Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы эффективного малого бизнеса в реальном секторе экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет яркие региональные особенности и его развитие в регионах происходит неравномерно. Это обусловлено структурными, экономическими, социальными различиями регионов. Формирование социально-экономической структуры региона и благоприятных условий для развития предпринимательства в нем зависят, прежде всего, от действий местных органов власти… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования малого бизнеса в реальном секторе экономики
    • 1. 1. Эволюция малого бизнеса и его влияние на структурную перестройку экономики
    • 1. 2. Производственно-ресурсный потенциал и его использование в развитии малого предпринимательства
    • 1. 3. Государственная поддержка малого предпринимательства
  • 2. Оценка малого бизнеса в реальном секторе экономики и условия его развития
    • 2. 1. Анализ и развитие малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Мордовия
    • 2. 2. Оценка производственно-ресурсного потенциала Республики Мордовия и возможностей его использования в малом бизнесе
    • 2. 3. Характеристика сложившейся практики государственного регулирования малого бизнеса
  • 3. Разработка мероприятий по формированию системы эффективного малого бизнеса в регионе
    • 3. 1. Программно-целевое регулирование малого предпринимательства в регионе
    • 3. 2. Развитие малого инновационного бизнеса на основе эффективного использования производственно — ресурсного потенциала
  • Республики Мордовия
    • 3. 3. Реструктуризация и активизация малого предпринимательства в реальном секторе экономики региона

Формирование системы эффективного малого бизнеса в реальном секторе экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одним из основных результатов социально-экономического развития Российской Федерации за последние годы является то, что в большинстве регионов сформировалась новая, достаточно крупная социальная группа предпринимателей, оказывающая существенное влияние на состояние общественного производства. Причем динамика развития и роль предпринимательства в регионах весьма различны. В целом по стране в 1999 году наблюдался спад предпринимательской активности, что связано с сокращением внутренних инвестиций, расстройством финансовой системы, особенно, после августовских событий 1998 года, усиливающейся дезорганизацией единого 5кеняамическш опространства, недостаточно совершенной законодательной базой предпринимательства.

Экономический и правовой механизм, сочетающий региональное самоуправление с участием деловых кругов и государственное регулирование предполагает, прежде всего, использование методов экономического регулирования, направленных на развитие предпринимательства с учетом территориальных, культурно-исторических факторов и ресурсного потенциала. В этих условиях повышается научный и практический интерес к таким экономическим проблемам, как оценка производственно-ресурсного потенциала региона и формирование на этой основе системы эффективных предпринимательских структур.

Таким образом, актуальность данной проблемы предопределила выбор диссертационной работы и основные направления исследования.

Состояние изученности проблемы. Создание методологических основ теории предпринимательства непосредственно связано с именами отечественных ученых и экономистов: Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, A.A. Ау-зана, Е. Т. Гайдара, А. Я. Лившица, С. А. Смирнова, Е. Г. Ясина и др. В их трудах проблемы развития предпринимательства рассматривались с макроэкономических позиций, либо на примере отдельных сфер и отраслей. Вместе с тем, проблемы развития малого бизнеса с учетом их геополитических особенностей и экономической политики местной администрации по поддержке и развитию предпринимательства и использованию производственно-ресурсного (человеческого) потенциала не стали пока объектом комплексных научных исследований.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ формирования системы эффективного предпринимательства в регионе и его государственной поддержки.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования предполагалось решить следующие задачи: исследовать эволюцию малого бизнеса и его влияние на структурную перестройку экономикивыявить возможности использования производственно-ресурсного потенциала региона в развитии малого предпринимательствапровести анализ состояния и развития малого бизнеса в Российской Федерации и Республике Мордовия на основе оценок эффективности использования производственно-ресурсного потенциалаисследовать действующую практику государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации и Республике Мордовияразработать комплекс мероприятий по активизации малого инновационного бизнеса Республики Мордовия на основе эффективного использования производственно-ресурсного потенциалаобосновать направления реструктуризации и активизации малого предпринимательства в реальном секторе экономики региона.

Объектом данного исследования являются предприятия малого бизнеса Российской Федерации и ее регионов.

Предметом исследования являются процессы формирования системы эффективного малого бизнеса в реальном секторе экономики региона.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды по исследуемой проблеме, законодательные акты Российской Федерации и Республики Мордовия, регулирующие сферу малого предпринимательства, нормативно-методические материалы в области малого бизнеса, федеральные целевые программы и концепции, публикации в периодической печати.

Информационной базой исследования послужили материалы Государственного Комитета РФ по статистике, Государственного Комитета РМ по статистике, Государственного Комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства РМ. В качестве исходной информации использовались как официальные материалы, так и полученные лично автором результаты проводимых исследований и данных по его практической деятельности.

В процессе исследования применялись следующие методы: сравнительного, логического, комплексного анализа, экономико-статистического, экспертных оценок, анкетирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплексного подхода к формированию системы эффективного малого бизнеса, а также практических предложений по активизации предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики. Основные научные результаты исследования, полученные лично автором, сводятся к следующему:

— конкретизировано понятие категории «производственно-ресурсный потенциал» в системе хозяйств предпринимательского типа с учетом особенностей инновационных и организационно-управленческих ресурсов региона;

— разработан методический подход к проведению анализа развития предпринимательства в регионе, основанный на комплексном исследовании его производственно-ресурсного потенциала;

— аргументирована необходимость отнесения личных подсобных хозяйств к малым формам хозяйствования в соответствии с их количественными и качественными характеристиками, установленными законодательством для малых предприятийсформулированы рекомендации по реструктуризации региональной экономики на основе повышения инновационной активности предприятий предпринимательского сектораопределены направления государственного регулирования предпринимательства, составившие основу комплексной программа государственной поддержки малого бизнеса в реальном секторе экономики.

Практическая значимость исследования определяется значением и практическим характером проблем формирования системы эффективного малого бизнеса в реальном секторе экономики. Предложенные конкретные рекомендации, позволяют использовать комплексный подход к подготовке и реализации программных мероприятий в области регулирования и поддержки малого бизнеса.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались автором на научно-практических конференциях: «Роль механизма предпринимательства в повышении эффективности средних и крупных предприятий» (Саранск, 2000 г.), «Экономический федерализм: государственно-правовое регулирование экономики» (Саранск, 2000 г.), «Проблемы и опыты антикризисного управления» (Пенза,.

2001 г.), «Качество — стратегия XXI века» (Саранск, 2001 г.), а также обсуждались на коллегиях Государственного Комитета Республики Мордовия по поддержке и развитию малого предпринимательства, заседаниях Совета предпринимателей при Правительстве Республики Мордовия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 153 источника. Она содержит 231 страницу, 10 таблиц, 15 рисунков, 10 приложений.

Заключение

.

1. Важнейшим результатом исследования является вывод о том, что как на общегосударственном, так и на региональном уровнях дальнейшая стратегия развития должна исходить из необходимости активной политики государства по поддержке частного предпринимательства и инициативы в сфере производства наиболее необходимых товаров и услуг. Именно в этом секторе гибкая политика государственного регулирования (налоговые льготы, преимущества при кредитовании, амортизационная политика и др.) может приносить наиболее быстрый и социально значимый эффект.

2. Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет яркие региональные особенности и его развитие в регионах происходит неравномерно. Это обусловлено структурными, экономическими, социальными различиями регионов. Формирование социально-экономической структуры региона и благоприятных условий для развития предпринимательства в нем зависят, прежде всего, от действий местных органов власти, политика которых строится в соответствии с региональной спецификой развития малого предпринимательства. Существующая в настоящее время в России система управления малым предпринимательством включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Учитывая потребности и возможности местного рынка, необходимо создание собственной нормативной базы управления и поддержки малого бизнеса в регионах, которая бы конкретизировала федеральные законы с учетом местных особенностей и условий социально-экономического развития территорий.

3. Предпринимательские структуры в Республике Мордовия находятся в фазе активной трансформации. В этих условиях важнейшим фактором формирования стабильной предпринимательской среды, является наличие производственно-ресурсного потенциала, эффективное его использование на основе развития рыночных отношений и избирательной государственной поддержке приоритетных направлений деятельности малого предпринимательства. Анализ современного состояния экономики республики — составной части единого экономического пространства Российской Федерации — показывает невозможность одновременного преодоления спада и быстрого подъема во всех отраслях. Необходима реализация системы мер по избирательной поддержке отраслей, которые позволят обеспечить устойчивое развитие экономики. Только на основе их подъема реальна постановка задачи постепенного восстановления утраченного уровня жизни населения, компенсации потерь от инфляции. Исходя из имеющихся ресурсных возможностей, в Республике Мордовия к таким видам деятельности можно отнести: производство, хранение и переработка сельхозпродукциипроизводство промышленных и продовольственных товаровпроизводство лекарственных препаратов, медицинских изделий и техникиоказание медицинских и бытовых услугстроительство и производство строительных материаловинновационная деятельность.

4. Включение малого предпринимательства в ход реструктуризации отраслей и предприятий должно рассматриваться как предпочтительная стратегическая линия, реализация которой возможна посредством использования малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных системучастия малых предприятий в создании гибких организационных структур отраслей и предприятийстратегической ориентации на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства.

В основе указанных направлений лежат такие формы взаимодействия как: подрядное кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование.

5. Анализ производственно-ресурсного потенциала Республики Мордовия дает возможность сделать вывод о том, что регион имеет достаточные предпосылки для развития эффективного предпринимательства, в особенности малого, и последующего подъема прозводства.

6. В активизации предпринимательской деятельности центральное место занимают общественные организации и институты, объединяющие предпринимателей, в процессе выработки позиций по ориентации экономической и социальной стратегии на поддержку и развитие предпринимательства, формирование основ экономической, социальной, экологической, культурно-бытовой и информационной среды, обеспечивающей становление многосекторной экономики на базе различных форм собственности, конкурентности и открытости. Осуществление и направленность стратегических и тактических целей по защите и поддержке предпринимательства неотделимы от характера и активной деятельности общественных объединений предпринимателей, их участия в законотворческих процессах как на федеральном, так и на региональном уровнях, т. е. в инициировании выбора и принятия законодательными и исполнительными органами власти решений с учетом позиций и интересов предпринимательских и общественных структур.

7. Анализ использования трудовых ресурсов позволяет определить приоритетные направления реформирования в сфере трудовых отношений. Одно из них — обеспечение занятости. Обобщение практики работы в этой области соответствующих республиканских органов позволяет сформулировать основные условия снижения безработицы: помощь безработным в организации малых предприятий, профессиональное обучение с постоянной корректировкой организации этого процесса, исходя из требований рынка труда, организация общественных работ для безработных.

8. Обеспечение конкурентоспособности республики невозможно без развития предпринимательства в инновационной сфере. Характерный для сегодняшней обстановки упадок отраслевой науки, требующей на свое содержание крупных финансовых затрат, может в определенной степени компенсироваться развитием малого инновационного бизнеса. Как показывает зарубежный опыт, больших успехов добиваются малые инновационные предприятия, работающие в кооперации с крупными промышленными компаниями. Здесь наряду с мерами общей поддержки малого предпринимательства автором предложены и такие: формирование условий и стимулов для расширения инновационной кооперации малых предприятий с крупными, а также создание условий для организации малых инновационных предприятий за счет выделения их из крупных фирмиспользование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий, ныне находящихся в государственной (республиканской) и муниципальной (коммунальной) собственности, в качестве источника ресурсного обеспечения малых инновационных предприятийиспользование части средств, выделяемых Правительством республики на НИОКР, на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектахсоздание системы стимулирования постоянных рабочих мест средней и высшей квалификации в инновационной сфере, согласование для этого программ поддержки малого предпринимательства с программами Государственного фонда занятости Республики Мордовияорганизация систематических научных исследований по проблемам малого инновационного предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора, тенденций его развития и подготовке рекомендаций по осуществлению его государственной поддержкиразвитие залогового кредитования деятельности малых инновационных предприятий, создание гарантийно-залоговых фондов с включением в предметы залога объектов интеллектуальной собственности, что позволит расширить возможности субъектов инновационного процесса в финансировании своей деятельности через залоговое кредитованиеразвитие инфраструктуры малого инновационного предпринимательства.

Реализация указанных мер будет способствовать развитию в республике малого инновационного предпринимательства — важнейшего стратегического инструмента для преодоления кризиса, стабилизации экономики, осуществления переструктуризации производства, нацеленной на достижение конкурентных преимуществ отечественных изделий на мировом рынке.

9. К числу условий, необходимых для развития предпринимательства, относятся: улучшение общей экономической ситуации, обеспечивающее увеличение платежеспособного спроса на товары и услуги, а также расширение возможностей доступа предпринимателей к производственным и иным ресурсам. В этом аспекте предложены рекомендации для развития эффективного малого бизнеса в условиях Республики Мордовия с использованием имеющегося природно-ресурсного потенциала. Они будут способствовать формированию модели оптимальной структуры предпринимательства в регионе, обеспечивающей выход на соотношения, нормы и пропорции, действующие в рыночной экономике развитых стран Запада.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что малые предприятия республики обладают достаточным потенциалом развития и могут стать одним из факторов выхода экономики из кризиса, обеспечивающим социальную и политическую стабильность при эффективном регулировании со стороны государства. Несмотря на неблагоприятное положение в экономике, малое предпринимательство развивается, используя внутренний потенциал. Роль государства в этой ситуации заключается в том, чтобы не реанимировать угасающее, а поддержать развивающееся малое предпринимательство. Залогом успешного развития малого предпринимательства в республике должна явиться комплексная программа государственной поддержки, направленная на стимулирование его количественного и качественного роста. От выбора приоритетов развития экономики зависит эффективность социально-экономических реформ в регионе.

Рассмотренные вопросы, являясь основополагающими, не исчерпывают всего содержания и механизма формирования эффективного малого бизнеса в реальном секторе экономики Республики Мордовия. Материалы диссертационной работы могут использоваться в качестве научной базы для последующего исследования данной темы. Рассмотрение и анализ проблем, которые возникают при развитии малого предпринимательства, позволяют определить основные направления государственной поддержки малого бизнеса, которые должны быть включены в «Программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия» в последующие годы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РМ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» № 49−3 от 30.11.1998 .
  2. Закон РМ «О стимулировании создания хозяйствующих субъектов на территории Республики Мордовия» № 52−3 от 10.12.1999.
  3. Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 348−1 от 11.11.1990.
  4. Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445−1 от 25.12.1990.
  5. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14.06.1995.
  6. Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» № 222-ФЗ от 29.12.1995.
  7. Указ Главы РМ от 20.05.1996 № 275−05 «Об использовании научного и научно-технологического потенциала для решения проблем республики».
  8. Указ Главы РМ от 10.09.1996 № 108 «О мерах по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводства и огородничества»
  9. Указ Главы РМ от 20.08.1997 № 92 «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях»
  10. Указ Президента РФ от 06.06.1995 № 563 «О государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства»
  11. Постановление Государственного Собрания РМ от 31.03.1995 № 119−1 «Об использовании средств республиканского фонда помощи сельскому хозяйству предприятиями, организациями, имеющими подсобные сельские хозяйства»
  12. Постановление Правительства РМ от 9.04.1997 № 159 «О ходе реализации Указа Главы РМ от 10 сентября 1996 г. N 108 «О мерах по стабилизацииположения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводства и огородничества»
  13. Постановление Правительства РМ от 30.09.1997 № 410а «О создании открытого акционерного общества «Научно-технологический парк Мордовии»»
  14. Постановление Правительства РМ от 03.11.1997 № 460 «О мерах по выполнению Указа Главы Республики Мордовия от 20.08.1997 № 92 «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях»
  15. Постановление Правительства РМ от 04.11.1997 № 466 «О мерах по обеспечению кормовыми угодьями личных подворий»
  16. Постановление Правительства РМ от 02.07.1998 № 319 «О дополнении к Постановлению Правительства РМ от 3.11.1997 № 460 ««О мерах по выполнению Указа Главы Республики Мордовия от 20.08.1997 № 92 «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях»
  17. Постановление Правительства РМ от 21.04.1999 № 230 «О выравнивании экономических условий хозяйствования предприятий в агропромышленном комплексе РМ»
  18. Постановление Правительства РМ от 10.04.2000 № 178 «О республиканском конкурсе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и внедренческих работ в области разработки и внедрения средств малой механизации для личных подсобных хозяйств»
  19. Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1045 «О государственном комитете РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства»
  20. Постановление Правительства РФ от 23.03.1996 № 327 «Об основных положениях региональной политики поддержки малого предпринимательства в РФ»
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств»
  22. Постановление Правительства РФ от 3.05.1999 № 481 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году»
  23. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»
  24. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы»
  25. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 26.07.1996 № 213 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств»
  26. Л. И. Заметки о российском предпринимательстве. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1994. 128 с.
  27. В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. -М.: Экономика, 1990. 82 с.
  28. Ш. Р., Горькова Т. Ю. Предпринимательство и его государственная поддержка: Предпринт. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1997. — 44 с.
  29. Т., Буев В., Вакуров П., Голикова В., Корбут Л. Стратегий поведения семейных фермерских хозяйств//Вопросы экономики. 1995. — № 1.-е. 47−57
  30. О., Кравченко Г. Беды малого бизнеса, или Как чиновники душат важное дело//Российская Федерация. 1996. — № 9. — с. — 41−42
  31. А., Баткалина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 1997. — № 4. — с. 141−151
  32. В., Ветошникова Ю. Стратегия выживания промышленных пред-приятий//Вопросы экономики. 1998. — № 12. — с. 93
  33. А. С. Экономическая оценка запасов полезных ископаемых. М.: Недра, 1981.-287 с.
  34. В. С. Буржуазная экономическая мысль 30−80-х годов XX века. -М.: Экономика. -1986
  35. С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика. — 1980. — 263 с.
  36. Белоконная JL, Плышевский Б. Развитие малых предприятий в Рос-сии//Вестник статистики. 1995. — № 9. — с. 3−13
  37. Т. Г., Маевская JI. И. Большие деньги для малого бизнеса //ЭКО. -1996. -№ 7. -с. 63
  38. А. О. Государственная политика поддержки малого предпринима-тельства//Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2. -с.-96−100
  39. А. О. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства // Бизнес и политика. 1995. — № 2. — с. 22−26
  40. А. Малое предпринимательство и большая политика//Вопросы экономики. 1996. — № 7. с. 39
  41. А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности, 2-е изд. — М.: ОСЬ — 89,1998. — 336 с.
  42. А. О. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Краснодар, Адыгея, 1996
  43. А. О., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — с. 44
  44. А. О. Условия регулирования малого бизнеса//Экономист. 1999. -№ 2
  45. Л. С., Кортов М. И. Структурные реформы и экономическая интеграция: опыт и проблемы СНГ. СПб: Изд-во С. — Петербургского ун-та, 1996.-288 с.
  46. Большая советская энциклопедия, т. 22, М., Изд. Советской энциклопедии 1975, с. 49
  47. Большие возможности малых предприятий // Экономическая газета. 1999. -№ 7. — с. 20
  48. БрагинаЕ. Малый бизнес. Состояние и проблемы//Свободная мысль. 1995. — № 11
  49. П. Современные экономические теории буржуазные концепции. М.: Экономика. — 1986. — 160 с.
  50. В. М., Виленский А. В. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства//Вопросы экономики. 1999. — № 12
  51. В. М., Виленский А. В. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспективы развития//Проблемы прогнозирования. 1996. — № 4
  52. С. В., Эйденбах Г. Инновационные стратегии фирм на российском рынке//Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 3. 19 925 5. Виленский А. В. Малое предпринимательство в среднесрочной перспективе// Реформа. 1993. — № 2. — с. 13−14
  53. А. В. Этапы развития малого предпринимательства в Рос-сии//Вопросы экономики. 1996. — № 7. — с. 30−38
  54. С. Малый бизнес: pro & сопй-а//Финансовая Россия. 1997. — № 10
  55. Р. Финансово-кредитные механизмы регулирования малоо бизнеса // Вопросы экономики. 1996. — № 7. — с. 83−87
  56. Ф. Р. Предпринимательский потенциал трудового коллектива в условиях установления рыночных отношений. Уфа: Китап, 1993. — 208 с.
  57. Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку// Вопросы экономики. 1997. — № 9. -с. 84−97
  58. Гелбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества. М.: «Прогресс». — 1979.-406 с.
  59. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия// Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 6. — с. 23−25
  60. С. Ю. Как добиться экономического роста // Российский экономический журнал. № 5−6. — с. 3−11
  61. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне: Методологические рекомендации/редакционная коллегия: д. э. н., профессор Кузнецов Ю. В., Багрова Н. Б. СПб., 1997. — 157 с.
  62. Грачева М, В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика управления в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. М., 1994. — 56 с.
  63. В., Гейдук И. Развитие малого предпринимательства в Поль-ше//Проблемы теории и практики управления. —1996. № 2. — с. 90−96
  64. М. А., Денисов Е. Ф. Экономика венчурного бизнеса: текст лекций. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. — 74 с.
  65. Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. М.: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. -2000.-51 с.
  66. Т. Изменение отношений собственности в России: формы и по-следствия//Проблемы прогнозирования. 1994. — № 6. — с. 24−31
  67. H. H., Борсученко Э. M. Формы предпринимательства за рубежом.-Киев, 1991.-126 с.
  68. М. Финансовое стимулирование НТП в мелком бизнесе США//Проблемы теории и практики управления. 1991. — № 3
  69. Ю. И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры. М.: Луч, 1992.-46 с.
  70. Н. Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики//Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — с. 76−81
  71. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической сфере.- М.: Научно- издательское предприятие «2Р». 1996. — 61 с.
  72. Испытание для новинок. Поиск, № 3 (505), 22 января 1999 г., стр. 9
  73. . Н. Малые формы хозяйствования. М.: «Экономика». — 1991.- 204 с.
  74. В. Ш., Васильев А. Н., Мартьянов В. А. Государственная поддержка малого бизнеса//Информационные материалы к семинару-совещанию руководителей региональных фондов поддержки предпринимательства. Тула. -1996 г.
  75. В. Ш., Рыбин М. В. Как создать и сделать успешным бизнес-Инкубатор. М.: Агроконсалт, 1996. — 112 с.
  76. А. И. Основы предпринимательства. Пг., 1917.-338с.
  77. Каталог университетских Научно-технологических парков России. Миноб-разование России, Тверь, 1998. 29 с.
  78. В. В. Анализ финансового состояния и прогнозирования банкротства. Спб: «Аудит-Ажур», 1994. — 163 с.
  79. Р. Макконелл, Стенли JI. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х т.: пер. с англ. М.: «Республика». — 1992. — 400 с.
  80. Ю. А., Дмитриев О. Н. Эффективные технологии маркетинга. -М.: Машиностроение, 1994. 552 с.
  81. А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения//Вопросы экономики. 1996. — № 7. — с. — 46−58
  82. Л., Перекрестов В. Организационные структуры и культура предпринимательства/УВопросы экономики. 2000. — № 8. — с. 15−30
  83. Концепция инновационной политики. Проект. М., 1997,18 с.
  84. В. Винничек Л. Крестьянским подворьям постоянную поддержку//Экономика сельского хозяйства России. — 1998. — № 12. — с. — 14
  85. А. Поддержка государством малого бизнеса в Японии//Человек и труд. 1994. — № 2
  86. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб., 1995, 59 с.
  87. Н. Дело, доступное всем//Наука и жизнь. 1996. — № 5. — с. — 2−3
  88. М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристи-ка//Проблемы теории и практики управления. 1994. — № 1. — с. 77−80
  89. Е. Трансформация хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства//Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 12. — с. — 5
  90. Малое предпринимательство заявляет о себе (по материалам Первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий) // Российский экономический журнал. 1996. — № 3. — с. 50−58. — № 4. — с. 29−36
  91. Малый бизнес в Республике Мордовия/Статистический бюллетень № 82. -Саранск. Госкомстат РМ. -1998
  92. Малый бизнес в Республике Мордовия/Статистический бюллетень № 82(2). Саранск. — Госкомстат РМ. — 1999
  93. Малый бизнес в Республике Мордовия/Статистический бюллетень № 5(4). Саранск. — Госкомстат РМ. — 2000
  94. Малый бизнес в России: оценка ситуации: (Из доклада Российской ассоциации малого предпринимательства)//Общество и экономика. 1996. — № 910, — с. 91-Ш. — № 11−12. — с. 36−67
  95. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад Российской ассоциации развития малого предпринимательства. -М, — 1996.-292 с.
  96. Р. Г. Организационные проблемы развития предпринимательства в России. Саратов, 1993. — 201 с.
  97. Материалы второго международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство в России». М., 23−25 июня 1993 г.
  98. . 3. и др. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и методы/Юбщество и экономика. 1995. — № 1. — с. 78 121
  99. Мордовии 70 лет: Юбилейный стат. сб./Гос. Ком. Респ. Мордовия по статистике. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999. — 208 с.
  100. Мордовский предпринимателе/Информационный бюллетень. Саранск. — 2000. — 16 с.
  101. Ю. П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. — 174 с.
  102. П., Фесенко Б. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна//Российский экономический журнал. 1993. — № 4. -с. 49−55
  103. И. Становление фермерства в Тверской областиЮкономика сельского хозяйства России. 1999. — № 4. — с. — 6
  104. Обзор экономики России: основные тенденции развития в 1995 году. -М.: «Финансы и статистика». В 2-х ч. — 1996. — Ч. 1 — 264 с. — 4.2 — 264 с.
  105. А. Магнит для инвестора//Российская Федерация. 1996. — № 3
  106. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы// Вопросы экономики. 1997. — № 4
  107. А. Малый, который на самом деле даже очень большое/Российская Федерация. 1996. — № 5
  108. А. Проблемы малого предпринимательства//Экономист. 1995. -№ 6. — с.
  109. Предпринимательство в конце XX века/А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. М.: Наука, 1992. — 312 с.
  110. Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2000−2001 годы
  111. Развитие малого предпринимательства в Москве// Предпринимательство в России. 1995. — № 2. — с. 34−35
  112. М. Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента. М.: АКДИ «Экономика и жизнь». -1994
  113. П. И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М.: ИНЭП, 1993, — 174 с.
  114. Ю. А. Концепция развития малого бизнеса в России // Социально-политический журнал. 1994. — № 11−12. — с. 142
  115. Ю. А. Эволюция малого предпринимательства в России/Социально-политический журнал. —1996. -№ 2. с. 40−52
  116. Российская экономика: потенциал (Межвузовский сборник научных трудов). Саранск: СВМО, 2000. — 184 с.
  117. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000. — 396 с.
  118. Я. Негосударственные предприятия: некоторые типы хозяйственной деятельности//Проблемы прогнозирования. 1994. — № 6. — с. 32−41
  119. В., Попов И. Подсобные промышленные производства и промыслы хорошее подспорье сельской экономике//Экономика сельского хозяйства России. — 1999. — № 3. — с. — 7
  120. Схема экономического и социального развития и финансового состояния Республики Мордовия на период 1996—2005 гг.
  121. Э. Р. и др. Предпринимательство: история, стратегия развития/ Э. Р. Тагиров, В. А. Мальгин, Г. С. Спичатов. Казань: Изд-во КФЭИ, 1994. -127 с.
  122. Тезисы докладов 1 Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М.: Научн.-изд. предпр. «2Р». — 1996. — 150 с.
  123. Г., Разуваева Н., Толочек Н., Разуваев С. Мелкотоварный сектор в сельском хозяйстве Пензенской области//Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 2. — с. — 6
  124. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000−2001 годы
  125. Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996−2000 гг., прогноз и концепция их развития на 1996−2005гг.
  126. В. В. Проблемы финансирования малого и среднего бизне-са//Финансы. —1993. № 2
  127. Р., Питере М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып 2. пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — 253 с.
  128. А. Роль малого бизнеса в экономике Южной Африки//Человек и труд, — 1994. -№ 8
  129. А. Проблема финансирования в Российском малом бизне-се//Вопросы экономики. 1996. — № 7. — с. 59−71
  130. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта российского и зарубежного предпринимательства. — М.: Международные отношения, 1992. -210 с.
  131. Е. А. Методические аспекты формирования комплексного плана-прогноза социально-экономического развития региона областного ранга в условиях развития рыночных отношений//Вестник Академии. 1996. — № 1−2.-е. 122−129
  132. Ф. Малое предпринимательство // Экономист. 1994. — № 11. -с. 69
  133. Ф. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М.: Институт экономики РАН, 1995. — 363 с.
  134. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки//Российский экономический журнал. 1996. — № 5−6. -с. 65−76
  135. Эволюция малого бизнеса в условиях России. Бизнес. — 1996. — № 4
  136. Экономическое развитие современной России: проблемы и перспективы (Межвузовский сборник научных трудов) Саранск: СВМС), 2000. — 208 с.
  137. Э., Интрилигейтор М., Макинтайр., Тейлор JI. Эффективная стратегия переходного периода: уроки экономической теории обновле-ния//Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 2. — с. 30−38. — № З.-с. 20−26
  138. М. 3. Основа экономики малый бизнес// ЭКО. — 1996. — № 6. -с. 145
  139. Annual Report & Accounts 1995−1996. Glasgow Development Agency, 1997. 51 p.
  140. Business Planning Guide. Upstart Publishing Company, 1992. 184 p.
  141. Directory of structures for Support of Innovation Activities in Sciens and Technology Sphere in the Regions of Russian Federation. Association «Technopark», Moskow, 1998
  142. Incubating new enterprises. A Guide to Successful Practice/ The Aspen Institute, 1996.-242 p.
  143. Martinell F. Business services innovation and regional policy consideration of the case of Southern Italy F Ed Ну Frherts A.: regional policy at the crossroods European Perspectives, 1989. 357 p.
  144. Starting Up Your Own Business/Liberty Hall Press, 1991. 21 lp.
  145. Williams S. Small business guide. London: Herguin books, 1991. — 425 p.
  146. Число малых предприятий и численность работающих в них в 1999 г.
  147. Число малых предприятий на 1 января 2000 г. Среднесписочная численность работников, тыс. человек Средняя численность совместителей, тыс. человек Средняя численность работающих по договорам, тыс. человек
  148. Российская Федерация 890,6 6485,8 647,8 409,8
  149. Северный район 21,2 166,9 10,7 17,9
  150. Северо-Западный район 126,6 781,7 76,2 48,6 г.Санкт-Петербург 108,7 617,9 64,5 38,0
  151. Центральный район 275,4 2018,1 263,1 137,6 г.Москва 176,1 1320,9 206,2 91,0
  152. Волго-Вятский район 29,0 330,0 33,1 21,7
  153. Республика Мордовия 1,8 16,1 1,0 0,9
  154. ЦентральноЧерноземный район 28,9 243,1 16,7 12,2
  155. Поволжский район 88,2 571,6 56,8 34,6
  156. СевероКавказский район 69,5 570,6 45,4 22,0
  157. Уральский район 93,9 615,7 6,6 42,0
  158. ЗападноСибирский район 74,7 569,5 43,9 32,6
  159. ВосточноСибирский район 35,2 284,4 16,3 11,8
  160. Дальневосточный район 38,2 278,2 19,3 24,7
  161. Калининградская область 9,8 56,0 4,6 4,2
  162. Объем произведенной продукции (работ, услуг) инвестиции малых предприятий за 1999 год млн. рублей
  163. Объем произведенной продукции (работ, услуг) Инвестиции в основной капитал
  164. Российская Федерация 23 711,6 17 887,0
  165. Северный район 19 491,2 353,4
  166. Северо-Западный район 42 659,4 2009,1 г.Санкт-Петербург 3711,3 192,3
  167. Центральный район 133 759,2 4862,4 г.Москва 70 588,7 1778,8
  168. Волго-Вятский район 13 078,0 475,1
  169. Республика Мордовия 1075,2 33,8
  170. ЦентральноЧерноземный район 10 975,6 682,5
  171. Поволжский район 37 103,5 1193,5
  172. Северо-Кавказский район 29 993,7 1322,0
  173. Уральский район 43 885,4 2389,2
  174. Западно-Сибирский район 47 618,1 2436,1
  175. Восточно-Сибирский район 14 350,3 1166,0
  176. Дальневосточный район 26 395,3 925,5
  177. Калининградская область 4401,9 72,2
  178. Модель государственной поддержки малых предприятий225
Заполнить форму текущей работой