Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Произведение как субъектная форма бытия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный человек часто представляется как демиург, обретающий способность создавать новые реальности, не существовавшие до него ипостаси бытия. Общим смысловым ядром техники и искусства является понятие «техне». «Техне» (по-гречески) раскрывает то, что не само себя производит", оно выводится из потаенности, становясь же техникой, превращается в «производство, ставящее неслыханное требование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Произведение, человек и мир
    • 1. 1. Произведение как предмет философского исследования
  • Философское произведение. И
    • 1. 2. Произведение в системе субъект-объектного отношения
    • 1. 3. Произведение как процесс и результат творчества
    • 1. 4. Произведение в системе основных типов мироотношения
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЯЗЫК И ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
    • 2. 1. Произведение, образ и понимание
    • 2. 2. Слово, язык, речь
    • 2. 3. Картина мира как произведение
    • 2. 4. Произведение как языковая картина мира писателя и поэта
  • Выводы по главе 2

Произведение как субъектная форма бытия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Жизнедеятельность человечества невозможно представить без создаваемого им мира — произведения. XXI век поистине может быть назван веком произведения. Произведение, являясь модификацией бытия, указывает как на само бытие, так и на человека как субъекта, активно на него воздействующего. Произведение предстает как продукт этой деятельности.

Современный человек часто представляется как демиург, обретающий способность создавать новые реальности, не существовавшие до него ипостаси бытия. Общим смысловым ядром техники и искусства является понятие «техне». «Техне» (по-гречески) раскрывает то, что не само себя производит", оно выводится из потаенности, становясь же техникой, превращается в «производство, ставящее неслыханное требование перед природой — быть поставщиком энергии» [240- с. 225]. Процессы технизации вполне резонно интерпретируются как творческие, как процессы творения мира. Тогда можно утверждать, что произведение — это все, что произведено субъектом. Следовательно, произведение — субъектная форма бытия. Под формой мы понимаем все, что субъект познания вносит от себя в содержание познаваемого, совокупность отношений, определяющих объект. Здесь понятие формы сближается с понятием организации как упорядоченности, служащей выражению содержания. Организация — это совокупность форм, явлений, процессов, определяющих образование и совершенствование единства многообразных внутренних и внешних свойств и отношений объектов материального мира, их стабильное функционирование и эволюцию".

Увлекшись анализом мира естественного (природа) и искусственного (произведение), философия столкнулась с проблемой потери человека, который должен стать центральной опорой в познании, в то время как следует больше доверять познающему субъекту, так как без него познание теряет свою целенаправленность.

Произведение же необходимо рассматривать только применительно к человеку. Судя по работам большинства гуманитариев, занимающихся сегодня проблематикой творчества человека, произведение становится новым инструментом постижения реальности, сближается с категориями текста, игры, картины мира.

Актуальность анализа многомерной проблематики произведения именно в онтолого-гносеологическом контексте обоснована тем, что он предполагает не только пристальное рассмотрение действительности сквозь призму отношений «человек — общество — мир», но, в первую очередь, имеет целью формирование адекватного теоретического и практического отношения к миру, нахождение путей и каналов ориентации и жизнедеятельности человека и общества.

Кризисные явления современного общества обуславливают актуальность проблематики произведения, которая связана с необходимостью определения места субъекта-человека в поле бытия.

Состояние разработанности проблемы. Поле, изысканий конституируется как принципиально мультидисциплинарное, объединяющее онтологию и гносеологию, историю, антропологию, культурологию, I психологию, искусствознание, литературоведение и другие сферы, поэтому диапазон научных исследований, к которым мы обращались, достаточно широк и разнообразен.

Историко-философский аспект диссертационного исследования разработан с привлечением работ Р. Декарта, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, И. Г. Фихте, К. Маркса, В. И. Вернадского, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, Н. А. Бердяева, П. П. Гайденко, X. Ортега-и-Гассета, К. Ясперса, О. Шпенглера, М. Хайдеггера и других философов, уделяющих самое пристальное внимание проблемам творимого человеком мира. В этой связи в работе использованы многочисленные работы по философии техники и близкие к этой тематике произведения следующих философов: Н. А. Бердяева, С. П. Булгакова, М. Хайдегтера, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера, С. Лема, А. В. Дахина, М. М. Прохорова, В. А. Щурова.

Творчество как создание нового социально или индивидуально ценного произведения рассмотрено в трудах С. А. Семенова, В. И. Плотникова,.

A.П. Окладникова, А. П. Черныша А.Д. Столяра и др.

Функционирование произведения в области искусства представлено в работах Р. А. Куренковой, Е. В. Волковой, Ю. Бореваприрода литературного произведения анализируется в трудах Б. Дземидока, Ю. М. Лотмана,.

B.А. Грехнева, В. Е. Хализева, И. К. Кузьмичева и др.

Установлено, что в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование произведения в условиях обращения к нему представителей самых разных гуманитарных дисциплин. В целом следует отметить недостаточную разработанность проблемы соотнесенности искусственного и естественного как ипостасей бытия в произведении. В настоящей работе осуществляется попытка целостного анализа проблематики искусственной среды с целью содействия разработке стратегических основ человеческой жизнедеятельности. Раскрытие специфики существования произведения в современной культуре поможет выяснить суть происходящих внутри нее процессов и выбрать определенный план действий для преодоления кризисной ситуации.

Анализ выявил основное противоречие между актуальностью проблемы понимания произведения как субъектной формы бытия и недостаточной разработанностью её в философской теории.

Таким образом, проблема исследования состоит в разрешении указанного выше существующего противоречия.

Цели исследования: 1) дать анализ произведения в контексте отношения мира человека с миром бытия;

2) исследовать взаимоотношения произведения с языком и языковой картиной мира.

Реализация поставленной цели достигается за счет многоуровневого подхода к проблеме: а) исторический и историко-философский анализ формирования понятия произведения, позволяющий установить его характерные черты и дать определениеб) функционирование произведения в различных сферах человеческой жизнедеятельностив) выявление мировоззренческих оснований, плодотворных с точки зрения гармонизации бытия субъекта.

Объект исследования: произведение в контексте философской онтологии и теории познания. Как известно, объектом называется тот аспект предмета, который специально выделяется для исследования.

Предмет исследования есть тот фрагмент реальности, который выделяется для исследования субъектом. Предметом исследования в нашем случае выступает произведение как явление человеческой культуры.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования предполагается решить следующие конкретизирующие задачи исследования, которые определяют логику построения работы:

1. Определить место произведения в системе взаимоотношений человека и мира (бытия):

— рассмотреть произведение как предмет философского исследования, выявить специфику философского произведения в отличие от его других разновидностей;

— выявить изменение соотношения субъективного и объективного в произведении как субъектной форме бытия;

— рассмотреть произведение как процесс и результат творчества;

— проанализировать произведение в контексте основных типов мироотношения. 2. Исследовать произведение с точки зрения отражения в нем языка и языковой картины мира:

— установить роль образа в понимании произведения;

— проанализировать соотношение и значение слова, языка и речи в произведении;

— представить произведение как картину мира, сотворенную субъектом познания;

— изучить специфику произведения как языковой картины мира писателя и поэта.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составили результаты современных исследований по проблемам онтологии и теории познания, теории и истории мировоззрения, работы специалистов в области аксиологии и праксеологии. ^.

Методы исследования. Сложность объекта исследования предполагает использование комплекса методов. Методологической основой диссертационного исследования являются:

1) концепция диалектики, не исключая исторического подхода к проблеме, предполагающая исследование элементов, качеств и отношений в произведении в отдельности и структурирование произведения в целом. Вооруженность диалектическим методом позволяет, находясь в русле целостного восприятия проблематики настоящего исследования, детально прорабатывать отдельные его аспекты. Важно отметить, что с помощью основных принципов диалектического метода (принцип развития, изучающий развитие произведенияпринцип диалектического противоречия — выявление внутренне противоречивых тенденций и сторон, моментов устойчивости и неустойчивости в структуре произведенияпринцип всеобщей связираскрытие взаимодействия субъективного и объективного в произведении) возможно учитывать различные ступени организации произведения и рассматривать его стороны и отношенияпринцип гуманизма, рассматривающий человека как высшую ценность. При обобщении большого теоретического материала мы стремились к всестороннему охвату явлений и их системной организации, учитывая полярные свойства и процессы, и опирались на принципы полярности, объективности и системности;

2) для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ философской литературы, результатов диссертационных исследованийметоды сравнительного анализа и метод исторической реконструкции.

Научная новизна исследования. Научная новизна проведенного диссертационного исследования состоит в целостном философско-методологическом анализе и обосновании понимания произведения как субъектной формы бытия, его организации самим субъектом:

— исходным в разработке содержания понятия произведения является способ познания субъектом бытия;

— подвергнут анализу большой историко-философский материал, на основании которого сопоставлены различные концепции субъекта и объекта в их соотношении с произведением;

— проведен анализ современных исследований проблемы творчества с целью выявления творческого компонента в произведении с процессуальной и результативной сторон;

— определена роль произведения в формировании коэволюционной модели мироотношения, актуальной для современностидана интерпретация понятая произведения в рамках мировоззренческой парадигмы трех типов мироотношения (созерцательного, преобразовательного и коэволюционного),.

— установлено значение слова, языка и речи в понимании произведения;

— уточняется смысловой ракурс языковой картины мира, на основе анализа произведения как языковой картины мира показана его специфика в картине мира, в том числе в картине мира писателя и поэта.

Теоретическая значимость исследования. Осуществляется поиск мировоззренческих основ жизнедеятельности субъекта в условиях среды, приобретающей все большую искусственность. Выдвигается и обосновывается тезис об актуальности и стратегической плодотворности коэволюционной парадигмы как основного контекста толкования произведения. В ценностно-смысловом пространстве культуры рациональности появляются реальные возможности преодоления крайностей научно-технического рационализма на основе включения коэволюционного произведения как синтеза образа в созерцательном и изобретения в активистском мироотношениях.

Практическая значимость исследования. Работа может быть использована для разработки учебных, в частности, лекционных, курсов по онтологии и теории познания, социальной философии, антропологии, философии науки и техники, по проблемам человековедения, в работе методологических семинаров по проблемам современной философии, при изложении аспирантского курса «История и философия науки».

Положения, выносимые на защиту:

1. Произведение является посредником взаимоотношения мира человека с миром бытия. Человек как субъект связан с миром, бытием через произведение. Любое произведение является субъектной формой бытия.

2. Творчество субъекта (автора, героя, публики и т. п.) представляется основой процесса создания произведения, выступающего также и результатом творчества.

3. Сущностными характеристиками категории произведения являются ее универсальность и конкретность. Это определяет ее значение в философской онтологии, способствуя уяснению соотношения естественного и искусственного в системе основных типов мироотношения.

4. Язык и языковая картина мира как формы актуализации субъектом бытия являются основным средством создания произведения.

5. Языковая картина мира писателя или поэта предстает как произведение, то есть индивидуально и творчески вербализованное представление о мире, пропущенное через призму сознания поэта, внутренняя духовная действительность, которую художник стремится выразить вовне, используя материальный носитель.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования на различных этапах работы обсуждались на методологическом семинаре аспирантов кафедры философии, докладывались на V-VII Международных конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, 2004;2006 гг.) — на V-VII Всероссийских конференциях «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Н. Новгород, 2004;2006 гг.), на заседаниях кафедры философии Волжского государственного f I инженерно-педагогического университета, II Общероссийской межвузовской научной конференции «Мировоззренческая парадигма в философии: философия как теоретическое мировоззрение» (23−25 ноября 2004 г.), IX-X Нижегородских сессиях молодых ученых (гуманитарные науки) «Голубая Ока» (2004;5 гг.) и др.

В 2005 г. соискатель удостоен именной стипендии им. ак. Г. А. Разуваева.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Выводы по главе 2.

К бытию человек приходит через понимание. Процесс понимания неизбежно связан с приданием дополнительного смысла тому, что пытаются понять. Следовательно, понимать текст, как его понимал автор, недостаточно. Это значит, что понимание является творческим и не сводится к простому воспроизведению авторского смысла, а обязательно включает критическую его оценку, сохраняет позитивное, обогащает его смыслом современных реалий и органически связано со смыслом авторской позиции.

Произведение как форма организации бытия должно быть понято, даже если им является образ, образ бытия. Такое произведение является результатом созерцательного типа мироотношения, отдающего приоритет миру по сравнению с человеком. Данный тип мироотношения, представляя человека прежде всего как существо природное, биологическое, должен стать одной из основ (наряду с активистским) формирования коэволюционного мироотношения, итогом которого стало бы «произведение» в самом его широком понимании как наиболее оптимально организованная субъектом форма бытия, удовлетворяющая специфические потребности человека без непоправимого ущерба окружающей среде и себе как биологическому виду.

Процесс понимания представляет собой событие языка. Осмысленное бытие (осознающее себя) есть бытие произведения в языке. Применительно к трем разным уровням бытия, присутствующим в произведении, выделяются соответствующие языковые функции: регулятивная функция, креативно-когнитивная, экзистенциальная.

Слово" - это слово, направленное к субъекту и «внимаемое» им, интенциональное, ситуативное по появлению и возможности уловить его смысл. Речь, или говорение, — это «способ бытия языка». Язык живет процессом речи.

Картина мира — целостный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека. Картина мира как произведение выделяется в структуре языка (в широком смысле). Следовательно, любая картина мира является языковой. Произведение поэтому есть картина определенным образом организованного, актуально значимого для субъекта, ценностно нагруженного мира.

Произведение как индивидуальная языковая картина мира — творческий акт интерпретации и моделирования мира в языке. Языковая картина мира поэта — индивидуально и творчески вербализованное представление о мире, пропущенное через призму сознания поэтавнутренняя духовная i действительность, которую художник стремится воплотить вовне. Язык художественных произведений — это разновидность языка писателя и поэта, связанная с художественным освоением бытия, творческим использованием языковых единиц, подчиненных единому художественному замыслу. Языковая система с наибольшей полнотой выражается в художественном стиле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение произведения в онтолого-гносеологическом аспекте, безусловно, не исчерпывается рамками настоящего исследования. Ограниченный нормативный объем не позволил, во-первых, детально рассмотреть другие выделенные нами виды произведения, например, изобретениево-вторых, обозначенная проблематика, без сомнения, является обширной и многогранной, вследствие чего многие проблемы остались в стороне и требуют глубокого изучения.

Тем не менее в настоящем исследовании мы попытались наметить основные пути анализа произведения как организуемой субъектом формы бытия, а главное, выявить взаимосвязь данной категории с языком и языковой картиной мира, в частности, картиной мира писателя и поэта.

Общие итоги проделанной работы позволяют сделать следующие выводы.

Изучена степень разработанности в онтологии и теории познания проблемы произведения как субъектной формы бытия. Показано, что данная проблема недостаточно полно освещена в философии. Одной из важнейших причин этого является отсутствие разработанных критериев, по которым можно ' дать определение произведению как категории.

Произведение определено как субъектная форма бытия. Эта формула указывает как на бытие, модификацией которого является всякое произведение, так и на человека как субъекта, активно воздействующего на бытие, в результате чего возникает произведение как продукт его деятельности. Однако при этом обнаруживается сложность анализа произведения. Так его можно интерпретировать как «форму бытия», в границах которого протекает человеческая деятельность, ибо он (человек) не есть существо, ютящееся где-то вне бытия и создающее свои произведения из «ничто». В то же время произведение может и должно быть рассмотрено не только в реистическом смысле, но и в реляционном аспекте взаимодействия человека с окружающим миром. Произведение может быть рассмотрено и в отношении к субъекту и в отношении субъектов, как это делает, например, М. М. Бахтин. Далее, как продукт деятельности субъекта произведение не только материально, будучи формой бытия, но есть и опредмеченное идеальное содержание. Уже сказанное свидетельствует о том, что изучение произведения как бы стягивает воедино целый комплекс пластов и смыслов.

Бытие получает в конечном счете выражение посредством языка. Язык, являющийся выразителем мировоззренческих констант, представляет собой систему систем, в которой все уровни языка участвуют в процессе экспликации человеческого мировосприятия. Все компоненты объединены системными отношениями в языке. Субъект творит картину мира с помощью языка. Бытие в мире как основной принцип человеческого существования становится для него произведением.

Произведение как языковая картина мира представляет собою творческий акт интерпретации и моделирования мира в языке. Языковая система с наибольшей полнотой выражается в художественном стиле, так как личность писателя, поэта наиболее полно реализуется в художественном творчестве. При анализе языковой системы писателя и поэта следует исходить из того, что в ней нет «чужих» заимствованных значений, слов, цитат, все элементы включены в систему языка автора, освоены им. Языковая система тогда не должна обязательно быть полностью представленной в произведениях автора, оставаясь лишь тем, от чего он отталкивается и без чего нельзя понять смысл всего творчества.

Помимо указанных наиболее общих результатов исследования, диссертация выявила ряд проблем, нуждающихся в специальном изучении. Требует дальнейшего осмысления классификация и специфика видов произведения, в частности по их носителям (поэт, философ, ученый, религиозный деятель и др.). Необходим анализ отличий произведений на одинаковые темы. Следует рассмотреть произведение в отношении к истине как субъективному образу объективного мир. Заслуживает изучения произведение в виде любого продукта деятельности человека, но исключающего произвол субъекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.С. Неявная субъективность / Абрамов С. С. Томск, 1991. -206 с.
  2. , Т.В. Эстетическая теория / Т. В. Адорно. М.: Республика, 2000. -239 с.
  3. В.П. Историческая антропология. М., 1979. — 427 с.
  4. , Б.Т. Процессуальный подход к семантике. / Б. Т. Алексеев // Mixtura verborum'2002: По следам человека: Сб.ст. Самара: СГУ, 2002. -168 с.
  5. , П.В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Высшая школа, 1997.-405 с.
  6. Американская философия искусства: основные концепции втор. пол. XX в. / Под. ред. Б. Дземидока. Екатеринбург, 1997.- 341 с.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человековедения / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л., 1969. -361 с.
  9. , Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира / Р. В. Анисимова // Сб. науч. тр. / МГПИЯ им. М.Тореза. -Вып. 341. М., 1989. — С. 66−71.
  10. Ю.Апель, К. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка / К. О. Апель // От я к другому. Минск, 1997. — 315 с.
  11. П.Апресян, Ю.Д. О человеке по данным языка / Ю. Д. Апресян // Вопросы языкознания. 1995. -№ 1. — С. 55−66.
  12. Аристотель. Поэтика // История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. Т.1. — М.: Наука, 1962. — 364 с.
  13. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1977. — 895 с.
  14. М.Аскин, Я. Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование / Я. Ф. Аскин. -М.: Мысль, 1966.-200 с.
  15. , М.Н. Западные концепции художественного творчества / М. Н. Афасижев. М.: Высшая школа, 1990. — 174 с.
  16. , Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.
  17. , Г. С. Познание, деятельность, общение / Г. С. Батищев // Теория познания. Социально-культурная природа познания. М. Высшая школа, 1991.-Т.2.-369 с.
  18. , JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / JI.M. Баткин. М.: Прогресс, 1989. — 298 с.
  19. , М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1986.- 400 с.
  20. , М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984−1985. М., 1986. — 301 с.
  21. , С. Д. Природа искусства: о некоторых сторонах художественного творчества / С. Д. Безклубенко. М.: Политиздат, 1982. -166 с. '
  22. , Н.И. Философия языка в России: к истории русской лингвофилософии / Н. И. Безлепкин. СПб.: Искусство, 2002. — 268 с.
  23. , А. Поэзия слова / А. Белый. Петроград, 1922.
  24. Бердяев, Н. А: Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М. Политиздат, 1989. — 304 с.
  25. , Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М.: Наука, 1993. — С. 296−298.
  26. , И.А. Проблема творчества и буддийская традиция / И. А. Бескова // Вопросы философии. 1999. -№ 7. — С. 158−173.
  27. , В.В. Язык философии / В. В. Бибихин. М.: Прогресс, 1993. -404 с.
  28. , B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  29. , Ю. Эстетика / Ю. Борев. М.: Изд-во полит, лит., 1981. — 399 с.
  30. , Ю. Эстетика: в 2-х тт / Ю. Борев. Смоленск: Русич, 1997. -415 с- 364 с.
  31. , Г. А. Язык и картина мира / Г. А. Брутян // НДВШ Философские науки. 1973.- № 1.- С. 108−110.
  32. , Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании / Г. А. Брутян // -Методологические проблемы анализа языка: Сб. ст. / Отв. ред. Г. А. Брутян. Ереван: Изд-во Ереван. ун-та, 1976. — 294 с.
  33. , М. Проблема человека / М. Бубер. М., 1995. — 429 с.
  34. , Р.А. Писатели о языке и язык писателей / Р. А. Будагов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 280 с.
  35. , Р.А. Человек и его язык / Р. А. Будагов. М.: Изд-во МГУ, 1976. -429 с. I
  36. , С.П. Первообраз и образ / С. П. Булгаков. М.: Искусство, 1999.-415 с.
  37. , С.П. Философия имени / С. П. Булгаков. СПб.: Наука, 1 999 447 с.
  38. , Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Изд-во МГУ, 1997. -300 с.
  39. , И.И. Тендерный аспект существования человечества / И. И. Булычев // Мировоззренческая парадигма в философии: экзистенциальный аспект. Н. Новгород: ВГИГГУ, 2006. — С. 246−264.
  40. , Ф. Новый Органон / Ф. Бэкон. Ленинград: ОГИЗ-СОЦКГИЗ. Ленинградское отделение, 1935. — 582 с.
  41. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация / Т. Ван Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  42. , М. Модели. Репрезентация и научное понимание / -М. Вартофский: Пер. англ. / Общ. ред. и послесл. И.Б. «Новика и В. Н. Садовского. -М.: Инфра-М, 1988.-245 с.
  43. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая / Отв.ред., сост. М. А. Кронгауз. -М.: Русские словари, 1997.-411 с. I
  44. , Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм) / Т. И. Вендина. М.: Искусство, 1998. .357 с.
  45. , В.И. Биосфера / В. И. Вернадский. М.: Ноосфера, 2001. -244 с.
  46. , А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. — 404 с.
  47. , В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. — 240 с.
  48. , Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. 4.1. — М.: Наука, 1994. — 458 с.
  49. Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волкова. -М.: Искусство, 1988. 269 с.
  50. , Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е. В. Волкова. — М.: Искусство, 1976. — 342 с.
  51. , Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: СГУ, 2001. -211с.
  52. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.-654 с.
  53. Гадамер Г.-Г. Истина и метод/ Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. -596 с.
  54. , П.П. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля / П. П. Гайденко // Философия природы в античности и средние века. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 412 с.
  55. , П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. — С. 12−18.
  56. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. — 139 с.
  57. , Н. Исследования по эстетике / Н. Гартман. М.: Наука, 1958. -358 с.
  58. , Г. Д. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос / Г. Д. Гачев. М.: Прогресс, Культура, 1989. — 479 с.
  59. , Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр / Г. Д. Гачев. М.: Прогресс, 1968. — 450 с.
  60. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: Наука, 2000. -495 с.
  61. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель: В 4-х тт. Т. 3. — М.: Наука, 1968. -415 с.
  62. Гегель, Г. В. Ф. Эстетика / Г. В. Ф. Гегель: В 4-х тт. Т. 1. — М.: Наука, 1968. -347 с.
  63. , О.И. «Искусственные» и «естественные» системы знания / О. И. Генисаретский // Методология: вчера, сегодня, завтра. Т 1. — М.: Шк. культ, политики, 2005. — 472 с.
  64. , Ф.И. Ускользающее бытие / Ф. И. Гиренок. М.: ИФРАН, 1994. — 220 с.
  65. , В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбодьдт / Под ред. В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984. — 397с.
  66. , С.С. Смысл возможного. Коннотационная семантика / С. С. Гусев. -СПб.: Алетейя, 2002. 192 с.
  67. , Ю.А. Познание и творчество: логико-гносеологические проблемы художественного творчества / Ю. А. Гусев. Минск, 1987. — 253 с.
  68. , Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейской науки и трансцендентальная феменоменология. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. М.: ACT, 2000. — 752 с.
  69. , А.В. Феноменология универсальности в культуре: Монография / А. В. Дахин. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. — 148 с.
  70. , Р. Избранные произведения / Р. Декарт. М.: Госполитиздат, 1950.-712 с.
  71. , Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля / Ж. Деррида. СПб.: Алетейя, 1999. — 208 с.
  72. , Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. М.: Академический проект, 2000. — 495 с.
  73. Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. М., 1987. — 255 с.
  74. , А.К. Художественный образ / А. К. Дремов. М., 1961. — 406 с.
  75. , JI. Пролегомены к теории языка / JI. Ельмслев // Новое в лингвистике. Вып 2. — М.: Наука, 1960.
  76. , Ю.В. Инобытие и понимание / Ю. В. Желтов. Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. — 204 с.
  77. , Ю.В. Категория инобытия в философской онтологии, науке и практике: Автореф. дисс.канд.филос. н.: 09.00.01. / Ю. В. Желтов. -Н.Новгород: ВГИПА, 2003. 22 с. 86.3абияко А. П. Образ // Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х тт.
  78. ННГАСУ, Рос. акад. образования, 2004.-418 с. 91.3ись, А. Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы / А. Я. Зись. М.: Искусство, 1975. — 447 с.
  79. , Е.А. Автор текст — читатель в творчестве М. Булгакова / Е. А. Иваныпина. — Воронеж: ВГПУ, 1988. — 298 с.
  80. , И.Ф. Проблема артефакта: онтология, эпистемология, аксиология / И. Ф. Игнатьева. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 86 с.
  81. , М.С. Культура философия — искусство (Диалог) / М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М.: Знание, 1998. — 64 с. — (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Эстетика" — № 2.
  82. , М.С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. СПб: Петрополис, 1986. — 544 с.
  83. Камю/ А. Бунтующий человек / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. -М.: Политиздат, 1990. 329 с. г
  84. , И. Сочинения: В 6 тт. / И. Кант. М.: Наука, 1964. — Т. 3. — 350 с.
  85. Каракунц-Бородина, JI.A. Языковая личность В. Набокова как автора художественного текста: Лексический аспект: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Л.А. Каракунц-Бородина. Уфа, 2000.-20 с.
  86. , Л. Феноменология смеха / Л. Карасев // Человек. № 2. — 1990. -С. 41−46.
  87. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-412 с.
  88. Картина мира: Язык, философия, наука: Материалы всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых (1−3 ноября 2001 г.). -Томск, 2001.-302 с.
  89. , И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии / И. Т. Касавин // Вопросы философии. 2004. — № 11. — С. 27.
  90. , С. Д. Содержание слова и обозначение / С. Д. Кацнельсон. Л.: ЛГУ, 1965. — 512 с.
  91. , Л.П. Очерки исчезающей предметности (очерки о синергетике языка) / Л. П. Киященко. М.: Институт философии РАН, 2000.-199 с.
  92. , Н.А. Язык А.Белого / Н. А. Кожевникова. М.: Знание, 1992.- 198 с.
  93. , В.В. Отражение русского менталитета в слове / В. В. Колесов // Человек в зеркале наук. Л.: Лениздат, 1991. — 225 с.
  94. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1990. — 103 с.
  95. , Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1978. — 188 с.
  96. , В.Н. Картина мира / В. Н. Комаров // Наука и миф. М.: Знание, 1988.-231 с.
  97. , Н.Г. Слово, денотация и картина мира / Н. Г. Комлев // Вопросы философии. 1981. -№ 11. -С. 25−38.
  98. , В.А. Онтология культуры / В. А. Конев. Самара, 1998. -358 с.
  99. , В.А. Социальное бытие искусства / В. А. Конев. Саратов, 1975.-411 с.
  100. , П.В. Диалектика как логика познания // Человеческая деятельность / П. В. Копнин. М.: Высшая школа, 1994. — 336 с.
  101. , П.В. Природа суждения и выражение его в языке / П. В. Копнин. М.: Высшая школа, 1970. — 288 с.
  102. , Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. М.: Знание, 1972. — 214 с.
  103. , Н.А. Онтология эстетического / Н. А. Кормин. М.: Наука, 1990.-113 с.
  104. , В.Ф. Объективное и субъективное: анализ процесса познания / В. Ф. Кузьмин. М.: Высшая школа, 1976. — 236 с.
  105. , И.С. Философия и искусство модернизма / И. С. Куликова. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
  106. Культура, человек и картина мира: Сб.ст. / Отв.ред. А. И. Арнольд, В .А. Кругликов. М.: Наука, 1987. — 325 с.
  107. В.А. Идея и форма. Основы предикационной концепции языка // Экзистенциальные аспекты предикационных преобразований. -М.: Эксмо, 1999. 368 с.
  108. , Р.А. Эстетика / Р. А. Куренкова. М.: Владос, 2003. -368 с.
  109. В.А. Культура и технология: Борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 240 с.
  110. , В.А. Осторожно, творчество! / В. А. Кутырев // Вопросы философии.- № 7−8. 2004. — С. 74.
  111. , В.А. Философия иного, или Небытийный смысл трансмодернизма / В. А. Кутырев // Вопросы философии. № 7, 12. — 2005. -С. 41−53, 3−19.I
  112. , Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б. А. Ларин. Л.: ЛГУ, 1974.
  113. , Е.В. Художественное творчество как переживаемое бытие / Е. В. Левченко // Вопросы философии. № 10. — 2004. — С. 31−37.
  114. , В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 5−24.
  115. , В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1999. — № 8. — С. 73−91.
  116. Лем, Ст. Сумма технологии / Ст. Лем. М.: ACT, 2004. — 668 с.
  117. Лем, Ст. Философия случая / Ст. Лем. М.: ACT, 2005. — 767 с.
  118. , А.А. Структура и семантика / А. А. Леонтьев. М.: ACT, 2001.-364 с.
  119. , А. Природа художественного творчества / А. Лилов. М.: Искусство, 1981.-479 с.
  120. , В.П. Феномен содержания знания / В. П. Литвинов // Методология: вчера, сегодня, завтра. Т 1. — М.: Шк. Культ. Политики, 2005.-472 с.
  121. , Д.С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, М. В. Понырко. Л.: Наука, 1984. — 332 с.
  122. , С.А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность / С. А. Лишаев. Самара: СГА, 2003. — 293 с.
  123. , А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 479с.
  124. , Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1. -Тарту, 1964. — 195с.
  125. , Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970. 384с.
  126. , Д. Сочинения / Д. Локк. М.: Политиздат, 1956. — 782 с.
  127. , К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии / К. Н. Любутин. М.: Прогресс, 1981.-267 с.
  128. М.М. Бахтин как философ / С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин и др.: Сб. статей / Рос. академия наук, Институт философии. М.: Наука, 1992. — 245 с.
  129. , М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) / М. К. Мамардашвили. М.: Ad Marginem, 1995. — 547 с.
  130. , М.К. Обязательность формы / М. К. Мамардашвили // Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. — 235 с.
  131. , Э.Б. Язык как способ существования сознания / Э. Б. Маркарян // Методологические проблемы анализа языка. -^Ереван, 1976.-355 с.
  132. , К. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф.Энгельс. М.: Политиздат, 1956. — 782 с.
  133. , Б.С. Философия искусства и художественная картина мира / Б. С. Мейлах // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 116−125.
  134. , А.С. Художественный образ. Эстетический анализ / А. С. Мигунов. М.: Наука, 1980. — 200 с.
  135. , Л.А. Новые образы познания / Л. А. Микешина,
  136. М.Ю. Опенков. -М.: Инфра-М, 1997.-413 с.
  137. Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ / Под ред. М. М. Прохорова. Н. Новгород: ВГИПА, 2005. — 368с.
  138. Мировоззренческая парадигма в философии- метафизика и процесс / Под ред. М. М. Прохорова. Н. Новгород: ВГИПА, 2004. — 198 с.
  139. , Н.Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-302 с.
  140. Э. Персонализм / Э. Мунье. М.: Искусство, 1994. — 125 с.
  141. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и доп. Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1280 с.
  142. , Н.С. Многомирие в реалии и общая типология языковых картин мира / Н. С. Новикова, Н. В. Черемисина // Филологические науки. -2000.-№ 1.-С. 40−49.
  143. , А.П. У истоков социогенеза / А. П. Окладников. М.: Наука, 1980.-153 с.
  144. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика: Философия культуры / X- Ортега-и-Гассет. М.: Наука, 1991. — 395 с.
  145. , Б. А. Язык культуры и генезис знания / Б. А. Парахонский. М.: Искусство, 1988. — 255 с.
  146. , Л.С. Прогностический аспект художественной картины мира / Л. С. Пестрякова // Человек в научной философской картине мира XXI века.-4.2.-С. 53−54.
  147. , В.И. Онтология / В. И. Плотников. М.: Академическийtпроект, 2004.-831 с.
  148. , В.И. Социально-биологическая проблема /
  149. B.И. Плотников. Свердловск: Б.и., 1975. — 191 с.
  150. , В. Выражение и смысл. Ландшафтные мифы философии:
  151. C. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка / В. Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. — 428 с.
  152. , М.В. «О событии» М.Хайдеггера / М. В. Поздняков // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 140−149.
  153. , М. Личностное знание. М.: Наука, 1985. — 253 с.
  154. , В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б. И. Серебренникова. М.: Наука, 1988. — 411 с.
  155. , А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня. М.: МГУ, 1989. -300 с.
  156. , Д.М. Образ мира в слове писателя / Д. М. Поцепня. СПб.: изд-во Санкт-Петер. ун-та, 1997. -264с.
  157. Проблема субъекта и объекта в истории философии и в современной науке. Воронеж., 1974. — 299 с.
  158. Проблемы языковой картины мира на современном этапе: Материалы науч. конференции молодых ученых Нижегор. Региона, 20−21 марта 2002 г. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2002. — 135с.
  159. , М.М. Диалектика созерцания и преобразования в человеческой деятельности: Анализ философских оснований / М. М. Прохоров. Красноярск: Изд-во ун-та, 1990. — 198 с.
  160. , М.М. История и мировоззрение / М. М. Прохоров. -Псков, 1998.-284 с.
  161. , М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека / М. М. Прохоров. -Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. 180 с.
  162. , П. Конфликт интерпретаций / П. Рикер. М.: Высшая школа, 1995.-348 с.
  163. В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999. — № 6. — С. 27−36.
  164. , В.М. «Существование «и «реальность»: смысл и эволюция понятий в европейской культуре знания / В. М. Розин // Методология: вчера, сегодня, завтра. Т 1. -М.: Шк. Культ. Политики, 2005. — С. 133 154.
  165. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира./ Под ред. Б. И. Серебренникова М.: Наука, 1988. — 366 с.
  166. , И.М. Философия. Исследования тексты — схемы -таблицы — упражнения — тесты / И. М. Романов, А. И. Костяев. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 352 с.
  167. , C.JI. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Мысль, 1957.-375 с.
  168. , В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста / В. П. Руднев. М.: Аграф, 2000. — 411 с. ъ
  169. , В.П. Словарь культуры XX в. / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-384 с.
  170. Русская разговорная речь: фонетика, морфология, лексика, жест. -М.: Высшая школа, 1983. 300 с.
  171. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-368 с.
  172. , Е.И. Единство познания и творчества в искусстве / Е. И. Савостьянов. М.: Знание, 1977. — 250 с. 190.. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М.: Республика, 1994. — 555 с
  173. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. — 640 с.
  174. , С.М. К концепции художественного и философского произведения в современной науке / С. М. Свинцова // Наука и повседневность: Сб. трудов конференции. Н. Новгород: ННГУ, 2004.
  175. , С.М. Произведение как философская и художественная категория / С. М. Свинцова // Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ: Монография / Под ред. Проф. М. М. Прохорова. -Н.Н.: ВГИПА, 2005. С. 214−222.
  176. , С.М. Соотношение понятий «произведение» и «текст» в современной философии / С. М. Свинцова // Тезисы докладов IX Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) «Голубая Ока». Н. Новгород: 2004 — С. 10−11.
  177. , С.М. Специфика воспринимающего субъекта в структуре субъектной организации художественного произведения / C. Mr Свинцова // Философия в XX в.: Труды 5 Международной научно-методической конференции. Воронеж: ВФ РГТУ, 2004.
  178. , С.М. Язык и бытие в произведении / С. М. Свинцова // Тезисы докладов X Нижегородской сессии молодых ученых (гуманитарные науки) «Голубая Ока». -Н. Новгород: 2005.- С. 189−191.
  179. , С.А. Происхождение земледелия / С. А. Семенов. JL: Наука, 1974.-318 с.
  180. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. М.: Мысль, 1993.-586 с.
  181. , Е.В. Проблема онтологии: история и современность: Авт. дис. к. филос.н. / Е. В. Скрябина. Иваново: ИГАСУ, 2006. — 25 с.
  182. , Н.П. Искусство как познание / Н. П. Скурту. Кишенев: Шпеинца, 1988.-76 с.
  183. Словарь русского языка: В 4-х т.т., тЗ // А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1983.
  184. Современный философский словарь / Под общ. ред. % ф. н. профессора В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2004. — 864 с.
  185. , А.И. Стратегия онтологической игры / А. И. Солодин. -СПб., 2002.- 239 с.
  186. , Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1957.-631 с.
  187. , Ю. Константы: словарь русской культуры / Ю. Степанов. М.: Академический проект, 2001. — 990 с.
  188. , B.C. Культура. Традиция / B.C. Степин // Вопросы философии. 1999. -№ 7. — С. 61−71.
  189. , А. Д. Происхождение изобразительного искусства / А. Д. Столяр. М.: Искусство, 1985. — 298 с.
  190. , А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации: Дисс. канд. филос. н.: 09.00.01 / А. Н. Суворова. Самара, 1996. — 196 с.
  191. , Н.И. Отражение обыденного сознания в образах языковой картины мира / Н. И. Сукаленко. Киев: Наукова Думка, 1992. -225 с.
  192. , Н.И. Объективное и субъективное в научном познании / Н. И. Сычев. Ростов на Дону, 1974. — 369 с.
  193. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден // Феномен человека: Сб. очерков и эссе. М.: ООО «Издательство ACT», 2002.-С. 133 -431.
  194. Текст как отображение картины мира: Сб.науч.тр. Вып. 341. — М.: МИИЯ, 1989.-411 с.
  195. , В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира./ Под ред. Б. И. Серебренникова М.: Наука, 1988. — 254 с.
  196. , В.Н. Модель мира / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия. -М.: Наука, 1982. Т.12. — С. 161−164.
  197. , Г. Л. Слово и тело постмодернизма / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. 1999. -№ 10. — С. 35−51.
  198. , Б. Наука и языкознание / Б. Уорф // Новое в лингвистике. -Вып 1.-М.: Наука, 1960.
  199. Е.В. Языковая картина мира и обиходные представления (модель восприятия в русском языке) / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1998. — № 2. — С. 3−21.
  200. , Е.В. Фундаментальные способности человека и «наивная» картина мира / Е. В. Урысон // Вопросы языкознания. 1996. — № 4. -С. 45−59.
  201. , А.А. Сочинения / А. А. Ухтомский. Т. 4, 5. — JL: изд-во ЛГУ, 1976.-221 е.- 231 с.
  202. , А.Н. Идея подвижной иерархии в структуре философского дискурса: Автореф. дисс. д.филос.н.: 09.00.01 / А. Н. Фатенков. Н. Новгород: ННГУ, 2006. — 50 с.
  203. , А.Н. Философия подвижной иерархии (русский контекст): Монография / А. Н. Фатенков. Н. Новгород: ННГУ, 2005. -322 с.
  204. В. О природе поэтической реальности: Монография / В. Федоров.-М., 1984. 190 с.
  205. , Н.Ф. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М.: Наука, 1982. — 711 с.
  206. Л. Избранные философские произведения. М., 1955.1. Т.2.-С. 115. >:
  207. Фейербах. История философии. М., 1974. — Т.2. -С. 382.
  208. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981.- 445 с.
  209. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. -576 с.
  210. , И. Сочинения: В 2-х т. / И. Фихте. Т. 1. — СПб.: Мифрил, 1993.-686 с.
  211. , И.Н. Карнавал в одиночку / И. Н. Фридман // Вопросы философии.-№ 12.- 1994.-С. 14−35.
  212. , М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993. -721 с.
  213. , М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993.
  214. , М. Кант и проблема метафизики / М. Хайдеггер. М.: Логос, 1997.-446 с.
  215. , М. О «Сикстинской мадонне» // Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М.: Гнозис, 1993.
  216. , М. Преодоление метафизики / М. Хайдеггер // Философия Мартина Хайдеггера и современность М.: Гнозис, 1991.
  217. , Р.Х. Картина мира в русской фразеологии (в сопоставлении с башкирскими параллелями). / Р. Х. Хайруллина. М., 1996.-336 с.
  218. , М.Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. М.: Знание, 1976. — 299 с.
  219. , Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира / Т. В. Цивьян.-М.: Наука, 1990.-250 с.
  220. , К.Э. Монизм Вселенной / К. Э. Циолковский // Космическая философия. Сборник. — М.: ИДЛи, 2001. — С. 27 -Л 31.
  221. , В.И. Анализ философских понятий / В. И. Чернов. М, 1965.-364 с.
  222. , А.П. Мезолит и неолит Восточного Крыма / А.П. черныш. Киев: Наукова Думка, 1997. — 180 с.
  223. , Ф. В.И. Философия искусства / Ф.В.И. Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-496 с.
  224. , А.П. Система категорий диалектики / А. П. Шептулин. -М.: Высшая школа, 1967. 311 с.
  225. Шилов9кая, Н. С. Феномен смерти в диалектике естественного и искусственного: Дисс. к.филос.н.: 09.00.11 / Н. С. Шиловская. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2004. 175 с.
  226. , Ф. Герменевтика /Ф. Шлейермахер. М.: Мысль, 1974.-669 с.
  227. , Д.Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелев. М.: Высшая школа, 1904.-415 с.
  228. , А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. Минск: Лит., 1998. 145 с.
  229. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. Ростов н/ Д.: Феникс, 1998.-640 с.
  230. , Г. П. Понимание и интерпретация схемы знания / Г. П. Щедровицкий // Методология: вчера, сегодня, завтра. Т 1. — М.: Шк. культ, политики, 2005. — 472 с.
  231. Эволюция. Язык. Познание / Под. ред. И. П. Меркулова. М.: Языки русской культуры, 2000. — 270 с.
  232. , Ю.С. Константы художественной речевой системы писателя / Ю. С. Язикова // Человек и его язык: антропологический аспект исследований: сб. науч. трудов. Н. Новгород, 1996. — С. 5−11.
  233. , Ю.С. Проблема языковой картины мира личности и пути ее изучения / Ю. С. Язикова // Языковая картина мира в синхронии и диахронии: Сб. науч. трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — С. 6−11.
  234. Е.С. К описанию русской языковой картины мира / Е. С. Яковлева // Русский язык за рубежом. 1996. — № 1−2-3. — С. 47−56.
  235. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Наука, 1994.
  236. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М.: Наука, 1991.
  237. Skwarczynka, S. Probleme der genologischen / S. Skwarczynka // Zagdnienia rodzajow literackich. T. 2. zeszsrvt 2(3). — Lodz, 1960. — S. 116.
  238. Roland Barthes / Le bruissement de la langue, 1984. s. 70.
  239. Russell, B. A History of Western Philosophy / B. Russell. L.: Unwin Hyman LTD, 1989. — P. 527.
  240. Hall, A. The Revolution in Science 1500−1700. / A. Hall. L., 1982. -P.105,
  241. Bahadur W. An Aspect of Indian Aesthetics. Madras, 1956. P. 17
  242. Harrap’s Pocket English Dictionary (ed. P.H. Collin). London: Harrap, 1984.
Заполнить форму текущей работой