Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Российская ментальность в формировании организационной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях формирования высокотехнологичных рыночных отношений и развития частного предпринимательства проблемы эффективного руководства организацией встают перед руководителями предприятий самого различного уровня и масштаба. Спустя первое десятилетие попыток построения капитализма в условиях современной России, предприниматели постепенно начинают понимать, что ведение бизнеса невозможно без… Читать ещё >

Содержание

  • Первый раздел. Организационная культура как системообразующий компонент управленческой деятельности
  • Второй раздел. Особенности российской ментальности и их проявления в организационной культуре
  • Третий раздел. Проблемы учета российской ментальности при формировании организационной культуры

Российская ментальность в формировании организационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

 — В условиях формирования высокотехнологичных рыночных отношений и развития частного предпринимательства проблемы эффективного руководства организацией встают перед руководителями предприятий самого различного уровня и масштаба. Спустя первое десятилетие попыток построения капитализма в условиях современной России, предприниматели постепенно начинают понимать, что ведение бизнеса невозможно без учета человеческого фактора — залога успеха для любой организации. Поэтому проблемы подбора кадров тщательно анализируются в настоящее время, а услуги кадровых агентств пользуются все большей популярностью. Но уже подходит следующий этап: нужно не только грамотно вести дела и подбирать нужных людей, необходимо еще и удержать своих работников, добиться от них искренней преданности организации и, как следствие, большей производительности, творческого и ответственного подхода к работе.

Многие иностранные фирмы и совместные предприятия, созданные в России в последние десять лет привнесли «моду» на постулирование определенных правил и ценностей, которых придерживается организация, на поддержание и культивирование своего духа и принципов существования как внутри организации, так и при ее взаимодействии с другими. Нуждавшиеся в работе и зарплате люди были готовы безоговорочно принимать любые условия со стороны руководства. Но в данный момент Россия постепенно приходит к определенной стабильности в области экономики, и вновь все внимание менеджеров обращается на реальных работников, исполнителей. Поэтому необходима срочная разработка своих собственных технологий управления современными российскими организациями, а не отдельных наборов общих рекомендаций частного характера из серии «как вести себя с подчиненными». Причем эти технологии должны опираться на реально существующие ментальные установки россиян, на сложившиеся стереотипы поведения и восприятия.

К настоящему моменту, практически бесспорным является тот факт, что создание, построение новой национальной идеи, модели, призванной сплотить общество, должно реализовываться обязательно на основе существующего в данный момент менталитета, с учетом тех стереотипов, ценностей и сверхценностей самосознания, которые выработались у русского народа за весь период его существования.

Для этого необходимо не только тщательно изучать и оценивать географические, исторические, психологические и религиозные, культурные аспекты формирования современного состояния ментальности россиян, но и отслеживать, как осуществляется взаимное воздействие ментальности и социокультурной сферы жизни общества. Важно выявлять, как возможно оказывать управленческое воздействие на различные каналы коммуникации в обществе, реализующие информационную функцию по передаче ментальных установок и стереотипов как между поколениями, так и внутри поколения работников данного этноса в конкретный исторический момент.

Заключение

.

В настоящее время в России утрачены многие прежние ценностные ориентации, а новые модули и стереотипы еще не заняли прочного положения в этническом самосознании. Идет активный поиск этих ценностей, путей и методов ценностной переориентации всей жизнедеятельности людей, в том числе и в их производственной деятельности. Пока не сформулирована единая национальная идея, способная взамен прежней идеологии, сплотить людей и очертить общие ориентиры нового менталитета социума. Но российское общество, как и весь мир не стоит на месте, оно идет вперед. И вопрос, а придет ли оно в ближайшем будущем к столь же четкой, лаконичной, завершенной и непротиворечивой концепции массового самосознания, как в годы советского строя, во многом зависит от того, какой будет в трудовых организациях, корпорациях, компаниях и на предприятиях организационная культура.

Начать формирование новой организационной культуры нельзя по указу, согласуясь с эпохой и состоянием менталитета народа. Организационная культура, как и сам менталитет, категория постоянная, ее нельзя на время отменить, отложить до лучших дней. И потому забота об эффективном управлении организационной культурой должна стать одной из основных функций каждого руководителя.

В условиях трансформации российского общества актуальная дилемма современной деловой и не только деловой сферы жизни общества вполне очевидна: либо организация готова изменяться в соответствии с переменами в окружающей среде, либо она становится неэффективной и в конечном итоге может погибнуть. Конкурентоспособность, успешность и стабильность организации проистекает не из ее исторически сложившихся достоинств, а из способности создавать новые преимущества в условиях новых опасностей и возможностей. Иными словами, она обусловлена способностями предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, и прежде всего человеческие, для того, чтобы заменить приемы прошлой деятельности на новые, более прогрессивные методы, алгоритмы работы. Поэтому устойчивая, но гибкая и потому эффективная организационная культура, ее формирование, поддержание должны стать неотъемлемой задачей каждого современного руководителя.

На данный момент большинство западных руководителей признает тот факт, что самым трудным в создании эффективных организаций и команд является управление культурой, или тем, что часто называют мягким, неформальным аспектом организационной жизни. К сожалению, как показывают многочисленные отечественные исследования по трудовому коллективу, далеко не все формальные лидеры признают необходимость активно заниматься организационной культурой, решать проблемы организаций не с позиций сиюминутной прибыли, а принимая во внимание ценности и мотивацию ее членов, обусловленные национальным самосознанием. Данные социологических опросов демонстрируют, что подавляющее большинство работников не способно сформулировать конкретные цели, стоящие перед их организацией, не имеет представления о той миссии, которую по решению учредителей организации, она призвана выполнять в обществе.

Независимо от уровня и направления деятельности организации, будь то меры, направленные на реорганизацию, или разработка новых товаров и услуг, — в обоих случаях единодушие и гибкость, необходимые для их принятия, жизненно важны для выживания организации. А эти способности, качества любой организации культивируются ее организационной культурой.

Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволяет сделать следующие выводы по основным аспектам формирования организационной культуры:

— Большинство предложенных в различных теориях составляющих организационной культуры находится в прямой зависимости от национальной ментальное&tradeруководителя, персонала, клиентов, партнеров и окружающего сообщества в целом. Поэтому эффективность разработанной организационной культуры предприятия обуславливается степенью соответствия положений данной организационной культуры нормам и ценностям, принятым в обществе и закрепленных в массовом самосознании;

— Поскольку многие черты и особенности российской ментальное&tradeсохранились со времен советского строя и по-прежнему способны оказывать мотивирующее действие, многие управленческие технологии, разработанные и успешно применявшиеся в годы советской власти, могут быть эффективно воссозданы и перенесены на руководство современным российским предприятием;

— Использование ориентации россиян на «светлое будущее», ради которого можно пренебречь не слишком успешным настоящим, также позволит руководителю выстроить успешную организационную культуру предприятия и эффективно преодолеть как временные трудности, так и период инноваций и реорганизаций;

— Успешно функционирующей организационной культуры можно добиться, используя такие традиционно присущие русской ментальности черты, как товарищество, с одной стороны, и соперничество, с другой. В рамках небольшой конкуренции групповая работа может стать намного эффективней индивидуальной при разумном распределении ответственности за выполнение поставленных задач;

— При формировании организационной культуры современного российского предприятия, следует учитывать, что на качество выполняемой работы в достаточно большой мере влияет такой показатель, как степень увлеченности, заинтересованности самого работника в поставленной задаче. При свойственной россиянам непунктуальности, следует четко прописывать временной параметр для различных типов задач в принимаемой и распространяемой организационной культуре. Предоставление носителю российской ментальности определенной свободы в поисках путей решения поставленных проблем способно привести организацию к некоторым инновациям, причем в любой сфере деятельности данной организации. Однако, пользуясь творческой изобретательностью и смекалкой, свойственной россиянам, руководителю предприятия необходимо контролировать как конечный выбор среди множества вариантов решений, так и исполнение принятого решения;

— Для достижения максимально возможных результатов современный руководитель должен культивировать и развивать в организационной культуре предприятия обряды поощрения и награждения. Вознаграждение за качественно исполненную работу необязательно должно выражаться в денежном эквиваленте.

Вербальная похвала, невербальное одобрение, символическое признание заслуг в силу специфики российского менталитета могут обладать большой силой воздействия на работника и раскрыть перед руководителем целый спектр средств по усилению мотивации персонала на предприятии;

— При формировании организационной культуры предприятия любой страны, необходимо проявлять понимание и уделять внимание к чувствам и проблемам сотрудников. В руководителе подчиненные склонны видеть не только профессионала, но и человека, с определенными душевными качествами. Данная особенность в большой степени характерна для российского персонала. Поскольку одной из главных составляющих загадочной русской ментальности является именно душевность, эту черту предлагается также использовать в процессе управления при формировании организационной культуры современного российского предприятия. При этом необходимо постоянно контролировать процесс выполнения поставленных работ, учитывая также и другую особенность русского национального характера — склонность к попыткам получить чего-либо даром, ничего при этом не делая.

Зная и учитывая национальные особенности психологии и философии россиян, работая с российским персоналом можно добиться удивительно высоких результатов абсолютно в любой сфере деятельности. Примером тому служат многочисленные корпорации и организации, успешно функционирующие в условиях современной России. При этом необходимо отметить, что предложенные в ходе диссертационного исследования выводы носят рекомендательный характер и должны преломляться в контексте непосредственно той или иной предприятия или организации.

При формировании или изменении организационной культуры на базе новых ценностей российские руководители, без сомнения, должны учитывать опыт передовых западных стран, достижения их культуры. При этом, эффективным подспорьем может стать как теоретическое заимствование, так и успешные технологии современного зарубежного менеджмента. Актуальные кросскультурные исследования и рекомендации зарубежных исследователей необходимо брать во внимание для обеспечения объективности в оценке состояния организационной культуры современных предприятий России. А российские исследования по поведенческим стереотипам, ментальным установкам и социо-психологическим характеристикам помогают раскрыть глубинные проблемы и основы взаимодействий как внутри российских предприятий, так и с окружающей средой.

Как показали результаты эмпирического исследования по ментальным установкам в сфере организационного поведения испанской молодежи, можно наблюдать большое сходство национальных характеров испанцев и россиян. Поэтому возможно предположить, что некоторое заимствование современных управленческих технологий, успешно работающих на испанских предприятиях, может оказаться результативным.

Но, в то же время, необходимо четко понимать, что перенос зарубежной культуры на нашу российскую почву далеко не всегда будет эффективен. Культура любой организации постоянно опирается на культуру общества в целом, поведенческие стереотипы членов этой организации тесно связаны с состоянием современного менталитета общества. Создание новой организационной культуры предприятий с учетом культурных исторических традиций, в том числе и советского периода, на базе современных ценностных ориентаций принесет большую пользу развитию не только экономической, но и всех сфер жизни общества, существенно улучшит социально-психологический климат нашего общества.

Изменения внешней среды организации характеризуют не только экономическую сторону организационной и индивидуальной жизни, но затрагивают общесоциальное пространство.

В данный момент в российском обществе наблюдаются различные негативные последствия выхода страны из кризиса. Помимо крушения многих норм и ценностей, позволявших человеку осуществлять выбор своего поведения и составлявших одно из оснований целостности социальной системы общества, можно наблюдать частичную потерю идентификации и размывание, неопределенность статусов у субъектов социальной жизни. Данный аспект должен учитываться при разработке организационной культуры современных предприятий России.

Именно организация, сотрудником которой является человек, может предоставить индивиду защиту, некоторую точку опоры, гарантию стабильности и благополучия. Организационная культура предприятия позволяет успешно решить проблему идентификации, дает возможность заполнить индивидуальную и социальную пустоту, отчужденность современного периода.

Однако решение данных проблем возможно только при отсутствии противоречий между постулируемыми в организационной культуре предприятий России нормами и установками и закрепленными в российской ментальное&tradeценностями и стереотипами.

В настоящее время все очевидней становится тот факт, что при существенной разнице между культурами разных стран и организаций, способы мышления, стереотипы поведения, чувствования и оценивания людей не являются случайными, а глубоко детерминированы существующей ментальностью.

Поэтому формирование организационной культуры предприятий в условиях современной России должно проходить только при постоянном учете фактора российской ментальное&trade-. Поскольку именно знание и рациональное использование особенностей ментальное&tradeпозволит любой организации успешно функционировать и эффективно взаимодействовать в условиях столь стремительно развивающегося мирового сообщества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акты исторические. СПб. 1832−1842.
  2. Акты Московского государства. Т. 1−3. СПб., 1890.
  3. Акты относящиеся до юридического быта древней России. СПб., 1857.
  4. Государство Российское: власть и общество. Сб. документов. М., 1996.
  5. Законодательные акты Русского государства XVI XVII веков. Л., 1986.1. Монографии, книги:
  6. Р.Г. Природа и парадоксы национального «я». Москва, 1991.
  7. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
  8. Акофф Рассел Л. Акофф о менеджменте / Пер. с англ под ред. Л. А. Волковой. Спб. Литер. 2002. 448с.
  9. В.А. Русские. М., 1995.
  10. П.П. Великий русский народ. Л., 1950.
  11. П.Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства. М., 1994.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  13. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  14. И. Новая корпоративная стратегия СПб.: Питер, 1999.
  15. М. Фирма в японской экономике. СПб: Лениздат, 1995.
  16. Ф.Ф. Русское религиозное и национальное самосознание. Тифлис, 1918.
  17. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  18. Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. МН.: ТетраСистемс, 2000. — 288с.
  19. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / Монография. Спб.: Алетейя, 2000. — 431с.
  20. Ю.Н., Панасенко Г. В. История и культура менеджмента. -Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1994.21 .Беляненко O.E., Трушина Л. Б. Русские с первого взгляда. М., 1996.
  21. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990.
  22. H.A. Русская идея. М., 1990.
  23. H.A. Судьба России. М., 1990.
  24. М.Р. Социальная психология. М: Международная педагогическая академия, 1994.
  25. А.О. Основы этнической психологии. Учебное пособие. СПб., 1991.
  26. А.О. Россия и русские. СПб, 1992.
  27. А.О., Смирнов П. И. Россия и русские. Характер народа и судьбы страны. СПб., 1994.
  28. В.П. Письма об Испании. JL: Изд-во «Наука», Ленинградское отделение, 1976.
  29. Ю.В. Очерки теории этноса. Москва, 1983.
  30. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997.
  31. М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808с.
  32. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Речь, 2000.
  33. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: Гардарики, 2000. — 528с.
  34. Н. И проснешься боссом. М.: Инфра-М, 1994.
  35. ВЦИОМ. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995, № 4.
  36. Г. Т., Сперанский В. И. Межэтнические отношения как объект социальной технологии./ Издание Башкирского гос. ун-та. Уфа, 2001.
  37. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы и статистика, 2003.
  38. Д.М. Американская теория организационного управления. М., 1969.
  39. .С. Менталитет и образование. М., Институт практической психологии, 1996.
  40. М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дло ЛТД, 1993.
  41. Ф. Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.
  42. JI.H. От Руси к России. Ленинград, 1989.
  43. П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2003. 336с.
  44. В.И. Пословицы русского народа. М., 1957.
  45. Н.Я. Россия и Европа. М., 1998.
  46. В.А., Филиппов A.B. Управление персоналом в корпорациях. М.: Недра, 1999.
  47. Десслер Гари. Управление персоналом. М.: Изд-во «Бином», 1997.
  48. Динамика ценностей населения реформируемой России. Москва: Эдиториал УРСС, 1996.
  49. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984.
  50. М. В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителей и выявление сотрудников с лидерским потенциалом // Психология в бизнесе. М.: Изд-во журнала «Управление персоналом», 1997.
  51. Г. Н., Дмитриев А. Н., Дмитриева Э~Я. Ментальность и менталитет российского общества: к анализу механизмов рефлексивного взаимодействия // Российское сознание: психология, культура, политика. -Самара, 1997.
  52. Л.М. Штрихи национального самосознания. // Русские. Этносоциологические очерки. Под ред. Ю. В. Арутюняна М., 1992.
  53. П. Эффективное управление. М.: Торговый дом Гранд, 2002.
  54. Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: Армада, 1998.
  55. Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
  56. .С. Социальная культурология. М., 1995.
  57. Д., Густафсон Т. Россия: двадцать лет спустя. Четыре сценария. -Москва, 1995.
  58. А. А. Организация управления капиталистической фирмой. М.: Изд-во УДН, 1987.
  59. М. Русский народ, его обычаи, обряды предания. М., 1880.
  60. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.
  61. Е. К. Посохова С.Т. Психология предпринимательства. Спб: Изд-во СПбГТУ, 1997.
  62. Г. Г. Управление персоналом. СПб: Изд-во «Северо-Запад», 1998.
  63. М.А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2003.-
  64. Истоки российского менеджмента. М.: Луч, 1997.
  65. История ментальностей: Историческая антропология. М., 1996.
  66. Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 324с.
  67. В.М. Русские в мире. Формирование этнических и полиэтнических границ русского этноса. СПб, 1996.
  68. H.A. Принципы организационного управления. М.: Финансы и статистика, 2003. — 272с.
  69. К. Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. Под ред. И. В. Андреевой. СПБ.: Питер, 2001. — 320с.
  70. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под ред. А. А. Дынкина. М.: Экономика, 1991.
  71. Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Поведение в организации: Учебник. М.:ИНФРА-М, 1999. — 220с.
  72. К.О. Русский национальный характер. М., 1994.
  73. Л.А., Юрганов А. Л. История России VIII—XV вв.. М., 1993.
  74. В.О. Русская история.// Полный курс лекций в трех книгах. -М&bdquo- 1993.
  75. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. 351с.
  76. В. Судьбы России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.
  77. В.И. Самосознание этническое // Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
  78. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. / под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971.
  79. В. И. Команда: Формирование. Управление. Эффективность: Как создать команду в организации или на предприятии и управлять ею. -Пермь: Российская академия госслужбы при Президенте РФ, Западно-Уральский институт экономики и права, 1999.
  80. Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. Пособие. -М.: Дека, 1997.
  81. И. Парадоксы души русской женщины. М., 1997.
  82. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  83. Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. Спб: Питер, 1998.
  84. А. И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 2000.
  85. Р.Л. Если Вы руководитель . Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1998. — 400с.
  86. Е. В., Киянова М. К. Технология успеха. М.: Дело Лтд, 1993.
  87. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М.: Прогресс, 1981.
  88. Лоней Дрю Эти странные испанцы. Пер. с англ. А.Базина. М.:Эгмонт Россия, ЛТД., 1999.
  89. Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. М., Политиздат, 1991.
  90. Н.О. Характер русского народа. М., 1990.
  91. Лужков Юрий Российские законы Паркинсона. Москва «Вагриус» 1999 г. 96 стр.
  92. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. СПб. 1994.
  93. Дж. М., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. СПб: Питер, 2001.
  94. Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. М.: Инфра-М, 1999.-692с.
  95. М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал -технологии. М., 2001.
  96. И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент. -М.: Высшая школа, 2003, 555с.
  97. Дж. Социальная психология. СПб: Изд-во «Питер», 1998.
  98. В.П. Бюрократия и государство. Изд-во Ростовского университета, 1987. — 192с.
  99. X. Как уцелеть среди акул. М.: Экономика, 1992.
  100. У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996.
  101. Медведева, Шишова Т. Книга для трудных родителей. М., 1994.
  102. Менталитет и культура предпринимателей России XVII—XIX вв.// Сборник статей. М., 1996.
  103. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России) Под общ. ред. Дубова И. Г. М., 1997. — 480с.
  104. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. 702с.
  105. П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1993.
  106. М.О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.
  107. Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  108. Е.Б. Личность и организация. М.: Тривола, 1996.
  109. С. К. Управление человеческими ресурсами. М.:ИНФРАМ, 1999.
  110. Р. Эффективное управление / Пер. с англ. М.: «Финпресс», 1998 г. -128с.
  111. Дж. В., Девис К. Организационное поведение. Спб.: Изд-во «Питер», 2000.
  112. Общая психология. Под ред. проф. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1976.
  113. А. М. Руководитель: Размышления о стиле управления. М.: Политиздат, 1984.
  114. Организационное поведение. Учебник для вузов / А. Н. Силин, С.Д. резник и др. Тюмень: Вектор Бук, 1998.
  115. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов (Зайцева O.A., Радугин A.A., Радугин К. А., Рогачева Н.И.) М.: Центр, 2000. 432с.
  116. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996.
  117. У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.-
  118. А. Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.
  119. И. Русские праздники. М., 1998.
  120. А.П. Почему Россия не Америка. Крымский мост -9Д, Форум- Москва 2001 г. 416стр.
  121. М. Организационная культура. С.: СД «ДИНО-ИМ», 1996.
  122. A.B., Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994.- С. 416.
  123. Ф. Друкер Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 272с.
  124. Ф. Друкер Практика менеджмента. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. 398с.
  125. О. Русская цивилизация. М., 1995.
  126. А. А. Культура производства: сущность и факторы развития. -Новосибирск: Наука. Спб. отделение, 1990.
  127. В. Г Формула успеха в бизнесе: Практическое Руководство для российского менеджера. Новосибирск: Экор, 1993.
  128. А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.
  129. А.И. Методы развития организаций. М.:МЦФЭР, 2003 — 864с.
  130. А.И. Организация: Системы и люди. М., 1983.
  131. А.И. Современная социология организаций. Учебник. -М.:ИНТЕРПРАКС, 1995.-296с.
  132. Проблемы национального самосознания русских: этнические стереотипы населения.// Серия: социологические исследования в России: материалы социологических центров и служб. М.: ИНИОН РАН, — 1998.
  133. В .Я. Исторические корни волшебной сказки. JL, 1986.
  134. ВЛ. Русская сказка. Л., 1984.
  135. A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
  136. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Вып.1. Сост. Иванов С.К.- М., 1996.
  137. Ричард Л.Дафт. Менеджмент. Спб.:Питер, 2002 г. — 832с.
  138. Роберт Брюс Шо Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М.: Дело, 2000. — 272с.
  139. Д. Русский ответ. СП., 1996.
  140. Роджер Муэрс. Эффективное управление. М.: Издательство «Финпресс», 1998.- 128с.
  141. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Методическое издание. СПб: Петербургский профессиональный кадровый клуб, Учебный центр подготовки руководителей СПбГТУ, 1999.
  142. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.
  143. Российское общество: социологические перспективы. Сборник трудов ИСА РАН. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 344с.
  144. Россия на рубеже веков. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), Российский независимый институт социальных и национальных проблем (РНИСиНП), 2000. 448с.
  145. . В.О. Посткоммунистическая модернизация России // Соединяя капитализм, социализм и демократию. Практическая политика в России и США / Под ред. В. Рукавишникова и С.Нагеля. М.: Летний Сад.1999.
  146. Русские. Этносоциологические очерки. Под ред. Ю. В. Арутюняна. М., 1992
  147. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / Сост. Андреев А. Р., Кривошеев В. Д., Круговых Н. Э. Жуковский- М.: Кучково поле- Полиграфические ресурсы, 2001. 384с.
  148. Р. Культура предпринимательства. М.: Эком, 1992. — С.11.
  149. Вл. Русский хозяин. Сборник статей. М.: Мосты, 1998. -48с.
  150. Г. А., Смитбург Д. У., Томсон В. А. Менеджмент в организациях. -М.: Экономика, 1995.
  151. Санчес Пуиг М., Караулов Ю. Н., Черкасова Г. А. Ассоциативные нормы испанского и русского языков. Москва-Мадрид: «Азбуковник», 2001. — 496с.
  152. Г. Н., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., Подхватилен Н. В., Алешунас М. Р. Новые технологии управления персоналом. Спб., Речь 2003 г.- 240с.
  153. Свенцицкий A. J1. Социальная психология управления. JL, 1986. 176с.
  154. З.В. Национальное самосознание русских. (Социологический очерк). Институт «Открытое общество». Москва, Механик, 1996. 206с.
  155. З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203с.
  156. И.А. Черты психологии славян. Этнопсихологические сюжеты (из отечественного наследия) // Российская Академия наук. Институт философии. М., 1992.
  157. Д. Скотт. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Просвещение, 1981.
  158. Н.И. Русский народ как этнографическое целое. Львов, 1911.
  159. С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
  160. Социальная самоидентификация личности. Москва: РАН Институт социологии, 1994.
  161. Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. В 2-х томах / под ред. Г. В. Осипова. М.: Наука, 1990.
  162. Социология / Под ред. А. Н. Елсукова и др. МН.: НТООО «Тетра-Систем», 1998.
  163. Социология: наука об обществе / Под ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача. Харьков, 1996.
  164. В. А Организационное поведение и управление персоналом. -СПб: Изд-во «Питер», 2000,
  165. В. А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.: Питер, 2001.
  166. В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. — 352с.
  167. Д., Мэрфи М. Современные методы управления (PERT и СРМ), 1964.
  168. Э. Е. Как управлять персоналом. М.: ЗАО «Бух. бюллетень», 1997.
  169. Т.Г. Этнопсихология М.: ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  170. П.С. Формула смысла: неожиданные ракурсы афористики. -Донецк, 1997.
  171. А. А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992.
  172. Ф.У. Принципы научного менеджмента М., 1991. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. — 144с.
  173. В.В. Организационная культура и предпринимательство. СПб.: Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 1994.
  174. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой. H.A. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра — М, 1998.
  175. Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  176. Управление развитием и изменением. Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2000.
  177. Управление современной компанией. Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса М: ИНФРАМ, 2001. -XVIII — 586с.
  178. H. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996.
  179. А., Тейлор Ф., Форд Г., Эмерсон Г. и др. Из истории развития менеджмента. М., 1992.
  180. P.M. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. -М.: ВИПКэнерго, 1992.
  181. Фарсон Ричард. Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства. Пер. с англ. А.Левитский. К.: «София», 2001. — 240с.
  182. В. И. Регулирование условий труда на предприятиях Российской Федерации (Охрана труда на основе ГОСТов РФ). М.: 1996.
  183. К. Н. Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб., 1993.
  184. Дж. Управление людьми в компаниях: Руководство для менеджеров. М.: Олимп-Бизнес, 1999, 259с.
  185. Э. Практика управления. Обнинск: Титул, 1992.
  186. H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов. М., 1964.
  187. H.H., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. Москва «Наука», 1985.
  188. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
  189. Ф.И. Корпоративная культура в системе общественных связей и отношений. М., 2002
  190. Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизма / Пер. с англ. Под ред. В. А. Спивака. СПБ.: Питер, 2001. — 352с.
  191. В.Т., Кишкель E.H. Основы управленческой деятельности. М.: Высшая школа, 1996.
  192. П. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Академический Проект, 1999. — 448с.
  193. П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М.: ОАО «Типография „Новости“», 2000. 206с.
  194. В.И. Настольная книга менеджер по кадрам. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА-М, 1998.
  195. И.С. Душа России. СПб., 1998.
  196. ШпетГ.Г. Сочинения. М., 1989.
  197. Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. № 1, 1996- № 1 и № 2 1997.
  198. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сборник статей. СПб., 1995.
  199. Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.
  200. . Карьера менеджера: Пер. с англ. / под ред. С. Ю. Медведкова. -М.:Прогресс, 1990.1. Статьи:
  201. Е.А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал, 1998, №№ 3−5.
  202. H.A. Русская идея //Вопросы философии. 1990. № 1
  203. В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Политические исследования. 1996. № 3.
  204. Л.Н. Этнос и антиэтнос // Звезда, 1990, № 2.
  205. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян.// Социологические исследования. -1996, № 12. С.23−32.
  206. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития.// Политические исследования. 1995, № 4. С.6−17.
  207. И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования. 1994, № 4, 5.
  208. И.М., Лапкин В. В. Русский вопрос в России.// Политические исследования. 1995, № 5. С.78−96 и 1996, № 1, С. 78−90.
  209. В.И. Этнос и культура. К проблеме соотношения национального и интернационального в этнографическом изучении культуры. // СЭ, 1979. № 3.
  210. В.П. Этнические стереотипы // Психологический журнал. 1989, № 5.
  211. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5. С.3−23.
  212. Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования, 1997, № 3.
  213. A.A. «Русская идея». В окрестностях войны (Заметки к теме).// Политические исследования. 1995, № 2. С. 119−128.
  214. И.Я. Русский коммунизм: альтернативы, драма духа, трагедия воли.// Социологические исследования. 1997, № 11 С. 32−42.
  215. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 4−5.
  216. В. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики, N 1, 1996.
  217. СЛ. Возможность нации-государства в России: попытка либеральной интерпретации. // Политические исследования. 1996, № 1, С.154−162.
  218. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности. // Политические исследования. 1995, № 4 С.69−76.
  219. Национальный интерес (заочный круглый стол). // Политические исследования. 1995, № 1. С.79−120.
  220. Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменицкий А. Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект // Вопросы языкознания, 1993, № 3, С.101−109.
  221. О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания, 1990, № 6 С.110−122.
  222. А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ. // Социологические исследования 1995. № 9. С.74−80.
  223. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1994, № 1 С.25−53.
  224. В.О. Посткоммунизм по-русски. // Мир России. 2002. № 2.
  225. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования. 1995, № 10. С.88−95
  226. А.Б. «Земля» и «Огонь» архетипы российского сознания.// Социологические исследования. — 1996, № 10. С.110−118.
  227. Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность. (Политико-психологический анализ).// Политические исследования. 1995, № 4, С.86−97.
  228. Р.П. Российское реформаторство глазами Макса Вебера.// Политические исследования. 1995, № 2, С. 129 -134.1. Словари:
  229. Большая советская энциклопедия. М., 1969.
  230. Государственность России. Словарь-справочник. М., 1995.
  231. Краткий словарь по социологии / Под общ. редакцией Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М.: Политиздат, 1989.
  232. Краткий словарь по социологии. М.: Политиздат, 1989.
  233. С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  234. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика Пресс, 1996.
  235. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М.: Норма — Инфра — М, 1998.
  236. Словарь иностранных слов. М., 1993.
  237. Словарь русских пословиц и поговорок./ Сост. В. П. Жуков. М., 1967.
  238. Собрание пословиц и поговорок русского народа. М., 1996.
  239. Толковый словарь по управлению М.: Изд-во Алане, 1994.
  240. В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения./ Лингвострановедческий словарь, — М., 1979.
  241. Adler N.J. International Dimensions of Organizational Behavior. Belmont, Ca.: Wadsworth Publishing Company, 1991.
  242. Axtell, Roger E. ed. (1985) Do’s and Taboos Around the World, compiled by the Parker Pen Company.
  243. Beldin R.M. Managment teams. New York.: Hamemann, 1981.
  244. Berry, Michael (1992) Know They self and the Other Fellow Too: strategies for Effective cross-Cultural Communication, Institute for European Studies.
  245. Burke W. Organizational Development Principles and Practices. Little Brown and Company, 1982.
  246. Burke, W. W. Organizational Development. Reading (Mass. Etc.), Addison-Wesley, 1993.
  247. De Vos G. Ethnic Pluralism: Conflict and Accomodation // Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Chicago, 1982.
  248. Deal Т.Е., Kennedy A.A. Corporate Cultures. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1982.
  249. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. Ed. By Barth F. Bergen, London, 1969.
  250. Fisher, Glen (1980) International Negotiation: A Cross-Cultural Perspective, Yarmouth, ME: Intercultural Press.
  251. Greenberg J., Baron R.A. Behavior in Organizations: Understanding and managing the human side of work. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1995.
  252. Hendry, Chr. Human Resource Management: A strategic approach to employment. Oxford, Butterworth-Heinemann, 1995.
  253. Hofstede, Geert (1991) Cultures and Organizations: Software of the Mind, Intercultural Cooperation and its Importance for Survival, Maidenhead: Mc Graw-Hill.
  254. Kelman H. International Behavior. A Social Psychological analyses. New York, 1965.
  255. Maks Leon. Russia By The Back Door.- London and New York, 1954.
  256. Maslow F.H. Motivation and Personality. New York: Harper, 1970.
  257. Message from Moscow. An Observer. New York, 1969.
  258. Peer, Allison Y (1948) Spain: A Companion to Spanish Studies, London: Methuen.
  259. Ronald Hingley. The Russian Mind. New York, 1977.
  260. Sapir, Edward (1966) Culture, Language and Personality, Selected Essays, Berkeley and Los Angeles: University of California Press.
  261. Senge P. M. The Fifth Discipline: The Art and Practice of the Learning Organization. NY, Double Day 1990.
  262. Stewart, Edward C. and Bennett, Milton J. (1991) American Cultural Patterns: A Cross- Cultural Perspective, Yarmouth, ME: Intercultural Press.
  263. Trompenaars, Fond (1993) Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business, London: Nicholas Brealey.
  264. Vladimirov Leonid. The Russians. London, 1968.
Заполнить форму текущей работой