Особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников
Важность стоящих перед прокуратурой задач определяется и важностью правового ре1улирования труда ее работников. Правовой статус прокурорско-следственных работников, как основной части работников прокуратуры, связан с особенностями их профессиональной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудовая функция этих работников нередко сопряжена с риском для жизни и здоровья (повышенные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Сочетание единства и дифференциации норм трудового права в современных условиях хозяйствования организаций и сфере управления в России
- 1. Понятие и значение единства и дифференциации норм" трудового законодательства
- 2. Дифференциация правового регулирования труда прокурорско-следственных работников
- Глава 2. Трудовой договор с прокурорско-следственными работниками
- 1. Особенности возникновения трудовых правоотношений с прокурорско-следственными работниками
Особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
научного исследования. Правовая основа деятельности прокуратуры Российской Федерации — это фундаментальная часть правового регулирования единой федеральной централизованной системы. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.
В 2007 году российская прокуратура отметила 285-ю годовщину с момента своего создания. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129 Конституции РФ). Она осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Обращение к проблеме особенностей правового регулирования прокурорско-следственных работников неслучайно. В условиях реформационных процессов управления в России без преувеличения можно сказать, что прокуратура — один из старейших институтов государственной власти в России. На гербе прокуратуры Российской Федерации изображен столп правосудия: во все эпохи прокуратура по праву являлась оплотом соблюдения законности в России, стержнем и опорой державы. Сегодня органы прокуратуры — это мощный, многотысячный коллектив единомышленников, которых объединяет главное: безукоризненная верность Закону.
Прокуратура РФ в условиях сегодняшнего дня играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории.
1 См.: Чайка Ю. Я. Мы верны закону. М., 2007.
Российской Федерации, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан и организаций, в том числе и в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Важность стоящих перед прокуратурой задач определяется и важностью правового ре1улирования труда ее работников. Правовой статус прокурорско-следственных работников, как основной части работников прокуратуры, связан с особенностями их профессиональной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудовая функция этих работников нередко сопряжена с риском для жизни и здоровья (повышенные психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки и т. д.), со специальной дисциплинарной ответственностью. В связи с этим указанная категория работников прокуратуры нуждается в особой защите, в том числе средствами трудового права путем установления особых гарантий и льгот. Все это обусловило выделение прокурорско-следственных работников в особую категорию работников прокуратуры.
Надо отметить, что за последние годы законодатель Российской Федерации ведет активный поиск наиболее эффективных способов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений работников прокуратуры, включая и прокурорско-следственных работников 2.
Проблема правового ре1улирования труда прокурорско-следственных работников по своей теоретической и практической значимости всегда являлась и сегодня является весьма актуальной. Не случайно она довольно обстоятельно исследуется в социологии, психологии, праве. Этому.
2 В Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 12 января 1992 г. вносились изменения и дополнения Федеральными законами от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ, от 10 февраля 1999 г. № 31-Ф3, от 19 ноября 1999 г № 202-ФЗ, от 2 февраля 2000 г. № 19-ФЗ, от 29 декабря 2001 г. № 182-ФЗ, от 28 июня 2002 г. № 77-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ, от 5 октября 2002 г. № 120-ФЗ, от 30 июня 2002 г. № 86-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 15 июля 2005 г. № 85-ФЗ, от 4 ноября 2005 г. № 138-Ф3, от 2 марта 2007 г. № 24- ФЗ, от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ и от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ. посвящены работы авторов по практическим вопросам социального содержания труда работников прокуратуры3.
Между тем, в науке трудового права России в новых условиях хозяйствования и управления, несмотря на объективную потребность серьезного научного анализам правовых отношений в сфере труда прокурорско-следственных работников, эта проблема до настоящего времени не получила глубокого монографического исследования. Достаточно сказать, что сегодня отсутствуют целостные научные работы по данной проблеме. Исключение составляет диссертационное исследование, выполненное в 1999 году Т. А. Нестеровой на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской, Федерации», принятого 17 января 1992 г. (в ред. 1999 г.) 4. В то же время, в этом монографическом исследовании не учтены те качественно новые изменения и дополнения, касающиеся регулирования условий труда прокурорско-следственных работников, которые включены за последние десять лет в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
27 мая 2003 г. принят Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» 5, которым впервые юридически закреплена видовая классификация государственной службы и ее деление на самостоятельно обособленные виды (государственная гражданская службавоенная службаправоохранительная служба). По своей сути данный закон является базовым. Он помогает определить общие принципы и закрепить.
3 См, например Яковлев Б. Аттестация — важное средство изучения и воспитания кадров прокуроров и следователей /Социалистическая законность. 1967. № 2- Шмидт В. И., Михайлов B.T. Организахщя труда в районной (городской) прокуратуре. М., 1975; Ефимов С. П., Кулагин Н. И. О профессии следователя. Волгоград., 1975; Васильев Л. М. Организация следственной работы. Краснодар., 1983; Васильев В. Л. Психологические основы организации труда следователя. Краснодар., 1983; Соловьев А., Токарева М. Критерии оценки труда и нагрузки следователей /Законность 1996; Бойков В А. Проблемы развития Российской прокуратуры (в условиях переходного периода) /Законность. 1997. № 7- Рохлин В. Правовой статус прокуроров отделов и управлений /Социалистическая законность. 1998. № 8- Головина С. Ю. Правовое ре1улирование труда отдельных категорий работников (гл. 1. Правовое регулирование труда прокурорских работников). Учеб.- практ. пособие. М., 2003; Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). Саратов., 2007; и др.
4 См.: Нестерова A.A. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России. Дисс. канд. юр и д. наук. Пермь, 1999.
5 Собрание законодательства РФ, 2003. № 22. Ст. 2063. основы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации.
27 июля 2004 г. принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации 6.
1 августа 2007 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», которым утверждено Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. Следственный комитет является органом прокуратуры РФ, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.
Работа прокурорских работников представляет собой особый вид о государственной службы. Прокурорско-следственные работники, как государственные служащие, являются работниками, выполняющими государственные функции, заключающими трудовой договор. Говоря другими словами, такие работники состоят с работодателем в трудовых правоотношениях, а, следовательно, на них, наряду со специальным законом «О прокуратуре Российской Федерации», распространяются общие нормы.
6 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
7 См.: Собрание законодательства РФ. 2007. № 32. Ст. 4122.
8 В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечении безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. трудового законодательства, в частности, нормы Трудового кодекса Российской Федерации 9.
Особое значение труда прокурорско-следственных работников и практическое отсутствие в последние десять лет в науке трудового права исследований, касающихся особенностей правового регулирования труда этой категории работников, предопределили выбор темы данного диссертационного исследования.
На прокурорско-следственных работников распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными Законом о прокуратуре РФ.
Регулирование трудовых отношений прокурорско-следственных работников существенно отличается" от регулирования иных работников прокуратуры. Такое отличие проводится по различным условиям и аспектам прохождения службы. Они отражены в известной мере в законодательных и иных нормативных правовых актах 10.
Следует также отметить, что современное российское законодательство, относящееся к затронутой в диссертации проблеме, на наш взгляд, имеет определенные пробелы. В частности, некоторые из действующих норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» сформулированы недостаточно четко. Они не дают ясного ответа на многие практические вопросы применения этого закона с учетом текущих изменений и дополнений, внесенных в Трудовой кодекс РФ за последние годы, а также в иные Федеральные законы, регулирующие трудовые (служебные) отношения.
Существенное обновление трудового законодательства, определившего, в частности, особенности правового регулирования труда.
9 Регулирование трудовых отношении прокурорско-следственных работников существенно отличается от регулирования трудовых отношений иных работников прокуратуры. Такое отличие проводится по различным условиям и аспектам прохождения службы. Они отражены в известной мере в законодательных и иных нормативных правовых актах, которые будут исследоваться в диссертации.
10 См., например: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». отдельных категорий работников п, выдвигает перед наукой трудового права задачу нового подхода к исследованию затронутой в диссертации проблемы как в теоретическом аспекте, так и в направлении совершенствования практики применения законодательства, регулирующего условия труда прокурорско-следственных работников.
Труд прокурорско-следственных работников, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ' и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, на сегодняшний день регулируется значительным массивом нормативных правовых актов, которые отражают особенности их правового регулирования, и часто не согласовывающихся друг с другом, не соответствующих общей концепции, например, Федеральному закону от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации"12, Федеральному закону от 27 июля 2004 г. «О государственной.
1 о гражданской службе Российской Федерации" и др.
Для решения этой задачи представляется необходимым переосмыслить основное содержание правового регулирования трудовых отношений указанной в диссертации категории работников прокуратуры с тем, чтобы гарантировать их заинтересованность в труде по избранной специальности (профессии) прокурорско-следственного работника, предоставить надлежащее материальное и социальное обеспечение с учетом важности выполняемой ими работы (трудовой функции), а также предусмотренной законом ответственности за выполнение своей социальной функции.
Выше изложенное определяет актуальность дальнейшего исследования правового регулирования труда прокурорско-следственных работников с учетом современных условий экономики и управления в России.
В диссертации автор счел возможным остановиться лишь на наиболее важных для науки трудового права особенностях правового регулирования.
11 См.: Часть четвертую Трудового кодекса Российской Федерации.
12 См.: в ред. Федеральных законов от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ, от 06 июля 2006 г.- № 105-ФЗ от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЭ.
13 См.: Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. труда прокурорско-следственных работников как основных работников органов прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также общественных объединений, надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В сфере труда — это, прежде всего, особенности, касающиеся допуска к осуществлению деятельности на должностях прокурорско-следственной работы, заключения трудового договора с прокурорско-следственными работниками, его содержание, возможности изменения такого договора.
Безусловно, заслуживают особого внимания проблемы правового регулирования оплаты труда, организации аттестации прокурорско-следственных работников, дисциплинарной ответственности, а также прекращения службы в органах прокуратуры.
Цель и задачи научного исследования. Целью настоящей работы является продолжение комплексного исследования теоретических и практических аспектов особенностей правового регулирования трудовых отношений прокурорско-следственных работников, а также разработка на основе его результатов соответствующих предложений по более глубокому учету в правовом регулировании трудовых отношений на основе объективно существующих оснований дифференциации правового регулирования труда с учетом сложившихся сегодня экономических условий хозяйствования и управления в России.
Учитывая характер и содержание ранее выполненных исследований по изучению особенностей правового регулирования труда работников прокуратуры для достижения обозначенной цели в диссертации предполагалось решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание основных концептуальных положений теории трудового права о единстве и дифференциации применительно к правовому регулированию труда прокурорско-следственных работников в современных условиях.
2. Выявить и уточнить основания дифференциации правового регулирования труда прокурорско-следственных работников, основные черты их правового статуса.
3. Исследовать процесс становления органов прокуратуры России и связанное с этим развитие законодательства о трудоправовом статусе прокурорско-следственных работников.
4. Проанализировать нормативные правовые акты, содержащие специальные нормы, регулирующие трудовые отношения прокурорско-следственных работников и практику их применения.
5. Выявить сущностные признаки трудового договора, заключаемого с прокурорско-следственными работниками, раскрыв особенности заключения, содержания, изменения, приостановления и прекращения действия трудового договора.
6. Установить степень соответствия действующих специальных норм, регулирующих труд прокурорско-следственных работников, современным требованиям экономики и управления в России.
7. На основе проведенного исследования обосновать и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего труд прокурорско-следственных работников.
Объем диссертации не позволяет проанализировать все нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения исследуемой категории работников. Поэтому в диссертации анализируются только те институты трудового права, которые представляют наибольший интерес с точки зрения дифференциации трудового законодательства, относящегося к прокурорско-следственным работникам. Такими институтами являются, главным образом, трудовой договор, трудовой распорядок, дисциплина труда. Указанные институты трудового права являются центральными и представляют наибольший интерес с точки зрения необходимости совершенствования специального законодательства, т.к. в них сосредоточены главные особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников. Этим же определены основная направленность, границы исследования и структура работы 14.
Объектом научного исследования являются теоретические положения науки трудового права о единстве и дифференциации правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных отношений с ними отношений в тесной связи с анализом особенностей правового регулирования труда прокурорско-следственных работников, содержащихся в соответствующем законодательстве, чем подчеркивается важность такого практического подхода к исследованию данной темы диссертации.
Предметом научного исследования являются нормы трудового законодательства и иные нормативные правовые акты, регулирующие указанные в диссертации отношения. Анализируется также соответствующая прокурорская и судебная практика, что позволяет составить целостное представление об особенностях правового регулирования труда прокурорско-следственных работников.
Методологическая основа научного исследования определяется поставленными в работе целью и задачами. В процессе исследования затронутых в диссертации проблем автором использовался общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики, с использованием сравнительно-правового, формально-юридического, исторического и других специальных методов познания в юридической науке.
Теоретической основой настоящей работы являются исследования известных ученых-правоведов в области общей теории права и трудового права, в частности: Н. Г. Александрова, Е. И. Астрахана, Е. М. Акоповой, В. К. Бабаева, М. И. Бару, Э. Н. Бондаренко, А. Б. Венгерова, И. С. Войтинского,.
14 С учетом задач, поставленных в диссертации, общие нормы трудового законодательства рассматриваются в том объеме, насколько это необходимо для анализа специальных норм, регулирующих труд прокурорско-следственных работников, в целях выявления соотношения общего и особенного в правовом регулировании их труда.
Л.Я. Гинцбурга, Л. Ю'Бугрова, B.JI. Гейхмана, С. Ю. Головиной, К. Н. Гусова, И. К. Дмитриевой, В. В. Ершова, Е. А. Ершовой, С. А. Иванова,.
A.M. Куренного, В: В. Лазарева, Р. З. Лившица, A.M. Лушникова, М. В. Лушниковой, С. П. Маврина, М. Н. Марченко, B.C. Нерсеянса,.
B.И. Никитинского, А. Ф. Нуртдиновой, Ю. П. Орловского, A.C. Пашкова, Л.А. Рабиновича-Захарина, Д. И. Рогачева, Г. С. Скачковощ О.В. Смирнова, В. Н. Смирнова, И. О. Снигиревой, В. Н. Толкуновой, Э. Г. Тучковой, О. С. Хохряковой, Е. Б. Хохлова, А. И. Шебановой, Л. А. Чикановой и многих других известных’ученых.
Нормативную правовую основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы и иные подзаконные нормативные правовые акты, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, связанных с поступлением на государственную службу Российской Федерации в должности прокурорско-следственных работников" ее прохождением и прекращением.
Научная новизна исследования. В данном исследовании получили дальнейшую более глубокую разработку такие теоретические проблемы как основания и виды дифференциации в регулировании труда работников прокуратуры, и, в частности, прокурорско-следственных работников. Специфика работы этих работников как профессиональной деятельности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях.
Научная новизна данной диссертационной работы состоит и в том, что после изменений, внесенных в период с 1995 по 2008 годы в Федеральный закон № 2202−1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», принятия Федеральных законов от 27 мая 2003 г. «О системе Государственной службы Российской Федерации» и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации № 1004 от 1 августа 2007 г. «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», а также после изменений, внесенных в Трудовой кодекс РФ главным образом Федеральным законом № 90 от 30 июня 2006 г., возникла необходимость в более широком комплексном исследовании особенностей правового регулирования условий труда прокурорско-следственных работников с учетом нового нормативного материала, а также теоретических положений о единстве и дифференциации правового регулирования труда, впервые сформулированных С.Л.' Рабиновичем-Захариным еще в 1947 г., и широко развитых в последующих работах ученых в области, трудового права.
В данном исследовании получили более глубокую научную разработку такие теоретические проблемы как основания и виды дифференциации в регулировании условий труда в современных условиях хозяйствования и управления, в том числе и прокурорско-следственных работников. Наряду с обоснованием объективной необходимостидифференциации в правовом регулировании трудовых отношений указанной категории работников, в диссертации по мере возможности ее объема детально рассматриваются особенности правового статуса прокурорско-следственных работников, содержание трудового договора, заключенного с ними, особенности проведения аттестации таких работников, дисциплина их труда, а также специальная дисциплинарная ответственность и другие вопросы.
Отдельные проблемы правового регулирования труда работников прокуратуры были и ранее предметом исследования15. Настоящая-диссертация — первое комплексное исследование, посвященное проблемам внутривидовой дифференциации в правовом регулировании труда работников прокуратуры, в котором прослеживается связь между трудовой деятельностью прокурорско-следственных работников и государственных.
15 См, например: Нестерова Т. А. Правовое регулирование трудовых отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России: Автореф. дис. канд юрид. наук Пермь. 1999; Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников (гл. 1. Правовое регулирование труда прокурорских работников). М., 2003 (с. 12−59). гражданских служащих, которые заключают с работодателем служебный контракт, а не трудовой договор как прокурорско-следственные работники. При этом автор сосредоточил внимание на теоретических вопросах, позволяющих уйти от догматического рассмотрения данной темы, и на основании оценки социального значения соответствующих правовых норм предпринял попытку определить пути дальнейшего совершенствования как действующего законодательства, так и правоприменительной практики регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений прокурорско-следственных работников.
С учетом полученных результатов исследования на защиту выносятся наиболее существенные теоретические и практические выводы, отражающие научную новизну исследования:
1. Объективная необходимость дифференциации правового регулирования труда отдельных категорий работников в современных условиях хозяйствования и управления в России обусловлена тем, что общие нормы не могут обеспечить эффективного регулирования труда тех категорий работников, условия труда которых существенно отличаются от.обычных.
Необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию трудовых отношений прокурорско-следственных работников продиктована особой ролью прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих надзор от имени Российской Федерации за исполнением действующих на ее территории законов.
2. Выявлено, что в рамках правового регулирования труда прокурорско-следственных работников находит свое отражение отраслевая концепция неразрывности единства и дифференциации правового регулирования труда.
3. Раскрывается сущность проблемы единства и дифференциации условий труда в органах прокуратуры. Обосновываются критерии дифференциации в отношении прокурорско-следственных работников в аспекте развития трудового права как самостоятельной отрасли российского права, а также в аспекте фиксации специального отраслевого статуса прокурорско-следственного работника как работника прокуратуры Российской Федерации и как государственного служащего Российской Федерации, исполняющего обязанности по государственной должности Федерального государственной службы с учетом требований Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Необходимость дифференцированного подхода к правовому регулированию трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений прокурорско-следственных работников продиктована следующими причинами:
— ос обой ролью прокуратуры как единой централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерациивыполнением прокурорско-следственными работниками определенного рода работы, обусловленной содержанием конкретной государственной должности.
4. В развитие концепции об элементах дифференциации16 в диссертации конкретизируется понятие субъектов дифференциации правового регулирования труда. К их числу предлагается относить не только законодателя, но и работодателя (юридическое лицо, представляющее государство — это орган или учреждение прокуратуры). Такая конкретизация имеет важное практическое значение при определении круга лиц, ответственных за соблюдение установленных норм, регулирующих социально-трудовые отношения.
16 См.: Штнвельберг Ф. В. Основания и пределы дифференциации в трудовом праве России. Автореф. днсс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2004. С. 10.
5. Формулируются основные черты специальной трудовой правосубъектности прокурорско-следственного работника.
6. Раскрыты особенности сложного состава возникновения трудовых правоотношений прокурорско-следственных работников: их отбора, порядок назначения на должность.
7. Аргументирован вывод об объективности юридического закрепления и распространения действия норм трудового права на трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения прокурорско-следственных работников.
8. Названы, классифицированы и проанализированы основные современные нормативные правовые акты, регулирующие указанные отношения.
9. В динамике подчеркнуто значение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» для трудоправового регулирования отношений государственной службы в данном государственном органе.
10. В числе особенностей правового регулирования труда прокурорско-следственных работников автор обращает внимание на:
— повышенные требования, предъявляемых законодателем к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей;
— особое содержание трудовых обязанностей, обусловленных трудовой функцией этих работников;
— порядок присвоения им классных чинов.
Установлены и другие основания дифференциации правового регулирования труда прокурорско-следственных работников, а именно:
— их трудовая связь непосредственно с государством, которое является работодателем;
— повышенная правовая и моральная ответственность труда, поскольку этот труд связан с судьбами людей;
— выявлены основные элементы и характер правового статуса прокурорско-следственных работников как особых субъектов трудового права;
— порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников;
— дисциплинарная ответственность;
— прекращение службы в органах прокуратуры.
11. На основе анализа действующего законодательства сделаны предложения по его совершенствованию. В частности, обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», а также в Трудовой кодекс РФ о включении в часть четвертую, раздел ХП. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» в виде самостоятельной главы «Особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников».
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные теоретические и практические выводы и рекомендации могут быть использованы в нормотворческом и правоприменительном процессах в целях гармонизации российского трудового законодательства и повышения его эффективности. Материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований в данной области, в учебном процессе по трудовому праву России, особенно в институтах прокуратуры Российской Федерации (в теме, посвященной особенностям регулирования труда отдельных категорий работников).
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. Основные положения исследования изложены в опубликованных научных статьях.
Структура диссертации обусловлена целью, задачам и методологией научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 11 параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение
.
На основании анализа общего и специального трудового законодательства в настоящей работе предпринята попытка выявить основные особенности правового регулирования труда прокурорско-следственных работников. С этой целью в диссертации исследованы объективные условия, порождающие общую и отраслевую дифференциацию норм трудового права, изучены общие и специальные нормы с точки зрения соответствия требованиям породивших их условий.
В диссертации рассматривается, главным образом, институт трудового договора, в частности: порядок подбора на соответствующие должности прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Российской Федерации и их назначении, при котором должна быть соблюдена определенная процедура, включающая ряд последовательно совершаемых юридических актов (или учитывающих их наличие). Именно их совокупность образует юридический состав, с которым связано возникновение конкретного трудового правоотношения. Особое внимание в диссертации уделяется исследованию содержания трудового договора с прокурорско-следственными работниками, его изменению и прекращению, аттестации указанных работников и особенностям их дисциплинарной ответственности.
В результате поведенного анализа нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения прокурорско-следственных работников, определяется, что в рассматриваемом сложном юридическом (фактическом) составе его первым элементом выступает акт назначения на должность. Вторым элементом рассматриваемого состава является заключение с назначенным на определенную должность кандидатом трудового договора на неопределенный срок или срок не более пяти лет. Указанные разные элементы, имеющие правовое значение, в своей совокупности, образуют сложный юридический состав, являющийся основанием возникновения трудового правоотношения прокурорско-следственных работников.
Следует отметить, что законодательство, регулирующее условия труда указанных работников на современном этапе своего развития, официально распространило нормы трудового законодательства РФ и в то же время дифференцировало условия трудового договора, установив существенные особенности его заключения, изменения, приостановления и прекращения.
Исследование особенностей правового регулирования труда прокурорско-следственных работников приводит к выводу о том, что указанные особенности отражают существующие различия в условиях, содержании и характере труда указанных работников. Дифференциация нормативных актов, регулирующих труд прокурорско-следственных работников, вызвана объективными причинами и в настоящее время является обоснованной и необходимой. /.
Надо отметить, что законодатель последовательно идет по пути дальнейшего поиска наиболее эффективных способов регулирования этих отношений. Особой заслугой законодателя является тот факт, что внесенными в последние десять лет изменениями и дополнениями в Закон о прокуратуре РФ разрешен вопрос о соотношении законодательства о государственной службе и службе (работе) в органах прокуратуры РФ на прокурорско-следственной работе. Тем самым снята проблема соответствия ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничений прав работников прокуратуры, обусловленных спецификой их работы, действовавших ранее на основании только подзаконных нормативных актов.
Анализ действующее сегодня законодательства, регулирующего трудовые отношения прокурорско-следственных работников, и практика его применения могут обогатить теорию трудового права, поскольку этот анализ дает материал для новых суждений, подтверждающих необходимость переосмысливания исследуемого в работе законодательства и соответствующих выводов по поводу необходимости его дальнейшего совершенствования. .<
Федеральный закон- «О' прокуратуре РоссийскойФедерации» 1992 г. даже с. учетом принятых в последние' годы изменений, и дополнений (по состоянию5 на 25 декабря 20 081 г.) сегодня содержит еще ряд неточностей по сравнению, например, с Федеральными законами- «О системе государственнойслужбы! Российской? Федерации» от 27 мая 2003 г. и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 мая 2004 г., которые на практике не дают возможность единробразно 1 применять Закон о прокуратуре РФ в отдельных случаях.
Следовательно, сегодня можно говорить о том, что на современном этапе развития российского государства все возможности совершенствования законодательства о правовом регулированиитрудовых отношений прокурорско-следственных работников еще далеко не исчерпаны.
Реализация высказанных в ходе исследования: предложений, направленных на дальнейшее совершенствование трудового законодательства-, позволила бы, по нашему мнению, повысить уровень правовых гарантий многотысячного отряда прокурорско-следственных работников, которые своим трудом вносят существенный вклад в осуществление надзора за — соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, выполнение иных функций, установленных Федеральными законами. ". ' ' / ': ;
Список литературы
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
- Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» от 28 июня 1930 г.
- Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958 г.
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
- Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о. труде от 15 июля 1970 г.
- Кодекс законов о труде РФ от 9 декабря 1971 г. (в ред. от 24 января 2002 г.).
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 6 декабря 2007 г.).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 28 июля 2008 г.).
- Закон РФ «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202−1 (в ред. от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ).
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 01 декабря 2007 г. № 309- ФЗ.
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 мая 2004 г. № 79-ФЗ.
- Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по социальной защите работников органов прокуратуры» от 3 августа 1992 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1997 г. № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы».
- Указ Президента Российской Федерации от 19 августа 2003 г. № 969 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в ред. Указа Президента от 20 марта 2007 г. № 372).
- Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2005 г. № 877 «Об оплате труда Генерального прокурора Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2005 г. № 878 «О совершенствовании оплаты труда заместителя Генерального прокурора Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» от 1 августа 2007 г. /СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4122.
- Положение о классных чинах прокурорских работников. — Утв. Указом Президента РФ № 659 от 30 июня 1997 г.
- Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № Ю04. /СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 4122.
- Указ Президента Российской Федерации «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31 декабря 2005 г. № 1574 (в ред. от 17 декабря 2007 г. № 1701).
- Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которых иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу».
- Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2005 г. № 467 «Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации».
- Положение о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры. Утв. постановлением Государственной думы Федерального Собрания от 23 июня 1997 г. № 1607-П ГД.
- Инструкция о порядке прекращения (продления) службы в органах и учреждениях прокуратуры- работников, достигших предельного возраста. Утв. приказом Генерального прокурора РФ № 642-к от 12 августа 1999 г.
- Положение о персональных данных государственного гражданского: служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Утв. приказом Генерального прокурора РФ № 609 от 20 мая 2005 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об основных, направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» № 66 от 11 ноября 1996 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» № 57 от 21 октября 1996 г. ' • -.'¦¦.': ': ' V-. ,' -Л- ':. .
- Приказ Генерального прокурора РФ «О вызове прокуроров и следователей для работы в составе следственных групп, порядке возмещения расходов и выплаты компенсаций в связи со служебными командировками» № 16 от 18 марта 1998 г., л.. ^
- Приказ Генерального прокурора РФ «О введении в действие Инструкции о порядке предоставления и оплаты ежегодных отпусков работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» № 17 от 26 марта 1999 г... ,
- Приказ Генерального прокурора РФ «О присяге прокурора (следователя)» № 82 от 3 ноября 1999 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «О порядке предоставления отпусков работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации» № 29 от 11 мая 2001 г. '
- Приказ Генерального прокурора РФ «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской: Федерации 'в дисциплинарной и некоторьгх других сферах» № 48 от 6 ав1уста.2002 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «О введении в действие Инструкции о порядке возмещения прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно» № 21 от 5 июня 2003 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении Положения о нагрудном знаке «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» № 34 от 29 августа 2003 г.
- Приказ Генерального прокурора «О мерах по реализации в органах прокуратуры Российской Федерации требований законодательства о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации» № 4 от 2 февраля 2006 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры Российской Федерации» № 92 от 16 октября 2006 г.
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» № 136 от 6 сентября 2007 г.
- Регламент Генеральной прокуратуры РФ. — Утв. приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 2.
- Абрамова A.A. Трудовая дисциплина и ответственность. — В кн. Российское трудовое право: Учебник для вузов /Отв. ред. А. Д. Зайкин. М. 1997.
- Акопова Е.М. Трудовой договор: становление, развитие и современное состояние (теоретические и практические проблемы правового регулирования трудовых отношений). Дисс. .докт. юрид. наук в форме научного доклада. М. 2003.
- Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М. 1948.
- Александров Н.Г. Советское трудовое право. М. 1954.
- Александров Н.Г. законность и правоотношение в советском обществе. М. 1955.
- Александров Н.Г. Правовое отношение в социалистическом обществе. Издательство МГУ. 1959.
- Александров Н.Г. Советское трудовое право. М. 1966.
- Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М. 1961.
- Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М. 1989.
- Андреева Л.А., Гусов К. Н., Медведев О. М. Незаконное увольнение: науч.-практич. пособие /под ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2009.
- И. Арбузов С. С. Некоторые подходы к проблеме децентрализации правового регулирования трудовых отношений /Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь. 1997.
- Астрахан Е., Каринский С., Ставцева А. Роль советского трудового права в плановом обеспечении народного хозяйства кадрами. М. 1955.
- Бару М.И. Унификация и дифференциация норм трудового права /Советское государство и право. 1971 № 11.
- Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М. 1998.
- Бегичев Б.К. Субъектная дифференциация правового регулирования в советском трудовом праве /Сборник ученых трудов Свердловского юрид. института. Вып. 2. № 11. Свердловск. 1964.
- Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность советских граждан. М.1972.
- Большой юридический словарь /Под ред. А .Я Сухарева, В. Е. Крутских. М. 2001.
- Бойков А. Проблемы развития российской прокуратуры (в условиях переходного периода) /Законность. 1997. № 7.
- Бойков В.А. Проблемы развития Российской прокуратуры (в условиях переходного периода) /Законность. 1997. № 7.
- Бондаренко Э.Н. Юридические факты в трудовом правоотношении (монография). Барнаул. 2005.
- Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь. 1992.
- Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права Российской Федерации /Правоведение. 1997. № 2.
- Васильев В. Л. Психологические основы организации труда следователя. Краснодар. 1983.
- Веремчук М.А. Единство, унификация и дифференциация трудового законодательства /Вестник Ленинградского университета. Экономика, философия. Право. Вып. 4. 1979. № 23.
- Виноградов О. Прокуратура в системе органов власти /Законность. 1977. № 4.
- Волегов Ю.Б. Значение дифференциации для совершенствования трудового законодательства /Советское государство и право. 1982. № 1.
- Гейхман В.Л. Правовое регулирование труда работников юстиции. М. 1989.
- Гейхман В.Л., Дмитриева И. К. Трудовое право: Учебник для вузов. М. 2002.
- Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение в системе правоотношений. В кн.: Социалистическое трудовое правоотношение. М. 1977.
- Глазырин В.В. Региональная дифференциация в трудовом праве /Правоведение. 1971. № 6.
- Глозман В.А. Право и проверка деловых качеств работника. Минск.1981.
- Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права: Автореф.. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 1998.
- Головина С.Ю. Основания и пределы дифференциации трудового права /Российское трудовое право на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научной конференции 26−27 октября 2000 г. Ч. 1. СПб., 2001.
- Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М. 2003.
- Гусов К.Н. Основания прекращения трудового договора. М. 1985.
- Гусов К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М.2005.
- Гусов К.Н., Полетаев Ю. Н. Ответственность по российскому трудовому праву. М. 2008.
- Догадов В.М. Очерки трудового права. Л. 1927.
- Ефимов С.П., Кулагин Н. И. О профессии следователя. Волгоград.1975.
- Звягинцев А.Г., Орлов Ю. Г. Тайные советники империи. Российские прокуроры. XIX век. М. 1995.
- Звягинцев А.Г., Орлов Ю. Г. В эпоху потрясения и реформ. Российские прокуроры. 1906−1917. М. 1996.
- Золотов Ю. Какой быть прокуратуре /Законность. 1998. № 4.
- Иванов, С.А., Лившиц Р. З., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: Вопросы теории. М. 1978.
- История советской прокуратуры в важнейших документах. М. 1952.
- Иоффе О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М. 1961.
- Казанцев С.М. История царской прокуратуры. СПб. 1993.
- Каминская П.Д. Очерки трудового права. М 1927.
- Каринский С.С. основные черты развития советского трудового права /Советское государство и право. 1959. № 11.
- Каринский С.С. Дифференциация и унификация советского трудового законодательства/Правоведение. 1966. № 3.
- Карпушин М.П. Социалистическое трудовое правоотношение. М.1958.
- Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.
- Комментарий к Закону о прокуратуре СССР /Под ред. А. М. Рекункова. Ж 1984- ¦ ,
- Комментарий к: Федеральному закону «0: прокуратуреРоссийской-Федерации /Под ред. Ю. И. Скуратова. М. 1996. .
- Комментарий к законодательству о труде /Иод ред. В1И1. Теребйлова- Ж19Ш
- Комментарий? у к Федеральному закону «О государственной* гражданскою службе Российской Федерации» /А.Ф. Ноздрачев, А. Ф? Нуртдинова, Л-А: Чйкановаждр^М-20 051
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв. ред. Куренной^ С. Ш Маврин, Е-Б.Хохлов. 2те изд
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской1 Федерации /Отв. Ред-. К. Н: Гусов: Ш 2008:.: ¦
- Комментарий: к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв. Ред. К:Н: Гусов: М! 2008- ^62'. Комментарий? к- Трудовому кодексу Российской Федерации- (постатейный). Новая редакция /О.В. Смирнов (и др.). М: 2008.
- Комментарий* к- ФЗг «О? государственной! гражданской^ службе РФ» /Под ред. В. А. Козбаненко (председатель- редакционного совета Д. А. Медведев). (Серия «Официальные, комментарию российского законодательства). СПб. 2008. '
- Куренной- А.М., Маврин С. И-,, Хохлов «Е.Б- Проблемы- трудового права /Правоведение. 1997: № 2.
- Курс российского трудового права: :В 3-х т. Т. 1: Часть общая/Под ред. Е. Б. Хохлова. СПб. 1996.
- Курс российского трудового права: В 3-х т. Т. 3: Трудовой договор /Науч. ред. докт. юрид. наук, проф-Е.Б. Хохлов: СПб- 2007.69-^ Лебедев-В-М, Трудовое. право: проблемыюбщей части. Томск. 1998.
- Девиант Ф-М. Единство и дифференциация советского трудового права /Вестник ЛГУ». 1958-'Вып. 4- № 23-.! ' !: ¦-. — !, !, !
- Левиант Ф.М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих. Изд-во ЛГУ. 1960.
- Левиант Ф.М. Виды трудового договора. М. 1966-
- Лившиц Р.З., Никитинский В. И. Принципы советского трудового права. /Советское государство и право. 1074. № 8.
- Лушников А.М., Лушникова М. В. Курс трудового права. В 2 т.: Учебник. М. 2003.
- Маврин С.П., Филиппова М. В., Хохлов Е. Б. Трудовое право России: Учебник. СП. 2005.
- Макеев Н. Целевая подготовка кадров для прокуратуры /Законность. 1997. № 12.
- Манохин В.М. Служба и служащие в Российской Федерации. М.1997.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М. 2002.
- Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. М. 2005.
- Молодцов М.В., Головина С. Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. М. 2003.
- Нестерова A.A. Правовое регулирование отношений при прохождении службы в прокуратуре как особом классе федеральной государственной службы в России. Дисс.. канд. юрид. наук. Пермь. 1999.
- Никитинский В.И. Вопросы унификации норм советского трудового права, регулирующих условия труда работников различных отраслей народного хозяйства. — В сб.: трудовое право в свете решений XXI съезда КПСС. Изд-во АН СССР. 1960.
- Ожегов С.И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.1999.
- Орловский Ю.П. Трудовое право России. М. 1995.
- Орловский Ю.П. Единство и дифференциация трудового законодательства /Право человека на жизнь и гарантии его реализации в сфере труда и социального обеспечения. Материалы Международной научно-практической конференции /Под ред. К. Н. Гусова. М 2008.
- Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. Изд-во АН СССР. 1955.
- Пашерстник А.Е. Основы советского трудового права. М. 1956.
- Пашков A.C. Кадровая политика и право. М. 1989.
- Пашков A.C. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики /Государство и право. 1999. № 6.
- Покровская М.А. О субъектной дифференциации в советском трудовом праве. /Правоведение. 1967. № 6.
- Полетаев Ю.Н. Правопорядок и ответственность в трудовом праве. М. 2001.
- Полетаев Ю.Н. Аттестация руководителей и специалистов организаций, сотрудников ведомств (правовое регулирование, организационные вопросы). М. 2004.
- Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М. 2005.
- Рабинович-Захарин С. Л. Единство и дифференциация советского трудового права. Канд. дисс. М. 1947.
- Рабинович-Захарин. К вопросу о дифференциации советского трудового права. В сб.: Вопросы советского гражданского и трудового права. Изд-во АН СССР. 1952.
- Романов В.В. Юридическая психология. М. 1998.
- Романов В.В., Кроз М. В. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры (современное состояние и перспективы) /Вопросы психологии. 1994. № 3.
- Рохлин В. Правовой статус прокуроров отделов и управлений /Социалистическая законность. 1998. № 8.
- Российское трудовое право: Учебник для вузов /Под ред. А. Д. Зайкина. М. 1997.
- Самойлов В.Г. Дисциплинарная ответственность в трудовом праве: общая и специальная. Дисс.. канд. юрид. наук. М. 2006.
- Симорот З.К. Единство советского законодательства о труде. Киев.1988.
- Скачкова Г. С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциация его норм. М. 2003.
- Скобелкин В.Н. Трудовые правоотношения. М. 1999.
- Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М. 1997.
- Смирнов О.В. Эффективность права в области организации труда /Советское государство и право. 1966. № 7.
- Смирнов О.В. Единство и дифференциация условий труда. — В кн.: Основные принципы советского трудового права. М. 1977.
- Снигирева И.О. К вопросу об отраслевой дифференциации советского законодательства /Советское государство и право. 1964. № 11.
- Снигирева И.О. Конституционные основы трудового законодательства России /Трудовое право. 2003. № 12.
- Советская прокуратура: Сб. важнейших документов. М 1972.
- Советская прокуратура. История и современность. М. 1977.
- Советская прокуратура: Сб. документов. М. 1981.
- Советское трудовое право /Под ред. Н. Г. Александрова. М. 1972.
- Советское трудовое право /Под ред. A.C. Пашкова. М. 1976.
- Старилов Ю.Н. Государственная служба в РФ. Воронеж. 1996.
- Таль JI.C. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ярославль. Ч. 1. 1913- Ч. 2. 1918.
- Толкунова В.Н. Дифференциация правового регулирования женского труда /Советское государство и право. 1968. № 11.
- Трудовое право России: Учебник /Под ред. A.C. Пашкова. СПб.1993.
- Трудовое право России. Учебник для вузов /Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М. 1998.
- Трудовое право России: учебник /Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М. 2002.
- Трудовое право: учеб. /Под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. М. 2009.
- Трудовое право России: Учебник /Под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. 2- изд., перераб. и доп. М. 2007.
- Трудовое право России /Под ред. A.M. Куренного. М. 2008.
- Трудовое право России: Учебник /Отв. ред.: Ю. П. Орловский и А. Ф. Нуртдинова. 2-е изд. М. 2008.
- Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М. 2005.
- Циндяйкина Е.П., Ципкина И. С. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения. М. 2008.
- Чайка Ю.Я. Мы верны закону. М. 2007.
- Чиканова JI.A. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе. М. 2005.
- Шахов В.Д. Соотношение норм трудового, гражданского и служебного права. Российское законодательство: теория, практика, проблемы развития. Пермь. 1997.
- Шебанова А.И. Дифференциация правового регулирования труда молодежи /Советское государство и право. 1970. № 5.
- Шебанова А.И. Актуальные проблемы науки трудового права /Правоведение. 1997. № 2.
- Щелютто Н.В. Вопросы прокуратуры в Уставах субъектов РФ /Законодательство и экономика. 1997. № 15, 16.
- Шмидт В.И., Михайлов В. Т. Организация труда в районной (городской) прокуратуре. М. 1975.
- Штивельберг Ф.В. Основания и пределы дифференциации в трудовом праве России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург. 2004.
- Юридическая энциклопедия /Отв. ред. Б. Н. Топорнин. М. 2001.
- Яковлев Б. Аттестация — важное средство изучения и воспитания кадров прокуроров и следователей. /Соц. законность. 1967. № 2.