Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование и моделирование процессов автоматизированного контроля параметров движения транспортных средств, влияющих на дорожно-транспортные происшествия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В мире постоянно увеличивается выпуск транспортных средств (ТС) и в первую очередь автомобилей различного вида. Автомобилизация идет высокими темпами, объем пассажирских и грузовых перевозок постоянно возрастает, создаются все более благоприятные условия для развития автотуризма и отдыха населения. Положительное значение автомобилизации, которая является важной составной частью технического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Анализ факторов опасности и безопасности системы
    • 4. «объект-среда» и подходов в решении безопасности движения автотранспорта
      • 1. 1. Модель системы «объект-среда»
      • 1. 2. Анализ факторов опасности движущегося объекта
        • 1. 2. 1. Превышение скорости
        • 1. 2. 2. Сигнализация торможения
        • 1. 2. 3. Тормозной путь
        • 1. 2. 4. Фактор дистанции
        • 1. 2. 5. Реакция водителя на дорожные ситуации
        • 1. 2. 6. Дорожное управление в черте города
        • 1. 2. 7. Фактор импульсных помех бортовой сети транспортного средства
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Анализ методов и средств контроля параметров движения, характеризующих процесс торможения ТС
    • 2. 1. Классификации систем оповещения стоп-сигналами
    • 2. 2. Инерционные системы оповещения стоп-сигналами транспортных средств
    • 2. 3. Электронные системы сигнализации торможения
    • 2. 4. Анализ элементов и параметров датчиков движения ТС
    • 2. 5. Средства определения тормозного пути
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Теория частотно-импульсного метода определения параметров торможения транспортных средств (ЧИМ ОПТ)
    • 3. 1. Общая математическая трактовка ЧИМ ОПТ
    • 3. 2. Формирование модели определения тормозного пути с j повышенной точностью
    • 3. 3. Исследование частотно-импульсных характеристик технической модели устройства сигнализации торможения транспортного средства (УСТТ)
      • 3. 3. 1. Исследование характеристик блока обработки в УСТТ
      • 3. 3. 2. Определение оптимальной частоты квантующего генератора
      • 3. 3. 3. Синхронизация двух несвязанных между собой последовательностей импульсов
      • 3. 3. 4. Определение зоны срабатывания и чувствительности
      • 3. 3. 5. Исследование длительности цикла обработки информации в
  • УСТТ
    • 3. 3. 6. Анализ длительности цикла обработки информации при различных скоростях торможения
    • 3. 4. Подходы к исследованию взаимосвязанных параметров скорости, ускорения и тормозного пути
    • 3. 4. 1. Имитационное компьютерное моделирование
    • 3. 4. 2. Корректирующие модели
  • Выводы
    • ГЛАВА 4. Экспериментальные исследования параметров торможения транспортных средств на имитационных моделях с
  • ЧИМ ОПТ
    • 4. 1. Разработка имитационной компьютерной модели
    • 4. 2. Разработка контроллера (технической модели)
    • 4. 3. Разработка имитационной компьютерной модели с компенсирующей программой
    • 4. 4. Разработка лабораторного учебного стенда (ЛУС СТиРТП)
    • 4. 5. Методика экспериментальных исследований
    • 4. 6. Результаты испытаний ЛУС СТиРТП
    • 4. 7. Результаты экспериментальных исследований
  • Выводы

Исследование и моделирование процессов автоматизированного контроля параметров движения транспортных средств, влияющих на дорожно-транспортные происшествия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В мире постоянно увеличивается выпуск транспортных средств (ТС) и в первую очередь автомобилей различного вида. Автомобилизация идет высокими темпами, объем пассажирских и грузовых перевозок постоянно возрастает, создаются все более благоприятные условия для развития автотуризма и отдыха населения. Положительное значение автомобилизации, которая является важной составной частью технического прогресса, бесспорно и очевидно. Но не следует недооценивать и той опасности, которую она в себе заключает. Автомобиль пока еще не удовольствие и окружающая среда не идеальна, особенно в нашей стране с тысячекилометровыми неустроенными дорогами и неизбежными массовыми скоплениями автомобилей в многочисленных городах. Да и владелец автомобиля не идеальный человек, поэтому безопасность автомобиля, как и других транспортных средств, была, есть и будет долгое время основным решающим направлением совершенствования его конструкции, с одной стороны, а с другой — совершенствованием информационных систем оповещения и взаимодействия с окружающей средой. По мере того, как автомобиль все глубже проникает в различные сферы хозяйственной деятельности и быта населения, возрастает угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП).

Также факторы опасности, как превышение скорости, несвоевременная сигнализация торможения, величина тормозного пути и юза, недооценка дистанции, состояние дороги и ряд других пока рассматриваются как отдельные проблемы и соответственно существующие автоматические технические средства, определяющие в отдельности эти факторы, не обеспечивают ни точности, ни быстродействия при принятии решения водителем.

Повышение достоверности информации о факторах опасности и принятие решений, предупреждающих ДТП, является одной из главных проблем не только совершенствования транспортных средств, но и обеспечения жизнедеятельности населения.

Работа выполнялась в рамках государственной программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» (подпрограмма 2: Научное и научно-методическое обеспечение индустрии образования, раздел 2.1: Учебная техника: приборы и оборудование учебно-научного назначения, подраздел 2.1.2: Создание типовых комплексов оборудования для профилирующих дисциплин высшего профессионального образования: радиотехника, триботехника, электроника и микроэлектроникаавтомобили и автомобильное хозяйствоэлектрооборудование автомобилей и тракторовбиотехнические системы и медицинские аппараты и системыинформационно-измерительная техника и технологииметрология и метрологическое обеспечение).

Объектом исследования данной работы являются процессы автоматизированного контроля параметров движения.

Предметом исследования являются средства автоматизированного контроля параметров движения транспортных средств, влияющих на ДТП.

Цель диссертационной работы: Повышение точности и быстродействия средств контроля параметров торможения ТС, обеспечивающих их безопасность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— произвести анализ факторов опасности и безопасности системы «движущийся объект-среда» ;

— произвести анализ методов и средств контроля параметров движения ТС, характеризующих процесс торможения;

— разработать новый метод определения параметров торможения ТС, повышающий точность и быстродействие технических средств;

— на базе нового метода разработать имитационную модель и контроллер системы автоматического определения параметров торможения и управления стоп-сигналами;

— на имитационной модели и контроллере провести экспериментальные исследования изменения параметров торможения ТС в зависимости от различных скоростей ТС, вида дороги и типов их покрытия;

— разработать программно-технический комплекс для учебных целей.

Методы и средства исследования. При решении сформулированных задач использовались методы теории моделирования, системного анализа, теории управления, вычислительной и прикладной математики, прикладного программирования.

Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью использованных теоретических зависимостей, допущений и ограничений, корректностью постановки задач и согласованностью результатов теоретических исследований с экспериментальными данными.

Научная новизна проведенных исследований заключается в следующем:

— разработан метод автоматического определения параметров торможения ТС, основанный на частотно-импульсном преобразовании информации (ЧИМ) о движении ТС, включающий автоматические определение момента начала торможения и значение тормозного пути, вторая часть которого определяется двойным интегрированием информации с децелерометра;

— в рамках указанного метода разработан способ определения тормозного пути «юзом» ;

— на базе указанного метода разработаны математическая модель (ММ), имитационная компьютерная модель (ИКМ) и программируемый контроллер системы автоматического контроля параметров движения и управления стоп-сигналами ТС;

— на основе исследований системы на имитационной модели разработана модель компенсационной функции (МКФ) выравнивания результатов автоматического измерения параметров торможения и новая имитационная модель с МКФразработан программно-технический комплекс (учебный лабораторный стенд), включающий ИКМ, ИКМ с МКФ и программируемый контроллер и обеспечивающий исследование параметров торможения в широком диапазоне скоростей и ускорений в зависимости от вида дороги и типа покрытийразработана методика исследований параметров торможения на программно-техническом комплексе.

Практическая ценность. Практическую ценность работы составляют: имитационная компьютерная модель определения параметров торможенияимитационная компьютерная модель с МКФконтроллерпрограммно-технический комплекс (учебный лабораторный стенд), включающий компьютерные имитационные модели и контроллерметодика исследования параметров торможения на программно-техническом комплексе.

Научные положения, выносимые на защиту: метод автоматического определения параметров торможения ТС, основанный на ЧИМ и разработанные на его базе математические модели системы контроля параметров движения и управления стоп-сигналами (СКПДиУ) — имитационные компьютерные модели без МКФ и с МКФпрограммируемый контроллер, реализующий СКПДиУпрограммно-технический комплекс (учебный лабораторный стенд), включающий имитационные компьютерные модели и программируемый контроллерметодика исследований параметров торможения на программно-техническом комплексе.

Апробация работы. Материалы работы, ее основные теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конференции «Качество образования на современном этапе развития: концепции и практика» (г.Орел, СГИ, 2002 г.), Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы радиоэлектроники» (г.Самара, СГАУ им. С. П. Королева, 2003 г.), Международной научно-технической конференции «Технология-2003» (1У The International Scientific and Technical Conference: Fundamental and applied technological problems of machine building), (г.Орел, ОрелГТУ, 2003 г.), Известия ОрелГТУ — Серия «Проблемы образования» (г.Орел, ОрелГТУ, 2003 г.), Пятой Международной научно-технической конференции «Чкаловские чтения», (г.Егорьевск, ЕАТК ГА им. В. П. Чкалова, 2004 г.), Научно-технической конференции «Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности» (г.Москва, 2004 г.), Международной научно-практической интернет-конференции «Энергои ресурсосбережение XXI век.» (г.Орел, ОрелГТУ, 2004 г.), Научно-технических конференциях ОрелГТУ 2002;2005г.

Реализация работы. Основные результаты использованы:

— при выполнении НИР (№ 02.2.00 303 607).

— в опытных образцах стендов, демонстрировавшихся на выставке: ВВЦ, г. Москва, 2002 г., где удостоены золотой медали;

— в рабочей документации на ЛУС-1 и ЛУС-2 (соответственно УРКТ.161 413.005 и УРКТ. 161 413.004).

— в учебном процессе на кафедре ПТЭиВС ОрелГТУ.

Публикации. По результатам исследований по теме диссертации опубликовано 8 статей в научных сборниках, получен 1 патент на изобретение и зарегистрирована программа для ЭВМ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 105 наименований, приложений. Основная часть работы изложена на 129 страницах машинописного текста, включая 51 рисунок и 5 таблиц.

Выводы:

— На основе теоретических исследований разработаны: техническая модель (контроллер регистрации тормозного пути и управления стоп-сигналами) — имитационная компьютерная модель системы определения тормозного пути и управления стоп-сигналамиимитационная модель компенсационной функции и имитационная компьютерная модель с имитационной компенсационной моделью.

— Разработан лабораторный учебный стенд (ЛУС СТиРТП), включающий все вышеназванные составные части, изготовлен и испытан в лабораторных условиях (рабочая документация находиться в архиве ОрелГТУ).

— На стенде проведены экспериментальные исследования, обработка результатов которых показала высокую точность измерения тормозного I пути с относительной погрешностью не превышающей 1,2%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В рамках поставленных задач данная работа является законченной научно-исследовательской работой, в которой решена научно-техническая задача повышения точности определения параметров движения транспортных средств (ТС), характеризующих качество работы тормозных систем и обеспечивающих снижение дорожно-транспортных происшествий.

2. Разработан метод автоматического определения параметров торможения ТС, основанный на частотно-импульсном преобразовании информации (ЧИМ) о движении ТС, включающий автоматическое определение момента начала торможения и значения тормозного пути.

3. В рамках указанного метода разработаны математическая модель (ММ) определения тормозного пути с учетом «юза» и ММ определения величины «юза» .

4. Разработаны имитационные компьютерные модели (ИКМ) системы автоматического контроля параметров движения ТС и ИКМ компенсационной функции выравнивания результатов (МКФ).

5. Разработана ИКМ системы автоматического контроля параметров движения с учетом МКФ.

6. Разработан контроллер для измерения параметров движения ТС.

7. На базе ИКМ, МКФ и контроллера разработан лабораторный учебный стенд с полной конструкторской документацией, изготовлен и испытан.

8. На разработанном учебном стенде по разработанной методике проведены экспериментальные исследования, результаты которых свидетельствуют о повышении точности при контроле параметров движения и возможности приближения значений параметров к теоретическим данным с помощью компенсационной функции с линейно изменяющейся характеристикой. Максимальная относительная погрешность измерения тормозного пути разработанным методом не превышает 1,2%.

9. Результаты исследований защищены патентом РФ на изобретение и зарегистрированной программой для ЭВМ.

10.Опытный образец стенда на выставке «Современная образовательная среда» на ВВЦ (г. Москва) в 2002 г. награжден Золотой медалью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Чистый автомобиль. Курьер № 5. Приложение к еженедельнику «Орловский комсомолец», Орел, 1990.
  2. А.Г. Дорожное движение в городах: закономерности и тенденции. М.: Транспорт, 1984.
  3. В.И. Отечественные автомобили. М.: Машиностроение, 1977.
  4. Измеритель скорости движения транспортных средств дистанционный БАРЬЕР-2. Техническое описание Иа2.248.003 ТО. Запорожский опытный завод дефектоскопии, 1987.
  5. В.А., Куперман А. И., Мишурин В. М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. М.: Транспорт, 1989.
  6. Э.А. Дорожно-транспортные происшествия. Изд.:Форум, Москва, 2004, 56 с. 7. • http://www.vrn.kp.ru (Комсомольская правда «ДА!», 17−24 МАРТА 2005 г., 11(636).
  7. А.Х. Электроника в автомобиле. М. «Радио и связь», 1985.
  8. Нормы импульсных перенапряжений в бортовой сети автомобиля. РТМ 37.003.031−83. М.: НИИАвтоприбор, 1983.
  9. А. И., Лапин А. П., Загородних А. Н. Современные инженерные методы в решении некоторых вопросов безопасности движения автотранспорта Орел: ВНИИОТ, 1991. — 185 е.: ил.
  10. З.М. Безопасность работы транспорта в геологических организациях. М.:НЕДРА, 1975.
  11. В.Н., Лялин В. А. Пассивная безопасность автомобиля. М., Транспорт, 1979.
  12. Патент США № 3 431 556 Н.К.И. 340−72, 1969.
  13. Патент США № 3 702 459 Н.К.И. 340−62, 1972.
  14. Патент США № 3 846 749 Н.К.И. 340−72, 1974.
  15. Заявка Японии № 55−22 301 М.К.И. В60 0 1/44, 1980.
  16. А.С. СССР № 1 568 419 М.К.И. В60 0 1/44, Устройство сигнализации торможения транспортного средства. / Загородних А. Н., Гальянов И. В., Суздальцев А. И. Заяв. № 4 054 805, опубл. 1.02.1990г.
  17. А.С. СССР № 1 737 847 Устройство для контроля ускорения транспортного средства / Суздальцев А. И., Загородних А. Н., Изотов Б. А., Дианов В. И. -Заяв. № 4 458 518, опубл. 1.02.1992.
  18. А.Н., Гальянов И. В., Суздальцев А. И. Устройство сигнализации торможения транспортных средств. Орловский МТЦНТИ. Информлисток № 243−87, 1987.
  19. JI.H. Фотоэлектрические преобразователи информации. М. Машиностроение, 1979.
  20. JI.M. Полупроводниковые светоизлучающие диоды. М.: Энергоиздат, 1983.
  21. А.И., Нефедов А. В. Отечественные полупроводниковые приборы. Серия: Ремонт, 5-е издание. Изд.: COJIOH-Пресс, 2005. 584с.
  22. Ю.С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и швейной промышленности. М.: Легкая индустрия, 1970.
  23. В.Н. Постановка физического эксперимента и статистическая обработка его результатов: Учеб. пособие для вузов.-М.: Энергоатомиздат, 1986.-272 е., ил.
  24. П.В., Зорграф И. А. Оценка погрешностей результатов измерений. 2-е изд., перераб. и доп.-Л.:Энергоатомиздат. Ленинградское отд-ние, 1991.-304 е., ил.
  25. Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул: Учеб. Пособие для втузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 1988−239с., ил. 27. http://www.corrsys-datron.com/
  26. B.B. и др. Проектирование цифровых устройств на однокристальных микроконтроллерах-М.: Энергоатомиздат, 1990.-224с.
  27. Г. И., Новосельцева Т. Я. Проектирование дискретных устройств на интегральных микросхемах: Справочник. М.: Радио и связь, 1990.-304с.
  28. А.А., Степанов В. Н., Щербо В. К. Интерфейсы систем обработки данных / Справочник под редакцией Мячева А. А. М.: Радио и связь, 1989. -416с., ил.
  29. .В. Микропроцессорные структуры. Инженерные решения: — Справочник. 2-е изд. -М.: Радио и связь, 1990. — 512с.
  30. Э. Проектирование специализированных микропроцессорныхрсистем: Пер. с англ. / Под ред. JI.B. Шабанова. М.: Мир, 1985. — 363с.
  31. ГОСТ 25 478–91. Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки.
  32. В.П., Улыбин А. А., Якубовский М. И. Делители частоты «следования импульсов. — Обмен опытом в радиопром., 1976, вып.4.
  33. Д.В., Зайцев А. Н. Делитель частоты с дробным коэффициентом деления. — Обмен опытом в радиопром., 1979, № 5.
  34. А.С., Борисов В. Г. Введение в цифровую технику. М.: Радио и связь, 1987.
  35. .А. и др. Безопасность автомобиля в эксплуатации. М.: Транспорт, 1987.
  36. И.В. О методах определения величины отрицательного ускорения транспортных средств.// 3-я Международная выставка и конференция
  37. Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности», г. Москва, 2004, с. 194.
  38. В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983.
  39. Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения— Изд.: «За рулем», 2004 159с.
  40. А. И., Миронов Ю. В. Безопасность дорожного движения Изд.: «Высшая школа», 1999−320с.
  41. Патент РФ № 2 157 517, МПК G01 Ml7/007. Способ определения тормозного пути транспортных средств /А.И. Суздальцев и др. опубл. 10.10.2000.-Бюл. № 28.
  42. Л., Гоулд Б. Теория и применение цифровой обработки сигналов.- М.: Мир, 1978.-848 с.
  43. В.Л. Популярные цифровые микросхемы: Справочник. М.: Радио и связь, 1987.
  44. Л.А. и др. Основы цифровой техники. М.: Радио и связь, 1986.
  45. Е.П., Пузанков Д. В. Микропроцессоры и микропроцессорные системы: Учеб. пособие для вузов/Под ред. В. Б. Смолова. — М.: Радио и связь, 1981.50
Заполнить форму текущей работой