Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика формирования стратегии ценообразования энергокомпаний в условиях конкурентного рынка электроэнергии (мощности)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложенная для использования оптимизационная модель работает на основе Программного комплекса, осуществляющего моделирование (имитацию) работы российского оптового рынка на основе условных данных по ЕЭС России. Данный Программный комплекс автоматически учитывает ряд определяющих цены факторов (комплекс работает согласно законодательно закрепленным правилам работы рынка, в Базу данных комплекса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩЕМИРОВАЯ И РОССИЙСКАЯ ТЕНДЕНЦИИ СТРУКТУРНЫХ ПЕРЕМЕН В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
    • 1. 1. ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СТРУКТУРНЫХ ПЕРЕМЕН В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОТРАСЛИ
    • 1. 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ
    • 1. 3. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) В РОССИИ
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕН ЭНЕРГОКОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)
    • 2. 1. РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ, СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
    • 2. 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕН ЭНЕРГОКОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА
    • 2. 3. ВЫБОР МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦЕН ЭНЕРГОКОМПАНИЙ
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ЭНЕРГОКОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)
    • 3. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ И ВАРИАНТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ
    • 3. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАСЧЕТОВ
    • 3. 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ

Методика формирования стратегии ценообразования энергокомпаний в условиях конкурентного рынка электроэнергии (мощности) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование российской электроэнергетики является закономерным этапом ее развития и, вместе с тем, частью общей тенденции изменения основных принципов организации отрасли в зарубежных странах. Процесс реформирования российской электроэнергетики, начавшийся еще в середине 90-х годов, сегодня продолжается — достигнуты определенные результаты, постепенно закладываются новые основы и принципы работы отрасли. Конечной целью реформы является создание в России полноценного конкурентного рынка электроэнергии (мощности).

Преобразования в электроэнергетике России, которые уже состоялись и проведение которых еще состоится, означают кардинальное изменение системы организации отрасли, в том числе изменение системы ценообразования: переход от затратного подхода к рыночному установлению цен. В условиях развития рыночного ценообразования в отрасли столь традиционно «определенные» вопросы по поводу установления цен на электроэнергию (мощность) для энергокомпаний становятся одними из самых актуальных, поскольку во многом определяют результаты их работы на рынке, и сложных, так как требуют совершенствования существующих методик ценообразования. Именно поэтому в новых, рыночных условиях исследование методической основы принятия решения о ценах и вопросы формирования стратегии ценообразования российских энергокомпаний приобретают особую актуальность, как в части анализа применяемых методик, так и в части разработки новых, отвечающих современным условиям.

Целью исследования является научное обоснование и разработка методики формирования стратегии ценообразования энергетических компаний в условиях конкурентного рынка электрической энергии (мощности). Задачи исследования определены его целью и сводятся, главным образом, к следующим:

1. Провести анализ мировых тенденций в области реорганизации электроэнергетики зарубежных стран и специфики становления конкурентных отношений в отрасли;

2. Оценить состояние и перспективы развития современного российского рынка электроэнергии (мощности);

3. Определить основные особенности каждого этапа процесса формирования стратегий цен энергокомпаний в соответствии с отраслевой спецификой;

4. Проанализировать особенности, ретроспективу и современное состояние методической основы ценообразования в российской электроэнергетике, а также основные особенности ценообразования на электроэнергию в условиях рынка;

5. Разработать методику формирования стратегии цен энергокомпаний в рыночных условиях, базирующуюся на комбинированном использовании традиционного для энергетики метода ценообразования (метод полных затрат) и метода математического моделирования (использование оптимизационной модели российского оптового рынка электроэнергии (мощности)).

6. Апробировать предложенную методику применительно к генерирующей компании в атомной энергетике.

Объект исследования. Генерирующие компании электроэнергетики в условиях становления и развития российского конкурентного оптового рынка электроэнергии (мощности).

Предмет исследования. Особенности и порядок формирования стратегии ценообразования энергетических компаний в условиях конкурентного оптового рынка электрической энергии (мощности).

Информационную базу исследования составили научно-практические труды специалистов в области экономики (ценообразования) в электроэнергетике, а также нормативные правовые акты Российской.

Федерации в области электроэнергетики и научные публикации, посвященные тематике исследования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют традиционные для электроэнергетики методы ценообразования, экономико-математические методы и инструменты математического моделирования, а также исследования научных организаций и труды российских и зарубежных ученых в области принятия решения о ценообразовании в энергокомпаниях.

Степень обоснованности научных положений, выводов и практических рекомендаций, содержащихся в диссертации. Полученные в работе выводы и предложения по формированию стратегии цен энергокомпаний в условиях конкурентного рынка электроэнергии (мощности) основаны на анализе и применении современной методологии ценообразования энергопредприятий, доработанной с учетом специфики отрасли и новых условий с использованием методов экономико-математического моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке методики формирования стратегии цен энергокомпаний, отличающейся комбинированным применением традиционного для электроэнергетики метода ценообразования (метод полных затрат) и метода математического моделирования (использование оптимизационной модели российского оптового рынка электроэнергии и мощности в режиме имитационного моделирования). Указанные методы позволяют оценить диапазон возможных уровней цен энергокомпании на рынке и в зависимости от конкурентоспособности компании (согласно приведенным в работе типовым условиям) определить конкретные ценовые предложения.

Значение полученных результатов для теории и практики состоит в том, что предложенная методика позволяет определить стратегию ценового поведения энергетических компаний на конкурентном энергорынке, с учетом специфики энергокомпаний, особенностей организации российского оптового рынка электроэнергии (мощности) с помощью использования традиционного метода ценообразования (метод полных затрат) и результатов использования оптимизационной модели российского оптового рынка электроэнергии (мощности).

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов. Полученные результаты исследования были использованы во ФГУП концерн «Росэнергоатом» при подготовке постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 81 «Об определении источников возмещения расходов на обеспечение деятельности и выполнение обязанностей эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии». Кроме того, результаты исследования использовались при подготовке плана основных показателей работы МУП «ИвГЭС» на 2006 год. Предлагаемую методику целесообразно использовать для обоснования выбора стратегии ценового поведения энергокомпаний на рынке, а также в целях краткосрочного планирования деятельности предприятия и оценки его конкурентных позиций на рынке.

Апробация результатов исследования. Разработанные автором предложения и методические рекомендации были представлены автором на 20-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (секция «Реформирование монополий в отраслях ТЭК России»). Москва, Государственный университет управления, 16−17 марта 2005 г. Кроме того, работа выдвигалась на соискание премий Правительства Российской Федерации 2005 года в области науки и техники для молодых ученых.

Публикации. По теме исследования было опубликовано 6 работ без соавторов общим объемом 1,2 печатных листа.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения (4 стр.), трех глав (128 стр.), заключения (3 стр.), в том числе 32 рисунка и 22 таблицы, списка использованной литературы (143 источника, 9 стр.). Общий объем работы -146 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проведенные преобразования в российской электроэнергетике коренным образом меняют систему организации отрасли, в том числе систему ценообразования. Несмотря на то, что значительные объемы электроэнергии сегодня покупаются и продаются по установленным затратным методом тарифам (торговля по регулируемым договорам), на рынке «на сутки вперед» действует рыночная система ценообразованияцены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. При этом общим направлением реформы предусматривается постепенное увеличение объемов купли-продажи электроэнергии по нерегулируемым ценам.

2. В системе рыночных отношений и рыночного ценообразования соответственно для энергетических компаний вопросы об установлении цен и формировании стратегии ценообразования характеризуются высокой актуальностью и требуют применения соответствующих методических инструментов, отвечающих современным условиям.

3. В диссертации выделены особенности ценообразования на электроэнергию (мощность) и показано, что существующих методов ценообразования, применяемых в энергетике, для установления цен и формирования полноценной стратегии ценообразования недостаточно, поскольку они не позволяют учесть основные факторы, оказывающие влияние на уровень цен на электроэнергию (мощность) в условиях рынка (спрос, деятельность конкурентов, правила организации рынка и так далее).

4. Предложенная в диссертации методика формирования стратегии цен энергокомпаний базируется на комбинированном использовании результатов применения затратного метода ценообразования (метод полных затрат) и оптимизационной модели российского оптового рынка электроэнергии (мощности), позволяющих определить возможный диапазон уровня ценового предложения энергокомпании на рынке. Выделенные типовые условия формирования стратегии ценообразования в зависимости от конкурентоспособности энергокомпании и установленный диапазон цен позволяют упростить процесс формулировки стратегии ценового поведения энергетических компаний на рынке.

5. Предложенная для использования оптимизационная модель работает на основе Программного комплекса, осуществляющего моделирование (имитацию) работы российского оптового рынка на основе условных данных по ЕЭС России. Данный Программный комплекс автоматически учитывает ряд определяющих цены факторов (комплекс работает согласно законодательно закрепленным правилам работы рынка, в Базу данных комплекса заносятся значения спроса на электроэнергию по ОЭС Европейской части России и Урала, показатели работы генерирующих предприятий каждой ОЭС, значения межсистемных перетоков) и в целях формирования стратегии цен позволяет определить (смоделировать) поквартально на год значения возможных ценовых предложений и объемы поставок электроэнергии на оптовый рынок генерирующих предприятий (поставщиков).

6. В результате проведенных расчетов установлено, что метод полных затрат составляет основу методики формирования стратегии ценового поведения энергокомпании и позволяет определить минимально необходимый уровень ценового предложения на рынке. Ценовые предложения ближайших конкурентов, полученные по результатам имитационного моделирования, дают возможность оценить конкурентные позиции компании на рынке и максимально возможный уровень ценового предложения. В результате может быть получен диапазон ценового предложения энергокомпании на рынке. В работе предложены типовые условия конкурентоспособности компании на энергетических рынках, на основе которых формируется конкретная стратегия ценового поведения. Выявлено, что в силу отраслевых особенностей развитие конкурентных отношений возможно между однотипными производителями (ГЭС, ГРЭС и т. д.), а также между АЭС и крупными ГРЭС. При этом различные типы производителей имеют свою специфику в области ценообразования. Предлагаемая методика была апробирована на примере экспериментальных расчетов в масштабах Европейской части ЕЭС России для типовой АЭС.

7. В целом предложенная методика позволяет более комплексно подойти к проблеме формирования стратегии цен энергокомпаний, так как позволяет учесть специфику отрасли и ряд факторов, оказывающих влияние на уровень цен энергокомпании в условиях рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие/Отв. ред. Г. А. Александров. М.: Издательство БЕК, 2002. — 544 е.-
  2. Ю.Л. Проблемы совершенствования организации и экономических методов управления в электроэнергетике России. Иваново: Ивановский Государственный Энергетический Университет, 1997. — 296 е.-
  3. Анализ производственно-хозяйственной деятельности энергетических предприятий./Под ред. Р. Е. Лещинера и М. А. Саркисова. М.: Энергоатомиздат, 1983. — 176 е.-
  4. И.М., Окороков В. Р. Методы технико-экономического анализа в электроэнергетике. Л.: Наука, 1998. — 264 е.-
  5. В.М. Стратегический менеджмент.: Учебное пособие. СПб.: Издательство СП6ГУЭФ, 1998. — 161 е.-
  6. И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент: инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. — 380 е.-
  7. И.В. Основы стратегии ценообразования предприятия (фирмы): Учебное пособие. М.: Издательство МГОУ, 2002 89 е.-
  8. В.Я., Куликова К. А. Стратегический менеджмент: (На примерах компаний топливно-энергетического комплекса): Учеб. М., 2003 (ИЦГОУВПО ГУУ 128 с.ил., карт., табл., 20 см. — Библиогр.: с. 125−126.-
  9. И.Ю., Панина О. В., Головинский В. В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. М/.КНОРУС, 2004. — 160 е.-
  10. Бизнес-планирование в акционерных обществах энергетики и электрификации./Под ред. С. В. Образцова. ЮЦПК РП «Южэнерготехнадзор», Пятигорск, 1997. 104 е.-
  11. В.В. Ценообразование: Учебное пособие. М.: ИНФРА -М, 2005.-422 е.-
  12. Л.Д., Ратников Б. Е. Эффективная энергокомпания: экономика, менеджмент, реформирование М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2002.-с.544-
  13. А.И. Цены и ценообразование: Учебное пособие М.: Издательство «Экзамен», 2003.-288 е.-
  14. И.П. Управление издержками и ценообразование.:Учебное пособие. М.: Экспертное бюро.- М.1997 64 е.-
  15. А.ф., Платонов В. В. Единая электроэнергетическая система России в период рыночных преобразований: Учебное пособие. М.: Издательство МЭИ, 2003.- 152 е.-
  16. А.Ф., Платонов В. В. Занижение тарифов инструмент политических технологий и экономическое разрушение будущего России. -М.: Издательство МЭИ., — 2002. — 32 е.-
  17. О.Н., Кузнецова Е. Ю. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. Екатеринбург: Издательство ИПК УГТУ, 2000. — 220 е.-
  18. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) —
  19. JI.A. Ценовая политика предприятия: Учебное пособие. Братск. Бр. ГТУ. 2000, — 119 с-
  20. B.C., Слепаков С. С. Актуальные аспекты реформирования естественных монополий (на примере электроэнергетики). Волгоград.: издательство ВолгаГУ. 2001.-40 е.-
  21. Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных систем.:Учебное пособие для студентов ВУЗов, М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.: Издательство «Дело».2003. -335 е.-
  22. Коммерческое ценообразование. /Под ред. Сарафановой Е. В. М.: Издательство «Альфа-пресс». 2004. — 172 е.-
  23. Г. Г. Моделирование социальных и экономических систем на предприятиях ТЭК: Сб. статей Горного информационно-аналитического бюллетеня. 2004.-№ 1. — 38 с. — М.: Издательство МГГУ, 2004-
  24. В.Ф., Воробьев А. И., Глушков А. Н., Кожин В. М. Корпоративное управление ядерным энергетическим комплексом России. -М.: Издательский дом «Грааль». 2002. 440 с-
  25. Ю.И. Математическое моделирование как метод научного познания в экономике. Лекция.М.: Издательство МСХА, 2003 22 е.-
  26. В.М. Ядерный топливный цикл: Технологии, безопасность, экономика М.: Энергоатомиздат, 2005. — 316 е.-
  27. Н.Г. Мировая практика бизнеса в электроэнергетике.: учебное пособие -М.: ГАУ, 1997. 64 е.-
  28. Б. К. Молодюк В.В. Основы формирования тарифов на электрическую энергию на рынках России. М.: Издательство МЭИ, 1998. -44с.-
  29. .К., Молодюк В. В. Расчет экономической эффективности работы электростанций на рынке электроэнергии.: Уч. пособие.: 2-е издание переработанное и дополненное. М.: Издательство МЭИ, 2002. — 122 е.-
  30. О.В. Моделирование долгосрочного рыночного равновесия в электроэнергетике при неэластичном спросе. Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2004.-20 е.-
  31. Менеджмент в электроэнергетике. Учебное пособие/Под ред. Дьякова А. Ф. М.: Издательство МЭИ, 2002. — 448 е.-
  32. В.Н. Устойчивое функционирование предприятия в инфраструктуре регионального рынка: теория и методология. -СПб. Издательство СПбГУЭФ, 2002. -160 е.-
  33. В.И., Михайлов К. Л. Теория и практика рыночного ценообразования: Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство «МАНЕБ», 2001.-324 е.-
  34. А.В. Анализ хозяйственной деятельности энергетических предприятий. Учебник для техникумов. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 192 е.-
  35. Основы стратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий: Учебное пособие. Новосибирск: издательство НГТУ. 2001. -111с-
  36. И.В. Экономико-математическое моделирование.: Практическое пособие по решению задач. М.: Вузовский учебник, 2004. — 144 е.-
  37. Положение о порядке получения статуса участника сектора свободной торговли и ведении реестра субъектов оптового рынка электроэнергии-
  38. Порядок взаимодействия инфраструктурных организаций и участников оптового рынка, связанных с расчетами стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке-
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" —
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" —
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" —
  42. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" —
  43. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 года № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года № 643" —
  44. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября2005 года № 620 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации по вопросам сектора отклонений оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" —
  45. Постановление ФЭК России от 29 октября 2003 года № 89-э/1 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), поставляемую на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)" —
Заполнить форму текущей работой