Разработка математической модели, исследование функционирования и построение методики проектировочных расчётов быстроходного дизель-молота
Из перечисленных выше работ следует выделить теоретические исследования проведённые Клебановым Г. Я., который одним из первых исследовал влияние конструктивных параметров на погружающую способность дизель-молота, решая совместную задачу динамики системы «молот — свая — грунт». Следует отметить, что под динамикой в этой работе понимается не отражение функционирования системы во времени, а анализ… Читать ещё >
Содержание
- Сокращения
- Глава 1. Разработка математической модели быстроходного дизель-молота
- 1. 1. Предварительные замечания
- 1. 2. Анализ конструкций современных дизель-молотов
- 1. 3. Разработка конструктивной схемы быстроходного дизель-молота
- 1. 4. Классификация современных дизель-молотов
- 1. 5. Принятие допущений и разработка обобщённой теоретической схемы дизель-молота
- 1. 6. Описание обобщённой теоретической схемы дизель-молота
- 1. 6. 1. Выбор математического аппарата
- 1. 6. 2. Уравнения, описывающие термодинамические процессы системы
1.6.3. Рабочие уравнения, описывающие термодинамические процессы системы. а. теплообмен. б. процесс горения. в. определение объёма и скорости его изменения. г. определение отношения теплоёмкостей. д. определение энтальпии среды истечения и внутренней энергии газовой среды в полости. е. определение секундного расхода (прихода) газа.
1.6.4. Уравнения, описывающие движение твёрдых звеньев.
1.6.5. Модель нагрузки (сопротивление грунта). а. сопротивление грунта под пятой сваи. б. сопротивление грунта по боковой поверхности сваи.
1.7. Реализация обобщённой математической модели на ЭВМ и проверка эффективности предложенной схемы дизель-молота.
1.8. Получение математических моделей дизель-молотов известных конструкций как частных случаев разработанной обобщённой математической модели дизель-молота.
1.8.1. Математическая модель штангового дизель-молота.
1.8.2. Математическая модель трубчатого дизель-молота.
1.9. Проверка адекватности разработанной обобщённой математической модели дизель-молота.
1.10. Выводы.
Глава 2. Исследование функционирования быстроходного дизель-молота.
2.1. Предварительные замечания.
2.2. Исследование влияния условий эксплуатации на интенсивность погружения сваи дизель-молотом.
2.3. Исследование влияния условий эксплуатации на «горячий» запуск дизель-молота.
2.4. Исследование влияния параметров дизель-молота на устойчивость его функционирования и интенсивность погружения сваи.
2.5. Исследование влияния параметров на «горячий» запуск дизель-молота.
2.6. Выводы.
Глава 3. Построение методики проектировочных расчётов дизель-молота.
3.1. Предварительные замечания.
3.2. Разаработка алгоритма проектировочных расчётов
3.3. Разработка математического обеспечения проектировочных расчётов и методики отбора расчётных точек.
3.3.1. Математическое обеспечение проектировочных расчётов.
3.3.2.Модель для определения массы и габаритных размеров дизель-молота.
3.3.3. Модель для определения токсичности отработавших газов дизель-молота.
3.3.4. Методика отбора расчётных точек исследуемого пространства параметров.
3.4. Проектировочные расчёты быстроходного дизель-молота (пример).
3.5. Выводы.
Разработка математической модели, исследование функционирования и построение методики проектировочных расчётов быстроходного дизель-молота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При сооружении различных объектов возникает необходимость в погружении свай и стальных труб в грунт. Практика эксплуатации свае-погружающего оборудования позволяет сделать вывод [17], что лучшие результаты при погружении свай и труб могут быть достигнуты при использовании импульсных (ударных) молотов, у которых постепенно накапливающаяся энергия освобождается почти мгновенно.
Самая многочисленная группа машин ударного действия — дизель-молоты. На рис. 0.1. [17] представлены их типичные конструктивные схемы.
Конструктивные схемы дизель-молотов.
I')'.!, I' I" 1 " .Ш .
— V) '. I I «Л» -'' а — штоковый со ступенчатым поршнемб — штанговый с неподвижными штангамивтрубчатый- 1 — свая- 2 — рабочий поршень- 3 — направляющие (шток, штанга, цилиндр) — 4 -ударная часть.
Рис. 0.1.
Характерной особенностью дизель-молотов является непосредственная передача энергии газов рабочему органу — ударной части, то есть [17] энергоноситель молота (ударная часть) является так же и рабочим органом двигателя. Отсутствие промежуточных передач значительно упрощает конструкцию машины и повышает её к.п.д.
Основными достоинствами дизель-молотов, которые обеспечили им в 60-е -70-е годы сравнительно широкое распространение, являются [17]: мобильность (независимость от посторонних источников энергии) — достаточная производительность в широком диапазоне изменений характеристик грунтаотсутствие промежуточных передач, что значительно упрощает конструкцию машины и повышает её к.п.дпростота эксплуатациинебольшая стоимость изготовления.
Ужесточение в середине 80-х годов нормативных требований к машинам с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в составе привода, а именно [1,18,21]:
— ограничение выброса токсичных веществ в атмосферу ;
— ограничение расхода топлива ;
— ограничение уровня шума;
— ограничение вибрациипривело к сужению области применения дизель-молотов, особенно в сфере гражданского строительства. В связи с чем в настоящее время дизель-молоты в основном используются [17,53]:
— в сфере гражданского строительства при погружении свай в связные грунты и при рыхлении мёрзлого грунта, то есть в тех условиях, когда вибропогружатели не могут работать, а паровоздушные молоты оказываются малоэффективными;
— при сооружении военно-инженерных объектов, когда факторы негативного воздействия на окружающую среду и человека имеют второстепенное значение, причём при строительстве низководных мостов дизель-молоты являются единственно используемым типом сваебойного оборудования.
Специфика работ при сооружении военно-инженерных объектов выдвигает к дизель-молотам ряд дополнительных требований, а именно:
— увеличение производительности;
— стабильность функционирования в любых погодных условиях и на любых грунтах;
— уменьшение массогабаритных характеристик, которым современные дизель-молоты так же не отвечают в полной мере.
Перечисленные выше недостатки не являются органичными и обусловлены [17,53] следующими вполне устранимыми причинами, а именно: весьма простым конструктивным исполнениемнеоптимальным выбором конструктивных параметров, особенно в случае использования сложных конструктивных схемпростотой алгоритма управления дизель-молотом в процессе функционирования и, как следствие, использованием устаревшей элементной базы в системах управлениянеполнотой исследования рабочего процесса дизель-молота.
Улучшить выходные характеристики дизель-молотов, расширив тем самым область их применения, можно при условии успешного решения следующих задач:
— разработка эффективной конструктивной схемы и оптимальный выбор её параметров;
— разработка эффективного алгоритма управления дизель-молотом в процессе функционирования, при реализации которого используется современная элементная база.
Решение этих задач сопряжено с рядом проблем, а именно: с усложнением структуры задачи оптимизации конструктивных параметров и, как следствие, необходимостью анализа большого числа альтернативных вариантовс необходимостью анализировать работу дизель-молота во времени, преодолеть которые можно используя современные методы проектирования, базирующиеся на широком привлечении математического моделирования и ЭВМ.
Как отмечалось выше, проектирование дизель-молотов с улучшенными выходными характеристиками связано с решением ряда задач. Чтобы наметить возможные пути их решения необходимо проанализировать результаты работы проделанной к настоящему моменту в области связанной с исследованием и проектированием дизель-молотов. Работы, посвященные этим вопросам можно классифицировать следующим образом:
Наименование работ Направленность работ Краткая характеристика работ.
4,27,28] обзор рассматриваются различные конструктивные схемы, приводятся краткие характеристики дизель-молотов, по результатам сравнительного анализа делаются выводы о преимуществах тех или иных конструкций и прогнозируются возможные пути дальнейшего развития конструктивных схем дизель-молотов.
6,8,12,20, 22,23,26,30, 49,58,59] опытно-конструкторская предлагаются либо различные конструктивные изменения, определяется их влияние на выходные характеристики, как правило, на частоту ударов и энергию удара, делается вывод о целесообразности их введения, либо новые конструктивные схемы и выполняется оценка выходных характеристик, а именно: частота ударов и энергия удара.
5,7,19,25, 29,34,39,47] исследовательская проводятся исследования по результатам которых устанавливают влияние конструктивных параметров на выходные характеристики дизель-молотов, причём исследования могут быть как экспериментальными, так и теоретическими, то есть могут проводиться с привлечением различных математических моделей.
11,20,26, 46,48,57,58] методическое обеспечение проектировочных расчётов и разработка математических моделей предлагаются методики проектировочных расчётов дизель-молотов, их подсистем и отдельных конструктивных элементов, разрабатываются математические модели, которые могут быть включены в состав методики проектировочных расчётов или с использованием которых можно проводить исследования.
Из перечисленных выше работ следует выделить теоретические исследования проведённые Клебановым Г. Я. [19], который одним из первых исследовал влияние конструктивных параметров на погружающую способность дизель-молота, решая совместную задачу динамики системы «молот — свая — грунт». Следует отметить, что под динамикой в этой работе понимается не отражение функционирования системы во времени, а анализ движения системы под действием приложенных к ней постоянных сил.
Следующим, причём существенным, шагом в этом направлении можно считать работу [47] Подъёмщикова А. Н. и Семенчука М. И. В ней также исследуется погружающая способности дизель-молота, но на базе математической модели [34,46,48], которая не только описывает дизель-молот «в целом», то есть как систему «молот — свая — грунт», но и отражает его функционирование во времени. Однако, ряд допущений, принятых при разработке математической модели в [34,46,48], а именно: в качестве рабочего тела принимается совершенный идеальный газ (теплоёмкость которого не зависит от температуры и давления) — теплообмен идёт только за счёт конвекциитопливо, поступившее в цилиндр, сгорает полностьюприводят к завышению [13,55] числовых значений расчётных выходных характеристик по сравнению с экспериментальными.
Анализ перечисленных выше работ позволил сделать следующие выводы:
— улучшение выходных характеристик дизель-молотов осуществляется в основном путём внесения частичных изменений в конструкцию, при этом решение о необходимости внесения конструктивных изменений принимают либо на основе экспериментальных исследований, либо по результатам анализа эмпирических и (или) полуэмпирических зависимостей, связывающих конструктивные параметры и выходные характеристики дизель-молотов;
— исследование влияния конструктивных параметров на выходные характеристики дизель-молотов осуществляется в равной мере как экспериментально, так и теоретически;
— теоретические исследования влияния конструктивных параметров на выходные характеристики дизель-молотов осуществляется в основном на базе математических моделей, которые не описывают дизель-молот «в целом», что не даёт полного представления о влиянии конструктивных изменений на функционирование дизель-молота как системы и которые не отражают его функционирование во времени;
— математические модели, описывающие дизель-молот «в целом», то есть как систему «молот — свая — грунт», и, отражающие его функционирование во времени, имеют недостатки, а именно: принятые допущения приводят к завышению [13,55] числовых значений расчётных выходных характеристик по сравнению с экспериментальными, кроме того они относятся лишь к штанговым и трубчатым дизель-молотам со свободнопадающим рабочим органом;
— отсутствуют методики проектировочных расчётов дизель-молота, позволяющие проводить поиск величин основных конструктивных параметров, при которых достигаются заданные выходные характеристики.
Ранее отмечалось, что одной из задач, связанной с улучшением выходных характеристик дизель-молотов, является выбор эффективной конструктивной схемы и оптимальное определение её параметров. Как показал проведённый выше анализ, эту задачу нельзя решить в полной мере опираясь только на результаты проделанной к настоящему моменту работы в области исследования и проектирования дизель-молотов, что связано как с отсутствием исследований, направленных на разработку эффективных конструктивных схем, так и с отсутствием необходимой для подобных исследований теоретической базы [32,33,37], а именно: математических моделей и методологического обеспечения проектировочных расчётов дизель-молотов, являющихся одним из видов свободно-поршневых ДВС (СП ДВС).
В соответствии с изложенным, цель настоящей диссертации — совершенствование теоретической базы, обеспечивающей исследование и расчёт СП ДВС, и разработка на её основе конструкции дизель-молота с улучшенными выходными характеристиками.
Цель была достигнута постановкой и решением следующих задач:
1. Анализ конструктивных схем современных дизель-молотов и выявление возможных путей их совершенствования.
2. Разработка эффективной конструктивной схемы и обобщённой математической модели дизель-молота, которая должна обеспечить получение математических моделей различных схем дизель-молотов. как частные случаи.
3. Исследование математической модели дизель-молота для установления влияния основных конструктивных параметров на выходные характеристики и устойчивость его функционирования.
4. Разработка методики проектировочных расчётов, которая базируется на полученной обобщённой математической модели дизель-молота.
При решении поставленных задач был применён теоретико-экспериментальный метод, основанный на использовании положений тепломеханики, теории рабочих процессов ДВС, теории проектирования, статистического анализа и вычислительной математики.
Результаты решения поставленных задач представлены в настоящей диссертационной работе, которая состоит из введения, трёх глав и заключения.
Основные результаты данной главы:
— разработан алгоритм проектировочных расчётов, устанавливающий порядок достижения требований «Технического задания» в результате многократного машинного анализа процесса функционирования дизель-молота;
— получены зависимости для определения общей массы и габаритных размеров дизель-молота;
— предложена методика проектировочных расчётов, базирующаяся на результатах исследования математической модели, характерными особенностями которой являются: а) проектирование под худшие условия эксплуатацииб) обоснованное сужение диапазонов изменения варьируемых параметров с помощью метода ЛП-поискав) многократный машинный анализ процесса функционирования дизель-молота;
Заключение
.
В ходе выполнения диссертационной работы были получены следующие основные результаты:
1. Предложены и апробированы примерами расчётов принципы повышения эффективности дизель-молотов, состоящие: а) в увеличении скорости движения рабочего органа за счёт использования энергии продуктов сгоранияб) в реализации полиударного воздействия на сваю за один рабочий ход.
2. Предложена классификация дизель-молотов, служащая основой при разработке обобщённой теоретической схемы названных объектов.
3. Разработана обобщённая математическая модель, устанавливающая связь конструктивных и эксплутационных параметров дизель-молотов различных конструктивных схем с их выходными характеристиками (энергия удара, интенсивность погружения сваи, расход топлива). Названная модель позволяет получать модели известных схем дизель-молотов как частные случаи её.
4. Повышена точность разработанной модели в сравнении с известными за счёт учёта переменности теплоёмкости, неполноты сгорания топлива, теплообмена излучением газов и факела пламени, упругой деформации грунта, введения возможности выбора типа основания сваи. Это обеспечивает определение основных характеристик (например, давление сжатия, максимальное давление сгорания) с погрешностью не более 7% в сравнении с опытными данными.
5. Предложена методика проектировочных расчётов, базирующаяся на результатах исследования математической модели, характерными особенностями которой являются: а) проектирование под худшие условия эксплуатации;
119 б) сужение диапазонов изменения варьируемых параметров с помощью метода ЛП-поискав) многократный машинный анализ процесса функционирования дизель-молота.
6. В соответствии с принципами повышения эффективности дизель-молотов разработана патентоспособная конструктивная схема быстроходного дизель-молота (подана заявка на изобретение, приоритетная справка № 99 126 229 от 15.12.99 г.).
7. Осуществлён проектировочный расчёт быстроходного дизель-молота, выполненного в соответствии с разработанной конструктивной схемой, по предложенной методике. В результате получен дизель-молот, который превосходит по ряду показателей аналогичные конструкции (например, ДМ-240М), а именно: по интенсивности погружения сваи в 3.5 раза, по энергии удара на 30%, по частоте ударов в 2.6 раза.
Список литературы
- Бабицкий В. И. Теория виброударных систем: Приближённые методы. М.: «Наука», 1978.-352 с.
- Вибе И. И. Новое о рабочем цикле двигателей. М.: МАШГИЗ, 1962. -268 с.
- Воинов А. Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977. 277 с.
- Вязовикин В.Н. Новые трубчатые дизель-молоты. // Серия I. Строительные и дорожные машины. М.: НИИ информации стройдорко-мунмаш, 1964. — 80 с.
- Вязовикин В.Н. Теоретическое исследование удара. // Труды ВНИИ-стройдормаш: Проблемы совершенствования вибрационных и ударных машин, вып. 94 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1982. — с. 11 -19.
- Вязовикин В.Н. Экспериментальные исследования процесса подачи топлива в трубчатом дизель-молоте. // Труды ВНИИстройдормаш: Проблемы совершенствования вибрационных и ударных машин, вып. 94 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1982. — с. 3 — 11.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности «ДВС'УПодред. Орлина A.C., Круглова М. Г. 4-е изд. — М.: «Машиностроение», 1983. -372с.
- Джонс Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 488 с.
- Дмитриевич Ю.В., Ларина Г. Ф. Методика инженерных расчётов элементов топливной системы трубчатого дизель-молота. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование сваебойного оборудования, вып. 52 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1971. — с. 69 — 73.
- Елагин М.Ю., Поздеев Г. В. Об оценке влияния переменности теплоёмкости рабочего тела на показатели работы ДВС. // Известия Тул-ГУ: Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем. Выпуск 2. Тула: ТулГУ, 1998. — с. 166 — 169.
- Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
- Иноземцев Н. В. Курс тепловых двигателей. М.: Оборонгиз, 1952. -472 с.
- Как работать над терминологией. Основы и методы / Под ред. Куле-бакина B.C. М.:Наука, 1968. — 76 с.
- Каракулев A.B. Дизель-молоты, — М.-Л.: Машгиз 1963. 172 с.
- Карташов Ю.П., Юдин Ю. Н. Вопросы охраны природы при проектировании АТП. Саратов: Саратовский политехнический институт, 1976 г. — 4.1: Автомобильный двигатель как источник загрязнения воздушного бассейна городов. 107 с.
- Клебанов Г. Я. Исследование энергетического баланса и динамики системы «дизель-молот свая — грунт». // Труды ВНИИстройдормаш:
- Исследование сваебойного оборудования, вып. 52 / Под ред. Вязови-кинаВ.Н. -М.: 1971. с. 62 — 69.
- Клебанов Г. Я., Ерофеев Л. В., Дмитриевич Ю. В. Расчёт системы охлаждения дизель-молота С-ЗЗОА. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование и разработка ударных строительных и дорожных машин, вып. 84 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1979. — с. 23−26.
- Кутенёв В.Ф., Каменев В. Ф. Вредные выбросы автомобильных двигателей, нормирование^ методы измерений. М.: МГТУ МАМИ, 1999 г. — 68 с.
- Ларина Г. Ф. Повышение эффективности трубчатого дизель-молота методом наддува. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование сваебойного оборудования, вып. 52 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1971.-с. 73−79.
- Ленин И. М. Теория автомобильных двигателей. М.: Машгиз, 1958. -272 с.
- Лызо Б.Г. Исследование тяжёлых трубчатых сваебойных дизель-молотов. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование сваебойного оборудования, вып. 52 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1971. — с. 3−12.
- Лызо Б.Г. Новые конструкции сваебойных молотов. // Серия I. Строительные и дорожные машины. М.: ЦНИИТЭ строймаш, 1969. — 90 с.
- Лызо Б.Г. Свайные дизель-молоты. // Серия I. Строительные и дорожные машины. М.: НИИ информации стройдоркомунмаш, 1967. -86 с.
- Лызо Б.Г., Червякова Г. И. Исследование быстроходных трубчатых дизель-молотов. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование ударных и вибрационных строительных и дорожных машин, вып. 71 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1976. — с. 30- 34.
- Ляхов Г. М. Волны в грунтах и пористых многокомпонентных средах. М.: Наука, 1982.-286 с.
- Малиованов М.В. Динамическая теория ДВС (целесообразность создания и этапы разработки). // Известия ТулГУ: Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем. Выпуск 2. Тула: ТулГУ, 1998. — с. 189 — 196.
- Малиованов М.В. Тепломеханика как теоретическая база исследования ДВС. // Известия ТулГУ: Вопросы проектирования и эксплуатации автотранспортных средств и систем Тула: 1995. — с. 154−163.
- Мамонтов М.А. Основы термодинамики тела переменной массы .Тула: Приокское книжное издательство 1970. 88 с.
- Математическое моделирование нестационарных процессов в открытых термодинамических системах: Учеб. пособие. / Елагин М. Ю. -Тула: ТулГУ, 1995. 86с.
- Отчет о научно-исследовательской работе: «Разработка теоретических основ, обеспечивающих исследование функционирования во времени высокоэффективных свободнопоршневых ДВС». Тула: ТулГУ, 1999. — 38 с.
- Отчёт об экспериментальных исследованиях динамики воздействия дизель-молота ДМ-150А (ДМ-150) на сваю при её погружении. 15-й ЦНИИИ, 1973 г.-67 с.
- Попов А.Н. Исследование трубчатого дизель-молота при различном давлении в начале сжатия. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование ударных и вибрационных строительных и дорожных машин, вып. 71 / Под ред. Вязовикина В. Н. М.: 1976. — с. 34 — 39.
- Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.:Наука, 1968. 288 с.
- Разработка САПР: В 10 кн. /под ред. Петрова A.B. М.: Высшая школа, 1984. — Кн. 1. Проблемы и принципы создания САПР. 172 с.
- Расчёт и проектирование энергетических узлов и комплексов вооружения. // 4.1. Термогазодинамика энергоузлов с переменной массой рабочего тела: Монография. / Шипунов А. Г., Швыкин Ю. С., Юрмано-ва Н. П. Тула: ТулГУ, 1997. — 116с.
- Рахматуллин X. А. Вопросы динамики грунтов. М.: Изд-во МГУ, 1964. 239 с.
- Сагомонян А.Я. Удар и проникание тел в жидкость. М.: Изд-во МГУ, 1974.- 169 с.
- Сборник задач по технической термодинамике и теплопередаче. // Под ред. Юдаева Б. Н. М.: «Высшая школа», 1968. — 372 с.
- Семенчук М.И. Разработка динамической модели свободнопоршне-вого ДВС с подвижным поршнем и цилиндром. // Тез. докл. науч,-практ. семинара. Владимир: Владим. гос. техн. ун-т, 1995. — с. 86 -88.
- Семенчук М.И., Подъёмщиков А. Н. Разработка динамической модели свободнопоршневого ДВС с подвижным поршнем и цилиндром. // Тез. докл. междунар. науч.-техн. конф. «100 лет Российскому автомобилю» М.: МАМИ, 1996. — с. 33 — 34.
- Семионенков И.И. Улучшение пусковых качеств трубчатых дизель-молотов в условиях низких температур. // Труды ВНИИстройдормаш: Повышение эффективности ударных машин, вып. 107 / Под ред. Панкрашкина П. В. М.: 1986. — с. 43−45.
- Соболь И.М. Многомерные квадратурные формулы и функции Хаара. -М.: Наука, 1969 г.- 288 с.
- Соболь И.М., Статников Р. Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. -М.: Наука, 1981 г. 109 с.
- Советский энциклопедический словарь. / Под ред. Прохорова A.M. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 1600 с.
- Суворов A.B., Левинзон А. Л. Машины для свайных работ. М.: Стройиздат 1982. — 122 с.
- Сычёв В. В. Дифференциальные уравнения термодинамики. М.: Наука, 1981. -195 с.
- Теория двигателей внутреннего сгорания: Рабочие процессы. // Под ред. Дьяченко Н. Х. Л.: «Машиностроение», 1974. — 552 с.
- Термодинамические свойства индивидуальных веществ: Справочное издание в 4-х т., / Под ред. Глушко В. П. М.: Наука, 1983.
- Червякова Г. И. Методика теплового расчёта быстроходного трубчатого дизель-молота с пневмобуфером. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование сваебойного оборудования, вып. 52 / Под ред. Вязови-кина В.Н. -М.: 1971. с. 88−95.
- Червякова Г. И., Беляев Ю. В. Динамика быстроходного дизель-молота. // Труды ВНИИстройдормаш: Исследование и разработка ударных строительных и дорожных машин, вып. 84 / Под ред. Вязо-викина В.Н. М.: 1979. — с. 9−14.
- Шенгелия Д.Б., Ларина Г. Ф. Быстроходный облегчённый трубчатый дизель-молот. // Труды ВНИИстройдормаш: Повышение эффективности ударных машин, вып. 107 / Под ред. Панкрашкина П. В. М.: 1986.-с. 40−43.
- Энкарначчо Ж., Шлехтендаль Э. Автоматизированное проектирование: основные понятия и архитектура систем. -М.: Радио и связь, 1986. 376 с.
- Юдаев Б.Н. Техническая термодинамика. Теплопередача: Учеб. для неэнергетич. спец. втузов. М.: Высш. шк., 1988. — 479 с.
- Акт войскового этапа государственных испытаний опытных образцов модернизированного свайного, штангового дизель-молота ДМ-240М. 15-й ЦНИИИ, 1985 г.-102 с.
- Плешанов А.А., нач. конструкторского отдела двигателей -председатель комиссии-
- Меркулов А.Н., зам. нач. конструкторского отдела двигателей -член комиссии-
- Лопухин В.И., гл. специалистконструкторского отдела двигателей -член комиссии-от ТулГУ
- УТВЕРЖДАЮ Первый проректор Тульского Государственного университета1. НН. Фролов2000 г. 1. АКТ
- Об использовании результатов кандидатской диссертации Авдеева К. А. в учебном процессе.