 8