Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств
Ни в главе 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни в Семейном кодексе Российской Федерации нет упоминания об имуществе личного подсобного хозяйства, и Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», перечисляя в ст. 6 имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства, не определяет его правовое положение, в нем лишь прописано, что имущество личного подсобного хозяйства… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Понятие, принципы и общая характеристика правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств
- 1. 1. Понятие личного подсобного хозяйства и его соотношение с другими формами хозяйствования
- 1. 2. Принципы правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств
- 1. 3. Общая характеристика правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств
- Глава 2. Правовое регулирование организации и деятельности личного подсобного хозяйства
- 2. 1. Правовое регулирование организации и прекращения деятельности личного подсобного хозяйства
- 2. 2. Правовой режим имущества личного подсобного хозяйства
- 2. 3. Правовой режим земельного участка, используемого для ведения личного подсобного хозяйства
- 2. 4. Социально-трудовые правоотношения в личном подсобном хозяйстве
- Глава 3. Государственная под держка и пути развития личных подсобных хозяйств
- 3. 1. Формы государственной поддержки личных подсобных хозяйств
- 3. 2. Деятельность органов местного самоуправления по развитию личных подсобных хозяйств
- 3. 3. Перспективы развития личных подсобных хозяйств в Российской Федерации
Правовое регулирование деятельности личных подсобных хозяйств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования обосновывается реальной потребностью в более четком правовом регулировании деятельности граждан по ведению личных подсобных хозяйств, значением подсобных хозяйств в жизни населения России и местом, занимаемым личными подсобными хозяйствами среди сельскохозяйственных товаропроизводителей. На долю личных подсобных хозяйств граждан приходится более 50% валовой продукции, производимой в России, ими занимается 15,9 млн. семей, в качестве основного источника доходов личное подсобное хозяйство назвали 18,2 млн. человек1.
Происходящие в настоящее время перемены в системе аграрных отношений России затрагивают и мелкотоварный сектор, в частности личное подсобное хозяйство граждан. На первый взгляд, исследование отношений в личном подсобном хозяйстве может показаться малозначимым. На самом же деле за этим скрывается не только огромное количество научных, но и практических проблем, выдвигаемых самой жизнью. Ведь вопрос о развитии личных подсобных хозяйств населения, затрагивающий интересы более 16 млн. семей, — это важнейшее направление аграрной политики. По существуэто вопрос о сельском человеке, о сельской семье, о проблеме выживания, поскольку в пореформенный период (с 1990 года) в процессе углубления кризиса в аграрной сфере, обвального спада сельскохозяйственного производства, разрушения общественных хозяйств, невыплат заработной платы и роста безработицы на селе роль личных подсобных хозяйств населения неизмеримо выросла. Сельское население практически было вынуждено перейти к самовыживанию на базе ведения своих личных.
1 Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики. 2004. № 3. С. 12. подворий в режиме самоэксплуатации трудового потенциала семьи. Вместе с тем за последние 15 лет произошел значительный рост товарности хозяйств населения в связи со снятием ограничений в отношении имущества хозяйств, увеличением площади земельных участков, используемых при ведении подсобных хозяйств, предоставлением права требовать выдела земельной доли.
Надо отметить, что законодатель до недавнего времени не придавал значения правовому регулированию деятельности лиц, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства. А решение этого вопроса уже назрело, так как возникла необходимость в урегулировании отношений владельцев личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными предприятиями, индивидуальными предпринимателями и другими гражданами при реализации, переработке продукции, сервисном обслуживании и т. д.- взаимоотношений граждан, ведущих подсобное хозяйство, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также внутренних отношений между лицами, осуществляющими деятельность по ведению личных подсобных хозяйств. Решение проблем, стоящих перед гражданами, ведущими подсобные хозяйства, становится сегодня неотложным, поскольку сохраняется тенденция снижения производства сельскохозяйственной продукции и возрастания роли личных подсобных хозяйств в жизни почти одной трети части населения России.
Несмотря на принятие 7 июля 2003 года Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ, осталось еще много вопросов, не урегулированных в полной мере действующим законодательством. Прежде всего, не учитываются существенные различия товарных и потребительских хозяйств граждан, недостаточным образом урегулированы вопросы правового режима имущества, используемого для ведения личного подсобного хозяйства, лишь продекларированы меры государственной поддержки личных подворий. Указанные причины обусловили необходимость комплексного исследования проблем правового регулирования деятельности личного подсобного хозяйства и совершенствования аграрного законодательства на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. Если обратиться к истории правового регулирования ведения личного подсобного хозяйства (далееЛПХ), то следует отметить, что подсобные хозяйства, или подворья, крестьянские дворы являлись объектом изучения С. 10. Витте, П. А. Столыпина, позднее их природу и сущность рассматривали в своих работах Н. П. Макаров, А. В. Чаянов, А. Н. Челинцев.
В монографических исследованиях и статьях А. И. Амосова, А. И. Бобылева, Г. Е. Быстрова, Г. М. Демишкевич, В. Н. Демьяненко, И. А. Иконицкой, Н. И. Калинина, 3. И. Калугиной, М. И. Козыря, К. В. Копач, Н. И. Краснова, В. И. Кузьмичева, Е. Г. Лысенко, А. С. Мартынова, В. Н. Никитиной, В. А. Нудненко, А. В. Петрикова, А. С. Стамкулова, В. В. Устюковой, Г. В. Чубукова, Г. И. Шмелева и др. определены место и роль личных подсобных хозяйств в аграрном производстве, уделяется большое внимание историческому развитию хозяйств населения, динамике их правового регулирования, вопросам государственной поддержки подсобных хозяйств.
Однако комплексного исследования проблем правового регулирования личного подсобного хозяйства после принятия первого Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон) до сих пор не было — оно впервые представлено в настоящей работе. В диссертационном исследовании, кроме того, дан анализ места правовых норм, регулирующих деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства, как самостоятельного института аграрного права, рассмотрены принципы правового регулирования деятельности подсобных хозяйств, вопросы развития хозяйств в России. В этом, на наш взгляд, состоит научная новизна диссертационного исследования.
Объект исследования — личное подсобное хозяйство как форма деятельности гражданина или гражданина и членов его семьи на земельном участке по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей и потребностей семьи.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью граждан по ведению личного подсобного хозяйства.
Несмотря на имеющиеся исследования в данной сфере, многие проблемы остаются недоработанными и дискуссионными. Так, например, не прекращаются споры по поводу понятия и сущности личных подсобных хозяйствнедостаточно разработаны вопросы развития подсобных хозяйств, хотя во многих регионах проводится большая работа по их поддержке, однако положительный опыт в масштабе страны не обобщен. Недостаточная теоретическая разработанность и большая практическая значимость вышеуказанных и иных вопросов предопределили выбор темы исследования, постановку его цели и задач.
Целью диссертационного исследования является комплексное исследование совокупности норм, регулирующих деятельность личных подсобных хозяйств, и формулирование предложений по совершенствованию законодательства.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
— изучить и проанализировать нормативно-правовые акты различного уровня, регулирующие земельные, имущественные и иные возникающие при ведении личных подсобных хозяйств отношения, выявить недостатки и пробелы в правовом регулировании указанных отношений и высказать предложения по их устранению;
— рассмотреть значение и место личного подсобного хозяйства как самостоятельного субъекта аграрного права;
— разработать предложения по совершенствованию направлений государственной поддержки граждан, осуществляющих деятельность по ведению личных подсобных хозяйств;
— проанализировать перспективы развития подсобных хозяйств населения в Российской Федерации.
Методологическая основа. При написании диссертации для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: социологический, исторический, абстрактно-логическийэмпирического, системного и структурного подхода к изучаемым явлениямспециальные юридические методы: технико-юридический, сравнительного правоведения, анализа действующего законодательства и др.
Теоретическую основу исследования составили научные выводы и достижения представителей наук теории государства и права, конституционного, гражданского, земельного, аграрного и экологического права, а также работы философов и труды ученых других отраслей знаний, так или иначе связанных с данной проблемой.
Информационной основой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, Оренбургской областной службы статистики, материалы департаментов Оренбургской областной администрации, результаты проведенного анкетирования граждан по проблемам правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств.
На защиту выносятся, с учетом изложенного, следующие основные положения, выводы и рекомендации:
1. Принятие первого Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» означало признание роли личных подсобных хозяйств в жизни сельских и частично городских жителей и в системе производства сельскохозяйственной продукции в целом. Фактически в Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» и в других нормативных актах (Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и др.), закреплен ряд положений, регулирующих те или иные стороны деятельности подсобных хозяйств, в соответствии с которыми гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, рассматривается уже не просто как физическое лицо, а по сути дела само личное подсобное хозяйство выступает как хозяйствующий субъект. Однако, несмотря на это, формально законодатель не признал личное подсобное хозяйство самостоятельным субъектом права. Необходимо определить статус личного подсобного хозяйства в Гражданском кодексе Российской Федерации как самостоятельной организационно-правовой формы хозяйствования граждан на земле, не относя его ни к физическим, ни к юридическим лицам. Совокупность правовых норм, регулирующих деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства, образует самостоятельный институт аграрного права.
2. Предлагается выделить две группы личных подсобных хозяйств.
К первой группе относится собственно личное подсобное хозяйство, под которым следует понимать форму непредпринимательской деятельности гражданина или гражданина и членов его семьи на земельном участке, предоставляемом и (или) приобретенном для этих целей без привлечения наемного труда, для которых занятость в хозяйстве является вторичной. Это хозяйство преимущественно потребительское.
Вторую группу составляют хозяйства, которые предлагается именовать крестьянскими дворами. Они характеризуются как форма непредпринимательской деятельности лиц, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, для которых хозяйство служит единственным или основным источником доходов, первичной формой занятости. Хозяйство является потребительски-товарным или товарным, площадь земельных участков, используемых для ведения данных хозяйств населения, превышает возможности обработать ее только силами членов семьи. Необходимо определить критерии отнесения хозяйств к личным подсобным и разрешить вопрос о существовании крестьянского двора и определении его правового статуса.
3. Разработана классификация принципов правового регулирования деятельности личного подсобного хозяйства граждан. Под принципами правового регулирования деятельности личных подсобных хозяйств следует понимать исходные положения, основополагающие начала, юридически закрепляющие объективную сторону ведения ЛПХ. Все принципы правового регулирования деятельности ЛПХ, за исключением конституционных, необходимо условно разделить на две группы.
К первой группе относятся принципы, регулирующие деятельность граждан по ведению ЛПХ на определенном земельном участке: принцип неразрывности ведения ЛПХ с земельным участком, принцип целевого использования земель, принцип разделения общего земельного массива ЛПХ на приусадебные и полевые земельные участки, принцип устойчивости прав на землю, принцип платного и рационального использования земель, принципы комплексного подхода и плановости в использовании земель.
Вторую группу составляют принципы правового регулирования отношений граждан, ведущих ЛПХ, с органами государственной власти, с органами местного самоуправления, с другими юридическими лицами и гражданами. К ним относятся: принцип невмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность и по ведению ЛПХ, принцип подконтрольности государству указанных отношений, принцип разделения компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления, принцип осуществления деятельности по ведению ЛПХ при государственной поддержке, принцип добровольности создания ЛПХ, принцип имущественной обособленности, принцип привлечения к труду пенсионеров, женщин, имеющих малолетних детей, и подростков, кооперация в процессе деятельности и самоуправление.
4. Ни в главе 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни в Семейном кодексе Российской Федерации нет упоминания об имуществе личного подсобного хозяйства, и Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», перечисляя в ст. 6 имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства, не определяет его правовое положение, в нем лишь прописано, что имущество личного подсобного хозяйства принадлежит гражданам, ведущим подсобное хозяйство. Но само хозяйство не выступает субъектом прав, им может быть лишь гражданин, если ведет хозяйство один, или одна из супружеских пар семьи, ведущей личное подсобное хозяйства. Обе модели закрепления имущества или за гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, или за супружеской парой являются несправедливыми по отношению к иным членам семьи и ущемляют их права. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства, предлагается признать в Законе принадлежащим гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на праве общей совместной собственности, так как это обусловлено спецификой отношений, складывающихся в личных подсобных хозяйствах. Проживая вместе, несовершеннолетние, престарелые и трудоспособные члены семьи вносят свой посильный вклад в производство продукции, даже не выходя непосредственно в поле, а заменяя члена семьи, работающего в хозяйстве, в домашних обязанностях. Таким образом, в создание и приумножение общего имущества вносят свою лепту все совместно проживающие члены семьи, а при необходимости и проживающие отдельно. Это существенное отличие внутренних отношений в семьях, ведущих личные подсобные хозяйства, от других семей, где нет совместной производственной деятельности всех членов семьи.
5. Наследование земельных участков нормами Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется, но ни Гражданский кодекс Российской Федерации и ни Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не содержат положений, непосредственно регулирующих отношения по наследованию всего имущества личного подсобного хозяйства. Однако, учитывая роль личных подсобных хозяйств в жизни сельских жителей и вклад, вносимый каждым членом семьи в создание и преумножение имущества личных подсобных хозяйств, целесообразно было бы включить в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» и в Гражданский кодекс Российской Федерации статью, закрепляющую преимущественное право членов семьи гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, продолжающих его ведение после смерти наследодателя — собственника личного подсобного хозяйства, на наследование имущества подсобного хозяйства, в том числе земельного участка, в натуре. А наследникам — не членам личного подсобного хозяйства в счет их наследственной доли можно предложить другое имущество наследодателя из наследственной массы либо компенсацию за него.
6. Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» содержит ст. 9, разрешающую гражданам, ведущим подсобное хозяйство, добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ, но для того, чтобы ее можно было применять на практике, необходимо внести изменения в ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года. В частности, в ней следует прямо указать граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, и членов их семей в числе субъектов, которые могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить страховые взносы за себя.
7. В диссертации предлагается ежегодно утверждать федеральную программу о государственной поддержке личных подсобных хозяйств, а в проекте закона о федеральном бюджете на соответствующий год необходимо средства, выделяемые государством, квотировать по группам сельскохозяйственных товаропроизводителей с выделением специальной доли для развития личных подсобных хозяйств и распределением ее по субъектам Российской Федерации. А на уровне субъектов Российской Федерации следует разработать и утвердить методику распределения средств внутри региона, по муниципалитетам, между хозяйствами, мелкими производителями и кооперативами.
8. Важной формой правовой поддержки личных подсобных хозяйств должно стать укрепление прав сельских жителей на землю. Так, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» существенно либерализовал оборот земельных долей, но из-за сложности процедуры выдела правом расширять личное подсобное хозяйство за счет земельной доли воспользовалось очень мало граждан. К тому же права на земельный участок не оформлены у большинства граждан, среди которых очень много пенсионеров, занимающихся ведением личных подсобных хозяйств, и у них нет средств на оформление земельного участка. Что, в свою очередь, препятствует и получению кредита, предлагаемого по национальному проекту «Развитие агропромышленного комплекса». Поэтому необходимо упростить процедуру по оформлению земли в собственность и снизить уровень издержек, затрачиваемых на регистрацию земельного участка, или частично компенсировать их.
9. Деятельность граждан по ведению личных подсобных хозяйств должна подвергаться учету в похозяйственных книгах, согласно ст. 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Порядок ведения таких книг должно определить Правительство Российской Феерации, однако до сих пор не определило, также не установлен орган, осуществляющий ведение похозяйственных книг, не определены и показатели, которые должны в них заноситься. По мнению диссертанта, в похозяйственные книги следует внести сведения о правах на земельный участок, его площадь и качественные характеристики, ставки земельного налога и размер арендной платы, наличие зданий, строений, сооружений, данные о наличии скота, пчел, птицы, содержащихся в личных подсобных хозяйствах, и т. д. Необходимо также на данный орган возложить обязанность по консультационному обслуживанию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе правовое консультирование и помощь в составлении договоров.
10. Вследствие недостаточного уровня как общего, так и кооперативного образования на селе предлагается отдельной строкой в национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» выделить средства на создание учебных центров и расширение деятельности уже существующих учебных заведений, в которых должны проходить обучение будущие кооператоры, персонал кооперативов, владельцы личных подсобных хозяйств, государственные и муниципальные служащие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержание работы автора позволяет обосновать специфику личного подсобного хозяйства и признать их самостоятельными хозяйствующими субъектами и субъектами аграрного права, а также устранить выявленные пробелы в законодательстве. Сформулированные в диссертационном исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Предложения по усилению мер государственной поддержки и по определению перспектив развития личных подсобных хозяйств следует рекомендовать для использования при подготовке и осуществлении целевых программ по их поддержке. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при разработке методических пособий, программ учебных курсов в сельскохозяйственных и юридических вузах.
Апробация результатов исследования. Автор победила в Первом Всероссийском конкурсе молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», проведенном Государственной Думой Российской Федерации совместно с Национальной системой развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» (Москва, май 2006 г.), в котором представленная работа опиралась на результаты диссертационного исследования.
Основные выводы и положения, содержащиеся в диссертационной работе, нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях и симпозиумах: международном симпозиуме «Социально-экономические, политические и экологические проблемы в сельском хозяйстве России и стран СНГ: история и современность» (Оренбург, апрель 2004 г.) — российской научно-практической конференции «Проблемы устойчивости биоресурсов: теория и практика» (Оренбург, сентябрь 2004 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского права и высшего юридического образования в современных условиях развития государства» (Пенза, сентябрь 2004 г.) — международной научно-практической конференции «Земельные отношения на современном этапе: проблемы, пути решения» (Оренбург, ноябрь 2004 г.);
II Всероссийской научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах» (Пенза, декабрь 2004 г.);
VI международной научно-практической конференции «Современное законотворчество: теория и практика» (к 100-летию Государственной Думы России" (Москва, декабрь 2005 г.) — международной научно-практической конференции «Социально-правовые гарантии прав и законных интересов граждан в Российской Федерации» (Оренбург, март 2006 г.) — всероссийском научно-практическом семинаре «Правовой статус земли как объекта гражданских прав» (Саратов, май 2006 г.) и других научных мероприятиях.
Структура диссертационного исследования обусловлена целями и задачами работы и включает введение, три главы, объединяющие десять параграфов, библиографию и приложения.
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Известия, 1996. — 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон РФ от 30 октября 1994 года № 51-ФЗ. Введен в действие с 1 января 1995 года. С изменениями от 21 июля 2005 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 16 ноября 1995 года № 167-ФЗ. Введен в действие с 20 ноября 1995 года. С изменениями от 31 декабря 2005 года // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 года.
4. Семейный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 223-Ф3. С изменениями от 28 декабря 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Введен в действие с 1 марта 1996 года. С изменениями от 2 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. С изменениями от 28 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
7. Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25 октября 2001 года. № 136-Ф3. С изменениями от 31 декабря 2005 года. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года. № 195-ФЗ с изменениями от 2 февраля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1.
9. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-Ф3 с изменениями от 11 июня 2003 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
10. О племенном животноводстве. Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-Ф3 с изменениями от 10 января 2003 года // Собрание законодательства РФ. 1995. № 32. Ст. 3199.
11. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. Федеральный закон РФ от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ с изменениями от 29 июня 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3510.
12. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2004 года // Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
13. О семеноводстве. Федеральный закон от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ с изменениями от 10 января 2001 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5715.
14. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
15. О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки. Федеральный закон от 5 декабря 1998 года № 183-Ф3 с изменениями 10 января 2001 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 49. Ст. 5970.
16. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ с изменениями от 22 августа 2004 года // Собрание законодательства. 1999. № 14. Ст. 1650.
17. Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ с изменениями от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства. 1999. № 18. Ст. 2222.
18. О землеустройстве. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. С изменениями от 18 июля 2005 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.
19. Об обязательном пенсионном страховании в РФ. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004 года // Российская газета. 2001. 20 декабря.
20. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон РФ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ с изменениями от 18 июля 2005 года // Российская газета. 2002. 27 июля.
21. О личном подсобном хозяйстве. Федеральный закон РФ от 7 июля № 112-ФЗ. // Российская газета. 2003. 10 июля.
22. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон 21 июля 2005 года // Собрание законодательства. 2003. № 40. Ст. 3822.
23. Об архивном деле. Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства. 2004. № 43. Ст. 4169.
24. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.
25. Методические рекомендации по выделу земельных участков в счет земельных долей. Одобрены научно-техническим советом Министерства сельскогохозяйства РФ. Протокол № 3 от 23 января 2003 года // Экспресс-закон. -2004. № 2.
26. О праве членов сельскохозяйственных коммун иметь в своем индивидуальном хозяйстве корову, мелкий скот и птицу. Распоряжение от 15 июня 1933 года // Собрание законодательства. 1933. № 38. Ст. 231- 1934. № 32. Ст. 242.
27. О выделении земель для подсобных хозяйств и под огороды рабочих и служащих. Постановление ГКО от 7 апреля 1942 года. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1943. — 412 с.
28. Об устранении необоснованных ограничений личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Постановление ЦК КПСС от 27 октября 1964 года // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 5.-М., 1965.-380 с.
29. О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан РСФСР. Постановление Совета Министров РСФСР от 13 марта 1981 года. № 141 // Сборник постановлений Совета Министров РСФСР. 1981.
30. О дополнительных мерах по развитию личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1987 года // Правда. 1987. 25 сентября.
31. О личном подсобном хозяйстве в Томской области. Закон Томской области от 6 октября 1998 года // Официальные ведомости администрации Томской области. 1998. № 6.
32. О порядке управления земельными ресурсами на территории Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 317/64-Ш-03 в редакции от 28 июня 2004 года // Южный Урал. 2002. 23 ноября.
33. О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Оренбургской области. Закон Оренбургской области от 31 декабря 2002 года № 459/79-Ш-ОЗ // Южный Урал. 2003. 21 января.
34. О дотировании продукции животноводства, поставленной для региональных нужд в 2001 году. Распоряжение главы администрации Оренбургской области от 7 февраля 2001 года. № 146-пр // Оренбуржье. 2001. 12 февраля. № 64.
35. Положение о порядке оказания содействия в привлечении подсобных хозяйств населения на проведение весенне-полевых работ, на покупку скота Утверждено постановлением главы администрации Астраханской области от 12 февраля 2001 года.
36. Об установлении дифференцированных ставок земельного налога на территории г. Оренбурга. Постановление Оренбургского городского Совета от 28 декабря 2002 года № 286 // Вечерний Оренбург. 2003. 5 января. № 1.
37. Программа по поддержке личных подсобных хозяйств «Частное подворье», администрация Пензенской области от 24 ноября 1999 года.
38. Целевая программа «Развитие личных подсобных хозяйств в области в 2001;2005 годах». Утверждена постановлением главы администрации Астраханской области от 10 сентября 2000 года.
39. Целевая программа по развитию личных подсобных хозяйств на 2005;2010 годы. Утверждена постановлением администрации Оренбургской области от 24 июля 2004 года.
40. Аграрное право: учебник / под ред. Г. Е. Быстрова и М. И. Козыря. М.: Юристъ, 1998. — 534 с.
41. Агропромышленный комплекс. Оренбургская область: статистический сборник / Оренбургский облкомстат. Оренбург, 2004. — 532 с.
42. Агропромышленный комплекс России в 1998 году. М.: МСХП РФ, 1999. -687 с.
43. Аксененок, Г. А. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначе-* ния / в кн.: Сельское хозяйство и право в СССР и Италии / Г. А. Аксененок.-М., 1977.-392 с.
44. Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: сборник научных статей. М.: Право и государство, 2004. — 320 с.
45. Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. М.: издательство БЕК, 1994.-224 с.
46. Басин, Ю. Г. Правовые вопросы личного подсобного хозяйства / Ю. Г. Ба-син, А. С. Стамкулов. Алма-Ата, 1980. — 76 с.
47. Бобылев, А. И. Правовой статус работников сельскохозяйственных предприятий / А. И. Бобылев. М.: Наука, 1987.
48. Бобылев, А. И. Собрание научных трудов / А. И. Бобылевпод ред. Н. А. Духно вып 2. — М.: Юридический институт МИИТа, 2002. — 366 с.
49. Боголюбов, С. А. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / С. А. Боголюбов. М, 1997. — 64 с.
50. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. М.: Юристъ, 2003. — 529 с.
51. Быстров, Г. Е. Правовое обеспечение развития личных подсобных хозяйств членов колхозов / Г. Е. Быстров. -М.: ВЮЗИ, 1990. 89 с.
52. Венедиктов, А. В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов. М, 1948.
53. Герман, И. Е. Открытие, ход и результаты генерального межевания. Вопросы межевания и землеустройства / И. Е. Герман. книга 6. — М., 1906.
54. Григорьев, В. К. Вопросы теории земельного права / В. К. Грагорьев. М.: Госюриздат, 1963. — 240 с.
55. Демьяненко, В. Н. Сельскохозяйственно-кооперативное право: курс лекций / В. Н. Демьяненко. Саратов: издательство СГАП, 2002. — 266 с.
56. Демьяненко, В. В. Крестьянские производственные кооперативы / В. В. Демьяненко. Саратов: издательство СГАП, 2001. — 117 с.
57. Денисевич, М. Н. Индивидуальные хозяйства на Урале (1930;1985 гг.) / М. И. Денисевич. Екатеринбург, 1991. -195 с.
58. Думнов, Д. И. Бюджет времени населения / Д. И. Думнов, В. М. Рутгайзер, А. И. Шмаров. М., 1984.
59. Евтихиев, И. И. Регулирование земельных отношений в городах / И. И. Евтихиев. Горки, 1929.
60. Ерофеев, Б. В. Земельное право России: учебник для вузов / Б. В. Ерофеев. М.: ООО «Профобразование», 2002. — 620 с.
61. Жариков, Ю. Г. Право сельскохозяйственного землепользования / Ю. Г. Жариков. М.: Юридическая литература, 1969. — 267 с.
62. Земельная реформа в Оренбургской области. 1990;2000 годы. / авт. кол.: И. А. Новоженин, Е. Г. Вербова, Н. И. Прихожай. Оренбург: ООО «Пресс-Факт», 2000.-298 с.
63. Ивницкий, Н. А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов) / Н. А. Ивницкий. М.: Интерпракс, 1994. — 233 с.
64. Иконицкая, И. А. Земельное право Российской Федерации: учебник / И. А. Иконицкая. -М.: Юридическая литература, 1999. 452 с.
65. Индивидуальная трудовая деятельность: сборник нормативных актов / отв. ред. И. И. Гладкий. М.: Юридическая литература, 1987. — 46 с.
66. Индивидуальная трудовая деятельность в социалистических странах: сборник / под общ. ред. Г. И. Шмелева. М.: Экономика, 1990. — 205 с.
67. Козырь, М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития / М. И. Козырь. М.: Право и государство, 2003. — 216 с.
68. Козырь, М. И. Сельское хозяйство Российской Федерации: сборник нормативно правовых актов / М. И. Козырь, А. И. Бобылев. М.: Право и государство, 2003.-322 с.
69. Козырь, М. И. Правовое регулирование личного подсобного хозяйства граждан / М. И. Козырь. М.: Знание, 1981. — 64 с.
70. Кокорев, М. И. Личные подсобные хозяйства: проблемы развития / М. И. Кокорев. -Оренбург, издат. центр ОГАУ, 1996. 168 с.
71. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части 1 / отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1998. — 467 с.
72. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / под ред. С. А. Боголюбова. М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2003. — 488 с.
73. Конец крепостничества в России: документы, письма, мемуары, статьи / сост. В. А. Федоров. М.: изд-во МГУ, 1994. — 320 с.
74. Кооперация крестьянских хозяйств: проблемы, решения, опыт / отв. ред. В. И. Кудряшов. М.: ГУП «Агропресс», 2000. — 200 с.
75. Копанев, Н. Г. Семейный и личный подряд на селе / Н. Г. Копанев, Г. В. Чубуков. М.: Юридическая литература, 1989. — 287 с.
76. Копач, К. В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с общественным производством / К. В. Копач. М.: ГУП «Агропресс», 2000.-280 с.
77. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О личном подсобном хозяйстве» (постатейный) / А. Н. Королев, О. В. Плешакова. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
78. Краснов, Н. И. Право землепользования граждан / Н. И. Краснов. М.: Московский рабочий, 1973. — 88 с.
79. Крестьянская реформа в России 1861 года: сборник законодательных актов. М.: Госюриздат, 1954.
80. Ленин, В. И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905;1907 годов/полное собрание сочинений. Т. 16.
81. Личные подсобные хозяйства как механизм реализации частной собственности на землю: материалы круглого стола 20−21 апреля 1999 года. М, 1999.
82. Личные подсобные хозяйства населения Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 1996.
83. Лушина, Н. Л. Мелкое производство и социализм / Н. Л. Лушина. М.: Наука, 1988. — 127 с.
84. Лысенко, Е. Г. Земельные отношения и развитие ЛПХ // Развитие личных подсобных хозяйств населения: сборник выступлений / Е. Г. Лысенко. Ростов-на-Дону: ЦОП «Коралл-Микро», 1998. — 100 с.
85. Лысенко, Е. Г. Подсобные хозяйства населения России за 100 лет (история, теория, практика) / Е. Г. Лысенко. М.: Россельхозакадемия, 2002. -338 с.
86. Ляпунов, С. Г. Наследование: комментарий законодательства. Судебная практика. Образцы документов. Справочные материалы / С. Г. Ляпунов. -М.: «Экзамен», 2003. 238 с.
87. Макарова, И. В. Общественное и личное в сельскохозяйственном производстве / И. В. Макарова. М.: Россельхозиздат, 1982. — 95 с.
88. Макарова, И. В. Подсобное хозяйство колхозников / И. В. Макарова. -М.: Колос, 1973.-64 с.
89. Маслов В. Ф. Осуществление и защита права личной собственности в СССР. М.: Госюриздат, 1961.-204 с.
90. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня: середина 80-х 90-е годы XX столетия / под ред. Е. С. Строева. — М.: Колос, 2001. — 620 с.
91. Народное хозяйство СССР в 1980 г. М.: Статистика, 1981. — 383 с.
92. Нудненко, В. А. Правовое регулирование подсобного хозяйства семьи колхозника (колхозного двора) / В. А. Нудненко. Томск, 1976. — 134 с.
93. Общая теория советского земельного права / под ред. Н. И. Краснова. -М.: Наука, 1983.-562 с.
94. От ЛПХ к крестьянскому подворью, домохозяйству / под ред. И. Ф. Суслова, П. Ф. Парамонова, Е. А. Егорова. — Краснодар, 2000. — 220 с.
95. Отчет Департамента по земельным ресурсам землеустройству Администрации Оренбургской области за 2002 год.
96. Павлов, И. В. Правовое положение личного подсобного хозяйства колхозников / И. В. Павлов. М.: Знание, 1966. — 47 с.
97. Показатели развития сельского хозяйства. Данные управления экономики Администрации Оренбургской области за 2000;2003 годы с оценкой на 2004 год.
98. Пособие по организации и деятельности сельскохозяйственных кооперативных хозяйств (коопхозов) / В. М. Володин, Л. Н. Дубова, А. Н. Рассказов, Н. Г. Тарасов. -М.: ФГНУ Росинформагротех, 2002. 60 с.
99. Правовой режим земель в СССР / отв. ред. Г. А. Аксененок, Н. И. Краснов, И. А. Иконицкая. М.: Наука, 1984. — 325 с.
100. Программа создания и сохранения рабочих мест в системе АПК на 19 982 000 гг. и на период до 2005 г. М.: Минсельхозпрод России, 1999.
101. Путякина, Н. С. Земельные споры: комментарии. Судебная и адвокатская практика. Образцы документов / Н. С. Путякина. М.: Право и закон, 2003.-432 с.
102. Рекомендации по государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств сельского населения / под ред. В. В. Кузнецова. Ростов-на-Дону: ВНИИ экономики и нормативов, 2001. — 105 с.
103. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.
104. Российский статистический ежегодник: стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001.
105. Сборник решений по сельскому хозяйству. М.: Сельхозиздат, 1963.
106. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России: статистический сборник Государственного комитета России по статистике / под ред. К. Э. Лойкам. М.: Госкомстат, 2003. — 170 с.
107. Силаева, Л. П. Проблемы развития личных подсобных хозяйств населения / в сб. «Никоновские чтения 2000» / Л. П. Силаева. М., 2000. — 160 с.
108. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999. 431 с.
109. Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России. СПб.: изд. ЦСК, 1880. Вып.1.
110. Трудовое право России: учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М.: Юристь, 2002. — 412 с.
111. Трудовое и социальное право России / под ред. Л. Н. Анисимова. М.: Владос, 1999.-281 с.
112. Устюкова, В. В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества / В. В. Устюкова. М.: Наука, 1990. — 188 с.
113. Устюкова, В. В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы / В. В. Устюкова. М.: Ин-т государства и права РАН, 2000. — 192 с.
114. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль, 1998. — 374 с.
115. Чичкин, А. В. Правовое регулирование социального развития села: монография / А. В. Чичкин / отв. ред. А. И. Бобылев. М.: Право и государство, 2005.-216 с.
116. Чубуков, Г. В. Правовые вопросы приусадебного хозяйства / Г. В. Чубуков. -М.: Знание, 1989. 61 с.
117. Шмелев, Г. И. Личное подсобное хозяйство: возможности и перспективы / Г. И. Шмелев. М.: Политиздат, 1983. — 95 с.
118. Шмелев, Г. И. Личное подсобное хозяйство/Г. И. Шмелев.-М.: Знание, 1985.-64 с.
119. Шмелев, Г. И. Наемный работник или хозяин на земле? / Г. И. Шмелев.-М.: Знание, 1990.-63 с.
120. Шмелев, Г. И. Производство сельскохозяйственных продуктов населением России / Г. И. Шмелев. М.: Academia, 2002. — 288 с. Статьи:
121. Агирбов, Ю. Личные подсобные хозяйства в многоукладной экономике / Ю. Агирбов, Д. Ринчинова // Международный сельскохозяйственный журнал. 2002.-№ 2. — С. 31−33.
122. Агропромышленный комплекс России приоритетный национальный проект // Сельская жизнь. — 2005. — 25 октября. — С. 1−4.
123. Алексеев, П. С. Развитие хозяйств населения в Новгородской области / П. С. Алексеев // АПК: экономика, управление. 2004. — № 10. — С. 42−45.
124. Аллахвердиев, А. Развитие кооперации в хозяйствах населения / А. Ал-лахвердиев // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С.51−55.
125. Амосов А. И. Судьба подсобного и индустриального сельского хозяйства в России / А. И. Амосов // Аграрная Россия. 2004. — № 3. — С. 27−29.
126. Безаев, И. Устойчивость мелкого сельскохозяйственного производства / И. Безаев // АПК: экономика, управление. 1998. — № 4. — С. 53−58.
127. Беро, И. Развитие животноводства в хозяйствах населения / И. Беро // АПК: экономика, управление. 2002. — № 8. — С. 44−49.
128. Болоболов, А. Государственное регулирование аграрной сферы экономики / А. Болоболов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2002. -№ 6. -С. 10−14.
129. Бондаренко, JI. В. Личное подсобное хозяйство: состояние и тенденции / Л. В. Бондаренко, Н. С. Лагутин // АПК: экономика, управление. 2002. -№ 4. -С. 50−54.
130. Брытков, М. Хозяйства населения: проблемы и тенденции развития / М. Брытков // АПК: экономика, управление. 1998. — № 9. — С. 50−53.
131. Буреев-Смирнов, А. Ф. Эволюция правоведения личного подсобного хозяйства / А. Ф. Бурев-Смирнов // Комсомольская правда. 1999. — 9 сентября.-С.12.
132. Ветошкин, Г. К. Кооперация личных подсобных хозяйств населения / Г. К. Ветошкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1995. № 3. — С. 37−38.
133. Волков, Г. А. Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации / Г. А. Волков // Экологическое право. 2003. — № 1. -С. 44−49.
134. Волков, Г. А. Комментарий к Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Г. А. Волков // Хозяйство и право. -2003. № 4. — С. 31- 58- № 5. — С. 3−27.
135. Габитов, М. Р. Отмена крепостного права и становление аграрных отношений в России во второй половине XIX века / М. Р. Габитов // Аграрное и земельное право. 2005. — № 2. — С. 27−33.
136. Габитов, М. Р. Предпосылки и правовая концепция столыпинской аграрной реформы / М. Р. Габитов // Аграрное и земельное право. 2005. — № 3. -С. 35−45.
137. Гвозденко, А. Государственное регулирование занятости сельского населения России / А. Гвозденко // Экономика сельского хозяйства России. -2003. -№ 6. С. 21.
138. Герасимов, А. Организация статистического обследования хозяйств населения / А. Герасимов // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 7.-С. 21.
139. Горбачева, Т. JI. Результаты внедрения и перспективы квартальных обследований населения по проблемам занятости / Т. JI. Горбачева // Вопросы статистики. 2000. — № 7. — С. 4.
140. Гродин, В. Развитие хозяйств населения в Республике Бурятия / В. Гро-дин // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С. 42.
141. Губанова, Р. Бюджет выходит на финишную прямую / Р. Губанова // Сельская жизнь. 2005. — 24 ноября.
142. Дахов, И. Сельская кооперация в системе многоукладной экономики России / И. Дахов // АПК: экономика, управление. 2003. — № 5. — С. 3−8.
143. Демишкевич, Г. М. Роль специалистов информационно-консультационных центров в рациональной организации производства личных подсобных хозяйств населения / Г. М. Демишкевич // Аграрная Россия. 2004. -№ 3. — С. 45−47.
144. Дугин, П. Личные подсобные хозяйства граждан, их состояние и эффективность (социально-экономический аспект) / П. Дугин, М. Сысоева, Т. Ду-гина // Международный сельскохозяйственный журнал. 1998. — № 4. — С. 22−28.
145. Емельянов, А. Хозяйства населения в системе многоукладной аграрной экономики / А. Емельянов // АПК: экономика, управление. 2001. — № 12. -С. 47−56.
146. Емельянов, А. Взаимодействие форм хозяйств в аграрной экономике / А. Емельянов // Вопросы экономики. 2003. — № 11. — С. 120−132.
147. Закройщикова, Д. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками / Д. Закройщикова // Хозяйство и право. 2003. — № 7. — С. 118−122.
148. Зеленев, Н. Развивать потребительскую кооперацию / Н. Зеленев // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 1. — С. 8.
149. Зырянов, А. В. Потребительские запасы сущность и подход к анализу / А. В. Зырянов // Вопросы статистики. — 2004. — № 8. — С. 84−86.
150. Иконицкая, И. А. Правовое регулирование возникновения и переоформления прав на земельные участки / И. А. Иконицкая // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 9. — С. 39−42.
151. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года // Вопросы статистики.-2004. № 3.-С. 3−13.
152. Калинин, Н. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» / Н. И. Калинин // СПС «Гарант».
153. Киркорова, JI. А. Эволюция крестьянских дворов при вступлении в ВТО / JI. А. Киркорова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 4. — С. 43−44.
154. Козырь, М. И. Теоретические проблемы совершенствования аграрного законодательства в Российской Федерации / М. И. Козырь // Аграрное и земельное право. 2005. — № 1. — С. 11−20.
155. Копач, К. В. Личное подсобное хозяйство в системе аграрных экономических отношений: социально-экономическая природа и сущность, результаты функционирования / К. В. Копач // Аграрная Россия. 2004. — № 3. — С. 1822.
156. Крассов, О. И. Понятие и содержание правового режима земель / О. И. Крассов // Экологическое право. 2003. — № 1. — С.21−23.
157. Крассов, О. И. Юридическое понятие «земельный участок» / О. И. Крассов // Экологическое право. 2004. — № 2. — С. 12−17.
158. Кузник, Н. Ресурсное обеспечение приусадебного сельскохозяйственного производства / Н. Кузник, В. Шабанов // АПК: экономика, управление. -2004.-№ 3,-С. 62−68.
159. Кулик, Г. Селу необходима энергичная государственная поддержка / Г. Кулик // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 10. — С. 5.
160. Лащенов, А. В. О нормировании предельных размеров земельных участков / А. В. Лащенов, М. Н. Гаврилюк // Государство и право. 2004. — № 7. -С. 100−103.
161. Личные подсобные хозяйства: экономические основы, возможности и направления их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. — № 6. — С. 14−21.
162. Мазин, А. Домашнее производство в России / А. Мазин // Человек и труд. 2004. — № 11.-С. 37−38.
163. Маковецкая, Е. И. Личное подсобное хозяйство на современном этапе развития аграрного сектора / Е. И. Маковецкая, Г. У. Козачун // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 6. -С. 51−52.
164. Макроэкономические показатели России в 2002;2004 гг // Экономист. -2004. № 10. — С. 84−88.
165. Милосердов, В. В. Организовать разумную кооперацию между коллективным производством и ЛПХ / В. В. Милосердов // Новое сельское хозяйство. 2000.-№ 2. — С. 20.
166. Милосердов, В. В. Многоукладная экономика АПК / В. В. Милосердов // АПК: экономика, управление. 2002. — № 2. — С. 10- 20.
167. Нефедов, В. Развитие личного подсобного хозяйства / В. Нефедов // Вопросы экономики. 1983. -№ 11. — С.53−57.
168. Новоженин, И. А. Земельное законодательство на современном этапе: проблемы, пути решения / И. А. Новоженин // Земельные отношения на современном этапе: проблемы, пути решения: сб. матер, международ, науч.-практ. конф. Оренбург, 2004. — С. 14−21.
169. Обычайко, Е. О развитии индивидуального сектора сельского хозяйства / Е. Обычайко // Вопросы статистики. 1998. — № 10. — С. 67−78.
170. Палладина, М. И. О некоторых вопросах правового статуса сельскохозяйственных потребительских кооперативов / М. И. Палладина // Аграрное и земельное право. 2005. — № 1. — С. 27−33.
171. Палладина, М. И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве / М. И. Палладина // Государство и право. 2000. — № 7. — С. 42−48.
172. Палладина, М. И. Совершенствовать аграрное законодательство / М. И. Палладина // АПК: экономика, управление. 2004. — № 5. — С. 13−20.
173. Перекрестов, В. Н. Развивать частный сектор на селе! / В. Н. Перекрестов // Новое сельское хозяйство. 2000. — № 2. — С. 18−20.
174. Петриков, А. В. Агропромышленный комплекс России приоритетный национальный проект. Вопросы участников заседания / А. В. Петриков // Сельская жизнь. — 2005. — 25 октября. — С. 1−4.
175. Петриков, А. В. Государственная поддержка малого предпринимательства в АПК и сельского развития / А. В. Петриков // АПК: экономика, управление.-2003.-№ 1.-С. 10−15.
176. Петриков, А. В. Приоритеты в государственной поддержке ЛПХ / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 8. — С. 9−10.
177. Подгорбунских, П. Хозяйства населения: проблемы и пути их решения/ П. Подгорунских, Т. Матвеева // АПК: экономика, управление. 2001. — № 2. -С. 41−46.
178. Полюбина, И. Б. Аграрно-крестьянский вопрос в программах политических партий в начале XX века / И. Б. Полюбина // Финансы и кредит. 2002. -№ 15. С. 37−38, № 22.-С. 111−117.
179. Прокопова, Г. Развитие хозяйств населения в Алтайском крае / Г. Проко-пова, В. Ельникова // АПК: экономика, управление. 2002. — № 1. — С. 8085.
180. Романов, В. И. Назревшие проблемы совершенствования земельного законодательства России / В. И. Романов // Аграрное и земельное право. -2005.-№ 3.-С. 8−13.
181. Савин, Ю. Приоритеты готовят к старту / Ю. Савин // Сельская жизнь. -2005. 6 декабря.
182. Селиверстов, А. В. Основные направления государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации / А. В. Селиверстов // Достижения науки и техники АПК. 2004. — № 4. — С. 40.
183. Семененко, Ю. ЛПХ нам помогут? / Ю. Семененко // Сельская жизнь. -2005. 29 ноября.
184. Сергацкова, Е. В. Что сдерживает развитие субъектов малого предпринимательства на селе / Е. В. Сергацкова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 5. — С. 54−56.
185. Социальная сфера // Российская экономика: прогнозы и тенденции. -2004.-№ 5.-С.22−24- № 7.-С. 15−17.
186. Тажербаева, А. К. Правовое регулирование крестьянских (фермерских) хозяйств / А. К. Тажербаева // Аграрное и земельное право. 2005. — № 1. -С. 40−46.
187. Тарасов, Н. Доходы работников сельскохозяйственных предприятий / Н. Тарасов, Е. Молчанова // АПК: экономика, управление. 2003. — № 6. — С. 56−62.
188. Тиллак, П. К характеристике хозяйств потребительского типа / П. Тиллак, Д. Эпштейн // АПК: экономика, управление. 2002. — № 3. — С. 53−60.
189. Тургунбаев, Ж. Т. Об экономической функции местного самоуправления в сельской местности / Ж. Т. Тургунбаев // Аграрная Россия. 2004. — № 3. -С.42−44.
190. Феничева, Е. Г. Актуальные вопросы правового режима личного подсобного хозяйства / Е. Г. Феничева // Юрист. 1999. — № 10. — С. 17−20.
191. Фоков, А. П. О крестьянском (фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве / А. П. Фоков // Юрист. 2003. — № 8. — С. 29−30.
192. Хицков, И. Крестьянские подворья / И. Хицков // АПК: экономика, управление. 2001. — № 4. — С. 47−54.
193. Черняев, А. Экономические и социальные проблемы села и пути их решения // АПК: экономика, управление. 2002. — № 12. — С. 4−19.
194. Шмелев, Г. И. Индивидуальные формы ведения сельскохозяйственного производства / Г. И. Шмелев // Вопросы экономики. 2000. — № 7. — С. 121 132. фДиссертации и авторефераты диссертаций:
195. Адукова, А. Н. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях многоукладной экономики: автореф. дис. канд. эконом, наук / Адукова А. Н. -М., 1998. -25 с.
196. Бритченко, С. П. Право членов колхозов на ведение ЛПХ: автореф. дис. канд. юр. наук / Бритченко С. П. Киев, 1983. — 24 с.
197. Пьянкова, К. В. Проблемы и перспективы развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства Пермской области: автореф.. дис. канд. эконом, наук / Пьянкова К. В. Челябинск, 2002. — 23 с.
198. Соскиева, Е. А. Развитие кооперативных форм обслуживания личных подсобных хозяйств: автореф.. дис. канд. эконом, наук / Соскиева Е. А. -М., 2002.-25 с.
199. Тленкопачев, М. Б. Институт личного подсобного хозяйства в социально-политической системе общества: автореф. д-ра полит, наук / Тленкопачев М. Б. Саратов, 2002. — 46 с.