Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические аспекты профессиональной подготовки оперативного персонала в электроэнергетике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной целью исследований по эксплуатации человеко-машинных систем является обеспечение максимальной надежности и эффективности функционирования этих систем и управляемых ими объектов. Для таких объектов, как электростанции, где возможны серьезные последствия аварий, главными критериями качества функционирования являются не только производственно-экономические показатели, но и показатели… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ профессиограммы оператора энергоблока и обоснование показателей надежности работы эргатической системы в электроэнергетике
    • 1. 1. Описание процесса функционирования энергоблока электростанции
    • 1. 1. 1 .Фактор сложности и фактор надежности — основные свойства технологического объекта управления в электроэнергетике
    • 1. 1. 2. Автоматизация процесса управления на электростанциях, классификация систем поддержки оператора
    • 1. 1. 3. Структура и функции оперативного персонала
    • 1. 1. 4.Структура деятельности оператора. Составление аналитической профессиограммы оператора энергоблока
    • 1. 2. Понятие надежности работы эргатической системы
    • 1. 3. Типовые функциональные единицы и типовые функциональные структуры структурного метода
    • 1. 4. Расчет показателей надежности работы эргатической системы при последовательном выполнении рабочих операций
    • 1. 5. Рабочая операция с последующим контролем функционирования и устранением ошибок или неточностей путем повторения рабочей операции
    • 1. 6. Альтернативная логическая операция
    • 1. 7. Применение структурного метода в задаче нахождения показателей надежности работы эргатической системы при проведении синхронизации и включения в сеть генератора энергоблока
  • Глава 2. Формы и методы подготовки оперативного персонала в электроэнергетике
    • 2. 1. Организация подготовки операторов
    • 2. 2. Классификация видов операторской деятельности и уровней ориентировки
    • 2. 3. Формирование информационной модели деятельности оператора (технологическая, функциональная и причинно-следственная модели деятельности)
    • 2. 4. Формирование концептуальной модели деятельности оператора (алгоритмическая и образная модели деятельности)
    • 2. 5. Психологические основы формирования технического мышления у оператора энергоблока
  • Глава 3. Методика формирования оценок деятельности обучаемого и профессионально важных качеств оператора с использованием компьютерных технологий
    • 3. 1. Логические тренажеры для обучения оперативного персонала
    • 3. 2. Анализ причин срывов деятельности оператора
    • 3. 3. Методика оценивания деятельности оператора при обучении на тренажере
    • 3. 4. Статистическая обработка данных оценивания деятельности оператора при обучении на тренажере
    • 3. 5. Классификация профессионально важных качеств оператора при управлении энергоблоком электростанции
    • 3. 6. Методика оценивания профессионально важных качеств оператора при выполнении заданий на компьютерном тренажере

Психологические аспекты профессиональной подготовки оперативного персонала в электроэнергетике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования определяется тем противоречием, что существует необходимость рассмотрения теоретико-методологических и практических аспектов повышения эффективности подготовки оперативного персонала в электроэнергетике с использованием новых информационных технологий, и недостатком внимания в психологии и педагогике к психологическим основам формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков при обучении оперативного персонала на компьютерных тренажерах.

Актуальность исследования определяется следующими положениями:

1. Основной целью исследований по эксплуатации человеко-машинных систем является обеспечение максимальной надежности и эффективности функционирования этих систем и управляемых ими объектов. Для таких объектов, как электростанции, где возможны серьезные последствия аварий, главными критериями качества функционирования являются не только производственно-экономические показатели, но и показатели надежности и безопасности их эксплуатации. Обеспечить максимальные значения надежности функционирования эргатических систем возможно лишь при системном подходе к решению этой важнейшей проблемы. Для успешного решения этих задач необходимо по-новому готовить кадры. Умение пользоваться современными методами организации деятельности человека-оператора и его профессиональной подготовки в настоящее время является необходимой основой высокой квалификации оперативного персонала.

2. Анализ аварийности в энергетике в последние годы называет следующие причины аварий: недостаточная квалификация и низкая дисциплина персонала, недостатки материально-технического снабжения, моральный и технический износ оборудования и просчеты в проектировании. Подчеркнем, что на первом месте стоит «человеческий фактор». Таким образом, существует потребность в разработке новых подходов к использованию информационных технологий в обучении оперативного персонала с целью повышения эффективности подготовки к оперативной работе.

3. Средства автоматизации управлением объектами энергосистемы повышают эффективность её работы, но окончательное решение производственных задач остается за человеком-оператором, несущим всю полноту ответственности за ошибочные действия как свои, так и средств автоматики. В связи с этим актуальным и важным является разработка и совершенствование методик оценивания деятельности оперативного персонала.

4. Повышение степени ответственности и усложнение условий труда оперативного персонала требует осуществления изменений в системе профессиональной подготовки, связанных с диагностикой и развитием профессионально важных качеств оперативного персонала.

Степень разработанности проблемы и теоретико-методологическая база исследования:

Методологической основой исследования является концепция взаимосвязи личности и деятельности, теория системного анализа психических явлений, система общенаучных и математических методов описания сложных систем.

Основу исследования составляют психологическая теория деятельности (Б.Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Е. А. Климов и др.), разработки в области инженерно-психологическогой оценки систем «человек — машинасреда» (Б.Ф.Ломов, 1984; В. А. Бодров, В. Я. Орлов, 1998; А. И. Галактионов, 1978). Деятельность операторов декомпозирована в теоретических схемах и моделях на основе использования таких методологических средств, как концепция психологических составляющих деятельности (Б.Ф. Ломов, 1977 -1981г. и др.), структурно-психологическая концепция анализа и проектирования труда операторов (Б.Ф. Ломов 1975, 1979, 1981 г., Ю. М. Забродин, 1977, 1980 г.), концепция психологических факторов сложности (В.Ф. Венда, 1975 г. и др). Для получения показателей надежности функционирования эргатических систем использован обобщенный структурный метод, разработанный в работах А. И. Губинского, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского, П. Я. Шлаена, В. М. Львова и других ученых. Вопросы инженерно-психологического проектирования деятельности оператора были отражены в работах А. И. Галактионова, В. Н. Ревенко, В. Ф. Венды, С. Шерра, И. Н. Литвака, Е. А. Климова и др. Тематика диагностики и развития профессионально важных качеств рассмотрена в трудах В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, А. Ф. Шикуна, М. А. Дмитриевой, Е. М. Ивановой, С. А. Маничеваи др.

Объектом исследования является деятельность оперативного персонала электрических станций, а именно деятельность начальника смены станции, начальников цехов, операторов энергоблоков ТЭЦ.

Предмет исследования — психологические условия оптимизации и рационализации информационного обеспечения и методик оценивания деятельности оперативного персонала в процессе профессиональной подготовки.

Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки оперативного персонала на основе теоретико-экспериментального выявления и рационализации учета психологических и инженерно-психологических факторов, влияющих на результаты деятельности операторов.

Для достижения поставленной цели решены основные задачи исследования:

— проведение психологического и инженерно-психологического анализа деятельности оператора блочного щита управления электростанции;

— выявление психологических и инженерно-психологических факторов, оказывающих существенное влияние на качество деятельности операторов;

— применение обобщенного структурного метода для решения задач нахождения показателей надежности работы эргатической системы в электроэнергетике на примере функционирования электрической части энергоблока электростанции;

— разработка методики оценивания деятельности обучаемого на компьютерном тренажере для получения качественных и количественных характеристик успешности и быстродействия выполнения заданий оперативным персоналом;

— разработка методического аппарата учета и выявления профессионально важных качеств оперативного персонала.

Гипотеза исследования:

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что поддержание требуемой эффективности деятельности операторов может быть обеспечено за счет упорядочения информационной нагрузки в соответствии с целями деятельности, уровнями их профессиональной подготовки и работоспособностью. Важнейшими условиями повышения эффективности подготовки оперативного персонала в электроэнергетике являются следующие:

1. Приведение в соответствие уровня профессиональной подготовки обучаемого и представления баз знаний в компьютерных тренажерах.

2. Организация объективного контроля выполнения учебных курсов и заданий на тренажере, что может быть выполнено за счет автоматизации оценивания результатов деятельности.

3. Психологическое тестирование тренируемого для определения целесообразности выполнения им функций управления или пригодности к оперативной работе, а также выявление и развитие профессионально важных качеств оперативного персонала.

Экспериментальная база и выборка исследования:

Практическая проверка результатов исследования и доработка методических программ обучения проводилось на учебной электростанции МЭИ и в учебно-тренировочном пункте на ТЭЦ-11 г. Москвы.

Методы исследования: в ходе исследования использована совокупность общенаучных, математических и специальных методов психологии труда, теоретические и экспериментальные методы инженерной психологии и эргономики, а именно составление аналитической профессиограммы, анализ нормативных документов, метод беседы и наблюдений. При анализе данных экспериментальных исследований были использованы методы статистической обработки материалов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается сопоставимостью данных, полученных теоретическим и экспериментальным путем, т.к. численные значения полученных вероятностных показателей успешности и быстродействия выполнения операций операторами равны аналогичным показателям, полученным экспериментально или с помощью других методов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— Проведено математическое описание деятельности эргатической системы в электроэнергетике на примере работы оператора энергоблока;

— предлагается решение задач оценивания надежности работы эргатической системы в электроэнергетике с использованием обобщенного структурного метода;

— предложен научно-методический аппарат обоснования и оценивания деятельности оперативного персонала в электроэнергетике, разработаны методы диагностики и учета психологических факторов, обеспечивающих эффективность профессиональной подготовки операторов.

— эмпирически выявлены закономерности формирования умений и навыков, отрабатываемых в процессе обучения на тренажере, и их связь с усвоением теоретических знаний;

— предложенная в работе методика оценивания деятельности и профессионально важных качеств обучаемого на тренажере позволяет индивидуализировать процесс обучения и подготовку к работе оперативного персонала.

— используя предложенную методику оценивания деятельности обучаемого на тренажере, представляется возможным производить рационализацию процесса обучения оперативного персонала на тренажерахсозданная методика позволяет оценивать качество методического материала, предлагаемого для отработки на тренажере- - разработана методика оценивания профессионально важных качеств оперативного персонала, в основу которой заложено составление таблиц соответствия типовых единиц действий и тех профессионально важных качеств, которые необходимы при их исполнении. Практическая значимость исследования:

Результаты исследования были использованы в процессе формирования психологических и эргономических требований к организации и проведению профессиональной подготовки операторов, а также в процессе разработки инженерно-психологических положений по совершенствованию информационного обеспечения операторов и инструкторов, проводящих обучение операторов.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные теоретические положения и результаты исследования были заслушаны и обсуждались на научно-технических конференциях и семинарах: «Опыт подготовки диспетчерского персонала в России и за рубежом» в РАО ЕЭС, ноябрь 1998 г., «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» VII международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов в МЭИ, февраль 2001 г., IV Международная конференция по физико-техническим проблемам электротехнических материалов и компонентов, Россия, Клязьма, сентябрь 2001.

По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе 1 учебное пособие для студентов МЭИ. На защиту выносятся:

1. психологические и эргономические аспекты деятельности эргатической системы в электроэнергетике на примере функционирования энергоблока ТЭЦ;

2. структурирование и упорядочение информации, предлагаемой для изучения в процессе профессиональной подготовки оперативного персонала;

3. методика оценивания деятельности обучаемого на компьютерном тренажередиагностика и оценивание профессионально важных качеств оперативного персонала в электроэнергетике.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (117 наименований, из них — 14 на иностранном языке) и приложений.

Выводы:

1. Предложен подход к формальному представлению деятельности оперативного электротехнического персонала, а также режимов работы оборудования и технологических систем электрической части электростанций.

Электрическая станция — высокосложный, и ресурсоемкий технологический объект управлениядеятельность оператора на БЩУ отличается неравномерной нагрузкой: от фазы наблюдения до экстремально высокой нагрузки во время ликвидации аварии в условиях временных ограничений. Существующий на электрических станциях человеко-машинный интерфейс помогает обеспечить решение широкого круга задач оперативного управления, но в сложных и непредвиденных ситуациях могут появиться ошибки человека. Объем постоянно контролируемых теоретических и нормативных знаний оператора является очень большим и его освоение требует четкой организации и учета.

2. Математическая формализация модели деятельности оператора дает возможность определения вероятностей успешного или ошибочного выполнения отдельных операций на основе обобщенного структурного метода.

Имея формальное представление деятельности оперативного персонала в виде структурной схемы, представляется возможным оптимизировать деятельность операторов, учитывая показатели надежности и быстродействия. Для описания функционирования эргатической системы был выбран структурный метод, использующий в качестве составных единиц набор следующих операций: рабочая операция, альтернативная логическая операция, рабочая операция с последующим контролем функционирования и устранением ошибок путем повторения рабочей операции. Из этих единиц составляются структуры, соответствующие реальному выполнению операций при решении задач. Таким образом, с использованием структурного метода решены задачи оценивания показателей надежности работы эргатической системы в электроэнергетике. Приводятся примеры получения показателей надежности работы эргатической системы при регулировании нагрузки турбогенератора, при проведении переключений по выводу в ремонт системы шин и в задаче синхронизации. Так же оцениваются временные характеристики выполнения последовательности операций. При применении структурного метода для описания работы эргатической системы получены вероятности трех событий:

• вероятность успешной работы эргатической системы в целом (вероятность отсутствия отказов и безошибочной работы эргатического элемента);

• вероятность неуспешного выполнения операций из-за некачественной работы эргатического элемента;

• вероятность неуспешного выполнения операций, вызванного отказом техники.

Используя данные о надежности и быстродействии выполнения операций, из некоторого множества альтернатив можно выбрать такой способ выполнения задачи, чтобы обеспечивать заданный уровень надежности, либо заданную скорость выполнения операций. 3. В работе показано, что представление знаний является важнейшим психологическим фактором, влияющим на эффективность и качество подготовки оперативного персонала. Таким образом, подтвердилось выдвинутая в начале исследования гипотеза. Процесс обучения профессиональной деятельности для оператора энергоблока представлен как последовательное формирование и переход от одной модели деятельности (МД) оператора к другой. Таким образом, знания и умения оператора трансформируются в процессе обучения и тренажа. На первом этапе обучения оператор осваивает технологические схемы и их предназначение. Этот этап называется формированием технологической и функциональной моделей деятельности. Затем переходят от технологической и функциональной МД к формированию причинно-следственной МД, а затем, приобретая опыт работы, оператор пользуется алгоритмической МД и образной МД. Отсюда делается вывод о том, чтобы организовывать обучение операторов с учетом последовательного формирования моделей деятельности. Необходимость унификации методики обучения, повышения информативности и надежности источника знаний, вызвали появление большого множества подходов к созданию компьютерных тренажеров для подготовки оперативного персонала. Наиболее успешные из них используют базы знаний в виде дерева оценки ситуации и графов контроля и управления.

4. В работе представлена методика оценивания деятельности при обучении на тренажере. Конкретное выполнение задания по шагам оценивается на правильность, своевременность и комплексную характеристику — успешность. Выходными характеристиками оценивания является доля правильно и своевременно выполненных шагов по отношению к их общему числу. Статистическая обработка этих данных позволяет с достаточной степенью точности судить о вероятности успешной работы как конкретного человека, так и группы обучаемых. Вероятности успешной работы эргатического элемента, полученные с помощью методики оценивания, можно использовать как входные для анализа работы оператора с помощью структурного метода. Таким образом, предлагается реальный способ повышения надежности работы эргатической системы.

5. В работе представлен методический аппарат учета и выявления профессионально важных качеств оперативного персонала при ликвидации аварийных ситуаций и при выполнении некоторых производственных задач. Дальнейшее развитие методики оценивания обеспечивает учет профессионально важных качеств оператора, так как методика дает большие возможности для получения сложных оценок и отслеживания динамики обучения. Важной информацией также будет являться получение данных о работе оператора при наличии помех, таких как шум, стрессовые ситуации, поступление ошибочной информации.

6. Разработанные методические рекомендации по усовершенствованию и автоматизации контроля деятельности обучаемого на тренажере могут быть применены в постоянно действующей системе подготовки оперативного персонала электростанций, для чего потребуются усилия специалистов по созданию таблиц соответствия типовых единиц деятельности и типовых единиц знаний.

Заключение

.

В заключение подведем итоги выполненного исследования, его результаты указывают на то, что основная гипотеза, предложенная в начале исследования, подтвердилась. Анализ деятельности оператора блочного щита управления ТЭЦ с выделением основных решаемых задач и уровней ориентировки позволяет определить особенности деятельности в аварийных ситуациях и поставить проблему повышения эффективности работы оператора как психологическую проблему. Анализ действующей в настоящее время системы подготовки оперативного персонала приводит к выводу о том, что организация обучения играет решающую роль при определении профессиональной пригодности и профессиональной подготовки кадров. Профессиональный подбор, осуществляющийся с целями отбора и расстановки персонала, имеет дело с результатами обучения, качество которого определяется особенностями организации системы обучения.

Изучение профессионально важных личностных качеств неотделимо от определения деловых качеств человека-оператора. В настоящей работе с помощью профессиографического анализа деятельности получены сведения о качествах, необходимых для успешной работы. Для оценки зависимости надежности выполнения операций от индивидуальности каждого оператора необходимо было создать методический инструмент для полной и точной оценки личностных качеств. Объективные оценки деятельности, полученные по факту выполнения задания на тренажере, позволяют определить уровни обученности и получить показатели надежности работы эргатической системы. Данное исследование и послужило решению этой задачи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.а. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 333 с.
  2. А.А., Балаков Ю. Н., Бочков А. Ф., Шунтов А. В. Автоматизация управления на электростанциях на базе микропроцессорных систем. М.: МЭИ, 1996. — 46с.
  3. Л.Н., Афанасьев А. П., Лисов А. А. Современные методы обеспечения безотказности сложных технических систем: Учебник. М.: Логос, 2001. — 208с.
  4. А.Н., Острейковский В. А. Практические вопросы эргономики в энергетике (на примере атомной станции). Учебное пособие. Обнинск: ИАТЭ, 1999.-208с.
  5. Н.Н., Бобырева И. Н., Бычкова Н. В. и др. Системы поддержки принятия решений для исследования и управления энергетикой / Под ред. Меренкова А. П. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997. — 162с.
  6. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 272с.
  7. Г. Т. и др. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике/ Береговой Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. -М.: Наука, 1978. -234с.
  8. В. А., Орлов В .Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой/РАН, Институт психологии. М.: Институт психологии РАН, 1998. — 285с.
  9. Введение в эргономику/Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. Радио, 1974. -351с.
  10. А.И., Башмаков И. А., Соловьев А. И. Использование новых информационных технологий при подготовке оперативного персонала электростанций на основе целевых моделей деятельности обучаемых // Вестник МЭИ, 1995, № 4, 21−25с.
  11. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 2. С. 85 94.
  12. В.А., Джамгаров Г. Г. Некоторые актуальные вопросы разработки систем профессионального психологического отбора // Психологические проблемы эфективности и качества труда. М., 1977.
  13. С.С. Эффективность деятельности в зависимости от структуры профессионально важных качеств//Проблемы системогенезиса деятельности. Ярославль, 1980. С. 67−83.
  14. В. Уровни бодрствования и внимания // Экспериментальная психология: Сборник статей / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже- Общ. Ред А. Н. Леонтьева. -М.: Прогресс, 1970. Вып. 3. — 197 с. — С. 97 — 142.
  15. В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии. М.: ИП РАН, 1995. -136 с.
  16. А.В. Главное это взаимодействие человека с миром // Деятельность: теории, методология, проблемы: Сборник / Сост. И. Т. Красавин. — М.: Политиздат, 1990. — 365 с. — С. 231 — 239.
  17. В.Ф. Перспективы развития психологической теории обучения операторов. Психол. журн., 1980, т. 1, № 5, с. 82 — 96
  18. В.Ф. Иженерная психология и синтез систем отображения информации. М., 1975.
  19. В.Ф., Зазыкин В. Г. Пробленма стабильности характеристик систем «челове-машина». Психол. журн., 1982, т. 3, № 4, с. 48 — 63
  20. В.А. Переходные электромеханические процессы в электрических системах. М.: Высшая школа, 1985. — 415с.
  21. Р.В. Динамика субъективного отношения студента к оценке человеческого фактора // Профессиональная подготовка в эпоху научно-технической революции: Тез. докл. межведомств, науч.-практ. конф. Кировоград, 1984. С. 226 227.
  22. Р.В. Целевая подготовка инженера и ее влияние на готовность специалиста // Человеческий фактор проблемы подготовки и оценки профессиональной надежности оператора на этапе ускорения НТП. Кировоград, 1987. С. 236 — 237.
  23. Р.В. Обнаружение специфических профессиональных особенностей будущих инженеров // Обобщение передового опыта и совершенствование основных направлений комплексной программы ЦИПС. Л.: Ленингр. ин-т авиац. приборостроения, 1987. Ч. 1. С. 55 57.
  24. Р.В. Психолого-педагогические резервы и направления интенсификации профессиональной подготовки: Сб. тез. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1989. С. 7.
  25. Р.В., Фукин А. И. Психологические механизмы овладения профессиональной деятельностью. Набережные Челны, 2000. 143 с.
  26. Е.И. Введение в психологию труда. Саратов: Изд-во Сарат. Унта, 1978. 77 с.
  27. Л.П. Резерв человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. 285 с.
  28. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. 217 с.
  29. А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП. М.: Энергия, 1978.
  30. А.И. Представление информации оператору. М.: Энергия, 1969, — 137с.
  31. Ю.Я., Костин А. Н. Психология автоматизации управления техникой/ РАН, Институт психологии. М.: Институт психологии РАН, 1996.- 159с.
  32. А.И. Надежность и качество функционирования эргатических систем. Л.: Наука, 1982. — 270с.
  33. А.И., Евграфов В. Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1977. — 223с.
  34. А. А., Кузьмина Н. В. Акмелогия пути достижения профессионализма. М, 1993.
  35. Л.Г. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 1 -С. 55−65.
  36. В. А. и др. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С. 141 — 145.
  37. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 220 с.
  38. А.Ф. Надежная работа персонала в энергетике. М.: МЭИ, 1991. — 224с.
  39. А.Ф., Ципцюра Р. Д. Система подготовки и поддержания уровня квалификации операторов энергоблоков // Электрические станции. 1981. -№ 3.
  40. А.П. Экспертные модели и методы принятия решений. М.: МЭИ, 1995.- 107с.
  41. Г. В., Новикова Г. В., Соловьев А. И. Элементы теории вероятностей. Применение к исследованию эргатических систем в электроэнергетике. М.: МЭИ, 2000. — 47с.
  42. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Изд. МГУ, 1987. -207 с.
  43. А. В. Психологический анализ процессов принятия решения в деятельности. Ярославль, 1985. 80 с.
  44. Климов Е. А Индивидуальный стиль деятельности. Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1969. 278 с.
  45. Е.А. Психология профессионала: Учеб. Пособие. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 509с.
  46. Е.А. Психология профессионала: Учеб. Пособие. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996. — 509с.
  47. М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981. 408 с.
  48. Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления: Отчет по НИР. М., 1981. 18 с.
  49. Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач).М., Педагогика, 1975, 304 с.
  50. В.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Медицина, 1984. 215 с.
  51. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 127 с.
  52. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания: Учебное пособие / Моск. энерг. Институт, Ред. Ю. Ф. Гущин. М.: МЭИ, 1986.- 108 с.
  53. В.Г. Промышленная психология. Киев, 1980. 184 с.
  54. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии/РАН, Ин-т психологии- Отв.ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.-444с.
  55. Т.П. Обучающие тренажеры / Под. ред. Кривенкова В. В. -М.:МЭИ, 2000.-43 с.
  56. А.К. Психология профессионала. М., 1996. 308 с.
  57. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. — 112 с.
  58. Новикова Г. В./Методика оценивания надежности работы эргатической системы в электроэнергетике// Труды IV Международной конференции по физико-техническим проблемам электротехнических материалов и компонентов, 2001. 285 286с.
  59. Основы инженерной психологии: Учебник для вузов/Под ред.Б.Ф.Ломова- 2-е изд. М.: Высшая школа, 1986. — 447с.69,Обознов А. А. Инженерная психология: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ин-т молодежи», 1998. — 124с.
  60. К.К. Вопросы психологии труда.2-е изд., доп. М.: Медицина, 1970.-264с.
  61. К.К. Профессиография: ее значение и методика работы // Соц. труд. 1971. № 4.
  62. Ю.П., Шадриков В. Д. Формирование информационной основы деятельности в процессе профессионального обучения // Психол. журн. 1990. Т. 11, № 2. С. 47−57.
  63. Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизации трудовой и учебной деятельности. Горький, 1985. 85 с.
  64. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа / РАН, Институт психологии- Отв. Ред. Л. Г. Дикая, М.: Институт психологии РАН, 1999. — 356 с.
  65. Психологические проблемы профессиональной деятельности: Сб. статей / АН СССР- Отв. Ред. Л. Г. Дикая, А. Н. Занковский. М.: Наука, 1991. — 166 с.
  66. Психология подготовки специалистов для современного производства/Под ред. А. И. Подольского. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1991. -187с.
  67. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС/В.Н.Абрамова, В. В. Белехов, Е. Г. Бельская и др. -М.: Энергоатомиздат, 1988. 192с.
  68. Психологические проблемы деятельности в особых условиях/Под ред. Б. Ф. Ломова и Ю. М. Забродина, М.: Наука, 1985, 232 с.
  69. Г. П. Автоматизированные системы управления объектами тепловых электростанций: Учебник для вузов. М.: МЭИ, 1995, — 352с.
  70. П.Р., Губинский А. И., Колесников Т. М. Эргономическое обеспечение деятельности космонавтов. М.: Машиностроение, 1985. -190с.
  71. Н.С. Психологический смысл труда. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352с.
  72. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова. СПб.: Питер, 2001. -512 с.
  73. Системный подход в инженерной психологии труда: Сб. статей/ РАН, Инт психологии- Отв.ред. В. А. Бодров, В. Ф. Венда. -М.: Наука, 1992. 152с.
  74. А.П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний. -М.: Высшая школа, 1981. 180с.
  75. А.И., Жданова Г. В., Новикова Г. В., Гонсалес К.Э. Э. Методика оценки деятельности оперативного персонала при обучении на тренажерах // Вестник МЭИ, 1998, № 5, -11−15с.
  76. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Изд-во МГУ, 1999. 192 с.
  77. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 166 с.
  78. В.А., Пойдо А. И., Пираторов М. В. Комплексный тренажер турбогенератора: Методическое пособие к лабораторным работам. М.: МЭИ, 2000, — 28с.
  79. В.А., Соловьев А. И., Пойдо А. И., Пираторов М.В.
  80. Методические указания к лабораторным работам на УЭС по курсу «Основы эксплуатации электрооборудования станций и подстанций». -М.: МЭИ, 1997.-57с.
  81. В.А. Эргатические системы управления. М.: Машиностроение, 1976. -230с.
  82. В.И. Надежность электростанций. М.: Энергоатомиздат, 1997.-239с.
  83. В.И. Теория надежности в вопросах эксплуатации и проектирования электрической части станций. М.: МЭИ, 1989.
  84. В.И., Соловьев А. И., Капранова Г. А. Вопросы функциональной надежности энергоблока ТЭС с учетом деятельности оперативного персонала. М.: МЭИ, 1994. — 49с.
  85. А.Л., Старшинов В. А., Васильева А. П. Электрическая часть тепловых электростанций. М.: МЭИ, 1995. — 367с.
  86. А.Г. Подготовка операторов энергоблоков. М.: Энергоатомиздат, 1986. — 231с.
  87. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности/АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1982. — 185с.
  88. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения: Учеб. Пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1981. — 72 с.
  89. В. Д., Дружинин В. Н. Формирование подсистемы профессионально-важных качеств в процессе профессионализации // Проблемы индустриальной психологии: Межвуз- темат. сб. / Отв. ред. В. Д. Шадриков. Ярославль: ЯГУ. 1979. — 178 с. — С. 3 — 18
  90. В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.
  91. В.Д. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления // Методологические проблемы психологии профессионального обучения. М.: Наука, 1981. С. 43 -58.
  92. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М.: Наука, 1983. 185 с.
  93. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000. — 455с.
  94. Эргономика. Учебник/В.А.Балин, Ю. Т. Ковалев, А. А. Крылов и др.- ЛГУ- Под.ред.А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. -181с.
  95. Fordyce D. The Development of System Thinking in Engineering Education: an Interdisciplinary model //European Journal of Engineering Education. 1988. V. 13 .N3.
  96. Friedlander G.D. Turning new operators into old hands //Electrical Word. 1984.V. 198. N 7.p.41 -48
  97. Grimm E., Portman F. Use of a compact simulator //Nuclear Energy. 1988. N.4
  98. Jessop W.O. Design and Implementation of Simulator based Training programs for NPO personnel //Nuclear Energy. 1984. V.27
  99. Gonsalves J.B., Proctor J.E. Nuclear plant simulators: The past and the present//Nuclear news. 1987.V.30.N. 8. p.49 -55
  100. Human detection and diagnosis of system failures/ J Rasmussen, W.B. Rouse. Proc. Of a NATO Symp. On human detection and diagnosis of system failures. N.Y.- London, 1981. 716 p.
  101. King M.C. Interdisciplinary and System Thinking: Some Applications for Industry //European Journal of Education. 1988. V.13. N.3
  102. Madden V.G., Tompsett P.A. Simulators and their use in the traing of GEYB reactor operations engineers // Nuclear Energy. 1988. V. 27. N.4
  103. Morris N.M., Rouse W.B. Review and evaluation of Empirical research in troubleshooting//Human factors. 1985. V. 27. N. 5.P. 503−530
  104. Numakura I., Kuma H. Continuing Engineering Education for Employees at Hitachi Institute of Technology // IEEE Transactions on Education. 1988/ V. 31.N.3.
  105. Olds F.C. Training and simulators for the power plant //Power engineering. 1986. V.50.N5.P.16−22
  106. Power System Operator Training //IEEE Transactions on Power Systems. 1986. N.3.
  107. Taba H. Curriculum Development: Theory and Practice. N.Y., 1962
  108. Wiles G., Bondy G. Curriculum development: a Guide to Practice Columbus. 1979.
Заполнить форму текущей работой