Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ингерманландская этническая общность: историко-правовой аспект статуса национальных меньшинств и коренных народов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно также назвать некоторые этнические группы, упоминание о которых в официальной советской литературе в силу политических причин было нежелательным (финны, ингерманландцы, немцы). Упоминание о проблемах наделения национальных меньшинств особыми правами в условиях провозглашенного равноправия советского образца считалось излишним. В СССР и России к коренным народам традиционно причислялись… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы системы прав национальных меньшинств и коренных народов в международном и зарубежном праве
    • 1. 1. Этапы формирования правовой категории «национальное меньшинство» в международном и зарубежном праве
    • 1. 2. Историко-правовой анализ развития категории «коренные народы» в международном и зарубежном праве
    • 1. 3. Историческое развитие прав национальных меньшинств и коренных народов в Финляндии
  • Глава 2. Правовое положение ингерманландской этнической общности на территории России
    • 2. 1. Анализ правового положения ингерманландской этнической общности в дореволюционной России
    • 2. 2. Политико-правовые аспекты положения ингерманландцев в Советской России (1917−1930 г.)
    • 2. 3. Исторический анализ нарушения прав представителей ингерманландской этнической общности в России (1930−1940-е гг.)
  • Глава 3. Становление правового статуса ингерманландской общности в российском законодательстве постсоветского периода
    • 3. 1. Нормативное регулирование процесса реабилитации ингерманландцев в России (конец 1980-х-начало 1990-х гт.)
    • 3. 2. Реализация прав представителями ингерманландской этнической общности в рамках российского законодательства 1990-х годов

Ингерманландская этническая общность: историко-правовой аспект статуса национальных меньшинств и коренных народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях развития правового государства, формирования гражданского общества в России, сопряженных с процессом глобализации в современном мире, особо актуальным является решение ряда задач развития межнациональных правоотношений. К их числу относятся: формирование оптимальной модели правового регулирования, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опытусоздание нормативной базы для правового регулирования статуса национальных (этнических, религиозных и языковых) меньшинств и коренных народоввыработка на уровне органов государственной власти и международных организаций мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявленийобъединение усилий институтов государства и гражданского общества в целях достижения межнационального согласия, утверждения принципов равноправного развития и взаимопонимания между представителями различных национальностей и вероисповеданий и борьбы с проявлениями агрессивного национализма. В данном контексте важным является трансформация зарубежного и международного опыта регулирования прав национальных меньшинств и коренных народов с учетом российских особенностей. Результатом работы по модернизации правовых I механизмов станет интеграция национальных меньшинств и коренных народов России в качестве полноценных субъектов гражданского общества.

Для России и всего мирового сообщества актуальным является противодействие волне ксенофобии, национализма и этнической нетерпимости, прежде всего, в молодежной среде. Воспитание толерантности должно стать неотъемлемым элементом современной правовой культуры. Отношения в обществе XXI века должны основываться на взаимном уважении и понимании, принятии различных культур, национальных, религиозных особенностей, а также на осознании того факта, что принадлежность к той или иной национальности, этносу не может служить основой для дискриминации и умаления, прав по сравнению с представителями других национальностей.

Сегодня на теоретическом уровне активно продолжается многостороннее исследование таких аспектов как национальные движения, национализм, этноцид, геноцид, статус коренных народов, статус национальных меньшинств, формы реализации на практике коллективных прав народов, в том числе, право на самоопределение. 60-е годы XX века ознаменовались началом так называемого «этнического ренессанса». Создание национальных движений за национальное возрождение и автономии различных правовых форм, а также за пересмотр юридических гарантий прав народов и этносов приняло повсеместный характер.

Параллельно проходит процесс регламентации прав коренных народов и национальных меньшинств в международном праве и имплементация данных норм на уровне национального законодательства. 1980;е гг. демонстрируют серьезность национальных движений в контексте государственного строительства и глобальном масштабе. Рост межнациональной напряженности показал множество нерешенных вопросов и пробелов в национальном законодательстве. Как отмечает А. А. Дорская, «практически во всех странах наблюдается тенденция к сепаратизму, религиозному фундаментализму», вследствие этого наиболее актуальной проблемой является «реализация коллективных прав коренных народов"1. Идея реализации права на самоопределение стала одним из важнейших проблем, для решения которой необходим цивилизованный диалог между всеми заинтересованными субъектами. Ведь этнополитический конфликт может привести не только к глубокому кризису, но и к пересмотру государственной формы. С изменением мировоззренческих подходов и.

1 Дорская А. А. Изучение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: международно-правовые стандарты и российское законодательство// Права коренных народов севера: реализация международных и внутригосударственных стандартов в Российской Федерации, СПб., 2005.С. 82 правовых концепций проявляется необходимость осмысления процессов, не вписывающихся в изученный исторический, политический, правовой ход истории.

Вопросы нормативного регулирования прав наций, народов, в том числе, национальных, этнических, религиозных меньшинств вошли в повестку мирового сообщества в начале XX века. К концу XX века многие народы оказались на грани исчезновения в результате государственной политики (насильственные депортации, репрессии, игнорирование интересов, прав, отсутствие юридического признания геноцид, ассимиляция и т. д.). Для разработки жизнеспособных правовых схем необходимо провести исследование положительного и отрицательного опыта государств по реализации государственной политики и правового регулирования в отношении статуса национальных меньшинств и коренных народов их населяющих. По мнению А. И. Чудинова, «существующая система норм международного права, Федеральных законов и законодательных актов субъектов Российской Федерации не в полной мере отвечает интересам охраны, развития и использования культурного достояния малочисленных коренных народов». «Не в полной мере обеспечивается их конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям"2.

Приоритетное значение имеет исследование правовых основ отношения государства к различным нациям и народам, правовых и организационных форм регулирования взаимоотношений между народами.

Актуальность темы

исследования обуславливается также необходимостью переосмысления роли национальных меньшинств и коренных народов в системе правоотношений и процессе установления демократии.

2 Чудинов А. И. Культура коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: перспективы развития// Права коренных народов севера: реализация международных и внутригосударственных стандартов в Российской Федерации, СПб., 2005.С.225.

Степень разработанности темы. Вопросы правового статуса национальных, этнических меньшинств, коренных народов в зарубежной юридической и историко-правовой литературе стали подробно рассматриваться с начала XX века. Наибольшего развития научные исследования в данной области получили во второй половине прошлого века. Научные исследования шли параллельно с формированием нормативно-правовой базы и понятийного аппарата по данной проблеме. Изучение индивидуальных и коллективных прав стало одной из важных проблем для международных организаций и зарубежных ученыхисториков, социологов, юристов, политологов. При формировании системы прав использовались результаты исследований специалистов в различных сферах, так как необходимо было провести максимально всесторонний анализ существующих отношений, дать оценку потребностям данных категорий населения в закреплении за ними особых прав и спрогнозировать дальнейшее развитие общественных отношений.

Концептуальным вопросам прав национальных меньшинств и коренных народов, анализу специфики правового регулирования их статуса в контексте международных норм по правам человека посвящены работы В. Кимлики, П. Торнберри, Г. Тобиаса, Дж. Сиглера, М. Фримана, М. Хроха, И. Клода, Ж. Аная, Дж. Рехмана, И. Яновски, Н. Наймарка, Дж. Прииса и т. д. Следует отметить, что особый вклад в изучение данной проблематики был внесен исследованиями, проведенными в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) Ж. Дешеном, X. Р. Мартинез Кобо, Ф. Капоторти, А. Эйде и опубликованными в официальных документах ООН3.

3 Dechenes J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority», New York: United Nations Documents. 1985; Martinez Cobo J.R., Study of the Problem of Discrimination Against Indigenous Populations, New York: United Nations Documents, 1987, vol. VF. Capotorti, Special Rapporteur, Study on the Rights of Persons Belonging to Ethnic, щ Religious and Linguistic Minorities, New York: United Nation Documents, 1991; Eide A., Possible Ways and Means of.

Facilitating the Peaceful and Constructive Solution of Problems Involving Minorities E/CN.4/Sub.2/1993/34, para. 114.

Ситуации, сложившейся в сфере реализации прав меньшинств и коренных народов СССР, были посвящены работы некоторых зарубежных авторов. По проблеме ингерманландцев проводили исследования финские ученые П. Невалайнен, П. Мелко, Р. Кастрен, Е. Кууйо, Т. Флинк, JI. Суни и Т.д.

Советская литература была посвящена в основном этнографическим и культурологическим особенностям народов СССР, пропаганде принципов мирного сосуществования в многонациональном государстве.

Можно также назвать некоторые этнические группы, упоминание о которых в официальной советской литературе в силу политических причин было нежелательным (финны, ингерманландцы, немцы). Упоминание о проблемах наделения национальных меньшинств особыми правами в условиях провозглашенного равноправия советского образца считалось излишним. В СССР и России к коренным народам традиционно причислялись малочисленные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Нормативное регулирование их статуса в СССР демонстрировало проведение в жизнь необходимых правовых стандартов, созидания и толерантности. Правовой анализ ситуации, сложившейся в межнациональных взаимоотношениях, и исследования в сфере государственной национальной политики в отношении конкретных народов СССР стали проводиться только с конца 1980;х годов. В основном среди исследователей были критически настроенные представители народностей, подвергшихся какой-либо репрессии со стороны официальных властей. Одним из первых подобную работу начал JI. Гильди, один из основателей ингерманландской общественной организации Инкерин Лиитто.

В конце 1990;х гг. правоведы и историки активно стали проводить исследования, связанные с построением нового типа российской государственности, гражданского общества, установления новых правоотношений в сфере национальной политики и коллективных прав народов России.

Среди российских ученых конца XX — начала XXI века, уделяющих серьезное внимание тематике прав человека, толерантности, гражданского общества и демократии, проблемам соотношения международных и внутригосударственных правовых стандартов и построению новых моделей и концепций национальной политики в России, чьи работы были использованы в данном исследовании, следует назвать Р. Г. Абдулатипова, К. Д. Аракчаа, А. А. Дорскую, В. А. Колесникова, Н. С. Нижник, И. Ю. Пешперову, В. Ю. Сморгунову, Г. В. Старовойтову, И. Л. Честнова, А. И. Чудинова, Т. Я. Хабриеву.

Тенденция изучения ингерманландской проблематики получила развитие в конце 1980;х — 1990;х гг., когда российские ученые получили доступ к секретным архивным документам, западным источникам и т. д. В национальной ингерманландской прессе в конце 1990;х гг. были опубликованы рассекреченные архивные материалы. Одними из важнейших трудов являются исследования В. И. Мусаева, JI. А. Гильдии, посвященные истории политического и общественного развития ингерманландцев в рамках российского — советского государства, а также особенностям современного правового положения данной категории российских граждан. В научных трудах В. И. Мусаева проанализирована система национальной политики российского — советского государства выстроенная для решения, так называемого, «ингерманландского вопроса». Проведение историко-правовых исследований по проблемам статуса ингерманландцев в России получило развитие среди представителей родственных государств финно-угорского мира. Среди венгерских, эстонских и финских авторов следует назвать О. Давыдову, Й. Конкка, Э. Лахти-Аргутину, Т. Маргикайнена, X. Миеттинен, П. Невалайнена, Й. Ниинистё, Я. Пустаи, М. Раннута, Л. Сарессало.

Значимым результатом одного из проектов, финансируемых Фондом им. 8.

Ласло Телеки стало издание в 2000 г. в Будапеште исследовательских материалов «Сородичи по языку"4, вышедших под руководством Дьердя Нановски и, посвященных правовым, социо-культурным, политическим и экономическим проблемам финно-угорских народов.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с развитием правового регулирования положения национальных, этнических меньшинств и коренных народов в международном и внутригосударственном праве.

Предметом исследования выступает историко-правовой аспект статуса ингерманландской этнической общности в России в контексте динамики развития понятийного аппарата и нормативных основ регулирования прав национальных, этнических меньшинств, а также коренных народов в рамках международного и национального нормотворчества.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование процесса формирования категорий «национальное меньшинство» и «коренной народ», историко-правовой анализ статуса ингерманландской этнической общности на территории России, а также анализ финляндской модели исторического развития данной категории прав.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

— анализ исторических этапов формирования системы прав и гарантий национальных меньшинств и коренных народов в международном праве;

— изучение международной нормативной базы в сфере прав национальных меньшинств и коренных народов;

— раскрытие особенностей формирования института прав национальных меньшинств и коренных народов в Финляндии;

4 Сородичи по языку. Будапешт. 2000.

— проведение сравнительного анализа Финляндской системы правового регулирования статуса коренных народов и национальных меньшинств и российского опыта в данной сфере;

— исследование этапов развития правового положения ингерманландской этнической общности в России до 1917 г., в советский период и в период российской истории до начала XXI в.;

— анализ влияния российской и советской государственной политики в сфере прав национальных меньшинств и коренных народов на положение ингерманландской этнической общности;

Научная новизна диссертационного исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию, которые позволяют провести комплексный историко-правовой и теоретико-правовой анализ эволюции понятийного аппарата и нормативного регулирования статуса национальных, этнических, языковых меньшинств и коренных народов. В диссертационном исследовании показана необходимость разностороннего осмысления закономерностей развития нормативно-правового регулирования статуса национальных меньшинств и коренных народов, как на международном, так и на внутригосударственном уровне. В диссертации сделаны выводы о юридических последствиях российской государственной политики в отношении ингерманландцев и о возможностях правового решения сложившейся проблемы. Работа основана на значительном числе нормативно-правовых документов, материалов зарубежных и отечественных авторов, ранее не исследовавшихся. Результаты исследования дают возможность нового взгляда на проблему коренных народов России.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно может способствовать более четкому пониманию правовых процессов, проходивших на мировом уровне в сфере регламентации статуса национальных меньшинств и коренных народов. Работа позволяет оценить нормотворческую деятельность Финляндии в сфере регулирования прав ю национальных меньшинств и коренных народов и особенности правового статуса ингерманландской этнической общности в России на всех этапах его исторического развития. В диссертации анализируются причины национального упадка ингерманландцев в России. Основные теоретические выводы могут быть применены в дальнейшей научно-исследовательской деятельности при рассмотрении проблем реализации прав национальных, этнических, религиозных, языковых меньшинств и коренных народов, гражданского общества, мультикультурализма, толерантности.

Практическая значимость исследования. Основные выводы, положения, полученные в результате исследования, могут быть применены для дальнейшей научно-исследовательской работы в области изучения прав человека. Результаты диссертационной работы могут стать основой в процессе подготовки законодательных и подзаконных нормативных актов, направленных на сохранение самобытности народов России и модернизацию национальной политики. Материалы работы могут быть использованы в преподавательской деятельности и разработке учебно-методических пособий по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории отечественного государства и права, гуманитарному праву, правоведению.

Методологической базой исследования являются общенаучные и специальные методы, в том числе, исторический и сравнительный анализ нормативно-правовых актов, произведений российских и зарубежных ученых. Автором используется принцип познания социальных и правовых явлений в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. В диссертационной работе используются также логический, статистико-аналитический, формально-юридический, описательный, хронологический, сравнительно-правовой методы исследования.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых Р. Г. Абдулатипова, Ж. Аная, К.Д. и.

Аракчаа, Jl. А. Гильди, Ж. Дешена, А. А. Дорской, Ф. Капоторти, В. Кимлики, И. Клода, X. Мартинез — Кобо, П. Мелко, В. И. Мусаева, И. М. Мусаева, Н. Наймарка, П. Невалайнена, И. Ю. Пешперовой, Дж. Прииса, Дж. Рехмана, Дж. Сиглера, В. Ю. Сморгуновой, Г. В. Старовойтовой, Л. Суни, П. Торнберри, Г. Тобиаса, Т. Я. Хабриевой, М. Хроха, И. Л. Честнова, А. Э. Чернокова, А. И. Чудинова, А. Эйде, М. Фримана, И. Яновски, и других.

Источниковедческой базой исследования являются международные акты ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза и Совета Европы, СБСЕ/ОБСЕ по правам национальных меньшинств и коренных народов, документы международных конференций, проведенных под эгидой ООН, межгосударственные соглашения, нормативно-правовая база Финляндии, регламентирующая правовое положение саамского и шведского меньшинств, законодательство периода Российской Империи, акты исполнительных и законодательных органов РСФСР, СССР, современное российское законодательство по правам национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В процессе регламентации прав национальных меньшинств и коренных народов на международном уровне происходит включение современной России в схему нормотворческой деятельности и процесса имплементации норм, регулирующих положение национальных меньшинств и коренных народов. Однако российский механизм правовой регламентации статуса национальных меньшинств и коренных народов нуждается в реформировании.

2. Особое влияние на современное положение ингерманландской этнической общности в России оказала национальная политика советского государства.

Действия государственной власти в СССР могут быть квалифицированы как геноцид, который в данном контексте включал насильственные массовые депортации, насильственную ассимиляцию, этноцид, массовые убийства по.

12 национальному признаку, лишение имущественных прав и фактическое ограничение социальных, экономических и культурных прав ингерманландцев.

В Финляндии создана оптимальная модель построения правоотношений государство — национальное меньшинство, которая реально воплощается на практике. Данный опыт может быть применен для реализации прав ингерманландской этнической общностью на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга.

Для оптимизации процесса реализации ингерманландцами своих прав необходимо учитывать положительные аспекты реализации Россией норм Тартуского мирного договора 1920 г.

У коренных народов, не имеющих на территории России национально-территориальных автономий, отсутствует возможность полноценным образом на практике реализовать права, предусмотренные международными нормами.

Создание на уровне Ленинградской области нормативно-правовой базы с учетом потребностей коренных народов региона будет способствовать сохранению и развитию самобытности ингерманландской этнической общности.

Апробация результатов исследования. Результаты работы получили отражение в опубликованных научных работах диссертанта. Основные положения исследования получили апробацию в выступлениях автора на ежегодных научно-практических конференциях «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Права человека. Реализация международных и внутрироссийских механизмов защиты прав человека» (Пенза, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Образование и право: статус участников образовательных отношений» (Санкт-Петербург, 2003 г.), Российско-американской научно.

13 практической конференции «Технология, демократия и устойчивое развитие» (IPSAРГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2004 г.), Международной научной конференции «Eiropa: karjera, laiks, iespejas» (Даугавпилс, 2004 г.), Научно-практической конференции «Развитие правового государства в России» (Санкт-Петербург, СПбГПУ, 2004 г.), Международной научно-практической конференции «Финно-угорский мир в контексте диалога культур» (Санкт-Петербург, 2005), Международной научной конференции «Россия, США и Европа в Балтийском регионе» (Калининград, 2005).

Структура диссертации. Структуру диссертации определили задачи исследования и метод изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка использованных в работе нормативных актов и литературы, а также двух приложений. Общий объем диссертационного исследования составляет 215 страниц.

Заключение

.

В ходе проведённого исследования были проанализированы процессы становления и нормативного закрепления понятий и правовых основ статуса национальных меньшинств и коренных народов на международном уровне. Была изучена модель правого регулирования прав шведского и саамского меньшинства в Финляндии. Был проведен анализ правового статуса представителей ингерманландской этнической общности и коллектива в целом. Данный анализ касается также причины и следствий современного политико-правового, культурного, экономического, социального положения данной общности на территории России. Рассматривались данные процессы с историко-правовой позиции с использованием инструментария, предоставляемого общественно-правовыми дисциплинами. Также в ходе исследования правового статуса ингерманландской этнической общности оценке подверглась идеологическая составляющая проводимой государственной политики. Был изучен комплекс научных работ российских, финских и других зарубежных авторов, обобщены исследования в этой области, проведённые историками, правоведами, политологами и иными учёными, как российскими, так и зарубежными, предпринята попытка составить единое представление о ходе рассматриваемых историко-правовых и политических процессов.

В результате можно сделать вывод о том, что в отечественной литературе рассматриваются в основном культурологические, историко-политические и этнографические аспекты. Правовые концепции и взгляды на национальное меньшинство и коренной народ как субъект правоотношений и обладателя конкретного объема правомочий исследуется в основном европейскими и американскими учеными. В основу большинства рассуждений положена концепция данности прав коренных народов и национальных меньшинств. Можно сказать, что подобные общности обладают специфическим объемом естественных прав коллективного субъекта, наряду с естественными правами индивидов, включаемых в данный коллектив.

Рассматривая идеи национальных движений нельзя свести их только к сепаратизму и экстремистскому национализму. Одной из основных целей современных национальных движений становиться требование со стороны государства проживания выполнения общепринятых стандартов на практике, в некоторых случаях предоставления автономий в составе суверенного государства. В данном контексте не рассматриваются идеи баскского движения или деятельность ирландской республиканской армии, а также националистические ингерманландские организации.

Также можно выделить различные позиции государств в решении национальных вопросов. Долгое время проблемы национальных меньшинств и коренных народов считались сугубо внутригосударственным делом. Практика противоправных деяний, игнорирования интересов меньшинств доминирующей нацией продемонстрировала необходимость решения межнациональных вопросов с участием третьей силы — международного сообщества, представителей различных государств и коллективов, заинтересованных в поиске баланса и правовом урегулировании существующих и превенции будущих конфликтов. Однако, и на современном этапе некоторые государства юридически закрепляют за собой статус однонациональных (Аргентина, Франция), что ведет к политике игнорирования интересов и прав существующих на их территориях национальных меньшинств и коренных народов. Кроме того, с конца 1940;х.

177 годов поддерживается тенденция к осуждению противоправной политики в отношении недоминирующих национальных групп, выражающейся в геноциде, этноциде и других массовых нарушениях прав по национальному, этническому признаку. Данная позиция нашла выражение и в нормативных актах универсального, регионального и национального уровня.

В контексте репрессивной политики государства в отношении ингерманландцев, необходимо отметить, что по российскому законодательству данные противоправные действия нами квалифицируются в соответствии со ст. 357 Уголовного Кодекса РФ — геноцид277. В качестве одного из примеров результатов политики массовых убийств и депортаций, проводимых советским руководством можно привести данные о количестве финских/ингерманландских деревень на начало 1900;х гг. и на сегодняшний момент. Данные дифференцированы по территориям приходов Северной Ингерманландии: приход н. 1900;х гг. К.ХХн.ХХГ вв.

Лемпаала (Лемболово) 72 10.

Вуоле 18 3 (несколько домов).

Мииккулайси (Никулясы) 9 0.

Валкеасааре (Белоостров) 15 2 (дачные поселки).

Токсова (Токсово) 50 15.

Хаапакангас 9 сравнительно тоже число дачных поселков.

Келтто (Колтуши) 54 50 (смешанное население).

Ряяпювя 23 42У8.

277 Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г. М., 2005.

278 по материалам книги Oma maa omenankukka, vieras maa veripunainen. Petroskoi, 2003.

Изученные материалы позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день можно наблюдать политику отчужденности от решения национальных вопросов, которая проявляется в отношении Российской Федерации и некоторых финно-угорских народов, в том числе ингерманландской этнической общности. Данное состояние привлекает внимание ученых и политиков в родственных государствах (Венгрия, Финляндия, Эстония). Сложившаяся ситуация может быть проанализирована с историко-правовой точки зрения. Активизировавшееся в 1917;1920 гг. национальное движение в Ингерманландии нашло поддержку (в том числе военную) со стороны суверенных Эстонии и Финляндии. Наступивший после подписания Тартуских (Юрьевских) мирных соглашений между РСФСР, Финляндией и Эстонией в 1920 г., национальный расцвет в конце 1920;х гг. сменился на жесткую репрессивную политику.

Только с конца 1980;х гг. государство, переосмыслив противоправность многих исторических деяний власти в отношении недоминирующих народов, взяло курс на установление сбалансированного правового режима взаимоотношений государства и народов построенного на принципе толерантности и взаимного уважения, недискриминации и равных прав больших и малых наций и народов.

Особо отметить следует правовую модель, имплементированную в Финляндии. Развитая система институтов гражданского общества, высокая правовая культура, толерантный подход является одной из причин наличия в Финляндии оптимальной модели взаимоотношений органов государственной власти и недоминирующих народов. Исследуемая модель продемонстрировала, как стремление всех заинтересованных субъектов поддержать межнациональный мир в государстве привело к выработке сбалансированной национальной политики.

Сегодня перед малыми нациями и всем мировым сообществом возникает проблема сохранения культурного разнообразия в условиях.

179 глобализации. По мнению И. М. Мусаева, «процесс глобализации не только не означает сокращения количества наций-государств, но и может провоцировать создание новых"279. Кроме этого, культурная глобализация диктует новые принципы построения правового пространства защиты прав монокультурных групп в российском обществе с его мультикультурным гражданством. Таким образом, по мнению В. Ю. Сморгуновой, особое значение приобретает защита прав коренных народов, как наименее защищенных групп280.

Как показывают результаты исследования, международным сообществом за последние десятилетия была создана нормативная база универсальных стандартов, призванных сохранить и развивать самобытность народов. Опасаясь развития сепаратизма многие государства теоретически признающие необходимость соблюдения прав коренных народов и национальных меньшинств, на практике не предоставляют возможности полностью реализовать их на своей территории. С нашей точки зрения анализ истории показывает, что такая политика является недальнозоркой и в перспективе может вести к нарушению прав, этнополитическим конфликтам, усложнению межгосударственных отношений, исчезновению этносов и народов.

Для проведения данного исследования автором была поставлена цель комплексного, историко-правового и сравнительно-правового изучения многоаспектной проблемы правового статуса национальных меньшинств и коренных народов, одним из ярких примеров которой является вопрос о статусе ингерманландской этнической общности. Для достижения этой цели автор поставил перед собой ряд задач, которые разрешались в ходе изучения научной литературы (исторической, теоретико-правовой,.

279 И. М. Мусаев Теории национализма: анализ современных зарубежных концепций. СПб, 2005. С. 4.

280 см.: Сморгунова В. Ю. Права национальных меньшинств и проблемы гражданства в современном зарубежном теоретико-правовом дискурсе о мультикультурализма// Права коренных народов севера: реализация международных и внутригосударственных стандартов в Российской Федерации, СПб, 2005.С.10−27 культурологической, политологической и т. д.), нормативно-правовых актов, также публикаций в средствах массовой информации, мемуарной литературы, в том числе относящихся к изучаемым периодам, обобщения полученных данных.

На сегодняшний момент существует острая проблема сохранения российским государством самобытности не только коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые традиционно имеют права в соответствии с международными стандартами. Государству, стремящемуся к построению гражданского общества и вхождению в мировое сообщество в качестве полноценного правового государства необходимо провести законодательную работу по решению вопросов о правовом статусе коренных народов, не имеющих национально-территориальных автономий. От своевременного и правильного разрешения данной проблемы зависит в итоге судьба российской государственности, федеративной системы.

Политика российского государства в сфере нормативного регулирования статуса национальных меньшинств и коренных народов должна базироваться на принципах верховенства права, плюрализма, терпимости (толерантности), мультикультурализма, что в свою очередь станет положительным фактором в процессе формирования гражданского общества в России281. Государственная поддержка сохранения и развития самобытности народов послужит объединяющим фактором на пути воспитания гражданина России, а также обогатит культурную сферу. Участие государства в процессе сохранения и развития самобытности коренных народов на сегодняшний день означает возможность или невозможность того или иного государства адекватно воспринять необходимость включения в объективные общемировые процессы демократизации. От понимания.

281 подробнее о процессе формирования гражданского общества в России см.: В. Ю. Сморгунова Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые аспекты. СПб., 2004 данного аспекта зависит не только будущее коренных народов и национальных меньшинств, но и государства в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация прав человека и гражданина. М., 2003
  2. Закон РФ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ.//Собрание законодательства РФ.1996.№ 25. Ст.2965
  3. Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761 -1 //Ведомости СНД и ВС РСФСР, 31.10.1991,№ 44, ст. 1428
  4. Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107−1 (ред. от 01.07.1993) О реабилитации репрессированных народов// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 02.05.1991, № 18, Ст. 572.
  5. Заявление Советской Делегации на мирных переговорах между РСФСР и Финляндией, внесенные в протокол при подписании Советско-Финляндского мирного договора 14 октября 1920 г.// Документы внешней политики СССР. М., Госполитиздат, 1958. Т. З 723 С.
  6. Именной указ 18 декабря 1708 г. Об учреждении губерний, и о росписании к ним городов//Законодательство Петра I. М., 1997.-С.424−427
  7. Конституция Российской Федерации 1993 г. СПб., 2003
  8. Конституция РСФСР 1918 г.// Декреты Советской власти. Т.2, М., 1959.-С.552
  9. Конституция РСФСР 1925 г.// Известия ЦИК СССР и ВЦИК № 118, 26.05.1925
  10. Конституция (Основной закон) СССР// Известия ЦИК СССР и ВЦИК № 283,06.12.1936
  11. Копия письма в Наркомпрос и Главпрофобр от 6 июня 1923 r.//Maatalous viesti № 6(23), 1996
  12. Коренные малочисленные народы Российской Федерации. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. В 14 Т./ Федеральная служба статистики) М.: ИИЦ «Статистика России», Т.13.2005.- 574 С.
  13. Мирный договор между Россией и Эстонией 2 февраля 1920 г.//Документы внешней политики СССР. М., Госполитиздат, 1958. Т.2- 803 С.
  14. Мирный договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Финляндской Республикой 14 декабря 1920 г.// Документы внешней политики СССР. М., Госполитиздат, 1958. Т. З- 723 С.
  15. Областной закон Ленинградской области от 29.04.1996 № 12−03 О местномIсамоуправлении в Ленинградской области// Вестник Законодательного собрания Ленинградской области, вып.3(11), 1996
  16. О ратификации Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989): материалы парламентских слушаний. М., 1995.
  17. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. № 3612−1// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 19.11.1992, № 46, Ст. 2615.
  18. Постановление№ГОКО-6973// Ингерманландцы начало возрождения. СПб, 1997. № 3
  19. Приказ Министра Внутренних Дел СССР № 544// Ингерманландцы -начало возрождения. СПб, 1997.№ 3
  20. Протокол рабочего совещания 05.06.1995−07.06.1995 г.//Гильди JI. А. Расстрелы, ссылки, мученья. СПб, 1996.
  21. Распоряжение СНК СССР № 13 925рс// Ингерманландцы начало возрождения. СПб, 1997.№ 3
  22. Распоряжение № 5211рс//Ингерманландцы начало возрождения. СПб, 1997. № 3
  23. Уголовный Кодекс Р.С.Ф.С.Р.// СУ РСФСР, 1926, № 80, ст.600
  24. Уголовный Кодекс Российской Федерации 1996 г. М., 2005
  25. Устав Санкт-Петербургской общественной организации «Добровольное общество ингерманландских финнов» от 12 июля 1999, Санкт-Петербург
  26. ФКЗ РФ О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ. Вып.42.М., 2002.
  27. ФЗ РФ О языках народов Российской Федерации. Вып.22 (97), М., 2003
  28. ФЗ РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28.08.1995 № 154-ФЗ. СПб, 2000
  29. ФЗ РФ О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации от 30.04.1999 № 82-ФЗ// Российская Газета № 90, 12.05.19 991. Международные и зарубежные правовые акты, материалы международных конференций:
  30. Акт Венского Конгресса//Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том 33. 1815−1816. СПб., 1830. С. 144−147,176−177
  31. Версальский договор 1919 г.//Хрестоматия по новейшей истории. Т.1, С.179−188
  32. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.38−43
  33. Декларация о правах лиц принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С. 107−112
  34. Декларация Хельсинкской встречи на высшем уровне/Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.802−807
  35. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С. 770−784
  36. Европейская хартия региональных языков и языков меньшинств от 5 ноября 1992 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.711−725
  37. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе// Международные акты о правах человека. М., 2002-С. 753−759I
  38. Информационный Бюллетень ДОСИП. 1996, № 13 // http://www/docip.org/russe/update ru/index.html
  39. Информационный Бюллетень ДОСИП. 1996, № 15// http://www/docip.org/russe/updateru/index.html
  40. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С. 118−130
  41. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него//Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.:
  42. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.52−68
  43. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.43−52
  44. Пояснительный доклад к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств № 157//Совет Европы: Документы по национальному вопросу. СПб,• 2000.-С. 16−20
  45. Проект Саамской конвенции. Рованиеми, 1995.-14 С.
  46. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г. № 157// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.725−733
  47. Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблей ООН от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами"// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.99−102
  48. Решение Будапештского саммита СБСЕ 1994 г.// Международные акты о правах человека. М., 2002.-С.807−814
  49. Устав ООН 1945 г.//Международные акты о правах человека. М., 2002.
  50. Хартия европейской безопасности// Международные акты о правах человека. М., 2002-С.828−831
  51. Ahvenanmaan Itsehalintolaki 28.12.1951/670//Suomen Lakikiija, Mikkeli, 1983.-861 S.
  52. Ahvenanmaan Itsehalintolaki 1144/199l, Mikkeli, 1991.- 15 S.
  53. Eastern Greenland (Den. v. Nor.), Permanent Court of International Justice, 1933, No.53
  54. Declaration of Principles on the Rights of Indigenous Peoples, Geneva, 1985-i 1987// Anaya J.S. Indigenous people in international law. New York: Oxford
  55. University Press, 2000.- P.190−192
  56. Declaration of San Jose, San Jose: UNESCO Documents, 1982// Anaya J.S. Indigenous people in international law. New York: Oxford University Press, 2000.-P. 192−207
  57. Draft United Nations Declaration on the Rights of indigenous Peoples, Geneva, 1993// Anaya J.S. Indigenous people in international law. New York: Oxford
  58. University Press, 2000.- P.207−216
  59. International Labor Conventions and Recommendations, 1919−198 l. ILO, 1989.858 P.
  60. Kielilaki 1.6.1922/148// Suomen Lakikirja, Mikkeli, 1983.- 861 S.
  61. Kielilaki 516/91,423/2003.Helsinki, 2004.-S.20
  62. Minority Schools in Albania, Permanent Court of International Justice, 1935, No. 64
  63. Report of the First Session of the Prevention of Discrimination and the Protection of Minorities, New York: United Nations Documents, 1952
  64. Rio Declaration on Environment and Development, United Nation conference on Environment and Development. Rio de Janeiro: United Nation Documents, 1992. Vol.3
  65. Suomen Perustuslaki, 19. Suomen lakikiija, Lansi-Savo OY, Mikkeli, 1983.- 861 S.
  66. Suomen Perustusalaki, Vaammalan Kiijapajno OY, Vammala, 2000.- 60 S.
  67. The League of Nations Documents., New York, 1927.- 268 P.
  68. UN Sales No.E.91.XIV.2, 1991
  69. UN Doc. E/CN.4/Sub/2/l985/31
  70. UN Doc. E/CN.4/Sub.2/2002/2472. UN Doc. E/2003/72
  71. Vienna Declaration and Programme of Action, World Conference of Human Rights, Vienna: United Nations Documents, 199 374. http://www.om.fi/
  72. Ш. Монографии, статьи, авторефераты диссертаций:
  73. Э.Л. Советские финноязычные журналы 1920−1980. Петрозаводск, 1989.-57 С.
  74. Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004.- 313 С.
  75. В. Депортация ингерманландцев/ЛСнига памяти. Кингисепп: Мэрия Кингисеппского района. 1995.- 70 С.
  76. С. А. Малочисленные народы России: оптимизация межнациональных отношений// Этнополис.1992.№ 1
  77. К. Д. Коренные народы: международное и национальное право. М., 1995.- 160 С.
  78. ., Бауэр 0., Хрох М. и др. Нации и национализм, пер с англ. и нем. JI.E. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. М.: Праксис, 2002.212 С.
  79. А.В. Выступление не пленарном заседании III Всемирного конгресса финно-угорских народов// III Всемирный конгресс финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2001.-С. 14−15
  80. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М: Весь мир. 2004.- 185 С.
  81. Н.Ф. Ингерманландцы под грифом «секретно»//Север.1992.№ 3
  82. JI. О государственном геноциде против финнов-ингермандандцев в России//Ингерманландцы-начало возрождения.№З.СПб, 1997.
  83. JI. А. Расстрелы, ссылки, мученья. СПб, 1996.-311 С.
  84. В. С. Гражданская война на Северо-Западе России. Берлин, 1923.-51 С.
  85. В., Голдман X. Коренной- местный-аборигенный: путаница и проблемы перевода//Бюллетень ANSIPRA. Сеть арктических организаций в поддержку коренных народов Российского Севера. 2003.№ 9
  86. Дорская А. А. Изучение прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего
  87. Востока: международно-правовые стандарты и российское законодательство//
  88. Права коренных народов севера: реализация международных и188внутригосударственных стандартов в Российской Федерации, СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герена, 2005.-С. 82−85
  89. Е.В. Автономия Аландских островов: федеральный элемент в конституции унитарного государства//Северная Европа. Проблемы истории. М., 1999.-С.296−306
  90. К. О возможностях сближения дискурсов политической философии и права до уровня общей политико-правовой дискуссии по «национальному вопросу»//Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. СПб.: Норма, 2005.- С.259−266
  91. Ю.М. Национальное государство в эпоху глобализации: конец или трансформация?//Регион сотрудничества. Вып. 14(39).Калининград: КГУ. 2004.-С. 17−24
  92. В. А. Операция «Бывшие люди» в Ленинграде.(февраль-март 1935 г.) //Новый часовай.№ 6−7.1998.-121 С.
  93. Н. А. Коллективизация и раскулачивание: начало 30-х гг. М.: Магист, 1997.-288 С.
  94. Известия ЦК КПСС. 1990.№ 9.-213 С. 96. Известия. 1991.19 октября
  95. Из конспектов доктора исторических наук, профессора К.В. Калининой// Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. СПб., 2004. С.231−233
  96. Е.И. Дворцовое хозяйство в России. М., 1964−103 С.
  97. История ВКП (б). Краткий курс. М., 1945.- С. 356
  98. Э.М. Малые народы в потоке истории. Петрозаводск, 1999.-155 С. Ю1. Кеппен П. И. Селения, обитаемые ижорами, в С.-Петербургской губернии// Ученые записки императорской академии наук по I и III отд. Т. И. Вып.З.
  99. А.И. «Инкерин Лиитто» и постановка преподавания финского языка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в современных условиях//Национальные диаспоры в истории и культуре Санкт-Петербурга на пороге XXI века. СПб, 2001.-С. 109−112
  100. ЮЗ.Колчанова А. Ш. Советские организации Петрограда по работе среди национальных меньшинств в 1918—1921 гг.//Советская этнография. 1990 г.
  101. О.И. Выступление не пленарном заседании III Всемирного конгресса финно-угорских народов// III Всемирный конгресс финно-угорских народов. йошкар-0ла, 2001 .-40−41 С.
  102. М.М. Финские интернационалисты в борьбе за власть Советов. Л., 1969.-105 С.
  103. Юб.Корнатовский Н. А. Сталин и оборона Петрограда// Красная летопись. 1932.№ 3(48)
  104. В.В. Национальные меньшинства и их защита в международном праве.//Правоведение.1995.№ 2.-С.20−29I
  105. О.С. Финский сельскохозяйственный техникум// Maatalous viesti.№ 6(23), 1996.-С.14−18
  106. А. А. В Петроградской губернии в 1917—1918 гг..// Красная летопись. 1928.№ 3(27).-248 С.
  107. Куокканен B. Hyvaa Paivaa!- Здраствуйте! Мы еще живы// Радуга. 1990.№ 10.-61 С.
  108. Ш. Лайне А. Карело-Финская Советская Социалистическая Республика и финны//В семье единой. Петрозаводск. 1998.-247 С.
  109. Д.А. Децентрализация в политическом процессе (на примере j Финляндии). Автореф. канд. дисс. СПб, 2001.-20 С.
  110. В. И. Полное собрание сочинений.Т.24
  111. Ленинградский мартиролог, 1937−1938.Т.2 Октябрь 1937 г., СПб: Российская национальная библиотека, 1996- 575 С.
  112. В. А. Эстонцы в СССР. М., 1990.- 289 С.
  113. , Р.Т. Вудро Вильсон: политические взгляды, правовые реформы и проект Лиги наций / С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права,
  114. О-во «Знание» Санкт-Петербурга и Ленингр. обл. СПб., 2002.- 183 С.
  115. В.П. Отчет о деятельности Консультативного комитета финно-угорских народов за 1996−2000 гг.//Ш Всемирный конгресс финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2001.-С.79−80
  116. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М: Норма, 2002- 911 С.
  117. В. Финский педагогический техникум/Лпкепп Uutiset, 2003.-С.16−19
  118. Московские новости. 1992.21 июня.
  119. М.А. Государственное право Финляндии. М.: Городец, 2005.- 367 С.
  120. И.М. Теории национализма: анализ современных зарубежных концепций. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.-141 С.
  121. В.И. Ингерманландский вопрос в XX веке. СПб: Нестор. 1999.- 127 С.
  122. В. И. Политическая история Ингерманландии в конце XIX—XX вв.еке. СПб: Nestor-historia. 2001.- 400 С.
  123. В.И. Ингерманландский вопрос во взаимоотношениях и внутренней политике России и Финляндии (конец 19−20 вв.). Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора исторических наук. СПб, 2002.-28 С.
  124. Э.Л. Русские в Америке интеграция или ассимиляция?, //Этнографическое обозрение.2001.№ 6.- 82 С.
  125. И.А. Репрессии 1930−50-х гг. в Куземкинской волости//Ингерманландцы начало возрождения. СПб., № 3.1997.- С.42−44
  126. Петроградская правда.23 июня 1920.
  127. Пограничные войска СССР.1918−1928. Сборник документов и материалов. М., 1973.- 192 С.
  128. Т. Финно-угорские объединения и организации как субъект народной дипломатии//Финно-угорский вестник. Йошкар-Ола, 2000, — С.16−22
  129. П. М. География принудительных миграций в СССР: Автореф. дисс. докт. геогр. наук. М.: Институт географии РАН, 1998.- 40 С.
  130. П. М. Не по своей воле. История и география принудительных миграций в СССР. М: О.Г.Н.- Мемориал, 2001- 80 С.
  131. Е.А. Права человека на рубеже веков//Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. Под. ред. Е. А. Лукашевой. М., 2002.
  132. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы, под ред. Е. А. Лукашевой, М: Норма, 2002.- 435 С.
  133. С.М. Проблема защиты национальных меньшинств в международном праве//Государство и право.№ 8.1992.- 125 С.
  134. Ю.А. Право на самоопределение и отделение//Московский журнал международного права.№ 1,1996.
  135. Российская газета. 1999.12 мая.
  136. А. И. Советско-финляндская граница 1918−1939 гг.СПб., 1997.-47 С.
  137. К. Ижора (Инкери). СПб, 2003. 44 С.
  138. В. Рождение тверской Карелии. Ювясюоля, 1995.- 462 С.
  139. Н. В. Великий Октябрь в деревне на Северо-Западе России. Л., 1959.- 178 С.
  140. Т. Ингерманландские финны в системе советского общества: этничность, интеграция, сегрегация, ассимиляция//Будущее ингерманландских финнов. СПб, 2000.- 54 С. 1145. Смирнова Т. М. Финская периодическая печать в Петрограде
  141. Ленинграде.//ОтаГ МааГ№ 1,1999.- С.20−22
  142. Т. М. Партийная и советская печать на национальных языках в Петрограде и Петроградской губернии в годы гражданской войны// Обновление: межнациональные отношения и перестройка. JI., 1989.- 173 С.
  143. А.В. Белое движение на Северо-западе России. 1918−1920гг. СПб, 1999.- 166 С.
  144. В.Ю. Сморгунова Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые аспекты. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 399 С.
  145. Сородичи по языку. Будапешт. 2000.- 640 С.
  146. И.В. Сочинения. Т.2.
  147. В.Н., Балашов Е. А. В «новых районах»: из истории освоения Карельского перешейка 1940−1941, 1944−1950 гг. СПб, 2001.- 128 С.
  148. Л. В. Ингерманландские финны в России: история, культура, судьбы. Петрозаводск, 1998.- 220 С.
  149. Л. Ингерманландские финны.// В семье единой. Петрозаводск, 1998.-С.68−72
  150. Л. В. Ингерманландские финны: исторический очерк//Финны в России: история, культура, судьбы. Петрозаводск, 1998.-С.10−15
  151. Л. Трудные судьбы Ингерманландии./ЯТрибалтийско-финские народы. Ювясюоля. 1995.-С.249−253
  152. А.Н., Кирьянен А. И. Национальные СМИ ингерманландских финнов: вчера, сегодня, завтра.//Ш Всемирный конгресс финно-угорскихщ народов. Йошкар-Ола, 2001.-С. 124−126
  153. М. А. Борьба в Северной Ингерманландии// Клио. 1998. № 3 (6).-149 С.
  154. Тикка Б. Kohtalot. Судьбы. СПб, 2003.- 90 С.
  155. О.И. Международное гуманитарное право. М: Норма. 2000.- 328 С.
  156. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т.2.М., 2000.- 85 С.
  157. С. М. О некоторых источниках по истории землевладения в Ингерманландии в первой половине XVII в. Рига, 1970.- 118 С.
  158. Т. Культурная и этническая непрерывность народов Севера: Некоторые антропологические подходы//Советская этнография. 1990.№ 5.-С. 6066
  159. Финны в России. История, культура, судьбы. Сб. научных статей. Отв. ред. Э. С. Киуру. Петрозаводский университет, 1998.- 286 С.
  160. Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М: Юстицинформ. 2003.- 255 С.
  161. П. Система правовой защиты Финляндии. Хельсинки, 1998.- 98 С.
  162. П. Российская катастрофа (1914−1921) в европейском контексте. Тотальная мобилизация и «политика населения» // Rossia. 1998. Vol. XXI.No.ll/12.C.26−54.
  163. В. Мировой кризис. М., JL: Государственное военное издательство, 1932.-328 С.
  164. А. Ю. Этнические группы ингерманландских финнов в XX3II-XIX веках. СПб., 1997. 180 С.
  165. Этнографическое обозрение. 1996. № 5.- 77 С.
  166. Н. В. История финской этнологии. М., 1995.- 69 С.
  167. С. С. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1994.- 254 С.
  168. С.С. Правовой статус национальных меньшинств. М., 2000.- 180 С.
  169. П. М. Национальные меньшинства Ленинградской области. Л., 1927.-С.76
  170. Сайт «Вольный Петербург Ингерманландия"// http://www.geocities.com/CapitolHill/Congress/1433/
  171. Anaya J.S. Indigenous people in international law. New York: Oxford University Press, 2000. 267 P.
  172. Anaya J.S. The Capacity of International Law to Advance Ethnic or Nationality Rights Claims//The Rights of Minority Cultures.Ed. by W. Kymlicka. Oxford University Press. P.321−331
  173. Arnadottir O.M. Equality and Non-Discrimination under the European Convention on Human Rights. The Hague/London/New York: Martinus Nijhoff Publishers. 2003. 268 P.
  174. Barry B. Culture and Equality. Cambridge, Mass., 2002. 400 P.
  175. Bowring, B. Ancient Peoples and New Nations in the Russian Federation: Questions of theory and Practice//Accommodating National Identity: New approaches in international and domestic law. The Hague: Kluwer Law International, 2000.-P.216−221
  176. Capotorti F., Special Rapporteur, Study on the Rights of Persons Belonging to Ethnic, Religious and Linguistic Minorities, New York: United Nation Documents, 1991
  177. Castren R. Tilanne Kaijalassa ja Inkerissa//Kaijalan ja Inkerin hata. Helsinki, 1931.-S.16−26
  178. Cavonius G. Fran laroplikt till grundskola. Helsinki, 1978.nr.482
  179. Claude I.L., Jr. National Minorities. An international problem. Cambrige, 1955. -248 P.
  180. Clements A.K., Cheezum A.E. Woodrow Wilson. Wash.D.C., 2003.- 374 P.
  181. Dechenes J. Proposal Concerning a Definition of the Term «Minority», New York: United Nations Documents. 1985
  182. Drobizheva L. Russian Ethnonationalism// Ethnic Conflict in the Post-Soviet World. Case Studies and Analysis. New York-London, 1998. P. 129−149
  183. Economic, Social and Cultural Rights: A Guide for Minorities and Indigenous People. Ed. by Margot E. Salomon. London: Minority Rights Group International, 2005.-132 P.
  184. Eide A., Possible Ways and Means of Facilitating the Peaceful and Constructive Solution of Problems Involving Minorities E/CN.4/Sub.2/1993/34, para. 114
  185. Deutscher I. Accommodating Diversity National Policies That Prevent Conflict. Oxford, UK: Lexington books. 2002. 165 P.
  186. Discrimination and Human Rights. The Case of Racism. Ed. by Sandra Fredman. Oxford-New York: Oxford University Press, 2001.-316 P.
  187. Estebanez Amor Martin M. The protection of national or ethnic, religious and linguistic minorities// The European Union and Human rights. The Hague, 1995. -P.133−163
  188. Flink T. Maaorijuuden ja vallankumouksen puristuksessa. Suomalainen sivitys-kultuuri-ja itsetuntopyrkimyksia vuosina 1861−1917.Turku, 2000.- 166 S.
  189. Flink T. Pois Inkerista, Ohi Inkerin. Helsinki, 1995.-168 S.
  190. Freeman M. Liberal Democracy and Minority Rights//Human rights. New perspectives, new realities. London2000. P.31−52
  191. Freeman M. The Right to National Self-Determination: Ethical Problems and Practical Solutions//The Rights of Nations. Ed. by Desmond M. Clarke and Charles Jones. New York: St. Martin’s Press. 1999.- P.45−65
  192. Gustafsson H. Regional autonomy. The Aland Islands// Nordic democracy: ideas, issues, and institutions in politics, economy, education, social and cultural affairs of Denmark, Finland, Iceland, Norway, and Sweden. Copenhagen, 1981.- P.202−206
  193. Haltsonen S. Inkerin suomalaisten koulun ja kansanvalistuksen vaiheita// Inkerin suomalaisten historia. Jyvaskyla, 1969.- S.38−46
  194. Henriksen J. The Legal Status of Samiland Rights in Finland, Russia, Norway and Sweden//Indigenous Affairs. 1996.№ 2.-P.6−10
  195. Hoover H. The Ordeal of Woodrow Wilson. Wash. D.C., 1992. 318 P.
  196. Hroch M. Nationalism and National Movements: Comparing the Past and the Present of Central and Eastern Europe//Nations and Nationalism, 2(1), 1996.- P.35−44
  197. Hunnum H. New Developments in Indigenous Rights//Virginia Journal of International Law. No.28 (1988), P. 649−678
  198. Irr C. Who Owns Our Culture? //Constructing human rights in the age of globalization. New York, 2003.-P.4−33
  199. International Human Rights in Context. Law, Politics, Morals. Ed. by H. J. Steiner, Ph. Alston. Oxford University Press.2000. 1497 P.
  200. Janowsky I. Nationalities and National Minorities, New York: Macmillan, 1945.179 P.
  201. Juviler P. Political Community and Human Rights in Postcommunist Russia// Human rights. New perspectives, new realities. London, 2000.- P. 115−139
  202. Karjala.26 kesakuussa 1920
  203. Kingsbury B. Reconciling Five Competing Conceptual Structures of Indigenous Peoples' Claims in International and Comparative Law- Peoples' Rights. Ed. by Philip Aston. Oxford University Press, 2001. 312 P.
  204. Krjukov A. Inkerinmaa ja inkerilaiset// Punalippu. 1987 № 8, — S.29−31
  205. Kuujo E. Inkerin suomalaisasutuksen synnysta 1600-luvulla// Inkerin teilla. Helsinki, 1990. 141 S.
  206. Kymlicka W. An Introduction// The Rights of Minority Cultures. Ed. by W. Kymlicka. Oxford University Press.- P. l-27
  207. Kymlicka W. Minority Nationalism within Liberal Democracies//The Rights of Nations. Ed. by Desmond M. Clarke and Charles Jones. New York: St. Martin’s Press. 1999.- P.100−127
  208. Lasko N. The Importance of Indigenous Influence on the System of Decision-Making in the Nation-State//Self-determination and Indigenous Peoples: Sami Rights and Nothern Perspectives/IWGIA Document 58. Copenhagen, 1987. 90 P.
  209. Liebkind K., Broo R., Finnas F. The Swedish-speaking minority in Finland: A case to study//Cultural minorities in Finland. Helsinki, 1995.-P.48−78.
  210. Lerner N. Group rights and discrimination in International Law, The Hague: Martinus Nijhoff Publishers, Kluwer Law International. 2003.- 199 P.
  211. Maatalous Viesti. СПб, 1995 № 1.
  212. Macartney C.A., National States and National Minorities, New York, 1968. 190 P.
  213. Margalit A., Raz J. National Self-Determination// The Rights of Minority Cultures.Ed. by W. Kymlicka. Oxford University Press.- P.79−93
  214. Martinez Cobo J.R., Study of the Problem of Discrimination Against Indigenous Populations, New York: United Nations Documents, 1987, vol. V
  215. Melkko P. Ensimmaisen maailmansodan ja maaliskuun vallankumouksen aika// Inkerin suomalaisten historia. Jyvaskyla, 1969.- 317 S.
  216. Melkko P. Inkerin vapautustaisteluen aika// Inkerin Suomalaisten historia.- 330 S.
  217. Monitoring the EU Accession Process: Minority Protection.Vol.1, Budapest: Open Society Institute. 2002. 633 P.
  218. Mullo J. Milloin ja miksi Izoranmaa nimittaa Inkeriksi?// Punalippu. 1987.№ 8. 122 S.
  219. Myntti K. The Protection of Persons Belonging to the National Minorities in Finland. Helsinki, 1992. 33 P.
  220. Naimark N.M. Fires of hatred. Ethnic cleansing in twentieth-century Europe. Cambrige: Harvard University Press. 2002. 320 P.
  221. Napoli D. The European Union’s foreign policy and human rights// The European Union and Human rights. The Hague: Kluwer Law International. 1995.-P.297−313
  222. Nevalainen P. Inkerilainen siirtovaki suomessa 1940-luvulla.Helsinki, 1989.- 133 S.
  223. Nevalainen P. Rautaa Inkerin rajoilla. Helsinki, 1996.- 186 S.
  224. Nevalainen P. Inkerinmaan ja inkerilaisten vaiheet 1900-luvulla// Inkeri: historia, kanssa, kultuuri. Helsinki, 1991.- S.234−242
  225. Nygard T. Suur-Suomi vai lahiheimolaisten auttaminen. Helsinki, 1978.-77 S.
  226. Oma maa omenankukka, vieras maa veripunainen. Toimittanut U. Konkka. Petroskoi: Verso, 2003. -197 S.
  227. Oreskov K. Editorial//Indigenous Affairs. 1996.№ 2.-P.3
  228. Ostrower G. The League of Nations: 1919−1929. Disarmament, Minorities, and Mandates. New York, 1996. -P. 170
  229. Paasi, A. Territories, Boundaries and Consciousness. The Changing Geographies of the Finnish-Russian Border, Chichester: John Wiley and Sons, 1996. 176 P.
  230. Preece J.J. National minorities and the European nation-state system. Oxford/New York: Clarendon Press.1998. 198 P.
  231. Ramcharan G.B. The Security Council and the Protection of Human Rights. The Hague: Martinus Nijhoff Publishers. 2002. 378 P.
  232. Rank G. Vatjalaiset. Helsinki, 1960. 112 S.
  233. Rehman. J. The Weaknesses in the international Protection of Minority Rights. Kluwer Law International. The Hague, 2000. -268 P.
  234. Sheinin M. Constitutional Law and Human Rights// An Introdaction to Finnish Law. Jyvaskyla, 2002.-P.32−38
  235. Sigler J. A. Minority Rights. Westport, 1983.- 245 P.
  236. Starovojtova G. Democratization and Ethnic Conflict in Post-Soviet Society// Ethnic Conflict in the Post-Soviet World. Case Studies and Analysis. New York-London, 1998.- P. 149−156
  237. Tanner V. Tarton rauha. Sen synty vaiheet ja vaikeudet. Helsinki, 1949.S.109
  238. Tobias H.J., Woodhouse C.E. Minorities and Politics. Albuquerque, 1966.-P.131
  239. Tokes R.L. Human Rights in Eastern Europe/ZHelsinki, Human Rights, and European Security. Durham, 1986. 290 P.
  240. The International Problem of National Minorities. Ed. by E. Chaszar. Indiana University of Pennsylvania, 1992. 296 P.
  241. Thomas C. D. The Helsinki effect. International norms, human rights, and the demise of communism. Princeton, 2001. 308 P.
  242. Thornberry P. International Law and The Rights of Minorities. Oxford University Press. 1992. -P.346
  243. Tynni A. Inkeri Inkerini. Porvoo, 1990.- 218 S.250. «Tyo». 22 joulukuu 1918.
  244. UM 12 L / 33. Moskovan-lahtyston raportti, 29.4.1931
Заполнить форму текущей работой