Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическое развитие Таджикистана и его внешнеэкономические связи с Российской Федерацией в период рыночных преобразований

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что электроэнергетический комплекс занимает приоритетное место в развитии промышленности. В* отличие от остальных отраслей промышленности ежегодные бюджетные расходы в эту отрасль стабильно повышаются, это связано с тем, что население Республики, промышленность и другие сферы экономики ощущают острый дефицит электроэнергии. К тому же Таджикистан входит в десятку стран мира по запасам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН. п
    • 1. 1. Теоретические основы экономического развития
    • 1. 2. Особенности рыночных преобразований в Республике Таджикистан
    • 1. 3. Выбор модели и стратегии экономического развития Республики Таджикистан
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
    • 2. 1. Анализ развития экономики Республики Таджикистан
    • 2. 2. Роль и место сельского хозяйства в экономическом развитии Таджикистана
    • 2. 3. Современное состояние промышленности Республики Таджикистан и роль гидроэнергетики в ее развитии
  • ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 3. 1. Торгово-экономические отношения России и Таджикистана в период рыночных преобразований
    • 3. 2. Российские инвестиции в экономике Республики Таджикистан
    • 3. 3. Взаимоотношения Таджикистана и России в миграционной сфере

Экономическое развитие Таджикистана и его внешнеэкономические связи с Российской Федерацией в период рыночных преобразований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в настоящее время значительно возросла потребность в исследовании хода структурных реформ в постсоциалистических странах, в частности в Республике Таджикистан. В результате распада Советского Союза и обретения независимости Республики Таджикистан, приоритетным был выбран курс, предполагающий переход от административно-плановой экономики к капиталистическому рынку, с определенными особенностями, свойственнымипереходному периоду. Хотя многие институциональные и структурные преобразования’схожи в государствах с переходной экономикой" (группы СНГ), тем не менее, переходный период Республики Таджикистан имеет свои специфические особенности.

В начале 90-х гг. среди многих ученых и специалистов СНГ превалировало мнение о том, что в период перехода к рынку достаточно просто разрушить планово-директивную систему, опирающуюся на государственную и колхозно-кооперативную формы собственности, осуществить массовую приватизацию и общество получит бесперебойно работающую рыночную экономику. Однако, устранив в достаточно короткие сроки институты административно-планового управления^ экономикой, государственный аппарат Таджикистана не смог создать в те же сроки действенные условия функционирования рыночных механизмов, которые позволили бы эффективно развиваться экономике в переходный период.

Как показывает опыт, в переходный период накапливаются достаточно серьезные трудности, в первую^ очередь, связанные со структурными диспропорциями в экономике, происходит спад промышленного производства, отрицательную динамику показывает сельскохозяйственный сектор, снижается личное потребление и т. д. Однако не все ОНИ' являются объективно обусловленными, и часто возникают в результате крупных ошибок в области экономической политики, в том числе попыток ускоренно преодолеть переходный период, например, форсируя приватизацию и не уделяя должного внимания деградации целого ряда отраслей, слабому развитию денежного рынка И т.д.

В условиях переходного периода произошли кардинальные изменения условий функционирования внешнеэкономических связей Республики Таджикистан. Трансформации подверглись и отношения со странами постсоветского пространства. В этот период внешнеэкономические отношения Таджикистана с некоторыми государствами, входящими в состав СНГ, значительно сократились, а с другими укреплялись и оставались стабильнымивозросли торгово-экономические связи и за пределами СНГ (Иран, Турция, Нидерланды).

Однако Российская Федерация является стратегическим партнером для Республики Таджикистан, что предполагает необходимость углублённого исследования двусторонних связей по широкому комплексу проблем экономики и политики, в то же время, несмотря на важность и значимость этих двусторонних отношений в области торговли, инвестиционного сотрудничества, миграционной политики, они изучены недостаточно".

На сегодняшний день Россия является самым крупным экспортером в Таджикистан: так ее экспорт в период с 2005;2010 гг. в среднем составлял 32% от всего объема завезенных в Таджикистан товаров. Кроме того, ежегодно до миллиона' жителей Республики ведут трудовую деятельность в Российской Федерации. По мнению автора, используемые в настоящее время формы экономического сотрудничества Таджикистана и России не полностью отвечают долгосрочным интересам двух стран и не позволяют эффективно использовать их социально-экономический и природно-ресурсный потенциал. Поэтому актуальность исследования определяется следующими задачами:

— во-первых, необходимостью глубокого исследования особенностей экономического развития Таджикистана в переходный период, что позволит выявить целый ряд его особенностей, в том числе существующие диспропорции в экономике страны;

— во-вторых, исследования позволят выявить конкретные направления развития внешнеэкономических связей Таджикистана и Российской Федерации, разнообразить формы и методы их решения.

Степень научной разработанности темы исследования. В последние годы в научных работах и публикациях в Таджикистане, России и в международных исследованиях рассматриваются экономические проблемы Республики Таджикистан в переходный период. Так, среди отечественных ученых-экономистов следует выделить труды: Абдусамадова Г. С. «Становление и развитие рыночных отношений в республике Таджикистан», КаюмоваН.К., УмароваХ.У. «Приоритетные направлениястабилизации экономики Таджикистана», Бабаджанова, Д.П.. «Концептуальные основы, макроэкономической» стабилизации в условиях переходной? экономики" — Назаризоева М. Н., Соломонова A.M. «Социально-экономическое развитие-Таджикистана», Назарова Т. Н- «Таджикистан: экономический рост, интеграция и региональное сотрудничество», Саидмурадов JI.X. «Открытая экономика Республики Таджикистан», Довгялло Я. П. «Тенденции экономического развития национальной-экономики и вопросы ее макроэкономического' регулирования», а также труды других видных ученых таких, как Алиджанов Д1, Джаббаров Р., Исмоилов М. М., Комилов С. Д., Кошлакова Г. В., Назаров Т. Н., Рахимов Р. К., Рахимов A.M., Солиев А. Вышеперечисленные ученые-экономисты рассматривали и обозначили приоритеты проведенных в республике экономических преобразований: Исследовались и такие вопросы, как роль внешних инвестиций! для развития экономики и ее конкурентоспособности.

Среди российских ученых, вопросы переходного периода в постсоциалистических странах рассмотрены в трудах Диикевича А. И., Рыбалкина В. Е., Хасбулатова, Р. И, Швыдко В.Г.- некоторые проблемы и перспективы экономических отношений России с государствами центральной Азии были изучены в трудах Зевина JI.3., Жукова C.B., Ушакова Н. А., Старченкова Г. И. и др.

Вместе с тем, такие вопросы, как комплексное исследование экономического развития: страны, анализ сложившихся диспропорций в экономике, роль и место промышленности и сельского хозяйства в структуре экономики^ а также анализ внешнеэкономических отношений с Российской Федерацией в инвестиционной, торговой и миграционных сферах, являются^ недостаточно изученными. Эти вопросы и рассматриваются автором диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследования особенностей экономического развития Республики Таджикистан в период глубоких преобразований в постсоюзный (переходный) период, а также места, роли и значения внешнеэкономических связей Таджикистана с Российской Федерацией.

В соответствии с целью исследования автором, поставлены следующиеосновные задачи:

• выявить тенденции развития Республики Таджикистан за период: с 1991 г. по настоящее время;

• оценить проведенные в стране реформы и определить их влияние на экономическое развитие страны, в том числе структуру народного хозяйства включая государственный и частный, сектор экономики;

• исследовать изменения в структуре национального хозяйства (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг);

• показать эффективность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) для экономики Республики Таджикистан;

• проанализировать внешнеэкономические связи Таджикистана с Российской Федерацией, сформулировать наиболее перспективные направления сотрудничества и показать. их приоритетный характер;

• рассмотреть вопросы трудовой миграции между Таджикистаном и Россией, выявить возникающие в этой области проблемы и сформулировать некоторые пути их решения.

Объектом исследования является экономика Республики Таджикистан, ее состояние, новые явления и тенденции, связанные с масштабными преобразованиями в условиях переходного периода.

Предметом исследования являются конкретные формы, методы и направления государственного регулирования экономики, а также приоритетные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Методологической и теоретической базой диссертации послужили научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых, которые проводили исследования в области развития национальной экономики в переходный период и рассматривали разные стороны реформирования, хозяйствования и управления экономическими системами. Методологической основой исследования являлись общенаучныеметоды- (включая исторические), предусматривающие системный' подход к решению проблемы, методы сравнительного анализа, статистический, а также методы факторного анализа, экспертных оценок, и др.

Диссертация по своему основному содержанию-соответствует п.п. 7, 20, 25, 26 Паспорта специальности ВАК 08.00.14 — Мировая экономика.

Информационной^ базой исследования послужили нормативно-законодательные акты официальных государственных органов Республики Таджикистан и Российской Федерации. Использованы статистические материалы Государственного комитета по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Статистического Комитета СНГ, Российского статистического агентства, Национального статистического комитета Киргизской Республики, данные Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Национального банка Таджикистана, материалы Института экономических исследований Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, материалы научных конференций и семинаров.'.

Кроме того, использованы исследования и статистические данные из международных источников: Всемирного Банка (World Bank), Конференции ООН по торговле и развития (UNCTAD), Программы Развития ООН (UNDP), Фонда ООН по народонаселению (UNFPA), Американского департамента по торговле (U.S. Department of Commerce), Государственного Департамента США (U.S. Department of State), а также ресурсы сети Интернет (официальные сайты статистических агентств, министерств, комитетов, университетов, торговых у палат, посольств Таджикистана и России, российских и зарубежных специализированных периодических изданий по экономической тематике).

Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе комплексного исследования экономики Таджикистана с начала 90-х гг. по настоящее время, выявлены особенности экономических процессов в переходный период в Таджикистане и специфика внешнеэкономического взаимодействия Республики с Российской Федерацией.

Наиболее существенные результаты, полученные автором:

• дана оценка экономических реформ в важнейших секторах экономики. Таджикистана: в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг. Раскрыты особенности проведения приватизации и реструктуризации государственных объектов;

• показана, специфическая роль иностранных инвестиций в стимулировании экономического развития Республики Таджикистан как необходимого элемента воспроизводственного процесса. Разработана стратегическая инвестиционная карта, в которой представлены наиболее перспективные сферы инвестирования, в частности, гидроэнергетический комплекс, сельское хозяйство, текстильная и пищевая промышленность, горнодобывающая отрасль;

• выявлено, что почти за два десятилетия-проведения реформ произошли структурные изменения* в реальном секторе экономики. В частности, доли промышленности и сельского хозяйства в структуре ВВП Таджикистана ежегодно снижаются. Предложены меры по изменению экономической политики, необходимости технологического и технического обновления основных фондов, увеличения государственной поддержки реального сектора экономики, укрепления государственного сектора экономики и поддержки развития малого предпринимательства;

• обосновано, что комплекс двусторонних отношений с Российской Федерацией занимает первостепенное место в системе внешнеэкономических приоритетов Республики Таджикистан, предложен комплекс мер по активизации инвестиционного сотрудничества между странами в энергетической отрасли, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве;

• выявлено, что основными проблемами в развитии торгово-экономических отношений двух стран являются несбалансированность и отсутствие широко диверсифицированной товарной структуры внешнеторгового оборота, отсутствие четкой стратегии развития двухсторонних отношений, слаборазвитая: транспортнаяинфраструктураа также невысокая степень взаимодействия бизнес-структур;

•• уточнено, что трудовая, — миграция1 имеет неоднозначное влияние: на экономику Республики Таджикистан. Є одной стороны, положительное — это переводы денежных средств трудовых мигрантов: С другой, отрицательное — это отток рабочих кадрові в трудоспособном возрасте. Исследованымиграционные процессы и их последствия для экономики Таджикистана: и" России-.

Практическая? и теоретическая значимость исследования определятся темчто отдельные выводы-могут быть, использованы органами государственной власти, министерствами, ведомствами республики Таджикистан' при подготовке документов программного-, характера, определяющими ключевые направления-развития страны и формировании стратегии внешнеэкономического взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации1.

Представленные материалы могут быть полезны для российских и таджикских компаний-участниковвнешнеторговых операций: Кроме! того, материалы: диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе высшими учебными заведениями при разработке курсов лекций и учебно-методических пособий для. подготовки студентов по' специальности «Мировая экономика». .

Апробация исследования. Основные результаты исследования были отражены, в опубликованных автором научных статьях в журналах ."Сервис plus", «Сервис в России и за Рубежом». Некоторые данные диссертации использовались Министерством экономического развития и торговли Республики Таджикистан в управлении по внешнеэкономическому сотрудничеству. Кроме того, результаты работы нашли свое практическое применение в российской компании ООО «ДАВСАР», которая занимается экспортно-импортными операциями со странами СНГ (в том числе и с Таджикистаном). Материалы диссертации используются в учебном процессе Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова, а также в Таджикском государственном университете права, бизнеса и политики на кафедре «Мировая экономика».

Полнота изложенных материалов диссертации в работах, опубликованных автором. По теме диссертации опубликовано 5 печатных работ общим объемом 3,0 п.л. на русском языке, 3 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка. Основной текст работы изложен на 175 страницах, содержит 11 таблиц и 22 рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование экономического развития национальной экономики Республики Таджикистан и его экономических связей с Российской Федерацией, позволило сделать следующие выводы и предложения, которые являются результатом данного исследования:

1. Переходный период оказался для Республики самым сложным испытанием. Страна столкнулась с такой ситуацией, когда необходимо было проводить различные институциональные, законодательные, социально-экономические реформы, направленные на переход к рыночной системе хозяйствования, а вместо проведения этих реформ, началась политическая борьба внутри страны, которая привела в итоге к гражданской войне. Тем самым, вместо плавного процесса перехода экономики из одной системы в другую, Республика Таджикистан начала решать вопросы социального характера, проблемы голода, тотальной безработицы и т. д., что самым негативным образом отразилось на экономической ситуации в стране.

2. Достаточно резкому, снижению в 90-ые гг. подверглась социальная сфера: наметилась тенденция ухудшения" уровня здравоохранения и образования в Республикевыявлено, что уровень преподавания и система образования не соответствуют требованиям рынка: соотношение «гуманитарных» и «технических» специальностей составляет примерно 70% на 30%, что показывает дисбаланс в системе высшего образования. Республики в пользу «гуманитариев». Используемый индекс качества преподавания (ГГС>), рекомендуемый Европейским Фондом Образования, показали, что качество преподавания в стране по индексу 1ТС> составляет 0,629. Однако о качестве преподавания можно говорить в том случае, если этот индекс будет превышать 1 [206].

Система среднего, профессионального, высшего образования требует пересмотра приоритетов с учетом реальных потребностей рынка труда. При этом необходимо создать систему изучения потребности рынка труда в специалистах, уметь прогнозировать развитие ситуации, и исходя из этого, определять заказ для системы подготовки кадров профессионального и высшего образования. Также требуется развитие материально-технической базы профессионального и высшего образования (создание лабораторий для инженеров, химиков, физиков и т. д.), поднятия качества образования посредством создание новых образовательных стандартов и повышения уровня самих преподавателей. Образование является одним из важнейших составляющих настоящего и будущего экономического развития страны.

3. Приоритетный курс полной" либерализации экономики, ценообразования и приватизациягосударственнойсобственности, которые были указаны как приоритетные направления* государственной политики, привел к тому, что производители товаров и услуг устанавливали мировые цены за свою продукцию. Так, сводный индекс потребительских цен вырос и в 1992 году и составил 1420% по отношению к 1991 году [62]. Кроме повышения цен на продукцию, в эти годы начинается активный рост в. Республику импорта, а отечественная продукция оказалась неконкурентоспособной. В Республике Таджикистан наблюдается асимметриямежду страновым импортом И' направлениями экспорта, которая в последнее время имеет тенденцию ' роста. Географическая отдаленность Таджикистана и слаборазвитые транспортные линии, в сочетании, со слабыми региональными торговымисвязями, ощутимо сильно влияют на структуру внешней торговли. ВРеспублике практически полностью завершен процесс приватизации государственной собственности, из 11 862 объектов приватизировано 11 230 объектов. Из этого числа 9910 составляют объекты малой приватизации и 1320 — средние и крупные предприятия [163]. Первоначальные ожидания, которые возлагали на процесс приватизации как на форму собственности, способную изменить и подготовить предприятия в Республике к рыночным отношениям, и, тем самым, повысить конкурентоспособность самих предприятий и их продукции, практически не оправдало себя. В настоящее время для изменения ситуации государству нужно принимать действенные меры, которые способствовали бы становлению и развитию приватизированных предприятий. Для этого провести комплексные меры: в первую очередь, провести полный анализ деятельности приватизированных предприятий и выявить тенденции производства продукции в настоящее время в сравнении с советским периодомпринятие пост приватизационной программы основной целью которого является реанимация не работающих приватизированных предприятий;

— провести аудит базы основных средств, которые имелись в том или ином предприятии, заводе, фабрике в. советское время с остатками в настоящее времянеобходимо выявить, с какими сложностями сталкиваются приватизированные предприятия (жесткое законодательство, низкие или наоборот высокие таможенные пошлины, налоги, и т. д.).

4. С изменением социально-экономической системы, в Республике происходят изменения1 и в макроэкономических показателях, в частности в структуре ВВП. Структура внутреннего валового продукта в Республике Таджикистан за 2010 г. выглядела следующим образом: производство товаров — 29,8%, производство услуг — 57,0% налоги — 13,2%. При этом данные показатели 2001 года, показывали абсолютно иную тенденцию, где на долю производства товаров^ приходилось 60,0% в структуре ВВП страны, а на долю производства услуг и налогов" 31,0% и 9,09% соответственно [17,115]. Это является свидетельством того, чтог структура экономики Таджикистана изменяется в сторону увеличения доли услуг и снижению доли материального производства. Такое увеличение доли услуг связано с развитием, прежде всего, институтов торговли, отраслей бытового обслуживания, а также в сфере финансово-кредитного обслуживания микро-заемных организаций, фондов, страховых компаний" и т. д. При этом не достаточно развиты консультационные услуги (аудит, аутсорсинг, аутстаффинг, посреднические услуги и т. д.), высокотехнологичные услуги.

5. Либерализация экономической? деятельности в стране способствовала тому, что в начале 2000;х годов в Республику Таджикистан наряду с технической, гуманитарной помощью стали поступать и иностранные инвестиции. В ходе исследований выявлено, что первые потоки иностранных инвестиций имели природно-ресурсную направленность, добыча и переработка золота. Со временем ситуация начала меняться. Так, например, наибольшие инвестиции за период 2007;2010 годы были осуществлены в следующие сектора экономики страны: финансовый лизинг — 169,4 млн долл., энергетика — 119 млн долл., строительство — 201, 4 млн долл., банковские услуги — 194,4 млн долл., с связь — 188,9 млн долл. США [137]. Самыми крупными инвесторами в экономику страны являются компании из таких стран, как Россия, Иран, Казахстан, Кипр,* Китай, ' Канада, США, Великобритания. Кроме того выявлена тенденция, что совместные предприятия, которые создаются на основе прямых инвестиций, работают по схеме «Вложение — Добыча — Продажа (экспорт)1 — Получение прибыли». Инвестиционная политика Таджикистана должна быть направлена на на схему «Вложение — Добыча — Переработка — Продажа на внутреннем рынке — Продажа (экспорт) — Получение прибыли». Необходимо привлечь инвесторов в трудоемкие отрасли, где имеются достаточные трудовые ресурсы: сельское хозяйство, текстильная промышленность. На основе анализа структуры экономики разработана инвестиционная «схема отраслей экономики, где создание совместных предприятий, с участием иностранного капитала, является наиболее благоприятнымдля* Республики — это в первую очередь сельскохозяйственный комплекс, энергетический комплекс, в том числе гидроэнергетика, туристическая отрасль и др.

6. Несмотряна то, что в структуре ВВП доля сельского хозяйства показывает отрицательный тренд, сельское хозяйство продолжает оставаться одной из самых важных отраслей, экономики. Проведенные исследования показали, что в. структуре ВВП 1995 года на долю сельского хозяйства приходилось 36,7%, в 2005 году 21,2%, а в 2009 году 18,6% [185]. Большая часть трудоспособного населения страны продолжает работать в сфере сельского хозяйства. Так динамика занятости 2009 года к 1998 году показывает нам, что доля занятых в сельском хозяйстве за исследуемы период повышается. За 11 лет численность работников сельского хозяйства выросла на 344 тыс. чел. и составила 1,434 млн. чел. В то время как численность работающих в промышленной сфере сократилось на 32 тыс. человек [17]. На наш взгляд, необходимо пересмотреть стратегию развития сельского хозяйства Республики Таджикистан, перейти от экстенсивного пути развития на интенсивный путь. Поэтому необходимо решить, такой вопрос, как при ограниченных земельных ресурсах Таджикистана наиболее рационально развивать как технические культуры, так и другие видььсельскохозяйственных, культур. Для этого влервую очередь, автором предлагается: ;

— созданиеселекционно-семенных лабораторий-: ,.

— восстановление химической промышленности дляпроизводства сельскохозяйственных удобрений;

— восстановление инфраструктуры (ирригационно-оросительных систем) сельскохозяйственного комплекса Республики;

— качественное и количественное обновление сельскохозяйственной техники (использование лизинговых инструментов). Проведенные исследования показывают, что из более, чем 60* тысяч: тракторовкомбайнови другой сельскохозяйственной? техники, которыми. располагала Республика в 1991 году, их количество в 2009 году составило всег0'лишь.22'484-ед. [17,149];

— создание условий? ш стимулов для? выпускапродукции глубокой степени: переработки хлопка-сырца и других сельскохозяйственных продуктов и сырья, для: этого требуется: кооперация сельскохозяйственного, и промышленного комплексов: страны кроме: того можно рассмотреть вопросы: льготного кредитования, снижения налогового: бремени, помощь, государства в приобретении основных фондови т.д. Так, по данным доклада программы развития ООН, организация переработки хлопка-волокна в стране может принести' валовой доход, в размере 1,5 млрд долл. США. Если даже 40% производимого хлопко волокна будет переработано в пряжу и тканито валовая выручка от реализации может увеличиться примерно в 2,1 раза, а доходная: насть государственного бюджета —в 2,3 раза [206].

7. Установленочто доля промышленностиРеспублики Таджикистан за годы независимости в структуре ВВП снизилась с 34,09% в 1991 до 14,30% в.

2009 году [185]. В стране наблюдается процесс деиндустриализации, количество промышленных предприятий снизилось с 2308 ед. в 1991 г. до 1331 ед. в 2007 г. Выпускаемая промышленная продукция имеет малую степень переработки. Оценки показывают, что вывоз на экспорт готовой продукции из алюминия, взамен первичного алюминия, может многократно увеличить валютные поступления в Республику, а одна тонна первичного алюминия, отправленного не на экспорт, а на изготовление проката, увеличивает добавленную стоимость на 600 долл. США" [206]. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию в этом секторе дополнительных рабочих мест. Таким образом, ежегодные потери только от экспорта необработанного первичного алюминия составляет более 100 млн долл. Кроме того, установлено, что государственный бюджет, который на сегодняшний день имеет социально-ориентированную направленность, не способствует развитию промышленности. На наш взгляд, именно государство должно стать инициаторами мер и разработки стратегий развития промышленности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Государство посредством увеличения доходной части бюджета или оптимизации расходной, должно реанимировать данную отрасль экономики как стратегическую и жизненно важную для страны.

8. Доказано, что электроэнергетический комплекс занимает приоритетное место в развитии промышленности. В* отличие от остальных отраслей промышленности ежегодные бюджетные расходы в эту отрасль стабильно повышаются, это связано с тем, что население Республики, промышленность и другие сферы экономики ощущают острый дефицит электроэнергии. К тому же Таджикистан входит в десятку стран мира по запасам гидроэнергоресурсов, с возможностью выработки электроэнергии в 527 млрд. кВт-ч в год [43]. В настоящее время вырабатывается в среднем около 17,0 млрд. кВт*ч, что в 31 раз меньше потенциально возможного уровня выработки. Кроме того, развитие данной отрасли позволит Республике в достаточно больших объемах экспортировать электроэнергию в другие страны региона Афганистан, Пакистан, по проекту CASA 1000 и т. д. Исследования показали, что электроэнергетические потери внутри страны равняются порядка 17% от вырабатываемой электроэнергии, при уровне потерь в западных странах и РФ 6−10%. На наш взгляд, со стороны ОАХК «Барки Точик» должны быть приняты следующие меры, направленные на минимизацию энергетических потерь:

— замена устаревшего оборудования, модернизация сетей и оптимизацию процессов электроснабжения;

— ввод в строй энергосберегающих технологий, усовершенствование системы учета энергии;

— повышение эффективности работы персонала и проведение точного учета1 потребителей электроэнергии в целом по Республике.

Государству в переходный период необходимо активизировать свои усилия в вопросах постройки новых ГЭС, например, «Рогунской ГЭС», «Сангтудинской ГЭС-2″ (таджикско-иранский проект), каскад „Нуробадских ГЭС“ (таджикско-китайский проект), так и заниматься вопросами оптимизации и реконструкции уже имеющихся гидросооружений, при» этом создать условия для привлечения инвестиций.

9. Исследование показало, что' комплекс двусторонних отношений с Российской Федерацией, занимает первостепенное место в системе внешнеполитических, внешнеэкономических приоритетов Республики Таджикистан, со времени обретения Республикой независимости, в этом направлении сходятся, прежде всего, ключевые экономические и стратегические интересы Таджикистана.

10. Показано, что за весь период рыночных преобразований, товарная структура внешней торговли с Российской Федерацией и внутренняя производственная структура Республики Таджикистан практически не изменились, что отражает медленный прогресс структурных и экономических реформ проводимых в Республике. В современных условиях, экспорт электроэнергии, хлопка-волокна и алюминия продолжают генерировать более половины ВВП.

11. В Республике Таджикистан наблюдается изменение в географической структуре импортных и экспортных операций, которое в последнее время смещается в сторону стран дальнего зарубежья. Географическое расположение Таджикистана и слаборазвитая транспортная инфраструктура, в сочетании со слабыми региональными торговыми связями, довольно сильно влияют на объемы и структуру внешней торговли с Российской Федерацией.

12. Анализ двухсторонних торгово-экономических отношений Российской Федерации с Республикой Таджикистан также показал, что в структуре российского экспорта в Таджикистан превалирует доля таких статьей, как ГСМ, строительные материалы (древесина и изделия из них) и металлы, в то же время основными статьямиэкспорта Республики Таджикистан в Российскую Федерацию являются хлопок, сухофрукты, текстильная продукция. Такая динамика показывает нам, что в обоих направлениях экспортируются товары и сырье, прошедшие только первичную обработку, что не соответствует имеющемуся потенциалу этих стран. На наш взгляд, Таджикистан мог бы поставлять в РФ' натуральные ткани из хлопка и шелка, природные минералы, полудрагоценные камни, урановые концентраты и т. д. а Россия в Таджикистан сельскохозяйственную технику, автомобильную технику, увеличить объем поставок зерновых, и т. д. что улучшило бы товарооборот двух стран и укрепило бы торгово-экономическое сотрудничество.

13. Исследование показало, что российские инвестиции являются самыми значительными, их накопленный объем к 2010 г. в экономике Таджикистана составляет порядка 1,2 млрд долл. США. За период с 2000 г. по" 2010 г. было реализовано несколько крупных совместных инвестиционных проектов (Сангтудинская ГЭС-1, отель Hyatt Regency Dushanbe и т. д.). Для увеличения инвестиционной привлекательности Республики автором предложены некоторые меры: активизация инвестиционного взаимодействия на государственном уровнесоздание совместных государственно-частных инвестиционных фондовсовершенствование инвестиционной и законодательной инфраструктуры. Кроме того, необходимо принят государственную программу, направленную на улучшение инвестиционного климата, более активное привлечение российских инвесторов с помощью проведения бизнес форумов, а также на основе межрегионального взаимодействия.

14. Изучение миграционных процессов из Таджикистана в Российскую Федерацию показал, что данное направление является одним из самых сложных и, по сути, не урегулированных сфер. Во взаимоотношении между Таджикистаном и Российской Федерацией, количество законных и незаконных трудовых мигрантов, приезжающих на работу в РФ по данным НЫНСЯ (Агентства по делам беженцевООН), составляет более 1,5 млн. человек. Основными причинами смены места жительства иммигрантов являются экономические: низкие заработки в Таджикистане, отсутствие работы и пр. Было установлено, что незаконная миграция из Таджикистана, достигнув критической массы, способна достаточно сильно оказывать влияние на демографическую структуру населения России, рынок труда, социальную, экономическую и политическую стабильность, усугубить-криминогенную обстановку в стране.

Тем не менее, иммигранты из стран СНГ, в частности из Таджикистана, оказывают и положительную роль на экономику РФ: улучшается общая демографическая ситуация, занимаются те рабочие места, где нет претендентов среди россиян, экономия на издержках в ряде отраслей экономики (строительство, сфера услуг и др.). Для Таджикистана — это денежные переводы трудовых мигрантов, как один из источников возросших доходов населения Республики, способствует снижению уровня бедности, улучшает и повышает качественные характеристики жизни населения Республики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Республики Таджикистан «О собственности в Республике Таджикистан» от 14 декабря 1998 г.
  2. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86.
  3. Программа содействия занятости населения РТ на 2003−2005 годы -Душанбе, 2002. С. 27.
  4. Закон Республики Таджикистан «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 3 сентября 1999 года № 822 // Садои Мардум. — 1999. 16 сент.
  5. Закон Республики Таджикистан «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности». Ахбори Мачлиси Оли Чумхурии Точикистон. — 1997. — № 11.
  6. Программа экономического развития Таджикистана на период до 2015 года. Душанбе, 2004.
  7. Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (Душанбе, 08.04.1992 г.)
  8. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Российской Федерации1 и Правительством Республики Таджикистан (соглашение о свободной торговле).
  9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном учреждении торговых представительств (Душанбе, 10.10.1992 г., 10.10.1992 г.).
  10. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РТ (Москва, 25.05.1993 г.)
  11. Договор о союзническом взаимодействии между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном в XXI век от 16 апреля 1999 г.
  12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области (Москва, 25.05.1993 г.)
  13. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан (Москва, 25.05.1993 г.)
  14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности (Душанбе, 12.02.1997 г.)
  15. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан / Социально-экономическое положение Республики Таджикистан, январь-май 2009 г. 226 с.
  16. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан / Социально-экономическое положение Республики Таджикистан, январь-май 2010 г. с. 154- 165- 197- 209- 225- 228- 230−236- 232- 235- 236- 237.
  17. Агентство по статистике при президенте Республики Таджикистан / «Таджикистан в цифрах 2011» // Управление оперативной информации ГКЦ. Душанбе, 2011. — 126−129 с.
  18. , A.M. Таблицы исчисления среднегодовых темпов роста, прироста и снижения / A.M. Айрапетов — М.: Статистика, 1967. — 8, 11, 134 с.
  19. , М.К. Тенденции и проблемы внешнего финансирования экономического развития республики Таджикистан: дисс.. канд. экон. наук. — 108 с.
  20. , Э.П. Внешнеэкономическая политика / Э. П. Бабин, Т. М. Исаченко, учебное пособие: Издательство «Экономика». — 13, 14с.
  21. Банковский статистический бюллетень. — Душанбе, 2009. — № 2 (125). — 29 с.
  22. , С. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры / С. Валентей, JI. Нестеров // Вопросы экономию^ 1999, № 2. 90 с.
  23. Валетминский, Игорь. Рогуиский Гамбит «Таджикистані дистанцируется? от Российского бизнеса» / Игорь. Валетминский' // Российская Газета -Федеральный выпуск 4458 от 05.09.2007.
  24. Воротницкий, В-Э. Снижение потерь электроэнергии в электрических сетях. Динамика, структура, методы анализа и мероприятия / В. Э. Воротницкий // журнал «Энергосбережение». 2005.—№ 2.
  25. , Г. Д. Некоторые вопросы совершенствования-- инвестиционно-кредитных механизмов* взаимодействия предприятий, и банков?:/ Г. Д. Джурабоев, Н. Е. Егорова, Ф. Ф. Шарифбаева // Экономика Таджикистана: стратегия развития.—2007. № 4: —70 с.
  26. Журнал «Берг привилегии» академии горных наук: Российской Федерации / Урановый След. 2009. — № 4.
  27. , Ж. Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты/Ж. Зайончковская, Т. Иванова.— Mi: 2003.
  28. , Л.Л. О механизмах переориентации денежных потоков* в реальный сектор экономики / Л. Л. Игонина // Финансы. — М.: 2000, № 10. — 56 с.
  29. Исмаилова, М. М: Особенности рыночных преобразований административно -командной системы / Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2006.-№ 2. 124 с.
  30. Итоги социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС в 2005 году. ГенСек ЕврАзЭС, 2006. — 12−15 с.
  31. , М. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) / М. Кайзер, О. Бредникова // Миграция и национальное государство. СПб, 2004.
  32. Каюмов, Н. К. Глобализационные процессы и экономические проблемы
  33. Таджикистана / Н. К. Каюмов и др. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2003, № 4. 5 с.
  34. , Н.К. К вопросу об угрозах экономической безопасности Таджикистана / Н. К. Каюмов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. —2006, № 1. 112 с.
  35. , А.К. Смешанная экономика: трансформационная модель развития Казахстана / А. К. Кошанов и др. Алмата, 1997. — 35, 169 с.
  36. Курс экономической теории / руководитель авторского коллектива и научный редактор A.B. Сидорович // Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова. — М.: «Дело и Сервис», 2001. 231с.
  37. , В.В. Государственное регулирование экономики / В. В. Мищенко. -М.: 2002.-9, 480 с.
  38. , С. Трудовая миграция из Таджикистана / С. Олимова, И. Боек. — Душанбе, 2003.
  39. Основные показатели Системы национальных счетов. — Душанбе, 2007. — 29с.
  40. Отчет о положении женщин. Республика Казахстан. 1997. — Алматы: Изд-во «Мальвина», 1997.— 96с.
  41. Охрана окружающей среды Республики Таджикистан / Статистический сборник. — Душанбе, 2004. 8 с.
  42. , В. «Рахмон давит на газ», Таджикистан пытается выйти из кризиса с помощью иностранных инвесторов / Виктория Панфилова // Независимая Газета. — 19.06.2008.
  43. Перспективы миграции коренных народов Центральной Азии в Россию. — Новосибирск, 2003.
  44. , Г. Тарифы нужно повышать вместе с зарплатой / Г. Петров // журнал «Стратегия Развития». — 2010. № 9.
  45. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года // утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 марта 2004 года № 86.
  46. Промышленность Республики Таджикистан. — Душанбе, 2005. — 12 с.
  47. Промышленность Республики Таджикистан. — Душанбе, 2006. 29, 56 с.
  48. Промышленность Республики Таджикистан. Душанбе, 2007. — 14, 56 с.
  49. , Р.К. Вопросы повышения эффективности экономики (микроэкономический аспект) / Р. К. Рахимов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2007. — № 1.-35 с.
  50. Рахимов, Р: К. К вопросу о финансово-кредитных рычагах развития экономики Таджикистана / Р. К. Рахимов // Экономика Таджикистана: стратегия развития: — Душанбе, 2005. — № 2. — 34 с.
  51. , Р.К. Особенности и факторы экономического роста в условиях переходной экономики / Р. К. Рахимов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе, 2006. — № 2. — 74, 76−77, 78 с.
  52. , A.M. Структурные изменения экономики Республики Таджикистан / A.M. Рахимов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2004. -№ 3.- 76 с.
  53. , A.JI. История экономических учений / A.JI. Реуэль. М.: Высшая школа, 1972. — 227 с.
  54. , О. Денежно-кредитная политика, деформация денежно-кредитной системы / О. Рогова, В. Храменков // Экономист. М.: 2003. — № 3. — 41 с.
  55. Рынок Хлопка-волокна в России сегодня / доклад Президента НП «„Русское хлопковое сообщество“ М. С. Сечко // конференция в Ташкенте 24−25 мая 2005 года. — 4 с.
  56. , JI.X. Экономическая теория открытого хозяйства ис проблемы современного Таджикистана / JI.X. Саидмурадов. Душанбе: „Ирфон“, 2005. -11с.
  57. Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов: книга IV / Адам Смит // О системах политической экономии. М.: Соцэкгиз, 1935. — 32−33 с.
  58. Состояние рынка труда и миграция населения в СНГ. Исполнительный комитет СНГ. М., 2000. — С. 92.
  59. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан, январь-май 2010 г.-155с.
  60. Статистический сборник / Государственный комитет статистики Республики Таджикистан // Таджикистан: 15 лет государственной независимости Республики Таджикистан. Душанбе, 2006. — 142−143, 207, 222, 249, 335, 336,355,473 с.
  61. Статистический Ежегодник Республики Таджикистан. — Душанбе, 2007. — 138, 230, 321, 417, 421, 425, 429, 433, 437, 441 с.
  62. Статистический Ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2008. -182, 183,317 с.
  63. Статистический Ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2009. — 458с.
  64. , Ю. Проблемный анализ тенденций в экономике России переходного период / Ю. Степанов, А. Гришин // Вопросы эконотч/сики. — М.: 1994.-№ 4.-23 с.
  65. , Д. Экономика государственного сектора / Д. Стиглжц. — М.: ИНФРА-М, 1997.-718 с.
  66. , З.С. Ресурсно-экономический потенциал регионов Республики Таджикистан / З. С. Султонов. — Душанбе: Дониш, 1995. 150 с.
  67. , Д.С. Рынок и социальное развитие Таджикистана / Д. С Тагаев. — Душанбе, 1997. 192 с.
  68. , Д.С. Таджикистан: прошлое, настоящее, будущее / Д. С. Тагаев. -Душанбе, 1994.- 189 с.
  69. , С. Структурный кризис и неолиберальная глобализация / С. Трунин // Экономист. -М.: 2006. № 3. — 27 с.
  70. Угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан. — Душанбе: „Ирфон“, 2007. 124 с.
  71. , Х.Р. Налоги и налогообложение Республики Таджикистан / Х. Р. Улугходжаев, Ф. Обидов- часть 2. Душанбе, 1998. — 124 с.
  72. , Х.У. Биоклиматический потенциал Таджикистана: проблемы устойчивости и эффективности в его использовании / Х. У. Умаров, Х. М. Мухаббатов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — 2005. — № 3.- 76 с.
  73. , Х.У. Денежно-кредитные проблемы развития национальной экономики / Х. У. Умаров, З. С. Зарифова. Душанбе: „Ирфон“, 2005. — 121 с.
  74. У.Ф. Опыт развивающихся стран мира по привлечению прямых иностранных инвестиций / Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 1998. № 1. — С.84.
  75. , Х.У. Экономический рост и решение проблемы безработицы / Х. У. Умаров // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2006.-№ 2.-38 с.
  76. , В.В. Деньги, денежное обращение, инфляция / В. В. Усов. — М.: Объединение „Юнити“, 1999. 544 с.
  77. Финансы, деньги, кредит / под ред. к.э.н., доцента О. В. Соколовой. — М.: Юристъ, 2001.-423 с.
  78. , С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — М.: Дело ЛТД, 1993.-864 с.
  79. , С. Макроэкономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш. — М.: Изд. Московского Университета, ИНФРА-М, 1997. 784 с.
  80. , Ю. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения / Ю. Фокин, Е. Кирова // Экономист. М.: 1998. — № 10. — 52 с.
  81. , А. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения / А. Фоломьев, В. Ревазов // Вопросы экономики. 1999, № 9. — 47с.
  82. , В.И. Международная торговля / В. И. Фомичев, 2-ое изд. — М.: ИНФРА-М, 2001.-5 с.
  83. , М. Если бы деньги заговорили. / М.Фридман. М.: Дело, 1998. — 180, 286 с.
  84. , С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике / С. Хавина // Вопросы экономики. М.: 1994. — № 11. — 80 с.
  85. , А.Х. Региональная экономика и управление / А. Х. Хакимов и др. Душанбе: Деваштич, 2002. — 263 с.
  86. Хейне, Пол. Экономический образ мышления / Пол Хейне. — М.: СаИа1аху, 1997.-704 с.
  87. , Н.Х. Промышленная политика Таджикистана в условиях переходной экономики / Н. Х. Хоналиев // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — Душанбе, 2002. — № 3. 80 с.
  88. , Н.Х. О стратегии предотвращения деиндустриализации страны. Угрозы экономической безопасности Республики Таджикистан / Материалы конференции 10 мая 2007 г. Душанбе: Ирфон, 2007. — С. 101.
  89. Чанг, Ксюнз. Анализ развития национальной экономики Китая на период до 2000 года / Ксюнз Чанг // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -Душанбе, 1998. № 2. — 123 с.
  90. , А.В. Крестьянское хозяйство / А. В. Чаянов. — М.: Экономика, 1989. -353 с.
  91. , Э. Структурная перестройка и качество роста / Э. Чепасова // Экономист. М.: 2005. — № 3. — 41с.
  92. , Г. И. Рынок: регулирование рынка / Г. И. Черкасов. — М.:2004. -221с.
  93. , Ф.И. Государство и рынок: основы взаимодействия / Ф. И. Шамхалов М.: 2000. — 382 с.
  94. Экономика / И. И. Большакова и др. / под ред. А. С. Булатова. М.: ЬОристъ, 2000. — 896 с.
  95. Экономические реформы в Азии в переходный период. — М., 1996. — 1 ОЗ с.
  96. Экономическая теория / М. А. Абрамова и др. / под ред. В. Д. Камаева. — М.: Владос, 2000. 640 с.
  97. Adam Smith, the Wealth of Nations, ed. E. Cannan, 2 vols. (1776- repiint ed., London: University Paperbacks, 1961), 1:367
  98. Bamyeh M. A. Transnationalism. London, 2003.
  99. Bledsoe, Caroline. 1999. Critical Perspectives on Schooling and Fertility in Developing World. National Research Council. Washington D.C. National. Agency Press.
  100. Chambers R., Rural Development: Putting the Last First, 1983, p. 112.
  101. Haq and Ponzio 2008- ul Haq 1973- Jolly, Emmerij, and Weiss 2009.
  102. International Migration from Countries with Economies in Transition: 198O-1999. Population Division, Department of Economic and Social Affairs, United TSTations Secretariat. ESA/P/WP. 176. 2002. 11 September.
  103. Kuznets S. Notes on Take-off // The Economics of Take-off into Sustained Growth. L. 1963, p. 34, 41, 451.
  104. S. „Towards a Theory of Economic Growth“, Norton, New York, 1968.
  105. Lewis A. W. The Roots of the Development Theory // Handbook of Development Economics. Vol. I. 3rd ed. Amsterdam», 1993. P. 27−37.
  106. Prographics / 6 миллиардов: время выбора. Народонаселение мира, за 1999 г. // Inc. U.S.A. 1999, p. 1
  107. D.- «The Meaning of Development», New Deli, p. 3.
  108. Gross domestic product by industry account.119. http://befocus.ru/index.php?option=com content&task=view&id=4697&Itemid=2
Заполнить форму текущей работой