Эволюция рекламы межличностных отношений в российской прессе ХХ века
Систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей" 4. Определение Т. А. Глобы отмечает в массовой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОПЫТЕ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР
- Раздел 1. История формирования и развития межличностных отношений
- Раздел 2. Формы социальной регуляции межличностных отношений.40 Раздел 3. Формирование образцов межличностного общения в русской культурной традиции
- ГЛАВА II. МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА СЛУЖБЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Раздел 1. Генезис рекламы межличностных отношений
- Раздел 2. Возникновение и развитие рекламы межличностных отношений в России
- ГЛАВА III. СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Раздел 1. Эволюция основных общественных ценностей и их влияние на развитие рекламы межличностных отношений
- Раздел 2. Реклама межличностных отношений в Internet как новая грань коммуникативных процессов
Эволюция рекламы межличностных отношений в российской прессе ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ истории цивилизации показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми. В каждом новом поколении человек становится личностью в результате усвоения им культурного богатства человечества, он формируется в процессе общения с другими людьми и в процессе контактов с культурными ценностями. Оба эти процесса происходят в результате передачи и приема информации, ее интерпретации и усвоения, т. е. на основе коммуникации.
Учеными обозначены пять мощнейших толчков, ускоривших развитие, которые получила культура за время ее существования: первый — появление устной речи, второй — изобретение письменности, позволивший человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контактетретий — появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуречетвертый — возникновение электронных средств массовой информации (СМИ), которые предоставили возможность всему человечеству стать непосредственными свидетелями и участниками историко-культурного процесса, происходящего во всем мирепятый, по оценкам многих специалистов, возникновение и развитие Internet, как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также осуществлении множества других функций.
Серьезные, далеко не изученные в должной мере социокультурные, философские и организационно-практические проблемы связаны с распространением новых средств массовой коммуникации (СМК). СМК вторглись практически во все сферы жизни в исторически столь короткие сроки, что общество не сумело еще осознать связанные с ними возможности и исходящие от них опасности.
Происходящее с помощью техники и мощных информационных потоков приобщение к культуре широких масс, формирование в масштабах не только отдельных стран, но и мировой цивилизации единой аудио-визуальной культуры повлекли за собой радикальные изменения в обществе. Благодаря новой информационной технике на наших глазах меняется характер труда, быта, досуга и образования, межличностного общения, возникают новые виды коммуникации. Таким образом, можно предположить, что СМК способствуют не только развитию технического прогресса, но и накладывают свой отпечаток на филогенетическое развитие личности.
Массовые коммуникации — относительно устойчивые информационные связи между отдельными социальными группами, институтами и даже личностями. Эффект массовых коммуникаций, их стабилизирующее и дестабилизирующее воздействие определяется не только содержанием передаваемых сообщений, но также и скоростью, мощностью информационных потоков, разнообразием видов, жанров, источников информации. Учитывая стремительное увеличение информационных потоков в современном мире, даже небольшие изменения в пропорциях, «удельном весе» тех или иных сообщений, могут иметь далеко идущие последствия.
Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью выявления потребностей современных людей в общении в результате изучения различных аспектов межличностных отношений, представленных в их рекламе. На современном этапе развития России особенно ярко и разнообразно проявляется потребность людей в межличностном общении. Подобная тенденция связана, на наш взгляд, прежде всего, с процессом ломки стереотипов и перестроением многих общественно-институциональных связей.
Мы являемся свидетелями глобального процесса изменения общества в том числе и под воздействием средств массовой информации, немалую роль в котором играет реклама, как эффективная целенаправленная форма распространения информации. Коммерческая реклама уже давно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Под влиянием множества культурных, исторических, экономических и политических процессов в обществе, реклама как органичный элемент его функционирования достаточно чутко улавливает все общественные изменения и незамедлительно на них реагирует, видоизменяясь внутренне и порождая к жизни все новые модифицированные формы.
Прежде чем переходить к изложению концепции данного исследования необходимо остановиться на его опорных понятиях, а именно: реклама, межличностные отношения и массовые коммуникации.
Среди них наиболее дискуссионным является, пожалуй, определение рекламы. В настоящее время существуют две парадигмы во взглядах на сущность рекламного процесса. Наиболее традиционным стало рассмотрение рекламы в контексте маркетинговой концепции. Этот подход закреплен в законе о рекламе.
Однако в России до недавнего времени шла разработка культурологической концепции рекламы, учитывающей более широкие аспекты данного явления. Наличие подобной трактовки подчеркивают уже и сторонники маркетинговой концепции. В частности, Уткин Э. А. и Кочеткова А. И. в книге под названием: «Рекламное дело», вышедшей в 1998 году, дают следующий комментарий к вопросу о существовании двух подходов к определению рекламы: «В соответствии с узким подходом под рекламой понимают только платные однонаправленные, неличные и опосредованные обращения, агитирующие в пользу конкретного товара. В соответствии с широким подходом рекламой считается любое обращение производителя (продавца) или их представителей к потенциальному потребителю (покупателю).» 1 В этой логике мы и рассматриваем предмет исследования, опираясь на следующее основополагающее культурологическое определение рекламного процесса: «Это массово — коммуникативная деятельность, создающая и распространяющая лаконичные, экспрессивно — суггестивные, информативно — образные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному, А рекламодателю выбору и поступку» .
В определении термина «массовая коммуникация» также существуют различные трактовки, отличающиеся в основном углом зрения, под которым рассматривается данное явление. Например, Б. М. Фирсов определяет ее как «процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории» 3. Несколько более расширенное толкование термина принадлежит Ю. А. Шерковину:
1 Уткин ЭЛ., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М., 1998. С. 3.
2 Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М., 1994. С. 96.
3 Фирсов Б. М. Идеологическая работа партии и изучение средств массового воздействия в условиях НТР. // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. Под ред.
А.В.Дмитириева и др. Л., 1979. С. 15.
Систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей" 4. Определение Т. А. Глобы отмечает в массовой коммуникации ее институциональный характер: «Исторически сложившийся и развивающийся общетсвенный институт, реализующий путем быстрой передачи информации на основе современной техники задачу формирования мировоззрения и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории, и побуждающий ее к деятельности в соответствии с классовыми установками определенной общественно-политической системы» 5. Со своими определениями выступали также В.В.Бойко6, Г. И.Хмара7 и другие исследователи. Детальный обзор проблематики массовой коммуникации содержится в работе А.Н.Алексеева8.
Суммируя все вышесказанное мы опираемся на следующие наиболее характерные ее черты: во-первых, обязанность донести свои послания до возможно большего числа потребителей информацииво-вторых, использование технических средств для распространения сообщенийв-третьих, институциональный, исторически обусловленный статус.
При вышеобозначенном подходе к рекламному процессу (а реклама, как можно отметить, имеет все черты массовой.
4 ШерковинЮ.А. Массовая коммуникация. //БСЭ, изд. 3-е. Т. 15. С. 453.
5 Глоба Т. А. Буржуазная социология массовых коммуникаций (критический анализ). С. 41.
6 Бойко В. В. Социально-психологическое изучение некоторых проблем информационного телевидения. Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1969.167 с.
7 ХмараГ.И. Печать в системе массовых коммуникаций. //Проблемы социологии печати. Вып. 1.
Новосибирск, 1969. 165 с. коммуникации) в нем необходимо выделить две фазы: общение рекламодателя со средствами массовой коммуникации — и воздействие рекламы через ее (массовой коммуникации) средства на адресатов рекламных посланий. Активность рекламодателя проявляется лишь в первой фазе, однако не может оказать непосредственного воздействия на адресата, так как для него рекламное сообщение существует лишь потенциально. Зато во второй фазе реклама выступает сама по себе, проявляя свою сущность посредством конкретного рекламного сообщения. Сущность рекламы, как мы видим, оказывается неизбежно вынужденной выступить в форме массовой коммуникации, т. е. массовая коммуникация есть обобщенная форма рекламы.
С другой стороны, реклама является одной из форм массовой коммуникации как деятельности социального субъектаисточника информации, имеющего свои, специфические, конкретные цели. В общем случае они не адекватны целям других субъектов, также прибегающих к средствам массовой коммуникации, поэтому реклама не совпадает с другими формами массовой коммуникации. Также отметим, что, будучи связанной с конкретными средствами массовой коммуникации, реклама оказывается вынужденной каждый раз видоизменять свою особенную форму в соответствии со спецификой данного средства, чтобы обеспечить наибольшую эффективность воздействия на адресата сообщения.
Межличностные отношения, реклама которых и становится предметом нашего исследования, определяются социологами как «субъективно переживаемые отношения людей, в конечном счете обусловливаемые безличными по своему характеру.
8 Алексеев А. Н. Массовая коммуникация как объект социологического исследования (пути развития теории). // Массовая коммуникация в социалистическом обществе. С. 43 — 57. общественными отношениями" 9. В анализируемых нами объявлениях с рекламой межличностных отношений, на первый план выступают, как правило, «товарные» характеристики личности.
В данном контексте реклама межличностных отношений является естественным образованием, возникшим в процессе жизнедеятельности человека в ответ на все возрастающую потребность в общении и налаживании различных межличностных контактов, как удобная и эффективная форма. Но исходное противоречие, заложенное в самой сути исследуемого предмета, а именно — наличие личностных интересов в процессе массовой коммуникации, требует от нас внимательного и детального изучения феномена рекламы межличностных отношений.
Своевременность данного исследования определяет чрезвычайное многообразие форм этого специфичного вида рекламирования на страницах российской прессы и буквальное заполонение ею нового коммуникационного пространства, сети Internet. Исследование последнего на сегодняшний день видится наиболее актуальным, учитывая огромные надежды исследователей, возлагаемые на Internet в развитии общества.
Состояние научной разработки проблемы. Проблема межличностных отношений находит место как в системе теории личности, так и в системе теории социума, поскольку очевидно влияние индивидуальных личностных характеристик и социальных институтов на формирование и развитие многообразного спектра человеческих взаимоотношений.
Современный период характеризуется тенденцией к усилению роли межличностных отношений в процессе социализации индивидуумов и их дальнейшей самореализации. К.
9 Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. Сост.
Э.М.Коржева, Н. Ф. Наумова. М., 1989.479 с. данному процессу привлекается все большее число социальных институтов, пытающихся регулировать эту сферу жизнедеятельности людей. Сравнительно недавно в их число в нашей стране включилась и реклама, открывая для себя ряд закономерностей заново. Между тем в данном варианте социального регулирования имеется богатейший опыт.
Многих исследователей занимал вопрос изучения проблем личности и ее связей в обществе как в историко-философском, так и в социально-психологическом аспектах, хотя до последнего времени в поле зрения ученых феномен рекламы, как одного из современных способов коммуникации, еще не был включен.
При обилии современной литературы по рекламе, ориентированной на сугубо прикладные стороны рекламной деятельности, в настоящее время ощущается недостаточность теоретико-психологических и философских разработок. Некоторые процессы, происходящие в сфере рекламной деятельности, не включены в поле зрения современных исследователей, в т. ч. не существует специальной разработки предмета данного исследования в российской научной литературе.
Учитывая междисциплинарный характер настоящей диссертации, связанный с анализом объектов, изучаемых в сфере различных наук, а именно: культурологии, истории, социальной психологии, теории и практики рекламной деятельности, коммуникативистики накоплен определенный опыт, касающийся рассмотрения отдельных сторон, некоторых механизмов, частных обстоятельств данной проблемы. Фрагментарный анализ отдельных звеньев обширнейшего процесса рекламных коммуникаций в нашей стране, являясь исторически неизбежным этапом развития любой теории, в определенный момент под натиском накопленной эмпирической и теоретической информации и изживает себя, т.к. становится препятствием на пути постановки и решения коренных, сущностных проблем становящейся теории.
В исследовании проблемы отечественной рекламной коммуникации намечается и тенденция, несущая на себе печать сугубо коммерческого подхода к данному явлению. Между тем среди исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, нет единства в оценке социально-культурной роли рекламных коммуникаций в обществе. Если, как мы отмечали выше, одни исследователи обозначают глубинную историкокультурологическую роль рекламы в обществе и перечисляют богатство способов использования и развития данного вида коммуникаций, то другие объявляют такой взгляд грубой натяжкой и, порой, рассматривают рекламу как сугубо прикладную сферу деятельности, характерную лишь для XX столетия. Эти разногласия особенно наглядно заявляют о себе в наличии несовпадающих определений рекламной деятельности.
Вышесказанное в достаточной мере, на наш взгляд, объясняет необходимость исследования рекламы межличностных отношений, которая в диссертации рассматривается, прежде всего, с теоретико-культурной точки зрения. Значение данной работы для развития теории рекламы в целом, подкрепляется приведенным в ней анализом широкого набора вариантов рекламных текстов.
Вследствие различия функций каждый тип отношений имеет для личности разный психологический смысл, следовательно, связан с разнообразными ожиданиями и формами взаимодействия партнеров, вариативность которых и представлена в их рекламе. Публичные объявления становятся некоей регулирующей составляющей сложного процесса межличностного общения в современном мире.
Научная новизна работы заключается в следующем:
Обобщен опыт научных исследований и дано системное описание эволюции межличностных отношений, рассмотренных сквозь призму опыта западноевропейской и российской культур.
Проанализирован генезис рекламы межличностных отношений и определены предпосылки возникновения данного явления на страницах периодической печати.
Впервые исследован феномен возникновения и развития рекламы межличностных отношений в российской прессе.
Впервые обобщен опыт рекламы межличностных отношений в русскоязычном сегменте Internet.
Соотношение объекта и предмета исследования. Объектом данного исследования стал многообразный спектр авторских публикаций, представленных на страницах печатных периодических изданий в XX веке, так или иначе влияющих на формирование массовой культуры в такой сфере жизнедеятельности людей, как межличностные отношения. В качестве предмета исследования в данной работе выступает рекламный срез, а именно: рекламирование межличностных отношений на страницах периодики, генезис и эволюция данного феномена.
Прежде всего, обращает на себя внимание потребность в межличностных отношениях следующего характера: дружеских и любовных, партнерских и компаньонских, брачных и отношений для совместных путешествий, проведения досуга и др. Большой интерес также вызывают публикации, необходимость в которых возникает, как правило, на значительных этапах биографии личности в частной сфере, связанные с важнейшими изменениями социального статуса человека и определяющие различные узлы жизненного цикла, — рождение, крещение, помолвка (обручение), свадьба, смерть.
Цели и задачи исследования. Выявление тенденции воздействия института массовых коммуникаций на эволюцию межличностных отношений, отраженную в рекламных текстах.
Поставленная цель конкретизируется в следующих направлениях диссертации:
• Выявление социально-культурных предпосылок возникновения рекламы межличностных отношений, ее социально-культурной обусловленности;
• Вычленение и обоснование основных этапов формирования вариантов регуляции межличностных отношений в культуре;
• Определение на этой основе генезиса рекламы межличностных отношений и обоснование главных этапов ее развития;
• Формирование структурно-категориального инструментария для анализа данного явления и построение дифференциации рекламы межличностных отношений;
• Исследование многообразных текстов подобного рода рекламных коммуникаций на страницах российской печати и в новом коммуникационном пространстве Internet.
Методологическая база исследования основывается на сравнительно-историческом анализе. Был применен системный подход, который служит интеграции и объяснению социальных явлений с помощью исследования внутренних взаимосвязей, в соответствие с которым общество как целостная система противостоит дезорганизующим воздействиям внешней среды и через перестройку внутренних процессов вырабатывает приспособление, заключающееся в сохранении ее единства как функционирующей системы. Также был использован структурно-функциональный анализ, метод генетической реконструкции (восстановление исторических корней) и семантический анализ эмпирического материала.
В процессе исследования диссертант стремился учесть и использовать достижения зарубежных и российских исследователей рекламного рынка, опыт практиков, работающих в специализированных агентствах, с целью использования имеющегося у них методического арсенала идей и принципов, которые могли бы служить ориентирами и инструментами при проведении количественного и качественного анализа рекламных текстов межличностного характера.
Теоретическая база диссертации опирается на разработанные отечественной и зарубежной наукой фундаментальные положения о социальных, экономических, политических и психологических аспектах рекламной деятельности, особенностях воздействия рекламы на социальные процессы в обществе и на изменение потребностей в межличностном общении.
Направляющую и важную теоретико-методологическую роль в становлении позиции автора сыграли идеи и положения, содержащиеся в трудах известных философов и культурологов: Бердяева H.A., Кона И. С., Рюрикова Ю. Б., Семенова Ю. И., Фрейда 3., Фукса Э.
Диссертантом проанализированы работы и стат&и видных советских и российских исследователей рекламной коммуникации: Валовой М. Д., Викентьева И. Л., Гермогеновой Л. Ю., Горохова В. М., Гринберг Т. Э., Зазыкина В. Г., Крылова И. В., Музыканта В. Л., Рожкова И. Я., Старых Н. В., Ульяновского A.B., Ученовой В В., Федотовой Л. Н., Феофанова O.A.
Особое внимание автора было обращено на классические и современные зарубежные разработки в сфере философии и социологии рекламы, рекламных технологий, а также исследования в области психологии поведения целевой аудитории, содержащиеся в трудах: Аренса В. Ф., Берко Р., Блэка С., Бове К. Л., Картера Г., Котлера Ф., Коена Дж., Огилви Д., Сэмпсона Г.
Учитывая междисциплинарный характер данного исследования, помимо трудов вышеперечисленных авторов по теории, практике рекламы и множеству ее составляющих, диссертант проанализировал работы по философии10, истории11, культурологии12, социальной психологии13, коммуникативистике14, теории журналистики15, а также тендерные исследования16, которые сыграли немаловажную роль в становлении основных позиций данного исследования.
Исходя из истории развития многоликих форм межличностных отношений в опыте различных культур, ряда их характерных особенностей в истории цивилизации, диссертант пытался создать некоторые обобщения относительно функций и форм межличностных отношений в обществе и их рекламе.
10 Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. 479 с. Эрос и личность: Философия пола и любви. М, 1989. 156 е.- Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. 443 е.- Философия любви: В 2 т. М., 1990. Т. 1. 508 с. Т. 2. 603 с.
11 Кондорсэ Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. 383 с.
12 Збигнев Лев-Старович. Секс в культурах мира. М., 1991. 255 сКон И. С. Дружба. Изд. 3. М., 1989. 350 е.- Социология личности. М., 1967. 383 е.- Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997. 464 е.- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов в 3-х томах. М., 1994. Галантный век. 478 с.
13 Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 174 е.- Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. 32 е.- Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер — да здравствует брак! Пер. с немецкого О. А. Коваль. Науч. ред. В. В. Зеленского. Спб., 1997. 116 е.- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. 192 е.- Психология межличностных отношений. Сб. под ред. А.АБодалева. М., 1979. Выпуск 2 (12). 50 е.- Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997. 381 е.- Рюриков Ю. Б. Цвета любви: от страсти до игры. М., 1997. 144 е.- Сосновский А. В. Лики любви (Очерки истории половой морали). М., 1992. 208 е.- Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 215 е.- Энгелыптейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. / Пер. с англ. В.Павлова. М., 1996. 572 е.- Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. 40 е.- Berko R. Communicating: a social and career focus. Mifflin, 1977; Cohen Y. (Ed). Social Structure and Personality. N.Y., 1961.
14 Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. Спб., 1996. 266 е.- Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. 271 с.
15 Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб., 1996.160 с.
16 Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с францА Общ. ред. И вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М., 1997. 832 е.- Феномен пола в культуре. Sex & Gender in culture: Материалы международной научной конференции. М. 15 — 17 января 1998. 206 е.- Bartos R. Marketing to women around the world. Boston, 1989.
Эмпирическая база. В основу диссертации положено исследование рекламы межличностных отношений, публикуемой в российских печатных периодических изданиях, начиная с середины 19 века и по настоящий момент, а также в информационном пространстве электронной сети Internet. Автор принимал непосредственное участие в социологическом опросе относительно эффективности брачной рекламы, проводимого среди клиентов брачного агентства «Отто» в сентябре — октябре 1997 года. Непосредственно автором настоящего исследования в течение 15 дней было опрошено около 100 клиентов данного брачного агентства. Диссертант также проводил самостоятельные опросы частных рекламодателей в период с февраля по июль 1998 года (выборка случайная по объявлениям печатных периодических изданий, количество опрошенных — 200 человек).
Для получения полноценной картины возникновения, формирования и развития феномена рекламы межличностных отношений на страницах российской прессы, диссертант использовал периодическую печать, как общего, так и специализированного характера. Наиболее значимыми в сборе необходимых рекламных текстов стали следующие периодические издания: «Новое время», «Русские ведомости», «Московские ведомости», «Русское слово», «Московский городской листок», «Брачная газета», «Знакомства», «Мегаполис», «Рекламный вестник», «Частная жинь», «Двое», «Москвичка», «Неделя», «Учительская газета», «Экспресс газета» .
В информационном пространстве русскоязычного сегмента Internet были использованы наиболее характерные для представления всего набора рекламы межличностных отношений в глобальной сети: развлекательные и информационные сайты.
Практическая ценность диссертации заключается во включении в научный оборот ранее не освоенного материала. Ее положения могут быть использованы при построении общей теории рекламной коммуникации, в педагогических целях, а также в системе курсов повышения квалификации работников СМИ. Данная работа представляет также определенный интерес для практиков, работающих в рекламных отделах печатных периодических изданий, а также — издателей, которые найдут в диссертации основные моменты для формирования собственной политики и стратегии в отношении публикации рекламы межличностных отношений.
Обоснование структуры работы.
Первая глава посвящена эволюции межличностных отношений в опыте западноевропейской и российской культур. Далее выявляются типы социальной регуляции межличностных отношений, где их ритуализация на наиболее значимых этапах жизненного цикла человека, вызывает к жизни публикацию текстов о данных событиях. Процесс институализации межличностных отношений рассматривается на основе анализа одного из самых значимых социальных институтов, определяющих данную сферу жизнедеятельности в системе современных форм регуляции, а именно формирование института брачных отношений в различных общественных формациях. Затем в данной главе рассматривается процесс формирования образцов межличностного общения в русской культурной традиции.
Во второй главе представлена массовая информация на службе межличностных отношений. Содержание данной главы раскрывается в двух основных блоках: первый — это генезис данного ответвления коммуникации, а второй — его внедрение в российский рекламный процесс.
Последняя, третья глава, представляет своеобразие современной рекламы межличностных отношений. В ней рассматривается процесс эволюции основных общественных ценностей и их влияние на развитие предмета исследования в двух аспектах: первый представляет дифференциацию рекламы межличностных отношений в современной прессе, второй — проблему регулирования данного вида рекламы. В заключительном блоке реклама межличностных отношений в Internet анализируется как новая грань коммуникативных процессов.
Апробация работы. В ходе настоящего исследования начатого в период студенчества, автор апробировал некоторые тезисы представленной работы на ежегодных научных студенческих конференциях.
Результаты исследования докладывались на межвузовских научно-практических конференциях в 1996;м и в 1997;м годах, тезисы которых были опубликованы:
1. Межличностное общение людей посредством печати.\ Тезисы научно-практической конференции «Журналистика в 1997 году». М., 1998. С. 36 — 38.
Некоторые итоги исследований автора, были также опубликованы в следующих изданиях:
2. Реклама в системе социальной регуляции межличностных отношений. \ Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1999. № 1. С. 17−27.
3. Брак по объявлению: символ прогресса или удел убогих? \ Аргументы и факты. 1998. № 34. С. 10.
4. «Женский юбилей» или наш товар — Ваш купец. \ Московский университет. 1997. № 7. С. 4.
5. Реклама межличностных отношений или GRP тугого кошелька. \ Лаборатория. 1999. № 1. С. 17 — 18.
1. См.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 202.
2. См.: Кон И. С. Понятие дружбы в Древней Греции. Вестник древней истории, 1974, № 3. С. 135−149.
3. Кон И. С. Дружба. Изд. 3-е. М&bdquo- 1989. С. 84.
4. Сначала дружба выступает как синоним или частный аспект родства;
5. Затем она превращается в самостоятельный институт, в котором роль друга приобретает самодовлеющее социальное значение;
6. Словарь русского языка в четырех томах. М., 1983. Т.2, С. 544.
7. В обыденном сознании и сегодня «платоническая любовь» ассоциируется с духовным влечением, противоположным чувственности.
8. См.: О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992. С. 6.
9. Философская энциклопедия. М., 1967. Т.4. С. 126.
10. См.: Гофман А. Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции.//Советская этнография. 1973, № 1. С. 14−20.
11. См.: Токарев С. А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи.//Охотники, собиратели, рыболовы. Л., 1972. С.265−267.
12. См.: Угринович Д. М. Обряды. За и против. М., 1975. С. 54.
13. Гомер. Одиссея, пер. В. А. Жуковского. М., 1959. С. ИЗ.
14. См.: Платон. Государство. Соч. в 3 томах, М, 1972. Т. 3, Ч. 1. С. 246 260.
15. Геродот. История, 1У, 180. Л., 1972. С. 232.71 Там же, 1У, 104. С. 213.
16. Косвен М. О. Матриархат. История проблемы. М.-Л., 1948. С. 12 -15.
17. Руссо Ж.-Ж. Общественный договор. М., 1906. С. 15.
18. Кондорсэ Ж.-А Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 18.
19. См.: Бердяев Н. Любовь у Достоевского. \ Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. С. 275.
20. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж. 1971. С. 112.
21. Жуковский В. А Собр. соч. М., 1960. Т.4. С.453−454.
22. Цит. по: Руденская М., Руденская С. Они учились с Пушкиным. Л., 1976. С. 53.
23. КонИ.С. Дружба. Изд. 3-е. М., 1989. С. 105.
24. УченоваВ.В., Старых Н. В. Как родилась реклама? М., 1992. С. 53.
25. Малеин А. И. Газеты у древних римлян. Спб., 1894, С. 12.
26. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М, 1994. Т. 2. Буржуазный век. С. 417.
27. Фукс Э. Исллюстрированная история нравов. Галантный век. М., 1994 г., С. 269.
28. Шлосберг А. Начало периодической печати в России.//Журнал Министерства народного просвещения, 1911, № 9, С. 75.
29. Полное название «Ведомости о военных и иных делах достойных значения и памяти случившихся в московском государстве и во иных окрестных странах».
30. См.: Галанин С. Ф. Газетная реклама в практике казанских предпринимателей во 2-ой половине XIX века. // Культура и этика бизнеса: история, традиции, проблемы периходного периода. Казань, 1997. С. 23 26.
31. Леонтьев Д. Хорошо забытое старое: из истории рекламы.//Россия. 1992, окт., № 41, С. 8.
32. Новое время. 1900 г. 2-го (14-го) января. № 8566.
33. Московский городской листок. 1847. № 52.
34. Новое время. 1876. 1 мая. № 61.
35. Московские ведомости. 1915. 3 (16) января. № 2.
36. Новое время. 1900 г. 2-го (14-го) января. № 8566.
37. Новое время. 1900.4-го (16-го) января. № 8568.
38. Русское слово. 1900.1 октября. № 272.
39. Русские ведомости. 1900.6 апреля. № 96.
40. Русские ведомости. 1900.7 апреля. № 97.
41. Русская народная сказка. Золоченые лбы. Из архива автора.
42. Новое время. 1905 г. 18-го (31-го) декабря. № 10 736.
43. Новое время. 1900 г. 4-го (16-го) января. № 8568.
44. Новое время. 1915 г. 5-го (18-го) ноября. № 14 245 и 1915 г. 14-го (27-го) ноября. № 14 284.
45. Новое время. 1900. 9-го (21-го) ноября. № 8573.
46. Новое время. 1900. (21-го) ноября .№ 8573.
47. Новое время. 1914. 2-го (15-го) июня. .№ 13 728.
48. Русские ведомости. 1900.11 января, 15 января. № 11,15.
49. Русские ведомости. 1900. 19 января. № 19.
50. Русские ведомости. 1900.19 января, 21 января. № 19, № 21.
51. Русские ведомости. 1900. 25 января. № 25.
52. Брачная газета. 1906 г. № 3.
53. Новое время. 1900.15-го (28-го) марта. № 8638.
54. Московские ведомости. 1900. 14 мая. № 132, № 134.
55. Русское слово. 1900. 9 мая. № 128.
56. Русские ведомости. 1900.6 апреля. № 96.
57. Русские ведомости. 1900.7 апреля. № 97.1б2Русские ведомости. 1900.22 апреля. № 111.
58. Брачная газета. 1906. № 1.
59. Брачная газета. 1906. № 1.
60. Брачная газета. 1906. № 1.
61. Брак и семья. 1911. 2 января. № 7.
62. Новое время. 1905. 18-го (31-го) декабря. № 10 736.
63. Новое время. 1914.2-го (15-го) июня. № 13 728.
64. Брачная газета. 1906. № 1.
65. Новое время. 1906. 7-го (20-го) июня. № 10 816.
66. Брачная газета. 1906. № 1.
67. Московские ведомости. 1855. 12 ноября. № 136.
68. Закович Н. М. Советская обрядность и духовная культура. Киев, 1980. С. 14.
69. Государство вводит четкие нормы индивидуального поведения, обеспечивая их соблюдение репрессивными административно-правовыми мерами;
70. Общество само должно контролировать и сдерживать социально-нежелательные аспекты сексуального поведения с помощью профессионального опыта и знаний;
71. См.: Энгелыптейн Л. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже 19 -20 веков. М&bdquo- 1996. С. 338.
72. См.: Jovet G.S., O’Donnell. Propaganda and persuasion. Newbury Park etc., 1992.
73. Одинцова E. Я вышла замуж за иностранца. И Вояж. Лето 1995 г. С. 128.
74. См.: Феномен пола в культуре. Sex & Gender in culture: материалы международной научной конференции. М., 1998. С.206- Бовуар С. де. Второй пол. Т.1 и 2. Пер. с францЛОбщ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М., Спб., 1997. С. 832.
75. Рекламный вестник. 1994. № 46.
76. Рекламный вестник. 1994. № 46.
77. Рекламный вестник. 1994. № 46.220 Знакомства. 1995. № 3.
78. Рекламный вестник. 1994. № 51.226 Знакомства. 1995. № 3.
79. Рекламный вестник. 1994. № 51.230 Знакомства. 1995. № 3.
80. Оформление клиента (фотографирование, составление рекламного текста, присвоение индификационного номера).
81. Предоставление каталога потенциальных партнеров из имеющейся базы данных.
82. Помощь в составлении писем для выбранных кандидатов.
83. Организация встречи после переписки.
84. Бове Кортлэнд Л., Арене Уильям Ф. Современная реклама. Тольятти. 1995. С. 72 73.
85. Использование особого интернационального языка символов для выражения чувств и настроений.139.
86. Возможность размещения «инкогнито-публикаций» под различными вымышленными именами.
87. Оперативная обратная связь (диалог-реклама).
88. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Пер. с англ. Под ред. С. А. Ерофеева. Казань, 1997. 420 с.
89. Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Минск, 1991. 448 с.
90. Адлер Ф. О нравственном воспитании. М., 1899. 168 с.
91. Аккерман Д. Любовь в истории. / Диана Аккерман. М., 1996. 463 с.
92. Аккуратова Ж., Кваша Г. Брачная энциклопедия. М., 1994. 207 с.
93. Акмамбетов Г. Г. Проблемы нравственного развития личности. Алма-Ата, 1971. 213 с.
94. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
95. Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л., 1966. 243 с.
96. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970. 181 с.
97. Апресян Р. Г. Из истории европейской этики нового времени (этический сентиментализм). М., 1986. 78 с.
98. Аристотель. Большая этика. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 4. 295 375 с.
99. Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974. 218 с.
100. Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М., 1979. 64 с.
101. Белянко O.E., Трушина Л. Б. Русская культура на газетной полосе. М., 1998. 144 с.
102. Бердяев Н. Любовь у Достоевского. \ Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. 273 284 с.
103. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, 1946. 524 с.
104. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. 67 с.
105. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. 479 с.
106. Бердяев H.A. Эрос и личность: Философия пола и любви. М., 1989. 156 с.
107. Бессонов Б. Н. Назначение человека. М., 1995. 103 с.
108. Блуд на Руси. М., 1997. 416 с.
109. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. 240 с.
110. Бобосов Е. М. Нравственная культура личности. Минск, 1985. 184 с.
111. Бове Кортлэнд Л., Арене Уилльям Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995. 704 с.
112. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц. Общ. ред. И вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М., 1997. 832 с.
113. Бодалев A.A. Психология межличностного общения. Рязань, 1994. 89 с.
114. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970. 135 с.
115. Боровский М. И. О критерии нравственности. Минск, 1970. 164 с.
116. Ботуин К. Не бойся Дон-Жуана, или Как относиться к мужской неверности. М., 1995. 445 с.
117. Брак умер да здравствует брак! Пер. с немецкого О. А. Коваль. Науч. ред. В. В. Зеленского. Спб., 1997. 116 с.
118. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. 268 с.
119. Булгаков С. Н. Жизнь за гробом. М., 1993. 24 с.
120. Булгаков С. Н. Православие: очерки, учения православной церкви. Изд.З., Париж, 1989. 403 с.
121. Булгаков С. Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова. Послесл. К. М. Долгова. М., 1994. 414 с.
122. Бэкон Ф. О дружбе. Соч. в 2 т. М., 1971. Т. 2. 408 415 с.
123. Валовая М. Азы древнейшего ремесла или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994. 112 с.
124. Вардомацкий А. П. Моральная регуляция поведения личности. Минск, 1987. 126 с.
125. Василев С. В. Психология любви. М., 1992. 240 с.
126.
Введение
в культурологию. Рук-ль автор, колл. и отв. ред. Е. В. Попов. М., 1996. 336 с.
127. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992. 480 с.
128. Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. Часть 1. Спб., 1995. 228 с.
129. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978. 356 с.
130. Волков А. И. Опасная профессия. Нравы моего времени в журналистике и обществе. М., 1997. 168 с.
131. Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е годы. М., 1998. 194 с.
132. Гачев Г. Русский Эрос. М., 1994. 278 с.
133. Гельвеций К. А. Счастье. М., 1987. 478 с.
134. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994. 252 с.
135. Геродот. История. М., 1993. 599 с.
136. Герцен А. И. Сочинения. М., 1985. Т. 1. 592 с. 1986. Т. 2. 652 с.
137. Гете И. В. Избранные произведения: в 2-х томах. М., 1982. Т. 1. 702 с. 1983. Т. 2. 701 с.
138. Гоббс Т. Сочинения: в 2-х томах. М., 1989. Т.1. 621 с. 1991. Т.2. 735 с.
139. Гоголь Н. В. Женитьба. М. Л., 1981. 119 с.
140. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 174 с.
141. Головко Н. А. Моральные нормы и личность. М., 1976. 63 с.
142. Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. 32 с.
143. Гольман И., Добробабенко Н. Практика рекламы. Новосибирск, 1991. 142 с.
144. Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М, 1996. 320 с.
145. Гомер. Одиссея, пер. В. А. Жуковского. М., 1987. 348 с.
146. Горохов В. М. Методы журналистского творчества. М., 1982. 151 с.
147. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. 117 с.
148. Горохов В. М. Слагаемые мастерства. М., 1982. 160 с.
149. Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М., 1997. 207 с.
150. Гринберг Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера М., 1995. 103 с.
151. Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. 274 с.
152. Гуггенбюль-Крейг А. Брак умер да здравствует брак! Пер. с нем. О. А. Коваль. Науч. ред. В. В. Зеленского. СПб., 1997. 116 с.
153. Гумницкий Г. Н. Основные проблемы теории морали. Иваново, 1972. 196 с.
154. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984. 350 с.
155. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. 366 с.
156. Данте Алигьери, Петрарка Франческо. Лирика. М., 1983. 207 с.
157. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1998. 958 с.
158. Дейян А. Реклама. М., 1993. 176 с.
159. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. Пер. с болг. Т. Е. Зюзюкиной, под ред. Н. Ф. Наумовой. М., 1979. 208 с.
160. Добрыня Никитич и Алеша Попович. М., 1997. 46 с.
161. Домострой. Спб., 1994. 399 с.
162. Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990. 267 с.
163. Достоевский Ф. М. Избранные сочинения. М., 1990. 604 с.
164. Достоевский Ф. М. Соч. в 2 т. М., 1987. Т.1. 477 с. Т. 2. 476 с.
165. Древний Восток и античный мир. М., 1972. 255 с.
166. Древний Восток, Индия, Китай, Япония, Таиланд. М., 1963. 224 с.
167. Древний Восток. М., 1975. 318 с.
168. Еврипид. Сборник. М., 1980. Т. 1 550 с. Т. 2. 654 с.
169. Женщина, брак и семья до начала Нового времени. Демографические и культурные аспекты. Под ред Ю. Л. Бессмертного. М., 1993. 154 с.
170. Жизнь в свете, дома и при дворе. М., 1990, 142 с.
171. Жуковский В. А. Избранные сочинения. М., 1982. 431 с.
172. Журналистика XX век: эволюция и проблемы. Тезисы международной научно-практической конференции. 24 — 25 апреля 1996 года. 197 с.
173. Забелин И. Е. Домашний быт русского народа в 16 и 17 столетиях. В 3-х кн. М., 1990. Кн. 1. 312 с.
174. Забелин И. Е. Как жили в старину цари государи. М., 1991. 42 с.
175. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе. М., 1992. 64 с.
176. Закон о рекламе. Предисл. Н. Е. Фонаревой. М., 1997. 53 с.
177. Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991. 206 с.
178. Засурский Я. Н. Журналистика и политика. М., 1987. 174 с.
179. Засурский Я. Н. Наедине со временем. Пер. с англ. М., 1988. 463 с.
180. Зацепин В. И. О жизни супружеской. М., 1978. 144 с.
181. Збигнев Лев-Старович. Секс в культурах мира. М., 1991. 255 с.
182. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR. Спб., 1996. 266 с.
183. Землянова Л. М. Современная американская коммуникавистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. 271 с.
184. Зеньковский B.B. Основы христианской философии. М., 1992. 268 с.
185. Иванов В. Г. История этики Древнего мира. Л., 1980. 224 с.
186. Иванов В. Г. История этики средних веков. Л., 1984. 279 с.
187. Изаков Я. И. О жизни и любви: Размышления. Екатеринбург, 1998. 192 с.
188. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968. 319 с.
189. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. 462 с.
190. Имелинский К. Психогигиена половой жизни. Пер. с польск. М., 1973. 256 с.
191. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей: медикопсихологические аспекты. Л., 1988. 160 с.
192. Карпов A.B. Психология принятия межличностных решений. Ярославль, 1993. 89 с.
193. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991. 280 с.
194. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М., 1995. 134 с.
195. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. 366 с.
196. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1, М., 1987. 87 с.
197. Козлов Н. И. Философия сказки для обдумывающих житье, йди Веселая книга о свободе и нравственности. М., 1996. 381 с.
198. Кон И. С.
Введение
в сексологию. М., 1989. 336 с.
199. Кон И. С. Дружба. Изд. 3. М., 1989. 350 с.
200. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 336 с.
201. Кон И. С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997. 464 с.
202. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. 383 с.
203. Кондорсэ Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. 265 с.
204. Корчагина И. Л. Парадоксы души русской женщины. М., 1997. 224 с.
205. Косвен М. О. Матриархат. История проблемы. М.-Л., 1948. 330 с.
206. Косвен M.О. Половые отношения и брак в первобытном обществе. М. Л., 1928. 76 с.
207. Костомаров Н. И. Русские нравы: домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1995. 651 с.
208. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. 575 с.
209. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. 575 с.
210. Кохтев Н. Стилистика рекламы. М., 1991. 92 с.
211. Краткий словарь по социологии. Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М., 1989. 479 с.
212. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М., 1995. 429 с.
213. Крылов И. В. Маркетинг. М., 1998. 192 с.
214. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. Антология рекламы. М., 1996. 184 с.
215. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., 1980. 309 с.
216. Культура и этика бизнеса: история, традиции, проблемы переходного периода. Материалы конференции 17 18 сентября 1997. Казань, 1997. 204 с.
217. Культурология в вопросах и ответах. Под. ред. докт. философ, наук, проф. Драч Г. В. Ростов-на-Дону, 1997. 480 с.
218. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 320 с.
219. Ларю Дж. Секс в библии / Пер. с англ. А.Блейз. М., 1995. 464 с.
220. Лебедев АН., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995. 144 с.
221. Леви В. Л. Искусство быть собой. М., 1991. 256 с.
222. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т.М., 1983. Т. 1. 391 с. Т. 2. 318 с.
223. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 с.
224. Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. Л., 1984. 32 с.
225. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. В. В. Федорина. М., 1995. 400 с.
226. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. 399 с.
227. Лотман Ю. М. О русской литературе. Спб., 1997. 845 с.
228. Лоуэн А. Любовь и оргазм: Революционный взгляд на сексуальную жизнь: Науч. изд-е / Поле Е. (пер. с англ.). М., 1997. 448 с.
229. Лукреций. О природе вещей, пер. Ф. А. Петровского. М., 1983. 383 с.
230. Майленова Ф. Г. Гуманистическое общение: в поисках гармонии: Нравств. психол. свойства межличност. общения. -М., 1995. 111 с.
231. Материалисты древней Греции. М., 1955. 239 с.
232. Матюшин Г. Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, особенности развития. М., 1997. 213 с.
233. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб., 1996. 160 с.
234. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. 623 с.
235. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М., 1996. 222 с.
236. Монтень М. Опыты. М.-Л., 1954 1960. Т. 1. 558 с. Т. 2. 652 с.
237. Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М., 1934. 350 с.
238. Морз Б. Лесбиянки. Пер. с англ. М., 1993. 160 с.
239. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996. 478 с.
240. Мэри Джо Фей. Реклама, маркетинг и дизайн в Интернете. Пер. с англ. М., 1999. 328 с.
241. Николаев H.И. Внутренний мир человека в русском литературном сознании XVIII века. Архангельск. 1997. 148 с.
242. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992. 368 с.
243. Обозов H.H. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. Спб., 1995. 39 с.
244. Обозов H.H. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. 192 с.
245. Партридж Б. История оргий. Пер. с англ. М., 1997. 160 с.
246. Петербуржцы 1997: символы, ценности, установки: Социологические очерки. СПб., 1997. 147 с.
247. Петровский A.B. Быть личностью. М., 1990. 112 с.
248. Платон. Государство. Соч. в 3 томах. М., 1972. Т. 3. С. 89 455.
249. Пол. Брак. Семья. / Под ред. П. Попхристова, Т. Бостанжиева, А.Бонева. София, 1977. 300 с.
250. Психология межличностных отношений. Сб. под ред. А. А. Бодалева. М., 1979. Выпуск 2 (12). 50 с.
251. Пушкарева Н. Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X начало XIX в.). М., 1997. 381 с.
252. Разумовский Б. Искусство рекламы. Минск, 1984. 112 с.
253. Реале Дж. И Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб, 1996. 710 с.
254. Рерих Н. К. Восток Запад. М., 1994. 103 с.
255. Рерих Н. К. Культура и цивилизация. М., 1994. 146 с.
256. Рожков И. Я. Реклама: планка для Профи: Реклама в условиях рынка 90-х. М., 1997. 205 с.
257. Розанов В. В. О понимании. Спб., 1994. 539 с.
258. Розин В. М., Шапинская Р. Природа любви: понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве. М., 1993. 173 с.
259. Розин В.M.
Введение
в культурологию. М., 1997. 224 с.
260. Русская культура и Восток. Симферополь, 1993. 86 с.
261. Русская культура и мир: Тезисы докладов участников второй международной научной конференции. Нижний Новгород, 1994. Часть 1. 205 с. Часть 2. 205 с.
262. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 2 кн. М., 1996. Кн. 1: части 1,2. 320 с. Кн.2: части 3, 4. 192 с.
263. Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993. 352 с.
264. Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. 443 с.
265. Рюриков Ю. Цвета любви: от страсти до игры. М., 1997. 144 с.
266. Рюриков Ю. Б. Любовь на исходе XX века. М., 1998. 186 с.
267. Сексуальная дисгармония (профилактика, коррекция, лечение). Сочи, 1989. 25 с.
268. Семенов Ю. И. Россия: что сней было, что сней происходит и что ее ожидает в будущем. М., 1995. 76 с.
269. Сигал Э. История любви./ Пер. с англ. Качанова В. Е. М., 1992. 128 с.
270. Словарь русского языка в четырех томах. М., 1981. Т. 1. 696 с. 1982. Т. 2. 736 с. 1983. Т. 3. 750 с. 1984. Т. 4. 792 с.
271. Современная женщина. Энциклопедический справочник. М., 1994.
272. Современная западная социология. Словарь. М., 1990. 432 с.
273. Соковин В. М. О природе человеческого общения (опыт философского анализа). Фрунзе, 1974. 146 с.
274. Соловьев B.C. Смысл любви. Избр. произв. М., 1991. 524 с.
275. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 1. 892 с.
276. Соловьев Н. С. Мудрость любви: жемчужины человеческой мысли. Пермь, 1997. 35 с.
277. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. 452 с.
278. Сосновский A.B. Лики любви (Очерки истории половой морали). М., 1992. 208 с.
279. Старобинский Э. Е. Самоучитель по рекламе. М., 1997. 304 с.
280. Старшая Эдда. Пер. А.Корсуна.// В кн.: Беовульф. М., 1975. С. 181 -356.
281. Супружество как точная наука в представлении американских писателей XX века. Пер с англ. / Сост. Л. Г. Беспалова. М., 1995. 470 с.4 195. Сэндидж Ч. и др. Реклама. Теория и практика. М., 1989. 630 с.
282. Тексты по истории социологии 19 20 веков. Хрестоматия. М., 1994. 379 с.
283. Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995. 300 с.
284. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М., 1997. 272 с.
285. Ученова В. В. Некоторые качественные зависимости структуры содержания массовых коммуникаций и структуры личности. / Материалы встречи социологов «Личность и массовая коммуникация». Под ред. Ю.Вооглайд. Тарту, 1969. 273 с.
286. Ученова В. В., Старуш «Филосовский камешек» рекламного творчества. М., 1997. 105 с.
287. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочество. М., 1994.96 с.
288. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 1. 573 с. Т. 2. 671 с. 1987. Т. 3. 830 с. Т. 4. 860 с.
289. Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996. 231 с.
290. Федотова Л. Н. Реклама в социальном пространстве. М., 1996. 106 с.
291. Феномен пола в культуре. Sex & Gender in culture: Материалы международной научной конференции. М. 15 17 января 1998 г. 206 с.
292. Феофанов О. США: реклама и общество. М., 1974. 262 с.
293. Философия любви: В 2 т. М., 1990. Т. 1. 508 с. Т. 2. 603 с.
294. Фильчикова Н. Реклама в прессе. М., 1977. 166 с.
295. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Социологические наблюдения. Л., 1977. 188 с.
296. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 с.
297. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989. 84 с.
298. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994. 494 с.
299. Фридланд Л. То, чего не должно быть. Записки врача о половых страданиях. Рига, 1990. 216 с.
300. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 446 с.
301. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 269 с.
302. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск, 1990. 157 с.
303. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов в 3-х томах. М., 1994. Галантный век. 478 с.
304. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995. 445 с.
305. Хасбулатова O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1860 1917). Иваново, 1994. 135 с.
306. Ходаков Н. М. Молодым супругам. М., 1980.168 с.
307. Христианство: словарь. Под общ. ред. Л. Н. Митрохина и др. М., 1994. 559 с.
308. Человек текст — культура. Екатеринбург, 1994. 235 с.
309. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. / Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1996. 376 с.
310. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. 238 с.
311. Чернова О. В. История культуры быта. Пенза, 1998. 164 с.
312. Чернова О. В. История культуры быта. Пенза, 1998. 164 с.
313. Шамилов М. Реклама и специализированная периодика Великобритании.// Единство информации и анализа в публицистике. Казань, 1974. С. 101 110.157.
314. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. 215 с.
315. Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., 1988. 222 с.
316. Шестаков В. П. Философия любви и красоты эпохи Возрождения. // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М., 1992. 367 с.
317. Энгельштейн Л. Ключи счастья: Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX и XX веков. / Пер. с англ. В.Павлова. М., 1996. 572 с.
318. Энциклопедия для юношей и мужчин. Спб. 1995. 544 с.
319. Эткинд А. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России. М., 1994. 376 с.
320. Юм Д. Соч. в 2 т. М., 1996. Т. 1. 733 с. Т. 2. 799 с.
321. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Спб., 1994. 414 с.
322. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. 267 с.
323. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973. 40 с.
324. Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997. 352 с. СТАТЬИ:
325. Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность. 1991. № 4- 1992. № 6.
326. Айвазова С. К истории феминизма // Там же. 1992. № 6.
327. Андреева И. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи // Вопросы философии. 1980. № 1.
328. Деке В. У ичтоков дружбы. // Молодой коммунист. 1974. № 12.
329. Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов // Вопросы философии. 1988. № 5.
330. Козырев А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7.
331. Кон И. Секс, общество, культура. // Иностранная литература. 1970. № 1.
332. Миллет К. Теория сексуальной политики. // Вопросы философии. 1994. № 9.
333. Одинцова Е. Я вышла замуж за иностранца. // Вояж. Лето 1995. С. 128.Ю.Павлова Н. Путешествие за обрядом.// Молодой коммунист. 1974. № 12.П.Парамонов Б. Воительница: (Камилла Палья и «русская идея») // Звезда. 1993. № 2.
334. Шлосберг А. Начало периодической печати в России. // Журнал Министерства народного просвещения, 1911, № 9. С. 75.
335. Юлина Н. С. Женщина, семья и общество: Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы философии. 1994. № 9.
336. Юлина Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты: (Феминистская мысль в США) // Там же. 1988. № 5.
337. Кон И. С. Понятие дружбы в Древней Греции. // Вестник древней истории. 1974. № 3.ДИССЕРТАЦИИ. АВТОРЕФЕРАТЫ:
338. Баллер Э. Проблема преемственности в развитии культуры. Автореф. дис. .д-р философ, наук. М., 1966. 35 с.
339. Богачева Н. Эстетические проблемы рекламы. Автореф. дис. .канд. философ, наук. М., 1968. 21 с.
340. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. Автореф. И. Ф. Илларионова. М., 1990. 25 с.
341. Гавра Д. П. Общественное мнение в системе социального управления. Дис. д-ра соц. наук. Спб., 1995. 445 с.
342. Кукля Е. Методологические проблемы социальной регуляции. Дис. канд. филос. наук. М., 1992. 144 с.
343. Минаев О. Т. Включение личности в сферу влияния СМИ. Автореф. дис. .социол. наук. Минск, 1982. 19 с.
344. Музыкант В. Л. Реклама как социальный институт. Автореф. .др социол. наук. М., 1998. 45 с.
345. Почепко В. В. Влияние СМИ на духовную культуру общества. Автореф. дис.. фил. наук. Л., 1981. 24 с.
346. Фирсов Б. М. Массовая коммуникация в условиях различных социальных систем. Автореф. дис. .социол. наук. М., 1979. С. 41.
347. Шигапова Д. К. Реклама как социальный институт. Дис. .социол. наук. Казань, 1995. 138 с.
ЛИТЕРАТУРА
НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
348. Advertising and public relations in Britain. London, 1976. P.487.
349. Berko R. Communicating: a social and career focus. Mifflin, 1977. P.312.
350. Bartos R. Marketing to women around the world. Boston, 1989. P.245.
351. Cohen D. Advertising. N.J., 1972. P. 689.
352. Cohen Y.A. Patterns of Friendship. In: Cohen Y. (Ed.). Social Structure and Personality. N.Y., 1961. P.78−104.
353. Duck S. (Ed.) Handbook of Personal Relationships. N.Y.-L. 1988. P.510.
354. Eisenstadt S.N. Ritnalized personal relations: blood brotherhood, best friends, compadre, ets.: some comparative hypotheses and suggestions. Man, July 1956. vol.56. P.90−95.
355. Ickes W. (Ed.) Compatible and Incompatible Relationships. N.Y., 1984. P.344.
356. Jovet G.S., O’Donnell. Propaganda and persuasion. Newbury Park etc., 1992. P.60.
357. O. Klein E.A. Comprehansive Etymological Dictionary of the English Language, vol.1. Amsterdam L., 1966. P.622.
358. Maciver. R. Society, its structure and changes. N.Y., 1931. P.530.
359. Newcomb T.M. The Acguaintance Process. N.Y., 1961. P.216.
360. Sampson H. History of Advertising from the earliest times. London, 1874. P.687.
361. Taffel H., Frazer C. And Jaspars J. (Eds.) The Social Dimension: European Perspectives on Social Psychology. Cambridge, 1984. P.510.ПЕРИОДИКА:
362. Брачная газета. 1906, 1907.2. Вояж. 1995 1998.
363. Газета брачных объявлений. 1960, 1961, 1965, 1970,1980, 1981, 1985, 1987.4. Газета для женщин. 1996.5. Двое. 1992, 1996 1998.6. Знакомства. 1995 1998.7. Известия. 1996 1998.8. Мегаполис. 1998, 1999.9. Москвичка. 1995, 1996.
364. Московские ведомости. 1855.11.Неделя. 1996, 1997.
365. Новое время. 1876, 1900 1914.
366. Рекламный вестник. 1994, 1995.14.Сваха. 1905, 1906.15.Спид инфо. 1996 — 1998.
367. Учительская газета. 1993, 1994, 1995. 17. Частная жизнь. 1994 1998.18.Экспресс газета. 1996.