Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь личностных, социально-психологических и ситуационных факторов с оценкой ситуации провокации зависти в служебных отношениях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях глобального социально-экономического кризиса угроза сокращения количества рабочих мест и увольнения работников, ограничение возможностей карьерного роста, возрастание конкуренции, изменение формы и содержания профессиональных коммуникаций приводит к восприятию рабочего места как напряженной окружающей среды, которая сопряжена с сильными негативными чувствами, такими как зависть… Читать ещё >

Взаимосвязь личностных, социально-психологических и ситуационных факторов с оценкой ситуации провокации зависти в служебных отношениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аннотация. В современных кризисных условиях феномен зависти в служебных отношениях приобретает особую актуальность. В статье раскрываются взаимосвязи значимости зависти в служебных отношениях и личностных факторов (положительные — с невротизмом, депрессией, эмоциональной неуравновешенностью, женственностью, сензитивностью, отрицательные — с асоциальностью); социально-психологических факторов (положительные — с дезадаптивностью, неприятием других, эмоциональным дискомфортом, внешним контролем, ведомостью, эскапизмом, отрицательные — с интернальностью, эмоциональной комфортностью, приятием других); и ситуационных факторов (положительные — с гневом, печалью, ассертивной реакцией, отрицательные — с радостью и подавленной агрессией).

Ключевые слова: зависть в служебных отношениях, оценка ситуации провокации зависти, личностные факторы зависти, социально-психологические факторы зависти, ситуационные факторы зависти в служебных отношениях.

В условиях глобального социально-экономического кризиса угроза сокращения количества рабочих мест и увольнения работников, ограничение возможностей карьерного роста, возрастание конкуренции, изменение формы и содержания профессиональных коммуникаций приводит к восприятию рабочего места как напряженной окружающей среды, которая сопряжена с сильными негативными чувствами, такими как зависть, агрессия, гнев, страх, презрение, враждебность. Экономическая дифференциация членов общества и идеология жесткой конкуренции приводит к усложнению, качественному преобразованию и социальной трансформации личности. Изменения и неопределенность в сфере труда влекут за собой профессиональные риски, связанные с нарастанием напряженности и конфликтности, обострением проблем межличностного характера внутри многих организаций, что в свою очередь провоцирует зависть в служебных отношениях на фоне усложняющихся требований нанимателя, необходимости бороться за признание собственной значимости, обостренного чувства субъективной несправедливости и стремления соответствовать идеалам общества.

Проблема зависти в последнее время привлекает внимание психологов, но в контексте организационной психологии феномен зависти является наименее изученным, практически отсутствует теоретическое и эмпирическое исследование зависти в сфере организационного поведения, хотя социально-психологические детерминанты и закономерности зависти таковы, что служебные отношения представляют собой наиболее «благоприятную арену» для ее проявлений. Кроме того, исследования зависти существенно затруднены в силу ряда обстоятельств: скрытность феномена, отсутствие целостной и непротиворечивой теории зависти, недостаточность диагностического инструментария. Исследование проблемы зависти позволит успешно решить ряд актуальных практико-ориентированных социально-психологических проблем в сфере труда.

С целью выяснения связи зависти, а точнее — оценки ситуации провокации зависти в служебных отношениях и личностных, социально-психологических и ситуационных характеристик сотрудников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 271 человек, являющиеся представителями разных социально-демографических групп и соответствующие главному требованию: они все являются субъектами трудовых отношений. Из них 113 мужчин, 158 женщин в возрасте от 18 до 70 лет. Для обработки данных использовалась программа SPSS.

Для достижения целей исследования использовались следующие методики: данная методика позволяет измерить значимость (релевантность) зависти в служебных отношениях, характерные стратегии совладания с завистью в служебных отношениях. Шкала «Значимость» (ЗН) направлена на оценку ситуации провокации зависти в служебных отношениях.

Шкала провокации агрессии И. А. Фурманова, которая предполагает выявление: интенсивности эмоционального реагирования по следующим эмоциям: злость/гнев; радость; печаль/горе; страх; формы поведенческого реагирования: активная агрессия; пассивная агрессия; подавленная агрессия; ассертивная реакция; бегство, уход из ситуации [3].

Опросник социально-психологической адаптации, разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптированный А. К. Осницким [2].

Корреляционный анализ позволил выявить следующие взаимосвязи (Рис.1).

Взаимосвязь личностных, социально-психологических и ситуационных факторов с оценкой ситуации провокации зависти в служебных отношениях.

Методика «Шкала провокации агрессии» И. А. Фурманова Методика «Психодиагностический тест» Л. Т. Ямпольского Методика «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда.

Анализ взаимосвязей личностных факторов с оценкой ситуации провокации зависти. Оценка ситуации провокации зависти имеет интеркорреляции с невротизмом (r=0,14; p?0,05), депрессией (r=0, 19; p?0,01), впечатлительностью (r=0,14; p?0,05), женственностью (r=0,13; p?0,05), асоциальностью (r= - 0,13; p?0,05), сензитивностью (r=0,12; p?0,05). Сотрудники с выраженной высокой тревожностью, чувством беспокойства и боязливости, склонностью к сомнениям, крайней нерешительностью, чувствительные, впечатлительные, легкоранимые, склонны высоко оценивать ситуацию провокации зависти. Выявленные корреляции дают право сделать вывод о детерминированности значимости зависти доминирующим тоскливым настроением, угнетенным состоянием, мрачностью и угрюмостью. Такой сотрудник бывает крайне нерешителен, не способен к принятию ответственных решений, не уверен в себе, при этом может отличаться старательностью и обязательностью. Это увлекающаяся и эмоциональная натура, в поведении не хватает чувства ответственности и реализма, в суждениях — зрелости и здравомыслия, больше доверяет своим симпатиям и привязанностям, чем логике и расчету.

Анализ взаимосвязей социально-психологических факторов с оценкой ситуации провокации зависти. Оценка ситуации провокации зависти связана со следующими показателями социально-психологической адаптации: дезадаптивность (r=0, 19; p?0,01), неприятие других (r=0,13; p?0,05), эмоциональный дискомфорт (r=0,18; p?0,01), внешний контроль (r=0,21; p?0,01), ведомость (r=0,16; p?0,01), эскапизм (r=0,21; p?0,01), интегральный показатель «Приятие других» (r= - 0,12; p?0,05), интегральный показатель «Эмоциональная комфортность» (r= - 0, 20; p?0,01), интегральный показатель «Интернальность» (r= - 0,16; p?0,01).

Полученные эмпирические данные подтверждают детерминацию оценки ситуации провокации зависти в служебных отношениях основными параметрами социально-психологической адаптации. Установлено, что социально-психологическая адаптация сотрудника со значимостью зависти характеризуется дезадаптивностью, неприятием других, эмоциональным дискомфортом, внешним контролем, ведомостью, эскапизмом. Отрицательные корреляционные связи с интегральными показателями «Приятие других», «Эмоциональная комфортность», «Интернальность» дополняют психологический портрет завистника и во многом позволяют прогнозировать эмоциональный и поведенческий компонент в ситуации зависти в служебных отношениях.

Анализ взаимосвязей ситуационных факторов с оценкой ситуации провокации зависти. В результате исследования выявлены положительные корреляционные связи между оценкой ситуации провокации зависти в служебных отношениях и эмоциональными компонентами реагирования: гневом (r=0,14; p?0,05); печалью, горем (r=0,14; p?0,05); отрицательные интеркорреляции оценки ситуации провокации зависти с эмоцией радости (r= - 0,15; p?0,05); а также с поведенческими компонентами реагирования: ассертивной реакцией (r=0,22; p?0,01); подавленной агрессией (r= - 0,16; p?0,05).

Сотрудники склонные к переживанию гнева, печали и не склонные к переживанию радости, вероятнее всего, оценивают ситуацию, вызывающую зависть как значимую. Сотрудники, склонные к ассертивной реакции и не склонные подавлять агрессию, склонны высоко оценивать значимость зависти в служебных отношениях.

Особенности эмоционального реагирования сотрудников, для которых зависть в служебных отношениях является значимой, можно определить как эмоциональное напряжение — это состояние, характеризующееся повышенным уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительской фазе. Предпосылкой такого эмоционального напряжения в контексте аффективно-динамического подхода является переживание состояния фрустрации или депривации [6]. Ситуация невозможности удовлетворения потребностей в позитивном самоотношении, признании, самоутверждении, превосходстве, престиже, власти и обладании в связи с присутствием превосходящего коллеги порождает кризисную ситуацию, напряженность, переживания, которые оказывают влияние на появление (усиление) определенных личностных качеств и моделей поведения. Переживание чувства зависти в служебных отношениях может быть классифицировано как факт страдания [6: 11], одной из базовых эмоциональных реакций на страдание можно рассматривать эмоцию гнева [6: 13].

Связь поведенческих компонентов реагирования и оценки ситуации провокации зависти представлена положительной корреляцией с ассертивной реакцией, и отрицательной — с подавленной агрессией.

Результаты анализа корреляций ситуационных факторов и значимости зависти дают возможность утверждать, что склонность сотрудника к переживанию горя, гнева, ассертивной реакции и отсутствие склонности к переживанию радости и проявлению подавленной агрессии детерминирует высокую оценку ситуации провокацию зависти в служебных отношениях.

Таким образом, сотрудник высоко оценивает ситуацию провокации зависти в служебных отношениях, если для него характерны:

личностные факторы — невротизм, депрессия, эмоциональная неуравновешенность, женственность, сензитивность и не характерны асоциальность;

социально-психологические факторы — характерны дезадаптивность, неприятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость, эскапизм; не характерны интегральные показатели: интернальность, эмоциональная комфортность, приятие других;

ситуационные факторы — склонны к переживанию гнева, печали, проявлению ассертивной реакции и не склонны к переживанию радости и подавленной агрессии.

провокация агрессия фурманов служебный.

Библиографический список

  • 1. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред. — сост. Райгородский Д. Я. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». — 1998. — 672 с.
  • 2. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика, коррекция / И. А. Фурманов. — СПб.: Речь, 2007. — 480 с.
  • 3. Фурманов, И. А. Адаптация методики «Совладание с завистью в служебных отношениях» / И. А. Фурманов, Е. Б. Микелевич // Философия и социальные науки. — 2016. — № 2. — С.82−87.
  • 4. Фурманов, И. А. Психодиагностика и психокоррекция личности. / И. А. Фурманов, Л. А. Пергаменщик // Учеб-метод. пособие. Минск: Народная асвета, 1994. — 64 с.
  • 5. Психологические проблемы агрессии в социальных отношениях: монография / И. А. Фурманов [и др.] под научн. ред. И. А. Фурманова; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Белорус. гос. ун-т. — Брест, БрГУ, 2014. — 261 с.
  • 6. Boone, A. L. The Green-Eyed Monster at Work: An Investigation of How Envy Relates to Behavior In the Workplace / Angela Luzio Boone. — A dissertation submitted for requirements for the degree of Doctor of Philosophy. — Virginia, George Mason University, 2005. — 111 p.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой