Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе использован комплекс методов: теоретические, включающие анализ психолого-педагогической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, законодательных документов и проектов, федеральных программ начального образования, классификация, сравнение, обобщение, систематизацияэмпирические, включающие анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основания формирования социальной компетентности младших школьников
    • 1. 1. Формирование социальной компетентности как аспект социального воспитания
    • 1. 2. Социальная компетентность младших школьников: содержание, критерии, показатели, уровни сформированности
    • 1. 3. Социально-педагогический потенциал содержания начального обучения в аспекте формирования социальной компетентности младших школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов и их экспериментальная апробация
    • 2. 1. Диагностика сформированности социальной компетентности и её составляющих у младших школьников до начала опытно- экспериментального обучения
    • 2. 2. Организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной компетентности младших школьников
  • Выводы по второй главе

Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Потребность в обеспечении устойчивого и поступательного развития российского общества актуализирует требования к системе отечественного образования. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев в ноябрьском 2009 г. послании Федеральному Собранию, говоря об инициативе «Наша новая школа», в качестве важнейшей выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Приоритетным направлением современного этапа модернизации российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами.

Болонский процесс в настоящее время является точкой отсчета интеграции российского и европейского образования, определяющих необходимость разработки новой компетентностной парадигмы, а также основополагающих принципов образования в XXI веке.

В России компетентностный подход закреплен в нормативных документах, регламентирующих тенденции развития образования (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования).

Начальная школа, как первая обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социальной компетентности младшего школьника, так как именно в этот возрастной период происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника.

Так, Д. И. Фельдштейном констатируется явная недостаточность уровня сформированности социальной компетентности 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных деть ми, имеют явно агрессивный характер.

Процесс формирования и развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций с последующим расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру.

Эффективным условием формирования социальной компетентности младшего школьника выступает образовательно-воспитательный потенциал содержания учебных предметов, являющийся основой формирования социальной компетентности.

В связи с этим возникает объективная потребность анализа и теоретического осмысления феномена социальной компетентности и её составляющих, возрастных особенностей социальной компетентности младшего школьника, образовательно-воспитательного потенциала учебных материалов для младших школьников, позволяющих обосновать и сконструировать авторскую технологию.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

Социальная компетентность, как предмет междисциплинарного изучения, рассматривалась в философии JI.H. Шабатурой, Н. М. Борытко, А. Б. Георгиевским, в психологии — Т. В. Антоновой, Н. В. Калининой, Е.В. Коблян-ской, В. Н. Куницыной, М. И. Лукьяновой, Г. И. Марасановым, Дж. Равеном, H.A. Рототаевой, Т. И. Самсоновой, Ю. А. Тюменевой, в педагогике Ю.К. Ба-банским, В. И. Загвязинским, И. А. Липским, в социальной педагогике В. А. Болотовым, И. А. Зимней, Л. В. Мардахаевым, A.B. Мудриком, В. В. Сериковым, O.E. Лебедевым, Д. И. Фельдштейном.

Раскрытию сущности компетентностного подхода в образовании посвящены исследования Л. В. Свирской, Л. В. Трубайчук, Г. А. Федотовой, P.M. Шерайзиной, A.B. Хуторского и др.

Особое внимание категориям «компетенция» и «компетентность» уделяется в работах И. Г. Агапова, В. В. Гузеева, А. Н. Дахина, Э. Ф. Зеера, В. Н. Зимина, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, Дж. Ра-вена, Г. К. Селевко, A.B. Хуторского, С. Е. Шишова, Т. И. Шульги и др. Взаимосвязь понятий «компетентностный подход», «компетентность», «компетенция» рассматривались в психолого-педагогических исследованиях.

B.А. Болотова, М. В. Крулехт, JI.B. Свирской, Г. А. Федотовой, И. Д. Фрумина, P.M. Шерайзиной, А. В. Хуторского, Б. Д. Эльконина, и др. Неоднозначность их трактовки подчеркивается Г. Э. Белицкой, Л. И Берестовой., Ж. Делором, H.A. Рототаевой и др.

Для нашего исследования принципиально важным является разграничение понятий «компетенция» и «компетентность»: точки зрения представлены в исследованиях И. Г. Агапова, В. А. Болотова, А. Дахина, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Д. А. Махотина, В. В. Серикова, Г. К. Селевко, Л. Ю. Степашкина, Ю. Г. Татура, C.B. Тришиной, Ю. В. Фролова, A.B. Хуторского,.

C.Ш. Черновой, В. Д. Шадрикова, С. Е. Шишова и В. А. Калней и др.

Феномен социальной компетентности детей школьного возраста в различных аспектах исследовался Т. В. Антоновой, И. А. Зимней, Н. В. Калининой, В. В. Новиковым, Т. И. Самсоновой, В. В. Цветковым.

Проблемы формирования социальной компетентности младших школьников затрагиваются в современных диссертационных исследованиях Т. В. Антоновой, Н. И. Белоцерковец, О. Ф. Борисовой, JI.H. Гиенко, И.Е. Зарипо-вой, Т. В. Исаковой, Н. В. Калининой, O.A. Крузе-Брукс, В. В. Новикова, Т. И. Самсоновой, М. В. Тюкавиной, Ю. Е. Уфимцевой, В. В. Цветкова и др.

При этом мы отмечаем важность проблемы, не получившей должного анализа в научных исследованиях. Недостаточная разработанность проблемы формирования социальной компетентности младшего школьника средствами учебных предметов влечет за собой отсутствие научно-методических и учебно-методических материалов, что в еще большей мере подчеркивает актуальность и своевременность авторского исследования.

Педагогическая наука и практика до настоящего времени не дает аргументированных ответов на многие вопросы, относящиеся к сущностным и критериальным характеристикам социальной компетентности младших школьников, педагогическим условиям ее формирования средствами учебных предметов, что позволяет нам выделить ряд противоречий между:

— необходимостью формирования социальной компетентности младших школьников в процессе обучения и недостаточным использованием в их образовании социально значимого потенциала учебных предметов;

— возможностями учебных предметов в формировании социальной компетентности младших школьников и отсутствием научного обоснования организационно-педагогических условий их реализации.

Указанные противоречия определили проблему настоящего исследования: каковы теоретические основания и организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов».

Решение поставленной проблемы составляет цель исследования: разработать теоретические основания формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов и выявить необходимые для этого организационно-педагогические условия.

Объект исследования', формирование социальной компетентности младших школьников как аспект социального воспитания.

Предмет исследования: процесс формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

Гипотеза исследования: процесс формирования социальной компетентности учащихся начальной школы будет эффективным, если:

1) социальная компетентность рассматривается как социально значимое интегративное качество личности младшего школьника;

3) выявлен и используется социально-педагогический потенциал учебных предметов начальной школы для формирования социальной компетентности;

3) теоретически обоснованы и реализуются организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников:

— создание целесообразного воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетенции младших школьников;

— осуществление интеграции содержания учебных предметов (внутри-предметные, межпредметные и транспредметные связи);

— разработка и реализация технологии формирования социальной компетентности младших школьников, включающей в качестве компонентов этапы и виды содержательных связей;

— использование инновационных форм работы с детьми в условиях полипредметного обучения в массовой общеобразовательной школе.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие исследовательские задачи:

1. На основе анализа проблемы формирования социальной компетентности как аспекта социального воспитания раскрыть содержание и структуру социальной компетентности младших школьников.

2. Разработать критериальный аппарат, позволяющий определять уровни сформированности социальной компетентности младших школьников.

3. Выявить социально-педагогический потенциал учебных предметов в аспекте формирования социальной компетентности младших школьников.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные принципы и положения философии, психологии и педагогики, социально-педагогической науки.

В качестве методологических ориентиров исследования используются: системный подход, предполагающий целостность исследованиямеждисциплинарный подход, рассматривающий проблему с позиций разных дисциплинкомпетентностный подход, обеспечивающий использование содержания учебных предметов для решения задач социальной направленностидеятельностный подход, предусматривающий достижение цели исследования в условиях учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Теоретической основой исследования послужили:

— теоретико-методологические положения о сущности социализации личности (Т.Ф. Борисова, JI.B. Коломийченко, A.B. Мудрик, B.C. Мухина, JI.B. Трубайчук, Д.И. Фельдштейн);

— социально-педагогическая концепция активного взаимодействия человека и среды (Б.З. Вульфов, И. С. Кон, A.B. Мудрик);

— концепции социально-педагогической работы (В.Г. Бочарова, P.M. Ку-личенко, В. А. Никитин и др.), теоретические основы социального воспитания (Н.В. Гарашкина, JI.B. Мардахаев);

— положения о сущности и формировании социальной компетентности (Г.Э. Белицкая, Н. И. Белоцерковец, A.B. Брушлинский, Н. В. Калинин, Е. В. Коблянская, С. Н. Краснокутская, В. Н. Куницына, JI.B. Трубайчук, В.В. Цветков);

— положения о компетентностном подходе в образовании (В.И. Байден-ко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, O.E. Лебедев, А. К. Маркова, A.M. Новиков, Дж. Равен, Г. К. Селевко, A.B. Хуторской);

— теория деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др-);

— концепции личностно-ориентированного образования в современной начальной школе (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, А. Б. Воронцов, 8.

В.В.Давыдов, Л. В. Занков, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская, Д.Б.Эльконин);

— современные подходы к формированию образовательной развивающей среды (А.Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. В. Сериков, Н.Е. Щуркова);

В диссертационной работе использован комплекс методов: теоретические, включающие анализ психолого-педагогической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, законодательных документов и проектов, федеральных программ начального образования, классификация, сравнение, обобщение, систематизацияэмпирические, включающие анализ продуктов педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, беседу, экспертную оценку, обобщение практического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий) — качественный и количественный анализ полученных результатов на основе методов математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено содержание понятия «социальная компетентность» применительно к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятному для обучения и социального воспитания периоду детства.

2. Определены структурные компоненты социальной компетентности младших школьников (когнитивный, мотивационный, поведенческий), критерии оценки (осведомленность об объектах социальной действительностиналичие интереса к социально значимой деятельностиготовность к социально значимой деятельности), уровни (высокий, средний, низкий) и показатели сформированности социальной компетентности младших школьников.

3. Обоснована необходимость и доказана возможность формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов, обладающих социально-педагогическим потенг^алом, понимаемым как реальная возможность и фактический источник, позволяющий сформировать у детей социальные понятия, предметные и надпредметные компетенции, составляющие основу социальной компетентности. 9.

4. Определены организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов:

— создание целесообразного воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетенции младших школьников;

— осуществление интеграции содержания учебных предметов (внутри-предметные, межпредметные и транспредметные связи);

— разработка и реализация технологии формирования социальной компетентности младших школьников, включающей в качестве компонентов этапы и виды содержательных связей;

— использование инновационных форм работы с детьми в условиях полипредметного обучения в массовой общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку научных основ социального воспитания, в частности, в теорию формирования социальной компетентности младших школьников. Расширены и конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, в качестве которого в нашем исследовании использовано содержание учебных предметов и формы обучения им.

Результаты исследования уточняют и дополняют научные представления о содержании понятия «социальная компетентность младшего школьника», обогащают критериальный аппарат исследования (компоненты, критерии, показатели, уровни). Материалы исследования могут служить основанием для создания новых вариантов деятельности по формированию социальной компетентности учащихся начальных классов в различных социально-педагогических и организационных условиях.

Теоретические положения и выводы диссертации открывают возможность новых подходов к исследованию феномена социальной компетентности младших школьников в аспекте её формирования у учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе школы, способствуя расширению арсенала средств формирования социальной компетентности детей младшего школьного возраста.

Материалы исследования могут быть положены в основу методических разработок и рекомендаций по формированию социальной компетентности детей младшего школьного возраста средствами учебных предметов. Полученные и обоснованные в диссертации результаты важны для подготовки спецкурсов в педагогических учебных заведениях, они позволяют дополнить соответствующие разделы курса теории и методики социального воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов в области социально-педагогической деятельности, а также учителей начальных классов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались: согласованностью с фундаментальными научно-теоретическими положениями и концепциямиприменением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованиястабильностью результатов на всех этапах опытно-поисковой работыколичественным и качественным анализом полученных данных, отражающих позитивные изменения в результате реализации предложенных организационно-педагогических условий, способствующих формированию социальной компетентности детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная компетентность младшего школьника — это интегра-тивная характеристика личности ребенка, отражающая систему знаний, умений и навыков, приобретенных им в процессе освоения учебных предметов и необходимых ему для моделирования своего поведения, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации.

2. Структура социальной компетентности младшего школьника представляет собой образование, включающее три компонента (когнитивный, мо-тивационный, поведенческий), характеризуемое критериями сформированное&trade- (осведомленность об объектах социальной действительностиналичие интереса к социально значимой деятельностиготовность к социально значимой деятельности), уровнями проявления (высокий, средний, низкий) и соответствующими показателями.

3. Социально-педагогический потенциал учебных предметов в формировании социальной компетентности младших школьников — это внутренний резерв, возможности учебных предметов, изучаемых детьми, которые соотносятся с когнитивным (осведомленность об объектах социальной действительности.), мотивационным (наличие интереса к социально значимой деятельности) и поведенческим (готовность к социально значимой деятельности, самостоятельное и уверенное поведение в новых ситуациях).

Содержание учебных предметов, заложенное в учебниках, позволяет, используя содержательные связи (внутрипредметные, межпредметные и транспредметные), широко и эффективно применять инновационные формы работы, направленные на формирование социальной компетентности младших школьников.

4. Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов, являются:

— создание целесообразного воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетенции младших школьников;

— осуществление интеграции содержания учебных предметов (внутри-предметные, межпредметные и транспредметные связи);

— разработка и реализация технологии формирования социальной компе тентности младших школьников, включающей в качестве компонентов этапы (понятийно-диалогический, репродуктивно-компетентностный, творчески-проективный), виды содержательных связей (внутрипредметные, межпредметные, транспредметные),.

— использование инновационных форм работы с детьми в условиях полипредметного обучения в массовой общеобразовательной школе (сократические диалоги и полилоги, интегрированные курсы социальной направленности, учебная кооперация, социальные проекты, социально ориентированные надпредметрные программы).

Опытно-экспериментальную базу исследования составили образовательные учреждения г. Тамбова: гимназия № 7, прогимназия «Радуга», МОУ СОШ № 13.

Исследование проводилось в 3 этапа. На первом этапе (2007 — 2008) -подготовительно-поисковом — проводилось теоретическое исследование состояния проблемы формирования социальной компетентности младших школьниковизучалась философская, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по данной проблеме. Определялись противоречия, формулировались проблема, объект и предмет исследованияцели и задачи исследования. Выдвигалась рабочая гипотеза. Уточнялся понятийный аппарат. Осуществлялась разработка технологии формирования социальной компетентности младших школьников в процессе обучения. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2008 — 2009) — опытно-экспериментальном — проводился формирующий эксперимент. Апробировалась социально-педагогическая технология формирования социальной компетентности младших школьников в процессе обучения. Осуществлялась обработка результатов опьггно-экспериментальной работы.

На третьем этапе (2009 — 2010) — обобщающем — проводилась обработка, анализ и систематизация полученных теоретико-экспериментальных результатов исследования, формулировка выводовоформление результатов исследованияработа над текстом диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось с 2007 по 2010 гг. Его основные положения докладывались и обсуждались на межрегиональных, региональных и общероссийских научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях: XV и XVI Державинские чтения" (2010 — 2011 гг.), «Актуальные проблемы теории и практики социального воспитания» (2010 г.), «Инновационные технологии обучения и воспитания младших школьников в условиях модернизации образования» (2009 г.), «Создание культурной среды при обучении гуманитарным дисциплинам» (2009 г.), «Социальное воспитание: теория, практика, перспективы» (2010 г.), «Педагогические технологии в непрерывном профессиональном образовании» (2010 г.).

Основные результаты исследования внедрены в деятельность гимназии № 7, прогимназия «Радуга», МОУ СОШ № 13 (г. Тамбов).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования уточнили и дополнили научные представления не только о содержании понятия «социальная компетентность младшего школьника», но и о путях и условиях её формированияобогатили критериальный аппарат сформированности социальной компетентности.

Нами разработан критеральный аппарат, позволяющий определять компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности социальной компетентности младших школьников.

Нами определены компоненты социальной компетентности младших школьников: когнитивный, мотивационный, поведенческий.

Для каждого из названных компонентов определены критерии их сформированности, к которым относятся осведомленность детей об объектах социальной действительности, социально значимая деятельность, наличие мо-4 тивации и интереса к ней, готовность детей к социально значимой деятельности.

Установлено три уровня сформированности социальной компетентности младшего школьника: высокий, средний и низкий, основанием для чего нами признавалась степень проявления критериев и показателей.

Разработано содержание представленных компонентов с позиций критериев, уровней и показателей.

Когнитивный компонент социальной компетентности предполагает наличие у ребенка разной степени осведомленности об объектах социальной действительности: на высоком уровне — широкие и устойчивые социальные знания об объектах социальной действительности в форме понятий, на среднем уровне — в целом верные, но недостаточно широкие и конкретные знания об окружающих объектах социальной действительности, на низком уровненеточные, ограниченные знания об окружающих объектах социальной действительности или их полное отсутствие.

Мотивационный компонент социальной компетентности характеризует степень сформированности социально значимой деятельности, наличие мотивации и интереса к ней: на высоком уровне — широкие и устойчивые социальные интересы, наличие внешней и внутренней мотивации, на среднем уровне — ситуативный интерес к социально значимой деятельности, неявно.

135 выраженная мотивация, на низком уровне — слабый интерес к социально значимой деятельности или его отсутствие, отсутствие мотивации.

Поведенческий компонент социальной компетентности характеризуется, наш взгляд, наличием в поведении детей готовности к социально значимой деятельности: на высоком уровне — действия, соответствующие общепринятым социальным нормам, самостоятельное и уверенное в поведение в новых ситуациях, на среднем уровне — действия, не в полной мере соответствующие общепринятым социальным нормам, недостаточно самостоятельное и уверенное в поведение в новых ситуациях, на низком уровне — действия, не соответствующие общепринятым социальным нормам, отсутствие самостоятельности и уверенности в поведении в новых ситуациях.

В исследовании выявлен социально-педагогический потенциал учебных предметов в аспекте формирования социальной компетентности младших школьников, расширены и конкретизированы существующие теоретические представления о средствах социального воспитания, в качестве которого в нашем исследовании использовано содержание учебных предметов, обладающее значительным социально-педагогическим потенциалом в аспекте формирования социальной компетентности. При этом обоснована необходимость и доказана возможность формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

До начала опытно-экспериментального обучения нами проведена диагностика сформированности основных компонентов социальной компетентности младших школьников (социальных понятий, социально-предметных и социально-надпредметных компетенций). Результаты дали основание для качественного и количественного определения уровней сформированное&tradeсоциальной компетентности младших школьников. Они явились необходимыми для создания авторской технологии.

Автором выявлены, обоснованы, разработаны и реализованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию социальной компетентности младших школьников средствами учебных.

136 предметов:

— создание целесообразного воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетенции младших школьников;

— осуществление интеграции содержания учебных предметов (внутри-предметные, межпредметные и транспредметные связи);

— разработка и реализация технологии формирования социальной компетентности младших школьников, включающей в качестве компонентов этапы и виды содержательных связей;

— использование инновационных форм работы с детьми в условиях полипредметного обучения в массовой общеобразовательной школе.

В процессе исследования нами спроектирована технология формирования социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов и её компоненты: этапы (понятийнодиалогический, репродук-тивно-компетентностный, творчески-проективный), уровни содержательных связей (внутрипредметные, межпредметные, транспредметные), показатели достижения целей на момент окончания экспериментально-опытного обучения (социальные понятия, компетенции, компетентность, сформированная с учетом возрастных особенностей), организационные формы работы с детьми в условиях полипредметного обучения в массовой общеобразовательной школе (сократические диалоги и полилоги, интегрированные курсы социальной направленности, формирование социально направленных универсальных учебных действий, учебная кооперация, использование этнопедагогического наследия, социальные проекты, социально ориентированные надпредметр-ные программы).

Определена результативность опытно-экспериментальной работы по формированию социальной компетентности младших школьников. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию социальной компетентности младших школьников оценены посредством установления динамики развития социальных понятий и социальных компетенций.

При проведении эксперимента, дающего возможность определить результативность проведенной работы, детям предлагались тесты, предполагающие проявления и когнитивного, и мотивационного, и поведенческого компонентов социальной компетентности.

Достоверность результатов опытно-экспериментальной работы доказана с помощью-критерия, вычисленного по компонентам социальной компетентности.

Результаты подтвердили, что процесс формирования социальной компетентности учащихся начальной школы эффективен, если социальная компетентность рассматривается как социально значимое интегративное качество личности младшего школьника, выявлен и технологически реализован социально-педагогический потенциал учебных предметов начальной школы для формирования социальной компетентности в рамках технологии, где созданы и реализованы организационно-педагогические условия для формирования социальной компетентности младших школьников (организация целесообразного образовательно-воспитательного пространства, направленного на формирование социальной компетентности младших школьников, определение периодизации экспериментально-опытного обучения младших школьников с целью формирования у них социальной компетентности, интеграция содержания учебных предметов с учетом их значимости для формирования социальной компетентности младших школьников, использование комплекса инновационных нетрадиционных видов работы по формированию социальной компетентности младших школьников).

Таким образом, гипотеза исследования может считаться подтвердившейся.

При этом проделанная работа не исчерпывает рассматриваемой проблемы. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в расширении и конкретизации возможностей подготовки социальных педагогов и учителей начальных классов для организации работы по формированию социальной компетентности учащихсяв выявлении путей и условий формированию социальной компетентности учащихся начальной школы в инклюзивных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997.-218с
  2. , Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Просвещение, 1978. 268 с.
  3. , Т.И. «Истоки». Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. И. Арнаутова. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
  4. , Н. А. Социальный интеллект и социальная компетенция / H.A. Аминова // Социальная работа. 1992. — № 5. С 37−50.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университет, 1990. — 559 с.
  6. , А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. — № 2. — С. 3−11.
  7. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  8. , A.M. Предметно-методические основы компетентности педагога Электронный ресурс. / A.M. Аронов. http://www.conf/krasy.
  9. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / АГ. Асмолов М.: Воронеж, 1996. — 641 с.
  10. , А.Н. Болонский процесс в Германии / А. Н. Афанасьев // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 5, — С. 23−27.
  11. , В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2. — С. 20−24.
  12. , В. И. Болонский процесс. Курс лекций / В. И. Байденко.- М.: Логос, 2004.- 118с.
  13. , В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода (Лекция в слайдах) / В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 30 с.
  14. , В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования / В. И. Байденко, Джерри ванн Зантворт. М.: Логос, 2003.- 164с.
  15. , В.И. Компетенция в профессиональном образовании / В. И. Байденко // Высшее образование в России 2004. — № 11. — С. 4−11.
  16. , Г. Э. Социальная компетентность / Г. Э Белицкая// Сознание личности в кризисном обществе, 1995. № 2. — С. 42−57.
  17. , Г. Э. Социальная компетенция личности/ Г. Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе, 1995. № 3. — С.37−48.
  18. , A.C. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A.C. Белкин Челябинск: ОАО Южно Урал. Кн. Изд-во, 2004.- 212с.
  19. , H.B. Социальные творческие проекты в школе / Н. В. Белобородов М.: Аркти, 2006.- 164с
  20. Белоцерковец, Н И. Формирование социальной компетентности детей 3−7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / Н. И Белоцерковец.- Карачаевск, 2002. 229 с.
  21. , Т.Б. Модель социальной компетентности / Т. Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. — № 31. -С. 8−12.
  22. , Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук: / Л. И. Берестова М., 1994. — 36с.
  23. , А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентно-стного подхода в образовании Электронный ресурс. / А. Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/journal
  24. , M.H. Интеграционные процессы в образовании / М. Н. Берулава // Интеграция содержания образования в педагогическом вузе.- Бийск, 1994.- № 2.- С.3−9.
  25. , B.C. Школа диалога культур. Основы программы / B.C. Библер.- Кемерово: КГУД992.- 268с.
  26. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад М.: Наука, 2002. — 207с.
  27. , Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002, — № 9. С 36−42.
  28. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003.-№ 10. С. 8−14.
  29. , О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.07: / О. Ф. Борисова. Челябинск, — 2009. — 24с.
  30. , Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко Волгоград, Перемена, — 2001. — 186 с.
  31. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография. -М.: 1999 — 184 с.
  32. , JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. — № 8. — С. 46−47.
  33. , A.B. Метод проектов в современной школе / A.B. Бычков -М.: Просвещение, — 2000. 180с.
  34. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Пособие для учителей / сост. Л. Ф. Мельчаков М.: Просвещение, -1981.- 254с.
  35. , JI. С. Сочинения в 6 т./ C.B. Выготский. — М.: Просвещение, 1983. 2 т. (Речь и мышление ребенка)
  36. , JI.C. Сочинения в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Просвещение, 1982. — 1 т. (Исторический смысл психологического кризиса).
  37. Н. В. Технологии социальной работы. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004.- 157 с.
  38. , JI.H. Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / JI.H. Гиенко.- Барнаул, 2009. 24 с.
  39. , Э. В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы / Э. В. Гирусов. М.: Просвещение, -1983.- 126с.
  40. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.- 234с.
  41. , А.Г., Малкина Л. Г. Ознакомление с окружающим миром. Книга для учителя. / А. Г. Григорьянц, Л. Г. Малкина.- Ташкент: Просвещение, 1987.- 180с.
  42. , В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. 1995. — № 6. -С.34−40.
  43. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996.- 342с.
  44. , В. Толковый словарь / В. Даль. М.: Госполитиздат, 1935. -150 с.
  45. , А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. — С.136−143
  46. , Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. -UNESCO, 1996.- 224с.
  47. , И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования/ И. И. Джужук. Ростов н/Д., РГУ. — 2005. -132с.
  48. , Т.П. Диагностические методы в социальной работе. — Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 66 с.
  49. , Н.М. Межпредметная интеграция как средство повышения эффективности обучения младших школьников решению текстовых арифметических задач / Н. М. Евтыхова. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2007. -113с.
  50. , О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике / О. В. Запевалина // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. 2008. С. 105−111.143
  51. , Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Издво Урал. Гос. Пед. Унта, 1998.-192с.
  52. , Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э. Ф Зеер //Образование и наука. 2002. — № 2 -С. 31−50.
  53. , E.H. Учебные проекты младших школьников / E.H. Землянская // Начальная школа. 2005. — № 9.- С. 47−60.
  54. , С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника / С. С Зенгин. Краснодар, КГУ. — 2001. -268с.
  55. , И. А Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005. № 11.-С. 14−20.
  56. , И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
  57. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, — 2003.-№ 5. -С.34−42.
  58. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal
  59. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 4 мая. Http://www.eidos.ru/iournal
  60. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высш. образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт, журнал. 2005. -№ 11.- С. 14−20.
  61. , Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. 2004. — № 2.-С. 7−15.
  62. Информатика в начальном образовании, № 4, 2001.
  63. , Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья / Т. В. Исакова. СПб.: РГПУ, 2003. — 189с.
  64. , В. М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я мой образ жизни — мое здоровье» / В. М. Кабаева. — М.: АПК и ПРО, 2002.- 106с.
  65. , И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе Электронный ресурс. / И. И. Каверина // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 22 февраля. Http://www.eidos.ru/iournal
  66. , Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. 2001. — № 4. С. 1621.
  67. , Н. Тренинг жизненной стойкости в развитии социальной компетентности подростков / Н. Калинина // Сел. шк.: практ. журн. рук. и учителей сел. школ. 2006. — № 2. — С. 120−128.
  68. , Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н. В. Калинина // Психология и шк.: науч.-практ. журн. 2005. — № 4. — С. 62−72.
  69. , Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н. В. Калинина. Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. — 228 с.
  70. , Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н. В. Калинина. -М., 2001. 32 с.
  71. C.B. Программа диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы Электронный ресурс. / C.B. Климин, А. Г. Синицыным, Т. Г. Куликовой -standart.edu.ru
  72. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — 23 апреля. Http://www.eidos.ru/journal
  73. , Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. СПб., 1995. -16 с.
  74. , В.П. О классификации компетенций / В. П. Колесов // Высш. образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт: журнал. 2006. -№ 2. — С. 20−22.
  75. , Ю.М., Алексеенко O.J1. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин // Начальная школа. 1990. — № 9.- С. 4−9
  76. , Е.А. Социальное обоснование программы «Философия для детей» / Е. А. Кондратьев // Мышление. 1996. — № 2. — С. 26−32.
  77. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. — 68с.
  78. , Н.М. Художественно-конструкторская деятельность / Н. М. Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.- 140с.
  79. Крузе-Брукс, О. А. Формирование социальной комптентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / O.A. Крузе-Брукс, — Великий Новгород. -2008.- 176 с.
  80. , И.А. Освоение социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Кудаева.- Морд. гос. пед. ун-т им. М. Е. Евсевьева. Саранск, 2007. — 17с.
  81. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В Кузьмина. М.:Наука, 1990.- 156с.
  82. P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 289 с.
  83. , В.Н. Восприятие и оценка человеческого лица / В. Н. Куницина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. 1975. — № 6 — С. 64−73.
  84. , В.Н. Восприятие подростками других людей и себя: автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Н. Куницина. М.: 1972. — 17 с.148
  85. , В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина. СПб.: РГПУ, 2001.-253 с.
  86. , В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура функции, взаимодействие / В. Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии — 1995. № 6. — С. 48−52
  87. , Б.В. Воспитательный процесс и его закономерности. Попытка реконструкции сложившегося понимания / Б. В. Куприянов // Воспитание: научные дискуссии и исследования: сборник научных трудов.-2005.- С. 64−69.
  88. , Б.В. Гипотеза кандидатской диссертации / Б. В. Куприянов // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. -2006.-№ 4.- С. 100−108.
  89. , Б.В., Дынина, С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия"/ Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. -2001.-№ 2.- С.101−104.
  90. , Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников / Е. В. Куприянова // Наука и шк.: журнал. 2006. — № 6. — С. 3036.
  91. , И.Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетентностей школьников / И. Ю. Кущенко // Исследовательская работа школьников: науч.-метод. журн. 2006. — № 3. -С. 142−146.
  92. , Т.П. Современный урок / Т. П. Лакоценина. Ростов н/Д: Учитель, 2007.- 122с.
  93. , O.E. Стратегия модернизации образования / O.E. Лебедев. -СПб.: ОИРШ, 2001. 126 с.
  94. , B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков M.B. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / C.B. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. М.: Наука, 2002.- 144с.
  95. , М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина.- М.: Наука, 1986.-268с
  96. , А. А. Программа „Философия для детей“ / A.A. Марголис // Психологическая наука и образование. 1996. — № 1. — С. 31−37.
  97. , Л. В. Основы социально-педагогической технологии / Л. В. Мардахаев. Рязань, Просвещение, 1999.- 390с.
  98. , А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова //Советская педагогика. 1990. — № 8.-С. 44−52.
  99. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-402с.
  100. , М.И., Артемьева, Л.А. Вопросы интегративного потенциала дидактики / М. И. Махмутов, Л. А. Артемьева // Проблемы интегративного процесса обучения в СПТУ. 1989. — № 8. С.4−44.
  101. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа „Я“ в ситуации перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995.-№ 5. -С. 61−68.
  102. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика / Н. И. Монахов.- М.: Просвещение, 1981 164с.
  103. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В. А. Сластенина. Москва.: Издательский центр „Академия“, 2000- 200 с. .
  104. , B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 2006.- 316с.
  105. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / Н. И. Непомнящая. М.: Просвещение, 1992.- 218с.
  106. , JI. Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ / Е. JI. Никитина// Воспитание школьников. 2000. — № 10.-С. 24−28.
  107. , В. В. Этнопедагогические основы формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В. В. Новиков.- Смоленск, 2004. 192 с.
  108. , Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. 2000. — № 7.- С. 46−50.
  109. , JI.И. Компетенции и компетентность одно и то же?: профессиональный словарик / Л. И. Новикова // Преподаватель. XXI век: об-щерос. журн. о мире образования. — 2005. — № 1. — С. 49−51
  110. Образовательная программа школы М.: 2010. 124 с.
  111. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Советская Энциклопедия, 1973.- 610с.
  112. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Рус.яз., 1981.- 682с.
  113. , И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования /, И. Осмоловская // Директор школы: журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. 2006. — № 8. — С. 64−69.
  114. , М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Б. Павлова. -М.: Вентана-Графф, 2003.- 158с.
  115. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении /Н.Ю. Пахомова. -М.: Просвещение, 2005.- 182с.
  116. , Н.Ю. Проектное обучение что это? Из опыта метод. Работы / Н. Ю. Пахомова. — М.: АМК и ПРО, 2004.- 336с.
  117. , Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н. Ю. Пахомова // Учитель. 2000, — № 4. — С. 6−12.
  118. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальных классов / под редакцией В. Н. Касаткина. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.-264с.
  119. , H.A. Ключевые компетенции в образовании: современный подход / Н. А. Переломова // Наука и практика воспитания и доп. об- -разования: журнал. 2007. — № 1. — С. 7−14.
  120. , H.A. Социальная компетентность как результат социального воспитания сирот и детей, лишенных родительского попечения / Н. А. Переломова, М. Н. Галстян // Наука и практика воспитания и доп. образования: журнал. 2007. — № 1. — С. 66−72.
  121. Перспективы развития общего начального образования в России /сост.: Виноградова Н. Ф., Журова JI.E., Пышкало A.M. М.: РАО, 1994. -278с.
  122. , JI.A. Компетентность в общении / JI. A Петровсквя.-М.: Просвещение, 1989.- 124с.
  123. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. М.: Наука, 1998.- 246с.
  124. , Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника /Е. Постникова //Сельская школа. 2004. — № 2.- С. 29−35.
  125. Проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации.- М.: 2003. 206 с.
  126. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А. А. Реана. СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2002.- 312с.
  127. , Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. М.: КОГИТО — ЦЕНТР. — 2002. — 132с.
  128. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. М. В. Зверевой. М.: Просвещение, 1983.-284с.
  129. , A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: ВЛАДОС, 1999.- 380с.154
  130. , В.Г. Уверенность в себе: этический аспект / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. -1999. № 9.- С. 28−37.
  131. , H.A. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук / H.A. Рототаев. — М., 2002.- 38с.
  132. , Т.Н. Социальная компетентность подростков и технологии ее формирования : дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Т. Н. Самсонова.- СПб., 2006. 193 с.
  133. , H.H. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / H.H. Светловская // Начальная школа. 1990. № 5. — С. 15−22.
  134. , Г. К. Компетентности и их квалификация / Г. К. Севко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−142.
  135. , Г. К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. 1998. — № З.-С. 132−136
  136. , Г. К. Технология саморазвития личности школьника / Г. К. Севко // Школьные технологии. 1999. — № 6.- С 56−63.
  137. , H.A. Размышления о качестве образования: международный аспект / H.A. Селезнева // Высшее образование сегодня. 2004. — № 4. -С. 41−48.
  138. , H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве / H.JI. Селиванова // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 35 — 39.
  139. , М.М. Всеобъемлющий диагноз / М. М. Семаго // Школьный психолог. № 12. — 2000. — С.4−10.
  140. , И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. — М.: Просвещение, 2005.- 240с.
  141. , A.C. Метод проектов: история и практика применения / A.C. Сиденко //Завуч. 2003. — № 6.- С. 5−9.
  142. , К. Социальная компетенция. Ключевые компетенции
  143. Электронный рескрс. / К. Скала.- http://www.uni-protokolle.de155
  144. , В. Нидерландская модель социальной помощи детям, ориентированная на социальную компетенцию / В. Слот, X. Спанярд // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. — № 1. -С 14−25.
  145. , И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания /И.Ф. смольянов.- М.: Просвещение, 1984.- 164с.
  146. , Ю.П. Теория воспитательных пространств / Ю. П. Сокольников. — Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 1998.- 264с.
  147. Стандарт основного общего образования по физкультуре электронный ресурс. / http//www.school.edu.ru
  148. , Л. Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции Электронный ресурс. / Л. Ю. Степашкина // Интернет- журнал „Эйдос“. — http://www.eidos.ru/iournal
  149. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования -М.:2001.- с. 86
  150. Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Ростов н/Д, 2003.
  151. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста/ Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. -С. 12−19.
  152. , М.В. Образовательные цели и задачи программы „Философия для детей“: Общие способы их реализации / М. В. Телегин // Мышление. 1997. — № 3. — С. 21−26.
  153. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. Институт „Советская Энциклопедия“, 1935. — 560с.
  154. , C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория Электронный ресурс. / C.B. Тришина // Интернет-журнал
  155. Эйдос». 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/iournal156
  156. , C.B., Хуторской A.B. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования Электронный ресурс. / C.B. Тришина, A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. — 22 июня. Http://www.eidos.ru/iournal
  157. , М.В. Формирование социальной компетентности учащихся технологического профиля в современной школе: автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: / М. В. Тюкавина.- Чита, 2009. 24 с.
  158. , JI. И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  159. , Ю.Е. Педагогическая технология формирования социальной компетентности детей в процессе преемственности работы ДОУ и школы: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.07 / Ю. Е. Уфимцева. Шадринск, 2006. — 205 с.
  160. , С.А. Социальная компетентность: определение сущности и поиск путей развития / С.А. Учурова// Известия УрО РАО. Образование и наука. 2007. — № 2. — С. 105−110.
  161. , Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: Предпосылки. Опыт / Г. Ф. Федорец Ленинград: Лен. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1989.- 193 с.
  162. , И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника Электронный ресурс. / И. А. Федякова. http://festival. lseptember.ru
  163. , Ю. В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю. В. Фролов, Д. А Махотин // Высшее образование сегодня. 2004.-№ 8. — С.34−44.
  164. , Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский. М.: Просвещение, 1972. — 238с.
  165. , А.Г. Здоровье школьников / А. Г. Хрипкова // Биология в школе. 1997. — № 2. — С.13−18.
  166. , А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B. Хуторской. М.:МГУ, 2003.- 136с.
  167. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Центр «Эйдос». http:// www.eidos.ru/news/
  168. , А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования» / A.B. Хуторской. М.: МГУ, 2002. — 146с.
  169. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  170. , A.B. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря. Http://www.eidos.ru/journal
  171. , В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников: дисс.. канд. пед. наук / В. В. Цветков. — Великий Новгород, 2002.- 155 с.
  172. , Г. А., Мастеров, Б. М. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров.- М.: Интерпракс, 1995.- 342с.
  173. , Н.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода / Н. К. Чапаев // Образование и наука. 1999. — № 2.- С. 134−142.
  174. , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/ И. Д. Чечель //Директор школы. — 1998. -№ 3. 19−24.
  175. , В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход / В. Д. Шадриков II Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. -С.26−34.
  176. , М. В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272с.
  177. , П.Н. Современная социальная психология/ П.Н. Шиха-рев. М.: ИП РАН- КСП+ - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 448 с.
  178. , С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / С. Е. Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С.58−62.
  179. , С.Е., Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальнев. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  180. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 32−39.
  181. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под ред. Л. П. Печко. М.: Просвещение, 1984.- 266с.
  182. Экологическое образование школьников / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Просвещение, 1983.- 312с.
  183. , Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практи-ко-ориентированному образованию Электронный ресурс. / Ф. Г. Ялалов // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 15 января. НЦр:/Лу??.е1с1о8.ги/]оигпа!
  184. , Е. А. Школа для всех. Адаптивная модель / Е. А. Ям-бург.- М.: ВЛАДОС, 1996.- 500с.
  185. Http: // www. Auditorium. Ru
  186. Baily K.D. Methods of Social Research N. Y., London, 1982.
  187. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  188. Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence -Based approach to its 81тсШге//Преподаватель высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.
  189. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
Заполнить форму текущей работой