Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История становления и развития организационно-правовых основ деятельности таможенных органов Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это подтверждает актуальность и необходимость принятия целевой внутригосударственной программы защиты упомянутых интересов. Такую задачу невозможно решить силами одного международного правового управления, в соответствующих министерствах, ведомствах и единственно силами управления Министерства юстиции по защите экономических интересов государства. Несомненно, указанные управления выполняют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Создание и развитие таможенных органов Республики Таджикистан и их правовой статус
    • 1. 1. Создание и основные этапы развития таможенных органов
    • 1. 2. Становление и совершенствование организационно-правовых основ деятельности таможенных органов
    • 1. 3. Правовой статус таможенных органов
  • Глава 2. Основные направления функциональной деятельности таможенных органов Республики Таджикистан
    • 2. 1. Управленческие и правовые механизмы регулирования внешне -экономической деятельности
    • 2. 2. Нормативные акты, определяющие финансовые (фискальные) функции таможенных органов
    • 2. 3. Правоохранительная деятельность таможенных органов
    • 2. 4. Проблемы и пути дальнейшего совершенствования деятельности таможенных органов

История становления и развития организационно-правовых основ деятельности таможенных органов Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В процессе построения в Республике Таджикистан демократического, правового, светского государства с рыночной экономикой исследование проблем, связанных с историей становления и развития таможенных органов как составной части органов исполнительной власти, и вопросов совершенствования их деятельности имеет весьма актуальное значение. Объясняется это тем, что научный и практический интерес к определению роли и функций таможенных органов в последнее время весьма актуализировались, что в свою очередь требует всестороннего изучения истории, опыта, традиций таможенной системы, её места в государственном механизме.

Тщательный анализ исторической и юридической литературы по истории таможенной службы показывает, что многие вопросы становления и развития таможенной службы в Таджикистане до сих пор остаются недостаточно изученными. Труда, в котором был бы проведен комплексный историко-правовой анализ развития таможенных органов, показаны объективные процессы развития фискальной и правоохранительной деятельности и деятельности по осуществлению таможенного контроля и оформления, мы не имеем. Между тем и современный период развития таможенных органов Республики Таджикистан, перспективы этого развития также требуют глубокого изучения и анализа.

До настоящего времени во всех странах мира таможня остается неотъемлемым атрибутом внешних отношений государств. Её особое место в системе контролирующих органов власти обусловлено следующими выполняемыми ею функциями: осуществление таможенного контроля, обеспечение доходов государственной казне, содействие внешнеторговому обороту, регулирование внешнеэкономической деятельности в стране, защита интересов отечественных товаропроизводителей, борьба с контрабандой и др.

Деятельность таможенной службы универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии выполняемых таможенными органами функций, закрепленных в Таможенном кодексе Республики Таджикистан и конкретизированных в Положениях о Таможенной службе при Правительстве Республики Таджикистан, а также Положениях о региональном таможенном управлении, таможне и таможенном посте Республики Таджикистан.

Применительно к вопросам совершенствования таможенного законодательства и модернизации таможенной системы, проблемы правового регулирования таможенного дела приобретают особую значимость в силу огромных масштабов средств, затрачиваемых на организацию таможенной деятельности, а также ожидаемой экономической отдачи от её конечных результатов.

Успешная деятельность таможенной службы Республики Таджикистан-определяется многими факторами, существенное место среди которых занимает конструктивный учёт исторического опыта и дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ деятельности таможенного дела Республики Таджикистан.

Новейшая история нашей страны, особенно в годы гражданской войны (1992;1997 гг.), показывает, что в связи с временным ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших возможность непосредственного выхода на внешний рынок. К тому же в последнее десятилетие быстрыми темпами растет ввоз как и вывоз в Республику Таджикистан самых различных товаров. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился также поток лиц, пересекающих границу Республики Таджикистан. Все эти факторы обуславливают повышение роли и значения таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций и увеличением доходной части государственного бюджета.

С учетом всего вышесказанного таможенное законодательство претерпело серьезные изменения, ориентированные в первую очередь на Конституцию Республики Таджикистан (1994 г.), которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Принятие Таможенного кодекса Республики Таджикистан — 2004 г., (действует с 1 января 2005 года), а также ряда других нормативно-правовых актов, которые повышают правовой статус и роль таможенных органов, способствовало тому, что эти органы получили больше свободы в выполнении возложенных на них задач, а их полномочия и функции существенно расширились и усложнились. Все эти изменения потенциально могут повлиять на улучшение условий для иностранных и отечественных инвесторов, однако их потенциал пока используется недостаточно из-за отсутствия, как концептуальных схем использования соответствующих механизмов, так и соответствующих подзаконных актов.

Несомненное значение в связи со сказанным имеет изучение зарубежного опыта в области теории, правовой регламентации, организации и перспективы развития таможенной службы — одного древнейших и неотъемлемых компонентов государственной деятельности любого государства, в том числе и Республики Таджикистан.

Таким образом, возрастает актуальность целостного, концептуального анализа теории и истории становления и развития таможенных органов их роли, значения и места в осуществлении государственной деятельности в Республике Таджикистан неоспорима.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической науке до сих пор не получили достаточного освещения история становления организационно-правовых основ деятельности таможенных органов республики, проблемы дальнейшего совершенствования их правовой базы, функциональной структуры и деятельности. Таджикскими учеными разработаны лишь отдельные аспекты исследуемой автором темы. Здесь следует особо отметить работы И. Б. Буриева, Ш. М. Исмоилова, Т. Н. Назарова, Дж. М. Зоирова, М. Оймахмадова, А. С. Рахматова, Р. К. Раджабова, Ф. Т. Тахирова, Х. Х. Хамидова, X. Умарова, Н. Каюмова и др.

Однако эволюция организационных и правовых основ деятельности таможенных органов Республики Таджикистан, система функций таможенных органов до сих пор ещё не были предметом специального комплексного исследования.

При разработке темы, автор также опирался на уже известные теоретические разработки С. Т. Алибекова, В. Н. Андрианова, В. Н. Архангельского, К. А. Бекяшева, Б. Н. Габричидзе, С. Ю. Глазьева, А. В. Илларионова, И. А. Исаева, Е. Г. Ищенко, Ю. П. Куренкова, О. В. Михайлова, Е. Г. Моисеева, А. Ф. Ноздрачева, М. М. Рассолова, И. В. Тимошенко, В. Н. Томашевского, С. В. Халипова, В. И. Чалова, Н. Т. Чертко, Ю. В. Яковца и др.

Объектом диссертационного исследования являются историко-правовой анализ процесса становления и организационно-правовые основы деятельности системы таможенных органов, ход их дальнейшего совершенствования на основе действующей законодательной базы и законотворческой деятельности Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются вопросы создания и развития таможенной службы Республики Таджикистан, изучение и определение её правовых основ, выявление путей и методов правоохранительной и иной деятельности таможенных органов Республики Таджикистан, а также перспективы их развития.

Цель и задачи исследования

Основная цель работы обусловлена недостаточной изученностью и практической значимостью данной темы. Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения опубликованных и неопубликованных источников, действующих правовых актов, специальной юридической литературы показать историю становления и деятельности таможенных органов страны, их роль и значение в осуществлении государственной деятельности в области таможенной политики, выявить те элементы собственно исторического и зарубежного опыта, которые при творческом к ним подходе могли бы оказаться полезными в условиях Республики Таджикистан.

В соответствии с этим, определены следующие основные задачи: провести сбор и обобщение материалов, относящихся к теории и истории таможенных органов и их практической деятельности в отечественной историидать оценку концепции, нормативно-правовой базы таможенной службы и организации её функционированияопределить рациональные методы и пути совершенствования деятельности системы органов таможенной службы Республики Таджикистан.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили всеобщий метод познания — диалектический и', исторический материализм, освобожденный от идеологического диктата и обогащенный критериями объективного и цивилизованного подхода к изучаемым явлениям, а также методы исторического анализа (историзм), сравнительно-правовой, формально-юридический, эмпирический (статический анализ, исследование документов, нормативных источников и иных печатных изданий) методы и др. Для решения поставленных автором проблем использованы положения теории и истории государства и права, конституционного, административного, гражданского права и других отраслей юридической науки.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы, в выборе круга рассматриваемых вопросов. Настоящая диссертация является первой в историко-правовой и вообще в отечественной юридической науке работой, посвященной комплексному изучению истории становления и организационно-правовых основ деятельности системы таможенных органов и их дальнейшего совершенствования в Республике Таджикистан.

В работе рассмотрены история развития таможенных органов, пути дальнейшего совершенствования их организационно-правовой структуры, основные направления практики функционирования, включая фискальные функции и правоохранительную деятельность и др. В исследовании также сформулирован ряд теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование нормативно-правовой основы таможенных органов страны и их взаимодействие с другими правоохранительными органами Республики Таджикистан и стран СНГ.

Положения выносимые на защиту:

1. Автор, тщательно проанализировав существующие в юридической литературе понятия «таможенной службы», «таможенного дела», «система таможенных органов», приходит к выводу, что таможенная служба, как инструмент регулирования внешней торговли страны может, рассматриваться как составная часть таможенного дела, являющегося собирательным термином,, который в широком понимании охватывает все вопросы таможенной теории и практики, связанной с созданием и совершенствованием организационно-, правовых основ деятельности системы таможенных органов, а в узкомсистему знаний, необходимых таможенникам для успешного выполнения своих обязанностей.

2. Проанализированы и определены основные (досоветский, советский и постсоветские) этапы становления и развития органов таможенной службы исторического и современного Таджикистана, выявлены их особенности в процессе эволюции в рамках различных государств Центральной Азии, начиная от первого таджикского средневекового государства Саманидов, когда в числе саманидских министров (диванов) был создан диван мухтасиб, осуществляющий через свои специальные пункты (банд) сбор пошлин (бодж), контроль за ввозом и вывозом товаров во всех торговых городах и центрах. Такое государственное учреждение, как диван мухтасиб, позже имело место и в более или менее сходных бюрократических структурах последующих монархических феодальных государств, включая последние феодальные государства Центральноазиатского региона, Бухарский эмират и Хивинское ханство.

3. В зависимости от политического строя и государственно-правового статуса территорий досоветского, советского и постсоветского Таджикистана, упомянутые этапы в истории таможенных органов можно подразделить на ряд промежуточных периодов, которые были связаны с вполне объективными преобразованиями, происходившими поначалу как на разобщенных территориях современного Таджикистана, так и в рамках советской таджикской национальной государственности в составе бывшего Союза ССР, а также в условиях государственной независимости Республики Таджикистан.

4. С провозглашением государственной независимости Республики Таджикистан (9 сентября 1991 г.) начался новый этап в истории развития таможенных органов Республики Таджикистан и её таможенной политики. Сразу же после образования Содружества Независимых Государств (15 января! 1992 г.) и прекращения деятельности бывшего Таможенного комитета СССР, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 22 января 1992 г. был образован центральный орган управления национальной таможни — Главное управление таможенного контроля, а несколько позже (11 апреля 1992 г.) было утверждено Положение о ней. Поэтому днем создания таможенных органов Республики Таджикистан следует считать 22 января 1992 года.

5. Историю создания и развития таможенных органов республики можно подразделить на следующие основные этапы, которые проанализированы в процессе исследования:

Первый этап: от момента принятия упомянутого выше постановления Правительства Республики Таджикистан от 22 января 1992 г. «О создании Главного управления таможенного контроля Республики Таджикистан» до принятия 6 ноября 1994 г. новой Конституции независимой Республики Таджикистан. На этом этапе на судьбоносной для истории таджикского народа XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан были приняты.

Таможенный кодекс и Закон Республики Таджикистан «О таможенном тарифе», которые стали первыми национальными законами Республики Таджикистан в сфере таможенной политики.

Второй этап — начинается с 6 ноября 1994 г., т. е. со дня принятия путем референдума Конституции Республики Таджикистан, на основе которой были приняты новый Таможенный кодекс страны, вступивший в силу с 1 января 2005 г., а также ряд других нормативно-правовых актов. Этот этап продолжается по настоящее время.

6. Зарождение отрасли таможенного права в Таджикистане относится к постсоветскому периоду развития республики, когда началось формирование и развитие её отдельных институтов и подинститутов. Предмет регулирования таможенной службы перешёл от центральных союзных органов к новосозданным республиканским таможенным органам, что завершилось принятием в каждой республике единого сводного нормативно-правового акта — Таможенного кодекса.

7. Развитие институтов и подинститутов таможенного права Таджикистана, обеспечивающих реализацию функций таможенных органам, проходило постепенно и поэтапно с учетом процесса стабилизации общественно-политической ситуации в республике.

8. Изучение функций таможенных органов Республики Таджикистан показывает, что их можно подразделить на три основные функции: управление внешнеэкономической деятельностью, а также фискальные и правоохранительные функции, которые в совокупности охватывают все основные направления таможенной деятельности.

9. Управление таможенными органами внешнеэкономической деятельности является формой реализации исполнительной власти в республике и заключается в административно-правовом регулировании порядка ввоза и вывоза товаров и транспортных средств через таможенные границы, которые обеспечиваются таможенными режимами, а также в правотворческой и информационной деятельности таможенных органов.

10. Развитие институтов таможенного права, обеспечивающих фискальные функции таможенных органов, проходило весьма сложно. Сложность заключалась в соотношении таможенного платежа и таможенного сбора. Принятие Таможенного кодекса 2004 г. в итоге способствовало разграничению таможенного платежа и таможенного сбора. Последний сейчас составляет самостоятельную систему платежей в системе фискальных функций таможенных органов.

11. Анализ таможенных кодексов 1992, 1995, 2004 гг. позволяет утверждать, что таможенное законодательство республики развивалось от первоначального доминирования вопросов правоохранительного направления, путем отсылки к административным и уголовным законодательствам, к доминирующему регулированию проблем экономического характера.

12. Правовой статус таможенных органов Республики Таджикистан различных уровней получил развитие и полное оформление в Конституции и таможенном законодательстве республики (Таможенный кодекс 1992, 1995, 2004 гг.). При этом были учтены опыт и практика таможенных органов, что в свою очередь способствовало развитию правовой базы их функционирования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют концептуальные положения по вопросам развития организационно-правовых основ деятельности таможенных органов Республики Таджикистан. Результаты исследования имеют большое значение для дальнейшего развития таможенной службы и решения возникающих в этой сфере проблем.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов для решения широкого круга практических задач. Они могут быть использованы, в частности, при подготовке и реализации концепций таможенной политики республики, совершенствовании деятельности таможенных органов, при реформировании действующего таможенного законодательства республики. Выводы и основные положения исследования также могут быть применены в учебном процессе, при преподавании дисциплин как история государства и права Таджикистана, таможенное право и специальных курсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в виде докладов и сообщений на научно-теоретических семинарах, научно-практических конференциях, проведенных в Институте повышения квалификации работников Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан, в Институте государства и права Академии наук Республики Таджикистан, в Налогово-правовом институте (ныне Институт экономики Таджикистана).

По теме диссертации опубликованы одна монография, пять учебных пособий, один толковый словарь таможенных терминов и ряд научных статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, включает 2 диаграммы, 2 схемы, 1 рисунка и 6 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге приведенного диссертационного исследования мы сформулировали выводы и заключения, а также некоторые предложения по совершенствованию таможенной деятельности в республике.

Историю развития таможенной деятельности в республике условно можно подразделить на три этапа: досоветский, советский и постсоветский. Досоветский период начинается со времен создания первого таджикского средневекового государства Саманидов, когда в числе саманидских министерств (диванов) был создан диван Мухтасиб, осуществлявший через свои специальные пункты (банд) сбор пошлин (бодж), контроль за ввозом и вывозом товаров во всех торговых городах и центрах. Такая структура позже применялась и последующими монархическими феодальными государствами Центральной Азии (при Газневидах, Гуридах, Сельджукидах, Караханидах, Хорезмшахах, Чингизидах, Тимуридах, Шейбанидах, Аштарханидах, в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве).

Советский этап истории таможенных органов Таджикистана неразрывно связаны с его социально-экономическим развитием и внешнеэкономической деятельностью в едином союзном государстве и в едином таможенном пространстве СССР. В этот период возникают предпосылки для создания и становления национальной таможенной системы независимой Республики Таджикистан.

С провозглашением государственной независимости Республики Таджикистан (9 сентября 1991 г.) начался отсчет нового периода — периода создания и становления независимой таможни Республики Таджикистан, ее таможенной политики. Этот период сопровождался развитием институтов отрасли таможенного права, а также системы таможенных органов Республики Таджикистан и их правового статуса. Так, Таможенный кодекс 1995, г. изменил систему таможенных органов республики. В нем были предусмотрены региональные таможенные управления, о которых в Таможенном кодексе 1992 г. даже не упоминалось. Таможенные кодексы Республики Таджикистан 1992, 1995, 2004 гг. постепенно конкретизировали основные направления деятельности системы таможенных органов республики. Законодатель с каждым принятием нового Таможенного кодекса в полной и всесторонней форме регламентировал внешнеэкономические функции, функции совершения таможенных действий, правоохранительные функции таможенных органов.

Параллельно шло развитие независимого таможенного законодательства. Этот процесс был достаточно противоречивым и свидетельством чему принятие за короткий период трех Таможенных кодексов (в 1992, 1995, 2004 гг.). Таможенное законодательство независимого Таджикистана развивалось от доминирования в нем правоохранительных вопросов в сторону развития экономической составляющей. Так, если в Таможенных кодексах 1992, 1995 гг. в основном доминировали нормы, касающиеся правоохранительной деятельности таможенных органов, то в Таможенном кодексе 2004 г. мы можем наблюдать доминирование правовых норм, регулирующих экономические вопросы таможенной деятельности, в частности внешнеэкономической.

Правовые механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности таможенных органов относятся к числу их административно-управленческих функций и предусматривают регулирование таможенным законодательством внешнеэкономической деятельности государства путем контроля ввоза и вывоза через таможенную границу государства товаров и транспортных средств. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности таможенными органами наряду с Конституцией республики осуществляется комплексным таможенным законодательством, где приоритет имеет Таможенный кодекс.

После вступления в силу нового Таможенного кодекса Республики Таджикистан 2004 г., а также ряда других нормативных актов объем работы таможенных органов значительно увеличился. Весьма осложнились и некоторые проблемы, решение которых входит в компетенцию таможенных органов. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо создать координирующий Таможенно-тарифный совет — специальный коллегиальный органа при Правительстве Республики Таджикистан, в работе которого должны участвовать представители:

— органов государственного управления;

— представительной власти регионов;

— деловых кругов;

— организаций по защите прав потребителей и т. д.

Основными компетенциями Таможенно-тарифного совета, могли бы стать: а) разработка принципиальных требований таможенного тарифа как инструмента экономической политики государстваб) рассмотрение проектов актов законодательства Республики Таджикистан и международных договоров Республики Таджикистан, касающихся таможенного регулирования ВЭДв) разработка предложений по ставкам таможенного тарифаг) разработка предложений по порядку представления тарифных преференцийпредусмотренных законодательством Республики Таджикистан, и т. д.

Одной из целей проведенного соискателем исследования былол изучение проблемы взимания таможенных платежей и таможенной стоимости как основы начисления таможенных платежей. Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию приемов работы таможенных органов и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой. По мнению людей, так или иначе связанных с процедурами таможенного контроля, особого внимания заслуживают следующие проблемы: определение таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Республики Таджикистан товаров и ее влияние на величину взимаемых таможенных платежей. Предметной областью изучения стали технологические схемы и порядок производства таможенных процедур, практика обеспечения таможенного контроля.

Таможенные платежи играют исключительно важную роль в обеспечении доходной части государственного бюджета Республики Таджикистан, поскольку они составляют около трети всех доходов. Между тем неиспользованные резервы увеличения таможенных платежей остаются значительными.

В целях совершенствования фискальной функции таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлинумаксимально укрупнить товарные группыотказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта (кроме исключительных случаев, связанных с защитой внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции) — ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие срокиисключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов (кроме вопросов внутриведомственной организации работы).

Таможенные платежи, являясь базовым институтом в реализации финансовых (фискальных) функций таможенных органов, включают в себя, порядок взимания ввозных и вывозных таможенных платежей, оплату НДС на импорт, акцизы. При этом действующее таможенное законодательства, разграничивая таможенные платежи и сборы, последние относит к самостоятельным видам платежа, которые направлены на обеспечение фискальной функции путем таможенно-тарифного регулирования.

На сегодняшний день, согласно действующему таможенному законодательству республики, таможенные сборы являются самостоятельной формой платежа за оказание таможенными органами услуг по совершению определенных таможенных действий. В связи со сказанным, предлагаем внести поправки в ст. 340 Таможенного кодекса, включив в систему таможенных платежей также таможенные сборы.

Другой функцией таможенных органов, которая была рассмотрена в исторической ретроспективе выступает правоохранительная функция. С первых дней своего образования таможенные органы были правоохранительными органами, свою деятельность они направляли па защиту экономических интересов государства, защиту внутреннего рынка и борьбу с самым распространенным видом таможенного правонарушения — контрабандой.

Статистика показывает, что таможенные правонарушения участились, что ставит перед государством задачу усиления правоохранительных функций таможенных органов. По сравнению с предыдущими годами, с учетом глобализационных процессов, правоохранительные функции таможенных органов сейчас расширились. В настоящее время таможенные органы республики, с учетом геополитического расположения вынуждены вести борьбу (наряду с традиционными таможенными правонарушениями), с такими транснациональными преступлениями, как незаконный оборот наркотических средств, международный терроризм и религиозный экстремизм.

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности, тесно связанных с внутренней и внешней политикой Республики Таджикистан, объективно обусловливает повышение активной роли таможенных органов в решении экономических проблем страны.

Ни одна страна, какой бы крупной и самообеспеченной она не была, не может существовать изолированно. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, кто такой активности не проявлял. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько запасы нефти или газа, подземные кладовые черных или цветных металлов, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.

Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. В настоящий момент на постсоветском пространстве создан Таможенный союз, в который входят Российская Федерация,.

Республика Беларусь, Казахстан. Республика Таджикистан присоединилась к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и соглашениям о Таможенном союзе 29 марта 1996 г.

Республика Таджикистан пока не входит в число членов Таможенного союза, но вполне может им стать, как только будут реализованы соответствующие экономические и юридические предпосылки.

Известно, что с созданием Таможенного союза и образованием его наднационального органа, интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС примут совершенно иной характер, как по содержанию, так и по последствиям. Республика Таджикистан в рамках СНГ подписала и ратифицировала столько международных договоров, сколько не сделали некоторые нынешние флагманы интеграционных процессов. Но пора переходить от количества к качеству. Нашему государству необходимо очень ответственно подойти к защите интересов Республики Таджикистан на стадии вступления её в Таможенный, союз и в ходе функционирования этого союза.

Это подтверждает актуальность и необходимость принятия целевой внутригосударственной программы защиты упомянутых интересов. Такую задачу невозможно решить силами одного международного правового управления, в соответствующих министерствах, ведомствах и единственно силами управления Министерства юстиции по защите экономических интересов государства. Несомненно, указанные управления выполняют определенные функции, но они ограничиваются узковедомственными рамками. Во избежание увеличения штата, молено было бы, сократив штат указанных отделов министерств, создать межведомственную группу, которая занималась бы этими проблемами. Группа могла бы привлечь отечественных экспертов, а также с соблюдением конфиденциальности и с учетом интересов государства в некоторых случаях и иностранных экспертов к разработке названной выше программы. Необходимо также создать Научно-экспертную комиссию из числа учёных Института государства и права Академии наук Республики Таджикистан, Национального университета, привлечь других опытных специалистов, которые помогли бы разработать документы по таможенной сфере, отвечающие всем мировым стандартам.

В настоящее время важность перехода к решительным действиям по воплощению всех договоренностей относительно формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, особенно актуализировалось. Действительно, уже подписано множество двусторонних и многосторонних международных договоров, кроме этого подготовлено и предоставлено на подпись главам правительства ЕврАзЭС несколько проектов международных договоров. В частности, Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, Соглашение о вывозимых таможенных пошлинах в отношении третьих стран, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Соглашение о применении специальных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров, Соглашение об. определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза, Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер.

Проекты указанных международных договоров ориентированы на установление единого режима торговли товарами в отношении третьих стран, они определяют конструкцию будущего Таможенного союза и предусматривают постепенную передачу полномочий по регулированию внешнеторговой деятельности Комиссии Таможенного союза.

В указанных соглашениях остальные страны ЕврАзЭС, пока не входящие в Таможенный союз, в том числе Республика Таджикистан и Республика Кыргызстан, рассматриваются как любые иные третьи страны, со всеми вытекающими отсюда экономическими и юридическими последствиями.

Между тем, Республика Таджикистан и Республика Кыргызстан, как третьи страны, могли бы высказать свои требования и интересы к процессу формирования Таможенного союза. Они могли бы инициировать включение в текст вышеуказанных соглашений определенных переходных положений, регулирующих применение этих соглашений к Республике Таджикистан и Кыргызстан и позволяющих этим двум странам иметь более льготные условия во взаимоотношениях с Таможенным союзом до их вступления в него.

Принимая во внимание, что потенциальные члены Таможенного союза в последующем будут обязаны осуществить передачу отдельных функций совместному органу, каждое государство-член ЕврАзЭС должно быть уверено, что его национальные интересы будут защищены. При этом государства-учредители Таможенного союза должны учесть и существующие экономические предпосылки, в частности сложившиеся под влиянием мирового финансового кризиса.

Таким образом, изучение процесса развития таможенных органов в Таджикистане и основных их функций показывает, что их деятельность всегда, была направлена на обеспечение экономической безопасности и защиту экономических интересов Республики Таджикистан на основе международного взаимодействия с таможенными органами стран СНГ, в частности в рамках Таможенного союза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Меяедународно-правовые акты
  2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы.: С науч. комментарием / Сост. и авт. В. А. Карташкин, И. А. Ледях.- М.: НОРМА, 1996, (Комиссия по правам человека при Президенте РТ).
  3. Положение о Совете руководителей таможенных служб государств-участников Содружества / Практикум по таможенному праву России / Под. Ред И. М. Чемакина.- М., 1997.- 156 с. 1. Источники и нормативно-правовые акты
  4. Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан.- 1992 г.- № 23 (1032) ст. 323.-С. 37−38.
  5. Декрет о разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений // Сборник декретов 1917—1918 гг.- М.: Государственное издательство, 1920.- С. 35−36.
  6. Закон Республики Таджикистан «Об аудиторской деятельности» (№ 170, 3 марта 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2006.- № 3.- С. 131−137.
  7. Закон Республики Таджикистан «О государственных закупках товаров, продукции, работ и услуг (№ 168, 3 марта 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.-Душанбе, 2006.- № 3.- С. 105−130.
  8. Закон Республики Таджикистан «Об иных обязательных платежах в бюджет» (№ 197, 28 июля 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2006.-№ 7.-С. 125−139.
  9. Закон Республики Таджикистан «Об информации» // Сборник законов о средствах массовой информации.- Душанбе, 2006.- С. 66−84.
  10. Закон Республики Таджикистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (№ 198, 28 июля 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2006.- № 7.- С. 139−155.
  11. Закон Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах» // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2003.- № 12.- С. 247−266.
  12. Закон Республики Таджикистан «Об оперативно-розыскной деятельности» // Ахбори (Вестник) Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- Душанбе, 1998,-№ Ю.- Ст. 146, 14.
  13. Закон Республики Таджикистан «Об оценочной деятельности» (№ 196, 28 июля 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2006.- № 7.- С. 119−125.
  14. Закон Республики Таджикистан «О проверках деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Таджикистан» (№ 194, 28 июля 2006 г.) // Ахбори Маджлиси Оли.- Душанбе, 2006.- № 7.- С. 105−114.
  15. Закон Республики Таджикистан «О таможенном тарифе «// Садои мардум,-от 27 ноября 1995.- С. 15−16.
  16. Инструкция о делопроизводстве в таможенных органах.- Душанбе, 2003.- 47 с.
  17. Конституция СССР.- Душанбе, 1977.- 45 с.
  18. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе: Шарки Озод, 2003.- 86 с.
  19. Налоговый кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе: ОО «Вергуль», 2004, — 295 с.
  20. Нормативные документы Таможенного комитета при Правительстве Республики Таджикистан. Международные правила толкования внешнеторговых терминов «Инкотермс 1990».-Душанбе, 1994.
  21. Положение о Таможенном управлении НКВТ // Сборник декретов и постановлений по внешней торговле.- М.: Издание НКВТ, 1922.- С. 20−22.
  22. Постановление С.Н.К. о Таможенно-тарифном комитете при НКВТ // Сборник декретов и постановлений по внешней торговле, — М.: Издание НКВТ, 1922, — С. 22−23.
  23. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2002 г. № 199 «Об утверждении Положения о Министерстве по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан», г. Душанбе.
  24. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О Государственной программе развития экспорта Республики Таджикистан на период до 2015 года» (2006г.).
  25. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О временных правилах оценочной деятельности в РТ и стандартах оценок» (2006г.).
  26. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02 04. 05 г. №¦ 126 «О ставках акцизного налога на отдельные товары, производимые в РТ и ввозимые на территории РТ».
  27. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02 12.05 г. № 472 Размер таможенных сборов для таможенных услуг.
  28. Свод законов СССР.- М.: «Известия», 1982.- Т.2.- 688 с.
  29. Собрание Узаконений, — М., 1918.- № 39.- ст. 506.
  30. Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 25. 11. 1992 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан.- № 1−2, — С. 53−104.
  31. Таможенный кодекс Республики Таджикистан от 4.11. 1995 г.- Душанбе: Ирфон, 1998.- 726 с.
  32. Таможенный кодекс Республики Таджикистан.- Душанбе, 2006.- 354 с.
  33. Таможенный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-JI, 2009.- 211 с.
  34. Таможенный кодекс СССР // Сборник действующих таможенных постановлений, правил к ним и других распоряжений, относящихся к таможенным операциям / Сост. И. В. Арватов, Т. А. Велихов.- М, Изд. Наркомторгов СССР и РСФСР, 1929.- 360 с.
  35. Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. М.: Юрид. лит., 1973. — 32 с.
  36. Таможенный устав Союза Советских Социалистических Республик, — М., РИОНКВТ, 1925.- 104 с.
  37. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Душанбе: «Статус», 2004.
  38. Устав таможенный // СЗ РИ.- Т. VI.- С. 560−590.
  39. Указ Президента Республики Таджикистан от 24 января 2002 г. № 745 «Об образовании Министерства по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан».
  40. Указ Президента Республики Таджикистан от 30 ноября 2006 г. № 9 «О совершенствовании структуры центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан» // Чумхурият. -2006.- 2 дек.
  41. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Мировая экономика и междунар. отношения. 2000. -№ 3. -С. 47−58.
  42. A.M. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения / Асалиев A.M., Бороздин СВ., Брагин JI.A. М.: Экономика и финансы, 1997. — 96 с. табл.
  43. О.И. Контроль определения таможенной стоимости товара (из опыта работы западного таможенного управления) // Форум. Методический сборник.- М., 1998.- № 4, — С.247−257.
  44. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопр. экономики. 2001. — № 5. — С. 92−99.
  45. В. Разрушая балтийские монополии//Эксперт.-2001.-№ 21 (4 июня).-С. 55−77.
  46. А. Венчурный капитал и малое предпринимательство // ОБО и экономика. 1999. -№ 12. — С. 93−99.
  47. Выступление Президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Народная газета.- от 8 окт. 2003.- № 79−80.
  48. О. Валютная кампания // Ведомости. 2001. — 13 июля. — С. 2331.
  49. .Н., Полетаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве // Государство и право. 1992. — № 10. — С. 27−32.
  50. М., Жуковская В. Конкурентоспособность в глобальной системе координат // Мировая экономика и междунар. отношения. 1998. -№ 7.-С. 146−152.
  51. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998. -№ 3. -С. 67−77.
  52. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок // Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997. — С. 164−165.
  53. С. Индустриальный феодализм // Эксперт. 2001. — № 14 -С. 45−51.
  54. Т., Ивантер И. Да здравствует кризис! // Эксперт. 2002. — № 1−2(14янв.).- С. 14−20.
  55. А.Р. Развитие высокотехнологичного сектора американской промышленности // США-Канада. Экономика, политика, культура. -2001.-№ 2.-С. 108−119.
  56. Европейский союз: новый этап интеграции: Проблемно-тематический сборник/ РАН: Институт научной информации по общественным наукам- Ред. сост. Г. В. Вишнякова. М.: 1996,
  57. В. Ужесточение обложения НДС импортных операций, «Международный бизнес России», № 2−3, 2001.
  58. А. Критерии экономической безопасности // Вопр. экономики. -1998. -№ 10. -С. 35−58.
  59. А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопр. экономики.- 2001.-№ 4. -С. 4-' 31.
  60. А.С. Таможня сегодня // Президентский контроль. М.: 1994. — № 1. -С. 58−61.
  61. .В. «Таможенная система в первые годы Советской власти» // Уч. Записки. Вып. 2-й- изд-во «Международные отношения». 1958. С. 143 166.
  62. Ф. Правоохранительная деятельность таможенных органов в 2008 г. // Таможня.- Душанбе, 2009.- № 1.- С. 23−26.
  63. Д. Результаты удовлетворительны / Таможня.- Душанбе, 2009.-№ 1.- С. 3.
  64. Э. Послание Маджлиси Оли Республики Таджикистан // Народная газета.- 2006.- 26 апр.
  65. Э. Доклад на расширенном заседании Правительства РТ по итогам 2005 года // Народная газета, — 2006, — 8 февр.
  66. В. Безопасность лозунги, теория и политическая практика// Свободная мысль. — 1991. — № 17. — С. 33.
  67. Н.Б. Правовой механизм унификации законодательств государств-членов Евразийского экономического сообщества // Бюллетень Министерства юстиции РФ.- М., Спарк, 2004.- № 7.- С. 51−58.
  68. О.Б. Особенности применения таможенных платежей в различных таможенных режимах // Форум. Методический сборник.- М., РИО РТА, 2000.- № 8.- С. 250−279.
  69. Стратегия национальной безопасности США. Стратегия вовлеченности в международные дела и распространение демократии в мире // Независимая газета. 24 октября 1994.
  70. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения // Тезисы докладов научно практической конференции. М.: РИОРТА, 1995.1. Б) Монографии
  71. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 207 с.
  72. В.Н. Еще одна концепция развития экономики России. М.: Права человека, 1996. — 119 с.
  73. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация. М.: Изд-во РАГС, 1998, — 157 с.
  74. В. Б., Ливенцев Н. Н., Международные экономические отношения -М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  75. И.Б. История государства и права Таджикистан, — Душанбе, 2007.243 с.
  76. Я. В. Таможенная политика России и ее осуществление во второй половине XIX века.- М.: РИО РТА, 1995.
  77. Н.П. Экономическая безопасность: институциональный подход: Моногр. / Ващекин Н. П., Дзлиев М. И., Урсул А. Д.: Моск. гос. ун-т коммерции и др. М.- МГУК, 2000. — 319 с.
  78. Р.С. Становление социалистической демократии в Таджикистане.-Душанбе: Ирфон, 1965.- 191 с.
  79. Государственные приоритеты НТП и механизм их реализации / Кушлин В., Лебедев В., Фоломьев А., Спицын А. М., 1995. — 160 с.
  80. А.А. Современное таможенное законодательство. М.: Инфра М, 1996.- 383 с.
  81. Г. В. Экономическая безопасность региона: Теория и практика / Гутман Г. В., Лапыгин Ю. Н., Прилепский А. И. М.: Наука, 1996. — 116с.
  82. В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. -М., 2000. 222 с.
  83. И. И. Всемирная торговая организация.- М.: Торгово -промышленная палата РФ, 1997.89.3оиров Ч. М. Правовые основы становления и развития оперативно-розыскной деятельности в Таджикистане.- Душанбе, 2008.- 115 с.
  84. А.В. Концепция национальной безопасности. М., 1994.
  85. И.Д. Современные монополии и конкуренция: (Формы и методы монополист, практики). М.: Мысль, 1980. — 254 с.
  86. Н.К. Таможенный союз: дела и планы.- Алматы: ОФ «БИС», 2000.-216 с.
  87. . Аморати Бухоро дар давраи вассал!».- Хучанд, 1998.- 97 с.
  88. А.И. Создание Бухарской Народной Советской Республики.-Ташкент, 1955.- 175 с.
  89. Ю.Г. История таможни Государства РоссийскогоМ.- М., «Автор», 1995.- 288 с.
  90. В.А. От феодализма до победы социализма, — Душанбе, Ирфон, 1966.- 271 с.
  91. К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. -382 с.
  92. Мухаммэд Наршахи. История Бухары, — Тегеран, 1978, — С. 138−139
  93. Т.Н. Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество, — Душанбе: УИ МИД РТ, 2004.- 284 с.
  94. Н. Н. Государство Саманидов.- Душанбе: Дониш, 1977, — 86 с.
  95. А.Р. Кодификация законодательства Республики Таджикистан.-М.: Спутник +, 2008, — 122 с.
  96. Н.Ф. Обеспечение экономической безопасности и социальной стабильности в Республике Таджикистан, — Душанбе: Ирфон, 2007, — 262 с. (на тадж. яз.)
  97. Р.Х. Организация и тактика оперативно-розыскной деятельности по борьбе с экономическими преступлениями в кредитно-финансовой системе.- Душанбе: МВД РТ, 2006.- 237 с.
  98. И.А. Внешняя торговля Бухары до мировой войны.- Ташкент, 1922, — 84 с.
  99. И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.).-Душанбе, 1999.-189 с.
  100. В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.- М., Экономистъ, 2004.
  101. Таджикистан на Великом шелковом пути / Под ред. академиков Негматуллаева С. Х., Масова Р.- Душанбе, 1999, — 36 с.
  102. Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. -Душанбе, 1998.-70 с.
  103. Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане.- Душанбе, Дониш, 1987.-192 с.
  104. Ю.А. Современное публичное право.- М.: Эксмо, 2008.- 448 с.
  105. В.Н. Таможенное регулирование внешней торговли.- М.: ВАВТ, 2008.- 95 с.
  106. Т.Г. Русско-Бухарские отношения в конце XIX-начале XX в. Победа Бухарской Народной революции.- Ташкент: Изд. «Фан» УзССР, 1966.- 177 с.
  107. Т.Г. Россия и Бухарский эмират в начале XX века.- Душанбе: Ирфон, 1977.- 207 с.
  108. .М. Международная борьба с контрабандой -М.: Международные отношения, 1981. 216 с.
  109. .М. У таможенного барьера. М.: Международные отношения, 1975.-С. 68.
  110. X. Налоги и налогообложение Республики Таджикистан. -Душанбе: «Ирфон», 2003.- 317 с.
  111. Р. А., Борисов В. В. Военно-экономические аспекты национальной безопасности. М.: ИМЭМО — ВИЦГУЛ, 1996.
  112. М.В. Торговля русского государства со странами Востока в XVI веке.- М., 1952, — 139 с.
  113. К. Таможня Республики Таджикистан: создание и становление -Душанбе: «Шарки озод», 1998.- 194 с.
  114. К. Рохкушон кори гумрук Душанбе: «Ирфон», 2001.- 186 с.
  115. К. Таможня республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков и прекурсоров. Душанбе: УП «Санадвора» 2004.- 208 с.
  116. В) Учебники, учебные пособия
  117. Г. С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан.- Душанбе, 1995.- 212 с.
  118. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации.- М.: Зерцало, 1997.- 671 с.
  119. С.Т. Таможенное право Республики Казахстан.- Алматы, 2006.352 с.
  120. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / Гос. ун-т упр. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 142 с.
  121. О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право.- М.: Эксмо, 2009.- 272 с.
  122. К.А., Моисеев Е. К. Таможенное право: М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006, — 360 с.
  123. Е. А., Галанжи Е. Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело.- М., 1988, — С. 5.
  124. Н. М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент. Учебное пособие. -М.: РИОРТА, 1996.
  125. Большой юридический словарь / Под ред. А .Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997.- 790 с.
  126. А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России: Учеб. пособие / Юрид. ин-т МВД России. Ин-т экономики и упр.-М., 1998.62 с.
  127. . Н. Российское таможенное право. М.: НОРМА, 2001. -448с.
  128. .Н., Зобов B.C. Таможенная служба в Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. — 208 с.
  129. . Таджики, — Душанбе: Ирфон, 1989.- С. 206.
  130. В. Ю. Таможенное право в вопросах и ответах: Краткий курс. -М.: Изд-во Эксмо, 2006. 224с.
  131. M.JI. Таможенное право России.- М.: Омега-Л, 2008.- 207 с.
  132. История Востока (Восток на рубеже средневековья и Нового времени XV1-XVIII вв.) // Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов.- М., 1999.- Т.З.- 696 с.
  133. И.А. История государства и права России.- М., Юристъ, 2005, — 797 с.
  134. История СССР (XIX начало XX в.) / Под ред. И. А. Федосова.- М.: Высш. школа, 1981.- 462 с.
  135. История Таджикской ССР / Под общ. ред. Б. А. Антоненко.- Душанбе: Маориф, 1983.-400 с.
  136. Г. Л., Патрушева Е. Г. Экономические основы конкурентоспособности предпринимательского дела: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 1996. — 87 с.
  137. С.Д. Исторический опыт протекционистской таможенной политики России 1877 1913 гг.: Учеб. пособие.- М.: РИОРТА, 1996.
  138. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Федоткин В. В., Федоткина ИИ, Бахщецян Э. А., Терпугов A.M.- М.: Фемида, 2009, — 744 с.
  139. Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — 160 с.
  140. Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1973. — С. 80.
  141. А.Ц. Таможенные книги XVII в. Учебное пособие по источниковедению истории СССР / отв. ред. А. Г. Николаева. М., 1997. — 68 с.
  142. Д.М. Административное право.- М.: Юристъ, 1997.- 448 с.
  143. М. Основы таможенного дела. Учебное пособие.- Душанбе, «Ирфон», 1998 г.- 544 с. (на тадж. яз.)
  144. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова- РТА ГТК РФ. М.: ОАО изд. «Экономика», 1998.
  145. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1996.
  146. Райзберг Б. А, Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: Инфра-М, 1996. — 494 с, (
  147. А. С. Организация и управления в системе таможенных органов. Учебное пособие.- Душанбе, 2001.- 201 с.
  148. Советское административное право / Под ред. А. П. Коренева.- М.: Юрид. лит., 1986.- 400 с.
  149. Таможенное законодательство / Сборник нормативных актов. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 534 с.
  150. Таможенное дело в России Х-начала XX вв. Исторический очерк. Документы, материалы.- СПб., 1995. 46 с.
  151. Таможня: Вопросы ответы: справочно-методическое пособие. — М.: Федеральная книготорговая компетенция, 1997. — 464 с.
  152. Таможенное дело: словарь справочник / А. В. Аграшенков, Н. М. Блинов, С. Н. Гамидулаев и др.: сев.-зап. фил. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ГТК РФ. — СПб.: Логос, 1994.-320 с.
  153. Таможенное право /Под ред. Б. Н. Габричидзе. М., 1995.- 440 с.
  154. Таможенное право / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев.- М.: Волтерс Клувер, 2007.- 688 с.
  155. Таможенное право / Под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 399 с.
  156. Теория государства и права / Под ред. М. М. Рассолова, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 735 с.
  157. И.В. Таможенное право.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 456 с.
  158. Толковый словарь таможенного права / Под ред. А. Н. Козырина.- М.: Городец, 2006.- 640 с.
  159. А. Национальная экономика: основы безопасности и взаимодействия.- Душанбе: Ирфон, 2007.- 488 с.
  160. С.В. Таможенное право.- М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.- 457 с.
  161. И.М. Практикум по таможенному праву России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА. М — НОРМА, 1997. — 156 с.
  162. Г) Диссертации и авторефераты
  163. И. Воздействие таможенной политики на экономическую безопасность (на материалах Республики Таджикистан): Автореф. дисс. к.э.н.- Душанбе, 2009.- 26 с.
  164. Н.А. Система таможенных органов РФ: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования: Автореф. дисс. к.ю.н. -М., 1999.
Заполнить форму текущей работой