Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников: в условиях довузовского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизированы и расширены существующие в психолого-педагогической области знания представления о сущности, основных направлениях и способах реализации организационно-педагогических условий формирования художественного образа в классе фортепиано (поддержание у учащихся профессионального интереса к творческим занятиям на уроках фортепиано путем создания психологически комфортных условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования как педагогическая проблема
    • 1. 1. Сущность понятия «художественный образ» в музыкальном произведении и особенности его формирования у старших школьников в классе фортепиано.1Л
    • 1. 2. Критерии эффективности формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников.<
    • 1. 3. Организация и методика поэтапного формирования художественного | образа у старших школьников в процессе работы над музыкальным > произведением.<
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Организация и методика опытно-экспериментального исследования эффективности процесса формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников
    • 2. 1. Система инструментально-технических упражнений по формированию художественного образа музыкального произведения
    • 2. 2. Логика и содержание констатирующего этапа эксперимента
    • 2. 3. Логика, организация и результаты формирующего этапа эксперимента
    • 2. 4. Экспериментальный анализ динамики уровней сформированности художественного образа музыкального произведения у старших школьников
  • Выводы по главе 2

Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников: в условиях довузовского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Педагогическая наука и образовательная практика все больше обращаются к музыкальному искусству, постоянно подчеркивая его воспитательную, дидактическую, методическую, гносеологическую и аксиологическую функции. Реализация этих функций происходит за счет того, что музыкальное искусство способно преобразовывать личность, охватывая в полной мере всю ее структуру: сознательное и бессознательное, эмоции, ценности, мотивы и установки. Такие возможности музыкального искусства связаны с особенностями восприятия художественного образа, который представляет собой сущность всякого музыкального произведения. Через художественный образ происходит трансляция ценностей культуры в сознание читателя, зрителя, слушателя. Прочность их усвоения напрямую зависит от того, насколько они пережиты. Именно поэтому особенности художественного образа необходимо целенаправленно и педагогически корректно использовать в целях духовно-нравственного и профессионального воспитания молодежи.

В последнее время в общей и музыкальной педагогике в частности недостаточное внимание уделяется эмоциональной составляющей личности учащегося, его переживаниям. Как правило, это имеет место и в условиях довузовской подготовки обучающихся, где главной задачей становится поступление в образовательное учреждение. При всей правильности такой постановки происходит следующее — учащиеся в основном накапливают исполнительские навыки, теоретические знания, сведения о композиторах и их сочинениях. Сфера переживания считается естественной, не требующей специального исследования и целенаправленной педагогической деятельности по её воспитанию. Поэтому молодым исполнителям не хватает воображения, фантазии, они исполняют нотный текст и не могут образно представить исполняемое произведение. И как следствие, не могут донести художественный образ до слушателей. Воспитание инициативных, ярких и грамотных будущих музыкантов-исполнителей — является актуальным для музыкальной педагогики с точки зрения формирования художественного образа музыкального произведения.

Педагогический поиск, направленный на решение задачи повышения эффективности процесса формирования у обучающихся художественного образа музыкального произведения, должен ставить своей целью нахождение таких путей и методов педагогического руководства, которые смогли бы максимально способствовать активизации движущих сил развития личности обучающихся в условиях довузовской подготовки.

Содержание современных подходов, доминирующих в музыкальной педагогике, требует серьёзных коррективов с точки зрения разрешения наиболее сложных проблем, существующих в исполнительском мастерстве: выразительности интонирования музыкального текста, выявления авторского стиля, эпохи сочинения и исполнения произведения, формирования художественно-образного видения учащихся как основы высокохудожественного исполнения музыкального произведения.

Таким образом, выявляются противоречия между;

— сложившимся функциональным подходом к процессу формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовской подготовки и необходимостью разработки новых принципов и методик содержательного формирования у них художественного образа музыкального произведения, адекватных критериям и требованиям к личности современного школьника;

— наличием существующих личностно-развивающих методик образовательных циклов, реализуемых в условиях довузовского музыкального образования старших школьников и слабым использованием их потенциала с целью формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников;

— потребностью практики музыкального образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского.

Г'6 процессе обучения музыке рассматривались в работах отечественных и зарубежных педагогов (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Б. В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, Б. Барток, H.A. Ветлугина, Э. Жак-Далькроз, Д. Б. Кабалевский, А. Лехнер, Г. М. Цыпин, Б. Л. Яворский и др.).

Принципиальное значение для нас имеют работы, посвященные проблемам традиций и новаторства в преподавании музыки (Т.Г. Мариупольская) — исполнительским и педагогическим принципам в преподавании великих педагогов — пианистов (К.Н. Игумнов, В. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, С.Е. Фейнберг).

Различные аспекты формирования художественного образа рассмотрены в диссертационных исследованиях Р. Н. Гржибовской (формирование внутреннеслуховых (художественно-образных) представлений) — И. М. Гальперина (развитие художественно-образного («театрального») мышления) — Н. П. Антонец (развитие художественно-образного мышления) — И. А. Хотенцевой (формирование художественно-образного мышления).

Несмотря на то, что в последние годы интерес к общемуи допрофессиональному музыкальному образованию усиливается, проведенный анализ позволяет констатировать недостаточную разработанность теории и методики формирования художественного образа музыкальных произведений в процессе исполнительской деятельности у учащихся старшего школьного возраста в условиях довузовского образованияне выявлены принципы и критерии эффективности формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников, а также условия формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования.

Актуальность, проблема исследования, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность в педагогической теории и образовательной практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников (в условиях довузовского образования)».

Объект исследования — процесс формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников на индивидуальных занятиях в классе фортепиано в условиях довузовской подготовки.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и научно-методическом обосновании организационно-педагогических условий формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в условиях довузовского образования.

Гипотеза исследования — формирование художественного образа музыкального произведения у старших школьников на индивидуальных занятиях в классе фортепиано в условиях довузовской подготовки будет наиболее продуктивным, если:

— в процесс формирования художественного образа органично включить приемы и реализовать необходимые и достаточные условия, которые будут способствовать осознанию учащимися сущности музыкального произведения, его драматургии, характера, а при исполнении данного произведения, будут адекватно учитываться особенности восприятия художественного образа старшими школьниками;

— разработать методику поэтапного формирования художественного образа, включающую систему инструментально-технических упражнений и заданий, развивающих свободу творческих проявлений учащихся в процессе формирования художественного образа музыкального произведения;

— учитывать не только уровни обученности всех категорий абитуриентов (выпускники детских музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей), но и реализовать дидактические принципы дифференцированной и многоуровневой подготовки;

— будет создана педагогически ориентированная образовательная среда, обеспечивающая мотивацию к творческой деятельности учащегося, направленную на самостоятельность в поисках правильного содержания и развитие личностного художественно-образного видения музыкального произведения;

— индивидуальные занятия будут опираться на творческую сущность и импровизационную природу музыки как постоянно развивающегося процесса порождения нового и индивидуального в искусстве и образовании.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ • современных подходов к исследованию проблемы формирования художественного образа старших школьников и уточнить сущность понятия «художественный образ музыкального произведения».

2. Выявить критерии эффективности процесса формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в процессе довузовского образования.

3. Выявить организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования художественного образа музыкального произведения в процессе довузовского образования.

4. Разработать и экспериментально апробировать систему инструментально-технических упражнений, способствующую эффективному формированию художественного образа музыкального произведения, развивающую свободу творческих проявлений учащихся в процессе занятий фортепиано.

5. Разработать и экспериментально апробировать методику поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские положения о духовном и творческом развитии личности, о свободе творчества, о сущности искусства и природе художественного творчества, которые раскрывают актуальные проблемы педагогики музыкального образования (H.A. Бердяев, И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, М.С.

Каган, Н. И. Киященко, B.C. Соловьёв, П. А. Флоренский, И. С. Якиманская и др);

— специальная литература по вопросам психофизиологического процесса мышления (А.Н.Леонтьев, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов) — психо лого-педагогической теории деятельности (П.П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. И. Загвязинский, Б. Ф. Ломов, Н. Ф. Талызина и др.) — психологии художественного творчества и развития музыкального мышления (Ю.Б. Алиев, Л. А. Баренбойм, Я. А. Пономарев, В.И. Петрушин);

— исследования в области общей теории образования, обучения и воспитания, методологии педагогики (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, В.И. Пидкасистый);

— теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, O.A. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Л. А. Рапацкая, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский и др.);

— научно-теоретическая, учебно-методическая литература в области профессионального фортепианного исполнительского искусства и фортепианной педагогики (Л.Г. Арчажникова, Л. А. Баренбойм, Е. Ф. Гнесина, Т. Г. Мариупольская, Г. Г. Нейгауз, Б. А. Печерский, С. И. Савшинский, Г. М. Цыпин, А. П. Юдин, Б.Л. Яворский);

— принципы творческого и духовного развития личности (A.A. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев, Л. И. Уколова, Е. Л. Яковлева и др.);

— положения общей и музыкальной педагогики о профессиональной музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, П.А. Черватюк).

Методы исследования включали в себя: анализ литературы по проблеме исследованияизучение практического педагогического опыта преподавания класса фортепианоцеленаправленное педагогическое наблюдениеанкетирование, беседыпедагогический эксперимент и обработка результатовобобщение выводов исследования. Выбор методов исследования осуществлялся на основе их адекватности цели, задачам и предмету исследования. Полученные данные фиксировались, анализировались и подвергались методам математической обработки, на основании чего делались окончательные выводы.

Базой исследования послужил Центр «Образование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской педагогичёский университет», в котором автор работает с 2004 года в качестве преподавателя фортепиано. В исследовании приняли участие выпускники детских музыкальных школ, музыкальных и педагогических колледжей, музыкальных училищ, а также трое экспертов из числа преподавателей кафедры инструментального исполнительства музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО МГПУ. Общее количество респондентов 60 человек.

Организация и этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 2005 — 2009 гг. и включало три основных этапа.

На первом, аналитико-поисковом этапе исследования (2005;2006гг.,), анализировалось состояние научной разработанности проблемы формирования художественного образа музыкального произведенияуточнялся научный аппарат исследования, выявлялись его методологические предпосылкибыли определены цели, объект и предмет, гипотеза и задачи исследованияразработана система инструментально-технических упражнений и методических рекомендаций по формированию художественного образа музыкального у старшего школьника в условиях довузовского образования.

На втором, констатирующем и формирующем этапе исследования (2006;2007), разрабатывались педагогические методы и приемы опытно-экспериментальной работы. Выявлялись критерии оценки уровня сформированности художественного образа музыкального произведения учащегося в процессе довузовской подготовкипроводилось музыкальное прослушивание и анкетирование с целью диагностики уровня сформированности художественного образа музыкального произведения у учащихся экспериментальной и контрольной группосуществлялась апробация методики формирования художественного образа в классе фортепиано.

На третьем, контрольном этапе (2007;2009 гг.), осуществлялись систематизация результатов исследования, полученных в ходе экспериментапубликация материалов исследованиявнедрение результатов исследования в практику деятельности образовательных учреждений.

Научная новизна исследования:

— уточнена сущность понятия «художественный образ музыкального произведения», выявлены и обоснованы теоретико-методологические предпосылки формирования художественного образа музыкального произведения как основы его интерпретациивыявлена и структурирована проблема формирования художественного образа музыкального произведения у старших школьников в процессе довузовского образования и впервые предложена методика её поэтапного решения;

— определены критерии (содержательность, осмысленность исполненияраскрытие авторского замысла, выявление стилевого и жанрового разнообразияприемы звукоизвлечения, динамическая градация, разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация, основы исполнительской техникиинициативность и самостоятельность мышления, проявление индивидуального отношения, своеобразие интерпретации) и определены параметры (музыкальная грамотностьвладение средствами исполнительской выразительностиуровень художественного мастерстваисполнительская свобода, творческий настрой) оценки сформированности художественного образа и интерпретации музыкальных произведений;

— выявлены организационно-педагогические условия эффективности поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения (внешние условия: создание педагогически ориентированной творческой средывключение в содержание обучения системы разработанных творческих задач и упражненийактивизация интеллектуальной, эмоциональной, волевой и мотивационной структур личности обучающихсясотворческое взаимодействие будет способствовать развитию креативности личности ребенка в процессе формирования художественного образа музыкального произведениявнутренние условия: знания музыкально-хронологических событий и фактовмузыкально-творческие способностиопыт исполнительской и слушательской деятельности);

— разработана система инструментально-технических упражнений, направленная на развитие исполнительских приемов, способствующих формированию художественного образа музыкального произведения;

— разработана и экспериментально апробирована методика поэтапного формирования художественного образа, включающая последовательные этапы (изучение иллюстрированного материалавозникновение замысла произведения, выделение образов, деталей, раскрывающих идею произведенияпоиск образа в зарисовках, фразах, музыкальных частях, поиск тонального, звукового и динамического решения произведения, выбор техники и стиля исполнения, выполнение итогового проигрываниявоплощение художественного образа в игре) и систему показателей: эстетическая (художественная) ценностьлогичность и завершенность в целомпринадлежность к жанру, стилювыразительность, своеобразие мелодииразнообразие ритмического рисункалогичность гармонизациивыразительность фактурыоригинальность музыкального языка.

Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют и дополняют существующие научные знания о процессе формирования художественного образа музыкального произведения в условиях довузовской подготовки. При этом:

— систематизированы и расширены существующие в психолого-педагогической области знания представления о сущности, основных направлениях и способах реализации организационно-педагогических условий формирования художественного образа в классе фортепиано (поддержание у учащихся профессионального интереса к творческим занятиям на уроках фортепиано путем создания психологически комфортных условий во время творческого сотрудничества педагога и учащегосяосуществление педагогического руководства над исполнительской деятельностью учащихся в процессе занятий в классе фортепианоразвитие самостоятельности учащихся на основе творческого подхода к усвоению, анализу и обобщению знаний, умений и навыков, получаемых в процессе работы над формированием художественного образа музыкального произведения);

— определены структура и содержание фортепианного обучения старших школьников на основе традиционных и инновационных подходов к решению задач теории и методики современного музыкального образования, где педагогически целенаправленно выделены творческая и технологическая составляющие процесса формирования художественного образа музыкального произведения, выявлена и систематизирована группа педагогических условий, которая способствует профессиональному росту учащихся в процессе работы над формированием художественного образа, активизирует потребность к творчеству, формирует познавательный интерес обучающихся к исполнительской деятельности;

— разработанная методика поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения, система упражнений и критерии оценки уровня сформированное&tradeхудожественного образа музыкального произведения, базирующиеся на комплексном взаимодействии индивидуальной и самостоятельной форм обучения, обеспечивают продуктивность исполнительского мастерства обучающихся и способствуют развитию личности будущего музыканта-исполнителя.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение основных его теоретических и методических положений в практику обучения интенсифицирует процесс индивидуальных занятий в классе фортепиановедет к целенаправленному и регулируемому развитию комплекса специальных способностей учащихся-музыкантовулучшает качество исполнительского мастерства учащегося в классе фортепиано.

Разработанные в диссертации методические положения и рекомендации обладают широкой амплитудой педагогического воздействия и могут послужить основой совершенствования исполнительского мастерства будущих музыкантов-исполнителей в классе фортепиано.

Материалы исследования могут быть использованы как на индивидуальных занятиях фортепиано, так и в теоретическом курсе «Методика преподавания игры на фортепиано и основы художественного исполнительства».

Достоверность и обоснованность основных результатов исследования обеспечиваются: разнообразием используемых источников информацииприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, задачам, логике исследованияопорой предлагаемой методики исследования по формированию художественного образа на длительную опытно-поисковую работу соискателяличным участием автора в организации и проведении педагогического эксперимента.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось: 1) в ходе опытно-экспериментальной работы на индивидуальных занятиях в классе фортепиано (в процессе довузовского образования на базе ГОУ ВПО МГГТУ) — 2) через представление материалов на международную научно-практическую конференцию, посвященную музыкально-исполнительскому искусству в системе профессионального образования (февраль 2009, Москва), на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной современному музыкальному образованию (февраль 2008, Белгород) — 3) в ходе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры пения и хорового дирижирования ГОУ ВПО МГПУ- 4) в публикациях материалов по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность понятия «художественный образ музыкального произведения» определяется как интегративное отражение авторского замысла музыкального произведения сквозь призму индивидуальности исполнителя, его субъективного видения и ощущения действительности, для воплощения которого необходимо использовать такие средства художественной выразительности как ритм, форма, интонация, звукоизвлечение, мелодическая линия, фактура, гармония, динамика.

2. Критерии оценки сформированности художественного образа музыкального произведения, которые включают в себя: содержательность, осмысленность исполнения, понимания авторского замысла и стилевых особенностей исполняемых произведенийвладение разными средствами выразительности, исполнительскими приемами (колористичность звучания, разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация и т. д.), основами исполнительской техникиинициативность и самостоятельность музыканта-исполнителя, проявление индивидуального отношения к исполняемым произведениям, своеобразие интерпретацииисполнительскую свободу и творческий настрой.

3. Система специальных инструментально-технических упражнений, которая способствует формированию художественного образа музыкального произведения: владение разными средствами выразительности (интонационный склад, динамическое развитие, метро-ритмическая точность), исполнительскими приемами (колористичность звучания, разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализация и т. д.). Перспективность и эвристическая ценность предложенной системы упражнений актуализирует потребность в творческой деятельности, развивает мышление, интуицию, воображение, фантазию обучающихся.

4. Методика поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения основывается на следующих принципах, критериях и конструктах: приоритет художественно-смыслового начала в учебной работе над музыкальным материалом, выявление образно-поэтического содержания музыки, зашифрованного в нотной записипроникновение в специфическую «семантику» музыкальной речиориентация на максимально полное и всестороннее выявление авторского замысла в процессе работы над музыкальным произведениемустановка на стилистическую точность и художественную достоверность музыкального исполнения, на адекватную передачу композиторских намерений, как в общем концептуальном плане, так и в деталях, нюансах, частностяхустановка на всестороннее и интенсивное развитие комплекса общих и специальных способностей учащихся — его художественно-образного и понятийного мышления, фантазии и воображения, музыкального слуха, профессиональной памяти, чувства ритма, двигательно-моторного потенциала. Необходимая корректировка приемов и способов педагогического воздействия с учетом личности учащегося, его психики и общими способностямиинициирование посредством соответствующих мотивационных рычагов созидательных, «нестандартных» действий учащихся, формирование у учащихся способности к профессиональной самодиагностике: умения обнаруживать собственные недочеты, находить оптимальные решения в сложных и непривычных учебно-образовательных ситуацияхакцентуация на способах звукоизвлечения, фразировке, динамике, интонационной выразительности музыкальной речи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст составляет 150 страниц, включая таблицы и рисунки.

Список литературы

включает более 160 наименований.

Выводы по 2 главе.

В методической разработке опытно-экспериментальной работы был использован синтез методов, приемов, форм и упражнений, правильное применение которых способствует не только развитию музыкальных способностей учащихся, но и формированию художественного образа музыкального произведения в самостоятельных занятиях учащихся старшего школьного возраста, развитию их исполнительской интерпретации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на протяжении учебного года в период с 2005 по 2009 года. За год обучения испытуемые прошли вступительное прослушивание, которое показало исходный уровень их профессиональных музыкальных знаний и общий уровень музыкальных способностей, уровень творческой работы на занятиях фортепиано — создания личностной интерпретации музыкального текста и формирование художественного образа музыкального произведения.

Контингент обучающихся составили как выпускники музыкальных школ, школ искусств, так и выпускники средних специальных музыкальных заведений — музыкальных училищ и педагогических колледжей.

Анализ результатов показал крайне низкий уровень сформированности художественного образа в игре выпускников музыкальных школ. Уровень профессионального мастерства и сформированности художественного образа выпускников специальных музыкальных заведений соответствовал требованиям вступительных экзаменов на музыкально-педагогические факультеты педагогических вузов.

Исходя из результатов прослушивания, учащиеся были поделены на две группы — экспериментальную, в которую входили выпускники детских музыкальных школ и контрольную с выпускниками музыкальных училищ и педагогических колледжей.

В ходе проведения формирующего эксперимента у учащихся экспериментальной группы повысился интерес к занятиям, работа на уроках и дома стала творческой. Испытуемые постоянно находились в поисках необходимых выразительных средств для формирования образа произведения, уровень их интеллектуального развития заметно возрос, что не могло сказаться на правильном понимании и верном применении авторских рекомендаций. Работа по выучиванию текста сводилась до минимума в целях экономии времени на поиски художественного замысла и формирования личностной интерпретации художественного образа музыкального произведения. Включение в индивидуальные занятия системы упражнений дало результаты в исполнительском мастерстве — точности произнесения звука, правильности фразировки, логики развития мелодической линии и последующем воплощении художественного образа в исполнении. Правильное применение педагогических методов способствовало раскрепощению испытуемых — ребята стали свободнее выражать свои мысли, не бояться экспериментировать со звуком, развитием мелодии.

Результаты контрольной группы учеников, занимающихся по традиционной программе, значительных успехов в правильном осмыслении художественного образа произведения не показали. Некоторые испытуемые выглядели довольно скучно на промежуточном срезе, их исполнительская интерпретация не была убежденной и интересной. Следовательно, оценки не могли быть высокими, и общий уровень группы характеризовался как посредственный.

Данные контрольного этапа эксперимента показали нам динамику уровня развития первоначального и заключительного прослушивания обеих групп. Не смотря на то, что первоначальное прослушивание показало нам превосходство в исполнительском мастерстве учащихся контрольной группы, данные заключительного прослушивания говорят об обратном. Применение педагогических методов, форм и системы упражнений в занятиях с экспериментальной группой поднял уровень их музыкально-исполнительских способностей на высокую планку. Испытуемые научились профессионально мыслить, рассуждать и правильно применять свои знания на практике.

После проведения опытно-экспериментальной работы, две группы испытуемых были отданы самостоятельным занятиям и подготовке к вступительным экзаменам, которые показали нам результаты нашей работы: на экзамене по основному музыкальному инструменту (фортепиано) учащиеся экспериментальной группы выступили на достойном уровне и все без исключения поступили на первый курс. Испытуемые контрольной группы не все явились на основной музыкальный экзамен, указывая на высокие требования к поступлению. Четверо из десяти испытуемых решили пробовать свои силы в других педагогических вузах, а шестеро оставшихся показали на прослушивании программу более доступную и простую в исполнении, нежели при выпуске из средних специальных музыкальных заведений, боясь не справиться с поставленными требованиями к исполнению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выстраивая нашу работу, мы стремились к максимальной цельности в ее структуре, в расположении материала. В диссертационном исследовании мы представили разработанную методику и проведенный на ее основе педагогический эксперимент, с использованием педагогических методов, форм и разработанной диссертантом системы инструментально-технических упражнений.

В процессе формирования художественного образа проявился позитивный результат не только в совершенствовании профессиональных исполнительских качеств учащегося-музыканта, но и в совершенствовании его как личности — внутренней собранности, самообладания, эмоциональной отзывчивости, самостоятельному творческому подходу.

Результаты педагогического исследования подтверждают теоретические положения диссертации и позволяют сделать ряд заключений:

1. Анализ и систематизация современных подходов к исследованию проблемы формирования художественного образа у старших школьников позволили уточнить сущность понятия «художественный образ музыкального произведения», включающую в себя следующие компоненты: осмысление авторских рекомендаций, специфику музыкального мышления композитора, скрытое за ним мировоззрение личностиосмысление и эмоциональное прочувствование воспринимаемой музыки исполнителем с точки зрения эпохи ее создания и с позиций современностираскрытие замысла посредством создания личностной интерпретации.

2. Критерии оценки сформированности художественного образа музыкального произведения у старших школьников в процессе довузовского образования, позволили определить уровень содержательности, осмысленности исполненияраскрытие авторского замысла, выявление стилевого и жанрового разнообразияприемы звукоизвлечения, динамическую градацию, разнообразие туше, тонкость нюансировки, педализацию, основы исполнительской техникиинициативность и самостоятельность мышления, проявление индивидуального отношения, своеобразие интерпретации, а выявленные параметры определили музыкальную грамотностьуровень владения средствами исполнительской выразительности и художественного мастерстваисполнительскую свободу, творческий настрой.

3. В результате опытно-экспериментального исследования доказано, что внедрение в образовательную практику методики поэтапного формирования художественного образа музыкального произведения, системы инструментально-технических упражнений, направленной на развитие исполнительских приемов, а также реализация критериев и организационно-педагогических условий формирования художественного образа музыкального произведения позволили повысить уровень сформированности художественного образа музыкального произведения у учащихся экспериментальной группы на 23% и перейти большинству % учащихся с низкого на уровень выше среднего (48,1% (Н-НС) — исходный уровень- 71,1% (ВС) — итоговый уровень сформированности художественного образа музыкального произведения).

4. Экспериментальное исследование продемонстрировало качественное улучшение творческих и интерпретаторских возможностей учащихся, что выразилось в более глубоком, полном и художественно-убедительном исполнении произведений, тем самым была доказана эффективность предложенных путей и методов формирования художественного образа музыкального произведения.

Данное исследование не претендует на полное разрешение проблемы формирования художественного образа музыкального произведения у обучающихся в условиях довузовского образования.

Дальнейшая работа видится в следующих направлениях: уточнении содержания и расширении количества критериев сформированности художественного образа музыкального произведения у старших школьниковразработке целостной системы методик формирования художественного образа музыкального произведениярасширении круга, предлагаемой обучающимся, системы упражнений, опосредованно направленной на формирование художественного образа музыкального произведенияразработки детальной модели процесса формирования художественного образа музыкального произведения у обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования. -М., 2006.
  2. А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев, 1974.
  3. А.Д. Интерпретация музыкальных произведений: Учебное пособие. -М., 1984.
  4. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: Музыка, 1971.-276 с.
  5. А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX — первой половины XX века: в 2-х т. М., 1995.
  6. А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М., 1991.
  7. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта: Учебное пособие. М., 2000.
  8. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие/ H.A. Яковлева, Е. Б. Мозговая, Т. П. Чаговец и др.- Под ред.Н. А. Яковлевой. -М.: Высшая школа, 2005. 551 с.:ил.
  9. О.В. Исполнительские качества и их роль в профессиональной деятельности учителя музыки. Ж-л «Искусство и образование"№ 3, 2007.(стр. 102−106)
  10. Ю.Антонец Н. П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики)/ Дис.канд.пед.наук. -М., 1979. 175 е.).
  11. П.Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. Изд. Академии педагогических наук РСФСР. М., 1956.
  12. Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. М., 1995.
  13. Л.Г. Профессия учитель музыки. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984.
  14. .А. Избранные статьи о русской музыке. Вып.2.
  15. Государственное музыкальное издательство. М. 1952.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. -Кн.1 — 2.
  17. Л. Моя школа игры на скрипке. М., 1965.
  18. П.Афанасьев В. В., Уколова Л. И. Черватюк П.А. Методологические характеристики исследовательской деятельности педагога (учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений)/В.В. Афанасьев, л.И.Уколова. п.А. Черватюк. — М.: АС-Траст, 2008. 148с.
  19. Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений. Дис. .канд.пед.наук, М., 1975. Дк 76−13/287.
  20. Н.К. Выделение характеристик правильности выразительного исполнения произведения (Текст) / Н.К. Бакланова//Новые исследования в педагогических науках, 1975, № 13.-с. 31−32
  21. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
  22. Л.А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского // Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. — Л., 1969.
  23. Л.А. Фортепианная педагогика (Текст) / Л. А. Баренбойм. — М, 1937.-215 с.
  24. Л.А. Очерки по методике фортепиано. Л.: Музыка, 1985.185 с.
  25. М.Н. Очерки по методике фортепиано (Текст) / М. Н. Баринова. М.: Тритон, 1926. — 204 с.
  26. В.Г. Полное собрание сочинений, т. IX, стр. 535.
  27. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. — М. 1994.
  28. A.B. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. -136 с.
  29. М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности// Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Наука, 1967.-с. 170−190.
  30. Бузони Ф. О единстве музыки (Текст) /Ф.Бузони. Берлин, 1923.-57 с.
  31. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Изд. «Художник РСФСР», Л. 1977.
  32. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово (Текст) / В.А. Васина-Гроссман.-Т.2. Интонация. М.: Музыка, 1978. — 366 с.
  33. Взаимодействие музыки с другими искусствами: Сб. статей/отв.ред. Л. П. Казанцева. Челябинск: ЧВМУ, 2000.-132 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 3-е-изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.-368 с.
  35. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.пед.вузов/ Сост. и науч.ред.В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 624 с.
  36. Воспитание школьников. Ред. Л. В. Кузнецова ст. «Организация работы по формированию эмоц. культуры подростков» автор Лучина Т. М., 2005 г. (вып. 1).
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  38. Л.С. Психология искусства. М., 1987.
  39. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М. — Л., 1966.
  40. В.Н. Современные подходы в формировании музыкально-исполнительской техники в процессе обучения. Диссерт. на соиск.уч.степ.канд.пед.наук (стр. 46−52).
  41. М.В., Петрова Е. А., Орлова JT.M. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогичекое общество России, 2004. — 512 с.
  42. Гат, Йожеф. Техника фортепианной игры (Текст) И.Гат. — М.: Музыка, 1967. Будапешт: Корвина, 1967.-244с.
  43. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика в 4-х томах, т.1. М., Искусство. 1968.
  44. JI.C. Заметки о музыкальном образе// Советская музыка, 1958, № 7.-с.59−69.
  45. Л. О работе над музыкальным произведением. — М.: Музыка, 1981.- 143 с.
  46. Говорит Сергей Рахманинов. Советская музыка, 1973, № 4, с. 102.
  47. Г. Л. О вариативности восприятия музыкального образа// Восприятие музыки: Сб.ст. / Ред.- сост.В. Н. Максимов.М.: Музыка, 1980.-256 с.
  48. А.Б. О музыкальном искусстве: Сб.статей. -М., 1975.
  49. А.Б. Советы молодым музыкантам // Пианисты рассказывают. Вып.2. М., 1984.
  50. К. Содержание и форма в искусстве.
  51. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  52. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре (Текст) /И.Гофман- пер. с англ., ред., вступит, статья и примеч. Г. М. Когана. -М.: Музыка, 1961.-224с.
  53. Р.Н. Проблема формирования внутреннеслуховых (художественно-образных) представлений у учащихся-музыкантов. Дис.канд.пед.наук. -М., 1982.
  54. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: (философский анализ) (Текст) / Е. Г. Гуренко.-Новосибирск: Наука, 1982.-256с.
  55. А.Л. Работа над музыкальным произведением в классе / актуальные проблемы музыкального воспитания и образованияб история, теория, практика. Вып.2. Тамбов, 2000.
  56. Т.А. Путь к творчеству. М.: Муравей, 1999.-214с.
  57. К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.З. -М., 1973.
  58. ИзардК. Эмоции человека. М., 1980.
  59. Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.:ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  60. Г. А. К вопросу о механизме музыкального переживания (Текст) / Г. А. Ильина, С.Д. Руднева// Вопросы психологии.-1971 № 5.-с.66−74.61 .Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.
  61. М.С. Музыка в мире искусства. СПб., 1996.
  62. И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано//Дисс.на соиск.уч.степени канд.пед.наук. М., 1998. МГУК. (с.52−59).
  63. А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром: Учебное пособие. — М., 1997.
  64. Н.И. Эстетика жизни: книга для учителя./ Н. И. Киященко.-М.: Гуманитарий, 2004.-172 с.
  65. Н. И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  66. Г. У врат мастерства. М.: Классика — XXI, 2004. — 136 с.
  67. Г. Работа пианиста (Текст) / Г. Коган.-2-е изд.-М., 1979.-200с.
  68. Г. Парадоксы об исполнительстве (Текст) / Г. Коган / Избр.статьи.-Вып.третий.-М.: Сов. композитор, 1985.-С.29−54.
  69. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  70. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 225 е.: ил. — (Психол. Наука — школе).
  71. А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. — 362 с.
  72. Н.П. Интерпретация музыки: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике (Текст) / Н. П. Корыхалова.-Л.: Музыка, 1979.-208с.
  73. А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения // Вопросы психологии. 1963. — № 2.
  74. А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высш.пед.учебных заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 176 с.
  75. Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. — М., 1962.
  76. Ю.А. Интонация и образ в музыке. -М.: Музыка, 1965.-87 с.
  77. Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. -М., 1970.
  78. .Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического исследования. М., 2000.
  79. М.Н. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. — М., 1899.
  80. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
  81. И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. — 67 с.
  82. Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.
  83. Лиса 3. Проблемы времени в музыкальном произведении // Интонация и музыкальный образ. М., 1965. С.323−342.
  84. А.П. Неприкладные искусства/Лекции по семиотике. Выпуск 2.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006.-214 е., (табл., илл.).
  85. М. За роялем с Г.Форе. За роялем с М.Равелем. За роялем с Дебюсси (Текст) / М. Лонг// Исполнительское искусство зарубежных стран.-вып.9.-М., 1981 .-с.9−108.
  86. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  87. М. Теория музыкального выражения (Текст) / М.Люси.-СПб., 1888.-157с.
  88. Л.А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки (Текст)/Л.А. Мазель// Интонация и музыкальный образ.-М.: Музыка, 1965.С.225−262.
  89. М.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк (Текст) /Л.А. Мазель.-М.: Музыка, 1983.-77с.
  90. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М., 1967.
  91. A.B. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М., 1990.
  92. Т.Г. О традициях русской фортепианной педагогики // Музыкант-педагог (Преподаватель). 1999. № 4.
  93. Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М.: «Прометей» МИГУ, 2002. — 204 с.
  94. Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку (на художественно-графических факультетах педагогических институтов)/ Автореф. Дис.канд.пед.наук. — М., 1977.
  95. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки (Текст)/ В. В. Медушевский.-М., 1976.-254с.
  96. В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
  97. ЮО.Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М.: Прогресс, 2000.269 с.
  98. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы художественного творчества/Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. — С.349−360.
  99. B.C. Очерк теории темперамента. Пермь, 1973. — 299 с.
  100. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963. — 96 с.
  101. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983.
  102. Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. — М., 1961.
  103. Юб.Милыптейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М., «Музыка», 1975.
  104. Музыкально-исполнительское искусство, и педагогика: афоризмы, цитаты. Изречения: учебное пособие / сост. Г. М.Цыпин- Белгор.гос.ин-т культуры и искусств, Белгород: Белгор.обл.тип. 2007.-412 с.
  105. ПО.Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 е., нот.111 .Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
  106. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд.4-ое. Изд. «Музыка», М. 1982.
  107. ПЗ.Нейгауз Г. Г. Творчество пианиста // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М. — JL, 1966.
  108. A.C. Эмоции в нашей жизни. М., 1978.
  109. A.A. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., 1980.
  110. JI.B. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.- Л., 1966.
  111. А.И. К проблеме понимания музыкального стиля. М., 1999.
  112. В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высш.шк., 1992. — 252 с.
  113. А.Х. Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы (Текст) / А.Х. Пашина// Психологический журнал.-1994. -№ 3.-с.88−89.
  114. В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. -384 с.
  115. Пианисты рассказывают. Вып.2/Сост., общая ред. И выступ. Статья М. Соколова. М.- Музыка, 1984. — 239 е., нот., ил.
  116. Д.В. Проблемы носителя идеального образа: Операционный аспект. Свердловск: .Издательство УрГУ, 1986.-111 с.
  117. А.А. Экспрессия и техника в исполнении музыки. К проблеме воспитания музыкантов-инструменталистов (Текст)/ А. А. Повжитков.-Л., 1941.-62с.
  118. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х книгах. М.: Центр Владос, 2000. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  119. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2-х книгах. М.: Центр Владос, 2000. — Кн.2: процесс воспитания. — 256 с.
  120. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001 — 320 е.: ноты.
  121. Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем (Текст)/ Г. П.Прокофьев// Вопросы психологии, 1959, № 5. с.59−70.
  122. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.
  123. В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа// Вопросы психол. 1978. — № 2. — с.70−80.
  124. В. А. О хорошем художественном вкусе. М.: Госполитиздат, 1961.
  125. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М., 1991.
  126. С.Х. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. М., 1972. — Вып.7.
  127. С.Х. Художественное представление и художественный образ. В кн.: Эстетические очерки: вып.З. — М.: Музыка, 1973, с.45−95.
  128. .В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию// О человеческом в человеке: Сб. статей под ред. И .Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991, с.22−40.
  129. C.B. Музыка должна говорить языком сердца (Текст)/ С.В.Рахманинов// Музыкальная жизнь, 1966, № 12.
  130. Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1 999 240 е.: ил. (Азбука психологии).
  131. М.И. Выразительные средства музыки. -М., 1962.
  132. М.И. Музыкальный язык. — М., 1973.
  133. С.Л. Основы общей психологии. СПб: ЗАО изд. «Питер», 1999. — 720 с.
  134. Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал/ Под ред. А. И. Княжицкого. — М.: Издательство «Школа Пресс», № 2, 2003.
  135. С.И. Пианист и его работа. М.: Классика -XX, 2002. -244 с.
  136. ИЗ.Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.
  137. О.Ф., Назайкинский Е. В. О взаимосвязи выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное исполнительство и наука. M., 1970. — Вып. 1.
  138. М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М.: Педагогика, 1991. 173 с.
  139. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
  140. М. Эмоциональный мир музыки: Исследование. М.: Музыка, 1990.-320 с.
  141. И.М. Главное в синтезе искусств с точки зрения актера// Взаимодействие и синтез искусств: Сб.статей. JL: Наука, 1978. 269 с.
  142. Современный словарь-справочник по искусству/ Науч. Ред. И сост. A.A. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-816 с.
  143. А.Н. Музыка и общество: М., 1972.
  144. А.Г. Основы философии: Учебн. пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. 592 с.
  145. К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 2. Изд. «Искусство», М., 1954.
  146. H.H. Пути создания художественного образа: Роль воображения в художественном творчестве. М.: Знание, 1984.-63 с.
  147. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А. Г. Каузовой и А. И. Николаевой. — М., 2001.
  148. .М. Психология и психофизиология индивидуальных1.Чразличий. М. — Воронеж, 2004.
  149. .М. Психология музыкальных способностей. М.- Л., 1947.
  150. Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1984.
  151. A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Уч.пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. -М. Граф-пресс, 2008. -248с.
  152. К.Д. Собрание сочинений, т.8. М., 1950.
  153. М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. — М., 1975.
  154. С.Е. Пианизм как искусство (Текст) / С. Е. Фейнберг.-М., 1969.-598 с.
  155. В.В. Художественный образ как средство формирования педагогической направленности (у студентов худ.-граф. фак-та).
  156. Воронежский гос.пед.университет. Диссертация на соискание к.п.н., Воронеж-2002. (с. 14−20)
  157. ХолоповаВ.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. Уч. пособие для музыковедов консерваторий. М., 1990.
  158. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). — М., Издательство «Российское педагогическое агентство», 1998. -268 с.
  159. М.Б. Горизонты художественного образа. М.:f
  160. Художественный тип человека. Под ред. В. П. Морозова и A.C. Соколова. М., 1994.
  161. В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: Учебник. М.- Музыка, 1987, 239 е., нот.
  162. В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. — М., 1965.
  163. Г. М. Исполнитель и техника. М. 1999.
  164. Г. М. Обучение игре на фортепиано. -М., 1984.171 .Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: Интер-пракс, 1994, -384 с.
  165. Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игрена фортепиано. — М. 1975. 173. Чемберджи В. Н. О Рихтере его словами / Чемберджи Валентина. М.: Аграф, 2004. — 336 с.+ 16 с. ил.
  166. E.H. Искусство и эстетика. — М., 1997.
  167. Ю.М. Основные закономерности образной и понятийной мысли в процессе их формирования. Л.: Издательство ЛГУ, 1992,-183с.
  168. А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.5. — М., 1967.
  169. Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореферат канд.дис. М., 1995.
  170. О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л., 1986.
  171. Д.Б. Детская психология. — М.: Просвещение, 1960.
  172. .Л. Основные элементы музыки. — М., 1923.
  173. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
  174. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  175. Sartre J.R. Imaginations. Paris, 1936, p. 140, 158, 160, 241- L’imaginaire. Paris, 1940, p. 241- Situations. Paris, 1948, p. 71.
  176. Langer S. Problems of Art. New Jork, 1957.
Заполнить форму текущей работой