Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психология гендерной самоидентификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ научной литературы показывает, что тендерные различия влияют на формирование преступного замысла, характер совершенного преступного деяния, а главное на последующее отношение к преступлению и поведение в исправительном учреждении. Вместе с тем, исправление совершивших преступление мужчин и женщин, возвращение их к полноценной жизни в обществе, затруднено отсутствием психокоррекционных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методолого-теоретические основы изучения тендерной самоидентификации личности осужденных
    • 1. 1. Анализ подходов к проведению тендерных исследований в психологической науке
    • 1. 2. Психологические особенности тендерной самоидентификации осужденных в местах лишения свободы
    • 1. 3. Организация и методика диссертационного исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование тендерных особенностей самоидентификации осужденных и учет его результатов в психокоррскционной работе с отбывающими наказание
    • 2. 1. Психологические особенности тендерной самоидентификации в структуре самоотношения личности осужденных
    • 2. 2. Психологические механизмы тендерной самоидентификации в структуре межличностных отношений и защитной сферы личности осужденных
    • 2. 3. Тендерные основы построения психокоррекционных и исправительных программ для осужденных мужчин и женщин
  • Выводы по второй главе

Психология гендерной самоидентификации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и приведением ее к международным стандартам в части обеспечения соблюдения прав осужденного особую актуальность приобретают тендерные исследования преступности и криминальной субкультуры осужденных. Согласно статье 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, воспитательная работа должна проводиться с учетом личности осужденного1. Однако психокоррекционные программы, применяемые в исправительных колониях, несмотря на качественные изменения в составе лиц, отбывающих наказание, недостаточно учитывают такой базовый признак личности осужденного, как тендерная самоидентификация.

В последнее время наблюдается рост уровня убийств и других насильственных деяний среди женщин. Тревожащим фактом стало появление такого феномена, как женский терроризм. Изменяется структура женской рецидивной преступности, причем с увеличением участия их в преступлениях, имеющих организованный характер. По данным официального сайта МВД России, если в 2005 году женская преступность составляла 13,8% от общего числа выявленных преступлений, в 2006 году — 15,1%, то в 2007 году — 15,2%2.

Мужская преступность в России также растет количественно (в 2006 году она составляла 74%, в 2007 — 74, 7% от общего числа выявленных преступлений)3 и с увеличением рецидива. Однако именно тенденция к нивелированию специфики женской преступности требует выявления роли тендерных факторов, в том числе, таких как полоролевые предписания, стиль отношения к жизни, социокультурные основы и психологические стереотипы мужской и женской самоидентификации.

1 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. — М.,.

2003. Http://www.mvd.ru./stats/.

3 См.: Там же.

Анализ научной литературы показывает, что тендерные различия влияют на формирование преступного замысла, характер совершенного преступного деяния, а главное на последующее отношение к преступлению и поведение в исправительном учреждении. Вместе с тем, исправление совершивших преступление мужчин и женщин, возвращение их к полноценной жизни в обществе, затруднено отсутствием психокоррекционных программ, специально ориентированных на осужденных женщин и мужчин, причем с учетом различий их ролевых тендерных функций. В этой связи требуется создать теоретико-методологический базис и эмпирически апробировать методический инструментарий для таких программ.

Степень разработанности проблемы. Понятие «гендер» активно используется в гуманитарных науках с 60-х — 70-х годов прошлого столетия. Специфическим отличием тендерного подхода является то, что его проблематика имеет отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека и не связана с семейной, профессиональной или иной спецификой положения мужчин и женщин в обществе.

Закономерности тендерных особенностей поведения разнопланово изучались учеными, причем как зарубежными (Д. Батлер, Ш. Берн, К. Бьерквист, С. Бэм, К. Гиллиган, Р. Джонсон, К. Дьюкс, А Игли, Э. Маккоби, Д. Фаррингтон, К. Уэст, Д Зиммерман, Н. Смелзер и др.), так и отечественными (Н.И. Абубакирова, Б. Г. Ананьев, Ю. Е. Алешина, Т. В. Бендас, Т. А. Волкова, O.A. Воронина, В. А. Геодакян, И. В. Грошев, Т. А. Гурко, Е. Здравомыслова, И. С. Клецина, В. П. Колосов, H.A. Коростылева, J1.H. Ожигова, JI. Попова, Л. П. Репина, В. В. Столин, А. Темкина, Н. В. Ходырева и др.).

Современными исследователями особое внимание уделяется вопросу тендерных различий проявления агрессии (А. Бандура, Р. Уолтере, JI. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Гуггенбюль, Р. Кэмбелл, А Виткин, Г. Паренс, Ю. М. Антонян, И. Б. Бойко, В. Г. Деев, Т. А. Донских, С. Н. Ениколопов, Ц. П. Короленко, В. М. Литвишков, Т. И. Пашукова,.

В.Ф. Пирожков, A.A. Реан, Т. Г. Румянцева, Д. В. Сочивко, Ф. С. Сафуанов, А. И. Ушатиков, И. А. Фурманов и др.). Изучением тендерных различий в агрессии, в том числе и криминальной, занимались Д. Уайте, П. Джекобе, И. П. Башкатов, E.H. Казакова, 0.10. Михайлова, H.A. Ратинова, и др.

Однако следует отметить, что значительная часть исследований посвящена изучению психологических закономерностей подросткового возраста. В диссертационных исследованиях выявлена лишь общая характеристика половых особенностей поведения осужденных в исправительных учреждениях (Ф.С. Мусин, 2006).

Объект исследования — тендерная самоидентификация осужденных в основной период отбывания наказания в местах лишения свободы.

Предмет исследования — психологические особенности процесса тендерной самоидентификации осужденных в местах лишения свободы и их учет при реализации психокоррекционного воздействия.

Цель исследования — выявление симптомокомплекса индивидуально-психологических свойств личности, определяющих особенности тендерной самоидентификации осужденных в местах лишения свободы, обоснование модели и инструментария психологической коррекции тендерной самоидентичности осужденных и рекомендаций по их использованию психологамисотрудниками исправительных колоний.

Основная гипотеза исследования. Процесс тендерной самоидентификации осужденного происходит на основе осознания им наличия индивидуального соотношения маскулинных и фемининных особенностей личности, которое обеспечивается взаимодействием двух личностных образований: 1) ядра самоидентификации, предопределяемого особенностями самоотношения личности, и 2) периферической оболочки самоидентификации, отражающей влияние защитной сферы личности и особенности ее межличностных отношений. В связи с тем, что тендерная самоидентификация осужденного является детерминантой поведения, ее закономерности требуют изучения и учета при исправлении осужденного в местах лишения свободы.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования предполагается решать следующие задачи:

1. Проанализировать подходы к исследованию индивидуальных различий, имеющиеся в современной тендерной психологии, раскрыть сущность понятия «тендер» и специфику его использования в юридической психологии.

2. Обосновать мето до лого-теоретический подход к изучению тендерных особенностей самоидентификации осужденных в основной период отбывания наказания в местах лишения свободы.

3. Разработать комплексную программу исследования симптомокомплек-сов индивидуально-психологических свойств личности, предопределяющих особенности тендерной самоидентификации осужденных в местах лишения свободы.

4. Эмпирически изучить особенности процесса формирования у осужденных симптомокомплексов психологических свойств, которые выступают как фемининный и маскулинный тендер, а также их роль в детерминации поведения осужденного в местах лишения свободы.

5. Выявить механизмы тендерной самоидентификации осужденных в зависимости от индивидуального соотношения фемининных и маскулинных черт, в том числе влияние защитной сферы и межличностных отношений на поведение и исправление осужденного в местах лишения свободы.

6. Заложить методолого-теоретические основы разработки программ психологической коррекции поведения осужденных с учетом индивидуальных особенностей их тендерной самоидентификации.

Методологические основы диссертационного исследования. В качестве основных методологических принципов исследования использовались: системный подход (Б.Г.Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, В. А. Ганзен, В. Е. Клочко др.) — модель «социальной психологии тендера», теоретически обоснованная в работах А. Г. Ананьева, и уточненная последователями через эмпирически выявленные компоненты фактора полового диморфизма (Т.В. Бендас, Л. А. Головей, И. С. Кон, H.A. Розе, Е. С Рыбалко) — психология отношений.

B.Н. Мясищеваконцепция антропогенеза Б. Ф. Поршнева, методологические принципы юридической психологии, обоснованные в работах А. Р. Ратинова, A.M. Столяренко, В. Г. Деева, А. И. Ушатикова, В. М. Позднякова, Д. В. Сочивко.

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование осуществлялось в три основных этапа: 1) информационно-аналитический- 2) эмпирический- 3) обобщающе-внедренческий.

На первом этапе был проведен теоретико-методологический анализ научной литературы по проблеме тендерной самоидентификации осужденных, определены существующие отечественные и зарубежные подходы к изучению указанной проблемы, рассмотрены нормативные документы и ведомственные акты по данному вопросу.

На втором этапе проведено эмпирическое исследование осужденных мужчин и женщин с помощью методов — психодиагностики, наблюдения, беседы и автобиографического анкетирования, а также проведена математическая обработка полученных результатов и осуществлена типологизация тендерных особенностей идентификации осужденных.

На третьем этапе исследования были проанализированы структурные различия фемининного и маскулинного тендера в местах лишения свободы, а также разработаны рекомендации по психологической коррекции поведения осужденных с учетом тендерных особенностей.

В рамках диссертации различными методами обследовано 230 осужденных. Среди комплекса психодиагностических методик, примененных к 116 осужденным (67 мужчин и 49 женщин) для изучения тендерных различий, были следующие: опросник «Диагностика типологий психологической защиты» Р. Плутчика (в модификации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой) — тест «Методика исследования самоотношения».

C.Р. Пантелееваметодика «Диагностика межличностных отношений» Шут-ца (в адаптации A.A. Рукавишникова) — тест «Цветовой выбор» М. Люшера, проективный тест «Рисунок жертвы преступления». Математическая обработка полученных данных велась на основе разноплановых методов математического анализа, в том числе факторного и корреляционного, с использованием программы 81айзйка 6.0.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что выявлены психологические закономерности тендерной самоидентификации осужденных в местах лишения свободы, связанные с субкультурально деформированным самоотношением личности, влиянием неоптимальных психологических защит и межличностных отношений. Проанализированы контрастные различия симптомокомплексов свойств личности, характеризующих маскулинный и фемининный тендер. Доказано, что тендерная самоидентификация осужденных в местах лишения свободы предопределяет деструктивные особенности их поведения. Обоснованы пути построения оптимального психокоррекциоиного воздействия на осужденного с учетом тендерного фактора, что в перспективе будет способствовать развитию нового направления пенитенциарной психокоррекции.

Положения, выносимые на защиту.

1. Тендерная самоидентификация осужденных в местах лишения свободы происходит как формирование самоотношения личности на основе принятия (независимо от пола) того или иного тендера как основного социального регулятора поведения. На формирование самоотношения тендерного типа (маскулинного или фемининного) оказывают влияние и периферические гендерноличпостностные образования, связанные с особенностями ее психологических защит и межличностных отношений.

2. Фемининный комплекс черт личности осужденного может быть условно назван «парадоксально — упрямым», так как его характеризует:

1) иррациональность поведенческих реакций- 2) несоответствие поступков вер-бально выраженным установкам и позициям- 3) настроенность на отказ от любых изменений личности и поведения.

3. Маскулинный комплекс черт личности осужденного может быть условно назван «манипулятивно — подстраивающимся», так как он отличается: 1) ситуативной гибкостью поступков, но с учетом личностных установок и позиций- 2) стремлением манипулятивно — настойчиво использовать окружающих в достижении поставленных личных целей- 3) открытостью к изменениям, но с постоянной оглядкой на собственные интересы.

4. Современная психологическая практика в исправлении осужденных в основном ориентирована на маскулинный тендер, поддерживая изменения в направлении присущих ему образцов поведения. Для оптимизации процесса исправления требуется учет индивидуально своеобразного соотношения маскулинных и фемининных черт и реализации в соответствии с имеющимся у осужденного доминирующего симптомокомплекса свойств преимущественно мер психологической поддержки (при наличии маскулинности с готовностью к изменениям) или мер психологического принуждения (при наличии фемининности с парадоксальным сопротивлением изменениям).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в доказательстве, что тендерные различия осужденных существенно детерминируют поведение и влияют на их исправление в местах лишения свободы, так как фемининный и маскулинный тендер как симпто-мокомплексы психологических свойств являются субкультурально обусловленными феноменами.

Теоретически построена и исследована структура тендерной самоидентификации осужденных, состоящая из ядра, предопределяемого особенностями самоотношения личности, и периферической оболочки, отражающей влияние защитной сферы и межличностных отношений.

В диссертации обоснована концептуальная модель и эмпирически показана возможность мониторинга выраженности фемининного и маскулинного тендера в воспитательной работе с осужденными, в том числе раскрыта специфика ее учета при психологической коррекции и в рамках мероприятий по ресоциализации. Внесены предложения по использованию материалов диссертационного исследования в программах обучения и повышения квалификации пенитенциарных психологов.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений, выводов и рекомендаций исследования обеспечивались избранной методологией, использованием комплекса взаимодополняющих методов, репрезентативностью эмпирического материала, необходимого для количественного и качественного анализа, использованием современных методов многомерного статистического анализа данных, компьютерных программ обработки данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 5 научных публикациях (общий объем 3,08 п.л.), а его результаты докладывались на ряде научно-практических конференций: «Актуальные проблемы психологического обеспечения в УИС» (Москва, 2006), «Психодиагностика и коррекция в работе практического психолога» (Рязань, 2006), на У1-й школе социальной работы (Рязань, 2007), а также обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, межкафедральной общественной лаборатории Академии ФСИН России «Криминальная деструктивность личности». Материалы исследования внедрены в учебный процесс психологического факультета Академии ФСИН России, в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, а также в практическую деятельность подразделений ФСИН России по Рязанской и Орловской областям, использованы при подготовке методических рекомендаций НИИ ФСИН России, о чем имеются соответствующие акты о внедрении.

общие выводы:

1. Востребованность результатов тендерных исследований осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, обусловлена реализацией в практике Уголовно-исполнительной системы России требований международных пенитенциарных стандартов, которые ориентируют на соблюдение прав личности осужденного в процессе их исправления. Выбор в качестве темы диссертационного исследования проблемы тендерной самоидентификации осужденных также обусловлен отсутствием у сотрудников ведомственной психологической службы методического инструментария для психодиагностики и психокоррекции.

2. На основе анализа основных подходов к исследованию индивидуальных различий, сформировавшихся в современной тендерной психологии, раскрыты суть понятия «тендер», а также специфика его разработки в юридической психологии при исследовании проблемы тендерных особенностей самоидентификации осужденных в основной период отбывания наказания в местах лишения свободы. В качестве базовых характеристик выделены психологические образования, имеющие тендерную обусловленность, а также возможное влияние на них отличий в выраженности маскулинных и фемининных черт.

3. В рамках эмпирического исследования выявлены механизмы формирования симптомокомплексов психологических, свойств, которые были названы «фемининный» и «маскулинный» тендер, а также раскрыты особенности их проявления в поведении осужденных. Установлено, что формирование тендерной самоидентификации осужденных прежде всего происходит в зависимости от особенностей самоотношения личности, а также влияния на нее защитных механизмов личности и межличностных отношений. 4. Проведенное исследование подтвердило гипотезу, что тендерная самоидентификация осужденного базируется на осознании индивидуально своеобразного соотношения маскулинных и фемининных черт, а индивидуальные особенности их осознания являются основой детерминации поведения осужденного и процесса его исправления в местах лишения свободы. На основе диссертационного исследования сформулированы следующие предложения:

— для психологов исправительных учреждений может быть рекомендован апробированный диссертантом комплекс психодиагностических методик;

— в программу учебной дисциплины «Пенитенциарная психология», преподаваемой в высших образовательных учреждениях, и в рамках повышения квалификации ввести раздел и отдельный спецкурс «Проблемы тендерных различий осужденных и их учет в исправительном процессе" — !

— издать методическое пособие «Основы тендерной самоидентификации осужденных».

В качестве направлений дальнейших научных исследований рекомендуется изучение:

— специфики индивидуального тендерного соотношения (фемининных и маскулинных черт) в зависимости от характера преступления;

— воздействия атрибутов криминальной субкультуры мест лишения свободы на тендерную трансформацию личности осужденных- 1.

— социально-психологических явлений в среде осужденных и их влияния на процесс тендерной самоидентификации осужденных при длительных сроках отбывания наказания;

— путей повышения эффективности «общественных воздействий» на просоциальность тендерной самоидентификации осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Капункин C.B., Пищелко A.B., Щербаков В. Н. Опыт классификации групп осужденных // Психология в исправительно-трудовом учреждении. Сборник статей. Домодедово, Изд. РИПК МВД РФ, 1993. — С. 22−25. — :
  2. Н.И. Что такое «гендер»?// Общественные науки и совместимость.- 1996.-№ 6.
  3. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. A.A. Валеева и P.A. Валеевой. Ростов н/Д: изд. «Феникс», 1998.-448с.
  4. А. Наука жить. Киев: Port Royal,, 1997.
  5. А. Понять природу человека. СПб.: «Академический проект», 2000. — С. 106
  6. Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психол. 1991. — № 4. — С. 74−82.
  7. .Г. О современных проблемах человекознания. М., 1977
  8. .Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2002.
  9. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
  10. А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.2. С. 159
  11. Ю.М. Преступность женщин // Социалистическая законность. 1991 N 7 с.20−22.
  12. Ю.М. Преступность среди женщин. М.: Рос. Право, 1992. — 256 с.
  13. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). -М., 1975.
  14. Ю.М., Ткаченко A.A. Сексуальные преступления. М.: Амальтея, 1993.
  15. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. 392 с.
  16. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.- М.: АпрельI
  17. Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-512 с.
  18. А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000.-320 с.
  19. Д. Тендерное беспокойство//Антология тендерной теории.- Минск, Пропилеи, 2000.- 383 с.
  20. И.П. Тендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных / Девиантное поведениеподростков: тендерное измерение. Сб. научных статей / под ред. A.A.1
  21. , Т.В. Калашниковой. Рязань: РГПУ, 2003.
  22. А. И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию.—В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке / Отв. ред. В. М. Банщиков, Б. Ф. Ломов. Материалы к симпозиуму. М., 1975. -777—790 с.
  23. А. И. Третий пол. М. Олимп, 2000.
  24. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. 336 с.
  25. Бем С. Трансформация дебатов о половом неравенстве // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Тверь. 1999.
  26. Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие,-СПб.: Питер, 2005.-431 с.
  27. T.B. Психология лидерства: Тендерный и этнический аспекты. СПб., 2002. ,
  28. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль." СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001 .-512с. :
  29. Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.- 320 с. (Секреты психологии)
  30. Т.А. Психологические особенности полороле-вого самосознания и самопринятия. М: 1994.
  31. И.Б. Проявление агрессивности несовершеннолетних сужденных женского пола // Вопр. психол. 1993. — № 4, — С. 27−30.
  32. И.Б. Психодиагностическая оценка агрессивности несовершеннолетних осужденных // Наказание: законность, справедливость, гуманизм.-Рязань, 1994. С. 137−138.
  33. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: ПИТЕР, 2000.
  34. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПБ.: Питер, 1999.
  35. Введение в тендерные исследования. Харьков: ХЦГИ- СПб.:Алетейя, 2001.
  36. Введение в тендерные исследования: Учеб. пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.- Под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
  37. A.B., Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин //'Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 91
  38. А. Женщина и стресс. Мужчина и стресс. Ребенок и стресс. Питер, 1996.
  39. Т. А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Автореф. дис.. канд. филос. наук/ Кемер. гос. ун-т. Томск, 1998.
  40. Э.Н. Природные и культурные факторы формирования тендерных различий.// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М., 1997. С.330−337.
  41. O.A., Клименкова Т. А. Тендер и культура // Женщина и социальная политика.- М., 1992. С. 10−22
  42. O.A. Теория и методология тендерных исследоIваний. Курс лекций / Под общ. ред. O.A. Ворониной. М.: МЦГИ -МВШСЭН — МФФ, 2001.
  43. В.А. Системные описания в психологии. Д., 1984.
  44. Тендерные тетради. Тр. С. -Петерб. фил. Ин-та социологии РАН: Материалы текущих исследований. СПб., 1997. Вып.1—2.
  45. Тендерная экспертиза российского законодательства./ Отв. ред. JT.H. Завадская. М: Изд-во Бек, 2001, 272 с.
  46. В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 171−189.
  47. В.А. Два пола: зачем и почему? СПб., 1992.
  48. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  49. К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 /Общ.ред. A.A. Гусейнова. -М.: Республика, 1992.
  50. А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. М., 1968.
  51. И.В. Тендерные корреляты непосредственного поведения процесса общения // Журнал прикладной психологии 2000. -№ 5. — С.34−40.
  52. И.В. Психология половых различий. Дисс. доктора психол. наук. М., 2002.
  53. А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2000.- 224 с.
  54. Т.А. Социология пола и тендерных отношений / Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Изд. Ин-та социологии РАН, 1998. Глава 8. — с. 173−195
  55. В.Г., Ушатиков А. И., Казакова E.H., Ковалев О. Г. Психодиагностика осужденных. Учебное пособие. Вологда, 1997.
  56. В.Г. Наблюдение как метод изучения личности осужденного. Рязань, 1976.
  57. В.Г., Ушатиков А. И. Криминальная психология. Рязань, 1997.
  58. В.Г., Ушатиков А. И. Прикладная пенитенциарная психология. Рязань, 1999.
  59. P.A. ОН: глубинные аспекты мужской психологии. Харьков: Фолио- М.: Ин-т общегуманитарных, исследований, 1996.-124с.
  60. P.A. ОНА: глубинные аспекты женской психологии,-М., 1996.-186с.
  61. Долг и преступление: психологические портреты / Д. В. Сочивко, Е. Е. Гаврина, A.B. Молоствов и др.- под ред. Д. В. Сочивко. -Рязань, Узорочье, 2007.
  62. В.Н. Структура и логика психологического исследования / РАН. Ин-т психологии. 2-е изд., испр. — М.: 1994. — 163 с.
  63. С.Н. Агрессивность, как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников. Психологическое изучение личности преступника. М., 1976.
  64. С.Н., Дворянчиков Н. В. Концепция и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. С. 100−115.
  65. H.B. Тендерные особенности социализации на примере агрессивной девиантности подростков. Дисс. канд. психол. наук. Томск, 2002
  66. Е., Темкина А. Социальное конструирование тендера как феминистская теория // Женщина. Тендер, Культура. — М.: МЦГИ 1999.
  67. Е.А., Темкина A.A. Институционализация тендерных исследований в России // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2002.
  68. В.Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение //Вопр. психол. 1991.-№ 2. — С. 100−112.
  69. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
  70. E.H. Психологические аспекты изучеиия мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы. Рукопись кандидатской диссертации. Рязань, 1999.
  71. Т.В. Психологические аспекты исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных женского пола в условиях ВТК: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990
  72. А. В. «Мужественность» и «женственность» с точки зрения лингвиста // Женщина в российском обществе. 1998. № 2
  73. А. В. Тендер: лингвистические аспекты. М.: Инт социологии РАН, 1999.
  74. А. В. Тендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного исследования) // Тендерный фактор в языке и коммуникации. М., 1999.
  75. И.С. Тендерная социализация. Учебное пособие.-СПб., 1998.
  76. И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. С.61−78.
  77. И.С. Психология тендерных отношений: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2004. (Серия «Тендерные исследования»).
  78. И.С. Развитие тендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах тендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. —-С. 18−21.
  79. Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М.: Преображение, 1996.
  80. О.Г., Ушатиков А. И., Деев В.Г, Криминальная психология. Рязань, 1997, С. 17−29.
  81. Кон И. С. Лунный свет на заре: Лики и маски однополой любви. М: Олимп- CT, 1998.
  82. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
  83. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д, Феникс, 2006.-605 с.
  84. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  85. Кон И. С. Сексуальная культура в России. М.: О.Г.И., 1997.
  86. Кон И. С. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991.
  87. Д.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск, 1990.
  88. H.H. Основы тендерной конфликтологии / Н. Н. Коростылева.- Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003.- 185 с.
  89. A.C. Симптомокомплекс маскулинности в норме и патологии. Киев: 1996.
  90. К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности / Под ред. А Боричева, Н Гришиной. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 128с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
  92. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1971.
  93. В.М., Митькина A.B. Пенитенциарная педагогика. М.: МПСИ, 2004. 400 с.
  94. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975.- № 2. — С. 31−45
  95. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  96. Люшер М. Цветовой тест Люшера. СПб., 2006. 190 с.
  97. Магомед-Эминов М.Ш. и др. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса: методические рекомендации. М., 2004.
  98. Магомед-Эминов М. Ш. Личность в аномальном мире. М., 1996.
  99. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. -М.:ПАРФ, 1998.
  100. Магомед-Эминов М. Ш. Экстремальная психология. -М.:ПАРФ, 2006.
  101. Методика исследования самоотношения (МИС) / Аладьин A.A., Пергаменщик Л. А., Фурманов И. А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992.
  102. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988.
  103. О.В., Петренко В. Ф. Кросскулътурное исследование стереотипов женского поведения// Вопросы психологии, — 2000.-№ 1.
  104. О.Ю. Применение психологических познаний в расследовании серийных сексуальных преступлений // Следственная практика. Спец. выпуск. М., 2003.
  105. О.Ю. Актуальные проблемы юридической психологии // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда РПО. СПб., 2003.
  106. О.Ю. Психологическое исследование особенностей психосексуального развития и половой идентичности много-эпизодных преступников. Ростов-на-Дону, 1999.
  107. A.B. Представления осужденных о жертвах преступлений: диагностика и коррекция. Дисс. канд. психол. наук 19.00.06. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2006
  108. Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы. Автореферат дисс.. к. психол. наук. Казань, 2006.
  109. В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бо-далева, — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  110. Насилие, агрессия, жестокость.: Криминал. психол. ис-след-ие.: Сб. научных трудов / Редкол. А. Р. Ратинов. — М., 1990. — 346 с.
  111. Ожигова J1.H. Исследование тендерной идентичности и тендерных стереотипов личности // Практикум по тендерной психологии. И. С. Клецина (ред.). СПб.: Питер, 2003
  112. Н.Х. Антропология пола и брака в христианстве. СПб.: Изд. МГРЪ, 2006.
  113. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  114. А.Н. Криминологическая сущность личности / Автореф. .д. психол. ii. -М., 2000.
  115. В.Д., Корзун И. В. Женская преступность и борьба с ней // Современная преступность: новые исследования. М., 1993. С. 107−116., '
  116. Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Инст-т психотерапии ЗАО, 2003. 217 с.
  117. Ф. Практика гештальтерапии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. -480 с.
  118. Ф.С. Эго, голод и агрессия.// Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. -357 с.
  119. Т.С. Особенности исправления и перевоспитания женщин, впервые осужденных к лишению свободы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986.
  120. В.Ф. Криминальная психология: В 2 т. М.: «Ось-89», 1998. — Т. 1−304 С.-Т.2−320 с.
  121. A.B., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализа-ция. Под общ. ред. Ю. И. Калинина. М.: Пер Сэ, 2003, — 208 с.
  122. Подсознание террориста. Под ред. Д. В. Сочивко. М., Пер Сэ, 2006.
  123. Л.А. Тендерные детерминанты половой самоидентификации девушек. Автореферат дис. .к. психол. наук 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», Хабаровск — 2006.
  124. Л.В. Психологические исследования и тендерный подход//Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С.119−130.
  125. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: ФЭРИ-В, 2006. 640 с.
  126. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Кле-циной. СПб., 2003.
  127. Прикладная цветопсиходинамика. Сочивко Д. В., Боковиков А. К., Дивисенко О. И., Рязань, Узорочье, 2008, 233 с., i
  128. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -320 с.
  129. Психология личности: Хрестоматия / Сост. Д.Я. Райгород-ский Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. Т. 1 — 448 с. -Т.2 — 544 с.
  130. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок Мн.: Харвест, 1999. — 656 с.
  131. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях// Вопросы психологии, № 2, 1999, с. 2228.
  132. А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М. 1979
  133. А.Р., Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость, как объекты криминально-психологического исследования // Сборник научных трудов. М., 1990.
  134. A.A. Агрессия и агрессивность личности // Психол. журнал. 1996. -№ 5.-С.З-16.
  135. A.A. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб-го ун-та. Серия 6. СПБ, 1995, — Вып. 3. С. 74−79.
  136. Л.П. Женщина и мужчина в истории: новая картиiна европейского прошлого. М: РОССПЭН, 2002, 352 с.
  137. H.A. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970
  138. Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М.: 1991. С.89−133
  139. Т.Г. Критический анализ концепций «человеческой агрессивности». Минск, Изд. БГУ, 1982. 128 с.
  140. В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал № 6, 1993. С. 55−64.
  141. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии //Психол. журнал. 1999. — № 6. — С.24−35.
  142. Ф.С. Психология криминальной агрессии. М.: Смысл, 2003, — 300 с.
  143. Г. Г. Тендерная социология как частная социологическая теория // СОЦИС 2000. — № 11. — С.5−14.
  144. A.C. В ожидании референта: маскулинность, феминность и политика тендерных репрезентаций // Женщина. Ген-дер. Культура. М., 1999.
  145. Словарь тендерных терминов / Под ред. A.A. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские инновационные проекты», М.: Информация XXI век, 2002.
  146. Н. Социология. М.: Мысль, 1994.
  147. JI.H. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ метод цветовых выборов. СПб., Речь, 2001.
  148. Д.В. Подсознание террориста./ Под ред. Д.В. Со-чивко. М.: Пер Сэ, 2006, — 192 с.
  149. Д.В. Психодинамика. М., МПСИ. 2007 г.
  150. Д.В. Психодинамика. М., Пер Сэ, 2003.
  151. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  152. А.Н. Криминогенное общение в среде осужден-ных. Рязань, 1993.
  153. Г. И. Социально-негативное влияние взрослых женщин на преступное поведение несовершеннолетних девушек // Вопросы теории и практики предупреждения преступлений. Барнаул, 1986.С.79−84.
  154. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций/Под общей ред. О. А. Ворониной.- М.: МЦГИ МВШСЭН — МФФ, 2001.-416с.
  155. В.А. Тендерные аспекты глобальных трансформаций и конфликтов.// Семья, тендер, культура. Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. М., 1997. С. 8−14.
  156. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.1
  157. М.: ООО «ТК Велби», 2003. 96 с.
  158. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.
  159. А.И., Казак Б. Б. Социально-психологические особенности личности и среды осужденных.: Учебное пособие. Рязань, 2006.
  160. А.И., Ковалев О. Г. Криминальная психология. Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2007. 496 с.
  161. К., Зиммерман Д. Создание тендера. Пер. с англ. Е. Здравомысловой. Тендерные тетради. Вып. 1. Труды СПб — филиала ИС РАН. СПб., 1997. С. 94−120.
  162. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002, — С. 444−451.
  163. В. Психотерапия на практике: Пер. с нем.-СПб.:2001.-256 с.
  164. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  165. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990.
  166. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений/ сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М., 1989.
  167. . Загадка женственности. М: Прогресс- Литера, 1993.
  168. И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. М.: Речь, 2007. 479 с.
  169. Характеристика осуждённых к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. Под редакцией д. ю. н. проф. А. С. Михлина. М.: Юриспруденция, 2001.
  170. IT. В. Тендер в психологии: история, подходы, проблемы//Вестник СПбГУ. 1998. — Сер. 6. Вып. 2.
  171. Хор ни К. Женская психология. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 1993.
  172. Хорни К. О психологии женщины // Психоанализ и культура: Из-брапные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. -С.191−272.
  173. Хоф Р. Возникновение и развитие тендерных исследований // Пол, тендер, культура. М.- 1999.
  174. Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований"/ Под ред. O.A. Ворониной, Н. С. Григорьевой, Л. Г. Луняковой / М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.
  175. Д. Теория тендерной стратификации // Антология тендерной теории. Минск, Пропилеи, 2000. С. 77−98.
  176. H.A. К проблеме методологии исследования тендерных различий // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в условиях социально-экономических реформ». Вып.1.СПб. 1995. С. 102−104.
  177. М. А. 7 Путешествий в структуру сознания (монография). М. 1998, 244с.
  178. Энциклопедия юридической психологии / Под ред. проф. I
  179. А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003, С.607
  180. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 342 с.
  181. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: ACT, 2005
  182. Юпг К.-Г. Психологические типы. М.: Прогресс, 1995.
  183. Т., Степанова И. Профилактика женской преступности // Преступление и наказание. 2000. — № 8. — С.46−48.
  184. Ядов В. А Стратегии социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Доб-росвет, 1998.
  185. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурная репрезентация тендерных отношений // Социокультурный анализ тендерных отношений. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1998.
  186. Bern S. Gender schema theory and its implications for child development // Signs. 1983. № 8.
  187. Bern S. L. Probing the promise of androgyny // The psychology of women: Ongoing debates. New Haven- L., 1987. P. 206−225
  188. Bjorquist K., Niemela P. New trends in the study of female agression. San Diego, С A, Academic Press, 1992.
  189. Campbell A., Muncer S., Coyle E. Social representation of aggression as an explanation for gender differences. Agressive Behavior, 18, 1992, 95−108.
  190. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A sociale- role interpretation. Hillsdeale, NJ: Erlbaum, 1987.
  191. , E. 1976. Gender Display // Studies in the Anthropology of Visual Communication. № 3, pp.69−77.
  192. Gilligan C. In a different voice. Psychological theory and woman’s development. L., Cambridge, MA: Garvard Univ. Press, 1982.
  193. Herdt G. ed. Third Sex, Third Gender: Beyond Sexual Dimorphism in Culture and History. NY: Zone Books, 1994.
  194. E., Jacklin С. Пе Psychology of Sex Differences. London OUP, 1975.
  195. Maccoby E.E. The Two Sexes. Growing Up Apart, Coming Together Cambridge, Mass.: Belknap Press, 1998. P. l 18−152.
  196. Sex, Gender and Health. Ed. Т. M. Pollard, S.B. Hyatt. Cambridge University Press, 1999.
Заполнить форму текущей работой