Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза
Методологической основой исследования являются положения о роли деятельности в формировании личноститеория научного познаниятеория саморазвития личности на основе всеобщих законов развития и активности человека при изменении внешней среды и собственной природы. Теоретическую базу исследования составили современные концепции: педагогического стимулирования (Л.Ю.Гордин, З. И. Равкин, В. Г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Стимулирование лидерства в курсантских коллективах как педагогическая проблема
- 1. 1. Историко-педагогический анализ исследования проблем лидерства
- 1. 2. Сущность педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах
- 1. 3. Характеристика процесса педагогического стимулирования лидерства курсантов военно-экономического вуза
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса педагогических условий стимулирования лидерства в курсантских коллективах
- 2. 1. Психолого-педагогическое обеспечение развития лидерского потенциала у курсантов военно-экономического вуза
- 2. 2. Создание ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов военно-экономического вуза
- 2. 3. Инновационная подготовка педагогического коллектива военно-экономического вуза к работе с курсантами лидерами
- Выводы по второй главе
Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-экономического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования проблемы педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах обусловлена особой ролью лидерства в военно-функциональной структуре курсантских подразделений, рядом социальных и социально-педагогических факторов, обусловивших значимость осуществления курсантами военно-экономических вузов лидерских функций и подготовки к их реализации в будущем.
Развитие России, как самостоятельного государства, со своими Вооружёнными Силами, поставило перед социальной педагогикой ряд новых проблем, которые требуют определённого осмысления новой реальности. Подготовка военных кадров в военных вузах во многом обуславливается характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективами развития военного дела. Проводимые в Вооруженных Силах РФ реформы: переход на контрактную систему их комплектования, совместный характер эксплуатации и боевого применения вооружения и техники, предъявляют особые требования к поиску повышения эффективности деятельности личного состава. В этих условиях армия испытывает острую потребность в лидерах, в тех людях, которые способны к инновационному мышлению, обладающих отличными организаторскими и командными способностями, способны увлекать, убеждать своих сослуживцев. Такие люди смогут в будущем стать инициаторами новых дел, будут способны возглавить и на должном уровне управлять воинскими предприятиями, частями, соединениями в условиях экономической и финансовой самостоятельности. Все это требует формирования у будущих офицеров лидерских качеств, присущих специалистам, и обусловленных спецификой их служебной деятельности в мирное и военное время.
В связи с этим возрастает роль военно-учебных заведений в стимулировании лидерства в курсантских коллективах.
Новая система воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ начинает только складываться и нуждается в научных данных о социальных, психолого-педагогических процессах в курсантских коллективах. Поиск путей существенной реконструкции системы военного образования требует серьёзного переосмысления теории и методики деятельности педагогов, направленной на поддержку инициативы курсантов, создание условий для проявления их лидерского потенциала.
Делая упор на традиционные подходы, преподаватели и воспитатели стремятся полностью ориентировать лидеров на выполнение своих требований, часто нетерпимы к инакомыслящим, не воспринимают инициативных действий курсантов, далеки от внедрения инновационных технологий.
Не возникает необходимости в диагностике лидерства, не создаются условия для проявления курсантами лидерских функций. А в условиях реформирования Вооруженных Сил РФ это приводит к разрыву между общественными потребностями и реальной педагогической практикой.
Очевидно, что в сложно организованном воинском коллективе курсантов нельзя насильственно навязывать пути приобретения лидерских качеств. Скорее необходима система раскрытия лидерского потенциала курсантов система саморазвития будущего офицера-лидера.
Анализ исследований показывает, что проблемы лидерства интересуют не только военных педагогов. К ним обращаются философы, социологи, психологи, правоведы, представители других наук. В современных условиях всё острее ощущается объективная необходимость интеграции научных подходов, выработки единой педагогической теории формирования лидерства, на которой базировалась бы практика использования лидерского потенциала в курсантских коллективах.
Философско-методологический аспект этой проблемы рассматривается в работах А. Н. Аверьянова, Г. С. Батищева, Л. П. Буевой, А. Г. Калашникова, И. С. Кона, В. Г. Лисовского и др.
Проблемы становления воинских коллективов и межличностных отношений в них рассматривались в работах военных психологов и педагогов:
A.В.Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, В. Ф. Давыдова,. М. И. Дьяченко,.
B.П.Каширина, В. Н. Ковалева, В. М. Крука, М. С. Полянского, С. И. Съедина,# Э. ПУтлика, НЛ. Феденко, В. В. Федотова, ИЗ. Биочинского, Г. И. Шпака, А. К. Кротова.
Теорию и практику выявления лидеров и активизацию реализации ими лидерских функций рассматривали такие психологи как А. А. Бодалёв, А. Г. Кирпичник, В. В. Петровский, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, А. Н. Лутошкин, М. С. Полянский и др. Педагогический аспект работы с лидерами рассмотрен в работах Л. В. Байбородовой, Б. З. Вульфова, Л. Ю. Гордина, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. В. Рогачёва, М. И. Рожкова, А. Л. Уманского,.
C.Е.Хозе и др.
В своей совокупности работы вышеуказанных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение, но они не ставили своей целью рассматривать процесс педагогического стимулирования лидерства у курсантов высшего военно-экономического учебного заведения.
Указанные обстоятельства позволяют, выделить ряд противоречий:
— между потребностью современного военного хозяйства и Вооруженных Сил в офицерах — лидерах, с одной стороны и слабой ориентированностью педагогического процесса в военно-экономических вузах на развитие лидерского потенциала курсантов;
— между относительной разработанностью проблемы педагогического стимулирования лидерства в психолого-педагогической науке, с одной стороны, и недостаточной изученностью теории и технологии этого процесса применительно к курсантским коллективам военно-экономических вузов, с другой;
— наличия лидерства как социально-психологического феномена в подразделениях военно-экономического вуза, с одной стороны, и не готовностью офицеров — преподавателей к работе с курсантами-лидерами и стимулирования лидерства;
— существованием опыта организации процесса педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах военного вуза и недостаточной теоретической обоснованностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Эти противоречия определяют постановку проблемы исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить эффективность процесса стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза?
Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.
Объект исследования: процесс педагогического стимулирования лидерства в курсантских подразделениях военно-экономического вуза.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.
Гипотеза исследования: педагогическое стимулирование лидерства в военно-экономическом вузе будет эффективным при реализации в целостном учебно-воспитательном процессе следующих условий:
— инновационная подготовка преподавателей и командиров-воспитателей к работе с курсантами-лидерами;
— психолого-педагогическое обеспечение развития у курсантов лидерского потенциалапроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов.
С учётом выдвинутых цели и гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи: выявить особенности лидерства в условиях курсантских подразделений военно-экономического вузаобосновать критерии эффективности педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вузаэкспериментально проверить комплекс педагогических условий стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза.
Методологической основой исследования являются положения о роли деятельности в формировании личноститеория научного познаниятеория саморазвития личности на основе всеобщих законов развития и активности человека при изменении внешней среды и собственной природы. Теоретическую базу исследования составили современные концепции: педагогического стимулирования (Л.Ю.Гордин, З. И. Равкин, В. Г. Пряникова, А. Л. Уманский и др.) — самореализации личности в социальных отношениях (Б.З.Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др) — структурно-функциональный подход к пониманию коллектива (Л.И.Уманский, А. Н. Лутошкин и др.) — концепция развития ученического самоуправления (М.И.Рожков).
Для решения поставленных задач использовались методы эмпирического и теоретического уровней познания. К первым относятся: пролонгированные включенные наблюдения за курсантами, собеседование, анкетирование, тестирование, интервьюирование, социометрия, изучение и обобщение опыта, изучение документов, статистические методы обработки анкетных данных. Методами теоретического уровня познания была осуществлена обработка собранного фактического материала, при этом применялись: анализ, синтез, сравнение, классификация, моделирование, обобщение психолого-педагогических фактов, генерирование информации.
Экспериментальной базой исследования был Ярославский филиал высшего финансового военно-экономического университета. Использовались результаты опросов и наблюдений, проведённых в Ярославском зенитно-ракетном институте, Костромском высшем военном командном училище химической защиты, Московском военном финансово-экономическом университете, Санкт-Петербургской академии тыла и транспорта, Санкт-Петербургском суворовском военном училище.
Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: Первый этап (1996;1997) связан с выбором темы и её теоретическим обоснованием, выявлением состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте. На этом же этапе определялись методологические и методические подходы к проблеме, была выдвинута гипотеза.
Второй этап (1997;1998) связан с проведением формирующего эксперимента, поиском модели процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов.
Третий этап (1999;2000) связан с теоретическим обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, литературным оформлением диссертации, подготовкой научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась: а) последовательным использованием научной методологии и комплекса современных методов познанияб) репрезентативной выборкой испытуемыхв) соотнесением результатов исследования с данными доказанных научных концепций и передового педагогического опытаг) пролонгированной экспериментальной работой, позволяющей собрать достаточно большой объём эмпирического материала для доказательства изучавшихся зависимостей и проверки гипотезы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выявлены и обоснованы особенности лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза;
— разработана модель процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза, включающая педагогические условия, этапы педагогического стимулирования, комплекс средств;
— дана содержательная характеристика психолого-педагогического обеспечения развития лидерского потенциала у курсантов военного вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— обоснован комплекс социально-педагогических условий, способствующих реализации лидерского потенциала курсантов;
— апробированы критерии эффективности педагогического стимулирования лидерства в курсантских коллективах;
— дана характеристика форм и методов, обеспечивающих инновационную подготовку преподавателей и командиров-воспитателей для работы с курсантами-лидерами.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащийся в ней теоретический материал и методические рекомендации могут быть использованы в массовой педагогической практике подготовки курсантов и способствовать повышению уровня учебно-воспитательной работы в военно-экономических вузах. Внедрена система подготовки педагогов и командиров-воспитателей к выявлению, формированию и использованию лидерства в курсантских коллективах. Апробирован комплекс методик выявления лидеров в курсантских коллективах. Данные, полученные о лидерском потенциале курсантов используются в качестве рекомендаций при назначении их на командные должности. Особое значение имеет учёт результатов исследования при распределении выпускников военно-экономического вуза по местам дальнейшего прохождения службы.
Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась путём выступления автора на: межвузовской областной научно-методической конференции в ЯЗРИПВО «Совершенствование методического мастерства преподавателей военного вуза — решающее условие повышения качества обучения» (г. Ярославль, 1998) — межвузовской областной научно-методической конференции в ЯГУ «Реализация требований государственных образовательных стандартов к экономическому образованию» (г. Ярославль, 1998) — региональной межвузовской научно-практической конференции в ТГУ (г. Тамбов, 1999) — межвузовской научно-методической конференции в ЯВВФУ «О новых технологиях и методиках обучения в образовательном процессе» (г. Ярославль, 1999) — международной научно-практической конференции в НПИ «Ущерб, опасность, риски» (г. Новочеркаск, 1999).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Лидерство в курсантских коллективах военного вуза проявляется в условиях противоречия межличностной и функциональной структур отношений, разнообразия пространств взаимодействия курсантов (учебно-познавательное, учебно-спортивное, учебно-воспитательное, военно-служебное, бытовое, межличностное, досуговое, хозяйственное), экстремального характера образа жизни (замкнутость групп, регламентация поведения, физические и психологические нагрузки, строгая служебно-военная иерархия взаимоотношений, длительное совместное проживание).
2. Критериями эффективности педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза являются: степень роста числа курсантов, осуществляющих лидерские функцииуровень развития у субъекта лидерского потенциаластепень субъективной значимости самореализации в подразделении в качестве лидераинтериоризация курсантом лидерской позиции в группеуровень принятия субъекта группой (в сфере деловых и межличностных отношений) — степень реального выполнения интегрирующих задач в процессе совместной деятельности.
3. Модель процесса педагогического стимулирования лидерства у курсантов военного вуза, включает педагогические условия, этапы и комплекс средств воспитательной работы.
Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В диссертации имеются модели, схемы, таблицы, рисунки и диаграммы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
В ходе опытно-экспериментальной работы по стимулированию лидерства у курсантов военно-экономического вуза подтверждено:
1. Диагностический этап эксперимента в нашем исследовании дает право утверждать, что говорить о наличии лидерских качеств и употреблять понятие «лидерство» в курсантском коллективе правомерно. Целый ряд курсантовофицеров — участников педагогического эксперимента обладали некоторым потенциалом лидерства, что проявилось в их инициативности, общительности, самостоятельности, настойчивости, умелости в той или иной деятельности.
2. В курсантском коллективе в зависимости от социальной роли, которую брал на себя каждый член курсантского подразделения, а также конкретной ситуации и некоторых личностных особенностей, курсанты проявляют разную степень лидерской активности.
3. Теоретический и экспериментальный анализ способствовал разработке методик опытно-педагогической работы, программы развития личности курсанта-лидера, а также педагогических условий формирования его лидерских качеств, использование которых было бы эффективно и обеспечивало реально ощутимые результаты. Программа развития и реализации лидерского потенциала курсантов военно-экономического вуза имеет индивидуально-дифференцированный характер и построена на основе традиционных принципов и требований.
4. Опытно-экспериментальная работа доказала, что педагогическое стимулирование лидерства в военно-экономическом вузе будет эффективным при реализации в целостном учебно-воспитательном процессе следующих условий: инновационная подготовка преподавателей и командиров-воспитателей к работе с курсантами-лидерамипсихолого-педагогическое обеспечение развития у курсантов лидерского потенциалапроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих проявление лидерской позиции у курсантов.
5. Психолого-педагогическое обеспечение развития лидерского потенциала достигается путем внедрения в целостный педагогический процесс многоуровневой системы подготовки курсантов к осуществлению лидерских функций.
6. Центральным звеном в воспитательной работе по созданию ситуаций актуализирующих лидерскую позицию курсантов явились различные виды орга-низационно-деятельностных игр.
7. Подготовленность преподавателей и командироввоспитателей к выявлению, формированию и использованию лидерского потенциала в курсантских коллективах предполагает: сочетание теоретических и практических знаний по лидерству, социальной психологии и педагогике, отраженных в вариативных методиках педагогического воздействия на курсантские коллективы.
8. Экспериментальное исследование предполагало сравнение результатов эффективности педагогического стимулирования лидерства в экспериментальных и контрольных группах курсантских подразделений. Коэффициент критерия «уровень развития лидерского потенциала» у курсантов в результате эксперимента в экспериментальных группах стал выше, чем в контрольных, коэффициенты роста соответственно составили 0,62 и 0,46. Такие изменения произошли при замерах показателей, отражающих эмоциональный, статусный и деятельностный критерии. Они соответственно составили: 0,56 и 0,44 (эмоциональный критерий) — 0,54 и 0,43 (статусный критерий) — 0,65 и 0,51 (деятельностный критерий). Замеры интегративных показателей в экспериментальных и контрольных группах на основе комплексного внедрения разработанной нами методики отразили значительные изменения в проявлении лидерских функций у курсантов. Коэффициенты выросли на 0,64 и 0,15 соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реализация системы выявления, формирования и применения лидерского потенциала курсантов на основе использования разнообразных методов и приемов обучения дала положительные результаты.
В своей основе результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. В военной педагогике, как одной из составляющих отечественной социальной педагогики, несмотря на свою значимость, проблема педагогического стимулирования лидерства в прямой постановке практически не рассматривалась. Несмотря на широкую представительность работ по вопросам лидерства в малых группах, данная проблема исследована явно недостаточно, и требует дальнейшего изучения и разработки.
2. Лидерство в курсантских коллективах военного вуза проявляется в условиях противоречия межличностной и функциональной структур отношений, разнообразия пространств взаимодействия курсантов (учебно-познавательное, учебно-спортивное, учебно-воспитательное, военно-служебное, бытовое, межличностное, досуговое, хозяйственное), экстремального характера образа жизни (замкнутость групп, регламентация поведения, физические и психологические нагрузки, строгая служебно-военная иерархия взаимоотношений, длительное совместное проживание).
3. В основе лидерства в курсантском взводе, роте лежат отношения симпатии, эмоционального предпочтения. Лидерство в курсантском взводеэто внутренний социально-психологический процесс доминирования не только отдельных курсантов, но и групп курсантов. Процесс саморегуляции и самоуправления групп курсантов является предпосылкой проявления лидерства, условием формирования норм, ценностей, традиций.
4. Педагогическое стимулирование лидерства представляет собой процесс организации мотивообразующих условий деятельности, направленной на включение личности курсанта в социально-значимые отношения с позиции лидера.
5. Критериями эффективности педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза являются: уровень развития лидерского потенциаластепень субъективной значимости самореализации в группе в качестве лидерауровень принятия курсанта подразделением, интериоризация лидерской позиции в группестепень реального выполнения интегрирующих задач в процессе совместной деятельности.
6. Педагогическими условиями стимулирования лидерства в курсантских коллективах военно-экономического вуза являются: подготовка преподавателей и командиров подразделений к работе с курсантами-лидерамипедагогическое обеспечение развития лидерского потенциала у курсантовпроектирование и конструирование ситуаций, актуализирующих лидерскую позицию курсантов.
7. Исследование подтвердило необходимость специальной подготовки преподавателей и командиров курсантских подразделений к педагогическому стимулированию лидерства. Подготовка курсантов, командиров подразделений, профессорско-преподавательского состава по решению проблемы лидерства в курсантских коллективах является частью единой профессионально-педагогической подготовки и предполагает формирование психолого-педагогических знаний и умений, позволяющих конструктивно влиять на развитие лидерского потенциала курсантов и способствует выполнению комплекса учебно-воспитательных задач. При этом наиболее эффективным средством оказались организационно-деятельностные и инновационные деловые игры, практические занятия, позволяющие преподавателю, командиру разработать адекватную своим личностным качествам методику контактного взаимодействия с лидерами, тренинговые методики, ориентированные на включение курсантов в проблемные творческие ситуации, требующие оперативного решения возникающих проблем.
8. Компонентами подготовки преподавателей и командироввоспитателей к работе с курсантами лидерами являются: мотивационный (осознание необходимости оказывать педагогическое воздействие с целью повышения лидерского потенциала) — когнитивный (наличие психолого-педагогических знаний, позволяющих их эффективное использование в курсантской среде) — операционный (наличие организаторских и коммуникативных учений, позволяющих эффективно оказывать влияние на развитие лидерских качеств в курсантских подразделениях).
9. С целью становления лидерских качеств в Структуре личности курсантов, прошедшие специальную подготовку педагоги осуществляют в дальнейшем свою профессиональную деятельность по двум основным направлениям: развитие у курсантов лидерского потенциала и создание ситуаций, актуализирующих их лидерскую позицию.
10. Педагогическое стимулирование лидерства в курсантских подразделениях военно-экономического вуза предполагает последовательную реализацию четырех этапов: формирование понимания важности и необходимости тех лидерских качеств, которые должен приобрести курсантвооружение курсанта знаниями норм, требований, составляющих содержательную сторону его лидерского потенциалавооружение курсантов умением применять знания норм, правил, установок соответствующих лидерских качестввыработка навыка, привычки мыслить и действовать в соответствии с нормами и требованиями формируемых у них лидерских качеств.
11. Рассмотренные в нашем исследовании особенности лидерства курсантских коллективах военно-экономического вуза, педагогические условия развития и реализации лидерского потенциала курсантов, этапы становления у них лидерских качеств позволили создать целостное видение процесса педагогического стимулирования лидерства и отразить его в базовой модели исследования.
12. Дальнейшее исследование проблемы педагогического стимулирования лидерства у курсантов военно-экономического вуза целесообразно проводить в следующих аспектах:
— разработка теории и технологии военно-педагогической подготовки преподавателей и командиров-воспитателей по формированию лидерских качеств у курсантов;
— особенности проявления лидерства в офицерских коллективах управлений частей и соединений;
— проявление лидерства в экстремальных ситуациях, в период боевых действийособенности педагогического стимулирования лидерства у курсантов, обучающихся по различным военным специальностям.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — с. 98 116
- Азаров Н.Н., Капустин А. Н. Социальная психология военного управления. М.: ВВИА, 1992. — С. 26−31
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.- 169 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 79 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Анисимов О.С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: дис.. докт. психол. наук в форме научного доклада. М.: РАУ, 1994. — 82 с.
- Антипов А.И. Особенности обучения и воспитания солдат и сержантов второго года службы. М.: ВПА, 1977. — 48 с.
- Ануфриева В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 64−67
- Анцупов А.Я., Федотов В. В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе: Учебное пособие ГАВС. М., 1993. — 64 с.
- Ашин Г. К. Доктрина «массового общества». М., 1971. — 189 с.
- Ашин Г. К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978. — 135 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 190 с.
- Бадмаев Б.Ц. Психологические характеристики процесса преподавания общественных наук в военно учебном заведении.-М.:ВПА, 1982.-106 с.
- Байбородова JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГТТУ, 1991. — 54 с.
- Байбородова Л.В., Рожков М. И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯЛТУ, 1994. — № 1. — С. 29−35
- Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Дис. докт. пед. наук. Ярославль, 1994.-431 с.
- Байбородова Л.В. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Ярославль: ЯГТТУ, 1998. — 64 с.
- Байбородова Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — 356 с.
- Балаховский А.А. Военно педагогическое творчество: сущность, содержание, и условия оптимизации: Философско — методический анализ. -М.:ВПА, 1988.-160 с.
- Балунов М.С., Долинин С. П. Формирование личностных отношений в управленческой деятельности руководителя финансово-экономической службы. Ярославль: ЯФВФЭУ, 1999. — 146 с.
- Барабанщиков А.В. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания советских воинов в свете решений XXVI съезда КПСС. М.: ВПА, 1981.-68 с.
- Барабанщиков А.В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шеляг В. В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат, 1973. 164 с.
- Барабанщиков А.В., Муцинов С. С. Педагогическая культура офицера. -М.: Воениздат, 1985.-159 с.
- Барсуков И.И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М.: ВПА, 1980. — 34 с.
- Басова В.М. Воспитательная система школы : проблемы и поиски. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Батенцев В.А. Развитие познавательной активности высших военных училищ : Дис.канд.пед.наук. М.: ВПА, 1989. — 239 с.
- Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. -208 с.
- Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века. М.: Педагогика, 1988. — 179 с.
- Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дис.докт.пед.наук. Казань, 1983. — 222 с.
- Блонский П.П. Педология. М., 1934. — 275 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. — С. 7−19
- Божович Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности / Вопросы психологии. 1976. — № 1.- С. 130−139
- Бондарь В.В. Профессиональное становление курсантов военно -экономического вуза в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Ярославль, 1999 .-26 с.
- Борисова Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1997. — 26 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение М.: Мысль, 1978.-216 с.
- Быков А.К. Совершенствование педагогической техники преподавателей высших военных училищ: дис.кан.пед.наук. М.: ВПА, 1994. — 400 с.
- Варваров В.И., Мерзляк Л. Е. Командир и подчиненные. М.: Воениздат. -1996.- 128 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1980. — 49 с.
- Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.: ВПА, 1981.-168 с.
- Вендов А.И. Социально-психологические исследования лидерства в малых группах: Дис. канд. психол. наук. JL, 1973. — 153 с.
- Винник Р.Н., Мешкунов B.C. Учебное телевидение в вузе. Киев: Высшая школа, 1998.-126 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 1995. — 252 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник для экономических специальностей вузов. М.: МГУ, 1995.-416 с.
- Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи // Экспериментальная и прикладная психология. № 365. — JL, 1971. — Вып. 4. -С. 17−21
- Волков И.П., Емельянов Ю. Н. К критике «теории игр» лидерства // Человек и общество. Л., 1993. — Вып. 2. — С. 225−230
- Волкогонов Д.А. Военная этика. М.: Знание, 1980.- 64 с.
- Волович Л.А. Система эстетического воспитания учащихся профтехучилищ. М.: Высшая школа, 1988. — 168 с.
- Воробьев A.M. Интеллектуальные качества и их развитие у советских офицеров в процессе обучения в ввузе. М.: ВПА, 1976. — 40 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя -практика: Пер. с англ. М: Дело, 1991. — 320 с.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: Взаимодействие. -М.: Знание, 1981.-95 с.
- Вульфов Б.З., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий союз. М.: Просвещение, 1987. — 48 с.
- Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью // Социальная работа, 1992. № 1. — С. 54−57
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М.: Новая школа, 1993. — 160 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: НИП, 1994. — 77 с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Магистр», 1995. — 111 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 86 с.
- Выготский JI.C. Инструментальный метод в психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах, т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 488 с.
- Галушка Ю.Н., Колесников А. И. Школа российского офицерства. М.: Воениздат, 1983. — 106 с.
- Глоточкин А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе на основе требований общевоинских уставов // Тр. академии / ВПА. 1964. -С. 91−130
- Гончаров В.Д. Из опыта социально-психологического исследования лидерства в спортивной команде // Личность и группа. Л., 1971. — С. 158 166
- Гончаров В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 120−129
- Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования. Дис. докт. пед. наук. М., 1979. — 129 с.
- Горохов П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1973. — 56 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 167 с.
- Давыдов В.Ф. Социально-психологические особенности взаимоотношений в расчетах PJIC / Проблемы войны и армии. М.: Воениздат, 1973. — С. 161−182
- Давыдов Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1977. — 28 с.
- Джексон Г. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. — 320 с.
- Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дис. док. психол. наук. М.: МГУ, 1984. — 86 с.
- Дубовская Е.М., Кричевский P.JI. Феномен идентификации в групповом лидерстве // Вестник московского университета. Серия 14. -Психология.- 1980. — № 2. — С. 48−58
- Дьяченко М.И. Дисциплина и дисциплинированность воина // Военная мысль. 1986. — № 9. — С. 30−38
- Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. -С. 324−374
- Елисеев А.Н., Лазукин А. Д. Формирование авторитета преподавателя военного училища. Новосибирск, 1998. — 92 с.
- Ершов А.А. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. 1971.-№ 4.-С. 11−16
- Ершов А.Н.- Рожков М. И. Молодежное самоуправление. Казань: Татарское книжное издательство, 1990. — 93 с.
- Железняк Л.Ф., Кандыбович П. А., Ростунов А. Т. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров. Минск: ВИЗРУ ПВО, 1976. — 170 с.
- Желтобрюх С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно экономического вуза :Автореф. канд. пед. наук.-Ярославль, 1996.-157 с.
- Жеребова Н.С. К вопросу о механизме выдвижения лидеров в студенческих группах // Личность и группа. Л., 1971. — С. 139−157
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство / Под. ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. — С. 54−63
- Завойстый В.П. Организационно педагогические условия професионального становления преподавателя военно — учебного заведения:Автореф.канд.пед.наук — Ярославль, 1998. — 24 с.
- Залужный А.С. Учение о коллективе. М., 1930. — 102 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение.- М.: Знание, 1987. 80 с.
- Зайцев М.М. О взаимоотношениях начальников и подчиненных // Военная мысль. 1983. — № 10. — С. 49−58
- Зайцева Е.М. Изучение качественно-количественной характеристики лидерства в зависимости от уровня развития группы как коллектива // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Выпуск 45. Ярославль, 1976. — С. 65−69
- Зайцева Е.М. Лидерство в ученическом коллективе / Методические рекомендации студентам-практикам по изучению и развитию общественной активности личности школьника. Кострома, 1978. — 20 с.
- Зайцева Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе / Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль: ЯПИ, 1977. — С. 126−129
- Зайцева Е.М. Особенности лидерства в развитии контактной группы как коллектива // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978.-С. 21−22
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988.-С. 212−279
- Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988. — С. 110 — 126
- Ильин Н.Ф. Влияние личности преподавателя военного училища на курсантов в педагогическом общении : Дис.канд.пед.наук. ВПА, 1991. -220 с.
- Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Отв. редактор Е. В. Егорова Гайтман. — М.: Знание, 1994. — С. 44−50
- Как готовият французских офицеров // Красная звезда. 1998. — 21 апр.
- Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990.- 185 с.
- Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С 97−100
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
- Капустин А.Н. Культура общения преподавателя высшего военного заведения. Дис.канд.пед.наук. М., 1985. — 258 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Под ред. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989. — 100 с.
- Кашапов М.М. Моделирование ситуаций, как средство конструирования развивающейся педагогической деятельности // III международный конгресс «Теория деятельности и социальная практика». М.: РАН РАО, 1995.-С. 55−56
- Каширин В.П. Психология самоутверждения лидера в военно-морском курсантском коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979 — 21 с.
- Каширин В.П. Самоутверждение курсантов. М.: ВПА, 1984. — 48 с.
- Кирпичник А.Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. -М.: Знание, 1984. 80 с.
- Кирпичник А.Г. Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: межвузовский сборник научных трудов. -Кострома: КГПИ, 1989. 147 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1928. — 224 с.
- Кобенко А.А. Педагогическое руководство самовоспитанием офицеров. -М.: ВПА, 1970.-162 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1969. — 46 с.
- Ковалев С.В., Кричевский Р. Л. Факторы дифференциации лидерства // Вестник Московского университета. Психология. 1978. — № 2. — С26−36
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
- Конюхов Н.И. Социально-психологические особенности военнослужащих срочной службы. М.: ВПА, 1986. — 72 с.
- Коротов В.М. Педагогическое требование. М.: Просвещение, 1966. — 120 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — С. 180−186
- Кочетов А.И. Методические рекомендации по исследовательской работе «личностный подход в исследовании». Минск, 1980. — 57 с.
- Кричевский Р.Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы детской и педагогической психологии. Вып. 9. — М., 1976. — С. 23−26
- Кричевский P.JI. Детерминанты ролевой дифференциации лидерства в малых группах // Вопросы психологии. 1977. — № 1. — с.28−38
- Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. -№ 6.-С. 119−129
- Кричевский Р.Л. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения на позицию лидера // Новые исследования в психологии. -1979.-№ 1.-С.95−101
- Кричевский Р.Л., Антонова И. Б. Об одной из функций группового лидерства // Новые исследования в психологии. 1980. — № 2. — С. 87−93
- Кричевский Р.Л. Модель одного из механизмов группового лидерства // Психология воспитания в первичном коллективе. Ярославль, 1980. — С. 110−116
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. — 224 с.
- Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. — № 2. -с. 42−52
- Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. М.: Дело, 1993. — с. 172−183
- Кротов А.К. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в воинских коллективах: дис. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996.- 22 с.
- Крук В.М. Предупреждение неуставных взаимоотношений военнослужащих срочной службы в первичном воинском коллективе: дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА, 1988. 62 с.
- Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис. док. психол. наук, М., 1996.-С. 10−12
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1985. — 205 с.
- Лазуткин А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис.канд.пед.наук. М., 1998. — 207 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Липский И.А. Прогнозирование в военной педагогике: Теоретико-методологические проблемы. -М.: ГАВС, 1993. 216 с.
- Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984,-С. 48−54
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. — М.: Просвещение, 1981. -43 с.
- Лыков И.А. Педагогическое мастерство преподавателя высшего военно-учебного заведения. Харьков: ВИРТА ПВО, 1976. — 168 с.
- Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972. -334 с.
- Макаренко А.С. Опыт, изучение, применение.- М., 1969. 214 с.
- Мальковская Т.Н. Выдвижение лидера в среде старших школьников и его влияние на товарищей // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.-С. 94−116
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: ПТУ, 1975. — 49 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1993. -С. 488−515
- Минделл А. Лидер как мастер единоборства / Под. ред. Г. Н. Шихирева. -М.: Институт психологии РАН, 1993. 88 с.
- Михневич А.Б. Ораторское искусство лидера. Хрестоматия. М.: Знание, 1986.-38 с.
- Мнушкина А.В. Особенности личностных оценок лидера при изменении его статуса в учебной группе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1978.-21 с.
- Морозов Ю.И., Поповян С. С. Об операциональном определении понятия «лидерства» в социальной психологии //Вопросы психологии. — 1973. № 1. — С. 59−68
- Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Книга для классных руководителей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
- Мухаметзянова Г. В., Карелова Н. А. Трудовое и эстетическое воспитание сотрудников. Казань. 1991. — 189 с.
- Мясищев В.Н. Дружба и вражда в их социально-психологической значимости // Социальная психология личности / Под ред. Бодалева А. А. -Л., 1974.- 160 с.
- Немов Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Новикова Л.И. К исследованию педагогических проблем коллектива // Проблемы теории воспитания. ч. 1. — М.: Педагогика, 1974. — С. 135−139
- Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М.: Знание, 1988.-80 с.
- О формировании офицерского корпуса Вооруженных Сил Великобритании // Красная звезда. 1998. — 23 нояб.
- Осипенков Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учет в учебно-воспитательном процессе. М.: ВПА, 1974. — 35 с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся во временном ученическом коллективе: методические рекомендации. М.: АПН, 1991. -66 с.
- Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л, 1973. С. 5−12
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — 29 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: Разработка, организация, проведение. Учебник. -М.: Политиздат, 1989. 192 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М.: Воениздат, 1989.-351 с.
- Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987.- 151 с.
- Полонский И.С. О некоторых социально-психологических факторах деятельности стихийных групп подростков и юношей // Личность и группа.-Л, 1971.-С. 124−138
- Полянский М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских коллективах: дис. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1991. — 24 с.
- Поташник М.М., Вульфов Б. З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983.-141 с.
- Приказ Министра обороны РФ № 306 от 22 июля 1993 г. «Об утверждении положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». М., -1993.- 18 с.
- Приказ Министра обороны РФ № 191 от 13 апреля 1993 г. «О развитии системы военного образования Вооруженных Сил РФ». М., 1993. — 20 с.
- Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований и теории советской школы / Под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1972. -С.43−44
- Проблемы психологии воинского коллектива / Барабанщиков А. В., Глоточкин А. Д., Феденко Н. Ф., Шелег В.В./ Под ред. Шелега В. В. М.: Воениздат, 1973. — 303 с.
- Психолого-педагогические основы деятельности командира / Под ред. Павловского И. В. М.: Воениздат, 1978. — 294 с.
- Рогачев В.В. Программа «Лидер». М.: Совет СПО-ФДО. НПЦ, 1992. — 76 с.
- Рогачев В.В., Рожков М. И., Волохов А. В. «Я и Мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. М.: Совет СПО-ФДО. НПЦ, 1996. — 95 с.
- Рожков М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности: Методологические рекомендации. М.: Высшая школа, 1988.-79 с.
- Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М., 1990. — 144 с.
- Рожков М.И., Трегубова Т. М. Ученическое самоуправление в техникуме: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991. -56 с.
- Рожков М.И., Трегубова Т. М. Подготовка учащихся к управленческой деятельности. М., 1994. — 80 с.
- Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994. — 63 с.
- Рожков М.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование. Ярославль, 1995. — 48 с.
- Рожков М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль, ЯГПУ, 1999. 116 с.
- Рубинштейн М.М. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: МИР, 1926.-264 с.
- Руководство и лидерство / Опыт социально-психологического исследования / Сборник научных трудов под ред. профессора Парыгина Б.Д.-Л., 1973.- 143 с.
- Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М., ФИС, 1983. 80 с.
- Сапожников В.А. Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил РФ // Военная мысль. 1993. — № 9. — с. 56 — 68
- Сацупа А.И. Воинский коллектив: Сущность, роль в общественной жизни управления. М.: ВПА, 1986. — 34 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. -175 с.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. 1991. — № 10. -79 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности. М.: МГУ, 1995. — 438 с.
- Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯПИ, 1974. — 130 с.
- Спирин Л.Ф., Конанихин П. В. Общественно-политическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 1974. — 238 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1980. — 48 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогические задачи и их решения. Кострома, 1991. — 56 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Проблемы теории и методики развивающегося профессионально-педагогического обучения и самообразования. Кострома: КГПУ, 1994. -107 с.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: Развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование. М.: РПА, 1997. — 173 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива / Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. — 238 с.
- Съедин С.И. Пути формирования здорового нравственного климата в первичных воинских коллективах. М.: Глав. ГГУ СА и ВМФ, 1981. — С. 134−153
- Табунов Н.Д. Воинский коллектив и закономерности его формирования / Методологические проблемы военной теории и практики. М.: Воениздат, 1969. — 68 с.
- Таланчук Н.М. Введение в педагогику, пособие для педагогов-новаторов. -М., 1991.- 182 с.
- Тонких Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? Психологические аспекты повседневной управленческой деятельности офицера. М.: Воениздат, 1984.- 190 с.
- Трегубова Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991.-46 с.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Шорохова Е. В., Платонова К. К. и др. — М.: Наука, 1975.-69 с.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Шороховой Е. В. М., 1977. — С 54−71
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Уманский Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1984. — 97 с.
- Уманский А.Л. Организационно-педагогические вопросы работы лагеря комсомольского актива проф. тех. училищ / Методические рекомендации.- М.: Высшая школа, 1981. 22 с.
- Уманский А.Л., Рогачев В. В. Организационно-педагогические аспекты подготовки студентов к летней педагогической практике / Инструктивно-методический сбор. Кострома, 1989. -21 с.
- Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковых группах: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 1992. — 20 с.
- Уманский А.Л. Программа «Лидер». Совет СПО ФДО. — М.: НПЦ, 1992. -76 с.
- Уманский А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских объединениях. Кострома, 1994. — С. 7982
- Уманский А.Л. «Я и Мы». Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. Совет СПО-ФДО. М.: НПЦ, 1996. —90 с.
- Уманский А.Л. Патентное бюро. Теория, история, методика детского движения. М.: Персс-соло, «Лидер», 1998. — 68 с.
- Уткин Э.А. Профессия менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 34 с.
- Утлик Э.П. Нравственный климат воинского коллектива // Вестник ПВО. -1986. -№ 8.-С. 59−61
- Филиппова Л.Д. Высшая школа США. М.: Наука, 1991. — 328 с.
- Фисенко С.И. Система подготовки офицерских кадров Бундесвера в военно-учебных заведениях ФРГ : критический анализ: Дис.канд.пед.наук. -М.: ВПА, 1977.-224 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. — 222 с.
- Хозе С.Е. Взрослеть в делах. -М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Щеглова Т.М. Типы лидеров и их влияние на формирование профессиональной направленности студентов пед. вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985. — 20 с.
- Чернышев А.С., Белянский Ю. В., Лунев Ю. А. Программы подготовки молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам. Курск, 1994. — 54 с.
- Чумичев Н.Г. Критический анализ системы подготовки офицерского состава Вооруженных Сил США: дис.канд.пед.наук. М.: ВПА, 1980. -202 с.
- Шабанов Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: дис.канд.пед.наук. -М.: ВПА, 1991. 196 с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Шахназарян Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дис. канд. психол. наук. JL: ЛГУ, 1984.-124 с.
- Шевелева Е.Н., Силла Д. Д. Опыт экспериментального исследования детского вожачества // Современная психоневрология. 1928. — № 2. — С.135.145
- Шеремет Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ввузов: дис.канд.психол.наук. М., 1990. — 188 с.
- Шестун Е.В. Педагогические условия формирования у учащихся в учебной группе ПТУ готовности к управленческой деятельности. Дис. канд. психол. наук. Казань., 1988. -21 с.
- Шпок Г. И. Педагогические основы подготовки офицеров Воздушно-десантных войск: Автореф. дис.докт.пед.наук. Ярославль, 1999. — 39 с.
- Федотов В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности. М.: ВПА, 1986. -С. 236−254
- Филонов Л.В. Интерес к собственной личности и регуляции человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., С. 268−286
- Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 245 с.
- Bass В.В., Stogdill’s Hand Book of Leadership // Leaderships and Performance Beyond Expectations. -N.Y.: Free Press. 1984. — P. 4−5
- Bavelus A. Communication Patterns in Task-Oriented Groups, j. of the Acoustical Society of America. 1950. — P. 725−730
- Bennis W. The 4 Competencies of Leadership // Training and Development Journal. August 1984. P. 34 — 36
- Bird C. Social Psyhology. N. Y., Appleton Century. — 1940. — P. 120
- Evans M.G. The Effects of Supervisory Behavior of the Path-Goal Relationship. Organ. Behavior and Human Perform. 1970. — P. 55
- Fiedler F.E. Leadership and Leadership Effectiveness Traits: a Reconceptualization of Leadership Trait Problem // Leadership and Interpersonal Behavior. N. Y., 1961
- Genkins W.O. A Review of Leadership Study with Particular Reference to Military Problems. 1987. — P. 89−102
- Golimbiewski R.T. The Small Group. An Analysis of Research Concept and Operations. The Univer. of Chicago Press. 1967. — P. 104−286
- Gregor D. Leadership and Motivations. N. Y., London. 1966. — P. 66−71
- Guetzkow H. Organizational Leadership in Task-Oriented Groups. N.Y., 1964. -P. 31−46
- Hollander E.P., Jullian J.W. Contemporary Trends in the Analysis of Leadership Processes. Psychological Bulletin. 1969. — P. 388−395
- Homans A.S. The Human Group. N. Y. 1950. — P. 188−190
- Hovt G.A., Stoner A.F. Leadership and Group Decisions Involving Risk. j. of Experimental Social Psychology, vol. 4. n.43. 1968. — P. 275−284
- Pettrullo L. Leadership and Interpersonal Behavior. N.Y., 1964. — P. 5−67
- Stogdill R.M. Handbook of Leadership. N. Y., 1974. P. 84 — 96
- Stogdil R.M. Personal Factor Associated with Leadership. J. of Psychology, XXV, 1948, p. 35−71
- Yukl Z.A. Leadership in Organization. Englewood Cliffs. N.Y., 1981. P.64 -75