Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности показало, что формирование ее высокого уровня обеспечивается овладением системой профессиональных, гуманитарных и правовых знаний, навыков и умений, применением их в работе с гражданами. Наряду с этим в структуре психологической готовности важное место занимают профессиональные личностные качества, основа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической 12 готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Проблема психологической готовности рядового, начальст- 12 вующего и руководящего состава органов внутренних дел
    • 1. 2. Анализ исследований психологической готовности сотрудников 33 органов внутренних дел к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Психологическая готовность как фактор успешности деятельно- 58 ста личности сотрудника органов внутренних дел
  • Глава 2. Психолого-педагогические условия совершенствования 79 готовности сотрудников органов внутренни^Ц&л к профессиональной деятельности
    • 2. 1. Организация и методика исследования психологической готов- 79 ности к решению оперативно-служебных задач
    • 2. 2. Формирование основных компонентов и структуры психологи- 95 ческой готовности рядового и начальствующего состава милиции
    • 2. 3. Формирование основных компонентов психологической готов- 118 ности руководящего состава милиции

Развитие психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальная направленность, психолого-педагогическое содержание, особенности развития и формирования психологической готовности кадрового состава системы МВД России в настоящее время обусловлены, прежде всего, трудностями развития российского общества, системы правоохранительных органов, Министерства внутренних дел. Данные трудности усугубляются жесткими ресурсными, в том числе финансовыми, ограничениями проводимого реформирования органов внутренних дел. В настоящее время наблюдается снижение уровня профессиональной подготовки личного состава, размывание кадрового ядра органов внутренних дел, а также ухудшение качественных характеристик кандидатов на службу.

При этом следует отметить, что задача борьбы с преступностью в современной России, в большинстве случаев осуществляемая работниками органов внутренних дел, поднимается на общегосударственный уровень в связи с усложнением криминогенной обстановки, изменением качественных характеристик преступности. В условиях качественного изменения преступности в современном российском обществе сотрудники органов внутренних дел должны уметь быстро ориентироваться в выборе оптимальных средств защиты общества, выработке стратегии безопасности, преуспеть в организации превентивных мер охраны населения от преступных посягательств. Эти крайне напряженные социально-психологические условия профессиональной деятельности обостряются и переживаемыми страной социально-экономическими трудностями, которые коснулись и подавляющего большинства сотрудников ОВД. В такой ситуации психолого-педагогическая работа еще не стала приоритетной задачей руководителей всех уровней системы МВД России. Несмотря на принимаемые меры, текучесть кадров остается высокой. Объем нагрузок на сотрудников основных служб в два-три раза превысил допустимые нормативы, сводя зачастую на нет усилия по наведению порядка и обеспечению безопасности граждан. Следовательно, проблема психологической готовности сотрудников психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности приобретает в настоящее время особое социальное и политическое значение.

Анализируя степень разработанности выносимой на защиту темы диссертационного исследования, необходимо отметить, что психологическое исследование профессиональной деятельности впервые получило развитие в трудах О. Липмана, Г. Мюнстерберга, Ф. Тейлора, В. Штерна.

Анализ современных социально-психологических аспектов трудовой деятельности базируется на исследованиях профессионально значимых качеств и состояний, осуществленных Б. Г. Ананьевым, В. В. Белоусом, JI.C. Выготским, А. Н. Леонтьевым, B.C. Мерлиным, С. Л. Рубинштейном.

В отечественной психологии проблема готовности к профессиональной деятельности активно-действенной личности изучена в работах М. П. Виноградова, Ю. П. Ветрова, Н. В. Голикова, Е. П. Ильина, ТА. Кандыбовича, Л. С. Нерсесяна, В. А. Пономаренко, В. Н. Пушкина, А. А. Ухтомского, В. К Шаповалова.

Проблемы психологической мобилизации в профессиональной деятельности освещены в работах К.А. Абульхановой-Славской, В. Г. Асеева, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, А. И. Китова и A.M. Столяренко, Н.И. На-енко, В. П. Трубочкина.

Некоторые аспекты формирования готовности к деятельности представлены в специальных исследованиях С. А. Багрецова, В. В. Белоухова, В. Н. Бешенцева, А. А. Волкова, А. В. Козубовского, А. В. Липницкого, С И. Мак-шанова, Н. И. Минко, A.M. Морозова, В. П. Озерова, B.C. Олейникова, А. Н. Печникова, В. М. Позднякова, М. В. Строгаса, А. Б. Трофимова, Ю. А. Шарапова, А. П. Шарухина и других ученых.

Значительный вклад в изучение психологических особенностей юридической деятельности внесли В. Л. Васильев, М. И. Еникеев, А.Э. Жалин-ский, М. О. Калашников, Н. Н. Силкин, В. Г. Третьяк, Ю. В. Чуфаровский.

На важность психологической подготовки специалистов к решению задач в трудных, экстремальных условиях указывают в своих исследованиях Н. М. Буланов, М. В. Ермолаева, В. К. Коломеец, А. В. Родионов, Л. Г. Рязанова, А. П. Самонов, A.M. Столяров.

Специфические проблемы волевой подготовки разработаны в научных трудах Г. М. Гагаевой, А. Ц. Пуни, П. А. Рудика, эмоциональной устойчивости — К. К. Платонова и JI.M. Шварца. Зависимость психологической готовности от специфики трудовой деятельности, профессиональных знаний, навыков и умений констатируется в трудах Е. А. Милеряна, П. В. Симонова.

В исследованиях Ю. П. Адамова, А. И. Алексеева, Н. И. Гавриловой, Г. Г. Доспулова, И. И. Ильясова, М. М. Маджитова, B. JL Марищук, И. Б. Пономарева, А. Р. Ратинова, А. И. Сергеева, Ю. Г. Торбина и JI.A. Шварца сформулирован вывод о необходимости включения в психологическую подготовку сотрудников органов внутренних дел вопросов отработки стандартных тактических действий при осуществлении оперативно-служебной деятельности.

В зарубежных странах практику формирования психологической готовности полицейских исследуют Д. Грубер, Б. Даммерт, Д. К. Дас, М. Канзу, Д. Лестер, P.P. Роберг и др.

Вместе с тем, в перечисленных исследованиях недостаточно полно анализируются психологические и педагогические условия развития психологической готовности к профессиональной деятельности.

Вышеизложенное и обусловило цель нашего исследования, а именно: определить важнейшие психолого-педагогические условия и факторы развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Объект исследования: психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: процесс развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты ряд предположений, выступивших в качестве гипотезы исследования: психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел является субъектным образованием, имеющим сложную структуру, образуемую взаимодействием компонентов, рефлексируемых сотрудниками ОВД в той мере, в какой она представлена в их понятиях и представлениях, отражающих психологическую готовность к профессиональной деятельностив качестве основных детерминант обуславливающих психологическую готовность выступает наличие уровня сформированности знаний о ее функциях, способах выделения и обозначенияпсихологическая готовность предполагает наличие важнейших психолого-педагогических условий, а также разработки системы целенаправленного развития данного психологического новообразованияразвитию психологической готовности сотрудников органов внутренних дел способствуют: оптимальный стиль общения, отсутствие негативной обстановки, осознание ценности социального бытия других людей, соблюдение коммуникативной культуры (вербальной, невербальной) в общении, поведении, толерантность, доверие, отсутствие завышенных претензий и др.

Исходя из выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ литературы по исследованию психологической готовности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Определить содержание понятия «психологическая готовность» и выделить ее психологические корреляты, функции и детерминанты развития.

3. Выявить специфику представлений сотрудников органов внутренних дел о психологической готовности, как субъектном образовании и факторах, определяющих его адекватность, рефлексию.

4. Выявить психолого-педагогические условия успешного развития готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

5. Разработать систему психологических заданий, способствующих развитию психологической готовности сотрудников ОВД к профессиональной деятельности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные положения философии, психологии и педагогики в области теории познания, формирования и развития личности и социальной сущности человека, разработанные в трудах А. Т. Здравомыслова, Г. А. Ильиной, Е. А. Климова, Я. А. Коменского, И. Я. Лернера, Д. Локка, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци,. В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других.

Научно-теоретической основой исследования послужили работы Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, Дж. Глясса, П. М. Гриценко, М. И. Дьяченко, В. В. Карпова, К. В. Кузминой, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Л. С. Рубинштейна,.

A.Л.Свенцицкого, В. Я. Слепова, В. И. Хальзова, В. В. Шпалинского,.

B.А.Ядова. В. А. Якубы, В. А. Якунина.

Изучение психологической готовности к профессиональной деятельности основано на исследованиях Г. М. Андреевой, Л. Г. Асмолова, B.C. Ма-гуна, Ш. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, П. Н. Шихирева. Методологической основой понимания готовности к профессиональной деятельности выступила диспозиционная концепция, отраженная в трудах Г. Олпорта и В. А. Ядова.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, теоретический анализ отечественной и зарубежной психологической, философской, социологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследованияэмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседы, контен-анализ, методы качественной обработки эмпирических данных.

Этапы н база диссертационного исследования. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап — 1999;2000гг. — связан с изучением состояния психологической готовности сотрудников органов внутренних дел, обоснованной в научной литературе, а также в педагогической и психологической практикеразработаны теоретико-методологические позиции исследованиянакоплен личный опыт организации процесса развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Второй этап — 2000;2001гг. В его рамках проведен констатирующий эксперимент на базе Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД России, Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации МВД России, Учебного центра ГУВД Ставропольского краяопределены механизмы внедрения технологий развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельностиразработана программа формирующего эксперимента.

На третьем этапе — 2001;2002гг. — осуществлен формирующий эксперимент по развитию психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— рассмотрен и проанализирован теоретический и эмпирический материал по проблеме психологической готовности, имеющийся в отечественной и зарубежной психологии;

— предложено авторское определение понятия «психологическая готовность»;

— выявлены ее содержательные корреляты, функции и детерминанты развития;

— выявлены психолого-педагогические условия развития готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: раскрыта специфика развития представлений сотрудников органов внутренних дел о психологической готовности как субъектном образованиираскрыта сущность психологической готовности в новых социально-психологических условияхполученные данные позволяют уточнить роль психологической готовности сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельноститеоретически обоснована структурная система заданий по развитию психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности.

Полученные результаты являются значимыми для развития педагогической психологии.

Практическая значимость диссертационного исследования: -положения и выводы исследования углубляют представления о стратегии развития психологической готовности с учетом современных задач, стоящих перед органами внутренних дел;

— разработана, внедрена и проверена опытным путем программа развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел как условия их успешной профессионализации;

— предложена серия психолого-педагогических методик для диагностики и прогнозирования развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности;

— материалы проведенного исследования могут найти применение в практике работы учреждений МВД России, на основе взаимодействия различных институтов и дальнейшего поиска путей и методов совершенствования процесса развития психологической готовности.

Результаты исследования могут быть использованы не только в системе высшего образования МВД РФ, но также в различных формах повышения квалификации работников правоохранительных и правоприменительных органов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Модель развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности, состоящая из следующих структурных компонентов:

— мотивационно-целевой блок (предполагает развитие психологической готовности сотрудников органов внутренних дел, мотивацию к овладению способами взаимодействия в деятельности, обучение сотрудников органов внутренних дел использованию методов психологической самодиагностики, интерпретации ее результатов);

— интеллектуально-когнитивный блок (включает овладение технологиями развития психологической готовности, знание психологических закономерностей эффективной профессиональной деятельности);

— организационно-деятельностный блок (связан с применением комплекса организационно-развивающих форм);

— рефлексивно-оценочный блок (связан с применением диагностических методик с целью выявления уровня психологической готовности сотрудников органов внутренних дел).

2. Комплекс критериев измерения уровней развития психологической готовности: психологическая надежность (устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных условиях) — эмоциональная устойчивость (характер, интенсивность и длительность эмоционального возбуждения и его колебания) — саморегуляция (умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него) — развитость мотивационной сферы (любовь к профессии и к конкретному виду профессиональной деятельности).

3. Психолого-педагогические условия развития указанного процесса, в частности,.

— педагогические: наличие отвечающей современным требованиям правоохранительной деятельности системы профессиональной подготовки кадровобязательность постоянных тренировок для поддержания необходимого уровня психологической готовности к профессиональной деятельностиповышение значимости психологической готовности в процессе воспитания личного состава;

— психологические условия: исключительная сложность деятельности органов правопорядкавысокая степень конфликтогенности при осуществлении оперативно-служебных задачнеизбежность возникновения стрессовых ситуаций в процессе осуществления правоохранительной деятельностиособый характер требований, предъявляемых к социально-психологическим качествам сотрудника органов внутренних дел (высокое чувство ответственности, долгауверенность в себеэмоциональная устойчивостьсамообладаниезнание трудностей решаемых задач и настойчивость в их преодоленииустойчивость к неожиданному, новому, непредвиденномук риску, к неудачам).

Апробация результатов диссертационного исследования проводилась в рамках учебного процесса в Ставропольском филиале Краснодарского юридического института МВД России, Ставропольском филиале Всероссийского института повышения квалификации МВД России, в Учебном центре ГУВД Ставропольского края. Ход экспериментальной работы, итоги реализации программы и выводы обсуждены на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД РФ, кафедры психологии и педагогики высшей школы Северо-Кавказского государственного технического университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Диссертация изложена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совокупность задач, связанных с формированием кадрового потенциала системы МВД России, можно разделить на стратегические, тактические и оперативные, требующие своего решения и выполнения в настоящее время.

К стратегическим следует отнести, прежде всего, формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного, нравственно и психологически устойчивого кадрового корпуса органов внутренних дел, наиболее полно соответствующего социально-политическим, экономическим, криминогенным, а также другим существующим и прогнозируемым условиям, способного эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел обществом и государством. Только достижение данной цели позволит обеспечить решение другой стратегической задачи — последовательный переход от традиционного для России, главным образом репрессивного, типа деятельности правоохранительных органов к модели деятельности, характеризующейся служением обществу и людям, обеспечивающей тесное взаимодействие между милицией и гражданами, их активное и, самое главное, результативное сотрудничество.

Общий кризис системы социального управления и обострение криминогенной ситуации в современном российском обществе приводят к тому, что работники правоохранительных органов все чаще оказываются в ситуации, когда они находятся один на один с преступными деяниями, не чувствуя за собой общесоциальной, организационно-правовой, оперативно-служебной и специализированной психологической поддержки. Это приводит к различным негативным последствиям как в социальной, так и в психологической сферах жизнедеятельности профессионала, которые существенно влияют на ощущение его защищенности, все чаще приводят к сбоям в работе, которые, в условиях экстремальных ситуаций, могут стать существенным фактором их личной безопасности. Поэтому современная психологическая наука должна адекватно реагировать на создавшуюся проблемную ситуацию, выдавая такие рекомендации, которые могут быть использованы в практической деятельности.

Деятельность сотрудников органов внутренних дел протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности, и ее главными отличительными особенностями являются: продолжительность и неравномерность рабочих нагрузок, работа с оружием, наличие стрессовых ситуаций, повышенная степень риска, что в совокупности может быть объединено понятием экстремальной ситуации и эмоционального стресса. В связи с этим именно психологическая готовность должна составлять основу структуры профессионально важных интегральных состояний сотрудников органов внутренних дел.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования последних десятилетий отмечают высокую распространенность нарушений психического здоровья сотрудников органов внутренних дел по всем возрастным категориям, что наряду с недостаточной разработанностью нормативно-правового регулирования процедуры профессионального психологического отбора обуславливает наличие среди работников органов внутренних дел многочисленной «группы риска» в отношении успешности профессиональной деятельности. Представители «группы риска» характеризуются неблагоприятными индивидуально-психологическими особенностями, которые в ходе социального функционирования способствуют развитию пограничных нервно-психических расстройств и, соответственно, неготовностью выполнять свои должностные обязанности. Значимая часть сотрудников органов внутренних дел в настоящее время нуждается в психологической коррекции ряда аспектов профессиональной деятельности. Это обстоятельство значительно снижает эффективность выполнения поставленных перед ними задач. В ситуации, когда должности психологов отделов внутренних дел в недостаточной степени укомплектованы специалистами, вероятность получения квалифицированной психологической помощи невелика, а отсюда следует, что психическое здоровье и психологическая пригодность к деятельности в органах внутренних дел должны иметь первостепенное значение как на этапе психологического отбора, так и на этапе профессионального становления сотрудников.

Специфика служебных задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел в обычной, повседневной обстановке и особенно в экстремальных условиях, требует высокого уровня их психологической готовности. Последняя представляет собой сложную динамичную систему профессиональных знаний, навыков и умений, личностных свойств и качеств и состояний, которые обеспечивают высокую надежность действий сотрудника в соответствии с его нравственно-правовыми, профессиональными и психологическими установками, с четкой направленностью на достижение поставленной цели, на преодоление отрицательных воздействий окружающей среды. Поиск путей эффективного формирования психологической готовности у сотрудников правоохранительных органов к активному выполнению служебных задач, таким образом, является чрезвычайно актуальным и практически значимым.

Исследование процесса формирования (самоформирования) психологической готовности сотрудников ОВД к служебной деятельности показывает, что этот процесс является сложным и внутренне многоаспектным. Его сложность обусловлена перестройкой личности гражданина, поступившего на службу в органы внутренних дел, в личность специалиста, профессионала правоохранительной системы. Многоаспектность данного процесса обусловлена необходимостью развития у сотрудников многих профессионально важных личностных качеств, черт характера, а также системы знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями деятельности сотрудника. Диссертационное исследование показало, что обоснованными являются рассмотрение этого процесса в единстве и взаимосвязи, реализация его цели и задач на занятиях по профессионально-психологической подготовке, а также при проведении воспитательных мероприятий. Исследованием также установлено, что весьма ошибочное мнение — видеть пути и способы формирования психологической готовности исключительно в рамках специализированной психологической подготовки.

Изучение готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности показало, что формирование ее высокого уровня обеспечивается овладением системой профессиональных, гуманитарных и правовых знаний, навыков и умений, применением их в работе с гражданами. Наряду с этим в структуре психологической готовности важное место занимают профессиональные личностные качества, основа которых — мотиваци-онный, эмоционально-волевой, познавательный и регуляторный компоненты. Опорными среди них являются: профессиональная и правовая убежденность, гражданско-правовая активность, обязательность и ответственность, устойчивость, выносливость психики в целом и эмоционально-волевой устойчивости к воздействию отрицательных психогенных факторов службы, служебных задач, способность на активные, решительные действия (сильная воля), высокая дисциплинированность и исполнительность, уверенность в себе, товарищах и командирах (начальниках), непримиримость к явлениям преступности (преступникам), личная положительная примерность сотрудников, особенно руководителей.

Эффективность формирования психологической готовности у сотрудников к выполнению задач службы зависит от психологического и педагогического обоснования системы условий службы и педагогически эффективного применения комплекса методов, приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю подчиненных в процессе практической службы, занятий по профессиональной подготовке, а также при реализации программы специального обучения.

Исследование показало, что использование усовершенствованной методики оценки готовности специалиста к профессиональной деятельности, которая носила комбинированный характер, а также концептуальной модели развития психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности и системы развития психологической готовности специалистов органов внутренних дел в состоянии существенно повысить уровень психологической готовности сотрудников ГУВД СК, проходящих обучение на базе Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД России, Ставропольского филиала Всероссийского института повышения квалификации МВД России, Учебного центра ГУВД Ставропольского края.

Компоненты психологической готовности, развивающиеся в ходе обучения (средние данные по учебным заведениям, в которых проводились исследования).

Психологическая устойчивость:

70% 60% 50% -40%.

30% 20% 10%+.

11 I 11.

6. 6. 7. 8. 9. Начальный период обучения ¦ Завершающий период обучения.

1- устойчивость к ответственности, долгу- 2 — дисциплинированность- 3. уверенность в себе- 4 — знание трудностей решаемых задач и настойчивость в их преодолении- 5 — эмоциональная устойчивость- 6 — самообладание- 7 — устойчивость к риску- 8 — устойчивость к неудачам- 9 — устойчивость к неожиданному, непредвиденному.

Профессионально-деловые качества.

1. 2. Начальный период обучения ¦ Завершающий период обучения.

I — профессиональная наблюдательность- 2 — профессиональное мышление- 3 — бдительность- 4 — воля- 5 — умение мобилизоваться- 6 -натренированность к действию в сложных условиях.

Профессионально-психологические умения Начальный период обучения ¦ Завершающий период обучения.

1 — знание психологии оперативно-служебной деятельности- 2 — знание педагогики- 3 -склонность к выявлению, оценке и учету субъективных сторон оперативно-служебной деятельности- 4 — знание взглядов и привычек поведения правонарушителей- 5 — умение общаться с гражданами в трудных, конфликтных ситуациях- 6 — умение действовать в ситуациях противоборства правонарушителей, 7 — умение вести правовую пропаганду- 8. умение организовать личную работу.

Уровень психологической готовности может характеризоваться как высокий, средний и низкий. Он динамичен и может изменяться либо к высокому, либо к низкому показателю. Это зависит от целенаправленной и оптимальной системы учебы и воспитания сотрудников и такой же системы самообразования и самовоспитания в целях достижения высокого уровня как общей готовности, так и её элемента — психологической подготовленности к активному выполнению служебных задач. Эта система предполагает обязательное моделирование (теоретическое и практическое) условий жизни и предстоящей деятельности, где бы можно было наиболее приближенно к реальности оценить личность специалиста и его готовность к действиям на службе в обычных условиях и в условиях экстремальных. Это позволит качественно совершенствовать педагогический процесс в органах внутренних дел и существенно повысить его эффективность.

Основными направлениями, образующими психолого-педагогическую систему повышения эффективности формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел, являются: совершенствование системы отбора сотрудников к служебной деятельностиоптимизация процесса формирования у сотрудников психологическойготовности высокого уровня к выполнению служебных задачруководство процессом самоформирования сотрудниками психологической готовности к выполнению задач службы в экстремальных и обычных условиях.

В целях перестройки традиционной системы профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел в вузах, учебных центрах и на местах целесообразно создать активно функционирующую систему непрерывного, преемственного профессионального образования, подготовки и переподготовки сотрудников ОВД. В связи с этим необходимо: совершенствовать квалификационные характеристики (профессиограммы) сотрудников органов внутренних дел — специалистов по различным областям служебной (трудовой) деятельности, где были бы четко сформулированы требования служебной деятельности к личности сотрудника в различных условиях в виде оптимального объема профессиональных знаний, умений и необходимых, основополагающих личностных качеств и способностей, обеспечивающих его психологическую готовность к активным и результативным профессиональным действиям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Приказ МВД РФ № 145.- 1996 г.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. А.В. Преодолеть себя. М., 1985.
  4. .Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. Т.1. -М., 1980.
  5. .Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека /Возрастная психология для взрослых. Л., 1971.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1969.
  7. А.Ф. Применение аппаратурных методик в процессе преподавания юридической психологии // В сб.: Преподавание юридической психологии и ее практическое применение в свете решений XXYII съезда КПСС". Тарту, 1986.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  9. К.Л., Коваль Е. Г., Мирзоев А. А., Саркисов Е. Х. Факторный анализ структуры волевых качеств сотрудников ОВД /Тезисы докладов к Первой Всесоюзной конференции по психологии управления. М., 1979, 4.1.
  10. В.А. Психологические проблемы повышения эффективности управленческих решений руководителей органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1983.
  11. Бедзюк С В. Анализ методов сохранения и восстановления профессиональных навыков операторов в процессе эксплуатации технических комплексов в особых условиях// В сб.: Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 1985.
  12. В.В. Темперамент как инвариант. Пятигорск: ПГЛУ, 1997.
  13. Г. Т. Психологическая подготовка один из важнейших факторов повышения безопасности космических полетов // Психологический журнал. — 1980. — Т.1. — № 1.
  14. М.С. К методике составления проверки тестов // Вопросы психологии. 1968. — № 1.
  15. Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. М., 1978.
  16. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  17. В.Б., Попов JI.JI. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержания преступников. М., 1985.
  18. С.С. Патрульно-постовая служба милиции. JL, 1983.
  19. Г. А. Зуев Ю.П. Столяренко A.M. Основы военно-морской психологии. М., 1977.
  20. Н.М., Бочковский Н. С. Морально психологическая подготовка курсантов учебных подразделений МВД — УВД. — М., 1975.
  21. Васильев В. J1. Юридическая психология. СПб., 1997.
  22. Ю.П. Социально-философские основы малого предпринимательства. Монография, — Ставрополь: Кавказский край, 2000.
  23. Ю.П. Общеобразовательная стратегия: вопросы и проблемы //Лучшие страницы педагогической прессы № 6. М., 2001.
  24. .Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. Омск, 1976.
  25. Л .С. Проблема развития психики. Т. З Педагогика.- 1983.
  26. В.А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний чело-века//Вестник ЛГУ, — 1986. Сер.6. Вып.1.
  27. С.Г. Проблема переноса упражнения. В кн. История советской психологии труда. Тексты. — М., 1983.
  28. Ф. Проблема мобилизации готовности (на материале спорта): Дис. докт. психол. наук. М., 1969.
  29. Ю.З. Актуальные проблемы валидации психологических тестов //Вопросы психологии. 1978. — № 1.
  30. П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М., 1984.
  31. . Введение в науку управления, — М. Прогресс, 1969.
  32. Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. -М., 1985
  33. Т.Т. Особенности психологической подготовки летного состава средствами физической подготовки/ В сб.: Психологическая закалка военнослужащих средствами физической подготовки. Д., 1972.
  34. М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В.А Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект. Минск, 1985.
  35. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности Минск, 1976.
  36. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
  37. М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1997.
  38. М.В. Эмоциональные аспекты функциональных состояний в деятельности операторов: Дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  39. А. Э. Основы профессиональной деятельности юриста. -Смоленск, 1995.
  40. Ю.М. Проблемы диагностики и возможности управления психическими состояниями / В сб.: Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. Москва — Одесса, 1986.
  41. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / В сб.: Очерки психологии труда. М., 1974.
  42. И.И. Исследование восприятия и его функционирование (на материале деятельности водителя автомобиля): Автореф. дис. кандид. психол. наук. М., 1973.
  43. Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1983.
  44. М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  45. В.А. Формирование профессиональных навыков владения личным оружием у инспектора уголовного розыска. Омск, 1981.
  46. А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование: Дис.канд.психол.наук. JL, 1981.
  47. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. М., 1983.
  48. А.И. Психология управления. М., 1979
  49. В.П. Индивидуальная управленческая концепция в структуре личности и деятельности руководителя / В сб. Актуальные психологические проблемы управления в органах внутренних дел. М: Академия МВД СССР, 1982.
  50. Е.П. Профессионально важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера. М., 1985.
  51. Е.П. Психологические особенности управленческих концепций руководителей (на материалах деятельности начальников городских, районных органов внутренних дел): Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1982.
  52. JI.M. Организационно-правовые основы работы с кадрами в органах внутренних дел. М., 1979.
  53. JI.M. Правовые основы службы в советской милиции. М, 1983.
  54. В.Г., Покровский В. М. Психологическая подготовка слушателей на занятиях по самбо / В сб.: Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВДСССР, Минск, 1985.
  55. Курс стрельб из стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (КС-75). М.: Академия МВД СССР, 1975.
  56. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. -Казань, 1982.
  57. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / В сб.: Эмоциональный стресс / Пер. с англ. Л., 1970.
  58. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1984.
  59. И. Установка и значимость / В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.
  60. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
  61. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  62. B.C. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  63. Р.Ш., Михневский В. В., Шевцов М. Н. Электронный прибор для психологических и психофизиологических исследований. Казань, 1983.
  64. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте М., 1984.
  65. В.Л., Платонов Н. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. М., 1969.
  66. В.Л. Психологические основы формирования психологически значимых качеств: Дисс. док. психол. наук. Л., 1982.
  67. В.JI., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова JI.K. Методика психодиагностики в спорте М., 1984.
  68. М. Теория социального управления. М., 1978.
  69. B.C. Психология индивидуальности. М., 1969.
  70. Е.А. Эмоционально волевые компоненты надежности оператора // В сб.: Очерки психологии труда оператора. — М., 1974.
  71. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. /В кн.: Стресс и тревога в спорте. М., 1983.
  72. Н.И. Психологическая напряженность. М., 1976.
  73. В.Е. Тактика задержания вооруженных преступников в жилых помещениях. М, 1978.
  74. Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.: BJIA-ДОС, 1997.
  75. Н. А. Формальный статус руководителя как детерминанта воспиятия его подчиненными: Авторефер. дисс. канд. психол. наук. -Иваново, 1998.
  76. А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин молодежного возраста в условиях ИТК. Пермь, 1985.
  77. Л.Я. Организация и тактика охраны общественного порядка на транспорте. -М., 1984.
  78. Организация деятельности строевых частей и подразделений патрульно-постовой службы милиции / Под. ред. И. Ф. Козина М., 1980.
  79. Ориентировочная анкета // Воспитание и правопорядок, — 1984. № 1.
  80. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел (справочное пособие). /Под ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А. Д Сафронова. М.:МВД РФ, 1997.
  81. И. П. Полное собрание сочинений. М., 1956. — Т. 4.
  82. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  83. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  84. К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  85. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  86. К.К., Шварц JI.M. Очерки психологии для летчиков. М., 1948.
  87. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М., 1988.
  88. Попов JI. JL, Сергеев А. И. Задержание работниками милиции нарушителей порядка и лиц, подозреваемых в совершении преступления. М., 1979.
  89. Применение количественных методов в управленческой деятельности органов внутренних дел /Под ред. С. Е. Вицина. М., 1979.
  90. Проект кабинета психологической подготовки учебного центра МВД, УВД /Под ред. A.M. Столяренко. М., 1985.
  91. А.О. Функциональные структуры психических состояний //Психологический журнал, 1996. Т. 17. — № 3.
  92. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
  93. А.Ц. Волевая подготовка в спорте. М., 1969.
  94. А.Ц. Некоторые итоги изучения вопросов волевой подготовки спортсменов /У В сб.: Психологическая подготовка. М., 1965.
  95. П.А. Тактика несения службы патрульными и постовыми милиционерами. -М., 1983.
  96. А.Р., Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения / Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  97. Я. Экспериментальная психология эмоций / Пер. с польск. -М., 1974.
  98. А.В. Индивидуально-групповые варианты толерантности к стрессу как показатели надежности спортсмена / В сб.: Психологический стресс в спорте. Пермь, 1975.
  99. А.В. Психологические аспекты подготовки спортсменов высокого класса // В сб.: Психология и современный спорт. М., 1982.
  100. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. -М., 1972.
  101. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1979.
  102. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  103. А.П. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировок. М., 1961.
  104. П.А. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена / В сб.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М., 1968, — Вып. 6.
  105. Л.Г. Влияние мотивов деятельности на воспроизведение в экстремальных условиях. Дис. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1978.
  106. А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.
  107. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  108. Сборник задач по специальной подготовке курсантов подразделений МВД УВД. -М., 1970.
  109. Сборник нормативов по обучению рядового и младшего начальствующего состава милиции в учебных подразделениях и системе служебной подготовки органов внутренних дел. М., 1981.
  110. Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  111. А.И. Действия милиционеров на месте происшествия. М., 1976.
  112. П.И., Захарова JI.H. Психическая напряженность в моделируемых экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1986. -Т.7. -№ 6.
  113. Н.Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экспериментальных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.
  114. Н.Н. Профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел: сущность, критерии, оценки, формирование- СПб., 1998.
  115. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  116. К.С. // Собр. соч.: В 8 т. Т.З. М., 1954.
  117. A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. М., 1978.
  118. A.M. Психологические особенности формирования мастерства оператора радиолокационной станции / Труды академии ВПА, 1965.
  119. A.M. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. -М, 1972.
  120. М.В. Формирование готовности боевого расчета командного пункта района ПВО к профессиональной деятельности. СПб., 1998.
  121. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов.-Л., 1972.
  122. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психологических исследованиях. -М., 1974.
  123. Типовые и тактические действия патрульного, постового милиционера при обнаружении наиболее распространенных правонарушений (происшествий) и осложнении оперативной обстановки. М., 1967.
  124. В.А. Вопросы управления экономическими системами. -Наука и жизнь. 1961. — № 1.
  125. В. Г. Типология учебной активности и индивидуальные особенности обучаемых юридического вуза МВД: Автореф. дис. канд. психолог. наук. Краснодар, 1997.
  126. В.П. Проблема психологического изучения мобилизованности исполнителей в органах внутренних дел /В сб. Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1985.
  127. В.И. Формирование кадрового потенциала системы МВД России (теоретический и организационно-правовой аспект) Санкт-Петербург, 1999.
  128. П. Эмоции / Пер. с фр. М., 1975.
  129. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилберга. Л., 1976.
  130. В. А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования.—Киев: Освита, 1992.
  131. В.И. Психологические условия совершенствования информационного обеспечения управления органами внутренних дел. М., 1985.
  132. О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // В сб.: Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.
  133. Ю.Г. Юридическая психология. М. 1997.
  134. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.
  135. В.К. Профессиональная карьера: Учеб. пособ. для студентов. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.
  136. И.К. Психология деятельности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ МВДСССР. М., 1977.
  137. JI.A. Влияние различных условий тренировки на порог зрительного узнавания / В кн.: Вопросы изучения высшей нейродинамики в связи с проблемами психологии. М., 1975.
  138. А.В. Влияние социально-экономических процессов на территориальные различия в состоянии преступности М., 1983.
  139. Т. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера: Авторефер. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  140. Р.В. Формирование и развитие системы профессионально значимых качеств (на примере деятельности токаря-универсала). Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1981.
  141. И.Г. Аутогенная тренировка / Пер. с нем. М., 1985.
  142. Этикет и такт сотрудника милиции. М., 1977.
  143. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.
  144. Я., Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.
  145. Argyale М. Non-verbal communication in human social interaction. / Nonverbal communication. Cambridge, 1972.
  146. Coleman Y. Psychology and Effective behavior. -N.Y., 1969.
  147. Duke R Yarning. The Future’s zanguage. N. Y., 1974.
  148. Ekman P. Emotion in the human face. Paris: Cambridge University Press.
  149. Flanders N. A. Analyzing teaching behavior. London, 1970.
  150. Ifanford Y., Roarh A. Human Interaction in Education. Boston, 1974.
  151. Thomas F. Secrets in the face. The science of phisiognomy illustrated and explained. Bombay, 1986.
  152. Waston R. Nonverbal activities. Why? When? How? / Modern theory and metod in group trainits. N. Y., 1972.
Заполнить форму текущей работой