Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психические нарушения у детей и подростков при чрезвычайных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря ма высокую социальную значимость проблемы психических расстройств у детей и подростков, связанных с ЧС, ее основные аспекты остаются неразработанными или недостаточно разработанными в отечественной литературе. До енх пор не представлена типология психических нарушений у детей и подростков, лобываащих в ЧС. Наименее изученными являются клнннко-психопатологнчсскне особенности и динамика… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Краткое игипиш чрезвычайных ¦""-«¦-Д
  • Характеристика обследованных детей и подростков. Методы жсследовянвя
  • ГЛАВА 3. ОСТРЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  • Клинические проявления острых стрессовых реакций
  • Возрастные особенности острых стрессовых реакций
  • Динамика острых стрессовых реакций
  • ГЛАВА 4. ХРОНИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  • Клинические проявления и динамика
  • Типология посттравматического стрессового расстройства у детей и подростков
  • Сравнительная характеристика типов посттравматического стрессового расстройства
  • Нарушения поведения у детей и подростков, страдающих п стрессовым расстройством
  • Факторы риска развития посттравмати<

ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ Принципы организации медико-психологической помощи детям и подросткам при чрезвычайных ситуациях.

Этапы организации медико-психологической помощи в зоне ЧС Особенности организации экстренной меднко-осихологической родителям при терактах.

Психотерапевтическая и лекарственная помощь детям и подросткам с острыми реакциями на стресс — обследования ребенка

Психотерапия детей с острыми стрессовыми расстройствами

Лекарственная помощь детям с острыми стрессовыми расстройствами.

Принципы психотерапевтическй и лекарственной помощи детям и подросткам с хроническим стрессовыми нарушениями.

Психотерапия

Фармакотерапия.—

Профилактика психически* нарушении у летен и подростков, пострадавших и результате ЧС

Психические нарушения у детей и подростков при чрезвычайных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рубеж XX и XXI веков отмечен значительным, в сравнении с предшествующими историческими период ими, возрастанием количества как антропогенных, так и природных катастроф. В связи с этим в последнее время в психиатрии выделилось относительно новое направлениепсихиатрия чрезвычайных ситуаций (ЧС), основными задачами которой является изучение психопатологических реакций на массивную психическую травму и организация пснхолого-пскхнатрнческой помощи во время и после ЧС, а также на отдаленных этапах.

Психические расстройства у детей и подростков, обусловленные тяжелым стрессом, относятся к числу очень важных и в то же время наименее разработанных проблем клинической психиатрии, Если посттравматическне психические расстройства у взрослых лиц неоднократно описаны и систематизированы, то психические нарушения у детей и подростков, возникающие вследствие воздействия экстремальных психотравм пруюшнх факторов, относятся к наименее изученной области психиатрических знанийВ современных руководствах, но пенхнагрни и в МКБ-10 практически отсутствуют указания на особенности клинических проявлений психических нарушений, обусловленных тяжелым стрессом, у пациентов детского и подросткового возраста. Очевидно, что симптомы стрессовых расстройств, описанные у взрослых пациентов невозможно применить, например, к четырехлетнему ребенку. Вероятно, по этой причине вплоть до 80-х ITпрошлого столетня считалось, что дети, особенно раннего возраста, меньше взрослых восприимчивы к массивной психической травмзтизаинн.

Дети отличаются не пониженной (как считали в прежние годы), а, напротив, повышенной уязвимостью к психотранмнрующнм воздействиям, особенно к массивной психической травме, возникающей при катастрофах и других ЧС [Сканавн Е.Е., 1962; Личко А. Е., 1985; Ковалев В В., Асанова.

Н.К., 1993; Vogel J.M., Vemberg E.M., 1993; Treadwell-Deering D. E., Hanisch S. U., 2002 и др].

В настоящее время выделяются две основные формы психических нарушений, обусловленных экстремальным стрессовым воздействием: острая реакция на стресс (ОРС) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), развивающееся в исходе неблагоприятно протекающих ОРС.

Критерии ПТСР впервые были представлены в DSM-III в 1980 г. В DSM-III-R в описание этого расстройства были привнесены некоторые уточнения и дополнения, в том числе симптоматика этих состояний у детей и подростков.

В течение жизни приблизительно 8% детей и подростков в общей популяции имеют симптомы ПТСР [Pynoos R., 1993, Lubit R., 2004].

После стихийного бедствия частота ПТСР у детей нередко достигает эпидемических размеров, остается высокой в течение длительного времени и подвергает опасности благополучие детской популяции in toto в целых крупных регионах [R.S. Pynoos и соавт., 1993]. Спустя несколько месяцев после катастрофы психические нарушения стрессового характера выявляются, по разным оценкам, у 31 — 95% детей [Козловская Г. В. и др., 1990, 1993; Джишкариани М. А. и др., 1997; Зубова Е. А., 1998; Бадмаева В. Д., 2003, Yule W., 1992; A. Goenjian, 1993; M.S. Durkin и соавт., 1993]. Опыт собственных наблюдений, отраженный в соответствующих главах настоящей диссертации, позволяет нам утверждать, что истинная распространенность психических расстройств вследствие ЧС у детей и подростков значительно ближе к верхней, чем к нижней части указанного диапазона.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что распространенность стрессовых расстройств у детей очень высока и сопоставима с таковой у взрослых (если не превосходит ее).

Несмотря на обширный международный опыт изучения психических расстройств, возникших вследствие ЧС, в этой области остается много неразрешенных вопросов. Подавляющее большинство работ посвящено отставленным, поздним реакциям на тяжелый эмоциональный стрессПТСР, расстройствам адаптации и пр. В то же время нарушения психики детей и подростков в острый период психической травмы, а также их динамика, возрастные особенности и факторы, приводящие к неблагоприятному затяжному течению, остаются недостаточно изученными. Это объясняется, по нашему мнению, тремя основными причинами.

Во-первых, отсутствие психиатров в группах экстренной медицинской помощи, работающих при различных ЧС, не давало возможность проводить обследование и оказывать помощь детям в острый период психической травмы.

Во-вторых, для детей характерна низкая обращаемость к психиатрам. Это связано как с частой некритичностью родителей к психическим нарушениям у детей и непониманием необходимости получения детьми специализированной помощи, так и психологически понятным желанием родителей оградить ребенка, пережившего катастрофу, от любых внешних воздействий и «отвлечь» его от тягостных эмоциональных переживаний.

В-третьих, проблема усугубляется недостаточным знанием медиками и психологами клинических особенностей острых стрессовых реакций в детском возрасте, что приводит к недооценке тяжести психического состояния пострадавших.

Значимость вопроса усугубляется тем, что клинические проявления, динамика и прогноз психических заболеваний у детей (как психогенных, так и эндогенных) существенно отличаются от таковых у взрослых лиц. Это делает практически невозможным эффективное оказание помощи детям и подросткам специалистами в области общей психиатрии.

В настоящее время отсутствуют четкие критерии диагностики ПТСР в различные периоды детского и подросткового возраста, клиническая характеристика отдельных симптомов посттравматических расстройств.

Современные методы медико-психологической помощи жертвам катастроф (особенно детям и подросткам) нуждаются в дальнейшей разработке н совершенствовании.

При оказании психотерапевтаческой помощи пострадавшим легям даже квалифицированные специалисты иногда совершают серьезные методические ошибки, снижающие эффективность лечения и, следовательно, повышающие риск хронификацни психических расстройств,.

В системе оказания помощи детям н подросткам, пострадавшим при ЧС. очень важен правильный выбор стратегии пенхофармакотерапии. К числу распространенных ошибок лечения относится назначение антидепрессантов Д1Я купирования ОРС. Сложные и неоднозначные психотропные эффекты антндепрессантон способны ухудшать психическое состояние пострадавших (особенно детей и подростков) а остром периоде реакнии на стресс и повышать степень нх психической дезадаптаднн.

Необходимостью поиска путей решения зтнх и другнх насущных вопросов летской психиатрии н психиатрии ЧС определяется проведение предпринятого нами исследования.

Актуальность исследования.

Несмотря ма высокую социальную значимость проблемы психических расстройств у детей и подростков, связанных с ЧС, ее основные аспекты остаются неразработанными или недостаточно разработанными в отечественной литературе. До енх пор не представлена типология психических нарушений у детей и подростков, лобываащих в ЧС. Наименее изученными являются клнннко-психопатологнчсскне особенности и динамика психических расстройств у детей н подростков, подвергшихся влиянию экстремальных психогенных факторовпрактически отсутствуют данные о возрастных особенностях клинкчсскнх проявлений посттрааматическнх психических расстройств у детей и подростковЧасто обследование ребенка проводится без учета влияния семьи, тогда как психическое состояние родителей может иметь как саногенное. так н патогенное влияние на детей (особенно младшего возраста). Таким образом, изучение психической патологии детей и подростков должно проводиться в т.н. системе «мать-дитя»,.

В нашей стране отсутствует научно обоснованная система оказания пенхолого-психиатрической помощи детям и подросткам ггрк ЧС. К сожалению, при оказании помощи пострадавшим не всегда используются оптимальные подходы, а порой совершаются грубые ошибки, противоречащие современным представлениям о психиатрии ЧС, что, по-видимому, объясняется недостаточными знаниямн механизмов, лежащих л основе психических нарушений. Серьезную проблему для российского населения представляет собой относительная новизна террористических актов как социального явления (в отличие от населения некоторых других стран, например, Израиля, которое за несколько десятилетий прошло определенную психологическую адаптацию к этому явлению).

Новита исследования.

Впервые представлено углубленное клиническое описание острых и хронических психических нарушений у детей и подростков, развивающихся вследствие ЧС, с учетом возрастных особенностей, Выработана концепция формирования стрессовых нарушений у детей и подростков в результате воздействия экстремальных психогенных факторов. Предложена типология ПТСР у детей и подростков, Разработаны принципы оказания пенхолого-психиатрнческой помощи детям к подросткам при ЧС.

Практическая тичимостъ исс. и'дованим.

Разработана система диагностики н оценки тяжести ОРС и ПТСР у детей и подростков, На основании данных, полученных в ходе исследования, разработаны принципы оказания пенхолого-пенхнатрической помощи детям и подросткам, пострадавшим в ЧС. с учетом динамики психических нарушений и возрастных особенностей психопатологической симптоматики. Полученные данные позволяют оггтамнзироватъ организацию пенхолого-пснхнатрической помощи детям н подросткам при ЧС н могут быть использованы в медицинских учреждениях психиатрами, врачами скорой помощн, педиатрами, школьными и медицинскими психологами. Разработанные принципы оказания психиатрической помощи детям к подросткам, пострадавшим от катастроф, послужат значительным вкладом, а теорию и практику психиатрии ЧС.

Внедрение результатов исс-кдоеания.

Основные положения работы изложены в методических указаниях, соответствующих главах руководств, включены в цикл лекций по курсу усовершенствования для врачей «Психические нарушения у детей и подростков при ЧС» на базе курса психотерапии кафедры нелекарственных методов лечения Московской меднцинекой академии мм. И. М. Сеченовав цикл лекций н практических занятий «Медико-психологическая помощь детям и подросткам при ЧС» для студентов на кафедре клинической психологии Государственного психолого-педагогического университета, а также на выездных циклах для врачей, психологов и педагогов в Ставрополе" Краснодаре, Владикавказе и Беслале,.

Цель исследования.

— Выявление закономерностей возникновения психических нарушений у детей и подростков в результате воздействия экстремальных психогенных факторов н на основе результатов разработка принципов лечения и организации медико-психологической помощи прн ЧС.

Задачи исследования.

1. Изучить клинические проявления острых психических нарушений у детей н подростков, развивающихся в результате воздействия экстремальных психогенных факторов в различные возрастные периоды,.

2. Описать и систематизировать клинические проявления л возрастные особенности хронических психических нарушений у детей и подростков, возникающие в результате воздействия экстремальных психогенных факторов.

3. Исследовать обшме закономерности динамики стрессовых расстройств у детей и подростков, выявить основные причины хроннфнкацин этих расстройств,.

4, Выявить сопутствующие стрессовым психические нарушения у детей н подростков в различные возрастные периоды.

5, Разработать подходы к организации психолого-нс и хиатрн ческой помощи детям и подросткам при ЧС.

6. Разработать принципы лечения и профилактики психических нарушений в острый н отдаленный периоды ЧС.

Положении, аынасимые на иг щиту.

ЧС являются сильным патогенным фактором для психического здоровья детей любого возрастз.

Тяжссть и длительность психических расстройств, развивающихся вследствие ЧС, обусловлены поливалентнымн факторами (психологическими, соматическими, микросоинальными, социальными н.

Вероятность затяжного течения и хроннфнкацин острых стрессовых расстройств возрастает при воздействии вторичных пенхотравмнрующих факторов,.

Клинические проявления и динамика ОРС н [ТГСР у детей и подростков характеризуются значительными отличиями в отдельных возрастных группах, что требует применения различных подходов при оказании пснхолого-психиатрнческой помощи.

Тяжесть и прогноз психических нарушений у детей н подростков во многом определяются поведением их родителей и другими формами влияния среды, Неверием: понимание родителями своей ролн по отношению к пострадавшим детям и ошибочное поведение могут служить причиной усугубления психических нарушений.

Характер пенхолого-пенхнитри ческой помощи детям и подросткам, пострадавших при ЧС. имеет существенные отличия от помощи взрослым лицам.

выводы.

1. Детская пскхяка характеризуется высокой восприимчивостью к пснхотравмируюшсму воздействию ЧС* что находит отражение в развитии широкого спектра острых и хронических психических нарушений у детей и подростков, попавших в зону бедствияСтрессовые расстройства у детей и подростков характеризуются крайним клиническим полиморфизмом.

2. В структуре острых психических расстройств у детей и подростков, пострадавших при ЧС, преобладают страхи (76,4%), психомоторные нарушения (66,7%}, повторное переживание травмы (61,0%), расстройства сна (54.4%) и нарушения поведения (23,6%). В период воздействия пенхотравмнрующего фактора у трети пациентов отмечаются психотические формы реагирования с нарушениями сознания и обманами восприятия.

Тяжесть и длительность острых психических расстройств, развивающихся вследствие ЧС, обусловлены факторами, наибольшее значение из которых имеют (по мере убывания): I) потеря во время ЧС близкого человека- 2) наблюдение чужой смерти, трупов* частей тел- 3) наличие психических (реактивных) расстройств у родителей (при этом тяжелая депрессия у матери является наиболее значимым фактором в группе детей дошкольного возраста) — 4) отсутствие адекватной поддержки окружающих и медико-психологической помощи. Пребывание в заложниках является крайне тяжелым патогенным фактором, вызывающим тяжелые затяжные стрессовые расстройства у всех детей и подростков.

3. В благоприятных случаях редукция острых психических нарушений у детей и подростков происходит в течение месяца после бедствия* прн этом нарушения поведения, наряду с постепенным угасанием других психопатологических симптомов, проявляют селективную тенденцию к нарастанию (особенно в возрасте 7−11 лет). Не менее чем в половине этих случаев в основе нарушений поведения лежат не столько собственно стрессовые расстройства, сколько неправильное обращение близких с пострадавшими. В неблагоприятных случаях психические расстройства приобретают затяжное течение.

4. Посправиатинеское стрессовое расстройство проявляется днссомннчсскнм (34,8%). фобнчеекни (23,6%). пснхопатоподобным (21,7%) н астено-дспрссснвным (] 9,9%) вариантами.

Главным фактором риска развития ПТСР является тяжелое течение ОРС, которое, в свою очередь, во многом определяется отсутствием психолого-психиатрнческой помощи тотчас после ЧС. К другим факторам относятся плохое психическое состояние родителей пострадавших (особенно матери), гибель близких родственников, отсутствие адекватной семейной поддержки пострадавшего ребенка, а также преморбидное предрасположение, включающее нстероидные, психастенические и эгшлептондные черты личности, раннее органическое поражение нервной системы и пограничные расстройства, отмечавшиеся до ЧС.

5. Психические расстройства у детей и подростков, пострадавших при ЧС, в каждом третьем случае сопровождаются нарушениями поведения, в основе которых лежат различные факторы (психопатологические, личностные, социальные, психологические). ЧС способны повышать степень агрессин в детско-подростковай среде.

6. Психические расстройства у детей и подростков, развивающиеся вследствие ЧС, имеют возрастные особенности. Чем меньше возраст ребенка, тем менее дифференцированы и более полиморфны психогенные реакции. У детей дошкольного возраста острые психогенные реакции выражены более интенсивно и преимущественно проявляются соматовегстатнвнымн, психомоторными и фобн чески мн расстройствами, тогда как в структуре реактивных состояний у детей старшего возраста и у подростков преобладают аффективные расстройства и нарушения поведения. Одним нз ключевых психопатологических проявлений аффективных расстройств у многих детей и подростков является чувство вины за пострадавших близких.

7. В теской связи с проблемой детей и подростков, пострадавших при ЧС, находится нкднгенный конфликт как проявление социального раскола населения региона, пострадавшего от бедствия. Инднгенный конфликт способствует вторичной травматишши жертв катастрофы и препятствует выздоровлению детей и подростков.

8. В лечении детей и подростков, пострадавших от ЧС следует придерживаться следующих принципов. а) Максимальное приближение помощи к жертвам катастрофы и охват как пострадавших детей и подростков, так и их родителей. Непременными условиями эффективной помощи является включение детских психологов и психиатров в медицинские бригады, направленные в очаге ЧС, круглосуточная работа кабинетов психолого-пенхиатрнческого консультирования населения с широким оповещением об этой работе в средствах массовой информации, а также работа телефона «горячей линии» для помощи пострадавшим, их родственникам и вторичным жертвам с первых часов катастрофы. б) Психолого-пен хнатрнческая помощь оказывается в системе «Ребенок — Семья — Среда». Психическое неблагополучие родителей и, прежде всего, матери оказывает патогенное воздействие на ребенка. Неправильное обращение с пострадавшим близких, педагогов способствует затяжному течению стрессового заболевания и трудностям восстановления социального функционирования в) Каждое мероприятие должно не только способствовать решению задачи оказания экстренной помощи, но и закладывать основу для долгосрочной пснхолого-пснхнатрической помощи пострадавшим, родственникам пострадавших и «вторичным жертвам» г) Психолого-пснхнатричсская помощь должна оказываться пострадавшим детям и подросткам как можно раньше и продолжаться до полной нормализации нх психического состояния. Доступность н адекватность пенхолого-психнатрнческой помощи способны в значительной мере предупредить развитие тяжелых изатяжных психических расстройств у жертв ЧС.

9. В острый период психической травмы основной задачей психотерапии и фармакотерапии является снижение уровня тревоги и эмоционального напряжения н восстановления основных психических функций. Лекарственная терапия детей и подростков включает применение седатнвных средств (преимущественно растительного происхождения), нейролептиков с преобладанием ссдативного эффекта.

Ведущим напрааленнсм лечения хронических психических нарушений у детей и подростков, пострадавших при ЧС, является коррекция тревожных, расстройств с преимущественным использованием антидепрессаитов из групп селективных ингибиторов обратного захвата серотонина и обратимых ингибиторов МАО. Дополнительными средствами лечения являются нейролептики, селативныс препараты, транквилизаторы н аитнконвульсанты с нормотимнческимн свойствами.

30. Профилактика в острый период психической травмы включает мероприятия, направленные на предотвращение развития хроннфнкацнн стрессовых нарушений. На отдаленных этапах меры рассчитаны на предотвращение развития психосоциальных осложнений у детей" переживших ЧС. К таким осложнениям относят школьную дезадаптацию, внутрисемейные конфликты, внктимность, уходы из дома, алкоголизацию и пр.

Дети, пострадавшие при ЧС, должны находиться под наблюдением психолога, и проходить ежегодную реабилитацию с обязательным курсами психологической поддержки, Для выявления неблагоприятных изменений рекомендуется посещение детского психиатра каждые полгода.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основе научной н практической работы при ликвидации последствий различных катастроф нами были разработаны следующие принципы организации помошн детям и подросткам, пострадавшим в условиях ЧС. Многие из приведенных здесь положений применимы и для оказания взрослым липам — жертвам катастроф.

1, Психолого-психиатрическая помощь максимально приближается к пострадавшим и охватывает как можно большее число жертв катастроф и мх родственников,.

Деятельность психиатров, участвующих в сортировке и эвакуации пострадавших и раненых, помимо оказания специальной помощи" облегчает обследование ребенка и проведение врачебных манипуляций травматологами, хирургами и другими специалистами. Кроме того, раннее выявление тяжелых форм стрессовых реакций у детей и подростков создает возможность для своевременного оказания помощи и предотвращения формирования хронических психопатологических состояний.

2. Каждое мероприятие должно не только быть рассчитано на экстренную помощь, но и закладывать основу для долгосрочной психолого-психиатрической помощи пострадавшим, родственникам пострадавших и «вторичным жертвам».

Мероприятия проводятся по двум направлениям: организационному и лечебно-профилактическому.

Организационные мероприятия включают в себя открытие кабинетов исихолого-пснхнатрнческой помощи на базе существующего медицинского учреждения и подготовка психотерапевтов, детских психиатров и психологов для продолжения работы с пациентами, создание единой информационной базы в районном медицинском учреждении.

Содержание лечебно-профилактических мероприятий рассматривается ниже,.

3. Пснхолого-пснхнатрнческая помощь при ЧС разворачивается на базе территориальных медицинских учреждений прн участии региональных и федеральных сил.

Если масштабы ЧС выходят за рамкн локального происшествия н количество пострадавших превышает 50 человек, то силы и средства местного здравоохранения обычно оказываются недостаточными для оказания эффективной помощи. Проблема дефицита специалистов, оказывающих помощь, усугубляется в случаях, когда пострадавшими оказываются дети и подростки. Это связано с тем, что обеспеченность детскими психиатрами, детскими медицинскими психологами в большинстве районов недостаточна, а в некоторых местах они отсутствуют.

4. Пснхолого-пснхиатрическая помощь оказывается в соответствии с существующим юридическим порядком и опирается на существующие медицинские стандарты. Важно принимать во внимание, что для консультирования и лечения ребенка младше 15 лет психиатру необходимо заручиться письменным согласием родителя или законного представителя. Назначение любого психотропного препарата должно быть отражено в медицинской карте.

5. Помощь детям и подросткам, пострадавшим в ЧС, включает три обязательных направления: Ребенок. Семья, Среда. Как уже говорилось в предыдущих главах, в результате ЧС психологический дистресс испытывают родители пострадавшего ребенка, даже если они непосредственно не подвергались воздействию травмирующих факторов. С другой стороны, психическое неблагополучие родителей и. прежде всего, матери оказывает патогенное воздействие на ребенка Поэтому эффективная помощь детям и подросткам, пострадавшим прн ЧС, обязательно предполагает включение их родителей в лечебный процесс,.

В связи с тем, что ЧС может вызывать социальные конфликты (описанные в 4 главе диссертации), нарушать микросоциалыюе функционирование ребенка, вызывать школьную дезадаптацию, этн проблемы должны быть в поле зрения психологов н психиатров, в компетенции которых находится коррекция стрессовых проявлений и обучение навыкам обращения с травмированными детьми.

Психолого’пснхиатрнческая помощь детям и подросткам, пострадавшим при ЧС, включает следующие этапы.

Первый этап (этап неотложной психолого-пснхиатрической помощи) должен начинаться как можно раньше после катастрофы.

Основные мероприятия включают медико-психологическую поддержку н мониторинг психического состояния родителей и близких пострадавших детей. Поддержка пострадавших и пенхолого-пенхиатричееккй мониторинг осуществляются на всем протяжении спасательных работ. Задачи помощи на этом этапе включают поддержание психического и физического состояния пострадавших, предотвращение воздействия запредельных психоэмоциональных нагрузок.

Первый этап психолого-психиатрической помощи может затягиваться на несколько дней (как это было при захвате заложников), а может ограничиваться несколькими часами (например, до окончания разбора завалов при обрушении здания).

Мероприятия первого этапа осуществляются силами бригады, в которую входят специально подготовленный психолог, психиатр (психотерапевт) и врач-интернист. К работе на данном этапе возможно подключение волонтеров (представителей гуманитарных миссий, священнослужителей, студентов-психологов).

Средствами помощи являются регулярные осмотры членами бригады населения для оценки психического состояния. При выявлении признаков психологического неблагополучия необходимо проведение одного из методов кризисного вмешательства (когнитивная психотерапия, медикаментозная поддержка),.

Необходимо следить за тем, чтобы пострадавшие не забывали принимать питье, пищу, отдыхали. Кроме того, родители должны располагать постоянной информацией о состоянии детей, а также извещаться о необходимости обследования детей у психолога нлн психотерапевта после ликвидация ЧС.

Второй этап начинается с момента спасения детей и подростков. Основными задачами бригады, в которую входят психиатр и психолог, являются выявление и купирование острых стрессовых нарушений н обеспечение надзора за детьми с психотическими формами реакций.

Третий этап (этап квалифицированной медицинской помощи) позволяет провести более тщательное обследование и диагностику состояния ребенка и его родителей, принять решение о необходимости того нлн иного вмешательства Н его объеме.

Вне зависимости от того, где находится ребенок после спасения, — в больнице или дома, — ему должна быть обеспечена постоянная доступность психолого-психиатрнческой помощи.

Длительность третьего тгапа определена нами как 1 месяц — срок, в течение которого острые стрессовые расстройства претерпевают редукцию либо переходят в хроническую форму.

Четвертый этап — лечение хронических стрессовых состояний (ПТСР, РА). Длительность этого этапа определяется как видом ЧС, так и особенностями пострадавшею от бедствия региона или населенного пункта, Рабата с пострадавшими проводится как в амбулаторных условиях (предпочтительная форма работы, т.к. ребенок не отрывается от привычной для него среды), так и в психиатрических отделениях типа «Мать-Дитя».

Все дети, пережившие ЧС. в той нлн иной степени являются пострадавшими. Таким образом, лечебно-профилактические мероприятия должны проводиться в отношении всех детей, переживших природные и антропогенные катастрофы, физическое н сексуальное насилие, военные действия, террористические акты, похищение и захват заложников и пр.

Как показано во многих исследованиях, в том числе и в проведенном нами, развитие психических заболеваний в значительной степени зависит от качества психолого-лсихиатрнческой помощи, оказываемой пострадавшим,.

Формирование у родителей адекватной оценки состояния ребенка во многом повлияет на процесс выздоровления, Работа с родителями или другими блнжайшнми членами семьи прежде всего должна содержать информацию, помогающую понять проблемы, которые испытывает пострадавший ребенок. Кроме того, она включает обучение навыкам обращения с ребенком н улучшения семейного функционирования в период после ЧС.

Как правило. членам семьи ребенка объясняют, какие психологические проблемы возникают у большинства людей, том числе н у нх детей, после чрезвычайного потрясения. Родители должны знать, какие симптомы нуждаются в предъявлении психиатру. Создание родителями необходимой атмосферы в семье является одним из условий успешного лечения,.

Родителям следует понимать" что вместе с необходимостью уделять повышенное внимание, тепло и ласку, ребенку необходимо как можно быстрее помочь вернуться к прежней размеренной жизни. Это подразумевает достаточно быстрое возвращение к прежним обязанностям, выполнению уроков, С учетом того, что у ребенка могут отмечаться астенические симптомы, режим учебных н домашних нагрузок должен быть облегченным, Вместе с тем в создании щадяшего режима необходимо избегать крайностей: полное избавление ребенка от малейших нагрузок обычно имеет отрицательные последствия.

Общие советы ло лечебио-охранителыюму режиму должны быть предельно понятными и конкретными. Это объясняется тем, что родители, находящиеся в стрессовом состоянии, Moiyr не запоминать рекомендации, в том числе и лекарственные назначения. Поэтому желательно устные рекомендации сопровождать письменными тезисами.

Помощь детям и подросткам — жертвам катастроф должна окатываться с применением следующих подходов.

Острые расстройства.

Психотерапия детей с острыми стрессовыми и расстройствами. Общими задачами психотерапии являются снижение эмоционального напряжения с помощью релаксационных методик, помощь в вербализации переживаний.

Задача врача — помочь ребенку рассказать о пережитых событиях, если у него есть в этом потребность. Не следует любыми способами добиваться «вскрытия» переживания и воспоминания, если пострадавший этого избегает. В таких случаях можно ограничиться эмоциональной поддержкой, а отреагировалия можно добиться другими способаминапример, с помощью игровых техник или аргтерапни.

Использование рисуночной психодиагностики позволяет выявить признаки психологической агрессии, даже если она подавляется или не осознается ребенком.

Очень важно учитывать, что выполнение детьми рисуночных тестов (помимо диагностической ценности метода для выявления эмоционального состояния пациента н особенностей взаимодействия в семье) способствует отреагированню и проработке болезненных переживаний, установлению контакта с ребенком, что облегчает д&льнейшне процессы лечения и реабилитации.

Таким образом, цель психотерапии в острый период травмыснижение уровня тревоги* уменьшение агрессии и создание возможности для эмоционального комфортного взаимоотношение с близкими,.

Лекарственная терапия должна быть направлена на снижение уровня тревоги н повышенной возбудимости у ребенка. Для этого применяются препараты* обладающие седативным дсйствием.

Прн выраженной лабильности настроения, эксллознвности, преобладании диссоциативных иди поведенческих расстройств (например, агрессивности) помимо седатнвных средств рекомендуется использовать рисперидон 0.5 — 2−3 мг в сутки на 2 приема, а зависимости от возраста и выраженности симптоматикитнорндазнн (соиапакс) — 1−5 лет — 1 мг/кг веса в суткн- 5−12 лет — 10−100 в суткн (в 2−3 приема).

Бензодиаэепнны детям назначать не рекомендуется в связи с риском развития побочных эффектов (избыточной седацин, парадоксальных реакций возбуждения), но не исключается нх использование для лечения подростков.

В период ОРС антилепрессакты не показаны. Распространенной ошибкой является назначение в острый период психической травмы трнииклнческих антидепрессантов (в частности, амитрнптнлнна), Антихоли иергическне побочиые эффекты трицнклнчсскнх антидепрессантов ограничивают их применение в период острой реакции на стресс (из-за выраженных гуморальных сдвигов). Кроме того, собственно антидепрессивный эффект развивается через 2 недели, когда необходимость в нем может уже отпасть.

Своевременное оказание пснхолого-пснхиатрнческой помощи в первые дни после тяжелых психических травм (террористического акта, пребывания в заложниках) позволяет значительно снизить заболеваемость хроническими стрессовыми расстройствами (ГГТСР и РА).

Проведенное исследование показало достоверно более высокие частоту и тяжесть нарушений в группе детей н подростков, чьи родители не обратились за помощью в первые дни после ЧС. или ограничились лишь помощью психологов.

Хронические расстройства.

Основными задачами терапевтического вмешательства при констатации хронического течения стрессовых расстройств являются снижение уровня тревоги, редукция основных синдромов (фобинеского, психопатоподобного, астенодепрессивного. лиссомнического), уменьшение агрессии, восстановление работоспособности и социального функционирования, разрешение межличностных (в том числе внутрисемейных) конфликтов.

Несмотря на то. «по психотерапия занимает играет существенную роль в лечении ПТСР, изолированное применение психотерапевтического метода в решении каждой из поставленных задач часто бывает недостаточным., и лечебные мероприятия дополняются медикаментозной поддержкой.

В психотерапевтической работе применяются различные подходы и модели, что связано с предпочтениями психотерапевта, возрастом ребенка и условиями работы.

Психотерапия включает следующие направления: снижение эмоционального напряжения с помощью релаксационных методик и отреагнрованияредукция отдельных синдромов ПТСР (эффективно используются когннтнвно-бихевноральные подходы) — улучшение социального функционированияреадаптация ребенка и выработка навыков разрешения межличностных конфликтов (групповая н семейная формы психотерапии).

Снижение эмоционального напряжения проводится с помощью релаксационных методик с обучением элементам аутогенной тренировки, телесно-ориентированной терапии и т. п.

У детей отреагированне эмоций наиболее легко достигается с помощью игровых техник н (как уже говорилось выше) рисования. В то же время у детей с ПТСР отмечается снижение интереса к играм, Очевидно, что игровая деятельность важна для развития познания, эмоциональности н социального научения — параметров, являющихся важными в копинг-поведенин. Поэтому начальной задачей психотерапии можно считать восстановление способности к игре и высвобождение эмоций пациента, реадалтировать ребенка и выработать навыки разрешения межличностных конфликтов.

Преднамеренное (с лечебной целью) возвращение пациента к болезненным переживаниям может также проводиться в игровой форме («куклотерапия», импровизация сказки н т.д.), с помощью психотерапевта в вербализации переживаний.

Наиболее эффективно действует психотерапевтическая и пенхокоррекцнонная работа на девочек, особенно младшего возраста. Мальчики дольше сохраняют более высокий уровень тревош.

Дети, перенесшие физическое либо сексуальное насилие или побывавшие в заложниках, требуют более длительной" целенаправленной н индивидуальной психотерапевтической работы, дети, чем потерявшие родителей и близких родственников.

На этапе формирования хронических расстройств антнденрессаиты они становятся основным средством терапии. К числу этих средств относятся трнцнклическне аитидепрессанты, ингибиторы МАО, а в последнее время СИОЗС, в частности, рекомендованный к применению в детской психиатрической практике сертрални.

Бдокаторы дофамина (нейролептики) используются при лечении ГТТСР у пациентов с выраженными диссоциативными феноменами (флзшбэк-снмптомамн}, аутоагресенвным, агрессивным или эксплозивным поведением. У детей нейролептики назначаются в наиболее тяжелых случаях ПТСР, при этом предпочтение отдается атипичным препаратам в связи с нх лучшей в сравнении с классическими нейролептиками переносимостью. Одним из таких препаратов является риспсридон. Предпочтительным является применение этого препарата в форме раствора для перорального приема.

Для лечения ночных страхов, тревоги, бессонницы у детей с ПТСР, как и при ОРС широко используются ал ги гиетам и иные препараты с се дативными свойствами — прометазни (пнпольфен), гнлроксизнн (атаракс). Гидроксизнн, кроме антнгнетамнииого и седативного влияния, обладает также анкснолнтнческнм и антнфобическом свойствами.

Мягким успокаивающим действием обладают седативиые препараты растительного происхождения, например, экстракты валерианы, пустырника, а также препарат нодо-пасснт.

Прн подборе терапнн следует учитывать разную лекарственную переносимость и чувствительность, свойственные детям и подросткам, и подбирать дозы препаратов индивидуально, ориентируясь на приведенные рекомендации.

Нами предложен алгоритм дифференцированного подбора лечения ПТСР у детей и подростков в зависимости от клинического варианта (приведен в таблице 11 в 5 главе).

Назначение антндепрессантов (в первую очередь применяются препараты из группы СИОЗС) целесообразно при всех вариантах ПТСР.

При отсутствии реакции на СИОЗС через 1,5 -2 месяца рекомендована замена антидепрессанта на препарат из другой группы — трнциклнческне антидепрессанты (амитриптилин -7−14 лет 12,5−75мг в сутки в 1−3 приемакломипрамнн — 5−7 лет — 10−20 мг в сут- 8−14 лет -2050 мг в сутки в 2−3 приема), ингибиторы МАО (пнразндод В-14 лет -25−125 мг в сутки в 2−3 приема). Следует учитывать, что в первую неделю приема СИОЗ (этн явления неоднократно отмечались нами на фоне приема сертралнна) у детей возможно усиление тревожной симптоматики и нарушение сна. Поэтому мы рекомендуем в первые 7−10 дней сочетать прием антндепрессанта с седатнвным препаратом либо с транквилизатором.

При выраженной лабильности настроения, эксплозивностн, при преобладании диссоциативных или поведенческих расстройств назначаются упомянутые выше сслатнвные средства, а также нейролептики (рисперидон 0,5 — 3−4 мг в сутки на 2 приема в зависимости от возраста и выраженности симптоматикитиоридазнн — 1−5 лет — I мг/кг веса в сутки- 512 лет — 10−100 в сутки в 2−3 приема).

При днесомни чески х расстройствах восстановление функции сна рекомендовано начинать с назначения седятнвных препаратов илн нейролептиков с седатнвным действием.

Назначение бензодназепиновых транквилизаторов прн кошмарных сновидениях и ночных страхах не рекомендовано, т.к. изменяя структуру сна (соотношение его фаз), прн отмене эти средства вызывают феномен отдачи с усилением ночных кошмаров.

Наличие психопатоподобной симптоматики с грубой агрессией н садистическими тенденциями требует использование нейролептиков, обладающих свойствами корректоров поведения.

Лечебно-профилактические мероприятия должны проводиться в отношении всех детей, переживших стресс (природные и антропогенные катастрофы, физическое н сексуальное насилие, военные действия, террористические акты, похищение и захват заложников). Для реализации этих мероприятий необходимо участие психиатра и психолога в составе спасательных бригад, направляющихся в зону бедствия (аварии), а также в составе следственных бригад в случаях криминальных происшествий, ДТП. На догоспитальном этапе проводятся следующие мероприятия.

4. Выявление группы риска для возникновения пролонгированных послестрессовых реакций. К этой группе относятся следующие категории пострадавших: детн с сопутствующими физическими травмамидети, на чьих глазах погибли люди или дети, видевшие трупы и части телдети, потерявшие родных, сверстников, знакомыхдети с острыми реакциями на стресс, в том числе с паническими.

5. Психолого-клиничсское обследование для выявления возникших расстройств, их квалификации и определения их глубины.

6. Психокоррекция и психотерапия, в отдельных случаяхмедикаментозная терапия выявленных нарушений.

Оказание помощи в течение первых дней после ЧС является важнейшей профилактической мерой развития отдаленных расстройств. Работа психиатра на этом этапе включает следующие мероприятия: сбор и оценку анамнестических данныхразъяснительную и психотерапевтическую работу с родителями пострадавших детейформирование у родителей адекватной оценки состояния ребенкапсихотерапия н терапия выявленных у детей нарушенийобучение педагогов, школьных психологов навыкам обращения с пострадавшими детьми,.

Меры профилактики на отдаленных этапах рассчитаны на предупреждение психосоциальных осложнений у детей, переживших ЧСК таким осложнениям мы относим школьную дезадаптацию, внутрисемейные конфликты, виктнмность, уходы из дома, алкоголизацию и пр.

По нашему мнению, дети, пострадавшие при ЧС, должны находиться под наблюдением школьного психолога и проходить ежегодную реабилитацию с обязательным курсами психологической поддержки,.

Полученные данные позволяют оптимизировать организацию пенхолого-ненхнатри ческой помощи детям и подросткам при ЧС и могут быть пспользованы, а медицинских учреждениях психиатрами, врачами скорой помощи, педиатрами, школьными и медицинскими психологами,.

Разработанные принципы оказания психиатрической помоши детям и подросткам, пострадавшим от катастроф, могут послужить значительным вкладом в теорию и практику психиатрии ЧС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Джнщкарианн М. А Кенчадзе ВТ., Берия ЗВ, Клинические особенности посттраачатичсских стрессовых расстройств детского возраста Медицина катастроф 1997. — N 1(17). — с. 62−67
  2. Диагностика и психокоррекция последствий психологических травм у воспитанников специальных учебно-восшггательных учреждений. Практическое пособие. М-, 2004 136 с.
  3. Г. Б., 11 сложим Б.С Социальная психиатрия: современные представления и перспективы развития Н Обозр. психиатр, и мед. тигихол. нм. В. М. Бехтерева. 1994. № 2. С. 39−19
  4. Л.А., Сосюкало О.Д Внешние и внутренние факторы в генезс иенхогенно-реактивных состояний у детей и подростков. Социальная и клиническая психиатрия. 1994. — N2r 27−30
  5. Канлан Г, И ¦> Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. Т, I Пер, с англ, -М.: Медицина. 1994.672 е.: ил.
  6. Кекелидзс 3 И Психиатрия чрезвычайных ситуации, в сб Фармакотерапия в неврологии н психиатрии. М. 2002, с. 159−174
  7. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ под ред, В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001.480 с.
  8. Клиническая токсикология детей и подростков, Пол ред Марковой И, В,. Афанасьеве ВВ., Цыбудькинв Э. К. СПб.: Интермедика, 1999 400 с.
  9. В.В., Асанова Н. К. Панические грсвожно-дспресснвные состояния у детей и подростков, перенесших стихийные бедствия и катастрофы Ж. Невроп. и Психиатр, им. С С-Корсаковв. 1993- 93 (3): 60−4
  10. Г. В. Батина И М . Горю попа, А .В., Киреева, И. П. Новикова Е.В., Скобло Г-В. к др. Влияние землетрясения в Армении на психическое здоровье детского населения постадавших районе". Жури. Нейрона юл. и Психиатр. — 1990. N90 (5)-с. 46−52
  11. Крыжановская ИЛ, Сухотина U.K. Куприянова ТА., Красов В, А. Красова А. В. Пограничные психические расстройства у детей, пострадавших в результатетеракта в Бсслане (по данным стационара) Мят-ды XIV съезде психиатров 15−18 ноября, 2005, с. 164−165
  12. Лнчко А. Е Подростковая психиатрия. JL: Медицина, 1985 — 356 с.
  13. Н.А., Сиряченко Т. М., Суетлив О. А. Возрастные особенности нспснхотичсских форм пенхогений. вызванных повседневными стрессами. Журн. Нсвропяюл, и Психиатр. — 2004. — N 6. — с. 14−20
  14. Д. Социальная психология 6-е издание СПб.: Питер. — 2002. — 752с.
  15. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МКБ-10}. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике, Россия. Спб: Овсрлайл. 1994. — зоо с.
  16. Морозова Н-Б, Психические отклонения у детей н подростков жертв психического насилия. Дети н насилие. Мат-лы Всеросснйск н-практ конф Москва-Санкт-Петербург, 2−8 окт. 1994 г.- с. 78−81
  17. Мосолов С, Н, Основы ггеихофармакотерлггнн М. ь «Восток», J 996.288 С
  18. Тимофеев НИ-. Очерки военной психиатрии. JL, 1962 г. 280 с.
  19. Ю.А. Пограничные психические расстройства. — (Руководство для врачей}. М.: Медицина, 1993, — 400 с.
  20. Посттралматичсскос стрессовое расстройство/ Пол рел. Т. Е. Дмитриевой. -М.: ГНЦССП им. В Л. Сербского, 2005, 204 с
  21. Практикум по обгней, экспериментальной и прныадноА психологии: Учебное. пособие/ Под ред. АЛ. Крылова. СЛ. Маннчева -- СПб.: Штгср.2000.
  22. Практическая психодиагностика Методики II тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского. / Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
  23. Психиатрия детского возраста Рук-во для врачей. Ковалев ВВ. М., 1979
  24. Психиатрия детского и подросткового возраста / Под ред. К. Гилберта н Л, Хеллгрена М. 2004.
  25. Психиатрия чрезвычайных снтуаинП Руководство в 2 т. под ред. Т. Б. Дмитриевой. М, 2004
  26. Психотерапия детей и подростков. .'Т1од ред Х- Ремш мидта -М. 2000
  27. Ч. Критический словарь психоанализе. Пер, с «игл. Спб.: Библ. Пснховнаи, Литерат, (995
  28. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии: Пер, с англ. /Под ред. Кеннета С- Робсона. М: Медицина, J 999. — 488 с. кл.
  29. Фрайследер Ф.Й.» Тротт Г. З, Социальная и клиническая психиатрия. 1994 2: 36−40
  30. Adams D.M., Lehnert KL. Prolonged trauma and subsequent suicidal behavior child abuse and combat trauma reviewed. J Trauma-Stress. 1997 Oct- 10(4): 619−34
  31. Adshead O, Psychological therapies for post-traumatic stress disorder, Br J Psychiatry. 2000 Aug- 177,-pp. 144−8
  32. American Academy of Pediatrics, Committee on Psychosocial Aspects of Child and Family Health How pediatricians can respond to the psychosocial implications of disasters. Pediatrics -1999 P 521−523,
  33. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition (DSM-1V-TR). Washington, DC: American Psychiatric Association. 1994
  34. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Menu. Disorders. (З- Ed.). Washington. DC: American Psychiatric Association. 1980
  35. Arehart Trcichel J. Age at Time of Trauma Predicts Type of Disorder Developed Later. Psychiatric News August 20″ 2004″ V. 39 N 16. p. 22
  36. Arroyo, W. S: Elh, S. Children traumatized by Cental American warfare. In S, Ш & R. S Pynoos (Eds.), .985//PoeUraumatic stress disorder in children (pp. 101−120). Washington. DC: American Psychiatric Press.
  37. Barton K.A. Blanchard F.B. Hickling ET: Antecedents and consequences of acute stress disorder among motor vehicle accident victims. Bchav Res Ther 1996- 34:805—813
  38. , L., ? Saunders, B. (1996). Treating fear and anxiety in sexually abused children, Child Maltreatment. 1, 294−309.
  39. Blanchard E.B., I tickling EJ., Taylor A. E, Loos W.R. Fomcris C.A., Jaccard J.: Who develops PTSD from motor vehicle accidents? Behav Res Ther 1996- 34:1−10
  40. Bloch D, A,. Silber E, Perry S. E,' Some factors in the emotional reaction of children to disaster// Am, J. Psychiatr- 1956, — Vol, 113, — 416−422.
  41. Bocquet A. Mengct A" Schirrer J., Dinlroz M., Rafll A, /intoxication aigue par 1'oxyde de carbone ehez Tenfant, A propos de 47 caiJi Rev. Pediatr. 1979. — V, 15, N 8, -p, 457−456
  42. Boncy McCoy S, Fmkelhor D. Prior victimization a risk factor for child sexual abuse and for PTSD-relatcd symptomatology among sexually abused youth Child Abuse ana Neglect 1995 19(12) 1401−21
  43. Boudewyns P A., Hyer L. A., Woods M. G., Harrison. W. R^, JSl McCranie, E. PTSD among Vietnam, veterans: Ал early look at treatment outcome using direct therapeutic exposure. Journal of Traumatic Stress 1990,3, 359−368.
  44. Bowler R.M. Mergler D. Hue! G., Cone J.E.: Psychological, psychosocial, and psychophysiological sequelae in a community affected by a railroad chemical disaster, J. Trauma Stress 1994- 7:601−624
  45. Braun B.G. The BASK model of dissociation// Dissociation. 1988 — V.I. Jfel. -p.4−23.
  46. Brcmner J.D., South wick S.M., Johnson D.R., Yehuda R-, Chamey D. S- Childhood physical abuse and combat-related posttraumatic stress disorder in Vietnam veterans. -Am. J. Psychiatry, -1993. -Ht 150. P.235−239
  47. Brcmncr, J,. South wick, S., & Charney, D. (1995). Etiology of posttraumatic stress disorder In M Mazure (Ed.), Does stress cause mental illness (pp, 68−104). Philadelphia: Saunders.
  48. Breslau N., Davis G, C: Posttraumatic stress disorder in an urban population of young adults: risk factors for chronirity Aral- J. Psychiatry 1992- 149:671−675
  49. Breton J J., Valla JP-. Lambert J. Industrial disaster and menial health of children and their parents. J. Am-Acad-Child-Adolcsc-Psyehiatry, 1993 Mar, 32(2) — 438−45
  50. Brewin CR-, Andrews В., Rose S., Kirk M. M Acute s1ress disorder and posttraumatic stress disorder in victims of violent crime. Am. J. Psychiatry' ~ 1999 — Vol. I56.-P, 360−366.
  51. Brewin C.R., Dalgleish T" Joseph S, A dual representation theory of posl-traumatic stress disorder. Psycho. Rev 1996- 103:670−686
  52. J. Тмила Symptom Checklist for Children (TSCC) Professional Manual Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, 1996.
  53. Bromet EJ Goldgafabcr D Carlson G Panina N Golovakha E, Gluzman SF. Gilbert Т., Gluzman D Lyubsky S Schwartz JE Children’s welt-being I I years after the Chernobyl catastrophe Archives of General Psychiatry. 2000- 57(6) 563−71-
  54. Brosky В A, Lai I у S J. Prevalence of trauma, PTSD, and dissociation in court referred adolescents, J. fnterpcrs Violence. — 20Q4. — Jfc*9(7), — P. S0I-8N
  55. Bryant R, A. Early predictors of posttraumatic stress disorder Biol. Psychiatry.-2003, — Jfe l.-Vol, 53(9).-P. 789−795.
  56. Bryant RA., Harvey A.G. Acute stress disorder: a critical review of diagnostic issues. Clin. Psychol Rev 1997- 17:757−773
  57. Bryant R-A. Harvey A.G. Acute stress response- a comparison of head injured and non-head injured patients. Psychol Med 1995. 25. — pp. «69−874
  58. Bry ant R.A., Harvey A.G., Dang S T., Sacfcville T-, Basten C- Treatment of acuic stress disorder a comparison of cognitive behavior therapy and supportive counseling- J. Consult Clin- Psychol 2006 (in press)
  59. Bryant. R, A. & Harvey, A, G, Relationship between acute stress disorder and posttraumatic stress disorder following mild traumatic brain injury. American Journal of Psychiatry 1998,155:625−629
  60. Bryant, R. A., Marosszeky, J. E» Crooks, H. et a!) Posttraumatic stress disorder after severe traumatic brain injury- -American Journal of Psychiatry. 2000- 157:629 -631
  61. Bryant RA. Sackville X. Dang S.T., Moulds M. Guthrie R Treating acute stress disorder: An evaluation of cognitive behavior therapy and supportive counseling techniques. American Journal of Psychiatry. 1999. 156. L 780−1786
  62. Buckley T.C., Bltmchard E, B" Netll W T Information processing and PTSD: a review of the empirical literature. Clin. Psychol Rev. 2000- 20- 1041−1065
  63. Cardcca E, Spiegel D.: Dissociative reactions to the San Francisco Bay Area earthquake of 1989. Am. J. Psychiatry 1993- 150:474−478
  64. Cardeca E Psychometric review of the Stanford Acute Stress Reaction Questionnaire (SASRQ), in Measurement of Stress, t rauma and Adaptation. Edited by Stamm ВН. Lutherville, Md. Sidran Press, 1996, pp 293−297
  65. Carrion. V. G., Weems C, F,. Ray R., Reiss A, L. Toward an Empirical Definition of Pediatric PTSD: The Phenomenology of PTSD Symptoms in Youth. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry Volume 41 * Number 2 * February 2002,
  66. Chemtob t, Hamada R" Roitblat H. & Muraoka, M. (1994). Anger, impulsivity, and anger control in combat-related posttraumatic stress disorder. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 62.827−832.
  67. Cicchctti D" & Toth S. A developmental perspective on child abuse and neglect Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1995. —34, 541−565.
  68. Citrome L., Volavka 1. Aggression July 7, 2005, bttpr/Avww.emedicme.coin/med' lopic3O05Jitm
  69. Classen C" Koopman C." Hates R." Spiegel D. Acute stress disorder as a predictor of posttraumatic stress symptoms Am. J, Psychiatry. 1998, — Vol, 155, — P. 620−624.
  70. Cohen J. A, Monnanno A. P. Zhitova А, С,. Capone M. E. Treating child abuse-related posttraumatic stress and comorbid substance abuse in adolescents, Child Abuse & Neglect -2003. — V. 27. № 12, P 1345−1365
  71. Cohen JЛ. Treating acute posttraumatic reactions in children and adolescents''(Biol Psychiatry 2003 Jfc l.-53(9),-p, 827−833,
  72. , J.A. & Mannariiw. A-P. Predictors of treatment outcome in sexually abused children. Child Abuse & Neglect- 2000. -P. 983−994
  73. Conton L., Ftthy TJ Conroy R. PTSD in ambulant RTA victims: a randomized controlled trial of debriefing. Journal of Psychosomatic Research, 1999 Jan, Volume 46, 1, P. -37−44
  74. Cooper N. A- & Clum G, A. Imagine! flooding as a supplementary treatment for PTSD in combat veterans, Behavior Therapy. 1989, 20, 381−391
  75. Davtss W. B" Mooncy D. Rascusin R., et at. Predicting Posttraumatic Stress After Hospitalization for Pediatric Injury J. Am, Acad Child Adolcsc. Psychiatry. 2000.-J6 5. — V, 39, — P. 1369−1380.
  76. Deblinge ё., Lippmarm, J., & Stee R Sexually abused children suffering posttraumatic stress symptoms. Child Maltreatment, 1996. -1,310−32!
  77. Delahaniy D. L, Nugen N.R., Christopher N. C., Walsh M. Initial urinary epincphrine and Cortisol levels predict acute PTSD symptoms in child trauma victims. -Psychoncttfoendocrinology, 2005. Ш. -V. 30. -P. 121−12″
  78. Dcykin E-Y-, Buka S.L. Prevalence and risk factors For posttraumatic stress disorder among chemically dependent adolescents, Am, Jr Psychiatry 1997 154- -P. 752−757
  79. Donnelly C.L., Amava-Jackson L., March JS. Psychopharmacology of pediatric posttraumatic stress disorder. J Child Adolesc Psychopharmacol. 1999- 9(3):203−20
  80. Duncan R.D., Saunders BJL, Kilpatnck llfi. Hanson R.F. Rcsnick H.S. Childhood physical assault as л rtsfc /actor for PTSD depression and substance abuse findings from a national survey American Journal о Orthopsychiatry' 1996 66(3) 437−48
  81. I. Durkin M.S., Khan N. Davidson I.L. et al The effects of д natural disaster on child behavior: evidence for posttraumatic stress. Am-J. Public-Health — 1993. — N 83(11) -P. 549−53.
  82. Ehlers. A., Mayou. R. A. & Bryant. B. Psychological predictors of chronic posttraumatic stress disorder after motor vehicle accidents. Journal of Abnormal Psychology. 1998- 107: 508 -519
  83. Embry C. K Psychotherapeutic interventions in chronic posttraumatic stress disorder, in Posttraumatic Stress Disorder: Etiology, Phenomenology, and Treatment, Edited by Wolf ME. MosniAn. AD. Washington, DC, American Psychiatric Press. 1990, pp 226 236
  84. Engel, С, Engcl. A., Campbell. S" McFall. M., Russo, J. & Katon. W. (1993), Posttraumatic stress disorder symptoms and preeombai sexual and physical abuse in Desert Storm Veterans. Journal of Nervous and Mental Disease, 181.683−688.
  85. Trauma Symptom Checklist for Children: Professional Manual. Florida: Psychological Assessment Resources Inc. 1994
  86. Everly G.S., Mitchell J.T. The debriefing «controversy» and crisis intervention: a review of lexical and substantive issues. Int J Emcrg Mcnt Health 2000 Fall- 2(4): 211−25
  87. Famularo R. KinschcrlT R" Fenion T. Propanoic treatment for childhood post traumatic stress disorder, acute type. Am. J. Dis" Child. 1988 142: 1244−1247
  88. Keinstein A: Posttraumatic stress disorder: a descriptive study supporting DSM-III-R criteria. Am. J. Psychiatry 1989- 146:665−666
  89. Foa E.B., Riggs D.S., Gershuny B. S: Arousal" numbing, and intrusion: symptom structure оГ PTSD following assault Am. J. Psychiatry 1995- 152:116−120
  90. Fou E. B, Riggs D.S.: Posttraumatic stress disorder following assault- theoretical considerations and empirical findings. Current Directions in Psychol Sci 1995:4:61−65
  91. Foa E. В. Molnor C., & С ashman, L. (1995). Change in rape narratives during exposure therapy for posttraumatic stress disorder. Journal of Traumatic Stress. 8.675−690,
  92. Foa, E. В., Riggs. D. S., Dancu. С. V., et al (1993) Reliability and validity of a brief instrument for assessing posttraumatic stress disorder. Journal of Traumatic Stress, 6. 459−473
  93. Follene, V,. Alexander. P., & Follette, W. (1991). Individual predictors of outcome in group treatment for incest survivors. Journal of Consulting and Clinical Psychology" 59,150−155,
  94. V. Polusny M. Bechtlc A. & N’auplc A. Cumulative trauma. Journal of Traumatic Stress. 1996.9.25−36,
  95. Frederick С J: Selected foci in the spectrum of posttraumatic stress disorders, m Perspectives on Disaster Recovery. Edited by Laube J, Murphy SA. Norwalk, CT, AppcUon-Century-Crofts. 1985. — p. 110-J 30
  96. Frcdrikson M. Fisher RWik.Q., Cerebral blood flow dunng anxiety provocation. J, Clin. Psychiatry, 1997- 58 Suppl 16- 16−21
  97. Freinkel A, Koopman C, Spiegel D: Dissociative symptoms in media eyewitnesses of an execution. Am. J. Psychiatry 1994- 151- 1335−1339
  98. Freud S: Inhibitions, symptoms and anxiety, in- Shachcy J, (cd): The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, vol. 8. London. Hogarth, 1926. pp 77−175.
  99. , M. J., & Rosenhecfc, R (1996). PTSD as a chronic disorder. In S. Soreff (Ed.), The seriously and persistently mentally ill (pp. 369−389). Seattle: Hogrele & Hubcr.
  100. Friedrich, W.N. Assessing children for the effects of sexual victimization. In J. Bnerc, (Ed.), Assessing and Treating Victims of Violence. New Directions for Menial Health Services series (MHS #64) San Francisco, Jossey- Bass. 1994
  101. Fristad MA, Jedel R, Welter R. A .Wellcr EJ3, Psychosocial functioning in children after death of a parent Am. J. Psychiatry. 1993, 150: 511−513
  102. Giaconia R.M. Rcinher/. HZ, Silverman A B. ct al. Traumas and posttraumatic stress disorder in a community population of older adolescents. J Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. -1995, — V 34. — P I 369−1380.
  103. Gocnjian A. A mental health relief programme in Armenia after the 1988 earthquake. Implementation and clinical ohscrvalions.-Br. J. Psycfualry. -1993. N 163. -P. 230−239.
  104. Cioenjian A.K., Pynoos R.S., Steinberg A.M., et al. Psychiatric comorbidity in children after the 19&B earthquake in Armenia. J. Am. Acad. Child Adolcsc. Psychiatry. 1995.-V.34.-P.lt74−1184.
  105. Qoenjian A.K., Karayan L, Pynoos R.S., Mmassion D. Najarian L. M, Steinberg A-M., Fairbanks LA. Outcome of psychotherapy among early adolescents after trauma, American J. of Psychiatry. 1997- 154(4): 536−42
  106. G oilman В. Stigma- Notes on the Management of Spoiled Identity. Onglewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall. 1963.
  107. Gray A. J. Attitudes of the public to mental health: a church congregation. Menial Health Relig Culture. 2001. — Nt 4. — pp. 71 -79 Green B.L. Psychosocial research in traumatic stress: an update. J. Trauma-Stress. 1994 7: 341−362
  108. Green B. L, Grace M-C, Vary M.G. et al. Children of disaster in the second decade: a 17-year follow-up of Buffalo Creek survivors J. Am. Acad. Child Adolesc.Psychiatry. — 1994 .-N33(1).- P.71−79.
  109. Green B.L., Kurol M., Grace M.C. ct al. Children and disaster age. gender, and parental effects on PTSD symptoms. -J. Am. Acad. Child Adolcsc. Psychiatry. 1991. — N 30<6).-P. 945−51.
  110. N7. Grigsby J: Depersonalization following minor closed head injury. Int J Clin. Neuropsychol 1986: 8:65−69
  111. Gronwal! D. Wrrghtson P: Duration of post-traumatic amnesia after mild head injury. J. Clin. Neuropsychol 1980- 2:51−60
  112. Gurwiteh R.H. Sullivan M.A., Long P.J.: The impact of trauma and disaster on young children// Child Adolcsc Psychiatf Clin. N Am.- 1998 № 7,-p. 19−32,
  113. Hagstrom R: The acuic psychological impact on survivors following a train accident, J, Trauma Stress 1995:8:391 -402
  114. Hamblen i. L" Levine, M. The legal implications and emotional consequences of sexually abused children testifying as victim-witnesses/i'Law and Psychology Review, 1997. vol 21, iss. pg 139−179
  115. Hammarberg, M (1992) Penn Inventory for posttraumatic stress disorder Psychological Assessment, 4,67−76.
  116. M. & Silver S. Outcome of treatment for posttraumatic stress disorder in a primary care unit serving Vietnam veterans. Journal of Traumatic Snss. 1994. 7. 195−216
  117. Hardin SB. Wemrich M. Weinrich S, Hardin TL, Garrison C- Psychological distress of adolescents exposed to Hurricane Hugo J, Trauma Stress 1994:7:427−440
  118. Harris E.S. Adolescent bereavement following the death of a parent an exploratory study. Child Psychiatry Hum. Dev. 1991 21: 267−281
  119. Harvey AG, Bryant RA: The relationship between acute stress disorder and posttraumatic stress disorder a prospective ev aluation of motor vchietc accident survivors, J, Consult Clin. Psychol 1998- 66:507−512
  120. , M. (1996), An ecological view of psychological trauma and trauma recovery. Journal of Traumatic Stress, 9, 3−23.
  121. HaufT E., Vaglum P Chronic posttraumatic stress disorder in Vietnamese refugees. J. Nerv. Ment. Dis, 4995. № 182. -P. 85−90
  122. Henry, J. System intervention trauma to child sexual abuse victims following disclosure. Journal of Interpersonal Violence. 1997. — J4″ 12. -P. 499−512.
  123. I k-nnan. J, Trauma and recovery. New York: Basic Books. 1992.
  124. Htdtling E, J., Gillcn R., Blanchard E. В. et al 1998 Traumatic brain injury and posttraumatic stress disorder: a preliminary investigation of neuropsychological test results in PTSD secondary to motor vehicle accidents. Brain Injury. 12,265 -274
  125. Hiley-Young В., Blake D, D,. Aboeg FR, Rozynko V., Gusman F D. Waraone violence in Vietnam: an examination of premilitary. military, and postmilitary factors in PTSD in-patients. J. Trauma Stress 1995 Jan- 8(1): 125−41
  126. Hiltman KG The psychopatbology of being held hostage. Am. J. Psychiatry 1981- 138:1193−1197
  127. Hoiberg A, McCaughcy BG: The traumatic after effects of collision at sea. Am. J. Psychiatry 1984- 141:70−73
  128. Holen A: The North Sea oil rig disaster, in International Handbook of Traumatic Stress Syndromes. Edited by Wilson J. Raphael B. New York, Plenum. 1993. pp 471−478
  129. Honig R.G.- Grace M.C.- Lindy JJJ- Newman C.J.- Titchener J.L. Portraits of survival. A twenty-year follow-up of the children of Buffalo Creek. Psychoanal-Study-Child, 1993−48:327−55
  130. Horowitz M., Wilner N, Alvarez W- impact of Event Scale: л measure of subjective stress, PsychosomMed 1979−41:209−218 168, Horowitz. M (1986). Stress response syndromes, (2nd Ed), San Francisco: Aronson
  131. JatTe P. Wolfe П, Wilson S-, Xak L. Similarities in behavioral and social maladjustment among child victims and witnesses to family vjolcncc. -Am- J, Orthopsychiatry. -1986 -As 56. -P. 142−146
  132. Jensen PS., Shaw J. Children as victims of war: current knowledge and future research needs, J. Am-Acad'ChiW-Adolesc-Psychiau-y, 1993 Jul- 32(4) — 697−70S
  133. Johnson D, R., Rosenheck R, A., & Fontaoa, A- 1997. Assessing the structure, content, and perceived social climate of residential posttraumatic stress disorder treatment programs. Journal of Traumatic Stress. 10, 361−376.
  134. Johnson. D. R. Rosenheck. R, A,. Foninna, A. Lubin. H,. Chamcy, D" & Southwick, S. (19%) Outcome of intensive inpatient treatment for combat-related posttraumatic stress disorder. American Journal of Psychiatry. 153, 771−777,
  135. Joseph S, Yule W. Williams R: Emotional processing in survivors of the Jupiter cruise ship disaster, Bchav Res liter 1995- 33:187−192
  136. Joseph S, YuJc W. Williams R. The Herald of Free Enterprise disaster: the relationship of intrusion and avoidance to subsequent depression and anxiety. Bchav Res Ther 1994- 32 115−117
  137. Kendall-Taekctt K. Williams I™ Finkelhor D. Impact of sexual abuse on children. Psychological Bulletin. 1993, 113,164−180.
  138. Kinae, J.D., Sack, W" Angell, R, Manson, S. & Ben, R-. The psychiatric effccts of massive trauma on Cambodian children: 1, The children. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1986. 25. 370−376,
  139. Kluft R. P. Fine C. G. Clinical Perspectives on Multiple Personality Disorder Washington, DC: American Psychiatric Press I edition (1993). -39& p.
  140. Kolko D. J, Individual cognitive-behavioral treatment and family therapy for physically abused children and iheir offending parents, Child Maltreatment, 1996 -I, 322 342,
  141. Koopman C, Classen C, Cardeca E, Spiegel D When disaster strikes, acute stress disorder may follow. J. Trauma Stress 1995- 8:29−46
  142. Koopman C, Classen C, Spiegel D: Predictors of posttraumatic stress symptoms among survivors of the Oakland’Berkeley. Calif, firestorm, Am. J, Psychiatry 1994- 151:888−894
  143. Кош M, Emerging trends in understanding posttraumatic stress disorder Programm and abstracts of 154th Annual Meeting of the American Psychiatric Association- May 5−10,2001. New Orleans, Louisiana.
  144. Kostcn. T-, Kryslal, J., Oilier. E. Frank, J. & Dan. E. (1992). Alexithymia as a predictor of treatment response in posttraumatic stress disorder. Journal of Traumatic Stress, 5,563−573.
  145. Kranzler E.M. Shaffer D. Wasserman G. Davies M. Early childhood bereavement. J. Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1990 29: 513−520
  146. Krug EG. Dahlberg LL. Powell KE. Childhood homicide, suicide, and firearm deaths: an international comparison. World Health Stat Q. 1996−49:230−235,
  147. Kuterovac G" Dyregrov A-. Stuvland R. Children in war: a silent majority under stress. Br-J, Med-Psychol 1994 Dec- 67 (Pt 4) — 363−75
  148. Lanktrce С В., Briere J- Outcome of therapy for sexually abused children: A repeated measures study. Child Abuse & Neglect. -1995 -Jfe 19. P. 1145−1155.
  149. LeDoux J: The Emotional Brain. New York. Simon & Shusicr, 1996, p 303
  150. Liberson I., Taylor S.F. Amdur R. El at. Brain activation in PTSD in response to traumarelatcd stimuli. Biol. Psychiatry, 1999- 45: 817−826
  151. Libow J.A. Traumatized children and the news media: clinical considerations, -Am. J. Orthopsychiatry. -1992, N 62(3). — P. 379−386.
  152. Lonigan CJ.- Shannon MP- Taylor CM- Finch AJ" Sallee F. R- Children exposed to disaster II. Risk factors for the development hi airy. J- A m-Acad-Child-Adolesc-Psyc 1994 Jan- 33(1) — 94−105
  153. Lubtt R. Posttraumatic Stress Disorder in Children: eMcdicinc Specialties > Pediatrics > Developmental & Behavioral October 7, 2004
  154. Mahaney N.B. Restoration of play in a severely burned three-year-old child J. Bum-Core-Rchabil. imJan-Feb, 11(1): 57−63
  155. Maldonado-DurSn M" Millhuff C. Child Abuse & Neglect: Posttraumatic Stress Disorder. eMcdicinc Specialties > Pediatrics > Developmental & Behavioral October 16, 2004
  156. Manton M, Talbot A: Crisis intervention after an armed hold-up: guidelines for counsellors, J. Trauma Stress 1990: 3:507−522
  157. March J. S, Amava-Jackson L" Terry Ft, Costan/o P Posttraumatic symptomatology in children and adolescents after an industrial fire J. Am-Acad-Child-Adolesc-Psychiatry. 1997 Aug- 36(8): 1080−8
  158. Mannar C., Weiss D" & Pynoos R-. Dynamic psychotherapy of posttraumatic stress disorder In M Friedman, D- Chamey & A. Deuich (lids.), Neurobiological and clinical consequences of stress (pp. 495−506). 1995. Philadelphia: Lippincott,
  159. Marshall RD, Integration medication and psychosocial thcraputtc models in PTSD. Programm and abstracts of 154* Annual Meeting of the American Psychiatric Association- May 35−10, 2041. New Orleans. Louisiana. Symposium 14B
  160. Marshall R.D., Schneicr F.R. Fallon B. A, et al,. An open trial of paroxetine in patients with noneombat-rclatcd. chronic posttraumatic stress disorder J. Clin. Psychopharmacol 1998- 18: 10−18
  161. Mayou R. Bryant B. Duthie R: Psychiatric consequences of road accidents, BMJ. 1993−307:647−651
  162. McFarlane AC: Avoidance and intrusion in posttraumatic stress disorder, J. Nerv. Ment Dis 1992- 180:439−445
  163. McFarlane AC Posttraumatic morbidity of a disaster: a study of cases presenting for psychiatric trealment J. Nerv. Ment Dis 1986- 174:4−14
  164. McFarlane. A C, Posttraumatic phenomena in a longitudinal study of children following a natural disaster. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 1987. 26,764−769.
  165. Nolcn-Hoekscma s, Morrow J: A prospective study of depression and posttraumatic stress symptoms alter a natural disaster: the Loma Prieta earthquake, J, Pers Soc Psycho. 1991−61:115−121
  166. North CS, Smith EM, McCool RE, Shea JM: Short-term psychopathology in eyewitnesses to mass murder. Hasp Community Psychiatry 1989- 40:1293−1295
  167. North CS. Smith EM, Spiiznagd EL Posttraumatic stress disorder in survivors of a mass shooting, Am, J. Psychiatry 1994- 151:82−88
  168. Oh man A Fear and anxiety as emotional phenomena- clinical, phenomenological. evolutionary perspectives and information process mechanisms, in Handbook of Emotions. Edited by Lewis M. Haviland JM, New York. Guilford, 1992, p. 511−535
  169. Ohry A, Salomon Z. Rattock J: Post traumatic stress disorder in traumatic brain injury. Brain Ы. 19%- 30:687−695
  170. Palinkas LA. Pettcrsan JS, Russell J, Downs MA: Community patterns of psychiatric disorders after the Exxon Valdez oil spill. Am. J. Psychiatry 1993: 150:15 171 523
  171. Palinkas LA, Russell J, Downs MA, Pettcrson JS: Ethnic di (Terences in stress, coping, and depressive symptoms after the Exxon Valdez oil spill. J. Nerv. Ment Dis 1992- 180:287−295
  172. Parker J.- Walls H.- Allsopp M.R. Post-traumatic stress symptoms in children and parents following a school-based fatality. Child-Carc-He<h-Dev. 1995 May- 21(3) — 183−9
  173. . E. R. (1988). Posttraumatic seir disorders (PTSfD). In J. Wilson, Z. Haiel & B, Kahana (Eds), Human adaptation to extreme stress (pp 245−283), New York: Plenum
  174. Pelcovitz, D., van der Kolk. B,. Roth. S. Mandel. F, Kaplan. S" & Rcsick, P, (1997), Development of a criteria set and a structured interview for disorders of extreme stress (S1DESNOS), Journal of Traumatic Stress, 10.3−16 .
  175. , S. Т. & Grigcr, M. (1991). Comparison of successful, unsuccessful, and relapsed VietnAm. veterans treated for posttraumatic stress disorder, Journal of Nervous and Mental Disease. 179.558−562.
  176. Perspectives on Disaster Recovery Edited by Laubc J. Murphy SA- Norwalk, CT. Appelton-Century-Crofts. 1985. — 325 p.
  177. Perry S. Difcdc J, Musngi G, Frances AJ. Jaeobsberg L: Predictors of posttraumatic stress disorder after bum injury, Am- J. Psychiatry 1992: 149:931−935
  178. Peters L, Andrews G, Cottier LB. Chattcrji S. Janca A. Smeets R: The composite international diagnostic interview post-traumatic stress disorder module: preliminary' data. Int J. Methods in Psychiatr Res 1996- 6:167−174
  179. Pfeffcrbaum B,. Scale Т. McDonald N. Brandt E" Rainwater S" Maynard В., Mcierhocfer B. & Miller. P Posttraumatic stress two years after the Oklahoma City bombing in youths geographically distant from the explosion. Psychiatry, 2000. 63. 358−370.
  180. Posttraumatic Stress Disorder. Acute and Long-Term Responses to Trauma and Disaster/ Edited by Fulkron CS-. Ursano RJi American Psychiatric Press. Inc. 1997. 296 p.
  181. Posttraumatic Stress Disorder in Children and Adolescents. Edited by Kedar Nath Dwivedi. Whun Publishers London. 2005. 248 p.
  182. Pulley S. A. Critical Incident Stress Management- cMedicinc Specialties > Emergency Medicine. June 17.2004. — 191 Кб
  183. Pynoos R.S. Eth S. Children traumatized by witnessing acts of personal violence: homicide, rape, or suicide behavior, in Post-Traumatic Stress Disorder in Children Edhed by Eth S. Pynoos R, Washington, DC. American Psychiatric Press, 1985. pp 19−43
  184. Pynoos R.S. Frederick C. Nader K., Arroyo W., Steinberg A. Eth S" Nunc/ F" Fairbanks L Life threat and posttraumatic stress in school-age children. -Arch Gen Psychiatry. 1987. № 44. -P. 1057−1063
  185. Pynoos R S., Goenjian A., Tashjian M. ct al. Post-traumatic stress reactions in children after the 1988 Armenian earthquake. Br. J. Psychiatry. -1993. — N 163- - P- 239 247.263.
  186. Raphael B. Meldrum I.: The evolution of mental health responses and research in Australian disasters. J. Trauma Stress 1993- 6:65−89
  187. Rattock J. Ross B: Post traumatic stress disorder in the traumatically head injured (abstract). J. Clin. Exp. Neuropsychol. 1993- 15:403
  188. . J., & Vasile. R. (1993). Effect of personality disorders in the treatment outcome of Axis I conditions. Journal of Nervous and Mental Disease. 181, 475*484
  189. Rankle, H,. Kilpatrick. D,. DattsJcy. В., Saunders, В. & Best. C. (1993). Prevalence of civilian trauma and posttratunutic stress disorder in a representative national sample of women. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61.984−991.
  190. Richters J. E-, Martinez. P. The NIMH community violence projcct. I: children as victims of and witnesses to violence. -Psychiatry. -1993. -№ 56. -P. 7−21
  191. Ronis, D. L-, Bates. E., Garfcin, A-, Butt. В. Falcon. S. & Liberzon, L (1996). Longitudinal patterns of care for patients with posttraumatic stress disorder. Journal of Traumatic Stress, 9,763−781.
  192. , M. (1980). A schedule for assessing self-control behaviors. Behavior Therapy, II, 109−121
  193. Roth S" Newman E,. Pelcovitz D., van der Kolfe В., & Mondel. F. Complex PTSD in victims exposed to sexual and physical abuse. Journal of Traumatic Stress, — 1997. ~№I0. -p. 539−555,
  194. Rothbauin B.O., Foa E. B, Riggs D.S. Murdock Т., Walsh W. A prospective examination of post-traumatic stress disorder in rape victims. J. Trauma Stress. -1992. -№ 5. -p. 455−475
  195. Saigh P.A. The behavioral treatment of child and adolescent posttraumatic stress disorder Advances in Behaviour Research and Therapy, 1992. 14,247−275,
  196. Sanchez L" Fristad M" Welter R.A. Weller E.B., Move J. Anxkty in acutely bereaved prepubertal children. Ann. Clin. Psychiatry, 1994 6: 39−43
  197. Sanders B, (i tolas MH: Dissociation and childhood trauma in psychologically disturbed adolescents. Am. J. Psychiatry 1991- N8:50−54
  198. Sbordone R J, Liter J. C: Mild traumatic brain injury docs not produce posttraumatic stress disorder. Brain Injury 1995- 9:405−412
  199. Schnurr PP. Friedman MJ. Rosenberg SD: Premilitoy MMPI scores as predictors of combat-related PTSD symptoms. Am J Psychiatry 1993- 150:479−483
  200. Scurfield, R, Kenderdine, S" & Pollard, R. (1990). Inpatient treatment for war-related posttraumatic stress disorder Journal of Traumatic Stress, 3, 185−201.
  201. Seagraves, Gardens E. Classen C-, Koopman C., Spiegel D. Stanford Acute Stress Reaction Questionnaire—Children's Version. Stanford, CA: Department of Psychiatry' and Behavioral Scienccs. Stanford University 1994
  202. Seligtnan M.P. Phobias and preparedness. Behavior Therapy 1971- 2:307−320
  203. Scweil ID: Traumatic stress of multiple murder investigations. J. Trauma Stress 1993−6:103−118
  204. Shalev AY, Peri T-, Canctti L" Schrciber S: Predictors of PTSD in injured trauma survivors- a prospective study. Am. J. Psychiatry. 1996. -P. 153:219−225
  205. Shalev AY Posttraumatic stress disorder among injured survivors of a terrorist attack. J. Nerv. Ment Dis 1992- 180:505−509
  206. Silva R. R, Atpert М." Munoz D.M. et al. Stress and vulnerability to posttraumatic stress disorder in children and adolescents. J. Am. Acad, Child Adolesc. Psychiatry.-2000,-Vol. 157(8).- P. 1193−4.
  207. Singer, M.I. Anglin, Т.М." Song, L, Y. & Lunghofcr, L. Adolescents' exposure to violence and associated symptoms of psychological trauma JAMA: Journal of the American Medical Association. 1995. -J& 273. -P. 477−482.
  208. Snow R. Aptitude-treatment interaction as a framework for research on individual differences in psychotherapy, Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1991. 59,205 216,
  209. Solomon Z, Mtkulincer M. Bcnbenishty R: Combat stress reaction: clinical manifestations and correlates. Military Psychol 1989- 1:35−47
  210. Solomon, S" Gerrity, E., &. Muff. A. (1992). Efficacy of treatments for posttraumatic stress disorder. Journal of the American Medical Association. 268.633−638,
  211. Solomon, Z, Shalev. A-, Spiro, S., Dolev, A. Btcich, А." Ways man, M-. & Cooper, S. (1992), Negative psychometric outcomes: self-report measures and a follow-up telephone survey, Journal of Traumatic Stress, 5.225−246.
  212. Spiegel D. Classen С Acute stress disorder, in Treatment of Psy chiatric Disorders, 2nd ed, vol 2. Edited by Gabbard GO. Washington. DC, American Psychiatric Press, 1995, pp 1521−1535
  213. Spiegel Dr Koopman C, Cardeca E, Classen C: Dissociative symptoms in the diagnosis of acute stress disorder, in Handbook of Dissociation, Edited by Michelson LK, Ray WJ New York. Plenum. 1996″ pp 367−380
  214. Spiegel D: The use of hypnosis in the treatment of PTSD. Psychiatry Med 1992- 10:21−30
  215. Spiegel D: Vietnam grief work using hypnosis. Am. J, Clin. Hypn-1981- 24:33−40
  216. Spielberger, C- D" Gorsuch, R. W., Lushene. R, E" Vagg, P., & Jacobs, J, (1983). Manual for the State-Trait Anxiety Inventory. Palo Aito: CA: Consulting Psychologists Press,
  217. Staab J.P., Gricger T.A. Fullerton C. S" Ursano R. J: Acute stress disorder, subsequent post-traumatic stress disorder and depression alter a series of typhoons, Anxiety 1996- 2:219−225
  218. Stem D J. The cognitive-affective science of trauma and development Programm and abstracts of 154* Annual Meeting of the American Psychiatric Association. May 5−10. 2001, New Orleans. Louisiana, Symposium 14E
  219. Stein M, Walker J., Hazen A., & Forde D. (1997). Pull and partial posttraumatic stress disorder. American Journal of Psychiatry, 154.1114−1119.
  220. Stoppclbein L. r Greening L. Posttraumatic Stress Symptoms in parentally bereaved children and adolescents. Am. J. Acad. Child Adolesc. Psychiatry 2000 vol 39 (9): 613−626
  221. Terr L.C. Children of Chowchilla // Psvchoanal Study Child, — 1979. -Vol, 34,-p, 533−563.
  222. Terr L.C. Chowdiilla revisited: The efTccts of psychic trauma four years after a schoolhus kidnapping -Am, J Psychiatry--1983 -Vol. 140(8) P. 1543−1550,
  223. Гот, L. (1991), Childhood traumas. American Journal of Psychiatry, 148. 10−20,
  224. Тот, L.C. Psychic trauma in children: Observations following the Chowchilla school-bus kidnapping, American Journal of Psychiatry 1981. 138. 14−19,
  225. Tiet Q, Bird IIR, Davies M, Hovoi C. Cohen P. Jensen PS, Goodman S: Adverse lift events and resilience, J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1998- 37- 1191−1200
  226. Trauma Disorders Glossary Copyright 1995−2000 by the Sidran Foundation/http: W W W/Z/Sidran, org
  227. Treadwell-Deermg D. E" Hanisch S. U, Psychological Response to Disaster in Children and Families. Clinical Pediatric Emergency Medicine.- 2002.-Vol.- 3. -Jfe 4.
  228. TrickeU P.K. & Putnam F W. Impact of child sexual abuse on females: Toward a developmental, psychobiological integration. Psychological Science, 1993,4, 81−87
  229. Trifflcman E.G., Marmar C. R Detucchi K.L. Ronteldl H Childhood trauma and posttraumatic stress disorder in substance abuse inpatients J. Nerv-Ment-Dis 1995 Mar, 183(3): 172−6
  230. Turner R-, Lloyd D. Lifetime traumas and mental health, Journal of Health and Social Behavior, 1995.36,360−376,
  231. Vogcl J.M., Vemberg E, M, Psychological responses of children to natural and human-made disasters I Children s psychological responses to disasters Journal of Clinical Child Psychology 1993 22 (4) 464−84
  232. Weaver. Т. Jt СЗшп, О. (1993). Early family environment* and traumatic experiences associated with borderline personality disorder Journal of Consulting and Clinical Psychology. 61, 1068−1075.
  233. Weisenberg M, Schwarcwald J" Waysman M., Solomon 2., Klingman A. Coping of school-age children in the sealed room during scud missile bombardment and postwar stress reactions J Coiuult-Clin-PsychoJ. 1993 Jun- 61(3) — 462−7
  234. , D. S. & Vlarmar, C, R. (1997), The Impact of Events Scale-Revised In J. Wilson & T Kcane (Eds,), Assessment of PTSD (pp. 399−4 M). New York- Guildford Press
  235. Weller E.B. Weller R A. Fristad M.A. Cain S.E., Bowes J M, Depression in recently bereaved prepubertal children. Am. J. Acad. Child Adolcsc. Psychiatry 1988 27 559−562
  236. Weems CFr Silverman WK, Saavedra LM, Pina AA, White-Lunkin (1999), Discrimination of children’s phobias using the Revised Fear Survey Schedule for Children J Child Psychol Psychiatry 40:941−952
  237. Wcstcn, D-, Ludolph. P. Block. M., Wixom, J" & Weiss, E, (1990), Developmental history and object relations in psychiatrically disturbed adolescent girls. American Journal of Psychiatry, 147, 1061 -1068.
  238. Williams D-. Meyl R., Yudofsky S. et al- The effects of propanolol on uncontrolled rage outbursts in children and adolcsccnts with organic brain dysftinction. Am. J. Acad. Child Adolcsc. Psychiatry 1982- 21:129−135
  239. F. К. Adams N. K,. O’Neill С. V. et al. Acute Stress Disorder Symptoms in Children and Their Parents After Pediatric Traffic Injury. Pediatrics.- 2002. — Vol, 109 № 6.-P. 1293−1299,
  240. Wood JM. Boot/in RR. Rosenhan D. Nolen-Hocksema S. Jourden F- Effects of the 1989 San Francisco earthquake on frequency and content of nightmares J, Abnorm Psychol 1992- 101:219−224
  241. Yager J: Postcomhat violent behavior in psychiatrically maladjusted soldiers. Arch Gen Psychiatry 1976−33:1332−1335
  242. Yehuda R. Schmeidler J, Ciller Ы. Jr. Siever LJ, Binder-Brynes K: Relationship between posttraumatic stress disorder characteristics of Holocaust survivors and their adult offspring, Am J Psychiatry 1998-, 155 :84 1−843
  243. Yehuda, 1С, & MeFarlane, A, (1995). The conflict between current knowledge about posttraumatic stress disorder and its original conceptual basis. American Journal of Psychiatry. 1995 № 152 — p, 1705−1713,
  244. Yule W, Canterbury R- The treatment of post traumatic stress disorder in children and adolescents International Review of Psychiatry. 1994- 6(2−3): 141−51
  245. Yule W Post-traumatic stress disorder in child survivors of shipping disasters: the sinking of the 'Jupiter". -Psychother, Psychosom. -1992 — N 57(4). -P. 200−205.
  246. Zaidi L.Y., Foy D W Childhood abuse experiences and combat-related PTSD J. 7'ieuma-Stiess, 1994 Jan- 7(1): 33−42
  247. Zlotntck C, Davidson J, Shea MT, Pcrlstein T: The validation of the Davidson Trauma Scale in a sample of survivors of childhood sexual abuse. J. Nerv. Mem Dis 19%- 184:255−257
Заполнить форму текущей работой