Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются положения о роли деятельности в формировании личноститеория научного познаниятеория саморазвития личности на основе всеобщих законов развития и активности человека при изменении внешней среды и собственной природы. Теоретическую базу исследования составили современные концепции: педагогического стимулирования (Л.Ю.Гордин, З. И. Равкин, В. Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Стимулирование лидерства в курсантских коллективах как педагогическая проблема
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ исследования проблем лидерства
    • 1. 2. Сущность педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах
    • 1. 3. Характеристика процесса педагогического стимулирования лидерства курсантов военно-экономического вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий стимулирования лидерства в курсантских коллективах
    • 2. 1. Психолого-педагогическое обеспечение развития лидерского потенциала у курсантов военно-экономического вуза
    • 2. 2. Создание ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов военно-экономического вуза
    • 2. 3. Инновационная подготовка педагогического коллектива военно-экономического вуза к работе с курсантами лидерами
  • Выводы по второй главе

Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах обусловлена особой ролью лидерства в военно-функциональной структуре курсантских подразделений, рядом социальных и социально-педагогических факторов, обусловивших значимость осуществления курсантами военно-экономических вузов лидерских функций и подготовки к их реализации в будущем.

Развитие России, как самостоятельного государства, со своими Вооружёнными Силами, поставило перед социальной педагогикой ряд новых проблем, которые требуют определённого осмысления новой реальности. Подготовка военных кадров в военных вузах во многом обуславливается характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития военного дела. Проводимые в Вооруженных Силах РФ реформы: переход на контрактную систему их комплектования, совместный характер эксплуатации и боевого применения вооружения и техники, предъявляют особые требования к поиску повышения эффективности деятельности личного состава. В этих условиях армия испытывает острую потребность в лидерах, в тех людях, которые способны к инновационному мышлению, обладающих отличными организаторскими и командными способностями, способны увлекать, убеждать своих сослуживцев. Такие люди смогут в будущем стать инициаторами новых дел, будут способны возглавить и на должном уровне управлять воинскими предприятиями, частями, соединениями в условиях экономической и финансовой самостоятельности. Все это требует формирования у будущих офицеров лидерских качеств, присущих специалистам, и обусловленных спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время.

В связи с этим возрастает роль военно-учебных заведений в стимулировании лидерства в курсантских коллективах.

Новая система воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ начинает только складываться и нуждается в научных данных о социальных, психолого-педагогических процессах в курсантских коллективах. Поиск путей существенной реконструкции системы военного образования требует серьёзного переосмысления теории и методики деятельности педагогов, направленной на поддержку инициативы курсантов, создание условий для проявления их лидерского потенциала.

Делая упор на традиционные подходы, преподаватели и воспитатели стремятся полностью ориентировать лидеров на выполнение своих требований, часто нетерпимы к инакомыслящим, не воспринимают инициативных действий курсантов, далеки от внедрения инновационных технологий.

Не возникает необходимости в диагностике лидерства, не создаются условия для проявления курсантами лидерских функций. А в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ это приводит к разрыву между общественными потребностями и реальной педагогической практикой.

Очевидно, что в сложно организованном воинском коллективе курсантов нельзя насильственно навязывать пути приобретения лидерских качеств. Скорее необходима система раскрытия лидерского потенциала курсантов система саморазвития будущего офицера-лидера.

Анализ исследований показывает, что проблемы лидерства интересуют не только военных педагогов. К ним обращаются философы, социологи, психологи, правоведы, представители других наук. В современных условиях всё острее ощущается объективная необходимость интеграции научных подходов, выработки единой педагогической теории формирования лидерства, на которой базировалась бы практика использования лидерского потенциала в курсантских коллективах.

Философско-методологический аспект этой проблемы рассматривается в работах А. Н. Аверьянова, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, А. Г. Калашникова, И. С. Кона, В. Г. Лисовского и др.

Проблемы становления воинских коллективов и межличностных отношений в них рассматривались в работах военных психологов и педагогов:

A.В.Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Давыдова,. М. И. Дьяченко,.

B.П.Каширина, В. Н. Ковалева, В. М. Крука, М. С. Полянского, С. И. Съедина,# Э. ПУтлика, НЛ. Феденко, В. В. Федотова, ИЗ. Биочинского, Г. И. Шпака, А. К. Кротова.

Теорию и практику выявления лидеров и активизацию реализации ими лидерских функций рассматривали такие психологи как А. А. Бодалёв, А. Г. Кирпичник, В. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, А. Н. Лутошкин, М. С. Полянский и др. Педагогический аспект работы с лидерами рассмотрен в работах Л. В. Байбородовой, Б. З. Вульфова, Л. Ю. Гордина, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. В. Рогачёва, М. И. Рожкова, А. Л. Уманского,.

C.Е.Хозе и др.

В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но они не ставили своей целью рассматривать процесс педагогического стимулирования лидерства у курсантов высшего военно-экономического учебного заведения.

Указанные обстоятельства позволяют, выделить ряд противоречий:

— между потребностью современного военного хозяйства и Вооруженных Сил в офицерах — лидерах, с одной стороны и слабой ориентированностью педагогического процесса в военно-экономических вузах на развитие лидерского потенциала курсантов;

— между относительной разработанностью проблемы педагогического стимулирования лидерства в психолого-педагогической науке, с одной стороны, и недостаточной изученностью теории и технологии этого процесса применительно к курсантским коллективам военно-экономических вузов, с другой;

— наличия лидерства как социально-психологического феномена в подразделениях военно-экономического вуза, с одной стороны, и не готовностью офицеров — преподавателей к работе с курсантами-лидерами и стимулирования лидерства;

— существованием опыта организации процесса педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах военного вуза и недостаточной теоретической обоснованностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

Эти противоречия определяют постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективность процесса стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза?

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.

Объект исследования: процесс педагогического стимулирования лидерства в курсантских подразделениях военно-экономического вуза.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.

Гипотеза исследования: педагогическое стимулирование лидерства в военно-экономическом вузе будет эффективным при реализации в целостном учебно-воспитательном процессе следующих условий:

— инновационная подготовка преподавателей и командиров-воспитателей к работе с курсантами-лидерами;

— психолого-педагогическое обеспечение развития у курсантов лидерского потенциалапроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов.

С учётом выдвинутых цели и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи: выявить особенности лидерства в условиях курсантских подразделений военно-экономического вузаобосновать критерии эффективности педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вузаэкспериментально проверить комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.

Методологической основой исследования являются положения о роли деятельности в формировании личноститеория научного познаниятеория саморазвития личности на основе всеобщих законов развития и активности человека при изменении внешней среды и собственной природы. Теоретическую базу исследования составили современные концепции: педагогического стимулирования (Л.Ю.Гордин, З. И. Равкин, В. Г. Пряникова, А. Л. Уманский и др.) — самореализации личности в социальных отношениях (Б.З.Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др) — структурно-функциональный подход к пониманию коллектива (Л.И.Уманский, А. Н. Лутошкин и др.) — концепция развития ученического самоуправления (М.И.Рожков).

Для решения поставленных задач использовались методы эмпирического и теоретического уровней познания. К первым относятся: пролонгированные включенные наблюдения за курсантами, собеседование, анкетирование, тестирование, интервьюирование, социометрия, изучение и обобщение опыта, изучение документов, статистические методы обработки анкетных данных. Методами теоретического уровня познания была осуществлена обработка собранного фактического материала, при этом применялись: анализ, синтез, сравнение, классификация, моделирование, обобщение психолого-педагогических фактов, генерирование информации.

Экспериментальной базой исследования был Ярославский филиал высшего финансового военно-экономического университета. Использовались результаты опросов и наблюдений, проведённых в Ярославском зенитно-ракетном институте, Костромском высшем военном командном училище химической защиты, Московском военном финансово-экономическом университете, Санкт-Петербургской академии тыла и транспорта, Санкт-Петербургском суворовском военном училище.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: Первый этап (1996;1997) связан с выбором темы и её теоретическим обоснованием, выявлением состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте. На этом же этапе определялись методологические и методические подходы к проблеме, была выдвинута гипотеза.

Второй этап (1997;1998) связан с проведением формирующего эксперимента, поиском модели процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов.

Третий этап (1999;2000) связан с теоретическим обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, литературным оформлением диссертации, подготовкой научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась: а) последовательным использованием научной методологии и комплекса современных методов познанияб) репрезентативной выборкой испытуемыхв) соотнесением результатов исследования с данными доказанных научных концепций и передового педагогического опытаг) пролонгированной экспериментальной работой, позволяющей собрать достаточно большой объём эмпирического материала для доказательства изучавшихся зависимостей и проверки гипотезы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и обоснованы особенности лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза;

— разработана модель процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза, включающая педагогические условия, этапы педагогического стимулирования, комплекс средств;

— дана содержательная характеристика психолого-педагогического обеспечения развития лидерского потенциала у курсантов военного вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— обоснован комплекс социально-педагогических условий, способствующих реализации лидерского потенциала курсантов;

— апробированы критерии эффективности педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах;

— дана характеристика форм и методов, обеспечивающих инновационную подготовку преподавателей и командиров-воспитателей для работы с курсантами-лидерами.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащийся в ней теоретический материал и методические рекомендации могут быть использованы в массовой педагогической практике подготовки курсантов и способствовать повышению уровня учебно-воспитательной работы в военно-экономических вузах. Внедрена система подготовки педагогов и командиров-воспитателей к выявлению, формированию и использованию лидерства в курсантских коллективах. Апробирован комплекс методик выявления лидеров в курсантских коллективах. Данные, полученные о лидерском потенциале курсантов используются в качестве рекомендаций при назначении их на командные должности. Особое значение имеет учёт результатов исследования при распределении выпускников военно-экономического вуза по местам дальнейшего прохождения службы.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась путём выступления автора на: межвузовской областной научно-методической конференции в ЯЗРИПВО «Совершенствование методического мастерства преподавателей военного вуза — решающее условие повышения качества обучения» (г. Ярославль, 1998) — межвузовской областной научно-методической конференции в ЯГУ «Реализация требований государственных образовательных стандартов к экономическому образованию» (г. Ярославль, 1998) — региональной межвузовской научно-практической конференции в ТГУ (г. Тамбов, 1999) — межвузовской научно-методической конференции в ЯВВФУ «О новых технологиях и методиках обучения в образовательном процессе» (г. Ярославль, 1999) — международной научно-практической конференции в НПИ «Ущерб, опасность, риски» (г. Новочеркаск, 1999).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лидерство в курсантских коллективах военного вуза проявляется в условиях противоречия межличностной и функциональной структур отношений, разнообразия пространств взаимодействия курсантов (учебно-познавательное, учебно-спортивное, учебно-воспитательное, военно-служебное, бытовое, межличностное, досуговое, хозяйственное), экстремального характера образа жизни (замкнутость групп, регламентация поведения, физические и психологические нагрузки, строгая служебно-военная иерархия взаимоотношений, длительное совместное проживание).

2. Критериями эффективности педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза являются: степень роста числа курсантов, осуществляющих лидерские функцииуровень развития у субъекта лидерского потенциаластепень субъективной значимости самореализации в подразделении в качестве лидераинтериоризация курсантом лидерской позиции в группеуровень принятия субъекта группой (в сфере деловых и межличностных отношений) — степень реального выполнения интегрирующих задач в процессе совместной деятельности.

3. Модель процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов военного вуза, включает педагогические условия, этапы и комплекс средств воспитательной работы.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В диссертации имеются модели, схемы, таблицы, рисунки и диаграммы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В ходе опытно-экспериментальной работы по стимулированию лидерства у курсантов военно-экономического вуза подтверждено:

1. Диагностический этап эксперимента в нашем исследовании дает право утверждать, что говорить о наличии лидерских качеств и употреблять понятие «лидерство» в курсантском коллективе правомерно. Целый ряд курсантовофицеров — участников педагогического эксперимента обладали некоторым потенциалом лидерства, что проявилось в их инициативности, общительности, самостоятельности, настойчивости, умелости в той или иной деятельности.

2. В курсантском коллективе в зависимости от социальной роли, которую брал на себя каждый член курсантского подразделения, а также конкретной ситуации и некоторых личностных особенностей, курсанты проявляют разную степень лидерской активности.

3. Теоретический и экспериментальный анализ способствовал разработке методик опытно-педагогической работы, программы развития личности курсанта-лидера, а также педагогических условий формирования его лидерских качеств, использование которых было бы эффективно и обеспечивало реально ощутимые результаты. Программа развития и реализации лидерского потенциала курсантов военно-экономического вуза имеет индивидуально-дифференцированный характер и построена на основе традиционных принципов и требований.

4. Опытно-экспериментальная работа доказала, что педагогическое стимулирование лидерства в военно-экономическом вузе будет эффективным при реализации в целостном учебно-воспитательном процессе следующих условий: инновационная подготовка преподавателей и командиров-воспитателей к работе с курсантами-лидерамипсихолого-педагогическое обеспечение развития у курсантов лидерского потенциалапроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов.

5. Психолого-педагогическое обеспечение развития лидерского потенциала достигается путем внедрения в целостный педагогический процесс многоуровневой системы подготовки курсантов к осуществлению лидерских функций.

6. Центральным звеном в воспитательной работе по созданию ситуаций актуализирующих лидерскую позицию курсантов явились различные виды орга-низационно-деятельностных игр.

7. Подготовленность преподавателей и командироввоспитателей к выявлению, формированию и использованию лидерского потенциала в курсантских коллективах предполагает: сочетание теоретических и практических знаний по лидерству, социальной психологии и педагогике, отраженных в вариативных методиках педагогического воздействия на курсантские коллективы.

8. Экспериментальное исследование предполагало сравнение результатов эффективности педагогического стимулирования лидерства в экспериментальных и контрольных группах курсантских подразделений. Коэффициент критерия «уровень развития лидерского потенциала» у курсантов в результате эксперимента в экспериментальных группах стал выше, чем в контрольных, коэффициенты роста соответственно составили 0,62 и 0,46. Такие изменения произошли при замерах показателей, отражающих эмоциональный, статусный и деятельностный критерии. Они соответственно составили: 0,56 и 0,44 (эмоциональный критерий) — 0,54 и 0,43 (статусный критерий) — 0,65 и 0,51 (деятельностный критерий). Замеры интегративных показателей в экспериментальных и контрольных группах на основе комплексного внедрения разработанной нами методики отразили значительные изменения в проявлении лидерских функций у курсантов. Коэффициенты выросли на 0,64 и 0,15 соответственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реализация системы выявления, формирования и применения лидерского потенциала курсантов на основе использования разнообразных методов и приемов обучения дала положительные результаты.

В своей основе результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. В военной педагогике, как одной из составляющих отечественной социальной педагогики, несмотря на свою значимость, проблема педагогического стимулирования лидерства в прямой постановке практически не рассматривалась. Несмотря на широкую представительность работ по вопросам лидерства в малых группах, данная проблема исследована явно недостаточно, и требует дальнейшего изучения и разработки.

2. Лидерство в курсантских коллективах военного вуза проявляется в условиях противоречия межличностной и функциональной структур отношений, разнообразия пространств взаимодействия курсантов (учебно-познавательное, учебно-спортивное, учебно-воспитательное, военно-служебное, бытовое, межличностное, досуговое, хозяйственное), экстремального характера образа жизни (замкнутость групп, регламентация поведения, физические и психологические нагрузки, строгая служебно-военная иерархия взаимоотношений, длительное совместное проживание).

3. В основе лидерства в курсантском взводе, роте лежат отношения симпатии, эмоционального предпочтения. Лидерство в курсантском взводеэто внутренний социально-психологический процесс доминирования не только отдельных курсантов, но и групп курсантов. Процесс саморегуляции и самоуправления групп курсантов является предпосылкой проявления лидерства, условием формирования норм, ценностей, традиций.

4. Педагогическое стимулирование лидерства представляет собой процесс организации мотивообразующих условий деятельности, направленной на включение личности курсанта в социально-значимые отношения с позиции лидера.

5. Критериями эффективности педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза являются: уровень развития лидерского потенциаластепень субъективной значимости самореализации в группе в качестве лидерауровень принятия курсанта подразделением, интериоризация лидерской позиции в группестепень реального выполнения интегрирующих задач в процессе совместной деятельности.

6. Педагогическими условиями стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза являются: подготовка преподавателей и командиров подразделений к работе с курсантами-лидерамипедагогическое обеспечение развития лидерского потенциала у курсантовпроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих лидерскую позицию курсантов.

7. Исследование подтвердило необходимость специальной подготовки преподавателей и командиров курсантских подразделений к педагогическому стимулированию лидерства. Подготовка курсантов, командиров подразделений, профессорско-преподавательского состава по решению проблемы лидерства в курсантских коллективах является частью единой профессионально-педагогической подготовки и предполагает формирование психолого-педагогических знаний и умений, позволяющих конструктивно влиять на развитие лидерского потенциала курсантов и способствует выполнению комплекса учебно-воспитательных задач. При этом наиболее эффективным средством оказались организационно-деятельностные и инновационные деловые игры, практические занятия, позволяющие преподавателю, командиру разработать адекватную своим личностным качествам методику контактного взаимодействия с лидерами, тренинговые методики, ориентированные на включение курсантов в проблемные творческие ситуации, требующие оперативного решения возникающих проблем.

8. Компонентами подготовки преподавателей и командироввоспитателей к работе с курсантами лидерами являются: мотивационный (осознание необходимости оказывать педагогическое воздействие с целью повышения лидерского потенциала) — когнитивный (наличие психолого-педагогических знаний, позволяющих их эффективное использование в курсантской среде) — операционный (наличие организаторских и коммуникативных учений, позволяющих эффективно оказывать влияние на развитие лидерских качеств в курсантских подразделениях).

9. С целью становления лидерских качеств в Структуре личности курсантов, прошедшие специальную подготовку педагоги осуществляют в дальнейшем свою профессиональную деятельность по двум основным направлениям: развитие у курсантов лидерского потенциала и создание ситуаций, актуализирующих их лидерскую позицию.

10. Педагогическое стимулирование лидерства в курсантских подразделениях военно-экономического вуза предполагает последовательную реализацию четырех этапов: формирование понимания важности и необходимости тех лидерских качеств, которые должен приобрести курсантвооружение курсанта знаниями норм, требований, составляющих содержательную сторону его лидерского потенциалавооружение курсантов умением применять знания норм, правил, установок соответствующих лидерских качестввыработка навыка, привычки мыслить и действовать в соответствии с нормами и требованиями формируемых у них лидерских качеств.

11. Рассмотренные в нашем исследовании особенности лидерства курсантских коллективах военно-экономического вуза, педагогические условия развития и реализации лидерского потенциала курсантов, этапы становления у них лидерских качеств позволили создать целостное видение процесса педагогического стимулирования лидерства и отразить его в базовой модели исследования.

12. Дальнейшее исследование проблемы педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза целесообразно проводить в следующих аспектах:

— разработка теории и технологии военно-педагогической подготовки преподавателей и командиров-воспитателей по формированию лидерских качеств у курсантов;

— особенности проявления лидерства в офицерских коллективах управлений частей и соединений;

— проявление лидерства в экстремальных ситуациях, в период боевых действийособенности педагогического стимулирования лидерства у курсантов, обучающихся по различным военным специальностям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — с. 98 116
  2. Н.Н., Капустин А. Н. Социальная психология военного управления. М.: ВВИА, 1992. — С. 26−31
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 169 с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М., 1980. 79 с.
  6. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  7. О.С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: дис.. докт. психол. наук в форме научного доклада. М.: РАУ, 1994. — 82 с.
  8. А.И. Особенности обучения и воспитания солдат и сержантов второго года службы. М.: ВПА, 1977. — 48 с.
  9. В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 64−67
  10. А.Я., Федотов В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе: Учебное пособие ГАВС. М., 1993. — 64 с.
  11. Г. К. Доктрина «массового общества». М., 1971. — 189 с.
  12. Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978. — 135 с.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
  14. .Ц. Психологические характеристики процесса преподавания общественных наук в военно учебном заведении.-М.:ВПА, 1982.-106 с.
  15. JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГТТУ, 1991. — 54 с.
  16. Л.В., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯЛТУ, 1994. — № 1. — С. 29−35
  17. Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Дис. докт. пед. наук. Ярославль, 1994.-431 с.
  18. Л.В. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Ярославль: ЯГТТУ, 1998. — 64 с.
  19. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — 356 с.
  20. А.А. Военно педагогическое творчество: сущность, содержание, и условия оптимизации: Философско — методический анализ. -М.:ВПА, 1988.-160 с.
  21. М.С., Долинин С. П. Формирование личностных отношений в управленческой деятельности руководителя финансово-экономической службы. Ярославль: ЯФВФЭУ, 1999. — 146 с.
  22. А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений XXVI съезда КПСС. М.: ВПА, 1981.-68 с.
  23. А.В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. 164 с.
  24. А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: Воениздат, 1985.-159 с.
  25. И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М.: ВПА, 1980. — 34 с.
  26. В.М. Воспитательная система школы : проблемы и поиски. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  27. В.А. Развитие познавательной активности высших военных училищ : Дис.канд.пед.наук. М.: ВПА, 1989. — 239 с.
  28. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. -208 с.
  29. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века. М.: Педагогика, 1988. — 179 с.
  30. И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис.докт.пед.наук. Казань, 1983. — 222 с.
  31. П.П. Педология. М., 1934. — 275 с.
  32. А.А. Личность и общение. М., 1983. — С. 7−19
  33. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности / Вопросы психологии. 1976. — № 1.- С. 130−139
  34. В.В. Профессиональное становление курсантов военно -экономического вуза в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Ярославль, 1999 .-26 с.
  35. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1997. — 26 с.
  36. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
  37. Л.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978.-216 с.
  38. А.К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: дис.кан.пед.наук. М.: ВПА, 1994. — 400 с.
  39. В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные. М.: Воениздат. -1996.- 128 с.
  40. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1980. — 49 с.
  41. В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.-168 с.
  42. А.И. Социально-психологические исследования лидерства в малых группах: Дис. канд. психол. наук. JL, 1973. — 153 с.
  43. Р.Н., Мешкунов B.C. Учебное телевидение в вузе. Киев: Высшая школа, 1998.-126 с.
  44. О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. — 252 с.
  45. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: МГУ, 1995.-416 с.
  46. И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи // Экспериментальная и прикладная психология. № 365. — JL, 1971. — Вып. 4. -С. 17−21
  47. И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории игр» лидерства // Человек и общество. Л., 1993. — Вып. 2. — С. 225−230
  48. Д.А. Военная этика. М.: Знание, 1980.- 64 с.
  49. Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
  50. A.M. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в ввузе. М.: ВПА, 1976. — 40 с.
  51. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. — 320 с.
  52. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
  53. .З., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. М.: Просвещение, 1987. — 48 с.
  54. .З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа, 1992. № 1. — С. 54−57
  55. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. — 160 с.
  56. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: НИП, 1994. — 77 с.
  57. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Магистр», 1995. — 111 с.
  58. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 86 с.
  59. JI.C. Инструментальный метод в психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах, т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
  60. Ю.Н., Колесников А. И. Школа российского офицерства. М.: Воениздат, 1983. — 106 с.
  61. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе на основе требований общевоинских уставов // Тр. академии / ВПА. 1964. -С. 91−130
  62. В.Д. Из опыта социально-психологического исследования лидерства в спортивной команде // Личность и группа. Л., 1971. — С. 158 166
  63. В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 120−129
  64. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Дис. докт. пед. наук. М., 1979. — 129 с.
  65. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1973. — 56 с.
  66. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 167 с.
  67. В.Ф. Социально-психологические особенности взаимоотношений в расчетах PJIC / Проблемы войны и армии. М.: Воениздат, 1973. — С. 161−182
  68. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977. — 28 с.
  69. Г. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 320 с.
  70. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дис. док. психол. наук. М.: МГУ, 1984. — 86 с.
  71. Е.М., Кричевский P.JI. Феномен идентификации в групповом лидерстве // Вестник московского университета. Серия 14. -Психология.- 1980. — № 2. — С. 48−58
  72. М.И. Дисциплина и дисциплинированность воина // Военная мысль. 1986. — № 9. — С. 30−38
  73. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. -С. 324−374
  74. А.Н., Лазукин А. Д. Формирование авторитета преподавателя военного училища. Новосибирск, 1998. — 92 с.
  75. А.А. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. 1971.-№ 4.-С. 11−16
  76. А.Н.- Рожков М. И. Молодежное самоуправление. Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 93 с.
  77. Л.Ф., Кандыбович П. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: ВИЗРУ ПВО, 1976. — 170 с.
  78. С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно экономического вуза :Автореф. канд. пед. наук.-Ярославль, 1996.-157 с.
  79. Н.С. К вопросу о механизме выдвижения лидеров в студенческих группах // Личность и группа. Л., 1971. — С. 139−157
  80. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство / Под. ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 54−63
  81. В.П. Организационно педагогические условия професионального становления преподавателя военно — учебного заведения:Автореф.канд.пед.наук — Ярославль, 1998. — 24 с.
  82. А.С. Учение о коллективе. М., 1930. — 102 с.
  83. В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Знание, 1987. 80 с.
  84. М.М. О взаимоотношениях начальников и подчиненных // Военная мысль. 1983. — № 10. — С. 49−58
  85. Е.М. Изучение качественно-количественной характеристики лидерства в зависимости от уровня развития группы как коллектива // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Выпуск 45. Ярославль, 1976. — С. 65−69
  86. Е.М. Лидерство в ученическом коллективе / Методические рекомендации студентам-практикам по изучению и развитию общественной активности личности школьника. Кострома, 1978. — 20 с.
  87. Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе / Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль: ЯПИ, 1977. — С. 126−129
  88. Е.М. Особенности лидерства в развитии контактной группы как коллектива // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978.-С. 21−22
  89. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  90. Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988.-С. 212−279
  91. Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988. — С. 110 — 126
  92. Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении : Дис.канд.пед.наук. ВПА, 1991. -220 с.
  93. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Отв. редактор Е. В. Егорова Гайтман. — М.: Знание, 1994. — С. 44−50
  94. Как готовият французских офицеров // Красная звезда. 1998. — 21 апр.
  95. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990.- 185 с.
  96. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С 97−100
  97. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  98. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военного заведения. Дис.канд.пед.наук. М., 1985. — 258 с.
  99. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  100. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Под ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989. — 100 с.
  101. М.М. Моделирование ситуаций, как средство конструирования развивающейся педагогической деятельности // III международный конгресс «Теория деятельности и социальная практика». М.: РАН РАО, 1995.-С. 55−56
  102. В.П. Психология самоутверждения лидера в военно-морском курсантском коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979 — 21 с.
  103. В.П. Самоутверждение курсантов. М.: ВПА, 1984. — 48 с.
  104. А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. -М.: Знание, 1984. 80 с.
  105. А.Г. Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: межвузовский сборник научных трудов. -Кострома: КГПИ, 1989. 147 с.
  106. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1928. — 224 с.
  107. А.А. Педагогическое руководство самовоспитанием офицеров. -М.: ВПА, 1970.-162 с.
  108. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. — 46 с.
  109. С.В., Кричевский Р. Л. Факторы дифференциации лидерства // Вестник Московского университета. Психология. 1978. — № 2. — С26−36
  110. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  111. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  112. Н.И. Социально-психологические особенности военнослужащих срочной службы. М.: ВПА, 1986. — 72 с.
  113. В.М. Педагогическое требование. М.: Просвещение, 1966. — 120 с.
  114. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — С. 180−186
  115. А.И. Методические рекомендации по исследовательской работе «личностный подход в исследовании». Минск, 1980. — 57 с.
  116. Р.Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 9. — М., 1976. — С. 23−26
  117. P.JI. Детерминанты ролевой дифференциации лидерства в малых группах // Вопросы психологии. 1977. — № 1. — с.28−38
  118. Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. -№ 6.-С. 119−129
  119. Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения на позицию лидера // Новые исследования в психологии. -1979.-№ 1.-С.95−101
  120. Р.Л., Антонова И. Б. Об одной из функций группового лидерства // Новые исследования в психологии. 1980. — № 2. — С. 87−93
  121. Р.Л. Модель одного из механизмов группового лидерства // Психология воспитания в первичном коллективе. Ярославль, 1980. — С. 110−116
  122. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. — 224 с.
  123. Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. — № 2. -с. 42−52
  124. Р.Л. Если вы руководитель. М.: Дело, 1993. — с. 172−183
  125. А.К. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в воинских коллективах: дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996.- 22 с.
  126. В.М. Предупреждение неуставных взаимоотношений военнослужащих срочной службы в первичном воинском коллективе: дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1988. 62 с.
  127. Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис. док. психол. наук, М., 1996.-С. 10−12
  128. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1985. — 205 с.
  129. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.канд.пед.наук. М., 1998. — 207 с.
  130. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  131. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  132. И.А. Прогнозирование в военной педагогике: Теоретико-методологические проблемы. -М.: ГАВС, 1993. 216 с.
  133. В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984,-С. 48−54
  134. А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. — М.: Просвещение, 1981. -43 с.
  135. И.А. Педагогическое мастерство преподавателя высшего военно-учебного заведения. Харьков: ВИРТА ПВО, 1976. — 168 с.
  136. А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. -334 с.
  137. А.С. Опыт, изучение, применение.- М., 1969. 214 с.
  138. Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.-С. 94−116
  139. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ПТУ, 1975. — 49 с.
  140. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. -С. 488−515
  141. А. Лидер как мастер единоборства / Под. ред. Г. Н. Шихирева. -М.: Институт психологии РАН, 1993. 88 с.
  142. А.Б. Ораторское искусство лидера. Хрестоматия. М.: Знание, 1986.-38 с.
  143. А.В. Особенности личностных оценок лидера при изменении его статуса в учебной группе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1978.-21 с.
  144. Ю.И., Поповян С. С. Об операциональном определении понятия «лидерства» в социальной психологии //Вопросы психологии. — 1973. № 1. — С. 59−68
  145. А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  146. Г. В., Карелова Н. А. Трудовое и эстетическое воспитание сотрудников. Казань. 1991. — 189 с.
  147. В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности / Под ред. Бодалева А. А. -Л., 1974.- 160 с.
  148. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  149. Л.И. К исследованию педагогических проблем коллектива // Проблемы теории воспитания. ч. 1. — М.: Педагогика, 1974. — С. 135−139
  150. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.-80 с.
  151. О формировании офицерского корпуса Вооруженных Сил Великобритании // Красная звезда. 1998. — 23 нояб.
  152. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе. М.: ВПА, 1974. — 35 с.
  153. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся во временном ученическом коллективе: методические рекомендации. М.: АПН, 1991. -66 с.
  154. .Д. Руководство и лидерство. Л, 1973. С. 5−12
  155. А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — 29 с.
  156. В.Я. Деловые игры: Разработка, организация, проведение. Учебник. -М.: Политиздат, 1989. 192 с.
  157. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  158. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М.: Воениздат, 1989.-351 с.
  159. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987.- 151 с.
  160. И.С. О некоторых социально-психологических факторах деятельности стихийных групп подростков и юношей // Личность и группа.-Л, 1971.-С. 124−138
  161. М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах: дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1991. — 24 с.
  162. М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.-141 с.
  163. Приказ Министра обороны РФ № 306 от 22 июля 1993 г. «Об утверждении положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». М., -1993.- 18 с.
  164. Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г. «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил РФ». М., 1993. — 20 с.
  165. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований и теории советской школы / Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972. -С.43−44
  166. Проблемы психологии воинского коллектива / Барабанщиков А. В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шелег В.В./ Под ред. Шелега В. В. М.: Воениздат, 1973. — 303 с.
  167. Психолого-педагогические основы деятельности командира / Под ред. Павловского И. В. М.: Воениздат, 1978. — 294 с.
  168. В.В. Программа «Лидер». М.: Совет СПО-ФДО. НПЦ, 1992. — 76 с.
  169. В.В., Рожков М. И., Волохов А. В. «Я и Мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. М.: Совет СПО-ФДО. НПЦ, 1996. — 95 с.
  170. М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности: Методологические рекомендации. М.: Высшая школа, 1988.-79 с.
  171. М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144 с.
  172. М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991. -56 с.
  173. М.И., Трегубова Т. М. Подготовка учащихся к управленческой деятельности. М., 1994. — 80 с.
  174. М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994. — 63 с.
  175. М.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Ярославль, 1995. — 48 с.
  176. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль, ЯГПУ, 1999. 116 с.
  177. М.М. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: МИР, 1926.-264 с.
  178. Руководство и лидерство / Опыт социально-психологического исследования / Сборник научных трудов под ред. профессора Парыгина Б.Д.-Л., 1973.- 143 с.
  179. В.И. Лидерство в спорте. М., ФИС, 1983. 80 с.
  180. В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил РФ // Военная мысль. 1993. — № 9. — с. 56 — 68
  181. А.И. Воинский коллектив: Сущность, роль в общественной жизни управления. М.: ВПА, 1986. — 34 с.
  182. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -175 с.
  183. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. -79 с.
  184. С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. М.: МГУ, 1995. — 438 с.
  185. Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯПИ, 1974. — 130 с.
  186. Л.Ф., Конанихин П. В. Общественно-политическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1974. — 238 с.
  187. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1980. — 48 с.
  188. Л.Ф. Педагогические задачи и их решения. Кострома, 1991. — 56 с.
  189. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Проблемы теории и методики развивающегося профессионально-педагогического обучения и самообразования. Кострома: КГПУ, 1994. -107 с.
  190. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование. М.: РПА, 1997. — 173 с.
  191. В.А. Мудрая власть коллектива / Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 238 с.
  192. С.И. Пути формирования здорового нравственного климата в первичных воинских коллективах. М.: Глав. ГГУ СА и ВМФ, 1981. — С. 134−153
  193. Н.Д. Воинский коллектив и закономерности его формирования / Методологические проблемы военной теории и практики. М.: Воениздат, 1969. — 68 с.
  194. Н.М. Введение в педагогику, пособие для педагогов-новаторов. -М., 1991.- 182 с.
  195. Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? Психологические аспекты повседневной управленческой деятельности офицера. М.: Воениздат, 1984.- 190 с.
  196. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991.-46 с.
  197. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Шорохова Е. В., Платонова К. К. и др. — М.: Наука, 1975.-69 с.
  198. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1977. — С 54−71
  199. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
  200. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1984. — 97 с.
  201. А.Л. Организационно-педагогические вопросы работы лагеря комсомольского актива проф. тех. училищ / Методические рекомендации.- М.: Высшая школа, 1981. 22 с.
  202. А.Л., Рогачев В. В. Организационно-педагогические аспекты подготовки студентов к летней педагогической практике / Инструктивно-методический сбор. Кострома, 1989. -21 с.
  203. А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 1992. — 20 с.
  204. А.Л. Программа «Лидер». Совет СПО ФДО. — М.: НПЦ, 1992. -76 с.
  205. А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских объединениях. Кострома, 1994. — С. 7982
  206. А.Л. «Я и Мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. Совет СПО-ФДО. М.: НПЦ, 1996. —90 с.
  207. А.Л. Патентное бюро. Теория, история, методика детского движения. М.: Персс-соло, «Лидер», 1998. — 68 с.
  208. Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 34 с.
  209. Э.П. Нравственный климат воинского коллектива // Вестник ПВО. -1986. -№ 8.-С. 59−61
  210. Л.Д. Высшая школа США. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  211. С.И. Система подготовки офицерских кадров Бундесвера в военно-учебных заведениях ФРГ : критический анализ: Дис.канд.пед.наук. -М.: ВПА, 1977.-224 с.
  212. А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
  213. С.Е. Взрослеть в делах. -М.: Знание, 1980. — 96 с.
  214. Т.М. Типы лидеров и их влияние на формирование профессиональной направленности студентов пед. вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 20 с.
  215. А.С., Белянский Ю. В., Лунев Ю. А. Программы подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994. — 54 с.
  216. Н.Г. Критический анализ системы подготовки офицерского состава Вооруженных Сил США: дис.канд.пед.наук. М.: ВПА, 1980. -202 с.
  217. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: дис.канд.пед.наук. -М.: ВПА, 1991. 196 с.
  218. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  219. Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дис. канд. психол. наук. JL: ЛГУ, 1984.-124 с.
  220. Е.Н., Силла Д. Д. Опыт экспериментального исследования детского вожачества // Современная психоневрология. 1928. — № 2. — С.135.145
  221. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов: дис.канд.психол.наук. М., 1990. — 188 с.
  222. Е.В. Педагогические условия формирования у учащихся в учебной группе ПТУ готовности к управленческой деятельности. Дис. канд. психол. наук. Казань., 1988. -21 с.
  223. Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров Воздушно-десантных войск: Автореф. дис.докт.пед.наук. Ярославль, 1999. — 39 с.
  224. В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности. М.: ВПА, 1986. -С. 236−254
  225. Л.В. Интерес к собственной личности и регуляции человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., С. 268−286
  226. В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 245 с.
  227. Bass В.В., Stogdill’s Hand Book of Leadership // Leaderships and Performance Beyond Expectations. -N.Y.: Free Press. 1984. — P. 4−5
  228. Bavelus A. Communication Patterns in Task-Oriented Groups, j. of the Acoustical Society of America. 1950. — P. 725−730
  229. Bennis W. The 4 Competencies of Leadership // Training and Development Journal. August 1984. P. 34 — 36
  230. Bird C. Social Psyhology. N. Y., Appleton Century. — 1940. — P. 120
  231. Evans M.G. The Effects of Supervisory Behavior of the Path-Goal Relationship. Organ. Behavior and Human Perform. 1970. — P. 55
  232. Fiedler F.E. Leadership and Leadership Effectiveness Traits: a Reconceptualization of Leadership Trait Problem // Leadership and Interpersonal Behavior. N. Y., 1961
  233. Genkins W.O. A Review of Leadership Study with Particular Reference to Military Problems. 1987. — P. 89−102
  234. Golimbiewski R.T. The Small Group. An Analysis of Research Concept and Operations. The Univer. of Chicago Press. 1967. — P. 104−286
  235. Gregor D. Leadership and Motivations. N. Y., London. 1966. — P. 66−71
  236. Guetzkow H. Organizational Leadership in Task-Oriented Groups. N.Y., 1964. -P. 31−46
  237. Hollander E.P., Jullian J.W. Contemporary Trends in the Analysis of Leadership Processes. Psychological Bulletin. 1969. — P. 388−395
  238. Homans A.S. The Human Group. N. Y. 1950. — P. 188−190
  239. Hovt G.A., Stoner A.F. Leadership and Group Decisions Involving Risk. j. of Experimental Social Psychology, vol. 4. n.43. 1968. — P. 275−284
  240. Pettrullo L. Leadership and Interpersonal Behavior. N.Y., 1964. — P. 5−67
  241. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. N. Y., 1974. P. 84 — 96
  242. Stogdil R.M. Personal Factor Associated with Leadership. J. of Psychology, XXV, 1948, p. 35−71
  243. Yukl Z.A. Leadership in Organization. Englewood Cliffs. N.Y., 1981. P.64 -75
Заполнить форму текущей работой