Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Виды, формы, способы этой деятельности носили разный характер в зависимости от конкретного исторического периода и принадлежности к определенному государству. Это зависело от ряда факторов: особенностей политического режима, уровня юридической культуры и сознания населения, чиновников и др. Но с постепенным историческим развитием государства, общественных отношений шло развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Природа юридической деятельности
    • 1. Понятие юридической деятельности, ее видов и типов
    • 2. Структура юридической деятельности
  • Глава 2. Исторический анализ возникновения и развития обжалования действий п решений государственных, муниципальных органов п должностных лиц
    • 1. Исторический анализ возникновения и развития обжалования действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц в зарубежных странах
    • 2. Исторический анализ возникновения и развития обжалования действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц в России
  • Глава 3. Теоретико-правовая характеристика обжалования действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вида юридической деятельности
    • 1. Понятие обжалования действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вида юридической деятельности, его видов и типов
    • 2. Анализ структуры обжалования действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вида юридической деятельности

Обжалование действий и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Отношения между физическими, юридическими лицами и государством в виде его органов и отдельных должностных лиц носят широкий и разнообразный характер. Они складываются в различных сферах общественной жизни: политической, социальной, культурной, экономической, юридической, сфере здравоохранения и образования и др. К сожалению они далеко не идеальны. Зачастую права, свободы и законные интересы людей, предприятий, общественных организаций и их объединений нарушаются в результате ненадлежащего исполнения государственными, муниципальными органами своих обязанностей и функций. Причин такого положения вещей можно выделить множество: и несовершенство действующего законодательства, и уровень юридического сознания как граждан, так и чиновников, и экономический кризис в стране и др. Безусловно, в действительности все они имеют место и взаимосвязаны между собой. Идеальные и безупречные отношения между государством и людьми являются целью, к которой необходимо стремиться. Но пока эта цель не достигнута каждый человек или юридическое лицо должны обладать реальной возможностью противостоять незаконным действиям, решениям тех или иных должностных лиц. Защитить свои права и законные интересы они могут используя, законодательно закрепленный, институт обжалования незаконных действий, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц. Он способен выступать одной из гарантий реализации субъектами гражданского общества своих прав и свобод. В силу этого выполняет важнейшие политические и общественные функции. И привлекает внимание многих политиков, юристов, ученых и практиков.

На сегодняшний день юридические нормы, регулирующие обжалование, находятся в различных нормативно-правовых актах. Зачастую одни и те же понятая, используемые в них, несут разное содержание: арбитражным, гражданским, уголовным процессуальным законодательством неоднозначно понимаются такие общие способы обжалования как апелляционное, кассационное, надзорное производства. Это в значительной мере усложняет и практическую деятельность субъектов обжалования, и теоретическое его исследование. Устранить подобные проблемы можно созданием единой межотраслевой теории обжалования.

Эти обстоятельства актуализируют необходимость изучения деятельности различных субъектов по обжалованию незаконных действий, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц с позиций самостоятельного межотраслевого юридического явления, занимающего собственное место в юридической действительности.

Степень научной разработанности темы. Проблемы обжалования деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц привлекали внимание многих специалистов правоведения на протяжении длительного периода времени. Однако исследования в этой области проводились и проводятся до настоящего времени в основном в рамках отраслевых юридических наук: гражданского, арбитражного, уголовного процесса, административного права. Такими учеными как Е. А Борисова., В. Н. Гапеев, А. С. Грицанов, И. Зайцев, В. С. Калмацкий, В. Г. Квятовская, Л. Ф. Лесницкая, П. А. Лупинская, С. Медякова, И. Д. Перлов, В. К. Пучинский, В. И. Ремнев, С. Л. Симонян, М. С. Строгович, В. Я. Трубников, В. И. Шишкин, проведены серьезные научные исследования, посвященные обжалованию в области гражданского и уголовного процесса. Весомый вклад в процесс формирования и развития понятийного аппарата обжалования как самостоятельного юридического явления внесли А. С. Загребельный, И. М. Ильинская, Н. Н. Казакевич, В. В. Мальков, В. И. Манохин, В. Д. Минин, Ю. Г. Орлов, Г. В. Попов, Е. В. Ремизова, В. И. Смолярчук, Н. Ю. Хаманева, и др.

Проблемы юридической деятельности рассматривались в работах А. П. Вершинина, Н. Н. Вопленко, В. Н. Карташова, В. И. Леушина, Ю. И. Мельникова и др. Попытки рассмотрения обжалования с позиций юридической деятельности были сделаны В. Л. Будниковым и В. И. Летучих. Однако, работы данных специалистов решали сугубо отраслевые задачи. К сожалению, и в настоящее время в юридической науке уделяется недостаточно внимания созданию межотраслевой теории обжалования. Именно эти обстоятельства и побудили нас к обобщению юридического опыта, накопленного учеными различных отраслей права в части обжалования, его анализу для последующего использования в создании общеправовой теории обжалования.

Целыо диссертационного исследования является раскрытие сущности обжалования незаконных действий, бездействия, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как самостоятельного межотраслевого вида юридической деятельности с использованием уже имеющегося научного и практического опыта, знаний в данной области. При этом ставились следующие задачи:

— выявить и описать содержание изучаемого явления;

— описать историю его возникновения и развития;

— дать определение понятия «обжалование незаконных действий, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности»;

— выработать определение понятия «вид и тип деятельности субъектов по обжалованию незаконных действий, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц»;

— выделить и описать структуру, технологию и понятийный аппарат обжалования незаконных действий, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вида юридической деятельности.

Объект и предмет днсссртацнонного исследования. Объектом диссертационного исследования являются отношения между государственными, муниципальными органами, их должностными лицами и субъектами гражданского общества, возникающие по поводу защиты физическими, юридическими лицами и их объединениями своих прав, свобод и законных интересов путем их обращения в предусмотренные законодательством органы с целью проверки законности деяний и решений тех или иных государственных, муниципальных органов и должностных лиц. Предметом исследования является содержание обжалования как самостоятельного явления, а также понятийный аппарат, используемый при изучении и описании его сущности, свойств и признаков.

Методология диссертационного исследования. Изучение и описание в настоящей работе деятельности физических, юридических лиц и их объединений по обжалованию незаконных деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц вызвало необходимость применения различных общенаучных и специально юридических методов исследования: диалектического, исторического, логического, системного структурного, сравнительно-правового, системно-функционального, анализа и синтеза, а также метода моделирования.

Научная новизна диссертационного исследования. В рамках настоящей работы обжалование впервые рассматривается как межотраслевой вид юридической деятельности. Это позволяет автору высказать предложение о создании самостоятельной теории обжалования, которая бы охватывала в целом накопленный отраслевыми юридическими науками опыт в этой области, и разработать ряд положений и понятий, способных лечь в основу этой теории. Кроме того, обжалование незаконных действий, бездействия, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц впервые рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческой и юридической деятельности, которые соотносятся как общее и частное. Благодаря этому можно распространить признаки и свойства общего на его части: понятие рассматриваемого вида обжалования определяется через свойства и признаки человеческой деятельности, юридической деятельности и собственные видовые особенности, а следовательно способствует всестороннему и глубокому изучению природы обжалования и его содержания.

Положения, ¿-ыпосимые на защиту. В соответствии с проведенным в настоящей работе исследованием деятельности различных субъектов по обжалованию незаконных деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц автором выносятся на защиту следующие положения:

1. Обжалование действий, бездействия и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц как вид юридической деятельности представляет собой: опосредованную юридическим опытом субъекта обжалования и общества, регулируемую юридическими нормами различных отраслей права, сознательную, волевую активность дееспособного субъекта, направленную на осуществление проверки компетентным органом соответствия деяний и решений должностных лиц действующему законодательству с целью удовлетворения собственных либо общественных юридических потребностей, осуществляемую с помощью юридических средств и способов, в конкретных условиях, и объективно проявляемую в виде последовательно совершаемых юридических действий и операций.

2. Обжалование как юридический институт представляет собой определенную группу юридических норм, закрепленных в различных отраслях права и регулирующих отношения между субъектами обжалования по поводу проверки компетентным органом соответствия деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц действующему законодательству, а также правоотношения, возникающие по поводу реализации данных норм.

3. Вид обжалования неправомерных деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц — это юридическая деятельность, которая обладает всеми существенными свойствами деятельности по обжалованию деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц, но вместе с тем имеет видовые признаки, позволяющие отличать ее от иных проявлений юридической деятельности по обжалованию незаконных деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц.

4. Структура обжалования деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц определяется как единство необходимых элементов (субъект, действия, средства и способы, предмет, результат), обладающих специфическими особенностями, а также последовательная, детерминационная связь между ними, которая обуславливается такими их свойствами, как потребность, активность, мышление, воля, способность преобразовывать и быть преобразованным, выражать преобразования и обеспечивать самостоятельное существование обжалования как вида юридической деятельности.

5. Механизм обжалования — это определенная совокупность всех наиболее последовательно и эффективно организованных действий, операций, средств и способов, с помощью которых осуществляется проверка соответствия деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц действующему законодательству.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящем диссертационном исследовании впервые автором раскрываются содержание, основные свойства и признаки юридической деятельности по обжалованию действий, бездействия и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц. Это позволяет понять сущность обжалования, выделить его из всего множества юридических явлений как самостоятельно существующее, определить его место и роль в юридической действительности. Положения и выводы данной работы могут быть использованы при создании межотраслевой теории обжалования, при дальнейшем изучении и описании различных его особенностей, а также в учебном процессе. Благодаря четкому представлению о характере элементов, составляющих структуру обжалования, и их взаимосвязи между собой законодатель получает возможность увидеть специфику различных видов обжалования, и при надлежащем отражении их в действующем законодательстве усовершенствовать юридическую деятельность граждан и организаций по обжалованию решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц.

Апробацпя результатов исследования. Наиболее важные выводы диссертационного исследования изложены автором в докладах на аспирантских семинарах кафедры. теории и истории права и государства РЮИ СКАГС, научных конференциях.

Основные положения диссертации используются в учебном процессе Ростовского юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Заключение

.

Пожалуй, сложно будет найти такое явление, которое так полно и всесторонне могло бы охарактеризовать человека, раскрыть его сущность как человеческая деятельность. Человек не как представитель животного мира, а как существо социальное, как личность формируется благодаря своей деятельности. Именно через нее он воздействует на окружающую его действительность, выражает свое отношение к ней, преобразует природу, удовлетворяя свои социальные, духовные потребностивступает во взаимоотношения с другими людьми, познает мир и себя, накапливает определенный опыт, формирует навыки, умения, обеспечивает собственное и общественное прогрессивное развитие. Разнообразие человеческой деятельности, опосредованное многообразием человеческих потребностей, позволило создать общество как единое целое, экономическую основу его жизни (средства производства, технологии, товары и т. д.), государство, право и др. Человеческая деятельность — это явление сложное, обладающее самостоятельностью в силу специфики своих признаков, которые позволяют отграничить ее от смежных явлений. И давая определение человеческой деятельности как понятию родовому, признаки которого должны полностью распространяться на ее отдельные виды, в том числе и на юридическую деятельность, мы пытались раскрыть такие основные свойства, которые характеризуют ее социальную, сознательную, предметную, волевую и преобразовательную сущность. С учетом накопленного научного опыта в сфере изучения человеческой деятельности она представляется нам как опосредованная историческим опытом всего человечества, детерминируемая окружающим миром, сознательная, волевая, предметная активность субъекта, направленная на преобразование объективной и субъективной действительности с целью удовлетворения собственных либо общественных потребностей человека, совершаемая в определенных условиях, определенным способом и проявляющаяся как совокупность последовательно совершаемых действий, операций.

Выделение юридической деятельности из всех видов человеческой деятельности представляется возможным через особенности элементов структуры данной деятельности. Дело в том, что вовлеченная в сферу юридической действительности, человеческая деятельность приобретает ряд характерных признаков, опосредованных свойствами предмета деятельности, действий, средств и способов. Юридическими признаками обладают также и потребности субъектов деятельности, поскольку они определяют необходимость регулирования общественных отношений юридическими нормами в случае необходимости ограничения прав и свобод человека, ущемления интересов организаций и предприятий, применения мер государственного принуждения. Социальная целесообразность подобного регулирования общественных отношений, детерминируя соответствующую деятельность не только государства, но и общественных организаций, отдельных индивидов приводит к формированию юридической действительности в различных формах ее проявления. Юридическую действительность как сферу юридической деятельности мы представили как понятие, охватывающее все юридические явления, вызываемые и тесно связанные с необходимостью государственно-властного регулирования общественных отношений. Юридическая действительность включает в себя юридическое сознание и юридическую культуру, юридические нормы и институты, юридические средства и способы и т. д. Иными словами, все то, посредством чего происходит юридическое воздействие, само это воздействие и то, на чем оно «оставляет свои следы». Своим же предметом юридическая деятельность будет иметь конкретное юридическое явление, на которое направлена активность субъекта. Анализируя понятие субъекта юридической деятельности, в настоящей работе мы обращаем внимание на необходимость его расширения, включения в него и физических лиц. Кроме того, субъекты юридической деятельности предлагается рассматривать с позиций индивидуального, коллективного и институционального подхода.

Материально-идеальная по своему характеру сущность юридической деятельности выражает органическое единство действий, операций, преобразовательного их воздействия на окружающую юридическую действительность и человеческое сознание. В силу такого единства человек через материальные процессы способен получать знание о юридических явлениях как идеальном феномене. Оно же позволяет передавать накапливаемый юридический опыт от одного поколения другому, представляя юридическую деятельность как явление диалектическое, развивающееся, делая акцент на ее социально-историческом характере.

Целостность и относительная самостоятельность юридической деятельности обусловливается наличием всех необходимых признаков элементов ее структуры одновременно. При этом в настоящей работе структуру юридической деятельности мы представили как причинно-следственную, детерминационную связь между ее элементами, а также единство этих элементов (субъекта, действий, средств и способов, предмета, результата), которые обеспечивают юридическую деятельность в целом свойствами, определяющими ее как самостоятельное явление, способное вступать во взаимоотношения с объектами материального мира, не теряя своего качества и не растворяясь в них (сознательность, целенаправленность, активность, волевой и преобразовательный характер, способность внешнего и внутреннего материального выражения, физического либо мыслительного воздействия на юридические явления общества).

Сама юридическая деятельность понимается нами как опосредованная юридическим опытом всего общества, детерминируемая окружающим миром, сознательная, волевая и предметная активность дееспособного субъекта, направленная на познание и преобразование объективной и субъективной юридической действительности с целью удовлетворения собственных либо общественных интересов, осуществляемая в конкретных условиях юридическими средствами и способами и проявляемая как совокупность последовательно совершаемых юридических действий, операций.

Такое определение юридической деятельности, по нашему мнению, способно отграничить от таких смежных юридических явлений, как юридическое поведение, юридическая активность, юридическая практика, юридический опыт.

В реальной действительности юридическая деятельность существует не как теоретическое понятие, а как непосредственное воздействие субъекта деятельности на конкретные юридические явления. Это воздействие носит широкий, многообразный характер в силу особенностей непосредственного предмета конкретной юридической деятельности, целей, средств и способов ее осуществления. Для обозначения и описания многообразных проявлений юридической деятельности в объективной действительности мы использовали понятие «вид юридической деятельности». Оно призвано выделить такую конкретную деятельность субъекта, которая обладает всеми признаками юридической деятельности, но имеет свои специфические признаки (видовые), отличающие ее от юридической деятельности как родового понятия и всего многообразия юридической деятельности. Для представления того или иного явления в качестве вида юридической деятельности необходимо выявить у него все существенные признаки юридической деятельности и, вместе с тем, видовые особенности. Виды юридической деятельности существуют объективно, независимо от воли конкретного индивида. Собственно говоря, именно виды юридической деятельности наполняют содержанием всю юридическую действительность. Общее понятие юридической деятельности призвано лишь описать сущность этого явления, сформировать представление о нем у человека. В реальности оно представлено именно видами юридической деятельности.

Типы юридической деятельности, напротив, мы представляем как результат интеллектуальной деятельности человека по объединению различных видов юридической деятельности в классификационные группы в силу наличия у них общих для всех признаков, свойств. Типология юридической деятельности выполняет собственные функции в юридической науке. Она позволяет упорядочить различные виды юридической деятельности, сформировать о них комплексное представление, выявив возможности и варианты взаимодействия видов юридической деятельности между собой. Кроме того, выделение типов юридической деятельности способствует более глубокому их изучению, помогает по месту, занимаемому видом юридической деятельности в классификационной группе, сделать максимальное число утверждений о его свойствах. Понятия вида и типа юридической деятельности обладают самостоятельной научной ценностью.

Рассматриваемая нами в настоящей работе юридическая деятельность по обжалованию незаконных деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц имеет глубокие исторические корни. Ее природа обусловлена потребностями человека в защите собственных прав от их нарушений со стороны государственных органов и должностных лиц. В силу этого обстоятельства появление соответствующей деятельности людей приходится на период становления государственности, когда публичная власть отделяется от народа и начинает руководствоваться собственными интересами, которые противоречат интересам основной части населения. Именно это противоречие между интересами государства и отдельных индивидов выступает причиной деятельности граждан по обжалованию бесчинств чиновников.

Виды, формы, способы этой деятельности носили разный характер в зависимости от конкретного исторического периода и принадлежности к определенному государству. Это зависело от ряда факторов: особенностей политического режима, уровня юридической культуры и сознания населения, чиновников и др. Но с постепенным историческим развитием государства, общественных отношений шло развитие и совершенствование деятельности по обжалованию деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц в направлении от простого к сложному. Если первоначально деятельность по обжалованию выглядела как просьба человека на имя государя о защите и покровительстве без специально установленной формы и порядка рассмотрения, то впоследствии она наполнилась богатым юридическим содержанием, собственным категориальным аппаратом, юридическими гарантиями, закрепленными в нормах права. Причем развитие и совершенствование юридической деятельности по обжалованию незаконных деяний и решений различных чиновников шло не изолированно в каждой отдельной стране, а посредством рецепции законодательства различных государств. И особую значимость в этом отношении имела рецепция римского законодательства в части обжалования незаконных деяний государственных чиновников.

В российском государстве обжалование деяний чиновников как явление юридическое появилось в период централизации государства (хотя предпосылки его появления сформировались гораздо раньше, доказательством чему служат полномочия и деятельность веча). В этот период государственная власть полностью сосредоточилась в руках царя и была коренным образом изменена система государственных органов: она приобрела характер иерархический, с жесткой вертикальной подчиненностью. Верховная власть широко использовала жалобы людей, как средство информации о деятельности чиновников и повод для воздействия на них. Были созданы приказы, которые занимались принятием и рассмотрением жалоб и деятельность которых регулировалась правовыми нормами, установленными верховной властью. Был установлен определенный порядок рассмотрения жалоб, предусматривающий возможность пересмотра решений чиновников.

Более детальное регулирование возможности людей обжаловать незаконные решения должностных лиц можно встретить уже в Судебнике 1497 г. В последующем данный вид юридической деятельности развивался и совершенствовался в Соборном уложении 1649 г., Указах Петра I и Екатерины II, актах судебной реформы 1864 г. До революции 1917 г. процесс развития деятельности по обжалованию незаконных деяний, решений государственных органов и должностных лиц шел естественным, эволюционным путем. Затем, к сожалению, этот путь был прерван.

В период становления и развития советского государства власть вначале делала попытки избавиться от возможности обжалования деяний госорганов, а впоследствии изменить его содержание и виды. Ни первое, ни второе ей не удалось, поскольку возможность подобного обжалования была продиктована объективной необходимостью, а попытки изменения его сути привели в ряде случаев к искажению представлений о его содержании и формах. В силу этих обстоятельств на современном этапе развития России в свете проводимой правовой реформы возникает необходимость в восстановлении всех знаний об этом юридическом явлении, их адаптации к сегодняшним дням и совершенствовании через них деятельности субъектов по обжалованию незаконных деяний, решений государственных органов и должностных лиц как гарантии обеспечения прав человека.

В настоящий момент право обжалования незаконных деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц основывается на признании ответственности как государства, так и всех чиновников перед человеком. Возможность защиты субъектами гражданского общества своих прав и свобод от неправомерных действий или бездействия чиновников путем их обжалования является необходимым условием формирования и развития правового государства, гарантией обеспечения прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц и их объединений. Давая определение обжалованию деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц, мы выявляли в его содержании наличие всех признаков юридической деятельности и наличие видовых особенностей элементов его структуры. Как и в юридической деятельности, в обжаловании мы выделили следующие элементы структуры: субъект, предмет, действия, средства и способы, а также результат.

Структуру обжалования деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц мы определяем как единство необходимых элементов, а также последовательную, детерминационную связь между этими элементами (субъектом, действиями, средствами и способами, предметом, результатом), которая образуется следующими свойствами этих элементов: потребностью, активностью, мышлением, волей, способностью преобразовывать и быть преобразованным, выражать преобразования и обеспечивает самостоятельное существование обжалования как вида юридической деятельности.

Специфика потребностей субъекта обжалования заключается в необходимости его защиты от нарушений законности со стороны государства. Их источником являются, с одной стороны, объективные отношения между субъектом и государством, с другой стороны, его субъективное отношение к деяниям и решениям должностных лиц. Именно потребности субъекта обжалования побуждают его волю к соответствующей деятельности по защите своих прав.

Детерминируемая юридическими потребностями субъекта в защите собственных или общественных прав и законных интересов деятельность по обжалованию неправомерных деяний госорганов и должностных лиц опосредованна накопленным в данной сфере правоотношений юридическим опытом и урегулирована юридическими нормами различных отраслей права (гражданского, уголовного, арбитражного процессуального, финансового, налогового, административного и др.), что придает ей характер юридического явления.

Основным требованием к субъекту обжалования является наличие таких его свойств, которые необходимы обжалованию как юридической деятельности. Это — способность постановки цели, способность отражения и описания предмета обжалования, волевое возбуждение и направление в соответствии с целью активности, способность хранить и воспроизводить необходимую для деятельности по обжалованию информацию — осознанность и целенаправленность обжалования как вида юридической деятельности. Отсутствие этих свойств делает порочной идеальную компоненту деятельности по обжалованию (поскольку субъект не отдает отчет в последствиях своих действий, не предвидит их результатов и т. д.). Следовательно, всеми этими свойствами субъект должен обладать одновременно.

Поскольку действующее законодательство предоставляет право обжалования незаконных деяний и решений госорганов и должностных лиц физическим и юридическим лицам, а также их объединениям, то и рассмотрение субъекта обжалования возможно в индивидуальном, институциональном и коллективном аспектах.

В настоящем исследовании мы также обратили внимание на особую группу лиц, которые собственного интереса в деятельности по обжалованию не имеют, но способствуют ее осуществлению. Это — участники юридической деятельности: эксперты, переводчики, секретари и т. д. Данная категория лиц выполняет свои немаловажные функции в юридической деятельности по обжалованию незаконных деяний и решений госорганов.

Видовое отличие действий и операций деятельности по обжалованию неправомерных решений госорганов от действий и операций юридической деятельности как родового понятия определяется их задачами, направленностью на проверку законности деяний должностных лиц или на создание условий для такой проверки и устранения нарушений. Они регламентированы юридическими нормами и носят процессуальный характер.

Средства и способы, используемые субъектом обжалования, регламентированы действующим законодательством. Нормативное регулирование средств и способов обжалования также придает ему юридический характер.

Особенности предмета данного вида юридической деятельности обусловлены характерными признаками конкретных деяний, решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц, на проверку законности которых направлена активность субъекта обжалования. В предмет обжалования в рамках нашего исследования включены действия и бездействие (деяния), решения государственных, муниципальных органов, должностных лиц, нарушающие права и свободы физических, юридических лиц, а также их объединений, создающие препятствия для осуществления их прав и свобод, либо незаконно возлагающие на них какие-либо обязанности, либо в результате которых лицо незаконно привлекается к ответственности. Кроме того, лицо имеет право обжаловать официальную информацию, послужившую основанием для незаконных деяний государственных, муниципальных органов.

С учетом специфики свойств и признаков элементов структуры обжалования и их взаимодействия обжалование незаконных деяний и решений государственных, муниципальных органов и должностных лиц мы представляем как опосредованную юридическим опытом субъекта обжалования и общества, регулируемую юридическими нормами различных отраслей права, сознательную, волевую, предметную активность дееспособного субъекта, направленную на установление компетентным органом соответствия деяний и решений государственных органов и должностных лиц действующему законодательству, с целью удовлетворения собственных либо общественных юридических потребностей, осуществляемую с помощью юридических средств и способов в конкретных условиях и объективно проявляемую в виде последовательно совершаемых юридических действий и операций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.
  2. Декларации прав и свобод человека от 5 сентября 1991 г.
  3. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 11 июня 1964 г.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.
  6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05 мая 1995 г.
  7. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31 июля 1998 г.
  8. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 5 августа 2000 г.
  9. Кодекс РСФСР «Об административных правонарушениях» от 20 июня 1984 г.
  10. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.
  11. Закон СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» от 30 июня 1987 г.
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21 декабря 1993 г. (с изменениями от 25 октября 1996 г., 14 февраля, 25 мая 2000 г.).
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8.
  14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).
  15. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.).
  16. Регламент Европейского суда по правам человека «Правила процедуры суда» от 4 ноября 1998 г.
  17. Монографии, учебники, учебные пособия
  18. Г. К. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII в.- начало XV в.). М., 1962.
  19. . Г. Человек и предмет познания. Л., 1979.
  20. С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979.
  21. . Общественно политический строй и право в период образования Русского централизованного государства (Х1У-ХУ вв.). Минск. 1957.
  22. К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1999.
  23. К.И. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996.
  24. В. Д. Категория практики в советской философской науке. Киев, 1987.
  25. И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1901.
  26. Е. А Апелляция в гражданском и арбитражном процессе. М., 1997. Ю. Боровиковский А. Устав гражданского судопроизводства с объяснениями порешениям гражданского кассационного департамента правительствующего Сената. СПб., 1889.
  27. П.Бочкова Т. А. Основные формы участия граждан в обеспечении их прав и законных интересов в государственном управлении. Свердловск, 1964.
  28. В. Л. Обжалование действий и решений следователя. Волгоград, 1990.
  29. Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  30. М.Буцковский Н. А. Очерки судебных порядков по Уставам 20 ноября 1864 г. СПб., 1874.
  31. В. В. Культура, деятельность, общение. М., 1998.
  32. А. П. Соотношение категорий «правовое поведение» и «правовая деятельность».// В кн.: Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. Ярославль, 1989.
  33. . Лекции по истории СССР. Саратов, 1985.
  34. . В. Лекции по истории государства и права СССР. Саратов, 1985.
  35. В. Я. Познание и практика в структуре деятельности. Рига, 1988.
  36. П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1910.
  37. В. А. Философский анализ структуры практики. М., 1972.
  38. Т. В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  39. П.Н. Государство и право Древнего Рима. М., 1963.
  40. П.Н. Феодальное государство и право Франции. Изд-во. МГУ, 1963.25.Гегель. Сочинения. Т. 1.
  41. Ю. И Правовые отношения и осуществление права. Л., 1987.
  42. П. С. Философский словарь. М., 1997.
  43. М. В. Природа деятельности. М., 1984.
  44. Дигесты Юстиниана. М., 1984.
  45. А. В. Судебная психология. Минск, 1975.
  46. Н. Л. Источники права и суд в Древней Руси. Опыты по истории русского гражданского права. М., 1869.
  47. И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1983. 33. Завадская Л. Н, Механизм реализации права. М., 1992.
  48. С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2000.
  49. В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
  50. М. С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. Саратов, 1974.
  51. И. С. Термин в научном документе. Львов, 1976.
  52. А.Ф. Гражданский процесс. М., 1940.
  53. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974.
  54. В. О. Сочинения. М., 1957. Т. 2.
  55. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  56. Н. И. Введение в логику. М., 1967.
  57. Н. И. Логический словарь справочник. М., 1975.
  58. А. А. Общественное движение при Александре II. М., 1909.
  59. А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1978.
  60. Ю. К. История государства и права России. М., 1997.
  61. В. Н. Право и поведение. М., 1978.
  62. А. Историческое изображение древнего судопроизводства в России. СПб., 1843.
  63. В. В. Теория права и государства. М., 1996.
  64. В. А. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания .//В кн.: Методологические проблемы исследования деятельности. М., 1976.
  65. В. И. Полное собрание сочинений. Т. 29.
  66. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  67. В. И. Конституционный принцип обжалования в досудебных стадиях Советского уголовного процесса. Омск, 1981.
  68. В. И. Соотношение правовой практики и юридической деятельности.// В кн.: Юридическая деятельность: сущность, структура, виды. Ярославль, 1989.
  69. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  70. Д. С. Основы построения научно-технической терминологии. М., 1961.
  71. К.И. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1875. Т. 1.
  72. К.И. Курс гражданского судопроизводства. СПб., 1876. Т. 2.
  73. В. В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. М., 1967.
  74. Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
  75. К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2.
  76. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.1.
  77. К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 12.
  78. О. В. Вольный Новгород. М., 1992.
  79. М. Н. Теория государства и права: курс лекций. М., 1996.
  80. Материалы межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма. Курск, 1968.
  81. Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 1999.
  82. М. М. История Русского права. СПб., 1871.
  83. М. М. Русское гражданское судопроизводство в его историческом развитии от Уложения 1649 года до издания Свода Законов. СПб., 1856.
  84. С.А. Рецепция Римского права на Западе. М., 1886.
  85. В. С. Наш путь праву: от социализма к цивилизму. М., 1992.
  86. Общая психология. М., 1970.73.0зрих М. Ф. Личность и право. М., 1975.74,Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.
  87. Основные законодательные акты, касающиеся высших государственных учреждений в России XVIII и первой четверти XIX столетия М., 1909.
  88. Памятники Русского права. М., 1952. Вып. 1.
  89. Памятники русского права. М., 1953. Вып. 2.
  90. Памятники русского права. М., 1955. Вып. 3.
  91. Памятники Русского права. М., 1956. Вып. 4.
  92. Памятники Русского права. М., 1961. Вып. 8.
  93. И. Д. Кассационное производство в советском уголовном процессе. М., 1968.
  94. М. Н. Общественные отношения. Л., 1974.
  95. Г. Е. Советский суд и становление революционной законности в государственном управлении. Киев, 1982.
  96. К. К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.
  97. Полное Собрание Законов Российской Империи. 1830. Т. XX. № 143 922.
  98. Понятие деятельности в философской науке. Томск, 1978.
  99. Псковская судная грамота. Памятники русского права. М., 1953. Вып. 2.
  100. . И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
  101. В. И. Право жалобы в СССР. М., 1964.
  102. В. А. История государства и права России IX начала XX веков. М., 1995.
  103. Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов, 1984.
  104. Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 3.
  105. С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
  106. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  107. В. М. Язык процессуального закона. М., 1987.
  108. Э. В. О генезисе человеческой деятельности. Л., 1972.
  109. В. Д. Проблемы административного процесса. М. 1968.
  110. Социальная психология: краткий очерк./ Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. ШерковичаМ., 1975.
  111. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JL, 1988.
  112. Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права. М., 1998.
  113. JI. Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.
  114. Ю. А. Социализм и политическая деятельность. М., 1984.
  115. Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
  116. М. К. Гражданский процесс. М., 2001.
  117. Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1967.
  118. В. П. Соотношение категорий диалектического материализма. Л., 1956.
  119. Устав уголовного судопроизводства. СПб., 1867.
  120. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  121. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
  122. В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.
  123. И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
  124. Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988.
  125. В.М. История Римского права. М., 1919.
  126. А. Теория общества. Казань, 1999.
  127. З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983.
  128. З.М. Теория рабовладельческого государства и права. М., 1959.
  129. З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1994.
  130. В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.
  131. В. А. Понятия права и государства. М., 1988.
  132. А. А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. Л., 1979.
  133. И. Я. Понятия и методы научной классификации объектов исследования.//В кн.: Вопросы диалектики и логики. Л., 1964.
  134. Д. Ю. Теория государства и права. Ростов-на-Дону. 2001.
  135. В. И. Конституционное право на обжалование в суд действий должностных лиц. Киев, 1990.
  136. Е.В. Курс гражданского судопроизводства. Юрьев, 1912.
  137. Т. М. Учебник русского гражданского судопроизводства. М., 1913.
  138. Л.С. Общая теория права. Л., 1976.
  139. Статьи, лекции, диссертации, авторефераты
  140. А. В. Творческий процесс как предмет исследования// Вопросы философии. 1965. № 7.
  141. В. Л. Психологическая характеристика деятельности следователя. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1970.
  142. М. В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение»// Вестник московского университета. 1975. № 5.
  143. О. Н. Жалобы граждан или их объединений в конституционный Суд РФ. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1998.
  144. А. // Советское право. 1922. № 1.
  145. В. Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Докт. дис. М., 1990.
  146. Д. Право и законодательство// Свободная мысль. 1992. № 18.
  147. М. С. К построению философской теории личности// Философские науки. 1971. № 6.
  148. М. С. Система и структура//Системные исследования: ежегодник. М., 1983.
  149. Ю.Кремянский В. И. К анализу активности материальных систем// Вопросы философии. 1969. № 10.
  150. П.Крутова О. Н. Человеческий фактор: социально-философский аспект// Вопросы философии. 1987. № 8.
  151. Р. 3. Право и закон в социалистическом правовом государстве// Советское государство и право. 1989. № 3.
  152. З.Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал. 1981. Т. 1.
  153. Н. С. О справедливости, праве и ответственности// Теория права: новые идеи. М., 1992. Вып. 2.
  154. В. В. Действие права (понятие, структура, свойства). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1975.
  155. И. Ф. О правовой активности личности и формировании правосознания// Вестник ЛГУ. Сер. «Экономика, философия, право». 1971. Вып. 3. № 17.
  156. Р. К. Правомерное поведение и применение права// Юридическая теория и практика: проблемы взаимосвязи. Свердловск, 1984.
  157. С. Л. Проблема обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1994.
  158. Л. П. Активность как мера деятельности личности// Вестник московского университета. 1970. № 6.
  159. В. И. Конституционное право советских граждан на обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Киев, 1986.
Заполнить форму текущей работой